Контракт исполнен в полном объеме

Содержание

Когда контракт считается исполненным

Государственный или муниципальный контракт будет считаться исполненным после выполнения обязательств сторонами в полном объеме (письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 № Д28и-2196).

Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору (п. 3 ст. 425 ГК РФ).

Если в договоре отсутствует такое условие, он признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Значит, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.

При этом полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя:

  • приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов);
  • оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).

Кроме этого, информацию об исполнении контракта, в том числе об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта включается в реестр контрактов (п. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084).

То есть, в реестр заносят сведения об исполнении контракта при завершении исполнения сторонами взятых на себя обязательств по контракту. При этом включение в реестр информации о наличии судебно-претензионной работы по контракту не предусмотрено.

Что считается исполнением контракта (согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 01.07.2019): это когда контракт уже подписан или когда уже произошла частичная отгрузка товара, или когда контракт полностью исполнен?
Можно ли заменить обеспечение контракта на банковскую гарантию, когда контракт подписан, но не было еще ни одной отгрузки товара?

4 октября 2019

Согласно ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7.2 и 7.3 данной статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Как следует из положений ч. 7.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.
Согласно ч. 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предусмотренное ч.ч. 7 и 7.1 данной статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Как видим, по смыслу положений чч. 7-7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) в ходе исполнения контракта вправе как изменить способ обеспечения исполнения контракта, так и заменить ранее предоставленное заказчику обеспечение исполнения контракта на уменьшенное, причем в последнем случае уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом, а одним из условий такого уменьшения является приемка заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. При этом требований об осуществлении заказчиком приемки товаров, работ, услуг в целях реализации поставщиком права на замену способа обеспечения исполнения контракта положениями ст. 96 Закона N 44-ФЗ не установлено.
Из ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ следует, что исполнение контракта включает в себя, в частности, следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным законом:
— приемку поставленного товара (работы, услуги)…, включая проведение в соответствии с данным законом экспертизы поставленного товара (работы, услуги)…,
— оплату заказчиком поставленного товара (работы, услуги)…,
— взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 данного закона,
— применение мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Действительно, с одной стороны, приведенная норма может пониматься как указывающая на то, что исполнение контракта начинается лишь с момента первой поставки (приемки, оплаты и т.п.). Однако, на наш взгляд, использованная в ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ формулировка «в том числе» свидетельствует о том, что приведенный в этой части перечень действий, совершаемых после заключения контракта и свидетельствующих об исполнении контакта, не является исчерпывающим. Кроме того, на наш взгляд, поскольку иное не вытекает из законодательства, в целях применения Закона N 44-ФЗ периодом исполнения контракта следует считать период с даты его вступления в силу (п. 1 ст. 425 ГК РФ) до момента его прекращения. В этом смысле взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по вопросу об изменении способа обеспечения исполнения действующего контракта, по нашему мнению, должно рассматриваться как осуществляемое в ходе исполнения контракта. А поскольку положениями Закона N 44-ФЗ не установлено иное, изменить способ обеспечения исполнения контракта поставщик вправе и до момента первой поставки или первой оплаты по контракту.
Официальных разъяснений и правоприменительной практики по данному вопросу мы не обнаружили.

К сведению:
Положения ч.ч. 7-7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ):
— применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 июля 2019 г.;
— по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до 1 июля 2019 г., либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до 1 июля 2019 г. (ч. 3, ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если его сумма уменьшилась

Главная → Статьи → Расторгнуть контракт по соглашению сторон можно, если его сумма уменьшилась

Если контракт по ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” на отопление и воду заключен на определенную сумму, а в конце года сумма контракта уменьшилась, как правильно закрыть контракт? Необходимо ли заключать дополнительное соглашение, если контракт действует до полного исполнения предусмотренных обязательств, в контракте отсутствует условие о возможности изменения количества товара, объема работ или услуг в пределах 10%?

Договором, которым в силу п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) является и контракт, признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ), то есть об установлении обязательств (ст. 307 ГК РФ) (Закон № 44-ФЗ основан в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 данного Закона), в связи с чем в части, не урегулированной Законом № 44-ФЗ, к отношениям по контракту подлежат применению нормы ГК РФ). А п. 3 ст. 425 ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, при этом договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Поэтому в каждом конкретном случае суд в первую очередь устанавливает, вытекает ли из договора (контракта), что установленные им обязательства должны (или могут при определенных обстоятельствах) исполняться после окончания указанного в договоре срока его действия.

Таким образом, если контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, то необходимости расторгать контракт при описанных в вопросе обстоятельствах нет, поскольку его действие и так уже прекращено (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.03.2013 № Ф02-209/13 и от 13.09.2010 № А33-910/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2012 № Ф08-3213/12 и от 26.05.2010 № А63-18488/2009 (определением ВАС РФ от 01.10.2010 № ВАС-11358/10 отказано в передаче данного постановления для пересмотра в порядке надзора), ФАС Московского округа от 14.02.2013 № Ф05-16497/12 и от 05.12.2012 № Ф05-13506/12). Безусловно, при обоюдном желании сторон каким-либо образом документально подтвердить факт прекращения их отношений по контракту, срок действия которого истек, стороны могут составить подобный документ в произвольной форме (например, в виде акта об исполнении контракта с указанием объемов произведенного сторонами исполнения и того обстоятельства, что потребности в получении оставшейся части товара заказчик не имеет в связи с заключением нового контракта). Подобный вариант законом не предусмотрен, но и не противоречит ему. Если же упомянутое выше условие контрактом не предусмотрено, то формально он продолжает действовать, а значит, если фактически стороны прекратили его исполнение, это следует зафиксировать документально, расторгнув контракт по соглашению сторон.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Исходя из положений ч. 18 ст. 34, пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ количество товара, объем работ или услуг по контракту являются существенными условиями, которые не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% по правилам, предусмотренным ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, условия контракта о цене, количестве товара, объеме выполнения работ (оказания услуг) не могут изменяться, за исключением случаев, прямо указанных в Законе № 44-ФЗ.

Вместе с тем это не означает, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон № 44-ФЗ такого требования не содержит. Более того, представляется, что подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ). Ведь в случае, если, например, потребность в выполнении каких-либо работ (услуг) отпадает или их объем уточняется в ходе исполнения контракта в меньшую сторону, средства будут истрачены на удовлетворение фактически отсутствующей потребности.

Запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций, один из наиболее очевидных – расторжение контракта по соглашению сторон после получения заказчиком исполнения в необходимом ему объеме. Часть 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение договора. Аналогичные, по сути, разъяснения приведены в п. 44 обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42-7.4-05/6.3-354, в котором рекомендовано при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос № 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 № 42-7.4-05/8.5-305). Упомянутые разъяснения касаются положений утратившего ныне силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, однако, как нам представляется, они не утратили актуальности (Смотрите также, например, письма Минэкономразвития РФ от 16.08.2016 № Д28и-2101, от 04.08.2016 № Д28и-1965, от 18.12.2014 № Д28и-2834, от 01.12.2015 № Д28и-3552, вопрос 2 в письме Минэкономразвития РФ от 28.03.2016 № Д28и-898). Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утверждены постановлениемПравительства РФ от 28.11.2013 № 1084), положения которых косвенно указывают на то, что до расторжения контракта или его прекращения надлежащим исполнением (ст. 408 ГК РФ) он отображается в ЕИС как действующий.

Таким образом, стороны принципиально не лишены возможности расторгнуть контракт по обоюдному соглашению, если, например, в ходе исполнения контракта потребность в дальнейшем исполнении контрагентом обязательств (поставке товара, оказании услуг, выполнении работ) отпала или на момент предусмотренного контрактом истечения срока его действия указанный в нем объем товара заказчиком не выбран, а значит, и не оплачен в полном объеме.

Ответ подготовил: Жгулева Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Золотых Максим, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В рамках заключенного государственного контракта,

Добрый день!

В соответствии с положениями статьи 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение начального, конечного и промежуточных сроков выполнения работы.

Вместе с тем, статьей 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или

договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для

надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Для избежания ответственности подрядчику необходимо предпринять все меры в соответствии с условиями муниципального контракта по извещению заказчика о том, что объем работ не 4 000, а 100 000 тыс.

Для более детального ответа и выработки аргументированной позиции необходимо изучение документов!

Был заключен контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В апреле 2017 года контрагент не приступил к исполнению контракта. Указанный в контракте срок его действия на сегодняшний день истек.
Можно ли в такой ситуации увеличить срок действия контракта, заключив дополнительное соглашение? Могут ли обязательства контрагента по контракту быть исполнены за пределами срока действия контракта?

1 июня 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключить дополнительное соглашение о продлении срока действия контракта стороны не вправе. Само по себе истечение указанного в контракте срока действия контракта не препятствует исполнению предусмотренных контрактом обязательств и принятию такого исполнения заказчиком.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Следовательно, условие о сроке исполнения обязательств контрагента может быть изменено только в установленных законом случаях. Возможность изменения сроков исполнения контракта Закон N 44-ФЗ предусматривает лишь при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), что к рассматриваемому случаю, очевидно, не относится. Поэтому в приведенной ситуации предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств контрагентом изменен быть не может.
Срок исполнения обязательств по контракту не тождественен сроку действия контракта. Указывать в контракте срок его действия положения Закона N 44-ФЗ не требуют. Однако, учитывая упомянутый выше запрет, установленный ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, а также то, что этот закон не предусматривает возможности изменения условия о сроке действия контракта, заключить соглашение об изменении такого срока стороны также не вправе.
Однако вышеизложенное не означает, что контракт не может быть исполнен по истечении указанного в нем срока действия. Сам по себе факт истечения предусмотренного контрактом срока его действия не влечет прекращения тех обязательств, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает оказание услуг и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. В связи с этим заказчик вправе принять исполненное контрагентом и за пределами указанного в контракте срока действия (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175).
В заключение напомним, что в случае нарушения контрагентом предусмотренного контрактом срока выполнения работ (оказания услуг) заказчик формально в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ обязан направить подрядчику требование об уплате пени.
Также рекомендуем Вам ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Штрафные санкции по контракту по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Оформление документов при начислении неустоек в госучреждениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Общее количество заключенных контрактов и сумма заключенных контрактов

Приступим к сравнительному анализу эффективности закупок, осуществленных по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Анализ необходимо начать с определения общего количества заключенных контрактов и суммы заключенных контрактов непосредственно ГК «Росатом» и всех его дочерних организаций по обоим законам за 2015 год. Результаты такого анализа предложены Приложении 1.

Предложенная статистика составлялась следующим образом. С официального сайта закупок ГК «Росатом» из раздела «Заключено договоров» было взято общее количество договоров за 2015 год ГК «Росатом» и всех его дочерних обществ. Из-за отсутствия фильтра по критерию «способ финансирования» или «применяемый закон» далее был использован Официальный сайт размещения закупок. С помощью фильтрации на данном сайте все заключенные договоры за 2015 год каждой дочерней организации ГК «Росатом» и непосредственно закупки ГК «Росатом» были проверены на использованный закон, то есть способ финансирования с помощью фильтрации по законам. Оценка была бы более объективной при наличии статистики об общей сумме заключенных договоров в разрезе двух законов, но такая статистика отсутствует в открытом доступе, а составление подобной базы с помощью фильтрации не представляется возможным.

Таким образом были проанализированы все заключенные контракты за 2015 год. Всего в анализе участвовало 98 организаций: ГК «Росатом» и 97 дочерних организаций. Всего было заключено 59472 договоров на сумму 482 211 835 786,84 рублей. Из этого количества было заключено 1041 договоров с применением норм 44-ФЗ и 58431 договоров с применением норм 223-ФЗ.

Сравним полученные данные с данными за 2014 год. Согласно финансовому отчету ГК «Росатом» за 2014 год, за счет средств бюджета корпорацией в соответствии проведено 806 конкурентных закупок на общую сумму 125,4 млрд руб., экономия от закупочной деятельности составила 2,4 млрд руб. В 2014 году за счет собственных средств Госкорпорации «Росатом» и организаций заключены 37000 договоров. Основную часть закупок материально-технических ресурсов и оборудования отечественного производства (89 %) составляет оборудование стоимостью свыше 100 млн руб. Таким образом, количество заключенных договоров в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ повысилось за год на 235 (22%) и 21 431(36%) договоров соответственно. Данные показатели достаточно высокие, что свидетельствует о развитии компании и серьезном развитии ее закупочной деятельности.

Максимальная общая сумма стоимости договоров за 2015 год — 142 276 096 028,38 рублей, заказчиком при этом было АО «Концерн Росэнергоатом». При этом все 12139 договоров были заключены на собственные и внебюджетные средства, то есть в рамках 223-ФЗ. Далее по убыванию идут следующие суммы договоров — 82 660 528 631,99 и 25 390 236 541,97 рублей. Заказчиками являются, соответственно, АО «Атомэнергомаш» и АО «Атомэнергопром». Все данные закупки были совершены в рамках 223-ФЗ. Пять заказчиков с максимальной суммой договоры представлены в табл.1.

Заказчик Количество договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг (ед.) Количество договоров, заключенных в рамках 44-ФЗ (ед.) Количество договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ (ед.) Общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг (руб.)
АО «Концерн Росэнергоатом» 142 276 096 028,38
АО «Атомэнергомаш» 82 660 528 631,99
АО «Атомэнергопром» 25 390 236 541,97
АО «Техснабэкспорт» 25 033 573 733,66
АО «АЭП» 20 811 967 748,14

Табл.1 Заказчики с максимальной общей стоимостью договоров, заключенных за 2015 год.

Рассмотренные данные свидетельствуют о большей применимости (примерно в 58 раз) норм 223-ФЗ, чем норм 44-ФЗ, то есть о большем распространении в компании закупок за счет собственных и внебюджетных средств. Это объясняется тем, что сущность государственных корпораций состоит в том, что государство возлагает на них определенные цели, указанные в федеральных законах о госкорпорациях, наделяя их хозяйственными полномочиями для самостоятельного принятия решений о большинстве закупок и, соответственно, совершения их за счет средств госкорпорации. Исключения составляют закупки, проводимые в рамках 44-ФЗ, которые государство инициирует самостоятельно для достижения определенных целей в рамках различных государственных программ.

Энциклопедия решений. Возможность исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ, предусматривающего твердую цену, не в полном объеме

Возможность исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ не в полном объеме

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, и только в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке (далее — документация). При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ.

Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей случаи изменения контракта после его подписания, установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в названной норме.

В частности, согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом, по предложению заказчика могут быть увеличены или уменьшены предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%.

В большинстве прочих случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, для изменения количества товара, объема работ или услуг по контракту требуется издание нормативных правовых актов*(1).

Отсюда следует, что количество товара, объем работ или услуг по подписанному контракту по общему правилу не может изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% и только если это было предусмотрено в документации и контракте.

Вместе с тем, по нашему мнению, это не означает, что контракт должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон N 44-ФЗ такого требования не содержит и, более того, представляется, что такое требование противоречило бы принципам закупки, среди которых и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ). Ведь в случае отпадения потребности, например, в выполнении каких-либо объемов работ или их уточнении в ходе исполнения контракта в меньшую сторону средства будут истрачены на фактически не имеющуюся потребность. Кроме того, как сказано выше, раз цена по контракту определяется за весь объем товаров (работ, услуг), следовательно, уплата полной цены за выполненные не в полном объеме работы, услуги, не поставленные полностью товары должна быть оценена как неосновательное обогащение поставщика или исполнителя (ст. 1102 ГК РФ).

Запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций. Один из наиболее очевидных — расторжение контракта по соглашению сторон после поставки необходимого количества товаров, выполнения и приемки фактически необходимых объемов работ, услуг.

Часть 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон. Каких-либо специальных оснований для этого не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение контракта.

Таким образом, заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ, услуг, поставленное количество товаров.

Аналогичные разъяснения даны в разъяснениях по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 28.03.2016 N Д28и-898, письме Минэкономразвития России от 13.01.2017 N Д28и-166, письме Минфина России от 24.10.2017 N 24-03-08/69599.

Кроме того, на наш взгляд, допустим вариант, когда по исполнении контракта в объеме фактически сложившейся потребности его стороны составят акт об исполнении контракта, в котором и зафиксируют исполнение в объеме имевшейся потребности и отпадение остающейся ее части.

Вместе с тем хотим заметить, что хотя административной ответственности за неполное исполнение контракта без наличия к тому объективных причин не установлено, однако нельзя исключить наступление негативных последствий для заказчика, в том числе вследствие неэффективного использования бюджетных средств.

В заключение обратим внимание, что от ситуации, когда у заказчика по объективным причинам отпала потребность в части товаров, работ, услуг, приобретаемых по условиям контракта, следует отличать ситуацию, когда на момент прекращения срока действия контракта часть товаров, работ, услуг осталась непринятой, а заказчик сохраняет потребность в полном исполнении контракта.

В этом случае актуальны разъяснения, данные в письме Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175, согласно которым заказчик вправе осуществить приемку товара и его оплату. При этом, поскольку изменения срока действия контракта не происходит, заказчик не подлежит административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. Мы согласны с данным мнением.

*(1) Часть 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривала большую свободу изменения контракта, но только в отношении контрактов, срок исполнения которых завершался в 2015 и 2016 годах.

Исполнительный лист в учреждении: порядок обращения

Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Появление исполнительных документов в учреждении даже у опытного бухгалтера-расчетчика может вызывать волнение и неуверенность, поскольку регламент их обращения строгий и отклонения недопустимы. Еще раз остановиться на всех этапах порядка исполнения взысканий и разобрать наиболее сложные моменты призвана настоящая консультация.

Поступил исполнительный документ

Чаще всего исполнительные документы присылаются ФССП, но в ряде случаев взыскатель может обратиться к работодателю должника и самостоятельно. Законом об исполнительном производстве установлены всего два вида исполнительных документов, которые могут быть направлены на исполнение, минуя службу судебных приставов:

1) о взыскании периодических платежей (исполнительный лист или судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, исполнительный лист о взыскании сумм в возмещение вреда от потери кормильца и т. д.);

2) о взыскании денежных средств, если в нем содержится указание на взыскание с должника единовременно не более 25 000 руб.

Самостоятельное обращение ускорит исполнение тех исполнительных документов, которые предполагают регулярное удержание сумм из заработной платы должника или выданы на сумму, удержание которой эффективнее за счет зарплаты, нежели путем продажи имущества должника. В этом случае взыскатель передает работодателю подлинник исполнительного документа и письменное заявление, в котором указывает реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина, либо наименование, ИНН налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица, а также банковские либо почтовые реквизиты, на которые следует перечислять взысканные денежные средства.

Во всех остальных случаях, а также в случае, если взыскатель не располагает сведениями о месте работы или учебы должника, исполнительный документ направляется на исполнение в службу судебных приставов и уже от них передается в учреждение.

Поступивший исполнительный документ необходимо зарегистрировать в журнале (книге) учета исполнительных листов. Нормативно-правовые акты содержат только косвенное упоминание этого регистра, его форма и содержание определяются учреждением самостоятельно. Это может быть самая обычная ученическая тетрадь, но пронумерованная и прошнурованная – такое требование предъявляется ко всем журналам регистрации. В графах журнала рекомендуем отражать следующие данные:

  • порядковый номер записи регистрации;

  • вид исполнительного документа;

  • дату поступления и входящий номер;

  • номер исполнительного документа, когда и кем выдан;

  • фамилию, имя, отчество и местожительство взыскателя;

  • фамилию, имя, отчество и местожительство должника;

  • размер удержаний;

  • сумму задолженности;

  • фамилию и подпись бухгалтера о получении исполнительного документа;

  • отметку о завершении взыскания по исполнительному документу;

  • отметки о возврате исполнительного документа – куда и когда отправлен, фамилию и подпись работника о возвращении исполнительного документа.

Бухгалтер-расчетчик подтверждает получение исполнительного листа своей подписью в журнале, и именно на него целесообразно возложить ответственность за хранение исполнительных документов, например, в должностной инструкции. Храниться документы должны в сейфе, как бланки строгой отчетности.

Получение исполнительного документа от судебного пристава необходимо подтвердить обратным уведомлением. Чаще всего сам исполнительный лист имеет отрывную часть – уведомление; если ее нет, то уведомление составляется в произвольной форме с указанием входящего номера и даты получения документа, контактного телефона. Уведомление подписывается бухгалтером, его подпись заверяется печатью учреждения.

База доходов по исполнительным документам

Отметим, что обращение взыскания на заработную плату производится чаще всего по периодическим платежам, например, алиментам. Их необходимо удерживать с каждой выплаты должнику до полного исполнения документа.

Закон не устанавливает открытых или закрытых перечней видов выплат, на которые обращаются взыскания, в его формулировках это «заработная плата и иные доходы». Более подробно раскрываются те выплаты, на которые взыскания не обращаются (ст. 101 Закона об исполнительном производстве). Перечень объемный и закрытый, но далеко не все они могут встретиться в составе выплат у работодателя, поэтому приведем только основные из возможных.

Итак, не обращаются взыскания на доходы:

  • в виде сумм страхового обеспечения по социальному страхованию, кроме пособия по временной нетрудоспособности;

  • в виде компенсационных выплат в рамках трудовых отношений, например, командировочные, подъемные или компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях, если же с сотрудником заключен договор аренды его автомобиля, то суммы арендной платы войдут в состав базы доходов;

  • в виде сумм материальной помощи, выплачиваемой работодателем в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака.

При этом законодатель установил, что с денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью (пп. 1 п. 1 ст. 101), и компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (пп. 4 п. 1 ст. 101), алиментные обязательства на несовершеннолетних детей должны исполняться.

Следовательно, если работодатель производит своему работнику выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве из своего фонда заработной платы, установленные, скажем, коллективным договором, то с таких выплат алименты на несовершеннолетних детей удерживать обязательно. В то же время, если работник является получателем ежемесячных страховых выплат в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве, эти выплаты в базу доходов не включаются. См., например, Определение Пермского краевого суда от 15.06.2011 № 33-5699.

Размер удержания по исполнительному листу исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона об исполнительном производстве).

Предельные размеры удержаний и несколько исполнительных листов на одного работника

Законом установлены предельные размеры удержаний по разным основаниям (очередям), и если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Также пропорционально количеству рабочих дней (смен, часов и т. д.), приходящихся на период несовершеннолетия ребенка, рассчитывается сумма алиментов в месяце, в котором удержания должны закончиться, например, по достижении 18 лет.

Представим таблицу очередности удовлетворения требований взыскателей.

Очередность

Вид удержания

Максимальный размер удержания (от суммы, причитающейся работнику на руки, за вычетом НДФЛ)

Первая очередь

Алименты на несовершеннолетних детей.

Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица.

Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца.

Возмещение ущерба, причиненного преступлением

70% в совокупности по всем исполнительным документам первой очереди

Первая очередь

Возмещение морального вреда

50% в совокупности по всем исполнительным документам

Вторая очередь

Любые другие основания (возмещение материального ущерба, задолженность по договору, задолженность по платежам в бюджет и т. д.)

В вопросе удержания алиментов с сумм выплачиваемых авансов по заработной плате до сих пор можно встретить разночтения, поскольку нормативно-правового акта с точными указаниями не существует. На основании анализа имеющихся правовых актов можно сделать вывод, что алименты достаточно удерживать один раз в месяц (ст. 109 СК РФ) после расчета сумм НДФЛ, который также исчисляется в конце месяца (п. 2 ст. 223 НК РФ). Полагаем, это правило применимо и к другим основаниям удержаний по исполнительным документам.

Пример.

Сотрудник Иванов А. П. с 5 по 9 июня находился в командировке, за это время ему был начислен средний заработок в размере 5 000 руб., компенсация расходов на проезд и проживание в сумме 30 000 руб., суточные за время командировки – 3 500 руб.

За оставшиеся дни июня была начислена заработная плата в размере 30 000 руб., сотруднику предоставляется стандартный вычет на ребенка – 1 400 руб.

В учреждении на Иванова А. П. получено 3 исполнительных документа: алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 доходов (ИЛ № 1); возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме 17 000 руб. всего (ИЛ № 2); долг по кредиту в размере 50 000 руб. всего (ИЛ № 3).

Необходимо определить сумму удержаний по исполнительным документам.

1. Определим базу удержаний.

В указанном месяце в базу войдут заработная плата и суммы среднего заработка за время нахождения в командировке. Иные компенсационные выплаты в расчет не включаются.

База удержания рассчитывается после удержания НДФЛ и составит 30 632 руб. (30 000 + 5 000 – (30 000 + 5 000 – 1 400) х 13%).

2. Определим предельные размеры удержаний.

Исполнительные листы по алиментам и причинению вреда здоровью относятся к первой очереди, и размер удержаний по ним составляет 70% – 21 442,40 руб. (30 632 руб. х 70%).

Долг по кредиту относится ко второй очереди, и его предельный размер равен 50% – 15 316 руб.

3. Рассчитаем удержания в первый месяц.

Первая очередь: ИЛ № 1 – 7 658 руб. (30 632 руб. х 1/4), № 2 – 17 000 руб. Вместе они составляют 24 658 руб. (7 658 + 17 000), что больше предельного размера удержаний – 21 442,40.

Поскольку средств недостаточно для удовлетворения обоих требований в полном объеме, необходимо произвести удержания пропорционально каждой сумме взыскания.

ИЛ № 1 – 6 659,34 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 7 658 руб.);

ИЛ № 2 – 14 783,06 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 17 000 руб.).

Вторая очередь: ИЛ № 3 в этом месяце не исполняется, поскольку сумма уже произведенных удержаний превышает предел по этому документу.

Итого за первый месяц удержано 21 442,40 руб., и за работником осталась задолженность, которая перейдет на следующий месяц в размере:

– 998,66 руб. (7 658 – 6 659,34) – по ИЛ № 1;

– 2 216,94 руб. (17 000 – 14 783,06) – по ИЛ № 2;

– 50 000 руб. – по ИЛ № 3.

4. Рассчитаем удержания во второй месяц. Предположим, что база доходов составила 34 800 руб. после удержания НДФЛ. Тогда предельный размер первой очереди – 24 360 руб. (34 800 руб. х 70%), второй очереди – 17 400 руб. (34 800 руб. х 50%). ИЛ № 1 в этом месяце – 8 700 руб. (34 800 руб. х 1/4).

Первая очередь: ИЛ № 1 – 9 698,66 руб. (8 700 + 998,66), ИЛ № 2 – 2 216,94 руб. Вместе они составляют 11 915,60 руб., что позволит удовлетворить требования первой очереди в полном объеме, при этом ИЛ № 2 полностью погашен.

Вторая очередь будет исполнена в размере 5 484,40 руб. (17 400 – 11 915,60), остальной долг перейдет на следующий месяц.

5. В третьем месяце и последующих месяцах удержания по ИЛ № 3 будут производиться после удержания первой очереди (ИЛ № I) в общем размере удержаний не более 50% базы доходов.

Правильность удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу может быть проверена судебным приставом-исполнителем. При проведении проверки учреждение обязано предоставить бухгалтерские и иные документы (ст. 64 Закона об исполнительном производстве).

Отметим, что все расходы на доставку удержанных платежей взыскателям (почтовые, банковские) производятся за счет должника и ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.

Бухгалтерский (бюджетный) учет производимых удержаний осуществляется на счете 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Окончание исполнения. Увольнение сотрудника с исполнительными документами

Последняя редакция Закона об исполнительном производстве (от 28.05.2017, вступила в силу 09.06.2017) устанавливает обязанность работодателя вернуть исполнительный документ взыскателю или судебному приставу-исполнителю с указанием основания окончания исполнения (перечисление денежных средств в полном объеме или перемена должником места работы) и взысканной суммы, если имело место частичное исполнение. Сделать это необходимо не позднее дня, следующего за днем увольнения должника или полного исполнения.

За нарушения законодательства об исполнительном производстве – неисполнение требований исполнительного документа, утрата или несвоевременное отправление исполнительного документа предусмотрена административная ответственность (п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ) в виде штрафа:

а) для должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб.;

б) для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Злостное неисполнение исполнительных документов может повлечь уголовную ответственность (ст. 315 УК РФ) должностных лиц учреждения в виде:

  • штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 18 месяцев;

  • лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет;

  • обязательных работ на срок до 480 часов;

  • принудительных работ на срок до двух лет;

  • ареста на срок до шести месяцев либо лишения свободы на срок до двух лет.

* * *

В заключение еще раз отметим, что жизненный цикл исполнительного документа в учреждении включает в себя следующие этапы:

1. Поступление – оформляется регистрирующей записью, взыскателю или судебному приставу отсылается обратное уведомление.

2. Исполнение – удержания производятся в порядке очередности платежей с соблюдением предельного размера удержаний; работодатель обязан обеспечить надлежащее хранение документов.

3. Завершение – при полном исполнении взыскания или увольнении должника работодатель обеспечивает возврат документа взыскателю либо судебному приставу-исполнителю.

Контракт исполнен в полном объеме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *