Постановка на учет земельного участка

Кадастровый учет предполагает сохранение и изменение данных об объекте недвижимости в государственном реестре. Если владелец участка не поставит на кадастровый учет свою собственность, он не сможет полноценно ей распоряжаться, то есть продавать, дарить, передавать в аренду либо отдавать в наследство.

Порядок такого учета был введён в 2007 году, когда была принято соответствующее законодательство. С точки зрения государства кадастровый учет служит для систематизации учёта земельных участков и возможности подразделения их на различные виды собственности.

После постановки на кадастровый учет участку присваивается индивидуальный номер, по которому его можно найти в базе данных и определить все необходимые количественные показатели.

Содержание

Что это такое и зачем нужно

Под кадастровым учетом понимается действие государственных учреждений, целью которых является внесение в государственный реестр сведений о недвижимости, которые подтверждают фактическое наличие того или иного объекта. Совокупность таких данных называется кадастром.

В соответствии с законодательными актами реестр должен вестись по установленному стандарту. Его сведения являются общедоступными. Ответственность за ведение государственного кадастра возлагается на Росреестр.

На государственном уровне сбор и хранение информации о недвижимом имуществе позволяет провести анализ задействованных земельных ресурсов в целях осуществления более эффективного землепользования. В результате регистрации прав на собственность государство получает также возможность накладывания обременений и ограничений в отношении того или иного объекта в случае необходимости.

Чем больше земельных участков размежевано и передано в частную собственность, тем больше государство получит доход с налога на землю.

Кадастровому учёту подлежат:

  • участки земли (кроме долей, не имеющих собственных номеров в кадастре);
  • сооружения и здания, которые непосредственно связаны с землей;
  • элементы неоконченного строительства;
  • сооружения, находящиеся под землей.

Не подлежат учёту:

  • недра;
  • различные судна (в том числе воздушные);
  • космические аппараты;
  • предприятия.

Образец паспорта гражданина РФ

Какие типы земель нельзя поставить

До приобретения участка рекомендуется подать запрос в Кадастровую палату, чтобы установить, к какой категории относятся земля. Дело в том, что некоторые земельные участки не подлежат кадастровому учёту.

К ним относятся:

  • заповедные зоны и парки;
  • территории, относящиеся к службам безопасности государства;
  • земли, предназначенные для проведения испытаний и военных тренировок;
  • территории, принадлежащие лесному и водному хозяйству страны;
  • земли, которые по закону нельзя приватизировать.

Если участок относится к одной из вышеперечисленных категорий, оформить его в собственность невозможно.

Перечень документов для государственного кадастрового учета земельного участка

Основной перечень документов для кадастрового учета земельного участка следующий:

  • паспорт;
  • документ-основание;
  • свидетельство на собственность;
  • геодезический план;
  • план межевания;
  • подтверждение внесения пошлины.

Скачать форму межевого плана

Если участок используется по соглашению об аренде, понадобится получение разрешения на постановку на учёт от всех арендаторов участка и от Министерства имущественных отношений.

В случае если собственник несовершеннолетний, потребуется согласие от попечительских органов. При подаче документов не лично собственником на представителя оформляется доверенность.

Геодезический план, как правило, предоставляется геодезической компанией в цифровом виде (на диске). Желательно сделать заранее ксерокопии всех вышеупомянутых бумаг.

Постановка на кадастровый учет земельного участка является обязательным условием, чтобы получить кадастровый паспорт.

Что такое выписка из ЕГРП на земельный участок — узнайте из нашей публикации.

Договор основания

Права на участок подтверждаются договором-основанием.

Им может являться один из следующих договоров:

  • соглашение об аренде;
  • договор дарения;
  • бессрочного пользования;
  • наследования;
  • договор купли-продажи земли, приобретённой у государства либо муниципальных органов.

Скачать бланк договора аренды земельного участка

Скачать договор дарения земельного участка

Скачать договор купли-продажи земельного участка

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Геодезический план

Геодезический план необходимо заказать в компании, обладающей соответствующей лицензией. Он нужен для реализации межевых работ. Стоимость подготовки такого плана составляет от 5 до 20000 руб. Срок исполнения заказа – до 10 рабочих дней.

Подготовка и составление заявления

На кадастровый учет участок ставится землевладельцем либо землепользователем на основании соответствующего заявления. Форма заявления установлена приказом, изданным Минэкономразвитием в 2020 году. В обращении одновременно указывается просьба зарегистрировать право собственности и поставить земельный участок на кадастровый учёт.

В заявлении следует указать:

  • местный орган Росреестра, куда подаётся обращение;
  • соответствующее требование (постановка на учёт либо снятие с него, внесение изменений);
  • объект (участок);
  • характеристика объекта (адрес и назначение);
  • данные о правообладателе (ФИО, реквизиты паспорта);
  • перечень прилагаемых к заявлению бумаг;
  • разрешение на обработку личных сведений;
  • способ, которым будут получены документы;
  • необходимость получения выдержки из ЕГРН (если требуется).

Скачать заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка для физических лиц

Обращение может быть подано непосредственно в Росреестр либо через МФЦ. Также имеется возможность отправки документов почтой либо в электронном виде.

Как происходит процедура

Документы, необходимые для кадастрового учета земельного участка, поддаются либо лично, либо через доверенное лицо. При отправке документов по почте необходимо предварительно заверить подпись у нотариуса. Если обращение подается в электронном виде, заверение заявления происходит цифровой подписью.

В результате проверки комплектности бумаг специалист, принимающий документы предоставляет заявителю расписку.

После принятия документов уполномоченный орган принимает решение, будет ли поставлен участок на учёт. Результат должен быть предоставлен не позднее 20-го рабочего дня. Решение оформляется в виде протокола. Если решение комиссии положительное, то заявителю выдаётся кадастровый паспорт.

При передаче данных в кадастровый реестр сведения, содержащиеся в нём, считаются временными, пока владелец земли свои права не зарегистрирует надлежащим образом. В случае если право собственности не будет зарегистрировано по истечении 2 лет, то из реестра удаляется предоставленные ранее сведения.

Без межевания

При межевании устанавливаются чёткие границы участка и данные о его местонахождения. Согласно настоящим нормативным актам кадастровый учёт не требует обязательное межевание участка. Но межевание в первую очередь необходимо для владельца земли, поскольку оно служит официальным доказательством права владения при возникновении спорной ситуации в отношении соседних территорий.

На последнем этапе при обращении в регистрационную службу межевание также не требуется, так как данному учреждению нужны лишь документы, удостоверяющие право собственности и личность землевладельца.

Образец договора купли-продажи земельного участка:

Как ранее учтенный

При необходимости внесения изменений в ранее учтенный объект недвижимости владелец земли либо его доверенное лицо может в любой момент подать соответствующее обращение в государственный кадастр.

Основанием для обновления данных могут быть такие документы, как:

  • полученное свидетельство на собственность;
  • оформленный договор бессрочного пользования;
  • акт наследования;
  • договор аренды и пр.

Данные о ранее учтенном участке могут быть внесены в кадастр на основании бумаг, удостоверяющих регистрацию права владельца, которая была осуществлена ранее. Подать такие документы могут государственные учреждения, органы местного самоуправления и БТИ. Они передают необходимые документы в государственный кадастр, в котором имеются сведения о данном участке.

При получении необходимых документов соответствующий кадастровый орган должен не позднее 10 суток внести обновленную информацию в госреестр, а также предоставить паспорт вместе с кадастровой выпиской.

Уполномоченный орган, отвечающий за правильное ведение кадастрового учета, может дать отказ в предоставлении документов на участок, который был учтен раннее.

Как правило, такое решение объясняется следующими основаниями:

  • когда в кадастре отсутствует информация о местонахождении участка;
  • нет данных о его границах;
  • участок, который регистрируется позднее, пересекается с другим участком.

Если такая ситуация возникла, соответствующий орган может дать заявителю только выписку, в которой будет представлена только информация о текущих кадастровых данных.

В случае отрицательного решения по заявке орган в письменном виде приводит все обстоятельства, которые объясняют вынесение такого решения. При этом может быть также указаны возможные причины возникновения таких обстоятельств, а также советы по их устранению.

Закон предусматривает также самостоятельное устранение всех препятствий регистрирующим органом. Данные права предусмотрены законом «О Государственном кадастре» (ст. 54). Порядок устранения таких обстоятельств регламентируется Министерством экономического развития.

Образец заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка:

Обращение в Палату и регистрация в УФРС

После подачи заявления на кадастровый учет и получения положительного результата необходимо обратиться в УФРС. Заявление в Регистрационной палате заполняется по соответствующему образцу.

К нему прикладываются следующие документы:

  • паспорт владельца;
  • договор-основание;
  • паспорт, полученный в кадастре;
  • план межевания;
  • документ, свидетельствующий об оплате пошлины (200 руб.).

При приёме документов специалист предоставляет расписку. Процедура регистрации в 2020 году занимает от 2 недель, после чего необходимо забрать ранее предоставленные бумаги.

Могут ли приостановить или отказать в постановке

В процессе рассмотрения документов может быть вынесено отрицательное решение. При этом процедура регистрации может быть приостановлена либо в государственном учёте заявителю предоставляется отказ. Информирование заявителя о причинах отказа производится с указанием соответствующих фактов.

Приостановить регистрацию могут по следующим причинам:

  • предоставлены не все бумаги;
  • заявление написано неправильно;
  • в документах были найдены ошибки, которые могут быть исправлены только на основании решения суда (например, неверные технические данные);
  • границы участка попадают на ранее учтенный объект;
  • предоставлены неверные либо заведомо ложные данные о земельном участке;
  • статус объекта является спорным.

Отказать в регистрации могут по следующим основаниям:

  • при указании недостоверных данных;
  • при неправильном оформлении бумаг;
  • если у гражданина нет прав на реализацию процесса регистрации;
  • если в отношении участка имеются спорные вопросы касательно права на имущество;
  • при нарушении порядка определения границ;
  • если информация, предоставленная заявителем, не подтвердилась в ГКН;
  • в случае если земля не подлежит учету на основании изъятия из оборота;
  • при объединении участков, имеющих различные категории;
  • несоответствие площади участка нормативным актам;
  • нарушение границ населенного пункта;
  • в случае если доступ к наделу возможен только при нарушении прав соседних владельцев земли;
  • при истечении предоставленной отсрочки (срок которой составляет 3 месяца) и не исправлении предъявленных неточностей.

Отсрочка может предоставляться на период, не превышающий одного года. Как только новые данные будут предоставлены (с исправлением ошибок), процесс рассмотрения обращения возобновляется. Если заявитель считает, что отказ был неправомерным, он может обратиться в суд.

После регистрации права собственности всем хранящимся в реестре данным относительно участка присваивается постоянный статус.

Передача земельного участка предусматривается статьей 20 Земельного кодекса.

Что такое учет земельных участков с правом на пользования — мы расскажем .

Также читайте, как перевести участок из ЛПХ в ИЖС.

Под кадастровым учетом понимается комплекс процедур по постановке и изменению сведений об объектах недвижимости, которые отображаются в единой информационной базе (так называемом госкадастре недвижимости).

Без постановки земельного участка на кадастровый учет собственники не могут сегодня полноценно распоряжаться своей недвижимостью, а именно сдавать ее в аренду, продавать, передавать по наследству или дарить.

Такая обязанность по узакониванию участков земли появилась у землевладельцев с 2008 года, когда было принято законодательство о кадастровом учете.

Законодательство содержит перечень оснований при которых земельные участки подлежат постановке на кадастровый учет. Это, например, впервые образованные границы участка, которые не были ранее учтены; искусственно созданные границы. Участок может быть искусственно создан при условии выдела его из пределов другого, при разделении на два и более (каждый новый нужно поставить на учет); при преобразовании участка земли.

Поставить на учет можно участок земли, который находится в собственности, в аренде или бессрочном пользовании/пожизненно наследуемый.

Запрет в части постановки участка на учет действует в отношении земель, изъятых из оборота (например, для нужд Минобороны, из Лесного и Водного фондов).

Документы

Процедура постановки земельного надела на кадастровый учет предполагает сбор

необходимых документов собственником и подачу их в отделение Росреестра. Это очень важный этап в процедуре узаконивания прав на участок земли.

Если комплект представленных сведений будет неполным в постановке земли на кадастровый учет могут отказать.

Перечень запрашиваемой документации во многом зависит от специфики конкретной ситуации.

Наименование документа Для чего он требуется Как и где можно получить Стоимость и сроки оформления
Паспорт для физлиц

Правоустанавливающие документы (договора аренды, купли-продажи, свидетельство о собственности/выписка из ЕГРП, свидетельство на наследство)

Для подтверждения прав собственности на земельный участок. Должны быть на руках у правообладателя; если собственников несколько – предъявляется каждым
Межевой план Для определения местоположения и точных границ участка В специализированной компании, обладающей лицензией на данный вид работ, у кадастрового инженера 5-30 тыс.р.
5-10 рабочих дней
Геодезический план Необходим для проведения межевых работ В специализированной компании, обладающей лицензией на геодезическую съемку 5-25 тыс.р.
5-10 рабочих дней
Учредительные документы для юрлиц Необходимо для правообладателей-юридических лиц. Для подтверждения прав собственности на земельный участок Должны быть в наличии у заявителя, выписка из ЕГРЮЛ и Бесплатно
До 5 рабочих дней
Нотариальная доверенность Необходимо при передаче документов через представителя. Для подтверждения оснований действовать от лица правообладателя В нотариальной конторе От 200 р.
В день обращения
Согласие органов опеки на сделку Необходимо при нахождении земли в собственности несовершеннолетнего. Для подтверждения факта того, что операция не нарушает права несовершеннолетнего собственника В местном отделении органов опеки и попечительства Бесплатно
В день обращения
Письменное согласие администрации МО/комитета по земельным и имущественным вопросам Требуется при нахождении земли в муниципальной собственности. Для подтверждения факта того, что операция не нарушает интересы собственника участка – муниципального образования В администрации муниципального образования Бесплатно
В день обращения
Письменное согласие собственника ЗУ Требуется если документы передаются арендатором земли. Для подтверждения факта того, что операция не нарушает интересы собственника участка. У собственника земельного участка Бесплатно
В день обращения

Все документы предоставляются в подлинниках, нотариальное заверение в таком случае не требуется. Подлинность данных подтверждается специалистами Росреестра.

Постановка участка на кадастровый учет осуществляется на основании заявления землевладельца или землепользователя.

Заявление на ГКУ имеет строго установленную форму, утвержденную в Приказе Минэкономразвития от октября 2016 года. В Росреестр подается единое заявление в части постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности.

Аккредитив при покупке недвижимости — узнайте о нем все!

Полная информация про налог при сдаче квартиры в аренду в нашей статье.

Ищите выгодную программу ипотеки для себя? Интересный вариант вы найдете в этом материале.

В нем необходимо прописать следующие сведения:

  • наименование территориального органа Росреестра;
  • желаемое действие: постановка на учет/регистрация прав/одновременно.

Вид объекта недвижимости:

  • земельный участок;
  • характеристика земельного участка: кадастровый номер, назначение, адрес;
  • какие действия необходимо предпринять в части кадастрового учета: поставить участок на учет, снять с учета, внести изменения;
  • сведения о физическом или юридическом лице-правообладателе (ФИО, паспортные данные, СНИЛС, дата и место рождения, реквизиты юрлица и пр.);
  • способ подачи заявления: лично собственником или его представителем (в последнем случае заполняются сведения по заявителю);
  • при необходимости собственник заявляет о своем желании получить выписку из ЕГРН, которая подтверждает постановку участка на кадастровый учет;
  • способ получения документов;
  • перечисляются прилагаемые к заявлению;документы;
  • способ получения расписки;
  • согласие правообладателя на обработку персональных данных.

Документы в Росреестр могут быть поданы непосредственно в регистрационном центре, через МФЦ, отправлены почтой РФ, в электронном виде или переданы в ходе выездного визита специалиста Росреестра.

Сама процедура постановки земельного участка на учет в Росреестре бесплатная. Но при необходимости получения выписки из ЕГРН собственнику потребуется оплатить госпошлину за данный документ и приложить квитанцию к остальным сведениям.

Образец документа вы можете скачать поссылке.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Постановка на кадастровый учет земельного участка — куда обратиться

Когда требуется постановка на кадастровый учет земельного участка мы задаемся вопросом, а кто сейчас этим занимается, куда обратиться? Многие слышали, что БТИ, которые раньше владели вопросами оформления недвижимости теперь упразднили и все поменялось. Разберемся подробно и расставим все по полочкам.

Поставить на кадастровый учет земельный участок – что это значит

Постановка на кадастровый учет земельного участка – это процедура, необходимая для того, чтобы сведения об участке были занесены в единую базу нашей страны – ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости). Этого требует закон. Нельзя, чтобы земельный участок оставался неучтенным государством и о нем не было никаких сведений. Постановка земли на учет еще нужна для того, чтобы землей всецело распоряжаться – продавать, дарить, наследовать. После того, как участок учтен он становится определенной вещью, принадлежащей собственнику (арендатору) по праву. Ранее земельные участки учитывались в ГКН (государственном кадастре недвижимости), а сведения о правообладателях участков вносились в ЕГРП (единый государственный реестр прав). Теперь все сведения об участке содержатся в единой системе ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).
Поставить землю на кадастровый учет – это значит предоставить в Росреестр все необходимые данные и документы в установленном законом виде, а затем дождаться, чтобы сведения, содержащиеся в этих документах, были занесены в государственный реестр.

Что нужно для постановки участка на кадастровый учет

Постановка участка на кадастровый учет сопровождается рядом действий. Для начала следует обратиться в кадастровую компанию или к кадастровому инженеру за консультацией. Выбрать специалиста в вашем регионе и предварительно рассчитать стоимость его услуг, можно с помощью современного сервиса — онлайн калькулятора земельно-кадастровых работ.
Кадастровики подскажут какие документы вам необходимо предоставить для того, чтобы начать процесс оформления. Далее, начинается подготовка межевого плана. В каждом отдельном случае, в зависимости от расположения участка, от вида собственности, от наличия документов и т.д., кадастровый инженер определяет срок подготовки межевого плана и порядок действий.

Что делает кадастровый инженер для постановки земли на учет

Постановка земли на учет возможна только при наличии межевого плана участка, право подготовки которого принадлежит по закону только кадастровому инженеру. Инженер оформляет электронный документ на диске и подписывает его своей подписью на основании предоставленных вами данных, а также в соответствии с геодезическими измерениями на вашем участке.
Если кратко, процесс межевания проходит следующим образом:

  • вы заключаете договор подряда,
  • предоставляете документы о праве собственности на землю,
  • выполняется геодезические измерения на участке,
  • инженер готовит межевой план в электронной программе, подписывает его своей подписью и отдает вам готовый диск.

Далее начинается постановка участка на кадастровый учет. Более подробно о том, как проходит межевание и какие документы нужны читайте в наших статье: «Что такое межевание».

Стоимость сделки, комплекс кадастровых работ

Кадастровый инженер готовит межевой план по вашей инициативе. Стоимость подготовки межевого плана зависит от сопровождения сделки. Если при подготовке возникают сложности, связанные с судебными разбирательствами или с другими нюансами, то все эти дополнительные услуги оговариваются отдельно. Не все кадастровые инженеры готовы вести оформление документов от и до. Поэтому, лучше заранее поинтересоваться что именно входит в комплекс работ по межеванию. Некоторые предлагают услуги «под ключ», это когда межевой план отдается не лично вам в руки для дальнейшей регистрации в Росреестр, а инженер сам по доверенности доводит дело до конца. Ценник на такие работы, как правило выше, но и на выходе вы получаете постановку на кадастровый учет своего земельного участка без дополнительных телодвижений.
Рассмотрим кому же поручена постановка на кадастровый учет земельного участка и как она происходит.

Кто выполняет постановку на государственный кадастровый учет

Для того, чтобы поставить на учет свой участок необходимо межевой план сдать на регистрацию. Как это происходит: подписанный кадастровым инженером электронный диск вы сдаете регистраторам Росреестра. Это делается либо через местный многофункциональный центр (МФЦ), либо на сайте госуслуг.
В МФЦ предоставляется заполненное заявление и диск. Далее сотрудники МФЦ передают информацию с документами в Росреестр. Регистраторы Росреестра проверяют предоставленные сведения на соответствие законодательству и выносит одно из решений: выполнить постановку на государственный кадастровый учет или приостановить. Приостановка кадастрового учета – явление встречающееся часто (подробно об этом мы писали в статье: «Что такое приостановка»).
О том, что ваш земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет свидетельствует выписка ЕГРН, в которой отражаются сведения гос. учета.
Таким образом подготовку к кадастровому учету осуществляет кадастровый инженер, а непосредственно саму постановку на кадастровый учет земельного участка – служба государственной регистрации – Росреестр.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества.
при наличии документов, подтверждающих ранее возникшие права на объекты недвижимого имущества и необходимые для государственной регистрации, выданные на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, согласно утвержденного постановлением Совета министров Республики от 11.08.2014 № 264 Перечня:
— Заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;
— Документ, удостоверяющий личность заявителя;
— Документ, подтверждающий ранее возникшие права на объект недвижимого имущества, согласно Перечня (дополнительно рекомендуется предоставление документа, послужившего основанием при выдаче правоподтверждающего или правоустанавливающего документа).
Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества,
при завершении оформления прав на земельные участки, начатые до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании предоставления:
— Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;
— Завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года;
— Межевого плана (в форме электронного документа);
— Документа, удостоверяющего личность заявителя.
ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества.
при наличии документов, подтверждающих ранее возникшие права на объекты недвижимого имущества и необходимые для государственной регистрации, выданные на территории Республики Крым до 21 марта 2014 года, согласно утвержденного постановлением Совета министров Республики от 11.08.2014 № 264 Перечня.
— Заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;
— Документ, удостоверяющий личность заявителя;
— Документ, подтверждающий ранее возникшие права на объект недвижимого имущества, согласно Перечня;
— Технический паспорт на объект недвижимого имущества (либо инвентаризационная запись или инвентаризационное дело).
Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества,
при завершении оформления прав на здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, начатые до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании:
— Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости;
— Документа, удостоверяющего личность заявителя;
— Технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, в форме электронного документа (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений);
— Документа, подтверждающего ввод объекта строительства в эксплуатацию (декларации об объекте недвижимого строительства).

Лекция 3. Документы государственного земельного кадастра

Сведения о правах на земельные участки, а также об обременениях этих прав вносят в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) на основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Эти документы сложные и состоят из целого ряда документов.

Рассмотрим содержание документов госземкадастра на примере кадастрового района.Документы государственного земельного кадастра кадастрового района подразделяют на основные, вспомогательные и производные.

В состав основных документов ГЗК входят:

— государственный реестр земель кадастрового района (ГРЗ КР), который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков;

— дежурная кадастровая карта (план) (ДКК), предназначенная для документирования актуальных сведений о границах земель­ных участков, учтенных в ГРЗ КР;

— журнал учета кадастровых номеров, который предназначен для учета кадастровых номеров, присвоенных земельным участкам в кадастровом районе;

— кадастровое дело (предназначено для организации архивного хранения совокупности документов, на основании которых про­водят государственный кадастровый учет и формируют сведения в ГРЗ КР и ДКК).

Государственный реестр земель кадастрового района — составная часть Единого государственного реестра земель Российской Федерации и представляет собой сложный документ, состоящий из форм ГРЗ КР, представляющих собой бланки установленного образца, заполняемые в процессе государственного кадастрового учета.

Структурно ГРЗ КР включает разделы и подразделы, содержащие сведения о земельных участках, территориальных зонах, а также отдельных видах недвижимого имущества, используемые в качестве характеристик земельных участков.

кадастровые карты (планы) кадастрового района представляют собой сложные документы, которые воспроизводят в графической и текстовой форме сведения о месторасположении и границах земельных участков.

Дежурная кадастровая карта (план) кадастрового района состоит из форм ДКК, которые ведут на бланках установленного образца. Состав и структура ДК кадастрового района приведены на рисунке.

Кадастровая карта территории — чертеж поверхности земли с изображением кадастровых объектов и поясняющим текстом. Кадастровые карты можно вести на бумажных и электронных носителях.

Кадастровая карта (план) ГЗК — тематическая карта (план), на которой отображают сведения, содержащиеся в ГЗК. Различают карты объектов кадастрового учета, дежурные и иные карты.

Кадастровые карты (планы) объектов кадастрового учета как часть ЕГРЗ составляют в масштабе, обеспечивающем необходимую точность отображения сведений ГЗК. Одновременно с этой картой ведут журнал учета кадастровых номеров, который представляет собой простой документ для учета кадастровых номеров, присвоенных земельным участкам, сгруппированным по кадастровым кварталам внутри кадастрового района .

Как отмечалось ранее, кадастровое дело земельного участка представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.

Документы, содержащиеся в кадастровом деле, служат основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Государственный реестр земель кадастрового района.

Кадастровое дело земельного участка должно содержать оригиналы или заверенные копии документов, на основе которых определяют характеристики самого земельного участка, а также связанных с ним территориальных зон (внутренних и внешних). Основу кадастрового дела составляют результаты проводимых на земельном участке натурных землеустроительных работ кадастровой съемки, согласования границ, межевание (вынос границ в натуру) и др. При изменении существующего земельного участка, которое приводит к аннулированию (погашению) его кадастрового номера, кадастровое дело закрывают и переводят в архив, где хранят вечно. В свою очередь, кадастровое дело нового земельного участка, образованного на основе слияния, разделения,присоединения и других операции с исходными участками, должно содержать ссылки на их кадастровые дела и номера.

Кадастровое дело конкретного земельного участка целесообразно разделить на два раздела: документов и геодезический.

Раздел документов включает:

— заявления о формировании и учете кадастрового учета объекта;

— решения органов власти, судебных органов;

— копии постановлений и иных решений органов контроля;

— выписки из ЕГРП;

— выписки из документов технического, государственного, ведомственного и иного учета отдельных видов недвижимого имущества;

— иные документы, подтверждающие количественные, качественные и оценочные (экономические) характеристики объекта учета.

Геодезический раздел включает:

— каталоги координат точек ;

— документы, подтверждающие получение этих координат;

карту (план) объекта учета.
Вспомогательные документы государственного земельного кадастра подразделяют на книги учета входящих документов, учета выданных сведений и каталоги координат опорной межевой сети Книги учета входящих документов используют для регистрации входящих документов, являющихся основанием:

— для проведения государственного кадастрового учета;

— внесения изменений в сведения государственного земельного кадастра;

— подготовки выписок из ГЗК и другой производной информации.

В кадастровом районе ведут следующие книги:

— регистрации заявок на кадастровый учет земельных участков;

— учета поступивших выписок из ЕГРП (справок о правах).

Книга учета выданных сведений предназначена для регистрации исходящих документов, выдаваемых заявителям в соответствии с их заявками, а также предоставляемых другим организациям када­стрового района и (или) округа по установленному регламенту.

Каталоги координат опорной межевой сети представляют собой документ, включающий описание месторасположения пунктов опорной межевой сети, их координаты и способы их определения.

Состав и структура вспомогательных документов ГЗК в кадастровом районе показаны на рисунке.

Производные документы подразделяют на кадастровые планы земельных участков (выписки из ГЗК); справки в налоговую инспекцию; перечни земель, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований; статистические отчеты; производные кадастровые карты; другие справочные и ана­литические документы.

Кадастровые планы земельных участков (выписки из ГЗК) представляют собой сложные документы, информацию для которых формируют в объеме, соответствующем запрашиваемым сведениям.

Справки в налоговую инспекцию — это документы следующих видов:

справка о кадастровом учете земельного участка — документ, состав и содержание которого определяются требованиями нало­гового законодательства;

список налогоплательщиков кадастрового района — документ, содержащий краткие сведения о земельных участках в кадастровом районе и их правообладателях;

справки по запросам — документы, подготавливаемые по внерегламентным запросам налоговых органов.

Перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований представляют собой документы установленной формы, в кото­рые в определенном порядке вносят сведения о всех земельных участках, являющихся собственностью РФ, субъекта РФ и муниципального образования.

Статистические отчеты — документы, формируемые в установленном порядке на основании сведений ГЗК по всему кадастровому району.

Производные кадастровые карты (планы) представляют собой карты (планы), составляемые на основании информации ГЗК по отдельным запросам.

Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносят в документы ГЗК на основании государственной кадастровой и иной оценки земель, данных других нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сведения о территориальных зонах вносят в документы ГЗК на основании данных, полученных из органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

Все данные сводят в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), который (как и кадастровые дела) подлежит вечному хранению, их уничтожения и изъятия не допускают. Основные документы ГЗК подлежат обязательному страхованию в установленном порядке.

Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) включает:

государственный реестр земель РФ;

государственный реестр земель кадастровых округов (89 реестров);

государственные реестры земель кадастровых районов (около 2300 реестров).

В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках:

кадастровые номера;

месторасположение (адрес);

площадь;

категория земель и разрешенное использование земельных участков;

описание границ земельных участков, их отдельных частей.

Порядок кадастрового учета земельных участков

При проведении кадастрового учета земельных участков производится их описание и индивидуализация, которые позволяют выделить каждый учитываемый участок в качестве индивидуально-определенной, имеющей уникальные характеристики вещи. К уникальным характеристикам земельных участков относятся кадастровый номер, местоположение границ и площадь участка. Помимо уникальных характеристик, в ГКН вносятся дополнительные сведения о нем: кадастровая стоимость, категория земель и другие, о них пойдет речь дальше.

При внесении сведений в ГКН выполняются следующие кадастровые процедуры:

  • 1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • 2) постановка на государственный кадастровый учет земельного участка или иного объекта недвижимости;
  • 3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки);
  • 4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
  • 5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН;
  • 6) исправление технических ошибок в кадастровых сведениях;
  • 7) аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости), носящих временный характер;
  • 8) изменение сведений ГКН о земельном участке при исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении границ земельного участка.

Государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется по месту его нахождения в следующих случаях:

  • — образование или создание земельного участка (постановка на учет);
  • — прекращение существования земельного участка (снятие с учета);
  • — изменение сведений о земельном участке.

Учет осуществляется на основании заявления и необходимых для этого документов, представленных заявителем или в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Для кадастрового учета земельного участка необходимы следующие документы:

  • — межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка (если такое местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании);
  • — документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если обращается не сам заявитель);
  • — копия документа, подтверждающего право заявителя на земельный участок (при учете изменений или снятии с учета земельного участка, учете адреса правообладателя и при отсутствии сведений о зарегистрированном праве в ГКН);
  • — копия документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при учете в связи с изменением сведений о категории земель, к которой отнесен земельный участок), запрашивается органом кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия;
  • — копия документа, подтверждающего разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением сведений о виде разрешенного использования земельного участка), запрашивается органом кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия;

заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

  • — копии проекта межевания земельного участка и документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности па этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков);
  • — заверенные в установленном порядке копии решения и (или) договора о предоставлении исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального (или коммерческого) использования;
  • — карта-план территории (в случае проведения комплексных кадастровых работ).

Верность копий документов должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением актов органов государственной власти или местного самоуправления, которые могут быть заверены печатью и подписью уполномоченного должностного лица. Если при подаче заявления представляется подлинник документа, то после его копирования он возвращается заявителю.

Заявление и документы для кадастрового учета могут быть представлены:

  • — лично в местах приема заявлений органом кадастрового учета;
  • — посредством почтового отправления на почтовый адрес органа кадастрового учета;
  • — в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.

Заявление, представленное лично, регистрируется в день обращения в книге учета заявлений с указанием времени его получения, после чего специалистом органа кадастрового учета на заявлении проставляется отметка о его регистрации. На всех представленных вместе с заявлением документах указывается регистрационный номер заявления и дата его регистрации. Заявителю в качестве расписки выдается копия зарегистрированного заявления, заверенная специалистом органа кадастрового учета, принявшим заявление.

Заявление может быть направлено но почте, в этом случае оно регистрируется в книге учета заявлений в день получения. Заверенная копия зарегистрированного заявления высылается заявителю с уведомлением о вручении.

Использование электронных форм заявления и документов осуществляется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 08.11.2013 № 662, утвердившем Порядок представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, заявления об исправлении технической ошибки, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявлений и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости. В этом случае заявление и необходимые для кадастрового учета документы должны быть подписаны электронными подписями (ЭП) с использованием средств ЭП, сертифицированных в соответствии с законодательством РФ и совместимых со средствами ЭП, применяемыми органом кадастрового учета.

Межевой план земельного участка, акт согласования границ земельного участка должен быть подписан ЭП изготовившего межевой план кадастрового инженера. Документ, подтверждающий разрешение спора о согласовании границ земельного участка, подписывается ЭП лица, выдавшего этот документ.

В электронной форме документы направляются через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через официальный сайт органа кадастрового учета в сети Интернет по адресу: www.rosreestr. ru; посредством отправки с использованием веб-сервисов в орган кадастрового учета. Получение документов подтверждается путем направления заявителю сообщения, содержащего входящий регистрационный номер заявления, дату получения органом кадастрового учета указанного заявления и необходимых для кадастрового учета документов, а также перечень наименований файлов, представленных в форме электронных документов, с указанием их объема.

Заявление и представленные документы комплектуются в учетное дело, которому присваивается номер заявления, а в случае поступления документов в порядке информационного взаимодействия — регистрационным номером поступивших документов. Затем представленные документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.

Приостановление кадастрового учета возможно в тех случаях, когда:

  • 1) имеются противоречия между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и кадастровыми сведениями о данном участке (за исключением случаев, когда вносятся изменения в кадастровые сведения);
  • 2) одна из границ заявленного на кадастровый учет земельного участка пересекает одну из границ другого, уже учтенного в ГКН участка (за исклю- чением случая, когда учтенный участок преобразуется);
  • 3) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, когда эти документы могут быть получены путем межведомственного информационного взаимодействия;
  • 4) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям;
  • 5) одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случаев, когда выявлена кадастровая ошибка в определении границы такой зоны или участок предназначен для размещения линейных объектов;
  • 6) одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования или населенного пункта, за исключением случая, когда выявлена кадастровая ошибка в определении границ муниципального образования или населенного пункта;
  • 7) площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, на 10% и более отличается от площади такого земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории, в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо в проектной документации лесных участков;
  • 8) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

Противоречия в сведениях могут возникнуть не только по вине заявителя, но и в результате технической или кадастровой ошибки. Техническая ошибка — это описка, опечатка, грамматическая, арифметическая или иная подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении ГКН и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ГКН, сведениям в представленных на учет документах. Кадастровая ошибка — это воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения. Техническая ошибка подлежит исправлению в срок не более пяти рабочих дней со дня ее обнаружения. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений земельного участка (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются представленные заявителем документы), либо в порядке информационного взаимодействия, либо на основании решения суда об исправлении такой ошибки. В случае исправления технической или кадастровой ошибки об этом извещается правообладатель земельного участка в письменном виде.

Основаниями для отказа в кадастровом учете земельного участка являются следующие:

  • 1) земельный участок образуется из участка, преобразование которого не допускается;
  • 2) заявленный на учет земельный участок образован из участка, кадастровые сведения о котором носят временный характер;
  • 3) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
  • 4) истек срок приостановления кадастрового учета и не устранены причины приостановления;
  • 5) межевой план заверен подписью неуправомоченного лица;
  • 6) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
  • 7) на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка (если образование заявленного на учет участка осуществляется на основании данной схемы);
  • 8) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
  • 9) земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;
  • 10) в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в нраве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;
  • 11) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на 10%;
  • 12) граница заявленного на учет земельного участка не считается согласованной, если такое согласование требуется.

Кроме того, при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка или изменением описания его границ отказ в кадастровом учете может быть в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принимается также в случае, если:

  • 1) площадь этого земельного участка будет больше площади, указанной в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, а если такой размер не установлен, на величину более чем 10%;
  • 2) при уточнении границ нарушен установленный порядок их согласования или местоположение границ не считается согласованным.

При снятии земельного участка с кадастрового учета может быть получен отказ, если участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета.

Решения об отказе или о приостановлении принимаются в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления или документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия. Отказ в кадастровом учете может быть обжалован в судебном порядке.

Для устранения причин приостановления кадастрового учета установлен срок не более трех месяцев со дня принятия решения о приостановлении. При поступлении документов, направленных на устранение причины приостановления кадастрового учета, представления заявления не требуется. Поступающие документы регистрируются в книге учета заявлений как дополнительные документы к ранее принятому заявлению и помещаются в учетное дело.

При проверке документов, представленных в целях устранения оснований приостановления кадастрового учета, проверяется наличие в них необходимых для возобновления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления.

Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое но каждому показателю проверки решение. Факт проведения проверки подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета и даты внесения сведений об объекте недвижимости. Протокол и соответствующее решение помещаются в учетное дело.

Затем сведения о земельном участке вносятся в Реестр объектов недвижимости.

В Реестр вносятся следующие общие сведения о земельном участке:

  • 1) вид объекта недвижимости (земельный участок);
  • 2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН;
  • 3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный), если такой номер был присвоен до вступления в силу закона о ГКН, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер;
  • 4) кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок, либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;
  • 5) кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;
  • 6) номер кадастрового квартала, в котором находится земельный участок;
  • 7) категория земель, к которой отнесен земельный участок;
  • 8) разрешенное использование земельного участка;
  • 9) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 кв. м с указанием погрешности вычисления;
  • 10) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
  • 11) сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (при их наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная);
  • 12) сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта (река, озеро, водохранилище, болото и т.д.), наименование водного объекта (при его наличии));
  • 13) сведения об иных природных объектах на земельном участке в объеме сведений, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия;
  • 14) условный номер земельного участка, образованного (образуемого) в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы;
  • 15) отметка о принятии акта или заключении договора о предоставлении органом государственной власти или местного самоуправления земельного участка для строительства наемного дома социального или коммерческого использования либо для освоения территории в этих целях (с указанием реквизитов документа);
  • 16) отметка о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на нем наемного дома социального или коммерческого использования либо о договоре такого собственника с органом власти или иным лицом, предоставившим ему государственную, муниципальную или иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке (с указанием реквизитов документа).

В Реестр также вносятся сведения о границах земельного участка:

  • 1) список координат (обозначения характерных точек границы, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием погрешности определения, система координат);
  • 2) дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов);
  • 3) отметка о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков, выявленного при выполнении комплексных кадастровых работ, и контрольный срок ее действия (15 лет со дня внесения в Реестр).

В Реестр вносятся сведения о частях земельного участка:

  • 1) учетный номер части земельного участка и дата его присвоения;
  • 2) площадь части земельного участка в квадратных метрах с округлением до 1 кв. м и с указанием погрешности вычисления;
  • 3) описание границы части земельного участка в объеме сведений, предусмотренных межевым планом, картой (планом) объекта землеустройства или документами в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
  • 4) сведения о прекращении существования части земельного участка (дата снятия с кадастрового учета).

Если земельный участок имеет дополнительное наименование (например, лесной участок, приусадебный земельный участок и т.п.), в Реестре указывается такое наименование.

В Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Внесение в АИС ГКН сведений о земельном участке сопровождается присвоением статуса «ранее учтенные», «внесенные», «временные», «учтенные», «архивные», «аннулированные».

Статус «временные» присваивается сведениям в отношении образованных земельных участков, потому что законом о ГКН установлен срок для регистрации прав на такие участки, равный пяти годам. Если в этот срок права будут зарегистрированы, то такие сведения приобретают статус «учтенные», если нет, то сведения аннулируются (статус «аннулированные») и исключаются из ГКН. При этом статус сведений о преобразуемых земельных участках, т.е. тех, из которых образуются новые участки, изменяется на «архивный» в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные земельные участки. Исключением из данного правила являются сведения о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено проектом межевания территории.

В отношении частей земельных участков «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а «учтенный» — на «архивный» при поступлении в порядке информационного взаимодействия документов о зарегистрированных ограничениях (обременениях) вещных прав либо о прекращении таких ограничений (обременений).

«Временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае поступления заявления о снятии с учета земельных участков или их частей, сведения о которых имеют «временный» статус.

При учете изменений земельных участков и внесении новых сведений о них, прежние сведения сохраняются в АИС ГКН со статусом «архивные».

Образованным или созданным земельным участкам в Реестре присваивается следующий кадастровый номер по порядку в кадастровом квартале, в котором располагается такой участок.

В случае раздела ранее учтенного земельного участка на несколько новых участков, образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков. Данное правило применяется только в случае, если после преобразования в составе единого землепользования сохраняется не менее двух земельных участков.

Единое землепользование представляет собой земельный участок, состоящий из нескольких обособленных контуров (земельных участков), поставленный на кадастровый учет как один объект. В то же время каждый контур (земельный участок) имеет в ГКН свой кадастровый номер, состоящий из кадастрового номера единого землепользования с добавлением номера части единого землепользования. Например, это относится к земельным участкам, на которых расположены надземные сооружения подземного трубопровода, опоры линий электропередачи, опоры технологической эстакады, надземные части подземного перехода, устои виадука и др. С 1 марта 2008 г. вместо единого землепользования введено понятие многокоитурного земельного участка. Отличие от единого землепользования — контуры, составляющие многоконтурный земельный участок, не ставятся на кадастровый учет и не являются его частями. Единые землепользования, поставленные на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г., продолжают существовать до своего полного преобразования в самостоятельные или многоконтурные земельные участки.

Внесение в Реестр сведений о ранее учтенных земельных участках, постановки на учет, учета изменений, снятия с учета, исправления технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях завершается подготовкой кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке. Если кадастровый паспорт или кадастровая выписка подготовлены в результате рассмотрения соответствующего заявления, для контроля исполнения заявления такие документы включают регистрационный номер данного заявления.

Кадастровый учет осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня получения заявления, если иное не установлено законодательством, а учет адреса правообладателя — в срок не более чем три рабочих дня. Кадастровый учет на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия не в связи с заявлением о кадастровом учете, осуществляется в срок не более чем 30 рабочих дней со дня поступления таких документов.

При кадастровом учете искусственно созданных земельных участков есть некоторые особенности. Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка в орган кадастрового учета представляются заявление и следующие документы:

  • 1) межевой план искусственного земельного участка;
  • 2) документация по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;
  • 3) копия разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию;
  • 4) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя лица, имеющего право на обращение с заявлением о кадастровом учете (если с данным заявлением обращается представитель такого лица);
  • 5) копия решения о создании искусственного земельного участка либо решения о строительстве или расширении морского порта.

В срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета искусственно созданного земельного участка орган кадастрового учета предоставляет кадастровую выписку об искусственно созданном земельном участке в орган, выдавший разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте.

Датой завершения кадастрового учета считается день внесения в ГКН:

  • 1) сведений о присвоенном земельному участку кадастровом номере (при постановке на учет);
  • 2) новых сведений о земельном участке (при учете изменений участка, учете части участка или учете адреса правообладателя);
  • 3) сведений о прекращении существования земельного участка (при снятии с учета).

По завершении кадастрового учета земельных участков (за исключением искусственно созданных) заявителю или его представителю лично под расписку выдаются следующие документы:

  • — кадастровый паспорт земельного участка (при постановке на учет);
  • — кадастровая выписка о земельном участке, содержащая внесенные в ГКН новые сведения об участке (при учете изменений);
  • — кадастровая выписка о земельном участке, содержащая внесенные в ГКН сведения о части такого участка, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав (при учете части такого земельного участка);
  • — кадастровая выписка о земельном участке, содержащая внесенные в ГКН сведения о прекращении существования такого участка (при снятии с учета).

Постановка на учет земельного участка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *