Об индивидуальном персонифицированном учете

Развитие законодательной базы индивидуального (персонифицированного) учета

Пенсионной реформы

Индивидуальный (персонифицированный) учет как технологическая основа

Изменение экономических отношений в России привело к ликвидации сложившихся механизмов контроля за соблюдением пен­сионного законодательства и достоверностью сведений, представ­ляемых при назначении пенсий, к несопоставимости информацион­ного потока о страховых взносах, стаже и других данных о застрахованных лицах с финансовым потоком, а, именно, уплачи­ваемыми взносами обязательного пенсионного страхования. Обес­печить соответствие этих двух потоков и был призван персонифи­цированный (индивидуальный) учет.

Индивидуальный (персонифицированный) учет — это организа­ция и ведение учета сведений о стаже и заработке застрахованных лиц для целей государственного пенсионного страхования.

Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об инди­видуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», законы и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры России, регулирующие правоот­ношения в данной сфере.

Основными функциями персонифицированного учета явля­ются:

1) регистрация всех граждан с момента начала их трудовой деятельности;

2) своевременное представление сведений о месте работы, заработной плате (доходе), профессии и других льготах;

3) учет страховых взносов, уплачиваемых за каждое застрахованное лицо;

4) назначение пенсий с учетом всего страхового стажа и размера страховых платежей.

Поэтому в связи с преобразованием пенсионной системы РФ роль индивидуального (персонифицированного) учета значительно возрастает, что упрощает порядок и ускоряет процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам; создает условия для кон­троля уплаты страховых взносов застрахованными лицами, развивает заинтересованность застрахованных лиц в уплате страховых взно­сов в ПФР; делает доступным для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы ПФР.

Наряду с формированием базы данных системы персонифици­рованного учета развивалась и законодательная база индивидуаль­ного учета. Так, Федеральным законом от 25 октября 2001 г. «О вне­сении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об индиви­дуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено введение:

· учета наряду с начисленными и уплаченными страховыми взносами;

· нормы сроков хранения документов персонифицированного учета и условий их уничтожения;

· нормы применения финансовых санкций за несвоевременное и (или) неверное представление сведений персонифицированного учета.

В 2002 г. изменены сроки представления индивидуальных све­дений. Плательщики страховых взносов обязательного пенсионно­го страхования — работодатели и граждане, самостоятельно упла­чивающие страховые взносы в ПФР, обязаны представить сведе­ния персонифицированного учета один раз в год после окончания отчетного периода до 1 марта. Кроме того, указанным Законом предусмотрены дополнения, связанные с положениями Закона об обязательном пенсионном страховании, касающиеся добровольно­го вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.

С учетом ст. 30 упомянутого Закона, в которой предусмотрено введение пенсионной книжки застрахованного лица, ст. 15 Феде­рального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) уче­те в системе обязательного пенсионного страхования дополнена положением об обязанности Фонда по требованию застрахованного лица проводить сверку специальной части его лицевого счета и со­держанию пенсионной книжки,

В целях обеспечения реализации ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для оценки пенсион-Нь1х прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. пу­тем их конвертации в расчетный пенсионный капитал в ст. И Феде­рального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» внесено дополнение об обязанности каждого страхователя представить све­дения о включаемых в страховой стаж периодах работы всеми рабо­тающими застрахованными лицами до их регистрации в системе персонифицированного учета, а в ст. 15 — о возможности в необхо­димых случаях осуществлять органами ПФР корректировку пред­ставленных сведений.

Каждое застрахованное лицо должно знать, какие сведения со­держатся на его лицевом счете. Законом об индивидуальном персо­нифицированном учете предусмотрено, что работодатели обязаны выдавать своим работникам копии их индивидуальных сведений, переданных в органы ПФР. Кроме того, само застрахованное лицо имеет право один раз в год обратиться в территориальное управле­ние ПФР по месту жительства и бесплатно получить выписку из своего лицевого счета, что дает возможность каждому контролиро­вать содержание своего лицевого счета.

Тема 1.6. Организация и ведение ИПУ для целей ОПС.

Правовая основа индивидуального (персонифицированного) учета (ПУ)

Развитие законодательной базы индивидуального (персонифицированного) учета

Организация работы региональных отделений ПФР по актуализации информационной базы (ПУ)

Основные формы документов для ведения работ по ПУ

Использование информационной базы ПУ для назначения (перерасчета) пенсий

ФЗ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» в редакции ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ с посл. изм. и доп. (далее- Закона № 27-ФЗ) устанавливает правовые основы и порядок организации ИПУ сведений о гражданах, имеющим право на трудовые пенсии. В соответствии с указанным законом вместо ранее применявшихся правил назначения пенсий в ПФР была внедрена система ИПУ, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями-страхователями в интересах своих работников.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 27-ФЗ под ИПУ понимается организация и ведение учета сведений о каждом ЗЛ для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ. ПУ включает в себя:

а) регистрацию застрахованных лиц (ЗЛ);

б) сбор сведений о страховом стаже, зарплате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за ЗЛ за период работы после регистрации в системе ОПС и внесение их в лицевые счета;

в) сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены ЗЛ до их регистрации в системе ОПС, и внесение их в лицевые счета;

г) информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий.

Статьей 3 ФЗ № 27-ФЗ определены цели ИПУ:

— создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ;

— обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе) каждого, определяющих размер пенсии при её назначении;

— создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ, а также для назначения пенсии на основе страхового стажа ЗЛ и их страховых взносов;

— развитие заинтересованности ЗЛ в уплате страховых взносов в ПФР;

— создание условий для контроля за уплатой страховых взносов ЗЛ;

— информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в ПФР, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;

— упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий ЗЛ.

В соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. №167-ФЗ в редакции ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ с посл. изм. и доп. (далее Законом № 167-ФЗ) ПФР является госучреждением, которое в качестве страховщика осуществляет ОПС в РФ. ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами ОПС в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Реализацию поставленных задач выполняют отделы ПУ территориальных УПФР, куда ежеквартально, страхователь подает индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах, начисленных и уплаченных за каждое ЗЛ. Территориальное УПФР разносит эти сведения в ИЛС и информирует страхователей о состоянии ИЛС ЗЛ.

В случаях непредставления работодателями в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления ИПУ в системе ОПС, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к ним применяются финансовые санкции в соответствии с нормами ФЗ №167-ФЗ.

Мировая практика показывает, ПУ застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате страхового взноса и структуре трудового стажа работников, т. к. информация, включаемая в ИЛС, проходит, как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами ЗЛ, а три — органы ПФР).

ЗЛ может проверить относящиеся к нему сведения ИЛС в самый начальный момент, т. к. работодатель должен представить работнику копию этих сведений.

Органы ПФР осуществляют контроль за достоверностью информации путем сопоставления суммы индивидуальных сведений с данными о начисленных взносах по всей организации, которые указаны работодателем. После выполнения начальной регистрации эти сведения, как правило, должны совпадать. Наиболее сложным элементом ПУ считается контроль достоверности и правильности регистрации специального стажа, который предполагает ведение органами, осуществляющими ПУ, наблюдательных дел, содержащих, в частности, перечень профессий и количество рабочих мест, дающих право выхода на пенсию при пониженном возрасте (в соответствии со списками №1 и №2, с правом выхода на пенсию на льготных основаниях в связи с работой в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и т.п.). Сведения, получаемые от работодателей, выверяются путем сопоставления с этим перечнем. Однако главной фискальной функцией ПУ является осуществление оперативного контроля за своевременностью, правильностью начисления и полнотой уплаты страховых взносов. Если отмеченные выше функции индивидуального учета выполняются для усиления контроля за стажем и заработком, обоснованием размера пенсии в процессе её исчисления, то оперативный контроль за начисленной зарплатой работника и перечислением текущих страховых платежей в ПФР направлен на устранение условий, в которых и работодатель, и сам работник были бы заинтересованы в сокрытии от начисления в ПФР части поступающих доходов.

Для этого в индивидуальном учете ЗЛ, впервые для пенсионной системы, реализован принцип саморегулирования:

*данные о размере заработка ЗЛ не могут быть завышены, поскольку работодатель должен уплачивать с него страховые взносы, в то же время их занижению будет противодействовать сам работник, поскольку это отрицательно сказывается на размере его пенсии. Поскольку сведения ПУ будут играть все более важную роль в жизни населения, формируемая система персонификации плательщиков предусматривает также выполнение функций по проверке сведений ПФР. Так, предусматривается выездная и камеральная проверки всех предприятий и организаций на основе документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, по вопросу правильности отражения в сведениях ПУ стажа и заработка работников. Такие проверки систематически проводятся ПФР. В результате перечисленных фискальных мер достоверность фиксации пенсионных прав (ПП) ЗЛ осуществляется не в момент обращения за пенсией, а систематически в ходе их работы. В итоге к моменту выхода работника на пенсию редко возникают проблемы с подтверждением его трудового и специального стажа, т.к. соответствующие данные будут проверены и сохранятся в его ИЛС.

Согласно ст. 4 ФЗ №27-ФЗ индивидуальный учет строится на принципах:

— единства и федерального характера гос-го пенсионного страхования в РФ;

— всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о ЗЛ;

— доступности для каждого ЗЛ сведений о нем, которыми располагают ПФР, в обязанности которого входит осуществление ИПУ;

— использования сведений о ЗЛ, которыми располагают органы ПФР, исключительно для целей пенсионного обеспечения;

— соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для ИПУ, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в ПФР;

— осуществления ИПУ в процессе всей трудовой деятельности ЗЛ и использования, данных ИПУ для назначения пенсий согласно пенсионному законодательству РФ.

ПУ застрахованных граждан позволяет привести государственную систему в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ (последняя редакция)

1 апреля 1996 года N 27-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 27.12.2009 N 378-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ, от 04.12.2013 N 351-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 04.11.2014 N 345-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 29.07.2018 N 268-ФЗ, от 29.07.2018 N 269-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 16.12.2019 N 436-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. (в ред. Федеральных законов от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 16.12.2019 N 436-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Правовая основа индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 3. Цели индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 4. Принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета
  • Глава II. Организация индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 5. Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в Российской Федерации
    • Статья 6. Индивидуальный лицевой счет
    • Статья 7. Утратила силу
    • Статья 8. Общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений
    • Статья 8.1. Общие правила учета сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 9. Сведения о застрахованных лицах, представляемые страхователем
    • Статья 10. Сведения, представляемые физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы
    • Статья 11. Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже
    • Статья 11.1. Представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, налоговыми органами
    • Статья 12. Представление сведений об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж для назначения пенсии
    • Статья 12.1. Представление сведений органами, оказывающими государственные и муниципальные услуги
    • Статья 13. Исключена
  • Глава III. Права, обязанности и ответственность зарегистрированного (застрахованного) лица, страхователя и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации
    • Статья 14. Права и обязанности зарегистрированного (застрахованного) лица
    • Статья 15. Права и обязанности страхователя
    • Статья 16. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам
  • Глава IV. Заключительные положения
    • Статья 18. Порядок разрешения споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 18.1. Утратила силу
    • Статья 19. Утверждение инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

  • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Правовая основа индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 3. Цели индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 4. Принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА
    • Статья 5. Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в Российской Федерации
    • Статья 6. Индивидуальный лицевой счет
    • Статья 7.
    • Статья 8. Общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений
    • Статья 8.1. Общие правила учета сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 9. Сведения о застрахованных лицах, представляемые страхователем
    • Статья 10. Сведения, представляемые физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы
    • Статья 11. Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже
    • Статья 11.1. Представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, налоговыми органами
    • Статья 12. Представление сведений об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж для назначения пенсии
    • Статья 12.1. Представление сведений органами, оказывающими государственные и муниципальные услуги
    • Статья 13.
  • Глава III. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО (ЗАСТРАХОВАННОГО) ЛИЦА, СТРАХОВАТЕЛЯ И ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • Статья 14. Права и обязанности зарегистрированного (застрахованного) лица
    • Статья 15. Права и обязанности страхователя
    • Статья 16. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам
  • Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 18. Порядок разрешения споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 18.1.
    • Статья 19. Утверждение инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Об индивидуальном персонифицированном учете

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *