Рассмотрение дел о банкротстве

Содержание

Статья 223. Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

СТ 223 АПК РФ

1. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

2. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 настоящего Кодекса. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

3. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Комментарий к Ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 3 АПК РФ порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Следовательно, отступление от норм, предусмотренных в перечисленных законах, в том числе от норм АПК РФ, возможно, если это допускается указанными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 Кодекса возможно предусмотреть такие отступления. При этом регламентировано, что особенности могут быть установлены только федеральными законами, и лишь законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

2. В настоящее время действуют:

— Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.02 N 127-ФЗ <*> (далее — Закон о банкротстве);
———————————
<*> Российская газета. 2002. 2 нояб.

— Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно — энергетического комплекса» от 24.06.99 N 122-ФЗ <*>; действует до 1 января 2005 г.;
———————————
<*> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179.

— Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 N 40-ФЗ <*>.
———————————
<*> Там же. N 9. Ст. 1097; 2000. N 2. Ст. 127; 2001. N 26. Ст. 2590; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3419; 2002. N 12. Ст. 1093.

3. В АПК сохранена общая норма о коллегиальном составе судей для рассмотрения дел о банкротстве. Вместе с тем законодатель предоставил возможность предусмотреть в законе, регулирующем вопросы банкротства, единоличное рассмотрение этих дел или отдельных вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела о банкротстве. Это реализовано в новом Законе о банкротстве.

При применении ранее действовавшего Закона возникли сложности с созданием коллегиального состава для рассмотрения обоснованности требований кредиторов, вступивших в процесс после возбуждения производства по делу, особенно в случаях, когда в деле участвует большое количество кредиторов. Практика пошла по пути единоличного рассмотрения этих вопросов, когда нет возможности создать коллегиальный состав.

В новом Законе о банкротстве установлены случаи вынесения судьей единолично ряда определений. Так, определения о введении наблюдения, о подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, по результатам рассмотрения заявлений и ходатайств арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, между ним и должником, о рассмотрении жалоб кредиторов о нарушении их прав и законных интересов.

В новом Законе увеличен срок рассмотрения дел о банкротстве с трех до семи месяцев, так как исходя из всех действий, которые должны быть совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом до рассмотрения дела по существу трехмесячный срок оказался явно недостаточным.

4. В АПК предусмотрено, что дела о банкротстве рассматриваются только профессиональными судьями, участие арбитражных заседателей не допускается. Эта норма установлена в ч. 3 ст. 17 АПК РФ и подчеркнута в ч. 2 ст. 223 Кодекса.

5. Вопросы обжалования определений конкретизированы в ст. 61 Закона о банкротстве.

Определения, принимаемые по результатам рассмотрения заявлений, жалоб и ходатайств лиц, участвующих в деле, установления обоснованности требований кредиторов, обжалуются в порядке, установленном АПК РФ. Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через 14 дней принимает постановление, которое является окончательным.

Где рассматриваются дела о несостоятельности банкротстве, порядок рассмотрения

Дела о несостоятельности банкротстве рассматриваются согласно арбитражному законодательству. Данная функция возложена на арбитражный суд. Особенность процесса регламентированы в законах. Если законодатель не указал иное, то участвовать в рассмотрении должна коллегия судей.

Категория дел

Под этой категорией дел понимаются ситуации, когда должник не может в полной мере оплатить требования, выдвинутые кредиторами или исполнить обязанности, связанные с выплатой платежей. Они носят обязательный характер. Процессуальный закон в данном случае имеет своей целью установление рассматриваемого факта. Для участника финансового оборота указанная процедура несет определенные последствия. Реализовать процесс получится только в ходе судебного заседания. Главная роль отнесена судьям, которые занимаются рассмотрением дела.

Положения законодательства представлены в виде основания для рассмотрения указанной категории дел. Они носят общий характер. Законы в указанной сфере выступают дополнением к арбитражному кодексу. В первую очередь судебная система учитывает положения, закрепленные в АПК.

Порядок рассмотрения

Подразделить процесс можно на несколько стадий:

  • изначально происходит возбуждение дела;
  • готовятся к рассмотрению;
  • принимается судебный акт;
  • пересматриваются акты, вынесенные судебными органами;
  • исполняются указанные документы.

Указанные стадии характеризуют дела о несостоятельности. К особенностям этой категории дел относится то, что могут быть выделены две основные стадии. В том числе это разбирательство в судебной инстанции и непосредственная процедура. Решение, принятое судебным органом, может быть обжаловано. Обратиться потребуется в вышестоящую инстанцию. Основная задача суда – принять решение, которое носит законный и обоснованный характер. Результатом становится регулирование возникшей конфликтной ситуации имущественного характера. Однако полностью конфликт на стадии суда не решается.

Часто юристы сопоставляют рассматриваемую процедуру с исполнительными производствами. При проведении в дальнейшем процедур необходимо исполнить акт, вынесенный судебным органом. Как итог – в полной мере решается возникший конфликт. Судебный орган имеет контрольные полномочия, отраженные в законодательстве.

Регулирование указанной сферы осуществляется посредством применения главы 28 арбитражного кодекса. Кроме того, с учет необходимо брать закон под №127 от 2002 года. Законодатель указывает, что рассмотрение дел судами реализуется на основании норм АПК, при этом во внимание принимают положения отдельных законов. Установлен порядок единоличного рассмотрения подобных дел судьями. Иные положения могут быть прописаны в законах. Имеется перечень дел, которые могут быть разрешены только посредством создания коллегии. Для их решения не привлекают заседателей.

Решение выносится в форме определения. Обжаловаться они будут в порядке, закрепленным законами. Стоит отметить, что происходит это отдельно от акта, которым завершилось заседание суда. Обратиться с жалобой требуется в течение десятидневного срока. Течь он начнет с момента принятия акта. Подается в вышестоящую инстанцию.

Правомочиями относительно обращения в судебный орган с целью признания человека несостоятельным могут обратиться:

  • лицо, за которым числится задолженность;
  • кредиторы;
  • прочие лица, имеющие заинтересованность.

Федеральные законы указывают на возможность заключения мировых соглашений. Кроме того, могут быть реализованы иные процедуры, носящие примирительный характер. Отражены они в 15 главе Арбитражного кодекса и положениях федерального законодательства.

Устанавливается, что данная категория дел имеет своей подведомственностью исключительно арбитражные суды. В этом случае не имеет значение то, кто выступает в качестве участников правоотношений. Это могут быть простые граждане либо организации. Суды общей юрисдикции не имеют правомочий на рассмотрение дел относительно рассматриваемой сферы. Связан данный факт с наличием специальной подведомственности. В это же время дела относятся к исключительной компетенции арбитражной системы судов. По этой причине лица, участвующие в деле не могут направить дело на разрешение третейскими судьями.

Заявление, содержащее просьбу относительно признания человека или фирмы несостоятельными, подается только в арбитраж. Иные органы судебной системы не вправе принять данный тип документов. Обращение реализуется в месте, где находится должник.

Процессу присущи некоторые особенности:

  • рассматриваемая категория дел не может относится к исковым;
  • в качестве участников не могут выступать третьи лица, которые заявляют или не заявляют свои требования, касающиеся предмета;
  • заявителям не предоставляется возможность на корректировку предмета или оснований установленных требований, кроме того их размерная характеристика также не подлежит изменению;
  • нет возможности проводить объединение требований о признании должником и прочими требованиями искового или иного характера;
  • судебный орган может принять отказ лица, подавшего заявление относительно признания несостоятельным только в ситуации, когда все участвующие в деле кредиторы согласятся с такой мерой, в противном случае реализовать отказ не получится;
  • при участии в деле представителей потребуется оформить надлежащим образом доверенность, в том числе отразить в документе, что человек имеет право вести рассматриваемую категорию дел.

Для кредиторов есть возможность по объединению заявленных требований. Это может относится к ситуации, когда сумма требований каждого из них не достигает минимальной. Законодателем прописаны отдельные сроки для разрешения дел о несостоятельности. Как итог – человек или фирма признаются обанкротившимися. Каких-либо особенностей рассмотрение дел не имеет. Основывается на законодательстве. В законах прописывается, что в результате рассмотрения заявления судейский состав может принять несколько видов решений. В том числе:

  • человек признается несостоятельным и реализуется процесс открытия производства конкурсного типа;
  • выносится отказ в признании таковым;
  • принимается решение провести оздоровление финансового состояния;
  • вводится на предприятии внешнего управления;
  • дело о несостоятельности прекращается;
  • заявление, поданное в судебный орган, оставляют без рассмотрения;
  • утверждается мировое соглашение.

Указанный в перечне акты должны быть исполнены незамедлительно. Исключительные ситуации устанавливаются законодателем.

Сроки

Согласно положениям законодательства, устанавливается срок для рассмотрения указанной категории дел. Равняется он семи месяцам. Отсчет проводится с даты, когда заявление поступило в судебный орган. Обращают внимание на то, что указанный период времени не включает в себя время, которое необходимо для реализации данного процесса. В качестве исключения выступает процедура, именуемая наблюдением. Заявление, содержащее требование о признании фирмы или человека обанкротившимся, прописан в законах. Есть возможность выделить несколько отличительных черт:

  1. Если возникла ситуация, что заявление подается с нарушением прописанных в законах правил. Также дело может иметь другую подведомственность. К примеру, это происходит, если нет признаков несостоятельности. В указанных ситуациях судья возвращает заявление. Правила прописаны в законе. К рассматриваемой категории дел не может применяться институт, связанный с оставлением дел без движения. Также судья имеет возможность отказать в принятии заявления.
  2. Заявление, подаваемое конкурсным кредитором, принимается. Также его подать может орган, которые специально на то уполномочен. Происходит это в автоматическим порядке. Чтобы возбудить дело относительно несостоятельности фирмы потребуется провести заседание. На нем решаются вопросы по проверке того, обоснованы ли заявленные требования.

У конкурсного кредитора есть возможность обратиться в судебный орган и подать заявление с требование о признании того или иного лица несостоятельным. Когда подан иск относительно взыскания имеющейся задолженности. Чтобы проверить обоснованность требований необходимо проверить вступило ли в силу принятое решение, а также исполнено оно или нет.

В результате проведения заседания судебный орган может вынести такие определения:

  • требования, заявленные в суде, признаются обоснованными и начинается процедура под названием наблюдением, это говорит о возбуждении дела;
  • судья может отказать в введении указанной процедуры и прекратить производство по делам.

Во втором случае решение принимается, если считается, что требования заявлены необоснованные.

Проводимые процедуры

Юристы часто сравнивают процедуры несостоятельности с производством исполнительного типа. В этом случае процедуры несостоятельности и указанного вида производства выступают как фактическое исполнение актов, принятых судебными органами. В ходе процессе признания субъекта несостоятельным арбитражные судьи выполняют несколько функций, в том числе это контроль и надзор, а также руководство.

Контрольные функции судом реализуются согласно положениям, отраженным в арбитражном законодательстве. Распространяются они непосредственно на процесс разбирательства в суде, жалобах и заявлениях тех, кто принимает участие в рассмотрении дела. Утверждение результатов выступает в качестве руководящей роли. В частности, это касается и процедуры промежуточного типа. Затрагивают положения также пролонгацию сроков, а также процесс назначения и освобождения управляющих, принимающих участие в деле.

Законодатель дает определение понятиям, которые встречаются при рассмотрении дел. В том числе это санация, проводимая на досудебной стадии. Понимается как мера, направленная на восстановление прежнего положения лица, у которого образовалась задолженность. Восстанавливается его платежеспособность. Проводить ее должны собственник имущества, принадлежащего должникам. В качестве таковых понимается предприятие унитарного типа. Кроме того, приняты указанные меры могут быть участниками должников, кредиторов либо лицами, которые преследуют цель предупреждения образования несостоятельности.

В процесс признания лица несостоятельным входит несколько процедур. Каждая из них требует отдельного внимания. Изначально стоит указать на наблюдение. Она понимается как процедура, которая принимается по отношению к должнику. Целью выступает обеспечение сохранности имущества, принадлежащего должнику. Проводят анализ состояния фирмы в финансовом плане, формируют реестр, куда входят заявленные требования и собирается совещание кредиторов.

Также есть процедура оздоровления в финансовом плане. Она применима по отношению к должникам. Основной целью выступает восстановление платежеспособного состояния, а также погасить образовавшиеся долги. Разрабатывается график, по которому задолженность гасят. Также аналогичной целью обладает процедура внешнего управления.

Уполномочены проводить процедуру производства конкурсного типа. Она может быть применена к лицу, которое признано несостоятельным. Целью выступает удовлетворение заявленных кредиторами требований. Проводиться может и мировое соглашение. Реализовать ее можно на любой стадии дела. После ее реализации дело прекращается, так как стороны достигли согласия в поставленных вопросах.

Дела о несостоятельности банкротстве рассматриваются специальными судебными органами. Руководствоваться необходимо положениями законов. Учитывать требуется установленные срок и проводимые процедуры.

Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Рассмотрение дел о банкротстве — это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве: возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного акта, производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, — исполнение судебных актов.

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлений лиц, участвующих в деле; руководящая роль — в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве.

1. Подведомственность – специальная. Только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений — юридическое лицо или гражданин.

2. Подсудность — исключительная: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

— для юридического лица — местом его государственной регистрации;

— для гражданина — местом его жительства.

3. Состав суда. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ч. 2 ст. 17 и ч. 2 ст. 223 АПК РФ). Однако это положение касается только судебного разбирательства по существу дела о банкротстве и рассмотрения ходатайств о продлении и введении процедур банкротства. Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные заседания, совершаются судьей единолично. В частности, единолично судья принимает заявление о признании должника банкротом (ст. 42 Закона), проводит заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику и о введении наблюдения (ст. 48 и ч. 1 ст. 49 Закона), проводит подготовку дела к судебному разбирательству (ст. 50 Закона), рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы (ч. 1 ст. 60 Закона).

4. Состав лиц, участвующих в деле — 2 группы: лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34 Закона), и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона). Законодательство о банкротстве вкладывает в деление участников процесса следующий смысл: к лицам, участвующим в деле, т.е. имеющим полный объем процессуальных прав, предоставленных АПК РФ и Законом, оно относит тех лиц, чьи интересы (прежде всего имущественные) затрагиваются рассмотрением дела. Это кредиторы (в том числе уполномоченные органы и органы исполнительной власти) и должники, а также арбитражный управляющий, непосредственно осуществляющий процедуры банкротства.

Поскольку дела о банкротстве не относятся к делам искового производства, его участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований. Требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта). В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 Закона), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин. Существует в делах о банкротстве и аналогичный отказу от иска институт, имеющий свои особенности: отказ должника или кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 Закона).

Особым статусом, определяемым спецификой дел о банкротстве, обладает такой важнейший участник дела, как арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий). Это профессиональный антикризисный управляющий, назначаемый арбитражным судом, действующий под контролем суда и кредиторов, для которого проведение процедур банкротства является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве во многом наряду с арбитражным судом, определяющим успешность решения задач арбитражного процесса при рассмотрении дел о банкротстве.

5. Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 Закона составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Как видим, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 — на подготовку плюс 1 — на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения.

6. Представительство в делах о банкротстве осуществляется по общим правилам, установленным АПК РФ, при этом имеет одну особенность: в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

Процессуальные особенности рассмотрения дел о банкротстве граждан: к вопросу о долгах, не подлежащих списанию Текст научной статьи по специальности «Право»

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ

СУДОПРОИЗВОДСТВО

О. М. Свириденко*

Процессуальные особенности рассмотрения дел о банкротстве граждан: к вопросу о долгах, не подлежащих списанию

Аннотация. Статья посвящена такой актуальной проблеме банкротства гражданина, как освобождение от обязательств при добровольном банкротстве (п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве). Автор анализирует положения Закона о банкротстве, регулирующие процедуру списания долгов. Выявляются и исследуются механизмы преодоления случаев злоупотребления правом.

Ключевые слова: должник, процедура банкротства, недобросовестность, злоупотребление правом.

001: 10.17803/1994-1471.2016.71.10.070-075

Закон о новом для российского права институте банкротства граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, вступил в силу 1 октября 2015 г.1 Анализ норм закона, регулирующего институт банкротства граждан, позволяет утверждать, что законодателем, с одной стороны, преследовалась цель освободить добросовестного должника от бремени задолженности (путем реструктуризации его долгов, списания безнадежной задолженности), а с другой -предоставить кредиторам дополнительные способы получения максимального удовлетворения своих требований. К основным новеллам закона следует отнести следующие: 1. Установлен размер требований в 500 тыс. руб., необходимый для возбуждения процедуры банкротства.

2. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании физического лица банкротом обладают сам гражданин — должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган.

3. Предусмотрены такие процедуры, как реструктуризация долгов, мировое соглашение, реализация имущества гражданина.

4. Введена уголовная и административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, а также за фиктивное и преднамеренное банкротство.

В целом направленность данного закона можно охарактеризовать как «прокредитор-скую». При определении признаков несостоятельности гражданина используется критерий неплатежеспособности, что обеспечивает возможность для кредиторов как можно скорее

1 Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ.

© Свириденко О. М., 2016

* Свириденко Олег Михайлович, доктор юридических наук, заместитель Председателя Верховного Суда РФ — председатель Судебной коллегии по экономическим спорам, заслуженный юрист РФ 121260, Россия, г. Москва, ул. Поварская, д. 15

инициировать процедуру банкротства, не дожидаясь наступления более неблагоприятных экономических последствий.

Менее чем через две недели после вступления в силу положений о банкротстве Верховный Суд Российской Федерации принял постановление Пленума от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» (далее — постановление № 45).

Однако с момента принятия постановления № 45 в результате применения норм закона возникают все новые правовые вопросы, требующие своего разрешения.

В частности, актуальной представляется правовая проблема применения норм Закона о банкротстве граждан, касающаяся освобождения от долгов граждан, не исполняющих обязанность по уплате штрафов, установленных законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

Закон о банкротстве в статье 213 предусматривает право и обязанность гражданина обратиться в арбитражный суд с заявлением о добровольном банкротстве. При этом гражданин-банкрот может быть освобожден от обязательств (п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

По существу, данная норма направлена на защиту прав и законных интересов заявителя в данной ситуации, однако на практике интересы кредиторов могут быть нарушены должниками, злоупотребляющими своим правом на добровольное банкротство.

На практике данная норма может быть использована для освобождения от непосильных для должника — физического лица долгов, такой возможностью могут воспользоваться, в том числе и недобросовестные физические лица, которым есть чем платить по счетам, но очень не хочется этого делать.

Так, на первый взгляд из системного толкования норм Закона о банкротстве граждан очевидно, что недобросовестные граждане также имеют возможность освобождения от долгов, а именно — от уплаты административных штрафов и установленных уголовным законодательством штрафов.

Например, в силу абзаца 5 статьи 2 Закона о банкротстве граждан под обязательными пла-

тежами понимаются, в том числе, административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Из системного толкования статьи 4, пунктов 1 и 2 статьи 213.4, пункта 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве граждан следует, что обязательные платежи учитываются при определении признаков банкротства по заявлению должника.

В силу пункта 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве граждан после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, за исключением требований, указанных в пунктах 4—6 данной статьи.

Применительно к вопросу об освобождении от исполнения обязательных платежей в пункте 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве граждан указано, что освобождение гражданина от обязательств не допускается, в случае если вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина. Также гражданин не освобождается от уплаты текущих обязательных платежей (п. 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве граждан).

Следовательно, после завершения расчетов с кредиторами гражданин освобождается от уплаты административных штрафов и установленных уголовным законодательством штрафов, за исключением тех, которые наложены за неправомерные действия при банкротстве по данному делу о банкротстве гражданина, а также текущих штрафов.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: будет ли после завершения конкурсного производства гражданин, привлеченный к уголовной или административной ответственности не в связи с делом о его банкротстве (например, за незаконный сбыт наркотических средств, получение взятки, нарушение правил дорожного движения и т.д.), освобожден от обязанности исполнять вступивший в законную силу приговор о наложении на него штрафа за совершение преступления или акт о привлечении к административной ответственности в виде штрафа?

Безусловно, что такое толкование норм закона было бы ошибочным и противоречило бы сущности института банкротства. Во-первых, само по себе отнесение в ст. 2 Закона о банкротстве граждан административных штрафов и штрафов, предусмотренных уголовным законодательством, к числу обязательных платежей, учитываемых при определении признаков банкротства гражданина, не противоречит целям введения в отношении граждан процедур банкротства, поскольку основанием для введения таких процедур является не отсутствие у гражданина намерения по исполнению тех или иных обязанностей перед третьими лицами и обществом, в том числе связанных с уплатой административных штрафов, а утрата способности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве граждан).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на наличие в рамках дела о банкротстве у финансового управляющего прав на совершение действий, направленных на пополнение конкурсной массы, за счет которой подлежат удовлетворению соответствующие требования, в том числе права на обращение в суд от имени должника, а у конкурсных кредиторов (уполномоченного органа) — также права на оспаривание сделок, совершенных должником.

Таким образом, исключение административных штрафов и штрафов, установленных уголовным законодательством из числа обязательных платежей, учитываемых при осуществлении расчетов в деле о банкротстве, может негативно сказаться на эффективности их взыскания.

В-третьих, при решении вопроса о возможности освобождения гражданина от обязанности по уплате этих штрафов в результате банкротства необходимо учитывать следующее.

Как уже было сказано, положениями п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве граждан в качестве общего правила установлено, что после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Исключения из этого правила предусмотрены п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве граждан, согласно которому освобождение гражданина от обязательств не допускается, в частности, если при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество. Из содержания данной нормы, с учетом контекста приведенных в ней примеров, можно сделать вывод о направленности рассматриваемых положений на предотвращение освобождения гражданина от исполнения тех обязательств (обязанностей), которые стали следствием совершения им деяний, представляющих собой общественную опасность и наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, то есть вследствие преступлений.

В пункте 45 постановления № 45 отмечено, что соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.

Таким образом, при наличии вступившего в законную силу приговора суда, которым гражданин был признан виновным в совершении преступления и ему назначено наказание в виде штрафа, физическое лицо не может быть освобождено от обязанности по уплате этого штрафа в части, оставшейся непогашенной по завершении расчетов с кредиторами в рамках дела о банкротстве.

В отношении освобождения гражданина от обязанности по уплате штрафа, назначенного ему по делу об административном правонарушении, нужно признать, что из содержания п. 4 ст. 213.8 Закона о банкротстве граждан не следует установление запрета на применение такого освобождения после завершения расчетов с кредиторами, что соответствует характеру административного наказания как имеющего меньшую общественную опасность.

Здесь принципиальным является тот факт, что кредитор и должник, как и всякие участники гражданских правоотношений, ограничены

пределами осуществления гражданских прав (статья 10 ГК РФ), поэтому в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требования его кредитора по причине злоупотребления должником правом распоряжаться своим имуществом во вред кредитору путем сокрытия должником своего имущества от обращения на него взыскания, в нарушение требований статьи 10 ГК РФ о недопустимости злоупотребления правом, необходимо предоставить кредитору эффективное средство защиты, достаточное для восстановления нарушенного права кредитора.

Показательно, что в дореволюционном гражданском праве институт несостоятельности преследовал цель урегулирования споров кредиторов и должников в рамках исполнительного производства. Однако обращение взыскания как элемент судебного процесса основывалось на принципе неоплатности, поскольку для удовлетворения требований кредиторов могло производиться за счет обращения взыскания не только на денежные средства, но и на любое другое имущество должника. Как отмечается в литературе, впоследствии данный принцип перекочевал и в нормы законодательства о банкротстве ряда государств2. Со временем в ряде европейских государств (например, Италии, Франции, Англии) цель несостоятельности в конкурсном праве существенно изменилась. Теперь цель банкротства должника состояла не в достижении баланса интересов должника и кредитора, а в ликвидации и исключении должника из сферы кредитных отношений и торгового оборота3 .

Следует отметить, что категория злоупотребления правом в рамках дела о банкротстве активно применялась еще в судебной практике Высшего Арбитражного Суда РФ4.

В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» указано, что в случаях, когда при рассмотрении дела о банкротстве будут установлены

признаки преднамеренного или фиктивного банкротства либо иные обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении должником своими правами и ином заведомо недобросовестном поведении в ущерб кредиторам (принятие на себя заведомо не исполнимых обязательств, предоставление банку заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества, вывод активов, неисполнение указаний суда о предоставлении информации и т.п.), суд вправе в определении о завершении конкурсного производства указать на неприменение в отношении данного должника правила об освобождении от исполнения обязательств (статья 10 ГК РФ).

Согласно пункту 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 № 32 (ред. от 30.07.2013) «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», исходя из недопустимости злоупотребления гражданскими правами (пункт 1 статьи 10 ГК РФ) и необходимости защиты при банкротстве прав и законных интересов кредиторов, по требованию арбитражного управляющего или кредитора может быть признана недействительной совершенная до или после возбуждения дела о банкротстве сделка должника, направленная на нарушение прав и законных интересов кредиторов, в частности направленная на уменьшение конкурсной массы сделка по отчуждению по заведомо заниженной цене имущества должника третьим лицам.

Таким образом, Президиум ВАС РФ рекомендовал защищать права кредитора от злоупотребления должником правом распоряжаться своим имуществом во вред кредитору путем признания недействительной, на основании статьи 168 ГК РФ, сделки должника, совершенной с целью сокрытия имущества должника от обращения на него взыскания в нарушение требований ст. 10 ГК РФ о недопустимости зло-

2 Кораев К. Б. Основная идея законодательства о банкротстве гражданина // Российская юстиция. 2014. № 7. С. 10—13.

3 Малышев К. Исторический очерк конкурсного процесса. СПб., 1871. С. 88, 89, 201.

4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве». П. 58 ; постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей». Абз. 3 п. 28.

употребления правом5. В этой связи признается право кредитора оспорить сделки должника, совершенные во вред кредитору, и обратить взыскание на имущество, отчужденное по таким сделкам.

Показательно, что о необходимости предоставления кредитору указанного права для защиты от злоупотребления должником правом распоряжаться своим имуществом во вред кредитору отмечалось еще в дореволюционной литературе6 .

Подводя итог, хотелось бы отметить преемственность основных правовых механизмов реализации института злоупотребления правом в рамках осуществления процедур банкротства Верховным Судом РФ.

В упомянутом выше постановлении № 45 четко прослеживается линия о недопустимости злоупотребления правом должником.

Во-первых, это касается случаев, когда речь идет о плане реструктуризации задолженности. По общему правилу при утверждении плана реструктуризации задолженности последнее слово остается за должником, что, с одной стороны, вполне логично. Вместе с тем в пункте 31 постановления № 45 указывается, что план реструктуризации долгов не утверждается судом, если он является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает средств для проживания должника и его иждивенцев в размере не менее величины прожиточного минимума, а также если при его реализации будут нарушены права и законные интересы несовершеннолетних.

Во-вторых, пункт 39 постановления № 45 предписывает судам учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности). Суды должны руководствоваться данным принципом, рассматривая вопросы о предоставлении финансовому управляющему доступа в жилище должника, к адресам и содержимому его почты и т.п., а также о получении должником из конкурсной массы средств на оплату личных нужд.

В-третьих, п. 17 постановления № 45 определяет, что сокрытие должником имущества или представление недостоверных сведений должно расцениваться судом как злоупотребление правом, которое препятствует применению в отношении гражданина абзаца 7 п. 3 ст. 213.6 Закона № 127-ФЗ. Согласно данной норме должник не может быть признан неплатежеспособным, если имеются достаточные основания полагать, что он в течение непродолжительного времени сможет выплатить долги по всем неисполненным обязательствам.

Разрешая вопрос о принятии заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, необходимо учитывать, что на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 29 Закона о банкротстве граждан порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства устанавливается Правительством Российской Федерации. В связи с этим судам при проверке соблюдения данного порядка, а также срока, по истечении которого допускается обращение с заявлением о признании должника банкротом, надлежит руководствоваться Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257.

Если будет установлено, что должник представил заведомо недостоверные сведения либо совершает действия, направленные на сокрытие имущества, его незаконную передачу третьим лицам, абзац 7 п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве граждан не подлежит применению даже при наличии у должника доходов, позволяющих погасить задолженность в непродолжительный период времени, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении должником действий, направленных на уклонение от погашения имеющейся у него задолженности (ст. 10 ГК РФ).

5 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации». П. 10 приложения.

6 Барон Ю. Система римского гражданского права. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, отмечая принцип недопустимости злоупотребления правом должником, Верховный Суд Российской Федерации принял своевре-

менные разъяснения, направленные на реализацию принципа соблюдения законных прав и интересов участников конкурсного процесса.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Барон Ю. Система римского гражданского права. — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2005.

2 . Кораев К. Б. Основная идея законодательства о банкротстве гражданина // Российская юстиция. —

2014. — № 7.

3 . Малышев К. Исторический очерк конкурсного процесса. — СПб., 1871.

Материал поступил в редакцию 3 августа 2016 г.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Юр. лица » Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Банкротство — правовая ситуация, при которой юр.лицо не способно отвечать по своим денежным обязательствам перед кредиторами.

Понятие о банкротстве юридических лиц и процедуры банкротства

С юридической точки зрения, банкротство представляет собой особую правовую ситуацию юридического лица, при которой оно больше не способно в полном объеме отвечать по своим денежным обязательствам перед кредиторами.

Несостоятельность или банкротство обязательно должны быть доказаны и подтверждены в арбитражном суде. Именно наличие непогашенных денежных обязательств является законным поводом для обращения кредиторов в суд. Состав и размер задолженности указывается с учетом числа, когда заинтересованное лицо подает иск.

Законодательство РФ устанавливает необходимость прохождения нескольких процедур банкротства. Их виды закреплены в ГК РФ:

  • наблюдение. Порядок и схема процедуры наблюдения направлены, прежде всего, на сохранение имущества, имеющегося у должника, а также на текущую проверку его финансового состояния и экономической деятельности;
  • финансовое оздоровление. Сущность данной процедуры состоит в том, что она дает шанс должнику поправить свое текущее экономическое положение, например, с помощью инвестиций, и уберечь собственную организацию от дальнейшего банкротства;
  • внешнее управление. Внешнее управление как процедура банкротства, заключается в назначении арбитражного управляющего, который временно принимает на себя обязательства по контролю за текущей экономической деятельностью организации;
  • конкурсное производство. Под данной процедурой следует понимать определенные действия в отношении должника, направленные на скорейшее удовлетворение требований кредиторов в полном объеме. Конкурсное производство ведется конкурсным управляющим;
  • мировое соглашение. Оно представляет собой процедуру банкротства юридического лица, при которой производство дела о банкротстве может быть прекращено, если причиной этому послужило мировое соглашение между кредитором и должником. Мировое соглашение заключается по взаимному желанию сторон. Юридическая природа мирового соглашения выделяет его как особый документ, который может являться главным и единственным основанием для отмены судебного производства.

Порядок рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде

Обратиться в суд и подать иск о банкротстве могут любые заинтересованные лица. Чаще всего ими являются кредиторы должника. Но для открытия дела в суде необходимо подтвердить два основания: наличие у юридического лица долгов на сумму не менее 500 МРОТ и срок давности этих долгов – не менее 3-х месяцев.

Исковое заявление, подаваемое кредитором, должно быть подписано не только самим кредитором, но и представителем. Суд рассматривает иск в течение 3-х дней. После рассмотрения он принимает его и открывает дело, при отсутствии каких-либо проблем.

После начала рассмотрения, суд выясняет наличие возражений должника на требования кредитора. При наличии таких возражений – в арбитражном суде проверяется их обоснованность. Уже на данной, начальной стадии, между сторонами может быть заключено мировое соглашение.

Установленный порядок судопроизводства и его принципы предполагают, что процедура рассмотрения по существу любого дела о банкротстве должна пройти в течение 3-х месяцев с даты открытия судебного производства.

В данный срок судья может принять одно из нескольких решений:

  • о признании банкротом указанного должника и о дальнейшем открытии процедуры конкурсного производства;
  • об отказе в признании организации банкротом, если имеются обоснованные причины;
  • о введении и назначении конкурсного управляющего;
  • о прекращении судебного производства о банкротстве организации.

Факт признания должника банкротом в арбитражном суде обязательно должен быть обнародован в соответствующих печатных изданиях за счет должника.

В том случае, если у него не имеется денежных средств – публикация осуществляется за счет кредиторов.

На любых стадиях рассмотрения дела сторонами может быть заключено мировое соглашение.

Процедура наблюдения, понятие и сущность

Процедура наблюдения вводится на самом начальном этапе банкротства – как только в арбитражный суд поступило письменное заявление о признании несостоятельности юридического лица. Длительность данной процедуры составляет 3 месяца.

Начало процедуры наблюдения несет за собой введение определенных изменений. С этого момента кредиторы не должны обращаться к должнику в индивидуальном порядке.

Теперь все требования должны предъявляться временному управляющему в письменном виде. Они могут быть предъявлены в течение одного месяца.

Если кредитор пропустил установленный срок и не предъявил официальных требований, он не сможет принять участие в первом собрании кредиторов.

В этот момент происходит приостановление исполнения документов по судебным решениям о взысканиях задолженностей по заработной плате, по авторским договорам, по алиментам и т.д.

В тех случаях, когда в арбитражном суде будет вынесено решение об отказе в признании юридического лица банкротом, процедура исполнения указанных документов вновь начнется с данного момента.

Временный управляющий всегда должен представлять собой физическое лицо, обладающее соответствующей компетенцией и знаниями, которое не обладает заинтересованностью в конечном результате дела о признании экономической несостоятельности.

Заключительным этапом процедуры наблюдения становится принятие решения арбитражным судом после проведения первого собрания кредиторов.

Данное решение может заключаться либо в признании должника банкротом и дальнейшем открытии конкурсного производства, либо в введении внешнего управления. Также здесь может быть заключено и мировое соглашение между сторонами.

Порядок и цели процедур финансового оздоровления и внешнего управления

Юридическая процедура банкротства предприятия включает в себя такие этапы и виды, как внешнее управление и финансовое оздоровление.

Сущность и цель внешнего управления заключаются в восстановлении экономической несостоятельности должника, насколько это представляется возможным. При этом происходит передача полномочий по управлению делами организации временному управляющему.

Решение о введении данной процедуры, как правило, выносится после первого собрания кредиторов и по окончанию процедуры наблюдения.

Основными последствиями этой процедуры можно назвать отстранение руководителя-должника от всех текущих дел. Вместе с этим полномочия прекращаются и у органов управления имуществом должника. В течение трех дней руководители обязаны передать всю необходимую документацию и информацию.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства представляет собой определенные действия, цель и сущность которых направлены на восстановление платёжеспособности должника и поправке текущего финансового положения организации.

Инициатива проведения данной процедуры может исходить от унитарного предприятия, являющегося собственником имущества должника, учредителей, либо третьих лиц.

Определение о введении процедуры оздоровления выносит арбитражный суд, одновременно назначая административного управляющего. В судебном определении обязательно указывается срок, в течение которого проводится данная процедура.

Административный управляющий должен составить план оздоровления, в котором указывается его сущность и дополнительные особенности данного дела об экономической несостоятельности.

Процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно по причине определенных обстоятельств, например, из-за неоднократных нарушений графика удовлетворения требований кредиторов.

Процедура конкурсного производства и мировое соглашение

Конкурсное производство является неотъемлемой процедурой банкротства. Суть конкурсного производства заключается в удовлетворении требований кредиторов, после того, как лицо окончательно было признано банкротом.

Важные особенности конкурсного производства заключаются в том, что оно должно быть проведено в определенный срок – 1 год основой и 6 месяцев дополнительный. В случае необходимости конкурсное производство может быть продлено по судебному решению.

Такая важная процедура как конкурсное производство, должна быть начата сразу же после завершения рассмотрения судебного дела и признания лица банкротом. Конкурсное производство содержит определенный порядок по выплатам денежных средств кредиторам, например, установленную очередность.

При рассмотрении судебного дела о несостоятельности, стороны всегда имеют возможность заключить мировое соглашение при банкротстве, путем установления взаимных уступок. Природа мирового соглашения направлена, прежде всего, на досрочное урегулирование финансового конфликта.

Мировое соглашение всегда является взаимным решением сторон. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято на общем собрании кредиторов, при рассмотрении судебного дела.

Помимо должника и кредитора, оно может содержать и данные о третьих лицах, например, о поручителях.

Правовые особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц



Несостоятельность (банкротство) — одна из старейших экономических и юридических категорий, известных еще правовой системе Древнего Рима. Институт банкротства возник из отношений должника и его кредитора, он основан на этих отношениях. Этот институт всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота.

Значение института банкротства заключается в том, что из круга субъектов гражданских правоотношений исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлением рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свое положение дел и вновь достичь финансовой стабильности.

Российское законодательство понимает под несостоятельность (банкротством) — признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве наиболее ярко выявляются в сравнении с нормами АПК РФ , регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом традиционных споров, поэтому попытаемся определить их, следуя основным положениям АПК РФ .

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника .

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально. Однако это положение касается только судебного разбирательства по существу дела о банкротстве и рассмотрения возражений относительно требований кредиторов в ходе осуществления процедур банкротства. Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные заседания, совершаются судьей единолично.

Возможность единоличного совершения перечисленных процессуальных действий вызвана двумя причинами: большим количеством дел о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами, и необходимостью оперативного реагирования на возникающие в ходе рассмотрения дела коллизии.

В состав суда, рассматривающего дело о банкротстве, могут быть включены только судьи арбитражных судов, арбитражные заседатели привлекаться к участию в рассмотрении таких дел не могут .

Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников, качественный спектр которых определяется спецификой дел о банкротстве: их публичностью и, соответственно, необходимостью учета множества пересекающихся и порой сталкивающихся интересов участников правоотношений, имеющих разную степень отношения к судебному процессу.

Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве, в соответствии со ст. 51 Закона о банкротстве 2002 г. , составляет семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом.

Если для возбуждения дела по спору достаточно обратиться с оформленным по правилам, установленным АПК РФ, исковым заявлением, то для возбуждения дела о банкротстве, помимо поступления в арбитражный суд соответствующего заявления, необходимо наличие определенных материальных процессуально-правовых условий .

Лицо, имеющее право на подачу заявления о признании должника банкротом, обязано оформить его в соответствии с требованиями, установленными АПК РФ и Законом о банкротстве 2002 г. При этом требования к содержанию заявления предъявляются Законом о банкротстве более жесткие, чем АПК РФ к исковому заявлению. Заявление должника должно содержать все те данные, которые перечислены в ст. 37 Закона о банкротстве 2002 г., к нему, помимо документов, предусмотренных АПК РФ, должны быть в обязательном порядке приложены документы. Заявление конкурсного кредитора и уполномоченного органа должно соответствовать требованиям, установленным в ст. 39 Закона о банкротстве 2002 г., к заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 40 и 41 Закона о банкротстве 2002 г.

Процесс принятия заявления о признании должника банкротом в основном аналогичен порядку, установленному АПК РФ. Здесь можно выделить две особенности:

  1. если заявление подано с нарушением установленных правил или дело неподведомственно арбитражному суду (например, отсутствуют признаки банкротства или заявитель просит признать банкротом лицо, не обладающее конкурсноспособностью), арбитражный суд соответственно сразу возвращает заявление — ст. 44 Закона о банкротстве 2002 г. (институт оставления заявления без движения, предоставляющий время для устранения недостатков заявления, в делах о банкротстве не применяется) — либо отказывает в принятии заявления — ст. 43 Закона. Возбуждение судом дела о банкротстве всегда создает для должника некоторые проблемы, как имущественные, так и личностные: подрывает его деловую репутацию, может повлечь разрыв хозяйственных связей, увольнение работников, лишить инвестиций и т. п. Возможность отказа в принятии неподведомственного суду дела о банкротстве направлена на предотвращение злоупотреблений, которые могут допускаться недобросовестными участниками экономических отношений;
  2. принятием заявления, поданным конкурсным кредитором или уполномоченным органом, автоматически производство по делу о банкротстве, как это предусмотрено ч. 3 ст.127 АПК РФ в отношении исков, не возбуждается. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику.

В соответствии со ст. 42, 48 Закона о банкротстве 2002 г. после принятия заявления, поступившего от конкурсного кредитора или уполномоченного органа, судья назначает в срок, не меньший чем 15 дней и не больший чем 30 дней с даты выносит определения о принятии заявления о признании должника банкротом, заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику, извещая о времени и месте заседания заявителя, должника и заявленную саморегулируемую организацию.

По результатам заседания суд выносит следующие определения: либо о признании требований заявителя обоснованными и о введении наблюдения (т. е. о возбуждении дела), либо об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу (об оставлении заявления без рассмотрения), если требования заявителя признаны необоснованными .

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится по правилам и в порядке, установленном АПК РФ.

Вместе с тем подготовка дела о банкротстве имеет и свои особенности, в частности:

  1. не предусмотрено проведение предварительного судебного заседания в порядке, установленном ст. 136 АПК РФ. Дело в том, что специфика рассмотрения дела о банкротстве не требует проведения такого заседания по следующим причинам: целью проведения предварительного судебного заседания, в соответствии со ст. 134, 136 АПК РФ, является определение круга доказательств, подлежащих исследованию в судебном разбирательстве, в том числе их раскрытие, выяснение позиций сторон по существу спора, определение круга лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты рассмотрением спора. Все эти задачи решаются арбитражным судом при подготовке дела о банкротстве иными процессуальными средствами.

Во-первых, вопрос об обоснованности требований заявителя-кредитора или уполномоченного органа решается в специальном заседании.

Во-вторых, несостоятельность должника подтверждается достаточно ограниченным, определенным кругом доказательств: в основном письменными доказательствами (бухгалтерскими и иными финансовыми документами), для выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства — экспертизой, практически не используются свидетельские показания, вещественные доказательства и объяснения (статья 50 Закона о банкротстве).

В-третьих, основными участниками дела о банкротстве помимо должника являются кредиторы. Их выявление является одной из задач временного управляющего, размер их требований определяется арбитражным судом, в том числе путем проведения заседаний по проверке возражений по требованиям кредиторов, по рассмотрению заявлений, жалоб и ходатайств временного управляющего, должника и кредиторов. Таким образом, можно сказать, что в ходе подготовки дела о банкротстве арбитражный суд проводит несколько предварительных судебных заседаний, в ходе которых решаются частные вопросы подготовки.

В-четвертых, многие вопросы подготовки дела к судебному разбирательству, которые по делам искового производства приходится решить суду, в деле о банкротстве решаются в ходе осуществления процедуры банкротства — наблюдения;

  1. подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству, помимо арбитражного суда, осуществляется временным управляющим входе осуществления наблюдения.

Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ, без каких-либо особенностей, за исключением обязательности проведения его в коллегиальном составе, состоящем не менее чем трех профессиональных судей арбитражного суда.

По результатам судебного разбирательства по делу о банкротстве арбитражный суд выносит либо решение, либо определение.

Литература:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 01.05.2016) // СЗ РФ.2002. № 30. Ст. 3012; СЗ РФ.2016. № 7.Ст. 906.
  2. Федеральный закон РФ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)(в ред. от 02.06.2016) // СЗ РФ.2002. № 43. Ст. 4190; СЗ РФ.2016. № 29.Ст. 4355.
  3. Аминов Е. Р. Особенности соглашения о новации в процедуре несостоятельности (банкротства)// Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 6.
  4. Егоров Д. В. Характер и сущность полномочий арбитражного суда в деле о несостоятельности (банкротстве) должника // Исполнительное право. 2014. № 4.
  5. Карелина С. А. Несостоятельность (банкротство) как юридический состав // Российская юстиция. 2014. № 4.
  6. Сидорова В. Н. Банкротство: некоторые проблемы теории, законодательства, практики// Арбитражный процесс. 2012. № 6.
  7. Шишмарева Т. П. Совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 7.

Банкротство представляет собой сложную и длительную процедуру, каждый шаг которой чётко оговаривается действующим законодательством, в частности – № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, которые зависят от практических особенностей и обстоятельств.

Порядок рассмотрения

При рассмотрении дел о банкротстве суды руководствуются общими арбитражными нормами, а также специальными, установленными № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Главные особенности заключаются в следующем:

  • дела подлежат рассмотрению единолично, то есть одним судьёй, а не коллегией;
  • срок для обжалования определений, которые выносятся в процессе рассмотрения дела, составляет десять календарных дней;
  • жалобы рассматриваются коллегиально в апелляционном порядке. В данном случае используются общие правила, применимые к обжалованию актов арбитражных судов.

Арбитражный суд рассматривает дела о банкротстве всегда, даже если речь идёт о несостоятельности простого гражданина, который не имеет отношения к предпринимательской деятельности. Когда процедура банкротства граждан только вводилась в отечественное правовое поле, данное решение казалось сомнительным, однако, законодатель посчитал, что арбитражные суды уже имеют опыт решения подобных дел, поэтому внедрение института именно таким способом пройдёт наилучшим образом.

Банкротство не может быть рассмотрено третейским судом. Это прямо установлено пунктом 3 статьи 33 № 127-ФЗ.

По делам о банкротстве могут применяться стандартные примирительные процедуры, в том числе и заключение мирового соглашения. Документ должен соответствовать общим требованиям и не должен противоречить действующему законодательству.

Ссылка на документ: Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»

Стадии рассмотрения дел о банкротстве

Если дело рассматривается в стандартном порядке, то состоит из следующих, идущих друг за другом, этапов:

  1. Подготовка к рассмотрению дела. Проводится работа по составлению заявления и подготовке сопутствующей документации. Кредиторы также получают документацию и проводят подготовительную работу. В арбитражном процессе стороны сами направляют копии документации своим оппонентам.
  2. Возбуждение процедуры. Начинается с подачи заявления в суд. В данном случае подаётся не исковое, а просто заявление. Соответственно, стороны не будут именоваться как истец и ответчик.
  3. Судебное разбирательство, то есть сам процесс рассмотрения дела о банкротстве. Основная стадия, в рамках которой и разрешается вопрос и выносится соответствующий акт.
  4. Вынесение судом акта (решения или определения, в зависимости от ситуации) и его получение заявителем.
  5. Фактическое исполнение акта, то есть сама процедура банкротства.

Учитывая ряд особенностей, присущих банкротству, процедуру условно можно разделить на два основных этапа. Первый – всё до вынесения судебного акта, второй – непосредственно процедура банкротства.

Вначале суд руководствуется общими процессуальными нормами, рассматривает дело по стандартным правилам с учётом ряда особенностей. Непосредственно банкротство условно можно сравнить с исполнительным производством, так как действия реализуются уже после вынесения решения.

Особенности судебного процесса

Заявление о признании лица банкротом может подать:

  • должник или его представитель. Полномочия должны быть оформлены должным образом;
  • кредитор, обязательство перед которым не исполняется;
  • иные лица, заинтересованные в процедуре.

Стороны вправе заключить мировое соглашение, если смогут договориться об условиях возврата долга. Такое соглашение не должно противоречить интересам иных кредиторов или заинтересованных лиц, например, нельзя передавать единственную собственность в счёт долга одному лицу, когда имеется другой займодавец.

Данная категория дел рассматривается только арбитражным судом. Подсудность определяется по месту жительства заявителя. Подведомственность является исключительной, что означает, что дело не может быть передано другому органу, в том числе и третейскому суду.

При рассмотрении дел судами необходимо учесть ряд особенностей:

  • банкротство не считается исковым производством, то есть гражданин направляет в суд не иск, а заявление о банкротстве. Кредиторы так и именуются кредиторами, а не выступают в качестве ответчиков;
  • третьи лица, как заявляющие отдельные требования, так и не заявляющие их, участия в процессе не принимают;
  • не допускается изменение предмета или основания требований, как это производится в рамках искового производства. Также не допускается уменьшение или увеличение требований, так как это противоречило бы общим принципам банкротства;
  • банкротство не может объединяться с иными делами, даже если они связаны с взысканием задолженности. Несостоятельность – это всегда отдельный процесс;
  • если заявление подавалось кредитором, то отказ от него допустим только с согласия прочих кредиторов;
  • доверенность, если от лица выступает представитель, должна содержать прямо выраженные полномочия на участие в данной категории дел. Не допускается использование общих фраз или противоречивых выражений.

Требования кредиторов могут быть объединены. Это необходимо в тех случаях, если их требования в отдельности не достигают минимальных значений, установленных в Федеральном законе № 127-ФЗ.

№ 127-ФЗ, в статье 51 определяет срок для рассмотрения дел данной категории. Он не должен превышать семь месяцев и рассчитывается с даты поступления заявления в суд. Здесь речь идёт именно о судебном процессе, последующие действия, например, реализация имущества должника, в данный период не входят.

Результат рассмотрения дела о банкротстве

После рассмотрения дела суд выносит документ, тип которого будет зависеть от фактических обстоятельств. В статье 52 № 127-ФЗ предусматривается один из возможных вариантов:

  • решение о признании банкротства, за которым следует применение конкурсного управления;
  • отказ в признании банкротства;
  • проведение процедуры финансового оздоровления;
  • применение внешнего управления;
  • прекращение производства по делу;
  • оставление дела без рассмотрения;
  • утверждение мирового соглашения.

Решение выносится лишь в первых двух случаях. В остальных ситуациях выносится определение. Однако любой вынесенный акт относится к делам немедленного исполнения.

Когда дело о банкротстве может быть прекращено

Не всегда результат рассмотрения дела оказывается желаемым. Отказ в удовлетворении требования встречается достаточно часто. Так, арбитражный суд может прекратить производство по следующим основаниям:

  • во время процедуры финансового оздоровления гражданин или организация восстановили свою платёжеспособность, то есть получили возможность выполнять свои обязательства перед кредиторами;
  • платёжеспособность была восстановлена в ходе реализации внешнего управления;
  • стороны заключили мировое соглашение;
  • требования заявителя, которые стали причиной для возбуждения дела, признаны необоснованными;
  • все кредиторы отказались от своих требований к должнику. В данном случае необходимо наличие согласия абсолютно всех оппонентов;
  • требования кредиторов были исполнены. Не имеет значения, как именно произвелась процедура, важен сам факт;
  • у потенциального банкрота отсутствуют средства, необходимые для выполнения формальных процедур. Например, он не может оплатить услуги управляющего.

Дело может быть не прекращено полностью, но приостановлено. Производится это в следующих ситуациях:

  • один из судебных актов, важных для процедуры банкротства, находится в процессе обжалования;
  • обжалуется решение собрания кредиторов.

Суд не может принимать один из актов, указанных в статье 52 № 127-ФЗ. Однако в этот период могут приниматься иные документы, а арбитражный управляющий вправе выполнять свои обязанности.

Прочтите: Публикации сведений о банкротстве физических лиц

Обеспечительные меры в рамках процесса

Исполнение обязательств перед кредиторами будет возможно только в том случае, если для этого будет обеспечены все необходимые условия. В некоторых случаях требуется применение дополнительных мер, которые именуются обеспечительными. В рамках процедуры банкротства применяются:

  • наложение ареста. Он может быть использован как по отношению к движимому и недвижимому средству, так и к банковским счетам и депозитам. Это необходимо для того, чтобы такое имущество не было реализовано до того, как будет вынесено решение;
  • запрет на осуществление определённых действий, например, передачу имущества в аренду или его использование по прямому назначению, так как это может нарушить его целостность;
  • приостановление взыскания по исполнительному листу, если это противоречит интересам иных кредиторов;
  • приостановление реализации имущества.

Закон о несостоятельности также содержит специфические методы, применяемые для защиты прав кредиторов. К ним относят:

  • запрет на реализацию сделок без согласия арбитражного управляющего. К таким сделкам можно отнести аренду, передачу имущества в качества вклада в ООО, получение и выдача займов и так далее;
  • запрет на реализацию сделок, для которых согласие управляющего не требовалось.

Применение тех или иных обеспечительных мер – это инициатива суда, но стороны вправе подавать ходатайства о совершении данных действий. В заявлении нужно указать, почему использование той или иной меры обосновано.

Не всегда применение обеспечительных мер оправдано. Так, например, арест имущества может привести к блокированию работы организации, если доля в ООО является собственностью лица. Поэтому суды идут на такие меры лишь в крайних случаях.

Допускается использование и иных обеспечительных мер, если они оправданы в рамках конкретного процесса, не нарушают прав сторон. Суд принимает решение в каждом конкретном случае.

Очевидно, что обеспечительные меры необходимы для сохранности имущества и направлены, в первую очередь, для защиты прав кредитора. Однако должники также могут быть заинтересованы в их применении в отдельных ситуациях, так как реализация объектов может стать причиной для возбуждения уголовного или административного дела.

Прочтите: Порядок обращения взыскания на заложенное имущество

Подведём итоги

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами. Иные органы не имеют права вести данные производства, так как подсудность, в данном случае, является исключительной. Производство проходит по общим правилам, применяемых по отношению к иным арбитражным делам, с учётом особенностей, установленных № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Процедура не является исковым производством.

Банкротство является неотъемлемой частью существующей финансовой системы. Это юридически оправданная процедура, позволяющая юридическим и физическим лицам освободиться от долгов и решить проблему с не выполненными ими своевременно обязательствами.

Основные нормативные документы, регламентирующие процедуры банкротства физических и юридических лиц

Процедура банкротства регулируется специально разработанным с этой целью законом федерального уровня (ФЗ РФ №127-ФЗ). Отдельные положения, касающиеся способа и времени ее проведения, прописаны в статьях административного и гражданского кодекса.

Так, некоторые сведения о банкротстве юридических лиц при проведении процедуры изымаются из:

  • ст. 61-65 КГ РФ;
  • ФЗ РФ №10-ФЗ «О несостоятельности кредитных организаций»;
  • ФЗ РФ №129-ФЗ, в котором прописаны правила государственной регистрации юрлиц;
  • ФЗ РФ, регулирующих исполнительное производство.

Процесс признания банкротом физлицо регулируется исключительно ФЗ РФ №127-ФЗ. К положениям этого закона чаще всего обращаются и при необходимости рассмотреть банкротство ИП или юрлица.

Признаки банкротства

При рассмотрении дел о банкротстве предприятия или физ. лица учитывают наличие следующих признаков такового:

  • отсутствие средств для единоличного возврата долга или выполнения обязательств (неоплата процентов по займу, значительное ухудшение финансового положения);
  • продолжительный временной промежуток между поступлениями платежей на счет кредитора (если последний платеж был осуществлен должником свыше 3 месяцев назад, то он обязан подать в суд иск о признании себя несостоятельным).

В законодательстве описанные признаки банкротства подразделяются по их проявлению. Чтобы суд смог возбудить дело, должны наблюдаться трудности, как финансового, так временного характера.

Важно! К финансовым признакам несостоятельности относят сам размер долга. Начать процедуру можно только, если величина долга достигает 500 или 300 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно.

Подача заявления/иска о банкротстве

Иск о банкротстве принимается Арбитражным судом от любого заинтересованного лица, могущего представить доказательства своей причастности к процедуре.

Заявление должно быть правильно составленным, содержать:

  • наименование суда (краткий перечень уже принятых судом решений по делу также указывается);
  • информацию о действующих агентах (кредитор, должник – коллегиальный орган, компания, гражданин);
  • сумму претензий;
  • приложения в виде документов, сообщающих о проведенных банкротом сделках, заключенных договорах (выписка со счета в банке и справка из налоговых органов).

После принятия иска к рассмотрению, подателю остается ожидать решения судьи и проверки предоставленных им сведений. Заявление принимают по месту жительства или фактического нахождения.

Стадии и сроки рассмотрения дел о банкротстве, правила проведения процедуры

Дела о несостоятельности, банкротстве рассматриваются судом в течение 3 месяцев со дня подачи заявления. Этот срок является условным, поскольку все зависит от степени сложности дела и количества участвующих в нем лиц. Так, если банкротом объявляется себя физическое лицо, то он может не проходить через некоторые стадии процесса, потому дело будет рассматриваться несколько быстрее, чем обычно.

Основные стадии банкротства:

  1. Наблюдение. На этом этапе никаких активных действий по урегулированию финансовых вопросов между кредиторами и должником не предпринимается. Назначенное судом лицо (управляющий) изучает документы и отчеты, поступающие от должника. Целью наблюдения считается определение степени запущенности дела и выявление денежных резервов, которые можно использовать для покрытия долгов. Наблюдение может занимать от 1 до нескольких месяцев, все зависит от размера предприятия. От результатов наблюдения зависит, какой шаг судом будет сделан дальше.
  2. Оздоровление. К этой процедуре прибегают, в случае, если результаты наблюдения окажутся положительными. Специфика этой стадии заключена в предоставлении компании времени для восстановления своего финансового положения. Это становится возможным в ситуации, когда угроза является временной и есть шанс на улучшение положения фирмы. Потенциальному банкроту предоставляют дополнительное финансирование, льготы и кредиты по выгодным процентам. Время проведения процедуры – 1-1.5 года. Срок может быть увеличен до 3 лет, но не более и это главное условие.
  3. Внешнее управление. Банкротами некоторые физ. и юр. лица становятся не только под влиянием обстоятельств, а и из-за собственного неумения управлять финансами. В ходе внешнего управления руководство компанией передается назначенному судом или выбранному кредиторами человеку. Внешний управляющий обязан подготовить документы для дальнейшего проведения торгов и возвращения долгов кредиторам. Он приводит все дела компании в порядок.
  4. Конкурсное производство. Последняя стадия банкротства. Исход ее – составление общего списка имущества должника и передача его для продажи. После завершения конкурсного производства должник официально признается банкротом.
  5. Мирное соглашение. Подписать мирное соглашение должник и банкрот могут на любой из перечисленных стадий. В случае, если такое случается, дело о банкротстве прекращают.

Важно! К процедуре привлекаются не только внешний и арбитражный управляющий, но и другие лица, которые необходимы для урегулирования вопроса о банкротстве. При рассмотрении дел о банкротстве учитываются особенности банкротства физических лиц, сам процесс имеет тесную связь с размером долга и правилами подачи иска.

Процесс рассмотрения дела, повторы рассмотрения, основания прекращения

Дело о несостоятельности рассматривают в обычном порядке или по упрощенной процедуре.

В последнем случае должник проходит не все стадии банкротства, а только этап конкурсного производства или мирного соглашения, если его можно достигнуть.

Повторно одно и то же дело о банкротстве не рассматривают.

Пример. Иск о банкротстве может поступить от должника или группы кредиторов лишь единожды. Если организация уже признана банкротом, то повторно пройти через эту процедуру можно только спустя определенное время, обычно не ранее чем через 5 лет (столь далекий период позволяет избежать мошенничества) Это же касается закрытых дел, повторно по одному же второму вопросу они не рассматриваются.

Основанием для прекращения дела являются:

  • достижение мирного соглашения между сторонами конфликта;
  • возвращение всех долгов и ликвидация компании;
  • смерть должника.

Порядок рассмотрения дел о банкротстве определяется судом. Должнику и кредиторам придется пройти через несколько предусмотренных законом стадий, после чего долги возвращаются или списываются (если у должника нет средств для оплаты). Если иск не был принят сразу же, документ необходимо править.

Рассмотрение дел о банкротстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *