О текущих платежах

Содержание

Какова очередность удовлетворения требований кредиторов при банкростве

Если компания не может расплатиться по своим долгам, она объявляет о своем банкротстве. Однако и в этом случае она обязана удовлетворить требования кредиторов. Задолженности выплачиваются в определенном порядке, который нужно соблюдать.

Очередность удовлетворения требований кредиторов

Очередность погашения требований кредиторов оговорена в статье 64 НК РФ.

Вне очереди

Вне очереди выплачиваются средства по текущим платежам. К примеру, фирма перед началом банкротства приобрела партию товаров. При процедуре несостоятельности важно оплатить в первую очередь эту партию.

Первая очередь

Сначала банкрот должен выплатить все компенсации, положенные по причине причинения вреда жизни и здоровью. К примеру, по вине фирмы здоровью сотрудника был нанесен ущерб. Компания обязана выплатить компенсацию. В рамках банкротства она должна быть выплачена в первую очередь.

Вторая очередь

К ней относятся выплаты выходных пособий и зарплаты, вознаграждения авторов интеллектуальных разработок. В этот перечень входит долг по ЗП, который появился до объявления банкротства. Работодатель обязан выплатить не только сам долг, но и отпускные, проценты по задержке зарплаты. Основание – пункт 1 статьи 136 ФЗ №127 от 26 октября 2002 года.

В рамках своей очереди также есть определенная очередность:

  1. Требования выплаты зарплат и выходных пособий в размере не больше 30 000 рублей за каждый месяц на одного сотрудника.
  2. Прочие требования по оплате пособий и ЗП.
  3. Вознаграждения авторам объектов интеллектуальной деятельности.

Эта очередность прописана в пункте 5 статьи 136 ФЗ №127. Во вторую очередь включены выплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Требования о выплатах сотрудникам, истекшие за время до инициирования банкротства, удовлетворяются в общем порядке. Задолженности, истекшие после принятия судом заявления о банкротстве, считаются текущими платежами. То есть удовлетворяются они вне очереди. Соответствующее правило есть в пункте 2 статьи 136 ФЗ №127, пункте 32 Постановления Пленума ВАС №35 от 22 июня 2012 года.

В третью очередь входят требования конкурсных кредиторов, а также органов с соответствующими полномочиями. Очередность в рамках третьей очереди:

  1. Основные долги и проценты по ним.
  2. Пени, штрафы, компенсация по убытку в форме упущенной выгоды.

Требования кредиторов-залогодержателей выплачиваются за счет средств от продажи залога (пункт 4 статьи 137 и статья 138 ФЗ №127). Если же средств на эти выплаты не хватает, они включаются в третью очередь. Они выплачиваются в этом порядке:

  1. Услуги коммунальных служб и компаний, поставляющих энергию, оплата аренды помещений.
  2. Прочие выплаты.

Перечень долгов, включенных в третью очередь, оговорен в пункте 1 статьи 137 ФЗ №127.

Выплата прочих задолженностей

Третья очередь не является заключительной. После нее покрываются задолженности по сделкам, которые признаны недействительными.

ВНИМАНИЕ! Руководитель, заместитель руководителя, главбух – все эти лица не считаются сотрудниками, полные выплаты которым включаются в первую очередь. Средства они получают только после того, как требования представителей 1-3 очередей удовлетворены. Им выплачиваются средства свыше минимального размера (30 000 рублей на сотрудника). К примеру, они могут получить выходные пособия, компенсации по трудовому соглашению.

Платежи вне очереди

В ФЗ №127 указано, что предприниматель вне очереди делает эти выплаты:

  • Текущие платежи, образовавшиеся до начала объявления инициирования.
  • Траты на предотвращение техногенных и экологических катастроф.
  • Расходы, направленные на предотвращение гибели людей.
  • Вознаграждение держателю реестра.

Эти платежи считаются наиболее актуальными. Поэтому все средства сначала направляются на них.

Покрытие требований, обеспеченных залогом

У фирмы могут быть задолженности, обеспечением требований которых является имущество. Порядок их погашения будет особым на основании статьи 138 ФЗ №127. Объект, являющийся залогом, нужно продать. Полученные от реализации средства разделяются в этих пропорциях:

  • 70%. Направляется в счет покрытия задолженности, обеспеченной залогом. Если размер долга меньше 70% от полученной суммы, остаток направляется на специальный счет банкрота в банке.
  • 20%. Средства направляются на погашение долгов кредиторов, включенных в первые две очереди.
  • 10%. Оплата судебных расходов, услуг управляющего.

Если это обеспеченный долг перед конкурсным кредитором, пропорция будет другой. Это, соответственно, 80%, 15%, 5%.

Дополнительные особенности

Переход в новой очереди возможен только после того, как погашены все задолженности перед представителями предыдущей очереди. Если найдена непокрытая задолженность первых очередей, удовлетворение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается.

Рассмотрим пример. Банкрот перешел к погашению долга перед коммунальными службами, однако был обнаружен долг по зарплате сотрудникам. Удовлетворение первых требований приостанавливается. Средства направляются на оплату задолженностей по зарплате. Средства могут быть зачислены на расчетный счет кредитора. Альтернативный вариант – передача денег через нотариальный депозит. Обязательства первых четырех очередей погашаются после того, как утвержден ликвидационный баланс. Прочие требования – через месяц после утверждения.

За счет чего погашаются долги? Как правило, обязательства первой очереди покрываются за счет собственных средств организации. Если же собственных средств не хватает, распродается имущество компании. Полученные средства направляются на выплату задолженностей.

Рассмотрим дополнительные правила погашения требований кредиторов:

  • Выплаты в иностранной валюте. У фирмы может быть долг в иностранной валюте. В этом случае конвертация будет происходить соответственно текущему курсу ЦБ.
  • Приоритетный метод погашения обязательств. Задолженность признается аннулированной тогда, когда на счет кредитора перечисляются средства с р/с банкрота. Средства вносятся через нотариат, находящийся по адресу организации-банкрота. Долги покрываются управляющим или ответственным лицом. При выплатах могут использоваться другие методы. Однако они становятся актуальными только тогда, когда приоритетный способ применять нельзя.
  • Соблюдение очередности. Принцип очередности может не применяться только в том случае, если речь идет об имуществе, которое обеспечено залогом.
  • Непризнанные требования. Управляющий имеет право не признавать законность претензий кредиторов.
  • Дополнение реестра претензий кредиторов. Что делать, если после закрытия реестра поступили новые запросы? Если это претензии со стороны кредиторов первой очереди, они удовлетворяются вне очереди. Если запросы появлялись до того, как были покрыты долги перед кредиторами первой очереди, они удовлетворяются до удовлетворения их претензий.

Если в ходе расследования было установлено, что банкротство было намеренным и инициировано оно руководителем, последний расплачивается по долгам своим имуществом. Если средств руководителя не будет достаточно, они могут взыскано из семейного имущества супругов.

Статья 5. Текущие платежи

1. В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

2. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

3. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Кредиторы по текущим платежам вправе обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, если такие действия или бездействие нарушают их права и законные интересы.

Комментарий к Ст. 5 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Хозяйственная деятельность должника после принятия судом заявления о признании должника банкротом, как правило, продолжается. В связи с этим у должника могут возникать новые расходы, связанные с осуществлением текущих коммунальных и эксплуатационных платежей, выплатой текущей заработной платы работникам, уплатой текущих налогов, сборов и иных обязательных платежей, с реализацией мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления, и т.д.

Закон о банкротстве 1998 г. не содержал отдельную норму, предусматривающую определение текущих платежей для целей применения законодательства о несостоятельности. Положения о порядке и очередности удовлетворения требований, возникших в ходе процедур несостоятельности, содержались в ст. 106 Закона 1998 г.: судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, покрывались вне очереди.

Как обоснованно отмечалось в юридической литературе, проблема отнесения требований кредиторов к категории текущих является одной из наиболее острых, поскольку на такие требования не распространяются последствия введения той или иной процедуры банкротства, они подлежат удовлетворению вне установленной Законом о банкротстве очередности, что обоснованно с точки зрения обеспечения гарантий прав «новых кредиторов», а также необходимостью реализации целей реабилитационных, ликвидационных процедур банкротства <*>.
———————————
<*> См.: Пустовалова Е.Ю. Особенности исполнения обязательств в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). М., 2002. С. 79.

Закон 1998 г. не содержал специальные нормы, определяющие порядок предъявления требований, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, сроки исполнения по которым наступали после введения соответствующих процедур в отношении должника. Практика относила их к текущим требованиям, которые подлежат предъявлению и исполнению вне процедур несостоятельности <*>.
———————————
<*> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 2588/01 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 2. С. 24.

2. Закон о банкротстве относит к текущим:

1) требования, возникшие в ходе деятельности должника и осуществления процедур несостоятельности (текущие требования в отношении дела о банкротстве);

2) требования, возникшие до момента принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступает после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие требования в отношении отдельных процедур банкротства).

Несмотря на то что эти требования объединены общим понятием «текущие платежи», порядок их учета и исполнения в процедурах несостоятельности значительно различается.

3. Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от срока их исполнения и момента их заявления рассматриваются как текущие платежи.

Если такие требования возникли в ходе процедуры наблюдения и срок их исполнения наступил при этой процедуре, то они исполняются в ходе этой процедуры в обычном порядке. Требование об их исполнении может быть заявлено вне рамок процесса о банкротстве, поскольку положения п. 1 ст. 63 Закона, касающиеся возможности предъявления требований к должнику только в порядке, установленном Законом о банкротстве, применяются к требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения.

При введении моратория они не подпадают под его действие (п. 1 ст. 95 Закона), при осуществлении расчетов с кредиторами — погашаются вне очереди (п. 2 ст. 121 Закона). С открытием конкурсного производства такие требования удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона).

Если срок исполнения по таким обязательствам наступает в период внешнего управления, то в силу положений п. 4 ст. 95 Закона мораторий на такое требование также не распространяется. Для всех последующих процедур данное требование будет рассматриваться как текущее.

При возникновении требования в период внешнего управления такое требование будет являться текущим как для целей внешнего управления, так и при последующих процедурах.

Аналогичным образом решается вопрос и относительно требований, возникших в процессе конкурсного производства. В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, если иное не установлено Законом.

Требования по текущим платежам в деле о несостоятельности не подлежат включению в реестр требований кредиторов и учитываются за рамками реестра. Кредиторы по таким требованиям не переходят в разряд лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. Иной режим установлен в отношении требований, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступает после введения соответствующей процедуры банкротства.

Такие требования признаются текущими лишь в рамках той процедуры несостоятельности, в ходе которой наступает срок их исполнения, и могут быть исполнены в обычном порядке. При неисполнении обязанностей по их оплате кредитор вправе предъявить требование об оплате вне рамок дела о несостоятельности. В рамках этой процедуры соответствующие кредиторы не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. В последующих процедурах, если требования не были погашены, они подлежат учету в реестре требований кредиторов, их обладатели признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а требования должны удовлетворяться в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Обоснованность такого подхода подтверждается при анализе положений Закона о банкротстве, определяющих последствия введения процедур несостоятельности.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику (п. 1 ст. 63). Требования, срок по которым наступает после вынесения указанного определения, заявленные в течение данной процедуры, рассматриваются в рамках данной процедуры как текущие и не учитываются в реестре требований кредиторов. Эти требования подлежат учету как требования конкурсных кредиторов на момент введения процедуры несостоятельности, следующей после наступления срока исполнения этого обязательства.

Например, если после наблюдения вводится финансовое оздоровление, то такие требования в силу п. 1 ст. 81 Закона могут быть заявлены с момента введения финансового оздоровления только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Соответственно в рамках этой процедуры они подлежат учету в реестре требований кредиторов, а их обладатели рассматриваются как лица, участвующие в деле о банкротстве.

5. На денежные требования, основания которых возникли до возбуждения дела о банкротстве, а сроки наступили в период наблюдения или финансового оздоровления (до введения внешнего управления), распространяется действие моратория (п. 1 ст. 95 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Такой подход сложился в судебно-арбитражной практике при применении положений Закона о банкротстве 1998 г. Так, отвечая на вопрос о том, в каком порядке в период осуществления внешнего управления удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендовал исходить из следующего.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления (п. 1 ст. 70 Закона 1998 г.).

Согласно п. 4 ст. 70 Закона о банкротстве 1998 г. правила о моратории, предусмотренные п. п. 2 и 3 данной статьи 5 Закона О банкротстве (несостоятельности), не применяются к денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления.

Следовательно, требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, удовлетворяются в период внешнего управления в общем порядке с соблюдением очередности, установленной ст. 855 ГК РФ и федеральными законами <*>.
———————————
<*> См.: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 64 (п. 21).

Мораторий не распространяется на требования, возникшие в период процедуры внешнего управления (требования, текущие в процессе банкротства).

6. Состав и размер требований, возникших до возбуждения дела о несостоятельности, сроки по которым наступают в ходе одной из процедур несостоятельности, для целей их учета в последующих процедурах определяются на основании абз. 2 — 4 п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве.

7. В конкурсном производстве текущие требования, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, удовлетворяются из конкурсной массы вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона). В соответствии с требованиями п. 1 ст. 126 Закона требования по этим текущим обязательствам (в исключение из общего порядка предъявления текущих требований вне рамок дела о банкротстве) могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам в конкурсном производстве определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ (ст. 134 Закона).

Эти правила применяются и при расчетах с кредиторами во внешнем управлении (п. 2 ст. 121 Закона).

8. Расчеты по текущим платежам, выраженным в иностранной валюте, в конкурсном производстве осуществляются в порядке, установленном Законом о банкротстве (п. 2 ст. 134). Учитывая содержащиеся в п. 1 ст. 133 правила об использовании только одного счета для осуществления расчетов в процессе конкурсного производства, выплаты по таким обязательствам должны производиться в рублях. Специальных правил определения курса рубля при расчетах по текущим требованиям, выраженным в иностранной валюте, Закон не предусматривает. В данном случае определение подлежащей уплате в рублях суммы должно производиться по правилам, установленным п. 2 ст. 317 ГК РФ.

Расчеты по текущим платежам во внешнем управлении производятся в порядке, установленном нормами о конкурсном производстве, что может привести к выводу о невозможности осуществления расчетов в иностранной валюте и в рамках внешнего управления. В литературе высказывалось мнение, что ввиду качественного отличия процедуры внешнего управления от конкурсного производства и отсутствия ограничений в законе текущие обязательства в иностранной валюте могут исполняться в валюте платежа <*>. Такой подход не противоречит целям и задачам процедуры внешнего управления.
———————————
<*> См.: Ращевский Е.А. Денежные обязательства в процедуре внешнего управления: Дис… канд. юрид. наук. М., 2003. С. 42.

9. Закон о банкротстве не устанавливает порядка учета текущих требований. Представляется, что такой учет должен вестись арбитражным управляющим за рамками реестра в порядке, позволяющем установить количество текущих требований кредиторов, сроки их возникновения и исполнения, размер и основания возникновения.

Такой учет необходим, в частности, для целей применения норм п. 3 ст. 82 Закона о банкротстве, предусматривающих, что в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20 процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

10. Особые правила учета и исполнения требований лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности и исполнивших свои обязательства в ходе финансового оздоровления, предусмотрены ст. 90 Закона о банкротстве. Несмотря на то что требования лиц, исполнивших свои обязательства, данные в ходе финансового оздоровления, подпадают под определение текущих платежей в отношении дела о несостоятельности, Закон прямо предусматривает, что при введении последующих процедур банкротства требования указанных лиц подлежат включению в реестр требований кредиторов как требования конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 90).

11. Положения комментируемой статьи 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» позволяют сделать вывод о том, что понятие «текущие платежи» не охватывает платежи, производимые во исполнение обязанностей по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, поскольку в ней идет речь только о денежных обязательствах и обязательных платежах (см. комментарий к ст. 2).

Вместе с тем п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве относит задолженность по заработной плате, возникшую после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленную за период конкурсного производства, к задолженности по текущим обязательствам. Такая задолженность погашается вне очереди за счет конкурсной массы.

В процессе банкротства предприятия нередко появляются финансовые требования из обязательств, срок исполнения которых наступил после начала процедуры. Многие из таких требований признаются текущими платежами.

Понятие текущих платежей в деле о банкротстве

Нормативное толкование текущих платежей закреплено в ст. 5 закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002. К ним относят:

  • Требования по договорам, которые возникли после принятия заявления о банкротстве, а также требования по выплате зарплаты, расходам на саму процедуру банкротства, в том числе затраты, связанные с обеспечением сохранности конкурсной массы;

  • Требования по договорам, которые были заключены до приема заявления о банкротстве, но срок исполнения обязательств по ним наступил после этой даты.

Пленум по текущим платежам в банкротстве № 63 (Постановление ВАС РФ от 23.07.2009) определил – такие обязательства носят исключительно денежный характер, т.е. должны предполагать погашение задолженности деньгами.

Кредиторы по текущим платежам не признаются участниками процедуры банкротства, в том числе они не принимают участие в собрании кредиторов. Но у них есть преимущественное право на погашение задолженности перед ними – закон о банкротстве текущие платежи определяет, как первоочередные к погашению (ст. 134 закона № 127-ФЗ).

Реестр текущих платежей в банкротстве

С целью фиксации требований по текущим платежам арбитражный управляющий должен вести отдельный от основного реестр требований, куда вносится информация о требованиях кредиторов с указанием: их основания, суммы, даты возникновения. Отметим, что законодательство не регламентирует форму данного реестра, поэтому каждый арбитражный управляющий делает это на свое усмотрение. При этом на нем лежит обязанность по информированию конкурсных кредиторов при проведении отчета о своей работе, о размере текущих платежей. Игнорирование данного требования может стать поводом для применения к нему мер при недобросовестных действиях.

Требования по текущим платежам в банкротстве вносятся в соответствующий реестр только при наличии подтверждающего задолженность документов, в том числе судебного решения. По общему правилу заявление в банкротство текущих платежей подается АУ (арбитражному управляющему). Он должен проверить обоснованность данных требований и при установлении этого включить их в реестр. При отказе принять данную задолженность у кредитора есть право обратиться в суд.

Взыскание текущих платежей при банкротстве осуществляется в общем порядке, предусмотренном Арбитражно-процессуальным кодексом РФ. После вынесения решения АУ должен включить требование в реестр по текущим платежам. Следует учитывать, что пленум по текущим платежам в банкротстве уточнил — судебные расходы кредитора признаются текущими на дату вступления судебного решения в законную силу.

Как указывает постановление Пленума, текущие платежи банкротства не включают в себя требования по следующим видам задолженности:

  • Проценты по договорам займа или кредитования, которые были заключены до начала банкротства;

  • Требования, вытекающие из ранее выданного гарантийного обеспечения, если обязательство, для которого оно выдавалось, исполнено до начала процедуры;

  • Требования по неустойкам и иным санкциям в отношении обязательств, возникших до начала банкротства.

Указанная задолженность включается в реестр требований кредиторов в общем порядке.

Текущие платежи при банкротстве: очередность

Погашение задолженности в рамках процедуры банкротства всегда осуществляется с учетом регламентированной очередности. И текущие платежи здесь не исключение. Пунктом 2 ст. 134 «Закона о несостоятельности (банкротстве)» установлена очередность, по которой исполняются текущие платежи в процедурах банкротства:

  • судебные издержки по банкротству, включая вознаграждение АУ и лиц, привлеченных им для исполнения обязанностей, носящих обязательный характер;

  • заработная плата и иные выплаты в рамках трудовых отношений с момента начала банкротства;

  • оплата услуг лиц, привлеченных АУ для исполнения отдельных его функций и обязанностей;

  • расходы, связанные с эксплуатационными платежами (коммунальные, электроэнергия и т.п.);

  • требования иного характера.

В пределах одной очереди удовлетворение идет в порядке календарной очередности, при которой учитывается дата возникновения обязательства. Вне очереди погашается задолженность по мероприятиям, проводимым с целью устранения угрозы развития аварийной ситуации, создающей опасность гибели людей, образования катастрофической ситуации экологического или техногенного характера.

Текущие платежи при банкротстве физических лиц

Признание требований текущими, в рамках банкротства физического лица, ничем не отличается от аналогичного признания в отношении юридических лиц. Основное отличие только в том, что очередность их погашения в данном случае имеет некоторые особенности (ст. 213.27 закона № 127-ФЗ):

  • текущие алиментные обязательства и расходы на банкротство, включая вознаграждение финансового управляющего и привлеченных специалистов, участие которых носило обязательный характер;

  • задолженность по трудовым договорам с начала процедуры;

  • оплата коммунальных услуг;

  • платежи иного характера.

Текущие платежи при банкротстве физического лица также учитываются в реестре и погашаются с учетом очередности и даты возникновения требований по ним.

1. В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

2. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

3. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Кредиторы по текущим платежам вправе обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, если такие действия или бездействие нарушают их права и законные интересы.

Обязательные платежи при банкротстве

Президиумом ВС РФ в декабре 2016 года был утвержден Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства. В рамках данного Обзора особое внимание было уделено вопросам квалификации и установления требований по обязательным платежам в деле о банкротстве. Некоторые из изложенных правовых позиций закрепляют уже сложившуюся практику, другие формируют новые подходы к рассмотрению вопросов, связанных с требованиями уполномоченных органов в таких делах. Остановимся на наиболее значимых положениях Обзора и их влиянии на правоприменительную практику.

Закрепление старого подхода

В пункте 6 Обзора нашла свое отражение позиция, ранее закрепленная в п. 8 и 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 (утратило силу в связи с принятием Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2016 № 59).

ВС РФ счел необходимым повторно изложить правило о квалификации требований по уплате налогов исходя из момента окончания налогового периода или отчетных периодов, в случае если налоговый период состоит из нескольких таких периодов. Несмотря на то что такой подход был сформулирован в Постановлении Пленума ВАС РФ еще в 2006 году, в настоящее время в практике встречаются ситуации, когда судами неправильно определяется момент возникновения обязанности по уплате налогов (Определение ВС РФ от 15.02.2016 по делу № 305-ЭС15-13801, А40-135880/2014). Данное разъяснение также остается актуальным, например, при определении объема ответственности привлекаемого к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника (Определение ВС РФ от 31.03.2016 № 309-ЭС15-16713 по делу № А50-4524/2013).

В дополнение к изложенному ВС РФ счел необходимым закрепить применение такого подхода и при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов.

В Обзоре дополнительно указано, что требования по уплате пеней, начисляемых в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин и страховых взносов, следуют судьбе основного требования. Такой подход ранее был закреплен в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ № 25.

Деление требований правомерно

ВС РФ в п. 7 Обзора закрепил правило, согласно которому деление требований по уплате публично-правовых штрафов на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов, является правомерным и необходимым для соблюдения прав и законных интересов общества.

Так, в Обзоре указано, что с момен­та принятия Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) административные штрафы отдельно поименованы в составе обязательных платежей, которые в соответствии с положениями п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» могут быть признаны текущими в зависимости от момента возникновения обязанности по их уплате.

Исходя из изложенного, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ признала законными и обоснованными возбуждение исполнительного производства в связи с назначением должнику наказания в виде штрафа (Определение ВС РФ от 09.02.2015 по делу № 307-КГ14-2426, А56-36217/2013) и прекращение производства по рассмотрению требования о включении в реестр требований кредиторов административного штрафа, назначенного за обнаруженное после возбуждения дела о банкротстве правонарушение (Определение ВС РФ от 23.03.2015 № 301-ЭС14-4830 по делу № А17-7246/2012).

Необходимо отметить, что в п. 30 ранее действовавшего Постановления Пленума ВАС РФ № 25 было указано на отсутствие в Законе о банкротстве положений, предусматривающих деление требований об уплате штрафов за налоговые (административные) правонарушения на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр. Таким образом, изложенная в Обзоре правовая позиция закрепляет новый подход к рассмотрению вопроса о квалификации таких требований.

Очередность удовлетворения

Поскольку обязанность по перечислению налога на доходы физических лиц у налогового агента является производной от получения дохода гражданина-налогоплательщика и исполняется одновременно с выплатой дохода гражданину, она не может относиться к иной очередности удовлетворения.

Данный подход, изложенный в п. 8 Обзора, ранее уже был закреплен по отношению к налогу на доходы физических лиц, удержанному при выплате заработной платы, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (п. 41.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60) и подлежащему отнесению ко второй очереди реестровых или текущих платежей в зависимости от удержания сумм налога до или после возбуждения дела о банкротстве.

Вместе с тем ВС РФ в рассматриваемом пункте Обзора обратил внимание на то, что налог может быть удержан и при выплате иных доходов, не поименованных в качестве требований первой или второй очереди в п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве. В таком случае налог, удержанный, например, при выплате вознаграждения по договору подряда, подлежит учету в составе третьей очереди реестра требований кредиторов.

При этом ВС РФ указал, что пени и штрафы за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди, поскольку допущенная должником просрочка в исполнении обязанностей налогового агента составляет отдельное правонарушение (п. 9 Обзора). Соответственно требования, вытекающие из такого правонарушения, должны быть отражены в реестре требований кредиторов исходя из общих правил об очередности удовлетворения обязательных платежей: в составе третьей очереди с удовлетворением после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (Определение ВС РФ от 25.12.2015 № 303-ЭС15-13210 по делу № А04-9392/2014).

Достаточное подтверждение

В пункте 10 Обзора ВС РФ установил, что в случае отсутствия оснований для составления акта налоговой проверки и принятия соответствующего решения налоговая декларация, поданная должником, является достаточным подтверждением наличия задолженности по налоговым платежам (Постановление АС МО от 06.05.2016 № Ф05-5249/2016 по делу № А40-144652/2013).

Действительно, учитывая, что указанная в налоговой декларации сумма налога определяется самим налогоплательщиком и представляет собой его заявление о подлежащем уплате налоге, при отсутствии выявленных налоговой инспекцией нарушений законодательства о налогах и сборах налоговая декларация является достаточным доказательством наличия задолженности.

При этом ВС РФ справедливо отметил, что в случае несогласия с указанными в налоговой декларации данными арбитражный управляющий не лишен возможности подать уточненную налоговую декларацию, по результатам проверки которой судом может быть принято решение об исключении из реестра части требований.

Следует учитывать сроки

При исчислении срока принудительного взыскания обязательных платежей в целях проверки обоснованности требований уполномоченного органа необходимо учитывать, что законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные сроки взыскания задолженности в судебном порядке при допущенных уполномоченным органом тех или иных нарушениях при совершении отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей (п. 11 Обзора).

При этом ВС РФ отдельно указывает, что со дня вынесения судебного акта о введении в отношении должника любой из процедур банкротства задолженность по обязательным платежам, являющаяся реестровой, не может быть взыскана в принудительном порядке, в связи с чем вопрос об утрате возможности принудительного исполнения требований по соответствующим обязательным платежам подлежит выяснению судом на день введения в отношении должника первой процедуры банкротства.

В целом правовая позиция, изложенная в п. 11 Обзора, содержалась в п. 19–25 действовавшего ранее Постановления Пленума ВАС РФ № 25 и находила отражение в сложившейся судебной практике (постановления АС ВВО от 29.06.2016 № Ф01-2156/2016 по делу № А17-398/2015, АС МО от 25.10.2016 № Ф05-15844/2016 по делу № А41-100742/15).

Понижение недопустимо

В пункте 12 Обзора ВС РФ указал на недопустимость понижения очередности требований уполномоченного органа, заявленных своевременно после вступления в законную силу решения по результатам налоговой проверки.

Поскольку по смыслу п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется при наличии объективно существующей, но не реализованной возможности предъявления требований в двухмесячный срок, а доначисление сумм налога может быть произведено уполномоченным органом только по результатам проведения налоговой проверки, результаты которой могут быть обжалованы, двухмесячный срок предъявления требований не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в законную силу принятое по результатам проверки решение. Однако ВС РФ подчеркивает, что приостановление течения двухмесячного срока, предусмотренного п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, возможно только при наличии объективных причин допущенной налоговым органом просрочки, например при активном противодействии проведению выездной налоговой проверки.

Рассматриваемый пункт Обзора находится в тесной взаимосвязи с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, который с 01 сентября 2016 года был дополнен новым абзацем, прямо указывающим на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа, если на момент закрытия реестра не вынесен либо не вступил в законную силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством РФ является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. При этом новой редакцией вышеуказанной нормы предусмотрено увеличение срока предъявления требований уполномоченного органа до восьми месяцев с момента опубликования сообщения об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства.

Материалы налоговой проверки

Закрепленная в п. 13 Обзора возможность использования в качестве средств доказывания материалов проведенных в отношении должника или его контрагентов мероприятий налогового контроля позволит не допустить, например, включения в реестр требований, основанных на сделках, в реальности исполнения которых имеются обоснованные сомнения (Постановление АС МО от 12.12.2016 № Ф05-32/2016 по делу № А40-133401/2015).

Так, ВС РФ указал, что материалы налоговой проверки должника и (или) его контрагента являются косвенными доказательствами, подтверждающими возражения о невозможности исполнения договора, в связи с чем на заявившее требование лицо возлагается бремя опровержения сомнений в исполнении сделки.

Выраженная ВС РФ позиция позволит минимизировать ситуации, когда должником и его контрагентом с целью создания искусственной задолженности и получения контроля над процедурой банкротства заключаются неисполнимые сделки с представлением суду минимального набора документов, не раскрывающего всех обстоятельств заключения и исполнения сделки.

Вместе с тем необходимо учитывать, что при использовании в рамках рассмотрения требования кредитора материалов налоговой проверки суду и сторонам необходимо будет убедиться в отсутствии возражений на представленный акт налоговой проверки, а также в отсутствии обжалования налогоплательщиком решения, вынесенного на основании акта налоговой проверки, во внесудебном или судебном порядке. В противном случае определение суда об отказе во включении в реестр требований кредиторов может быть вынесено неправомерно.

Квалификация требований об уплате страховых взносов

Пункт 14 Обзора изменил подход к квалификации требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указав, что такие платежи в силу особой правовой природы и предназначения подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

Примечательно, что действовавший до 20 декабря 2016 года абз. 3 п. 41.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 относил требования об уплате страховых взносов, начисленных до возбуждения дела о банкротстве, к реестровым требованиям третьей очереди, а исчисленных в связи с начислением текущей заработной платы – к текущим платежам четвертой очереди.

В обоснование изменения подхода к квалификации требований об уплате страховых взносов ВС РФ указал, что такие платежи «являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности».

Таким образом, согласно новой сформулированной позиции ВС РФ требования по уплате страховых взносов, не являющиеся текущими, подлежат учету в качестве реестровых платежей второй очереди и при этом не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве.

В целом позиция ВС РФ, изложенная в комментируемом Обзоре судебной практики, совпадает с положениями действовавшего до 20.12.2016 Постановления Пленума ВАС РФ № 25, однако некоторые подходы к квалификации и установлению требований по обязательным платежам претерпели изменения в связи с внесением поправок и дополнений в Закон о банкротстве. Кроме того, ряд пунктов Обзора формирует новые правила, позволяющие упростить порядок установления требований уполномоченного органа (п. 13) и использовать материалы налоговых проверок в целях недопущения включения в реестр требований кредиторов искусственной задолженности (п. 10).

>О соотношении законодательных норм при банкротстве и классификации требований по обязательным платежам

1. Общие положения

Вступление Российской Федерации в рыночные отношения повлекло бурное развитие предпринимательской деятельности, что нашло свое отражение в нормативных актах.

В силу положений ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Рисковый характер предпринимательской деятельности означает возможность возникновения ситуации, при которой хозяйствующий субъект будет не способен в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате в бюджет обязательных платежей.

Такое лицо может быть признано в установленном порядке несостоятельным (банкротом).

Общие положения отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), закреплены в ГК РФ, в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) и подразумевают введение в Российской Федерации института банкротства, который преследует следующие цели:

  • установление причин доведения лица до состояния банкротства и выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • возможное восстановление финансово-экономического состояния лиц, испытывающих временные сложности;
  • определение порядка установления состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей, а также порядка и условий проведения процедур банкротства и иных отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов;
  • установление правового механизма цивилизованного исключения из рыночного оборота субъектов, не способных отвечать по своим долгам, осуществлять рентабельную деятельность.

Но если проанализировать отечественную практику применения Закона о банкротстве, то приходится констатировать, что в большинстве своем должники, в отношении которых возбуждается дело о банкротстве, находятся в таком критическом положении, что проведение в отношении их реабилитационных процедур оказывается уже невозможным, нецелесообразным, и за редким исключением не удается восстановить их финансово-экономическое состояние.

Так, согласно статистическим данным ВАС РФ в 2007 г.:

  • принято к производству заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) — 30 015;
  • количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления, — 33, из них прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности — 3;
  • количество дел, по которым проводилась процедура внешнего управления, — 752, из них прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности — 41.

С момента введения в действие Закона о банкротстве прошло достаточно времени; практика его применения в основном сформирована. Среди судебных актов следует выделить Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 29) и Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 25).

Несмотря на это сложность и многогранность как законодательства о налогах и сборах, так и законодательства о банкротстве, многостадийность возникновения налоговых обязательств постоянно ставят перед правоприменителями вопросы соотношения норм законов при банкротстве и классификации требований по обязательным платежам.

2. Приоритет норм Закона о банкротстве по отношению к Налоговому кодексу Российской Федерации

Должники, в отношении которых возбуждается дело о банкротстве, как правило, добровольно не перечисляют налоги в бюджет, продолжая оставаться довольно длительное время (до ликвидации) участниками налоговых правоотношений.

По мнению налоговых органов, к таким должникам должны применяться меры государственного принуждения к исполнению конституционной обязанности исключительно в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

Но банкротство является одним из способов исключения (ликвидации) из рыночного оборота субъекта, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 24-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Печоранефтегаз» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации и частью второй статьи 32.1 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» при уяснении значения налогового института, понятия или термина приоритет отдается налоговому законодательству. И только при отсутствии возможности определить содержание налогового института, понятия или термина путем истолкования положений налогового законодательства в их системной связи допускается использование норм иных отраслей законодательства с учетом того, что смысл, содержание и применение законов определяют непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина.

НК РФ не устанавливает особенности уплаты налогов и сборов для лиц, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве. В п. 3 ст. 49 НК РФ содержатся только положения относительно очередности исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации и указывается, что порядок расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданским законодательством, к которому относится в том числе Закон о банкротстве, предусмотрены специальные нормы по уплате налогов и сборов в отношении лиц, находящихся в процессе банкротства.

Так, в ст. 2 Закона о банкротстве налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и в государственные внебюджетные фонды отнесены к обязательным платежам.

Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, приобретают статус должника, а лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, становятся кредиторами, на которых в полной мере распространяется действие Закона о банкротстве.

Закон о банкротстве регламентирует процедуру банкротства должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, в том числе порядок определения задолженности перед кредиторами и процедуру ее погашения.

Следовательно, нормы данного Закона являются специальными и имеют приоритет применения в процедурах банкротства по отношению к нормам НК РФ.

>3. Классификация требований по обязательным платежам

Закон о банкротстве подразделяет обязательные платежи на подлежащие и не подлежащие включению в реестр требований кредиторов.

3.1. Текущие платежи

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.

Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 29, требования налоговых, таможенных и иных органов по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ N 29 также указано, что по смыслу п. 1 ст. 5, абз. 3 п. 2 и п. 4 ст. 95 Закона о банкротстве для целей внешнего управления текущими являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия судом заявления о признании должника банкротом (независимо от того, наступил срок их исполнения до или во время внешнего управления), а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления (независимо от даты их возникновения).

Таким образом, в соответствии с судебной практикой текущие платежи возникают после принятия заявления о признании должника банкротом и существуют до открытия конкурсного производства.

По отношению к текущим платежам налоговый орган выступает как кредитор. Требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Текущие требования удовлетворяются и исполняются в обычном порядке, установленном ст. ст. 45 — 47 НК РФ и законодательством об исполнительном производстве, с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве к соответствующей процедуре банкротства.

Например, арест на имущество должника, находящегося в процедуре банкротства, может быть наложен только по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абз. 4 п. 1 ст. 81, абз. 6 п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве).

3.2. Нетекущие платежи

Обязательные платежи, относящиеся к нетекущим платежам, подлежат удовлетворению в рамках возбужденного дела о банкротстве независимо от периода их обнаружения. Например, не может быть признано текущим требование налогового органа об уплате налогов, пени и штрафов, доначисленных по результатам выездной налоговой проверки должника, проведенной за период, когда он еще не был признан должником в соответствии с Законом о банкротстве.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам возложены на налоговый орган.

По отношению к нетекущим платежам (подлежащим включению в реестр требований кредиторов) налоговый орган выступает в деле о банкротстве как уполномоченный орган, представляющий в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей, и, следовательно, всегда располагает информацией о суммах, включенных в реестр требований кредиторов.

Таким образом, признание хозяйствующего субъекта в соответствии с Законом о банкротстве должником предписывает налоговым органам подразделять платежи по налогам и сборам на текущие и нетекущие. Причем независимо от того, кто подает заявление в суд: должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган (ст. ст. 37, 39, 41 Закона о банкротстве), — началом такого подразделения является дата принятия соответствующего заявления арбитражным судом.

В силу п. 2 ст. 42 Закона о банкротстве судья арбитражного суда выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее чем через пять дней с даты поступления вышеуказанного заявления в арбитражный суд, в связи с чем дата подачи заявления в суд может отличаться от даты принятия заявления судом.

3.3. Налоговые платежи, по отношению к которым должник выступает налоговым агентом

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями ст. ст. 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей, так как суммы полученных налогов, подлежащие перечислению налоговыми агентами, изначально этим лицам не принадлежат.

Данное требование независимо от момента его возникновения не включается в реестр требований кредиторов и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 25).

4. Возникновение обязанности по уплате обязательных платежей для квалификации требований 4.1. Возникновение обязанности по уплате налога

Согласно п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы, формируемых из совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода к моменту его окончания.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ N 25).

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не служит основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих платежей.

Учитывая также порядок исчисления сроков, установленный законодательством о налогах и сборах (ст. 6.1 НК РФ), по нашему мнению, обязательные платежи должны быть отнесены к нетекущим платежам, если заявление о признании должника банкротом будет принято судом на следующий день после окончания налогового периода.

4.2. Возникновение обязанности по уплате авансовых платежей

Для равномерного поступления налога в течение финансового года в отношении некоторых налогов может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных (авансовых) платежей.

Налоговый период по таким налогам состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог).

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 25, для подразделения авансовых платежей на текущие и нетекущие проверяется наступление одновременно двух условий — окончание отчетного периода и срока уплаты авансового платежа.

Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не служит основанием для признания вышеуказанного авансового платежа также в качестве текущего. Иными словами, сумма авансового платежа не будет являться текущим платежом, а сумма налога за вычетом авансового платежа будет являться текущим.

В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.

Если же исчисленная сумма налога окажется меньше авансового платежа, требование об уплате которого подлежит включению в реестр требований кредиторов, суд, рассматривая заявление уполномоченного органа о включении этого требования в реестр, удовлетворяет его в сумме, не превышающей сумму налога. Если вышеназванное требование об уплате авансового платежа установлено судом до окончания налогового периода и определения суммы налога, то суд по заявлению должника, арбитражного управляющего или иного лица, имеющего право в соответствии со ст. 71 Закона о банкротстве заявлять возражения относительно требований кредиторов, на основании п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве исключает требование уполномоченного органа в соответствующей части из реестра требований кредиторов.

5. Конкурсное производство

В соответствие с п. 1 ст. 124 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.

В п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве перечислены последствия открытия конкурсного производства, в том числе следующее:

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Пункт 1 ст. 134 Закона о банкротстве предусматривает, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства (внеочередные), правовая природа которых отлична от правовой природы текущих платежей.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

  • судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных ст. ст. 28 и 54 Закона о банкротстве;
  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
  • текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
  • требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;
  • задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
  • иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

В силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ N 29).

В то же время п. 3 ст. 146 Закона о банкротстве установлено, что в случае вынесения арбитражным судом определения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;
  • требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых в соответствии с условиями обязательств не наступил на момент открытия конкурсного производства, также считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению.

Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ N 25, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию вышеуказанной задолженности.

Вышеназванные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

Однако требования по уплате авансовых платежей, исчисленных по итогам отчетных периодов, которые истекли в промежуток после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (текущие платежи), являются внеочередными и погашаются в порядке, предусмотренном ст. 855 ГК РФ. В данном случае в порядке, установленном п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, удовлетворяется требование об уплате налога в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, исчисленных за истекшие до открытия конкурсного производства отчетные периоды (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 25).

Таким образом, правильное определение текущих и внеочередных платежей, выделение их из всей совокупности обязательных платежей, подлежащих уплате должниками, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, и своевременное взыскание налоговыми органами в бюджет текущих и внеочередных платежей минимизируют потери казны.

О.И.Долгополов

г. Тамбов

О текущих платежах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *