7 категорий земель РФ

Содержание

Целевое назначение земель в России

Целевое назначение земель — разделение земель и земельных участков по видам (категориям) и целевому назначению. Предназначено для определения правового статуса земельного участка и его разрешённого использования, например, для разрешения или запрета индивидуального жилищного, дачного и других видов строительства. Установлено и регулируется Земельным кодексом РФ и другими законодательными актами и федеральными законами, в том числе законами, установленными и устанавливаемыми в отдельных субъектах Российской Федерации.

Категории земель и их назначение

На 1 января 2013 года все земли Российской Федерации (всего 1 709 824 600 га) распределились по категориям следующим образом:

  • Земли сельскохозяйственного назначения (386 135 800 га)
  • Земли населённых пунктов (19 886 900 га)
  • Земли промышленности и иного спец. назначения (16 898 900 га)
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов (46 065 800 га)
  • Земли лесного фонда (1 121 928 100 га)
  • Земли водного фонда (28 044 500 га)
  • Земли запаса (90 864 600 га)

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли сельхозназначения — это земли с плодородными почвами за границами поселений, выделенные для сельскохозяйственных нужд (производства сельскохозяйственной продукции).

Виды земель сельскохозяйственного назначения

  • Сельскохозяйственные угодья: пашни; сенокосы; пастбища; залежи; земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)
  • Земли, занятые: внутрихозяйственными дорогами; коммуникациями; лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений; водными объектами; зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

  • для создания и развития личных подсобных хозяйств
  • для ведения садоводства
  • для ведения огородничества
  • для ведения животноводства
  • для ведения рыбоводства
  • для сенокошения
  • для выпаса скота
  • для ведения охотничьего хозяйства
  • для дачного строительства

На землях сельхозназначения в некоторых случаях возможно индивидуальное жилищное строительство с регистрацией (пропиской) и без регистрации. В остальных случаях строительство жилых домов, в которых предусмотрена регистрация (прописка), на землях сельхозназначения невозможна, или возможна с ограничениями, или возможна после перевода земель из этой категории в категорию земель населённых пунктов.

Земли населённых пунктов

Земли населённых пунктов (поселений) — это земли, находящиеся внутри границ населённых пунктов и поселений и предназначенные для застройки и развития этих населённых пунктов. Регулируются Градостроительным кодексом РФ, генеральными планами населённых пунктов и градостроительными нормами.

Генеральный план Москвы, 1935 г.

Земли поселений могут использоваться:

  • для застройки
  • для ведения личного подсобного хозяйства
  • для индивидуального жилищного строительства

Земли промышленности и иного специального назначения

Земли промышленности и иного специального назначения — это земли, предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, что позволяет отграничить данную категорию земель от земель всех иных категорий, например, от схожих элементов состава земель поселений, таких, как производственные, инженерные и транспортные инфраструктуры, специального назначения, военных объектов. Земли с этим статусом всегда находятся за границами населённых пунктов, городских и сельских поселений.

Виды земель специального назначения и их использование:

Градирни. Обычно располагаются на землях энергетики

  • Земли промышленности;
  • Земли энергетики;
  • Земли транспорта;
  • Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • Земли для обеспечения космической деятельности;
  • Земли обороны и безопасности;
  • Земли иного специального назначения;

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Карта ООПТ федерального значения на территории Российской Федерации, 2005 г.Главная Таловская чаша — государственный памятник природы в Томской области

Земли особо охраняемых территорий и объектов — это земли, изъятые государством из оборота и находящиеся под контролем и охраной государства. Такие земли имеют особое ценное значение: природоохранное, в том числе, водоохранное, научное, культурно-историческое, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное. На землях особо охраняемых территорий и объектов либо вообще не ведётся хозяйственная деятельность, либо ведётся только такая деятельность, которая необходима для сохранения самой территории или объекта.

Виды земель особо охраняемых территорий и объектов:

Особо охраняемые природные территории (ООПТ):

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные природные заповедники;
  • государственные и региональные природные заказники;
  • памятники природы;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • дендрологические парки;
  • ботанические сады;
  • территории традиционного природопользования;
  • другие типы ООПТ регионального и местного значения.

По данным GIS-Lab (неформального сообщества специалистов в области ГИС и ДЗЗ), актуальным на 2.09.2011 г., на территории Российской Федерации зарегистрировано 214 ООПТ федерального подчинения, из них 102 объекта — государственные заповедники, 43 — государственные национальные парки, 69 — федеральные заказники.

Вид на музейный комплекс «Хакасский аал» в музее-заповеднике близ с. Казановка (Хакасия)

Список ООПТ федерального значения на территории РФ
Государственные заповедники
Азас Алтайский Астраханский
Байкало-Ленский Байкальский Баргузинский
Басеги Бастак Башкирский
Белогорье Богдинско-Баскунчакский Болоньский
Большая Кокшага Большехехцирский Большой Арктический
Ботчинский Брянский Лес Буреинский
Верхне-Тазовский Висимский Витимский
Вишерский Волжско-Камский Воронежский
Воронинский Галичья Гора Гыданский
Дагестанский Дальневосточный Морской Дарвинский
Даурский Денежкин Камень Джергинский
Джугджурский Жигулёвский Зейский
Ильменский Кабардино-Балкарский Калужские Засеки
Кавказский Кандалакшский Катунский
Кедровая Падь Керженский Кивач
Кологривский лес Командорский Комсомольский
Корякский Костомукшский Кроноцкий
Кузнецкий Алатау Курильский Лазовский
Лапландский Магаданский Малая Сосьва
Мордовский Ненецкий Нижнесвирский
Норский Нунгуш Окский
Олёкминский Оренбургский Остров Врангеля
Пасвик Печоро-Илычский Пинежский
Полисовский Поронайский Приволжская лесостепь
Приокско-Террасный Присурский Путоранский
Рдейский Ростовский Саяно-Шушенский
Северо-Осетинский Сихотэ-Алинский Сохондинский
Столбы Таймырский Тебердинский
Тигирекский Тунгусский Убсунурская котловина
Уссурийский Усть-Ленский Утриш
Хакасский Ханкайский Хинганский
Хопёрский Центрально-Лесной Центральносибирский
Центрально-Чернозёмный Чёрные земли Шульган-Таш
Эрзи Юганский Южно-Уральский
Государственные национальные парки и ГК «Завидово»
Алания Алханай Анюйский
Башкирия Бузулукский бор Валдайский
Водлозерский Забайкальский Зюраткуль
Калевальский Кенозерский Куршская коса
Лосиный остров Марий Чодра Мещёра
Мещёрский Нечкинский Нижняя Кама
Орловское Полесье Паанаярви Плещеево озеро
Прибайкальский Припышминские боры Приэльбрусье
Русский север Русская Арктика Самарская Лука
Себежский Смоленское Поозерье Смольный
Сочинский Таганай Тункинский
Угра Удэгейская легенда Хвалынский
Чаваш Вармане Шорский Шушенский бор
Югыд Ва
Федеральные заказники
Аграханский Алтачейский Баджальский
Баировский Белоозерский Буркальский
Васпухольский Верхне-Кондинский Воронежский
Государственный комплекс «Таруса» Даутский Долина Дзерена
Елизаровский Елогуйский Земля Франца-Иосифа
Ингушский Кабанский Каменная степь
Канозерский Кижский Кирзинский
Клетнянский Клязьменский Красный Яр
Куноватский Курганский Лебединый
Леопардовый Малые Курилы Меклетинский
Мурманский тунровый Муромский Мшинское болото
Надымский Ненецкий Нижне-Обский
Олонецкий Ольждиканский Орловский
Приазовский Пуринский Ремдовский
Рязанский Самурский Саратовский
Сарпинский Северземельский Сийский
Сочинский Советский Старокулаткинский
Степной Сумароковский Сурский
Тляратинский Томский Тофаларский
Туломский Тумнинский Тюменский
Удыль Фролихинский Харбинский
Хехцир Хингано-Архаринский Цасучейский бор
Цейский Цимлянский Южно-Камчатский
Ярославский

Земли природоохранного назначения:

  • земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);
  • иные земли, выполняющие природоохранные функции, например, земли, выполняющие водоохранные функции.

Земли рекреационного назначения — земельные участки, на которых находятся:

  • дома отдыха, пансионаты, кемпинги;
  • объекты физической культуры и спорта;
  • туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские и спортивные лагеря, детские туристические станции, дома рыболова и охотника;
  • туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы;
  • другие подобные объекты.

Земли историко-культурного назначения — это земли, на которых расположены:

  • памятники истории и искусства, объекты культурного (в том числе, археологического) наследия народов РФ;
  • достопримечательности и достопримечательные места;
  • захоронения (военные и гражданские).

Белокуриха, Бальнеологический курорт федерального значения в Алтайском крае

Земли лечебно-оздоровительного назначения — это земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обладающие природными лечебными ресурсами и предназначенные для лечения и отдыха граждан:

  • округи санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности;
  • курорты федерального значения.

Особо ценные земли — это природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность:

  • типичные или редкие ландшафты;
  • культурные ландшафты;
  • сообщества растительных, животных организмов;
  • редкие геологические образования;
  • земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций.

Земли лесного фонда

Козье болото. Иваново

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие), кроме лесов на землях обороны, городских поселений, а также древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, транспорта, населённых пунктов, водного фонда и иных категорий.

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли:

  1. покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
  2. занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством.

Земли запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса РФ. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Перевод земель из категории в категорию

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Перевод земель из одной категории в другую может осуществляться в отношении следующих земель следующими органами:

  1. земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;
  2. земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  3. земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
  4. земель, находящихся в частной собственности:
    • земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путём установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Категории землевладельцев и землепользователей

  1. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации
  2. Муниципальные образования
  3. Юридические лица
    • крестьянские (фермерские) хозяйства
    • хозяйственные товарищества и общества
    • производственные кооперативы
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия
    • иные коммерческие организации
    • некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации
    • казачьи общества
    • опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, готовящих кадры в области сельского хозяйства, и общеобразовательные организации
  4. Физические лица (граждане РФ)
  • в отдельную категорию граждан РФ, владеющих землями с особым статусом и на иных основаниях, чем все остальные граждане РФ, можно выделить общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Так как сам термин «территория традиционного природопользования» был введён 22 апреля 1992 года специально для сохранения и защиты традиционного образа жизни этих малочисленных народов. Особый статус земель ТТП (один из типов земель ООПТ) предполагает, что представители коренных малочисленных народов будут заниматься на своих землях традиционными видами деятельности и, таким образом, сохранят свою аутентичность.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут быть землепользователями земель Российской Федерации, как правило, с существенными ограничениями.

Пользование участками земли осуществляется на разных правовых основаниях:

  • на основании права собственности (собственники)
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования (землепользователи)
  • на праве пожизненного наследуемого владения (землевладельцы)
  • по договору аренды, договору субаренды (арендаторы)
  • на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (обладатели сервитута)

История земельного законодательства в России: вехи

Исследователи говорят о двух последних веках, как о времени развития земельного законодательства в России, а его сегодняшний этап называют самым проблемным во всей истории. Специалисты по земельному праву выделяют несколько основных этапов, повлиявших на становление современного российского земельного законодательства.

До 1861 г. Сословное землевладение
Крестьянское сословие не обладает никакими закреплёнными законодательно самостоятельными правами на землю, не имеют самостоятельного голоса в вопросах её использования. Собственники земли — казна и дворянство.
1861 г. Аграрная реформа
После Аграрной реформы 1861 года за крестьянами единолично, или в составе земельных общин, законодательно закрепляются права и обязанности на землю. Эти права существенно ограничиваются необходимостью внесения большого залога и обязательствами по выкупу земель у бывшего собственника. В личной собственности у крестьян земли практически не было, по большей части речь шла о долгосрочной аренде земли.
1905 г. Реформа П. А. Столыпина
Расширение прав крестьян на землю, первые шаги к переходу от общинного землевладения к личной (частной) собственности главы крестьянского хозяйства.
26/Х (по ст. ст.) 1917 г. Крестьянский наказ в рамках Декрета о земле
Вся земля объявлена народным достоянием, частная собственность на землю отменена, запрещено сдавать землю в аренду и в залог.
30/Х 1922 г. Земельный кодекс РСФСР
Земельным кодексом было закреплено право на трудовое землепользование. Институт частной собственности отменён, вся земля принадлежит государству, запрещено проводить какие-либо сделки с землёй, запрещён наёмный труд.
1990 г. Земельная реформа
Приняты Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Закон РСФСР «О земельной реформе», которым отменялась монополия государства на землю. Начато законодательное движение по включению земли в рыночный оборот, которое было обложено мораторием на 10 последующих лет.
25 апреля 1991 г. Земельный кодекс РСФСР
Земельное законодательство развивает положения о приватизации в трёх направлениях: приватизация земель сельхозназначения, приватизация земель при приватизации госпредприятий и приватизация земель граждан.
1993 г. Конституционная реформа
С принятием Конституции РФ земельная реформа получила мощный толчок, отменён 10-летний мораторий на коммерческие сделки с землёй

Примечания

  1. О. И. Крассов. Комментарий к статье 7 // «Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации» (постатейный) 2-е издание, переработанное. — Москва: НОРМА, 2009.
  2. С. А. Боголюбов. Роль целевого назначения земель // Экологическое право. — Москва: НОРМА, 2001.
  3. Словарь терминов КЗРиЗ. — Помощь Бизнесу, 2007.
  4. Термины в законодательстве о земле. Дата обращения 17 июня 2014.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Гл. I Общие положения Ст. 1 Основные принципы земельного законодательства, п. 8. — Российская газета, 2001.
  6. В зависимости от категории земель применяются разные федеральные законы и правовые регулирующие документы. Полный перечень см. в разделе Литература данной статьи
  7. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения за 2013 год (Земельный фонд РФ по состоянию на 1 января 2013 года) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июня 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Гл. I Общие положения Ст. 7 Состав земель в Российской Федерации. — Российская газета, 2001.
  9. ЗК РФ (действующая редакция от 28.12.2013) Гл. XIV. Земли сельскохозяйственного назначения Ст. 78
  10. ЗК РФ (действующая редакция от 28.12.2013) Глава XV. Земли населённых пунктов Ст. 83 п. 1
  11. ЗК РФ (действующая редакция от 28.12.2013) Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Ст. 87-93
  12. ЗК РФ (действующая редакция от 28.12.2013) Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Ст. 88
  13. Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Ст. 89
  14. Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Ст. 90
  15. Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Ст. 91
  16. Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Ст. 92
  17. Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Ст. 93
  18. Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Ст. 93 п. 7
  19. 1 2 3 4 5 6 ЗК РФ (действующая редакция от 28.12.2013) Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов Ст. 94-100
  20. БД по федеральным ООПТ РФ, 2004-2011 © НП «Прозрачный мир», WRI, МСОЭС, ЦОДП (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июня 2014. Архивировано 1 июля 2014 года.
  21. ФЗ от 22.07.2008 № 141-ФЗ
  22. в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ
  23. Введено Федеральным законом от 30.10.2007 № 240-ФЗ
  24. Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1992 года «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера». — Ведомости СНД и ВС РФ, 1992. № 18. Ст. 1009.
  25. В. А. Штыров Государственная политика в области обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. — Отдел подготовки и тиражирования документов Управления информационных технологий и документооборота Аппарата СФ, 2012.
  26. С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская; 3-51 Под ред. С. А. Боголюбова. Гл. I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА § 5. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ // Земельное право: Учебник. — Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  27. Н. П. Огановский. Гл. VI. Формы хозяйства. Землевладение и землепользование. // Очерки экономической географии СССР. — Москва: «Новая деревня», 1924 Изд-е 2-е перераб. и обновл..
  28. Свод законов Российской империи Прил. к т. IX. Дата обращения 18 июня 2014.
  29. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, № 26, ст. 324, 1990.
  30. Конституция Российской Федерации. — СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, сборник № 15, статья № 1691, 14.04.2014.

Литература

  • Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. «Российская газета» (8 июня 2006 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 4087).
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. «Российская газета» (30 декабря 2004 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 3667).
  • Гражданский кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. «Российская газета».
  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. «Российская газета» (30 октября 2001 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 2823).
  • Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. «Российская газета» (8 декабря 2006 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 4243).
  • Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ. «Российская газета» (27 июля 2002 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 3005).
  • Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 446-ФЗ. «Российская газета» (30 декабря 2013 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 6271).
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ. «Российская газета» (30 декабря 2004 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 3667).

Ссылки

  • Конституция Российской Федерации (оптическая копия официального издания на официальном сайте президента России)
  • Официальный интернет-портал правовой информации
  • Открытые данные по границам ООПТ федерального подчинения РФ

Описание 7 категорий земель: чем они отличаются, их коды и основное целевое назначение

В земельных правоотношениях термин «земля» используется для обозначения обособленного участка поверхности, то есть земельного участка.

Главным принципом их использования является соблюдение целевого назначения такого участка.

Все участки подразделяются на семь категорий, каждая из которых имеет особые параметры, свойственные только ей, код, назначение и разрешенные виды использования.

Что такое основное целевое назначение?

Под целевым назначением понимается особая функция, выполняемая тем или иным земельным участком в общественных отношениях.

Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти и закрепляется в соответствующих нормативных документах, главным из которых является Земельный кодекс.

Принадлежность к определенной категории определяет:

  • правовой режим участка;
  • его назначение;
  • разрешенные виды использования внутри самой категории: основные и дополнительные.

Собственник не может самовольно их изменить. Такое ограничение в правомочиях обусловлено большой ценностью земельных ресурсов и вниманием государства к сохранению их качества.

Количество видов и их описание

Категории, к которым относят земли в России по их целевому назначению, перечислены в ст. 7 Земельного кодекса. Распределение земельного фонда по категориям выглядит так:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленного и иного специального назначения (транспорта, разных видов связи, обороны и безопасности и т. д.);
  • особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим их для наглядности не в виде таблицы, а на диаграмме.

Номер категории ни в коей мере не означает преимущества одних земель перед другими. Хотя сельскохозяйственные угодья, без сомнения, имеют весьма важное значение.

Для каждой категории предусмотрен особый правовой режим и способы использования.

Сельскохозяйственного назначения

Главным назначением земель сельхозназначения является:

  • производство разнообразной сельхозпродукции;
  • размещение необходимой для этого инфраструктуры;
  • ведение учебной и научной работы в сфере сельского хозяйства.

Основная ценность участков сельскохозяйственного назначения заключается в их плодородии.

По этому качеству они подразделяются на:

  • пашни;
  • многолетние насаждения (например, плодовые сады или виноградники);
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • дороги и скотопрогонные полосы;
  • лесополосы, не относящиеся к землям лесного фонда;
  • площади под дворами и хозпостройками;
  • неиспользуемые наделы.

Для этих земель допускается исключительно целевое использование. К таковому относятся:

  • собственно ведение сельского хозяйства, всех его видов;
  • личное подсобное хозяйство граждан;
  • садоводство и огородничество;
  • дачное строительство (сезонное);
  • организация фермерского хозяйства;
  • сооружение необходимой инфраструктуры для обслуживания сельхозпроизводителей.

При необходимости отвести участки данной категории под постройку различных сооружений или прокладку коммуникаций стараются выделять земли, имеющие наименьшую ценность для сельхозпроизводства, то есть с низким плодородием или неудобные для обработки.

Возможно на таких участках и возведение жилых строений, но только для сезонного проживания: дачного или садового домика.

Населенных пунктов

Земли поселений делятся так же как и сами населенные пункты: на городские и сельские.

Вне зависимости от размера поселения подразделяются на территориальные зоны, число которых может достигать девяти:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые;
  • инженерные;
  • рекреационные;
  • сельскохозйственные;
  • спецназначения;
  • военные;
  • иные.

Каждая из них имеет свое назначение и свой градостроительный регламент.

Именно этот документ определяет разрешенные виды использования для каждого участка внутри зоны.

Границами земель поселений служат административные границы населенных пунктов.

Основное назначение таких земель — застройка и развитие городов и сел.

Участки под строительство многоэтажных домов и кварталов, а также под ИЖС и ЛПХ чаще всего относятся именно к этой категории.

Однако необходимо помнить, что, помимо разрешенного использования участка, для возведения на нем дома потребуются и иные правовые основания. Например, разрешение на строительство.

Промышленности

Данная категория включает в себя, прежде всего, участки, занятые различными промышленными предприятиями, а также другими объектами, в том числе:

  • транспортными магистралями;
  • линями связи и электропередач;
  • трубопроводами;
  • объектами оборонного комплекса и т. д.

Их основное назначение — обеспечение деятельности наиболее важных отраслей хозяйства.

Согласно ст. 87 ЗК РФ эти земли не входят в состав земель поселений и выделяются в самостоятельную категорию.

Входящие в нее участки, в свою очередь, делятся на подгруппы:

  • промышленности;
  • энергетической отрасли;
  • транспортной инфраструктуры;
  • телекоммуникационной сферы;
  • космической отрасли;
  • обороны и обеспечения безопасности;
  • иного спецназначения.

Как правило, вокруг участка, непосредственно занятого промышленным предприятием, транспортной магистралью и т.д., формируется охранная или санитарная зона.

В назначение этой зоны входит защита населения от возможного негативного воздействия объектов, а также обеспечение бесперебойной эффективной работы предприятий.

В таких зонах, как правило, запрещены почти все виды хозяйственной деятельности и перевод участков в другие категории.

Особо охраняемых территорий и объектов

Особенность этой категории земель заключается в их частичном или полном изъятии из хозяйственного оборота и использования.

Одновременно установлено и ограничение на их изъятие или перевод в иную категорию.

Такие меры охраны обусловлены тем, что на этих земельных участках расположены территории или объекты, имеющие важное назначение:

  • природоохранное;
  • культурно-историческое;
  • рекреационное;
  • эстетическое;
  • иные, сходные назначения.

Земельные участки, отнесенные к этой категории, могут находиться только в публичной собственности.

Иными словами, их собственник — государство или муниципалитет.

Типом данной территории определяется и разрешенная деятельность на ней.

К разрешенным видам деятельности на землях этой категории можно отнести:

  • научную;
  • исследовательскую;
  • просветительскую;
  • экомониторинг;
  • туризм;
  • традиционные виды хозяйства коренных народов.

Наиболее крупными земельными участками в данной категории будут заповедники.

В заповедных зонах запрещена практически любая деятельность человека, кроме той, которая направлена на сохранение природного ландшафта.

Одновременно к этой же категории относятся:

  • городские скверы и парки;
  • ботанические сады и дендрарии.

Объекты культурного наследия, а точнее — занимаемая ими территория, также включены в эту категорию земель.

Лесного фонда

В эту категорию входят:

  • участки, занятые непосредственно лесом, то есть древесно-кустарниковой растительностью;
  • земли нелесного массива, но используемые в целях ведения лесного хозяйства (территории лесничеств, питомников и т. д.).

Целевое использование этих земель определяется уже не Земельным, а Лесным кодексом.

Лесные угодья изъяты из гражданско-правого оборота. Возможно только временное использование на условиях:

  • аренды;
  • концессии;
  • бесплатного пользования.

Все леса делят на три категории, с отнесением к которым связывают возможность той или иной хозяйственной деятельности на их территории.

Водного фонда

К землям водного фона отнесены участки, на которых размещаются:

  • непосредственно сами водные объекты;
  • их охранные зоны;
  • полосы отвода;
  • охраняемые водозаборные зоны;
  • разнообразные гидротехнические сооружения.

Правовой режим таких территорий устанавливается Земельным и Водным кодексами. Отведение участков, занятых водоемами, не предусмотрено.

Для примыкающих в ним участков дозволенными способами использования будут:

  • строительство сооружений, обеспечивающих потребность в воде населения и хозяйства;
  • их эксплуатация.

Запаса

В запас попадают те земли, для которых:

  • не установлено целевое назначение;
  • право на использование было прекращено по соответствующим основаниям.

Собственниками таких участков является государство или муниципалитет.

По заявкам граждан или организаций эти земли могут быть:

  • переведены в одну из других категорий;
  • переданы в собственность или аренду.

Коды

Каждый земельный участок, прошедший кадастровый учет, имеет уникальный код, которым зашифрованы его категория и целевое назначение. Существует специальный справочник, оформленный в виде таблицы, где каждая категория и подкатегория обозначена соответствующим цифровым кодом:

  1. Так, земли сельхозназначения имеют код 003001000000. Для того, чтобы выделить внутри этой категории отдельные виды, вместо двух последний нулей ставится номер подкатегории.
  2. Пашни, сенокосы, сады и прочие сельхозугодия имеют код 003001000010.
  3. Земли поселений скрываются за обозначением 003002000000. А участки, выделяемые под жилищное строительство гражданам (ИЖС) зашифрованы как 003002000050.
  4. А вот такой код как 003002000100 обозначает прочие земельные участки, не отнесенные явно к одной из своих категорий.
  5. Используются коды, в частности, при налогообложении. Для земель разных категорий предусмотрен разный размер земельного налога.
  6. Зная к какой категории относится участок, можно определить его код, равно как и наоборот.

Чтобы узнать, к какой именно категории отнесен каждый конкретный участок, можно воспользоваться Публичной кадастровой картой или заказать в Росреестре кадастровую выписку на интересующий земельный участок.

Перевод земель

Земли можно переводить из одной категории в другую.

Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти, и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.

Собственник земли, желающий изменить ее целевое назначение, обращается в местный орган исполнительной власти с ходатайством.

При отсутствии препятствий к выполнению перевода такая просьба будет удовлетворена, а в земельный кадастр будут внесены необходимые изменения.

Типичным примером такой процедуры является выделение земель под ИЖС из муниципальной собственности.

Граждане могут просить передать им как уже существующий, то есть выделенный участок, так и часть сельхозугодий.

При положительном решении выбранный участок переводится в пригодную для индивидуального строительства категорию и уже в таковом качестве ставится на кадастровый учет.

Иногда для изменения назначения земель такое ходатайство не требуется. Так происходит, например, при расширении населенных пунктов, когда в категорию земель поселений попадает часть сельхозугодий или лесных насаждений.

Но, в любом случае, необходим нормативный акт органов местной или федеральной власти, которым данный переход фиксируется и легализуется.

Полезное видео

Узнайте подробнее о том, сколько существует категорий земель, чем они отличаются, а также какие существуют виды разрешенного использования из данного видео:

Подведем итоги

Такие государственные мероприятия, как учет всех земельных участков, разделение их на категории, установление ограничений на использование и пр., преследуют важную цель — охрану ценного природного ресурса, количество которого по объективным причинам ограничено.

Нарушение установленных законом предписаний будет иметь для собственника ряд неприятных последствий. Самым легким из них будет штраф. Самым суровым — лишение собственности, то есть изъятие участка в пользу государства.

Подобные меры также свидетельствуют об особом внимании властей к сохранению земельного фонда.

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2017 N 304-КГ17-6817 по делу N А70-7318/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности и имеет особый правовой режим.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды руководствовались статьями 7, 15, 27, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 6, 8, 23, 71 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и исходили из отсутствия оснований для предоставления обществу в собственность за плату спорного земельного участка, поскольку установили, что он относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности и имеет особый правовой режим.

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 308-ЭС17-6762 по делу N А32-37080/2011 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о признании права собственности, по встречному иску о сносе самовольно возведенных объектов. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что по первоначальному иску установлено отсутствие у истца вещного права на земельный участок, на котором возведены спорные объекты, по встречному иску спорные объекты были созданы на земельном участке, не отведенном для этих целей, в нарушение условий разрешенного использования земельного участка.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь также статьями 7, 60, 62, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 26, 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», суды отказали обществу в признании права собственности на спорные объекты недвижимости и удовлетворили иск департамента о их сносе.

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 305-КГ17-6723 по делу N А40-136636/2016 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании незаконным предписания государственного органа об устранении нарушения земельного законодательства. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суды, посчитав незаконным предписание государственного органа, неправильно применили нормы материального и процессуального права, не исследовали все представленные в дело доказательства и обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, касающиеся использования спорного земельного участка по целевому назначению.

Окружной суд, руководствуясь статьями 287 и 288 АПК РФ, статьями 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дом аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, пунктом 1.2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП «Об утверждении перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве», отменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и направил дело на новое рассмотрение, сделав вывод о том, что суды, посчитав незаконным предписание Управления Росреестра о нарушении Обществом земельного законодательства, не правильно применили нормы материального и процессуального права, не исследовали все представленные в дело доказательства и обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, касающиеся использования спорного земельного участка по целевому назначению.

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 309-КГ17-6325 по делу N А50-7924/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения о возврате ходатайства, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, осуществить действия, направленные на рассмотрение ходатайства в порядке, установленном законодательством. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчиков оснований для отказа в рассмотрении ходатайства заявителя.

Удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, руководствуясь статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 21, 43 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон N 172-ФЗ), пунктами 7, 8 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, которым утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» (далее — Перечень), исходил из отсутствия у ответчиков оснований для отказа в рассмотрении ходатайства заявителя.

Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 18-КГ17-42 Требование: О сносе самовольной постройки. Обстоятельства: Ответчиком возведен объект капитального строительства в отсутствие разрешительной документации, с существенным нарушением градостроительных норм и отклонением от предельных параметров разрешенного строительства. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд апелляционной инстанции не поставил на обсуждение сторон вопрос о назначении по делу повторной экспертизы и тем самым не создал условий для установления фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, не устранил сомнений относительно возможных нарушений градостроительных норм и правил, допущенных при строительстве объекта.

По смыслу указанных норм, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 — 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2017 N 302-КГ17-5786 по делу N А33-27341/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как заявителями была соблюдена установленная законом процедура утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи, представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 129, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 18, 24, 31, 32, 36, 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, статьями 4, 15 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пришли к выводу о недоказанности управлением факта нарушения заявителями положений действующего законодательства и соблюдении заявителями установленной законом процедуры утверждения Генерального плана, Правил землепользования и застройки.

Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2017 N 307-КГ17-5933 по делу N А13-89/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения в части доначисления земельного налога, начисления пеней за нарушение срока уплаты налога и привлечения к ответственности. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что спорный земельный участок предоставлен обществу в собственность из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «эксплуатация комплекса зданий» для целей эксплуатации ипподрома и конюшни, для сельскохозяйственной деятельности (животноводство) не использовался.

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд округа, руководствуясь статьями 387, 389, 394 Налогового кодекса, статьями 7, 33, 77, 78, 81, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве», принимая во внимание Положения о земельном налоге, утвержденные решением Череповецкой городской Думы от 26.10.2010 N 177, исходил из того, что спорный земельный участок предоставлен обществу в собственность из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «эксплуатация комплекса зданий» для целей эксплуатации ипподрома и конюшни, и для сельскохозяйственной деятельности (животноводство) не использовался.

Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2017 N 306-ЭС17-5400 по делу N А57-17444/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании осуществить снос зданий. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что спорные объекты соответствуют требованиям ч. 3 ст. 222 ГК РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение судебной экспертизы от 17.06.2016 N 2902/1-3, проведенной федеральным бюджетным учреждением «Саратовская лаборатория судебной экспертизы Минюста России», суд установил, что общество предпринимало надлежащие меры к легализации спорных самовольных построек, отказы администрации в продлении срока действия разрешения на строительство, внесении в него изменений, а также выдаче нового разрешения на строительство являются неправомерными, и, руководствуясь положениями статей 7, 40, 41, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 263, пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 35 — 40, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 25, 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», признал, что, спорные объекты соответствуют требованиям части 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, и удовлетворил встречный иск общества.

Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 N 66-АПГ17-14 Об оставлении без изменения решения Иркутского областного суда от 08.12.2016, которым удовлетворено заявление о признании частично недействующим решения Думы городского поселения Мишелевского муниципального образования Усольского района Иркутской области от 26.12.2012 N 13 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Мишелевского муниципального образования» (в редакции от 29.05.2015 N 102).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Постановление Верховного Суда РФ от 12.05.2017 N 31-АД17-5 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, за использование земельного участка не по целевому назначению. Решение: Производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земельный кодекс Российской Федерации» N 136-ФЗ в последней редакции:

Статья 7 ЗК РФ. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

документа: Земельный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 7 ЗК РФ, судебная практика применения

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года содержатся следующие разъяснения:

Незаконность отказа в установлении вида разрешенного использования земельного участка, когда он не был определен при предоставлении участка

Отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.

..Поскольку вид разрешенного использования земельного участка не был определен при его предоставлении, отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не соответствует закону.

См. подробнее п. 7 Обзора практики применения

Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

..Градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны «ведение огородничества» с установлением основного вида разрешенного использования «ведение садоводства» с возможностью размещения объектов капитального строительства, не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает административных истцов права на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе на возведение объектов капитального строительства (садовых домов).

См. подробнее п. 8 Обзора практики применения

Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен, если предельные размеры не позволят осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования

Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

..Изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.

См. подробнее п. 9 Обзора практики рассмотрения..

В п. 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015 года содержатся следующие разъяснения:

Изменение вида разрешенного использования земельного участка без волеизъявления собственника

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, невозможно без волеизъявления его собственника.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ и п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в отношении земельного участка и не может быть установлен в отношении конкретного лица.

Поскольку судами установлено, что на момент возникновения спора правила землепользования и застройки (ст. 32 Градостроительного кодекса) в данном муниципальном образовании приняты не были, подлежали применению положения Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в том числе о необходимости проведения публичных слушаний.

Кроме того, из системного толкования ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса и ст. 7 ЗК РФ следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, невозможно без волеизъявления собственника такого земельного участка, при этом вид разрешенного использования изменяется в соответствии с градостроительным регламентом.

Категории земель

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Право на землю » Категории земель

Статья посвящена категориям земель, определенным Земельным кодексом РФ. Рассматриваются правовой статус и виды разрешенного использования

Понятие «категория земель»

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, принятого 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) все земли в России по своему целевому назначению делятся на 7 категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли для нужд:
    • промышленности;
    • транспорта;
    • энергетики;
    • связи и телевидения;
    • обороны и космической деятельности;
    • а также иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых объектов и территорий;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Пункт 2 указанной статьи ЗК РФ «Состав земель в РФ» закрепляет, что все земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральними законами.

Земли сельскохозяйственного назначения

В эту категорию входят земли, расположенные за пределами населенных пунктов и определенные для использования в нуждах сельского хозяйства.

В категории земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • собственно сельскохозяйственные угодья – сенокосы, пашни, плодовые сады, пастбища и др.;
  • земли, отведенные под внутрихозяйственные дороги и коммуникации;
  • земли, отведенные для создания зон древесно-кустарниковой растительности в целях защиты от воздействия негативных природных и техногенных факторов;
  • земли, окружающие замкнутые водоемы;
  • земли, занятые зданиями и сооружениями, используемыми в целях хранения и переработки сельхозпродукции.

Земли сельскохозяйственных угодий имеют приоритетный статус и подлежат особой охране. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для нужд промышленности или иных несельскохозяйственных нужд. В этом случае предоставляются земли, непригодные для сельскохозяйственного производства, либо земли сельхозугодий максимально худшего качества в соответствии с их кадастровой стоимостью.

Земли населенных пунктов

В эту категорию входят земли, расположенные в черте населенных пунктов (городов, сел, поселков и т.д.) и предназначенные для застройки или размещения инфраструктуры этих населенных пунктов. Целевое назначение земель этой категории определяется нахождением того или иного участка в той или иной территориальной зоне населенного пункта. Согласно ЗК РФ в населенных пунктах выделяют следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые
  • рекреационные;
  • зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
  • специального назначения;
  • иные.

Для каждой из этих зон существуют собственные регламенты, определяющие правовой режим и целевое использование расположенных в этих зонах земельных участков. Для всех участков, которые расположены в пределах одной территориальной зоны, действует единый регламент целевого использования. Этот регламент обязателен к выполнению всеми собственниками, арендаторами и пользователями земельных участков вне зависимости от формы собственности на эти участки.

В соответствии с ЗК РФ участки и расположенные на них объекты при несоответствии их параметров предельным значениям, прописанным в регламенте, или при несоответствии их профиля перечню разрешенных типов использования могут быть запрещены к использованию органами местного самоуправления.

Территориальные зоны, расположенные вне черты городов, но при этом составляющие с этим городом единую природную, социальную и хозяйственную инфраструктуру и не находящиеся в составе земель других населенных пунктов, считаются пригородными. В составе пригородных земель различают;

  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны отдыха населения;
  • зоны развития города.

Земли промышленного и специального наначения

В эту категорию входят земли, используемые для нужд различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций, а также иного специального назначения. Важной особенностью этой категории земель становится то, что многие участки, имеющие данное целевое назначение, окружены охранными, санитарными и иными зонами с особыми условиями использования. Эти условия ограничивают права всех землепользователей вне зависимости от формы собственности.

Земли особо охраняемых объектов и территорий

В эту категорию входят земли, имеющие особое научное, природоохранное, историко-культурное, оздоровительное или иное назначение. Эти земли частично или целиком изъяты из хозяйственного оборота. К землям этого типа относят, например, земли заповедников.

Земли водного и лесного фондов, а также земли запаса

В эту категорию входят земли для ведения лесного хозяйства, земли, на которых расположены водные объекты и водоохранные зоны. А также земли государственной или муниципальной собственности, которые в настоящий момент никак не использованы – это земли запаса. Предоставление земель запаса физическим или юридическим лицам возможно только после перевода этих земель в другую категорию.

Вид разрешенного использования или целевое назначение

Каждая из представленных выше категорий земель имеет свой индивидуальный список видов разрешенного использования.

То, к какой именно категории будет отнесен тот или иной земельный участок, определяется:

— правительством РФ – для земель, находящихся в федеральной собственности;

— органами власти субъектов федерации – для земель, находящихся в собственности этих субъектов, а также земель, состоящих в частной или муниципальной собственности, в том числе и в отношении земель сельскохозяйственного назначения;

— органами местного самоуправления – для муниципальных земель и земель, находящихся в частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

Также вышеназванные властные структуры имеют право перевода земель из одной категории в другую в отношении всех земель, попадающих под их юрисдикцию.

Любой из видов целевого использования, разрешенный согласно классификатору для данной категории и подкатегории земель, может осуществляться без получения каких-либо дополнительных разрешений или процедур согласования.

В тех же случаях, когда целевое назначение конкретного участка земли не предусматривает осуществление планируемого вида деятельности (например, ИЖС), можно обратиться в соответствующие властные органы за получением разрешения на изменение целевого назначения.

В том случае, если в отношении данной территориальной зоны действуют регламенты, предусматривающие соответствующий вид деятельности, такое разрешение получить существенно легче, чем инициировать процедуру перевода участка земли в другую целевую категорию.

Соотношение деления земель по категориям и разрешенным видам использования

Понятие «разрешенного использования земель» намного шире категорий – для каждой категории может быть предусмотрено несколько видов использования. Определение указанных видов соответствует принципам территориального зонирования территорий, каждый вид использования соотносится с определенной зоной. Общий перечень разрешенных видов пользования землей установлен системой классификаторов. Основной целью установления вида разрешенного использования является конкретизация правового статуса участка земли для вовлечения его в хозяйственный оборот. Субъект, осуществляющий владение или пользование участком земли, обязан подчиняться ограничениям, которые возлагаются на него исходя из разрешенного вида пользования принадлежащей ему земли, а также условиям режима территориальной зоны.

Перевод земель из одной категории в другую

Статья 8 ЗК РФ «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» предусматривает как порядок перевода земель из одной категории в другую, так и процедуру переоформления.

Категории земель (согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ) указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Пункт 3 данной статьи ЗК РФ закрепляет, что нарушение установленного Кодексом, Федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

7 категорий земель РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *