ФЗ социальное предпринимательство

Содержание

Социальное предпринимательство в России с 2019 года: новый закон

С 26 июля 2019 года в России действует Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ, который внёс изменения в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». По сути, он ввёл правовую регламентацию нового вида предпринимательской деятельности под названием социальное предпринимательство. Рассказываем, что это такое.

Официальное определение социального предпринимательства

Статья 3 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) теперь содержит понятие социальное предпринимательство. В законе это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными ч. 1 ст. 24.1 Закона № 209-ФЗ.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Поскольку социальное предпринимательство связано с возможностью получения средств из бюджета, таковым не может быть деятельность:

  • по производству и/или реализации подакцизных товаров;
  • по добыче и/или реализации полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

Также см. «Кто может быть семейным предприятием в России».

Отражение в реестре МСП

Напомним, что ФНС России ведёт Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Теперь в нём обязательно будет отражена информация, что организация или коммерсант занимаются социальным предпринимательством. То есть имеют статус социального предприятия.

Согласно Закону о социальном предпринимательстве в РФ 2019 года, указание на такой статус у представителя малого или среднего бизнеса ФНС ежегодно вносит и исключает из реестра 10 августа на основании представленных сведений.

Причём в силу принятого Федерального закона о социальном предпринимательстве уполномоченные органы исполнительной власти регионов сами подают такую информацию ежегодно до 5 июля (сформированную по состоянию на 1 июля текущего календарного года).

Первое внесение в Реестр МСП перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих по состоянию на 01.04.2020 статус социального предприятия, произойдёт до 10 апреля 2020 года.

Почему в России принят Закон о социальном предпринимательстве

В настоящее время вопросы развития социального предпринимательства как одного из эффективных способов решения общественных проблем включены в политическую повестку многих стран. Во многом это связано с:

  • переосмыслением роли государственного сектора в экономике;
  • усилением внимания к вопросам социальной ответственности.

С одной стороны, широкое распространение получили аутсорсинг государственных программ социальной поддержки и персонализация оказания социальных услуг, а с другой – социально ориентированное инвестирование.

Неотъемлемая характеристика деятельности представителей социального предпринимательства – сочетание социальной направленности, инновационных подходов и умения работать в рыночных условиях, заключающихся в стремлении к достижению самоокупаемости и устойчивого развития бизнеса.

Как известно, предпринимательская деятельность нацелена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В связи с этим социальное предпринимательство не меняет цели деятельности коммерческих структур, но направлено на «двойственную результативность», включая:

  • решение социальной проблемы через предложение новых или нестандартных бизнес-моделей;
  • вовлечение дополнительных материальных и нематериальных ресурсов, социального капитала граждан;
  • «исключенные» и уязвимые социальные категории населения, страдающие от неравномерного распределения жизненно важных благ.

До 26 июля 2019 года в России отсутствовало единообразие в трактовке понятия «социальное предпринимательство». Его часто путали с социальными услугами, корпоративной социальной ответственностью.

Как показывает зарубежный опыт, представители социального предпринимательства по своим характеристикам –это, как правило, малый и средний бизнес.

СПРАВКА С 2012 года меры по поддержке субъектов МСП, ведущих деятельность в области социального предпринимательства, включены в комплекс мер, реализуемых Минэкономразвития России совместно с регионами. Среди них такие меры поддержки, как безвозмездные субсидии на реализацию соцпроектов, создание и/или обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы.

Также см. «Поддержка государством социально ориентированных НКО и бизнеса».

26 июля 2019 года официально опубликован и вступил в силу федеральный закон № 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия.

О главных изменениях и о том, как устроен социальный бизнес в других странах, – юрист филиала благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» в России Константин Воробьев.

Что поменялось после принятия закона?

Наконец компании малого и среднего бизнеса смогут претендовать на статус социального предприятия. Для этого есть несколько условий – чтобы бизнес компании был направлен на достижение общественно полезных целей и способствовал решению социальных проблем.

Что дает государство?

По закону государство обязано предоставить социальному предприятию имущественную (в частности, субсидии), информационную и иную поддержку.

В чем преимущества ведения деятельности в форме коммерческой организации?

Это, прежде всего, упрощенная регистрация компании, отсутствие отчетностей об использовании имущества, расходовании средств, реализации программ, понятный бухгалтерский учет и налоговый режим.

Особенности деятельности организаций в сфере социального предпринимательства

Предпринимательская деятельность в социальных сферах Социальное предпринимательство (с 26 июля 2019 года) Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
Коммерческая организация Коммерческая организация — субъект малого и среднего предпринимательства Некоммерческая организация
1. Извлечение прибыли

2. Достижение общественно-полезных целей

1. Достижение общественно-полезных целей

2. Извлечение прибыли

1. Достижение общественно-полезных целей

2. Извлечение прибыли

Предпринимательская деятельность Предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, в качестве основной деятельности организации в соответствии с условиями закона Предпринимательская деятельность, соответствующая уставным целям организации и необходимая для достижения общественно полезных целей в качестве дополнительной деятельности организации
Гранты, льготные кредиты от частных фондов Финансовая, имущественная, информация поддержка от государства Пожертвования, гранты от НКО и физических лиц,

государственная поддержка, налоговые льготы

Почему тогда всё чаще выбирают форму некоммерческой организации?

Ответ несложен – широкие источники формирования имущества – пожертвования и гранты, которые доступны преимущественно некоммерческим организациям. Хозяйственная деятельность социальных предприятий не отличается высокой доходностью, в связи с чем учредители вынуждены искать дополнительные источники финансирования, которые сильно ограничены у коммерческих юридических лиц.

На преодоление описанного дисбаланса направлены законодательные изменения.

«Я каждый вечер думаю: все ли успела?»: правила жизни социального предпринимателя Гузель Санжаповой

Вернемся к началу: что такое социальное предпринимательство?

Единого и точного ответа не существует, но если исследовать правовое положение социальных предприятий от Бельгии до Южной Кореи, в подавляющем большинстве их будут объединять следующие черты:

1) коммерческая деятельность. Непрерывная предпринимательская деятельность, связанная с производством товаров, оказанием услуг и выполнением работ отличает социальное предприятие от традиционной некоммерческой организации: социальное предприятие на постоянной основе вовлечено в производство продукции, предоставление услуг населению, поэтому именно хозяйственная деятельность представляет главный признак социальных предприятий, способ их существования.

2) основная цель деятельности — некоммерческая. Социальное предприятие может быть нацелено на извлечение прибыли, но это должно быть второстепенно, хозяйственная деятельность лишь выступает способом решения социальных проблем, служению общественным интересам.

3) запрет или ограничение распределения прибыли. Указанный критерий направлен на обеспечение приверженности организации некоммерческим целям деятельности и применительно к некоторым странам обусловлен возможностью как коммерческих, так и некоммерческих организаций претендовать на ведение деятельности в статусе социального предприятия. Так как цели должны быть связаны с осуществлением деятельности в общественно-полезных целях, прибыль (полностью или частично) должна быть реинвестирована в деятельность организации – повышение условий труда, найм высококвалифицированных работников, расширение производства. Применительно к европейским социальным предприятиям возможность распределения дивидендов от предпринимательской деятельности между учредителями колеблется от 30 до 40 процентов. В России ограничение в 50 процентов предусмотрено частично – для определенных видов деятельности.

Заметно часто встречаются особенности, которые присущи не обязательно каждому социальному предприятию: использование как оплачиваемого, так и волонтерского труда, выражение общественного интереса определенной социальной группы, демократическое (общественное) управление, когда право принятия решений не основано на взносах в уставной капитал, — но они отражают социальную и правовую сущность, вектор развития социального предпринимательства.

Частные дома престарелых, школы и санатории для инвалидов, экологические компании по переработке мусора, социальные супермаркеты и столовые для малоимущих граждан, charity shops, производства одежды для инвалидов, спортивные школы, службы поддержки, предоставляющие занятость людям с ограниченными возможностями – продают товары, оказывают платные услуги, то есть осуществляют коммерческую деятельность, однако главная цель их существования не извлечение прибыли, а улучшение жизни определенных социальных групп.

Таким образом, организации, учрежденные изначально в правовых формах коммерческих организаций, принимая некоммерческие цели деятельности и запрет/ограничение распределения прибыли, по своей сущности приближаются к некоммерческим, получая взамен благоприятный режим деятельности, индивидуальный для каждого государства – это могут быть налоговые льготы, доступ к дополнительным источникам финансирования (специальные гранты, государственные субсидии, пожертвования), иная государственная поддержка. В связи с парадоксальным сочетанием коммерческого и некоммерческого социальные предприятия именуют гибридными организациями.

Секрет на миллион: как НКО делать успешные проекты с бизнесом

Кто по закону может стать социальным предприятием?

По закону на статус социального предприятия и государственную поддержку могут рассчитывать компании малого и среднего бизнеса, которые соответствуют следующим критериям:

  • трудовая интеграция (обеспечение занятости инвалидов, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров, беженцев, малоимущих граждан или других категорий при условии, что их доля составляет не менее 50% от общего числа работников, а расходы на оплату труда – не менее 25%);
  • реализация товаров, производимых лицами из приведенных выше категорий (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли;
  • производство товаров для лиц из приведенных выше категорий с целью компенсации ограничений их жизнедеятельности (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли) по направлениям: оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-трудовых и иных услуг;
  • деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, по оказанию педагогическо-социальных услуг, организации отдыха и оздоровления детей, в сфере дошкольного образования, по обучению работников и добровольцев социально ориентированных НКО, культурно-просветительская и иная деятельность (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли).

«Всему приходится учиться в процессе и иногда на ошибках»: Дарья Алексеева о фонде «Второе дыхание» и бизнесе CharityShop

Как это устроено в других странах?

Статус социального предприятия, на который могут претендовать только субъекты малого и среднего предпринимательства, закреплен в России, однако есть и иные способы правового регулирования положения субъектов социального предпринимательства: в таблице ниже приведены основные модели.

I модель Статус социального предприятия

(Бельгия, Россия, Италия, Южная Корея, Словения, Финляндия, Вьетнам, и др.)

— система признания/сертификации организаций;

— определенный круг субъектов (только коммерческие организации; коммерческие и некоммерческие организации);

— критерии соответствия для получения статуса;

— специальный орган исполнительной власти, ответственный за назначение и отзыв статуса социального предприятия

— перечень организаций, имеющих статус;

— система государственной поддержки.

II модель Специальная организационно-правовая форма

(Германия, Италия, Испания, США, Великобритания и др.)

— разновидность юридического лица;

— правовой режим деятельности, учитывающий признаки социального предприятия;

— система государственной поддержки;

— прочная связь между деятельностью юридического лица и интересами государства в части реализации политики, направленной на решение социальных проблем, повышения качества жизни населения.

В Германии, Соединенных Штатах Америки, Великобритании в законодательстве существуют специальные организационно-правовые формы юридических лиц для деятельности в сфере социального предпринимательства. Закрепив в учредительных документах некоммерческие цели деятельности организации, учредители могут основать или преобразовать организацию, к примеру, в благотворительное общество с ограниченной ответственностью (в Германии), низко доходное общество с ограниченной ответственностью (в США), компанию общественных интересов (в Великобритании).

Примечателен для рассмотрения пример правового положения низко доходного общества с ограниченной ответственностью в США, выделяющийся отсутствием требований по ограничению распределения прибыли.

Именно направленность целей деятельности отличает низко доходное общество с ограниченной ответственностью (low-profit limited liability company, далее – L3C) от общества с ограниченной ответственностью (limited liability company). Преимущества же общества с ограниченной ответственностью в виде упрощенной регистрации, прав и обязанностей участников (учредителей), условий перехода долей уставного капитала, управления обществом, распределения прибыли etc. сохраняются.

Использование организационно-правовой формы L3C предоставляет юридическому лицу возможность привлекать целевое финансирование от частных фондов по программам инвестирования, созданных специально для коммерческих организаций, имеющих общественно полезные цели деятельности (Program Related Investments, PRI’s). Так, фонд Bill & Melinda Gates Foundation выделил 1,5 миллиарда долларов США на Program Related Investments, 1 миллиард из которых уже распределен между 47 компаниями. Вместе с тем, денежные средства, полученные по PRI’s или в качестве пожертвований от граждан, подлежат налогообложению на общих основаниях, никаких исключений не предусмотрено.

Компании, учрежденные в организационно-правовой форме L3C, крайне разнообразны: от компании SEEDR, занимающейся решением проблем глобального здравоохранения, инфраструктуры и финансовых инноваций, которая в 2009 году получила грант на сумму более полумиллиона долларов на разработку новой линии изолированных контейнеров для транспортировки и хранения вакцин и других лекарств в развивающихся странах, до кофейни “Overflow Coffee Bar” в Чикаго, деятельность которой направлена на развитие местного сообщества и интеграцию жителей района посредством проведения в заведении культурных и просветительских мероприятий.

Когда и как можно будет стать социальным предприятием?

Первое внесение сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием, намечено на 10 апреля 2020 года. На данный момент порядок признания организации социальным предприятием разрабатывает Министерство экономического развития Российской Федерации. В итоге, в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства появится графа с информацией о том, что организация является социальным предприятием, это даст возможность компании претендовать на имущественную и финансовую поддержку от государства.

Обзор закона №245-ФЗ от 23.07.2013 г.

Всем доброго времени суток. В августе 2013 г. вступил в силу ненавистный всеми кладоискателями и любителями приборного поиска закон, о внесении изменений в отдельные законодательные акты касающиеся незаконной археологии. С полным текстом закона Вы можете ознакомиться . В данной статье я постараюсь разобраться с тем, что же из себя представляет данный закон, какие нововведения он несет и как быть дальше. Итак, для начала рассмотрим список нормативно-правовых документов которые затрагивают изменения:

1.Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

3.Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).

4.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ).

5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

6.Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

По мимо внесения изменений в вышеуказанные законы, 245-ФЗ несет и собственные нововведения. Так например статья 8 закона регулирует порядок владения и отчуждения (продажа, дарение и т.д.) археологических предметов. В этом же законе вводится ряд терминов которые так же используются в самом законе и без понимания которых трудно будет разобраться во всем остальном:

Объект археологического наследия — частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Археологические предметы — движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок;

Культурный слой — слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы;

Специальные технические средства поиска — металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания;

Культурные ценности — еще один термин который активно используется в законе, однако далеко не все представляют что это такое. Согласно ст.6 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

  • культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
  • культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
  • культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
  • культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
  • культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Если разобрать этот пункт более детально, то культурные ценности это:

  • исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
  • художественные ценности, в том числе:
    • картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
    • оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
    • оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
    • художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
    • гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
    • произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
    • изделия традиционных народных художественных промыслов;
    • составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
    • старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
    • редкие рукописи и документальные памятники;
    • архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
    • уникальные и редкие музыкальные инструменты;
    • почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
  • старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
  • редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
  • другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Теперь перейдем непосредственно к законам.

ст.233 ГК РФ — Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

— В данной статье претерпел изменения только п.2 (изменения подчеркнуты), однако эти изменения сильно подпортили жизнь кладоискателям. Появившийся термин «Культурные ценности» теперь обязывает сдать государству более широкий перечень предметов находящихся в составе клада. Клад в полном составе можно оставить себе (а точнее поделить его поровну с собственником земельного участка, строения и т.д.) если его содержимое состоит из денег и ценных предметов. Что есть «Ценные предметы» в законе не указано, но если следовать логике (хотя в законах она не прослеживается), то это то, что не входит в перечень предметов относящихся к «Культурным ценностям» и деньгам соответственно.

Идем далее.

ст.243 УК РФ — Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей.

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей — наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, — наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

— Из этой статьи следует что теперь чистка «потеряшек» относящихся культурным ценностям уголовно наказуема, особенно если чистка произведена горе-реставратором в следствии чего предмет испорчен.

ст.243.2 УК РФ — Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.

1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, — наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные: а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

— Да да, это та самая статья которая запрещает производить поиск и изъятие археологических «потеряшек». А вот следующая статья не менее интересная…

ст.7.15 КоАП РФ — Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения.

1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц — от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц — от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Идем далее, 2 статьи из Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, так же претерпели изменения.

ст.45.2 Федеральный закон РФ № 73-ФЗ от 25 июня 2002 — Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов.

1. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).

2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

ст.49 Федеральный закон РФ № 73-ФЗ от 25 июня 2002 — Особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

1. В случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.

2. Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

3. Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.

Ну и на последок

ст 7.15.1 КоАП РФ — Незаконный оборот археологических предметов

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

На этом с законами закончим, по сути дела — это практически все изменения в законодательстве интересующие любителей металлопоиска. Хотя этого вполне достаточно чтобы отравить жизнь кладоискателям, а порой и вообще отбить желание этим заниматься. Конечно из всего этого сложно составить окончательную картину «Что теперь за это будет». Попробую составить сводную таблицу «Что за что». Все применимо только к физ.лицам! Должностных лиц и юр.лиц рассматривать не буду, там отдельная ситуация. Поехали…

1) 1500 — 2500 руб. штраф, плюс конфискация находок, инструментов и оборудования (кроме специальных средств поиска). Т.е. если Вы в поле, с лопатой, но без металлоискателя копнули ямку, при этом не повредив культурный слой и ни чего не достав из мест залегания, Вам светит такой штраф. По всей видимости рыбакам теперь тоже облом, даже червячков не накопаешь. Ведь надо же будет еще доказать что ты копал червячков, а не проводил археологическую разведку.

2) 15000 — 300000 руб. штраф, плюс конфискация находок, инструментов и оборудования (кроме специальных средств поиска). Тоже самое что и первое, но если Вы при этом умудрились «По неосторожности повредить или уничтожить объект археологического наследия».

3) 2000 — 2500 руб. штраф, плюс конфискация находок, инструментов и специальных средств поиска. Тоже что и первое, но у Вас при себе металлоискатель.

4) до 500000 руб. штраф, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет. Применимо в тех случаях когда Вы одновременно:

  • Проводите поиск и/или изъятие археологических предметов из мест залегания, но без спец.средств (металлоискатель, радар и т.д.);
  • Делаете это без открытого листа;
  • Нарушаете культурный слой.

5) до 700000 руб. штраф, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет. Тоже самое что и в п.4. Металлоискатель Вы себе так и не купили, но уже пошли копать, да еще и на объекте культурного наследия.

  • Проводите поиск и/или изъятие археологических предметов из мест залегания, но без спец.средств (металлоискатель, радар и т.д.);
  • Делаете это без открытого листа;
  • Нарушаете культурный слой;
  • Место действия — объект культурного наследия.

6) до 1000000 руб. штраф, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет. Тоже самое что и п.5 но уже с использованием металлоискателя, или братьев комрадов, или с использованием своего служебного положения.

  • Проводите поиск и/или изъятие археологических предметов из мест залегания, но без спец.средств (металлоискатель, радар и т.д.);
  • Делаете это без открытого листа;
  • Нарушаете культурный слой;
  • Место действия — объект культурного наследия.
  • И если все это совершено:
  • с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;
  • или лицом с использованием своего служебного положения;
  • или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Вот такая ситуация сейчас обстоит с поиском артефактов в России. Далее хотелось бы привести вырезку из комментария «Российской газеты» к 245-ФЗ.

«Закон уже вызвал недовольство у самодеятельных археологов-любителей, которые увлечены поиском с металлоискателем. Документ же ужесточает ответственность за ведение несанкционированных поисковых работ с использованием землеройной техники и металлодетекторов. Трофеи таких фанатов — монеты, пряжки и прочие мелочи. И любители опасаются реального срока за затертую нечитаемую монету. Многие находки кладоискатели отдают в музеи и церкви или создают собственные небольшие коллекции. Впрочем, закон направлен, скорее, на тех, кто на мелочи не разменивается. Основанием для привлечения к уголовной ответственности является факт повреждения или уничтожения культурного слоя.»

Конечно все это достаточно сомнительно, поскольку для правоохранительных органов культурный слой везде, а для его повреждения достаточно воткнуть лопату в землю. Тем не менее — факт наличия (или отсутствия) культурного слоя в месте, куда Вы воткнули лопату, это по факту единственный аргумент для привлечения (или не привлечения) Вас к уголовной ответственности. Что же касается административного наказания в виде штрафа, то его получить вполне реально. Будьте аккуратнее и соблюдайте закон.

Обзор подготовил Вадим Давидов, специально для интернет-магазина Кладовой

Федеральный закон от 29.07.2017 N 245-ФЗ
(ред. от 05.12.2017)
«О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СВЯЗИ»

Принят

Государственной Думой

21 июля 2017 года

Одобрен

Советом Федерации

25 июля 2017 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 10, ст. 1069; N 31, ст. 3431; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 27, ст. 3408; N 31, ст. 4190; 2011, N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6333; N 50, ст. 7351; 2012, N 31, ст. 4328; N 53, ст. 7578; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4062; N 43, ст. 5451; N 44, ст. 5643; N 48, ст. 6162; 2014, N 6, ст. 560; N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4229, 4273; N 49, ст. 6928; 2015, N 29, ст. 4383; 2016, N 10, ст. 1318; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3873; N 27, ст. 4213, 4221; N 28, ст. 4558) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить подпунктом 3.2 следующего содержания:

«3.2) идентификационный модуль — электронный носитель информации, который устанавливается в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) и с помощью которого осуществляется идентификация абонента, и (или) пользователя услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и обеспечивает доступ оборудования указанных абонента или пользователя к сети оператора подвижной радиотелефонной связи;»;

2) в абзаце двенадцатом пункта 3 статьи 19 слова «пункта 3 настоящей статьи» заменить словами «настоящего пункта»;

3) в статье 44:

а) в пункте 1:

абзац пятый дополнить словами «, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«Услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту — физическому лицу или абоненту — юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю и пользователю услугами связи такого абонента, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Абонент — юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель обязаны предоставить оператору связи сведения о пользователях услугами связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. Требования настоящего абзаца не распространяются на договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Правилами оказания услуг связи могут устанавливаться случаи, при которых не требуется предоставление оператору связи сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя.»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязано внести в него достоверные сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи, и направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрен указанным договором.

Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи, в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.

Проверка достоверности сведений об абоненте — физическом лице, сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя осуществляется путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность абонента или пользователей услугами связи, подтверждаемых одним из следующих способов:

предоставление документа, удостоверяющего личность;

использование федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

использование усиленной квалифицированной электронной подписи;

использование единого портала государственных и муниципальных услуг;

использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

В случае неподтверждения достоверности сведений об абоненте, сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, представленных лицом, действующим от имени оператора связи, оператор связи приостанавливает оказание услуг связи в порядке, установленном правилами оказания услуг связи.

В случае ликвидации абонента — юридического лица или прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя абонентские номера, выделенные таким абонентам по договорам об оказании услуг связи, могут быть переоформлены на фактического пользователя услугами связи путем заключения договора об оказании услуг связи с этим пользователем в порядке, установленном правилами оказания услуг связи.

Оператор связи предоставляет абоненту с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о заключенных им с абонентом договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

4) абзац девятый пункта 1 статьи 46 изложить в следующей редакции:

«прекратить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, или предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, сформированного по результатам контрольных мероприятий, в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах, а также в случае предотвращения и пресечения преступлений с использованием сетей связи и средств связи;»;

5) пункт 1 статьи 53 дополнить абзацем следующего содержания:

«Не требуется согласие пользователя услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя на передачу таким абонентом его персональных данных оператору связи в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

6) статью 54 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Оплата услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых абонентам — юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям, осуществляется только в форме безналичных расчетов посредством перечисления денежных средств с расчетных счетов таких абонентов в коммерческих банках и других кредитных организациях, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не применяются в отношении оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых пользователям услуг связи абонентов — юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, сведения о которых переданы такими абонентами оператору связи в соответствии с настоящим Федеральным законом.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 года.

2. Действие положений пункта 6 статьи 54 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

Принят Государственной Думой 11 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, 3616; 2009, N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6441; 2010, N 28, ст. 3553; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7343; 2013, N 27, ст. 3436, 3477; N 30, ст. 4071; N 52, ст. 6961; 2015, N 27, ст. 3947; 2016, N 1, ст. 28; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4198; 2017, N 31, ст. 4756; N 49, ст. 7328; 2018, N 1, ст. 89; N 28, ст. 4149; N 32, ст. 5106; N 49, ст. 7524; N 53, ст. 8413, 8463) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

«7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства.»;

2) в статье 4.1:

а) часть 3 дополнить пунктом 11.1 следующего содержания:

«11.1) указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием;»;

б) в части 4 слова «частями 5 — 6.3» заменить словами «частями 5 — 6.4»;

в) часть 5 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9) сведения, указанные в пункте 11.1 части 3 настоящей статьи, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства или исключаются из него ежегодно 10 августа текущего календарного года на основании сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частью 6.4 настоящей статьи.»;

г) дополнить частью 6.4 следующего содержания:

«6.4. В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченный орган ежегодно до 5 июля сформированный по состоянию на 1 июля текущего календарного года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия.»;

д) в части 7 слова «частях 6 — 6.2» заменить словами «частях 6 — 6.2, 6.4»;

3) дополнить статьей 24.1 следующего содержания:

«Статья 24.1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, соответствующую одному или нескольким из следующих условий:

1) субъект малого или среднего предпринимательства обеспечивает занятость следующих категорий граждан при условии, что по итогам предыдущего календарного года среднесписочная численность лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), среди работников субъекта малого или среднего предпринимательства составляет не менее пятидесяти процентов (но не менее двух лиц, относящихся к таким категориям), а доля расходов на оплату труда лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), в расходах на оплату труда составляет не менее двадцати пяти процентов:

а) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;

б) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;

в) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

г) выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;

д) лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;

е) беженцы и вынужденные переселенцы;

ж) малоимущие граждане;

з) лица без определенного места жительства и занятий;

и) граждане, не указанные в подпунктах «а» — «з» настоящего пункта, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;

2) субъект малого или среднего предпринимательства (за исключением субъекта малого или среднего предпринимательства, указанного в пункте 1 настоящей части) обеспечивает реализацию производимых гражданами из числа категорий, указанных в пункте 1 настоящей части, товаров (работ, услуг). При этом доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, должна составлять не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год);

3) субъект малого или среднего предпринимательства осуществляет деятельность по производству товаров (работ, услуг), предназначенных для граждан из числа категорий, указанных в пункте 1 настоящей части, в целях создания для них условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможностей участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год), в соответствии со следующими направлениями деятельности социальных предприятий:

а) деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности в быту;

б) деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;

в) деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;

г) деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении;

д) деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;

е) деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;

ж) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;

з) деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;

и) деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования;

к) деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации;

4) субъект малого или среднего предпринимательства осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества, при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год), из числа следующих видов деятельности:

а) деятельность по оказанию психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;

б) деятельность по организации отдыха и оздоровления детей;

в) деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;

г) деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

д) деятельность по обучению работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;

е) культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);

ж) деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

з) выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке десять процентов.

2. Субъекты Российской Федерации в целях признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями в соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи вправе устанавливать категории граждан дополнительно к категориям, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, и виды деятельности дополнительно к видам деятельности, указанным в пункте 4 части 1 настоящей статьи. Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, признанным социальными предприятиями с учетом дополнительно установленных субъектами Российской Федерации категорий граждан и видов деятельности осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

3. Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

4. Социальным предпринимательством не может являться деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

5. Оказание поддержки социальным предприятиям может осуществляться в виде:

1) обеспечения наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий;

2) оказания финансовой поддержки социальным предприятиям (в том числе в рамках предоставления субсидий);

3) оказания имущественной поддержки социальным предприятиям (в том числе путем предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях);

4) оказания информационной поддержки социальным предприятиям;

5) оказания консультационной и методической поддержки социальным предприятиям (в том числе по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ, услуг);

6) содействия в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;

7) организации профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) реализации иных мер (мероприятий) по поддержке социальных предприятий, которые предусмотрены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Первое внесение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений, предусмотренных пунктом 11.1 части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», осуществляется 10 апреля 2020 года на основании сведений, представленных в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

3. В целях первого внесения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений, предусмотренных пунктом 11.1 части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в соответствии с частью 7 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанным Федеральным законом, до 5 апреля 2020 года сформированный в соответствии с частью 6.4 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих по состоянию на 1 апреля 2020 года статус социального предприятия.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 5 марта, приняла в первом чтении поправки в Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие».

В законопроекте социальное предпринимательство выделяется как отдельная приоритетная область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), определяются понятие «социальное предприятие», специальные формы и виды поддержки социальных предприятий.

Согласно законопроекту, субъект МСП обеспечивает занятость отдельных категорий граждан (инвалиды, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, выпускники детских домов в возрасте до 23 лет, пенсионеры и лица предпенсионного возраста, выпускники детских домов в возрасте до 21 года 
и т. д., конкретный перечень которых будет установлен актом Правительства РФ). Доля таких работников должна составлять не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

«Субъект МСП обеспечивает доступ производимых социально уязвимыми группами граждан товаров (работ, услуг) к рынку сбыта. Субъект МСП осуществляет деятельность, направленную на производство товаров (работ, услуг), ориентированных на социально уязвимых групп граждан и их доступность для них в целях преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества», — сказано в пояснительной записке.

Также законопроектом предусмотрена отдельная статья, определяющая виды поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность, отнесенную к социальному предпринимательству, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Приоритетной мерой поддержки выделяется обеспечение наличия объектов инфраструктуры в регионах, на базе которых субъекты МСП, осуществляющие деятельность в области социального предпринимательства, смогут получить комплексную поддержку.

«Закрепление в законе нового понятия даст возможность государству поддерживать социальное предпринимательство через механизмы государственно-частного партнерства в образовании, культуре, соцзащите и обеспечить условия для доступа таких предпринимателей к госзакупкам. У таких компаний появится возможность выходить на рынки сбыта товаров, работ и услуг, производимых незащищенными категориями граждан», — прокомментировал законопроект член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный Выборный
Анатолий Борисович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0210 (Чертановский – г.Москва) .

По словам парламентария, «очень важно, что у инвалидов, многодетных родителей, пенсионеров, выпускников детских домов, людей предпенсионного возраста и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, появится больше возможностей для трудоустройства».

Доработают ко второму чтению

В свою очередь заместитель Председателя ГД, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов Неверов
Сергей Иванович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0175 (Смоленский – Смоленская область) сообщил, что ко второму чтению законопроект о социальном предпринимательстве может быть доработан. По его словам, необходимо проработать вопрос о закреплении федеральной нормы о конкретных видах поддержки и стимуляции социального предпринимательства.

«Необходимо ко второму чтению проработать вопрос о закреплении федеральной нормы о конкретных видах поддержки и стимуляции социального предпринимательства. Это могут быть льготные условия по уплате страховых взносов за сотрудников из категории социально незащищенных граждан, могут быть налоговые льготы, а могут быть и особые условия льготного кредитования в рамках программ развития малого и среднего бизнеса. Есть предложения установить приоритет для социальных предприятий при проведении государственных и муниципальных закупок. Вариантов может быть много, и, конечно же, все они должны быть выверены и просчитаны совместно с профильными министерствами, чтобы в итоге не был «пустой» закон, который продекларировал определенные вещи, но невозможен к реализации в силу отсутствия как раз таких уровней поддержки», — заявил Сергей Неверов.

Кроме того, необходимо учесть интересы как работников социальных предприятий, так и самого бизнеса, указал он: «С одной стороны, речь идет о трудоустройстве людей с инвалидностью, социально уязвимых категорий граждан, о производстве товаров и услуг, которые важны, необходимы для таких людей и, главное, — доступны. Это в чистом виде социальная политика. С другой стороны, ключевая цель любого предприятия – получение устойчивой прибыли. Совместить эти две составляющие, понять, а так ли важна прибыль для социального предприятия, – важнейшая задача».

ФЗ социальное предпринимательство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *