Пенсионная система в РФ

Содержание

Пенсионное обеспечение

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударствен­ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово­ров с негосударственными пенсионными фон­дами, финансируемые за счет взносов работо­дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений — совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии — показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии – это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии — изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация – денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал , сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии – ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности – в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп – на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии – передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид – человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка – увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии – ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав – это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина – это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж – наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии – показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет – назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости – назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца – назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) – это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж – один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам — узникам фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву – в двойном размере.

​Пенсионная система Российской Федерации

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура пенсионной системы РФ

пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по труду;
  • пенсии по выслуге лет;
  • по достижении пожилого возраста;
  • по причине инвалидности;
  • социальной пенсии.

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 00 28 384 просмотра Подпишитесь на Bankiros.ru

Возможно, российская журналистика для общества еще не окончательно потеряна. Хотя сейчас многих раздражает, что новости, особенно те, которые затрагивают тему пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста, в СМИ идут как под копирку. Гладенько так, без постановки вопросов, без попыток осмысления, без желания заглянуть за линию горизонта и т. п. В общем, без драйва. На поводу.

Но ведь такое уже было. Очевидно, нынешняя пресса просто вернулась в то свое состояние, когда на экранах телевизоров и страницах газет, журналов и сайтов (современный вариант) могло доминировать только одно лицо и только одна партия. Фраза «есть мнение» означала, что оно, это мнение, уже согласовано с «самым верхом». А мастерство журналиста определялось его умением доказывать, что с этими «невеселыми картинками» согласно «подавляющее большинство» граждан.

Поэтому видавшие виды журналисты тогда поучали стажеров: «Если можешь не писать, лучше не пиши». Чтобы не идти против совести. Чтобы не остаться в истории со статусом подпевалы, лизоблюда и прислужника. Чтобы потом смело смотреть детям в глаза.

Ну да, было, на какое-то время наша пресса обретала свободу. И тогда повела себя, как мальчишка-подросток. Но теперь, судя по тому, как соревнуются СМИ в освещении достижений сами знаете кого, прессу, выражаясь современно, правильно отформатировали. И теперь даже такие «фильтры» — совесть, суд истории, детские глаза — журналистам явно не требуются.

Ведь как, к примеру, освещается одна из самых болезненных (и для общества, и для власти) тем — пенсионная реформа? Да просто тупо ретранслируются заявления чиновников по этому поводу. Здесь СМИ — просто разносчики бюрократического эха.

Но, надо заметить, иногда случаются и неординарные публикации. Такое возможно, когда кто-то явно перестарался в подхалимаже и добавил от себя пару-другую лестных для власти эпитетов, вымудрил удобную для власти же гиперболу. И в результате получился вот такой слоеный информационный торт.

«У пенсионеров, возможно, появится надежда зажить лучше в 2020 году. Российский лидер Владимир Путин подписал закон о бюджете Пенсионного фонда РФ на три года. Так, страховые пенсии неработающих вырастут на 6,6%. Кроме того, изменится и порядок индексации — в Новом году Белой Крысы она пройдет на месяц раньше, чем положено в законе о страховых пенсиях».

Тема, казалось бы, в смысле пиара для власти — «дохлая». Но подана мастерски. Из сухого официоза приготовлено по виду вкуснейшее информационное блюдо. Написано хоть и не без некоторого пафоса, но лихо, задорно, игриво. И ручку лизнули, и хвостиком махнули.

Все это так. Однако, чрезмерная бравурность исполнения на эту тему вызывает и некоторое сомнение: а не является ли упомянутая в таком контексте Белая Крыса этаким Троянским Конем, поставленным перед Спасскими воротами Кремля?

Ведь недовольные пенсионеры все равно останутся недовольны: их угасшую надежду «зажить лучше» не реанимируешь копеечным повышением, которое просто проглотит рост цен на продукты. И выплата «раньше, чем положено» не сильно их обрадует — тем раньше эти копейки закончатся, тем дольше придется ждать очередной пенсионной выплаты, по размеру сравнимой с подачкой.

Зато упоминание в одной публикации и даже в одном абзаце имени главы государства и сомнительной привлекательности персонажа — Белой Крысы, да еще и, так сказать, в амбивалентной роли новогодних дарителей — это очень даже наводит на размышления.

Что значит сие? Это так журналист лбом об пол перед президентом стукнул или намекает, страшно подумать, на новый культ личности, скажем, в качестве Всероссийского Деда Мороза? А еще страшнее предположение, что на самом деле все эти новогодние «подарки» пенсионерам — не от Владимира Путина, а от Белой Крысы…

Впрочем, тут широчайшее поле для интерпретаций, на которые и так горазды россияне, обладающие неубиваемым чувством юмора. И они, с одной стороны, негодуют по поводу людоедской пенсионной реформы, а с другой -высмеивают её авторов. И, вот, получите — дополнительный материал для самодельных роликов и кухонных анекдотов о том, как президентские надбавки пенсионерам съела крыса, да ещё к тому же белая…

Да в былые времена таким писакой сразу же занялись бы «те, кому положено», я, хоть и краешком, но застал этот период российской истории. И знаю не понаслышке, что «иногда они возвращаются». Вот, главным образом, именно поэтому я не называю СМИ, где такие «троянские» корреспонденции сочиняют — там явно что-то зреет.

Зреет, может, даже против воли редакционного начальства и коллектива. Может, как прорастают цветы сквозь асфальт, так и журналистские принципы там рвутся сквозь цензуру и самоцензуру. Кто знает. Но это «что-то» даёт надежду (пусть пока такую же призрачную, как надежда пенсионеров «зажить лучше», но все же), что однажды российская пресса перестанет работать в режиме унылого ксерокса.

Пенсионная система: Где в России пенсионную реформу возненавидели больше всего, и чем это опасно для Кремля

Новости внутренней политики: «Эта пенсия — до смерти»: в ЦБ объяснили механизм перевода накоплений в новую пенсионную систему

>Что нужно знать о пенсионной системе РФ: вопросы и ответы

Как сейчас устроена пенсионная система?

  • Современная пенсионная система в России состоит из трех компонентов: государственного пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд России. Досье

Кому полагается государственное пенсионное обеспечение?

  • Право на получение данной пенсии имеют определенные категории граждан РФ, например, госслужащие, военнослужащие, космонавты, участники Великой Отечественной войны и пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф.
  • Источником выплаты пенсии является федеральный бюджет.

Как формируется негосударственное пенсионное обеспечение?

  • Негосударственное пенсионное обеспечение – индивидуальное добровольное формирование пенсии.
  • Данный вид пенсии выплачивается только негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и формируется за счет добровольных взносов физических лиц по индивидуальным пенсионным планам или за счет добровольных взносов работодателей в пользу работников по корпоративным пенсионным программам.

Что такое обязательное пенсионное страхование?

  • Обязательное пенсионное страхование предполагает выплату страховых пенсий за счет обязательных страховых взносов с работодателей, которые составляют 22% от годового заработка работника.
  • В зависимости от возрастной категории пенсионер может получать страховую и накопительную пенсии.
  • По выбору гражданина на формирование страховой части пенсии могут идти либо все 22% от зарплаты, либо 16% – на страховую пенсию, 6% – на формирование накопительной части.

Что такое страховая пенсия и как она рассчитывается?

  • Страховая пенсия учитывается в качестве будущих обязательств перед застрахованными лицами и направляется на выплаты нынешним пенсионерам.
  • Формирование страховой пенсии осуществляется в пенсионных баллах, количество которых будет зависеть от стажа, величины зарплаты и возраста выхода на пенсию.
  • Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года.

Что такое накопительная пенсия?

  • Под накопительной пенсией понимается денежная сумма, формируемая из взносов работодателя и прибыли от их инвестирования. Пенсионные накопления поступают на счет гражданина и выплачиваются каждый месяц после выхода на пенсию.
  • Главное отличие накопительной пенсии от страховой заключается в возможности инвестирования – если страховая пенсия находится в ведении исключительно Пенсионного фонда России (ПФР), то накопительная доля может быть переведена в другие управляющие компании.

Накопительная пенсия в РФ

Кто имеет право на накопительную пенсию?

  • Накопительный капитал аккумулируется за счет части страховых взносов (6% от зарплаты) только у россиян 1967-го или более поздних годов рождения, имеющих официальное трудоустройство.
  • До конца 2015 года такие граждане должны были определиться, хотят ли они формировать из своих страховых взносов накопительную часть или все средства должны поступать только в страховую модель.
  • Тем, кто родился в 1966 году и раньше, возможность выбрать пенсию с накопительной составляющей не предоставлялась. Все их выплаты – 22% с зарплаты – идут в ПФР.

Кто такие «молчуны»?

  • Согласно определению, закрепленному в законодательстве, «молчуны» – это граждане, не воспользовавшиеся правом выбрать для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию, функции которой выполняет госкорпорация «Внешэкономбанк» либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
  • Средства «молчунов» по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании.
  • В 2016 году правительство не стало продлевать переходный период для перевода накопительной пенсии в другую управляющую компанию или НПФ. Теперь «молчуны» будут формировать только страховую пенсию. Все взносы, которые за них платит работодатель, будут поступать в ПФР.

Что сейчас происходит с пенсионными накоплениями?

  • С 2014 года перечисление средств граждан на накопительную пенсию было заморожено. Все деньги пошли на формирование страховой пенсии граждан. По словам властей, решение о заморозке было принято в связи с необходимостью сбалансировать пенсионную систему и гарантировать всем пенсионерам стабильные выплаты.
  • Заморозка коснулась как средств «молчунов», так и клиентов НПФ. В дальнейшем мораторий распространился на 2015-й и 2016 год.
  • Все ранее сформированные пенсионные накопления по-прежнему инвестируются в выбранном НПФ и будут выплачены гражданину в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда он получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением.
  • После разморозки взносы на накопление вновь начнут поступать на личные счета хозяев.

Какие изменения предлагаются с накопительной пенсией?

  • На данный момент судьба накопительной пенсии не решена окончательно. В мае 2016 года министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что в России до 2018 года будет запущена новая система формирования пенсионных накоплений, которая будет основана на принципах добровольности, когда граждане должны будут сами позаботиться о размере будущей пенсии.
  • Накопительные счета будущие пенсионеры смогут открыть в пенсионных фондах или в коммерческих банках.
  • По разным оценкам, добровольная накопительная пенсионная система позволит снизить бюджетный трансферт ПФР (средства, которые Пенсионный фонд получает из бюджета на выплату текущих пенсий) на 300-400 млрд руб. ежегодно.

Почему в пенсионной системе постоянно что-то меняется?

  • По словам экспертов, пенсионная реформа продиктована необходимостью поиска наиболее сбалансированного для бюджета варианта пенсионного обеспечения, который позволит на фоне обеспечения достойных накоплений граждан на старость не увеличивать дефицит бюджета и дать экономике необходимые «длинные» деньги.

>Поход на пенсию. Как устроена пенсионная система РФ

РАБОТАЕМ И ПОЛУЧАЕМ ПЕНСИЮ

По большому счету пенсия в России состоит и двух частей: страховой и накопительной.

Страховая пенсия — это часть пенсии, которую гражданину обеспечивает государство в лице Пенсионного фонда. Для того чтобы ПФР мог ее платить, предприятия-работодатели отчисляют в фонд определенный процент от зарплаты работника (из своих собственных средств, а не из денег работников).

Эта пенсия индексируется государством на величину инфляции. А если денег на ее выплату не хватает, дефицит ПФР покрывается из бюджета.

Страховая пенсия назначается при достижении пенсионного возраста — ранее он для мужчин составлял 60 лет, а для женщин — 55 лет. Но в 2018 году президент России Владимир Путин подписал закон о постепенном повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин — до 60 лет. С графиком повышения возраста можно ознакомиться тут. Смысл повышения пенсионного возраста — снизить дефицит средств в ПФР на выплату пенсий, а также повысить уровень государственной пенсии.

Для получения страховой пенсии также необходим стаж работы не менее 15 лет по новым правилам. Повлиять на размер страховой пенсии будущий пенсионер может крайне незначительно — это пассивный доход на старость: получать доход на пенсии можно стабильно, но мало. В номинальном выражении средняя пенсия в августе 2018 года составила 13,363 тыс. руб., увеличившись на 3,4% по сравнению с августом 2017 года.

Особенность страховой пенсии в том, что она формируется в баллах, и каждый год государство решает, сколько будет стоить балл. Стоимость может меняться в зависимости от числа работающих граждан и пенсионеров в стране. Поскольку формулу расчета баллов трудно понять даже матерым экономистам, для подсчета пенсии Пенсионный фонд РФ создал онлайн-калькулятор.

КОПИМ НА ПЕНСИЮ САМИ

Накопительная пенсия — это часть пенсии, которой гражданин может управлять с помощью профессиональных участников фондового рынка, то есть вложить в ценные бумаги с целью заработать на старость дополнительно к тому, что гарантирует государство.

Преумножение будущей пенсии можно доверить частным (НПФ и УК), а можно государственным (Внешэкономбанк) профучастникам.

Если средства накопительной части пенсии будут инвестированы успешно, вместе с вложенными деньгами будущий пенсионер при достижении пенсионного возраста получит и заработанный на них инвестиционный доход. Или, увы, столкнется с отсутствием оного — при неудачном инвестировании или в результате плохой конъюнктуры рынка. Ввести клиента в потери НПФ не могут: по итогам года они должны показать минимум 0 доходности (то есть сохранить тело накоплений), но никак не отрицательное ее значение для клиента (не потерять их). Если же инвестиции были настолько неудачными, что привели к убыткам, их НПФ должен клиенту компенсировать.

Принципиальное отличие — в том, что отчисления работающих граждан в страховую часть пенсии идут на содержание сегодняшних пенсионеров, а старость будущих обеспечивают лишь теоретически. Отчисления же в накопительную часть, как предполагалось, должны были дать возможность будущим пенсионерам принять непосредственное участие в обеспечении себе уровня жизни на старости.

Право на накопительную часть пенсии получили не все, а только граждане 1967 года рождения и моложе. А сама накопительная пенсия начала формироваться у граждан с 2002 года.

На пенсию в целом работодатель из своих собственных средств отчислял 22% от размера зарплаты работников. 16% шло в страховую часть пенсии, 6% — в накопительную. Те, кто ничего не делал с накопительной частью, назывались «молчунами» из-за своей пассивной позиции. За них накопительные 6% инвестировал государственный Внешэкономбанк. Активные будущие пенсионеры выбирали для управления своими пенсионными накоплениями частников — в расчете на более активное их преумножение.

Плюсы ВЭБа как управляющего в том, что это государственная компания, вероятность банкротства которой стремится к нулю. К тому же инвестиционная декларация госкомпании — список активов, куда она может вкладывать накопления граждан — строже, чем у негосударственных пенсионных фондов. ВЭБ, согласно документу, не может вкладывать накопления в акции — у НПФ же такое право есть. Доходность инвестирования пенсионных накоплений ВЭБом в ретроспективе можно .

Специфика НПФ — основной альтернативы ВЭБ — в том, что они работают с пенсией, применяя более широкий арсенал инструментов для ее преумножения: акции, депозиты, государственные и корпоративные облигации. Также надо учитывать, что НПФ — это частная компания, она живет по правилам рынка, а следовательно, возможна ее продажа другому игроку, слияние с ним, уход на оздоровление под крыло государства. И самый негативный вариант — банкротство. Но большая свобода для НПФ дает им шанс заработать выше рынка.

Лайфхак

Узнать, кто сейчас управляет вашими накоплениями, можно тремя способами.

1. Запросить выписку о состоянии пенсионного фонда из ПФР по месту жительства или по месту работы.

2. Заказать справку на Едином портале госуслуг.

3. Запросить выписку в любом банке, который продает услуги НПФ, предоставив СНИЛС и паспорт.

Впрочем, государственно-частное партнерство в вопросе пенсий в России оказалось хорошо лишь в теории.

НЕ ОТЧАИВАЕМСЯ

Из-за старения населения, роста теневого сегмента экономики (в котором предприятия не платят взносы в ПФР за работников), а также кризисов и роста расходов бюджета денег на выплату гарантированной пенсии по старости стало не хватать, и с каждым годом ситуация усугубляется. Поэтому в 2013 году правительство приняло решение заморозить пенсионные накопления на 2014 год.

«Заморозка» означает, что с 2014 года все взносы работодателей в размере 22% идут в страховую часть ПФР, никаких 6% на накопительную часть временно не отчисляется, а счета накопительной пенсии пополняются лишь за счет инвестиционного дохода от ранее перечисленных пенсионных накоплений.

Вот так бывает

Предполагалось, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения акционирования (чтобы стали понятны их реальные владельцы) и вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений (по аналогии с системой страхования вкладов для банков). Но заморозка, запланированная всего на один год, ежегодно продлевалась: началась череда экономических и политических кризисов, и деньги властям понадобились на другие цели — в том числе на Крым и антикризисные меры.

В декабре 2017-го — до 2020-го, а в октябре 2018 года в Госдуме прошел первое чтение законопроект о заморозке накоплений до 2021 года.

Учитывая, что нет ничего более постоянного, чем временное, означает ли это смерть частной пенсионной системы в России? Минфин и ЦБ утверждают, что нет. Впрочем, и разморозить замороженные накопления, учитывая экономическую и демографическую ситуацию в стране, нереально. В такой ситуации Минфин и ЦБ предложили будущим пенсионерам новую пенсионную реформу.

ВЕРИМ В ЛУЧШЕЕ

В 2016 году Минфин и ЦБ представили проект реформы по демонтажу накопительной части и переводу ее в индивидуальный инвестиционный капитал (ИПК).

Пока что окончательная редакция новой пенсионной реформы еще в работе, но смысл понятен. Те, кто хочет иметь накопительную пенсию, должны будут позаботиться о ней сами. То есть отчислять 6% на нее предложено не работодателю, как раньше (он будет платить взносы в страховую часть — все 22%), а работнику — из своих собственных средств, от 0% до 6%.

Как и в страховой части, копиться пенсия будет в баллах, которые затем будут пересчитаны в рубли.

Участие граждан в этой системе предполагается добровольным. От самопожертвований на будущую пенсию можно и отказаться. Но, поскольку законченного законопроекта нет, пока это тоже теория.

Как вариант рассматривается, что стимулировать граждан самостоятельно копить на пенсию могут работодатели — тем из них, кому удастся убедить работников в правильности данного подхода, обещаны налоговые льготы. Но как все это будет работать, покажет лишь практика.

А чтобы она сформировалась, нужны не только НПФ, но и инвесторы — будущие пенсионеры, готовые копить на пенсию сами. В рамках предложенной властями программы. Чем это лучше, чем вне ее? На этот вопрос каждый отвечает себе сам. Предложенный властями довод: рынок НПФ расчищен, подконтролен и регулируется ЦБ.

ВЫБИРАЕМ НПФ

Разные фонды управляют накоплениями с разной эффективностью, но клиенту в первую очередь нужно смотреть на надежность организации, чтобы потом не было страшно за свои пенсионные накопления. «Выбор пенсионного фонда — это очень важная финансовая операция, в ходе которой принимается решение не о мифическом доходе в будущем, а о реальных деньгах, которые находятся у клиента на счете и которые он получит при достижении пенсионного возраста», — говорит Валерий Виноградов, советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ).

Итак, на что смотреть?

Во-первых, на реестр НПФ, допущенных к работе с пенсионными накоплениями, — опубликован на сайте Агентства по страхованию вкладов. Это первый фильтр. Прежде чем попасть в эту систему, фондам пришлось раскрыть всех своих реальных владельцев и пройти проверку активов со стороны Банка России. После отбора число игроков на рынке накопительных пенсий сократилось с 89 до 36 на сегодняшний день.

Есть еще несколько факторов надежности негосударственного пенсионного фонда.

Далее надо обратить внимание на акционеров фонда. Сильный владелец, который ответственно относится к бизнесу, — важный фактор успеха фонда. Все фонды, работающие с пенсионными накоплениями, должны раскрывать информацию о владельцах. Обычно такой документ находится на сайте НПФ в разделе «Раскрытие информации».

Рынок НПФ поделен по большей части на крупные группы в зависимости от владельцев. Самая большая группа — это квазигосударственные НПФ, которые принадлежат крупным госкомпаниям. Остальные группы можно изучить в обзоре (стр. 18) Ассоциации негосударственных фондов (АНПФ) за 2016–2017 годы. «Что касается приверженности тем или иным акционерам, если у фонда произошла реорганизация в форме присоединения к другому фонду, то, согласно закону, фонд должен уведомить клиента об этом любым доступным способом. Если клиент не желает оставаться в новом фонде, то он имеет право в год проведения реорганизации сменить фонд без потери инвестиционного дохода», — говорит Валерий Виноградов. (В иных случаях переходить из фонда в фонд без потери дохода можно только раз в пять лет. – «Ориентир»)

Еще один критерий — это рейтинг НПФ. Фонды не обязаны иметь оценку от рейтинговых агентств, но кто-то получает ее по собственной инициативе. Сейчас с пенсионными фондами работает пока лишь одно агентство, которое аккредитовано в ЦБ, — это «Эксперт РА». Рейтинги НПФ, с которыми работает агентство, можно . Релиз агентства может дать общую картину о состоянии того или иного фонда.

Один из главных факторов выбора НПФ — это доходность. Показатели доходности негосударственных пенсионных фондов Банк России публикует ежеквартально, однако показательна все же цифра годовой доходности. Ее можно . Проблема данных ЦБ в том, что он публикует неочищенные данные — то есть часть доходности от управления средствами уйдет на оплату работы фонда. Очищенную доходность считает Ассоциации НПФ, персонально опрашивая фонды. Последние подсчеты — с 2009 по 2016 годы.

При этом, так как пенсионный бизнес — это игра вдолгую, которая предполагает инвестицию средств на горизонте в 20–30 лет, пока участник системы не выйдет на пенсию, необходимо проанализировать работу фонда и на долгосрочном периоде. При этом сравнивать, чтобы понять эффективность инвестиций, надо с инфляцией, доходностью государственных бумаг и результатами ВЭБа, у которого инвестиционные возможности, как было сказано выше, ограничены.

Имеет ли размер значение? «При выборе фонда надо понимать, что величина фонда не гарантирует его «чистоту» и абсолютную надежность», — предупреждает Виноградов.

Также, по его словам, стоит обратить внимание на удобство сервисов фонда. Сейчас человеку практически не нужно появляться в его офисе, все операции по отслеживанию состояния счета проводятся в мобильном приложении, поэтому немаловажно, насколько оно удобно в использовании и функционально.

МЕНЯЕМ НПФ

Если по результатам анализа работы разных фондов ваши предпочтения изменились — не беда. Фонд можно сменить. Но в большинстве случаев не чаще, чем раз в пять лет, иначе можно потерять накопленный инвестиционный доход — то, что НПФ заработал на ваши деньги.

Так, в 2018 году без потерь перевод могут осуществить только те граждане, которые последний раз меняли компанию в 2013 году. ПФР выявил, что по итогам 2016 года 99,2% одобренных заявлений о переводе принесли потерю инвестдохода для граждан.

Для того чтобы перевести пенсионные накопления из одного НПФ в другой, надо заключить договор с новым управляющим и подать заявление в Пенсионный фонд о переходе.

Договор можно заключить в том числе и через агента — физлицо или банк, который выступает в такой роли. Переход осуществляется один раз в год. Узнать о состоянии своих накоплений можно в марте-апреле нового года.

Желая сменить НПФ в погоне за доходностью, будущие пенсионеры страдают не только от собственной безграмотности, но и от мошенничества. Ежегодно ПФР выявляет новые виды мошенничества по получению у граждан номера СНИЛС и переводу их пенсии без их ведома.

Вводить свои пенсионные данные можно только на портале госуслуг. Валерий Виноградов из НАПФ советует обратить внимание, что обычно мошенники якобы из ПФР показывают удостоверения типа «Центр поддержки пенсионной реформы», «Центр социальных программ» и т. д., которых вовсе не существует в реальности. Надо также понимать, что ПФР не раздает своим сотрудникам удостоверения в промышленных масштабах, добавляет он. Также, по его словам, не следует принимать никаких решений и подписывать какие-либо документы в момент общения с представителем. Лучше скажите: «Прошу оставить копию договора и всю информацию о предложениях — я посоветуюсь с родственниками», — советует Виноградов. В такие моменты мошенники обычно испаряются. Если же непрошеный гость ведет себя нагло и в этом случае, вызывайте участкового.

СПАСАЕМСЯ

Если неправомерный перевод ваших накоплений все-таки произошел и вы обнаружили себя клиентом НПФ или УК, к которой не обращались, руководствуйтесь следующей инструкцией, советует Валерий Виноградов из НАПФ.

1) Во-первых, надо успокоиться. Тело пенсионных накоплений не пропадает ни при каких обстоятельствах, потерять вы можете лишь свой инвестиционный доход в случае досрочного перевода.

2) Напишите заявление в ПФР с просьбой предоставить выписку из реестра застрахованных лиц. Также ее можно запросить через МФЦ. В этой выписке будет точно указано, кто сейчас управляет вашими пенсионными накоплениями, это юридический документ.

3) Обратитесь через колл-центр в компанию, которая управляла вашими накоплениями до перевода, и сообщите о переводе не по вашему желанию.

4) Сделайте запрос в компанию, в которой вы оказались, с просьбой предоставить нотариально заверенную копию договора и заявления, подписанного вами, о переводе накоплений. Документы можно получить либо по почте заказным письмом, либо в отделении этой компании.

5) НПФ после этого отправляет вам либо документы, либо отписку о том, что они не смогли их найти, но рады, что вы в их фонде.

6) Далее нужно собрать все ответы и документы, оцифровать и подать жалобу в электронной приемной на сайте Банка России.

7) Аналогичную копию документов надо отправить в саморегулируемую организацию, куда включен фонд, в котором вы оказались. На рынке всего две СРО — НАПФ и АНПФ.

8) Второе обращение — в прокуратуру с требованием рассмотреть документы и признать их недействительными.

9) Параллельно стоит обратиться в суд, потому что это единственный путь вернуться в свой фонд и взыскать с того, кто незаконно переманил вас. Потерянный инвестдоход. Статистика показывает, что в 90% случаев в 2017 году граждане выигрывали такие тяжбы.

А что, если мошенничества не было, просто рынок оказался плохим и НПФ обанкротился? В России уже были прецеденты, когда негосударственные пенсионные фонды банкротились. А вот на этот случай есть система гарантирования пенсионных накоплений.

Ее курирует Агентство по страхованию вкладов, и в некоторых отношениях она защищает будущего пенсионера даже больше. Так, например, по вкладам застрахованы лишь суммы на 1,4 млн руб., а по накоплениям страхуется все тело накоплений.

Но есть и минус: по страховке владелец накоплений не получает накопленные проценты от инвестирования, а по вкладу проценты входят в страховую сумму, если вместе с ними она не превышает 1,4 млн руб.

Впрочем, будущий пенсионер, не получивший инвестдоход по госгарантии, равно как и вкладчик, не получивший деньги свыше застрахованной суммы, включается в реестр прав требований кредиторов обанкротившегося фонда и может получить компенсацию от продажи агентством имущества фонда.

ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

22 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял решение о создании Пенсионного Фонда РФ — финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

С 1 января 1991 года обязанности по распределению средств, предназначенных для выплат пенсий и некоторых государственных пособий, были переложены на Пенсионный фонд.

Современная пенсионная система России формировалась с 1995 года. Именно тогда правительство утвердило три «кита» пенсии: базовую (социальную), страховую и накопительную части. По состоянию на текущий год базовая составляющая преобразована в фиксированную часть пенсии. Для разных типов пенсионеров размер базовой части будет отличаться, но каждый год еѐ будут индексировать, кроме того этот тип обеспечения положена всем россиянам и не зависит от наличия трудового стажа. Страховая пенсия, еще недавно формировавшаяся работодателям в рублях, сейчас будет представлена балльной системой. Каждый рабочий год будет оцениваться в пенсионных коэффициентах, они зависят от размера стажа и величины налогооблагаемого заработка. При выходе на пенсию баллы суммируются и умножаются на стоимость, которое правительство должно определять ежегодно и обязалось индексировать. Накопительная часть пенсии россиян появилась в 1998 году. Формируется она из страхового тарифа, который работодатель уплачивает в пенсионный фонд. Весь тариф это 22% от нашей заработной платы, но не вычитаемая из нее, а дополнительно уплачиваемая. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а может — по выбору гражданина — все 22% идти на формирование страховой пенсии. Текущий год последний, когда россияне могут сделать выбор в пользу накопительной части пенсии, оставшиеся молчуны автоматически лишаться этого права, взамен они получат пропорциональное увеличение страховой части пенсии.

С 2014 года, причине дефицита пенсионного фонда России, отчисления накопительной части из него в негосударственные пенсионные фонды не проводятся. В правительстве возобновилась дискуссия о дальнейшей судьбе этой части выплат по старости, не смотря на позицию социального блока кабинета министров, выступающих за отмену накопительной части пенсии. Только за последние два года число россиян, вступивших в систему НПФ утроилось, сегодня их около 20 миллионов человек.

Для получения страховой пенсии гражданин должен соответствовать определенным требованиям пенсионного фонда: достижение определенного возраста (для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет), стаж (не менее 15), уровень индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 30 баллов).

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости будет назначаться по новой пенсионной формуле.

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ)

СП – страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ – фиксированная выплата в год назначения пенсии

КПВ – коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии)

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии. (Годовой пенсионный коэффициент – это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина. Он равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10. Особый годовой коэффициент присваивается за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву, уходом за ребѐнком, ребѐнком-инвалидом, гражданином старше 80ти лет (максимальное значение в 2015 году составит 7,39).)

Граждане 1967 года рождения и младше смогут до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

· Направить все страховые взносы на формирование страховой пенсии (тариф страховых взносов на накопительную часть — 0 %);

· Продолжить формировать накопительную пенсию, сохранив тариф страховых взносов в размере 6%

Для граждан, которые захотят перейти в Негосударственный Пенсионный Фонд, нужно совершить несколько шагов:

1. Выбор Негосударственного Пенсионного Фонда (НПФ).

2. Обращение в выбранный НПФ и заключение с ним договор об обязательном пенсионном страховании.

3. Обращение в ПФР с заявлением о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд (не позднее 31.12.2015 года). Подача заявления происходит следующими способами:

a. лично (через представителя) в клиентскую службу территориального органа ПФР или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

b. по почте.

c. в форме электронного документа через портал www.gosuslugi.ru или через «Кабинет застрахованного лица» на официальном сайте ПФР.

4. После перевода средств пенсионных накоплений в выбранный негосударственный пенсионный фонд, выбранный НПФ становится вашим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в части формирования пенсионных накоплений.

Для самозанятого населения (ИП, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой) существует немного другая система накопления будущей пенсии, при этом помня, что теперь их пенсия зависит только от них самих

Регистрация и снятие с регистрационного учета осуществляется в беззаявительном порядке по сведениям, полученным из Федеральной налоговой службы и федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере юстиции. Документ, подтверждающий факт регистрации, может быть направлен страхователю почтой, либо по электронной почте. Уведомление о регистрации и снятии с регистрационного учета в ПФ РФ с регистрационным номером на бумажном носителе плательщик вправе получить добровольно в заявительном порядке. Снятие с регистрационного учета не требует обращения плательщика в ПФ РФ.

Выплаты в ПФР. Самозанятое население уплачивают страховые взносы отдельно на обязательное пенсионное (26%) и медицинское страхование (5,1%) Периодичность уплаты можно выбрать на свое усмотрение (единовременно, либо несколькими платежами в течение года, но не позднее 31 декабря текущего года).

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям самозанятого населения — ИП, который уплачивает страховые взносы за себя, и работодателя, который уплачивает взносы за своих работников, то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок начисляются пени.

В конце сентября 2013 года стало известно, что пенсионные накопления граждан за 2014 год не поступят в Пенсионный фонд и НПФ (негосударственный пенсионный фонд), а будут направлены в распределительную систему. Предполагается, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений.

В конце 2014 года был принят закон, продляющий «пенсионный мораторий» на 2015 год.

Можно констатировать, что система обязательного пенсионного обеспечения в РФ придерживается общемировых тенденций. Использование чужого опыта позволяет избежать ряда собственных ошибок. Однако Россия не избежала традиционных проблем, самая актуальная из которых — дефицит средств ПФ РФ. Действительно действенное решение проблемы возможно только посредством кардинальных мер.

Список литературы

1. Союз защиты прав потребителей финансовых услуг . – Режим доступа: URL: http://pensionnoe-obespechenie.finpotrebsouz.ru/osobennosti-sistemi-pensionnogo-obespecheniya-v-rf.html(дата обращения 24.04.2015 г.).

2. Ввести. Экономика – Режим доступа: URL:http://www.vestifinance.ru/videos/20867(дата обращения 24.04.2015 г).

Система пенсионного характера

Определение 1

Системой пенсионного характера является определенная система взаимосвязанных, а также взаимодействующих финансовых источников, учреждений и каких-либо органов, субъектов обеспечения, а также видов обеспечения и конкретных нормативных актов правовой направленности, направленных в свою очередь на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Представляя собой специальное целостное образование, общая характеристика пенсионной системы РФ в зависимости от каких-либо источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов – то есть определенных частей, в качестве которых выступают:

  • обеспечение пенсионного характера по обязательному страхованию пенсионного характера;
  • пенсионное обеспечение государственной направленности;
  • дополнительное пенсионное обеспечение. Где каждая из частей системы пенсионного порядка в свое время является специальной системой, состоящей из конкретных элементов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Стоит отметить, что в качестве каких-либо элементов каждой из частей пенсионной системы выступают специальные подсистемы:

  • определенная подсистема финансирования;
  • управленческая подсистема;
  • подсистема, которая занимается обеспечением субъектов;
  • подсистема обеспечения различных видов;
  • подсистема правового характера.

Части пенсионной системы

По большей части особенности системы пенсионной направленности определяются лежащими в ее основе специальными принципами финансирования, которые в свою очередь подразделяются на распределительные и накопительные. На данный момент времени в Российской Федерации в результате проведенной определенной реформы система пенсионного характера носит смешанный характер. Используется, во-первых, система распределительной направленности, в процессе которой источником непосредственного характера выплат являются в зависимости от конкретного вида пенсии или ее части государственный бюджет, или взносы страхового характера, поступающие в ПФР. Во-вторых, применяется необходимая система имеющая накопительную направленность. На данный период времени, для того чтобы профинансировать накопительные части взносы поступают за лиц 1967 года рождения и моложе. Что касается средств относительно выбора застрахованного лица, то они уплачиваются в ПФР или специальный негосударственный пенсионный фонд, а также вполне могут переводиться из одного фонда в другой. В-третьих, есть дополнительное пенсионное обеспечение (в котором обычно используются распределительные и накопительные принципы). Преобладание абсолютной направленности с точки зрения количества пенсий и их доли в расходах общего характера на пенсионное обеспечение имеет конкретный распределительный принцип.

Замечание 1

Достаточно важным является тот момент, что в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются именно государственные системы распределительного характера.

Обеспечений пенсионной направленности по обязательному пенсионному страхованию выступает в качестве специальной части пенсионной системы, которая в свое время занимается обеспечением гражданам трудовых пенсий за счет начисления страховых взносов. Отношения, которые имеют тесную связь с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, которые появились в процессе осуществления регулирования над начислением и, конечно, уплатой страховых взносов, контролируются Законом о взносах страхового порядка, и Законом об обязательном страховании пенсионной направленности. Согласно 22 статье закона об обязательном пенсионном страховании на 2011 год были установлены специальные тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, которые в свое время осуществляют выплаты физическим лицам): всего в районе 26,0% от всей большой базы для процесса начисления определенных взносов страхового характера; на финансирование страховой части пенсии трудовой направленности: а) для тех граждан, которые родились в 1966 году и старше – 26,0%; б) для граждан, которые родились в 1967 году и моложе – 20,0%; на осуществление специального финансирования накопительной части пенсии трудового характера для лиц родившихся в 1967 году и моложе – 6,0%. На момент времени 2012-2013 года отмеченные величины составляют 22%, 16 и 6% соответственно. А что касается выплат сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусмотрены 10%. Помимо этого, введено специальное разделение тарифа на солидарную, а также индивидуальную часть. Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной никаким образом не оказывает влияния на показатели, которые используются для определения размера трудовой пенсии застрахованного лица. Часть индивидуальной направленности в свое время составляет 16%, 10% (формируют расчетный капитал пенсионного характера) и 6% (осуществляют формирование пенсионных накоплений) соответственно в конкретных пределах максимальной величины базы для начисления взносов страховой направленности.

Замечание 2

Лица, которые являются самозанятыми (чаще всего в роли таких граждан выступают предприниматели занимающиеся индивидуальной деятельностью) уплачивают необходимые взносы основываясь на конкретной стоимости страхового года.

Определенное влияние некоторых периодов нестрахового характера (например, тот период времени, когда осуществляется забота родителями за ребенком до достижения им определенного возраста полутора лет и др.) на конкретный объем пенсионных прав граждан обеспечивается при помощи специальных средств федерального бюджета.

В качестве одного из самых важных средств обеспечения функционирования обязательного страхования пенсионной направленности, в том числе какой-либо взаимосвязи уровня обеспечения с вкладом трудового характера застрахованного лица, является конкретный индивидуальный (еще называющийся персонифицированный) учет.

Пенсионная система РФ

Пенсионная система РФ – совокупность юридических норм, государственных и частных структур, обеспечивающих периодические выплаты гражданам денежных средств при достижении пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца.

Трудовая часть пенсии регулируется Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором оговорены, в частности, право на досрочное получение пенсии для отдельных категории граждан и другие нормативы.

В результате проведения пенсионной реформы 2002 года в России установлены следующие виды пенсий.

Во-первых, трудовая пенсия: по старости, инвалидности или утрате кормильца. Она состоит из двух составляющих — страховой и накопительной частей. Первая выплачивается по достижении определенного возраста. Для мужчин это 60 лет, для женщин — 55. Финансируется страховая часть за счет обязательных отчислений в Пенсионный фонд РФ. В 2011 году платеж для основной части юридических лиц составляет 26% от фонда оплаты труда. При этом для работников до 1966 года рождения вся сумма переводится в страховую часть пенсии. Для тех, кто родился после 1966 года, отчисления делятся в такой пропорции: 20% — страховая, 6% — накопительная часть. При этом Пенсионный фонд ведет на каждого работника отдельный лицевой счет, где учитываются платежи.

Накопительная часть пенсии может аккумулироваться в государственном или негосударственном пенсионном фонде.

Во-вторых, пенсия за выслугу лет, которую получают федеральные государственные служащие, военнослужащие (кроме тех, кто проходил службу по призыву), космонавты, летчики-испытатели. Такие пенсионные выплаты регулируются отдельными законами.

В-третьих, социальная пенсия – для тех, кто не имеет права на трудовую пенсию, например для неработающих. Социальная пенсия не может, согласно закону, быть ниже прожиточного минимума.

В-четвертых, негосударственная пенсия. Выплачивается на основании договора, заключаемого между участником и негосударственным пенсионным фондом. Размер взносов и последующих выплат оговаривается в соглашении.

Действующая на осень 2011 года пенсионная система не является окончательной. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, требуется увеличивать выплаты, а с другой – снижать нагрузку на бизнес, который должен выплачивать взносы с фонда оплаты труда. Еще одну пенсионную реформу планируется провести в 2014 году, при этом окончательные параметры того, что будет, пока не определены.

ОПС — это система, которая была создана специально для обеспечения защиты граждан и их интересов.

В пенсионной системе принимает участие 3 субъекта:

  1. Застрахованные граждане, которые работают на страхователя;
  2. Страхователь, основная обязанность которого заключается в перечислении страховых взносов страховщику;
  3. Страховщик, основная деятельность которого заключается в выплате пенсионного обеспечения и пособий при наступлении страхового случая.

Общая характеристика ОПС

Понятие ОПС оговорено в статье 3 ФЗ № 167. Согласно этому нормативному акту, обязательное пенсионное страхование — это целый комплекс мер, созданных с целью компенсирования гражданам их дохода, получаемого до назначения им пенсионного обеспечения.

Перечисление денег на пособия производится из бюджета государственного фонда, который ежегодно формируется и утверждается Правительством.

Внимание! Пополнение бюджета фонда осуществляется за счет страховых взносов. Эти денежные средства выплачивает страхователь (работодатель) согласно тарифам, установленным нормативными актами. В 2020 году размер взноса составляет 22% от полученного застрахованным сотрудником дохода.

Тариф состоит из двух отдельных частей:

  1. Солидарная, которая представляет собой страховые взносы, никак не связанные с расходами на накопительную пенсию. Следовательно, эти денежные средства направляются только на выплату фиксированной части пенсионного обеспечения;
  2. Индивидуальная, отражаемая на отдельном счете человека. Именно из этой суммы и складываются права гражданина в пенсионной сфере. Этот показатель влияет на размер накопительной и страховой части пенсии человека.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Виды пенсии

Страховая пенсия

Под страховой пенсией подразумевается сумма средств, ежемесячно перечисляемых гражданину. Эти деньги — компенсация за получаемый человеком доход до его выхода на пенсию.

Рассчитывать на получение страхового обеспечения также могут нетрудоспособные члены семьи застрахованного гражданина, но только при условии, что на момент смерти у него были отчисления в фонд.

Страховая пенсия подразделяется на несколько видов:

  1. По старости. Рассчитывать на получение такого пенсионного обеспечения могут женщины, достигшие 55-летнего возраста и мужчины в возрасте 60 лет, при условии наличия у них достаточного страхового стажа и накопления минимального количества пенсионных баллов;
  2. По инвалидности. Обратиться в ПФР за назначением такого вида пенсионного обеспечения может только человек, у которого на руках есть медицинское заключение, подтверждающее наличие 1, 2 или 3 группы инвалидности;
  3. По потере кормильца. Обратиться за назначением пенсии могут нетрудоспособные иждивенцы.

Получение пенсии может производиться не только по достижении определенного законом возраста. В 8 статье ФЗ № 400 оговорен перечень ситуаций, когда человек получает возможность досрочно выйти на пенсию. Все, что для этого нужно — иметь специальный стаж (к примеру, горячий или северный), и достаточную продолжительность работы в определенных условиях.

Внимание! В зависимости от вида назначенного человеку пенсионного обеспечения, к страховой пенсии дополнительно выплачивается дополнительная выплата. Такая доплата имеет твердый размер и ежегодно индексируется государством.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Накопительная пенсия

Накопительная пенсия — это ежемесячная денежная выплата, состоящая из суммы страховых взносов гражданина и доходов, которые были получены в результате инвестирования этих денежных средств.

Формирование накопительной части пенсии производится только у граждан, которые появились на свет после 1967 года. В 2002-2004 году работодатели перечисляли часть взносов на накопления и для следующих сотрудников:

  1. Мужчины, родившиеся в промежуток с 1953 до 1966 год;
  2. Женщины, появившиеся на свет с 1957 по 1966 года.

Конечно, за три года этой категории граждан не удалось сформировать больших накоплений. Соответственно, этой суммы недостаточно для назначения накопительной пенсии.

Для получения накопленных средств, человек имеет право обратиться в фонд с заявлением на единовременную выплату денег. Обращение возможно в любое удобное для пенсионера времени, после назначения страхового пенсионного обеспечения.

Что такое обязательное страховое обеспечение

Обязательное страховое обеспечение представлено несколькими составными частями:

  1. Пенсионное обеспечение, выплачиваемое гражданам по достижении определенного законом возраста, при наличии инвалидности или по потере кормильца;
  2. Дополнительная фиксированная выплата;
  3. Накопительная пенсия. Отличительной особенностью пенсии является возможность получения наследниками всех накоплений в случае смерти застрахованного человека;
  4. Социальное пособие, выплачиваемое на погребение умерших граждан, достигших пенсионного возраста, если они не подлежали обязательному социальному страхованию.

Выплата страховой пенсии осуществляется из бюджетных средств фонда, который ежегодно утверждается Правительством РФ. Получение накоплений возможно после обращения в НПФ, где средства инвестировались и накапливались на счете клиента.

Система индивидуального учета граждан

Система, где формируется и ведется учет информации о каждом застрахованном лице, необходима для последующей реализации гражданином его прав в области пенсионного страхования.

Важно! Наличие такой системы дает возможность реализовать человеку его право на получение страховой и накопительной пенсии. База данных позволяет существенно упростить и ускорить процесс назначения и выплаты пенсионного обеспечения.

Ведение такого учета граждан входит в обязанность Пенсионного фонда.

На каждого человека заводится свой индивидуальный счет, которому присваивается постоянный страховой номер (СНИЛС). Счет состоит из нескольких частей:

  1. В общей части содержится информация о застрахованном лице: его Ф. И. О., адрес проживания, сведения по паспорту, гражданство, периоды осуществления трудовой или иной деятельности, данные о полученном доходе и иные сведения, оговоренные в законодательстве;
  2. В специальную часть счета вносятся данные о размере перечисленных за гражданина страховых взносов на формирование накоплений, выборе инвестиционного портфеля, иные данные;
  3. В профессиональной части счета содержатся сведения обо всех уплаченных в пользу застрахованного лица взносах, информация о наличии у человека права на получение досрочной пенсии, размере дохода от инвестиций, продолжительности страхового стажа и сумме выплат.

Внимание! Индивидуальный счет имеет определенный номер, который гражданин имеет право получить в виде СНИЛС. На этом страховом свидетельстве проставляется персональный номер человека, по которому он может получить исчерпывающую информацию о своих пенсионных правах в отделении ПФР или на официальном сайте этого госучреждения.

Процедура уплаты взносов на обязательное страхование

Страхователь обязан ежемесячно выплачивать страховые взносы с доходов, полученных работниками. Определение суммы отчислений производится по тарифам, которые устанавливаются в зависимости от выбранного застрахованным лицом пенсионного обеспечения:

  1. Финансирование страховой пенсии, при котором отчисления на накопительную пенсию не производятся;
  2. Финансирование накоплений, на которые отчисляется 6% от взноса, на страховую часть — 10%, а еще 6% — солидарная ответственность.

Изменения в пенсионной системе

Среди основных изменений в сфере пенсионного обеспечения можно выделить:

  1. Рост пенсий неработающих пенсионеров на 3,7%;
  2. Повышение государственных пенсий, в том числе и социальных, на 4,1%;
  3. Социальная доплата для граждан с пенсией ниже минимума, установленного в регионе постоянного проживания;
  4. Введение нового вида пенсии — для детей, у которых оба родителя неизвестны.

Эксперты считают, что основной причиной социальной нестабильности в области пенсионного обеспечения, является ее неустойчивость. Это обусловлено большой долей теневой экономики, из-за которой в бюджет фонда не поступает достаточного количества взносов. Огромное значение имеет и постоянно растущая инфляция.

Еще одна проблема — низкий уровень рождаемости и значительное увеличение числа граждан, достигших пенсионного возраста или находящихся на пороге получения этого статуса. Данный фактор способствует старению населения, появлению нагрузки на пенсионную систему, что влечет дефицит фонда.

Третья проблема — недостаточная грамотность населения в области пенсионного обеспечения. Из-за неинформированности граждан невозможно увеличить качество предоставляемых услуг.

Посмотрите видео об изменениях в пенсионной системе РФ

Пенсионная система в РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *