Как организовать забастовку

Пошаговая инструкция

Забастовка иногда становится единственным способом добиться «взаимопонимания» с руководством, которое игнорирует пожелания своих сотрудников.

Согласно Трудовому кодексу (далее — ТК), причиной этой акции может быть задержка или невыплата зарплаты, ненормированный рабочий день, непредоставление отпуска и т. п.

Бастующие рабочие

Работодатель не имеет права отказаться от переговоров с организаторами забастовки.

Вам понадобится:

  • общее собрание коллектива;
  • письменные требования к работодателю;
  • создание примирительной комиссии;
  • протокол разногласий;
  • письменное оповещение работодателя.

Инструкция

1 — Право на забастовку закреплено в статье 37 Конституции РФ как легальное средство защиты своих прав и интересов. Причем, ст. 415 ТК говорит, что увольнение работников, участвующих в этом коллективном трудовом споре, — незаконно. Также незаконными являются принуждения руководства к отказу от забастовки. Более того, для проведения собраний администрация предприятия обязана предоставить бастующим специальное помещение.

2 — Но прежде чем организовывать забастовку, проведите общее собрание сотрудников и сформируйте требования к администрации предприятия. Ваши претензии должны быть четкими и конкретными. Например, повысить безопасность труда, индексировать заработную плату и т. д.

3 — Выдвиньте свои требования в письменной форме работодателю, чтобы они имели юридическую силу. Дождитесь его ответа. Он обязан ответить вам в течение трех дней.

4 — В случае отказа идти на уступки, организуйте примирительную комиссию из представителей работодателя и работников. Она должна в пятидневный срок урегулировать все ваши разногласия. Если помириться так и не удалось, урегулированием коллективных споров занимается специальный посредник из Министерства труда. В случае, когда ему это тоже не по силам, между противоборствующими сторонами подписывается так называемый протокол разногласий. К разрешению конфликта привлекается также трудовой арбитраж.

5 — Если конфликт не исчерпан, проведите общее собрание коллектива и объявите о долгожданной забастовке. За нее должна проголосовать как минимум половина собравшихся. Все данные о проведении собрания занесите в протокол.

6 — За 10 дней до забастовки предупредите работодателя о ее проведении в письменной форме. Назовите дату и время начала забастовки, предполагаемое количество участников и продолжительность. Кстати, закон не определяет, сколько человек может принимать участие в стачке. Это может быть как весь коллектив, так и одна служба или отдел.

Обратите внимание

Обратите внимание на все юридические тонкости организации забастовки, иначе ее могут признать незаконной и бастующие потеряют свои рабочие места.

Полезные советы

Учтите также, что не всем категориям служащих разрешено проводить забастовки. Они запрещены для военных, сотрудников правоохранительных органов и ФСБ, врачей скорой помощи, то есть, тех лиц, работа которых связана с безопасностью людей, защитой их здоровья и жизненно важных интересов общества.

А вот, что разъясняют по этому поводу сами правоохранители:

Прокуратура Ленинградской области разъяснила работникам и работодателям, как правильно бастовать. Надзорное ведомство опубликовало на своем сайте инструкцию для потенциальных забастовщиков. В публикации говорится о том, когда нужно предупредить работодателя об акции протеста. Речь также идёт о том, каким образом принимается решение о проведении забастовки. Активистам также напомнили о существовании ответственности за незаконные стачки. Конкретные санкции прокуратура предпочла не называть:

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность…

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Согласно ст. 410 Трудового кодекса Российской Федерации решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

Согласно ст. 413 Трудового кодекса Российской Федерации решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

В соответствии со ст. 417 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена дисциплинарная ответственность работников за незаконные забастовки.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Кроме того, за самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом, а также организацию их действий (бездействия) предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 20.26 КоАП РФ.

Добавим, что за совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель вправе применить одно из трёх дисциплинарных взысканий. Это замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям, гласит статья 192 ТК РФ. Штрафы по статье 20.26 КоАП достигают 2,5 тысяч рублей.

Напомним, правовые основы деятельности, функции и полномочия прокуратуры закреплены в федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1.

Забастовка на рабочем месте — права участников, правовое регулирование, порядок проведения

Одним из законных способов урегулирования трудового спора между работодателем и подчиненными является забастовка работников. К ней прибегают, если иные меры воздействия неэффективны. Чтобы она признавалась законной и была действенной, следует придерживаться определенных Трудовым кодексом норм.

Трудовой спор – дефиниция, классификация и методы урегулирования

Под трудовым спором понимается несогласованность во мнениях, возникшая между работодателем или его представителями и подчиненным (-и) касательно выстраивания рабочих отношений, требующая разрешения.

Различают следующие трудовые споры:

  • касающиеся применения трудовых норм
  • корректировок или обеспечения трудовых условий
  • признания нарушенного второй стороной права
  • материального и морального компенсирования

Разрешаются они с применением примирительных процедур – путем рассмотрения их примирительной комиссией (ст. 402 ТК). Если это не дало результатов, подключается посредник (ст. 403) либо трудовой арбитраж (ст. 404). Помимо этого, возможна организация штатными единицами забастовки. Право на нее гарантировано ст. 37 Конституции.

Понятие и виды забастовок

Ст. 398 ТК забастовка определяется как временный добровольный полный или частичный отказ штатных единиц от выполнения вмененных им трудовых обязанностей с целью поиска консенсуса при коллективном споре.

Она делится на обычную и предупредительную. Вторая, в отличие от обычной, может объявиться однократно непосредственно в ходе осуществления примирительных процедур (спустя 4-ре дня работы примирительной комиссии). Об этом нанимателя извещают в письменном виде за 3 рабочих дня.

Ее проведение подразумевает выполнение минимума необходимых работ (услуг), предусмотренного соответствующими отраслевыми перечнями.

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 901 возлагает обязанности по разработке и утверждению подобных перечней на отраслевые федеральные органы исполнительной власти.

Ситуации, когда забастовка на рабочем месте правомерна

Согласно ст. 409 ТК, забастовка оправдана и правомерна, если:

  • Наниматель игнорирует участие в примирительных процедурах или они оказались безрезультатны;
  • Игнорируются положения достигнутых соглашений или не исполняется постановление трудового арбитража.

Ситуации, когда забастовка неправомерна

Организация забастовки и участие в ней, согласно ст. 412-413, незаконны:

  • при чрезвычайном или военном положении;
  • во время чрезвычайных ситуаций;
  • в органах охраны правопорядка;
  • в субъектах с особо опасным оборудованием и производством;
  • в субъектах, отвечающих за обороноспособность и безопасность государства;
  • в организациях, обеспечивающих жизнедеятельность россиян.

Из вышеизложенного следует, что трудящиеся в подобных организациях должны избирать иные законные способы улаживания рабочих споров.

Объявление и проведение, а также приостановление забастовки

Согласно ст. 410 ТК, решение об объявлении забастовки должно приниматься собранием (конференцией) рабочего коллектива хозяйствующего субъекта. Инициатором использования подобной меры могут выступать как подчиненные, так и профсоюз (или их объединение). Во втором случае решение принимается коллективно без осуществления примирительных процедур.

Права на организацию и участие в забастовке у работодателя и его представителей нет.

Имеют юридическую силу:

  • собрания, участие в которых приняло 50 % всех штатных единиц;
  • конференции, собравшие две трети делегатов.

Наниматель:

  • не может препятствовать их проведению;
  • обязан посодействовать в их организации.

Решение принимается в случае его поддержки 50 % и более присутствующих на сборе. Если это невозможно, представительным органом организуется сбор подписей среди членов коллектива в поддержку проведения забастовки и утверждается решение в случае, если подписалось более 50 % работников.

Работодателя за 7 рабочих дней в письменном виде предупреждают о предстоящей забастовке. В этом документе:

  • приводится список имеющихся разногласий в качестве доказательной базы для применения подобной меры;
  • указываются начальные и примерные конечные сроки забастовки, а также количество бастующих;
  • содержится минимум необходимых работ (услуг), определенный участниками спора. Если к консенсусу они не пришли, минимум определяется органом исполнительной власти (решение подлежит обжалованию недовольными им в судебном порядке).

При отсутствии последнего пункта забастовку могут признать незаконной.

Начаться забастовка должна до истечения двухмесячного срока со дня принятия решения о ее объявлении (ст. 410).

Наниматель после получения документа и ознакомления с ним оповещает о ситуации госорганы по урегулированию коллективных трудовых конфликтов.

Во главе забастовки стоит представительный орган коллектива, имеющий право:

  • созывать собрания (конференции);
  • взаимодействовать с работодателем для получения сведений, касающихся интересов сотрудников;
  • привлекать третьих лиц для содействия в составлении заключений;
  • приостанавливать забастовку.

Возобновить приостановленную забастовку можно без обращения в примирительную комиссию или арбитраж. Для этого следует оповестить нанимателя и соответствующий госорган за три дня до даты возобновления (ст. 411).

Кроме него, в случае угрозы государственным интересам, а также жизни и здоровья граждан, приостановить забастовку может:

  • Правительство РФ до вынесения судебного вердикта, но не дольше, чем на 10 календарных дн.;
  • Судебная инстанция – на срок до 30 дн.

Завершиться забастовка может вследствие:

  1. истечения заявленного собранием (конференцией) срока;
  2. составления и визирования сторонами мирового соглашения;
  3. принятия возглавляющим ее органом подобного решения;
  4. признания ее незаконной. Подобное решение выносится судами различного уровня по прокурорскому заявлению или обращениям работодателей, и транслируется через главенствующий орган. В таком случае коллектив обязан возвратиться к своим обязанностям на следующий после вручения ему копии судебного решения день.

Гарантии участникам законной забастовки

Участие в забастовке – исключительно добровольное. Принуждение к нему или к отказу от него, а также увольнение по этой причине или вменение нарушения дисциплины труда, если забастовка признана судом законной, неправомерны (ст. 414 ТК), а принуждающим субъектам грозит дисциплинарная и административная ответственность.

Кроме того, бастующим положены такие гарантии:

  • сохранение за ними рабочего места и должности, но без выплаты трудового вознаграждения, кроме тех подчиненных, которые реализуют оговоренный рабочий минимум;
  • компенсационные выплаты, если они установлены колдоговором или оформленным соглашением;
  • защита от локаута (ст. 415).

Работники, не считающиеся участниками забастовки, вправе рассчитывать на:

  • компенсирование простоя не по своей вине после подачи ими соответствующего заявления (ст. 157 ТК);
  • иные компенсационные выплаты, если это оговорено колдоговором и другими ВНА;
  • внутренний перевод (ст. 74);

Ответственность сторон за допущенные в ходе организации и проведения забастовки нарушения

К правонарушителям как со стороны нанимателя, так и со стороны рабочего коллектива применяются определенные санкции:

  • к работодателям, игнорирующим свои обязательства перед работниками, препятствующим организации коллективных собраний или конференций – дисциплинарного или административного характера;
  • к администрации, не выполняющей положений достигнутых соглашений – административного характера (ст. 416 ТК);
  • к штатным единицам, проигнорировавшим требование приступить к выполнению возложенных на них обязанностей – дисциплинарного характера, обусловленные нарушением дисциплины труда;
  • к представительному коллективному органу, не прекратившему забастовку после объявления ее неправомерной – материального характера в виде возмещения убытков, причиненных хозяйствующему субъекту, в определенной судом сумме (ст. 417 ТК).

Архипова Ольга Сергеевна

Забастовка. Порядок проведения забастовки

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора установлено статьей 37 Конституции РФ.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от участия в примирительных процедурах, не выполняет достигнутое соглашение, то работники имеют право приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием работников организации по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора, решение об участии в забастовке, объявленной профсоюзом, принимается собранием работников без проведения примирительных процедур. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании.

Работники обязаны предупредить работодателя о начале предстоящей забастовки в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней.

Забастовку возглавляет представительный орган работников, он имеет право приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.

Минимум необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации, определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления. При необеспечении минимума необходимых работ забастовка может быть признана незаконной.

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя производится в установленном порядке.

Понятие забастовки и условия ее объявления

Забастовка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) с целью разрешения коллективного трудового спора.

Смысл забастовки состоит в том, чтобы пу­тем приостановки производственной или иной деятельности орга­низации вынудить работодателя во избежание экономически не­благоприятных последствий удовлетворить требования работ­ников. Право на забастовку прямо закреплено Конституцией РФ, в п. 4 ст. 37 которой указано, что государством «признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использова­нием установленных федеральным законом способов их разреше­ния, включая право на забастовку».

В отличие от примирительных процедур, забастовка является достаточно жестким, ультимативным способом разрешения трудо­вых споров, связанным с приостановкой работ в организации или в ее структурном подразделении. С точки зрения экономической она мо­жет привести к самым неблагоприятным последствиям не только для работодателя, но и для общества в целом (в качестве примера доста­точно привести забастовки работников общественного транспорта), поэтому ее принято считать крайней, исключительной мерой, к кото­рой работники могут прибегнуть лить в том случае, когда ни предва­рительно выдвинутые требования, ни переговоры, ни примиритель­ные процедуры не привели к ожидаемому результату либо когда по вине работодателя не было возможности урегулировать спор мир­ным, посредническим путем.

Таким образом, право на организацию и проведение забас­товки возникает у работников при условии, если:

а) примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо

б) работодатель или его представитель:

• уклоняются от примирительных процедур;

• препятствуют работе органов по рассмотрению спора или затягивают принятие ими решения;

• не выполняют достигнутого в ходе рассмотрения спора со­глашения и решений соответствующих органов.

Ограничение права на забастовку

Ограничение конституционного права на забастовку допускается только в соответствии с федеральным законом: а) в отношении определенных категорий работников; б) в оп­ределенных ситуациях и в) в организациях некоторых отраслей хозяйства. Так, признаются незаконными и не допускаются забастовки: государственных служащих, в орга­нах и организациях Вооруженных Сил РФ, в правоохранительных органах, на станциях скорой помощи, на ядерных объектах, в пе­риоды введения военного или чрезвычайного положения в стране, а также в некоторых других случаях. В организациях тепло — и энергоснабжения, транспорта, связи, в больницах забастовки могут признаваться незаконными, если их проведение грозит оборо­не и безопасности страны, жизни и здоровью людей. Таким образом, в этих случаях забастовка считается противоправной не автоматиче­ски, а при условии создания угрожающей ситуации. Кроме того, незаконной может быть признана любая забастовка, если она объяв­лена без соблюдения сроков и процедур, установленных для ее про­ведения.

Признание забастовки незаконной производится судами на уровне области или края по заявлениям работодателей или проку­рора. Решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению, т.е. работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе на следующий день.

Наряду с признанием забастовки незаконной суд имеет право отложить начавшуюся правомерную забастовку на срок до 30 дней, если признает, что она создает угрозу жизни и здоровью людей.

Начавшаяся забастовка может быть также приостановлена по решению Правительства РФ на срок до 10 календарных дней, если будет признано, что ее проведение отрицательно сказывает­ся на обеспечении жизненно важных интересов государства в це­лом либо его отдельных территорий.

Участие в незаконной, отложенной на основании решения суда или приостановленной Правительством забастовке является нарушением трудовой дисциплины, за что работники могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения, а на орган, ее возглавляющий (как правило, это профсоюзный ор­ган), по решению суда может быть возложена обязанность возме­стить работодателю причиненные такой забастовкой убытки.

Порядок проведения забастовки

Как уже отмечалось, сроки, и процедура проведения забастовки строго регламентированы. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников, на котором должно присутство­вать не менее 2/3 от их общего числа, и считается принятым, если за него проголосовало не менее 50 % работников, присутствовав­ших на собрании. Таким образом, за объявление забастовки долж­на высказаться, как минимум, 1/3 работников соответствующей организации (или ее структурного подразделения). Решение о проведении забастовки может принять и профсоюзный орган, но такое решение до начала забастовки обязательно должно быть ут­верждено общим собранием (конференцией).

В тех случаях, когда созыв собрания (конференции) по ка­ким-то причинам невозможен, профсоюзный или иной представи­тельный орган работников (например, забастовочный комитет), принявший решение о забастовке, должен его утвердить путем сбора подписей более половины работников организации или ее обособленного подразделения в поддержку проведения забастовки. В решении об объявлении забастовки должны быть указаны:

1) перечень разногласий, не урегулированных на стадиях примирительных процедур;

2)дата (число, месяц) и время начала забастовки;

3)предполагаемая продолжительность забастовки;

4)предполагаемое количество ее участников (без персоналий);

5)наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в прими­рительных процедурах;

6)предложения по минимуму необходимых работ, которые должны осуществляться в период проведения забастовки (для ор­ганизаций, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общест­ва). Такой минимум определяется соглашением сторон спора на основании перечней, разрабатываемых и утверждаемых совмест­ным решением органами исполнительной власти и профессиональ­ными союзами первоначально на уровне Российской Федерации, а на основе федерального перечня — на уровне субъектов Федера­ции.

О начале забастовки работодатель должен быть поставлен в известность в письменной форме не позднее, чем за 10 календар­ных дней. Для этой цели ему направляется копия соответствую­щего решения собрания (конференции) работников или их пред­ставительного органа.

Наряду с обязанностями работников и их представительных органов при проведении забастовок закон также предусматрива­ет и обязанности работодателя. Работодатель обязан:

1)не создавать препятствий для добровольного участия ра­ботников в забастовке или в отказе от участия в ней;

2)предоставить помещение, создать иные необходимые ус­ловия для проведения общего собрания (конференции) работни­ков и не препятствовать его проведению;

3)уведомить о забастовке Службу по урегулированию кол­лективных трудовых споров;

4)выплачивать заработную плату тем работникам, которые отказались от участия в забастовке, но вследствие ее проведения не могут выполнять своих трудовых обязанностей. В данном слу­чае оплата производится как за время простоя не по вине сторон трудового договора, т. е. не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада).

Коллективным договором или соглашениями могут быть предусмотрены и иные обязанности работодателя.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются их место работы и должности, однако время участия в забастовке, разумеется, не оплачивается, за исключением тех работников, которые заняты выполнением обязательного минимума работ. Закон запрещает работодателю применять к работникам, законно участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответ­ственности, в том числе увольнять их в связи с участием в забас­товке (такое увольнение называется локаутом — от англ. lock out -запереть дверь и не впускать).

Законом предусмотрены также и совместные обязанности сторон коллективного трудового спора, разрешаемого посредст­вом забастовки. Даже в период проведения последней стороны обязаны:

1)продолжить переговоры по мирному урегулированию спора;

2)принять все зависящие от них меры по обеспечению об­щественного порядка, сохранности имущества работников и орга­низации;

3)обеспечить работу машин и оборудования, остановка ко­торых угрожает жизни и здоровью людей.

Неисполнение всех перечисленных выше обязанностей (персональных и совместных) рассматривается как нарушение действующего трудового законодательства и трудовой дисципли­ны, что может повлечь за собой применение мер различных видов юридической ответственности, вплоть до уголовной.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

■ 1. Сформулируйте понятие коллективных трудовых споров. Какие общественные явления в нашей стране побудили создать правовой механизм их урегулирования? В каких нор­мативных актах этот механизм закреплен?

■ 2. Назовите органы по урегулированию коллективных тру­довых споров. В чем их отличие от КТС? Какие функции вы­полняет Служба по урегулированию коллективных трудовых споров?

■ 3. Какие меры должны предпринять работники (их предста­вители) до объявления забастовки? В чем состоит суть кол­лективных переговоров и каков их порядок?

■ 4. Что собой представляют примирительные процедуры? Какую роль они играют в разрешении коллективных трудо­вых споров? Перечислите и охарактеризуйте виды примири­тельных процедур.

■ 5. Что такое забастовка? Чем она отличается от примири­тельных процедур? При каких условиях возможно объявление забастовки?

■ 6. Какие существуют ограничения права на забастовку? В каких случаях и в каком порядке забастовка признается незаконной? Что понимается под отложением и приостанов­лением забастовки? Какие последствия влечет участие в не­законной, отложенной или приостановленной забастовке?

■ 7. Расскажите о порядке объявления и проведения забас­товки. Какие обязанности (персональные и совместные) воз­лагаются на работодателя и работников в период проведения забастовки? Какие гарантии устанавливает закон для работ­ников, участвующих в забастовке? Что такое локаут?

ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН

Социальная защита и социальное обеспечение

В последние годы праву социального обеспечения стало уделяться особо пристальное внимание, как со стороны нормотворческих органов, так и в теоретических исследовани­ях. Объясняется этот повышенный интерес, прежде всего резким снижением уровня жизни подавляющей ча­сти населения нашей страны, вызванным глубокими переменами в различных сферах жизни общества, переменами, породившими, к сожалению, проблему социальной защиты граждан, а не только их социального обеспечения.

Понятия социальной защиты и социального обеспечения не следует отождествлять. Социальная защита — более емкая и широ­кая категория, чем социальное обеспечение, которое является лишь ее частью, составным элементом. Проблема социальной за­щиты должна решаться с помощью всей правовой системы Рос­сии, ибо одной из важнейших функций государства и права в целом является защита граждан. В свою очередь, защита, в том числе и со­циальная, осуществляется нормами различных отраслей, включая и право социального обеспечения, которое «берет на себя» лишь определенную часть всего комплекса мер и мероприятий в дан­ной области, касающуюся только тех лиц, которые в силу сложив­шихся обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций утрачива­ют (или объективно еще не имеют возможности приобрести) источ­ник средств к существованию (инвалиды, старики, дети и т.д.), и отсутствие либо недостаток этих средств ставит под угрозу их жизнь, как физиологическую, так и социальную.

Таким образом, когда говорят о социальном обеспечении, то речь идет главным образом о-нетрудоспособных лицах, т. е. тех, кто не в состоянии обеспечить себя собственным трудом. Однако в ряде случаев обеспечению подлежат и трудоспособные граждане, такие как, например, безработные, переселенцы, беженцы. Поэтому субъ­ектами-получателями социальных выплат и натуральных предостав­лений правильнее будет считать нуждающихся лиц, которые оказа­лись в трудной жизненной ситуации по обстоятельствам, как правило, от них не зависящим. Нетрудоспособность же является одной из при­чин

Предмет права социального обеспечения

Главную (основную) группу регулируемых этой отраслью права общественных отношений составляют отношения, которые воз­никают между органами государства или иными организациями, в том числе негосударственными, и граж­данами (их семьями) по поводу предоставления последним де­нежных средств или натуральных услуг. Денежной формой таких предоставлений являются различные виды пенсий и пособий, а нату­ральной — социальные услуги в виде обслуживания в специализиро­ванных учреждениях (интернатах, домах инвалидов, приютах и т.д.).

Вторую группу отношений составляют отношения по орга­низации финансирования соответствующих мер и мероприятий. Эти отношения (их можно назвать сопутствующими) существуют исключительно для нужд социального обеспечения и без послед­него их существование становится беспредметным, бесцельным.

Третью группу отношений по социальному обеспечению об­разуют отношения по организации самого процесса обеспечения. Их в юридической литературе еще называют процедурными отно­шениями. Они возникают между:

• различными органами, на которые возложены задачи по ор­ганизации социального обеспечения. К их числу относятся органы Министерства социальной защиты, Пенсионного фонда, Фонда обязательного социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, а также различные организации Министерства здравоохранения РФ;

• этими органами и гражданином, ибо последний, если он за­являет о своем праве на определенный вид социального обеспечения, подчиняется той процедуре, которая установ­лена нормативно с целью проверки обоснованности его при­тязаний.

К процедурным отношениям близко примыкают и отноше­ния процессуальные, т.е. отношения по урегулированию разно­гласий и споров, которые возникают между соответствующим ор­ганом и гражданином, не согласным с решением вопроса о виде, размере того или иного предоставления, об отказе в удовлетворе­нии его требования. Такие споры решаются либо вышестоящим в порядке подчиненности органом, либо в судебном порядке.

Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования социально — обеспечительных отношений как совокупность приемов и способов воздействия на субъектов этих отношений характеризуется как метод обязательных предоставлений. Его суть состоит в том, что если законом или другим нормативным актом гражданин на­деляется правом на тот или иной вид социального обеспечения и подтвердит это право, то соответствующий орган обязан удовле­творить требование гражданина. В силу этого метода стороны со­циально-обеспечительных правоотношений ставятся в своеобраз­ное положение: гражданин (семья) преимущественно наделяется правами, а орган — обязанностями. Но это не ставит указанных субъектов в отношения власти-подчинения, где гражданин высту­пал бы в роли субъекта властных полномочий. Одновременно эти отношения не могут быть охарактеризованы и как отношения равенства сторон, каковыми, к примеру, являются гражданско-правовые отношения. Социально-обеспечительные отношения под воздействием этого метода приобретают характер взаимозависимо­сти сторон, так как соответствующие органы созданы и существу­ют постольку, поскольку в нашем обществе имеются нуждающиеся граждане, а последние могут реализовать предоставленные им права только путем обращения в эти органы.

.

В соответствии с ч. 3 ст. 409 ТК РФ участие работников в забастовке является добровольным, никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, определенном федеральными законами. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и участвовать в ней. Нарушение данного запрета является основанием для их привлечения к дисциплинарной ответственности.

Привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, принуждающих к участию в забастовке или отказу от участия в ней, является правом, а не обязанностью полномочных представителей работодателя. В соответствии со ст. 5.40 Кодекса РФ об административных правонарушениях принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц организаций независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности — в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Привлечение к данному виду административной ответственности при выявлении перечисленных правонарушений является обязанностью полномочных лиц государственной инспекции труда, которые составляют протокол об административном правонарушении и направляют его мировому судье, а при его отсутствии в районный (городской) суд. При совершении уголовно наказуемых деяний, в частности причинения телесных повреждений работникам с целью их принуждения к участию в забастовке или к отказу от участия в забастовке, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за причинение телесных повреждений. Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих проверке при оценке законности проведения забастовки, является добровольность участия в ней работников.

В соответствии с ч. 3 ст. 414 ТК РФ на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Напомним, что ст. 59 ТК РФ позволяет работодателю заключить срочный трудовой договор для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы. Следовательно, законодательство не запрещает работодателю на период проведения забастовки на рабочие места работников, участвующих в ней, принять других работников по срочному трудовому договору, который должен быть прекращен после выхода работников, принимавших участие в забастовке. Наличие такой возможности снижает потенциал работников по использованию забастовки в качестве законного способа для удовлетворения коллективных требований. Но при этом работники не лишены возможности включения в предмет коллективного трудового спора требования об отказе работодателя от заключения срочных трудовых договоров с работниками, принимаемыми на рабочие места лиц, участвующих в забастовке. Заключение такого соглашения улучшает положение работников по сравнению с законодательством, что допускается ст. 9 ТК РФ. Наличие подобного соглашения лишает представителей работодателя возможности использовать других работников на рабочих местах участвующих в проведении забастовки. В связи с чем эффективность проведения забастовки повышается.

На основании ч. 4 ст. 414 ТК РФ работодатель вправе не выплачивать работникам среднюю заработную плату за время их участия в забастовке. Исключение из этого правила составляют работники, которые обеспечивают выполнение обязательного минимума работ (услуг). Однако коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрено сохранение средней заработной платы за работниками во время их участия в забастовке. Поэтому одним из коллективных требований, формируемых работниками, может стать возложение на работодателя обязанности по сохранению за работниками, участвующими в забастовке, средней заработной платы. Заключение такого соглашения с работодателем также соответствует действующему законодательству.

После заключения такого соглашения у работников, принимавших участие в забастовке, возникает право на получение среднего заработка за период ее проведения. Данное право может быть реализовано работниками в индивидуальном порядке в приказном или исковом производстве.

Работники, не участвующие в забастовке, но в связи с ее проведением лишенные возможности выполнять свою работу и заявившие в письменной форме о начале простоя, имеют право на оплату времени простоя в соответствии со ст. 157 ТК РФ в размере не менее двух третей их среднего заработка, поскольку простой в рассматриваемом случае возникает по причинам, которые зависят от работодателя, представители которого путем заключения соответствующих соглашений могут прекратить коллективный трудовой спор.

На основании ч. 6 ст. 414 ТК РФ работодатель может осуществить временный перевод на другую работу работников, не принимающих участие в забастовке. В соответствии с ч. 1 ст. 74 ТК РФ допускается перевод для замещения временно отсутствующего работника, участвующего в забастовке. Продолжительность такого перевода не должна превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

В ч. 7 ст. 414 ТК РФ сказано о том, что коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе урегулирования коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный по сравнению с законодательством порядок выплат работникам, не принимавшим участие в забастовке. Например, сохранение среднего работка за время простоя в связи с проведением забастовки, повышенная оплата работ (услуг), выполняемых с целью обеспечения утвержденного в соответствии с законодательством минимума необходимых работ (услуг). Заключение такого соглашения также улучшает положение работников по сравнению с законодательством, что соответствует ст. 9 ТК РФ. После заключения такого договора о труде у работников возникает право на получение повышенных по сравнению с законодательством выплат с корреспондирующей ему обязанностью работодателя по производству таких выплат. Данное право также может быть реализовано в приказном или исковом производстве, а также путем обращения в КТС.

В ст. 415 ТК РФ запрещен локаут, то есть увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке. Проведение такого увольнения является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к административной ответственности. В ч. 2 ст. 405 ТК РФ закреплено правило о том, что участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений в период его разрешения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа. Таким образом, привлечение указанных лиц к дисциплинарной ответственности, их перевод на другую работу, увольнение по инициативе работодателя могут состояться только с предварительного согласия профсоюзного органа или общего собрания (конференции) организации или структурного подразделения, в котором ведется коллективный трудовой спор, уполномочивших указанных лиц на представительство при его ведении. Отсутствие такого согласия является безусловным основанием для признания приказа (распоряжения) о привлечении к дисциплинарной ответственности, переводе, увольнении по инициативе администрации названных лиц незаконным государственной инспекцией труда или судом. После чего работник вправе потребовать не только возмещения материальных потерь, но и компенсации морального вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 414 ТК РФ участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины, а также основания для расторжения трудового договора. В ч. 2 ст. 414 ТК РФ запрещено применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности. Однако на основании ч. 6 ст. 413 ТК РФ после вступления в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной и вручения его копии органу, возглавляющему забастовку, у работников возникает обязанность приступить к работе на следующий день. Невыполнение этой обязанности может стать основанием для привлечения работников к дисциплинарной ответственности. Таким образом, работники не могут быть привлечены к ответственности за период проведения забастовки, прошедший до вступления в законную силу судебного решения о ее признании незаконной. То есть основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности является неисполнение вступившего в законную силу судебного решения о признании забастовки незаконной. Решение о признании забастовки незаконной может быть вынесено судом соответствующего субъекта Российской Федерации, оно вступает в силу по истечении десятидневного срока на кассационное обжалование или оставления его в силе Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ после рассмотрения кассационной жалобы. Вступившее в законную силу решение должно быть вручено не только органу, возглавляющему забастовку, но и быть доведено до сведения работника, привлекаемого к ответственности за его неисполнение. Отсутствие доказательств, подтверждающих получение работником обязательного для исполнения судебного решения, на основании которого он должен приступить к работе, не позволяет доказать его вину в совершении дисциплинарного проступка. В свою очередь, отсутствие дисциплинарного проступка не позволяет применить к работнику меры дисциплинарной ответственности. В связи с изложенным можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет привлечь работника к дисциплинарной ответственности за участие в незаконной забастовке: 1) наличие вступившего в законную силу решения о признании забастовки незаконной; 2) доведение этого решения до сведения органа, возглавляющего забастовку; 3) доведение до работника, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, информации о необходимости приступить к работе в связи с вынесением решения судом о признании незаконной забастовки, в которой он принимает участие.

В соответствии с ч. 7 ст. 413 ТК РФ суд вправе при наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью людей отложить на срок до 30 календарных дней неначавшуюся забастовку, а начавшуюся приостановить на тот же срок. Определение суда об отложении или приостановлении забастовки может быть вынесено при возбуждении полномочным представителем работодателя гражданского дела о признании забастовки незаконной и заявлении им ходатайства об отложении либо приостановлении забастовки. Данное определение как препятствующее дальнейшему продвижению коллективного трудового спора может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи частной жалобы. Неисполнение работниками вступившего в законную силу определения об отложении или приостановлении забастовки является основанием для вынесения решения о ее признании незаконной. Вступление данного решения в законную силу и его неисполнение может стать основанием для привлечения работников к дисциплинарной ответственности при доказанности рассмотренных юридически значимых обстоятельств. Однако при этом изложенные в определении обстоятельства, послужившие основанием для признания забастовки незаконной, должны вытекать из содержания материальных норм и быть подтверждены совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств.

В ч. 8 ст. 413 ТК РФ Правительству РФ предоставлено право приостановить забастовку до решения вопроса о ее законности судом на срок до десяти дней в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или ее отдельных территорий. Следовательно, в решении Правительства РФ о приостановлении забастовки должна быть ссылка на конкретные жизненно важные интересы Российской Федерации или ее субъектов, которые затрагивает начавшаяся забастовка. Отсутствие такой ссылки позволяет требовать признания данного решения незаконным в Верховном Суде РФ. Невыполнение законного решения Правительства РФ о приостановлении забастовки также может стать поводом для ее признания незаконной в судебном порядке. Однако основанием для привлечения работников, участвующих в забастовке, к дисциплинарной ответственности может стать только вступившее в законную силу решение суда о признании забастовки незаконной.

Таким образом, дисциплинарная ответственность работников может наступить после продолжения признанной вступившим в законную силу решением суда незаконной забастовки.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Право на забастовку и его ограничения. Проведение забастовки, признание ее незаконной

Возмож­ность проведения забастовки у работников возникает в следующих случаях:

1. если примирительные процедуры не привели к разрешению спо­ра;

2. когда работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от примирительных процедур

3. при невыполнении работодателем соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора.

4. при неисполнении решения трудового арбитража

Во всех этих случаях ра­ботники вправе приступить к забастовке.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Забастовка— временный добровольный отказ работников от ис­полнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 ТК РФ).

Участие в забастовке является добровольным. Запрещено принуждение к участию в забастовке или отказу от участия в ней и недопустимы угрозы по отношению к тем, кто прекратил работу в связи с забастовкой. Лица, принуждающие к участию в забастовке или отказу от участия в ней, могут при­влекаться к дисциплинарной, адм. ответственности, уг. ответ-ти.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом, например, оно ограничено для государственных служащих Федеральной государственной службы (?).

Являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с зак-вом о чрезв. положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, орг-циях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности гос-ва, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезв. ситуаций; в правоохранительных органах; в орг-циях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в орг-циях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеят-ти населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур

Работодатель, ОИВ, органы МСУ и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять завися­щие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного по­рядка, сохранности имущества работодателя (организации) и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых создаст непосред­ственную угрозу жизни и здоровью людей.

В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и при­ступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указан­ного решения суда органу, возглавляющему забастовку, который должен немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда, ко­торым забастовка признана незаконной.

При заявлении (в письменной форме) работником, кот-й не может трудиться в связи с забастовкой и не участвует в ней, о начале простоя в связи с забастовкой производится оплата простоя в порядке и размерах, предусмотренных ТК (ст. 157). Работодатель вправе переводить указанных работников на другую работу в порядке, пре­дусмотренном ст. 74 ТК. Более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, может быть предусмотрен колл. дог­ром, соглашением либо соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения колл. трудового спора.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью лю­дей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся забастовку приостановить также на срок до 30 дней. В особых случаях приостановить забастовку вправе Правитель­ство РФ до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

Представители работодателя и работников, виновные в невыполне­нии обязательств по соглашению, достигнутому в результате примири­тельной процедуры, привлекаются к адм. ответ-ти в порядке, установленном зак-вом РФ об адм. правонарушениях (ч. 2 ст. 416 ТК).

Забастовка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора, забастовка — это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах, крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора.

Право на забастовку — это право трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастовка — это коллективные действия, форма коллективного ультиматума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения мирным путем.

ТК указывает, что право работников на забастовку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается способом разрешения коллективного трудового спора. ТК не допускает и ограничивает право на забастовку в некоторых случаях (ст. 413). В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

— в период введения военного или чрезвычайного положения, либо особых мер в связи с этим, в органах и организациях Вооруженных сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательными и поисково-спасательными работами, противопожарными работами, предупреждениями и ликвидациями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах;

— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной помощи;

— в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовки создает угрозу безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Следовательно, ТК расширил как безусловный, так и условный запрет забастовок и конкретизировал его. Так, запрещено участие в забастовках федеральным государственным служащим.

Порядок объявления забастовки ТК урегулировал четко. Об объявлении забастовки решение принимается общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органы считаются правомочными принять решение об объявлении забастовки, если на собрании (конференции) присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюза. Решение соответствующего органа считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК). Кроме того, предусмотрена возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает на этот период времени минимум необходимых работ (услуг).

Признание забастовки незаконной производится решением ВС республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. А данный орган обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки.

Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований закона» а также забастовки ранее указанных работников, которым закон ограничивает право ее проведения, и забастовки в период чрезвычайного положения.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Суд также вправе отложить неначавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае — приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чем на 10 календарных дней. Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Контроль за выполнением соглашения сторон по коллективному трудовому спору осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.

Статья 414 ТК предусмотрела определенные гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Для участников забастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время может работодателем не выплачиваться. Тем же работникам, кто не принимает участие в забастовке, но в связи с ней не может выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т.е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка (если на ней выполняются нормы труда) или их тарифной ставки (если эти нормы не выполняются).

Коллективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены определенные компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке, более льготный порядок выплаты работникам, не участвующим в забастовке. Более того, ст. 415 ТК запрещает локаут, т.е. увольнение бастующих работников или работников, участвующих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства в период забастовки.

Законом четко установлена ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Так, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе те, кто не предоставляет помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требований или препятствует их проведению, несут дисциплинарную или административную ответственность. На них налагается дисциплинарное взыскание или штраф в размере до 50 МРОТ, налагаемый в судебном порядке. Такую же ответственность несут представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате проведения примирительной процедуры.

Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. За невыполнение соглашений, достигнутых в результате примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, ответственность несут персонально виновные в этом представители работодателя и работников в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях (ст. 416 ТК).

Закон предусмотрел ответственность работников за продолжающееся проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицироваться как прогул, за что работника можно уволить. К организаторам незаконной забастовки могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Лица же, принуждающие работников к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству РФ.

Предприятия, организации, трудовые коллективы которых проводят забастовку, несут материальную ответственность по договорам поставки, подряда и штрафные санкции за срыв этих договоров. Тем самым уменьшаются фонды предприятия, организации, в том числе и фонд на социальное развитие трудового коллектива. Ущерб, нанесенный любой забастовкой другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещается бастующим предприятием в соответствии с гражданским законодательством. Здесь несет ответственность само предприятие, поскольку оно заключало договор. Возмещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забастовкой, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия, организации в судебном порядке. Если же незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, то такое возмещение Ущерба производится за счет средств профсоюза в размере, определяемом судом. При этом суд учитывает имущественное положение профсоюза.

Порядок объявления забастовки

Согласно ст. 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на участие в рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора. Следовательно, объявление забастовок в необособленных структурных подразделениях (отделах, цехах и т.п.) является неправомерным.

Обобщенная судебная практика свидетельствует о том, что особое указание в ст. 410 ТК РФ на то, что работники не любого, а именно обособленного структурного подразделения организации вправе принимать решение о проведении забастовки, необходимо для защиты прав и законных интересов работников тех подразделений организации, которые не поддерживают требования части трудового коллектива, намеренной провести забастовку, или по иным причинам не желают принять участие в забастовке.

Так, 29 марта 2005 г. состоялось собрание коллектива работников цеха технологического автотранспорта ЗАО «Серебро Магадана», на котором были выдвинуты требования работников к работодателю о повышении заработной платы и об изменении порядка ее расчета. 2 июня 2005 г. работодателю было направлено заявление представителя работников с уведомлением о принятии коллективом работников цеха решения об объявлении бессрочной забастовки с 12 июня 2005 г. В назначенную дату с 8 до 17 час. Около 30 работников цеха провели забастовку.

Администрация ЗАО «Серебро Магадана» обратилась в суд с заявлением о признании решения коллектива цеха технологического автотранспорта от 2 июня 2005 г. и проведенной 12 июня 2005 г. забастовки незаконными, ссылаясь на нарушения работниками цеха требований федерального законодательства, регулирующего порядок разрешения коллективного трудового спора и порядок объявления забастовки. В обоснование заявления указано на то, что цех технологического автотранспорта ЗАО «Серебро Магадана» не является обособленным структурным подразделением общества и не вправе проводить забастовку, которая нарушает права работников других структурных подразделений предприятия. Заявление представителя работников, направленное работодателю 2 июня 2005 г. с уведомлением о предстоящей забастовке, не отвечает требованиям ч. 2, 4, 8 ст. 410 ТК РФ и не может рассматриваться в качестве предупреждения о проведении забастовки. Кроме того, незаконная забастовка работников цеха технологического автотранспорта негативно отразилась на производственной деятельности всего предприятия в целом, поскольку водители автомашин «БелАЗ» осуществляют поставку руды для других структурных подразделений.

Решением Магаданского областного суда от 24 июня 2005 г. заявление ЗАО «Серебро Магадана» о признании забастовки коллектива цеха технологического автотранспорта акционерного общества, проведенной 12 июня 2005 г., удовлетворено.

Рассмотрев дело по кассационной жалобе представителя работников цеха, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26 августа 2005 г. решение суда оставила без изменения по следующим основаниям.

Статьей 37 Конституции РФ признается право на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

В соответствии со ст. 413 ТК РФ при наличии коллективного трудового спора забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

В ст. 410 ТК РФ установлено, что решение об объявлении забастовки принимается собранием работников организации (филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора.

Данной нормой право на принятие коллективного решения работников о проведении забастовки обусловлено именно структурной обособленностью организации или ее относительно самостоятельной части. Особое указание в ст. 410 ТК РФ на то, что работники не любого, а именно обособленного структурного подразделения организации вправе принимать решение о проведении забастовки, необходимо для защиты прав и законных интересов работников тех подразделений организации, которые не поддерживают требования части трудового коллектива, намеренной провести забастовку, или по иным причинам не желают принять участие в забастовке.

В связи с этим понятие обособленности структурного подразделения не может трактоваться иначе, как такая степень самостоятельности этого подразделения, которая обеспечивает его автономную от основной организации деятельность и которая в случае забастовки работников подразделения обеспечивала бы возможность продолжения деятельность всей организации.

При рассмотрении настоящего дела суд пришел к правильному выводу о том, что цех технологического автотранспорта не может быть признан обособленным структурным подразделением ЗАО «Серебро Магадана», поскольку от его работы непосредственно зависела работа всех основных производственных участков данной организации.

Как следует из штатного расписания и Устава ЗАО «Серебро Магадана», указанный цех не является обособленным структурным подразделением общества. Он реально не обособлен от основного производства, находится на территории акционерного общества наряду с другими подразделениями и службами, включен в общую производственную деятельность.

Из материалов дела видно, что приостановка работы цеха технологического автотранспорта в связи с забастовкой 12 июня 2005 г. привела к прекращению отгрузки и перевозки руды водителям автомобилей «БелАЗ», что в свою очередь неблагоприятным образом сказалось на всей деятельности предприятия в целом, 60% производственных работ на котором было парализовано.

Довод в кассационной жалобе о том, что в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 дано расширительное толкование понятия «структурное подразделение», в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии права у работников необособленного структурного подразделения на объявление забастовки, по их мнению, является ошибочным, основанным на неправильном толковании содержания указанного постановления. Определение понятия структурного подразделения содержится не в п. 17, а в п. 16 названного постановления и относится оно к вопросу о законности перевода работников. К вопросам о законности забастовки это разъяснение Пленума Верховного Суда РФ неприменимо.

Итак, забастовка работников цеха технологического автотранспорта привела к вынужденному простою большинства работников ЗАО «Серебро Магадана», участия в забастовке не принимавших. Выбранная работниками цеха форма защиты экономических интересов законной быть признана не может.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Вместе с тем реализация данного права законодателем обусловлена соблюдением ряда требований, которые имеют существенное правовое значение при рассмотрении в суде спора о законности забастовки.

Несоблюдение требований о проведении примирительных процедур – основание признания забастовки незаконной на основании ч. 3 ст. 413 ТК РФ.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведения.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

Профсоюзные организаторы предлагают следующую схему проведения собрания (конференции):

  • 1) открытие собрания (конференции) руководителем профсоюза;
  • 2) избрание рабочих органов собрания (конференции): председателя, секретаря, мандатной комиссии, счетной комиссии;
  • 3) если проводится конференция, полномочия делегатов должны быть подтверждены протоколами соответствующих собраний. В этом случае мандатная комиссия должна проверить протоколы собраний по выборам депутатов и оформить результаты проверки протоколом. Протокол мандатной комиссии о полномочиях депутатов утверждается конференцией;
  • 4) подсчет присутствующих на собрании (конференции) и утверждение повестки дня, если количество присутствующих соответствует требованиям закона;
  • 5) принятие решения о форме голосования (тайное или открытое);
  • 6) проведение голосования и подсчет голосов.

Если проводится тайное голосование, выдаются подготовленные счетной комиссией бюллетени, затем проводится подсчет голосов, результаты которого оформляются протоколом.

На собрании (конференции) целесообразно принять решение и о форме забастовки.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней. Письменное предупреждение требуется, чтобы уменьшить неблагоприятные экономические, финансовые, коммерческие, социальные последствия забастовки. В этот период руководство организации, ее обособленных структурных подразделений, индивидуальный предприниматель могут принять необходимые управленческие решения по предотвращению простоя работников, не желающих участвовать в забастовке, поставить в известность поставщиков и потребителей, предпринять иные меры, позволяющие сохранить существующие деловые связи, конкурентоспособность и рентабельность хозяйства.

В трудовом законодательстве не решен вопрос о том, вправе ли работодатель после предупреждения о предстоящей забастовке принять временных работников, которые будут выполнять трудовые обязанности бастующих. Прямого запрета на подобные действия нет.

Вместе с тем выполнение трудовых обязанностей бастующих другими работниками резко снижает эффект забастовки. Добросовестное поведение работодателя должно заключаться в проведении переговоров с органом, возглавляющим забастовку, и в отказе от тех преимуществ, которые были созданы ввиду пробелов в законодательстве.

Помимо этого, следует учитывать мнение Комитета по свободе объединения МОТ, который полагает возможным заменить бастующих другими работниками только в тех случаях, когда проводится незаконная забастовка в организациях, где забастовки запрещены законом, или возникает угроза общенационального (общегосударственного) кризиса.

Прием на работу других работников вместо участвующих в законной забастовке признается нарушением права на забастовку и свободное осуществление профсоюзных прав.

Работодатель может быть извещен о предстоящей забастовке путем передачи копии решения об объявлении забастовки. В решении об объявлении забастовки указываются следующие сведения:

  • – перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
  • – дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников. Забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;
  • – наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
  • – предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель обязан предупредить о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Указанное предупреждение необходимо для того, чтобы данный орган государства имел возможность своевременно оказать сторонам содействие в организации примирительных процедур.

Объявление и проведение забастовки

Решение о проведении забастовки принимается на общем собрании или конференции трудового коллектива и считается принятым, если за проведение забастовки проголосовало не менее 2/3 членов данного коллектива. Забастовку возглавляет уполномоченный трудовым коллективом орган (забастовочный комитет). Если забастовка объявляется несколькими трудовыми коллективами с одинаковыми требованиями, то ее может возглавить объединенный орган, формируемый из равного числа представителей этих коллективов. При этом никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Работодатель предупреждается письменно о начале забастовки и возможной ее продолжительности не позднее чем за 15 календарных дней до ее объявления. В решении об объявлении забастовки указывается: перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата, место и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки. Забастовочный комитет, с согласия трудового коллектива, может приостанавливать забастовку. В этом случае для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией, посредником или в трудовом арбитраже. Работодатель и орган по урегулированию трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня. Если стороны коллективного трудового спора подписали соглашение о его урегулировании, а также в случае признания забастовки незаконной, полномочия органа, возглавляющего забастовку, прекращаются.

Осуществление работниками, их трудовыми коллективами права на забастовку возможно:

  • — лишь после прохождения примирительных процедур;
  • — при уклонении работодателя от примирительных процедур;
  • — когда он не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

В этих случаях работники могут использовать такие формы, как собрания, митинги, демонстрации, пикетирование (эти формы могут использоваться и. в ходе забастовки для поддержания требований).

Работодатели и их представители не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Порядок объявления забастовки Трудовой кодекс и Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров » урегулировали четко.

  • — Об объявлении забастовки решение принимается общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органы считаются правомочными принять решение об объявлении забастовки, если в них присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюзной организации (членов конференции).
  • — Решение соответствующего органа считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).
  • — При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
  • — Закон предусмотрел возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после 5 календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).
  • — Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает Службу, информирует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т. д., используя указанный 10-дневный предупредительный срок до начала забастовки.

Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюзов.

В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения различных примирительных процедур. В тех организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например скорая помощь, больницы, водоснабжение, транспорт) при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых для населения работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительной власти или органом местного

самоуправления в 5-дневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. А если такое соглашение не достигнуто, то он устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. В случае необеспечения минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной.

Как организовать забастовку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *