Сроки процедур банкротства

Сроки рассмотрения процедуры банкротства определяются, согласно 127-ФЗ. Они установлены для определения максимальных временных границ. Точно сказать, сколько будет в общем длиться процедура банкротства, нельзя. Сроки всегда определяются в индивидуальном порядке.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Содержание

Сколько может длиться процедура банкротства юрлица

Максимальные сроки банкротства юрлица законодательно не определены. При определении сроков процесса учитывается сложность дела:

  1. Размер задолженности, который сформировался у должника перед кредиторами.
  2. Объем конкурсной массы, которая выступает базой для погашения требований кредиторов.
  3. Статус должника: не является ли он отсутствующим должником или ликвидируемым.

Ограничения в части максимальной продолжительности исполнения процедуры банкротства применены по отношению к каждому этапу. Применительно к процессу банкротства может применяться один из пяти этапов:

  1. Наблюдение.
  2. Финансовое оздоровление.
  3. Внешнее управление.
  4. Конкурсное производство.
  5. Мировое соглашение.

Этапы процедуры признания юрлица банкротом, а также сроки их исполнения регламентируются главами 3-8 127-ФЗ. Отправная точка для определения продолжительности процедуры финансовой несостоятельности – это дата подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. С такой инициативой может выступить сам должник, его кредиторы или уполномоченные органы.

Согласно п. 3 ст. 48 127-ФЗ, на основании рассмотрения поступившего заявления суд может вынести определение о признании его обоснованным и введении процедуры наблюдения либо об отказе в удовлетворении требований и рассмотрении заявления.

Продолжительность этапа наблюдения

Этап наблюдения в процедуре банкротства – это, по сути, подготовительный этап, на котором определяется стратегия дальнейших действий в отношении должника, и оцениваются возможности для восстановления платежного баланса компании.

Максимальный временной промежуток, в течение которого арбитраж рассматривает заявление о признании компании финансово несостоятельной, определяется по нормам АПК. Согласно ч. 1 ст. 152 АПК, предельный временной период рассмотрения заявления истца и вынесения судебного определения установлен как 3 месяца.

Но в делах о банкротстве юрлиц данные сроки не действуют. Максимальная продолжительность рассмотрения дел о банкротстве прописана в ст. 51 127-ФЗ. На эту статью законодатель ссылается и в ст. 62 127-ФЗ, которая регулирует продолжительность наблюдения.

На основании ст. 51 127-ФЗ продолжительность наблюдения может составлять не более 7 месяцев. Сроки исчисляются с даты получения арбитражным судом заявления о банкротстве. При повышенной сложности дела и необходимости исполнения дополнительных действий указанные сроки могут быть увеличены более, чем в два раза.

Таким образом, для процедуры наблюдения в рамках 127-ФЗ не установлены предельные сроки. Но законодательно в главе, регулирующей этап наблюдения, приводится отсылка к п. 3 ст. 62 127-ФЗ. В связи с этим дата завершения наблюдения по судебному определению не устанавливается. Но суд может сразу назначить дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о финансовой несостоятельности.

Не позднее, чем за 5 дней до даты судебного заседания временный управляющий должен передать в арбитраж:

  1. Отчет по результатам работы, в том числе проведенному анализу финансового состояния юрлица.
  2. Протокол первого кредиторского собрания по п. 2 ст. 67 127-ФЗ.

В п. 10 Постановления ВАС №51 отмечается, что применительно к банкротству ИП сроки наблюдательной процедуры должны быть минимальны. При этом они должны быть достаточными для оценки размера задолженности, величины активов и пр.

На первом собрании кредиторов по п. 1 ст. 73, ст. 74 127-ФЗ может быть принято одни из указанных ниже решений:

  1. О введении финансового оздоровления или внешнего управления.
  2. О признании должника банкротом со всеми последствиями в виде введения конкурсного производства.
  3. Об утверждении мирового соглашения.

Арбитражный суд должен принять решение о переходе к следующему этапу с учетом принятого на первом собрании кредиторов решении.

Если кредиторы не смогли принять решение о переходе к следующему этапу, то наблюдение также можно продлить для того, чтобы была возможность проведения нового собрания, но не более, чем на 7 месяцев.

Когда кредиторам не удалось принять решение и по результатам продленного периода наблюдения, то суд может самостоятельно решить, какое будущее ждет должника: внешнее управление или оздоровление либо конкурсное производство и ликвидация (с учетом п. 2 ст. 75 127-ФЗ).

Финансовое оздоровление – один из этапов банкротства, который вводится в отношении должника при наличии шансов на восстановление его платежеспособности. Финансовое оздоровление, по сути, представляет собой рассрочку в исполнении долговых обязательств. На этом этапе разрабатывается график погашения долга и план (при отсутствии поручителей и гарантов в исполнении обязательств должника).

На основании положений п. 6 ст. 80 127-ФЗ финансовое оздоровление вводится на период не более 2 лет. При этом два года – это максимальная продолжительность финансового оздоровления, реальный срок реализации графика оздоровления может быть и меньше.

Первоначально сроки финансового оздоровления перечисляются в ходатайстве учредителей (участников) компании, которое передается для рассмотрения на первом собрании кредиторов по п. 4 ст. 77 127-ФЗ. В случае удовлетворения ходатайства сроки финансового оздоровления фиксируются в решении кредиторского собрания о введении этапа финансового оздоровления по п. 1 ст. 74 127-ФЗ. Если судья принимает определение о введении финансового оздоровления, то в нем указываются конкретные сроки для проведения данной процедуры по п. 3 ст. 80 127-ФЗ.

Как минимум за месяц до окончания сроков финансового оздоровления компания передает управляющему отчетность о результатах проведения процедуры по п. 1 ст. 88 127-ФЗ.

Если финансовое оздоровление было введено на 2 года, то через 1 год 11 месяцев учредители должны отчитаться. К отчету по п. 2 ст. 88 127-ФЗ прилагаются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, документы по исполненным обязательствам кредиторов.

По результатам проведенного анализа отчетности арбитражный управляющий должен подготовить свое экспертное заключение по исполнению должником графика погашения задолженности. Такое заключение готовится управляющим в сроки не более 10 дней после поступления пакета документов от должника. Оно передается реестровым кредиторам и в арбитражный суд.

Завершается финансовое оздоровление на дату проведения судебного заседания. На нем рассматриваются результаты финансового оздоровления и жалобы от кредиторов. По итогам оздоровления выносится определение о прекращении производства по делу о банкротстве, введении внешнего управления или этапа конкурсного производства по п. 5, 6 ст. 88 127-ФЗ.

Хотя сроки финансового оздоровления могут достигать 2 года, но должник наделен правом на досрочное погашение задолженности по представленному им плану-графику. При опережении графика погашения задолженности должник также передает отчетность по результатам исполнения обязательств. По итогам судебного заседания арбитражный судья вправе принять решение по п. 3 ст. 86 127-ФЗ о прекращении производства по делу в случае, если все требования удалось погасить, или об отказе в прекращении производства при выявлении непогашенной задолженности.

Также процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно при неоднократном нарушении должником плана-графика на 15 дней и более на основании п. 1 ст. 87 127-ФЗ. Для этого управляющему необходимо собрать собрание кредиторов для определения дальнейшей судьбы должника и того, с каким требованиями нужно ходатайствовать перед судом по п. 2, 3, 4 ст. 87 127-ФЗ.

Сроки внешнего управления

Внешнее управление – это еще одна реабилитационная процедура в деле о банкротстве. Оно вводится, если этап финансового оздоровления не привел к должному результату либо сразу по результатам наблюдения. Для его введения должно соблюдаться несколько условий:

  1. У участников процесса есть основания полагать, что платежеспособность компании может быть восстановлена.
  2. Есть предположение, что именно ошибки в управленческих решениях привели к финансовому кризису в компании.

В ходе внешнего управления руководство юрлица отстраняется от дел, и управление предприятием переходит к внешнему управляющему. Он реализует комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности (включая закрытие нерентабельных производств, продажу непрофильных активов и пр.).

На основании п. 2 ст. 93 127-ФЗ внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев. Допускается их продление при необходимости, но на период не более полугода. Таким образом, максимальные сроки внешнего управления составляют 24 месяца.

Также на основании п. 3 ст. 93 127-ФЗ допускается сокращение сроков внешнего управления по ходатайству внешнего управляющего или собрания кредиторов.

Сроки конкурсного производства

Решение о введении конкурсного производства означает официальное признание юрлица банкротом на основании п. 1, 2 ст. 53, п. 1 ст. 124 127-ФЗ. Данное решение допускается обжаловать по п. 4 ст. 53 127-ФЗ.

На данном этапе происходит инвентаризация, аккумуляция имущества должника и его продажа на открытых торгах. За счет сформированной конкурсной массы происходит погашение требований кредиторов в порядке очередности. За проведение конкурсного производства отвечает назначенный конкурсный управляющий. Даже если не все требования кредиторов удалось погасить на этапе конкурсного производства, то непогашенная задолженность подлежит списанию.

По результатам конкурсного производства компания ликвидируется и прекращает свое существование.

Конкурсное производство вводится на период до 6 месяцев на основании п. 2 ст. 124 127-ФЗ. Реальные сроки этого этапа устанавливаются в судебном решении о признании должника банкротом. Указанные сроки отсчитываются с даты принятия судебного определения или с даты объявления резолютивной части, если она оглашалась отдельно (по п. 50 Постановления Пленума ВС от 2012 года №35).

Продлить сроки данного этапа допускается не более, чем на 6 месяцев. Продление осуществляется на основании ходатайства о продлении, поданного конкурсным управляющим или иным участником дела о банкротстве. Определение о продлении срока конкурсного производства по п. 3 ст. 124 127-ФЗ выносится арбитражным судом. При этом причины для продления законодательно не ограничены, и судья рассматривает их в индивидуальном порядке, на основании чего приходит к выводу о целесообразности продления.

Истечение сроков конкурсного производства не является основанием для прекращения конкурсного производства и закрытия дела о банкротстве: на это указано в п. 50 Постановления Пленума ВАС от 2012 года №35. Пока конкурсный управляющий не отчитается перед арбитражным судом по результатам погашения требований кредиторов, дело о банкротстве не закрывается.

При этом 127-ФЗ не содержит ограничений относительно максимальных сроков процедуры конкурсного производства. Они могут неоднократно продляться на период до полугода.

ВАС указывает на то, что сроки конкурсного производства допускается продлить неоднократно. Такое продление может потребоваться для завершения реализации имущества должника и прекращения конкурсного производства, например, при банкротстве крупных предприятий. Вынесенные судом определения о продлении конкурсного производства должны быть обоснованы и мотивированы по ч. 4 ст. 15 АПК.

После того как в деле о банкротстве была поставлена точка, и компания была ликвидирована, у заинтересованных лиц будет три года для предъявления своих требований к учредителям юрлица о привлечении их к субсидиарной ответственности.

Такая ответственность наступает при наличии вины руководства в доведении компании до банкротства и при причинении вреда кредиторам.

Длительность процедуры по упрощенной схеме

В некоторых случаях процедура банкротства юрлица происходит по упрощенной схеме. Это справедливо по отношению к отсутствующему должнику или ликвидируемому юрлицу. В последнем случае необходимо инициировать процесс финансовой несостоятельности, если по результатам подготовки промежуточного баланса был выявлен факт недостаточности имущества для погашения требований кредиторов.

Дело о банкротстве отсутствующего должника инициируется уполномоченными инстанциями, если был выявлены факты отсутствия деятельности компании в течение года и более или отсутствия средств для погашения всех затрат на процедуру банкротства.

Особенность упрощенного банкротства состоит в том, что в отношении должника сразу вводится этап конкурсного производства, так как о восстановлении платежеспособности речи не идет. Этапы наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления не применяются. При упрощенном банкротстве ограничены сроки для предъявления требований кредиторов – они составляют не более 1 месяца со дня уведомления кредиторов (при стандартном банкротстве – до 2 месяцев).

Законодательно сроки проведения процедуры несостоятельности в упрощенном не установлены и не ограничены. Действуют только общие ограничения для этапа конкурсного производства: оно проводится за период в пределах 6 месяцев. Следовательно, упрощенное банкротство обычно занимает до 6-9 месяцев, тогда как стандартная процедура длится до 2 лет.

Таким образом, в 127-ФЗ сроки проведения процесса банкротства никак не ограничены. Этап наблюдения может длиться не более 7 месяцев с возможностью продления до 7 месяцев; максимальная продолжительность финансового оздоровления составляет 2 года; внешнее управление вводится на период до 18 месяцев с возможностью продления на полгода; конкурсное производство вводится на полгода с возможностью неоднократного продления на полгода. Упрощенное банкротство состоит только из этапа конкурсного производства и занимает не более 6-9 месяцев.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Светлана Асадова Экономист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Срок финансового оздоровления

Актуально на: 12 июля 2017 г.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет (). То есть 2 года – это максимальный срок финансового оздоровления, который может быть и меньше.

Изначально срок финансового оздоровления указывается в ходатайстве учредителей (участников) к первому собранию кредиторов о введении данной процедуры (п. 4 ст. 77 Закона № 127-ФЗ). Далее при удовлетворении ходатайства срок оздоровления фиксируется в решении собрания о введении финансового оздоровления (п. 1 ст. 74 Закона № 127-ФЗ). На основании этого решения составляется еще одно ходатайство, уже в арбитражный суд, и судья выносит определение о введении финансового оздоровления, в котором указывает конкретный срок для его проведения (п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ).

Если срок финансового оздоровления подходит к концу

По общему правилу не позднее чем за месяц до окончания срока процедуры компания-должник должна предоставить отчет об итогах проведения финансового оздоровления административному управляющему (п. 1 ст. 88 Закона № 127-ФЗ). То есть если финансовое оздоровление было введено, к примеру, на 1 календарный год, то направить отчет должнику нужно будет спустя 11 месяцев.

При этом к отчету должны быть приложены (п. 2 ст. 88 Закона № 127-ФЗ):

  • баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • документы, свидетельствующие о том, что требования кредиторов исполнены.

Указанные выше бумаги должен проанализировать административный управляющий и составить заключение о выполнении графика погашения задолженности. Далее он должен направить его «реестровым» кредиторам и в арбитражный суд. На все это у него есть 10 дней с даты получения отчета должника (п. 3 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Финальная стадия процедуры – назначение даты судебного заседания, где будут рассматриваться результаты финансового оздоровления и жалобы кредиторов. По его итогам может быть принято определение о прекращении производства по делу о банкротстве, определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 5,6 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Досрочное завершение финансового оздоровления

Как было указано выше, срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Однако должник может погасить свои долги и в более короткий срок.

В случае опережения графика погашения задолженности должник подает отчет об итогах процедуры финансового оздоровления тогда, когда все требования кредиторов удовлетворены, в том же порядке, как если бы оставался месяц до окончания процедуры (п. 1,2 ст. 86 Закона № 127-ФЗ). Но в данном случае по итогам судебного заседания судья может принять (п. 3 ст. 86 Закона № 127-ФЗ):

  • или определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если все требования кредиторов удовлетворены (а если есть те, которые не удовлетворены, то они признаны необоснованными);
  • или определение об отказе в прекращении производства по делу, если была выявлена непогашенная задолженность.

Возможна и другая ситуация, когда должник перестает платить по долгам и выбивается из графика платежей. А при неоднократном нарушении графика более чем на 15 дней процедура финансового оздоровления может быть досрочно прекращена (п. 1 ст. 87 Закона № 127-ФЗ). Для этого административный управляющий должен созвать собрание кредиторов, и уже оно будет решать, какую процедуру банкротства далее следует вводить в отношении должника и, соответственно, с каким ходатайством обращаться в суд (п. 2,3,4 ст. 87 Закона № 127-ФЗ).

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет (п. 6 ст. 80 Закона № 127-ФЗ – далее Закона № 127-ФЗ ). То есть 2 года – это максимальный срок финансового оздоровления, который может быть и меньше.

Изначально срок финансового оздоровления указывается в ходатайстве учредителей (участников) к первому собранию кредиторов о введении данной процедуры (п. 4 ст. 77 Закона № 127-ФЗ ). Далее при удовлетворении ходатайства срок оздоровления фиксируется в решении собрания о введении финансового оздоровления (п. 1 ст. 74 Закона № 127-ФЗ ). На основании этого решения составляется еще одно ходатайство, уже в арбитражный суд, и судья выносит определение о введении финансового оздоровления, в котором указывает конкретный срок для его проведения (п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ ).

Общий срок финансового оздоровления

Финоздоровление может быть введено арбитражем самостоятельно (п. 2, 3 стат. 75 Закона) или же согласно принятому кредиторским собранием решению (п. 1 стат. 80). Одновременно выбирается кандидатура управляющего (административного). При этом финансовое оздоровление вводится на срок, указанный в соответствующем определении суда, где дополнительно приведен график погашения долгов, а также содержится информация об обеспечении.

В соответствии с п. 6 стат. 80 максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года, то есть может быть меньше, но не больше. Первоначально предполагаемый период санации должника обозначается в ходатайстве участников (учредителей), подаваемому к первому кредиторскому собранию. Затем при согласии собрания данные о сроке санации фиксируются в решении первого кредиторского собрания (п. 1 стат. 74), после чего точные даты утверждаются судебными органами в определении о применении процедуры (п. 3 стат. 80).

Обратите внимание! Наступающие с момента введения финоздоровления последствия для должника и кредиторов поименованы в стат. 81 Закона. Это, к примеру, отмена принятых ранее обеспечительных мер; запрет на изъятие имущества собственниками УП; на выплату дивидендов, выдел долей и паев, распределение прибыли и т.д.

Когда финоздлровление завершается досрочно

Мы выяснили, что срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Согласно п. 1 стат. 88 Закона не позже, чем за 1 мес. до завершения санации фирма-должник обязана подать управляющему отчет о результатах проведенных мероприятий. К форме прилагаются финансовые балансы и платежные документы в части исполнения обязательств. После рассмотрения всех данных управляющий составляет заключение, где приводятся сведения о погашении долгов. В том случае, если все обязательства исполнены, дело о банкротстве прекращается. Если же возможности рассчитаться у должника нет, вводится внешнее управление или конкурсное производство.

Досрочно закончить санацию можно при полном погашении юрлицом своих обязательств перед кредиторами, включенными в реестр (п. 1 стат. 86). В этой ситуации компания-должник также обязана предоставить отчет с подробными данными об исполнении обязательств и приложением подтверждающей расчеты документации. После рассмотрения данных и с учетом поданных кредиторами жалоб суд вправе вынести определение о прекращении дела о неплатежеспособности или отказе в его прекращении. Для второго варианта развития событий должно быть обоснование – наличие неисполненных требований или жалоб кредиторов.

Вывод – мы разобрались, на какой срок вводится финансовое оздоровление. По законодательным нормам этот период максимально составляет 2 года. Однако в отдельных ситуациях срок оздоровления может быть сокращен. Отчет о результатах санации подается за месяц до официального завершения этой стадии, а досрочное завершение возможно только при полных расчетах с кредиторами и отсутствии обоснованных жалоб со стороны последних.

Введение и осуществление процедуры Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утверждённый судом график погашения задолженности. Управление деятельностью должника в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение. Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений.

Статья 80. порядок введения финансового оздоровления

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 октября 2012; проверки требуют 6 правок. Фина́нсовое оздоровле́ние — в Российской Федерации одна из процедур процесса банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком.
Содержание

  • 1 Основание введения процедуры
  • 2 Введение и осуществление процедуры
  • 2.1 Правовые последствия введения процедуры
  • 3 Завершение процедуры
  • 4 Примечания
  • Финансовое оздоровление вводится на основании ходатайства должника или иных лиц, круг которых определён законом, первому собранию кредиторов или в случаях, установленных законом, арбитражному суду.

    Указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы должны быть представлены временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Решение об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника-унитарного предприятия.
    Решение об обращении с предложением о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности и предлагаемый срок финансового оздоровления.

    Финансовое оздоровление в процедуре банкротства предприятия

    За этот период организация должна погасить все имеющиеся задолженности и восстановить собственную платежеспособность. Стадия может быть прекращена досрочно, если имеются следующие основания:

    • нарушение сроков предоставления соглашения о гарантиях выполнения обязательств перед кредиторами в арбитражный суд;
    • уплата долгов кредиторам осуществляется с нарушением установленного графика погашения задолженностей, задержка платежей составляет 15 и более дней;
    • организация ликвидировала все имеющиеся задолженности до окончания срока, определенного судом.

    Права и обязанности участников финансового оздоровления Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.

    Сроки финансового оздоровления

    После принятия решения о назначении процедуры он становится обязательным для выполнения. Ответственность за его реализацию лежит на руководителе хозяйствующего субъекта.

    Административный управляющий Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления.

    Начало его полномочий — дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.

    Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов.

    Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.

    Срок финансового оздоровления не может превышать

    Его разработчик должен ознакомить с ним кредиторов не позднее 15 дней до проведения их общего собрания. Данная стадия процедуры банкротства отменяет ранее существовавший порядок обеспечения требований, предъявленных кредиторами должнику.

    Положительное решение о введении антикризисного управления принимается в том случае, когда должник предоставляет суду гарантии погашения не менее 20% существующей у него задолженности. Обеспечением его обязательств в финансовом оздоровлении могут служить:

    • банковские гарантии;
    • все виды имущества;
    • поручительство третьих лиц и т. п.

    Предлагаемое обеспечение не должно находиться в обременении на момент принятия решения судом. Сроки финансового оздоровления Антикризисное управление имеет ограниченный срок применения. Он указывается в определение суда и зависит от принятого графика погашения долговых обязательств.

    Срок финансового оздоровления и внешнего управления

    Обязанность по разработке плана ложится на должника, который должен предложить реальные способы обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами согласно установленному графику платежей. План финансового оздоровления по структуре напоминает обычный бизнес-план, составляемый при создании новой организации.

    Структура плана представлена следующими основными пунктами:

    1. обзор предприятия и его характеристика;
    2. информация о текущем состоянии бизнеса;
    3. финансовый анализ;
    4. маркетинг и сбыт;
    5. мероприятия для преодоления кризиса;
    6. план производства или сбыта;
    7. источники финансирования.

    Контролировать исполнение должником графика выплат долгов и соблюдение разработанного плана будет независимый эксперт — финансовый (административный) управляющий.

    Кто и когда признает компанию банкротом

    Кто и когда признает компанию банкротом

    В рыночных условиях банкротство компаний — явление нередкое. Порядок банкротства несостоятельных компаний регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
    Для отдельной группы предприятий банкротство проходит в особом порядке, регулируется специальными нормативными актами и в данной статье рассматриваться не будет. К этой группе относятся:

    • градообразующие организации;
    • сельскохозяйственные организации;
    • финансовые организации;
    • стратегические предприятия и организации;
    • субъекты естественных монополий;
    • застройщики.

    Кого считают банкротом?

    Не всякую компанию, испытывающую финансовые трудности, можно считать банкротом. Чтобы компания официально стала банкротом, необходимо выполнение трех условий:

    1. У предприятия должны быть признаки банкротства. Они определены в п.2 ст.3 Закона № 127-ФЗ как неспособность юридического лица погасить денежные требования кредиторов либо задолженность по налогам и сборам в течение трех месяцев с даты, когда долг должен быть погашен.

    2. Сумма долга, не погашенного в течение трех месяцев, должна быть не менее 100 000 руб. (п.2 ст.6 Закона № 127-ФЗ).

    3. Должно быть вынесено решение арбитражного суда о признании компании несостоятельной (банкротом).

    Таким образом, если решения арбитражного суда нет, то даже при выполнении первых двух условий компания не будет считаться банкротом.

    Банкротство как механизм избавления от долгов было придумано еще в древнем Риме. На сегодняшний день в мировой практике банкротство – действенный механизм, позволяющий компании, попавшей в тяжелое финансовое положение, реструктуризировать долги и продолжить коммерческую деятельность. В Российском законе о банкротстве предусмотрены также процедуры, направленные на «реанимацию» предприятия-должника: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Однако в большинстве случаев к выздоровлению они не приводят и начинается завершающая стадия банкротства – конкурсное производство. Практика арбитражных судов показывает, что восстановить платежеспособность должника-банкрота удается лишь в редких случаях. Как следует из аналитического отчета ВАС РФ за 2008 г. <1>, в 78% случаев по результатам наблюдения суд принимал решения о признании должников несостоятельными (банкротами) и введении в отношении их процедуры конкурсного производства. Таким образом, механизм банкротства предусматривает два различных направления: первое — «лечение» должника, восстановление его платежеспособности, второе — ликвидация предприятия-должника. В России наибольшее распространение получило второе направление, так что понятие банкротства стало синонимом ликвидации предприятия с долгами.

    Чем же привлекателен механизм банкротства? Прежде всего, возможностью погасить долги, не расплачиваясь с кредиторами: при ликвидации предприятия-должника все требования кредиторов считаются погашенными.

    Обратите внимание!

    Не могут быть признаны банкротами (п.1 ст.65 ГК РФ):

    • казенные предприятия;
    • учреждения;
    • политические партии;
    • религиозные организации.

    Кто может обратиться в арбитражный суд с заявлением для возбуждения дела о банкротстве?

    Дело в арбитражном суде возбуждается только на основании заявления. Заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд могут направить:

    • само предприятие-должник;
    • кредиторы;
    • уполномоченные на это органы (налоговая инспекция).

    Для кредиторов и налоговой инспекции инициирование дела о банкротстве должника является их правом. Для должника же инициирование дела о банкротстве в большинстве случаев является обязанностью и лишь в отдельных случаях — правом. Таким образом, в суд могут поступить одновременно три заявления: от предприятия-должника, его кредитора и от налоговой инспекции.

    Закон позволяет лицу, первым направившему заявление о банкротстве, выбрать и предложить для утверждения арбитражному суду кандидатуру арбитражного управляющего. А это может нести в себе определенные выгоды.

    Кто такой арбитражный управляющий?

    Арбитражный управляющий является ключевой фигурой в деле о банкротстве. От него во многом зависит судьба банкрота, а также то, сколько долгов сможет получить кредитор.

    Как правило, банкротство — результат недостаточно грамотного руководства компанией. Поэтому предприятию-банкроту арбитражный суд назначает управляющего, обладающего соответствующими опытом и знаниями. Этот управляющий так и называется — «арбитражный». По замыслу, арбитражный управляющий должен быть»экономическим врачом» для «заболевшего» предприятия. Однако российская арбитражная практика показывает, что чаще всего арбитражному управляющему приходится выполнять функции «похоронной команды» в стадии конкурсного производства.

    В деле о банкротстве арбитражный управляющий должен соблюдать независимость и непредвзятость и действовать одновременно в интересах противоположных сторон: и банкрота, и его кредиторов.

    Банкротство по инициативе должника

    Банкротство по заявлению должника является легитимной и весьма эффективной процедурой ликвидации юридического лица, неспособного рассчитаться с долгами. Самой быстрой, а значит, и дешевой эта процедура будет, если подать заявление о банкротстве в период ликвидации. В отношении предприятия сразу же возбуждается завершающая стадия банкротства — конкурсное производство. Предприятие-должник ликвидируется по упрощенной процедуре банкротства. Банкротство же в процессе обычной хозяйственной деятельности — это долгий и достаточно дорогостоящий процесс, длящийся обычно несколько лет.

    Закон о банкротстве устанавливает обязанность руководителей несостоятельного предприятия возбуждать в отношении собственного предприятия дело о банкротстве. Однако из-за неэффективности реабилитационных процедур этот механизмом достаточно редко используется с целью восстановления жизнеспособности предприятия. К тому же, для собственников и руководителей предприятий установлена значительная финансовая ответственность. Бизнесмены, вне зависимости от формы собственности предприятия (учредители ООО, акционеры ОАО, ЗАО), могут поплатиться личным имуществом. Произойдет это в том случае, если суд докажет: предприниматели знали, что долги компании превысили ее активы, но в течение месяца не подали заявления о банкротстве (п.1, п.2, ст.10 Закона № 127-ФЗ).

    Несомненно, инициирование процедуры банкротства (в данном случае как синонима ликвидации) самим должником содержит для него явные преимущества: возможность выбора «своего» арбитражного управляющего; блокирование действий кредиторов в отношении имущества предприятия; защиту от исполнения судебных решений по взысканию долгов; возможность продолжать хозяйственную деятельность до момента ликвидации юридического лица, возможность перепродать»своим людям» наиболее интересные ликвидные активы предприятия до начала банкротных процедур.

    Однако здесь и кроются наиболее опасные риски для руководителей предприятия-должника, которых необходимо защитить от обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве. Для того чтобы максимально снизить указанные риски, необходимо тщательно проанализировать такие понятия, как «преднамеренное банкротство» и «фиктивное банкротство».

    Признаки преднамеренного банкротства установлены ст.196 УК РФ и представляют собой действия как прямого, так и косвенного характера, направленные на «создание или увеличение неплатежеспособности как до признания или официального объявления должника банкротом, так и в период банкротства», связанные прежде всего с получением определенных имущественных или неимущественных выгод для заинтересованных лиц.

    Что касается фиктивного банкротства, в соответствии со ст.197 УК РФ это — заведомо ложное объявление должником о своей несостоятельности при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Как правило, в этих целях должник значительно преувеличивает сумму кредиторской задолженности, опираясь на фиктивные первичные документы, увеличивающие показатели пассива баланса.

    Таким образом, для руководства, подавшего заявление о своем банкротстве, существуют серьезные риски уголовного преследования. Поэтому до подачи заявления о банкротстве руководителем предприятия следует проанализировать риски обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве.

    Выявить признаки преднамеренного или фиктивного банкротства можно только на основании бухгалтерских документов. Недобросовестное предприятие может «потерять» документы, чтобы невозможно было определить его действительное финансовое положение, выявить умысел в действиях руководства. Поэтому в Закон о банкротстве введена следующая норма: если у предприятия отсутствуют документы бухгалтерского и налогового учета либо эти документы содержат недостоверную информацию, руководитель совместно с предприятием за свой счет погашает все долги (п.5 ст.10 Закона № 127-ФЗ).

    Законом о банкротстве установлены случаи, в которых предприятие обязано обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом.

    В процессе обычной хозяйственной деятельности заявление в арбитражный суд должен подать руководитель предприятия (п.1 ст.9 Закона № 127-ФЗ), если:

    • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
    • органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
    • органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
    • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
    • должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
    • иные случаи, предусмотренные Законом № 127-ФЗ.

    Заявление в арбитражный суд руководитель должен направить не позднее, чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

    Если предприятие находится в стадии ликвидации, роль органов управления выполняет ликвидационная комиссия. В результате инвентаризации имущества и обязательств может быть выявлено, что денежных средств и средств от продажи имущества недостаточно для расчетов с кредиторами. В этом случае предприятие должно ликвидироваться в порядке банкротства. С заявлением в арбитражный суд должна обратиться ликвидационная комиссия в течение десяти дней с момента проведения инвентаризации.

    Банкротство по инициативе кредитора

    Проанализируем, в каких случаях банкротство может быть инициировано кредиторами.

    Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом может не любой кредитор. Закон о банкротстве вводит понятие конкурсного кредитора, т.е. кредитора по денежным обязательствам.

    Денежными обязательствами могут быть:

    • задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
    • суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
    • задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения;
    • задолженность, возникшая вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

    Таким образом, покупатель, перечисливший предоплату и не получивший товар, не может инициировать процедуру банкротства. По договору поставки должник обязан поставить товар, а не уплатить деньги. Покупателю сначала нужно будет превратить обязательство поставщика в денежное. Это возможно в случае расторжения договора, новации долга и т.д.

    Обратите внимание!

    В сумму денежного требования для инициирования банкротства не включаются неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды.

    Для конкурсных кредиторов Закон о банкротстве также устанавливает ограничения в праве на обращение в суд:

    • с даты возникновения долга должно пройти три месяца;
    • размер долга должен быть не менее 100 000 рублей;
    • долг должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда.

    Как же быть кредитору, чьи требования составляют менее ста тысяч? Следует найти товарищей «по несчастью», объединить с ними свои требования и подать совместное заявление в суд. Такое заявление подписывается конкурсными кредиторами, объединившими свои требования (п.5 ст.39 Закона № 127-ФЗ).

    Кредиторы, подавая заявление о признании должника банкротом, несут риск дополнительных расходов: если у должника недостаточно средств, то на них могут лечь судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в силу п.3 ст.59 Закона о банкротстве. Если такое неприятное событие все же произошло, то кредитор-заявитель может попытаться вернуть понесенные расходы. При продолжении дела о банкротстве должника выплаты, осуществленные заявителем в счет погашения таких расходов, компенсируются при погашении требований кредиторов по текущим платежам в порядке удовлетворения требований кредиторов той очереди, к которой относились осуществленные заявителем выплаты.

    Как мы уже говорили, банкротство не является действенным механизмом взыскания долгов. Это обусловлено двумя причинами: к моменту банкротства с предприятия-должника, как правило, уже нечего взять; при этом финансировать процедуру банкротства вынужден кредитор.

    Поэтому в России банкротство по инициативе кредиторов интересно последним в большей степени как возможность покупки предприятия по бросовым ценам. Банкротство зачастую используется как один из механизмов рейдерского захвата. По некоторым экспертным оценкам, ущерб от рейдерства для экономики страны достигает от 20 до 50 млрд. долларов ежегодно <2>, а прибыль от бизнеса по захвату предприятий составляет от 100 до 500% вложенных средств <3>.

    Обратите внимание!

    С 1 октября 2011 г. в Налоговый кодекс РФ (п. 4.1 ст. 161 НК РФ) введено правило, согласно которому покупатели (за исключением физлиц) имущества и имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, являются агентами по НДС. Они должны исчислить налог расчетным методом, удержать полученную сумму из выплачиваемых доходов и перечислить ее в бюджет.

    До этой даты налоговыми агентами являлись уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества органы, организации или предприниматели (п. 4 ст. 161 НК РФ).

    Однако не все так просто.

    В соответствии с п.3 ст.65 ГК РФ очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Требование об уплате НДС согласно абз.5 п.2 ст.134 Закона №127-ФЗ относится кчетвертой очереди текущих требований. При этом у должника вполне могут быть более приоритетные требования, о чем покупатель имущества банкрота и не знает.

    В свете этого возникает вопрос: должен ли покупатель имущества должника, признанного банкротом, исполнять обязанности налогового агента по НДС?

    По данному вопросу существует две точки зрения.

    Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России (письма от 11.02.13 № 03-07-11/3393, от 17.01.12 № 03-07-14/04, 17.01.12 № 03-07-14/04, от 28.12.12 № 03-07-14/119), покупатель имущества должника, признанного банкротом, является налоговым агентом по НДС. Это не нарушает прав соответствующих налогоплательщиков-должников и их кредиторов. ФНС России высказывает аналогичную точку зрения (письмо ФНС РФ от 17.01.13 № ЕД-3-3/96@). Некоторые суды поддерживают проверяющих и также указывают, что удержание НДС является обязательным (постановление ФАС Московского округа от 28.01.13 по делу № А40-34418/12-22-316).

    В то же время противоположную позицию занял Высший арбитражный суд. Так, в постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.13 №11 суд указал, что цена, по которой имущество должника-банкрота (в том числе предмет залога) реализовано, должна полностью (без удержания НДС) перечисляться покупателем должнику или организатору торгов, а также организатором торгов — должнику. Должник самостоятельно как налогоплательщик исчисляет НДС по итогам налогового периода и уплачивает его в установленные сроки с учетом того, что требование об уплате налога относится к четвертой очереди текущих требований.

    Банкротство по инициативе уполномоченного органа

    ФНС России уполномочена представлять интересы государства в делах о банкротстве (постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»).

    В случае неисполнения должником требований ФНС России принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом:

    • не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа;
    • в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам, о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

    В данном случае можно говорить о приоритете защиты интересов государства по отношению к интересам частных субъектов. Конкурсный кредитор должен сначала получить судебное решение, тогда как налоговой службе достаточно самостоятельно вынести решение о взыскании задолженности. Таким образом, налоговая служба получает право занять в реестре кредиторов более выгодное положение, чем конкурсные кредиторы. В то же время, срок для обращения в арбитражный суд налоговой службой существенно меньше, чем у конкурсных кредиторов.

    Для инициирования банкротства налоговым органом размер задолженности предприятия по налогам должен составлять не менее ста тысяч рублей.

    С налоговой можно «договориться»

    В последние годы преобладающее количество дел о банкротстве было инициировано налоговой службой. Однако фискальные органы поняли, что через банкротство неплательщиков налогов пополнить бюджет вряд ли удастся. В настоящее время государство не намерено банкротить всех налогоплательщиков, испытывающих финансовые трудности. Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет получить отсрочку или рассрочку по уплате налога сроком до одного года. Основанием для получения отсрочки может быть угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога (пп.3 п.2 ст.64 НК РФ). В налоговую инспекцию нужно будет подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований (п.5 ст.64 НК РФ).
    Очевидно, что в России банкротство в качестве механизма восстановления жизнеспособности предприятия, находящегося в тяжелом финансовом состоянии, и способа взыскания долгов кредиторами не является действенной мерой. Поэтому, как и во все времена, главной гарантией стабильности бизнеса остается умение выбирать надежных партнеров, способных к конструктивному диалогу.

    Многие организации и физические лица, пытаясь списать долги перед кредиторами и банками, прибегают к банкротству. На что следует обращать внимание, если вы должник или кредитор.

    Инструмент, который «звучит» по-разному

    В последнее время мы достаточно часто слышим, как признают банкротами те или иные организации, банки или физических лиц. Согласно «Картотеке арбитражных дел», в России на 4 мая 2017 года было 20 928 зарегистрированных заявлений о банкротстве. Это большой объем дел, с которым арбитражные суды в настоящее время справляются с трудом.

    Кроме того, экономическая ситуация в стране, положение в банковском секторе (периодические отзывы лицензий у кредитных организаций), ужесточение фискальной функции налоговых органов ради пополнения доходов бюджета приводят к увеличению количества банкротств предприятий среднего и малого бизнеса.

    Банкротство — правовой инструмент, который может использоваться различными лицами (должником, кредиторами) для достижения разных целей:

    • реструктуризации или списания долгов;
    • приобретения и передачи имущества в более эффективное управление;
    • возврата должнику ранее отчужденного (сокрытого) имущества;
    • максимального удовлетворения своего требования и т. д.

    Однако в «неумелых руках» этот инструмент далеко не всегда приводит к ожидаемой цели. Более того, незнание последствий тех или иных действий в период, предшествующий банкротству, и в ходе самой процедуры может привести к очень негативным последствиям.

    Предбанкротное состояние

    Чтобы организацию признали банкротом, она должна не исполнять перед кредиторами в течение трех месяцев свои обязательства, сумма которых не может быть менее 300 тыс. рублей. Физическое лицо может быть признано банкротом, если сумма требований к нему составляет не менее 500 тыс. рублей.

    Следовательно, если вы кредитор, имеющий права требования соответствующей задолженности, и эти права подтверждены судебным актом, то вы вправе обратиться с заявлением на банкротство соответствующего контрагента.

    Однако руководство организации, понимая, что не сможет расплатиться со всеми кредиторами должника, как правило, начинает принимать различные меры, направленные на отчуждение наиболее ликвидного имущества или его сокрытия. Делается это, чтобы не допустить передачу имущества кредиторам в ходе процедуры банкротства.

    В таких случаях применяется:

    • погашение требований одних кредиторов в ущерб другим;
    • продажа имущества по заниженной стоимости;
    • предоставление отступного или проведение зачета;
    • продажа имущества с рассрочкой платежа или путем получения взамен неликвидного имущества.

    Безусловно, схемы сделок бывают очень разнообразными и сложными в зависимости от специфики деятельности должника и его возможностей к моменту совершения сделки.

    Закон о банкротстве предусматривает различные способы оспаривания таких действий должника по выводу активов, так называемых сомнительных сделок (такой термин использует госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов»). Эффективность использования этих мер наряду с анализом конкретных условий сделок также зависит от периодов их совершения перед принятием заявления о банкротстве должника. Или отзывом лицензии, если это кредитная организация.

    Поэтому скорейшее обращение с заявлением о банкротстве и детальный анализ сделок, совершенных в предбанкротный период, позволит повысить шансы на возврат имущества в конкурсную массу должника.

    Кроме того, на данном этапе кредиторы стараются захватить первенство подачи заявления на банкротство должника. Дело в том, что это дает право предложить свою кандидатуру арбитражного управляющего, который будет анализировать совершенные сделки и в дальнейшем оспаривать их.

    Банкротство должника

    В ходе банкротства должника применяются различные процедуры, предусмотренные законом (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), отличающиеся друг от друга правами лиц, участвующих в деле, последствиями их введения и целями.

    Однако с самой первой процедуры, как правило, разворачивается противоборство между кредиторами, претендующими на мажоритарное большинство при голосовании на собрании кредиторов. Это часто связано прежде всего с тем, что лица, контролирующие должника, начинают заявлять в реестр требований кредиторов своих аффилированных лиц с необоснованными требованиями в целях получения контроля над реестром.

    Получение контроля над реестром необходимо в первую очередь для наиболее полного удовлетворения своего требования от реализации имущества должника и принятия наиболее важных решений (определение кандидатуры арбитражного управляющего на следующие процедуры банкротства, определение порядка продажи имущества должника и т. д.).

    Ответственность контролирующих

    Достаточно часто руководство организации, испытывающей финансовые трудности, не в полной мере осознает свою ответственность и предпринимает в преддверии банкротства различные действия, которые могут повлечь серьезные гражданско- или уголовно-правовые последствия.

    Привлечение к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, становится в России все более частой практикой. Появляются новые основания для безусловного привлечения к ответственности.

    Например, были приняты изменения, согласно которым с 2017 года, если по итогам налоговой проверки будут выявлены правонарушения и начислена недоимка по уплате налога в бюджет, а размер такой задолженности в последующем в реестре требований кредиторов составит более 50%, данное обстоятельство является основанием для привлечения руководства организации к субсидиарной ответственности в размере всех неудовлетворенных требований кредиторов.

    Поэтому стоит внимательно относиться к осуществляемым в предбанкротный период действиям и анализировать возможные последствия их совершения.

    ВС РФ предписал судам проверять добросовестность кредитора, получивших выплаты в предбанкротный период

    © Reuters. ВС РФ предписал судам проверять добросовестность кредитора, получивших выплаты в предбанкротный период Суды должны проверять добросовестность кредиторов, получивших выплаты в предбанкротный период, даже если эта сумма оказалась меньше 1% стоимости активов, а платеж прошел в рамках обычной хозяйственной деятельности, отмечает Верховный суд (ВС) РФ. Закон о банкротстве не считает такие платежи недействительными, однако это правило не распространяется на тех, кто знает о долге перед другими кредиторами и все равно принимает перевод без учета очередности и пропорциональности, следует из определения, опубликованного в картотеке арбитражных дел.

    В рамках дела о банкротстве ОАО «Останкинский молочный комбинат» его конкурсный кредитор — ПАО «Банк «Санкт-Петербург» — обратился в Арбитражный суд Москвы, чтобы оспорить операцию по списанию 6,9 млн рублей со счета комбината в пользу банка «Возрождение». Он посчитал, что эти операции отвечают признакам недействительности как сделки с предпочтением.

    Из материалов дела следует, что 28 февраля и 31 марта 2017 года комбинат перевел банку «Возрождение» эту сумму в счет погашения процентов по кредитному договору. А «Возрождение», в свою очередь, 28 марта 2017 года обратилось в суд с заявлением о банкротстве комбината, которое суд принял к производству через три дня.

    Суд первой инстанции поддержал банк «Санкт-Петербург», найдя убедительными его доводы о совокупности обстоятельств, необходимых для признания расчетных операций недействительными (платежи проведены менее чем за месяц до принятия заявления о признании комбината банкротом, при наличии обязательств перед другими кредиторами и привели к преимущественному удовлетворению требования банка «Возрождение» непосредственно в преддверии банкротства).

    Апелляция отменила это решение, посчитав, что переводы прошли в процессе обычной хозяйственной деятельности. Размер перевода значительно ниже 1% стоимости активов — порогового значения, установленного законом о банкротстве, операции прошли в соответствии со сроками оплаты по кредитному договору и не отличаются от более ранних расчетов комбината в течение долгого времени, отметила апелляция. Она посчитала доводы «Санкт-Петербурга» о том, что «Возрождение» знало о фактической несостоятельности комбината, не имеющими правового значения. Кассация подтвердила это решение.

    Тогда ООО «Страховая компания «Ойлер Гермес Ру» оспорило решения двух последних судов в ВС.

    По общему правилу закона о банкротстве операцию, совершенную за месяц до принятия заявления о признании банкротом или после этого, можно признать недействительной, если ее итогом стало оказание предпочтения одному из кредиторов, указал ВС РФ. Закон о банкротстве также устанавливает особые критерии по отношению к кредитным обязательствам: если оспариваемые платежи не отличались по срокам и размеру от платежей, подлежащих выплате по условиям кредитного договора, неблагоприятные последствия для кредитной организации наступают лишь в том случае, если на момент оплаты у нее есть данные о просроченных обязательствах должника перед другими банками или бюджетом, говорится в определении.

    Суды не выяснили, знал ли банк «Возрождение» о таких просрочках, а без исследования этих обстоятельств вывод суда первой инстанции об обоснованности заявления банка «Санкт-Петербург» является преждевременным, отметил ВС. Апелляция и кассация, в свою очередь, сохранили юридическую силу платежей в пользу «Возрождения», но неверно истолковали норму закона о банкротстве, по которой платеж нельзя признать недействительным, если он меньше 1% стоимости активов и совершен в рамках обычной деятельности должника. Ведь платежи в пользу недобросовестного контрагента, который знал о предбанкротном состоянии должника и согласился принять исполнение без учета очередности и пропорциональности, к этим обстоятельствам не относятся, говорится в определении.

    Добросовестность банка «Возрождение» имела правовое значение для рассмотрения этого вопроса; а суды не проверили доводы сторон о недобросовестности банка «Возрождение» и его возражения, пояснил ВС. Верховный суд отменил решения судов и вернул дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Срок процедуры банкротства

    30 апреля 2019 5

    Для физических и юридических сторон схема признания несостоятельности различается. Соответственно, различаются и сроки проведения процедуры.

    Автор статьи:

    Евгений Смирнов Навигация по статье

    • Что говорит закон
    • Сроки рассмотрения дела
    • Запуск процедуры
    • Стадии банкротства
    • Наблюдение
    • Санация
    • Внешнее управление
    • Конкурсное производство
    • Подписание мирового соглашения
    • Сколько времени длится процедура
    • Физического лица
    • Юридического лица
    • Минимальные сроки по упрощенной схеме

    Любое юридическое или физическое лицо может объявить о несостоятельности, оформив соответствующее заявление. Однако признать его банкротом вправе исключительно арбитражный суд. Только после тщательного изучения и анализа в течение нескольких месяцев, будет вынесено окончательное решение. Срок процедуры банкротства зависит от субъекта гражданского права, текущей задолженности и имеющегося имущества. В среднем она занимает 1–8 лет.

    Что говорит закон

    Банкротство – объявление о несостоятельности юридического или физического лица вследствие потери платежеспособности. Признание должника банкротом осуществляется только в рамках судебного разбирательства, по официальному заявлению истца.

    Признаки несостоятельности юридических лиц:

    • организация больше не способна погашать текущие долги и исполнять свои прямые обязанности;
    • сумма задолженности превышает 300 тыс. рублей;
    • просрочка платежей длится в течение 3 месяцев.

    Закон о несостоятельности гласит, что физическое лицо (заемщик) признается банкротом только при наличии задолженности свыше 500 тыс. рублей, погасить которую он не в состоянии по причине неплатежеспособности уже на протяжении 3 месяцев.

    Течение и сроки процедуры банкротства регламентируются ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Сроки рассмотрения дела

    В точности ответить, сколько длится процедура банкротства, достаточно сложно, т. к. процесс состоит из нескольких различных этапов. Как только собрание кредиторов принимает решение о признании несостоятельности компании, в суд подается исковое заявление. При этом срок исковой давности по банкротству, в течение которого могут быть защищены права физических и юридических лиц, составляет 3 года.

    В арбитражном суде рассмотрение заявления займет не более 5–7 дней с момента регистрации. Процедура банкротства может быть начата только по решению судебного органа.

    Запуск процедуры

    Для того чтобы начать процесс признания, учредителю, кредиторам или временной администрации необходимо подать заявление в арбитражный суд. Официальный запуск процедуры банкротства возможен только после предварительной проверки судебной инстанции, даже если инициатива исходила от директора компании.

    На каждом этапе процедуры банкротства управление возлагается на определенное уполномоченное лицо – финансового управляющего.

    Стадии банкротства

    Начинается процесс со стандартного анализа компании должника, изучения ее отчетности. Вначале все действия согласуются с учредителем и советом директоров. После уполномоченные лица приступают к восстановлению платежеспособности предприятия, используя различные инструменты. Вследствие отстранения руководства организации, контроль переходит в руки управляющего. Он может начать ликвидировать нерентабельные отделы, перепрофилировать компанию, менять цену на производимый товар, количество выпускаемой продукции.

    Всего существует 5 основных этапов процедуры банкротства. Разберем, кем контролируется и сколько времени занимает каждая стадия.

    Наблюдение

    На данном этапе проводится анализ финансового положения предприятия. Назначенный судом управляющий временно заменяет текущего руководителя фирмы и выполняет его обязанности.

    Производство не прекращается, но в деятельность компании вносятся некоторые изменения. Важные решения принимаются только на собрании кредиторов, возможность полного отстранения директора также подлежит совместному обсуждению.

    Длительность наблюдения при банкротстве регламентируется законодательством, а именно ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Продолжительность периода ограничивается семью месяцами.

    Санация

    Перед тем как официально признать фирму банкротом, суд пытается восстановить ее платежеспособность за счет финансового оздоровления. На данном этапе замораживают выплату по ценным бумагам, снимается арест с имущества и не начисляются штрафные санкции по просроченным кредитам.

    Главная цель привлеченного административного управляющего – рассчитаться по всем долгам компании и выплатить зарплату персоналу.

    Нередки случаи привлечения дополнительных инвестиций, но данная процедура сопряжена с огромными рисками как для инвестора, так и для заемщика.

    Внешнее управление

    На следующем этапе по решению суда отстраняется все руководство компании, а взамен назначается внешний управляющий. Такие радикальные меры принимаются только в случае, если это может посодействовать банкроту в возврате его стабильного финансового положения.

    Судом вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, т. е. текущие долговые обязательства компании временно замораживаются.

    Управляющий вправе:

    • сменить профиль компании;
    • заморозить нерентабельные производственные отделы;
    • взыскать долги с потребителей;
    • изменить ценовую политику;
    • привлечь инвесторов или увеличить УК;
    • организовать выпуск ценных бумаг.

    Внешнее управление длится не более 1,5 лет.

    Конкурсное производство

    Руководство полностью отстраняется от управления, деятельность компании прекращается. Стартует заключительный этап – продажа активов должника на публичных торгах. Приобрести их можно на открытых площадках в режиме онлайн.

    Важно! Если не было достигнуто мировое соглашение, решение продать имущество должника может принять только суд .

    Полученные средства идут на погашение судебных расходов и задолженности перед кредиторами всех очередей. Реализацией имущества и расчетами занимается конкурсный управляющий.

    Подписание мирового соглашения

    Мировое соглашение – завершение процедуры банкротства. Подписать его можно на любой стадии процесса. Прекращение судебных тяжб возможно только в том случае, если обе стороны пришли к общему решению.

    Заключить договор можно даже при неплатежеспособности должника. К примеру, фирма обязуется выплатить долг в 400 тыс. перед кредиторами, реализовав излишки товара по низкой цене. Если обе стороны такая альтернатива устраивает, заключается мировое соглашение.

    Несоблюдение оговоренных условий приводит к возобновлению процедуры банкротства.

    Сколько времени длится процедура

    Для физических и юридических сторон схема признания несостоятельности различается. Таблица со сроками банкротства приведена ниже.

    Физического лица

    Банкротство физических лиц и ИП – одинаковые процессы с аналогичными стадиями и сроками исполнения.

    ЭТАП ПЕРИОД
    Выбор юридической фирмы и финансового управляющего 7 дней
    Сбор документации 3 недели
    Оформление заявления о признании должника 1-2 дня
    Рассмотрение заявления судом 5–7 дней
    Назначение даты суда 15–90 дней
    Процедура реструктуризации долгов 5-6 месяцев
    Реализация имущества 6 месяцев

    Юридического лица

    ЭТАП ПЕРИОД
    Наблюдение. Анализ финансового положения предприятия должника 7 месяцев
    Санация. Возвращение платежеспособности учреждению 2 года
    Внешнее управление. Восстановление функционирования компании 18 месяцев
    Конкурсное производство. Реализация имущества для погашения обязательств перед кредиторами 18 месяцев
    Мировое соглашение Бессрочно

    Минимальные сроки по упрощенной схеме

    Данный вариант банкротства возможен только в случае, если должником является маленькое учреждение с небольшими активами. Судом анализируется представленная документация и отчетность и, минуя этапы санации и внешнего управления, начинается конкурсное производство.

    В данном случае мировое соглашение является компромиссом между кредиторами, но нередко бывает, что достичь договоренности невозможно.

    Срок ускоренной ликвидации – 5–7 месяцев.

    Официальное завершение процедуры банкротства оглашается судом после полного погашения текущей задолженности компании.

    Срок рассмотрения дела о банкротстве

    Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится в порядке, предусмотренном ст. 112, 113 АПК РФ, однако имеет и одну существенную особенность.

    В случае наличия у должника возражений по требованиям кредиторов, налоговых или иных уполномоченных органов, прокурора арбитражный суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, по заявлению должника, проверяет в отдельном судебном заседании обоснованность возражений (к примеру, устанавливает размер задолженности конкретному кредитору или ее отсутствие), т. е. фактически разрешает спор о праве.

    Таким образом, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству по существу рассматриваются требования, мало отличающиеся от традиционных исковых. Необходимость рассмотрения возражений должника на стадии подготовки дела к судебному разбирательству вызвана тем, чтобы к моменту рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд обладал более или менее полными сведениями о наличии или отсутствии задолженности должника, поскольку реальные суммы долга зачастую расходятся с данными кредиторов, налоговых и других органов, бухгалтерскими документами самого должника.

    Возражения должника рассматриваются арбитражным судом в заседании, которое должно быть назначено не позднее одного месяца (п. 3 ст. 46 Закона) до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве, с обязательным извещением о времени и месте заседания должника, временного управляющего, кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора. Заседание проводится по правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, по результатам заседания выносится определение. В определении указывается размер требований кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, которые признаны обоснованными. В случае удовлетворения возражений должника в определении указываются суммы, не включаемые в задолженность.

    Дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (п. 1 ст. 47 Закона). Установление более продолжительного по сравнению с исковым производством (два месяца — ст. 114 АПК) срока рассмотрения дела о банкротстве связано с его (дела) относительно большей трудоемкостью (иногда в деле участвуют до ста лиц; в процессе рассмотрения дела о банкротстве арбитражному суду приходится совершать больше процессуальных действий, чем в исковом производстве). Рассмотрение дела о банкротстве может быть отложено на срок не более двух месяцев (п. 2 ст. 47 Закона).

    Судебное разбирательство дел о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ (гл. 16). Каких-либо особенностей, за исключением порядка заключения и исполнения мирового соглашения, являющегося отдельной процедурой банкротства, Закон не предусматривает. В соответствии со ст. 48 Закона арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве принимает один из следующих актов:

    • — решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • — решение об отказе в признании должника банкротом;
    • — определение о введении внешнего управления;
    • — определение о прекращении производства по делу.

    Законом о банкротстве установлен более продолжительный срок для рассмотрения дела о банкротстве, чем в АПК РФ, который устанавливает срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству (ст. 152 АПК РФ).

    Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»:

    Статья 51. Срок рассмотрения дела о банкротстве:

    Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Такой длительный срок объясняется тем, что дела о банкротстве требуют от арбитражного суда совершения значительно большего количества процессуальных действий, чем по другим делам, подведомственным арбитражным судам. Закон о банкротстве прямо не указывает на возможность продления срока рассмотрения дела о банкротстве. Однако в исключительных случаях, когда проверку обстоятельств, связанных с платежеспособностью должника и возможностью ее восстановления, не удалось осуществить в срок, суд, руководствуясь ст.ст. 2 и 158 АПК в целях принятия обоснованного решения вправе отложить рассмотрение дела для дополнительного исследования доказательств на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших основанием для отложения, но не более чем на один месяц (п. 7 ст. 158 АПК РФ).

    Сроки процедур банкротства

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *