Торги 223 ФЗ

Содержание

Алгоритм проведения электронного аукциона в соответствии с 223-фз

Для того чтобы оптимизировать процесс проведения аукциона и сделать его наиболее эффективным, необходимо регламентировать его и ввести строгие нормы.Первое, что нужно определить – это время проведения тендера. В данном отношении могут быть два основных пути.

  • Фиксированное время – скажем, с 9 до 18 часов. Этот подход не всегда эффективен, особенно при малом количестве заявок. Много времени теряется зря.
  • «Плавающие» сроки – например, каждое поступающее предложение продляет время проведения торгов еще на полчаса.

Вместе с тем, важно понимать, что именно считается шагом в процессе аукциона. Если не определить этого понятия, то участники могут «двигать» цену на полкопейки и бесконечно продлять сроки «плавающего» аукциона. Здесь также существует градация:

  • Фиксированный шаг – например, 2000 рублей или определенный процент от начальной стоимости контракта;
  • Нефиксированный, в определенном диапазоне – скажем, от 1 до 3% от начальной стоимости;
  • С возможностью понижения – если предложений мало, то величина шага может быть снижена, допустим, с 2000 руб. до 1000 руб.

О проведении конкурентных закупок говорится в ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. В том числе в ней сказано о правилах проведения аукциона. По 223-ФЗ открытый аукцион в электронной форме – это способ закупки, при котором победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену договора и подавший заявку, которая соответствует всем требованиям заказчика.

ЕИС. Такая информация включает в себя:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке;
  • проект договора.

При этом Заказчик, в случае если закупка «попала» в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.06.2012 г. №616 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее – 616 ПП РФ) (см. Таблицу 1), должен осуществлять такую закупку в электронной форме. 616 ПП РФ не распространяется на закупки:

  • составляющие государственную тайну или по такой закупке принято решение Правительства;
  • осуществляемые у единственного поставщика (включая закупки до 100/500 тысяч рублей);
  • вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций, а также угрозы их возникновения.

Таблица 1.

Госзакупка ФЗ №223 призван регламентировать порядок совершения закупки отдельными видами юридических лиц. Данный закон регулирует общие принципы ведения закупок. 223-ФЗ предполагает самостоятельную разработку заказчиком положения о закупках для собственной организации. Содержание

  • 1 Основное о ФЗ №223
  • 2 Ведение электронного аукциона
    • 2.1 Правила ведения электронного аукциона по 223-ФЗ
    • 2.2 Документация заказчика
  • 3 Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ
    • 3.1 Запрос котировок
    • 3.2 Запрос предложений

Основное о ФЗ №223 Согласно закону №223 в роли заказчика могут выступать:

  • организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
  • компании, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т.

Конкретные пожелания по закупкам, заполненные в специальной форме, позволяют также понижать цену, пройти через ноль и пойти на увеличение ставки. Встречные торги задуманы так, чтобы в процессе поиска цены продавец и покупатель пришли к согласию. Чтобы придать смысла заявке на торги, Вам обязательно понадобятся деньги, либо хорошая банковская гарантия.

Что для Вас предпочтительнее – внести свои деньги, оплатить кредитными средствами или предоставить гарантию? Как поступить эффективно и с выгодой для предприятия – спрашивайте, подскажут у нас! Пожелания к участнику по 223 фз на аукционе? Для участия в аукционе по 223 фз принимаются юрлица, физлица, индивидуальные предприниматели. Самое главное – это отвечать требованиям, выставленным заказчиком закупки.

Этап Срок и иные пояснения
Заказчик публикует извещение
Участники подают заявки Обе части подаются оператору одновременно, подписанные КЭП. Срок — 7 / 15 дней в зависимости от НМЦК
Заказчик принимает или отклоняет заявку В течение часа заявке присваивается номер, участник уведомляется о ее приеме. На этом этапе заявку отклонят, если она:

  • не подписана или подписана не тем лицом;
  • опоздала;
  • подана повторно (при этом предыдущая не отозвана);
  • участник в РНП (если есть условие о его отсутствии там);
  • до конца регистрации участника осталось меньше 3 месяцев
При необходимости участник отзывает заявку Подается уведомление об отзыве не позже даты окончания приема заявок
Оператор направляет заказчику первые части заявок, заказчик их рассматривает Срок рассмотрения — 1 день, если НМЦК не более 3 млн, 7 дней — если НМЦК более 3 млн. Сведения о поставщиках не передаются.
Заказчик подписывает протокол, направляет его оператору и размещает в ЕИС Не позже последнего дня срока рассмотрения заявок
ЭТП проводит аукцион Срок — первый рабочий день через 2 дня после окончания срока приема заявок. Дата указывается в извещении, время назначает оператор
Заказчик рассматривает вторые части заявок, подписывает и публикует протокол Протокол размещается в ЕИС позже следующего дня после подписания
Заказчик публикует проект контракта (без подписи) Не позже чем через 5 дней после подведения итога аукциона. Контракт включает цену победителя, данные о нем и об объекте закупки
Победитель направляет протокол разногласий Протокол может быть направлен только 1 раз. Заказчик рассматривает его в течение 3 дней и в результате:

исправляет ошибки (если они в реквизитах, параметрах сделки) и размещает новый проект;

размещает старый проект повторно и поясняет причину

Победитель подписывает контракт Перед подписанием вносится обеспечение контракта. Подписанный контракт размещается в течение 5 дней
Заказчик подписывает контракт В течение 3 дней

Если победитель не подписал контракт или не внес обеспечение в срок, он считается уклонившимся от подписания. Заказчик вправе подать на него в суд в целях возместить убытки.

Также заказчик может заключить контракт со вторым участником в итоговом протоколе. Для этого ему направляется проект контракта в течение 5 дней после того, как первый участник признан уклонившимся.

Этапы проведения аукциона и регламентированные сроки Вся процедура состоит из следующих этапов:

  1. Согласно утвержденному план-графику закупок на текущий год заказчик разрабатывает аукционную документацию и формирует извещение.
  2. Извещение и необходимые документы размещаются на ЭТП и дублируются на ООС. Сделать это необходимо минимум за 20 дней до даты завершения срока подачи заявок.
  3. Внимание

    Этап формирования участниками заявок. Это время, которое отводится потенциальным поставщикам для изучения всей документации, разработки своего предложения и оформления заявки. На этот этап отводится минимум 20 календарных дней.

  4. Если участником был подан запрос на разъяснение аукционной документации, то на ООС должен появиться ответ заказчика.

Так, закрытый аукцион разрешается проводить в случаях, если форма выбора поставщика прямо предусмотрена в соответствующих решениях Правительства РФ, если сделка связанна с государственной тайной или если сумма сделки не превышает установленных ограничений по сумме. Правила проведения аукциона по 223-ФЗ Допускается проведение аукционов в один этап, а так же многоэтапных аукционов, если тендер проводится в отношении сложных товаров, работ, услуг.

Для оптимизации аукциона заказчику необходимо установить правила его проведения. Прежде всего, необходимо установить временные рамки его проведения.

Можно устанавливать фиксированный период аукциона, либо «плавающий» — когда новые предложения поставщиков продлевают сроки аукциона на установленный период времени. Так же важным является определение шага аукциона.

Формы электронных аукционов по 223-ФЗ Электронные аукционы могут проводиться в закрытой и открытой формах. При проведении открытого аукциона необходимо внесение информации о нём в план-графика закупок заказчика, опубликованный на сайте госзакупок. Участие в аукционе могут принимать любые зарегистрированные на торговой площадке организации.

В случае проведения закрытого аукциона информация о нём не подлежит обязательному раскрытию в плане-графике, а так же не требуется публикация информации о нём. Участие в аукционе закрытого типа могу принять только приглашённые заказчиком компании. Обращаем внимание, что Законом 223-ФЗ определены ограничения в проведении закрытых аукционов.Если потребуется внесение изменений в документацию, то дата подачи заявок должна быть перенесена.

  • Этап рассмотрения заявок. Заказчик оценивает заявки участников на предмет их соответствия требованиям аукционной документации. По результатам этого формируется протокол рассмотрения заявок. Все участники получают извещение о допуске или не допуске к участию в аукционе.
  • Стадия торгов.

    На этом этапе участники, допущенные к аукциону, подают свои предложения о цене контракта. Шаг аукциона определяется аукционной документацией. Он может быть фиксированным и выражаться в определенной сумме или плавающим.

    Разбег шага всегда находится в пределах от 0,5 до 5% от НМЦК. Победителем признается тот участник, чья цена окажется наиболее выгодной.

  • Заказчик формирует и размещает на ЭТП и ООС итоговый протокол, в котором указывается победитель закупки.

Исключение — закупки, предмет которых имеет отношение к государственной тайне, прямые и закупки для устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

Порядок проведения аукциона зависит от конкретного заказчика. У некоторых компаний аукцион подразумевает три этапа: рассмотрение первых частей заявок, процедура снижения цены и оценка вторых частей. У других торги одноэтапные. Участники подают заявки в течение срока, указанного в документации о закупке, комиссия оценивает их, допускает или не допускает участников до аукциона.

На самой процедуре аукциона максимальная цена договора снижается на шаг. Победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену. В любом случае в течение срока подачи заявок участники могут запрашивать у заказчика разъяснения по документации. Когда заявку могут не принять:

  • превышена цена договора (максимальная цена всегда указана в документации о закупке, превышать этот показатель нельзя);
  • предоставлена недостоверная информация;
  • участник не соответствует требованиям;
  • участник уже заключал договоры с заказчиком, которые были расторгнуты по инициативе заказчика или по суду;
  • несоответствие товаров, работ, услуг и условий, которые предложил участник, требованиям документации о закупке;
  • наличие сведений в реестрах недобросовестных поставщиков;
  • не было предоставлено обеспечение заявки.

Когда период подачи заявок заканчивается, комиссия переходит к оценке предложений. По итогу рассмотрения некоторых участников могут не допустить до процедуры снижения цены.

Если аукцион трехэтапный, то после процедуры снижения цены заказчик ранжирует поданные заявки от самого выгодного ценового предложения до самого невыгодного и оценивает вторые их части. Если аукцион одноэтапный, победителем признается участник закупки, первым предложивший наиболее низкую цену договора.

Таблица 1.

Последовательное проведение этих этапов с осуществлением нормативных отборочных процедур приводит к выбору наиболее оптимального предложения и сделавшего его поставщика.

Требования предъявляются и к самой аукционной документации. В ней должны содержаться следующие сведения:

  1. Требования к поставляемому товару или услугам, включая технические характеристики, условия поставки или оказания услуг.
  2. Требования к составу заявки, инструкция по ее оформлению.
  3. Требования к описанию объекта закупки.
  4. Порядок формирования НМЦК.
  5. Сроки проведения всех этапов процедуры.
  6. Критерии оценки заявок.

Если какие-либо вышеперечисленные сведения не указаны, участник вправе подать запрос на разъяснение документации. В ситуации, когда организатор не реагирует на доводы участника, потенциальный поставщик имеет право обратиться с жалобой в УФАС.

Если же тендер не состоялся, то запрос предложений начинается заново либо проводится закупка у единого поставщика при условии указания такого требования в Положении. Победитель определяется специальной комиссией, которая сопоставляет обоснованную цену и сроки осуществления заказа. Запрос предложений Запрос предложений создается заказчиком путем определения условий приобретения товаров (услуг или работ), их качества и требований к поставщику.

Сформированный запрос рассылается участникам закупки в виде извещения. Далее заказчик получает заявки на участие в закупке от потенциальных поставщиков и проводит их рассмотрение специальной комиссией. Информация о результате проведения запроса предложений подлежит обязательной публикации на сайте заказчика в открытом доступе, после чего с победителем запроса заключается контракт.

Длительность этапа сбора заявок зависит от того, какая НМЦК у аукциона:

  1. Если до 3 млн рублей включительно, то срок составляет не менее 7 дней с даты размещения извещения.
  2. Если более 3 млн — не менее 15 дней.

В течение этого срока заказчик может изменять документацию или отменить закупку. У поставщиков в тот же период есть право подавать заявки и отзывать их. А также, как и раньше, подавать запросы на разъяснения. Делать это могут любые пользователи ЭТП, на которой проходит аукцион. Запросы подаются через функционал ЭТП. Заказчик по-прежнему обязан отвечать на них по существу в течение 2 дней.

Шаги и время проведения электронных торгов по 223-ФЗ Для того чтобы оптимизировать процесс проведения аукциона и сделать его наиболее эффективным, необходимо регламентировать его и ввести строгие нормы.Первое, что нужно определить – это время проведения тендера. В данном отношении могут быть два основных пути.

Вместе с тем, важно понимать, что именно считается шагом в процессе аукциона.

Если не определить этого понятия, то участники могут «двигать» цену на полкопейки и бесконечно продлять сроки «плавающего» аукциона.

Заказчиком в документации работы, оказать услуги, затем осуществлялись непосредственно торги, по итогам которых выбирался победитель (участник аукциона, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводился на право заключить договор, наиболее высокую цену договора) и только потом Заказчик получал 2-е части заявок, в которых содержалась информация о самом участнике аукциона.

Процедурно это усложненный аукцион. Заказчики, которые самостоятельно разрабатывали свои положения о закупках, руководствуясь 223-ФЗ при его разработке предусмотрели более простой порядок проведения аукциона. Такой порядок предусматривает подачу участником заявки, в которой будет содержаться полная информация о поставляемых товарах (работах, услугах), а также информация о поставщике.

Сроки проведения электронного аукциона по закону № 44-фз

Положение о закупке – это правовой акт, регламентирующий правила закупки конкретного заказчика. Принимает такое положение любая организация, закупочная деятельность которой регулируется 223-ФЗ, однако типовое положение, которое утверждают головные государственные учреждения и предприятия, принимают за образец и обязательный к принятию документ государственные и муниципальные органы, бюджетные и унитарные организации нижестоящих звеньев (ч.2.2. ст.2 Закона № 223-ФЗ).

Что и как изменить в положении о закупке, чтобы оно соответствовало измененному закону, 7 образцов для нового положения о закупке

Именно типового положения касаются большинство пунктов Закона 223-ФЗ, устанавливающих нормы для составления документации. Типовое положение должно включать в себя сведения, которые запрещено менять дочерним и нижестоящим учреждениям и предприятиям при разработке собственного положения. (ч.2.3. ст.2 Закона № 223-ФЗ).

Среди таких сведений следующие:

  • Требования к закупке (качество и особенности поставки товаров или выполнения услуг);
  • Алгоритм подготовки и проведения процедур закупки, а также диапазон выбора способов закупки;
  • Условия применения правил исполнения процедуры закупки;
  • Порядок подписания и исполнения обязательств по контракту и т.д.

Правовой основой для составления такого положения являются ст.2 Закона 223-ФЗ, а также статьи 447-449 Гражданского Кодекса РФ.

↻Вернуться к началу

Проведение торгов по 223-ФЗ

О том, как проводится открытый аукцион в электронной форме 223-ФЗ, вкратце сказано в ст. 3.3 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации нужно через функционал электронной площадки.

Там же проводится процедура снижения цены. Чтобы получить доступ к личному кабинету, участнику необходимо аккредитоваться на ЭТП и получить цифровую подпись. Порядок проведения электронного аукциона по 223-ФЗ подразумевает, что каждый участник вправе подать только одну заявку в установленные заказчиком сроки.

Каждый заказчик указывает сроки проведения открытого аукциона по 223-ФЗ в своем положении о закупках. Например, у «Транснефть – Сибири» этот период составляет 20 дней. Главное, чтобы у участников было не менее 15 дней на направление предложений.

Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе по 223-ФЗ для субъектов малого бизнеса установлен в ст. 3.4 223-ФЗ. Если начальная цена меньше 30 млн руб., на подачу заявок дается как минимум 7 дней. Если стоимость обязательств больше 30 млн руб., направлять предложения можно в течение 15 дней.

Извещение о закупке и способе определения поставщика – это неотъемлемая часть закупочной документации. Сведения в извещении и других документах должны совпадать. Как составить и опубликовать извещение об электронном аукционе – читайте подробно в инструкции

Закон №223-ФЗ устанавливает некоторые требования к составлению извещения об электронном аукционе. В этот документ, публикуемый не менее чем через двадцать дней до дня окончания подачи заявок в ЕИС, следует внести такие сведения, как (ч.9 Ст.4):

  • способ, которым будет проводиться закупка: открытый конкурс / открытый аукцион / иной способ, утвержденный положением о закупке;
  • полные реквизиты и контакты заказчика (офиц.наименование, место нахождения, почтовой адрес и индекс, адрес электронной почты, контактный номер);
  • предмет закупки с указанием количества товара либо объема работ и услуг, подлежащих поставке или предоставлению, а также место выполнения;
  • для конкурентных способов определения поставщика, особенно для электронного аукциона, также важна информация об НМЦК или лота и сроках, в которые будет проведена процедура;
  • порядок предоставления документации о закупке;
  • дата начала и окончания срока подачи заявок и порядок подведения итогов.

Выбор способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе осуществляется участником закупки.

В соответствии с частью 52 статьи 112 закона 44-ФЗ, по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в электронном аукционе может предоставляться участником только путем внесения денежных средств.

Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе устанавливается в статье 44 закона 44-ФЗ.

Требование к обеспечению заявки на участие в электронном аукционе в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений.

Денежные средства для обеспечения заявок вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Требования к таким банкам также устанавливаются Правительством РФ.

Шаг может быть установлен как фиксированная величина (сумма или процент от сделки), либо нефиксированная (диапазон сумм, диапазон процента о сделки). Может быть предусмотрена возможность снижения шага аукциона. Подготовка к аукциону – сложное и специфичное задание, требующее специальных знаний и опыта.

Поэтому многие участники аукционов предпочитают обращаться в специализированные агентства. Помощь участникам закупок по 223-ФЗ Наши специалисты способны грамотно и профессионально помочь вам подготовиться к аукциону и сделать такое участие наиболее результативным и комфортным. Мы можем предложить следующий перечень услуг.

Это минимальный срок, отводимый на подачу заявок участниками закупок, максимальный срок законодателем не регламентируется. Извещение может формироваться заказчиком на электронной торговой площадке с последующей публикацией на Официальном сайте.

Большинство электронных торговых площадок обеспечивают автоматическую выгрузку в ЕИС, заказчику необходимо только подписать выгруженные документы электронной подписью. Внесение изменений в извещение и документацию Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение 3 трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

Аукцион в 2014 по нормам 223 фз

Запрос котировок может быть проведен в случае не слишком дорогой поставки и при условии рассылки извещения не менее чем трем поставщикам. Тендер считается состоявшимся, если заявку на участие подали три и более компании-участника.

Всё, что вы хотели узнать об аукционе по 223-фз, но боялись спросить

Заказчик может оформить отказ от проведения запроса котировок или запроса предложений на любом этапе до момента заключения договора без возмещения участникам (победителю) понесенных в связи с закупочной процедурой затрат. Однако злоупотреблять таковым правом не стоит, поскольку контролирующие органы вправе требовать предоставления веских аргументов для прекращения процедуры запроса котировок или запроса предложений.

План закупки составляется сроком не менее 1 года. План размещается в открытой части сайта zakupki.gov.ru и содержит сведения о закупке и дату ее поставки (с учетом срока прохождения закупочной процедуры). Годовой план закупки разбивается на периоды: помесячно или поквартально.

Извещение о закупке формируется заказчиком в личном кабинете на zakupki.gov.ru с помощью функционала официального сайта госзакупки. Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ Согласно закону установление обеспечения контракта не является обязательным условием, однако, заказчик может потребовать гарантии обеспечения на свое усмотрение.

На практике же принято обеспечивать контракт путем перечисления залоговой суммы на счет заказчика либо предоставлять банковскую гарантию. Все требования и способы предоставления гарантии должны быть изложены в Положении о закупке.

Положением о закупке должен предусматриваться порядок проведения аукциона. Большинство организаций работают по положениям, которые были разработаны по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – 94-ФЗ) (в настоящее время государственные закупки регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Такие аукционы предусматривали порядок подачи заявок участниками в 2-х частях.

Как проводить аукционы по 223-фз

При этом заявки от всех участников рассматриваются сразу после окончания срока их приема, а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену в результате осуществления электронных торгов по 223-ФЗ. Если тендер связан с закупкой какой-то сложной продукции или услуги, то заказчики обычно выбирают двухэтапную форму аукциона.

При таком раскладе конкурсная заявка подается в два этапа. Какую именно информацию должны содержать первая и вторая части заявки организатор указывает в составе аукционной документации.

Чаще всего, первая часть заявки включает в себя технические данные об объекте, сроки, условия поставок и проч. А вот вторая – коммерческие аспекты, а также учредительную документацию. Последовательное проведение этих этапов с осуществлением нормативных отборочных процедур приводит к выбору наиболее оптимального предложения и сделавшего его поставщика.Положением о закупке способ);

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Заказчик помимо обязательных сведений может указывать иные сведения.

Требования предъявляются и к самой аукционной документации. В ней должны содержаться следующие сведения:

  1. Требования к поставляемому товару или услугам, включая технические характеристики, условия поставки или оказания услуг.
  2. Требования к составу заявки, инструкция по ее оформлению.
  3. Требования к описанию объекта закупки.
  4. Порядок формирования НМЦК.
  5. Важно

    Сроки проведения всех этапов процедуры.

  6. Критерии оценки заявок.

>Электронный аукцион по 223 ФЗ по новым правилам: пошаговая инструкция

Как определяет 223-ФЗ

В ч. 18 ст. 3.2 законодатель дает определение, что это такое — открытый аукцион по 223 ФЗ. Он определяет его как форму торгов, при которой побеждает участник, заявка которого соответствует требованиям, закупочной документации, и который предложил самую низкую цену путем снижения начальной (максимальной) цены договора (НМЦД).

Если при проведении аукциона цена снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить сделку. В этом случае побеждает участник, заявка которого соответствует требованиям и который предложил самую высокую цену за право заключить сделку.

Как провести

Пошаговая инструкция для открытого аукциона в электронной форме 223 ФЗ состоит из нескольких этапов:

  1. Готовим закупочные документы.
  2. Публикуем их.
  3. Выявляем победителя.
  4. Заключаем договор.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Шаг 1. Готовимся к проведению

Воспользуйтесь этим способом закупки в случаях, которые прописаны в положении о закупках. Сведения о процедуре доступны для неограниченного круга лиц, поэтому пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223 ФЗ 2019 года начинается с внесения его в план закупок, опубликованный в ЕИС. Проводите торги, только когда сведения о них включили в план. В результате аукциона покупатель выбирает поставщика, который:

  • отвечает установленным требованиям;
  • предлагает наименьшую цену за товары или услуги;
  • платит заказчику за право исполнить договор (если цена на торгах упала до нуля).

Не забывайте про аукционный перечень, утвержденный ПП РФ № 616 от 21.06.2012. Товары, которые входят в него, закупайте только в электронной форме.

Шаг 2. Готовим закупочные документы

После принятия решения о проведении закупки заказчик готовит документы:

  1. Извещение.
  2. Документацию.
  3. Проект договора.

По ч. 8 и 9 ст. 4 223-ФЗ, в извещение включают следующие сведения о:

  • заказчике;
  • предмете сделки и ее условиях;
  • закупочной процедуре (вид торгов — аукцион 223 ФЗ, сроки начала и окончания подачи предложений, адрес ЭТП, процесс подведения итогов);
  • обеспечении заявки (если установлено в Положении и при НМЦК более 5 млн руб.).

Документацию составляют на основе извещения, но с более подробным описанием продукции (услуг, работ) и условий сделки (ч. 18 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4). Здесь же указывают:

  1. Требования к участникам.
  2. Инструкцию, по которой составляется заявка.
  3. Порядок разъяснений положений документации.
  4. Этапы и порядок подведения итогов.
  5. Шаг торгов.
  6. Дату определения победителя.
  7. Сроки и порядок изменения документации.

Проект договора составляют, основываясь на документации и извещении. Его дополняют пунктами про ответственность сторон и условиями приемки.

Шаг 3. Публикуем документы

Перед публикацией проверьте, чтобы сведения соответствовали актуальной редакции 223-ФЗ и Положению о закупках.

Выкладывайте их в ЕИС минимум за 15 дней до даты окончания приема заявок. Если аукцион в электронной форме проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то проверьте сроки проведения электронного аукциона по 223 ФЗ в таблице:

Количество дней НМЦД
Не менее 7 дней Меньше 30 млн руб
Не менее 15 дней Больше 30 млн руб

Шаг 4. Проверяем участников

На этом этапе пошаговой инструкции для заказчика по проведению аукциона по 223 ФЗ действия по выявлению участников и определению победителя сопровождаются составлением протокола (ч. 13 и 14 ст. 3.2). Срок размещения их в ЕИС — 3 дня с даты подписания.

Первый из таких документов — протокол рассмотрения первых частей заявок. Его оформляют после открытия доступа к заявкам. Здесь же указывают сведения об отклоненных и причины отказа.

Шаг 5. Проводим торги

Поставщики, которых допустили, начинают торги:

  • снижают текущее минимальное предложение о цене договора в пределах «шага аукциона» — от 0,5% до 5% процентов от НМЦД;
  • не подают предложение о цене договора, которая равна предложению, ранее поданному, или большее, чем оно, и предложение о цене, равной 0;
  • побеждает участник, которые подал минимальное предложение о цене.

Шаг 6. Определяем победителя

Когда известны ценовые предложения, заказчик оформляет итоговый протокол, где прописывает:

  1. Сведения о победителе.
  2. Общее число поданных заявок.
  3. Порядковые номера остальных заявок, ранжированные по цене.

По нормам 223-ФЗ, положению и документации, заказчик вправе отклонить заявку и на этапе подведения итогов. Информацию о причинах отказа в допуске он указывает в протоколе.

Аналогичный документ оформляют для закупки, которая не состоялась (нет заявок или никого из участников не допустили). Причем такой статус покупатель присваивает тендеру в любой момент со дня начала рассмотрения предложений (п. 5 ч. 13, п. 7 ч. 14 ст. 3.2).

Протокол подводит итог и аукциону, на который была подана только одна заявка. Если она допущена, договор заключают с единственным участником.

Шаг 7. Заключаем договор

После подведения итогов начинается последний этап пошаговой инструкции открытого аукциона в электронной форме 223 ФЗ — подписание контракта. Правила установлены в ч. 15 ст. 3.2 и ч. 28, 29 ст. 3.4 223-ФЗ:

  1. Внесите в проект договора сведения о победителе и его цене.
  2. Подпишите у участника.
  3. Обработайте протокол разногласий, если участник указал на недочеты.
  4. Подпишите договор не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней после подведения итогов.
  5. Продлите срок заключения, когда сделку одобряет контрольный орган или пожаловались по закупке. В этих случаях договор заключают в течение 5 дней после того, как разрешили заключить сделку или ФАС вынесло решение по жалобе.
  6. Разместите в ЕИС в течение 3 дней с момента подписания.

В случае изменения существенных условий сделки обновленный договор опубликуйте в ЕИС не позже 10 дней после внесения правок (ч. 5 ст. 4).

Электронный аукцион по 223-ФЗ: сроки и этапы проведения

В рамках 223-ФЗ заказчику предоставляется возможность проводить такую торговую процедуру, как открытый аукцион в электронной форме. Он представляет собой способ проведения закупки, при котором победителем становится участник, предложивший мимимальную цену контракта при условии соответствия поданной заявки требованиям документации, причем определение лидера проводится путем торгов.

Особенности процедуры

Основной особенностью процедуры становится наличие стадии торгов. Все участники, чьи заявки признаны соответствующими требованиям документации, получают допуск на участие в аукционе. В ходе торгов они поочередно предлагают цену контракта. В современных закупках чаще применяется аукцион на понижение, то есть каждая следующая цена поданная участником, должна быть ниже последней лидирующей.

Организатор закупки обязан разместить всю необходимую информацию на ООС. В этом случае аукцион называется открытым. Законодательством предусмотрен ряд случаев, когда процедуру можно проводить в закрытой форме, то есть сведения о ней разрешено не публиковать на официальном сайте. К ним относят:

  • Закупки, составляющие государственную тайну.
  • Закупки товаров и услуг, входящих в специальный перечень, сформированный правительством Российской Федерации.
  • Закупки, стоимость которых не превышает 100 000 рублей при условии, что годовая выручка заказчика составляет менее 5 миллиардов рублей и 500 000 рублей, если выручка больше 5 миллиардов рублей.

В 223-ФЗ установлены определенные требования к содержанию извещения о закупке. В нем обязательно должна содержаться информация о способе проведения процедуры, сведения об организаторе, предмет договора, место и сроки поставки, НМЦК, а также сроки и место рассмотрения заявок.

Требования предъявляются и к самой аукционной документации. В ней должны содержаться следующие сведения:

  1. Требования к поставляемому товару или услугам, включая технические характеристики, условия поставки или оказания услуг.
  2. Требования к составу заявки, инструкция по ее оформлению.
  3. Требования к описанию объекта закупки.
  4. Порядок формирования НМЦК.
  5. Сроки проведения всех этапов процедуры.
  6. Критерии оценки заявок.

Если какие-либо вышеперечисленные сведения не указаны, участник вправе подать запрос на разъяснение документации. В ситуации, когда организатор не реагирует на доводы участника, потенциальный поставщик имеет право обратиться с жалобой в УФАС.

Этапы проведения аукциона и регламентированные сроки

Вся процедура состоит из следующих этапов:

  1. Согласно утвержденному план-графику закупок на текущий год заказчик разрабатывает аукционную документацию и формирует извещение.
  2. Извещение и необходимые документы размещаются на ЭТП и дублируются на ООС. Сделать это необходимо минимум за 20 дней до даты завершения срока подачи заявок.
  3. Этап формирования участниками заявок. Это время, которое отводится потенциальным поставщикам для изучения всей документации, разработки своего предложения и оформления заявки. На этот этап отводится минимум 20 календарных дней.
  4. Если участником был подан запрос на разъяснение аукционной документации, то на ООС должен появиться ответ заказчика. На это заказчику отводится не больше трех дней с момента поступления запроса. Если потребуется внесение изменений в документацию, то дата подачи заявок должна быть перенесена.
  5. Этап рассмотрения заявок. Заказчик оценивает заявки участников на предмет их соответствия требованиям аукционной документации. По результатам этого формируется протокол рассмотрения заявок. Все участники получают извещение о допуске или не допуске к участию в аукционе.
  6. Стадия торгов. На этом этапе участники, допущенные к аукциону, подают свои предложения о цене контракта. Шаг аукциона определяется аукционной документацией. Он может быть фиксированным и выражаться в определенной сумме или плавающим. Разбег шага всегда находится в пределах от 0,5 до 5% от НМЦК. Победителем признается тот участник, чья цена окажется наиболее выгодной.
  7. Заказчик формирует и размещает на ЭТП и ООС итоговый протокол, в котором указывается победитель закупки. На это ему отводится три дня с даты проведения торгов.
  8. Заключительный этап – заключение договора. Контракт должен быть подписан обеими сторонами в течение 20 дней с момента формирования итогового протокола.

Любой организатор закупки имеет право отказаться от проведения закупки. Сделать он это может не позднее, чем за три дня до даты проведения торгов.

Форма проведения аукциона и критерии оценки заявок

Подавляющее большинство современных аукционов проводится в электронной форме. Для этого используется функционал, выбранной организатором, ЭТП. Это позволяет значительно упростить и ускорить процедуру.

Критерии оценки заявок заказчик определяет самостоятельно. Они должны быть обязательно прописаны в аукционной документации. Чаще всего применяются следующие критерии:

  1. Правильность оформления заявки, наличие всех необходимых документов.
  2. Отсутствие участника в РНП.
  3. Соответствие предлагаемого участником предмета закупки заявленным требованиям.

Что такое закупки по нормам Федерального закона 223-ФЗ? Способы, классификация видов и типов проводимых закупок

В процессе закупочной деятельности по 223-ФЗ заказчики должны руководствоваться, помимо указанного закона, Конституцией, 135-ФЗ «О защите конкуренции», Гражданским кодексом и прочими нормативно-правовыми актами. Порядок проведения закупок заказчик прописывает в собственном Положении о закупках, но отдельные принципы и правила проведения закупок прописаны в самом 223-ФЗ.

Виды закупок

Положение о закупках выступает основным закупочным документом, которым руководствуется заказчик по 223-ФЗ. На основании ст. 2 223-ФЗ можно сделать вывод, что именно в Положении заказчик определяет типы закупок, которые он будет применять в своей деятельности.

Но, согласно последним изменениям в 223-ФЗ, заказчик обязан разделить все закупки на конкурентные и неконкурентные.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Конкурентной закупкой по нормам 223-ФЗ является такой формат отбора поставщика, при котором за право подписания контракта соревнуются несколько участников. Конкурентная закупка по данному закону проводится на таких условиях:

  1. Сведения о закупке размещаются в ЕИС, а информация о закупке и закупочная документация становятся доступными неограниченному перечню лиц. Заказчик может направить приглашение принять участие в закупке минимум двум поставщикам, имеющим возможность поставить товар, работу и услугу.
  2. Между участниками закупки обеспечивается конкуренция за право подписания договора.
  3. В процессе описания объекта закупки заказчик должен придерживаться определенных правил, в том числе ему следует прописать функциональные, технические и качественные характеристики. Заказчик не может указывать конкретный товарный знак без возможности поставки эквивалента (если только заказчик не приобретает запчасти для оборудования).

В перечне обязательных конкурентных закупок, которые обязан прописать заказчик в Положении, ранее были представлены только конкурс и аукцион. По новым правилам заказчик должен применять в своей деятельности четыре способа конкурентного отбора по аналогии с закупками по 44-ФЗ. Это:

  1. Конкурс.
  2. Аукцион.
  3. Запрос котировок.
  4. Запрос предложений.

Заказчики могут прописать и иные способы закупки, но указанные формы должны там быть. Заказчик обязан их прописать, но использовать в практике закупок необязательно.

Также заказчик должен прописать один или несколько неконкурентных способов отбора. Обычно заказчики ограничиваются включением в Положение закупки у единственного поставщика. Но злоупотреблять неконкурентными закупками заказчик не вправе, иначе его могут привлечь к ответственности за ограничение конкуренции. Поэтому вместе с указанием на неконкурентный тип закупки заказчик обязан прописать перечень оснований для ее проведения. Это может быть признание неконкурентных торгов несостоявшимися, закупка малого объема (например, на сумму до 100 тыс. р. или до 500 тыс. р. для крупных заказчиков), закупки у субъекта естественной монополии и пр.

По другому основанию закупки по 223-ФЗ можно разделить на торговые и неторговые.

После изменений 223-ФЗ запрос цен и предложений приравняли к торговым закупкам. Это значит, что по результатам их проведения заказчик обязан подписать договор с победителем, согласно ст. 447-449 ГК.

В Положении о закупках заказчик может прописать неторговые способы закупок, например, конкурентные переговоры или предквалификационный отбор. На них не будут распространяться положения ст. 447-449 ГК, и заключение по их итогам договора необязательно.

В Положении о закупках заказчик определяет детальный порядок проведения закупки начиная с подачи заявок и заканчивая отбором поставщика и подписанием с ним договора.

Проведение неторговых процедур не накладывает обязанности на заказчика подписать договор, поэтому он вправе отклонить проведение закупки на любой стадии и завершить закупку на любой стадии. При этом антимонопольные требования по правилам 135-ФЗ являются общими для торгов и неторговых процедур, поэтому при формировании технического задания и требований к участникам устанавливаются единые правила.

Также все закупки можно разделить на закрытые и открытые. Заказчики по умолчанию должны применять открытые способы закупки, а закрытый формат используется по ограниченным основаниям.

Закупки разделяют на бумажные и электронные. Бумажные закупки проводятся на бумажных носителях, и участники передают заявки на участие в запечатанных конвертах.

Для проведения закупки в электронном виде заказчики подписывают соглашение с оператором электронной площадки. Для участия в закупке заказчик должен пройти аккредитацию на электронной площадке и получить ЭЦП. В работе оператор обеспечивает конфиденциальность закупки, соблюдает непрерывность проведения и надежность функционирования электронной площадки, а также должен предоставить всем участникам равный доступ.

Согласно последним нововведениям, заказчик должен проводить все закупки среди субъектов малого предпринимательства исключительно в электронном виде.

Закупки могут проводиться как на условиях внесения обеспечения заявки, так и без него. Размер обеспечения может устанавливаться по усмотрению заказчика, и обычно он составляет 0,5-5% от НМЦК.

Закупки могут проводиться с переторжкой или без нее. В рамках переторжки участники могут улучшить сделанное ими предложение на предыдущем этапе.

Выбор способа закупки

В рамках 223-ФЗ детально не регламентируется порядок выбора заказчиком того или иного способа закупки, поэтому его определяет заказчик и фиксирует в Положении о закупке.

Так, заказчик вправе применять открытый конкурс, если ему необходимо выбрать поставщика по нескольким критериям, у заказчика есть достаточно времени для проведения закупки (не менее 30 дней), а НМЦК (для примера) – превышает 10 млн р. Если, например, в распоряжении заказчика есть до 20 дней, а НМЦК находится в пределах 10 млн р., то заказчик может применять запрос предложений.

Заказчик проводит закупку в формате аукциона, если единственным значимым критерием для него является низкая цена. При этом, например, в распоряжении заказчика должно быть не менее 30 дней, а НМЦК – превышать 10 млн р. Когда сроки и цена находятся в меньшем диапазоне, то заказчик может выбрать запрос котировок.

Для проведения конкурентных переговоров, предквалификационного отбора в Положении о закупках заказчик может прописать такие условия, как техническая сложность закупаемых товаров, работ и услуг, необходимость уточнения техзадания и пр. Конкурентные переговоры могут практиковаться в случаях, если заказчику важна возможность отказа от торгов на любом этапе.

Аукцион

Аукцион является достаточно популярной процедурой закупки. Аукцион представляет собой конкурентный способ закупки, в рамках которой побеждает лицо с самой низкой ценой договора. Если при проведении закупки цена была снижена ниже нуля, то побеждает участник с самой высокой платой за право подписания с ним договора.

Минимальный срок передачи заявок на участие в аукционе составляет 15 календарных дней.

После оценки заявки на участие и решения о допуске поставщиков до следующего этапа стороны переходят к торгам. В ходе торгов стороны делают свои ставки по цене с учетом установленного законом шага аукциона. Шаг аукциона – определенный денежный интервал для снижения цены контракта, который отсчитывается от начальной цены. Участник может только улучшать свое ценовое предложение и не вправе пересматривать его в худшую сторону.

По результатам торгов формируется итоговый протокол, в котором указывается на победителя – участника, предложившего наиболее низкую цену.

Заказчик может отказаться от проведения аукциона, но в ограниченные сроки.

Конкурс

Конкурс представляет собой конкурентный способ закупки, в котором побеждает лицо с наилучшими условиями исполнения договора по критериям и порядку оценки заявок на участие (на основании Положения о закупках по 223-ФЗ). Помимо цены, заказчик может оценивать заявку по критериям опыта, оснащенности необходимым оборудованием, по наличию кадрового состава и пр.

Побеждает участник, который сделал наиболее оптимальное предложение по условиям исполнения договора.

Заказчик извещает всех заинтересованных лиц о проведении закупки как минимум за 15 дней до окончания приема заявок. При проведении конкурса стороны проходят несколько этапов:

  1. Публикация извещения о закупке.
  2. Вскрытие заявок на участие.
  3. Рассмотрение и оценка заявок.
  4. Подведение итогов и подписание контракта с победителем закупки.

В закупочной документации заказчик вводит критерии оценки заявок на участие. Каждому критерию присваивается свой балл. Например, значимость критерия «цена» – 40%, «опыт» – 30%, «гарантийный период» – 20%, «срок выполнения работ» – 10%. Побеждает участник с наибольшим количеством баллов.

Конкурс может проводиться в электронном виде на ЭТП. Допускается проведение многоэтапного конкурса. По результатам прохождения предквалификационного отбора до второго тура допускают только участников, которые прошли первый этап.

Запрос предложений

Запрос предложений представляет собой конкурентный способ закупки без торгов, в котором побеждает лицо с наилучшими условиями исполнения договора. Заявке победителя присваивается первый номер.

Сроки для отправки заявки на участие в запросе предложений составляют не более 7 рабочих дней.

Указанный способ закупки можно рассматривать, как мини-конкурс. Заказчик наделен правом отказаться от проведения запроса предложений в сроки, указанные по запросу предложений.

Как и в рамках конкурса, при запросе предложений заказчик прописывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие, значимость критериев и количество баллов. Запрещается предъявлять к участникам торговых процедур требования, которые не были указаны в закупочной документации.

Запрос котировок

Запрос котировок представляет собой конкурентный способ проведения закупки, в которой побеждает участник с самой низкой ценой.

Запрос котировок нацелен на получение самой выгодной цены и является самой простой формой закупки. В закупочной документации заказчик может прописать право отказа от проведения закупки и сроки для этого решения.

Сроки передачи заявки для запроса котировок составляют не менее 5 рабочих дней.

Запросы котировок и предложений могут проводиться в электронной форме.

В рамках конкурентных переговоров заказчик проводит переговоры с поставщиками, и побеждает лицо с наилучшими условиями исполнения контракта. Этот способ закупок не является таким распространенным, как запрос предложений и котировок.

Круг лиц для проведения конкурентных переговоров определяется заказчиком, после чего заинтересованные лица подают заявки на участие, а заказчик по результатам их рассмотрения формирует протокол. На следующем этапе сторонами проводятся переговоры с указанием характеристик продукции, ее стоимости, условий поставки и оплаты и пр.

Конкурентные переговоры обычно проводятся при отсутствии у заказчика времени на проведение конкурса и аукциона. Их целью является повышение предпочтительности коммерческих предложений от участников.

На переговорном этапе заказчик ведет протоколы с указанием сущности договоренностей по товарам, работам и услугам. Он вправе подписать контракт по итогам переговоров с поставщиком, который предложил наилучшие условия, но может этого не делать.

Конкурентные переговоры допускается проводить в электронном виде.

В некоторых случаях конкурентные переговоры проводят среди неограниченного круга участников, тогда они именуются отрытыми переговорами; между ограниченным кругом участников – это закупки с ограниченным участием, прошедших квалификационный отбор.

Сущность предквалификационного отбора

Предквалификационный отбор обычно проводится при закупках высокосложного, с технической точки зрения, предмета или в специализированных закупках. Поставлять такие товары, работы и услуги может ограниченный круг поставщиков.

Предквалификационный отбор представляет собой процедуру, которая проводится заказчиком для определения квалифицированных поставщиков (подрядчиков или исполнителей) для участия в дальнейших закупках.

Предквалификационный отбор нельзя рассматривать, как самостоятельную процедуру, по результатам которой подписывается договор. Это дополнительный элемент закупки, который позволяет заказчикам выбрать надежного поставщика (подрядчика или исполнителя). Предварительный отбор может использоваться для проведения открытых закупочных процедур: конкурсов, аукционов, конкурентных переговоров и запросов котировок.

Отбор проводится до того, как участники подали свои коммерческие предложения. Процедура открытая и принимать участие в ней вправе любые заинтересованные лица.

Заказчик может ориентироваться на следующие цели предквалификационного отбора:

  1. Снизить риски неисполнения договора поставщиком (при проведении отбора из участников отбирают наиболее подходящих).
  2. Сократить время проведения закупки (заказчик не проводит отбор при самой закупке, так как подходящие под его критерии участники уже были отобраны).
  3. Обеспечить повышение гласности закупки (принять участие в отборе может любой поставщик, который может обеспечить заказчика нужными товарами и услугами).
  4. Эффективно использовать денежные средства.
  5. Обеспечить развитие добросовестной конкуренции.
  6. Закупить качественный товар, работу и услугу в нужные сроки.

Проведение предквалификационного отбора нецелесообразно при закупках простой продукции, например, канцелярии, которая широко представлена на рынке, так как в данном случае квалификация поставщика не имеет значения.

Критериями предквалификационного отбора могут быть наличие у поставщика производственных мощностей, материальных ресурсов, деловая репутация участников, наличие финансовых ресурсов и прочие важные для заказчика критерии.

Предквалификационный отбор проводится в бумажной и электронной формах. При стандартной форме закупки заявки передаются в запечатанном конверте.

В предквалификационном отборе обычно принимает участие неограниченный круг лиц, а по его результатам заказчик отбирает 5-10 компаний, которые он допускает до участия в конкурсе. Контракт по итогам отбора не подписывается.

Сущность переторжки

Переторжка предполагает снижение цены на добровольных началах участниками для повышения своих шансов на победу в закупке. В рамках переторжки участники снижают цену, указанную ими ранее в заявке на участие.

Законодательно процесс переторжки никак не определен. Если заказчик решил ввести процедуру переторжки, то он обязан прописать в закупочной документации право поставщиков на повышение предпочтительности поданных заявок через снижение начальной цены из заявки. При проведении переторжки акцент может быть смещен с цены на другие критерии.

В закупке может быть предусмотрена гласная или тайная переторжка. При тайной переторжке новая цена передается участниками в конверте, затем заказчиками вскрываются конверты с минимальной стоимостью и указываются в протоколе. Окончательная цена при гласной переторжке объявляется участниками закупки и вносится в протокол.

Переторжка ведется до того, пока все участники не подтвердят, что они заявили окончательную цену, и она не будет уменьшаться.

Цена, полученная в ходе переторжки, будет считаться окончательным предложением цены для каждого участника закупки.

Особенности проведения закупок среди субъектов малого предпринимательства

Правила проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ среди субъектов малого предпринимательства обладает определенными особенностями. В частности, по срокам публикации извещения о закупках и максимальной цене для некоторых закупок:

  1. При проведении конкурса или аукциона на сумму в пределах 30 млн р. минимальный срок передачи заявок составляет 7 календарных дней.
  2. При проведении конкурса или аукциона на сумму более 30 млн р. сроки составляют 15 календарных дней.
  3. При проведении запроса предложений ценовой лимит для заказчика установлен, как 15 млн р. При этом сроки подачи заявок составляют 5 рабочих дней.
  4. Запрос котировок в электронном формате проводится при цене контракта не более 7 млн р., а минимальные сроки для подачи заявок составляют не более 4 рабочих дней.

Заказчики обязаны составить перечень товаров, работ и услуг, которые они могут закупать у субъектов малого предпринимательства в электронном формате. Этот перечень также может быть введен в действие по решению Правительства.

Заказчики по 223-ФЗ не ограничиваются в выборе электронной площадки для проведения закупки, как заказчики в рамках контрактной системы. Но при проведении закупки у субъектов малого предпринимательства заказчики должны остановить выбор на одной из площадок, соответствующей требованиям Правительства. В перечне представлено 8 площадок: Сбербанк АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, ЭТП ГПБ, ТЭК Торг, РАД, Национальная электронная площадка, АГЗ РТ.

Закупка у единственного источника, как неконкурентный способ

Для использования неконкурентных закупок указанный способ определения поставщика заказчик прописывает в Положении о закупке. Обычно единственной неконкурентной закупкой выступает закупка у единственного поставщика. Под единственным поставщиком понимается лицо, которому заказчик направил предложение подписать договор без конкурентных способов закупки. Предложение подписать договор может исходить и от поставщика, и если заказчик его примет, то такая закупка также будет считаться закупкой у единственного поставщика.

Заказчик указывает в Положении о закупке случаи применения указанного способа закупки. Таких оснований может быть от 10 до 50. Примерами оснований закупки на неконкурентных началах являются:

  1. Закупка малого объема, при которой проведение свободных торгов не приведет к существенной экономии. Закупками малого объема могут являться закупки до 100 тыс. р. или до 500 тыс. р. для крупных заказчиков. Такие закупки заказчик может не размещать в ЕИС. Заказчик может установить и другую планку для отнесения закупки к закупкам малого объема, например, в 300 тыс. р., но сведения о такой закупке заказчик должен будет опубликовать в ЕИС.
  2. Если на участие в конкурентной процедуре отбора поступила только одна заявка на участие, или все остальные заявки были отклонены.
  3. Подписание договора на закупку услуг теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и пр.
  4. Закупка товаров, работ и услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий по ФЗ-147 «О естественных монополиях».

При необоснованной закупке у единственного поставщика и ограничении конкуренции заказчика могут привлечь к ответственности.

Закрытые закупки

Закрытые закупки – это определенный тип закупок, в которых вправе принять участие специально приглашенные лица, или закупки, сведения о которых не размещаются в ЕИС, включая извещение, документацию и проект договора. Основаниями для проведения закупки в закрытой форме по 223-ФЗ являются:

  1. Сведения из извещения о закупке, закупочной документации, проекте контракта составляют государственную тайну. Участниками такой закупки могут стать только лица, которым предоставлен допуск к государственной тайне.
  2. Отнесение закупки к закрытой по решению Правительства, если сведения о ней не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС, а также определение перечня товаров, работ и услуг, сведения о которых не составляют гостайну, но не подлежат размещению в ЕИС, согласно п. 1-2 ч. 16 ст. 4 223-ФЗ.

Закрытые закупки допускается проводить в электронном формате.

Таким образом, заказчикам по нормам 223-ФЗ доступен широкий спектр закупок, среди которых он вправе выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Минимальный набор способов закупки включает в свой состав: конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок, неконкурентные закупки.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 142 Автор статьи Павел Мясников Юрист Написано статей 268

Важные моменты проведения торгов по 223-ФЗ

Что поменялось в течение последнего года в торгах госкорпораций и других заказчиков, которые руководствуются законом 223-ФЗ? Мы собрали главные изменения, о которых нужно знать сторонам закупок. Они относятся к любым торгам, кроме тех, что объявлены для МСП.

Виды процедур и сроки

C 1 июля 2018 года заказчики по закону 223-ФЗ в своих Положениях о закупке прописывают 4 вида конкурентных процедур. К обязательным ранее конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и запрос предложений. Кроме того, в Положении должна быть прописана одна неконкурентная процедура — закупка у единственного поставщика.

Минимальные сроки для каждой процедуры следующие:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • конкурс и аукцион — 15 календарных дней;
  • запрос котировок — 5 рабочих дней;
  • запрос предложений — 7 рабочих дней.

Аукционы и конкурсы теперь проводятся быстрее, и сроки исчисляются в календарных, а не в рабочих днях. При этом заказчик может установить в Положении более длительные сроки.

Процесс закупки

В проведении конкурентных закупок выделим следующие моменты, о которых важно помнить:

  1. Документация. При подготовке запроса котировок все требования должны прописываться непосредственно в извещении. Документация на эту процедуру не составляется.
  2. Запросы на разъяснение. Участник вправе подать запрос на разъяснение положений документации не позднее 3 рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Заказчик обязан дать разъяснения в течение 3 рабочих дней и разместить ответ в ЕИС, указав вопрос, но не раскрывая его автора. Если запрос направлен позже срока, на него можно не отвечать.
  3. Изменение документации. Если нужно что-то изменить в условиях закупки, после внесения правок в документы срок приема заявок увеличивается не менее, чем на 1/2 от первоначального. Это правило действует для всех обязательных видах конкурентных закупок.

    Обратите внимание! Минимальный срок приема заявок на запрос предложений составляет 7 рабочих дней. Когда в документы вносятся изменения, срок нужно продлить не менее чем на 3,5 рабочих дней. Безопасно продлевать на 4 дня, то есть округлить значение в большую сторону.

  4. Описание объекта закупки. Описывать объект нужно полно. В описании должны быть указаны свойства товара: эксплуатационный, функциональные, технические и потребительские. Товарный знак вписывать нельзя. Если же без указания на него предмет не описать, нужно указать бренд и добавить «или эквивалент». При этом необходимого при описании характеристик предмета закупки установить параметры эквивалентности. Не указывать эквивалент можно, если нужно, например, приобрести запчасти и расходные материалы к существующему оборудованию либо обеспечить совместимость с имеющейся техникой.
  5. Отмена закупки. Заказчик может отменить торги не позднее, чем за 1 день до окончания срока подачи заявок. Об этом нужно сообщить в ЕИС, разместив принятое решение. Если же заказчик пропустил срок, отказаться от проведения процедуры он уже не сможет.
  6. Подача и отзыв заявки. На процедуру, которая проводится в электронной форме, подается только одна заявка. Если в заявке что-то не так или поставщик передумал, он может ее отозвать либо изменить. Сделать это можно до окончания срока подачи заявок. Заказчик должен увидеть уведомление до того, как истечет срок.
  7. Обеспечение заявки. Заказчик может определять размер обеспечения заявки и условия его предоставления. Однако это правило установлено для закупок с ценой контракта от 5 млн рублей включительно. Специалисты рекомендуют четко прописывать условия, при которых заявка не будет возвращена поставщику. Это сократит риски возникновения споров.

Дополнительные этапы

В статье 3.2 закона 223-ФЗ (часть 24) сказано, что в конкурентной процедуре может быть один или несколько этапов. Если этап включается в закупку, его нужно описать в документации, а по итогу проведения составить протокол.

Под этапом в данном случае понимается любая стадия до определения победителя, включая проведение торгов. Когда победитель уже определен, закупка завершается, и дальше следует заключение договора. Все последующие стадии этапами закупки не являются. Путаница иногда возникает из-за того, что в закупках для малого и среднего бизнеса этапы прописаны четко. Однако на прочие закупки эти нормы не распространяются.

Итак, в конкурентной закупке по 223-ФЗ заказчик может предусмотреть этапы, которые рассмотрены ниже.

На этапе переторжки поставщики добровольно снижают свои ценовые предложения, при этом иные условия не изменяются. Участие необязательно. Заказчику перед проведением переторжки нужно убедиться, что сниженные поставщиками цены не ухудшат качество товаров или услуг.

Если заказчик решил, что переторжка будет проводиться, в извещении он должен указать дату. Отказаться от нее он не сможет, даже если смысла в ее проведении не будет. Поэтому прежде чем включать этот этап, нужно серьезно продумать его целесообразность.

Заказчик должен определиться с тем, какие дополнительные этапы будет проводить, на момент публикации извещения. И должен указать дату и время их проведения. Хотя некоторые эксперты считают это не совсем логичным. Ведь необходимость той же переторжки зависит от того, какие цены предложили поставщики. А это становится известно только тогда, когда заказчик уже видит их заявки. Было бы разумно определяться с необходимостью переторжки после этого, но закон такой возможности не дает.

Квалификационный отбор

Заказчик предъявляет требования к квалификации поставщиков и отбирает заявки, которые им удовлетворяют. Для него это удобный инструмент, благодаря которому он может выбрать лучшее предложение по соотношению цены и качества.

Во время переговоров можно обсудить с участниками некоторые условия договора, в том числе характеристики предмета закупки. Этот этап можно провести до сбора заявок либо параллельно с ним. Однако предварительное обсуждение условий договора является более разумным, поскольку в результате может потребоваться изменение документации.

Протоколы

По окончании каждого этапа и всей закупки заказчик составляет протоколы. В них должна быть такая информация:

  • дата и время регистрации заявки;
  • количество поданных заявок;
  • распределение участников по местам в соответствии с тем, насколько они удовлетворяют критериям отбора;
  • если закупка не состоялась, то причина этого.

В промежуточные протоколы помимо указанного выше, нужно включить:

  • итоги рассмотрения заявок, в том числе количество отклоненных заявок с указанием основания;
  • прочие сведения, которые продиктованы Положением о закупке или желанием заказчика.

Раньше в итоговом протоколе нужно было указывать наименование организации или ФИО гражданина, теперь это требование отменено.

Новое в заключении договора

Процедура заключения договора по итогу закупки осталась прежней. Но есть одно важное изменение — заказчик имеет право заключать договор с несколькими исполнителями. Однако это должно быть предусмотрено в Положении о закупке и включено в ее документацию.

Все упомянутые изменения распространяются на обычные закупки и не имеют отношения к торгам для субъектов малого и среднего предпринимательства. Последние проводят на федеральных электронных площадках и по правилам, приближенным к закону 44-ФЗ.

Торги 223 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *