Права ребенка в школе и дома

«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ И ДОМА».

Муниципальное общеобразовательное учреждение Северная среднее общеобразовательное учреждение

141912 Московская область, Талдомский район, п.г.т. Северный ул. 8 марта, д. 14

Email: ou-sever@mail.ru; тел. 8-496-207-45-45; факс 8-496-207-69-57

Директор: Наумова Надежда Николаевна

Корнеев Владислав Сергеевич, 8 класс

Контактный телефон: 8 (925) 266-67-79

Электронный адрес: mr.vlad04@inbox.ru

Тема работы: «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

И ДОМА».

Руководитель: Маруфи Денис Вячеславович,

Учитель Истории и Обществознания

Контактный телефон: 8 (985) 160-19-65

Электронный адрес: marufi2013@yandex.ru

2018 г

Введение. ………………………………………………………………………. 3

Права ребенка в школе и дома

Глава 1. Права детей во всём мире

1.1. Правовая защита детей. ……………………………………………… 3

1.2. Международные документы о защите прав детей. ………………… 5

Глава 2. Права и обязанности ребенка в школе. ……………………. 6

Глава 3. Права и обязанности ребенка дома …………………………. 8

Заключение …………………………………………………………………… 9

Литература …………………………………………………………………… 12

Приложение

Введение

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и полностью раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства — считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Конечно, тема прав и обязанности ребенка в современном обществе актуальна, и я решил провести исследование в этом направлении.

Целью моей работы является исследование уровня знаний детей о своих правах, обязанностях и определение степени соблюдения прав ребёнка в школе и дома.

Для раскрытия поставленной цели, я определил следующие задачи:

1. исследовать причины защиты прав ребёнка в современном обществе;

2. выяснить, знают ли учащиеся о своих правах и обязанностях в школе, и как они соблюдаются;

3. выяснить степень осведомлённости учеников о своих правах и обязанностях дома и уровне их соблюдения.

Методами моего исследования являются:

  1. изучение и анализ литературы соответствующей тематики;
  2. опросы;
  3. анкетирование;
  4. работа в сети Интернет.

Глава 1. Права детей во всём мире.

1.1. Правовая защита детей.

«…Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит», говорил Януш Корчак.

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого. В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей. Детство — неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится. Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта. Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязанность родителей задать человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и создать возможность реализации личной индивидуальности.

К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая. Сложная экономическая ситуация обязывает государство обратить особое внимание на проблемы детей. Оно должно способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности, но все родители без исключения реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.

1.2. Международные документы о защите прав детей.

Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.

Декларация прав ребенка была принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано: «…принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство».

Правам ребенка (им согласно документу является человеческое существо в возрасте до 18 лет) в Конвенции посвящено 54 статьи. Их принято делить на несколько групп:

  1. Основные права: на жизнь, имя, гражданство и др.
  2. Права, призванные обеспечить детям нормальную семейную жизнь.
  3. Права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести, религии и др.
  4. Права, сохраняющие здоровье и содействующие физическому развитию детей.
  5. Права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в частности право на образование.
  6. Права, защищающие ребенка в необычных, опасных ситуациях: на войне, в заключении и др.

Возможности реализации прав ребенка в различных регионах и государствах, конечно, неодинаковы. Но все государства, подписавшие конвенцию, обязаны выполнять ее положение в соответствии с ее «духом и буквой». А дух конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Глава 2. Права и обязанности ребенка в школе.

Для выяснения степени уровня знаний школьников, некоторым учащимся были заданы следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка в нашей школе?
  2. Какие права в нашей школе вы имеете?
  3. Какие обязанности есть у учеников в нашей школе?

Опрошенные респонденты отметили в основном, что у них есть право на бесплатное образование и на неприкосновенность. К обязанностям школьников они отнесли: посещать школу, добросовестно учиться, осуществлять дежурство по школе и классу, не портить имущество школы, соблюдать дисциплину.

В нашей школе имеются определённые правила поведения:

1. Общие правила поведения.

2. Поведение на занятиях.

3. Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий.

4. Поведение учащихся в столовой.

5. Обязанности дежурного по классу.

6. Рекомендации к внешнему виду учащихся.

Было проведено социологическое исследование по вопросу «Защита прав ребенка» среди учащихся и учителей. Выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка

Сравнивая результаты анкетирования учащихся и учителей, получены данные, позволяющие сделать вывод: что в большей степени дети и учителя знают, где зафиксированы права ребенка в школе (64 и 16%) и в семье (58 и 19%). Основным гарантом по реализации прав ребенка считают — родителей (43 и 66%); учащиеся считают, что права ребенка в школе соблюдаются (82%). По мнению учителей, лишь 88% разграничивают права и обязанности, что является хорошим показателем освещенности данного вопроса. Среди учащихся основными правами детей в школе и семье были указаны: на образование – 83%; на свое мнение, свободу слова -100%; на отдых, игры, развлечения – 61%; на свободу, семью – 68%; на защиту, лечение -57%. Учителя указали основными правами в семье: на жизнь, имя, гражданство -100%; на семью – 100%; на мнение, свободу совести, религии – 89%; на сохранение здоровья – 78%; в школе: на образование –100%; на развитие и защиту – 100%.

Глава 3. Права и обязанности ребенка дома

Семья – это важнейший институт общества, основа и опора государства, отвечающий за социализацию новых поколений. Некоторые права детей дома:

  • Право на жизнь;
  • Право не подвергаться насилию;
  • Право на личную неприкосновенность;
  • Право на проживание в семне;
  • Право на заботу и содержание со стороны родителей;
  • Право на получение образования в школе в учебное время;
  • Право на организацию отдыха, занятости, досуга.

А также у него имеются обязанности и по дому:

  • Уважительно относиться к людям, в том числе и к членам семьи
  • Слушаться родителей;
  • Следить за безопасностью в доме, например, выключать свет, когда в нем нет необходимости.
  • Прибирать за собой;
  • Мыть посуду, подметать пол;
  • Поливать цветы;
  • Заботиться о домашних питомцах, кормить их и т.д.

Обязанности родителей (законных представителей):

  • Не допускать того, чтобы несовершеннолетние в учебное время находились в Интернетзалах, развлекательных комплексах и заведениях.
  • Не допускать употребления несовершеннолетними психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной продукции, курения табака.
  • Принимать меры по недопущению пребывания несовершеннолетних в игорных заведениях; организациях, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию.
  • Принимать меры по недопущению пребывания несовершеннолетних без сопровождения родителей в организациях общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольной продукции, пива.

Что будет, если нарушишь Закон? Закон предусматривает, что в зоне ответственности за судьбу ребенка находяться: семья, школа, общество, органы власти. Наказания родителей за невыполнение своих обязанностей, предусмотренные Законом:

  • Предупреждение, административный штраф, при угрозе жизни и здоровью ребенка – отобрание его у родителей и лишение их родительских прав.

Главные защитники прав ребенка – родители. Но родители не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи общества, государства. Государство обязано выделять необходимые денежные средства на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, на питание, культуру детей. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать работу школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений. Реализуя новую демографическую политику, государство не обязывает граждан к рождению детей, они самостоятельно принимают данное решение, автоматически беря на себя все обязательства по содержанию и воспитанию детей. Просмотрев статистику по Астраханской Области, можно сделать вывод: основной причиной неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей (ненадлежащий уход за малолетними, побои, оставление их без медицинской помощи и питания, антисанитарные условия проживания, грязное белье и одежда) является пьянство родителей и в основном матерей.

Заключение

Цивилизованное общество, каким является человеческое общество XXI века, не может себе позволить нарушения прав ребенка. В первую очередь, необходимо сохранение ответственного отношения к браку, основанного на взаимном уважении партнеров. Обдуманно вступив в брак, в дальнейшем такие родители будут любить, и уважать свих детей. С целью охраны нравственного, физического здоровья детей также необходимо укреплять институт семьи. Всем известно, что нигде ребенку не может быть так комфортно, как в семье. Но в реальности не все семьи одинаково благополучны. Сложившаяся практика позволяет сделать вывод, что на законодательном уровне недооцениваются последствия неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей. Неисполнение обязанностей чаще всего объяснялось злоупотреблением алкоголя, поэтому, я считаю, необходимо законодательно установить серьезные меры правового воздействия к таким родителям.

Когда малыш ей скажет: «мама»,

Впервые с нежностью взглянув в глаза.

Он верит: его крепко держит папа,

И не прольется детская слеза.

Когда семья надежна и дружна,

Глаза детей сияют ярче всех свечей.

Семья же каждому ребеночку нужна –

Родители, не обманите ожидания детей

Литература.

1. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М. Народное образование, 1995.-112 с.

2. Каширцева Е., Шабельник Е. Права на каждый день. М., Вита-пресс, 1995 –

124 с.

3. Кодекс о браке и семье РСФСР. М.,Юридическая литература, 1993.-80 с.

4. Орлов В.С. Правовая охрана детства. М., Знание, 1975.-192 с.

5. А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984 г.

6. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992 г.

7. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.)

8. «Новая газета», №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.

9. “Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.

10.Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987 г.

11. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.

12. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ)

Зимненко Б.Л. О применении норм международного права судами общей юрисдикции. Справочное пособие. – М.: Статут, Российская академия правосудия РАП, 2005. – 540 с. – С. 159.

См. Приложение 1. Анкета

Права и обязанности ребенка в школе и дома

  1. Основная обязанность ученика – добросовестно учиться! Это подразумевает посещение всех учебных занятий, которые предусмотрены учебным планом школы, изучать учебную программу, самостоятельно подготавливать домашние задания, а также все учебные задания, исходящие от педагога, сдавать необходимые проверочные, тестовые, контрольные работы, проходить промежуточные и итоговые аттестации;
  2. Осуществлять учебную деятельность в рамках нормативно-правовых актов, предусмотренных школой: Уставом, Правилами пожарной безопасности, Правилами внутреннего распорядка, в т.ч. бережно относиться к имуществу школы, сохранять чистоту и порядок. Что касается трудовой деятельности в школе (уборка территории, обустройство пришкольного двора, уход за клумбами и т.д. – то подобная деятельность возможна с согласия самого школьника и его родителей);
  3. Уважать честь, достоинство остальных учеников и педагогов, работников школы (первым здороваться со старшими, пропускать учителя вперед, помогать младшим школьникам);
  4. Ученик должен выполнять требования директора, завуча, педагогов и других работников школы относительно учебного процесса;
  5. Поддерживать (или повышать) авторитет школы, сохранять ее традиции, честь;
  6. Стремиться к саморазвитию (творческому, духовному, умственному, нравственному) и самосовершенствованию, расширять свои знания;
  7. Придерживаться дисциплины, расписания и режима школы (не опаздывать на уроки, посещать уроки в субботу (если это предусмотрено Уставом), во вторую смену). Если ребенок пропускает несколько дней в школе по причине болезни – необходимо принести справку из поликлиники о состоянии здоровья, если пропуск случился по семейным обстоятельствам (не более 3 рабочих дней) – объяснительную записку от родителей;
  8. Приходить подготовленным на урок (с выученным домашним заданием, со всеми необходимыми школьными принадлежностями, включая дневник). По требованию учителя ученик обязан предъявлять дневник;
  9. Заботиться о собственной безопасности и состоянии своего здоровья, а также о безопасности остальных; носить школьную форму (если это предусмотрено уставом школы), сохранять деловой стиль в одежде, опрятность и чистоту. Верхнюю одежду ученики обязаны оставлять в гардеробе;
  10. Запрещено во время урока самовольно гулять по классу, пользоваться мобильным телефоном, кушать и без позволения учителя покидать класс;
  11. Запрещено приносить алкогольные напитки, наркотические средства, опасные предметы (колющие, режущие), оружие, взрывчатые средства, игральные карты, сигареты (в т.ч. парогенераторы, электронные сигареты);
  12. В случае нарушения устава школы или его неисполнения к школьнику может быть применено дисциплинарное взыскание (замечание или выговор).

Верно то, что школа является первым и главным социальным институтом. Здесь учатся дружить, строить отношения с товарищами, разрешать конфликты. Но основное назначение школы – образовательное. Обширная программа и ограниченное количество часов требуют максимальной концентрации внимания, тщательно организованного учебного процесса. Поэтому так важно соблюдение правил поведения на уроке учащимися.

Правила поведения на уроке – это общепринятый школьный этикет. Требования, предъявляемые учащимся школой для поддержания дисциплины и максимально плодотворной работы класса. В основном, эти правила сводятся к соблюдению тишины, порядка, поддержанию чистоты в классе и к организации внешнего вида учащихся. Соблюдения учениками правил улучшают и гармонизируют обстановку в классе, облегчает понимание и усвоение учебного материала.

Зачем нам правила на уроке

Интересно, что не только дети, но и их родители иногда задают такой вопрос «зачем все эти правила, ведь дети не заключённые?» Детям, безусловно, хочется больше свободы, а родителям кажется, будто строгими правилами школа ограничивает их детей в движении и самовыражении. Но это вовсе не так. Правила нужны в первую очередь самим ученикам. Учебный процесс в начальных классах требует от детей максимальной концентрации внимания. В классе минимум 20 человек, каждый из которых – уникален: разные скорости усвоения материала, разные физиологические возможности. Кому-то сложнее, кому-то легче сконцентрироваться – это нормально. Поэтому очень важно обеспечить всех учеников одинаковыми комфортными условиями для обучения:

  • Тишина и спокойная обстановка;
  • Хорошо проветренное помещение;
  • Соблюдение техники безопасности на уроке и перемене;

Чтобы эти условия выполнялись для всех учащихся одинаково, чтобы каждый из детей чувствовал себя спокойно и уверенно, важно поддерживать дисциплину, соблюдать правила поведения, которые основаны не на лишении детей свободы, а на вежливости, уважении и организованности .

Правила поведения для учащихся начальной школы

Памятка

  • Приходи в школу заранее, за 10-15 минут до начала урока. Опоздание допустимо только при уважительной причине;
  • Приготовься к уроку заранее, достань из сумки все необходимое до начала урока. Во время урока что-то брать или убирать в портфель можно только по указанию учителя;
  • Встань со своего места, когда учитель входит в класс. Этим ты демонстрируешь уважение к учителю, свою готовность к учебе. Класс приветствует стоя любого педагога или сотрудника школы. Сесть можно по указанию учителя;
  • Следи за своей осанкой, сиди ровно, не горбись;
  • Веди себя тихо, не разговаривай с соседом по парте;
  • Держи выключенным мобильный телефон, его использование на уроке запрещается;
  • Выполняй все задания, которые дает учитель;
  • Не вставай со своего места без разрешения. Если тебе нужно что-либо спросить или выйти – подними руку;
  • Не выкрикивай ответы с места. Подними руку – учитель увидит, что ты знаешь и готов ответить, он вызовет тебя, если считает это нужным;
  • Отвечая у доски, не стой спиной к классу – встань вполуоборот. Показывая, что-либо на доске или на карте, держи указку в той руке, что ближе к доске;
  • Подсказывать или списывать запрещено;
  • Предъяви дневник по первому требованию учителя.

Правила поведения на уроке. Полезные советы и рекомендации для младших школьников

Основная цель школьников на уроке — получение знаний.

Когда учитель объясняет новый материал, нужно слушать очень внимательно.

Чем лучше вы поймёте новую тему, тем легче вам будет осваивать последующий учебный материал, тем быстрее вы будете выполнять домашние задания, тем выше будут ваши отметки.

Для того чтобы ничего не пропустить из объяснений учителя, надо быть предельно внимательными и сосредоточенными. А для этого необходима тишина.

Перед уроком достаньте из ранца все необходимые учебные принадлежности:

1) тетради;

2) дневник;

3) учебник;

4) ручку, карандаш, линейку и т. п.

Во время урока ведите себя тихо и спокойно; не разговаривайте с соседями и не отвлекайтесь на посторонние вещи.

• Если вы что-то не поняли или не расслышали, не переспрашивайте у других учеников, а обратитесь к учителю.

• Если вы хотите спросить что-либо у учителя, желаете ответить на его вопрос или вам необходимо выйти, поднимите руку.

✏ Не кричите с места, не перебивайте учителя. Не вставайте без разрешения учителя.

• Когда отвечает ваш одноклассник, внимательно слушайте то, что он говорит. Не подсказывайте ему, если он не знает ответа. Если он говорит неправильно, не кричите с места. Поднимите руку и ждите, когда учитель обратится к вам.

• Если учитель вызвал вас отвечать, говорите громко, чётко, внятно. Правильная и уверенная речь вызывает уважение и свидетельствует о том, что вы готовы к уроку и знаете ответ на вопрос.

• Не списывайте у своих соседей: это не только некрасиво и недостойно, но и отвлекает от работы других учеников.

• Старайтесь поддерживать порядок на своём рабочем месте.

• В тетрадях и в дневнике пишите разборчиво и аккуратно. Хороший почерк свидетельствует об уважении к тому, кто будет читать то, что вы написали.

• Бережно относитесь к учебникам, независимо от того, ваши ли они собственные или вы взяли их в школьной библиотеке.

• Не занимайте своими вещами всё пространство на парте; помните, что рядом сидит ваш одноклассник.

✏ Вежливость и уважение к другим людям обязательны на уроке и на перемене.

• Когда учитель или другой взрослый входит в класс, учащиеся встают, приветствуя его. Когда кто-то из взрослых покидает класс, все ученики также должны встать.

• Входя в класс, обязательно поздоровайтесь с учителем и своими одноклассниками. Уходя с урока, не забудьте попрощаться.

• Не опаздывайте на урок без уважительной причины. Если вы всё-таки опоздали, постучитесь, прежде чем войти в класс. Затем поздоровайтесь, извинитесь за опоздание, тихо и быстро садитесь на своё место.

• Если вам надо уйти с урока раньше его окончания, обязательно попросите разрешения у учителя.

• Если во время урока вам нужно выйти из класса, поднимите руку. Только с разрешения учителя вы можете покинуть класс.

• Услышав звонок, возвещающий об окончании урока, не вскакивайте с места. Покидать класс можно только с разрешения учителя.

• Входя в класс или выходя из него, придерживайте за собой дверь, стараясь не хлопать ею, чтобы не отвлекать окружающих.

• Ни в коем случае не пользуйтесь во время урока мобильным телефоном. Если вы забыли отключить телефон и он зазвонил на уроке, извинитесь и немедленно выключите его.

• Никогда не жуйте жевательную резинку на уроке. Ничего не ешьте и не пейте, надеясь, что учитель не заметит этого. Даже если вы очень проголодались, дождитесь перемены.

В классе вы проводите большую часть учебного времени. Поэтому там необходимо соблюдать чистоту и порядок.

Бережно относитесь к мебели (партам, стульям, шкафам, полкам, школьной доске), технике, книгам, картинам, плакатам, схемам, портретам, которые находятся в классе: ни в коем случае не пишите на партах и стенах, не царапайте и не ломайте мебель, не раскрашивайте портреты и плакаты, не мните и не рвите книги. Ведь этими вещами вам придётся пользоваться ещё долгое время. Относитесь к имуществу школы как к своему собственному.

На нашем сайте Вы также можете найти правила поведения на уроке физкультуры, правила поведения на уроке труда и рисования, правила поведения на уроке музыки.

Рекомендуем посмотреть:

Правила поведения в обществе для младших школьников

Как пользоваться столовыми приборами. Советы и полезные рекомендации для школьников

Правила поведения за столом для школьников

Правила поведения в гостях для младших школьников

Этикет. Основные правила этикета для учащихся начальной школы

Какие обязанности у ребенка в семье, в школе, в общественных местах по закону

Для благоприятной атмосферы в школе, дома, дети обязаны соблюдать нормы и правила поведения. Это помогает взаимопониманию, взаимодействию в детских коллективах.

В семье это способствует пониманию между ребёнком и родителями. Изначально родители должны воспитывать детей, таким образом, чтобы подготовить к школьной жизни. Необходимо вырабатывать поведение необходимое для жизни в обществе.

Безусловно, все постигается постепенно, но следует знакомить ребенка с раннего возраста с его обязанностями и правами.

Основные обязанности ребенка по конституции

Какие обязанности у ребенка? Существуют главные обязанности детей до 18 лет, которые основываются на конституции. До достижения 14 лет — ребенок считается малолетним.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:
+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 600-36-17 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

До 6 лет закон не возлагает на человека, каких либо обязанностей. Права, потребности ребенка представляют его родители, либо люди, приравненные к ним (по закону).

С 6 лет список обязанностей ребенка:

  • слушаться старших (родителей, воспитателей, учителей) исключения составляют случаи, когда происходит насилие, оскорбление относительно малолетнего человека;
  • закон об образовании статья 44, пункт 4 гласит, что общее образование обязательно для каждого;
  • соблюдение примерного поведения необходимо для пребывания в общественных местах, образовательных, воспитательных организациях;
  • после 8 лет возлагаются обязанности по соблюдению устава детского общеобразовательного учреждения;
  • с 14 лет появляются обязанности – иметь документ удостоверяющий личность (паспорт);
  • добросовестно выполнять трудовую деятельность, соблюдать дисциплину в рабочем коллективе (Трудовой кодекс 13 статья, 2 часть);
  • справляться с возложенными обязанностями, на основании контракта либо правил учено-трудового законодательства;
  • правила молодежной общественной организации необходимо так же выполнять;
  • с 16 лет молодые люди (юноши) должны готовиться к военной службе (Федеральный закон о воинской обязанности, 13 статья, 1-2 части);
  • с 17 лет юноша обязан пройти процедуру постановки на военный учет (закон о воинской обязанности, 9 статья, 1 часть);
  • освоить военно — учетные специальности (закон о воинской обязанности, 15 статья, 1 часть).

Основные обязанности детей в школе

Государственные и общественные интересы – растить грамотное, воспитанное поколение. Для обучения, получения среднего образования не нужно платить денег. Каждый ребёнок обязан, получит школьное образование. Закон гласит – прохождение школьной программы это обязанность детей.

Дальнейшее образование, получение специальности возможно в ВУЗах, техникумах и т.д. Но прежде необходимо сдать государственные экзамены в общеобразовательной школе. ЕГЭ дает возможность выявить качество полученных знаний.

Иногда школьник не хочет учиться из- за некомфортных условий пребывания в школе, либо дома. Зачастую не разобравшись, педагоги нежелание, принимают за неспособность ученика к освоению школьной программы. Ученику необходимо владеть своими правами и выполнять свои обязанности.

Право ребенка в школе получить полноценное образование. Недопустимо унижение ученика учителем. Доброжелательная, спокойная обстановка должна быть создана в классе, школе.

Объективность педагога – обязательна. Школьник имеет право высказывать свое мнение. Педагог должен выслушать ученика.

Сохранность личных вещей в школе должна обеспечиваться в полном объеме!

Если ученику будет необходим психолог, он должен оказать ему психологическую помощь.

Помимо прав у ученика есть обязанности, которые должны выполняться. Ребенка необходимо ознакомить с его обязанностями. Главное это уважение к старшим, к ровесникам, как в школе, так и дома. Обязанности ребенка в России:

  • ученик должен первым здороваться со старшими;
  • уважительное отношение к труду — важный аспект воспитания. Уважение проявлять необходимо к педагогам, а так же к обслуживающему персоналу (уборщицам, вахтерам и т.д.);
  • соблюдение режима обязательно для школьника;
  • добросовестное выполнение своих обязанностей важно для воспитания личности;
  • недопустимо прогуливать занятия без уважительной причины (которая подтверждается справкой из поликлиники либо запиской родителей);
  • соблюдение устава школы – норма для ученика. Это значит носить школьную форму, содержать одежду, школьные принадлежности чистыми , всегда опрятно выглядеть, быть аккуратным по отношению к своим и общим вещам;
  • следует соблюдать технику безопасности, если ученик обнаружит подозрительный незнакомый предмет стоит оповестить об этом взрослых;
  • соблюдение порядка в школе, на пришкольной территории обязательно для ученика.;

Есть общие нормы поведения в школе, а есть обязанности, которые обязательно нужно выполнять, присутствуя на уроке. Какие есть у ребенка обязанности? Все правила обозначены в уставе, с которым должен ознакомиться каждый школьник. Ниже приведены выдержки из этого документа:

  • необходимо добросовестно выполнять данное учителем на дом задание;
  • на уроке необходимо внимательно слушать педагога;
  • заранее готовиться к уроку, иметь все нужное для учебного процесса (школьные принадлежности);
  • посторонние предметы, которые отвлекают ученика (учеников) не разрешено приносить в школу;
  • школьник не должен пререкаться с преподавателем. Должен обязательно отвечать на вопросы учителя;
  • по требования учителя необходимо ответить усвоенный пройденный материал;
  • нельзя опаздывать на занятия;
  • поручения старших, должны безукоризненно выполняться;
  • следует правильно рассчитывать время, являться в школу за 15-20 минут до начала занятий, чтобы подготовиться к занятиям;
  • ученикам необходимо приветствовать учителя, стоя, когда он входит в класс;
  • нельзя есть на уроке, пользоваться мобильным телефоном;
  • во время перемены нельзя нарушать дисциплину бегать, громко кричать. Можно спокойно перемещаться по школе, беседовать с ровесниками, читать и т.д.;
  • недопустимо неудовлетворительное поведение (порча имущества, курение, хамство). Если это происходит, последствия бываю самыми неприятными. Школьник получает выговор на первый раз. Далее вызывают родителей к директору, за серьезные нарушения устава учебного заведения могут отчислить.

Воспитание непростой процесс, оно включает себя многие аспекты жизни. Важно родителям осознавать, какая большая ответственность лежит на них. Конечно, и педагоги играю весомую роль в воспитательном процессе.

Права и обязанности несовершеннолетних детей дома

Родителями определяются права и обязанности детей, конституция РФ не допускает нарушение прав несовершеннолетних в семье.

Ребенок вправе рассчитывать на уважительное отношение родителей, на их стремление сформировать идеальные условия для развития и обучения.

Так же у малолетних людей существуют свои обязанности. Как правило, семья обязует подрастающего человека выполнят элементарные вещи:

  • делать уборку в комнате, поддерживать в ней порядок (собирать разбросанные игрушки, заправлять спальное место, вытирать пыль);
  • уважительно относиться к родителям в семье, к бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Прислушиваться к их замечаниям, пожеланиям, учитывать их мнение;
  • по мере возрастных возможностей оказывать помощь родителям по содержанию домашнего хозяйства (следить, чтобы посуда была чистая, выносить ведерко с мусором).

Выполнение семейных обязанностей содействует благоприятному воспитанию.

Ответственность ребенка в общественных местах

Если ребенку привиты с рождения культурные навыки он безболезненно, естественно вольется в любой коллектив. Такому человеку легче установить контакт с окружающими, воспитанные дети, как правило, признаны обществом, пользуются уважением взрослых, сверстников.

Обучение азам поведения в обществе весьма важно, для воспитания полноценной личности. Например, такое общественное место, как театр (музей, зоопарк, выставка) требует соблюдения нехитрых правил поведения.

В таких многолюдных общественных местах дети ведут себя по разному, чем осложняют иногда работу экскурсоводов, работников театра и т.д.

Имея элементарные навыки культурного поведения можно избежать многих неприятных моментов:

  1. Ребенок должен знать, что говорить в общественном месте следует негромко, нельзя кричать. Чтобы он лучше усвоил, как надо себя вести, следует объяснить цель посещения культурного общественного места. Дома заблаговременно стоит побеседовать, подготовиться к культурному мероприятию.
  2. В общественных, культурных местах неприлично есть конфеты, шуршать фантиками. Для утоления голода существует буфет, специально отведенные места, в антракте при желание стоит их посетить.
  3. Нельзя есть мороженое, посещая музеи, выставки другие многолюдные места. Запрещено прикасаться к выставочным экспонатам. Нужно внимательно слушать экскурсовода, чтобы не создавать шум. Необходимо заинтересовать ребенка, если он с интересом будет слушать экскурсовода либо актеров, на сене не возникнет неприятных последствий.

В общественном транспорте стоит соблюдать правила:

  • входя в транспорт надо вежливо пропустить пожилых, а так же мам с маленькими детьми;
  • отойти от входа, чтобы не создавать препятствия на пути людей;
  • инвалидам, пожилым, а так же женщинам беременным либо с маленьким ребенком надо уступать место;
  • продвигаясь среди людей, нельзя толкать их локтями, можно попросить немножко потесниться;
  • кашляя, чихая, следует прикрывать рот платком, салфеткой;
  • чтобы не испачкать пассажиров, запрещено пить, есть в общественном транспорте (автобусе, троллейбус, метро);
  • в салоне транспорта не разрешается громко смеяться либо говорить.

Правила на самом деле очень несложные. Обращаться с людьми следует, вежливо употребляя слова: «Спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините». Обучать детей поведению должны взрослые – родители, педагоги.

Правила следует объяснять с раннего возраста и по нескольку раз, прежде чем ребенок поймет и усвоит их. На положительном примере взрослых вырастает культурный, воспитанный человек. Иногда ребенок не сразу услышит, поймет слова взрослого, но он всегда его наблюдает.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: 8 (800) 600-3617.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Права и обязанности детей: что должны знать родители школьника

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда пора идти в школу.

Для него это – новые горизонты, другая среда «обитания» и общения. У каждого первоклассника будет период адаптации, с которым ему придется помочь.

И еще малышу нужно будет объяснить, что в школе у него появляются определенные права и обязанности, ведь в учебных учреждениях есть свои правила и порядки.

Права ребенка в школе

Выбор образовательного учреждения. Конечно, не стоит ориентироваться на просьбы типа: «Хочу учиться в 21-й школе, потому что там учится Дима (Саша/Сережа/Валера/Вика)». Но, если вы видите, что малышу действительно некомфортно в той школе, куда его решили отдать Вы, найдите компромиссное решение. Вместе устройте экскурсии по разным учебным учреждениям города (не забывайте ориентироваться на образовательную программу). Кстати, перевестись в любую другую школу можно в любое время, даже посреди учебного года.

Обучение в надлежащих условиях. Ребенок имеет полное право на обучение в безопасных для него условиях. Если он заметил, что в спортзале нет специальных матов, то он имеет полное право не лазать по канату и не подвергать свою жизнь опасности. Кстати, если малыш пришел домой и рассказывает про тараканов (не дай Бог), которых он увидел в столовой, срочно звоните в СЭС. Лишней проверка не будет.

Уважение человеческого достоинства. Каждый ребенок имеет право на уважительное отношение со стороны учителей, администрации, охранника и даже уборщицы – любого персонала, который работает в школе. Так что, если тётя Маша решила шлёпнуть Вашего сорванца за то, что он бегает по свежевымытому полу, смело жалуйтесь руководству!

Мама Катя с нашего форума рассказывает историю: «Однажды мой сын вернулся из школы под серьёзным впечатлением. Один мальчик из его класса решил похулиганить на перемене, и это не понравилось уборщице. Она его ударила грязной тряпкой по лицу. После этого родители сразу же побежали к директору, и уборщице сделали выговор. КА по мне, так нужно было её даже уволить за такое отношение к детям».

Бесплатное начальное образование, основное (9 классов), полное среднее образование (11 классов). Это означает, если малыш останется на второй год в пятом классе, то никто не обязан учить его бесплатно.

Бесплатные книги. Любой ребенок может прийти в школьную библиотеку и взять понравившуюся ему книгу. Абсолютно бесплатно. А затем взапой читать «Айвенго» или что ему там понравится. Но только он не должен забывать, что вернуть книжку тоже нужно вовремя.

Добровольные работы на благо школы. Дети могут принимать участие в благоустройстве школы только на добровольной основе. Никто не имеет права заставить малыша убирать школьный двор или красить забор, если он сам этого не хочешь.

Право на кружки и секции. Школьник имеет право посещать любые дополнительные занятия, кружки, спортивные секции, которые проходят в школьном помещении. То есть, никто не может отказать Вашему ребенку, если он не умеет рисовать. Пусть учат! А зачем еще нужны преподаватели рисования? Кстати, в секцию баскетбола тоже обязаны принять, даже если ребенок ну совсем маленького роста.

Читай также: Кружки и секции для школьника: как определиться с нагрузкой

Помощь учителя. Каждый ребенок имеет право на помощь со стороны учителя и психолога во время учебы. Донесите до своего школьника, что учитель просто не имеет права не отвечать на вопросы касательно школьной программы.

Право пожаловаться. Школьник может пожаловаться по каждому факту нарушения прав в школе, физического и психического насилия не только родителям, но и омбудсменам (Уполномоченным по правам ребёнка).

Что такое насилие по отношению к ученику:

  • применение физической силы по отношению к ребенку;
  • угрозы в адрес ученика;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • преднамеренная изоляция ребенка;
  • предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту;
  • постоянная необоснованная критика;
  • систематическая негативная характеристика ученика;
  • демонстративное плохое отношение к обучающемуся.

Обязанности ребенка в школе

Когда ребенок уже – полноправный ученик школы, у него появляются не только права, но и обязанности. Он обязан посещать уроки и приходить к началу занятий вовремя, а лучше за 15 минут. Чтобы ребенок не опаздывал, родители должны приучить его к правильному распорядку дня. Он должен хорошо и правильно питаться, спать не меньше 9 часов в сутки и побольше гулять на свежем воздухе. Тогда и результаты учебы будут лучше.

Школьник должен выполнять домашнее задание, которое задал учитель, он должен приносить на уроки все необходимые принадлежности. Малыш должен следить за своим внешним видом, он всегда должен быть чистым и опрятным.

Ребенок должен аккуратно относиться к имуществу школы, уважать сверстников и учителей, как и других окружающих людей. А еще не мешать другим детям и добросовестно учиться. Школьник должен не допускать физического и психического насилия по отношению к другим ученикам, высмеивать детей за их физические недостатки или плохую успеваемость.

Нужно обязательно соблюдать правила техники безопасности на уроках и переменах, приносить справку из поликлиники в случае пропуска занятий, выполнять все письменные и устные рекомендации администрации и учителя.

Ребенку нельзя жевать жвачку на уроках, пользоваться плеером и мобильным телефоном, употреблять непристойные выражения и жесты. Нельзя ученику брать с собой в школу спички, ножи, газовые баллончики, огнеопасные предметы. Еще он не может уйти из школы в урочное время без разрешения дежурного администратора.

Само собой нельзя курить, брать без разрешения школьное имущество и вещи других учеников, важно уважать право собственности. Запрещается ребенку применять физическую силу для выяснения отношений.

Донесите до своего ученика, что он должен выполнять все требования учителей, чтобы вырасти ответственным, трудолюбивым, дисциплинированным, терпеливым, дружелюбным и с чувством взаимопомощи.

Главное – рассказывайте о правах и обязанностях ученика в мягкой форме, спокойным голосом, не принуждайте ребенка быть послушным: пусть он сам поймет, почему это важно.

Успехов и хороших оценок вашему школьнику!

Читай также: Конфликт ребенка и учителя: как действовать родителям

Права ребенка в школе и дома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *