Предоставление земельного участка

Содержание

Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

СТ 39.14 ЗК РФ

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;

2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшем участие в аукционе его участником;

3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства стандартного жилья или комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании «Российские автомобильные дороги» осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Статье 39.14 Земельного кодекса РФ

Пунктом 1 комментируемой статьи поэтапно описана процедура предоставления земельных участков без проведения торгов <1>.
———————————
<1> В связи с вопросами, возникающими на практике, следует отметить, что указание в ЗК РФ последовательности действий не означает необходимости выполнения каждого из них. Необходимость того или иного из предусмотренных этапов зависит от ряда факторов. Так, если земельный участок образован, то его приобретение начинается с подачи заявления о предоставлении земельного участка (подп. 6 п. 1 комментируемой статьи).

При этом необходимо обратить внимание, что содержание и подготовка схемы расположения земельного участка урегулированы ст. 11.10 ЗК РФ. В ряде случаев, предусмотренных п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков допускается только в соответствии с проектом межевания территории, процесс подготовки и утверждения которого урегулирован главой 5 ГрК РФ.

Более подробно все этапы раскрыты в ст. ст. 39.15 и 39.17 ЗК РФ, также установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков без проведения торгов.

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 342-ФЗ ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях была изложена в новой редакции и в настоящее время предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, за удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено, за отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка по не предусмотренным законом основаниям.

С учетом вышеизложенного столь подробное регулирование в ЗК РФ порядка и случаев предоставления земельных участков без торгов представляется крайне важным с точки зрения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Пунктом 2 комментируемой статьи регламентирован вопрос о способах подачи заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка об утверждении схемы расположения земельного участка. При этом порядок и способы подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также требований к их формату утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 7 (официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 27.02.2015).

Комментируемой статьей урегулированы и иные вопросы подачи указанных заявлений (п. п. 3 — 5 комментируемой статьи).

В соответствии с п. 5 комментируемой статьи в случаях переоформления юридическим лицом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

Необходимо обратить внимание, что согласно п. 3 ст. 53 ЗК РФ прекращение права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется на основании заявления об отказе от такого права. При этом указанной статьей предусматривается и сама процедура прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ввиду отказа от данного права, что не позволяет отождествлять данную процедуру с подачей заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотренного п. 5 комментируемой статьи.

В этой связи следует отметить, что подача заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком имеет своей целью обеспечение переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или аренды, поскольку в настоящее время ни гражданским, ни земельным законодательством не предусматривается возможность принадлежности земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, одному лицу на нескольких видах прав одновременно. В этой связи удовлетворение такого заявления возможно только при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду одновременно с заключением договора купли-продажи земельного участка или договора его аренды.

Заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется в соответствии с главой V.2 ЗК РФ.

Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 24 ЗК РФ. Из ст. 39.10 ЗК РФ следует, что также должен быть заключен договор безвозмездного пользования земельным участком.

Договор аренды земельного участка, предназначенного для освоения или комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома, заключается одновременно с договором о таком освоении. Порядок заключения договоров освоения территории в указанных целях урегулирован ГрК РФ.

Порядок предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулирован указанным Федеральным законом. Так, указанным Федеральным законом подробно регламентированы процедуры принятия решений о предоставлении гражданам земельных участков, особенности образования земельных участков, перевода земельного участка из одной категории в другую, изменения вида его разрешенного использования, основания для отказа в предоставлении земельного участка, функционирование федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков. Следует подчеркнуть, что принятие указанного Федерального закона не умоляет и не отменяет действие ЗК РФ на территории Дальневосточного федерального органа. В случаях, не предусмотренных указанным Федеральным законом, предоставление, в том числе и гражданам, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, осуществляется в соответствии с положениями комментируемой главы.

Помимо исключений из общего порядка предоставления земельных участков без проведения торгов предусмотрен ряд особенностей в случае предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (ст. 39.18 ЗК РФ).

Особенностью является требование опубликования информации о предоставлении земельного участка при поступлении заявления заинтересованного гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства, что обусловлено необходимостью обеспечения открытости, гласности процедур предоставления, с одной стороны, и максимального учета прав и интересов граждан — с другой.

Особенности предоставления земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» установлены ст. 36 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предоставление

Предоставление земельных участков государством может осуществляться по-разному. Все зависит от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. О чем необходимо помнить, когда речь идёт о получении земли от государства? И каким условиям должен соответствовать получатель?

Что такое предоставление земельных участков?

Предоставлением земли от государства следует рассматривать как один из сложных процессов, во время которого государственное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов, передается для достижения каких-то целей физическому или юридическому лицу.

Весь процесс передачи оформляется специальным документом — договором предоставления земельного участка, в содержании которого фиксируется, для каких целей, на каких условиях и на какой срок этот участок будет предоставлен пользователю.

В том случае, если участок предоставляется на ограниченный срок с условием возможного расторжения, в тексте договора о предоставлении такого участка обязательно указываются условия, на которых договор может быть расторгнут раньше времени, а также те условия, соблюдение которых поможет получить землю в собственность.

Процедура предоставления земли государством или администрацией регулируется целым рядом нормативных актов, ключевым из которых является Земельный Кодекс Российской Федерации. В этом нормативном акте вопросам предоставления земли различным категориям физических и юридических лиц, имеющих на это право, посвящена глава 5.1, в которой содержатся статьи, дающие подробную расшифровку того, какие требования предъявляются к претендентам, а также кто именно может рассчитывать на землю путем получения ее на безвозмездной основе в соответствии с действующим законодательством.

Какие виды предоставления земли существуют?

Глава 5.1 Земельного Кодекса выделяет 4 варианта предоставления земли от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.

Если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, они могут предоставляться следующими способами в пользование и владение физическим или юридическим лицам:

  • Продажа (путём проведения публичных торгов или без таковых через реализацию права преимущественного выкупа у предоставляющего землю органа власти);
  • Аренда (договор на ее заключение также происходит через торги или без них, если речь идёт о продлении ранее заключённого договора);
  • Постоянное бессрочное пользование (с установлением платы за пользование участком или без таковой);
    Безвозмездное срочное пользование.

Однако это основные направления, по которым может осуществляться предоставление земельных участков от государства.

В том случае, если гражданин или организация, претендующая на получение земельного надела, имеет отношение к категориям, которые могут использовать право на льготное получение земли, таким категориям участок будет предоставлен на безвозмездной основе.

При этом договор, заключаемый в случае такой передачи, носит характер купли-продажи, но подразумевает под собой, что никаких выплат получатель земли не производит, так как на этапе выбора и подготовки всех необходимых документов он уже потратил достаточно большое количество денежных средств на оформление кадастровых и межевых документов на этот участок.

Исключение составляет договор безвозмездного срочного пользования, который заключается в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и носит характер ссудного договора, в котором государство выступает в качестве ссудодателя, а пользователь земельного участка становится ссудополучателем.

Говоря о том, кто имеет право на бесплатное получение земельного участка от государства, следует перечислить такие категории:

  • Многодетные и молодые семьи, которые еще не воспользовались правом на бесплатное получение земли;
  • Ветераны Труда (Советского Союза и России);
  • Полные кавалеры орденов Славы;
  • Герои России и Советского Союза;
  • Собственники зарегистрированных в качестве недвижимого имущества капитальных строений.

Для этих категорий граждан предусмотрен особый порядок получения земли от государства, ключевым этапом в котором будет доказывание своего права на льготное получение земли.

Под какие цели и кто может получить землю?

Несмотря на то что в Земельном Кодексе не содержится подробной расшифровки тех направлений, для которых могут выделить землю из государственных фондов, сложившаяся практика предоставления земельных участков разграничила те целевые направления, на которые выделяются земли каждой категории, решившей воспользоваться этим правом.

Многодетные и молодые семьи

Многодетные и молодые семьи могут рассчитывать на получение земли для следующих направлений:

  • Индивидуальное жилищное строительство. В том случае, если такая семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий и ни разу не воспользовалась правом на получение жилищных льгот от государства, она может рассчитывать на получение земельного участка, на котором можно будет возвести собственный дом.
  • Организация и ведение личного подсобного хозяйства на полученной земле. Однако, если создание сельскохозяйственного производства можно будет рассматривать в качестве источника дохода для поддержания достойного уровня жизни этой семьи, то землю можно будет использовать для создания крестьянского или фермерского хозяйства (если площади, занимаемые таким хозяйством, не превысят границы выделенного участка).

Герои Труда

Герои Труда, а также кавалеры ордена Славы, Герои России и Советского Союза могут получить земельные участки для таких целей:

  • Ведение индивидуального дачного строительства (под таким строительством подразумевается возведение дома, в котором невозможно осуществить постоянную регистрацию как по месту своего постоянного жительства);
  • Организация личного подсобного или приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.

Молодые специалисты

После изменений, внесенных в Земельный Кодекс, на бесплатное получение земли может рассчитывать еще одна категория населения — молодые специалисты, приехавшие в сельскую местность для работы после окончания высших учебных заведений.

Таким специалистам выделяются земли для индивидуального жилищного строительства в определенном районе с возможностью организации на оставшейся от возведения дома территории участка организовать свое личное подсобное хозяйство.

Срок, на который даётся такой участок, составляет пять лет.

Это означает, что в течение пяти лет лицо, получившее участок, должно начать на нем строительство. В противном случае надел будет возвращен государству.

На каких правах может предоставляться земля?

Виды предоставления земель и то, на каких правах участки распределяются между претендентами, в современном законодательстве не считается одним и тем же, так как это две разные юридические категории.

Если виды предоставления земли могут между собой различаться, то права, на которых участки могут быть распределены между претендентами на них, всегда делятся только на два вида:

  1. Право собственности, когда надел полностью передается во владение и распоряжение лицу, подавшему прошение о наделении его землей;
  2. Право пользования участком. Такое право подразумевает возможности использовать участок по своему усмотрению, но без передачи пользователю в собственность до исполнения последним определенных условий, установленных государством в рамках своих нормативных актов (например, молодому специалисту земля выдаётся на срок не менее пяти лет для возведения собственного дома, а после постройки и оформления его в собственность можно переоформить в собственность и участок, на котором дом стоит, на безвозмездной основе).

Из права пользования (к которому относится и аренда, и постоянное бессрочное пользование, и безвозмездное срочное) может возникнуть право собственности, если пользователь выполнил все условия, установленные государством.

Справка

В целях совершенствования порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве Правительство Москвы постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 17 октября 2006 г. N 806-ПП, от 28 августа 2007 г. N 741-ПП, от 11 сентября 2007 г. N 796-ПП, от 10 июня 2008 г. N 494-ПП, от 28 октября 2008 г. N 1010-ПП, от 27 января 2009 г. N 46-ПП, от 24 марта 2009 г. N 222-ПП, от 30 июня 2009 г. N 643-ПП, от 1 декабря 2009 г. N 1325-ПП):

1.1. В преамбуле постановления:

1.1.1. Исключить слова «Законом города Москвы от 16 июля 1997 г. N 34 «Об основах платного землепользования в городе Москве», «от 1 октября 1996 г. N 347/1-РМ «О мерах экономического регулирования использования земель Москвы», «и в соответствии с законами города Москвы от 14 мая 2003 г. N 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве» и от 3 марта 2004 г. N 13 «Об основах градостроительства в городе Москве».

1.1.2. Слово «распоряжениями» заменить словом «распоряжением».

1.2. Изложить пункты 3.1 и 3.2 постановления в следующей редакции:

«3.1. В случае принятия по заявлению арендатора земельного участка решения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы об изменении цели предоставления земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства арендатором земельного участка, срок действия договора аренды такого земельного участка для указанных целей составляет шесть лет, если иное не предусмотрено решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.

3.2. Если иное не предусмотрено пунктом 3.4 настоящего постановления, для земельных участков, на которых планируется осуществить строительство (реконструкцию) объектов, указанных в приложении 3 к настоящему постановлению, размер арендной платы и сроки ее уплаты определяются в следующем порядке:

3.2.1. За первый год срока аренды земельного участка после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции) арендная плата устанавливается в сумме ставок согласно приложениям 1 и 3 к настоящему постановлению и уплачивается арендатором единовременно в течение 30 дней с даты государственной регистрации соответствующих изменений в договоре аренды.

3.2.2. За последние два года срока действия договора аренды годовой размер арендной платы устанавливается в двойном размере ставок арендной платы согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

3.2.3. Во все остальное время срока действия договора аренды, а также с даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, годовой размер арендной платы устанавливается в размере, предусмотренном приложением 1 к настоящему постановлению.».

1.3. Дополнить постановление пунктами 3.3-3.5 в следующей редакции:

«3.3. Если иное не предусмотрено пунктом 3.4 настоящего постановления, для земельных участков, на которых планируется осуществить строительство (реконструкцию) объектов, указанных в приложении 4 к настоящему постановлению, арендная плата за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели предоставления для осуществления строительства (реконструкции) устанавливается в размере, предусмотренном приложением 1 к настоящему постановлению.

3.4. В случае, если на земельном участке планируется строительство (реконструкция) объектов, оказывающих влияние на развитие городской инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, по решению Градостроительно-земельной комиссии города Москвы арендная плата за первый год срока действия договора аренды такого земельного участка рассчитывается в сумме арендной платы согласно приложению 1 к настоящему постановлению и арендной платы, установленной на основании рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

3.5. Решение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (п. 3.4) принимается при наличии заключений уполномоченных в соответствующих сферах деятельности органов исполнительной власти города Москвы, представленных в порядке, установленном Положением о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.».

1.4. Изложить приложение 3 к постановлению в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

1.5. Дополнить постановление приложением 4 в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

2. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 11 мая 2011 г. N 190-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы»:

2.1. Дополнить приложение 2 к постановлению пунктом 2.17.7 в следующей редакции:

«2.17.7. Необходимость проведения оценки рыночной стоимости земельного участка в целях определения размера арендной платы при изменении цели предоставления земельного участка для осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных правовым актом Правительства Москвы об определении арендной платы за землю в городе Москве.».

2.2. В пункте 2.18.1 приложения 2 к постановлению слова «в пунктах 2.17.3 и 2.17.4» заменить словами «в пунктах 2.17.3, 2.17.4 и 2.17.7».

2.3. Дополнить приложение 2 к постановлению пунктом 3.1.6 в следующей редакции:

«3.1.6. Обеспечение проведения оценки рыночной стоимости земельного участка в целях определения размера арендной платы при изменении цели предоставления земельного участка для осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных правовым актом Правительства Москвы об определении арендной платы за землю в городе Москве.

Соответствующее структурное подразделение Департамента после получения кадастрового паспорта земельного участка (п. 3.1.5.2.) обеспечивает организацию и проведение оценки рыночной стоимости земельного участка в соответствии законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Общий срок предоставления государственной услуги на время проведения оценки рыночной стоимости земельного участка приостанавливается в соответствии с пунктом 2.17.7 настоящего Регламента. Предоставление государственной услуги возобновляется после получения результатов оценки рыночной стоимости земельного участка.».

2.4. Пункты 3.1.6 и 3.1.7 приложения 2 к постановлению считать пунктами 3.1.7 и 3.1.8 соответственно.

2.5. Пункт 3.1.7.1 приложения 2 к постановлению после слова «земельного» дополнить словом «участка», а после слова «(реконструкцию)» дополнить словами «, а в случаях, предусмотренных правовым актом Правительства Москвы об определении арендной платы за землю в городе Москве, — после получения результатов оценки рыночной стоимости земельного участка (п. 3.1.6),».

3. Департаменту экономической политики и развития города Москвы совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города Москвы и Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы в IV квартале 2011 г. представить в установленном порядке в Правительство Москвы предложения по совершенствованию порядка определения арендной платы за земельные участки на территории промышленных зон города Москвы с учетом необходимости стимулирования арендаторов земельных участков к наиболее эффективному использованию указанных земельных участков.

4. Департаменту земельных ресурсов города Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы в двухнедельный срок разработать типовое техническое задание на оценку рыночной стоимости земельных участков в целях определения арендной платы за земельные участки при изменении цели предоставления земельного участка для осуществления строительства (реконструкции), предусмотрев определение рыночной стоимости земельных участков, исходя из наиболее эффективного вида использования объекта капитального строительства, установленного в градостроительном плане земельного участка.

5. Признать утратившим силу пункт 6.3 постановления Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 46-ПП «Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю».

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента имущества города Москвы Сергунину Н.А. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронова А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 16 июня 2011 г. N 276-ПП

Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП

Ставки
арендной платы, подлежащие уплате в первый год аренды земельного участка после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции)

N п/п Наименование видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Кодовые обозначения — индексы видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Ставка арендной платы
1 2 3 4
1. Участки размещения административно-деловых объектов, за исключением объектов, указанных в пункте 1 приложения 4 к настоящему постановлению, а также: 1001 30% от рыночной стоимости земельного участка
1.1.* Объекты размещения научных, исследовательских, творческих, проектных, медиа-организаций, инновационных центров 1001 03 60% от кадастровой стоимости земельного участка
2. Участки размещения торгово-бытовых объектов, за исключением объектов, указанных в приложении 4 к настоящему постановлению (пункты 4 и 5) 1004 30% от рыночной стоимости земельного участка
3. Участки размещения одноквартирных жилых домов 2001 30% от рыночной стоимости земельного участка
4. Участки размещения многоквартирных жилых домов 2002 30% от рыночной стоимости земельного участка
5. Участки размещения коммунально-складских объектов 3001 30% от рыночной стоимости земельного участка
6.* Участки размещения промышленно-производственных объектов, за исключением объектов, указанных в приложении 4 к настоящему постановлению (пункты 10-12) 3002 60% от кадастровой стоимости земельного участка
7.* Объекты размещения помещений и технических устройств автоматических телефонных станций (АТС) и концентраторов абонентского доступа (КАД) 3004 04 60% от кадастровой стоимости земельного участка
8.* Объекты размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек 3004 07 30% от кадастровой стоимости земельного участка
9.** Участки смешанного размещения объектов 30% от рыночной стоимости земельного участка

Примечание:

* В случае если осуществление строительства (реконструкции) объектов, указанных в пунктах 1.1, 6-8 настоящего приложения, повлечет превышение нормативов плотности застройки, установленных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы, размер арендной платы за первый год срока действия договора аренды устанавливается на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы в размере, не превышающем суммы ставки, установленной приложением 1 к настоящему постановлению, и 80% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

** В случае если на земельном участке осуществляется строительство (реконструкция) объектов смешанного размещения и все эти объекты включены в приложение 4 к настоящему постановлению, то арендная плата за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели предоставления для осуществления строительства (реконструкции) устанавливается в размере, предусмотренном приложением 1 к настоящему постановлению.

Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 16 июня 2011 г. N 276-ПП

Приложение 4
к постановлению Правительства Москвы
от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП

N п/п Наименование видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства Кодовые обозначения — индексы видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
1 2 3
1. Объекты размещения административно-управленческих учреждений, некоммерческих организаций, не связанных с проживанием населения, общественных организаций и объединений, организаций и учреждений обеспечения безопасности 1001 01
2. Участки размещения учебно-образовательных объектов 1002
3. Участки размещения культурно-просветительных объектов 1003
4. Объекты размещения помещений и технических устройств пассажирских терминалов, вокзалов, причалов, станций, остановок транспорта, в т.ч. скоростного внеуличного транспорта, транспортно-пересадочных узлов, диспетчерских пунктов наземного общественного транспорта, пунктов контроля безопасности движения 1004 06
5. Объекты размещения помещений и технических устройств общественных туалетов 1004 08
6. Участки размещения лечебно-оздоровительных объектов 1005
7. Участки размещения спортивно-рекреационных объектов 1006
8. Участки размещения социально-реабилитационных объектов 1007
9. Участки размещения учебно-воспитательных объектов 2003
10. Объекты размещения промышленных предприятий IV и V класса вредности 3002 02, 3002 05
11. Объекты размещения помещений и технических устройств теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), государственных электростанций (ГЭС), районных тепловых станций (РТС) мощностью 200 Гкал/час и выше, теплоэлектростанций (ТЭС), электроподстанций открытого типа 3002 03
12. Объекты размещения помещений и технических устройств электроподстанций закрытого типа, районных тепловых станций мощностью до 200 Гкал/час, повысительных и понизительных тепловых насосных станций 3002 04
13. Участки размещения специальных объектов 3003
14. Участки размещения жилищно-коммунальных объектов, за исключением объектов размещения помещений и технических устройств автоматических телефонных станций (АТС) и концентраторов абонентского доступа (КАД), а также объектов размещения автозаправочных, газонаполнительных станций, автомоек 3004
15. Участки размещения объектов транспортной инфраструктуры 3005

Постановление Правительства Москвы от 16 июня 2011 г. N 276-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве при изменении цели предоставления земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства»

Текст постановления официально опубликован не был

ЗК РФ Глава V.1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

  • Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
  • Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
  • Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
  • Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
  • Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование
  • Статья 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование
  • Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме
  • Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка
  • Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
  • Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
  • Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение

Открыть полный текст документа

О разъяснении порядка предоставления земельных участков в собственность за плату и в аренду

О разъяснении порядка предоставления земельных участков в собственность за плату и в аренду.

Вопрос:

Прошу разъяснить порядок предоставления земельных участков в собственность за плату и в аренду.

Ответ:

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду и собственность, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В частности, случаи предоставления земельных участков без проведения торгов в собственность указаны в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а в аренду – в пункте 2 статьи 39.6. ЗК РФ.

Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов регламентируется пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ и включает в себя следующие действия:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о регистрации;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка и ее форме установлены статьей 11.10 ЗК РФ и Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Содержание заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка указано в пункте 1 статьи 39.15 ЗК РФ, а перечень документов, прикладываемых к заявлению, в пункте 2 вышеуказанной статьи.

Статьёй 39.17 ЗК РФ установлено содержание заявления о предоставлении земельного участка и перечень документов, прикладываемых к нему.

В случае, если основание предоставления земельного участка не перечислено в пункте 2 статьи 39.3 или в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ, предоставление земельного участка в собственность или в аренду осуществляется на торгах, порядок организации и проведения которых указан в статьях 39.11 – 39.13 ЗК РФ.

Предоставление земельного участка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *