Регистрация по месту работы

Действующее миграционное законодательство предусматривает достаточно большое количество нюансов оформления регистрации, вследствие чего данную процедуру можно провести практически где угодно.

Главным предназначением самой регистрации является информирование государства о том, где на данный момент проживает человек, а также возможное уведомление о времени пребывания по указанному адресу.

Именно поэтому, если человек отправляется на территорию другого региона по своим служебным обязанностям, должна быть оформлена регистрация гражданина по месту работы.

Общие положения о прописке

В соответствии с законами, действующими на сегодняшний день, любой человек, который находится вне своего основного адреса прописки на протяжении более трех месяцев, обязан оформить временную регистрацию, так как в противном случае на него будет наложен штраф на сумму 2 500 рублей.

Большинство экспертов говорит о том, что иностранные граждане, имеющие смуглый цвет кожи, а также узкий разрез глаз, не должны полагаться на установленный срок, а провести данную процедуру в предельно короткие сроки.

Оформление временной регистрации осуществляется в полном соответствии с нормами, прописанными в действующем законодательстве, а также установленными правилами регистрации. Ключевым основанием для прописки человека является наличие определенного жилого помещения, собственники которого согласны на его проживание в данной недвижимости.

Нормы законов

Регистрация в столице отличается своими особенностями, которые устанавливаются законодательством России.

На данный момент данная процедура регулируется следующими актами:

  • Постановление №241, изданное 30 марта 1999 года, в соответствии с которым регулируются правила регистрации или же последующего снятия с учета физических лиц, которые находятся по месту нахождения на территории столицы;
  • Постановление №24, в соответствии с которым регулируются правила регистрации или же последующего снятия с учета российских граждан, которые находятся по месту нахождения на территории Московской области;
  • Правила снятия или оформления регистрации российских граждан по месту нахождения в Москве и ее области.

Образец заявления о регистрации по месту пребывания

Принимают ли на должность, если нет прописки

Если по своей квалификации, профессиональным качествам и опыту соискатель действительно подходит на указанную должность, его вполне могут взять на работу даже в том случае, если у него нет регистрации, так как данная ситуация не предусматривает наложение на одну из сторон каких-либо штрафных санкций.

На самом деле в соответствии с действующим законодательством работодатель в принципе не имеет никакого права на то, чтобы требовать от своего сотрудника в процессе его приема на работу какие-либо документы, которые подтверждают наличие у него регистрации по месту работы.

Точно так же у него нет права на то, чтобы требовать продления данной регистрации, если в процессе трудоустройства соискатель был оформлен, но его свидетельство закончилось через определенный промежуток времени. Соответственно, данная ситуация не может рассматриваться в качестве основания для последующего увольнения гражданина.

Если компания нанимает на работу сотрудника без определенного места жительства, он должен будет сообщить своему работодателю хотя бы свой фактический адрес пребывания, так как, если в один из дней он просто перестанет выполнять свои обязанности и вообще исчезнет, бухгалтер не сможет направить ему на какой-либо адрес уведомление о том, что с ним разорвали трудовое соглашение и ему нужно явиться за трудовой книгой.

Точно так же в персонифицированной отчетности, которая подается в Пенсионный фонд, обязательно должен присутствовать адрес сотрудника, по которому ему в дальнейшем смогут отправлять различные уведомления.

Стоит отметить тот факт, что на практике достаточно распространенной является ситуация, когда еще в объявлении компания устанавливает в качестве одного из ключевых требований к соискателю наличие у него регистрации в определенном регионе.

Конечно, можно сколько угодно рассуждать о дискриминации в данной ситуации, но при этом привлечь компанию за подобное решение будет невозможно. Единственное, что важно для таких работодателей – не указывать в качестве причины отказа в приеме на работу именно отсутствие регистрации, так как это является незаконным.

Помимо этого, если организация принимает на работу сотрудника, который на протяжении 90 дней собирается пребывать в жилье, принадлежащем данной компании, обязанность его регистрации в соответствующих государственных органах ложится именно на администрацию работодателя.

Процедура оформления временной регистрации гражданина по месту работы

Оформление временной регистрации по месту работы на практике является достаточно распространенным, но при этом в действующем законодательстве подобная возможность не предусматривается. Причина заключается в том, что по закону граждане действительно по необходимости могут получить временную регистрацию, но при этом с работой это никак не связано.

При необходимости можно проходить процедуру регистрации как по месту временного проживания, так и по непосредственному месту жительства, то есть и с работой это вполне возможно, просто будет отсутствовать конкретное указание на то, что регистрация оформляется именно по месту работы.

Регистрация по адресу регистрации компании, нанимающей сотрудника, предусматривается исключительно в том случае, если у нее есть собственное жилье, в которое можно будет оформить указанного гражданина. Если же организация не имеет собственной жилой недвижимости, то в таком случае соискатель должен будет самостоятельно разобраться с тем, где именно ему лучше всего зарегистрироваться, и сделать он это должен на протяжении трех месяцев.

Для получения соответствующей прописки нужно подать соответствующую просьбу в миграционную службу. При этом стоит отметить тот факт, что, помимо самого заявления, нужно принести туда также еще ряд других документов, и в первую очередь, это касается документа, которым удостоверяется личность гражданина, а также бумаги, которая подтверждает наличие законного права на временное или постоянное проживание на указанной территории.

В качестве последнего документа может использоваться договор найма или поднайма, но, помимо этого, нужно будет обязательно предоставить также наличие бумаги, подтверждающей наличие права собственности у того лица, которое дает разрешение на проведение прописки на правах собственника.

Процедура временной регистрации в данном случае будет осуществляться следующим образом:

  1. В отделение миграционной службы предоставляется полный пакет документов, удостоверяющих личность.
  2. Заполняется заявление на оформление регистрации.
  3. Подаются документы, подтверждающие наличие законного основания для временного пребывания на указанной территории.
  4. Соблюсти установленные сроки регистрации.

Подтверждение личности осуществляется путем предъявления гражданского или заграничного паспорта.

Регистрация в коммунальной квартире в 2020 году оформляется через Госуслуги или в ФМС.

Можно ли получить загранпаспорт без регистрации — читайте .

Какие документы должен подавать сотрудник

Для того, чтобы оформить регистрацию по месту своей работы, нужно предоставить государственным служащим следующий пакет документов:

  • заявление на регистрацию, которое должно быть составлено в соответствии с установленным образцом;
  • документ, на основании которого будет оформляться временная регистрация;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • согласие собственника на вселение, которое должно обязательно указываться в заявлении.

На протяжении трех рабочих дней сотрудники миграционной службы должны рассмотреть поданные документы и выдать свидетельство о регистрации по месту пребывания при отсутствии каких-либо неувязок.

Единственным исключением, которое может увеличить сроки рассмотрения документов, в данном случае является ситуация, когда человек по каким-либо причинам не может предоставить определенные бумаги, такие как, к примеру, договор коммерческого найма, что приводит к необходимости проведения более тщательной проверки органами ФМС.

Образец свидетельства о регистрации по месту пребывания

Особенности для иностранных граждан

Иностранцы, которые собираются временно находиться на территории России, должны обязательно стать на миграционный учет, так как данная процедура используется для информирования факта прибытия гражданина другого государства.

В соответствии с действующим законодательством данная процедура должна быть проведена на протяжении семи дней с момента пересечения границы, причем при въезде каждому человеку на руки выдается миграционная карта, в которой обязательно указывается дата его приезда, а также точное место проживания.

Любым гражданам других государств предоставляется возможность находиться на территории России на протяжении не более 90 дней, даже не имея на то каких-либо дополнительных оснований. Если же у гражданина есть студенческие документы или рабочая виза, данный период будет увеличен до одного года.

Сроки временной регистрации оговариваются непосредственно при ее оформлении.

Можно ли получить кредит по временной регистрации без прописки — узнайте из публикации.

Какой минимальный срок временной регистрации — мы расскажем .

Миграционный учёт иностранных работников – обязанность работодателя?

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания – штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

Об ответственности работодателя за нарушения в миграционной сфере читайте в статье «Нарушения миграционного законодательства»

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Подробнее о сроках пребывания без постановки на миграционный учёт читайте в статье «Срок пребывания без постановки на миграционный учёт».

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу, в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора, при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок – 7 рабочих дней – следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое – принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона):

— гражданин Российской Федерации,

— постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

— юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

— федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

— дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

— международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт – возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится – не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае – это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания – не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321, однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие — документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь – будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

— учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

— устав (редко);

— одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

— ИНН (всегда);

— ОГРН (всегда);

— приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

— копия паспорта ген. директора (почти всегда);

— доверенность на представителя;

— приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

— копия паспорта представителя (редко);

— правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это – приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны – юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

— заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

— заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

— паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

— миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г., Судебное решение от 04 марта 2016 г., Судебное решение от 06 июля 2015 г.

— патент;

— все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

— отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

— трудовой договор;

— уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655, а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321, миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ, Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г., утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации.

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя – это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле – тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях — штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа – и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи – сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет – не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Статья опубликована в Журнале «Справочник кадровика» №9, 2016 и №10, 2016.

Можно ли временно зарегистрироваться по месту работы, а не проживания?

Нет, нельзя. Причем как россиянам, так и иностранцам. С 8 июля 2018 года вступили в силу новые правила постановки на учет иностранных граждан. Согласно поправкам, иностранцев запрещено ставить на миграционный учет по месту работы.

А что россиянам?

Тоже нельзя. Россияне сейчас могут оформлять временную регистрацию только по месту пребывания, которым рабочее место не считается. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом пребывания считается «гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно».

Получить временную регистрацию в нежилых помещениях, как офис или другое рабочее место, по-прежнему нельзя. Но в марте Минстрой России опубликовал законопроект, который предусматривает возможность временной регистрации в нежилых помещениях. Пока проект еще не принят, поэтому зарегистрироваться в офисе, который не считается жилым помещением, россияне пока не могут, но, как говорит адвокат Олег Сухов, если работодатель предоставит работнику жилье из своего жилого фонда, то временную регистрацию оформят.

«На сегодняшний момент работодатель не обязан оформлять для работников временную регистрацию. Для того, чтобы оформить временную регистрацию, необходимо иметь определенный жилой фонд, в том числе и общежития, которые предназначены для предоставления жилья и оформления временной регистрации. Если работодатель имеет такой фонд и у него есть желание оформить временную регистрацию, то в таком случае временная регистрация возможна. Если у него такого желания нет или у него нет такого фонда, то он сделать этого не может, и понудить его к этому никто тоже не может. То есть, регистрацию временную можно сделать, но только при наличии такой возможности и желания на то самого работодателя», — говорит Сухов.

В каких случаях разрешат зарегистрироваться по месту работы?

Получить временную регистрацию по месту работы можно будет только в случае, если работник на самом деле проживает на территории работодателя, например, на стройке в бытовках. Если же он проживает в квартире, а работает в офисе, то в таком случае он должен встать на временный учет по месту пребывания, то есть в квартире.

Регистрация по месту работы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *