Свобода вероисповедания

Зачёт № 2 по теме «Права Человека и гражданина» тест по обществознанию (9 класс) по теме

Зачёт № 2 по теме «Права Человека и гражданина»

Вариант I

1. Права человека — это:

а) исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других;

б) узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности;

в) отсутствие каких-либо ограничений.

2. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?

А) от национальности, расы;

Б) пола;

В) религии;

Г) от богатства;

Д) политических убеждений;

Е) ни от чего, (все должны обладать равными правами).

3. Герои известной серии «Бременские музыканты» поют:
«Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы…»
Почему люди ценят свободу выше богатства?

А) её ценят те, кто не был богат;

Б) так считают только романтики;

В) это неотъемлемое право человека.

4. В каких международных документах закреплены права ребенка?

А) «Декларация прав ребенка» (1959г.);

Б) «Всеобщая декларация прав человека» (1948г.);

В) «Конвенция о правах ребенка» (1989г.)

5. Ребенком считается любое лицо:

А) не достигшее 18 лет;

Б) не достигшее 16 лет;

В) не достигшее 14 лет.

6. Права человека связаны с:

А) гражданством;

Б) фактом рождения;

В) общей правоспособностью.

7. Укажите универсальные международные документы в области прав человека.

А) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

Б) Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах;

В) Конституция РФ.

8. Право избирать и быть избранным в федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления относится к системе:

А) гражданских;

Б) политических;

В) социальных;

Г) экономических;

Д) культурных.

9. Субъектом социально-экономических прав является:

А) человек;

Б) гражданин;

В) иностранец;

Г) лицо с двойным гражданством.

10. Экономические права, опосредующие активность человека-это права:

А) в сфере власти отношений;

Б) производственно- хозяйственной сфере общества;

В) духовно-культурной сфере.

11. Социально-экономические права предусмотрены:

А) Гражданским кодексом;

Б) Законом о предпринимательской деятельности;

В) Трудовым кодексом;

Г) Уголовным кодексом.

12. Высшей ценностью в России согласно ее Конституции является:

А) Российское государство;

Б) ее территория;

В) человек, его права и свободы.

13. Конституция РФ закрепляет:

А) право на труд;

Б) обязанность трудиться;

В) свободу труда;

Г) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

14. Гражданство Российской Федерации:

А) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Б) устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей.

15. Конституционные обязанности человека и гражданина:

А) платить налоги;

Б) трудиться;

В) нести воинскую службу.

Зачёт № 2 по теме «Права Человека и гражданина»

Вариант II

1. К специфическим правам ребёнка относится (ятся)

А) Право на жизнь

Б) Право жить в семье

В) Право собственности

Г) Избирательные права

2. Верны ли следующие суждения о конституции?

1. Коституция обладает высшей юридической силой.

2. Конституция является сводом всех законов государства.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верно и 1 , и 2

Г) оба суждения неверны.

3.Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

А) административное В) гражданское

Б) конституционное Г) уголовное

4. Какое право человека относится к экономическим правам?

А) право на отдых В) право на жилище

Б) право собственности Г) право на жизнь

5. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?

А) гражданское право В) семейное право

Б) трудовое право Г) административное право

6. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?

1. Права ребёнка защищаются особой конвенцией.

2. Право жить и воспитываться в семье- одно из главных прав ребёнка.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верно и1 , и 2

Г) оба суждения неверны.

7. К политическим правам (свободам) человека относятся

А) Право собственности В) избирательные права

Б) свобода вероисповедания Г) свобода передвижения

8. Право в отличие от морали

А) является видом социальных норм

Б) регулирует поведение людей

В) поддерживается силой государства

Г) обращено ко всему обществу

9. Гражданка приобретает загородный дом в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?

А) административное право В) гражданское право

Б) трудовое право Г) налоговое право

10. Что относится к социальным правам человека?

А) право на труд В) Избирательные права

Б) право на жизнь Г) право собственности

11. Что подразумевает свобода вероисповедания?

А) право распространять как религиозные, так и нерелигиозные взгляды

Б) право вести только религиозную пропаганду

В) право преимущественно атеистической пропаганды

12. К какому виду прав относится право на жилище, охрану здоровья, на благополучную окружающую среду, социальное обеспечение и т. п.?

А) гражданским

Б) экономическим

В) социальным

13. В каких международных документах находят свое закрепление гражданские (личные) права (укажите не менее 2-х):

А) Всеобщая декларация прав человека 1948;

Б) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966;

В) Международный пакт о социально-экономических и культурных правах 1966;

Г) Европейская культурная конвенция.

14. Право на жизнь предполагает:

А) невозможность смертной казни;

Б) запрет самоубийства;

В) запрет эвтаназии;

Г) смертная казнь устанавливается федеральным законом за особо тяжкие преступления против государства;

Д) смертная казнь устанавливается федеральным законом за особо тяжкие преступления против жизни.

15. Гражданство Российской Федерации:

А) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Б) устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Ответы к тестам

Вариант I

Вариант II

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

Б

Б

Е

В

В

Б

В

Б

А

В

А

В

Б

В

Б

В

А

В

СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Смотреть что такое «СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ» в других словарях:

  • Свобода вероисповедания — Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

  • Свобода вероисповедания — см. Свобода совести и свобода вероисповедания … Энциклопедия права

  • СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ — (freedom of religion) Право исповедывать религию по своему выбору или быть неверующим. Преследование людей за их религиозные верования имеет долгую историю и продолжает практиковаться в отдельных странах и ныне. В Соединенном Королевстве худшие… … Политология. Словарь.

  • СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ — в конституционном праве одна из основных личных свобод человека, включающая право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с… … Юридическая энциклопедия

  • свобода вероисповедания — одна из основных личных свобод человека, включающая право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. С.в. признается… … Большой юридический словарь

  • СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ — одна из основных личных свобод человека, включающая право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Свобода… … Профессиональное образование. Словарь

  • СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ — см. Свобода совести … Энциклопедия юриста

  • СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ — в конституционном праве одна из основных личных свобод человека, включающая право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Свобода совести и свобода вероисповедания — (англ. conscience and religion liberty) гарантированные Конституцией РФ* (ст. 28) гражданские свободы, относящиеся к основным правам и свободам человека и гражданина и характеризующие одну из сторон правового статуса личности … Энциклопедия права

  • Свобода совести и свобода вероисповедания — (англ. conscience and religion liberty) гарантированные Конституцией РФ* (ст. 28) гражданские свободы, относящиеся к основным правам и свободам человека и гражданина и характеризующие одну из сторон правового статуса личности. Конституция РФ… … Большой юридический словарь

Как правильно делать куни?

Кунилингус (он же «куни») – самый быстрый способ привести женщину к вершинам сексуального наслаждения, согласно статистике. Более того, около 30% всех прекрасных дам Земли способны достичь этого самого оргазма исключительно путём получения обсуждаемых нами сегодня оральных ласк. Также с помощью кунилингуса вы, уважаемые мужчины, можете запросто поднять самооценку своей возлюбленной, придать ей уверенности в себе, показать, что вы на неё очень «неровно дышите» и просто оставить незабываемые приятнейшие воспоминания о жарких ночах с Вами, неповторимым и великим королем секса 🙂 Конечно, всё это возможно лишь при условии благополучного исхода затеянного Вами мероприятия. Вот мы и постараемся максимально в этом вам помочь.

Как правильно делать «куни»

Безусловно, все женщины разные. Как и мужчины, конечно. У многих свои предпочтения, свой уровень чувствительности (кстати, маленький размер клитора обычно говорит о его мега- оной) и скованности, поэтому не стоит быть уверенным, что если когда-то какой-то девушке ваш кунилингус понравился сверх меры, то и все остальные будут кончать по выверенной вами «схеме». К тому же, правильный куни = не только язык + клитор. Это полноценный подход к женскому оргазму, состоящий из нескольких этапов, на каждом из которых можно «облажаться» и не дойти до благополучного финала, кстати. Поэтому внимайте в подробностях.
I. Крайне важна прелюдия
Если по отношению к мужчинам она роли не играет, то вот явное большинство женщин в ней крайне нуждается. Для растерянных новичков мы подготовили детальный план действий по прохождению данного этапа.
1) Не знаете, как начать? Да с обычного поцелуя в губы. Затем можете взять её за запястья и с некой властностью припечатать руки над её головой. Сами при этом спускайтесь поцелуями к шее.
2) Оставьте в покое её руки (скорее всего, ей не придет в голову менять их положение, если вы их не давили до онемения) и уверенно, не торопясь, снимите её топ. Уделите должное внимание её ключичкам, плечам, груди… не второпях. Главное, обоюдно наслаждаться процессом.
3) Поднимите свои глаза и словите её взгляд. Вообще, подчас осуществления путешествия вниз по телу старайтесь поддерживать с его хозяйкой зрительный контакт.
4) Не спеша опускайтесь ниже. Покрывая поцелуями талию, можете одной (или обеими, как удобней) рукой уверенно и нежно стянуть с нее верхнюю одежду (джинсы / юбку / колготки), оставив в нижнем белье – пусть слегка освоится и привыкнет к своему положению. Дразните её и губами, и языком, проводя горячие линии по направлению от пупка к внутренним частям то одного бедра, то второго. Эту V- траекторию можно осуществлять непрерывно, даря посылы горячего влажного дыхания в месте, где должен располагаться клитор, прямо через трусики. Не спешите, растягивайте удовольствие. Ведь тем самым вы, как правило, всё более «заводите» прелестницу. Можно осуществить пару таких прогулок, а после, прочерчивая от пупка уже прямую, медленную и влажную линию, оставить без последней полоски ткани и само место назначения.
II. Поле боя. Начало действий
Итак, вы на месте. Ваш язык должен быть достаточно влажен, широк и гибок. Не стоит придавать ему твердости пальца. Оближите её половые губы, слегка прибегая к их подсасыванию, двумя пальцами удобной вам руки, тем временем, поглаживая нежный промежуток кожи, расположенный между влагалищным и анальным отверстиями. В какой-то момент (лучше уже после начала «работы» над клитором) они должны скользнуть в горячую глубину «грота наслаждений» и начать движение «вглубь—наружу». А пока в полной мере развлекайтесь с её губками, только избегайте прикосновений зубами.
Следующий — клитор. Как вы знаете, это и есть самая чувствительная часть женских гениталий аки головка мужского полового члена. Располагается сия горошина / перчик (у кого какой величины) как раз между большими половыми губами, практически сразу над входом во влагалище. Если клитор маленький и не возбужден, то просто языком вы его, скорее всего, и не обнаружите. Можете подсмотреть — обычно он очень близко расположен к мочеиспускательному отверстию. Как только вы решили, что нашли необходимый для оргазма «рычаг власти», переходите на более широкую и мягкую плоскость своего языка. Приступайте к медленному и размеренному, но одновременно очень лёгкому, касанию клитора. Если вдруг понимаете, что она сама начала двигать бёдрами, да так, что ваш язык постоянно оказывается в разных местах, значит, эрогенную точку вы не нашли. В таком случае выпустите побольше слюны на предполагаемую область её расположения и продолжите поиски — под влиянием интенсивного увлажнения выявить гораздо легче. Да и даме приятнее. Прислушивайтесь к её дыханию, ощущайте, что говорит её тело. Скорее всего, момент соприкосновения вашего языка / губ с её клитором выявит себя через её более-менее явную реакцию.
III. Внимание, клитор
На саму верхушку клитора, кстати, постоянно оказывать давление абсолютно не стоит — она гиперчувствительна и может отзываться на столь бесцеремонное воздействие отнюдь не наслаждением, а даже болью. Лучше осуществлять размеренные круговые движения, обрабатывая больше стороны клитора, нежели «пик». Дабы и его иногда и в достаточной мере касаться:

  • повыводите языком алфавит (только не слишком размашистый, — уже очень возбужденная «пуговка» не должна надолго оставаться абсолютно брошенной… и не весь, а то потеряете связь с окружающим миром-то);
  • крайне действенен (особенно по отношению к маленьким горошинкам) будет захват окружающей клитор кожи и последовательное её втягивание-полу выпускание… кстати, будьте готовы, что так вы добьётесь оргазма гораздо быстрее, нежели предполагали.

Пока вы фантазируете напару со своим языком и губами, руки также не должны оставаться в бездействии. НО!!! Они должны быть абсолютно чистыми, иначе вы рискуете наградить любимую не только оргазмом, но и последующим развитием молочницы… Так вот. Вы можете:

  • осуществлять а-ля фрикции, в такт движению языком;
  • добираться до внутренней стенки влагалища, расположенной под клитором и оказывать давление еще и оттуда (не всем нравится, однако);
  • попробуйте осуществить круговую комбинацию: одновременно с языком описывать круги и двумя пальцами в «пещерке». Нередко именно эти движения приводят женщин к долгожданному эйфорическому взрыву.

Есть еще пара «приёмчиков», которые понравятся далеко не всем представительницам прекрасного пола. Их можно осуществлять только по отношению к постоянным партнершам и только с большой долей уверенности (если не со стопроцентной), что даме сие по вкусу:

  • щетина — в ход. Вообще наличие данного фактора по праву относят к ошибкам кунилингуса, поскольку эта натуральная «наждачная бумага» мало кого способна порадовать, особенно, в области гениталий. Однако! Находятся любительницы ощутить легкое прикосновение мужской небритости, но обычно в области больших половых губ и в более мимолетном ключе, нежели в постоянном трении. Так что обладатели столь сексуальной для многих щетины должны тщательно «бдеть» о том, чтобы не травмировать нежную кожу, а лишь изредка наносить контрастные и подстегивающие чувственность прикосновения;
  • «рогатка». Однозначно не для всех, но крайне действенная техника там, где приветствуется стимуляция чувствительного ануса. Все очень просто: вместо того, чтобы погружать два пальца во влагалище, отправляете туда один, вторым ласкаете анальное отверстие, а языком, соответственно, развлекаетесь с клитором. Не вздумайте вторгаться в «задний проход» при отсутствии достаточного его увлажнения. Это может быть слюна, а может быть специальный крем или мазь. Не забывайте и о нарочитой медлительности, не стоит спешить или делать все слишком интенсивно… хотя, опять же. Все дело во «фломастерах» и в том, насколько уже возбуждена партнерша. Внимайте её реакциям.

Однако не стоит рассчитывать на быстрое завершение «работы». Вы вообще должны быть настроены так, будто бы ваша задача — не достижение партнершей оргазма, а как можно более длительное к нему путешествие. Большинству женщин для разрядки не так уж и легко оказаться на той грани, где «утерпеть» невозможно. Как вы поймете, что она «там»? Ну, признаками могут выступить и интенсивный поток «соков» из влагалища (естественное увлажнение для хорошего проникновения), и слишком напряженные бедра, и выгибание спины, и издаваемые ею звуки (кстати, она сама может начать вас просить что-то типа «пожалуйста», «еще» и т.п.). Вот тогда-то и действуйте более быстро и интенсивно.
Итак, подведём итоги под столь длинным текстом в виде еще нескольких полезных советов:
1) если не уверены, что и как ей понравится и каково её отношение к кунилингусу вообще, обязательно спросите. Можете опытным путем (делаем > спрашиваем) либо предварительно, деликатно или напрямую (ориентируйтесь на характер девушки, на ее поведение, конечно же);
2) не забывайте о том, чем любят женщины. Сообщите, насколько она вкусна и как хорошо пахнет, не скупитесь на похвалу, даже если особо сильного восторга не испытываете. Но не переигрывайте, оды петь не стоит;
3) не набрасывайтесь на ее клитор подобно собаке, наконец-то нашедшей давно искомую кость. Как минимум поначалу будьте нежны и уделяйте больше внимания косвенному и мимолетному его стимулированию, а не прямому и «долбо-образному» :
4) позаботьтесь о достаточной влажности своего языка и не напрягайте его, не делайте слишком твердым;
5) не стоит действовать по принципу «Даю то, что хотел бы и сам». Если вы любитель интенсивного и крепкого минета, сие не обозначает, что так же следует вести себя с киской своей дамы.
Не забывайте об индивидуальности подходов: ваш былой опыт без должной внимательности к реакциям партнерши может послужить вам отрицательным образом. Ключом в совершении кунилингуса (как и многих других дел по отношению к женщинам) является умение слушать (скорее, не вербальную, но речь её тела) и запоминать, что нравится той или иной даме. И не слишком заморачивайтесь планами. При постоянном размышлении о «сейчас делаю пункт А, затем перехожу к пункту Б, С и Д», вы рискуете потерять главное — связь с партнершей. Подчинитесь своей интуиции, растворитесь в её дыхании и движениях, чувствуйте её — и у вас все получится. Приятного «куни» и хорошего секса!

Сексуальная жизнь — это очень важный вопрос. Не менее существенна проблематика, описанная в «Лечение паховой грыжи». Выздоравливайте!

Свобода совести

Свобода

Базовые понятия

Свобода воли

Позитивная свобода
Негативная свобода
Права человека

Насилие · Цензура

Свобода по темам

Политическая

Личная
Академическая
Экономическая

Собраний · Ассоциаций
Передвижения
Массовой информации
Религии и верования
Слова и выражения
Информации
Совести · Творчества

Сознания · Тела

Рейтинги

Экономической свободы
Cвободы слова

См. также: Свобода вероисповедания

Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

История

Реформация

Вопрос о свободе совести возник с началом Реформации в Европе. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще. Одним из первых вопрос о свободе совести поставил Себастьян Кастеллио в опубликованном под псевдонимом памфлете «De haereticis, an sint persequendi» («Следует ли преследовать еретиков», 1554).

Билль о правах

Британский Билль о правах 1689 года признавал за личностью права иметь свои собственные мнения и убеждения, следовать своим убеждениям, что бы ни советовали окружающие, и т. д.

Декларация прав человека и гражданина

Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой речь идёт о том, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». В Конституции была провозглашена «свобода религиозных культов» (сентябрь 1791 г.). Французский Гражданский кодекс 1804 года — кодекс Наполеона вообще не касается религиозных вопросов, демонстрируя таким образом, что государство в своих фундаментальных основах является светским.

Конституция США

Первая Конституция США 1787 года не содержала перечня неотчуждаемых прав, поскольку отцы-основатели исходили из того, что естественно принадлежащие человеку права не нуждаются в подтверждении в тексте Основного закона. Их перечисление могло быть воспринято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что могло привести к ущемлению прав, не вошедших в перечень. Отсутствие в Конституции перечня федерально закреплённых прав и свобод вызвало критику этого документа. Вновь избранному Конгрессу США в 1789 году были предложены проекты поправок, содержащих положения о политических и личных правах. Десять первых поправок к Конституции США, составивших федеральный Билль о правах, были ратифицированы к концу 1791 года. Были приняты поправки, предусматривавшие свободу вероисповеданий, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и другие права.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года и определила базовые права человека. В статье 18 Декларации указано:

«Каждый человек имеет право на свободу мысли,совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Современность

Франция

Во Франции действует принцип «светскости», то есть отделения политической и государственной власти от религиозных организаций и непризнания государством ни одной из религий. Государство и все его институты призваны оставаться одинаково нейтральными ко всем конфессиям и верованиям при одновременной гарантии полной свободы совести, культа и вероисповеданий вплоть до отказа от религии. Республика через секуляризацию общества не ведет борьбы с религиями или убеждениями, но сознательно вытесняет их из области осуществления политической и административной власти.

Все религиозные, духовные и философские идеи оставляются во Франции в исключительной области индивидуального сознания и частного выбора отдельных граждан.

Религиозные организации обязаны обеспечивать соблюдение общественного порядка. Ни одно вероисповедание или убеждение не может быть выше других (религия, атеизм, агностицизм или свободомыслие). На этом строится республиканский принцип «Свобода, равенство, братство».

Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения»: никого нельзя обязать обнародовать свои религиозные или философские убеждения. Например, упоминание о религиозной принадлежности при переписи населения является запрещённым. С другой стороны, никому не запрещено делать это по собственному желанию. В то же время закон защищает государственных чиновников: во всех административных документах запрещены ссылки на их религиозные или философские убеждения.

Россия

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Свобода совести и отделение церкви от государства

Связь между свободой совести и отделением Церкви от государства, по-видимому, неоднозначна. С одной стороны, существует положительная корреляция между отделением церкви от государства и обеспечением в этом государстве свободы совести. Например, шариат включает в себя нормы и правовые и религиозные. Так, например, в 2006 году шариатский суд Афганистана приговорил к смертной казни Абдул Рахмана — мусульманина, сменившего религию. С другой стороны, отделение церкви от государства не гарантирует свободы совести, а неотделение её не исключает. Так, известны страны с государственной церковью (например, Великобритания и большинство других монархических государств Европы), тем не менее, обеспечивающие своим подданным право исповедовать религию по выбору или не исповедовать никакой. Напротив, в некоторых государствах с отделённой церковью (все коммунистические режимы, Ирак, Турция) адепты многих религий (при коммунистах и в Турции — все верующие, в Ираке при Саддаме Хусейне — шииты) подвергались дискриминации.

Отделение церкви от государства происходило: в России — 1918 год (Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви), Франция — ратифицировано в 1905 году. Колумбия — 1853 год. США — 1787 год.

Критика понятия

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Некоторым моралистам претит понятие «свобода совести». По их мнению, для формального обозначения возможности человека иметь любое убеждение собственно и должен служить термин «свобода убеждений». Понятие «свобода совести», как считают они, дискредитирует совесть как моральную категорию, ибо придает ей характер необязательности и нравственной безответственности.

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Свобода совести

  • Свобода вероисповедания
  • Правовая философия

Литература

  • И. П. Зуев, Л. А. Баширов, Е. Г. Балагушкин. «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России»//Российская академия государственной службы при президенте РФ, 1996
  • В. Н. Савельев. «Свобода совести: история и теория»//Издательство: Высш. шк., 1991. ISBN 5-06-001989-6
  • Н. М. Коркунов. «Русское государственное право».//Москва, 1908
  • В. Э. Орландо «Принципы конституционного права»//Издательство В. М. Саблина, 1907
  • «Свобода совести». Литературно-философский сборник. //Издательство И. Д. Сытина, 1906
  • М. Г. Кириченко «Свобода совести в СССР».//из-во Юридическая литература, 1985
  • П. Б. Струве. «Избранные сочинения».//Москва, Росспен, 1999, стр. 25-34
  • А. Л. Адамишин «СССР и международное сотрудничество в области прав человека»//из-во Международные отношения, 1989
  • Е. Н. Тарновский «Четыре свободы»// из-во Макет, 1995, ISBN 5-85186-028-6
  • Н. А. Бердяев «Опыт парадоксальной этики»//из-во АСТ, 2003, стр.13
  • В. Н. Иванов «Основные права и обязанности граждан СССР».//государственное издательство юридической литературы, 1953
  • В. Г. Фуров «Буржуазные конституции и свобода совести». //Издательство политической литературы, 1983
  • «О свободе совести». Беседа сказанная Высокопреосвященным Николаем Архиепископом Варшавским. 26 сентября 1910

Ссылки

Права человека

Фундаментальные концепции и категории

Фидуциарный договор • Свободы • Групповые права • Естественные и юридические права • Негативные и позитивные права • Суверенитет • Универсальность • Универсальная юрисдикция

Понятия, которые могут рассматриваться как права человека

Гражданские
и политические

Право на смерть (англ.) • Право на личную неприкосновенность • Свобода • Свобода передвижения • Свобода от рабства • Личность • Морфологическая свобода • Право на оружие • Равенство перед законом • Право на лечение • Свобода от произвольного ареста и задержания • Свобода от пыток и жестокого обращения • Право на судебную защиту • Право на юридическую помощь • Презумпция невиновности • Политическое убежище • Подданство • Свобода от изгнания • Неприкосновенность частной жизни • Свобода совести • Свобода вероисповедания • Свобода слова (свобода информации) • Свобода собраний • Свобода ассоциаций • Право на протест • Право голоса • Брачный союз • Семейная жизнь • Права меньшинств (англ.) • Право на жизнь • Политическая свобода

Право на труд • Право на вознаграждение • Право на справедливую оплату труда • Право на социальное обеспечение · Право на Досуг и отдых • Право на собственность • Право на культуру · Право на участие в общественной жизни • Право на образование • Право на достаточный жизненный уровень • Право на развитие (англ.) • Право на охрану здоровья • Право на воду (англ.) • Право на еду (англ.) • Право на жилище • Права потребителей

Репродуктивные

Планирование семьи • Сексуальное здоровье • Искусственный аборт • Свобода от насильственного обрезания женских половых органов

Война и вооружённый конфликт

Гражданское население • Комбатант • Свобода от геноцида · Плен

Международное право прав человека • Международные институты и организации по правам человека

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на свет­ском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель­ной. Религиозные объединения отделены от государства и равны пе­ред законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявле­ние нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходи­мости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла.

Таким образом, содержание свободы совести предполагает свобо­ду на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбо­ра человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действо­вать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к рели­гии в Российской Федерации не допускается.

Гарантией свободы совести и свободы вероисповедания в России является то, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определе­нии своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности рели­гиозных объединений, обучении религии.

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбо­ру индивидуально или совместно с другими. Воспитание и образова­ние детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповеда­ния. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне ра­мок образовательной программы.

Основные законодательные акты:

• Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Статья 9 Свобода мысли, совести и религии

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, пуб­личным или частным порядком в богослуже­нии, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах об­щественной безопасности, для охраны общест­венного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Введение

1. Входя в качестве составной части в понятие «частная жизнь», защищаемую статьей 8, рассматриваемая норма гарантирует права, которые связаны с тем, что можно назвать «глубиной души» инди­вида, неощутимой областью его сознания и убеждений. Тесные свя­зи объединяют эту норму не только со статьей 8, но также со стать­ями 10 и 11, так как свобода исповедания религии или убеждений включает с необходимостью обращение к свободе выражения мне­ния или к свободе собраний. Учитывая это взаимодействие, было не легко выделить точную сферу применения различных понятий, со­держащихся в статье 9. Надо добавить, что понятия, очень близкие к тем, которые фигурируют в этой норме, находятся в статье 2 Прото­кола № 1; таково понятие «религиозных и философских убеждений» родителей, которые Государство должны уважать в сфере воспита­ния и образования.

>II. Особый случай — Толкование

1. Принципы

———Толкование———

2. Свобода мысли, совести и религии фигурирует, в религиозном измерении, среди существенных элементов личности верующих и их представления о жизни. Эта свобода включает, в частности, сво­боду присоединяться к религии или нет и свободу исполнять все предписания религии или нет. Хотя религиозная свобода относится, прежде всего, к «глубине души», она включает, тем не менее, воз­можность исповедовать религию публичным или частным поряд­ком в богослужении, обучении, отправлении религиозных, и культо­вых обрядов. Однако статья 9 не защищает любое действие, мотивированное или вдохновленное религией или убеждениями.

Важным аспектом свободы религии является свобода изменять религию. Так, статья 9 в принципе гарантирует право попытаться убедить ближнего своего, например, посредством обучения.

Свобода религии не является абсолютной; она подлежит, как и другие права, которые преследуют, в частности, законную цель и необходимы в демократическом обществе. Таким образом, в обще­стве, где внутри одного населения существует множество религий, может оказаться необходимым снабдить эту свободу ограниче­ниями, способными примирить интересы различных групп и обеспе­чить уважение убеждений каждого.

3. Цель и объект гарантии. Значение религиозного измерения. «Как установлено в статье 9 Конвенции, свобода мысли, совести и религии является одним из основополагающих принципов «демо­кратического общества» по смыслу Конвенции. В аспекте религии, он является одним из наиболее важных элементов, который призван обеспечивать самоопределение верующих и выражение ими своих представлений о жизни, этот принцип также является ценным поло­жением для атеистов, агностиков, скептиков и просто безразличных к данной проблеме. Плюрализм мнений, неотделимый от демокра­тического общества, который с трудом завоевывался на протяжении веков, зависит от этого принципа». (Kokkinakis, 31).

4. Свобода мысли, совести и религии. Понятие. «Суд напоми­нает, что свобода мысли, совести и религии является одной из основ «демократического общества» в смысле настоящей Конвенции. От­сюда идет плюрализм — завоеванный дорогой ценой на протяжении веков — — имеющий существенное значение в подобном обществе. Правда, что в демократическом обществе может оказаться необхо­димым снабдить эту свободу ограничениями, способными прими­рить интересы различных групп. Однако следует оценить, соответ­ствует ли ограничение «неотложной общественной потребности» и соответствует ли оно «правомерной преследуемой цели»». (Serif, 49).

5. Цель и объект гарантии. Значение религиозного измерения. «Свобода мысли, совести и религии, которая охраняется в соответ­ствии со статьей 9 Конвенции, является одной из основ «демократи­ческого общества» в смысле настоящей Конвенции. Именно в ее ре­лигиозном измерении заключаются один из самых жизненно важных элементов самоидентификации верующих и их представления о жизни». (Otto-Preminger-Institut, 47).

6. Свобода мысли. Запрещение самоубийства с чьей-либо по­мощью. «Суд (…) считает, что все взгляды или убеждения не входят в сферу применения статьи 9 п. 1 Конвенции». (Pretty, 82).

7. Содержание понятия «религиозная свобода». «Хотя свобо­да религии в первую очередь является вопросом свободы совести каждого, она также предполагает, inter alia, свободу «исповедания (какой-либо) религии». Распространение христианской добродетели словами и действиями связано с существованием религиозных взглядов». (Kokkinakis, 31).

8. Свобода религии. Формы религиозной свободы. «Хотя религиозная свобода относится, прежде всего, к «глубине души», она включает, кроме того, свободу исповедания религии не только со­обща с другими, публичным порядком или в кружках тех, кто разде­ляет веру: можно также ею пользоваться индивидуально, частным порядком (…). Статья 9 перечисляет различные формы, которые может принять исповедание религии или убеждений, например, пуб­личным или частным порядком в богослужении, обучении, отправле­нии религиозных и культовых обрядов. Тем не менее, она не защищает любое действие, мотивированное или вдохновленное религией или убеждениями. Впрочем, лицо при осуществлении свободы исповеда­ния религии учитывать свое особое положение». (Kalac, 27).

9. Исповедание религиозных верований. Свобода изменить ре­лигию. «Согласно статье 9 Конвенции свобода исповедания какой-либо религии осуществляется не только сообща с другими, «пуб­лично» и в кругу лиц с одинаковыми убеждениями, но также может осуществляться «индивидуально» и «в частном порядке»; более того, в целом она включает в себя право пытаться убеждать других лю­дей, например, путем «обучения». К тому же, несоблюдение этого права, то есть «свободы менять (чью-либо) религию или убежде­ния», закрепленной в статье 9 Конвенции, сделает это положение мертвой нормой». (Kokkinakis, 31).

10. Религиозная свобода и акты прозелитизма (усердного об­ращения в веру). «Суд сразу подчеркивает, что хотя религиозная свобода относится, прежде всего, к «глубине души», она включает, кроме того, свободу исповедания религии, включая право попытать­ся убедить ближнего своего, например, посредством обучения.

Статья 9 не защищает, однако, любое действие, мотивированное или вдохновленное религией или убеждениями. Так, она не защища­ет прозелитизм, не внушающий доверия, такой как деятельность, предлагающая материальные или социальные преимущества, или осуществление злоупотребляющего давления в целях получения со­гласия присоединиться к Церкви». (Larissis et al, 45).

11. Свобода мысли, совести и религии. «Такой, как ее защища­ет статья 9, свобода мысли, совести и религии является одной из ос­нов «демократического общества» в смысле настоящей Конвенции. Она фигурирует, в религиозном измерении, среди самых жизненно важных элементов самоидентификации верующих и их представле­ния о жизни, но она является также ценным благом для атеистов, агностиков, скептиков и равнодушных. Отсюда идет плюрализм -завоеванный дорогой ценой на протяжении веков — имеющий су­щественное значение в подобном обществе. Эта свобода включает, в частности, свободу присоединиться к религии или нет и свободу ис­полнять все предписания религии или нет». (Buskarini et al, 34).

12. Свобода мысли, совести и религии. Толкование. «Суд на­поминает, что свобода мысли, совести и религии является одной из основ «демократического общества» в смысле настоящей Конвен­ции. Отсюда идет плюрализм — завоеванный дорогой ценой на про­тяжении веков — имеющий существенное значение в подобном об­ществе. Хотя религиозная свобода относится, прежде всего, к «глубине души», она включает, кроме того, право исповедовать ре­лигию как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком и в кружках тех, кто разделяет веру. Статья 9 пе­речисляет различные формы, которые может принять исповедание религии или убеждений, например, публичным или частным поряд­ком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культо­вых обрядов. Тем не менее, она не защищает любое действие, моти­вированное или вдохновленное религией или убеждениями». (Hassan et Tchaouch, 60).

13. Формулировка пункта, относящегося к ограничению, оно касается только свободы исповедания религии или убеждений. «Основополагающая природа права, закрепленного в п. 1 статьи 9 Конвенции, также отражена в формулировке пункта, устанавливаю­щего ограничение этого права. В отличие от п. 2 статей 8, 10 и 11, которые охватывают все права, упомянутые в п. 1 этих статей, п. 2 статьи 9 относится только к «свободе исповедовать свою религию или убеждения». Таким образом, он признает, что в демократиче­ском обществе, в котором несколько религий сосуществуют среди одного и того же населения, может быть необходимо установить ог­раничения на эту свободу с целью согласования интересов различ­ных групп и для обеспечения уважения верований всех людей». (Kokkinakis, 33).

14. Исповедание религии: критика в отношении верующих. «У тех, кто открыто выражает свою религиозную веру, независимо от принадлежности к религиозному большинству или меньшинству, нет разумных оснований ожидать, что они останутся вне критики. Они должны проявлять терпимость и мириться с тем, что другие отрицают их религиозные убеждения и даже распространяют уче­ния, враждебные их вере. Однако способы критики или отрицания религиозных учений и убеждений могут повлечь за собой ответст­венность Государства, если оно не обеспечивает спокойного пользо­вания правом, гарантированным статьей 9, всем, кто придерживается этих учений и убеждений. В экстремальных ситуациях результат критики или отрицания религиозных убеждений может быть таким, что воспрепятствует свободе придерживаться или выражать такие убеждения». (Otto-Preminger-Institut, 47).

15. Провокационное изображение предметов религиозного культа: злонамеренное нарушение духа терпимости. «Государст­во может правомерно счесть необходимым принять меры против определенных форм поведения, включая распространение информа­ции и идей, которые несовместимы с уважением свободы мысли, совести и религии других лиц (там же, с. 21, п. 48). Есть правомер­ное основание считать, что религиозные чувства верующих, гаран­тируемые статьей 9, подверглись оскорблению вследствие провока­ционного изображения предметов религиозного культа. Подобное изображение может рассматриваться как злонамеренное нарушение духа терпимости, который является отличительной чертой демокра­тического общества. Конвенцию следует рассматривать в целом, а потому толкование и применение статьи 10 в настоящем деле долж­но соответствовать логике Конвенции». (Otto-Preminger-Institut, 47).

16. Свобода религии, государственный контроль за религиоз­ными движениями. «Суд признает, что Государства имеют право проверять, осуществляет ли какое-либо движение или ассоциация под видом преследования своих религиозных целей пагубную для населения деятельность». (Manoussakis et al, 40).

17. Свобода религии. Организация культов. «Организация Го­сударством осуществления культа способствует религиозному миру и терпимости». (Сh’are Shalom Tsedek, 84).

18. Свобода религии. Осуществление церковным органом прав от имени верующих. «Суд и Комиссия полагают, что церковный или религиозный орган может, как таковой, осуществлять от имени ве­рующих права, гарантируемые статье 9 Конвенции». (Ch’are Shalom Tsedek, 72).

назад

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создаётся признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых и неприкосновенных прав. Они слагаются из свободы совести, т. е. признания, что сфера мнений, убеждений и верований, религиозных и нерелигиозных, прежде всего должна быть безусловно неприкосновенна для государства. Непосредственным следствием свободы совести является свобода слова, устного и печатного. Для высказывания своих мнений и проповеди своих взглядов человек должен иметь свободу общения, поэтому неотъемлемым правом личности признаётся в правовом, или конституционном, государстве право принадлежать к любому обществу, устраивать союзы и организации. Но все эти, а также многие другие свободы или права, как, например, свобода передвижения, право на доброе незапятнанное имя, некоторые имущественные права, требуют своего дополнения в виде неприкосновенности личности. В правовом государстве недопустимо наказание иначе как по суду в строго определённой форме.

Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности государственная власть в правовом или конституционном государстве не только ограничена, но и строго подзаконна. Подзаконность государственной власти является настолько общепризнанным достоинством государственного строя как такового, что обыкновенно его стремится присвоить себе и благоустроенное абсолютно монархическое государство. Но для него это оказывается совершенно недостижимой целью. Органы государственной власти бывают действительно связаны законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделённые субъективными публичными правами. Этого нет в абсолютно монархическом государстве, так как в нём подданные лишены всяких гражданских прав, т. е. прав человека и гражданина. Законность предполагает строгий контроль и полную свободу критики всех действий власти, а для этого необходимо признание за личностью и обществом их неотъемлемых прав. Итак, последовательное осуществление законности требует как своего дополнения свобод и прав личности и, в свою очередь, естественно вытекает из них как их необходимое следствие.

В правовом государстве отдельные лица оказывают влияние на ход и характер законодательных работ через народное представительство. В избрании народного представительства должен участвовать, конечно, весь народ; никакие разделения народа и выделения из него привилегированных групп по отношению к праву избирать народных представителей, т. е. никакие ограничения избирательного права принципиально недопустимы. Избирательное право должно быть всеобщим и равным, а для того, чтобы всеобщность и равенство были действительно обеспечены, голосование должно быть прямым и тайным. Требование всеобщего, равного и прямого избирательного права с тайной подачей голосов является теперь основным требованием демократизма.

В правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нём как отдельная личность, так и совокупность личностей — народ — должны быть не только объектом власти, но и субъектом её.

> Понятие свободы совести

Анализ понятия «свобода совести» в юридическом и философском аспектах

Совесть — категория этики. Она характеризует способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

В конституционном праве свобода совести понимается как отношение человека к религии, как его самоопределение по отношению к ней. Свобода совести означает свободу убеждений по отношению к богу. Однако свободу совести нельзя понимать примитивно, как свободу выбора между религией и атеизмом. Правовое, демократическое, светское государство, каким оно провозглашено в Конституции Российской Федерации, не может ставить своих граждан перед выбором о вере и неверии. В гражданском обществе не может не быть многообразия убеждений, правовых гарантий от проявлений нетерпимости и дискриминации на основе религиозных или других убеждений. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Система Гарант, 2008. С. 74.

Понятие «свобода» употребляется в двух значениях: одно употребляется как возможность человека и гражданина действовать по своему усмотрению. И другое — свобода как субъективная возможность совершать, или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право». Безуглов А.А. и др. Конституционное право России. Том 1. М., 2011. С. 361. Субъективное право — комплексное понятие, охватывающее все виды прав. Их объединяет то, что они принадлежат субъектам позитивного права данного государства, зависят от их воли и сознания, предоставляют им определенные юридические возможности, гарантируемые государством. Конституции всех государств мирового сообщества, международные нормативно-правовые акты о правах человека именуют их именно правами и свободами. Осин И.В. Свобода совести как субъективное право // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23. С. 12.

Философское понимание свободы близко к ее конституционно-правовому пониманию, которое, в свою очередь, тяготеет к пониманию права. Именно об этой связи двух категорий «свобода» и «право» пишет B.C. Нерсесянц: «В современном правовом (и конституционно-правовом) словоупотреблении термин «свобода» обычно используется для обозначения гарантированной правом сферы автономии субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин же «право» используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право — это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права». Нерсесянц B.C. Право — математика свободы. М., 2009. С. 6.

По времени возникновения право на свободу совести и вероисповедания относится к первому поколению прав человека, сформировавшихся в процессе осуществления буржуазных революций и реализующих так называемую «негативную свободу».

По своему содержанию это право относится к личным правам и свободам, поскольку оно во многом заключается в гарантированной возможности человека независимо думать и действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями, (включая возможность исповедовать любую религию, выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами) при обязанности уважать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного духовного порядка. Кочикян Н. С. Содержание конституционного права на свободу совести и вероисповедания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3. С. 65.

Выделение индивидуального характера права на свободу совести в качестве критерия, отличавшего ее от остальных прав и свобод, нередко приводило к автономному рассмотрению данного права.

Необходимо отметить, что в ходе длительной истории развития человечества существенно изменялось не только смысловое содержание свободы совести, но и правовой механизм ее реализации. В зависимости от смены исторического этапа изменялся и объем понятия «свобода совести».

Первоначально свобода совести означала веротерпимость, т.е. право исповедовать любую другую религию наряду с господствующей. Затем, в результате демократизации общества после буржуазных революций данный термин стал обозначать свободу вероисповедания, т.е. право на свободный выбор религии. Далее в содержание понятия «свобода совести» на законодательном уровне был включен помимо свободы вероисповедания качественно новый элемент — свобода атеизма. Кочикян Н. С. Содержание конституционного права на свободу совести и вероисповедания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3.С. 67.

Безусловно, сложный, комплексный характер свободы совести затруднял попытки дать исчерпывающее определение данному институту. Так, предлагалось рассматривать свободу совести в «широком» (через общефилософские и общесоциальные категории) и «узком» (через совокупность демократических прав и свобод) смыслах. В ходе дискуссии «широкий» смысл трансформировался в предложение понимать свободу совести как свободу убеждений в целом, «узкий» же смысл предполагал осмысление ее через отношение к религии и атеизму. Симорот С. Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации : Дис. канд. юр. наук. Хабаровск, ХГТУ, 2011. С.19.

Объем и содержание понятия «свобода совести» органически включают в себя свободу вероисповедания, которая трактуется как право человека на выбор религиозного учения, отправление обрядов и культов в соответствии с ним.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Право на свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Это нормы, регламентирующие правовое положение каждого элемента в системе «человек — религия — религиозное объединение — государство» и не зависящие от каждого конкретного индивида. Симорот С. Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации : Дис. канд. юр. наук. Хабаровск, ХГТУ, 2011. С.28.

В субъективном смысле свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, эти термины употребляются как идентичные, определяющие право на существование всех религий и возможность каждой беспрепятственно проповедовать свое учение.

Раскрывая содержание и сущность понятия «свобода совести», следует иметь в виду основные элементы данной свободы. Их перечень до сих пор остается открытым, а правовая теория не получила однозначного ответа по поводу их количества и смысловой нагрузки.

Как полагает А.С. Ловинюков, составные части понятия свободы совести позволяют отчётливо определить степень юридического обеспечения свободы вероисповедания и свободы атеизма в отдельности, он предложил выделить следующие элементы свободы совести:

  • 1) право исповедовать любую религию;
  • 2) право совершения религиозных обрядов;
  • 3) право менять религию;
  • 4) право не исповедовать никакой религии;
  • 5) право пропаганды религии;
  • 6) право вести атеистическую пропаганду;
  • 7) право на религиозную благотворительную деятельность;
  • 8) право на религиозное образование;
  • 9) право на религиозную культурно-просветительскую деятельность;
  • 10) равенство перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии. Ловинюков А.С. Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право. 2010. № 1. С. 26.

По мнению Симорот С.Ю., юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов:

  • 1) Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это ёмкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (или не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.
  • 2) Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отравлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.
  • 3) Право на тайну своих религиозных или иных убеждений.
  • 4) Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести. Симорот С. Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации : Дис. канд. юр. наук. Хабаровск, ХГТУ, 2011. С.31.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что свобода совести и вероисповедания — неотъемлемое конституционное право каждого человека следовать своим морально-нравственным убеждениям по вопросам определения своего отношения к религиозным и иным духовным ценностям не нарушая права других индивидуумов, гарантированное и обеспечиваемое государством.

Свобода вероисповедания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *