Заключение договора энергоснабжения по 44 ФЗ

Содержание

Заключение договора энергоснабжения

Также стоит учитывать наличие в документе следующих условий: о качественных/количественных особенностях энергоресурса, предмете подписанного договора; об обязанностях участников и их ответственности.

Разберемся более детально с вышеуказанными условиями. Предметом договора энергообеспечения есть исключительно электроэнергия, которая поставляется абоненту посредством электросетей (кабельных линий).

Количество энергоресурса указывается в договоре. Хотя у абонента предусмотрено наличие права потребить большее количество энергии, чем указано в договоре, при этом абонент должен возместить в полном объеме расходы снабжающей организации на поставку такого объема энергии. Особый статус имеют граждане, которые используют энергоресурс для бытовых целей: они могут потреблять то количество, которое им необходимо. Количественный показатель «подачи и использования» энергии абонентом устанавливается согласно имеющимся фактическими данными с измерительных приборов учета электроэнергии.

Относительно же качества поставляемой энергии, его показатель должен отвечать условиям, указанным в подписанном договоре. Несоответствие ресурса установленным нормам является законным основанием для потребителя не проводить оплату по данному объему некачественной энергии. Правда, поставщик может потребовать от абонента возмещения стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Данный пункт взаимоотношений регулирует 542 статья ГК Российской Федерации.

Статья 543 Кодекса регулирует обязанности потребителя по использованию оборудования и энергосетей. Рассмотрим, что же обязан делать пользователь в соответствие с действующим законодательством:

  • обеспечивать техническую исправность эксплуатируемых приборов и сетей;
  • соблюдать обозначенный режим использования энергоресурсов (предусмотренный договором);
  • незамедлительно оповещать представителей энергоснабжающей компании об аварийных ситуациях, поломках измерительного оборудования, пожарах.

Важно учитывать, что в случае бытового использования энергии гражданином, обеспечение технической исправности ложится на плечи поставщика (данное условие может регулироваться государством посредством принятия законов и нормативных актов, так как в своей основе эта «ноша» носит диспозитивный характер).

Что у нас с ценообразованием? Тариф на энергоресурсы регулируется исключительно государством. Оплата взимается в соответствие с фактическими показателями приборов, где указано реальное количество, использованной энергии. Но следует помнить, что особенности формирования цены определяется законами и нормативными актами.

Статья 547 ГК предусматривает материальную ответственность сторон за нарушение условий договора. Нарушитель обязан возместить в полном объеме нанесенный другой стороне ущерб. За непредусмотренные перебои поставки энергии отвечает поставщик, при наличии его вины.

Глубокое понимание обязанностей сторон и правил договора позволит в будущем избежать таких ненужных материальных издержек. Плюс очень важно внимательно изучать все пункты документа и по возможности требовать экспертного мнения третьей стороны, чтобы не стать заложником ситуации. Зачастую граждане сталкиваются с невыполнением (по их мнению) условий договора энергоснабжающей компании, но только договор определяет так это или нет (если иное не предусмотрено законодательством).

Нюансы закупки электроэнергии по 44-ФЗ

С покупкой электроэнергии сталкиваются абсолютно все заказчики. В рамках контрактной системы существует особое основание для таких закупок. Однако при заключении контрактов нужно учитывать не только нормы закона 44-ФЗ, но из законодательства об электроэнергетике.

О различии между типами соглашений

Закупка электроэнергии производится путем заключения контракта с единственным поставщиком. В пункте 29 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ приводится такое основание для неконкурентной закупки: «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии».

Следует отличать договор энергоснабжения от договора купли-продажи электроэнергии с поставкой. Почему это важно? В зависимости от того, какой контракт заключается, основание для закупки у единственного поставщика будет разным. А за неправильно выбранное основание может быть назначено взыскание по части 1 статьи 7.29 КоАП. В этом случае должностному лицу заказчика грозит штраф в сумме 50 000 рублей.

Договор энергоснабжения подразумевает не только покупку заказчиком электроэнергии, но и накладывает на продавца обязанность ее передать. Передача гарантируется до электроприемных устройств заказчика. Это следует из пункта 28 Основных положений функционирования различных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Основные положения).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Договор продажи электроэнергии предполагает лишь приобретение непосредственно самой энергии, без услуг ее передачи. Такие услуги приобретаются отдельно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93, то есть по другому основанию, а не по пункту 29. В соответствии с пунктом 1 приобретаются услуги у естественных монополий. Именно к таковым и относится передачи электроэнергии в соответствии с частью 1 статьи 4 закона 147-ФЗ «О естественных монополиях».

О цене контракта

Закон 44-ФЗ требует, чтобы в контракте прописывать твердая цена объекта закупки, которую нельзя менять в течение срока его исполнения. В отдельных случаях, определенных Правительством, в документации о закупке можно указывать ориентировочное значение цены либо приводить формулу ее расчета ценовой максимум.

Однако электроэнергия приобретается путем неконкурентной закупки, для которой документация не составляется. Поэтому энергозакупка не включена в перечень случаев, когда можно указывать формулу и ценовой максимум (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Минэкономразвития в письмах от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159 подтверждает, что цена контракта на электроэнергию должна быть твердой и определяется на весь период их исполнения. Соответственно, это ложится на плечи заказчиков — они требуют от поставщиков включать такие условия в контракт.

Что говорит судебная практика

В Верховном Суде России считают, что в соответствии с законодательством об электроэнергетике цена не является существенным условием договора энергоснабжения. Специфика сферы такова, что цена за единицу рассчитывается по прошествии расчетного периода. Следовательно, твердую стоимость контракта на момент его заключения определить невозможно.

Судьи указывают на то, что закон об электроэнергетике по отношению к закону о госзакупках является специальным. Это значит, что условия контракта по электроснабжению, включая цену, должны определяться в соответствии с нормами законодательства об электроэнергетике. А она не предполагает указание твердой цены. К таким выводам Верховный Суд пришел в определении от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016.

О возможности изменить количество электроэнергии и цену контракта

Но даже если прописать в контракте точное количество энергии и цену, прийти к этим показателям не получится. Понимая это, заказчики часто настаивают на включении в контракт положения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Речь о возможности по инициативе заказчика пропорционально изменить объем и цену контракта в пределах 10% от его стоимости.

Но раз нельзя изначально определить точный объем потребления энергии и цену контракта, есть ли смысл вносить норму о 10-процентном отклонении? Посмотрим, что думают об этом судьи.

Поставщик электроэнергии не согласился с предложением заказчика внести упомянутую норму закона в контракт. По его мнению, это условие не соответствует Основным положениям, равно как и самой природе правоотношений. Судьи также не нашли разумных причин для того, чтобы включить в контракт условие об изменении объема/цены (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

При этом суд ссылается на то, что потребитель вправе самостоятельно и в одностороннем порядке сокращать или увеличивать объем потребляемой электроэнергии. Изменение этого объема не требуется подтверждать дополнительными соглашениями. Более того, заранее покупатель не может определить объем своих потребностей, ведь он зависит от различных обстоятельств. Поставщик электроэнергетики, со своей стороны, также не может понуждать потребителя выбирать заявленный в контракте объем либо ограничивать его.

Таким образом, с учетом характера соглашения, включать в него пункт об изменении первоначальной цены и объема в пределах 10% оснований нет.

О необходимости своевременной оплаты

В общем случае за просрочку оплаты поставщик вправе требовать от заказчика пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки. Но в части 2 статьи 37 закона «Об электроэнергетике» сказано, что пени начисляются из расчета 1/130 ставки рефинансирования. Как было сказано выше, нормы профильного закона признаются судами более «сильными», чем 44-ФЗ, поэтому применять следует именно их.

Такой подход находит поддержку в судебной практике. Примером может служить Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016. Заказчик не заплатил вовремя, и поставщик электроэнергии насчитал ему пени исходя из 1/130 ставки рефинансирования. Однако, по мнению заказчика, пени следовало считать по правилам закона 44-ФЗ. Судьи сослались на специальный характер закона об электроэнергетике по отношению к закону о госзакупках и пришли к выводу, что прав поставщик.

>Закупки электроэнергии по 44-ФЗ

Какой пункт ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ использовать для заключения договора?

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п. 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ. Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.

Однако суды указывают, что делать этого не нужно.

Пример
При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения. Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения. При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным. Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.
Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).

Можно ли установить в договоре возможность изменения количества электроэнергии с пропорциональным изменением цены договора?

Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.

Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами. Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).

Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.

Пример
Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения.
Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса. Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств. По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.
Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

Каков размер ответственности заказчика за просрочку оплаты электроэнергии?

Если заказчик просрочил исполнение своих обязательств по контракту, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ размер пени устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Однако ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике устанавливает иное. А именно, потребитель электрической энергии, который несвоевременно и / или не полностью оплатил электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы.

Как и в случае с «твердой ценой контракта», суды отдают приоритет законодательству об электроэнергетике, а не Закону № 44-ФЗ.

Пример
Заказчик нарушил срок оплаты за потребленную электроэнергию. Гарантирующий поставщик рассчитал неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Заказчик не согласился с этим: по его мнению, неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как это предписано ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: положения Закона об электроэнергетике носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ. Последний устанавливает лишь общие особенности участия заказчиков в гражданско-правовых отношениях и не учитывает специфику отношений в сфере энергоснабжения, в т.ч. конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. В связи с этим при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования Банка России (Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016).

Таким образом, договоры с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями должны заключаться и исполняться с учетом положений законодательства об электроэнергетике. Формальные требования Закона № 44-ФЗ в данном случае отступают на второй план.

Как закупать электроэнергию по 44-ФЗ

Закупка электроэнергии — это процедура приобретения услуг по поставке электрической энергии для нужд заказчика. Узнайте, по какому пункту 44 ФЗ заключить контракт на электроэнергию и как правильно взаимодействовать с поставщиком.

В каких НПА искать правила

Приобретение электрической энергии является довольно специфической закупочной процедурой. Закупка электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ регламентируется не только положениями закона о Федеральной контрактной системе 44-ФЗ. Стороны должны соблюдать и другие нормативно-правовые акты:

  • 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергии»;
  • 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях»;
  • ПП РФ № 442 от 04.05.2012 «О функционировании розничных рынков электрической энергии».

Осуществляется закупка электроэнергии по 44-ФЗ п.29 ст.93, то есть у единственного исполнителя. На основании этого пункта можно заключать контракт энергоснабжения либо купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком.

Несмотря на то, что производится закупка электроэнергии у единственного поставщика п.29 ст.93 44 ФЗ, приобретение услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям по п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ не допускается (Письма ФАС № АЦ/4119/15 от 03.02.2015, Минэкономразвития № Д28и-2130 от 08.10.2014).

Типы исполнителей

Поставка электроэнергии осуществляется либо гарантирующим поставщиком электрической энергии, либо энергосберегающей организацией. Гарантирующим поставщиком выступает коммерческая организация, которая должна вести контрактные отношения со всеми потребителями, которые обращаются в компании с просьбой заключить договор купли-продажи и предоставить электроэнергию (ст. 3 35-ФЗ). Гарантирующие поставщики:

  • приобретают электроэнергию и мощности на оптовых и розничных рынках;
  • оформляют соглашение на передачу электрической энергии и мощности сетевым компаниям;
  • взаимодействуют с потребителями — заключают контракты, поставляют электроэнергию, получают денежные средства от заказчика за предоставленную услугу.

В обязанности энергосберегающей организации входит реализация и передача произведенной или приобретенной электрической энергии. Для энергосберегающей организации продажа ресурсов энергии — это основная деятельность. Список действующих на ресурсном рынке гарантирующих поставщиков есть на сайте ФАС. В таблице можно узнать всю информацию об организации: наименование, контакты и реквизиты. Вот актуальная на апрель 2019 редакция списка:

Выбор способа определения поставщика

Гарантирующие поставщики работают каждый в своей зоне. Заказчики, потребляющие электроэнергию, подписывают контракты купли-продажи с тем предприятием, в чью зону подачи и обслуживания он попадает. Это является весьма эффективным инструментом, поэтому законом о Федеральной контрактной системе предусмотрено, что проводится закупка электроэнергии по 44-ФЗ у единственного поставщика (п. 29 ч. 1 ст. 93). Поэтому приобретение услуг по поставке энергетических ресурсов закупается наиболее быстрым способом. Конкурентные закупки в электронной форме могут затянуться или не состояться вовсе в силу того, что на торги не поступят заявки от энергосберегающих организаций или гарантирующих поставщиков.

Конкурентные заказы неэффективны для такого тендера, как электроэнергия — п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ наиболее оптимален. Не нужно готовить закупочную документацию, объявлять госзаказ, ждать поступление заявок, рассматривать и анализировать их. Конкурентные торги в электронной форме порой занимают не одну неделю, а контракт на поставку электроэнергии нужно заключать к определенному сроку, чтобы не возникло сбоев в подаче энергетического ресурса.

Госзакупка должна прописываться в плановой документации организации-заказчика — в плане закупок и плане-графике, а цена контракта не может быть выше выделенных лимитов бюджетных обязательств и доведенных ассигнований (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Взаимодействие с исполнителем

Когда до учреждения доведены лимиты на приобретение услуг по подаче электрической энергии, необходимо подать заявление на заключение контракта тому гарантирующему поставщику, который функционирует в зоне нахождения заказчика.

Некоторые исполнители требуют предоставить в составе обращения копии организационных и уставных документов:

  • устав,
  • свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в ИФНС,
  • актуальные выписки из ЕГРЮЛ,
  • приказ о правомочности действий руководителя,
  • регистр, удостоверяющий право пользования помещением.

Могут потребовать техническую документацию на узлы учета электрической энергии, на поверку счетчиков и другие справки — уточните у поставщика.

Состав пакета документов и форму заявления можно скачать на официальных сайтах гарантирующих поставщиков.

Если в оперативном управлении или безвозмездном пользовании организации-заказчика находятся нежилые помещения, в которые уже реализуются услуги по подаче энергетических ресурсов, то учреждение может подписать договор с действующим гарантирующим поставщиком по нормам п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

При необходимости приобретения услуг по передаче электроэнергии контракт заключается с субъектом естественной монополии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Полный список можно найти на сайте ФАС.

Или используйте сервис на сайте ФАС для проверки организаций:

Обоснование заключения контракта

Как и в любой ситуации, когда заключается соглашение с единственным поставщиком, при госзакупке энергетических ресурсов нужно готовить и публиковать отчет-обоснование о невозможности и нецелесообразности применения иных способов определения поставщика. Исключением являются контракты энергосбережения — для таких соглашений готовить и публиковать обоснование не нужно.

В обосновании заказчик должен указать цель, предмет и необходимость заказа, а также грамотно аргументировать причины, по которым невозможно использовать иные способы определения поставщика.

В бланке обосновываются преимущества конкретного исполнителя и приводятся существенные условия заключаемого контракта. В обосновании необходимо ссылаться на актуальные законодательные нормативы, в результате чего и делается итоговый вывод относительно подписания договора купли-продажи электрической энергии с единственным гарантирующим поставщиком.

Расчет НМЦК

Начальная (максимальная) цена контракта определяется в этом случае тарифным методом с учетом действующих регулируемых тарифов на электроэнергию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ, п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ). Цена контракта не должна превышать выделенные ЛБО.

Тарифная сетка регулируется государством и постоянно меняется с учетом внешних факторов. Для различных ценовых категорий, производственных мощностей и уровней напряжения действуют различные ставки. Каждое предприятие выставляет актуальные расценки и тарифы на официальном сайте.

Публикация извещения

Ответ на вопрос, нужно ли извещение на электроэнергию п.29 ч.1 ст.93 44-ФЗ, можно найти в законе о ФКС — публикация извещения для таких закупок не требуется. Не публикуются извещения и для заказов по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Стороны подписывают договор купли-продажи электроэнергии и размещают сведения о соглашении в Единой информационной системе не позднее пяти рабочих дней после его заключения.

Если заказчик приобретает услуги энергоснабжения у субъектов естественной монополии (п. 1 ч. 1 ст. 93), извещение публикуется в ЕИС в срок, не превышающий пять дней до даты заключения соглашения. Исключением, не допускающим публикацию, являются контракты, в которые включена информация, содержащая государственную тайну.

Заключение контракта и взаиморасчеты с гарантирующим поставщиком

Контракт на приобретение энергетических ресурсов заключается с единственным поставщиком на основании законодательных норм (Письмо Минфина РФ № 24-05-07/38889 от 21.06.2017):

  • п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — в общих случаях;
  • п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — если цена контракта установлена в пределах 100 000 рублей;
  • п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ — если ЦК не превышает 400 000 рублей.

После подписания сторонами соглашения необходимо разместить сведения о нем в Единой информационной системе. На это отведено 5 рабочих дней.

В контракте обязательно нужно указать существенное условие о том, что гарантирующий поставщик передает, а потребитель электроэнергии принимает и оплачивает энергию в количестве и по ценам, определенным контрактными условиями. Заказчик обязан своевременно оплачивать поставляемые услуги.

Со стороны исполнителя необходимо включить условие о бесперебойной подаче ресурса в случае надлежащего выполнения заказчиком своих обязательств (ст. 539 ГК РФ).

В контракт на поставку электроэнергии надлежит включать пункт о выплате аванса гарантирующему поставщику в установленном размере.

Отдельный параграф необходимо выделить для штрафных санкций. По ч. 5 ст. 34 44-ФЗ, заказчик обязан оплатить пени и штрафы при нарушении договорных условий. Но в ч. 15 ст. 34 указано, что для контрактов с единственным поставщиком, заключенным по п. 1 и п. 29 ч. 1 ст. 93, заказчик вправе не применять положения ч. 5 ст. 34 в силу того, что такие соглашения составлены по форме, регулируемой ГК РФ. Пункт о штрафных санкциях прописывается в соответствии с нормами 35-ФЗ. В случае несвоевременной оплаты заказчику начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования от величины неуплаты. Штрафы начисляются за каждый просроченный день. При этом применяется ставка, актуальная на день оплаты.

В обязанности организации-заказчика также входит соблюдение режима потребления, поддержка в рабочем состоянии выделенного потребителю отрезка электросети, приборов учета электрической энергии и иного оборудования.

Все взаиморасчеты производятся на основании акта сдачи-приемки услуг, в котором отражается фактический ежемесячный объем потребления.

Пример госконтракта на поставку электроэнергии

Пример акта оказанных услуг

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа
Закупить электроэнергию можно у единственного поставщика, если товар (работа, услуга) относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий Письмо Минэкономразвития № Д28и-1861 от 25.07.2016
Технологическое присоединение к электрическим сетям — это обязательный элемент передачи электроэнергии. Без него этот процесс невозможен. ВАС отмечал, что услуги по такому присоединению не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка передачи электроэнергии Постановление Президиума ВАС от 08.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК
Нельзя закупить услуги по технологическому присоединению к электросетям по п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ Письмо ФАС от 03.02.2015 № АЦ/4119/15

В 2017 году в законодательство о закупках отдельными юридическими лицами 223-ФЗ были внесены изменения через принятие №505-ФЗ «О внесении изменений…». В числе прочих изменений серьезным коррективам подверглась процедура заключения договоров электроэнергетики.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Процедура закупки энергоносителей

Под энергоснабжением понимается реализация организационных, экономических и технических мер, которые направлены на уменьшение объема энергоресурсов при одновременном сохранении эффекта от их использования. Это определение приведено в ФЗ-261 «Об энергосбережении…».

В соответствии с принятым ФЗ-505 «О внесении изменений…» в 223-ФЗ была внесена норма, которая выводит из-под сферы регулирования 223-ФЗ обязательные для субъектов оптового рынка электроэнергии договоры об энергоснабжении и все отношения, связанные с их заключением и исполнением.

Прошлая редакция п. 8 ч. 4 ст. 1 223-ФЗ регулировала вопросы подписания такого рода договоров. До введения изменений заказчики по 223-ФЗ должны были определиться со способами закупки электроэнергии и прописать их в Положении о закупках. Например, указать, что такие закупки проводятся неконкурентным способом у единственного поставщика.

Ранее заказчикам было нецелесообразно приобретать электроэнергию через конкурентные способы закупки и они предпочитали заключать договоры с единственным поставщиком. Но такая форма закупки должна была быть указана в Положении. Если заказчик указал там любую конкурентную форму (например, конкурс), то ему следовало применять исключительно его.

Согласно обновленной редакции п. 8 ч. 4 ст. 1 223-ФЗ, действие закона не распространяется на отношения, которые связаны с заключением и исполнением договоров, обязательных для рынка электроэнергии.

Указанная правовая норма не содержит детализации по вопросу того, какие именно участники рынка электроэнергии имеются в виду: оптового или розничного. Поэтому подразумевается, что исключение распространяется на участников розничного рынка, к которым относятся все потребители электроэнергии.

По новым правилам заказчики должны руководствоваться ФЗ-35 «Об электроэнергетике», который содержит правовые основы работы оптовых и розничных рынков. Также им следует учитывать 6 параграф «Энергоснабжение» Гражданского кодекса.

В ч. 1 ст. 37 35-ФЗ перечислены субъекты розничного рынка энергоснабжения. Это:

  1. Потребители электроэнергии (в данном случае это заказчики, которые работают по 223-ФЗ).
  2. Поставщики электроэнергии (энергосбытовые компании, гарантирующие поставщики, производители электроэнергии по ст. 35 35-ФЗ).
  3. Территориальные организации, которые оказывают услуги по передаче электроэнергии.
  4. Субъекты оперативно-диспетчерского управления.

Согласно п. 32 Положения Правительства от 2012 года №442, гарантирующий поставщик реализует электроэнергию на территории своей зоны деятельности в рамках публичных договоров энергоснабжения или договоров купли-продажи.

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор поставки с любым обратившимся к нему потребителем.

Таким образом, с конца 2017 года договоры энергоснабжения и поставки электроэнергии, подписываемые с гарантирующими поставщиками, выведены из действия 223-ФЗ. Поэтому у заказчиков теперь не возникает вопросов, какую процедуру они могут выбрать для закупки электроэнергии: конкурентную или закупку у единственного поставщика.

Теперь они работают по общим правилам гражданского права и вправе заключать прямые договоры с поставщиками, исключая торги.

Как заключить договор энергоснабжения

Договор энергоснабжения не имеет установленной формы, а его условия определяются по усмотрению сторон. Главное, чтобы он содержал все существенные условия. Законодательство не содержит единой позиции относительно того, что можно считать существенными условиями. Согласно гражданскому законодательству, одним из существенных условий является предмет договора.

Понятие предмета договора содержится в Гражданском кодексе. Согласно ст. 539 Гражданского кодекса, энергоснабжающая организация, которая подписала договор с потребителем, предполагает передачу ему энергии, а в обязанности покупателя входит оплата принятого объема энергоносителя, соблюдение режима ее потребления и обеспечение безопасности энергосетей.

Некоторые специалисты относят к существенным условиям цену договора, количество и качество поставленной энергии, режим ее потребления, обеспечение безопасной эксплуатации.

В сложившейся судебной практике преобладает мнение, что договор энергоснабжения выступает разновидностью договора купли-продажи и его существенными условиями является наименование товара и его количество.

Согласно ст.19 закона «Об энергоснабжении…», в таком договоре должны быть указаны:

  • сведения о размерах экономии, которые должны быть обеспечена исполнителем при реализации госконтракта;
  • о сроках действия энергосервисного договора;
  • иные условия.

Стороны вправе подписать только рамочный договор или договор с открытыми условиями. В таком договоре может быть не указана цена, а поставщику будут оплачиваться его услуги по выставленным им счетам в пользу заказчика.

В целом подписание контракта на поставку электроэнергии производится по общему алгоритму:

  1. Поставщик направляет в адрес заказчика образец договора.
  2. Тот в установленные сроки знакомится с договором и подписывает его либо передает поставщику электроэнергии протокол разногласий.
  3. Договор подписывается поставщиком электроэнергии.
  4. После того как договор был подписан обеими сторонами, он приобретает юридическую силу.

При подготовке контракта стороны могут ориентироваться на готовый образец. Образец договора энергоснабжения по 223-ФЗ можно скачатьздесь.

Договор надо составить в двух экземплярах, по одному для каждой стороны. Документ не подлежит регистрации в контролирующих инстанциях.

Размещение сведений в ЕИС

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Информация о договорах энергоснабжения с конца 2017 года не передается в ЕИС. Такие закупки не включаются в закупочные планы заказчиков на следующий год и в план по закупкам инновационной продукции на долгосрочный период.

План-график по 223-ФЗ не составляется. По ним не нужно размещать извещения, так как торги не предполагаются. Соответственно, по таким договорам не готовится отчетность об их исполнении, расторжении, пролонгации и пр., а результаты не перенаправляются в реестр договоров по 223-ФЗ.

Таким образом, закупки в сфере энергоснабжения по новым правилам теперь не регулируются нормами 223-ФЗ. Они производятся в общем порядке, который предусмотрен гражданско-правовым законодательством. Сведения о закупках электроэнергии не передаются в ЕИС, по ним не нужно проводить закупочных процедур конкурентным и неконкурентным способом. По таким договорам нет необходимости составлять отчеты и передавать их в реестры договоров.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Закупка энергоносителей государственными и муниципальными заказчиками по Федеральному закону №223-ФЗ

В 2017 году на основании Федерального закона №505-ФЗ от 31 декабря (вступил в силу в части изменения порядка закупки энергоносителей 1 июля 2018 года) в Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» были внесены изменения, в соответствии с которыми все закупки, которые касаются приобретения различных энергоносителей государственными и муниципальными заказчиками, а также приравненными к ним различными компаниями, должны осуществляться только по принципам действующего гражданского права с использованием гражданско-правового законодательства.

Размещение в Единой информационной системе сведений о закупке энергоносителей

В связи с вышеуказанными изменениями с 2018 года не происходит проведение торгов в понятии действующего закупочного законодательства для приобретения различных видов энергоносителей по принципам такого законодательства, в частности, по принципам Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что повлекло и другие изменения для заказчиков, работающих по этому законодательству, а именно:

  • сведения о проводимых закупках энергоносителей не должны включаться в план-график, так как они будут приобретаться по другим нормам права;
  • в силу того, что по таким закупкам не проводятся торги, в Единой информационной системе в сфере закупок не размещаются извещения о проведении таких мероприятий по приобретению энергоносителей;
  • по заключенным договорам нет необходимости готовить отчетность также по причине того, что закупка осуществляется в рамках гражданского права;
  • сведения о ведении того или иного договора не вносятся в реестр контрактов и договоров, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок, который оформляется по 223-ФЗ.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Кроме того, для закупок энергоносителей, проводимых заказчиками, работающими на основании Федерального закона №223-ФЗ, действует правило о невключении их в планы закупок инновационной продукции на плановый и последующие годы.

Варианты закупочных процедур

2017 год стал годом изменений для заказчиков, работающих в рамках Федерального закона №223-ФЗ в части закупки энергоносителей не только тем, что изменилась нормативная база таких закупок, и не только исключением необходимости отражать сведения о таких закупках в Единой информационной системе, но также и в части собственно осуществления закупок. Все указанные изменения были внесены Федеральным законом №505-ФЗ от 31 декабря 2017 года со вступлением в силу (за исключением отдельных частей) 1 июля 2018 года.

Так, в частности, до внесения рассматриваемых изменений в процедуру закупки энергоносителей они приобретались государственными и муниципальными заказчиками и приравненными к ним лицами на основании неконкурентного способа определения поставщика. Однако, чтобы такое право заказчик мог использовать для проведения своих закупочных мероприятий (например, если речь шла о закупке у единственного поставщика), такое право необходимо было закрепить с юридической точки зрения, что возможно было сделать только на основании фиксации такого способа закупки в специально издаваемом Положении о закупочной деятельности в организации. Нередко заказчики шли на прямое указание в тексте своего внутреннего регламентирующего документа того, что приобретение энергоносителей возможно только посредством закупки у единственного поставщика. Это связано с тем, что такой вариант был наиболее удобным в силу того, что сами государственные заказчики, работающие по Федеральному закону №223-ФЗ, являются оптовыми покупателями энергии, и им проще работать с едиными гарантирующими поставщиками.

Использование конкурентной закупки для приобретения различных видов энергоносителей для заказчиков, работающих по указанному выше федеральному нормативному акту, было возможно только в том случае, если у него был выбор между различными гарантирующими поставщиками, что, соответственно, могло позволить сэкономить имеющиеся бюджетные средства или те денежные ресурсы, которые были получены от собственной деятельности. Возможность такого выбора ограничена техническими особенностями систем поставки различных энергоносителей, что также большей частью ограничивает для заказчика возможность выбора конкурентной или неконкурентной процедуры приобретения данного вида товара (в данном случае энергоноситель – это товар, который приобретается заказчиком для удовлетворения собственных нужд в части его функционирования).

После того как был изменен пункт 8 части 4 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», действие данного федерального нормативного акта перестало распространяться на заключение договоров поставки энергоносителей в различных их формах.

С 1 июля 2018 года все такие закупочные мероприятия должны проводиться строго в соответствии с Федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также с Параграфом 6 Гражданского кодекса Российской Федерации «Энергоснабжение». В соответствии с ними заказчики относятся к потребителям энергии и имеют право заключать прямые договоры с гарантирующими поставщиками.

Договор поставки энергии в различных видах энергоносителей должен быть заключен гарантирующим поставщиком в том случае, если обратившийся к нему потребитель (в данном случае заказчик, работающий по Федеральному закону №223-ФЗ) относится к его территориальной сфере влияния.

Таким образом, в настоящее время закупки проводятся на основании прямых договоров, однако, их можно продолжать именовать закупками у единственного поставщика, так как конкурентный вариант в данном случае становится неуместным.

Правила составления договора для приобретения энергоносителей

В Федеральном законе №223-ФЗ не содержится сведений о том, в каком виде заказчик и потенциальный исполнитель по контракту или договору должны подписывать такое соглашение. Правила составления, а также список ключевых положений относятся к ведению Положения о закупках, принимаемого самим заказчиком для исполнения требований действующего закупочного законодательства.

На сегодняшний день не регулируется и содержание, а также форма договора или контракта, который подписывается между заказчиком и гарантирующим поставщиком при приобретении энергоносителей в различных их видах. В силу этого формирование текста такого договора может осуществляться только на основании положений действующего гражданского законодательства Российской Федерации.

В соответствии с действующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона №35 «Об электроэнергетике» договор поставки энергоносителей может быть только рамочным (так как его конечная стоимость неизвестна, и всю израсходованную энергию заказчик оплачивает на основании специально сформированных гарантирующим поставщиком счетов), однако, в него должны быть включены следующие существенные условия:

  • предмет договора. Как правило, в качестве предмета указывается, о закупке каких видов энергоносителей идет речь;
  • стороны договора, а также их права и обязанности;
  • срок действия договора.

Конечная цена договора не указывается, однако, гарантирующий поставщик может указать стоимость одной единицы измерения поставляемого товара (например, стоимость 1 Квт/ч).

В случае изменения данного показателя (например, по причине внесения изменения в регламентирующие определение его стоимости нормативные акты федерального или регионального значения) стоимость такой единицы будет изменена в договоре путем составления дополнительного соглашения.

Также в тексте договора может быть указан ориентировочный объем потребления, который заказчик планирует приобрести и израсходовать. Однако принимать его в расчет можно будет только в том случае, если при подведении итогов об исполнении контракта или договора данный показатель полностью совпадет с фактическим объемом потребления.

Дополнительно в тексте договора или контракта может быть указано, какой объем услуг, кроме поставки энергоносителей, может оказать гарантирующий поставщик (например, устранение аварий при наличии у него таких возможностей). В этом случае также возможно указать стоимость одной единицы измерения без указания общей цены данной части контракта. Образец договора на закупку энергоносителей можно посмотретьздесь.

Порядок подписания договора на поставку энергоносителей несколько отличается от стандартного алгоритма, в котором заказчик будет направлять проект на подписание исполнителю. Это связано с тем, что у гарантирующего поставщика имеется свой шаблон договора или контракта, составленного с учетом и требований закупочного законодательства (например, Федерального закона №44-ФЗ), и законодательства о поставке энергоносителей. В связи с этим именно сам гарантирующий поставщик направляет заказчику проект договора.

Если заказчика устраивают все те условия, которые в таком договоре зафиксированы, он передает его на подписание обратно поставщику. Если же возникают какие-то спорные моменты, заказчик обязан составить протокол разногласий, в котором будут не только указаны спорные моменты, но также и подготовлено их обоснование. Если поставщик принимает такие условия, в текст договора вносятся изменения, и производится повторное направление заказчику на подписание. В том же случае, если поставщик не принимает условия заказчика и не изменяет те пункты, на которые в протоколе разногласий указал заказчик, он направляет возражения, и работа повторяется снова.

После того как все споры улажены, происходит подписание текста соглашения, после чего оно считается вступившим в силу. Дата вступления такого договора в силу может быть определена, как дата подписания или как иная дата (например, договор был подписан 1 декабря 2019 года, а поставка энергии по нему и оплата началась с 15 ноября. В этом случае в тексте договора указывается, что он имеет обратную силу и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 15 ноября 2019 года). Такое разночтение дат не приветствуется в судебной практике, но встречается достаточно часто среди контрактов, заключаемых госзаказчиками из-за особенностей их финансирования.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 142 Автор статьи Павел Мясников Юрист Написано статей 268

Сделка Китая и США расчистит Европу для «Газпрома»

Пекин обязался в течение двух лет дополнительно купить американских энергоносителей на $ 52 млрд. Торговая сделка Китая и США может расчистить Европу от СПГ для «Газпрома», но ухудшить перспективы новых газовых проектов России, связанных с поставками газа в Китай, отмечают эксперты. При этом Пекин взял на себя обязательства на такие суммы, на которые он может скупить весь американский СПГ. Поэтому, полагают эксперты, еще неизвестно, выполнит ли Китай свои обещания.

Подписав с США промежуточное торгово-экономическое соглашение, Китай обязался увеличить закупки СПГ, нефти, нефтепродуктов и угля за два года на $ 52,4 млрд: на $ 18,5 млрд в 2020 году и на $ 33,9 млрд в 2021 году. «Закупка энергоносителей стоимостью $ 50 млрд — отличная новость для наших людей: сегодня мы являемся номером один в добыче энергоресурсов в мире, крупнее Саудовской Аравии и России», — заявил президент США Дональд Трамп во время церемонии подписания соглашения в Белом доме. Представлявший Китай вице-премьер Госсовета Лю Хэ ничего не сказал об энергоносителях, но по сельхозпродукции заметил, что закупки будут вестись по рыночным ценам и из соображений коммерческой выгоды.

Иллюстрация: argus.com.

Торговая война, которая разгорелась между двумя странами, привела к тому, что Китай ввел 25-процентную пошлину на СПГ и 5-процентную пошлину на нефть и импорт энергоносителей из США рухнул. Так, поставки СПГ, по данным Минэнерго США (EIA), снизились в 2019 году по сравнению с самым успешным 2017 годом в 10 раз — до 297 млн кубометров, а по нефти — в 2,5 раза. Они составили около 70 млн баррелей.

По данным Argus, в успешном 2017 году США экспортировали в Китай энергоносители на $ 8,4 млрд. Поэтому торговая сделка должна стать настоящим прорывом в поставках энергоносителей из США в Китай, так как закупки должны увеличиться от уровня 2017 года и только в этом году американский экспорт должен вырасти по сравнению с 2017 годом более чем в 2 раза, а в 2021 году — почти в 4 раза.

«Несмотря на условия первой фазы торговой сделки между США и Китаем, Поднебесная существенно не снизит импорт нефти и газа из России, так как объемы и цена поставок прописана в долгосрочных контрактах, которые вряд ли подвергнутся серьезным изменениям, — считает аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Дроздов. По его словам, потепление в торговых отношениях между двумя крупнейшими мировыми экономиками носит позитивный характер практически для всего класса сырьевых активов: «Они уже после подписания сделки демонстрируют умеренный рост, и если Трамп в своей обычной манере не будет менять правила игры, до конца текущего года цены на энергоносители будут находиться на приемлемом уровне для российского бюджета».

Китай давно не закупал американский уголь и, скорее всего, его включили в список увеличения закупок американских энергоносителей для красоты, отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. По его словам, российские экспортеры угля выигрывают ценами и торговое соглашение сыграет в их пользу, если снятие пошлин приведет к росту производства в Китае. «Пока доля российского сырья не превышает 10% в общем импорте угля в Китай. А о доле в потреблении и говорить не приходится», — отметил эксперт. Он считает, что увеличение коснется именно закупок сжиженного газа.

Как показывает нехитрая арифметика подсчета возможных объемов закупок американского СПГ при нынешних ценах в Азии, Китай, выполняя обязательства, сможет запросто поглотить весь объем СПГ, который США планируют дополнительно выбросить в 2020 году по мере запуска новых мощностей терминалов СПГ. Речь идет о 21 млн тонн СПГ (29 млрд кубометров), которые в Азии сейчас стоят $ 6,2 млрд.

«Для России соглашение США и Китая противоречиво, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — С одной стороны, оно положительно сыграет на развитии мировой экономики и повысит спрос на нефть, что скажется на ценах. Нефтяному экспорту России в Китай при этом ничего не угрожает, так как он и так находится почти на пределе возможностей. С другой стороны, по газу сделка может иметь для наших производителей разные последствия».

Эксперт отмечает, что Китай открывается для США и американский СПГ, который в прошлом году перенасытил европейский рынок газом и уронил цены на топливо, перенаправят в Китай. А это серьезно облегчит ситуацию с ценами и спросом на российский газ. Как писало EADaily, в третьем квартале прошлого года «Газпром» вынужден был продавать газ в Европе в среднем по $ 169 за тысячу кубометров, что является минимальной ценой для компании за последние 15 лет. Кроме того, переизбыток газа в странах ЕС почти не повлиял на поставки российского газа в прошлом году, но может сделать это в этом. «Газпром» может потерять 10% экспорта. В странах ЕС в этом сезоне стоит теплая зима, в хранилищах находятся рекордные запасы газа, да и у самого российского холдинга большие резервы топлива в ПХГ Европы — более 11 млрд кубометров.

Импорт американского СПГ в Европу при этом составил в прошлом году более 18 млрд кубометров, и его уход из ЕС станет серьезным подспорьем для «Газпрома» и цен на газ.

Впрочем, китайский спрос могут удовлетворить дополнительные объемы СПГ, которые в США начнут производить в этом и следующем годах, говорит заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач. «В 2020—2021 годах именно США будут обеспечивать прирост предложения СПГ в мире за счет ввода новых мощностей. Поэтому речь идет именно о дополнительном спросе на газ, а не о простом перенаправлении потоков. Но если потребление будет расти более высокими темпами, СПГ начнет уходить из Европы в Азию», — заметил эксперт.

«В самом Китае увеличение закупок СПГ может иметь для России негативные последствия в долгосрочной перспективе, — отмечает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. По его словам, ничто не угрожает поставкам трубопроводного газа по «Силе Сибири» и сжиженного газа с проекта «Ямал СПГ». Они законтрактованы. Однако перспективы строительства газопровода «Сила Сибири — 2» и закупок российского СПГ со второго арктического проекта «Новатэка», «Арктик СПГ — 2», могут ухудшиться. «Понятно, что США продвигают собственный газ. И в данной ситуации для российских компаний станет сложнее получать выгодные для себя условия по закупке газа. Это касается как «Силы Сибири — 2», так и «Арктик СПГ — 2″. Акционером последнего выступают китайские CNPC, CNOOC, и контракт на поставки будет. Но теперь возникает вопрос, насколько выгодными будут условия», — говорит Игорь Юшков.

Эксперт указывает на то, что сейчас торговое соглашение Китая и США вызывает немало вопросов, так как суммы увеличения закупок огромные — на них можно, например, скупить весь производимый в США СПГ. При этом сжиженный газ в США покупают трейдеры и именно они решат, где им выгодней продавать топливо.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач замечает: чтобы делать выводы, соглашение еще должно показать, оживит ли оно экономику Китая и других стран региона и приведет ли к дополнительному спросу на газ. «Пока это лишь позитивный сигнал, но не окончание торговой войны между США и Китаем», — говорит эксперт.

«Не факт, что Китаю необходимо столько американских энергоносителей и он действительно собирается их закупать в таких объемах, — продолжает Игорь Юшков. — Но такая сделка Пекину нужна, так как на стороне Китая играет время. Его экономика развивается быстрее, да и в некоторых технологиях он уже опережает Соединенные Штаты. И многие сегодня говорят уже о том, что главное противостояние будущего — это противостояние двух сверхдержав — Китая и США».

Заключение договора энергоснабжения по 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *