10 по 44 ФЗ

>Минфин: о снижении цены контракта при его заключении

Можно ли уменьшить цену контракта при его заключении?

Допускается ли снижение цены контракта при его заключении? Ответ на этот вопрос дало Министерство финансов в письме от 3 ноября 2017 г. N 24-02-08/72834.

Письмо Минфина о недопустимости снижения цены контракта при его заключении

В данном письме Минфин выразил достаточно спорную позицию, что снижение цены контракта при его заключении по результатам несостоявшегося электронного аукциона, законом не предусмотрено.

Письмо Минфина от 03.11.17 г. N 24-02-08/72834

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о порядке заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в случае признания электронного аукциона несостоявшимся, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть заключен в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1-3.7 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

В случаях, предусмотренных частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, контракт заключается в сроки, установленные соответственно статьей 70 и частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе.

Согласно частям 1-3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе электронный аукцион признается несостоявшимся в случаях:

— на участие в таком электронном аукционе подана только одна заявка (часть 1 статьи 71);

— только один из участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, признан его участником (часть 2 статьи 71);

— ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона (часть 3 статьи 71);

— комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем (часть 3.1 статьи 71).

Таким образом, учитывая, что в случае, предусмотренном частью 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе, участником электронного аукциона было подано предложение о цене контракта при проведении аукциона, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключается по цене контракта, предложенной соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

При этом в случаях, предусмотренных частями 1-3 статьи 71 Закона о контрактной системе, в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе включается начальная (максимальная) цена контракта.

Департамент обращает внимание, что Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика обратиться к участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с требованием о предоставлении предложения о цене контракта.

В соответствии с частями 1-3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе контракт с участником электронного аукциона, признанного несостоявшимся, заключается на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 70 Закона о контрактной системе.

Частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено право участника электронного аукциона представить в протоколе разногласий предложение о цене контракта.

Дополнительно Департамент сообщает, что подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта без изменения количества и качества товара (если такая возможность была установлена документацией о закупке) по соглашению сторон.

Директор Департамента

Т.П. Демидова

Вместе с тем, с регулятором можно не согласиться, так как закон этого не запрещает. Ранее Минэкономразвития в своих разъяснительных письмам допускало снижение цены контракта при его заключении.

>Кофе-пауза: загадка Льва Толстого

Можно ли в соответствии с пп. «б» п. 1 части 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ увеличить на 10% объем одного из видов выполняемых по контракту работ, или необходимо увеличивать каждый вид работ по контракту?
Как определить возможный к увеличению дополнительный объем работ: в пределах 10% от цены контракта либо 10% от стоимости данного вида работ, планируемого к увеличению?

17 января 2018

К сожалению, однозначно ответить на Ваш вопрос мы не можем. Поясним подробнее.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных в этой норме. В частности, если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика — контрактом, по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ может быть увеличен не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
В силу того, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), ни в самом Законе N 44-ФЗ, правило пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно понимать в двух значениях.
С одной стороны, из формального прочтения фразы «увеличиваются (уменьшаются) предусмотренные контрактом количество товара, объем работы» и «изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги» может следовать, что речь идет об изменении количества, объема всех товаров, работ, услуг по контракту, поскольку контрактом устанавливается единая цена всех приобретаемых товаров, работ, услуг. Отсюда можно сделать вывод, что изменение количества товара, объема работ или услуг и цены контракта, предусмотренное пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, возможно только при одновременном одинаковом изменении количества всех товаров, объема всех работ или всех услуг и общей стоимости, а следовательно, стороны контракта не вправе изменить объем и цену только части видов товаров, работ, услуг, а остальные позиции оставить теми же. Кроме того, следует обратить внимание на то, что пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дает указание об определении цены единицы только товаров, поставляемых по контракту — не единицы работ, услуг. В отсутствие оговорок об ином можно предположить, что эта норма должна касаться всех видов контрактов.
В то же время применение пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в вышеизложенном толковании в отношении, например, контрактов на выполнение строительных работ представляется затруднительным, поскольку по таким контрактам, как правило, выполняются заведомо разнородные работы. При том норма содержит формулировку определения единицы товара как «частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара». В связи с этим заметим, что Минэкономразвития России в разъяснениях о применении пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ высказывает позицию о возможности изменения в том числе объема отдельных видов работ, указывая при этом, что общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% (письмо этого органа от 04.12.2015 N Д28и-3634, от 01.03.2016 N Д28и-524, от 10.04.2017 N Д28и-1591, от 22.02.2017 N Д28и-1227, от 23.09.2016 N Д28и-2529, от 16.11.2015 N Д28и-3363). Более того, в письме Минэкономразвития России от 27.11.2015 N Д28и-3532 высказывается позиция, согласно которой положениями Закона N 44-ФЗ не запрещено одновременное увеличение и уменьшение количества разных видов товаров, работ, услуг в рамках одного контракта.
Также отметим, что из пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом, о чем свидетельствует положение указанной нормы, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы (смотрите об этом подробнее разъяснения в письмах Минэкономразвития от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 27.07.2016 N Д28и-1898).
Таким образом, учитывая вышеописанную точку зрения, основанную на «неформальном» подходе, в случае необходимости увеличения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% от цены контракта (смотрите также письмо Минфина России от 26.09.2017 N 24-03-08/62479).
Официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики, дающих прямой ответ на вопрос, в каком же смысле допускается изменение объемов работ в Законе N 44-ФЗ, нам найти не удалось. Заметим, что правомерность увеличения объемов работ, в том числе вследствие изменения тех или иных характеристик их результата, в том или ином случае должна определяться исходя из конкретных обстоятельств.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части заключения дополнительного соглашения, увеличивающего объем услуг и цену контракта более чем на 10%, сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
При этом согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Таким образом, в случае если при исполнении контракта, заключенного в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, выделены дополнительные бюджетные ассигнования и увеличение дополнительного объема и цены контракта превышает 10 процентов, заказчику необходимо заключить новый контракт.
Дополнительно сообщаем, что с целью проверки на наличие признаков нарушений антимонопольного законодательства обращение направлено в ФАС России.

Как действовать при уменьшении суммы контракта более чем на 10%?

Добрый день, Елена!

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

В случае необходимости уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема оказываемой услуги (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно уменьшить объем оказываемой услуги по определенным позициям контракта не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема оказываемой услуги.

Если ситуация такова, что необходимо уменьшить объем больше, чем на 10%, то есть несколько способов решений, чтобы не подвергаться санкциям:

1) Расторгать контракт по соглашению сторон, в дальнейшем объявлять новую закупку на уже правильный объем. Данный пункт не очень удобен для заказчика, особенно сейчас — в конце года, и для исполнителя, который рассчитывал на положительный исход исполнения контракта с извлечением прибыли. Нет гарантии, что он выиграет закупку в следующий раз.

2) Снизить объем и цену контракта только на 10% (если это право было предусмотрено документацией о закупке и контрактом), далее исполнять контракт. Как только весь реальный объем исчерпается — заключать дополнительное соглашение о расторжении контракта. Фактически получится, что и объем работ выполнен, и исполнитель получил денежные средства за выполненные работы, и санкций нет.

Ответ: Формально у победителя на этапе заключения контракта нет права требования уменьшения цены контракта, т.к. в соответствии с ч.2 ст.83.2 Федерального закона от 04.05.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
«В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры. В данном случае, считаю, под ценой предложенной победителем понимается именно ценовое предложение сделанное в ходе процедуры торгов.»
Право уменьшения цены без изменения объема товаров (работ, услуг), предусмотренная ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, к описанной ситуации не относится, т.к. предоставлено только в ходе исполнения контракта.

Увеличение цены контракта по 44-ФЗ

Безусловно, каждый из тех, кто хотя бы один раз заключал государственный контракт, задумывался о том, каким образом извлечь максимальную прибыль из него и при этом не попасть под следствие. Путей как для честного, так и для нечестного способа обогатиться за счет государства существует не мало, но мы решительно отвергаем любые нечестные методы, рассказывая вам, дорогие Поставщики, о самых кристальных способах.

Итак, существует среди людей мнение, что коль скоро контракт подписан Заказчиком и он очень доволен вами и вашим исполнением, то ничто не препятствует тому, чтобы взять и продолжить работать по контракту, увеличив объем работ или товара. Вспоминая классику, можно сказать: «Нельзя просто взять, и увеличить цену контракта».

Однозначно, вы никогда не сможете превысить сумму НМЦК, при любых раскладах.

Даже если в ходе работ или оказания услуг выявиться срочная потребность в дополнительных работах, вы не сможете выполнить их без заключения нового контракта, на новые работы/услуги. Здесь не имеет значения, насколько хорошо вы работаете или как быстро поставляете качественный товар. Не следует верить на слово Заказчику, который просит или требует увеличить объем работы, обещая потом оплатить – если вы согласитесь что-то делать сверх цены контракта, вы рискуете остаться без оплаты, о чем свидетельствует как жизненный опыт, так и судебная практика.

Окно размером в 10%

«А сегодня цену контракта не все могут увеличить. Вернее, увеличить могут не только лишь все, мало кто может это делать»

Этот вариант подходит только в том случае, если вы снизили на торгах или котировке цену контракта. При снижении НМЦК вы можете дополнительным соглашением увеличить цену контракта не более чем на 10% от цены заключенного контракта, но не выше НМЦК. При этом, соответственно должно увеличиться количество товара или услуг, предусмотренных контрактом.

Важно: вы не можете при увеличении цены контракта включать работы/услуги, которых не было в спецификации. Иными словами, нельзя за дополнительную плату делать то, что не было изначально оговорено: если вы поставляли яблоки и груши, то нельзя поставлять огурцы на увеличенную цену. Однако, вы можете дополнительно закупать по выбору или яблоки, или груши, или и то, и другое, хотя это и не оговорено законом, но имеется много разъяснений на эту тему.

Важно: не выполняйте работы без заключения дополнительного соглашения. В противном случае вы несете риски по неоплате.

Что пишут в прессе о прочих способах

Естественно, можно увеличивать цену договора на этапе подготовки закупки. Многие ведут расчеты с использованием НДС, дают Заказчикам завешенные цены, забирая потом аукционы юр. лицами на упрощенной системе налогообложения.

Отдельным образом можно оговорить ситуации, при которых у Заказчика просто возникают запросы на услуги, которые никогда не будут оказаны или были оказаны значительно раньше. Наиболее распространенной является ситуации в сфере ремонта и обслуживания дорогостоящих аппаратов вроде томографов и анализаторов. К примеру, контракт оговаривает заправку и ремонт МФУ не конкретизируя, в чем он (ремонт) выражается. Дополнительным соглашением увеличивается только количество ремонтов, которыми добирают 10%.

Порой, для таких целей в контракт включаются специальные позиции, с завышенной ценой, которые потом и докупаются. Если вы видите, что какая-то позиция в расчете НМЦК явно завышена, то возможно, её и будут докупать доп. соглашением. А может и не будут, учитывая, что «подготовленные» закупки редко бывают конкурентными.

Резюме:

  • цена контракта является твердой, не подлежащей изменению, поскольку является существенным условием контракта.
  • увеличить цену контракта можно через дополнительное соглашение не более чем на 10% от цены контракта и не выше НМЦК (п.18. ст. 34 и п.1 ст.95 44-ФЗ)
  • дополнительный объем работ/услуг/товаров может быть увеличен не пропорционально начальному количеству (см. Письмо Минэкономразвития России от 27.11.2015 N Д28и-3532)

Закон №44-ФЗ предполагает увеличение цены контракта на 10% (не более) только в том случае, если это предусмотрено условиями контракта (закреплены в договоре), согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95. Стороны оформляют увеличение контракта путем заключения дополнительного соглашения, прилагаемого к основному договору. То есть если Заказчик решил увеличить объемы работ или поставку товаров, то он согласует это с Поставщиком, и на увеличенный объем пропорционально поднимается стоимость контракта.

Важно: стоимость контракта относится к существенным условиям, и, согласно законодательству, изменению не подлежит, если это не оговорено предварительно. Так что если изначально в договоре нет пункта о возможности повышения цены контракта, любые изменения, даже с обоюдного согласия сторон, будут признаны незаконными.

Увеличение цены контракта на 10 % — тонкости и подводные камни

Стоит помнить, что все расчеты делаются пропорционально, так что: При невозможности поставить оговоренный вид продукции по прежней цене (допустимый аналог обходится дороже) госконтракт расторгается по обоюдному соглашению сторон и заключается новый. Тут нет признаков объективного подорожания услуги, как это было бы в случае регулируемых тарифов, невозможность поставки именно прописанного в договоре вида продукции (существенное условие) вменяется в вину исполнителю.
Увеличение стоимости контракта возможно только при повышении количества поставляемых товаров и услуг. Стоимость единицы товара не может быть изменена без объективных причин (в контрактах, заключенных на срок не более, чем 3 года).

Период оказания услуги не относится к объему предоставляемой услуги, его увеличение не приводит к автоматическому повышению стоимости работ. Расчет идет по человеко- или машино-часам, дням.

Иные случаи увеличения суммы контракта 44-ФЗ?

Статья 95 ФЗ №44 предусматривает ряд случаев, при котором допускается изменение стоимости контракта:

  1. На основании решения Правительства Российской Федерации или органа власти субъекта Российской Федерации изменение цены может быть произведено, если длительность контракта составляет три года и более, а из-за изменения стоимости работ-услуг по объективным причинам выполнение контракта по прежней стоимости невозможно.
  2. Местная администрация может изменить стоимость контракта, если исполнение его на прежних условиях объективно невозможно, при этом срок заключенного контракта составляет не менее 1 года.
  3. Цена контракта может быть изменена (увеличена или уменьшена) при условии изменения цен (тарифов) на услуги и товары, регулируемых Правительством РФ.
  4. Изменится стоимость договора и в том случае, если поменяются лимиты бюджетных средств, отпускаемые на нужды Заказчика. Как правило, бюджетное финансирование сокращается, и объемы закупок товаров/услуг уменьшаются, о чем составляется дополнительное соглашение с исполнителем, но возможно и увеличение стоимости контракта по ФЗ 44. Регулируется эта процедура пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
  5. Для иностранных компаний увеличение стоимости возможно при заключении госконтракта на лечение гражданина РФ за рубежом, при необходимости проведения дополнительных диагностических и лечебных процедур, расширения списка лекарственных препаратов и т.д., но только в том случае, если такая возможность документально закреплена в контракте.

Что делать, если изменения превышают 10 % от стоимости контракта?

В этом случае придется расторгнуть договор, и заключить новый, на измененных условиях.
Если же Заказчика или Поставщика новые условия не устраивают, они могут расторгнуть договоры в одностороннем порядке, предусмотренном контрактом, либо опираясь на положения Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Резюмируя сказанное, отметим, что изменения в краткосрочных контрактах обычно регулируются дополнительными соглашениями, и лимит на повышение стоимости работ/товаров/услуг не должен превышать 10%.

Однако, если товары или услуги идут в комплексе, не обязательно повышать объемы поставок всего предлагаемого ассортимента, можно поднять поставки свыше 10% одной группы товаров, но так, чтобы новая цена договора не превышала 10% от старой.

Увеличение на 10% по 44-ФЗ

Здравствуйте, Наталья!

Согласно ст.95 44-ФЗ 1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

То есть, дополнительные работы в контракт вы с заказчиком не можете внести, так как положения 44-ФЗ не предполагают изменения предмета контракта (конкретных работ), вы лишь можете увеличить объем этих работ.

Здесь выход — либо расторгать контракт по соглашению сторон, но вряд ли заказчик пойдет на это. Либо отказываться от исполнения контракта в одностороннем порядке в связи с невозможностью выполнения работ (если действительно часть работ нельзя выполнить отдельно от другой части). Либо заказчику нужно проводить новый аукцион на дополнительные работы (если это возможно). Либо заключать 100 тысячники, если сумма и ОКДП позволяет это сделать. В вашем случае это больше головная боль заказчика.

Вы вполне можете приостановить работы по ст.716 ГК РФ, если выполнение работ по контракту без выполнения иных (не предусмотренных в контракте) работ невозможно. Письмо с сообщением о сложившейся ситуации и о приостановке нужно направить ценным письмом с описью вложения и уведомлением заказчику на почту.

Будьте готовы, что если вы выполните определенные работы без дополнительного соглашения к контракту или превысив объем работ на 10%, то лишитесь оплаты за такие работы (объем работ), так как отсутствие дополнительного соглашения (договора) препятствует взысканию суммы по контракту и об этом имеется практика, в том числе вышестоящих судов (см. п.20 «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 307-ЭС16-11063 по делу N А66-8374/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по оплате выполненных работ.
Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как в отсутствие подписанного сторонами дополнительного соглашения на выполнение работ на сумму, превышающую твердую цену контракта, у заказчика отсутствовала обязанность по оплате дополнительных работ.

Соглашение об увеличении объема работ более 10% будет ничтожным. (См.п.10 «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Наилучшим выходом для заказчика здесь будет расторжение по обоюдному согласию, иначе последствий не избежать.

Желаю удачи!

10 по 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *