Преференции по 44 ФЗ

Содержание

Преимущества и преференции по 44-ФЗ

На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях? КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Преференция: что это значит по 44 ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказ Минэкономразвития от 25.03.2014.

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

  • конкурсе;
  • аукционе;
  • запросе котировок;
  • запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

  • конкурсных заявок;
  • заявок на запрос котировок;
  • окончательных решений при запросе предложений.

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28–30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

  • уголовно-исполнительной системы (УИС).
  • инвалидов (ОИ).
  • малого предпринимательства (СМП).
  • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).

Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительства утвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

  • конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
  • аукционов;
  • запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

>Кому и когда положены преференции и преимущества по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ — это льготы в отношении цены госконтракта. Но получают их не все участники госзакупок.

Как отличить преференции и преимущества в контрактной системе

Чтобы правильно ответить на вопрос,преференция — что это значит по 44 ФЗ, нужно отделить это понятия от преимуществ. Преимущества по 44-ФЗ предоставляют таким организациям:

  • представители уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • союзы инвалидов;
  • субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО).

Понятие преференции используют в значении приоритета товаров отечественного производства в рамках импортозамещения. Но чаще между преференциями и преимуществами разницы не делают и воспринимают их как синоним льгот и приоритета.

Как работают преимущества по 44-ФЗ

Как работают преимущества, раскрыли в таблице.

Представители УИС (ст. 28 44-ФЗ) Союзы инвалидов (ст. 29 44-ФЗ) СМП и СОНКО (ст. 30 44-ФЗ)
Кому положены преимущества Учреждения и предприятия
  • Общероссийские общественные организации инвалидов, в т. ч. союзы общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не меньше 80%;
  • организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вложений общероссийских общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочное число лиц с ограниченными возможностями по отношению к иным работникам составляет не меньше 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не меньше 25%.
Компания считается малым предпринимательством, если соответствует требованиям по ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007, а также сведения о ней есть в реестре СМП. К СОНКО относятся юрлица, которые решают социальные проблемы, развивают гражданское общество, а также занимаются видами деятельности, которые прописаны в ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996.
Суть преференции Эти представители вправе требовать увеличить цену контракта на 15%, но не выше НМЦК. В случае победы на торгах. Эти организации вправе требовать увеличить цену контракта на 15%, но не выше НМЦК. В случае победы на торгах. Преимущества предоставляются в виде ограничений.

  • заказчик ограничивает участие представителей крупного бизнеса и физлиц. Получается, что контракты выигрывают только представители СМП. Объем таких закупок — не менее 15% от СГОЗ;
  • организатор торгов может потребовать от победителя привлечь соисполнителей и субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 закона о контрактной системе).
Когда предоставляют преимущества Приобретают товары, работы или услуги, которые включены в список по Постановлению Правительства № 649 от 14.07.2014. Утверждает список товаров, работ, услуг, в которых нужно установить преференции инвалидам по 44 ФЗ, Постановление Правительства № 341 от 15.04.2014. В закупках любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от СГОЗ, который рассчитывается в рамках ст. 30 44-ФЗ.
Когда не предоставляется В закупках у единственного поставщика. В закупках у единственного поставщика. В закупках у единственного исполнителя с начальной ценой выше 20 млн руб. Требовать привлечь представителей малого бизнеса заказчик может в любой закупке.

Как работают преференции для отечественных товаров

В контрактной системе приоритет есть у участников, которые поставляют товары, сделанные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но не для всех товаров. Приказом Минфина № 126н от 04.06.2018 утвержден перечень иностранной продукции, которая имеет специальные правила по допуску в госзакупках.

Преференции 155 Приказ МЭР с 04.11.2018 не регулирует. Он утратил силу Приказом Минэкономразвития № 499 от 19.09.2018. Его место занял Приказ Минфина № 126н от 04.06.2018.

Порядок предоставления по приказу № 126н заключается в следующем:

  • при проведении электронных конкурса, запроса предложений и запроса котировок участники, которые предложили отечественные товары или продукцию, которая сделана в странах ЕАЭС, имеют приоритет по критерию «цена контракта». Для этого их ценовое предложение «виртуально» опускается на 15%. Затем сравнивается с ценами на иностранную продукцию. Например, если НМЦК — 500 000 руб. Первый участник предложил китайский товар за 450 000, а второй заявил о желании поставить отечественную продукцию за максимальную цену в 500 000 руб. Получается, для сравнения цена второго снижается на 75 000 и становится 425 000. Это меньше, чем 450 000. Второй участник побеждает, но контракт с ним заключается по изначальной цене в 500 000 рублей;
  • при проведении аукциона победителя определяют обычным путем. Затем, если участник предлагает товар иностранного происхождения, то его цену снизят на 15%, и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений. Учитывайте дополнительное снижение, чтобы не уйти в минус.

Оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 о приоритете товаров российского происхождения в закупках по 223-ФЗ проходит с учетом норм Генсоглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Главное отличие от преференций по 44-ФЗ по Приказу Минфина № 126н в том, что заказчик сам утверждает перечень товаров, которые получают преимущества.

Как работают преференции по налогам

Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются плательщику налогов, который исполняет все требования статьи 395 Налогового кодекса. Например, занимается благотворительной деятельностью. Они бывают:

  • территориальные;
  • отраслевые;
  • срочные;
  • целевые;
  • интравекторные и функциональные.

Например, территориальные нужны, чтобы поддерживать и развивать определенные территории, а отраслевые предусмотрены в конкретных отраслях производства. Выражаются они в налоговых льготах, пониженной ставке, возможности отсрочить налоговые платежи или вовсе не платить. В госзакупках налоговых льгот нет.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа
Если участник не является общероссийской организацией или не соответствует требованиям ч. 2 ст. 29 44-ФЗ, заявку нужно отклонить Письмо ФАС № ИА/21098/18 от 28.03.2018

Когда сравниваете товары, которые закупаете, с товаром из Перечня по Постановлению № 649, руководствуйтесь наименованием, а не кодом ОКПД2 Письмо Минфина № 24-06-01/78878 от 24.11.2017

О применении Приказа Минфина № 126н от 04.06.2018 Письмо Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019

Преференции по 44-ФЗ что это такое

В целях наибольшего благоприятствования деятельности организаций и предприятий определенного типа, государство иногда предоставляет им ряд специальных преимуществ или льгот — преференций. Такие преимущества могут предусматриваться не только в сфере производства или налогообложения, но и при проведении закупок для госнужд.

Хотя в законе о контрактной системе (ФЗ-44) само определение преференций не используется, он содержит ряд норм, благодаря которым некоторым участникам закупочных процедур положено отдавать предпочтение при заключении контрактов.

ФЗ-44 устанавливает преференции для следующих категорий участников размещения заказа:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) и предприятий этой системы (ст. 28);
  • организациям инвалидов (ст. 29);
  • некоммерческим предприятиям/объединениям (СОНКО) (ст. 29);
  • малым предприятиям (СМП) (ст. 29).

Кроме того, преимущество имеют поставщики, предлагающие для госзаказчиков товары российского происхождения, или товаров, происходящих из стран ЕАЭС (в том числе Беларуси) (ст. 14).

Любая преференция по ст. 28-30 ФЗ-44 означает, что среди прочих равных предложений (условий исполнения контрактов), которые сделаны участниками аукциона/конкурса/котировки заказчик должен выбрать того, кто подпадает под соответствующую категорию лиц.

Нормативное регулирование и механизм предоставления

Для каждой отдельно взятой преференции установлен свой механизм реализации. Кроме прямого указания в ФЗ-44 действуют ряд других нормативных актов, в соответствии с которыми предоставляются льготы:

— Постановление Правительства РФ № 649 от 14.07.2014 (утвердил перечень товаров/работ/услуг (ТРУ), которые можно купить у УИС;

— Перечень ТРУ, закупаемых у организаций-инвалидов, утвержденный постановлением Правительства № 341 от 15.04.2014;

— Приказ МЭР РФ № 155 от 2014 об условиях допуска товаров из иностранных государств (утратил силу, с 05.11.2018 действует Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н), Постановление Правительства РФ № 925 о приоритете товарам российского производства от 16.09.2016г.

Схема предоставления преференций следующая:

  1. Для учреждений УИС: при победе в торгах учреждения УИС по его требованию цена контракта может быть увеличена на 15% (но при этом не должна превысить начальную цену — НМЦК). К примеру, НМЦК в закупке составляет 1 млн. руб. Если победил в торгах УИС, с предложением в 900 тыс. руб., контракт заключается на сумму 1 млн. руб., а не 1,035 млн. руб., как можно предположить.
  2. Организациям инвалидов преимущества предоставляются по вышеописанному способу (увеличение цены контракта при его заключении не более, чем на 15%);
  3. Для размещения заказа у СМП и СОНКО объявляются специальные закупки, к участию в которых не допускаются лица, не являющиеся указанными в ст. 30 ФЗ-44 субъектами. Сумма закупки не должна быть более 20 млн. руб.

    Важно: заказчики обязаны размещать закупки у СМП и СОНКО в объеме не менее 15% (можно и более) от суммарного объема своих закупок, выставляемых на торги (то есть конкурентными способами).

  4. Для получения преимущества участник закупки, предлагающий товары отечественного производства, должен предоставить соответствующую декларацию. В случае его победы контракт будет заключен по указанной цене. Если же победить участник с импортной продукцией — цену снизят на 15%.

Извещение о закупке, размещаемое заказчиком в ЕИС для всеобщего обозрения должно содержать условия предоставления преимуществ (кому предоставляются, какие документы представить в заявке и т.д.).

Кто может рассчитывать на преимущества в закупках

Для того, чтобы претендовать на преференции по ФЗ-44, участники должны соответствовать ряду условий:

  • Учреждения УИС. Их перечень и виды установлены постановлением Правительства РФ № 89 в 2000 году.
  • Организациями инвалидов являются объединения, в которых не менее 80% участников являются инвалидами или их представителями (ФЗ-181 «О соцзащите инвалидов в РФ»);
  • СМП — это организации, подпадающие под критерии статьи 4 ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (24.07.2007);
  • СОНКО создаются изначально для осуществления деятельности, поименованной в ФЗ «О некоммерческих организациях». Преимуществами в госзакупках пользуются только СОНКО, учрежденные не госорганами или муниципалитетами.

Предлагать к поставке товары российского производства вправе любой участник закупки — юридическое или физическое лицо.

Какие документы требуется представить в заявке

Преференции можно предусматривать при любом виде закупок (кроме контрактов, заключаемых с единственным поставщиком по статье 93 ФЗ-44). При этом в документации должен быть точный перечень документов, которые предоставляет участник закупки при подаче своей заявки, а также ее форма (при наличии). В составе заявки должны быть приложены:

  • При участии в торгах учреждений УИС— требование в произвольной форме о предоставлении преимущества (постановление № 649);
  • От организации инвалидов необходимо заявление (декларация) о ее соответствии ч. 2 ст. 29 ФЗ-44 (составляется произвольно, нет утвержденного образца);
  • От СМП/СОНКО — декларация о принадлежности к соответствующей категории (статьи 51, 66, 73, 83 ФЗ-44).

Требовать дополнительные документы и сведения, не предусмотренные Законом о контрактной системе не разрешается. Однако, участникам не следует рисковать и декларировать без достаточных оснований свое право на преимущества в закупках, ведь при установлении факта представления участником-победителем недостоверных сведений, контракт с ним должен быть расторгнут по решению заказчика в одностороннем порядке (согласно нормам ст. 95), что грозит участнику не только убытками, но и внесением его в реестр недобросовестных поставщиков (по решению ФАС).

>Преференции и преимущества в контрактной системе

Преференции и преимущества в контрактной системе: в чем разница

В широком смысле слова, преференции контрактной системы — это преимущества в отношении цены контракта, которые предоставляются следующим группам участников:

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (далее УИС);
  • организации инвалидов;
  • субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО).

Более подробная информация представлена в таблице.

Учреждения и предприятия УИС
(ст. 28 Закона №44-ФЗ)

Организации инвалидов
(ст. 29 Закона №44-ФЗ)
СМП и СОНКО
(ст. 30 Закона №44-ФЗ)
Суть
преференции

Если победитель — УИС, цена может быть увеличена по требованию
победителя до 15%, но не более НМЦК.

Если победитель — организация инвалидов, цена может быть увеличена по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК. Вариант 1. В закупке участвуют только
СМП и СОНКО.
Вариант 2. Устанавливается требование о
привлечении соисполнителей,
субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ).
Когда заказчик
обязан
предоставить
преимущества
Закупаются товары, работа или услуги, включенные в
перечень, утвержденный
постановлением Правительства РФ
от 14.07.2014 № 649.

Закупка товаров, работ или услуг из перечня для предоставления преференции инвалидам по 44 ФЗ (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341).

При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от СГОЗ, рассчитанного с учетом требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ, кроме заказа:
1) услуг по предоставлению кредитов;
2) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Способ закупки Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у
единственного поставщика.
Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у
единственного поставщика.
Вариант 1. Все способы закупки, кроме
закупки у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя).
Вариант 2. Все способы закупки.

Преимущества отечественному проиводителю

Кроме вышеперечисленного приоритет имеют участники, которые предлагают товары, произведенные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Механизм предоставления преимуществ в данном случае реализуется через приказ МЭР от 25.03.2014 № 155. Документ также содержит перечень продукции, на которую распространяется такое правило.

Порядок предоставления преференции (155 приказ) заключается в следующем:

  • при проведении конкурса, запроса предложений и запроса котировок участники, предложившие российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, получают приоритет по критерию «цена контракта». Такое предложение оценивается с применением 15% скидки. При этом контракт заключается по предложенной таким участником изначальной цене;
  • при проведении аукциона стандартным для этой процедуры путем определяется победитель. Затем, если это товар иностранного происхождения, цена предложения будет снижена на 15% и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений.

Подробно об этом мы писали в статье о преференциях.

Обращаем внимание, что оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 в рамках 223-ФЗ производится с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. При этом, в отличие от Приказа МЭР № 155, заказчик самостоятельно определяет перечень товаров, которые получат преимущества.

Налоговые преференции

Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:

  • территориальные;
  • отраслевые;
  • срочные;
  • целевые;
  • интравекторные и функциональные.

Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.

К сожалению, для сферы госзакупок налоговых льгот не предусмотрено.

Какие преимущества предоставляются организациям инвалидов

Преимущества по 44-ФЗ предоставляются не только организациям инвалидов, но и субъектам малого предпринимательства, социально-ориентированным некоммерческим организациям, отечественным производителям, учреждениям и предприятиям уголовно-исправительной системы. Эти меры принимаются, чтобы социальная государственная поддержка претворялась в жизнь более эффективно и целенаправленно.

Каким организациям инвалидов предоставляется преимущество

Предоставление таких преференций регламентируется положениями ст. 29 ФЗ-44. В данной статье описаны как нормы и правила проведения торгов, так и порядок заключения контрактов по итогам тендерных процедур.

Ценовые преимущества инвалидам по 44 ФЗ постановление от 15.04.2014 №341 (с учетом нормативно-правового акта от 28.07.2016 №724) отражает в полной мере.

Важно помнить, что не все учреждения, в которых трудятся люди с ограниченными возможностями, попадают под определение 44-ФЗ и имеют право на преимущества. Нормативные указания, приведенные в статье 29, относятся только к официальным общественным организациям людей с ограниченными возможностями и к союзам российских общественных предприятий людей-инвалидов.

Преимущества организациям инвалидов по 44 ФЗ предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • списочная численность сотрудников-инвалидов — 50 и более процентов от общей численности;
  • уставной капитал представляет собой совокупность денежных вложений от всероссийских общественных организаций людей с ограниченными возможностями;
  • в ежемесячном фонде оплаты труда доля заработной платы инвалидов составляет не менее 25%.

В чем заключаются преимущества

Преимущества предоставляются только при использовании конкурентных способов закупки (п. 3 ст. 29 44-ФЗ), в особенности — конкурсных, кроме двухэтапного конкурса (открытый, закрытый, с ограниченным участием, закрытый с ограниченным участием). Исключением является метод закупки у единственного поставщика.

Если при проведении учреждением закупочных процедур путем конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений побеждает ОИ, то ей предоставляются следующие преимущества:

  • по требованию победителя, цена контракта может быть увеличена на 15%, но только в том случае, если итоговая величина не будет превышать начальную (максимальную) цену контракта;
  • организация-заказчик обязана предоставить ценовые выгоды по перечню товаров, работ или услуг, указанному в Постановлении №341 от 15.04.2014.

Преимущества организациям инвалидов по 44 ФЗ: перечень

Если в спецификации к проекту контракта предстоящей закупки и в технических документах о приобретаемых товарах, работах или услугах присутствуют категории из списка, указанного в Постановлении №341 от 15.04.2014, то заказчик, формируя извещение о закупке, обязана поставить в нем отметку о выгодах, предоставляемых для ОИ.

В июле 2016 ода, после многочисленных обращений в Министерство труда, Правительством РФ было принято Постановление № 724 от 28.07.2016, являющееся прямым дополнением к Постановлению № 341. Ранее, к списку товаров, работ или услуг, выполняемых ОИ, относились 42 номенклатурных классифицированных позиции. После нововведений их количество увеличилось еще на 16 новых наименований.

После 9 августа 2016 года изменились преимущества инвалидам по 44 ФЗ, перечень расширили, теперь он включает такие позиции, как минеральные воды, фруктовые и овощные соки, хлебцы, сухарики, гренки, постельное белье, хлопковые изделия, хозяйственные изделия, а также услуги санаторно-курортных и спортивных учреждений и многое другое.

Полный список преференциальных товаров можно найти в актуальной редакции Постановления № 341.

Добавлено в закладки: 0

Что такое преференция? Описание и определение понятия.

Преференция (от лат. Praeferentia’ — предпочтение) — это название льготы или преимущества, которая предоставляется отдельному государству, предприятию, организации для того, чтобы поддержать определенные виды деятельности.

Преференции могут быть осуществляемы в качестве понижения налогов, скидок на таможенные пошлины, освобождений от платежей, предоставлений кредитов на выгодных условий.

Преференции предоставляет государство и происходит это всегда по конкретному адресу. Если вести речь об отношениях между различными государствами, то преференции могут предоставляться как обоюдно, так и одностороннею Главными формами оказания льгот являются особые режимы бюджетного урегулирования бюджета и визовый режим.

Преференции устанавливают в виде инвестиционных налоговых кредитов и целевых налоговых льгот для того, чтобы финансировать инвестиционные и инновационные затраты. Как и любой другой вид кредита, налоговый предоставляют с условиями возвратности и платности, оформляют с помощью соответствующего договора между налоговыми органами и предприятиями. Многие страны широко практикуют дифференциацию ставки налога на прибыль корпорации, которая зависит от отрасли экономики.

Итак, преференцией можно назвать метод, который используют с целью урегулировать международные отношения и деятельность государств на внешнем рынке. Основой преференций является маневры таможенными пошлинами с целью реализовать государственные интересы как можно эффективнее. Как правило, в качестве преференций используются льготы, которые предоставляются одним государством другому, назначая пошлины на ввоз товаров в страну. Кроме этого в качестве преференций могут использоваться выгодные условия кредитования, понижения налогов или полные освобождения от необходимости выплачивать деньги, специально созданные для этого. Как уже было сказано, преференции могут быть как одно-, так и двусторонними. Преференции в пределах России регламентируют с помощью закона под названием «О таможенном тарифе».

Законодательство России определило несколько следующих видов оказания подобного рода льгот:

  • Возвращение уже уплаченной пошлины.
  • Полное освобождение от необходимости выплачивать пошлину.
  • Установка квот на льготный вывоз и ввоз товаров.

Существуют некоторые категории товаров, ввоз которых не может быть учтен при установлении тарифных льгот. Список этих товаров утвержден с помощью постановления, исходящего от Правительства страны. В большом количестве случаев ввод преференций улучшает отношения между государствами и оздоровляет экономическую ситуацию как локально в стране, так и во внешней экономике между странами в общем.

Правовое основание

Разные виды государственных или муниципальных преференций предоставляются на основании правового акта федеральных органов исполнительной власти, государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления или других, которые осуществляют функции вышеупомянутых органов или организации, действующих исключительно для того, чтобы:

  1. Обеспечивать жизнедеятельность населения районов Крайнего Севера или местностей, приравнивающимся к ним.
  2. Развивать образование и науку.
  3. Проводить научно-исследовательскую деятельность.
  4. Защищать окружающую среду.
  5. Сохранять, использовать, популяризовать и охранять на государственном уровне объектов, относящихся к культурному наследию (памятникам истории и культуры) народов, проживающих на территории Российской Федерации.
  6. Развивать культуру, искусство и сохранять культурные ценности.
  7. Развивать физическую культуру и спорт.
  8. Обеспечивать обороноспособность страны и безопасность государству.
  9. Производить сельскохозяйственную продукцию.
  10. Обеспечивать население в социальном плане.
  11. Охранять труд и здоровье своих граждан.
  12. Поддерживать субъекты малого и среднего уровня предпринимателей, что включает поддержку социально ориентированных некоммерческих предприятий, учитывая Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года.
  13. Поддерживать другие организации, которые определены списком других федеральных законов, нормативных правовых актов представителей правительства Российской Федерации.

Запрещено использовать государственные или муниципальные преференции в целях, которые не соответствуют тем целям, которые были упомянуты в заявлениях о согласии на то, чтобы предоставить государственные или муниципальные преференции.

Изначально государственные или муниципальные преференции предоставляются по предварительному согласию, оформленному в письменном виде, написанном антимонопольным органом. Исключениями в таких случаях могут быть ситуации, когда:

  1. Преференция предоставляется исходя из федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, законов, оформленных субъектами Российской Федерации по управлению бюджетом, нормативных правовых актов, выполненных органами местного самоуправления по управлению бюджетом, которые содержат или устанавливают порядок, определяющий размер государственных или муниципальных преференций и их конкретных получателей.
  2. Предоставление преференций происходит через цели, состоящие в финансовом обеспечении непредвиденных растрат средств из резервных фондов, которые соответствовали бы бюджетному законодательству Российской Федерации.
  3. Размер предоставляемой преференции не должен превышать максимально предусмотренного размера, который был установлен Центральным банком России, наличными деньгами на территории Российской Федерации между несколькими юридическими лицами, заключившими сделку, при случае предоставления подобного вида преференции один раз в году одному и тому же лицу.
  4. Преференция должна соответствовать федеральным программа по развитию субъектов малого и среднего бизнеса

Государственной или муниципальной преференцией не может быть когда:

  1. Предоставляется имущество или (и) другие объекты, пользование которыми регулируется гражданскими правами по результатам торгов, которые были организованы в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, или в соответствии с результатами других процедур, которые были предусмотрены законами России по размещению заказов на поставления товаров, оказание услуг и выполнение работ по удовлетворению государственных или муниципальных потребностей.
  2. Передается, выделяется, распределяется государственное или муниципальное имущество между отдельными лицами с целью ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, участия в военных действиях или проведения антитеррористических операций.
  3. Государственное или муниципальное имущество закрепляется за некоторыми хозяйствующими субъектами исходя из права хозяйственного ведения или управления оперативом.
  4. Предоставляется имущества и (или) других объектов подлежащих урегулированию гражданским правом, основываясь на федеральных законах или решении суда, которое успело вступить в законную силу.
  5. Предоставляется имущество и (или) другие объекты подлежащие урегулированию гражданским правом равноценно каждому из участников товарного рынка.

Проблемы предоставления государственных или муниципальных преференций

Государственной или муниципальной преференцией называют то имущество, которое предоставляют федеральные органы исполнительных властей, органы государственной власти субъектов России, органы локального самоуправления или другие органы, которые выполняют соответствующие функции вышеуказанных органов или организаций для отдельных хозяйствующих субъектов, обеспечивающее им наиболее выгодных условий деятельности, передавая государственное или муниципальное имущество, другие объекты гражданских прав или предоставляя имущественные льготы, государственные или муниципальные гарантии.

То, что государственные органы власти поддерживают хозяйствующие субъекты с помощью предоставления разного рода преимуществ не должно устранять наличную конкуренцию между участниками товарного рынка, так что процесс предоставления государственных или муниципальных преференций будет урегулирован и проконтролирован с помощью антимонопольного законодательства, в том числе – Федерального закона «О защите конкуренции».

Предоставление государственных или муниципальных преференций происходит на основе правовых актов изданных государственными органами в исключительно определенных целях. Цели, на которые предоставляются государственные или муниципальные виды преференций, способны затронуть самые важные права человека и гражданина, указанные в Конституции, и исходя из этого можно сформировать классификацию государственных и муниципальных преференций исходя из критерия влияния целей предоставления преференций на соответствующие конституционные права человека и гражданина государства:

  1. Цели, которые затрагивают социальные права человека и гражданина или социальные цели.
  • Обеспечить жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и местностях, которые приравниваются к ним.
  • Защитить окружающую среду.
  • Развить физическую культуру и спорт.
  • Обеспечить население социальными услугами.
  • Сохранить здоровье граждан.

  1. Цели, которые затрагивают экономические права человека и гражданина или экономические цели.
  • Обеспечить обороноспособность и безопасность государству.
  • Произвести сельскохозяйственную продукцию.
  • Проводить регулярные мероприятия по охране труда.
  • Поддерживать субъектов малого и среднего бизнеса.
  • Поддержка тех некоммерческих организаций, которые отличаются социальной ориентацией, что соответствует положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях».
  1. Цели, которые затрагивают культурные права или культурные цели.
  • Развивать образование и науку.
  • Проводить научные исследования.
  • Сохранять, использовать, популяризировать и охранять на государственном уровне объектов культурного наследия России.
  • Развивать культуру, искусство; сохранить духовные ценности.

Данный перечень не является исчерпывающим, потому что разные виды государственных или муниципальных преференций могут предоставить в целях, которые определяют по соответствию другим федеральным законам или нормативно-правовым актам Президента и представителей правительства Российской Федерации.

Государственные или муниципальные преференции могут предоставляться в виде передач имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, других объектов гражданского права или с помощью предоставления льгот по имуществу, государственной или муниципальной гарантией. Для определения того, что может, а что не может являться преференцией, нужно определить список ее особенностей. Закон четко определяет, что именно не может являться таковой.

  1. Предоставление элементов имущества или других объектов гражданских прав исходя из результатов специально организованных торговых или иных процедур, которые связаны с помощью контрактной системы по сфере закупок товаров, работ или услуг для удовлетворения муниципальных или государственных нужд.
  2. Когда имущество, изначально принадлежащее государству или муниципалитету предоставляют с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, военного действия, или проведения операций по прекращению террористических действий.
  3. В случае предоставления имущества, изначально являющимся государственным или муниципальным на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  4. Если имущество или другие объекты, подходящие под описание статей по гражданским правам могут быть предоставлены на основе федерального закона или решения суда, которое уже вступило в силу.
  5. Если имущество или другой вид объектов по гражданским правам предоставляют в равной степени каждому из участников товарных рынков.

Антимонопольное регулирование

Путь предоставления преимуществ для хозяйствующих субъектов товарных рынков может быть квалифицирован как государственная или муниципальная преференция, если присутствуют следующие признаки:

  1. Предоставление исключительно органами власти.
  2. Предоставление хозяйствующим субъектам товарных рынков (коммерческим организациям, некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность, которая приносит им доход, индивидуальным предпринимателям, другим физическим лицам, которые не были зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, однако осуществляли свою профессиональную деятельность, которая приносила доход, в соответствующем порядке, установленном федеральными законами на основе государственных регистраций или лицензий, а также по причине членства в организации с саморегуляцией).
  3. Предоставление преимуществ хозяйствующим субъектам товарных рынков.
  4. Влияние на условие конкуренции.
  5. Использование государственных ресурсов.
  6. Предоставление в необходимом виде, согласно которому государственная или муниципальная преференция может быть классифицирована согласно объекту предоставления:
  • Имущества, принадлежащего государству или муниципалитету.
  • Других объектов гражданского права (как например денег или ценных бумаг).
  • Льгот по имуществу, к примеру льготы арендной платы.
  • Гарантий, предоставленных государством или муниципалитетом (учитывая концессионные соглашения).
  1. Предоставление путем избирания.
  2. Предоставление по согласию антимонопольных органов, при исключении тех случаев, которые указаны в части 3 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции».

Исходя их вышеприведенных моментов необходимо осознавать потребность в разграничивании государственных или муниципальных преференций от похожих правовых институтов, например, приватизации имущества, принадлежащего государству, льготы по налогам, предоставление государственных или муниципальных гарантий по концессионным соглашениям и т.д.

Необходимо различать виды налоговых льгот, не являющихся видами государственной или муниципальной преференцией.

Законодательство установило норма по налогам и сборам, которые определяют основы, порядок и список условий по применению налоговых льгот, однако они не носят индивидуального характера, так что процесс предоставления соответствующих льгот некоторым категориям налогоплательщиков из налогов и сборов не подходит под понятие государственных или муниципальных преференций. Процесс предоставления налоговых льгот является соответствующим пункту 5 части 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции», что предполагает предоставление имущества или иных объектов гражданских прав каждому из участников товарных рынков в равной степени, а потому являться преференцией не может.

Преференцией муниципального или государственного вида не может признаваться процесс приватизации государственного или муниципального имущества. Приватизация представляет собой осуществление продажи имущества, которое принадлежит государству или муниципалитету. Процесс приватизации объектов имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, в том числе того, что был закреплен согласно праву хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями и учреждениями, принадлежащими государству или муниципалитету, должен осуществляться через использование публичной процедуры (например, торгов, конкурсов, аукционов), которые обеспечивали бы хозяйствующим субъектам товарных рынков равную степень доступа к данным ресурсам. Так что согласно части 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» государственной или муниципальной преференцией нельзя признавать процесс предоставления преимуществ отдельному лицу, даже по результатам торгов, в том числе в ситуациях, когда имущество, принадлежащее государству или муниципалитету, будет предоставляться на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В то же время государственными или муниципальными преференциями можно считать процесс передачи имущества, принадлежащего государству в безвозмездное пользование для хозяйствующего субъекта, однако для этого необходимо наличие согласие соответствующих антимонопольных комитетов или органов.

Процесс предоставления гарантий от государства или муниципалитета согласно условий концессионного соглашения признаваться государственной или муниципальной преференцией не может.

В том случае, если концессионное соглашение было заключено без проведения соответствующего конкурса предоставление гарантий от государства или муниципалитета по условиям концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» может считаться преференцией, процесс выдачи которой будет требовать полного согласования с соответствующим антимонопольным комитетом или органом. Для упрощения данной процедуры процесс заключения концессионных соглашений могут проводить без конкурса, что означает, что предоставленные государственные или муниципальные гарантии по согласованию с бюджетным законодательством Российской Федерации и права на владение имуществом считаться государственной или муниципальной преференцией не может. Исходя из этого государственная или муниципальная гарантия, которую могут предоставить по условиям концессионного соглашения и результатам проведенного конкурса, по соответствующему пункту 1 части 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» преференциями являться не могут.

Преференция

Префере́нция (лат. praeferentia «предпочтение») — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.

Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов.

Преференции предоставляются государством и носят адресный характер. В отношениях между государствами преференции предоставляются как на началах взаимности, так и в одностороннем порядке. Основными формами преференции являются особые бюджетные режимы валютного регулирования и визовые режимы.

Преференции устанавливаются в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и любой другой, предоставляется на условиях возвратности и платности; оформляется соответствующим договором между предприятием и налоговым органом.

Во многих странах широко практикуется дифференциация ставок налога на прибыль корпораций в зависимости от отрасли экономики.

Литература

Это заготовка статьи по экономике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

>Что такое преференция

Что представляет собой преференция

В целом, слово преференция имеет узкоспециальное значение и редко употребляется в повседневной жизни. Однако его можно встретить в новостях, инструкциях, статьях в серьезных политических и экономических изданиях, а также в зарубежной прессе.

Поскольку этот термин пришел нам из английского языка, то у себя на родине он означает примерно то же самое, что и в России. Зная, что такое преференция по-русски, вы приблизитесь к пониманию английской речи, даже если в школе у вас по этому языку была слабая троечка.

Значение слова преференция

Чтобы понять, что означает «преференция», надо обратиться к его корням и истории возникновения. Сам этот термин — производное от латинского слова praeferentia, которое означало «предпочтение».

Когда Древний Рим стал настолько велик, что в нем можно угадать прообраз современной глобализации, в высших кругах, приближенных к власти, появилось стремление законодательно закрепить за собой ряд преимуществ.

Однако такие «преференции» привели бы к установлению монархии, тогда как Рим претендовал на звание республики. В те времена это слово не использовалось в современном политико-экономическом ключе, а было одним из вполне рядовых речевых оборотов.

В современном мире преференция означает льготу, преимущество, которое государство предоставляет предприятиям или организациям для поддержания их деятельности в той или иной отрасли, а также иным государствам, получающим некоторые бонусы по сравнению со всеми остальными.

Преференция может иметь вид уменьшения или полного освобождения от уплаты налогов, предоставления скидок с таможенных платежей или предоставления кредитов по минимальным процентам.

В настоящий момент все преференции — область деятельности государства. Они отличаются от других льгот своим строго адресным характером. Между государствами преференции выделяются как на взаимовыгодных условиях, так и в односторонней форме. Это могут быть визовые послабления, валютное регулирование или иные финансовые операции.

Внутри государства преференции могут принимать вид инвестиционных кредитов, налоговых каникул, целевых налоговых льгот и других акций. Даже если кредит выдается в рамках преференции, возвращать его все же необходимо. В Европе широко распространен дифференцированный налог на прибыль, который может снижаться в той отрасли экономики, нуждающейся в поддержке государства.

Где прочитать, что такое преференция

Узнать, что такое преференция, можно из статей или телевизионных программ, но тогда значение этого слова придется угадывать на ассоциациях. Проще и быстрее воспользоваться специальной литературой и прочитать, как с научной точки зрения объясняется термин «преференция». Ищите это слово в словарях:

  • Толковый словарь Ушакова;
  • Политология. Словарь;
  • Словарь иностранных слов русского языка;
  • Исторический словарь англицизмов русского языка;
  • Экономико-математический словарь;
  • Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.

Особенно понятно написано про преференции в толковом словаре. Там поясняется, что это слово означает более высокую оценку одной вещи или объекта по отношению к другим. Далее становится менее просто, зато увлекательно. Слово преференции активно используется в позитивистской социальной науке в более краткой форме — позитивизм.

По отношению к экономике позитивизм — это алгоритм поведения или проявление предпочтения человека, определяющее его выбор. Используют аналогичные термины также в политологии, социологии и как определение одного из художественных течений в литературе и живописи.

Отрицательное значение слово преференция приобретает в политическом ключе, когда употребляется для обозначения получения неких выгод, не регламентированных, но обеспеченных государством для чиновников или отдельных организаций, компаний, предприятий на основах личной склонности, а не объективного выбора.

Так, «по знакомству» выигрывают тендеры, получают субсидии, выделяют беспроцентные кредиты «семейным фирмам». В данном случае все это — проявления коррупции.

Примеры использования слова преференция

Слово преференция в форме прилагательного используется в банковской сфере. В частности, преференциальная (что означает привилегированная) акция. Владелец такой акции обладает некоторыми правами, например, получать дивиденды независимо от результатов работы компании, но не имеет права голоса на собрании акционеров.

В таможенном праве преференция — название пошлин для ограниченного списка товаров из определенных стран, сотрудничество с которыми государство хочет поощрить. Всеобщая система преференций — это особые торговые льготы для развивающихся стран.

Преференции по 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *