Арбитражный управляющий требования

Небо📌 Реклама

По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику вводится первая процедура банкротства это наблюдение, для этого арбитражный суд утверждает временного управляющего, определяет размер его вознаграждения и источник выплаты.

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

Саморегулируемая организация создается гражданами Российской Федерации и должна быть включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация это некоммерческая организация, которая основана на членстве.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

  • соответствие не менее чем ста ее членов требованию об обязательном членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
  • участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;
  • наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена.

    Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции:

  • обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
  • защита прав и законных интересов своих членов;
  • обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;
  • содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

    В саморегулируемой организации арбитражных управляющих кроме исполнительного органа образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее чем семь человек.

    Для обеспечения своей деятельности саморегулируемая организация арбитражных управляющих формирует структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих, а также органы по:

  • рассмотрению дел о наложении на представителей саморегулируемой организации мер ответственности;
  • отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе :

  • представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • уведомлять арбитражные суды Российской Федерации о приобретении статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • обжаловать в судебном порядке акты и действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы любого из своих членов или группы членов;
  • подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве;
  • применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
  • заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве);
  • осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.

    Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана :

  • разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
  • контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований настоящего Федерального закона и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
  • рассматривать жалобы на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
  • разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
  • уведомлять арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об исключении своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в таком деле, в срок не позднее, чем три дня от даты его исключения;
  • осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности своих членов, раскрываемой ими для саморегулируемой организации в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами саморегулируемой организации;
  • осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям, заинтересованным в их получении лицам;
  • обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.

    Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана по запросу регулирующего органа предоставлять отчеты о процедурах банкротства, проведенных арбитражными управляющими, являющимися членами саморегулируемой организации.

    ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУРЕ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

    Арбитражным управляющим является гражданин РФ , который утверждается арбитражным судом для проведения процедур банкротства и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

    К кандидатуре арбитражного управляющего вправе предусмотреть следующие требования:

  • наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
  • наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
  • установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

    Арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации.

    Арбитражный управляющий в своей деятельности обязан соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является.

    Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

    Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право:

  • созывать собрание кредиторов;
  • созывать комитет кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом №127-ФЗ;
  • получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Федеральным законом №127-ФЗ;
  • привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Федеральным законом №127-ФЗ, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;
  • подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

    Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан :

  • принимать меры по защите имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника;
  • анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;
  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней от даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей от даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;
  • выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена пунктами 3 и 4 статьи 10 Федерального закона №127-ФЗ;
  • осуществлять иные установленные Федеральным законом №127-ФЗ функции.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, является основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

    В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении утвержденного арбитражного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, арбитражный управляющий подлежит восстановлению арбитражным судом в рамках той процедуры банкротства, в которой он был отстранен от профессиональной деятельности.

    Арбитражный управляющий, который причинил в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона убытки должнику, кредиторам, иным лицам, не может быть утвержден арбитражным управляющим до полного возмещения таких убытков. Арбитражный управляющий в указанном случае также несет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

    ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

    Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом и должно составлять не менее чем десять тысяч рублей.

    В случае отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей вознаграждение арбитражному управляющему может не выплачиваться.

    Арбитражному управляющему может быть установлено дополнительное вознаграждение за счет средств кредиторов, которое утверждается арбитражным судом и выплачивается за результаты его деятельности.

  • Содержание

    Правовой статус арбитражного управляющего на различных этапах арбитражного управления

    Общие полномочия арбитражного управляющего — это права, которыми обладает, и обязанности, которые несет арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом для проведения любой из процедур банкротства. То есть общими полномочиями в равной степени обладают и временный, и административный, и внешний, и конкурсный управляющий.

    Согласно п.3 ст.24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право:

    созывать собрание кредиторов;

    созывать комитет кредиторов;

    обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами;

    получать вознаграждение в размерах и порядке, которые установлены Законом о банкротстве;

    привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;

    подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

    Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан:

    принимать меры по защите имущества должника;

    анализировать финансовое состояние должника;

    анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;

    вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

    представлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

    возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;

    выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена п. п.3 и 4 ст.10 Закона о банкротстве.

    К общим обязанностям арбитражного управляющего относятся также следующие:

    обязанность соблюдать в своей деятельности правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является;

    обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества;

    обязанность в своей деятельности руководствоваться законодательством Российской Федерации;

    обязанность сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

    Арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность не только сведений, являющихся «государственной тайной», но и сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну.

    Обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества наименее конкретна из всех иных обязанностей арбитражного управляющего. Ее нормативное закрепление в Законе о банкротстве направлено на поддержание равновесия в соблюдении прав и законных интересов указанных субъектов: должника, кредиторов и общества в целом. На практике это, вероятно, самая трудно исполнимая обязанность арбитражного управляющего, в том числе и потому, что понятия «добросовестность» и «разумность» законодательно не определены, являются понятиями оценочными и содержание их может толковаться по-разному в зависимости от личных качеств каждого конкретного человека.

    Правовое регулирование полномочий временного управляющего в процедуре наблюдения

    Временным управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения.

    К полномочиям временного управляющего следует отнести права и обязанности временного управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате исполнения и реализации которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой наблюдения, а именно: обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

    Обязанности временного управляющего перечислены в ст.67 Закона о банкротстве. Временный управляющий обязан:

    принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

    проводить анализ финансового состояния должника;

    выявлять кредиторов должника;

    вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

    уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

    созывать и проводить первое собрание кредиторов.

    Уведомление кредиторов о введении наблюдения должно осуществляться временным управляющим следующими способами.

    Согласно п.1 ст.68 Закона о банкротстве временный управляющий обязан в течение трех дней с даты получения определения о введении наблюдения (но не с даты вынесения такого определения) направить сведения, подлежащие опубликованию, в адрес официального издания. В отношении факта введения процедуры наблюдения такими сведениями являются:

    наименование должника — юридического лица или фамилия, имя, отчество должника-гражданина и его адрес;

    наименование арбитражного суда, вынесшего определение о введении наблюдения, дата вынесения такого определения и номер дела о банкротстве;

    фамилия, имя, отчество утвержденного временного управляющего и адрес для направления корреспонденции временному управляющему;

    установленная арбитражным судом дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

    Оплата опубликования таких сведений производится за счет должника. В случае отсутствия денежных средств у должника оплату опубликования сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника.

    Кроме того, временный управляющий обязан не позднее чем через 14 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения уведомить о вынесении определения о введении наблюдения всех выявленных им кредиторов должника, за исключением кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, исполнение обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исполнение обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам. Выявленные кредиторы — это кредиторы должника, наличие задолженности перед которыми временный управляющий установил в результате изучения и анализа бухгалтерских, финансовых и иных документов.

    По окончании наблюдения временный управляющий не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов.

    Права временного управляющего

    Согласно ст.66 Закона о банкротстве временный управляющий вправе:

    предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных ст. ст.63 и 64 Закона о банкротстве;

    заявлять возражения относительно требований кредиторов;

    принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

    обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п.2 ст.64 Закона о банкротстве;

    получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (при этом органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника).

    Правовое регулирование полномочий административного управляющего в процедуре финансового оздоровления

    Административным управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления.

    К полномочиям административного управляющего следует отнести права и обязанности административного управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате реализации и исполнения которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой финансового оздоровления, а именно: восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

    В соответствии с п.3 ст.83 Закона о банкротстве административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

    вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

    созывать собрания кредиторов в случаях, установленных Законом о банкротстве;

    рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;

    предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

    осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;

    осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

    осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;

    в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения.

    Права административного управляющего

    Согласно п.4 ст.83 административный управляющий имеет право:

    требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

    принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;

    согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и решениях;

    обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях, установленных Законом о банкротстве;

    обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;

    предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве.

    Правовое регулирование полномочий арбитражного управляющего в процедуре внешнего управления

    Внешним управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления.

    К полномочиям внешнего управляющего следует отнести права и обязанности внешнего управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате реализации и исполнения которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой внешнего управления, а именно: восстановление платежеспособности должника.

    Согласно п.2 ст.99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан:

    принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

    разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

    вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

    заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

    принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

    вести реестр требований кредиторов;

    реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

    информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

    представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

    осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

    Права внешнего управляющего

    Согласно п.1 ст.99 Закона о банкротстве внешний управляющий имеет право:

    распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом;

    заключать от имени должника мировое соглашение;

    заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст.102 Закона о банкротстве;

    предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;

    осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве действия.

    Правовое регулирование полномочий арбитражного управляющего в процедуре конкурсного производства

    Конкурсным управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства.

    К полномочиям конкурсного управляющего следует отнести права и обязанности конкурсного управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате реализации и исполнения которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой конкурсного производства, а именно: соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника, признанного банкротом.

    Согласно п.2 ст.129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан:

    принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

    привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;

    принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

    анализировать финансовое состояние должника;

    предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

    заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

    вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

    принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

    исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

    Согласно п.3 ст.129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе:

    распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

    увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

    заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном ст.102 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

    передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

    предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным ст.103 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

    осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Законом о банкротстве.

    Юридическое лицо

    Юридическое лицо – это зарегистрированная в установленном законом порядке организация, фирма, компания, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Обязательные признаки юридического лица

    Таким образом, юридическое лицо, зарегистрированное на территории России, должно обладать четырьмя признаками:

    • наличие организационного единства. Признак организационного единства — наличие у юридического лица учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций, закрепленных уставом юридического лица. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент, председатель правления) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров), и их роль состоит в формировании воли юридического лица и в ее выражении вовне;

    • обладание обособленным имуществом. Имущественная обособленность — это наличие у фирмы такого атрибута как уставной фонд юридического лица, самостоятельный баланс. Внешним выражением этой самостоятельности является также наличие у компании банковского счета;

    • способность нести самостоятельную имущественную ответственность. Всякая фирма, являющаяся юридическим лицом, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Она отвечает по своим долгам именно принадлежащим ей имуществом. Это исключает ответственность юридического лица за долги своих участников или основателей. В свою очередь не отвечают своим имуществом за долги юридического лица ни его участники, ни основатели. При этом, в случаях, установленных законом или учредительными документами, учредители и участники юридического лица могут нести субсидиарную (дополнительную) имущественную ответственность по его обязательствам;

    • возможность выступления в гражданском обороте от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо — самостоятельный участник гражданского оборота, оно способно от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Поэтому одним из признаков юридического лица является выступление его от своего имени в гражданском обороте, а также в суде. Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование.

    Коммерческие и некоммерческие организации

    Юридические лица, в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

    Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками.

    Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью.

    Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли.

    Некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

    Некоммерческая организация также может заниматься предпринимательской деятельностью, однако полученная от такой деятельности прибыль не распределяется между ее участниками, а используется в тех целях, для достижения которых и была создана некоммерческая организация.

    К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

    Государственная регистрация в налоговых органах в качестве юридического лица

    Юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью, которые появляются у него одновременно в момент возникновения, то есть с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

    Правоспособность юридического лица может быть универсальной (общей) и специальной (ограниченной).

    Универсальная (общая) правоспособность юридического лица означает, что это юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    Коммерческие организации, по общему правилу, обладают универсальной правоспособностью, вне зависимости от указания конкретного вида деятельности в их учредительных документах.

    Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также те коммерческие организации, которые занимаются коммерческой деятельностью в одной определенной сфере (например, банки и страховые организации).

    Все некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью, поскольку все они создаются для достижения определенных целей при помощи определенных способов.

    Прекращение юридического лица

    Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.

    Реорганизация — это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

    Ликвидация — это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Ликвидация может быть добровольной (например, по решению учредителей) либо принудительной (по решению суда при нарушении законодательства либо при банкротстве).

    Реорганизация или ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо перестает существовать после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    Общие положения о юридических лицах

    · Понятие юридического лица

    · Виды юридических лиц

    · Правоспособность юридического лица

    · Органы юридического лица

    · Реорганизация юридического лица

    · Ликвидация юридического лица

    Понятие юридического лица

    Понятие юридического лица в ГК РФ определяется на основе традиционных признаков: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» (ст. 48). При анализе признаков юридического лица важно учитывать главные черты каждого из них. К основным признакам относятся:

    1) имущественная обособленность. Имущественная обособленность ставится обычно на первое место в ряду этих признаков.

    Обособление имущества юридического лица означает отделение такого имущества от имущества его учредителей.

    Идее обособления имущества как необходимому признаку юридического лица соответствует и дополнительное требование п. 1 ст. 48 ГК — учитывать имущество на самостоятельном балансе (юридические лица типа учреждений должны вместо баланса иметь смету).

    Самостоятельность баланса принято понимать в смысле завершенности, полноты отражения в нем всего имеющегося у организации имущества. Дело в том, что баланс как форму бухгалтерской отчетности может вести и подразделение юридического лица, например его филиал. В этом случае говорят о ведении отдельного (но не самостоятельного) баланса. Так, в отдельных балансах филиалов не отражаются все показатели, характеризующие источники формирования и направления вложений капитала по всей организации в целом; такое отражение имеет место лишь в полном, завершенном, или, иными словами, самостоятельном балансе;

    2) самостоятельная имущественная ответственность. Следующий признак юридического лица — способность отвечать своим имуществом по своим обязательствам.

    Самостоятельная имущественная ответственность исключает ответственность юридического лица за долги его учредителей и/или членов. Равным образом и учредители (участники) юридического лица не отвечают по его долгам;

    3) способность от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Выступление в обороте в качестве самостоятельного субъекта права — вот качество, удостоверяемое этим признаком. Именно наличие правосубъектности связывается с собственным именем юридического лица и позволяет ему совершать юридические сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

    Виды юридических лиц

    · Все юридические лица, способные участвовать в гражданском обороте, делятся в кодексе на две группы:

    o коммерческие организации;

    o некоммерческие организации.

    Коммерческими считаются организации, ставящие основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Организации, не преследующие цели извлечения прибыли либо не распределяющие полученную прибыль между участниками, считаются некоммерческими (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

    Гражданский кодекс Российский Федерации придерживается идеи замкнутого круга видов юридических лиц, относящихся к категории коммерческих организаций. Согласно этой идее, коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационных формах, которые предусмотрены для них ГК РФ.

    · Коммерческие организации могут создаваться в формах:

    o хозяйственных товариществ и обществ;

    o производственных кооперативов;

    o государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Некоммерческие организации. Некоммерческие организации могут создаваться как в формах, указанных в кодексе, так и в других формах, предусмотренных законом (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

    · К числу некоммерческих организаций кодекс относит:

    o потребительские кооперативы;

    o общественные и религиозные организации (объединения);

    o фонды;

    o учреждения;

    o объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), в том числе и такие, которые состоят из коммерческих организаций, но не преследуют цели извлечения прибыли.

    Различие между хозяйственными товариществами и обществами состоит в том, что товарищества представляют собой объединения лиц, а общества — объединения капиталов.

    Объединение лиц предполагает, наряду с объединением имущественных вкладов, непосредственное, личное участие в делах товарищества. Личное участие в хозяйственной деятельности связано с необходимостью обладать определенными навыками и возможностями в сфере такой деятельности. Поэтому членами товариществ могут быть лишь такие субъекты права, которые имеют статус коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя. Необходимость личного участия в ведении дел товарищества делает для их участников невозможным одновременное членство в нескольких товариществах. Личный характер объединения влечет за собой и неограниченную ответственность участников по долгам товарищества (исключая лишь коммандитистов в товариществах на вере).

    Объединение капиталов не предполагает (хотя и не отвергает) личного участия в делах общества, ставя на первое место объединение материальных и денежных средств участников. Допускается поэтому одновременное участие в нескольких обществах, в том числе и таких, которые занимаются однородной деятельностью. Участники обществ не отвечают по их долгам, рискуя лишь вкладом в капитал общества. К числу товариществ кодекс относит товарищества полные и на вере (коммандитные), а к числу обществ — общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также акционерные.

    Правоспособность юридического лица

    Юридические лица могут обладать общей либо специальной правоспособностью. Наличие общей правоспособности позволяет им заниматься любой деятельностью, не противоречащей закону, приобретая в связи с ней любые гражданские права и возлагая на себя любые гражданские обязанности.

    Специальная же правоспособность предполагает, что юридическое лицо способно к приобретению прав и принятию обязанностей, соответствующих цели его создания и лишь в пределах, указанных в его учредительных документах.

    До принятия в 1990 г. Положения об акционерных обществах за юридическими лицами в Российской Федерации признавалась только специальная правоспособность. Названное положение ввело в практику наделение юридических лиц общей правоспособностью.

    В Гражданском кодексе правоспособность юридических лиц предусмотрена в обеих разновидностях. Для подавляющего большинства коммерческих организаций предусмотрена общая правоспособность. Исключение составляют лишь унитарные государственные и муниципальные предприятия, а также казенные предприятия, которые выступают в обороте на основе специальной правоспособности.

    Правоспособность юридического лица, обладающего согласно кодексу общей правоспособностью (например общества), может быть ограничена его учредителями, если они прямо укажут в уставе круг сделок, запрещенных для созданного ими общества.

    Юридические лица со специальной правоспособностью (например унитарные предприятия) должны воздерживаться от заключения сделок, противоречащих целям или положениям устава, под страхом их недействительности.

    Ограничение правоспособности юридических лиц может иметь место независимо от наличия у тех общей или специальной правоспособности. Речь идет о таких юридических лицах, которые функционируют в сфере, которая требует выдачи специального разрешения (лицензии) на ведение избранной деятельности. Лицензирование может охватывать достаточно широкий круг видов деятельности — от банковской, транспортной или медицинской до деятельности в сфере общественного питания, строительства и т.д.

    Полученная лицензия непередаваема и прекращает свое действие в случаях ликвидации юридического лица. Передача лицензии допустима лишь в случаях реорганизации юридических лиц при наличии определенных условий.

    Органы юридического лица

    Приобретение гражданских прав и принятие гражданских обязанностей осуществляется юридическим лицом через свои органы. Виды таких органов, порядок их назначения или избрания определяется законом и учредительными документами.

    Состав органов и их компетенция может зависеть от видов юридических лиц. Например, в коммандитных товариществах ведение дел осуществляют только полные товарищи (ст. 84 ГК РФ), в полных товариществах — все участники совместно (ст. 72 ГК РФ), в акционерных обществах — органы, формируемые общим собранием акционеров.

    По общему правилу в юридических лицах, созданных на началах членства, органы юридического лица, выражающие его волю, являются выборными.

    Орган юридического лица, т.е. лица и участники, действующие от его имени, должны действовать разумно, добросовестно и в интересах самого юридического лица (ст. 53 ГК РФ). Нарушение этих требований влечет для таких лиц имущественную ответственность перед юридическим лицом.

    Реорганизация юридического лица

    В ходе деятельности юридических лиц их статус может меняться в связи с проведением их реорганизации. Реорганизация возможна посредством слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

    · Последствия при каждом из названных способов реорганизации состоят в следующем:

    o при слиянии одного юридического лица с другим совокупность принадлежащих им прав и обязанностей переходит к новому юридическому лицу, возникшему в результате слияния. Правосубъектность каждого из подвергшихся слиянию юридических лиц прекращается;

    o при присоединении одного юридического лица к другому имущественные права и обязанности присоединенной организации переходят к присоединившей организации, а правосубъектность присоединенной организации прекращается;

    o при разделении одного юридического лица на две новые организации создаются два новых юридических лица, а прежнее (разделенное) юридическое лицо прекращает свое существование;

    o при выделении одного юридического лица из другого выделенная из первоначальной организации структура становится новым юридическим лицом, а сама же первоначальная организация продолжает свое существование под прежним наименованием;

    o при преобразовании юридического лица происходит перемена его организационно-правовой формы и обычно смена его наименования; лицо, возникшее в результате преобразования, становится правопреемником юридического лица, подвергшегося преобразованию.

    Таким образом, реорганизация юридических лиц затрагивает изменения в их статусе и порождает вопросы правопреемства. Перечисленные выше виды реорганизации могут касаться либо приводить к появлению не двух, а более юридических лиц.

    Ликвидация юридического лица

    В отличие от реорганизации ликвидация юридических лиц означает их прекращение, не сопровождающееся правопреемством (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

    В зависимости от оснований проведения ликвидации различают ликвидацию добровольную и принудительную.

    Добровольной считается ликвидация, осуществленная по решению учредителей или участников юридического лица либо по решению уполномоченного органа юридического лица. Ликвидация в добровольном порядке осуществляется обычно в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением целей его учреждения и в других случаях (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

    Принудительная ликвидация может иметь место по решению суда в связи с осуществлением юридическим лицом своей деятельности без лицензии, неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и в других случаях.

    В продолжении процесса ликвидации юридическое лицо сохраняет статус субъекта права, управляемого, однако, не его органами, а ликвидационной комиссией. Задача ликвидационной комиссии состоит в том, чтобы взыскать задолженность с должников ликвидируемого юридического лица и удовлетворить требования его кредиторов. После погашения обременяющих ликвидируемое юридическое лицо долгов комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый собственником имущества или органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласуемый с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Ликвидационный баланс предназначен для завершения расчетов с кредиторами.

    Утверждение ликвидационного баланса позволяет внести в единый государственный реестр запись о ликвидации юридического лица. Не получившие удовлетворения кредиторы вправе обратиться с иском в арбитражный суд лишь до учинения такой записи; пропуск такого обращения со стороны кредиторов либо оставление его судом без удовлетворения означает, что не получившие удовлетворения требования кредиторов считаются погашенными. Для казенных предприятий и учреждений предусмотрена специальная оговорка: при недостатке у них средств на ликвидационном балансе кредиторы могут заявить требования к собственнику закрепленного за такими предприятиями или учреждениями имущества.

    Требования кредиторов ликвидируемого юридического лица подлежат удовлетворению в специальной очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.

    · Эта очередность состоит в следующем:

    o в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

    o во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору и контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    o в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

    o в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    o в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

    Значение этой очередности состоит в том, что требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

    На практике возможны случаи, когда у ликвидируемого юридического лица недостает имущества даже для погашения требований кредиторов одной и той же очереди. В этом случае имеющееся имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

    Отказ ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонение от их рассмотрения служит для него основанием для обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии, при условии, что это обращение имеет место до утверждения ликвидационного баланса юридического лица. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

    Требования кредитора, которые были заявлены после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ).

    Утверждение кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика с 1 июля 2018 года

    Не так давно закон начал предъявлять дополнительные требования к арбитражным управляющим в делах о банкротстве застройщиков. Так, «банкротить» застройщиков теперь могут порядка 100-110 управляющих на всю страну, однако при их назначении всё равно возникает множество вопросов.

    Федеральным законом «О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), которые предъявляют дополнительные специальные требования к кандидатурам арбитражных управляющих в деле о банкротстве застройщика.

    В соответствии с п.2.1. ст.201.1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика, который осуществлял взносы в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным настоящим Федеральным законом требованиям и аккредитованные Фондом.

    С 01.07.2018 года Федеральный закон от 01.07.2018 N 175-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся требований к кандидатуре арбитражного управляющего в совокупности с фактом отчислений взносов в компенсационный Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства.

    В частности, пунктом б) ст.3 указанного закона слова «который осуществлял взносы в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» исключены.

    В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона от 01.07.2018 N 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — положения ст.3 указанного закона применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом, в отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 года.

    Ситуация, при которой дело о несостоятельности идёт с 2016-2017 года (когда таких требований ещё не было), и последние 1.5 года не прекращается процедура наблюдения (в которой временный управляющий естественно – без аккредитации на банкротство застройщиков). Однако когда приходит время перехода в следующую процедуру, собрание кредиторов принимает решение об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего, не имеющего соответствующей аккредитации для ведения дел о банкротстве застройщиков, и суд вводит следующую процедуру утверждая такую кандидатуру.

    Представляется, что при определении кандидатуры арбитражного управляющего для введения процедуры банкротства, следующей за наблюдением, арбитражному суду следует руководствоваться положениями пункта 2.1 статьи 201.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), и определить к кандидатуре внешнего или конкурсного управляющего соответствующие требования.

    При обсуждении этого вопроса столкнулся с 2 противоположными позициями:

    1. Дело о банкротстве возбуждено в 2016 году, и соответственно, к нему применимы правила, действующие на тот момент, в соответствии с общепринятыми правилами действия закона во времени.
    2. Изменения законодательства говорят о применении новых правил, привязываясь не к возбуждению дела о банкротства, а к применению новой процедуры. Таким образом, если дело возбуждено в 2016 году, а процедура внешнего управления или конкурсного производства применена после 1 июля 2018 года, то арбитражному управляющему необходима аккредитация.

    >Кто такой финансовый управляющий?

    Кто назначает финансового управляющего при банкротстве физического лица?

    Согласно ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» финансовым управляющим является арбитражный управляющий (далее – АУ), который утверждается арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина. В соответствии со ст. 213.9 Федерального закона № 127-ФЗ в деле о банкротстве физлица участие финансового управляющего является обязательным.

    Кандидатуру предлагает должник, который подает заявление о своей несостоятельности. Далее арбитражный суд выносит определение о назначении предложенного лица на должность управляющего. В соответствии со ст. 83 Закона 127-ФЗ финансовый управляющий может отказаться от участия в деле о банкротстве. После чего назначается другое лицо.

    Кто может быть финансовым управляющим при банкротстве физического лица?

    В статье 20 Закона № 127-ФЗ указано, какое лицо может быть арбитражным управляющим:

    • гражданин РФ;
    • член одной из многих СРО (саморегулируемых организаций) в России.

    Требования к финансовому управляющему

    1. Наличие высшего образования.
    2. Стаж работы на должности руководителя не менее 1 года.
    3. Стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего
    4. Обязательное членство в СРО.
    5. Наличие подтвержденной документально квалификации.
    6. Отсутствие судимости.
    7. Не должен быть дисквалифицирован как руководитель какой-либо организации или АУ.

    Ответственность финансового управляющего

    Гражданско-правовую (дисциплинарную), административную и уголовную ответственность несет АУ за разглашение личной, а также коммерческой, банковской информации о должнике.

    Уголовная ответственность предусмотрена согласно ст. 183 УК РФ за то, что разглашена банковская, коммерческая и налоговая тайна. За это предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет.

    Административная ответственность наступает за разглашение информации физического или юридического лица, у которой ограниченный доступ, а также распространение информации о кредитной истории должника в деле о банкротстве. За это предусмотрен штраф и дисквалификация арбитражного управляющего на срок до 3 лет.

    Получить консультацию

    Права, обязанности и полномочия финансового управляющего при банкротстве физических лиц

    В статье 213.9 ФЗ о банкротстве прописаны все обязанности, а также права управляющего в деле о банкротстве гражданина. Так, финансовый управляющий в процессе своей деятельности осуществляет следующие действия:

    • организовывает собрание кредиторов;
    • проводить финансовый анализ состояния должника;
    • выявляется имущество должника;
    • выявляет признаки преднамеренного или фиктивного банкротства;
    • контролирует процесс погашения задолженности, которая может быть разработана как заимодавцем, так и заемщиком;
    • ведет реестр кредиторов;
    • производит осмотр всех отчетов физического лица об исполнении им плана реструктуризации, который был утвержден. После чего составляет заключение о процедуре его исполнения;
    • отправляет запросы в Росреестр, Гостехнадзор, ГИБДД, ГИМС и другие государственные учреждения об имуществе несостоятельного лица за последние 36 месяцев;
    • является участником заседаний третейского суда;
    • для оценивания имущества заемщика привлекает сторонних экспертов;
    • каждые 36 месяцев подает в арбитраж отчеты, где указывается весь перечень выполненной работы;
    • опротестовывает подозрительные сделки, заключенные за три года до начала данных мероприятий;
    • публикует сведения о банкротстве физического лица в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ».

    На какой срок назначается финансовый управляющий?

    Процедура банкротства физического лица предусматривает проведение следующих процедур:

    • реструктуризация долга;
    • реализация имущества.

    Срок выполнения своих функциональных обязанностей в качестве управляющего наступает с момента назначения, а прекращается сразу по завершении дела о банкротстве физического лица.

    Оплата и вознаграждение финансового управляющего

    В 2019 году законодательством РФ (ст. 20.6 и 213.9 Закона № 127-ФЗ) предусмотрено вознаграждение финансовому управляющему за оказанные им услуги. Так, выделяют два общепринятых типа вознаграждения:

    • фиксированная сумма оплаты по завершении процедуры − 25 тыс. рублей. Денежные средства оплачивает заявитель в деле о банкротстве. Если заявителем является гражданин-должник, у которого нет средств для оплаты услуг АУ, то в таком случае можно претендовать на отсрочку оплаты;
    • дополнительно 7 % от размера денежных средств, полученных в результате реструктуризации долгов физического лица или реализации его имущества.

    Действия арбитражного управляющего при банкротстве физических лиц

    При несостоятельности физического лица арбитражный управляющий выполняет следующие действия:

    • размещает в газете «Коммерсантъ» публикацию о признании гражданина банкротом, а также о реализации его имущества;
    • вносит сведения о несостоятельности физлица в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
    • запрашивает кредитную историю должника в БКИ (бюро кредитных историй);
    • проводит анализ реальной платежеспособности гражданина;
    • анализирует все сделки, которые заключал гражданин за последние 3 года;
    • оценивает финансовое положение банкрота;
    • созывает собрание кредиторов;
    • ведет реестр кредиторов;
    • описывает и оценивает имущество должника;
    • организовывает торги по банкротству;
    • ведет отчет о своей деятельности, а по завершении процедуры банкротства направляет отчет в арбитражный суд.

    Жалоба на действия финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина

    Подать жалобу на бездеятельность финансового управляющего можно в следующих случаях:

    • злоупотребление своим статусом;
    • невыполнение профессиональных обязанностей, к примеру, пропуск сроков собрание кредиторов, затягивание процедуры банкротства физического лица, инвентаризация имущества и прочее;
    • специальное сокрытие информации от контрагентов о стоимости конкурсной массы;
    • неправомерные действия. К примеру, удовлетворение требований одного кредитора в ущерб остальным контрагентов.

    Скачать образец жалобы на действия финансового управляющего

    Отстранение или смена финансового управляющего

    Финансовый управляющий может быть отстранен по решению арбитражного суда в связи с нарушением законодательства РФ. К примеру, за разглашение материалов дела о несостоятельности физического лица, приобретенных в рамках выполнения своих непосредственных обязанностей. Убытки и возмещение материального вреда финансовый управляющий покрывает из своих личных средств. Кроме того, руководствуясь положениями ФЗ о банкротстве, финансовый управляющий имеет право отказаться от ведения дела. Для этого необходимо написать заявление о своем отстранении.

    Банкротство без финансового управляющего

    В соответствии со ст. 213.9 Закона № 127-ФЗ участие финансового управляющего в деле о банкротстве физического лица является обязательным.

    У вас есть вопросы? Напишите нам

    Сегодня для большинства граждан-должников стало очевидным, что процедура банкротства имеет множество плюсов, главный из которых – «очищение» от долгов и начало новой полноценной жизни. Но есть и большой минус. Гражданин, желающий получить статус банкрота, должен оплатить судебные расходы и работу финансового управляющего, что по силам далеко не всем должникам. Анализ обращений в Общественную приемную газеты «Шанс» по банкротству физических лиц показывает, что граждане плохо представляют, кто такой финансовый управляющий, зачем он нужен в деле о банкротстве, каковы его обязанности, можно ли обойтись без его услуг. Разбираемся.

    Итак, закон указывает, что в деле о банкротстве гражданина участие финансового управляющего является обязательным. Этот субъект утверждается арбитражным судом для выполнения банкротных мероприятий и должен состоять в саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО АУ). Стоимость его услуг составляет базовые 25 тысяч рублей. Оплатить эти 25 тысяч рублей обязан сам должник еще до подачи заявления о признании себя банкротом путем перечисления на депозит суда.

    Состоять в СРО – это не единственное требование к кандидатуре финансового управляющего. Помимо этого он должен иметь:

    — высшее образование;

    -стаж работы на руководящих должностях и в роли помощника арбитражного управляющего в любом деле о банкротстве не менее двух лет;

    — сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

    — не иметь наказаний в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

    — не иметь судимости за совершение преступления;

    — обязан застраховать свою ответственность перед кредиторами и должником.

    Полномочия финансового управляющего

    Финансовый управляющий – главное лицо в банкротстве. Именно он на протяжении всей процедуры распоряжается правами в отношении имущества должника, средствами на его счетах, в том числе и пенсионном. Отныне должник финансово подконтролен арбитражному управляющему и может совершать сделки только с предварительного письменного согласия управляющего, включая сделки по приобретению или отчуждению имущества, стоимость которого превышает 50 тысяч рублей. Алгоритм работы управляющего выглядит следующим образом. Гражданин подает заявление о признании его банкротом в арбитражный суд и указывает в нем СРО, из которого просит назначить финансового управляющего. Суд выносит определение о введении реструктуризации долгов или же о признании должника банкротом и введении реализации имущества. В этом же судебном акте утверждается конкретный финансовый управляющий. Далее финансовый управляющий приступает к работе. Прежде всего он обязан опубликовать сведения о банкротстве в газете «Коммерсантъ», а также на сайте федерального реестра сведений о банкротстве. Опубликование осуществляется за счет гражданина.Затем начинается оценка финансового положения должника. Управляющий делает запросы в ФНС, ГИБДД, Росреестр, нотариусу и в иные организации, чтобы выявить имущество должника и провести анализ сделок за последние три года. Одновременно с этим финансовый управляющий формирует реестр кредиторов. Он обязан уведомить о банкротстве всех известных ему кредиторов должника, чтобы те смогли вступить в дело и заявить свои требования. На протяжении всей процедуры банкротства управляющий организует и проводит собрания кредиторов, готовит отчеты, предоставляет их кредиторам и должнику, описывает имущество и делает его оценку, организует торги и на них продает имущество должника, подает заявления в суд о признании сделок недействительными, осуществляет иные действия, которые в каждой процедуре являются индивидуальными.По окончании процедуры готовит отчет и направляет его в суд. После чего суд выносит определение о завершении банкротства и списывает все долги.

    Прекращение полномочий финансового управляющего

    Законом предусмотрены случаи, когда участие финансового управляющего в банкротстве может быть прекращено еще до завершения процедуры.

    Например:

    — при заключении мирового соглашения между кредиторами и должником;

    — по заявлению самого управляющего о выходе из дела;

    — в случае, если управляющего отстранил суд за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей на основании решения кредиторов либо их жалобы.

    Но, по каким бы основаниям ни произошло прекращение полномочий, нужно помнить, что если гражданин в течение трех месяцев не найдет нового финансового управляющего, то суд прекращает производство по делу, оставляя все долги должнику.

    Как найти финансового управляющего

    В заявлении о признании себя банкротом гражданин обязан указать СРО, из которого он просит суд назначить финансового управляющего. При этом по общему правилу должник не наделен правом выбора конкретной кандидатуры финансового управляющего. Суд делает запрос в СРО, и та предлагает своим членам участвовать в процедуре банкротства. При этом заставить своих членов СРО не может, у нас ведь принудительный труд запрещен. К сожалению, как показывает практика, арбитражные управляющие неохотно соглашаются на банкротство физических лиц. И это вполне объяснимо, ведь их вознаграждение составляет 25 тысяч рублей единовременно за всю процедуру банкротства, а если повезет – стимулирующие выплаты – 7% размера выручки от реализации имущества должника. Но, если такого имущества нет и продавать нечего, то и применение стимулирующих выплат неактуально, так как получить их фактически неоткуда. Другое дело – участие в банкротстве юридических лиц. Здесь вознаграждение в два раза выше и выплачивается оно ежемесячно, да и у стимулирующих выплат совсем иные размеры. Поэтому еще до подачи заявления в суд стоит озаботиться поисками управляющего, ведь его отсутствие не позволит суду начать процедуру банкротства. И если в течение 14 дней СРО не предоставить кандидатуру управляющего, суд на 30 дней откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего, и гражданин может заявить другую СРО, потом третью… пятую. Но что делать, если отказались все? Закон определяет: если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда управляющий должен быть утвержден, суд прекращает производство по делу. То есть гражданин теряет возможность освобождения от долгового бремени и получения статуса банкрота исключительно из-за нежелания членов СРО взяться за его дело.

    Таким образом, финансовый управляющий – субъект, без которого банкротство невозможно. Но найти его очень непросто. Общественная приемная газеты «Шанс» не только будет надежным помощником в вашей процедуре банкротства, но и предоставит финансового управляющего, который выполнит процедуру в соответствии с законом и в максимально сжатые сроки, чтобы не увеличивать расходы должника, который и без того испытывает финансовые трудности.

    Мы ждем вас на бесплатные консультации по адресу: Абакан, ул. Кати Перекрещенко, 13, тел.: 8-902-996-88-91, (3902) 23-23-77.

    > ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

    Требования., предъявляемые к организации как юридическому лицу

    Основные нормы по созданию и функционированию организаций как юридических лиц изложены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) и законах, регулирующих деятельность отдельных организационно-правовых форм предприятий и организаций.

    Гражданский Кодекс РФ — это кодекс Федеральных законов Российской Федерации, регулирующий гражданско-правовые отношения. ГК РФ имеет приоритет перед другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

    Организация как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

    Основанием для государственной регистрации организаций являются учредительные документы (учредительный договор и(или) устав).

    В учредительном договоре учредители определяют:

    • • порядок создания организации;
    • • условия передачи имущества в качестве взноса в уставной капитал;
    • • компетенцию участников в управлении деятельностью организации;
    • • условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками;
    • • условия выхода учредителей (участников) из ее состава.

    В уставе организации должны содержаться следующие положения:

    • • наименование организации;
    • • местонахождение;
    • • размер уставного капитала и порядок его формирования;
    • • права учредителей (участников);
    • • структура и компетенция органов управления;
    • • порядок принятия решений и одобрения крупных сделок;
    • • контроль над финансово-хозяйственной деятельностью;
    • • учет и отчетность;
    • • другие сведения, предусмотренные законом для соответствующих видов организаций.

    В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма (например, ООО «Прогресс»).

    Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер ее деятельности (например, образовательная организация, дом культуры и т.п.).

    Организация как юридическое лицо считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Организация как юридическое лицо обладает следующими свойствами:

    • • имеет обособленное имущество;
    • • от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права;
    • • несет обязанности;
    • • является истцом и ответчиком в суде;
    • • имеет самостоятельный баланс или смету.

    Организация как юридическое лицо действует на основании

    устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

    Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления.

    Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

    Организации для расширения своей деятельности могут создавать филиалы и представительства.

    Филиал — обособленное подразделение организации, расположенное вне места ее нахождения и осуществляющее все ее функции или их часть.

    Представительство — обособленное подразделение организации, расположенное вне места ее нахождения, которое представляет ее интересы и осуществляет их защиту.

    Организация как юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом (за исключением организаций, финансируемых собственником).

    В случаях, установленных законом, может быть проведена реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Она проводится по решению его учредителей (участников), в отдельных случаях — по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

    Вследствие несостоятельности или по другим основаниям организация может быть ликвидирована.

    Арбитражный управляющий требования

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *