При пользовании землей уплачивается

Содержание

Почему мы должны платить налог на землю?

Представьте себе ситуацию. Вы пришли в магазин и купили пылесос. Вы заплатили полную цену, но каждый месяц регулярно должны отдавать продавцу ещё по 20-30 рублей за пользование пылесосом. Пылесос принадлежит Вам по документам, все чеки и бумажки на руках….но всё равно вы должны по-прежнему платить за него, до тех пор, пока вы не продадите или не подарите его кому-то ещё. Даже если он перестанет работать. Точно так же мы платим налог на землю или квартиру, которую честно приобрели на свои деньги.

Согласитесь, ведь это странно?

Понятно, что обязанность россиян платить любые налоги и сборы, которые установит государство, прописана в 57 статье Конституции. Поэтому даже, если введут налог за прыжки с закрытыми глазами на одной ноге, его тоже придётся платить.

Но хотелось бы остановиться на экономической природе уплаты налога на недвижимость. Существует несколько любопытных аспектов, на которые стоит обратить внимание.

1. Налог на землю — это, фактически, арендная плата

Одна из распространенных экономический теорий природы налога такова. Изначальным собственником земли выступает только само государство. Земля — это актив и фактор производства. Свою землю государство вправе использовать так, как оно хочет, для того, чтобы с помощью него зарабатывать деньги. Продавая землю в собственность человеку, государство теряет возможность самостоятельно использовать эту землю. Поэтому оно собирает регулярно налог себе в качестве компенсации за то, что не получает деньги само.

Если владелец недвижимости не сможет уплатить налог на землю в течение некоторого времени, государство отбирает у частного собственника эту недвижимость по решению суда. Можно ли считать такую недвижимость действительно частной собственностью? На мой взгляд нет, и это гораздо больше похоже на аренду.

2. Налог на землю — это плата не за землю, а за право

Когда мы приобретаем участок в собственность, то гордо говорим, что теперь земля принадлежит нам. Однако земля как таковая нам принадлежать не может. Нам будет принадлежать право собственности на эту землю. Право собственности — это наша потенциальная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться данной землей по своему усмотрению. В данном случае получается, что налоги на землю — это наша плата за возможность самим принимать решение в отношении данной земли.

Обратите внимание на действующую формулировку статьи 400 НК РФ: Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В противном случае формулировка была бы другая: Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие имуществом, признаваемым объектом налогообложения… Чувствуете разницу?

3. Налоги на землю — это плата за безопасность

Земля, дом или квартира находятся на земле и не могут никуда деться с того места, на котором они стоят. Они находятся на территории государства, а, значит, на них также распространяются блага, которые оплачиваются из бюджета. Это проведенные коммуникации, дороги, защита армией. Всё это оплачивается из бюджета, в который нужны деньги.

4. Налог на землю — это плата за использование земли

Ещё один важный аспект и причина, почему мы продолжаем платить налоги на землю после покупки — это принцип платности за использование земли в России. Он закреплен в статье 65 Земельного кодекса РФ.

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Установление платности направлено на решение экономических и экологических задач и позволяет повысить заинтересованность в эффективном использовании земель, формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства плодородия земли, сказано в отдельном законе «О плате за землю».

Другими словами, это снова подтверждает тот факт, что частной собственности в чистом виде у нас нет. Есть лишь аренда с регулярными платежами.

Большинство владельцев земельных участков в Российской Федерации должны уплачивать земельный налог в муниципальный или местный бюджет.

В нашей статье пойдет речь об уплате такого вида налогов на земли общего пользования, мы прольем свет на законодательные нормы, которые регулируют уплату налога на землю, о том, какие земли подпадают под понятие «земли общего пользования», о ставках и сроках оплаты, о процедуре уплаты такого налога и о льготах на оплату, которые предусмотрены действующим законодательством.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Законодательство

В действующем законодательстве Российской Федерации земельному налогу отведена целая глава в Налоговом кодексе страны – тридцать первая.

  • Так статья 387 описывает общую информацию связанную с налогом на землю в России, и о том, как он устанавливается.
  • 388 статья проливает свет на налогоплательщиков, которые должны платить такой вид налога в муниципальную казну.
  • В статье 389 точно представлен перечень объектов, которые подпадают под налогообложение.
  • Статья 390 освещает налоговую базу по данному типу налогов – кадастровую стоимость конкретного участка земли, которая играет основополагающую роль при расчете такого вида платежа в казну.
  • 391 и 392 также посвящены налоговой базе.
    Период оплаты такого налога определяется 393 статьей, в ней также идет речь и об отчетности по уплате.
  • Налоговые ставки описаны в следующей статье – 394-й.
  • Точное описание возможных льгот по оплате налога на землю представлено в 395 статье.
  • 396-я и 397-я статьи описывают порядок исчисления и сроки для оплаты такого платежа.
  • Последняя статья главы – 398-я, регулирует оформление налоговых деклараций.

Какие земли относят к землям общего пользования

Точное описание земель и земельных участков общего пользования дает Градостроительный и Земельный кодексы Российской Федерации. Так землями общего пользования принято считать те территории, которые свободно используются множеством разных людей.

На землях такого типа пользования могут находится одновременно неограниченное число людей, также через земли общего пользования доступен свободный проход или проезд.

Исходя из действующего законодательство можно смело сказать, что земли общего пользования предоставляются гражданам для ведения садоводства, огородничества, а также дачного хозяйства. Имущество общего пользования предполагает свободное размещение на таких участках земли специального водоснабжения или водоотвода и/или линий снабжения теплом, газом или электричеством. Также подобные земли используются для охраны, организации мест для общественного отдыха, например, скверы, парки или спортивные площадки.

На землях общего пользования часто располагаются свободно используемые дороги, площадки для сбора мусора, противопожарные объекты, водонапорные сооружения, котельные и другие объекты такого типа.

Важно помнить, что земли общего пользования, предназначенные для некоммерческого ведения хозяйства.

Налогообложение такого типа земель

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Ставка земельного налога определяется действующим законодательством Российской Федерации.

Так согласно Налоговому кодексу для земель следующих типов налоговая ставка будет равна 0.3%:

  • Земельный участки, которые используются гражданами для ведения сельского хозяйства, а также земли, предназначенные для использования в сельском хозяйстве.
  • Участки земли, на которых находятся инфраструктурные сооружения жилищно-коммунального хозяйства.
  • ЗУ, которые были предоставлены или куплены для строительства жилых помещений.
  • Земли, которые используются (приобретены или куплены) для ведения огородничества, личного подсобного хозяйства, разведения животных, выращивания садов или ведения дачного хозяйства.
  • Участки земли, которые подпадают под понятие «ограниченные в обороте» (для нужд обороны, таможенной службы или охраны).

Все остальные земельные участки облагаются ставкой по налогу в 1.5%.

Налоговый кодекс также допускает установление разграниченных налоговых ставок по земельному налогу. На такую ставку влияет очень много факторов: категория конкретного участка земли, разрешение на использование, места нахождения объекта (например, наличие дорог к участку) и т.д. Такие ставки могут быть применены по отношению к тем землям, которые находятся во внутригородской черте Москвы.

Подобный законодательный нюанс связан с постоянным расширением границ города федерального значения.

Согласно НК РФ уплата земельного налога распространяется на физических и юридических лиц, которые распоряжаются участками земли подпадающими под налогообложение.

Платить такой налог должны владельцы ЗУ, а также те, кто использует участок земли на правах бессрочного использования, или же праве пожизненного наследуемого имущества.

При этом не оплачивают такой налог те лица, что используют участки на правах безвозмездного пользования, в том числе и на срочной или арендной основе. Сроки оплаты земельного налога и авансов по нему регулируются действующим законодательством страны. Так земельный налог должен быть уплачен за участок не позднее, чем наступит первое декабря года. Именно с 1 декабрям связанно истечение налогового периода, т.е. периода для оплаты налогов и сборов.

Сроки уплате авансовых платежей устанавливаются согласно муниципальному законодательству.

При этом организации оплачивают земельный налог не позднее, чем наступит 1 февраля.

Порядок уплаты

Налог оплачивают в местный муниципальный бюджет по месту расположения

конкретного участка земли. Налоговой базой по такому типу налогов является кадастровая стоимость участка земли.

Юридические лица и организации самостоятельно определяют налоговую базу при уплате земельного налога, на основании открытых сведений, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).

Если участок земли находится в долевой собственности, то каждый владелец доли выплачивает пропорциональную его доле сумму по налогу.

Для участков, которые находятся в совместной собственности, оплата происходит в равномерных долях на каждого владельца.

Для расчета земельного налога используется следующая формула:

Кст х Д х Ст х Кв = земельный налог

Где Кст – это кадастровая стоимость участка земли, Д – это размер ЗУ, Ст – размер ставки на земельный налог, а Кв – соответствующих коэффициент, который вносится в том случае, если собственник участка земли владеет им менее одного года.

Физические лица перед уплатой налога получают специальное налоговое уведомление с точной суммой в рублях, которую они должны уплатить в Федеральной налоговой службе. Юридические лица и организации самостоятельно проводят расчеты при помощи штатных или внештатных специалистов, так как расчет земельного налога для юридических лиц требует большой точности.

Земельный налог можно заплатить и онлайн через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы – https://www.nalog.ru.

Что касается организаций, то налоговые декларации подаются как лично при посещении ФНС РФ, так и в электронном виде согласно установленным правилам заполнения электронных налоговых деклараций.

Это также возможно через сайт ФНС.

Стоит учитывать также возможность уплатить задолженность по земельному налогу через банковские структуры, многие современные российские банки позволяют проводить такие платежи, онлайн не отходя от персонального компьютера.

Что делать в случае отказа в предоставлении земельного участка в аренду? Узнайте в нашем материале!
Как выделить долю в вы узнаете в нашей тематической статье.
Как взять нужную вам выписку из домовой книги, вы прочтете в нашем материале по .

Льготы и льготники

Законодательством предусмотрены как федеральные, так и муниципальные льготы на уплату в том числе и земельного налога.

Так в перечень льготников попали следующие лица:

  • Герои СССР и Российской Федерации, а также ветераны военных конфликтов и участники боевых действий.
  • Пострадавшие от техногенных катастроф лица.
  • Инвалиды первой и второй групп.
  • Большая часть категорий пенсионеров. При этом в некоторых районах Москвы действуют муниципальные ограничения, например, льгота для пенсионеров только старше 70 лет.

Таким образом, физические лица освобождены от самостоятельного расчета земельного налога и уплачивают такой тип платежа после получения специального налогового уведомления или же онлайн через сайт Федеральной налоговой службы. В свою очередь юридические лица самостоятельно производят расчет налога на землю и для уплаты подают налоговые декларации в тот же федеральный орган – ФНС.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»>Разъяснения по земельному налогу

Главная — Статьи

И все-таки кто? или Поговорим о плательщиках земельного налога

Плательщики земельного налога определены п. 1 ст. 388 НК РФ — это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Казалось бы, что здесь может быть непонятного?

Ан нет! Вопросы то и дело возникают, и вот почему. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ права (собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок подлежат государственной регистрации. Таковая (госрегистрация) в силу п. 1 ст. 2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Другими словами, зарегистрировано соответствующее право на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), что подтверждено правоустанавливающим документом, — вы уплачиваете налог. (Кстати, контролеры не раз подчеркивали данное правило в своих разъяснениях — см. Письма Минфина России от 24.07.2009 N 03-05-06-02/66, от 22.07.2009 N 03-05-05-02/40, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 28.12.2007 N 03-05-06-02/141, от 27.12.2007 N 03-05-06-02/139, ФНС России от 17.07.2008 N ШТ-6-3/502@.)

Примечание. Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок (Письмо Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19).

Высказался по этому поводу и Пленум ВАС РФ: в п. 1 Постановления N 54 он подчеркнул: обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации (за юридическими и физическими лицами) одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Если право получено до того, как?

А если право на земельный участок было предоставлено организации до вступления в силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость»? Как быть?

В этом случае, отмечают чиновники (см., например, Письма Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19), такое право признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации (последняя, кстати, проводится по желанию правообладателей). Поэтому плательщики земельного налога определяются на основании удостоверяющих права на землю документов, выданных юридическим лицам до вступления в силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» (это государственные акты, свидетельства и др. документы, которые имеют равную юридическую силу с записями в реестре).

В п. 4 Постановления N 54 Пленум ВАС РФ указал: на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

О праве постоянного (бессрочного) пользования землей, или Особые правила

Начнем с небольшого экскурса в «земельную историю». В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность (п. 2 ст. 15 ЗК РФ) или в аренду (ст. 22 ЗК РФ), а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) — в постоянное (бессрочное) пользование.

Ранее (до вступления в силу Земельного кодекса) юридические лица могли участвовать в земельных отношениях только на правах пользователей или арендаторов земельных участков. Получив землю в постоянное (бессрочное) пользование (до 30.10.2001), они сохраняют это право на основании п. 3 ст. 20 ЗК РФ (ограничений срока указанного права — обратите внимание — Земельным кодексом не установлено).

В то же время согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны переоформить данное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.

Несоответствие данной нормы Закона положениям п. 3 ст. 20 ЗК РФ и послужило причиной обращения Законодательного Собрания Нижегородской области в КС РФ с соответствующим запросом. Определением от 25.12.2003 N 512-О КС РФ отказал в принятии его к рассмотрению и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления)… Кроме того, КС РФ отметил: положение абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Примечание. С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 7.34 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение сроков переоформления права бессрочного пользования земельным участком.

Следовательно, право пользования земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона. На это указано, например, в Постановлении ФАС МО от 31.08.2009 N КГ-А41/8521-09: учитывая, что наличие права постоянного бессрочного пользования земельным участком (п. 3 ст. 20 ЗК РФ) предоставляет организации возможность по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора после соответствующего переоформления в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, что соответствует конституционно-правовому смыслу названной нормы, указанному в Определении КС РФ от 25.12.2003 N 512-О, суд кассационной инстанции соглашается с тем, что право пользования истца земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона.

Таким образом, организации, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие ЗК РФ и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога. Аналогичной позиции придерживается и финансовое ведомство (см., например, Письмо от 16.09.2005 N 03-06-02-02/82).

К сведению: согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

На данную категорию налогоплательщиков указал и Пленум ВАС РФ (см. п. 3 Постановления N 54), отметив: при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ.

Универсальное правопреемство

Пленум ВАС РФ разъяснил (п. 5 Постановления N 54), что универсальные правопреемники (речь идет о реорганизации юридических лиц, за исключением выделения, а также наследовании) становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (другими словами, пенять на то, что свидетельство о праве собственности на землю не переоформлено, в подобных случаях не стоит).

Такая ситуация, например, рассмотрена в Постановлении ФАС УО от 23.06.2008 N Ф09-4441/08-С3. Судами установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (академия) зарегистрировано в качестве юридического лица. По распоряжению Правительства РФ названное учреждение и государственное образовательное учреждение (техникум) реорганизованы путем присоединения техникума к академии в качестве структурного подразделения.

На основании названного распоряжения составлен передаточный акт, по которому учреждению переданы (среди прочих активов) земельные участки — последними техникум обладал на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставленным по постановлению главы администрации города (от 23.01.2001).

Поскольку академия является правопреемником техникума по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые третьими лицами, суд отметил следующее. Бездействие землепользователя, повлекшее отсутствие документов о праве на земельные участки, соответствующих требованиям законодательства, действующего в момент их предоставления (передачи), не является основанием для освобождения от платы за пользование землей.

И снова к вопросу о зарегистрированном праве

Итак, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Другими словами, если отсутствует информация о существующих правах в ЕГРП, при этом исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления N 54, не имеют места, организация (при возникших спорах с налоговиками) может иметь хорошие шансы на успех при отстаивании своих интересов в судебном порядке. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВВО от 24.08.2009 N А82-2199/2009-20.

По мнению налогового органа, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада развивающего вида (далее — МДОУ) является плательщиком земельного налога, поскольку спорный земельный участок находится в его фактическом пользовании и у МДОУ отсутствует льгота по указанному налогу. Инспекция направила МДОУ требования об уплате налога, но, поскольку таковые не были исполнены в добровольном порядке, налоговики обратились за взысканием недоимки по налогу в суд.

Арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта владения МДОУ спорным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, и, соответственно, о наличии у учреждения обязанности уплаты налога.

Второй арбитражный суд согласился с выводами своих коллег. И ФАС ВВО, рассмотрев кассационную жалобу, не нашел правовых оснований для отмены судебных актов.

Так, из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имели место исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ. Ссылка Инспекции на Постановление главы Ростовского муниципального округа от 15.03.2005 N 264, которым МДОУ предоставлен указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное Постановление не является свидетельством или другим документом, удостоверяющим право на земельный участок.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования. Учитывая изложенное, довод инспекции об отсутствии у МДОУ льготы по земельному налогу подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения.

В то же время нельзя не отметить, что, если земельные участки долго не регистрируются, такие факты должны рассматриваться как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями (налоговая ответственность по ст. 122 НК РФ). Эта позиция, в частности, определена в Письме Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82 (кстати, Письмом ФНС России от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@ названное разъяснение финансистов доведено до налоговых органов для руководства к действию).

Аналогичного мнения придерживаются и судьи, причем на уровне высших арбитров. Так, в Постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05, N 11991/05 Президиум ВАС РФ указал: отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит от волеизъявления самого пользователя, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога. (См. также Постановления ФАС СЗО от 21.02.2008 N А56-19016/2007, ФАС ЗСО от 11.03.2008 N Ф04-1521/2008(1742-А27-26), ФАС ВСО от 28.11.2007 N А19-4107/07-43-Ф02-8860/07 и др.)

Отметим, что часть приведенных Постановлений принята на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю», большинство положений которого утратило силу. Однако действующие нормы, регулирующие земельное законодательство, по своей сути остались теми же. Поэтому приведенная арбитражная практика актуальна и по сей день.

Кто платит налог на землю под многоквартирным домом?

Здесь следует отметить две ситуации: первая, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ. Тогда собственники проводят общее собрание, на котором выбирается ответственное лицо, для того чтобы организовать обращение этого лица в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (Письмо Минфина России 22.07.2009 N 03-05-05-02/40).

К сведению: в Письме финансисты, ссылаясь на арбитражную практику, отметили, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта (решения) собственником этих земель (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).

Вторая ситуация — земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован после введения в действие ЖК РФ. В этом случае земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, изначально находится в общей долевой собственности собственников помещений.

И в первом, и во втором случае плательщиками будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома (см. также Письма Минфина России от 02.09.2009 N 03-05-06-02/87, от 17.08.2009 N 03-05-06-02/80 и др.). Отметим, кстати, если организация использует нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, по договору аренды, она не признается плательщиком земельного налога в отношении соответствующего земельного участка (Письмо Минфина России от 10.08.2009 N 03-05-05-02/47).

Внимание! Если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок плательщиком земельного налога признается товарищество как самостоятельное юридическое лицо (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-05/57). С момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Но факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений. На это, в частности, указал и Пленум ВАС РФ (п. 5 Постановления N 54).

Кстати, в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Понятно, что это касается и физических лиц — членов товарищества собственников жилья (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-02/52).

Что же такое объект?

В п. 1 ст. 389 НК РФ отмечено: под объектом следует понимать земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Под земельным участком согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (см. также п. 2 Постановления N 54).

Теперь скажем несколько слов об исчислении налога.

Земельный налог можно рассчитывать от нормативной цены земли

Известно, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством. Однако таковая частенько превышает рыночную стоимость, вот и получается, что она используется только для того, чтобы увеличить налог. (Решить эту проблему можно было бы, закрепив на законодательном уровне правило, согласно которому если кадастровая стоимость земельного участка утверждена выше рыночной стоимости, то для исчисления земельного налога должна применяться последняя. Но на данный момент, к сожалению, таких правил нет.)

Ранее (еще в 2006 г.) Минфин (не без удовольствия) констатировал, что до определения и доведения до сведения организации кадастровой стоимости указанных земельных участков обязанность по уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков у организации не возникает. Однако такие организации-землевладельцы все равно обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по земельному налогу (см., например, Письма Минфина России от 29.03.2006 N 03-06-02-04/43, от 15.06.2006 N 03-06-02-04/86).

И вдруг фискальным органам помогли высшие арбитры, сославшись на прямо закрепленную в Федеральном законе N 137-ФЗ норму (п. 13 ст. 3) о том, что при отсутствии кадастровой стоимости земли для целей налогообложения должна применяться нормативная цена (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 6113/08, Определение ВС РФ от 21.01.2009 N 20-Г08-12).

Такой подход ВАС РФ закрепил и в Постановлении N 54 (абз. 2 п. 7).

Кроме отрицательной стороны (теперь по таким участкам налоговики вправе доначислить земельный налог с пенями, но ссылка на прежние разъяснения Минфина поможет не уплачивать штраф), есть в этой норме и положительный момент. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, нужно использовать нормативную стоимость, а она, как правило, существенно ниже и рыночной, и кадастровой стоимости соседних участков. Более того, Правительство РФ прямо установило, что нормативная цена не должна превышать 75% рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Земельный участок под жилищное строительство — не освоен!

В этой ситуации законодатели придерживаются мнения, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Об этом, в частности, говорится в п. 8 Постановления N 54.

Отметим еще одну интересную, на наш взгляд, ситуацию, которая не нашла своего отражения в рассматриваемом Постановлении. Речь идет о передаче земельного участка в аренду. Например, организация имеет на праве собственности земельный участок категории поселений и принимает решение о передаче его в аренду застройщику для строительства многофункционального жилого комплекса. Имеет ли право организация рассчитывать на более низкую (в пределах 0,3%) налоговую ставку?

Да, имеет, ведь гл. 31 НК РФ не предусмотрено изменение ставок земельного налога в связи с передачей земельного участка в аренду. Подтверждено это и Минфином: в Письме от 06.05.2008 N 03-05-05-02/31 отмечено, что в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от передачи земельного участка в аренду должна применяться ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости.

И последнее…

…на что хотелось бы обратить внимание, — это п. 5 ст. 391 НК РФ, в котором отмечено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В Постановлении N 54 разъяснено, что льготой могут воспользоваться налогоплательщики — физические лица, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности (такая возможность не запрещена ст. 391 НК РФ). Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: если налогоплательщик, имеющий право на льготу, обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму осуществляется в отношении только одного из участков. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого из них, после чего оповещает об этом налоговую инспекцию путем подачи заявления и документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу. В случае если налогоплательщик имеет земельные участки в нескольких муниципальных образованиях, налоговая база уменьшается по каждому из участков.

Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?

ВАЖНО! Начиная с налога за 2020 год юрлицам больше не нужно будет сдавать налоговую декларацию. Но считать налог они продолжат, как и раньше.

Особенности отчетности по земле

Как юрлицу посчитать сумму земельного налога за 2019 год

Кто рассчитает налог для физлиц

Срок уплаты земельного налога

Итоги

Особенности отчетности по земле

Налоговый период для налога на землю равен году (п. 1 ст. 393 НК РФ). По налоговый период 2019 года включительно для юрлиц действует обязанность сдавать в ИФНС годовую декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ). Иных (промежуточных) отчетов по этому налогу не предусматривается. Срок подачи декларации за 2019 год — 03.02.2020 (перенос с субботы 1 февраля). Форма декларации для земельного налога за 2019 год утверждена приказом ФНС России от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@.

Налоговый период делится на отчетные (п. 2 ст. 393 НК РФ), равные кварталу, по завершении которых осуществляется оплата авансов (п. 6 ст. 396 НК РФ), если регион не воспользовался своим правом не вводить такое деление (п. 3 ст. 393, п. 2 ст. 397 НК РФ).

Каждый квартальный аванс рассчитывают в том же порядке, что и сам налог, но оплачиваемая в бюджет сумма составит ¼ от рассчитанной величины (п. 6 ст. 396 НК РФ). Уплаченные за 2019 год авансы отражаются в декларации по налогу и учитываются при формировании итоговой суммы к оплате или возврату по году.

Начиная с земельного налога за 2020 год сдача декларации отменяется. При этом юрлица будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

В декларации по земле фигурируют все основные составляющие расчета:

  • налоговая база;
  • коэффициент, отражающий долю права на землю;
  • категория земли и соответствующая ей налоговая ставка;
  • коэффициент, учитывающий число месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, влияющие на увеличение суммы рассчитываемого налога;
  • налоговые льготы, отражающиеся как на объеме базы, так и на величине самого налога.

Для каждого участка земли, представляющего собой объект налогообложения, придется заполнить отдельный лист в разделе 2. Причем возможным окажется дополнительное дробление данных по нему из-за отнесения к разным ОКТМО или КБК.

Как правильно заполнить декларацию по земельному налогу за 2019 год см. в этом материале.

Как юрлицу посчитать сумму земельного налога за 2019 год

Налоговой базой для расчета служит кадастровая стоимость участка земли, действительная для 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если участок появился только в налоговом периоде, то берется его стоимость на дату занесения в единый реестр. В течение года эта стоимость пересмотру не подлежит, если только ее изменение не связано с исправлением ошибки или решением суда.

При установлении объема базы учитывается факт долевого владения участком (ст. 392 НК РФ) и наличие льгот, уменьшающих эту базу по положениям НК РФ или законодательного акта субъекта РФ.

О том, как устанавливается перечень льгот по налогу, читайте в публикации «Кто является плательщиками земельного налога?».

Размер применяемой ставки зависит от категории земли, имеет ограничение по максимальному размеру, может дифференцироваться внутри региона и заметно отличаться от значений, действующих в соседних регионах РФ (ст. 394 НК РФ).

Величину налога получают путем умножения скорректированной на величину льгот налоговой базы на ставку и на коэффициенты, учитывающие:

  • фактическое число месяцев владения участком, если период владения оказался неполным;
  • необходимость кратного увеличения суммы налога при осуществлении строительства на участке.

Коэффициент, применяемый при неполном периоде владения, является расчетным и представляет собой отношение количества полных месяцев владения к количеству всех месяцев в периоде (п. 7 ст. 396 НК РФ). Полным будет месяц, в котором право владения возникло до 15-го числа или утрачено после 15-го числа.

Уже рассчитанная сумма налога может дополнительно уменьшаться за счет применения к ней льгот, непосредственно влияющих на ее величину.

Детально порядок расчета данных для каждой строки, входящей в декларацию, описан в приложении 3 к приказу № ММВ-7-21/509@.

Кто рассчитает налог для физлиц

Расчет налога по земле, принадлежащей физлицам (ИП в т. ч.), осуществляет ИФНС (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ), направляя затем результат этой операции физлицу в пакете документов с уведомлением об уплате налога (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Когда следует ждать такого уведомления и что делать, если оно не пришло, читайте .

Расчет здесь базируется на том же наборе исходных параметров (для физлиц они могут отличаться по значениям от применяемых для юрлиц) и тоже с учетом того, что часть из них (ставки и льготы) может быть индивидуальна для региона:

  • кадастровая стоимость на начало года;
  • доля владения;
  • категория земли, от которой зависит величина ставки;
  • учет числа месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, приводящие к увеличению суммы рассчитываемого налога;
  • наличие льгот, применяемых к базе, ставке или сумме самого налога.

Право на установленные НК РФ или регионом льготы по налогу физлицу нужно заявить самостоятельно, подтвердив его оправдательными документами (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Срок уплаты земельного налога

Срок уплаты земельного налога за год для физлиц введен законодательно (п. 1 ст. 397 НК РФ) и является датой, общей для всей территории РФ. Заканчивается он 1 декабря года, наступающего после того, за который осуществляется платеж. В 2019 году он выпал на выходной, поэтому оплатить налог можно было до 02.12.2019 включительно.

Для юрлиц ситуация с оплатой иная. В течение года они по окончании каждого квартала платят авансы по налогу, если регион, в котором находится земля, не отказался от деления года на отчетные периоды (п. 2 ст. 397 НК РФ). Расчет по году происходит с учетом уже оплаченных авансов. Если же год в регионе не делится на отчетные периоды, то оплата осуществляется 1 раз в объеме налога, начисленного за весь год.

Сроки для оплаты авансов и итогового расчета каждый из регионов пока устанавливает сам (п. 1 ст. 397 НК РФ). Единственным ограничением для платежа по году является то, что он не может наступать раньше срока подачи декларации, предельная дата представления которой указана в НК РФ и соответствует 1 февраля года, наступающего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ).

ВАЖНО! С 2021 года сроки уплаты земельного налога и авансов по нему меняются.

Итоги

Расчет суммы земельного налога за год самостоятельно приходится делать только его плательщикам, являющимся юрлицами. Для физлиц такой расчет осуществляет ИФНС. Алгоритм обоих расчетов одинаков и базируется на наборе одних и тех же параметров, значения которых могут разниться для юридических и физических лиц. Срок уплаты налога физлицами истекает 1 декабря года, наступающего следом за оплачиваемым. А срок для платежей, перечисляемых юрлицами (как для авансов, так и для итогового расчета по году), регион пока еще устанавливает сам. Для расчета по году он не может устанавливаться как более ранний, чем дата подачи декларации по налогу (т. е. ранее 1 февраля года, наступающего следом за оплачиваемым).

Какой порядок уплаты налога на землю?

Земельный налог входит в число обязательных отчислений в госбюджет, установленных для всех собственников участков, которые используются в личных или коммерческих целях.

Общий порядок уплаты земельного налога определяется статьей 396, статьей 397 НК РФ, а конкретные сроки, в которые он должен быть перечислен в местный бюджет, — локальными нормативными актами.

Юридические лица сами рассчитывают, какая сумма налога должна ими быть перечислена в бюджет. Налоговые ставки обычно определяется муниципальными органами, которые при этом не должны выходить за установленные федеральным законодательством рамки. Кроме того, на местном уровне принимается решение относительно того, должны организации уплачивать авансовый платеж или нет.

Кто является налогоплательщиком?

Согласно 388-й статье НК в роли плательщиков данного налога выступают граждане и предприятия, имеющие в своем распоряжении землю, входящую в категорию объектов налогообложения.

При этом у данных лиц должно быть одно из следующих прав на участок:

  • право собственности, включая совместную и долевую;
  • право бессрочного пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения.

Уплачивать налог не обязаны лица, эксплуатирующие арендованную землю или участки, переданные им в безвозмездное пользование.

Налогом облагаются все земельные территории, за исключением:

  • изъятых из оборота или тех, оборот которых ограничен;
  • отведенных под лесозаготовку;
  • относящихся к культурному наследию;
  • входящих в водный фонд и пребывающих в госсобственности;
  • используемых для возведения многоквартирных домов.

Право на льготы

Законодательством предусмотрена льгота, предусматривающая уменьшение налогооблагаемой базы на 10 тысяч рублей для следующих граждан:

  • Героев СССР и России;
  • инвалидов I группы, а также II группы, если она присвоена ранее 2004 года; инвалидов детства;
  • ветеранов боевых действий;
  • подвергшихся радиационному воздействию.

Полное освобождение от уплаты земельного налога предусмотрено исключительно для представителей коренных народов Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири.

Стопроцентная льгота полагается следующим юридическим лицам:

  • религиозным организациям;
  • учреждениям уголовно-исполнительной системы;
  • автодорожным организациям;
  • объединениям, занимающимся художественными промыслами;
  • общественным организациям, членами которых являются инвалиды;
  • управляющим компаниям в инновационном центре «Сколково»;
  • резидентам открытых и свободных экономических зон.

Законодательная база

Земельный налог принадлежит к категории местных сборов, особенности уплаты которых могут иметь определенные различия в отдельных регионах.

Базовые нюансы, касающиеся данного налога, прописаны в 31-й главе Налогового Кодекса, кроме того, на региональном уровне принимаются законодательные акты локального значения, которые:

  • устанавливают налоговые ставки в пределах, предусмотренных НК;
  • определяют порядок и сроки перечисления налога согласно ограничениям, введенным федеральным законодательством;
  • вводят дополнительные льготы для различных категорий граждан.

Порядок уплаты земельного налога

В Налоговом кодексе прописаны все основные моменты, касающиеся уплаты налога на землю. Конкретные нюансы, касающиеся размеров отчислений, льгот и сроков перечисления, содержатся в локальных законодательных актах.

Физическими лицами

Уплата земельного налога гражданами происходит в соответствии с уведомлением, рассылаемым им ответственными за сбор налогов органами.

При нахождении участка в совместной долевой собственности каждым собственником уплачивается сумма, пропорциональная его доле в общем имуществе.

Исчисление земельного налога происходит на основе кадастровой стоимости земли, которая ежегодно определяется кадастровой службой. Преимуществом физических лиц является отсутствие необходимости самостоятельно заниматься расчетами, так как за них это делают представители налоговых органов.

Граждане должны перечислять указанную сумму в местный бюджет до 1 декабря года, идущего за отчетным.

Льготы по земельному налогу для юридических лиц положены при наличии законных оснований.

Как узнать сумму земельного налога? Смотрите .

Юридическими лицами

Компаниям и организациям, в отличие от физических лиц, в 2020 году приходится производить расчет суммы налога самостоятельно. Для этого они должны следить за тем, какая кадастровая стоимость установлена для находящихся в их собственности земельных участков на начало каждого года.

Для юридических лиц местными властями могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае предприятиям придется производить уплату налога ежеквартально в размере ¼ от годовой суммы.

Всеми юрлицами, обязанными производить уплату земельного налога, должна своевременно подаваться заполненная декларация в налоговую службу.

Пенсионерами

В стандартных случаях уплата налога на землю пенсионерами производится на общих для физических лиц основаниях. Федеральное законодательство не предусматривает для вышедших на пенсию граждан каких-либо специальных единых льгот, однако их могут назначать местные власти в отдельных городах и регионах.

Детальную информацию о них можно узнать в отделении ФНС по месту жительства.

Размер

Налоговой базой для определения размера налога на земельный участок служит его кадастровая стоимость. Она ежегодно определяется специалистами кадастровой службы на начало отчетного периода с учетом актуальной рыночной цены на аналогичные объекты.

Конкретная ставка налога, используемая для расчета точной суммы, определяется муниципальными органами власти.

Юридическим лицам приходится производить подсчет подлежащей уплате суммы самостоятельно, в то время как физические лица, в том числе ИП, делать этого не должны, так как они получают уведомления с конкретными цифрами от налоговой службы.

ФНС использует сведения, предоставляемые органами, которые отвечают за регистрируемую недвижимость.

Обязанность по установке ставки земельного налога лежит на муниципалитетах, которые при этом должны отталкиваться от цифр, прописанных в 394-й статье НК.

Предельный размер налога не может быть более 0,3% от кадастровой стоимости таких земель:

  • сельскохозяйственных;
  • используемых для возведения жилых зданий и обустройства сопутствующей инфраструктуры;
  • находящихся под садами/огородами и подсобными хозяйствами;
  • спецземель, оборот которых ограничен.

Во всех остальных случаях верхняя планка налоговой ставки – 1,5% от кадастровой стоимости земли.

Способы внесения средств

Физические лица могут уплачивать земельный налог следующими способами:

  • в банковском отделении или через платежный терминал (по указанному в полученном от налоговой службы уведомлении индексу документа или штрихкоду);
  • в онлайн-режиме через веб-ресурс ФНС или специализированные сервисы;
  • при помощи функций интернет-банкинга.

Юридические лица имеют возможность оплачивать налог на землю исключительно через банковские отделения посредством платежных поручений.

Читайте о льготах по оплате земельного налога.

Какие сроки оплаты земельного налога? Информация .

Как рассчитать налог на земельный участок? Подробности в этой статье.

Сроки

Порядок и сроки уплаты земельного налога различаются для физических и юридических лиц. Налоговым кодексом установлено, что срок перечисления организациями данного платежа в бюджет не может быть ранее 1 февраля следующего за отчетным года. При этом местные органы власти вправе устанавливать свои даты, но исключительно более поздние.

То же самое касается физических лиц, однако для них отправной точкой является 1 декабря года, идущего после отчетного.

Таким образом, земельный налог имеет свою специфику расчета и уплаты, которую должны учитывать все налогоплательщики.

При пользовании землей уплачивается

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *