Торги

Содержание

Виды торгов

В соответствии с действующим законодательством, основным способом удовлетворения государственных нужд в области поставок требуемых товаров, работ, услуг, являются госзакупки. Заказ на госзакупки размещается двумя способами: конкурентным (путём проведения торгов) и неконкурентным (без проведения торгов).

Конкурентная форма размещения заказов сводится к отбору поставщиков по заранее выбранным критериям. Основным принципом госзакупок в данном случае является равноправное состязательное участие. Госконтракт заключается с победителем, удовлетворяющим требованиям документации заказчика, предложившим наиболее выгодные условия договора.

Виды торгов по 44 ФЗ

Закон № 44-ФЗ выделяет следующие формы торгов:

  • конкурс
  • аукцион
  • запрос
  • котировок
  • запрос предложений
  • двухэтапный конкурс

Конкурс

Конкурс, как способ госзакупок, применяется для определения поставщика в отношении сложных дорогостоящих поставок. Победитель конкурса определяется в совокупности по нескольким критериям, в том числе, таким как качество, цена, наличие успешного опыта аналогичных поставок.

Аукцион

Аукцион отличается от конкурса тем, что основным критерием выбора поставщика является цена. Госконтракт заключается с участником, который выставил наименьшую стоимость поставок.

Как в случае конкурса, так и в случае аукциона заказчик в соответствующих торговых системах размещает заявку на госзаказ с описанием требований к поставляемым товарам, работам, услугам, и в течение установленного срока принимает заявки участников. К торгам допускаются заявки, направленные в сроки и составленные с учётом изъявляемых требований. После наступления условленной даты прием заковок прекращается и начинается рассмотрение полученных предложений.

Электронный аукцион

Данные виды торгов могут проводиться так же в электронной форме через специализированные торговые площадки. Такой способ набирает все большую популярность, так как значительно упрощает процедуру госзакупок и является доступным для большого круга участников и прочих заинтересованных лиц. Для участия в электронных торгах поставщик должен иметь аккредитацию на соответствующей площадке и электронную цифровую подпись.

Запрос котировок

Особенностью такого способа торгов, как запрос котировок, является то, что заказчик посредством единой информационной системы и электронных каналов связи направляет заявку на заключение госконтракта неограниченному кругу лиц. Контракт заключается с поставщиком, предложившим наименьшую цену.

Запрос предложений

Запрос предложений – конкурентный способ осуществления госзакупок, при которых заказчик информирует потенциальных поставщиков об имеющихся потребностях и приглашает подавать соответствующие заявки.

Следует отметить, что последние два способа проведения торгов проводятся только в определенных случаях при соблюдении установленных ограничений на сумму контракта, виды закупаемых товаров, работ, услуг, и с учётом прочих условий.

Подвиды торговых процедур

В деловой практике приняты так же другие способы классификации торгов. Так, зависимости от способов привлечение участников выделяются открытые, закрытые торги и с ограниченным участием. Открытые торги, как правило, проводятся в электронной форме, и принять в них участие может любой желающий. Открытая процедура необходима для привлечения максимального количества участников.

В отдельных случаях заказчик может выставлять определённые требования к квалификации поставщика – наличию необходимого опыта, лицензий, допусков, членстве в специализированных саморегулируемых организациях. Такая форма определения поставщика является торгами с ограниченным участием и призвана не допустить участников, не удовлетворяющих заявленным критериям.

Закрытая форма торгов проводится преимущественно в отношении госзакупок, составляющих государственную тайну. К процедуре допускаются ограниченное количество компаний, получивших приглашение от заказчика.

В определённых законодательством случаях отбор поставщика может осуществляться неконкурентными способами. Например, в рамках Закона № 223-ФЗ предусматривается возможность закупки у единственного поставщика.

Тендер как способ ведения бизнеса для предприятий

Предприятие расширяет бизнес и для реализации нового проекта ему требуется исполнитель или поставщик. Чтобы выбрать подходящего партнёра для выполнения работ, поставок оборудования, либо оказания услуг компании прибегают к процедуре тендера.

Участие в тендерах выгодно для компаний с точки зрения заключения новых договоров. Также это положительно отражается на имидже организации. Но в тендере надо не просто участвовать, а выигрывать, что весьма нелегко.

В этом материале рассмотрим пошаговую инструкцию, что такое тендер, какую информацию о его проведении надо знать и что необходимо предпринять для участия в нём.

Понятие тендера

Тендер – это участие в торгах на конкурсной основе в представлении заказчику своих услуг, работ или товара. Простыми словами, это конкурсный отбор лучших предложений для заказчика. Если предлагаемое удовлетворит фирму, инициировавшую конкурс, а документация не вызовет вопросов, есть шанс стать победителем.

В России действуют законы, регулирующие систему закупок 44-ФЗ от 05.04.2013 и 223-ФЗ от 18.07.2011. Там чётко прописаны все возможные формы проведения торгов.

Какие есть виды процедуры торгов

  1. 1В зависимости от того, какая сторона организовала процесс, тендеры бывают на закупку или на продажу. Предприятие, желающее купить товар, или получить исполнителя на выполнение работ, подаёт заявку на закупку. Организации, которые хотят продать товар или услуги, оформляют заявку на продажу.
  2. 2Возможность участия в торгах зависит от того, открытая или закрытая форма проведения тендера. В первом случае участвуют все желающие, во втором число участников ограничено определёнными условиями.
  3. 3Местом проведения может служить интернет-площадка. В таком случае это называется электронный аукцион. Принять участие в тендере такого типа можно дистанционно.
  4. 4Для проведения серьёзных сложных работ при строительстве крупных объектов, требуется высокая квалификация исполнителей. В таких случаях применяется особый тип отбора – конкурс. Наиболее грамотно составленная документация, дополненная комментариями знающего своё дело специалиста, приведёт участника к победе.
  5. 5 Аукцион даёт возможность вносить ценовые корректировки с оглядкой на конкурентов прямо в процессе участия в торгах. Чем больше желающих приобрести предмет торга, тем выше будет конечная стоимость.
  6. 6 Запрос котировок — размещение объявления о желании заказчика получить те или иные товары, услуги или работы. Уведомление о запросе котировок размещается на официальном сайте и доступно неограниченному числу участников. Происходит в форме аукциона, но здесь не участвуют крупные суммы, максимальная цена не может превышать 500 тысяч рублей.
  7. 7 Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ закупок. Он происходит, если нет предложений других участников, или торги не состоялись по тем или иным причинам. Для заказчика определено такое право ст.93 закона 44-ФЗ.
  8. 8 Запрос предложений — форма выбора исполнителя (поставщика), когда на сайте публикуется извещение о процедуре запроса предложений. Выиграет исполнитель, предоставивший документацию, наиболее подходящую под требования заказывающей стороны. Удобен для заказчика возможностью оценить все имеющиеся варианты по нескольким параметрам и тщательно взвесить вероятность подписания договора.

Где искать нужный в конкретном случае тендер

Муниципальные, государственные учреждения, подбирая поставщика или подрядчика для проведения работ, должны организовать торги через систему госзакупок. Узнать, где они будут проводиться можно в Единой информационной системе закупок.

Искать тендеры коммерческих структур нужно на электронных торговых площадках (ЭТП). Существуют сервисы, где собраны данные с различных электронных площадок и с единой государственной системы, такие как Тендерплан, Рустендер, Контур.Закупки, система Bicotender. Здесь можно настроить удобные шаблоны поиска по необходимым параметрам и получать уведомления о свежих предложениях.

Основные площадки для проведения торгов

Есть несколько электронных торговых площадок, где проходят тендеры.

  1. 1 Сбербанк-АСТ – структура, созданная Сбербанком РФ.
  2. 2Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП).
  3. 3Агентство по государственному заказу республики Татарстан (АГЗРТ).
  4. 4 РТС-Тендер – электронная торговая площадка, созданная «Совкомбанком»
  5. 5 Национальная электронная площадка, ранее ММВБ Госзакупки – дочерняя структура ММВБ.
  6. 6Российский аукционный дом (РАД)
  7. 7 Портал поставщиков Департамента города Москвы по конкурентной политике
  8. 8 Электронный магазин Московской области

Все электронные площадки для тендеров работают как с государственными, так и с коммерческими закупками.

Как принять участие в тендерных торгах

Рассмотрим поэтапно действия, которые следует предпринять, если решено принять участие в тендерах.

  1. 1Внимательно изучить условия конкурса.
  2. 2 Оформить ЭЦП — электронную цифровую подпись.
  3. 3Получить аккредитацию на электронной площадке.
  4. 4Внести на лицевой счёт сумму обеспечения.
  5. 5Подать заявку на участие в тендере.

Важно! Финансовое обеспечение по заявке может составлять от 0,5 до 5,0% от суммы контракта. Оно будет возвращено компании – участнику, когда контракт будет подписан. Для того чтобы внести средства, не отвлекая их из бизнеса, можно воспользоваться тендерным кредитом в банке.

Документы для участия в тендере

  • Заполненная заявка на участие, заверенная подписью руководителя.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Учредительные бумаги организации.
  • Документы, подтверждающие полномочия ответственных лиц.
  • Свидетельство о регистрации компании.
  • ИНН юридического лица.
  • В случае ведения деятельности, подлежащей лицензированию — все лицензии.
  • Заверение из налоговой службы об отсутствии задолженности.
  • Копии главных бухгалтерских отчётов (балансов, о прибылях и убытках), заверенных налоговой службой за три периода отчётности.
  • Подтверждение об оплате финансового обеспечения участия, или банковская гарантия.
  • Опись представленных документов.

Необходимо чётко исполнять требования заказчика, предоставлять и грамотно заполнять все необходимые бумаги, это увеличивает шанс выиграть конкурс.

Услуги по сопровождению торгов

Организация, которая впервые собирается участвовать в конкурсе, может испытывать сложности с подготовкой к процедуре торгов. Для этого существуют профессионально подготовленные специалисты, готовые обеспечить сопровождение участников тендера. Оно может быть полным от начала действия до окончания, или частичным, на определённом этапе.

Важно понимать, что это не означает гарантию победы в отборе, дает высокую вероятность допуска к конкурсу. Остальное, зависит от наличия необходимой квалификации у сотрудников компании, материально-технической базы организации, её финансовых показателей и работы команды.

Вывод

Участие в тендере, может быстро и надолго обеспечить компанию стабильными контрактами. Но стоит помнить, что многое зависит от самой организации. Перед подачей заявки нужно успешно завершить ряд подготовительных процедур: внимательно изучить законы, грамотно заполнить и предоставить в полном объёме необходимые документы, доказать свою платежеспособность, перечислив сумму обеспечения или предоставив банковскую гарантию.

Если все требования будут выполнены и у заказчика не останется вопросов, есть высокая вероятность выиграть конкурс.

Мы начинаем серию статей о тендерах: пошагово разберем разные виды закупок.

Диана Дёмина редактор Тинькофф-бизнесаОлег Гурин эксперт в сфере закупок

Начнем с самых азов — если вы уже участвовали в тендерах и побеждали, то, скорее всего, всё это вы уже знаете.

Что такое тендеры и какие они бывают

Термин «тендер» часто употребляется в сфере закупок, но в российских законах до сих пор нет его официального определения. В общепринятом смысле тендер — это конкурсные торги.

Заказчик объявляет условия, по которым будет покупать товары, услуги или работы. А поставщики с учетом требований предлагают свои варианты. Заказчик заключает контракт с поставщиком, у которого условия лучше. Правда, в жизни все гораздо сложнее.

Например, школа хочет закупить стулья и парты. Это госучреждение — пойти в мебельный магазин школа не может. По закону она должна провести тендер и выбрать поставщика конкурсным путем. Поэтому школа формирует требования к закупке и критерии, по которым будет отбирать победителя. Размещает информацию о закупке на специальном сайте для тендеров. В назначенный день школа подводит итоги и выбирает поставщика.

Чтобы свободно ориентироваться в теме, сначала нужно узнать все термины. Это не самый интересный раздел статьи, но без него невозможно понять основное.

В зависимости от того, кто организует конкурс, тендеры делятся на государственные, для компаний с госучастием и коммерческие.

Государственные тендеры проводят государственные организации, бюджетные и муниципальные учреждения. Например, больницам нужно оборудование, а школам — мебель. Все закупки здесь проходят в соответствии с 44-ФЗ. Если речь идет о выборе подрядчиков для капремонта общего имущества многоквартирного дома, то руководствуются постановлением правительства № 615.

Тендеры для компаний с госучастием проводят компании, частично или полностью принадлежащие государству, компании с регулируемой деятельностью и естественные монополии. Например, нефтегазовые, энергетические и горнодобывающие компании.

При организации закупок они руководствуются 223-ФЗ и внутренними положениями компаний о закупках. Их можно найти в открытом доступе. Вот, например, положения о закупках РЖД и «Газпрома».

Коммерческие тендеры могут проводить любые негосударственные компании. Эти закупки регулируются гражданским кодексом, федеральным законом «О защите конкуренции» и внутренними положениями.

По составу участников тендеры бывают открытыми, закрытыми и с ограниченным участием. В открытых закупках может принять участие любая компания. В закрытых — только компании, которые пригласил организатор. Это как вечеринка по приглашениям. В тендерах с ограниченным участием — все, кто соответствует специальным условиям. Например, условием может быть наличие особенного оборудования или определенной квалификации.

Как вести бизнес без штрафов Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

По количеству этапов тендеры делятся на одноэтапные и двухэтапные.

В одноэтапных организатор тендера выбирает победителя только на основе полученных предложений — без дополнительных обсуждений и встреч с участниками.

В двухэтапных после первого этапа заказчик может отобрать пул интересных предложений, а на втором — выбрать из них победителя. Здесь заказчик в процессе тендера может уточнить требования к закупке, а участники — доработать заявку перед финальным отбором.

По способу закупок тоже несколько вариантов.

Аукцион. Здесь ключевой критерий — цена. Кто предложит ниже, тот и победил.

Конкурс. Побеждает участник, который предложил лучшие условия по тендеру. Например, если компания выбирает подрядчика для издания корпоративного календаря, она может оценивать предложенную концепцию и эскизы дизайнера.

Запрос котировок или цен. Как и в аукционе, победителем становится участник с самой низкой ценой. Разница в том, что сроки представления заявок в таком тендере сильно ограничены: обычно не больше недели.

Запрос предложений. Заказчик выбирает предложение с лучшими условиями. Но, в отличие от конкурса, сроки проведения такого тендера обычно не превышают 10 дней.

Закупка у единственного поставщика. В отличие от остальных видов, это неконкурентный способ закупки. Заказчик никого не выбирает, а отдает контракт определенному исполнителю. Это возможно, например, при закупке услуг у монополиста: железнодорожных перевозок у РЖД или отправки корреспонденции у Почты России.

У любого тендера несколько характеристик. Например, коммерческая компания может объявить открытый конкурс, а госучреждение — закрытый аукцион.

Тендеры ищут на электронных торговых площадках — ЭТП. Всего их порядка 200. Новичкам в тендерах лучше начинать работу с сайта госзакупок. Здесь размещаются все закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Больница ищет поставщика канцтоваров и проводит аукцион

Кто может участвовать в тендерах

В тендерах могут участвовать юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Об этом прямо сказано в 44-ФЗ и 223-ФЗ. В гражданском кодексе запретов тоже нет.

Главное — соответствовать требованиям, подать полный пакет документов и сделать лучшее предложение. Шансы на победу есть у всех.

В этом аукционе на поставку молочной продукции для детского сада ИП обошел компанию

А в этом аукционе на покупку квартиры для детей-сирот победителем стало физлицо

Правда, нюансы для физлиц все равно есть. Они не смогут стать участниками закупок, где есть ограничения в условиях. Всего таких ограничений три:

  1. Закупки для субъектов малого предпринимательства. В этом случае к участию допускаются только компании и индивидуальные предприниматели.
  2. Наличие у участников лицензий. Они нужны для некоторых видов деятельности, например для телевещания или частной охранной деятельности. Физлица не могут получить лицензию — только компании и предприниматели.
  3. Членство в саморегулируемых организациях. Требуется при строительстве, проектировании и инженерных изысканиях. В строительстве — для контрактов свыше 3 млн рублей. Вступить в СРО могут только ИП и юридические лица.

Если компания сотрудничает с физлицом, то по закону она обязана платить НДФЛ и страховые взносы. Поэтому в таком случае исполнитель на руки получит сумму меньше, чем указана в контракте. Как участвовать в разных видах закупок — расскажем в отдельных статьях.

Как повысить шансы на победу в тендере

Победителем может стать любой участник, если он предложил лучшие условия и правильно подал документы.

Как молодой компании победить в тендере. Для победы в некоторых видах закупок, например в конкурсах, важны деловая репутация и опыт работы. При оценке заявок эти факторы принимаются во внимание наряду с ценой. Поэтому молодым компаниям в таких закупках победить сложно, особенно если конкурентов много. Но есть тендеры, в которых участники побеждают только потому, что оказались единственными, кто подал заявку по всем правилам.

Советы такие:

  1. Участвуйте в тендерах с небольшими суммами. Тендеры до 1 млн рублей могут быть неинтересны крупным компаниям, а у вас будет больше шансов победить и заработать положительную репутацию.
  2. Предлагайте выгодные условия. Найдите тендеры, похожие на те, в которых хотите победить. Посмотрите, что предлагают конкуренты и кого выбирают заказчики. Возможно, у вас получится сделать более интересное предложение. Например, сократить сроки поставки или включить в свою услугу дополнительную опцию бесплатно.
  3. Внимательно заполняйте тендерную документацию. Это еще один способ получить преимущество. Представьте, что в тендере участвуют только два поставщика. Оба формально подходят под требования заказчика, но один неверно оформил тендерную документацию. Победит второй, даже если его цена выше предложения конкурента.

Как победить, не снижая цену. Все зависит от тендера. Если это аукцион или запрос котировок, то низкая цена — ключевой фактор для определения победителя. Поэтому лучше сразу определить, до каких пределов вы готовы снижать цену.

А в конкурсе или запросе предложений может выиграть участник, у которого лучше условия. Например, если речь идет о выпуске календарей или корпоративных открыток, то поставщиком может стать дизайн-бюро, которое предложило более интересный макет.

Что такое тендерное сопровождение и нужно ли оно. Тендерное сопровождение — услуга, при которой специалисты помогают готовиться и побеждать в тендерах. Специалисты могут участвовать на всех этапах или только помочь найти подходящий тендер и собрать пакет документов.

Тендерное сопровождение — хороший выход, если еще никогда не участвовали в закупках.

Услуги предлагают как специализированные компании, так и частные специалисты по закупкам. Их можно найти, например, на «Авито», «Юду», «Профи-ру».

Еще есть ресурс GZEX. Там все устроено как на любой бирже фрилансеров: заказчики оставляют задания, а исполнители предлагают свои услуги.

Пример частного объявления тендерного специалиста на «Профи-ру»

Главная страница GZEX

Вот пара советов, которые помогут найти добросовестного тендерного специалиста:

  1. Смотрите на рейтинг исполнителя и читайте отзывы о его работе. Обычно платформы следят за тем, чтобы вся информация была верной, и блокируют мошенников, как только на них поступают жалобы.
  2. Попросите потенциального исполнителя показать результаты его работы. Проще говоря, дать ссылку на тендер, который клиент выиграл с помощью специалиста. Свяжитесь с победителем закупки и узнайте, может ли он порекомендовать этого тендерного эксперта. Проще всего найти контакты победителей закупок по 44-ФЗ: они есть в реестре контрактов на сайте госзакупок. В остальных случаях информацию о поставщиках могут не обнародовать, закон это позволяет.

Чтобы найти контакты исполнителя по закупке 44-ФЗ, нужно перейти в карточку контрактаКонтакты публикуются в информации о поставщиках

Как избежать ошибок

Часто компании могли бы выиграть тендер, но совершают мелкие ошибки. Например, прикладывают не те документы или ошибаются со сроком подачи заявки.

Вот несколько советов, чтобы этого избежать:

  1. Не прикладывайте документы, которые не просит заказчик. Чем больше документов, тем больше шансов на ошибку. К тому же заказчик может решить, что вы невнимательно прочитали требования.
  2. Внимательно читайте закупочную документацию, особенно техзадание. Бывает, что участник читает его по диагонали, торопится собрать документы, а потом выясняется, что условия для него невыгодные. Хорошо, если он сработает в ноль, но иногда участники уходят и в минус. А выполнять контракт все равно приходится.
  3. Если вы работаете на общей системе налогообложения и платите НДС, не забудьте включить его в стоимость своего предложения. Если не учесть НДС в цене, придется отдать пятую часть суммы контракта на налоги. А исправить задним числом это будет уже нельзя.
  4. Следите за сроком подачи заявок. Дедлайны в тендерах строгие. Если вы прислали заявку позже обозначенного срока, то ее не примут. Поэтому лучше подавать все документы немного заранее, хотя бы за день или два до дедлайна.

В общих сведениях о закупке всегда можно найти информацию, в какие сроки нужно подать заявку

Автор благодарит за помощь в создании статьи Павла Стоянова, менеджера продукта из Тинькофф.

Торги являются одним из способов заключения гражданско-правового договора. Таким договором может быть и договор купли-продажи, и договор поставки, и договор на оказание услуг и другие виды соглашений.

Это интересно. Как произносить слово «договор»: договОр или дОговор, договорА, договорОв, договОры, договОров? Правила русского языка говорят о том, что на официальных деловых встречах следует произносить: договОр, договОры, договОрам. В неофициальной разговорной речи допускается произношение с другим ударением: дОговоры, договорАм, договорА.

Заключение договора на торгах регулируется в первую очередь нормами, установленными в Гражданском кодексе РФ. Основополагающие правила изложены в статьях 447-449 кодекса.

Все остальные правила, установленные с целью регулирования организации различных видов торгов и заключения по результатам их проведения соответствующих договоров, устанавливаются различными нормативно-правовыми актами: законами РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств и другими документами.

СОВЕТ НЕ В ТЕМУ: Тем, кто профессионально занимается или только планирует участвовать в торгах, настоятельно рекомендую не просто знать, а понимать юридический фундамент торгов. Юридическая матчасть ох как может пригодиться в будущем, хотя на первый взгляд это совсем неочевидно.

Итак, торги. Разделим их на два вида и классифицирующим признаком возьмём потребность заказчика, то есть то, что в итоге он желает получить в результате проведения торгов.

ТОРГИ ЗАКУПКИ

В рамках подобных торгов проводятся закупочные мероприятия, направленные на поиск исполнителя работ или услуг, а также на покупку товаров для удовлетворения нужд заказчика. Торги закупки призваны удовлетворить потребность заказчика – КУПИТЬ.

Почему данные закупки проводятся в виде торгов? Не легче ли напрямую обратиться к поставщику?

Одними из декларируемых законодателем принципов закупок является обеспечение доступности, гласности и прозрачности проведения торгов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Помимо этого, предполагается, что публичные закупки призваны обеспечить единство экономического пространства, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках, а также развитие добросовестной конкуренции.

Это всё в теории, а в жизни бывает всё совсем не так. Насколько это соответствует суровой действительности и реализуется ли указанные принципы в современной российской системе тендерных процедур? Ответ на данный вопрос остается неоднозначным.

Тем не менее, мы имеем то, что имеем. Многие виды торгов регулируются действующим законодательством и в обязательном порядке проводятся в форме публичных закупочных процедур. Более того, всё больше частных компаний проводят закупки используя механизмы тендерных процедур, проводя так называемые коммерческие закупки.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТОРГИ-ЗАКУПКИ

Если целью закупки является удовлетворение государственных и муниципальных нужд, то такая реализация потребностей в обязательном порядке осуществляется посредством проведения торгов. Главным законодательным актом, можно сказать конституцией госзакупок, является Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В рамках госзакупок создан и действует единый интернет портал, который является официальным источником информации о государственных и муниципальных закупках. Данная информация является общедоступной и предоставляется на безвозмездной основе любому желающему.

К другой категории обязательных торгов относятся закупки, осуществляемые государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий и некоторыми другими юридическими лицами. Проведение данных торгов регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заключение договоров в обход установленных законом процедур, влечёт за собой различные последствия, начиная от гражданско-правовой ответственности и заканчивая уголовной.

ТОРГИ-ПРОДАЖИ

Такие торги проводятся с целью реализации имущества. Как и в случае с торгами-закупками, проведение некоторых торгов-продаж является обязательной процедурой и также регулируются специальными правовыми нормами.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТОРГИ-ПРОДАЖИ

  • Торги имуществом банкротов. В рамках правил, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», проводятся торги по реализации имущества должников-банкротов: организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
  • Торги имуществом должников. Продажа осуществляется и на торгах, проводимых с целью реализации арестованного и конфискованного имущества. Здесь основными источниками норм, регулирующих процесс продажи являются сразу несколько законодательных актов: Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (глава 9), Федеральный закон от 16.07.1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и ряд других.
  • Продажа государственного и муниципального имущества проводится также путем проведения публичных торгов, а условия и порядок их проведения устанавливаются в Федеральном законе от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
  • Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (глава 4) предусмотрено проведение торгов для заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Помимо этого, требования, например, части 1 ст. 17 упомянутого в этом абзаце закона, распространяются и на торги-закупки, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  • Помимо этого, Федеральным законом от 30.12.1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» регулируется порядок заключения договоров, посредством проведения тендерных процедур, на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр и на ведение связанных с этим работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно отметить, что механизмы торгов, используемые в вышеперечисленных случаях, в общем одинаковы. Как правило торговые процедуры проводятся в форме конкурсов или аукционов. Основополагающие принципы их проведения одинаковы для любых тендеров.

Однако, у каждой процедуры, будь то продажа арестованного имущества или имущества банкрота, закупка услуг или работ государственным органом власти или субъектом естественных монополий, имеется много различных нюансов, присущих только тому или иному способу, в зависимости от основания проведения торгов.

Электронные торги

Электронные торги – это способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках в интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги.

Виды электронных торгов

Существует несколько видов торгов, проводимых в электронной форме:

  • Запрос котировок;

  • Электронный аукцион;

  • Конкурс.

Запрос котировок

Запрос котировок – наиболее простая форма закупок. Победителем здесь становится участник, предложивший самую низкую цену. Извещение содержит минимальное количество требований: предмет закупки или оказания услуг, форма оплаты, наличие доставки товара, отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Как правило, заявка подается участником электронных торгов без приложения сертификатов, лицензий и других сопутствующих документов.

Данный вид электронных торгов используется для закупки одного вида продукции: товаров, работ/услуг, начальная цена которых не превышает 500 тысяч рублей. Ценовые предложения подаются участниками единожды и не подлежат изменению. По результатам котировочной комиссии создается специальный итоговый протокол. Он размещается на электронной площадке.

Электронный аукцион

Электронный аукцион — электронные торги, проводимые в открытой или закрытой форме на определенной электронной торговой площадке, которую выберет сам заказчик.

В электронном аукционе нет ограничения по начальной цене контракта и количеству подаваемых ценовых предложений. Ценовые предложения подаются как на обычном аукционе с помощью средств электронной площадки. Победителем в этом виде электронных торгов признается участник, предложивший самую низкую цену. Так что основным критерием здесь, по-прежнему, остается цена.

Однако к участникам предъявляются повышенные требования. Заказчик вправе потребовать от каждого участника наличие лицензий и сертификатов на продукцию.

Основная масса этого вида электронных торгов — это торги по строительству, закупке ТМЦ, услуги ЖКХ.

Открытый конкурс

Открытый конкурс — форма закупок, где предложения участников оцениваются комплексно, а ценовое предложение является лишь одним из критериев выбора победителя. С помощью открытого конкурса в электронной форме проводят тендеры на оформление выставок или тендеры на разработку. Отметим, что такая форма электронных торгов приводит к наиболее объективному результату торгов.

Подвиды электронных торгов

В зависимости от целей проведения, электронные торги делятся на:

  • торги, проводимые с целью размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

  • торги, проводимые по заказу коммерческих организаций;

  • торги, проводимые с целью реализации имущества должников в деле о банкротстве;

  • торги по продаже арестованного имущества.

По квалификации участников закупочные процедуры делятся на открытые электронные торги и закрытые электронные торги:

С помощью закрытых электронных торгов проводится выбор поставщиков, прошедших предварительную квалификацию на допуск к участию. Это закупка товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну (например, выполнение заказов оборонной промышленности и т.д.).

В открытых процедурах могут принимать участие поставщики, прошедшие аккредитацию на электронных торговых площадках.

Признаки электронных торгов

Всем электронным торгам присущи общие системные признаки:

1. В торгах принимают участие 3 стороны:

  • Организатор торгов. Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключении сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота;

  • Пользователи электронной площадки. Пользователи электронной площадки — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг;

  • Оператор электронной торговой площадки. Оператор электронной торговой площадки — российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся законными правообладателями размещенной в сети «Интернет» информационной системы общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена информацией проводят торги.

2. Торги проводятся на электронной торговой площадке.

Преимущества электронных торгов

Проведение торгов на электронных торговых площадках позволяет снизить закупочные цены, сократить сроки проведения закупок и упростить закупочный процесс.

Участвуя в электронных торгах можно:

  • Получить заказы и оформить контракты с крупнейшими заказчиками;

  • Представить свою продукцию во всех регионах Российской Федерации;

  • Планировать рост своего бизнеса.

Использование конкурентных способов закупки и прямой доступ к заказам обеспечивают равные возможности для всех участников торгов, а электронная форма проведения процедуры делает механизм закупок более прозрачным, что снижает риски для её участников.

Требования к участникам электронных торгов

В электронных торгах участвуют в основном те, кто ведет бизнес, — организации и индивидуальные предприниматели.

Для участия в электронных торгах необходимо соответствовать требованиям, которые предъявляет заказчик.

К участникам предъявляются требования двух категорий:

  • единые (предъявляются всегда и позволяют определить надёжность, финансовую устойчивость участника и правомерность исполнения им контракта);

  • дополнительные (эти требования устанавливает заказчик в зависимости от специфики объекта закупки или для исключения риска срыва закупки).

Условия закупки могут предусматривать участие исключительно определённых лиц.

Например, может быть установлено условие о том, что в торгах могут принимать участие только малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

Отметим, что для участия в электронных торгах нужно получить электронную подпись, зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС) и пройти аккредитацию на электронной торговой площадке.

Алгоритм участия в электронных торгах

Рассмотрим алгоритм участия в электронных торгах на примере электронного аукциона.

Для участия в электронных торгах следует предпринять следующие шаги:

  • Получение электронной подписи. Сертификат электронной подписи необходим для заверения заявок, предложений, контракта и прочих документов. Чтобы его получить, нужно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, заполнить заявление и предоставить все необходимые официальные бумаги. После получения электронной подписи нужно установить на компьютер специальную программу для работы с сертификатом;

  • Аккредитация на электронной торговой площадке. На сайте выбранной торговой площадки нужно заполнить форму и заявление на открытие счёта, представить документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП сроком выдачи до шести месяцев;

  • полные реквизиты организации;

  • устав предприятия;

  • документ о назначении руководителя; доверенность на участие в торгах.

  • Пополнение специального счёта. Участвовать в аукционе разрешено только тем организациям, которые имеют денежные средства на электронной торговой площадке. Они нужны, чтобы обеспечить заявку, подтвердить намерения фирмы;

  • Подача заявки. Заявка состоит из двух частей, каждая из которых может быть доступна для просмотра заказчику в разное время. Документ загружается на сайт электронной торговой площадки полностью. Первая часть содержит полную информацию о предлагаемых товарах и услугах. Она рассматривается 3-5 дней, после чего организации разрешается участвовать в аукционе. Во второй части указаны реквизиты поставщика, она анализируется в течение 4-6 дней после завершения торгов. На её основании принимается решение о заключении сделки. Выигрывает в торгах тот, кто предложит оптимальную для заказчика цену;

  • Заключение контракта. Фирма, выигравшая в конкурсе, обязана подписать договор. Перед заключением сделки победитель должен предоставить банковскую гарантию на сумму в 30% от первоначальной стоимости аукциона. Проект контракта заверяется электронной подписью сначала исполнителем работ, а потом заказчиком.

Тендер (торги)

У этого термина существуют и другие значения, см. Тендер.

Те́ндер (англ. tender — заявка на подряд, поданная на конкурсной основе) — англоязычный термин, обозначающий конкурентную форму отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. В отличие от аукционов, участники тендера не имеют доступа к условиям, предложенным конкурентами.

На начало 2018 года термин «тендер» в Российской Федерации законодательно не определён, поэтому в официальных документах не используется. В повседневной речи может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например, запрос цены, запрос предложения.

Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги, осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа, проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами — это запрос котировок, — при котором начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объём закупок, осуществляемых путём проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Российское законодательство

5 апреля 2013 года был опубликован Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В соответствии с законодательством, государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации должны размещаться на едином официальном сайте госзакупок РФ zakupki.gov.ru и там же должны размещаться и итоги проведения этих торгов. Продублировать заказ на региональном сайте или другом источнике — допустимо, но публикация извещения о тендере на альтернативных источниках при непубликации его на официальном сайте госзакупок — грубое нарушение.
C 1 января 2016 года в связи с вводом в эксплуатацию «Единой информационной системы в сфере закупок», доступ к сайту zakupki.gov.ru будет закрыт (приказы Федерального казначейства от 22.12.2015 № 354 и № 355).

18 июля 2011 года был принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В законе речь идет о предприятиях с госучастием: о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50 % и на их дочерние предприятия. Закон 223-ФЗ не устанавливает ограничений на проведение закупок — закупки могут проводиться как в традиционной форме, так и в электронной, то есть на любых электронных торговых площадках. Единственное, что требует данный закон — упорядочить проведение закупок, формально описав порядок проведения закупок и используемые формы закупочных процедур в Положении о закупках, и опубликовать это положение на сайте zakupki.gov.ru. Кроме того, если данный сайт по тем или иным причинам перестанет осуществлять свою деятельность, компаниям необходимо будет публиковать всю необходимую информацию на своих собственных сайтах.

Различные коммерческие закрытые тендеры могут не публиковаться на официальном сайте госзакупок. Часто они публикуются только на сайте компании заказчика, коих в интернете огромное множество. Однако существуют различные агрегаторы информации, на которые попадают и тендеры официального сайта, и тендеры, не размещенные на нём.

Единая информационная система в сфере закупок

С 1 января 2014 года Федеральный закон № 94-ФЗ утрачивает силу в связи со вступлением в действие Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этим законом определяется создание «Единой информационной системы в сфере государственных закупок». Она представляет собой совокупность информации, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, хранение и обработку данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Единая информационная система включает в себя:

  • планы и планы-графики закупок;
  • сведения о реализации планов закупок и планов-графиков;
  • реестр заключенных государственных контрактов;
  • реестр банковских гарантий;
  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • реестр жалоб, проверок и выданных предписаний;
  • результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок;
  • отчеты государственных заказчиков;
  • перечни товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • каталог типовых контрактов, типовых условий контрактов;
  • сведения о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • сведения об условиях, ограничениях и запретах допуска товаров иностранного происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными гражданами, об условиях применения национального режима для иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры;
  • сведения о закупках и об исполнении контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • перечень международных финансовых организаций, участником которых является Российская Федерация или с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
  • нормативные правовые акты, иные документы и сведения, размещение которых предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В рамках единой информационной системы в сфере государственных закупок действует официальный портал закупок zakupki.gov.ru, на котором возможен поиск интересующих тендеров. Кроме того бесплатно искать можно и на сайтах-агрегаторах, где собирают закупки как с государственных площадок, так и с коммерческих.

Махинации с тендерными предложениями

Цель махинаций — обеспечить выигрыш заранее выбранного претендента. О том, что тендер проводится нечестно, можно узнать по ряду характерных признаков:

  • Совпадающие (полностью или частично) заявки от разных участников.
  • Предложенные всеми участниками цены значительно превышают стоимость контракта или стоимость предложений, полученных от тех же претендентов по схожим проектам или в других регионах.
  • Победивший в тендере участник нанимает в качестве субподрядчиков одного или нескольких проигравших конкурентов, уведомив или не уведомив клиента.
  • Некоторые участники предлагают существенно и неоправданно завышенные цены на некоторые позиции, чтобы скрыть излишки прибыли победителя, предназначенные для уплаты взяток чиновникам, обеспечившим победу.
  • Слишком большой разрыв между ценой, предложенной победившим участником, и остальными претендентами. Вероятно, всем, кроме фаворита, рекомендовали указать в заявках завышенную цену.
  • Предложения участников различаются на одну и ту же величину (например, цена фаворита плюс 1-2 %).
  • В предложениях разных участников тендера можно увидеть признаки сговора: одинаковые конверты, схожие ошибки, одинаковая контактная информация и др.
  • Претенденты, прошедшие квалификационный отбор, отказываются от участия в тендере. Возможно, сделать это их «уговорил» заказчик или другой участник.
  • При появлении нового участника публичного тендера цены почему-то снижаются. Это может быть признаком того, что претенденты договорились между собой об искусственном завышении цен, пока не было конкуренции со стороны участника, не входившего в сговор.

> См. также

  • Государственный заказ
  • Редукцион
  • Электронная торговля
  • Запрос цены
  • Запрос коммерческого предложения

Примечания

  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4.

Ссылки

  • Портал закупок Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг

Торги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *