Объектом налогообложения НДС

Содержание

Объект налогообложения НДС

Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:

  • реализация произведенных (приобретенных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, осуществляемая на территории РФ, в том числе и на безвозмездной основе;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд внутри предприятия от одного структурного подразделения другому, расходы на которые не принимаются к вычету, в том числе через амортизационные отчисления, при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Согласно ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК к реализации товаров (работ, услуг) для целей обложения НДС относятся:

  • продажа товаров (работ, услуг) одними организациями другим организациям и физическим лицам, т.е. передача права собственности на них на возмездной основе, в том числе если товар не отгружается и не транспортируется;
  • выдача (передача) заказанных изделий, т.е. передача производителем заказчику продукции, которая изготовлена на «давальческой» основе;
  • продажа товаров на комиссионных началах и на аукционах;
  • обмен товаров (работ, услуг) на другие товары (работы, услуги);
  • передача безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям или физическим лицам, в том числе своим работникам;
  • реализация предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства (в соответствии с порядком, определяемом Гражданским процессуальным кодексом РФ);
  • передача товаров (работ, услуг) по соглашениям о предоставлении отступного или новации;
  • передача имущественных прав.

При определении объекта обложения НДС важное значение имеют понятия «товар», «работа» и «услуга».

Под товаром понимается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество: продукция (предмет, изделие); недвижимое имущество, в том числе здания и сооружения; электро- и теплоэнергия, газ, вода; нематериальные активы, в том числе программное обеспечение, имущественные права.

К работам относится деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц. Поэтому объектом налогообложения могут быть объемы реализации строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно- конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других видов работ.

К услугам относится деятельность, результаты которой, не имея материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Объектом обложения НДС является выручка от оказания любых платных услуг, в частности, к ним относятся: транспортные услуги; посреднические услуги; услуги по сдаче в аренду имущества и недвижимости (кроме земли), в том числе финансовая аренда (лизинг); аудиторские, инновационные, информационные услуги; услуги по физкультуре и спорту, оздоровительные, туристско-экскурсионные услуги; услуги связи, бытовые и жилищно-коммунальные услуги; рекламные, юридические услуги; другие виды услуг.

Не признаются объектами обложения НДС:

  • операции, которые в соответствии с п. 3 ст. 39 НК не признаются реализацией товаров, работ, услуг (обращение российской или иностранной валюты, передача имущества и имущественных прав правопреемникам организации, взносы инвестиционного характера, иные операции);
  • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности и в установленных законодательством случаях;
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • операции по реализации земельных участков (долей в них).
  • передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала;
  • в период с 2008 по 2016 г. операции по реализации налогоплательщиками — российскими организаторами Олимпийских и Параолимпийских игр товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами — иностранными организаторами указанных игр в рамках соглашения, заключенного между Международным олимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Определение места реализации товаров (работ, услуг) при взимании НДС играет роль при осуществлении операций, затрагивающих разные страны. Если в операцию вовлечены две страны и более, место реализации играет важную роль в распределении налога между странами. Место реализации является основным инструментом, применяемым для избежания двойного налогообложения или ухода от обложения НДС. В основу этого положены три принципа:

  • принцип территориальности означает, что облагаются налогом операции, совершаемые на территории данной страны независимо от того, осуществляются ли они организациями (предпринимателями) данного или иностранного государства;
  • принцип назначения означает, что товары пересекают границы и облагаются косвенными налогами в стране потребления, налог на экспортируемые товары не взимается;
  • принцип равенства означает, что в пределах одного государства идентичные товары облагаются налогом одинаково, т.е. НДС не должен влиять на выбор форм и методов ведения бизнеса, а также на выбор товаров потребителем.

Для определения объекта обложения НДС важно правильно установить место реализации товаров (работ, услуг) согласно ст. 147 и 148 НК, так как по содержанию налога им должна быть именно территория РФ.

Если местом реализации работ (услуг) по одному из перечисленных критериев признается РФ, то операции по реализации таких работ, услуг облагаются НДС. Если местом их реализации признается иностранное государство, то в России объекта налогообложения НДС нет.

>Статья 146 НК РФ. Объект налогообложения

Какие операции облагаются НДС?

Согласно п. 1 статьи 146 НК РФ объектами налогообложения являются: 1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; 2. продажа предметов залога (вещей и/или имущественных прав); 3. передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации; 4. передача имущественных прав. Уточняется также, что при налогообложении учитываются выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на территорию РФ и передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд. Налоговая база при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг и при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), а при ввозе товаров на территорию РФ НДС рассчитывается с таможенной стоимости этих товаров, суммированной с размером таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам).

Начисляется ли НДС, если товар не реализован?

Согласно п. 1 статьи 39 НК РФ, реализация товаров, работ или услуг – это передача (обмен) прав собственности на эти товары, результаты этих работ или непосредственное оказание услуг одним лицом другому. Поэтому если не зафиксировано перехода права собственности, то и реализация отсутствует.

Такая трактовка статьи 146 НК РФ подтверждается несколькими судебными постановлениями ФАС Центрального округа (от 10.11.2005 N А62-644/2005 и от 08.11.2005 N А62-1130/2005), признавшего, что передача произведенной продукции для последующей розничной продажи в собственных магазинах не является реализацией. А значит, у налоговиков в данном случае нет оснований начислять НДС, исходя из торговой наценки, установленной магазинами на данные товары.

Реализацией для юридических лиц также не считается безвозмездная передача денежных средств в собственность физического лица (письмо Минфина РФ от 11.04.2011 N 03-07-11/87) и выдача работнику подарочного купона (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 N А56-41014/2011). Кроме того, иногда суды не признают наличие объекта налогообложения по НДС в случае займа в натуральной форме, учитывая, что этот заем предоставляется на возвратной основе (Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2008 N КА-А40/3008-08).

Неоднозначная трактовка статьи 146 НК РФ возникает при разбирательствах относительно начисления НДС налогоплательщикам, которые, не являясь банками, выдают поручительства за третьих лиц. Очевидно: такие налогоплательщики не должны платить НДС именно потому, что не считаются кредитными учреждениями. Одновременно отсутствует факт реализации (нет фактического движения стоимости) в рамках договора о поручительстве, что также освобождает от НДС.

Когда доходы залогодержателя облагаются НДС?

Согласно п.1 статьи 146 НК РФ повод для начисления НДС возникает при продаже предметов залога (вещей и/или имущественных прав). При этом суды настаивают, что доходы ломбардов в виде полученных от клиентов процентов по предоставленным кредитам не должны облагаться НДС (Постановление ФАС Центрального округа от 01.11.2006 N А64-867/06-13, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2005 N А56-1215/2005). Судьи отмечают, что предмет залога и права на него не переходят ломбарду (залогодержателю), а при его реализации налог должен заплатить именно собственник имущества.

Как обойти начисление НДС при передаче товаров и оказании услуг?

Довольно четко налоговики следуют правилу начисления НДС в случае оказания услуг по доставке работников с/на рабочее место. В Письме Минфина от 04.12.2006 N 03-03-05/21 на этот счет указано, что компания имеет право отнести эти затраты на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, только в том случае, когда необходимость обеспечения транспортом сотрудников указана в трудовых договорах. Иначе налогоплательщик обязан с этих сумм выплачивать НДС. Не все так просто при передаче товаров работникам в счет оплаты труда. Налоговики полагают, что передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) при оплате труда в натуральной форме должна облагаться НДС. Причем, налоговая база в этом случае определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная в случае необходимости с учетом акцизов без включения в них налога. Таким образом, безвозмездная раздача обедов сотрудникам, предусмотренная трудовыми договорами и являющаяся частью оплаты труда, является объектом обложения НДС. В то же время суды считают правомерными операции налогоплательщика по уменьшению налогооблагаемой прибыли на затраты по оплате труда в натуральной форме, учитывая, что экономическую выгоду в таком случае хозяйствующий субъект не получает. Налоговики и судьи не пришли к единому мнению и относительно начисления НДС при передаче обществом своему участнику имущества (в том числе недвижимого) в счет выплаты дивидендов. В финансовом ведомстве отмечают, что в таком случае право собственности на определенное имущество переходит к участнику общества, то есть прослеживается передача имущественных прав, что, согласно статье 146 НК РФ, признается объектом обложения НДС. Но суды при этом подчеркивают, что выплата дивидендов акционеру в виде недвижимого имущества не является его реализацией, и не подлежит налогообложению (Постановление ФАС Уральского округа от 23.05.2011 N Ф09-1246/11-С2).

Как НДС начисляется при строительстве?

Строительно-монтажные работы для собственного потребления также признаются объектом налогообложения НДС. Согласно п. 2 статьи 159 НК РФ налоговая база в этом случае определяется как стоимость выполненных работ, включающая все понесенные расходы, в том числе реорганизованной (реорганизуемой) организации.

Очевидно, что при строительстве объектов с целью их дальнейшей продажи не идет речи о работах, выполненных «для собственного потребления». Поэтому НДС будут начислять только при реализации построенного объекта. Аналогично НДС не начисляется в том случае, если строительные работы осуществлялись только подрядными организациями без участия налогоплательщика (Письмо Минфина от 09.09.2010 N 03-07-10/12). Такая ситуация бывает, когда организация является инвестором и заказчиком-застройщиком, осуществляющим контроль за ходом строительства, но не принимающим непосредственного участия в строительно-монтажных работах.

Если же налогоплательщик своими силами выполняет эти работы, то по статье 146 НК РФ он обязан платить НДС. В то же время исчисленный налог уменьшается на налоговые вычеты, предусмотренные п. 6 статьи 171 НК РФ, то есть налоговая база будет уменьшена на:

— суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств;

— суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;

— суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Строительно-монтажные работы, осуществляемые одновременно силами подрядчика и непосредственно налогоплательщика, также считаются объектами налогообложения НДС. Но платить налог обязан в этом случае именно подрядчик, как поставщик соответствующих услуг.

Кроме того, не признается поводом для начисления НДС передача подрядчиками на давальческих условиях материалов, необходимых для проведения капитального строительства подрядным способом. А вот расходы на разработку проектно-сметной документации собственными силами и стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, организации обязательно должны включать в налоговую базу по НДС (Письмо Минфина от 22.03.2011 N 03-07-10/07, Письмо Минфина от 17.03.2011 N 03-07-10/05).

Отдельным поводом для разбора статьи 146 НК РФ служит передача арендодателю неотделимых улучшений арендуемого недвижимого имущества. Если арендодатель согласился на улучшение своего имущества, то арендатор имеет право на возмещение своих затрат. При этом возникает вопрос, должен ли арендатор платить НДС, если передал неотделимые улучшения арендуемого имущества бесплатно. Судьи полагают, что проведение ежегодного ремонта в арендуемом помещении нельзя назвать реализацией, продажей или передачей товара, услуги, работы. Однако налоговики в этом случае ссылаются на Приказ Росстата от 09.12.2014 N 691, где уточняется:

«К строительно-монтажным работам (включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий, например, установка и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения), выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках подрядных договоров, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительству собственной производственной базы и тому подобного)».

Тем не менее, суды настаивают: имущество арендуемое, а не собственное, а значит, и объекта налогообложения не возникает, поскольку строительно-монтажные работы не производятся для собственных нужд.

Как начисляется НДС при импорте товаров?

Ввоз практически любого товара на таможенную территорию РФ обязывает налогоплательщиков платить НДС, как часть таможенных платежей. Список товаров, которые при импорте не облагаются налогом на добавленную стоимость, прописан в статье 150 НК РФ. Учитывая, что в нем отсутствуют товары и оборудование, которые ввозятся в страну РФ в качестве паевых взносов, при их импорте налогоплательщики обязаны платить НДС (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 N 03-07-08/03). В указанный перечень не включены и премии-награды, ввозимые в страну для награждения победителей различных конкурсов (письмо Минфина РФ от 02.08.2011 N 03-07-08/246). От налога не спастись и индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН). Несмотря на то, что они не признаются налогоплательщиками НДС, они обязаны платить налог в случае импорта товаров на территорию РФ (письмо Минфина РФ от 29.12.2011 N 03-07-14/132).

Какие операции не облагаются НДС?

Подробный перечень операций, на которые не начисляется НДС, детально прописан в п.2 статьи 146 НК РФ. В него вошли:

1) операции, указанные в п. 3 статьи 39 Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

9) до 1 января 2017 года операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпи йским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

9.1) до 1 января 2017 года оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи», являющейся российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», олимпийских объектов федерального значения, перечень которых в соответствии с частью 22 статьи 14 указанного Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации;

9.2) до 1 января 2017 года передача на безвозмездной основе олимпийских объектов федерального значения в государственную или муниципальную собственность, в собственность Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями FIFA, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями;

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя», имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

15) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

Как освободить от НДС основные средства?

Несмотря на четкие формулировки в п. 2 статьи 146 НК РФ, руководителям некоммерческих организаций надо помнить, что для освобождения от НДС при получении основных средств (нематериальных активов и (или) иного имущества) на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или на формирование/пополнение целевого капитала в уставных документах организации должно быть четко указано, что подобные взносы являются источником формирования необходимого имущества. Владельцам компаний, имеющих дочерние организации, в свою очередь, следует позаботиться о том, чтобы передача имущества последним носила исключительно инвестиционный характер. Тогда, согласно Письму Минфина от 28.06.2010 N 03-07-07/42 оснований для налогообложения НДС из-за передачи имущественных прав не возникнет.

Облагается ли НДС дополнительный доход госучреждения?

Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют право распоряжаться имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. В том числе это имущество можно выставлять на продажу. И с суммы, вырученной от продажи в ходе приватизации недвижимости, продавец не должен платить НДС.

Однако во всех случаях отчуждения имущества чиновникам надо помнить: освобождение от налога допускается в том случае, если одновременно выполняется несколько условий:

— работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации либо актами органов местного самоуправления;

— на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в установленной сфере деятельности.

Если хотя бы одно из условий не соблюдается, появляется основание для начисления НДС. Например, федеральное государственное учреждение, являясь бюджетным, получает дополнительный доход, оказывая жилищно-коммунальные услуги на возмездной основе. В ходе проверки налоговики посчитали, что данные услуги не являются исключительными полномочиями учреждения, а значит, появился объект налогообложения и, соответственно, повод для начисления НДС.

Этот налог обязаны платить и органы местного самоуправления в рамках договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности. В письме от 07.05.2008 N 03-07-11/178 Минфин уточняет, что у органов местного самоуправления в данном случае нет исключительных полномочий.

Нужно ли платить НДС при продаже земли?

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков (долей в них) налогом не облагаются. Причем, кто бы ни продавал землю, все эти операции освобождены от уплаты НДС. Более того, никаких налогов государство не берет даже при последующих случаях реализации участка.

Нужно ли платить НДС с субсидий на создание бизнеса?

Объекта обложения НДС не возникает при выполнении работ (оказание услуг) по снижению напряженности на рынке труда. То есть налог не надо будет платить с субсидий на создание собственного дела или увеличения количества рабочих мест (письмо Минфина России от 22.08.2011 N 03-11-11/214); с затрат на опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (письмо Минфина России от 15.07.2010 N 03-07-07/47); при реализации мероприятий, прописанных договорами с центром занятости (письмо Минфина России от 23.04.2010 N 03-04-06/1-82).

Каковы особенности освобождения от НДС авансов?

Согласно Правилам заполнения декларации по НДС налогоплательщик обязан указывать в ней только авансы, полученные в счет поставки товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления. С этих сумм налог придется платить.

В то же время, на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, НДС не исчисляется с авансов, полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), которые:

  • облагаются НДС по ставке 0 процентов (пункт 1 статьи 164 НК РФ);
  • не облагаются НДС (статья 149, пункт 2 статьи 146 НК РФ);
  • реализованы за пределами РФ (статьи 147 и 148 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 № 03-07-08/243);
  • имеют длительный производственный цикл изготовления и включены в специальный правительственный Перечень.

При получении авансов за облагаемые по нулевой ставке или не облагаемые товары налогоплательщики счет-фактуры не составляют. Кроме того, такие суммы не отражаются в декларациях по НДС, а значит и не подлежат обложению налогом.

Местом реализации товаров признается территория РФ, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (ст. 147 НК РФ):

  • товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;

  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если (п. 1 ст. 148 НК РФ):

  • работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым и движимым имуществом, находящимся на территории РФ.

  • услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

  • покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ;

  • услуги по перевозке и (или) транспортировке оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ;

  • услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, оказываются организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ;

  • услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ оказываются российскими организациями.

  • деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных пп. 1 — 4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Местом реализации не признается территория РФ, если (п. 1.1 ст. 148 НК РФ):

  • работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым и движимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ

  • услуги фактически оказываются за пределами территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

  • покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории РФ при выполнении работ и услуг, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (передача авторских и иных аналогичных прав, разработка программ для ЭВМ, консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, предоставление персонала, сдача в аренду движимого имущества за исключением наземных автотранспортных средств, оказание услуг агента);

  • услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в пп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Операции, не являющиеся объектом налогообложения НДС

Источник: Электронная система «Налоги: комментарии, отчетность, проверки»

Статьей 146 Кодекса установлен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС. В данный перечень прежде всего включены операции, указанные в пункте 3 статьи 39 Кодекса.

Так, не облагается НДС передача имущества, в том числе имущественных прав, если такая передача носит инвестиционный характер, например, в качестве взноса в уставный капитал дочерней компании.

См. письмо Минфина России от 28.06.2010 № 03-07-07/42

Не признается объектом налогообложения НДС передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления. Если такая передача осуществляется по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию объектов по их назначению, то указанная операция также не является объектом налогообложения.

Например, в статье 275.1 Кодекса дан более развернутый перечень указанных объектов, согласно которому объектами социально-культурной сферы являются объекты здравоохранения, культуры, детские лагеря отдыха, базы отдыха и т. д., а объектами жилищно-коммунального назначения – жилой фонд, гостиницы, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, объекты теплоснабжения населения и т. д.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 146 Кодекса не является объектом налогообложения передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. При применении данной нормы необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в соответствии с которым под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

При применении нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что из объектов налогообложения НДС исключена деятельность органов, входящих в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, только в части работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в рамках осуществления возложенных на эти органы исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения (оказания) указанных работ (услуг) установлена законодательством. К таким работам (услугам) относятся:

  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) Федеральным агентством по государственным резервам и его территориальными органами в сфере управления государственным резервом на основании Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  • услуги по доставке отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений Президента РФ, органов законодательной исполнительной и судебной власти Российской Федерации и ее субъектов; членов Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и др. на основании Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
  • другие работы (услуги), выполняемые (оказываемые) федеральными министерствами и ведомствами в рамках их полномочий.

В то же время в отношении товаров, реализуемых указанными органами, норма подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не распространяется.

См. письма Минфина России:

от 04.05.2007 № 03-07-15/68

от 08.04.2005 № 03-04-11/77

В перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС, включены также операции по реализации товаров (имущественных прав, выполнению работ, оказанию услуг) налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских и Паралимпийских игр, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами указанных игр, в рамках исполнения обязательств по Соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и г. Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи.

Понятие российских и иностранных организаторов Олимпийских и Паралимпийских игр содержатся в Федеральном законе от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС, включены также услуги по передаче некоммерческим организациям в безвозмездное пользование для ведения ими уставной деятельности государственного или муниципального имущества, которое не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет государственную казну РФ, субъекта РФ или муниципальную казну.

>
Что является объектом налогообложения по НДС?

Характеристика объектов обложения НДС

Отсутствие обязанности по начислению НДС

Характеристика объектов обложения НДС

Практически все совершаемые операции в ходе деятельности экономического субъекта, являющегося плательщиком налога, подлежат обязательному начислению НДС. Сюда относят реализацию товаров, передачу ценностей для собственных нужд или выполнение строительно-монтажных работ внутри самого предприятия, а также поступление товаров на территорию РФ из других стран.

Более подробно случаи определения объектов налогообложения представлены в нашем материале «Ст. 146 НК РФ 2017: (вопросы и ответы)».

В процессе ведения хозяйственной деятельности важно понимать, на какие операции необходимо начислять налог, какие документы требуются для подтверждения вычета по НДС и для передачи покупателям.

Информация по этому вопросу года представлена в статье «Что облагается НДС в 2017 году».

Торговые организации нередко проводят рекламные кампании и выдают подарочные сертификаты. Нужно ли начислять НДС при обмене этих сертификатов на товары, читайте в статье «Товар в обмен на сертификат — платить ли НДС?».

Многие фирмы осуществляют строительные работы внутри организации для улучшения собственных материальных условий, не ставя перед собой цели дальнейшей продажи объекта. Имеется ли необходимость по начислению и уплате НДС, если работы выполнялись собственными силами без привлечения сторонних подрядных организаций? Какова позиция представителей официальных органов на этот счет?

Из материала «Что считается СМР для целей НДС» можно получить актуальную информацию, относящуюся к выполнению работ для собственного потребления.

В случае, когда передача товара носит безвозмездный характер, размер объекта налогообложения по НДС рассчитывается по средней рыночной цене. Продавец имеет право учесть сумму входного НДС при соблюдении некоторых условий:

  • товары (услуги) приобретались с целью последующего использования их в налогооблагаемых операциях;
  • они приняты к учету по данным первичной документации;
  • имеется счет-фактура.

Покупатель, в свою очередь, не может принять сумму налога по выставленному счету-фактуре, так как объект по НДС в данном случае отсутствует (п. 2 ст. 171 НК РФ), а сумма налога при учете товара включается в его первоначальную стоимость. Счета-фактуры от продавцов при безвозмездной передаче товара в книге покупок не фиксируются.

Однако не всегда НДС начисляют при передаче товаров, не получая материальной выгоды.

Подробнее об этих случаях можно узнать из публикации «Уплачивается ли НДС при безвозмездной передаче имущества?».

Практически каждое предприятие сталкивается с необходимостью выдачи работникам бланков трудовых книжек или вкладышей к ним. В статье «Минфин напомнил, как быть с НДС и прибылью при выдаче трудовых книжек» рассказывается, почему при выдаче этих бланков нужно начислить НДС. Еще один объект налогообложения по НДС — это передача товаров для собственных нужд внутри самого предприятия (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Но в этом случае необходимо соблюдение некоторых моментов, касающихся в основном появления расходов при определении налога на прибыль.

При каких условиях у организации при передаче товаров для собственных нужд появляется объект налогообложения? Как влияет дальнейшее использование полученного имущества на доходы? При каких обстоятельствах нет необходимости начислять при этом НДС?

Ответы на эти вопросы вы найдете в материале «Передача товаров между структурными подразделениями — не объект по НДС».

Если организация передает имущество в качестве отступного для погашения займа, то у нее возникает обязанность исчислить НДС. Подробнее об этом в наших материалах:

  • «Погашение займа отступным влечет уплату НДС»;
  • «Гасить заем отступным невыгодно для НДС»;
  • «Налоговики разрешат вычет НДС при получении отступного по займу».

Отсутствие обязанности по начислению НДС

Нередко предприниматели задаются вопросами: во всех ли случаях необходимо начислять НДС? При некоторых обстоятельствах объекта налогообложения не возникает. Однако не всегда чиновники имеют единое мнение по одному и тому же вопросу. В таких случаях руководители организаций принимают правильное, на их взгляд, решение самостоятельно; при этом они должны понимать, что могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов.

Пример такого спорного вопроса отражен в материале «Облагаются ли НДС суммы штрафов и неустоек по договорам?».

Еще один неоднозначный момент — передача участнику общества имущества в качестве дивидендов.

Подробнее о мнении на этот счет различных государственных структур можно узнать из материала «Дивиденды имуществом ― позиция ВС РФ 2015».

В некоторых случаях возможно избежать появления объектов налогообложения НДС, если выполнить ряд условий. К примеру, расходы на питание работников можно оптимизировать, если сделать их частью оплаты труда.

Нюансы подобной операции описаны в материале «Как не платить НДС с обедов?».

Для признания условий, при которых возникает необходимость в налогообложении операций по НДС, требуется понимание места реализации товара. П. 1 ст. 146 НК РФ определяет, что объектом налогообложения признаются те товары и услуги, реализация которых совершена на территории нашего государства.

У многих субъектов появляются вопросы по поводу возникновения объекта налогообложения, если отгрузка принадлежащего российской организации товара произошла за пределами РФ. Подробную информацию, касающуюся этой ситуации, вы сможете получить из материала «Платить ли НДС, если товары приобретены за границей и сразу отгружены покупателю?».

Операции по продаже участков земли в пределах территории РФ также подразумевают передачу прав собственности от продавца к покупателю. Но возникает ли при этом необходимость начисления и уплаты НДС? Особенно остро этот вопрос встает при реализации земельных участков, владельцами которых выступают как частные лица, так и государственные структуры.

Какие выводы делают в этом случае чиновники, вы узнаете из материала «Облагается ли реализация (продажа) земельных участков НДС?».

Объектом налогообложения НДС признается множество операций, совершаемых на территории РФ. В то же время и список действий, которые освобождены от налога, достаточно обширен. Учитывая периодические изменения в законодательстве, целесообразно будет следить за новшествами в налоговом праве. Последнюю актуальную информацию всегда можно узнать из материалов рубрики «НДС: объект налогообложения».

>Объекты НДС

Объект обложения НДС — статья 146 НК РФ

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях налогообложения передача
  • права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
  • передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

НДС при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав

По общему правилу реализация — это (п. 1 ст. 39 НК РФ):

  • передача на возмездной основе права собственности на товар;
  • передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица;
  • возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Для целей налогообложения НДС все указанные выше операции признаются реализацией и тогда, когда осуществлены безвозмездно (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Пример. ООО «Подснежник» купило и передало подарки сотрудникам к Новому году. Несмотря на то, что передача подарков осуществляется безвозмездно, она признается реализацией и облагается НДС (п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому при выдаче подарков организация произвела исчисление налога по соответствующей ставке и впоследствии уплатила его в бюджет.

Кроме того, реализацией признается продажа предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Пример. По договору поставки ООО «Подснежник» должно оплатить продукцию организации ООО «Ромашка» денежными средствами. На дату осуществления расчетов денежных средств у ООО «Подснежник» не оказалось. Стороны договора заключили соглашение о предоставлении отступного (ст. 409 ГК РФ). По условиям данного соглашения ООО «Подснежник» должно передать в счет оплаты продукции основное средство (ОС). Такая передача ОС признается реализацией для организации ООО «Подснежник» и облагается НДС на общих основаниях (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Передача имущественных прав в соответствии с Налоговым кодексом РФ признается реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 146).

НДС при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд облагается НДС только в том случае, когда расходы на приобретение этих товаров (работ, услуг) не уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В соответствии с главой 25 НК РФ для целей налогообложения прибыли учитываются расходы, которые экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ); документально подтверждены; не относятся к расходам, перечисленным в ст. 270 НК РФ.

Если затраты на производство (приобретение) товаров (работ, услуг) соответствуют указанным требованиям, то при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд объекта налогообложения по НДС у налогоплательщика не возникает (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Объект налогообложения по НДС отсутствует даже в том случае, если налогоплательщик имел право учесть свои затраты в составе расходов но налогу на прибыль, но этого не сделал.

Пример. ООО «Подснежник» приобрело для работников несколько электрических чайников.

Затраты на приобретение чайников не уменьшают налогооблагаемую прибыль, поскольку не соответствуют критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Организация при передаче электрических чайников для собственных нужд должна начислить к уплате в бюджет НДС.

НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления

К строительно-монтажным работам (СМР), выполненным для собственного потребления (хозяйственным способом), относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, а также работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству.

Иными словами, CMP для собственного потребления — это работы капитального характера, которые выполняет налогоплательщик самостоятельно для себя. Поэтому если СМР для организации выполняют исключительно подрядные организации, то объекта налогообложения у нее не возникает.

НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации

Согласно подп. 3 п. I ст. 4 Таможенного кодекса ТС ввоз товаров на таможенную территорию ТС — это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза, до их выпуска таможенными органами. При этом территория Российской Федерации является частью единой таможенной территории ТС (п. 1 ст. 2 ТК ТС).

Операции, которые не признаются объектом обложения НДС

Если конкретная операция не отвечает признакам какой-либо из операций, перечисленных в п. 1 ст. 146 НК РФ, она не образует объекта налогообложения по НДС. Исчислять и уплачивать налог при ее осуществлении не требуется. Так, не облагается НДС реализация товаров (работ, услуг), если местом реализации не является территория РФ. Этот вывод следует из формулировки подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Также не является объектом налогообложения по НДС выбытие (списание) имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и иных событий, не зависящих от воли налогоплательщика. Соответствующие разъяснения дают и официальные органы.

Кроме того, ряд операций, которые не признаются объектом обложения НДС, прямо указан в п. 2 ст. 146 НК РФ.

К ним, в частности, относятся следующие операции.

1. Операции, которые не признаются реализацией (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Обращение российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики) (подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Например, не облагаются НДС:

  • покупка у уполномоченного банка физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты;
  • безвозмездная передача юридическим лицом денежных средств в собственность физического лица;
  • предоставление грантов;
  • операции по выдаче и возврату сумм займов (без учета процентов) в денежной форме.

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации (подп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Пример. В результате реорганизации организации ООО «Подснежник» из ее состава выделилась организация ООО «Василек». Согласно передаточному акту ООО «Подснежник» передало организации ООО «Василек» офисную технику (компьютеры, ксероксы, сканеры), мебель и иное имущество. При таких обстоятельствах передача офисной техники организации не является реализацией и, соответственно, не признается объектом обложения НДС.

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов) (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению (подп. 4.1 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (подп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Если стоимость имущества, которое передается участнику при его выходе из общества, превышает стоимость его первоначального вклада, то с суммы такого превышения общество как передающая сторона обязано уплатить НДС по ставке 18 или 10%.

Пример. При создании ООО «Василек» участник внес вклад стоимостью 100 тыс. руб. Спустя два года он решил выйти из состава участников общества. При выходе ему были переданы товарно-материальные ценности общей стоимостью 150 тыс. руб., что соответствует действительной стоимости доли этого участника на момент его выхода из общества.

Передача имущества в пределах стоимости вклада реализацией не является и не облагается НДС. При этом с суммы превышения стоимости передаваемого имущества над величиной первоначального вклада организация должна исчислить и уплатить в бюджет НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Налоговая база в рассматриваемом случае равна 50 тыс. руб. (150 тыс. руб. — 100 тыс. руб.). Сумма налога составит 9000 руб. (50 тыс. руб. х 18%).

Также организация восстановит к уплате в бюджет «входной» НДС, принятый к вычету при приобретении ТМЦ: в пределах их стоимости, не превышающей первоначальный вклад участника (подп. 4 п. 2, подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Отметим, что если действительная стоимость доли выплачивается участнику деньгами, то объекта налогообложения по НДС не возникает, даже когда выплаченная сумма превышает стоимость первоначального вклада этого участника.

Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества (подп. 6 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Не возникает объекта налогообложения и в ситуации, когда участникам простого товарищества в пределах их первоначальных вкладов передается основное средство (здание), построенное в рамках договора о совместной деятельности.

Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации (подп. 7 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Пример. Государственное унитарное предприятие (ГУП) имеет на балансе многоквартирный жилой дом. Дом закреплен за ГУП на праве хозяйственного ведения. Одну из квартир с согласия собственника ГУП передает проживающей в ней работнице предприятия по договору безвозмездной передачи для приватизации.

Изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ (подп. 8 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Пример. ООО «Незабудка» осуществляет оптовую торговлю алкогольной продукцией при отсутствии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства. За указанное административное правонарушение организация привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (на нее наложен штраф, а алкогольная продукция конфискована).

В этом случае конфискация алкогольной продукции — принудительное и безвозмездное обращение (передача) в собственность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ) — не признается реализацией товаров и, следовательно, объектом налогообложения по НДС.

Передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, которая является иностранным организатором XXI1 Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета.

При этом создание и ликвидация такой организации должны осуществляться в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи: с 5 июля 2007 г. по 31 декабря 2016 г.

Данные положения применяются до 1 января 2017 г. (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ).

Передача имущества номинальным владельцем его фактическому владельцу, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ (подп. 8.2 п. Зет. 39 НК РФ).

2. Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Пример. ООО «Незабудка» за счет собственных средств построила многоквартирный жилой дом для последующей продажи квартир в построенном доме. По условиям инвестиционного договора с администрацией города внешние коммуникации и инженерные сооружения после прохождения государственной приемочной комиссии передаются в собственность города.

3. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации (подп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Положения подп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ применяются при передаче имущества указанных предприятий в составе имущественного комплекса при приватизации путем реорганизации. В иных случаях реализация имущества государственных (муниципальных) предприятий облагается НДС на общих основаниях.

Облагается налогом передача в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В данном случае налог уплачивает налоговый агент — покупатель имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).

4. Выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если выполняемая органом государственной власти (органом местного самоуправления) работа (оказываемая услуга) не является его исключительным полномочием в конкретной сфере деятельности, то оснований для применения в отношении такой работы (услуги) положений подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не имеется.

5. Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС при одновременном выполнении двух условий:

  • работы выполняются (услуги оказываются) в рамках государственного (муниципального) задания;
  • источником финансового обеспечения этого государственного (муниципального) задания является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке.

Что касается работ (услуг), выполняемых (оказываемых) казенными учреждениями, то они в любом случае не являются объектом обложения НДС.

Положения подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не применяются казенными, бюджетными и автономными учреждениями при реализации товаров (в том числе собственного производства). В данном случае НДС они исчисляют и уплачивают в общем порядке.

6. Оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких дорог). При этом такие услуги должны осуществляться согласно договору доверительного управления, учредителем которого является Российская Федерация. Исключением являются услуги, плата за которые в соответствии с концессионным соглашением остается в распоряжении концессионера (подп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ).

7. Передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Пример. ООО «Незабудка» передает движимое и недвижимое имущество в казну Российской Федерации. В данном случае организации не нужно уплачивать НДС, поскольку объекта налогообложения не возникает (письмо ФНС России от 07.09.2009 № ММ-20-3/1313).

8. Операции по реализации земельных участков (долей в них) (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ), в том числе:

  • реализация арестованных земельных участков, являющихся предметом залога;
  • выбытие у налогоплательщика земельных участков в связи с их изъятием для государственных нужд;
  • передача налогоплательщиком земельных участков в дар городу для проектирования и строительства объектов социальной инфраструктуры.

9. Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам) (подп. 7 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Пример. В результате реорганизации ООО «Незабудка» из его состава выделилась организация ООО «Василек». Согласно передаточному акту ООО «Подснежник» передает ООО «Василек» право требования дебиторской задолженности с должников ООО «Незабудка» в размере 1 млн руб. Такая передача не признается объектом обложения НДС. Следовательно, исчислять и уплачивать НДС в данном случае не нужно.

10. Передача денежных средств или недвижимого имущества некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ и подп. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Целевой капитал — это переданная в доверительное управление часть имущества некоммерческой организации, сформированная и пополняемая за счет пожертвований и иных определенных законом источников. Доход, полученный от доверительного управления, организация использует для финансирования своей уставной деятельности или деятельности иных некоммерческих организаций.

Пример. Индивидуальный предприниматель передает в качестве пожертвования недвижимое имущество стоимостью 10 млн руб. на пополнение целевого капитала общественного фонда.

Такая передача не образует объекта налогообложения, поэтому предприниматель в данном случае НДС не исчисляет.

11. Передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае. Для применения освобождения возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала, должен быть предусмотрен договором пожертвования или Законом № 275-ФЗ. Данные положения применяются при передаче имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации согласно Закону № 275-ФЗ (подп. 8.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

12. Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества. При этом имущество должно составлять государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации или казну муниципального образования и передаваться некоммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности (подп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).

13. Выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, которые реализуются по решениям Правительства РФ в целях снижения напряженности на рынке труда субъектов РФ (подп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Например, объекта налогообложения по НДС не возникает в следующих случаях:

  • при получении субсидий на создание (открытие) собственного
  • дела, а также в целях создания дополнительных рабочих мест;
  • проведении опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения;
  • выполнении общественных и временных работ по договорам,
  • заключенным с центром занятости.

14. Реализация (передача) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями (учреждениями) и составляющего государственную или муниципальную казну, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ и подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Порядок выкупа государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, установленный Законом № 159-ФЗ, применяется до 1 июля 2018 г. (ч. 3 ст. 10).

15. Операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ). В частности, реализация имущества, изготовленного в ходе текущей производственной деятельности органи- заций-банкротов, не является объектом налогообложения по НДС.

Однако работы (услуги), выполненные (оказанные) такой организацией, облагаются НДС в общеустановленном порядке, поскольку подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения.


Объект налогообложения по НДС

Актуально на: 17 декабря 2018 г.

Объектом налогообложения по НДС признаются операции:

  • по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (далее – товаров) на территории РФ, в том числе безвозмездно (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • по передаче товаров для собственных нужд на территории РФ (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • по выполнению СМР для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • по ввозу товаров на территорию РФ (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но не всякий объект облагается НДС. Поэтому сначала нужно определить, что облагается НДС, а что нет, и только потом можно переходить к подсчету налоговой базы.

Налоговая база по НДС в общем случае – это стоимость реализованных (переданных, ввезенных) товаров, облагаемых НДС, без включения в нее суммы налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Налогооблагаемая база НДС

При реализации товаров в налоговую базу по НДС включается (п. 1 ст. 154 НК РФ):

  • стоимость товаров исходя из рыночных цен без учета НДС. По умолчанию считается, что цена, установленная договором, и есть рыночная;
  • суммы полученных авансов с учетом НДС.

Также налоговая база определяется как стоимость товаров (п. 2 ст. 154 НК РФ):

  • при их реализации в рамках товарообменных операций;
  • при их реализации на безвозмездной основе;
  • при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю;
  • при передаче товаров в целях оплаты труда в натуральной форме.

Своя формула расчета налоговой базы применяется при реализации товаров, учтенных с НДС. К примеру, товары приобретались для использования в деятельности, не облагаемой НДС, и входной налог был включен в стоимость товара. Тогда база считается так (п. 3 ст. 154 НК РФ):

Реализация таких товаров облагается НДС по расчетной ставке 18/118 (с 01.01.2019 — 20/120) или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Налоговую базу по НДС необходимо определять по итогам каждого налогового периода – квартала (ст. 163 НК РФ). В нее включаются операции, признаваемые объектом налогообложения по НДС, у которых момент определения налоговой базы попадает на соответствующий квартал (п. 4 ст. 166 НК РФ).

Момент определения налоговой базы по НДС

При реализации товаров момент определения базы определяется на одну из дат, которая наступила раньше (п. 1 ст. 167 НК РФ):

  • дата поступления аванса в счет предстоящих поставок. Если покупатель перечислит аванс, то продавцу понадобится дважды считать налоговую базу – на дату поступления аванса и на дату отгрузки товара (п. 14 ст. 167 НК РФ).
  • дата отгрузки (передачи) товара. Ею признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя или перевозчика (Письмо ФНС от 01.10.2015 N ГД-4-3/17114@). Если же товар доставляется по частям, то дата отгрузки – это дата составления первичного документа при отгрузке последней его части (Письмо Минфина от 13.01.2012 N 03-07-11/08).

Таким образом, обязанность по исчислению НДС возникает у продавца независимо от момента перехода права собственности на товар (Письмо Минфина от 06.10.2015 N 03-07-15/57115).

При выполнении работ момент определения налоговой базы для целей НДС – это дата подписания акта сдачи-приемки работ (Письмо Минфина от 02.02.2015 N 03-07-10/3962).

Подсчет налоговой базы

НК РФ установлено несколько ставок по НДС. Налоговая база считается отдельно по каждой группе операций, облагаемых по одной ставке (п. 1 ст. 153 НК РФ).

В налоговую базу включается выручка от реализации, полученная как в денежной форме, так и в натуральной. Все то, что получено в натуральной форме, учитывается по оценочной стоимости (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Кроме того, в определенных случаях налоговая база должна быть увеличена на полученные продавцом суммы, связанные с расчетами за товар (ст. 162 НК РФ). НДС с этих дополнительных сумм считается по расчетной ставке 18/118 (c 01.01.2019 20/120) или 10/110 в зависимости от того, по какой ставке облагалась сама операция (п. 4 ст. 164 НК РФ). А если операция облагалась по ставке 0%, то и суммы, связанные с оплатой товаров, тоже облагаются по ставке 0% (Письмо Минфина от 16.04.2014 N 03-07-08/17462).

Объектом налогообложения НДС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *