Специальная дисциплинарная ответственность

Статьёй 192‑й Трудового кодекса установлены три вида дисциплинарных наказаний — выговор, увольнение по отрицательным мотивам или замечание.

Однако есть оговорка: законами или локальными актами в отношении сотрудников могут применяться и другие виды наказаний работников.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Содержание

Определение и законные основания

В трудовом праве применяется два вида ответственности сотрудников за нарушение дисциплины:

  1. общая;
  2. специальная.

Общая ответственность закреплена в Трудовом кодексе и распространяется на всех

работников, заключивших с работодателем трудовой договор (статья 192 ТК). Специальная же действует только в отношении некоторых категорий сотрудников и установлена дисциплинарными уставами или федеральными законами (статья 189 ТК).

Кроме общепринятых наказаний (увольнение, замечание или выговор) в отношении сотрудников, подчиняющихся дисциплинарным уставам, могут применяться и другие виды взысканий. Например, в отношении налоговых полицейских может применяться предупреждение о неполном служебном соответствии.

Специальная ответственность прописана во многих правовых актах, например:

  • в отношении военных — в ФЗ “О статусе военнослужащих”;
  • в отношении чиновников и госслужащих — в законе о госслужбе;
  • в отношении федеральных и мировых судей — в ФЗ «О статусе судей»;
  • в отношении железнодорожников — в положении о дисциплине сотрудников ж/д транспорта и т.д.

Также специальную дисциплинарную ответственность несут моряки, атомщики‑ядерщики, налоговики, прокуроры, работники метрополитена.

В чём отличие от общей ответственности?

Специальная дисциплинарная ответственность была введена ещё советскими законодателями. Её положения разработаны в отношении тех работников, чьё действие или бездействие может нанести более тяжкие и вредные последствия, если должностные обязанности не будут исполняться по инструкции.

Также имеет место и специфика трудовых функций. Кроме того, дисциплинарными уставами предусмотрены перечни мер наказания и круг органов или должностных лиц, полномочных наказания накладывать и применять. Применяются взыскания тоже не по Трудовому кодексу, а по дисциплинарным уставам или локальным положениям.

Виды специальных взысканий

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Дисциплинарными уставами и законами введены виды наказаний, отличные от общих, и они специфичны. Общие взыскания тоже применяются, а специальные введены, как дополнительные. Каждый правовой акт, регулирующий дисциплинарную ответственность, содержит виды наказаний, присущие для определённой отрасли. Например, в отношении госслужащего могут применяться взыскания:

  • выговор, замечание или строгий выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • увольнение.

В отношении прокуроров:

  • понижение в классном чине;
  • лишение знака «Почётный работник прокуратуры» и т.д.

В отношении военных:

  • понижение в звании или должности;
  • арест;
  • лишение нагрудных знаков или наград;
  • досрочное увольнение;
  • лишение увольнительной и т.д.

Кроме специальных взысканий применяются и общие — увольнение, замечание и выговор.

Основания привлечения

Случаи наступления специальной ответственности также имеют свою специфику, применительно к той отрасли, в которой действуют локальные правила по дисциплине. Госслужащие, например, могут быть привлечены за:

  • нарушение Указов Президента и законов;
  • неисполнение законов и решений судов;
  • предпринимательскую деятельность;
  • управление коммерческой фирмой;
  • представительство в органе, где он состоит на службе, по делам посторонних лиц в их интересах;
  • использование в своих целях госимущества или служебной информации;
  • получение взяток (даже после выхода на пенсию);
  • принятие без разрешения Президента РФ иностранных наград;
  • выезд в заграничные командировки за счёт граждан или организаций с неслужебной целью;
  • участие в забастовках и т.д.

Военные могут быть привлечены за такие проступки:

  • самовольное оставление места службы;
  • внеуставные отношения;
  • утрата или порча военного имущества;
  • нарушение дисциплины и т.д.

К судьям применяются наказания за нарушения:

  • кодекса судейской этики;
  • служебной и внеслужебной дисциплины.

Можно ли штрафовать сотрудников — у нас полная информация на эту тему.
Поддельный больничный — это угроза уголовной ответственности! Как этого избежать и сохранить свою репутацию — узнайте по .
Как получить декретные мужу? Читайте об этом в нашей статье!

Порядок привлечения

Как алгоритм привлечения к специальной ответственности, так и лица, полномочные

накладывать взыскания, обозначены в локальных дисциплинарных положениях.

Например, в отношении военных действуют нормы закона о статусе военнослужащих: непосредственный командир виновника подаёт рапорт о нарушении командиру части, а тот, в свою очередь, либо решает, какое наказание применить, либо отправляет материалы в гарнизонный суд.

Вину судей и вид наказания определяет судейская коллегия в порядке, закреплённом законом «О статусе судей».

В отношении госслужащих применяется порядок привлечения к ответственности, закреплённый в Трудовом кодексе. То есть, действует общий алгоритм:

  1. составляется акт о нарушении дисциплины;
  2. с работника требуются письменные объяснения;
  3. издаётся приказ по дисциплине (с которым знакомится служащий в обязательном порядке);
  4. накладывается взыскание.

В любом случае, если вина сотрудника доказана, применяется только то взыскание, которое установлено локальным актом, и только уполномоченным лицом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Разработка урока » Что такое дисциплина?»

Что такое дисциплина

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией БоголюбоваЛ.Н., Ивановой Л.Ф..– Просвещение, 2009; Рабочие листы на каждого.

План урока:

I Опрос домашнего задания:

Презентация по теме «Защита Отечества»

Расск. отцов, которые служили в армии

II Изучениe нового материала:

1. Понятие «дисциплина

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ход урока

Объяснение цели урока:

В начале урока мы с вами определим, что знаем о дисциплине, а затем определим ее особенности и значение для жизни человека. Работать будем по §9, который называется “Что такое дисциплина?”. Выполнять задания будете на Рабочих листах (Приложение 1), которые я вам раздам.

Напишите на них дату и свою фамилию и имя, в конце урока вы мне их сдадите, и у каждого за работу на уроке будет оценка. Начнем работу.

II. Проверка домашнего задания.

III Изучение нового материала

Задание №1 Стр95 «В классе и дома». Прочитайте высказывания Суворова и найдите выражения со словом дисциплина.

Дисциплина-мать победы

Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость-победа»

Дисциплина-основа победы. Почему?

Что такое дисциплина? Зачем она нужна? (Ответы на вопросы, работа с понятием.)

Стр. 97. Познакомиться с понятием и записать в рабочий лист.

Различают 2 вида дисциплины

Задание . Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.

ПРИМЕРЫ: 1. Переходить дорогу на зеленый свет светофора, 2. Помогать старшим, 3. Заботиться о младших, 4. Принимать участие в выборах президента страны, 5. Выполнять устав школы, 6. При посещении больных надевать сменную обувь, 7. Добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу.

С помощью учебника заполните сам-но 2-ю колонку.9стр 97-98

Специальные дисциплины

Особенности специальных дисциплин

Последствия нарушения дисциплины

Военная дисциплина

Трудовая дисциплина

Технологическая дисциплина

К чему может привести нарушение каждой из дисциплин?

См. слайды

Просмотр м\ф «Про Власа», «Офицеры»

Придумайте свои примеры. Несколько примеров.

Работа с учащимися:

Видов специальной дисциплины много: военная, трудовая, учебная, профессиональная, санитарная.

Сейчас я назову вид специальной дисциплины, а вы определите ее значение:

Платежная дисциплина что это?

– Это порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Коммунальные выплаты – работа электростанций, газовых станций – зарплата рабочим. Обеспечивает порядок.

Исполнительная дисциплина– что это?

Это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Обеспечивается работа предприятия.

Внешняя и внутренняя дисциплина.

Учитель.

Что побуждает людей быть дисциплинированными?

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

Дети должны сами сказать:

Соблюдение правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством.

Соблюдение специальной дисциплины обеспечивается соответствующей организацией.

Соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека.

Обратимся за подсказкой к учебнику, как он отвечает на вопрос о том, что побуждает людей быть дисциплинированными?

СТР.100 Работа по учебнику с понятиями внешняя и внутренняя дисциплина.

Затем работа по вопросам:

Почему философ Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением?

В чем различие внешней и внутренней дисциплины?

Вернемся к работе с рабочим листом, закрепим знания о внешней и внутренней дисциплине.

Задание . Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера). Средства поддержания дисциплины

внешней внутренней

Примеры:

Контроль со стороны других людей.

Совесть.

Желание выиграть приз.

Боязнь получить выговор.

Чувство вины.

Увольнение с работы.

Требование к самому себе.

Обсуждение выполнения задания.

2. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? (Ответы детей.)

Выполним Задание в рабочем листе.

Задание . Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе и поставьте рядом V , в пустую ячейку допишите какое свое правило, вы хотели бы выполнять.

№ Содержание правила Отметка

1. Делать каждое утро зарядку.

2. Убирать за собой постель

3. Помогать дома родителям без напоминаний и просьб.

4. Складывать школьную сумку с вечера

5. Не смотреть телевизор пока не сделаешь все домашнее задание.

Беседа с учащимися:

Что нужно для того чтобы намеченное дело реализовалось? Чтобы оно не стало делом на несколько дней, а стало постоянным?

Рассмотрим пример в Рабочей тетради Задание 4 стр. 32–33. Беседа по тексту.

Для закрепления полученных знаний организуется практическая работа.

Рабочий лист Задание 5.

Выбери верный ответ:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая. б. Специальная. в. Общеобязательная.

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”

а. Военная. б. Моральная. в. Учебная.

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя. б. Внутренняя.

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.

6. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.

7. Залог успешного самовоспитания:

а. Совесть. б. Воля. в. Желание.

Выбери верный ответ:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая. б. Специальная. в. Общеобязательная.

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”

а. Военная. б. Моральная. в. Учебная.

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя. б. Внутренняя.

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.

6. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.

7. Залог успешного самовоспитания:

а. Совесть. б. Воля. в. Желание.

несколько тестов ответить вместе, остальные самостоятельно. Можно организовать совместную проверку тестов после самостоятельной работы по заданию.

Сдать рабочие листы.

Домашнее Задание.

§9, вопросы на стр. 107–108.

Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.).

Дополнительно

Пословицы о дисциплине

На вожжах и лошадь умна. (Начальство, приказ, послушание, Об уме, остроумии, глупости и недальновидности, Житейский опыт и наставления, Дисциплина, Ум)

Дисциплину держать, — значит, побеждать. (Житейская мудрость, Дисциплина)

Дисциплина — против беспорядка плотина. (Дисциплина)

Дисциплина — могучая сила. (Дисциплина)

Исполнительность человека славит. (Дисциплина)

Кто дисциплину блюдет, тот вовремя на работу идет. (Дисциплина)

Кто не умеет повиноваться, тот не умеет повелевать. (Дисциплина)

Держи голову уклонно, а сердце покорно. (Дисциплина)

Опасна не дисциплина, а разнузданность. (Дисциплина)

Не следи за гудком, а следи за станком. (Дисциплина)

«Дисциплина — мать победы»,

>Дисциплина. Специальная дисциплина>1.Что такое дисциплина? Шишкина Надежда Викторовна
МКОУ – ООШ с. Софьино

2. План урока

1.
2.
3.
4.
5.
Проверка домашнего задания по
теме «Защита Отечества»
Дисциплина общеобязательная.
Дисциплина специальная.
Внешняя и внутренняя дисциплина.
Дисциплина, воля и самовоспитание.

3. Заполните пропуски:

…, впервые поступивший на …, приводится к …
перед … Российской Федерации и боевым …
воинской части. Он торжественно присягает на
верность своему … — Российской Федерации,
даёт клятву соблюдать … Российской
Федерации, строго выполнять требования
воинских …, приказы … и начальников,
достойно исполнять воинский …, мужественно
защищать …, независимость, конституционный
строй России, народ и Отечество.

4.

Военнослужащий , впервые поступивший на
военную службу, приводится к военной присяге
перед Государственным флагом Российской
Федерации и боевым знаменем воинской части. Он
торжественно присягает на верность своему
Отечеству — Российской Федерации, даёт клятву
соблюдать Конституцию Российской Федерации,
строго выполнять требования воинских уставов,
приказы командиров и начальников, достойно
исполнять воинский долг, мужественно защищать
свободу, независимость, конституционный строй
России, народ и Отечество.

5. Задача для учащихся: — выяснить, что общего между дисциплиной и общественным порядком — к каким последствиям может привести нарушение дисци

Задача для
учащихся:
— выяснить, что
общего между
дисциплиной и
общественным
порядком
— к каким
последствиям
может привести
нарушение
дисциплины

6. Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам и морали или требованиям какой-либо орга

ДИСЦИПЛИНА – ЭТО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ПОВЕДЕНИЯ
ЛЮДЕЙ, ОТВЕЧАЮЩИЙ СЛОЖИВШИМСЯ В ОБЩЕСТВЕ
НОРМАМ И МОРАЛИ ИЛИ ТРЕБОВАНИЯМ КАКОЙ-ЛИБО
ОРГАНИЗАЦИИ.
>7.специальная
общеобязательная
дисциплина
внешняя
внутренняя

8.

Общеобязательная
дисциплина
Исполнение правил, установленных государством,
всеми государственными органами, организациями,
должностными лицами и гражданами
> 9. Специальная дисциплина
Обязательная только для членов
определенной организации
> 10. Внешняя дисциплина
Соблюдение установленных правил
только благодаря контролю со стороны
> 11. Внутренняя дисциплина
Соблюдение правил по своей воле, по
своему внутреннему побуждению, без
внешних санкций и принудительных мер
> 12. Технологическая дисциплина
дисциплина
Соблюдение правил эксплуатации оборудования,
порядка на рабочем месте, последовательности
операций в производственном процессе.

13. Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О НЕОБХОДИМОСТИ
СОБЛЮДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Специальные
дисциплины
Особенности специальных дисциплин
Последствия нарушения
дисциплины

14. Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О НЕОБХОДИМОСТИ
СОБЛЮДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Специальные
дисциплины
Военная
дисциплина
Трудовая
дисциплина
Технологичес
кая
дисциплина
Особенности специальных дисциплин
Последствия нарушения
дисциплины

15. Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О НЕОБХОДИМОСТИ
СОБЛЮДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Специальные
дисциплины
Особенности специальных дисциплин
Последствия нарушения
дисциплины
Военная
дисциплина
Отличается наибольшей строгостью,
чётким и точным выполнением
требований военной присяги, приказов
командиров и начальников, воинских
уставов.
Снижение боеспособности
войск, отсутствие чёткости
управления ими, угроза
жизни многих людей.
Трудовая
дисциплина
Технологичес
кая
дисциплина

18. Вывод. Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего челов

Гибель «Титаника»
Взрыв на Саяно-Шушенской ГЭС.
Вывод. Несоблюдение специальной дисциплины приводит к
непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей,
угрожающим жизни всего человечества, глобальным
экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит
материальный ущерб.

19. Подберите пары по смыслу

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Общеобязательная
дисциплина
Специальная
дисциплина
Воинская дисциплина
Технологическая
дисциплина
Внутренняя
дисциплина
Внешняя дисциплина
Трудовая дисциплина
A.
B.
C.
D.
E.
F.
G.
Допустимое наличие
примесей в бензине
Своевременный выезд
наряда милиции
Соблюдение режима дня
Обязательное начало
уроков в 8 ч. 30 мин.
Переход улицы на
зелёный свет
Опоздание рабочего на
смену
Выполнение приказа
командира
Подберите пары по смыслу

20. Ответ

ОТВЕТ

Дисциплинарная ответственность. Виды дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности работника за совершение дисциплинарного проступка, связанного с исполнением трудовых обязанностей, т.е. за нарушение трудовой дисциплины.

Нарушение трудовой дисциплины — невыполнение или ненадлежащее выполнение работником по его вине своих трудовых обязанностей (распоряжений администрации, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций и т.д.).

К таким нарушениям в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 ( в ред. от 28 декабря 2006 г. № 63) относятся, в частности, также:

    1. отсутствие на своем рабочем месте без уважительных причин в течение рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);
    2. отказ работника без уважительных причин от выполнения измененных в установленном порядке норм труда;
    3. отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий;
    4. отказ от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе.

Виды дисциплинарной ответственности:

    • общая;
    • специальная.

Общая дисциплинарная ответственность может применяться ко всем категориям работников в случае совершения ими дисциплинарного проступка. Виды дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены в качестве меры общей дисциплинарной ответственности, предусмотрены ст. 192 ТК РФ. Указанный перечень является закрытым. Организация не вправе применить к работникам иную меру дисциплинарного взыскания (кроме случаев специальной дисциплинарной ответственности).

Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена для некоторых категорий работников, работающих в отдельных отраслях народного хозяйства, где действуют уставы и положения о дисциплине, утвержденные постановлениями Правительства РФ (железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, атомная энергетика, федеральные государственные служащие, таможенные органы).

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направленно преподавание дисциплин спецкурса.

Ключевые слова:среднее профессиональное образование (СПО), специальные дисциплины, педагогические технологии.

Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учетом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Для подготовки специалистов высокого уровня, необходимо обеспечить преподавание специальных дисциплин совместно с организацией практической деятельности, что, в свою очередь, является определяющим фактором направленности технических специальностей. Образовательные учреждения СПО помимо передачи теоретических знаний и практических умений должны непосредственно инициировать и активировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, расширить кругозор и научить работать в коллективе. Быть в курсе тенденций развития отрасли и гибко подстраиваться под изменения в ней.

Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста.

Педагогическая технология, предусматривающая полную управляемость учебным процессом и воспроизводимость обучающего цикла, достигается за счет:

1. специфических черт обучения,

2. разработки диагностично — поставленных целей обучения,

3. ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,

4. оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов,

5. воспроизводимости обучающих процедур.

Основополагающей характеристикой дисциплин технических специальностей является формирование как теоретических, так и практических основ, которые входят в программу специализированного обучения.

Технические науки характеризуются, прежде всего:

1) научными методами исследования проблем;

2) определенной организацией получаемых знаний;

3) специальной организацией деятельности по выработке знаний и умений.

Специфика же дисциплин, преподаваемых в колледже, обусловлена их «обслуживающей» функцией. Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования.

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин и должна осуществляться с учетом изменений, происходящих в системе образования. Традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как:

1. постоянно совершенствующиеся практические требования к профессиональной подготовке;

2. умение адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда;

3. защита будущих специалистов от безработицы.

Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства.

Подготовка специалистов в современных условиях ориентирована, в первую очередь на следующие требования работодателей:

1. знание современных технологий, тенденций научно-технического прогресса;

2. владение основами техники безопасности;

3. стремление к расширению профессиональных знаний;

4. владение основами законодательной базы;

5. развитие навыков физического самосовершенствования;

6. формирование личностных качеств специалиста.

Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества.

Специальные дисциплины направлены на развитие таких способностей как:

1. познавательная активность и профессиональная направленность студентов;

2. мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности;

3. формирование готовности к профессиональной деятельности;

4. оптимизации изучаемой информации;

5. актуализация полученных знаний и умений;

6. формирование способностей перехода с одного производства на другое, сопровождающееся сменой техники и обязанностей;

7. взаимодействие в команде;

8. эффективное достижение поставленных целей.

Успешное выполнение профессиональных обязанностей достигается путем качественной подготовки специалистов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в учреждении СПО. От того на сколько специалист готов к выполнению своих будущих обязанностей и как тонко он чувствует грань ответственности за свои поступки при выполнении должностных инструкций будет зависеть его дальнейшая карьера.

Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Учебная дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам учащихся, показывая пути их совершенствования, включая перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности.

Основные направления деятельности в учреждениях СПО, осуществляющих качественную подготовку специалистов:

1. организация творческой и научно-исследовательской деятельности;

2. подготовка высококвалифицированных специалистов;

3. повышение инновационного потенциала учреждений СПО;

4. организация образовательного процесса совместно с потенциальными работодателями;

5. продуктивное взаимодействие с институтами социализации;

6. увеличение качества предоставляемых образовательных услуг;

Именно в целостной, правильно организованной образовательной среде происходит формирование профессионала и специалиста, способного стать социально активной, конкурентоспособной, компетентной и творческой личностью и в современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования становятся теми ресурсными центрами, которые способны концентрировать образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

Литература:

1. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации», ст. 71.

2. Зонина С. В., Мухаметзянова Г. Ф. Особенности преподавания специальных технических дисциплин на современном этапе. Электронный журнал: Образование и наука закамья Татарстана. Журнал № 15 от 02.10.09 г. Режим доступа: http://nauctat.ru/.

3. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990, -187с.

4. Симоненко О. Д. Специфика технических наук. Образовательный портал СЛОВО. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36324.php.

5. Маркина Н. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже : автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки, информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; . — М., 1999.

6. Чернышова А. В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа»), Научн. журн.: Фундаментальные исследования. № 8, с 78–82, 2011 г.

7. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

Специальная дисциплинарная ответственность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *