Микрофинансовые организации закон

Содержание

Закон о микрофинансовых организациях 2019 — последние изменения

В 2019 году принят новый закон о микрозаймах, существенно влияющий на обслуживание клиентов. Теперь получить микрокредит будет несколько сложнее, зато по-новому ФЗ о МФО, переплата со стороны клиента будет существенно меньше. Подробнее обо всех изменениях в МФО с 2019 года и последние новости – читайте в этой статье.

Общая информация об изменениях в работе микрофинансовых организаций в 2019 году

В 2019 году ограничения и требования к МФО были перенесены в ФЗ (Федеральный закон) №353 от 21.12.2013 года. Одновременно они были существенно ужесточены. Так как новый закон о микрозаймах о начислении процентов включает в себя множество различных изменений, поправки принимались постепенно. В частности – в три этапа, один – в январе текущего года, второй – летом, в июле и в окончательной редакции все заработает только с 2020 года.

Изменения, вступающие в силу с 28.01.2019 года

Практически все новые правила для микрозаймов, которые вводятся в 2019 году, начали действовать еще с 28.01.2019. В дальнейшем они лишь постепенно ужесточаются. Перечень изменений:

Отдельный тип микрозайма

Теперь все кредиты, которые имеют срок до 15 суток и предполагают выдачу суммы в размере 10 тысяч рублей, выделяются в отдельную категорию. Такие займы невозможно пролонгировать, но это далеко не единственное ограничение. Так, вводится отдельный, допустимый законодательством о микрофинансовых организациях, предел переплаты. Он не может быть более 30% от изначально оформленной в долг суммы. Например, ранее, если взять 10 тысяч рублей на 15 дней, ставка могла быть на уровне 3-5% в сутки. За весь срок действия кредита это составляло переплату в размере 45-75% (4500-7500 рублей). Сейчас, вне зависимости от выбранных клиентом условий, он может быть уверен, что за 15 дней такого кредита он не переплатит больше 3 тысяч рублей (30%). Однако верно это только относительно основного платежа. МФО (Микрофинансовые организации) все еще могут начислять штраф за несвоевременное погашение, но в размере не более 0,1% от суммы долга в сутки. Учитывая тот факт, что большинство подобных организаций предпочитает выбирать погашение одним платежом, в конце срока, то 0,1% будет начисляться на все 10 тысяч рублей. За неделю просрочки, помимо 30% переплаты по основному платежу, человек будет обязан заплатить всего лишь 70 рублей.

Максимальная процентная ставка по микрозайму по закону

Вводится дополнительное ограничение по максимальной ставке. Это уже касается всех остальных типов микрокредитов, а не только тех, которые выдаются в сумме до 10 тысяч рублей на 15 дней. Лимит по ставке составляет 1,5% в сутки. У МФО больше нет возможности устанавливать огромный процент. Раньше ставка могла достигать 750% годовых, что составляло более 2% в сутки. Например, если клиент оформил в феврале заем на 50 тысяч рублей на 3 месяца, то заплатит он не больше 135% от суммы. Это все равно существенная переплата, но это все же существенно меньше, чем было раньше. Таким образом, микрокредиты стали более выгодными для населения. Это может привлечь больше потенциальных заемщиков. И хоть выдавать им кредиты станет не так выгодно, это будет сполна компенсироваться повышенными оборотами.

Максимальная переплата за год

Несмотря на ограничение по процентной ставке, вводится дополнительный лимит на общую сумму переплаты по любым кредитам, оформляемым на срок менее 1 года. Вне зависимости от условий, выставленных компанией, размера штрафа и других особенностей, переплата не может составлять более 250% от тела кредита. Примечательно, что это уже вместе со всеми возможными штрафами. Так, например, если человек взял кредит в сумме 50 тысяч рублей, то уже за 3 месяца он должен переплатить, как показано выше, 135% от суммы. Проще говоря, вернуть придется около 117 тысяч рублей. За следующие 3 месяца (всего пройдет полгода) размер переплаты должен вырасти до 270%, но фактически он будет заморожен на стадии 250%. При этом, даже если остаток года заемщик не будет выполнять свои обязательства и не будет погашать задолженность, никакие штрафы уже начисляться не будут. Проще говоря, если взять 50 тысяч рублей в долг менее чем на 12 месяцев, то в конечном итоге переплата не будет выше 175 тысяч рублей.

Выдавать займы смогут только зарегистрированные МФО

Начиная с января 2019 года, заниматься кредитованием населения могут только те компании, которые позиционируют свою деятельность как «выдача потребительских займов» и, как следствие, имеют все соответствующие лицензии. Любые другие МФО, которые так или иначе обходили закон, больше не смогут официально заниматься кредитованием населения в любой форме. Такая мера существенно снизит число действующих на рынке компаний и, автоматически, сделает получение займа более сложной задачей. С другой стороны, останутся только те фирмы, которые стараются честно вести дела и не ориентированы на прямой обман своих клиентов. Для заемщиков это плюс, пусть и достаточно условный. Примечательно что, если компания проигнорирует данное требование, ее никто не будет закрывать. Зато она автоматически лишается права требовать возврат долга любым способом, начиная от коллекторов и заканчивая судебным разбирательством.

Ограничение по уступке права требования

Взыскать задолженность с клиентов теперь будет существенно сложнее. Не секрет, что большинство МФО не имеют собственной службы взыскания. Они предпочитают продавать права требования по выданному кредиту коллекторам, которые самостоятельно «выбивают» деньги с должника. Теперь продажа будет возможна только в том случае, если покупатель имеет соответствующую лицензию и официально занимается своей деятельностью (что существенно ограничивает возможности по давлению на заемщика). Также останется возможность продажи права требования физическим лицам, но только и исключительно с разрешения должника. МФО больше не смогут продавать такие права по собственному усмотрению. Специалисты считают, что данные ограничения могут негативно сказаться на условиях предоставления займов и сделают их получение более сложной задачей. Кроме того, есть мнение, что клиентов будут в обязательном порядке заставлять подписывать разрешение на продажу права требования еще на момент оформления займа.

Изменения, вступающие в силу с 01.07.2019 года

Рассматриваемый федеральный закон об МФО, как уже было сказано выше, вступает в силу постепенно. Так, например, начиная с 01.07.2019 года, максимальная ставка по кредиту, ранее, еще в январе установленная на уровне 1,5%, снижается до максимума в 1% за день. Также уменьшается максимальная сумма переплаты с 250% до 200%. Если человек оформил кредит в июле 2019 года на полгода он заплатит не более 200%. Например, если взять 50 тысяч рублей, то всего за год переплата не может быть больше 150 тысяч рублей. Если взять ту же сумму всего на 1 неделю, то заплатить придется всего на 7% больше (на 3500 рублей).

Изменения, вступающие в силу с 01.01.2020 года

Уже в 2020 году максимальный размер переплаты за год, вне зависимости от ставки по кредиту, не сможет быть больше 150%. Сама ставка не меняется. Например, если в 2020 году взять в долг 50 тысяч рублей, то, даже если не платить до конца года, переплата составит всего лишь 125 000 рублей.

Такие условия и требования значительно снижают прибыль всех действующих МФО. Специалисты считают, что в конечном итоге, уже в 2020 году, перечень работающих компаний будет существенно уменьшен (примерно в 2 раза). С другой стороны, строгое регулирование и понятные правила помогут привлечь огромное количество клиентов. Вместе с сокращением числа кредиторов, это позволит оставшимся компаниям значительно увеличить базу клиентов и, в конечном итоге, сохранить или даже повысить реальный доход.

Новый закон о займах, принятый в 2018 и вступающий в силу в 2019 году – ряд жестких ограничений

Декабрь 2018 года можно считать роковым для отечественного микрофинансового рынка. В последние рабочие дни был принят новый закон (№ 554-ФЗ), значительно ограничивающий сферу бизнеса – микрозаймы до зарплаты. Он предусматривает трехэтапное изменение правил финансирования граждан. Первые нововведения вступают в силу с 28 января 2019 года. Их можно считать относительно лояльными. Следующие более жесткие ограничения начнут действовать с 1 июля 2019 года. Завершительный этап выпадет на 1 января 2020 года. Мы решили более детально рассмотреть новый закон о микрозаймах, внедряемый в 2019 году, а также узнать мнение о нем от самих представителей российского микрофинансового рынка.

Новый закон о займах 2019 года – нововведения

На текущий момент микрозаймы располагают ограничениями. Не только по максимальному уровню полной стоимости (ПСЗ), но и итоговой переплате. Второй параметр определен Федеральным законом № 151-ФЗ от 02.07.2010 года. После вступления в силу поправок, он удаляется оттуда и переносится в Федеральный закон № 353-ФЗ от 21.12.2013 года, который является профильным для потребительских кредитов и займов.

Параллельно с изменением местонахождения ограничений, они становятся более жесткими. Причем будут касаться не только итоговой переплаты в денежном эквиваленте, но и других нюансов. В частности, речь идет о максимальном проценте за пользование заемными средствами и уступке права требования. Все изменения внедряются в три этапа. Поэтому их стоит рассматривать отдельно по датам вступления в силу.

Изменения в законе о микрозаймах, вступающие в силу с 28 января 2019 года

Все новшества будут устанавливаться в этот день. Далее производится только ужесточение некоторых из них. Внедряется пять нововведений:

  1. Выделяется отдельный тип микрозайма – сроком до 15 суток, суммой до 10 000 рублей и невозможностью пролонгации.
  2. Он обладает собственными ограничениями по переплате. То есть все указанные далее, касающиеся процентов, на него не распространяются. Фактически здесь используется единственное предельное значение – 30%. Оно распространяется на общую переплату по всем комиссиям, начисляемым кредитором. Соответственно, учитывая параметры долгового обязательства, суточная ставка в денежном эквиваленте в виде процентов за пользование не сможет превысить 200 рублей, а итоговый объем задолженности – 3000 рублей.

    В то же время у компании остается право начислять неустойку за несвоевременный возврат долга. Размер пени и штрафа составляет 0,1% в день от непогашенной задолженности. Таким образом данные займы не имеют своего четкого ограничения по общей итоговой сумме требования. Естественно, если их выплата производится несвоевременно. Важно, что изначально по этим договорам невозможно применять пролонгацию и увеличение суммы займа.

  3. Максимальная ежедневная ставка по микрозайму.
  4. Он не может превышать 1,5% в сутки. Причем параллельно остается действующей норма статьи 6 Федерального закона № 353-ФЗ. То есть ограничение данной процентной ставки должно вписываться в предельные параметры ПСЗ для соответствующего квартала, в котором заключатся соглашение.

  5. Для долговых обязательств сроком до года устанавливается максимальная переплата.
  6. Она составляет не более 2,5 объемов изначально взятой в долг суммы. Причем в это ограничение входят не только комиссии за пользование заемными средствами, с применением вышеуказанного предельного параметра, и т.п., но и штрафы за несвоевременный возврат микрозайма. Например, независимо от срока действия договора, процентной ставки и т.д., выдав в долг 8000 рублей с возможностью пролонгации, компания даже спустя два года просрочки не сможет требовать более 28 000 рублей с клиента.

  7. Ограничен круг лиц, имеющих право вести микрофинансовую деятельность.
  8. Для заключения договора микрозайма теперь необходимо официально выделять свою профессиональную деятельность – предоставление потребительских займов. Проще говоря, в зависимости от статуса, потребуется получить лицензию ЦБ РФ или быть включенным в профильный государственный реестр. Отсутствие данного факта на момент заключения договора лишает кредитора права требования. Даже через суд. То есть принудительно вернуть деньги смогут только легальные компании по выдаче займов.

  9. Уступка права требования возможна только легальным кредиторам или взыскателям.
  10. Покупатель займа, на момент проведения данной сделки, должен быть включен в реестр кредиторов или располагать соответствующей лицензией ЦБ РФ, либо находится в реестре коллекторских агентств. Исключение – возможна покупка долга физическим лицом. Правда, право на это должно быть предоставлено самим заемщиком в письменном виде и с обязательным указанием самого покупателя. То есть так называемые «черные коллекторы» теперь не смогут массово скупать долги граждан.

Изменения в законе о микрозаймах, вступающие в силу с 1 июля 2019 года

Как таковые, новшества отсутствуют. Применяется ужесточение внедренных в январе ограничений. В частности, это касается двух пунктов:

  1. Максимальной ставки по микрозайму, которая с 1,5% в день уменьшается до 1% в сутки.
  2. Общей наибольшей суммы требований, сокращающейся с 2,5-кратного объема изначально взятой в долг суммы до 2-кратного.

Таким образом, например, если у клиента возникнет просрочка по займу в 13 000 рублей, независимо от ее продолжительности и процентов, требовать более 39 000 рублей с заемщика не смогут.

Изменения в законе о микрозаймах, вступающие в силу с 1 января 2020 года

В этот день произойдет уже только одно ужесточение – уменьшение общей итоговой суммы переплаты по займам. Объем истребуемых средств в виде комиссий, процентов, пеней и штрафов не сможет превышать 1,5-кратную сумму изначально взятых в долг денег. Например, оформив микрозайм на 20 000 рублей, независимо от наличия и продолжительности просрочки, взыскать более 50 000 рублей компания не сможет.

Нюанс

Все вышеуказанные изменения в Федеральном законе № 353-ФЗ, как и новшества, внедряемые ранее в Федеральный закон № 151-ФЗ, не имеют обратной силы. Соответственно, стоит выделить два важных момента. Во-первых, договора, заключенные с микрофинансовыми организациями в предыдущие сроки не подчиняются вышеуказанным правилам. Они регламентируются теми нормами, которые действовали в момент их подписания.

Во-вторых, соглашения должны соответствовать ограничениям, действующим в момент их заключения. То есть, например, по микрозайму, полученному 10 сентября 2019 года, максимальная переплата будет составлять 2 объема от взятой в долг суммы. Даже если взыскание будет производиться после ужесточения ограничения от 1 января 2020 года. 1,5-кратный предел переплаты применяется только для вновь заключенных договоров (после 01.01.2020 года).

Комментарии участников микрофинансового рынка

Естественно, отечественный рынок претерпит значительные изменения в своей структуре в связи с новшествами 2019 года в правилах выдачи займов. Так, Роман Макаров, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования «Робот Займер» отметил: «У нас нет сомнений, что на рынке останутся лишь наиболее крупные и опытные игроки, ориентированные на онлайн-сегмент (стабильно увеличивающий значимость на фоне выдач всех микрозаймов в стране). В перспективе двух-трех лет, усредненно, речь стоит вести не более чем о паре десятков крупных компаний, которые поделят между собой практически весь PDL-рынок».

«Законодательные нововведения безусловно окажут большое влияние на микрофинансовый рынок, однако в большей степени это коснется компаний, работающих в сегменте PDL, — отметил Вениамин Липский, финансовый директор Kviku (МФК «ЭйрЛоанс»), — Но в течение 2018 года большинство МФО, в связи с ужесточением регулятора, внесли коррективы в свои продуктовые линейки, сделав акцент в сторону продуктов, которые по своей сути уже близки к банковским. Речь идет о так называемом instalment, или «длинных» займах. Это займы на большие сроки и суммы».

Можно отметить, что даже такие крупные игроки микрофинансового рынка, как «Робот Займер», принимая во внимание значимые изменения, трансформируют свою бизнес модель. В частности, Роман Макаров сообщил: «Ожидая в 2018 году скорых законодательных ограничений, «Займер» (входящий, в свою очередь, в состав международной финансовой группы Robocash Group), запустил инстоллмент-проект «РобоКредит». Традиционные преимущества нашего PDL-сервиса — быстроту работы, автоматизацию, удобство для клиента — мы масштабировали на выдачу более крупных (до 100 тыс. рублей) и «длинных» (до года) займов».

«Но при этом с PDL-рынка мы уходить тоже не собираемся. Будем продолжать проводить политику стратегических взаимовыгодных отношений с нашими клиентами. Около 80% их числа — постоянный, проверенный, платежеспособный контингент. И этот уровень продолжает расти, — добавил Роман Марков, — Скорее всего, игроков рынка ждет освоение смежных областей и дополнительных услуг, которые позволят компенсировать выпадающие доходы, чтобы продолжить работу с различными категориями граждан. Большинство микрофинансовых организаций ждет серьезная трансформация или уход с рынка».

Вениамин Липский сообщил о будущих трансформациях в продуктовой линейке и своей компании. Правда, они не связаны с новшествами, а больше относятся к плановому развитию бизнеса: «Что касается Kviku, то мы изначально выбрали менее рискованную нишу – pos-кредитование и installment, поэтому существенных изменений в нашей продуктовой линейке ждать не стоит. Однако, мы планируем расширение продуктов, которые можно отнести скорее к дополнительным услугам: это и страховки, услуги по обработке платежей и денежные переводы».

В целом же новшества Вениамином Липским одобряются: «Наша компания в целом положительно оценивает действия регулятора. До сих пор все его действия были оправданы и последовательны. Но как себя поведет регулятор в будущем прогнозировать сложно». Причем вызовы для рассматриваемого сегмента, по его мнению, не критичны: «Говорить об угрозах всему отечественному рынку микрофинансирования преждевременно. Отрасль себя оправдала. Сейчас она управляемая и контролируемая, можно говорить о том, что регулятору удалось навести порядок в этой сфере, убрать недобросовестных игроков и т.д. Услуга востребована обществом».

Отдельно можно отметить, что профильным компаниям приходится смириться со всеми изменениями и принимать решение – трансформироваться под новые реалии или попросту закрыться. Так, Роман Марков подытожил: «Прежде всего, нововведения оцениваем как свершившийся факт, «рвать волосы» по поводу которого бессмысленно. Да, это очень серьезное испытание для нашего бизнеса, который в России работает с 2010 года, и для любого другого из нашей сферы — тоже. Но это и новый вызов, который, в свою очередь, очерчивает и новые рубежи».

Вывод

Можно выделить как минимум один положительный момент от внедрения определенных нововведений. В частности, речь идет о лишении каких-либо прав представителей теневого бизнеса. То есть компании, которые и не думали соблюдать законодательные нормы по микрофинансированию, например, относительно итоговой переплаты, не смогут вовсе взыскивать задолженность. Те же коллекторы, не располагающие профильной лицензией, зачастую применяющие в своей практике не только угрозы, но и нанесение вреда имуществу, а порой и здоровью должников, не смогут становится кредиторами. Причем положительно все это и для граждан, и для легальных игроков рынков взыскания и микрофинансирования.

Естественно, не обойдется без глобального изменения структуры микрофинансового рынка России. Можно с уверенностью говорить, что буквально в ближайшие 12 месяцев численность профильных компаний будет насчитывать не около 2000 организаций, как это было на конец 2018 года, а значительно меньшее количество. Причем большая часть тех, кто останется игроками рынка поменяют и свою бизнес-модель. Появятся продукты по долгосрочным долговым обязательствам, внедрится продажа сопутствующих услуг и т.д. То есть МФО точно не будут прежними и похожими на себя. Даже при сравнении с их структурой недавнего – 2-3 летнего образца.

Регистрация микрофинансовой организации в России

Микрофинансовые организации в России имеют не самую лучшую репутацию. При упоминании слова «МФО» часто возникают ассоциации с грабительскими процентами, мошенничеством и коллекторами, действующими на грани правового поля. Тем не менее, было бы несправедливо говорить о том, что государство совершенно не контролирует этот сектор финансового рынка. На самом деле ситуация здесь меняется к лучшему с каждым годом, поэтому если вас интересует, как открыть МФО, читайте нашу статью.

Что такое МФО

МФО – это аббревиатура от «микрофинансовая организация». МФО не относится к банковским организациям, хотя тоже выдает займы (кредиты) и привлекает инвестиции под проценты. Основные клиенты микрофинансовых организаций – это физические лица, которым по разным причинам трудно или невозможно получить банковский кредит. Это безработные, студенты, пенсионеры, лица с плохой кредитной историей.

Но клиентами МФО становятся и вполне обеспеченные граждане, которым срочно понадобилась небольшая сумма взаймы на короткий срок. Почему на короткий? Потому что, в отличие от годовых банковских процентов, проценты по займам МФО считают в днях. Например, до 2017 года нормальной считалась ставка в 1,5-2% в день, а в пересчете на годовые проценты получалось, что заёмщик переплачивал в 7-8 раз.

Законом № 230-ФЗ 03.07.2016 с 2017 года установлены ограничения процентов по микрозаймам:

  1. Если срок возврата потребительского займа не превышает одного года, то проценты прекращают начисляться после того, как они достигнут трехкратного размера суммы займа. Например, если заёмщик получил 10 000 рублей, то потребовать от него вернуть можно не более 40 000 рублей, с учетом самой суммы займа. Такое начисление процентов допускается для договоров займа, срок которых ещё не истек.
  2. Если же займ уже просрочен, то проценты по нему не могут превышать двукратного размера займа. То есть, с заёмщика, который не вернул в срок полученные 10 000 рублей, можно требовать не более 30 000 рублей.

Но даже с учётом таких ограничений и высоким риском невозврата выданных сумм создание МФО часто оказывается очень выгодным бизнесом.

В организационно-правовом смысле МФО – это коммерческая организация, зарегистрировать которую можно в форме ООО или АО. Наш бесплатный сервис заполнения регистрационных документов позволяет сделать это только для обществ с ограниченной ответственностью, потому расскажем, как открыть МФО в этом формате.

Организационные требования к микрофинансовой организации

Прежде чем рассказывать о процедуре регистрации микрофинансовой организации, надо разобраться, какие их виды существуют. Дело в том, что в зависимости от вида МФО, установлены разные требования к размеру уставного капитала и к наименованию организации.

В этой таблице мы указали основные различия видов микрофинансовых организаций, а полный их перечень доступен в документе, разработанном Центробанком.

Микрофинансовая компания (МФК)

Микрокредитная компания (МКК)

Размер собственных средств (уставного капитала) – не менее 70 миллионов рублей

Специальных требований к уставному капиталу не установлено, поэтому регистрация возможна с минимальным размером для ООО – 10 000 рублей.

В наименовании должно содержаться словосочетание «микрофинансовая компания» и указание на её организационно-правовую форму

В наименовании должно содержаться словосочетание «микрокредитная компания» и указание на её организационно-правовую форму

Разрешено привлечение денежных средств от физических лиц, не являющихся учредителями, на сумму не менее 1,5 млн рублей

Привлечь денежные средства на любую сумму можно только от физических лиц-учредителей МКК

Положение о таком существенном размере уставного капитала (70 млн рублей) для регистрации МФО в виде микрофинансовой компании внесено не так давно – законом 29.12.2015 № 407-ФЗ. Все микрофинансовые организации, уже зарегистрированные до 2016 года, должны были до конца марта 2017 года определиться, к какому виду МФО они относятся, и, при необходимости, довести свой капитал до нужной суммы.

Что касается микрокредитных организаций, то хотя для них Центробанк не установил специальный размер уставного капитала, регистрировать МФО с суммой в 10 000 рублей явно не стоит.

Во-первых, выдача займов – это основной вид деятельности МКК, и без начальных денежных вложений организация просто не сможет работать. Во-вторых, закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливает, что учредители должны одобрять все сделки размером более 10% от балансовой стоимости имущества. Получается, что при минимально возможном уставном капитале для МКК (10 000 рублей) учредителям придётся собираться для одобрения всех займов с суммой свыше 1 тысячи рублей, что, конечно, очень проблематично.

В реальности при регистрации микрофинансовой организации и для начала её нормальной работы требуется внести не менее 500 тысяч рублей.

Документы для регистрации МФО

Зарегистрировать микрофинансовую организацию можно только в виде юридического лица. Индивидуальные предприниматели заниматься такой деятельностью не вправе.

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Если регистрация МФО происходит в формате общества с ограниченной ответственностью, то в ИФНС подается стандартный пакет документов:

  1. Заявление на регистрацию юридического лица по форме Р11001. Фирменное наименование микрофинансовой организации должно содержать словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» (требование статьи 5 закона № 151-ФЗ).
  2. Устав МФО в двух экземплярах. В уставе надо указать размер уставного капитала, который должен соответствовать виду микрофинансовой организации (МФК или МКК).
  3. Решение единственного учредителя или протокол общего собрания учредителей. К учредителям-физическим лицам и к руководителю МФО закон № 151-ФЗ предъявляет требование – отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления против государственной власти или в экономической сфере.
  4. Подтверждение оплаты госпошлины за регистрацию МФО на сумму 4000 рублей.
  5. Документы на юридический адрес (копия свидетельства о собственности на нежилое помещение или гарантийное письмо). К помещению МФО закон не предъявляет каких-либо требований, но учитывая, что в нём хранятся наличные деньги, объект, конечно, должен сдаваться под охрану. Рекомендуем заранее уточнять у охранных предприятий, какие условия к организации помещения надо соблюсти.

Заявление о переходе на специальный налоговый режим в инспекции не примут, потому что микрофинансовые организации работают только на общей системе налогообложения. При подаче через представителя дополнительно надо подготовить доверенность на регистрационные действия.

Варианты подачи документов на регистрацию МФО стандартны:

  • личный визит учредителей в налоговую инспекцию;
  • почтовым отправлением;
  • через представителя;
  • заверенные электронной подписью.

При подаче документов почтой или по доверенности заявление по форме Р11001 надо заверить у нотариуса.

Регистрация МФО в налоговой инспекции осуществляется за три рабочих дня, без учёта дней подачи и получения документов. Если все в порядке, то ИФНС направляет заявителям лист записи ЕГРИП по форме № Р50007, один экземпляр устава и свидетельство о постановке на налоговый учёт в электронном виде.

Внесение МФО в реестр Центробанка

На получении документов из ИФНС регистрация МФО не заканчивается, пока ещё это просто обычное юридическое лицо. Согласно закону № 151-ФЗ специальные права и обязанности микрофинансовая организация получает только после внесения сведений о ней в реестр Центробанка.

Регистрация МФО в реестре ЦБ происходит в заявительном порядке, в пакет документов входят:

  • заявление о внесении сведений в реестр микрофинансовых организаций;
  • копия устава и решения о регистрации МФО;
  • копия приказа о назначении директора;
  • сведения об юридическом адресе;
  • сведения об учредителях;
  • справка об отсутствии судимости учредителей и руководителей МФО;
  • документ об уплате пошлины на 1500 рублей;
  • правила внутреннего контроля.

Заявление и сведения об учредителях заполняются по форме приложений 1 и 2 к Указанию Банка России от 28.03.2016 N 3984-У (есть в свободном доступе). Информацию о внесении сведений об организации в ЕГРЮЛ Центробанк запрашивает в налоговых органах самостоятельно.

Документы подают в территориальные учреждения Банка России по взаимодействию с субъектами микрофинансирования (контакты можно найти на сайте ЦБ). Регистрация МФО в реестре Центробанка происходит в течение 30 рабочих дней со дня подачи документов. После внесения в реестр организация может приступать к своей микрофинансовой деятельности.

Регистрация МФО шаг за шагом

И теперь кратко по шагам о том, как открыть МФО (пошаговая инструкция):

Шаг 1. Изучите требования Центробанка к деятельности микрофинансовых и микрокредитных компаний и решите, какой вид МФО вы будете регистрировать.

Шаг 2. Выберите организационно-правовую форму своей организации. Если это ООО, то документы для регистрации можно бесплатно подготовить в нашем сервисе.

Шаг 3. Уточните, какие требования к организации помещения надо соблюсти, чтобы передать объект под охрану. Возможно, что первоначально выбранный юридический адрес для этого не подойдет.

Шаг 4. Зарегистрируйте организацию в налоговой инспекции.

Шаг 5. Подайте документы для внесения МФО в реестр Центробанка.

В процедуре регистрации МФО возникли вопросы? Получите бесплатную консультацию специалистов-регистраторов вашего региона.

ФЗ №271 от 02.08.2019 за исключением отдельных положений вступает в силу 01.10.2019.

Новый закон регулирует кредитование и работу микрофинансовых компаний, которые теперь, согласно нововведениям, следует называть «микрофинансовые организации» (МФО), и вносит изменения в целый ряд нормативно-правовых актов.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Изменения в работе МФО

ФЗ №271 от 02.08.2019 внес изменения в ФЗ №151 от 02.07.2010, которые вступают в силу 01.07.2020. Согласно нововведениям:

  1. Главный бухгалтер МФО должен иметь профильное высшее образование, а также как минимум три года стажа в бухгалтерии за последние пять рабочих лет. При отсутствии профильного образования требуется иметь пять лет стажа по специальности за последние семь лет.
  2. МФО обязана уведомить ЦБ РФ о назначении (и снятии) на должность руководителя в течение трех рабочих дней со дня подписания приказа. Порядок обращения, форма и список необходимых документов назначается ЦБ РФ.
  3. Теперь уведомлять ЦБ РФ о профессиональном несоответствии МФО должна не только относительно ответственного за правила внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма, но и относительно руководителя организации. То же правило распространяется и на снятие сотрудников с этих должностей.
  4. МФО обязаны публиковать на своих сайтах сведения о своей структуре и составе акционеров организации в сроки, которые устанавливает ЦБ РФ. Это правило не касается некоммерческих МФО.
  5. Были добавлены необходимые бумаги в список документов, которые организация должна предоставить для регистрации в реестре МФО (не касается бюджетных организаций):

  • расчет собственных средств по форме ЦБ РФ;
  • бумаги, которые являются подтверждением наличия собственных средств в установленном размере;
  • для вновь открывающихся МФО теперь необходимо предоставить информацию, доказывающую источники происхождения средств, которые были внесены учредителями в уставный капитал. Сведения предоставляются по форме ЦБ РФ вместе с подтверждающими документами, перечень которых также назначается ЦБ РФ.
  1. Установлен минимальный размер собственных средств МФО (исключая МФО предпринимательского финансирования и бюджетные организации), который к 01.07.2020 должен составлять один миллион рублей. После чего ежегодно к 1 июля минимальный размер собственных средств будет увеличиваться на миллион рублей и к 2024 году должен достичь пяти миллионов рублей.
  2. В своей работе МФО не имеет права:
  • вносить в уставный капитал заемные средства и заложенное имущество;
  • оплачивать уставный капитал зачетом требований к МФО (исключая выплату дивидендов);
  • допускать, что стоимость неденежного имущества, которое направляется на оплату акций или долей уставного капитала, превышает 20% цены размещения акций или долей.
  1. Добавлена возможность для ЦБ РФ исключать сведения об организации из реестра МФО в следующих случаях:
  • неоднократное снижение собственных средств МФО ниже положенного минимума в течение финансового года, либо если значение средств ниже минимума в течение 180 дней подряд;
  • несоответствие членов совета директоров и учредителей требованиям, указанным в статьях 4.1-1 и 4.3 ФЗ №151 от 02.07.2010.
  1. МФО теперь не имеет права выдавать займы гражданам в целях, не связанных с коммерческой деятельностью, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом (исключая бюджетные организации):
  • жилых помещений;
  • долей в праве на общее имущество;
  • прав требования участников долевого строительства.
  1. ЦБ РФ имеет право:
  • устанавливать в экономических нормативах для МФО дополнительные коэффициенты риска по отдельным видам активов и, кроме того, методики расчета коэффициентов;
  • запрашивать сведения о лицах, которые любым способом имеют право быть распорядителями более 10% акций или долей МФО, составляющих уставный капитал, а также о руководителях МФО.

Потребительские займы

ФЗ №271 от 02.08.2019 внес нововведения и в ФЗ №353 от 21.12.2013, регулирующий процесс выдачи потребительских кредитов:

  1. Выдача кредитов гражданам в некоммерческих целях и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, могут производиться такими организациями, как:
  • кредитными компаниями;
  • кредитными потребительскими кооперативами (в том числе, сельскохозяйственными);
  • ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»;
  • АО «ДОМ.РФ»;
  • организациями, которые включены в перечень уполномоченных АО «ДОМ.РФ».
  1. Перечень организаций, уполномоченных АО «ДОМ.РФ» на выдачу ипотечных займов, должен публиковаться АО «ДОМ.РФ», а порядок его формирования и требования для вступления в него устанавливаются Правительством РФ.
  2. МФО имеют право выдавать займы гражданам в некоммерческих целях, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, учитывая ограничения, указанные в ФЗ №151 от 02.07.2010.
  3. КПК имеют право выдавать займы гражданам в некоммерческих целях, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, учитывая ограничения, указанные в ФЗ №190 от 18.07.2009.
  4. Сельскохозяйственные КПК имеют право выдавать займы гражданам в некоммерческих целях, обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, учитывая ограничения, указанные в ФЗ №193 от 08.12.1995.
  5. Кредитный договор по займу в некоммерческих целях, обязательства заемщиков по которому обеспечены ипотекой, должен содержать полную стоимость кредита на первой его странице (не распространяется на целевой заем для военнослужащих, согласно ФЗ №171 от 20.08.2004).
  6. Условия займа должны быть прописаны в виде таблицы на первой странице кредитного договора хорошо читаемым шрифтом.

Иные изменения

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

В соответствии с ФЗ №271 от 02.08.2019 в статью 18 ФЗ №86 от 10.07.2002 внесены дополнительные функции для совета директоров ЦБ РФ.

Теперь совет директоров обязан определять максимальные размеры процентных ставок по займам, выдаваемыми кредитными потребительскими кооперативами (КПК), сельскохозяйственными КПК гражданам на цели, не связанные с коммерческой деятельностью, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой.

Процентные ставки по займам, выдаваемым гражданам (членам КПК) кредитными кооперативами, и средства которых не предназначены для коммерческого использования, а также обязательства заемщиков, обеспеченные ипотечным договором, не должны превышать максимальный размер, установленный Советом директоров ЦБ РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Лидия Добронравова Юрист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»>Изменения в законодательстве в отношении МФО в 2020 году

Что стало причиной глобальных изменений?

Отсутствие контроля при установлении процентных ставок было на руку микрокредитным компаниям. В таких организациях, как правило, особая клиентура (безработные и люди с неофициальным доходом, пенсионеры, молодежь, заемщики с плохой деловой репутацией). Этот пользовательский сегмент находится в безвыходной ситуации в связи с недоступностью обычного кредитования.

Оформив онлайн-займ один раз, такие заемщики, как правило, становятся постоянными посетителями МФО. Отсутствие стабильных доходов вынуждает их обращаться за «деньгами до зарплаты» каждый месяц. А поскольку максимальный размер задолженности по микрокредитам еще 5 лет назад законодательно не ограничивался, эти пользователи автоматически попадали в финансовую кабалу.

Особенно сложно приходилось заемщикам, за которыми числилось несколько онлайн-займов одновременно. Размер обязательств рос как снежный ком. Непомерная долговая нагрузка вынуждала клиентов скрываться от своих кредиторов, и такое сотрудничество не доставляло удовольствия ни заемщику, ни персоналу МФО.

С выходом в свет 554-ФЗ от 27 декабря 2018 г. все значительно изменилось. Часть пунктов Закона уже действует, и любителям быстрого кредитования стало «значительно легче дышать».

C 1 июля 2019 г. микрофинансовые организации при установлении дневной процентной ставки должны ориентироваться на максимальное значение 1 (365% в год).

В документе о внесении изменений в законодательство о потребительских займах и микрокредитах прописано, что с 1 января 2020 г. предельный размер долга с учетом всех начислений не может превышать 1,5-кратного размера от первоначальной суммы. Это условие должно указываться на первой странице договора.

Какие еще изменения принесет новый закон?

Микрофинансовые организации, не включенные в профильный государственный реестр, лишаются части прав. В случае возникновения просроченной задолженности они не смогут требовать ее взыскания даже в судебном порядке. Начинать процесс против заемщика имеют право только профессиональные кредиторы. При этом по суду можно вернуть сумму, не превышающую 1,5-кратный размер первоначального долга.

То же самое касается и коллекторов. Если покупатель займа в момент совершения сделки не располагает соответствующими документами, то уступка права требования невозможна.

Правда, возможен выкуп долга физическим лицом (так называемым «черным коллектором»), но эта процедура должна осуществляться только с письменного согласия заемщика.

Специальный займ

Еще одним новшеством текущего года является кредитный продукт с необычными характеристиками, так называемый «займ до зарплаты». Это краткосрочная сделка, которую можно оформить на период до 15 дней в сумме до 10 тыс. руб.

Такие договоры заключаются на особых условиях. Если заемщик берет максимально возможную сумму, то размер переплаты составит не более 3 тыс. руб. А если лимит по займу меньше 10 тыс. руб., то процентный платеж не может превышать 30%. Увеличивать размер такого кредита или продлевать его срок нельзя.

Введенные поправки обязывают кредиторов указывать на первой странице договора займа его полную стоимость. В отличие от процентной ставки, этот показатель включает дополнительные расходы заемщика (оценка залога, страхование, комиссионные издержки и др.). Их размеры могут сильно отличаться. Все изменения коснутся только договоров, которые заключены после вступления в силу 54-ФЗ от 27.12.2018 г.

Благодаря проведенной ранее работе, порядка на рынке микрофинансовых услуг стало намного больше. Хочется верить в то, что меры 2019 и 2020 гг. помогут закрепить достигнутый результат, и пользоваться займами станет еще намного безопаснее.

С 01 января 2020 г. вступают новые требования законодательства о потребительском кредите (займе)

  • 23 дек 2019

Для Некредитных финансовых организаций

28 января 2019 года в законную силу вступил Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который внес изменения:

  • в Федеральный закон от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – 353-ФЗ);
  • в Федеральный закон от 2 июля 2010 г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Ряд вносимых изменений вступает в законную силу поэтапно:

  • с 28 января 2019 года;
  • с 1 июля 2019 года;
  • с 1 января 2020 года.

01 января 2020 года вступают в силу очередные изменения Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», вносимые Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 554-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон
«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

С 01.01.2020 размер всех начислений по договору потребительского займа, срок возврата по которому на момент его заключения не превышает одного года, не должен превышать полуторакратного размера суммы предоставленного займа.

При расчете ограничений включаются:

  • Проценты;
  • Неустойка (штрафы, пени);
  • Иные меры ответственности;
  • Платежи за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату.

Условие, содержащее установленное ограничение, должно быть указано на первой странице договора потребительского займа перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора займа.

Указанные изменения предполагают:

  • Изменение условий договора потребительского займа;
  • Изменение документов, регламентирующих порядок начисления процентов, неустойки (штрафов, пени), иных мер ответственности и платежей, оказываемых кредитором заемщику за отдельную плату;
  • Внесение изменений в программное обеспечение, используемое для выдачи потребительских займов;
  • Проведение обучения для сотрудников в соответствии с внутренними документами организации.

Обратите внимание!

Всем некредитным финансовым организациям, предоставляющим потребительские займы (микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам и ломбардам) необходимо провести указанные мероприятия до 1 января 2020 года!

Клиентам компании Акцепт Групп, находящимся на Абонентском обслуживании, уже направлены новые редакции документов. Если у вас возникают сложности с обновлением документов вашей компании или вопросы о том, как правильно внести соответствующие изменения, обучить персонал обращайтесь в компанию Акцепт Групп за разъяснениями по внедрению изменений законодательства в деятельность организации.

Компанией «Акцепт Групп» разработана актуальная документация по Кредитованию физических лиц и иных сопутствующих кредитованию направлений.

Задать все интересующие вас вопросы, приобрести актуальные Пакеты документов и заключить договор Абонентского обслуживания можно, обратившись к своему персональному менеджеру.

Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность микрофинансовых организаций

Информационное письмо о порядке изменения способов или частоты взаимодействия при взыскании просроченной задолженностиИнформационное письмо № ИН-06-59/77 от 03.10.2019

Информационное письмо о праве кредитора требовать досрочного возврата потребительского кредита (займа)Информационное письмо № ИН-06-59/75 от 02.10.2019

Информационное письмо о доведении до лица информации о значении показателя долговой нагрузки, рассчитанном в отношении него при принятии решения о предоставлении кредита (займа) или увеличении лимита кредитованияИнформационное письмо № ИН-05-35/76 от 02.10.2019

О требованиях к мерам, применяемым саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка за несоблюдение микрокредитными компаниями Федерального закона от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России и установленным внутренним стандартом саморегулируемой организации»Указание Банка России № 4788-У от 03.05.2018

О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организациямиПоложение Банка России № 635-П от 22.03.2018

О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России по вопросу бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организациямиУказание Банка России № 4747-У от 22.03.2018

Информационное письмо Банка России о применении мер к микрофинансовым организациямИнформационное письмо № ИН?015?44/6 от 02.02.2018

О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутацииУказание Банка России № 4666-У от 26.12.2017

О порядке направления Банком России предписаний в связи с несоответствием квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, нарушением порядка приобретения акций (долей), установления контроля в отношении акционеров (участников) финансовых организаций, выявлением неудовлетворительного финансового положения, о перечне лиц, которым направляются копии предписаний, порядке доведения до сведения акционеров (участников) финансовых организаций информации о получении копий предписания и акта об отмене предписания, порядке определения в связи с направлением предписаний количества предоставляющих право голоса акций (долей) кредитных организаций, порядке направления акта об отмене предписания, уведомления об исполнении предписания, а также о порядке размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о направленном предписании (об отмене предписания)Положение Банка России № 621-П от 25.12.2017

О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, ломбардов и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетностиПоложение Банка России № 614-П от 25.10.2017
Связанные документы

О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациямиПоложение Банка России № 612-П от 25.10.2017
Связанные документы

О внесении изменений, связанных с применением Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций»Указание Банка России № 4496-У от 14.08.2017

О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»Федеральный закон № 230-ФЗ от 03.07.2016

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитными финансовыми организациямиПоложение Банка России № 523-П от 28.12.2015
Связанные документы

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями событий после окончания отчетного периодаПоложение Банка России № 520-П от 16.12.2015
Связанные документы

О порядке бухгалтерского учета резервов — оценочных обязательств и условных обязательств некредитными финансовыми организациямиПоложение Банка России № 508-П от 03.12.2015
Связанные документы

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, некредитными финансовыми организациямиПоложение Банка России № 505-П от 18.11.2015
Связанные документы

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по привлечению денежных средств по договорам займа и кредитным договорам, операций по выпуску и погашению (оплате) облигаций и векселейПоложение Банка России № 501-П от 05.11.2015
Связанные документы

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета хеджирования некредитными финансовыми организациямиПоложение Банка России № 496-П от 05.10.2015

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций с ценными бумагами в некредитных финансовых организацияхПоложение Банка России № 494-П от 01.10.2015
Связанные документы

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вкладаПоложение Банка России № 493-П от 01.10.2015
Связанные документы

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организацияхПоложение Банка России № 492-П от 22.09.2015
Связанные документы

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов некредитными финансовыми организациямиПоложение Банка России № 490-П от 04.09.2015
Связанные документы

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам некредитными финансовыми организациямиПоложение Банка России № 489-П от 04.09.2015
Связанные документы

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета производных финансовых инструментов некредитными финансовыми организациямиПоложение Банка России № 488-П от 02.09.2015
Связанные документы

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организацийПоложение Банка России № 487-П от 02.09.2015
Связанные документы

О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его примененияПоложение Банка России № 486-П от 02.09.2015
Связанные документы

О временной администрации микрофинансовой организацииУказание Банка России № 3689-У от 24.06.2015

О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организацияхФедеральный закон № 151-ФЗ от 02.07.2010

Базовые стандарты

Реестр базовых стандартов

Наименование стандарта Дата согласования Комитетом по стандартом Дата утверждения Банком России Дата начала применения Редакция
Базовый стандарт совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке 06.04.2018 27.04.2018 01.07.2018 действующая
Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций 19.07.2017 27.07.2017 27.01.2018 действующая
Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации 24.04.2017 22.06.2017 01.07.2017 действующая

Микрофинансовые организации закон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *