Закон о потребительстве

Закон РФ «О защите прав потребителей» 2019

Закон, защищающий права потребителей, касается каждого жителя России, потому что все люди выполняют функции потребителей даже в том случае, если они в настоящий момент относятся к производителям, поставщикам, продавцам или исполнителем. Всех этих лиц закон объединяет в единую цепочку взаимной ответственности, несмотря на то, что формально защищает только права одного звена цепочки.

Обязанности и права сторон

Если закон посвящён защите потребителей, то следует знать о том, какими именно правами они обладают, и от кого их следует защищать. Если проанализировать все положения закона, то можно определить права потребителей на:

  • просвещение (ст. 3);
  • безопасность (ст. 7);
  • информацию об изготовителе (ст. 8);
  • высокий уровень качества (ст. 4);
  • безвозмездное устранение недостатков (ст. 18, 29);
  • обмен продукта (ст. 18, 25);
  • отказ от выполнения обязательств по договору (ст. 18);
  • возмещение в полном объёме вреда, причинённого недостатками (ст. 14);
  • компенсацию материального и морального вреда (ст. 15).

Основными правами, требующими защиты, следует считать, конечно, право на безопасную и качественную продукцию. Именно при данных нарушениях необходимо возмещать причинённый данному лицу вред. Для обеспечения основных прав производится обмен товара, осуществляется информирование о юридических возможностях взаимодействующих сторон.

Понятие обязанностей распространяется преимущественно на производителе, поставщиков и прочих лиц, которые по роду своей деятельности предоставляют продукцию и услуги. Они обязаны:

  • нести ответственность за допущенные недостатки (ст. 5);
  • устанавливать сроки годности или эксплуатации товара (ст. 5);
  • обеспечить потребителей запчастями к реализуемому товару (ст. 8);
  • создать условия для производства ремонтных работ по данному виду продукции (ст. 8);
  • нести ответственность за недостоверную информацию.

Закон даёт производителям права на определение гарантийного основного или дополнительного срока. Такое же право даётся продавцу, если производитель не определил свою гарантию.

Товары

Торговля – это вид взаимодействия потребителя и производителя, в котором посредником выступает организация торговли. В ФЗ N 2300-1 этой теме посвящена вторая глава, в которой защищаются права физ- и юрлиц на качественный товар, информацию о нём и его производителе.

Права нуждаются в защите с момента выявления дефектов в приобретённом, если, конечно, они не были заранее оговорены продавцом или производителем. В этом случае покупатель может (ст. 18):

  • потребовать снижения цены, замены вещи на такую же или аналогичную;
  • отказаться от выполнения договора поставки;
  • настаивать на устранении дефектов;
  • требовать компенсации убытков в полном объёме.

Все претензии по качеству могут быть направлены продавцу или непосредственно производителю. По товару, реализуемому в розничной продаже, претензии всегда направляются продавцу, который уже может переадресовать их поставщику или производителю.

Если претензии потребителя вызывают спор, то продукция может быть отправлена на экспертизу. Производится это за счёт предоставляющей стороны. Если в результате исследования выяснилось, что вещь приобрела недостатки не по вине продавца, поставщика, производителя или импортёра, то оплата услуг по экспертизе ложится на потребителя.

Услуги и работы

В главе третьей эти термины используются в виде синонимов. Однако между ними есть разница. Работа – это, безусловно, действие, имеющее признаки услуг. Однако работа может быть незавершённой, в то время как услуга может быть таковой только в том случае, если она доведена до своего логического конца.

В части оказания услуг ФЗ № 2300-1 регламентирует:

  • сроки оказания услуг, устранения недостатков, удовлетворения требований (ст. 27, 28, 30, 31);
  • действия при обнаружении недостатков (ст. 29, 32);
  • составление сметы и особенности оплаты (ст. 33, 37);
  • осуществление информирования потребителей об особых обстоятельствах, влияющих на качество (ст. 36);
  • специфику выполнения некоторых видов работ (ст. 34, 35, 39, 39.1).

Роль государства и общественности в защите прав потребителей

Этой теме посвящена четвёртая глава, большая часть которой содержит статьи, регламентирующие деятельность органов государственной и муниципальной власти по проведению потребительского надзора. Правам и обязанностям общественных организаций посвящена только одна статья – 45-я.

Общественные организации, независимо от целей их создания, могут защищать права потребителей с помощью:

  • инициирования экспертизы;
  • участия в разработке требований;
  • выявления фактов нарушения прав;
  • передачи информации о нарушениях в органы госконтроля;
  • обращения в суды с исками.

У государственных и муниципальных органов прав и полномочий больше. Федеральные органы госнадзора в сфере защиты прав потребителей обязаны (ст. 40):

  • проводить проверки соблюдения нормативных требований, предъявляемых к качеству продукции и услуг;
  • осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению нарушений;
  • проводить учёт и анализ случаев причинения вреда экологической среде, жизни и здоровью человека и домашним животным;
  • давать оценку эффективности проводимых мероприятий.

Обязанности региональных и местных органов власти в этой области не столь обширны. Однако все компетентные органы любого иерархического положения имеют право и обязаны защищать права потребителей в судах, рассматривать жалобы населения, в рамках своих полномочий принимать меры по недопущению нарушений.

Таким образом, ФЗ № 2300-1 представляет собой юридический документ, направленный на оптимизацию взаимоотношений двух сторон одной цепи – производителей и потребителей. Продавцы, импортёры, не производящие поставщики в данном случае находятся на стороне производителя, хотя могут быть и потребителем. Ведь розничные магазины, закупившие товар, так же с юридической точки зрения могут выступать в роли потребителя, поскольку ФЗ № 2300-1 регулирует не всю цепочку перемещения товаров, а лишь взаимоотношения тех, кто передаёт и тех, кто принимает товары или услуги.

Оглавление ЗоЗПП

  • Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»
  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
    • Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
    • Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
    • Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
    • Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
    • Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
    • Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
    • Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
    • Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)
    • Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
    • Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
    • Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
    • Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
    • Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
    • Статья 15. Компенсация морального вреда
    • Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
    • Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
    • Статья 17. Судебная защита прав потребителей
  • Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям
    • Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
    • Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
    • Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
    • Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
    • Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
    • Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
    • Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
    • Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
    • Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
    • Статья 26. Утратила силу.
    • Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
    • Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров
  • Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
    • Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)
    • Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
    • Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
    • Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
    • Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
    • Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
    • Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
    • Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
    • Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
    • Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
    • Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
    • Статья 38. Утратила силу.
    • Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг
    • Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям
  • Глава 4. Государственная и общественная защита прав потребителей
    • Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
    • Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) по предоставлению информации органу государственного надзора
    • Статья 42. Утратила силу.
    • Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
    • Статья 42.2. Передача осуществления полномочий органа государственного надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 42.3. Подача и рассмотрение обращений потребителей
    • Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
    • Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
    • Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
    • Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

Официальный сайт «Общества защиты прав потребителей 2019» (ОЗПП)
Последняя редакция Гражданского Кодекса РФ 2019

Юридические лица

Вторую крупную группу субъектов гражданского права составляют юридические лица (п. 1 ст. 2 ГК).

Для уяснения понятия юридического лица большое значение имеют цели создания и признаки этого субъекта гражданских правоотношений. В силу исторического развития основными целями создания юридических лиц являются:

  • 1) обособление определенной имущественной массы и включение ее в гражданский оборот;
  • 2) оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода как в имущественной, так и нематериальной сфере.

Цель юридического лица должна быть легальной и удовлетворять требованиям, предъявляемым к осуществлению субъективных гражданских прав.

Через выделение основной экономической и правовой цели данного института должно выводиться понятие юридического лица. Примечательно, что гражданское законодательство большинства зарубежных стран либо вообще не дает определения юридического лица, либо ограничивается самыми обычными и краткими формулировками.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК.

Цивилистическая наука выделяет следующие признаки юридического лица:

  • 1) организационное единство, отражающее: а) наличие системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое целое, б) наличие внутренней структурной и функциональной дифференциации, в) наличие определенной цели образования и функционирования;
  • 2) обладание обособленным имуществом (экономический признак);
  • 3) материально-правовой признак, означающий способность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени, т.е. способность от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также самостоятельно нести имущественную ответственность по своим обязательствам;
  • 4) способность быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском суде (процессуально-правовой признак).

Указанные признаки определяются действующим законодательством и закрепляются в учредительных документах юридического лица.

Таким образом, при создании юридического лица в упомянутых выше целях объединяется трудовой коллектив, который в зависимости от конкретных задач и ряда других факторов дифференцируется по структурным подразделениям (специалисты, отделы, управления и т.п.) с различными функциями и возглавляется руководящим органом. В качестве материальной базы деятельности этого социального образования выступает обособленное имущество, принадлежащее ему на праве собственности либо ином допускаемом вещном праве, отражаемое в самостоятельном балансе (смете).

Организационное единство, обеспечивающее стабильное существование юридического лица, формирование и выражение вовне его автономной воли, а также имущественная обособленность, обеспечивающая имущественную самостоятельность, создают необходимые предпосылки для самостоятельного участия в гражданском обороте.

Содержание понятия «имущество», включающее в себя наряду с комплексом материальных благ имущественные права и имущественные обязанности, объясняет оба элемента материально-правового признака юридического лица.

Наряду с имущественными отношениями в предмет гражданского права входят личные неимущественные отношения, а участники гражданского оборота могут иметь (приобретать и осуществлять) как имущественные, так и личные неимущественные права и, следовательно, нести соответствующие обязанности. В случае нарушения чужих прав и (или) неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей юридическое лицо несет гражданско-правовую ответственность, которой независимо от характера правонарушения свойствен имущественный характер (ст. 56 ГК).

Процесс — форма существования материального права. Следовательно, самостоятельная имущественная ответственность в гражданском праве отражается в гражданском процессе в способности юридического лица выступать ответчиком в суде. Субъективное гражданское право, носителем которого является юридическое лицо, включает в себя как один из элементов возможность использовать предоставленные ему меры правоохранительного характера, в том числе возможность обращения к компетентным государственным или общественным органам с требованием защиты права. Следовательно, юридическое лицо может выступать и суде не том.

Все эти признаки должны быть отражены в учредительных документах, под которыми современное гражданское законодательство понимает в различных комбинациях устав, учредительный договор, общее положение. Устав является статутным документом, т.е. определяющим правовое положение юридического лица, и утверждается учредителями последнего. Проектом Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что юридические лица получают гражданские права и гражданские обязанности наряду с физическими лицами. У юридических лиц должен быть только один учредительный документ — устав, который может быть типовым, утверждаемым в порядке, установленном ГК.

Учредительный договор относится к договорной группе обязательств по совместной деятельности, разновидности организационных договоров. В нем определяются права и обязанности учредителей по отношению друг к другу, третьим лицам и будущему юридическому лицу по поводу создания последнего. Учредительный договор заключается учредителями юридического лица.

Общее положение в случаях, предусмотренных законодательством, может выступать в качестве учредительного документа некоммерческой организации.

Статья 52 ГК определяет обязательное содержание учредительных документов для всех юридических лиц, которое конкретизируется другими статьями ГК и специальными правовыми актами по отдельным организационно-правовым формам юридических лиц.

Участие в гражданских правоотношениях юридических лиц (как и физических) возможно лишь при наличии признаваемой и предоставляемой государством правосубъектности.

Гражданский кодекс прямо указывает лишь па правоспособность юридических лиц (ст. 49 ГК). Однако из анализа юридических актов (в том числе ГК), судебных решений и доктринальных исследований следует, что юридическое лицо, так же как и физическое, обладает правоспособностью (ст. 49 ГК), дееспособностью (п. 1 ст. 48 ГК: «может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»), деликтоспособностью (п. 1 ст. 48, ст. 56 ГК: «отвечает по своим обязательствам»), наименованием (п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 54 ГК), местом нахождения (п. 2 ст. 52, п. 2 ст. 54 ГК).

Представляется, что причины упрощенной формулировки ст. 49 ГК заключаются в следующем. Во-первых, некоторые цивилисты ставят знак равенства между правосубъектностью и правоспособностью. Во-вторых, по общему правилу, право- и дееспособность юридического лица возникают одновременно (с возникновением самого юридического лица), прекращаются, как правило, одновременно (с прекращением деятельности юридического лица). Такой подход позволяет далее говорить об общей характеристике правосубъектности юридических лиц и в случае необходимости останавливаться на отдельных ее элементах.

Объем правосубъектности юридического лица отличается от объема правосубъектности физического лица и государства. Юридическое лицо, например, не может завещать свое имущество в отличие от физического лица, конфисковать имущество за правонарушение в отличие от государства. Но одновременно ни физическое лицо, ни государство не могут, например, открыть свой филиал в отличие от юридического лица. Таким образом, специфика правосубъектности юридического лица определяется его сущностью как субъекта гражданских правоотношений.

В отличие от физических лиц, правоспособность которых одинакова (п. 1 ст. 17 ГК), юридические лица нс равны в своей правосубъектности. Это неравенство имеет несколько аспектов. Физические лица могут иметь, приобретать и осуществлять любые не запрещенные законом гражданские права и создавать, нести и исполнять любые не запрещенные законом гражданские обязанности (ст. 17, 21 ГК). Юридическое лицо может иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести гражданские обязанности, только связанные с этой деятельностью (п. 1 ст. 49 ГК).

Не равна правосубъектность коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Некоммерческие юридические лица ограничены в праве осуществлять предпринимательскую деятельность: ее осуществление допустимо постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и характер должен соответствовать этим целям (п. 3 ст. 50 ГК). Коммерческие юридические лица, за небольшим исключением, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Значит ли это, что правосубъектность коммерческих лиц носит общий характер?

Нельзя не отмстить сложность и неоднозначность характеристики правосубъектности коммерческих юридических лиц. Кроме общих требований к осуществлению субъективных гражданских прав, распространяющихся и на коммерческие юридические лица, существуют требования ограничительного характера, относящиеся к юридическому лицу в целом или к конкретному виду его деятельности.

По общему правилу, коммерческие юридические лица могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Но цели этой деятельности должны быть предусмотрены в учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК). Кроме того, специальная правоспособность коммерческого юридического лица может быть основана на обязательном для него предписании закона или добровольно установлена для него его учредителями (участниками). Более узкую, чем прочие коммерческие организации, правосубъектность имеют унитарные предприятия (п. 1 ст. 49, ст. 113—115 ГК), а также предусмотренные законом иные виды организаций (п. 1 ст. 49 ГК).

Законом определяется перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), причем право осуществлять такую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1, 3 ст. 49 ГК).

Промежуточное положение занимает случай сужения на основе закона правосубъектности юридического лица в связи с выбором последним определенного вида деятельности. Так, банкам запрещено осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков. Предметом непосредственной деятельности страховых организаций не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Различны предмет, цели, род деятельности разных юридических лиц в том виде, как они определены в учредительных документах, и таким образом различна (специальна) их правосубъектность по отношению друг к другу.

Существуют специальные требования к наименованию юридического лица.

В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица, по общему правилу, определяется местом его государственной регистрации и должно указываться в его учредительных документах (п. 2, 3 ст. 54 ГК).

Юридические лица создаются в определенных организационно-правовых формах, перечень которых установлен законом и для коммерческих юридических лиц является закрытым (п. 2 ст. 50 ГК), а для некоммерческих — открытым (п. 3 ст. 50 ГК). Принцип замкнутости соблюдается и в отдельных группах коммерческих юридических лиц: в ст. 66 ГК дан закрытый перечень хозяйственных обществ и товариществ; государственные и муниципальные предприятия создаются только в форме унитарных предприятий (ст. 114 ГК), инвестиционные фонды — только в форме акционерных обществ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпораций и некоммерческих унитарных организаций (ст. 65.1 упомянутого проекта Федерального закона).

К некоммерческим корпорациям относятся:

  • — потребительские кооперативы, в том числе товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные, дачные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, садово-огороднические (огороднические) и дачные объединения граждан, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • — общественные организации, в том числе политические партии, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов, а также созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления;
  • — ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

К некоммерческим унитарным организациям относятся:

  • — общественные, благотворительные и иные фонды, в том числе автономные некоммерческие организации;
  • — государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • — религиозные организации.

Корпоративными и унитарными юридическими лицами являются юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями). К ним относятся:

  • — хозяйственные товарищества и общества; производственные и потребительские кооперативы;
  • — общественные организации;
  • — ассоциации;
  • — союзы.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации.

В случае нарушения специальной правоспособности юридическое лицо несет ответственность, которая может быть предусмотрена законом или его учредительными документами и зависит от объема и характера правонарушения (разовая сделка или систематическая деятельность). Последствия таких нарушений весьма различны: от возможности признания сделки недействительной до отзыва лицензии и принудительной ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 61, ст. 168, 173 и др. ГК).

По общему правилу, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК). Кроме того, в ГК содержится понятие лиц, контролирующих юридическое лицо, к которым относятся юридические лица (подконтрольное лицо), если они прямо или косвенно (через третьих лиц), самостоятельно или совместно со своими связанными (аффинированными) лицами имеют возможность определять действия (решения) такого юридического лица.

В частности, если не доказано иное, лицо считается контролирующим юридическое лицо:

  • — в силу прямого или косвенного преобладающего участия в его уставном капитале;
  • — на основании договора;
  • — в силу возможности давать обязательные для такого юридического лица указания;
  • — в силу возможности определять избрание (назначение) единоличного исполнительного органа (управляющей организации или управляющего) и (или) более половины состава коллегиального органа управления такого юридического лица.

Контролирующими лицами юридического лица признаются также лица, через которых или совместно с которыми осуществляется контроль.

Органы юридического лица представляют собой его составную часть, которая, согласно имеющимся у нее полномочиям, формирует и выражает волю юридического лица, руководит его деятельностью. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами, порядок их деятельности — законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Органы юридического лица могут быть классифицированы по различным признакам, в частности:

  • 1) по порядку формирования или способу приобретения полномочий — выборные (например, Совет директоров акционерного общества) и назначаемые (например, директор государственного унитарного предприятия);
  • 2) но числу входящих в них принимающих решение и несущих ответственность должностных лиц — единоличные (например, председатель совета директоров акционерного общества) и коллегиальные (например, общее собрание акционеров в акционерном обществе);
  • 3) по характеру полномочий и задач — руководящие (например, общее собрание акционеров в акционерном обществе) и иные структурные органы (например, кредитный комитет в коммерческом банке);
  • 4) по срокам деятельности — постоянные и временные (с ограниченным сроком деятельности, например директор в акционерном обществе; периодической деятельности, например общее собрание акционеров).

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК) или представителей, отличных от его органов и участников.

Составной частью правосубъектности юридического лица выступает возможность создавать представительства и филиалы, которые являются не органами, а обособленными подразделениями юридического лица. Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК). Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК).

Как следует из определений, представительство и филиал имеют много общих черт, поскольку создаются самим юридическим лицом; должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, в связи с чем так же, как и юридическое лицо, приобретают и утрачивают свой статус с момента внесения соответствующих сведений в государственный реестр юридических лиц; наделяются создавшим их юридическим лицом имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе юридического лица; действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений; их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности; ответственность за их деятельность песет создавшее их юридическое лицо.

Филиалы и представительства следует отличать от представителей, так как первые нс являются субъектами гражданского права и не могут выступать от имени других лиц. От имени юридического лица в качестве его представителя выступают руководители филиала или представительства, полномочия которых оформляются выдаваемой юридическим лицом доверенностью и (или) фиксируются в положении об этом обособленном подразделении.

Филиалы и представительства отличаются друг от друга своими функциями и их объемом, который больше у филиалов. Хотя представление интересов подразумевает совершение правовых действий, они носят скорее организационный, административный, вспомогательный характер, а вести деятельность (вето или ее часть), осуществляемую самим юридическим лицом, может только филиал.

Юридические лица могут быть ограничены в правах только в случаях и в порядке, установленных законом (п. 2 ст. 49 ГК).

Законодательство о юридических лицах

  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 N 1944 «О внесении изменений в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания»
  • Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2019 N 3204-р «Об определении акционерного общества «Банк ДОМ.РФ» в качестве кредитной организации, имеющей право на открытие банковских и иных счетов»
  • Постановление Правительства РФ от 16.12.2019 N 1687 «О внесении изменений в устав открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и признании утратившим силу пункта «г» постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2019 г. N 1094″
  • Постановление Правительства РФ от 03.12.2019 N 1575 «О внесении изменения в пункт 9 Правил создания и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями»
  • Федеральный закон от 02.12.2019 N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 02.12.2019 N 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности»
  • Постановление Правительства РФ от 30.11.2019 N 1538 «Об определении случаев и условий, при которых выплаты и (или) реализация прав по ценным бумагам могут осуществляться без соблюдения отдельных положений Федерального закона «О рынке ценных бумаг»
  • Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2019 N 2833-р «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 738»
  • Федеральный закон от 26.11.2019 N 378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О международных компаниях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регистрации международных фондов»
  • Федеральный закон от 12.11.2019 N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 N 1415 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1233»
  • Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 N 1416 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. N 126»
  • Постановление Правительства РФ от 06.11.2019 N 1410 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 04.11.2019 N 356-ФЗ «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»
  • Постановление Правительства РФ от 26.10.2019 N 1373 «О внесении изменений в приложение к уставу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
  • Постановление Правительства РФ от 23.10.2019 N 1360 «О внесении изменений в основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации»
  • Указ Президента РФ от 22.10.2019 N 517 «О реорганизации федерального казенного предприятия «Завод имени Я.М. Свердлова»
  • Указ Президента РФ от 21.10.2019 N 509 «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 18.10.2019 N 504 «О создании публично-правовой компании «Военно-строительная компания»
  • Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2405-р «О внесении изменений в распоряжения Правительства РФ от 23.01.2003 N 91-р, от 30.08.2017 N 1870-р»

Отношения между потребителем и поставщиком товаров и услуг регламентирует Федеральный Закон от 07.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей». Он, в первую очередь, служит защитой для всех граждан от некачественного и некорректного оказания услуг продавцами.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Закон четко определяет тех, кто подпадает под его действие:

  1. Потребители – это физические лица, приобретающие товары или услуги для личного пользования, а не для деятельности, предназначенной для получения дохода.
  2. Исполнители, изготовители, продавцы – это индивидуальные предприниматели или организации, предоставляющие услуги или товары покупателям, независимо от своей организационно-правовой формы на возмездной основе.

Если хотя бы одно из условий, обозначенных в ФЗ, выполнено не будет, то действие Закона даже при выявленных нарушениях будет невозможно.

Распространяется ли закон на юридических лиц

Согласно Закону «О защите прав потребителей», юридические лица не могут быть участниками правоотношений в области его применения.

В данном случае в действие вступают глава 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N14-ФЗ и договорные отношения между участниками сделки, составленные в соответствии с действующим законодательством.

Именно договор купли-продажи является основным документом, где обозначены нормы и порядок возврата или обмена товара. В случае отсутствия таковых следует прибегнуть к Гражданскому кодексу.

Как юридическому лицу вернуть товар юридическому лицу

Закон предусматривает возврат или подмену приобретения юридическим лицом юридическому лицу при условии, что:

  • товар или услуга не соответствует требованиям покупателя и заявленным характеристикам;
  • после приобретения был обнаружен дефект;
  • поставщик умышленно скрыл недостатки реализуемой продукции.

Также стороны могут договориться о снижении цены на покупку при условии, что она не потеряет своих потребительских свойств, или о ее ремонте за счет поставщика.

Если продавец отказывается принять продукцию или устранить недостатки, то покупатель вправе расторгнуть договор в соответствии с Гражданским кодексом РФ и возместить потраченные средства.

Вернуть товар возможно только в том случае, если обнаружены дефекты и недостатки. Качественный продукт без специально обозначенного в договоре купли-продажи пункта юридическому лицу вернуть невозможно.

Чтобы вернуть товар, необходимо строго следовать условиям, указанным в договоре или при его отсутствии – в ГК РФ, и располагать доказательной базой о наличии недостатков.

Первым шагом для возврата покупки поставщику будет составление претензии на возврат продукции или услуги на имя руководителя организации. Она обязательно должна включать:

  1. Полное наименование организации, ФИО руководителя.
  2. Контактные данные заявителя.
  3. Дату и номер договора купли-продажи.
  4. Наименование товара и подробное описание выявленных недостатков и дефектов.
  5. Предъявляемые требования.
  6. Дату, личную подпись заявителя и печать организации.

Образец претензии на возврат продукции или услуги можно посмотретьздесь. Документ может быть отправлен лично в организацию или заказным письмом с уведомлением на адрес поставщика.

Кроме претензии, процедура предполагает наличие:

  • счета-фактуры;
  • акта на товар ненадлежащего качества для оформления соответствующей отчетности юридическими лицами;
  • акта приема-передачи;
  • накладной на возврат товара.

Сроки возврата указаны в договоре купли-продажи или, если этого не предусмотрено, в статье 477 ГК РФ. Срок по закону равен гарантийному сроку, в течение которого покупатель вправе предъявить требования поставщику, связанные с недостатками товара.

Иные аспекты при возврате товара

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Не всегда торговые отношения между юридическими лицами будут рассматриваться в плоскости ГК РФ.

Если организация, например, приобретала товары для подарков сотрудникам, то сотрудник, являясь физическим лицом, при возврате товара будет защищен Законом «О защите прав потребителей».

При составлении договора купли-продажи между двумя сторонами важно прописать порядок и условия возврата товара, чтобы избежать возникновения спорных ситуаций и обращения в судебную инстанцию для решения вопроса.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Закон о защите прав потребителей для юридических лиц

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)Основные понятия, используемые в настоящем Законе: потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Статья 520 ГК РФ. Если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение. Покупатель (получатель) вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.
Статья 521 ГК РФ. Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров
Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.

Закон о потребительстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *