Реквизит основание

Содержание

Вопрос: Какой документ является основанием для заключения контракта с единственным поставщиком при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд? («Финансы», 2007, n 11)

«Финансы», 2007, N 11
Вопрос: Какой документ является основанием для заключения контракта с единственным поставщиком при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд?
Ответ: Часть 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) содержит закрытый перечень случаев, при которых заказчик размещает заказы у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Например, поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях»; осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам); представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка в соответствии с ч. 12 ст. 25, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 46, ч. 10 ст. 53 Закона N 94-ФЗ; осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента РФ. Таким образом, основанием для заключения контракта с единственным поставщиком является закон.
Соответственно, при заполнении формы «Сведения о государственном или муниципальном контракте (его изменении), заключенном государственным или муниципальным заказчиком» в поле «Реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта» должна быть указана ссылка на соответствующий параграф ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Если основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем) являются п. п. 8 — 10 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, должны также быть указаны реквизиты протокола рассмотрения или оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Если п. 11 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ — реквизиты письма органа, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, с согласованием размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Специалисты
Минфина России
и Федерального казначейства
Подписано в печать
08.11.2007

Какие документы являются основанием заключения контракта по 44-ФЗ и как прописать их реквизиты?

После того как стороны подписали государственный контракт, заказчик обязан исполнить свою обязанность по размещению сведений в реестре контрактов в ЕИС. Одним из полей, которое необходимо заполнить заказчику, является поле с реквизитами документа-основания для заключения контракта. Именно с заполнением указанной графы у заказчиков нередко возникают сложности.

Документы-основания заключения контракта

Для того чтобы исполнить свою обязанность по передаче сведений в ЕИС, заказчику необходимо в личном кабинете выбрать опцию «Сформировать информацию о контракте». Система предложит заполнить представленные поля.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Заказчику нужно выбрать «Порядок определения поставщиков» и в зависимости от этого прописать основание для заключения контракта. Поставщики в рамках 44-ФЗ могут выбираться конкурентными и неконкурентными способами. Среди конкурентных способов закупки – электронные конкурсы и аукционы, запросы предложений и котировок. В неконкурентной форме происходит подписание контракта с единственным поставщиком.

Если заказчик не размещал до этого извещение в ЕИС, то при выборе признака «Информация о размещении закупки не размещалась на официальном сайте» заказчик сможет выбрать только один из закрытых способов закупки и способ выбора поставщика по Постановлению Правительства, согласно ст. 111 44-ФЗ.

В зависимости от способа выбора поставщика документы, которые являются основаниями для подписания контракта, также будут отличаться.

Основания для подписания контракта при конкурентной и неконкурентной закупках

В качестве документа-основания для подписания контракта по результатам конкурентной закупки выступает итоговый протокол. В данном случае в реестр контрактов включается только последний протокол, содержащий итоги закупки, а протоколы рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие не прикрепляются.

Если закупка проводилась в неконкурентной форме, то основанием подписания контракта станет извещение о закупке у единственного поставщика, размещенное в ЕИС. В некоторых случаях подписание контракта с единственным поставщиком подлежит согласованию с контролирующим органом – тогда в качестве основания выступает разрешение на подписание контракта.

В качестве основания подписания контракта с единственным поставщиком может выступать сам 44-ФЗ: в ст. 93 содержится перечень оснований для подписания договора без прохождения конкурентной закупки.

Как прописать реквизиты

Под реквизитами документа-основания понимается его наименование. При необходимости оно дополняется номером нормативно-правового акта, статьей закона и датой его принятия. Если основанием стал протокол, то дата его формирования указывается в отдельной графе, но обычно заказчики дублируют ее в поле с реквизитами. Пример записи с реквизитами документа-основания: «Протокол подведения итогов электронного аукциона №0318200023419000063-3 от 04.06.2019».

После того как заказчик укажет номер закупки, то способ определения поставщика появится в реестре автоматически. Если закупка первоначально была конкурентной (например, проводилась в форме аукциона), но по результатам торгов она была признана несостоявшейся, и заказчик подписал контракт с единственным поставщиком, то тогда способ закупки «Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» станет доступен после заполнения графы «Основание заключения контракта с единственным поставщиком» в блоке «Общие данные». Здесь указывается протокол подведения итогов конкурентной закупки, в котором закупочная комиссия признала ее несостоявшейся и приняла решение о подписании контракта с единственным поставщиком.

После указания номера закупки в реестре контрактов автоматически будет проставлена дата, когда проводилось заседание закупочной комиссии, и были подведены итоги закупки, а также выбран победитель для подписания с ним контракта.

Поле с «Реквизитами документа, подтверждающего основание заключения контракта» в реестре контрактов состоит из двух частей. Одна из них редактируемая, вторая – нередактируемая. Нередактируемая часть заполняется автоматически при соблюдении двух основных условий:

  1. Контракт был подписан по результатам размещения заказа.
  2. Контракт содержит наименование и номер протокола определения участника, в которым подписывается договор.

В этом случае заказчику не нужно дополнительно указывать реквизиты документа: они проставляются автоматически.

В редактируемую часть заказчик попадает, если не были заполнены поля «Номер закупки», и установлен признак «Закупка у единственного поставщика». После с «Основанием заключения контракта с единственным поставщиком» нужно заполнить, если закупка не состоялась. Значение можно установить путем выбора из справочника такого основания, например:

  • закупка вследствие признания несостоявшимся электронного аукциона по ч. 1-3.1 ст. 71 44-ФЗ;
  • закупка, относящаяся к сфере субъектов естественных монополий по 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Поле с «Наименованием документа, подтверждающего основание заключения контракта» заполняется вручную или выбирается из справочника. Нередактируемая часть в данном случае заполняется автоматически. В редактируемой части есть подсказка – здесь нужно указать документ или нормативный акт, подтверждающий основание подписания контракта, например, 44-ФЗ или 147-ФЗ.

Где можно посмотреть аналогичные записи

Если у заказчика возникают сложности при указании реквизитов документа основания, то он может посмотреть аналогичные записи в реестре контрактов.

Реестр контрактов находится в открытом доступе, ознакомиться с ним можно по .

Таким образом, заказчику может потребоваться указание реквизитов документа-основания подписания контракта в реестре контрактов. При незаполнении данного поля ЕИС не позволит заказчику включить запись в реестр, а просрочка при исполнении данной обязанности может стать основанием для привлечения его к административной ответственности в виде штрафа. В качестве документальных оснований подписания контракта может стать протокол подведения итогов закупки или извещение о закупке у единственного поставщика.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567

Основания для закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ

Внимание!
Для поиска необходимой информации в справке воспользуйтесь кнопкой «Оглавление», которая располагается слева над основным оглавлением справочника.

Исчерпывающий перечень оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) содержится в ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) удобны для заказчика, поскольку не требуют проведения сложных торговых процедур, составления многостраничной документации и соблюдения иных требований, характерных для конкурентных способов закупки.
В то же время, являясь неконкурентными, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ограничены законодательством по предмету, по цене, по субъектному составу (как в отношении заказчика, так и поставщика, подрядчика, исполнителя) и т.д.
В связи с этим у заказчика часто возникает вопрос о том, вправе ли он в конкретном случае приобрести товар, заказать выполнение работы или оказание услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае отказа от закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), когда такая закупка возможна, заказчик потеряет много времени на проведение торговой процедуры, не говоря уже о том, что она может по различным причинам не состояться.

Штраф!
Принятие решения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. рублей (ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ).
Принятие решения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если в соответствии с законодательством о контрактной системе такая закупка должна осуществляться путём проведения конкурса или аукциона, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

В справочном материале рассмотрены и разъяснены все основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), которыми может воспользоваться заказчик.
Справочная информация позволит заказчику принять верное решение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), избежать привлечения к административной ответственности за неправильный выбор способа закупки и не потерять время на проведение торговых процедур, если возможно заключить прямой договор.

Закупка товара, работы или услуги у субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Закупка товара, работы или услуги у субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария
(п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ)

Дополнительная информация
Закупки товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, подробно рассмотрены в справочном материале «Закупки у субъектов естественных монополий по 44-ФЗ».

Закупка услуг центрального депозитария по данному основанию может осуществляться только у небанковской кредитной организации, которой Банком России присвоен статус центрального депозитария (ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 414-ФЗ «О центральном депозитарии», далее — Федеральный закон от 07.12.2011 г. N 414-ФЗ).
Заказчик может найти сведения о юридическом лице, которому присвоен статус центрального депозитария, на официальном сайте Банка России (ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 414-ФЗ).
Центральный депозитарий оказывает следующие услуги:
— хранение сертификатов ценных бумаг и (или) учёт и переход прав на ценные бумаги;
— расчёты по результатам сделок, совершённых на торгах организаторов торговли по соглашению с такими организаторами торговли и (или) клиринговыми организациями, осуществляющими клиринг таких сделок;
— раскрытие информации эмитентами, управляющими компаниями инвестиционных фондов и иными лицами;
— присвоение международных идентификационных кодов российским ценным бумагам;
— осуществление банковских операций и сделок;
— клиринговая деятельность.
При этом такие услуги оказываются с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 414-ФЗ
Такой вывод следует из содержания ст. 23, 27 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 414-ФЗ и ст. 7 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Следовательно, заказчик вправе применить п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при закупке указанных услуг у организации, обладающей статусом центрального депозитария.

Закупка для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определённого указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Закупка для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определённого указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ
(п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ)

Обратите внимание, что закупки по данному основанию осуществляются только для государственных нужд (федеральных нужд или нужд субъекта РФ).
В указанных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ наряду с единственным поставщиком обязательно определяется предмет контракта.
Например, Распоряжением Президента РФ от 11.06.2016 г. N 167-рп ООО «ELEKON» было определено единственным исполнителем осуществляемых Российской академией наук в 2016 г. закупок работ и услуг, связанных с капитальным ремонтом башенных часов.
В рассмотренном примере дополнительно определён заказчик и период времени, в течение которого он может осуществлять соответствующие закупки.
То есть закупку работ и услуг, связанных с капитальным ремонтом башенных часов у ООО «ELEKON» на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ была вправе осуществить только Российская академия наук и только в 2016 г. При этом закупка иных товаров, работ, услуг по данному основанию не допускалась.
Кроме того, актами Президента РФ и Правительства РФ должен быть определен предельный срок контракта, а также предусмотрена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь субподрядчиков или соисполнителей с указанием объема обязательств, которые должны быть исполнены лично. Соответственно, указанные условия должны быть отражены заказчиком в контракте.
Дополнительно в актах Президента РФ и Правительства РФ об определении единственного поставщика (подрядчика исполнителя) может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.
Например, Распоряжением Правительства РФ от 28.03.2018 г. N 520-р АО «Национальная иммунобиологическая компания» определена единственным поставщиком лекарственных препаратов, полученных из плазмы крови человека и животных.
Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 28.03.2018 г. N 520-р:
— конкретизирован предмет контракта (перечень лекарственных препаратов, полученных из плазмы крови человека и животных);
— определены заказчики, которые вправе осуществлять закупки лекарственных препаратов у АО «Национальная иммунобиологическая компания» на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (Минздрав России, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба безопасности и другие);
— установлен период времени, в течение которого указанные заказчики вправе осуществлять закупки лекарственных препаратов у АО «Национальная иммунобиологическая компания» на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (2018 и 2019 г.);
— определена методика расчёта цены контракта.

Таким образом, актами Президента РФ и Правительства РФ не только определяется единственный поставщик (подрядчик, исполнитель), но и устанавливаются условия осуществления закупки, которые заказчик обязан соблюдать.

Выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ
(п. 3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ)

Внимание!
При осуществлении закупки работ по данному основанию заказчику потребуется: определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

По данному основанию заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ по заблаговременной подготовке к обеспечению защиты государства от вооружённого нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», далее — Федеральный закон от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ).
Полный перечень мероприятий, которые составляют содержание мобилизационной подготовки, содержится в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ. В него входят, например:
— создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил РФ и населения в военное время (п. 11 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ);
— подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы РФ при объявлении мобилизации (п. 13 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ);
— подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время (п. 16 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ);
— и другие мероприятия.
Например, на основании п. 3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ может быть заключен контракт на ремонт и сервисное обслуживание вооружения и военной техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы РФ при объявлении мобилизации.
Таким образом, по данному основанию заказчик вправе заключать контракты только для выполнения работ в рамках указанных мероприятий по мобилизационной подготовке.

Закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей
(п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ)

Внимание!
При закупках по данному основанию ограничение цены контракта не распространяется на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства.

Дополнительная информация
Закупки по данному основанию подробно рассмотрены в справочном материале «Закупки до 300 000 рублей и 600 000 рублей по 44-ФЗ».

Закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей
(п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ)

Основание заключения договора

Договоры между гражданами, большинство договоров между юридическими лицами заключаются по усмотрению самих субъектов, желающих вступить в обязательственные отношения. Основаниями заключения договора в таких случаях являются согласованные намерения и инициатива сторон. Основания заключения договора — договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Сделка — это волеизъявление субъекта, имеющее целью создание, изменение или прекращение его прав и обязанностей по отношению к третьим лицам. Цель, преследуемая субъектами, совершающими сделку, всегда носит правовой характер — приобретение права собственности, права пользования определенной вещью и т.д. В силу этого не являются сделками морально-бытовые соглашения, не преследующие правовой цели, — соглашения о свидании, совершении прогулки и т.д. Типичная для данного вида сделок правовая цель, ради которой они совершаются, называется основанием сделки.

Статья 441 Гражданского кодекса РФ. Заключение договора на основании оферты, не определяющей срок для акцепта.

  • 1. Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, — в течение нормально необходимого для этого времени.
  • 2. Когда оферта сделана устно без указания срока для акцепта, договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила о ее акцепте.

Гражданское право

Основания заключения договора. Договоры между гражданами, большинство договоров между юридическими лицами заключаются по усмотрению самих субъектов, желающих вступить в обязательственные отношения. Основаниями заключения договора в таких случаях являются согласованные намерения и инициатива сторон.

Переход к рыночной экономике предполагает отказ от прежней системы административно-планового регулирования хозяйственных связей, понуждения предприятий к заключению договоров. Согласно ст. 1 б Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право самостоятельно выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, привлекать на договорных началах и использовать различное имущество и имущественные права.

Вместе с тем имеется ряд случаев, когда закон предусматривает обязанность должника заключить договор с кредитором. Такая обязанность возникает при наличии у сторон соответствующих оснований для установления договорных отношений.

В настоящее время предусмотрена возможность понуждения предприятий-поставщиков к заключению договоров на поставку продукции и товаров покупателям, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях* или включены в перечень предприятий, определенных в п. 2 ст. 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами»**.

Основанием для заявления названными группами покупателей требования о заключении договора на поставку продукции или товаров служит наличие сложившихся хозяйственных связей с предприятием-поставщиком. Сложившимися признаются связи, оформлявшиеся договором не

* См. постановление Верховного Совета Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. «О мерах по обеспечению поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности».- Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 16. Ст. 843.

•• См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №26. Ст. 878.

менее двух последних лет. При уклонении поставщика от заключения договора покупатель вправе предъявить иск в арбитражный суд об обяза-нии заключить договор, представив доказательства наличия предусмотренных законом оснований: копии или выписки из договоров с поставщиком за предшествующие годы.

Согласно постановлению Правительства Российской федерации от 27 февраля 1992 г. № 132 «О временных мерах по специальному регулированию хозяйственной деятельности предприятий-монополистов»*, предприятия-поставщики, включенные в государственный реестр объединений и предприятий-монополистов и допускающие монополистические действия, на основании предписаний Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативному регулированию ресурсообеспе-чения могут быть понуждены к заключению договора на поставку продукции покупателям, с которыми имелись сложившиеся хозяйственные связи. Основаниями для обязания предприятия-монополиста заключить договор признаются выданное в надлежащем порядке предписание и наличие сложившихся хозяйственных связей с соответствующим покупателем.

Организация, заключившая с предприятием-изготовителем контракт на поставку продукции для республиканских государственных нужд, выдает последнему извещения о прикреплении к конкретным покупателям. Извещение о прикреплении является основанием для заключения договора на поставку продукции между предприятием-изготовителем и указанным в извещении покупателем. Если предприятие-изготовитель, подписавшее на добровольных началах контракт, уклонится от заключения договора с прикрепленным к нему покупателем, последний вправе обратиться в арбитражный суд с иском об обязании заключить договор.

Для контроля за надлежащим использованием муниципальной собственности местные Советы устанавливают порядок, согласно которому жилищно-эксплуатационные организации предоставляют в аренду строения и нежилые помещения лишь на основании решения соответствующей администрации и ордера, выдаваемого органом управления имуществом. Решение и ордер служат основаниями для заключения с нанимателем договора аренды строения или помещения.

Закон предусматривает обязательность заключения договоров организациями, без услуг которых не могут функционировать другие хозяйствующие субъекты.

Так, согласно п. 2 ст. 24 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», банк или его отделение по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия. Поскольку без открытия счета предприятие не в состоянии осуществлять деятельность, оно может требовать от соответствующего банка открытия счета и расчетно-кассового обслуживания на условиях заключаемого договора (ст. 109 Основ).

Транспортное предприятие, получившее лицензию на транспортную или экспедиционную деятельность, не может отказать клиентам, расположенным в данной местности, в выполнении перевозок по их заявкам. Предприятия коммунального хозяйства, владеющие канализационными сетями, не вправе уклоняться от заключения договора на прием сточных

См.: Экономика и законодательство. 1992. № 6. С. 8.

вод с клиентом, имеющим коммуникации, присоединенные к общему коллектору и очистным сооружениям. Аналогичным образом решается вопрос о заключении договоров на снабжение энергетическими и тепловыми ресурсами, водоснабжение и других публичных договоров.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, публично осуществляющие уставную деятельность, не вправе отказать в заключении договора любому гражданину, обратившемуся с требованием об этом, на общих условиях и согласно установленному порядку.

Общими основаниями для заключения договора в указанных случаях являются монопольное положение субъектов в соответствующей сфере деятельности и правило ст. 5 ГК о недопустимости осуществления лицом своих прав в противоречии с их назначением, ущемления прав и законных интересов других лиц.

Стадии заключения договора. Законодательство предусматривает две основные стадии заключения договора, которые являются общими для различных видов договоров и вступающих в отношения субъектов. В случаях, установленных или допускаемых законом, договоры могут оформляться в более простом .или, напротив, усложненном порядке.

Первая стадия состоит в том, что лицо, заинтересованное в заключении договора, направляет другому лицу предложение заключить договор («оферту»). В зависимости от избранной формы договора оно направляется письменно или делается устно.

Предложение может даваться одной или сразу нескольким сторонам. В последнем случае оно должно адресоваться конкретным субъектам. Кроме того, предложение должно быть достаточно определенным, т.е. содержать данные о характере и условиях будущего договора, а также свидетельствовать о намерении предлагающего заключить договор.

Если предложение обращено неопределенному кругу лиц, то оно рассматривается как информация о возможности заключения соответствующих договоров*. Распространение подобных общих сведений, в том числе через средства массовой информации, широко практикуется в рекламной, маркетинговой деятельности. Стороной, вносящей предложение о заключении договора, в таких случаях признается субъект, который сообщил о своем намерении заключить договор на конкретных условиях и с определенным KOHTpaieHTOM.

Следующая стадия — дача ответа о принятии предложения («акцепта»). Сообщение о согласии заключить договор также должно высказываться достаточно определенно и свидетельствовать о желании отвечающего вступить в договорные отношения.

Конкретный порядок заключения договора зависит от ряда обстоятельств и прежде всего от формы, в которой он совершается. Договоры могут заключаться в устной и письменной, в том числе нотариально удостоверяемой форме.

* Иногда в литературе признается юридическое значение такой «публичной оферты» за предложениями заключить договор с гражданами-потребителями, исходящими от организаций сферы обслуживания (см.: Кабалкин А.Ю. Законодательство о сфере обслуживания населения.- М., 1984. С. 66-67; Язев В.А. Закон в советской торговле.- М., 1987.С. 93).

Форма договора предусматривается законодательством, а если она не установлена, то соглашением сторон. Стороны могут по своему усмотрению вместо допускаемой законом устной избрать письменную форму заключения договора. Они вправе условиться о нотариальном удостоверении соглашения, хотя бы по закону для данного вида договоров эта форма не требовалась.

В случае избрания субъектами определенной формы договора он считается заключенным с момента придания ему условленной формы (ст. 161 ГК). По общему правилу, несоблюдение требуемой законом письменной формы влечет за собой недействительность сделки лишь в случаях, когда такое последствие прямо указано в законе*. Однако если стороны предусмотрели заключение договора в письменной форме вместо допускаемой по закону устной, то несоблюдение соглашения о форме ведет к признанию договора незаключенным. Такое же последствие наступает при несоблюдении соглашения о нотариальном удостоверении договора.

Для отдельных видов договоров законодательство требует их регистрации в соответствующих органах. Так, согласно ст. 239 ГК, договор купли-продажи жилого дома (части дома) или дачи должен быть зарегистрирован в местной администрации. В соответствии со ст. 7 Закона РСФСР от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»** договоры, заключенные в ходе биржевых торгов, подлежат регистрации и учету на бирже. Несоблюдение требования о регистрации договора обычно влечет его недействительность либо невозможность ссылаться на факт регистрации как на одно из доказательств получения имущества по законному основанию и на определенных условиях.

Сроки заключения договора зависят от того, был ли в предложении о заключении договора назначен срок для ответа. Если предложение давалось устно без указания срока для ответа, договор считается заключенным, когда другая сторона немедленно заявила о принятии этого предложения. Ответ на письменное предложение должен быть дан в течение нормально необходимого для этого времени (п. 5 ст. 58 Основ).

В случае если предложение заключить договор сделано с указанием срока для ответа, нужно, чтобы ответ о принятии предложения был дан в течение этого срока (п. 4 ст. 58 Основ).

Законодательство об отдельных видах договоров предусматривает сроки для ответа на предложение заключить договор. Они составляют от 10 до 30 дней и должны соблюдаться субъектами, поскольку за задержку заключения договора к неисправной стороне в установленных случаях могут быть применены меры имущественной ответственности либо наступить иные отрицательные последствия.

* Так, несоблюдение формы внешнеэкономических сделок влечет за собой их недействительность (п. 2 ст. 30 Основ). Однако от этого положения следует отличать несоблюдение сторонами такой сделки порядка ее подписания (двумя лицами в соответствии с требованием п. 1 постановления Совета Министров СССР от 14февраля 1978 г. № 122 «О порядке подписания внешнеторговых сделок»- СП СССР. 1978. № 6. Ст. 35). Несоблюдение данного порядка в настоящее время не должно рассматриваться как основание, влекущее признание договора недействительным (поскольку, в частности, и Основы гражданского законодательства 1991 г. не содержат таких требований в отличие от правил ГК РСФСР 1964 г.).

*• См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. № 18. Ст. 961.

Способы заключения договора. Закон предусматривает несколько способов заключения договора. Правильный выбор способа существенно влияет на оперативность установления договорных отношений, полноту учета в условиях договора особенностей деятельности и интересов сторон, реальность последующего исполнения обязательства.

Если согласно закону или соглашению сторон договор должен быть заключен в письменной форме, он может быть оформлен путем: а) составления одного документа, подписанного сторонами; б) обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, подписанными стороной, которая их посылает (ст. 161 ГК). В качестве способа письменного оформления договора признается обмен телетайпограммами, факсами, радиограммами, подписанными подавшей их стороной.

Для возникновения из действий субъектов договорного обязательства необходимо соблюдение ряда требований.

Лица, подписавшие текст соглашения, предложение или ответ о его принятии, должны обладать полномочиями на это. Для граждан данное условие сводится к наличию дееспособности. Договоры от имени юридических лиц вправе подписывать их органы или надлежащие представители.

В соответствии со ст. 31 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» руководитель предприятия без доверенности заключает договоры от его имени. Все остальные работники должны иметь доверенность на право подписания договора либо представить заверенную копию (выписку из) приказа, утвержденного положения о структурном подразделении или должностной инструкции, которыми им предоставляется право заключать договоры от имени данной организации.

. Работник одной организации может заключать договоры от имени другой организации лишь при наличии поручения или доверенности, выданных организацией, от имени которой совершаются юридические действия.

В тексте подписываемого соглашения или высылаемых сторонами писем, телеграмм и т.п. указываются должность подписывающего их лица, номер и дата документа, уполномочивающего его на заключение договора. Доверенность или иной документ, подтверждающий правомерность действий представителя, высылается вместе с договорной документацией и в случае надобности хранится вместе с ней.

В предложении заключить договор и ответе на него должны содержаться все существенные условия, необходимые для договора данного вида. Достаточно, чтобы соответствующие условия были указаны в одном из писем (предложении или ответе), а другая сторона лишь подтверждала свое согласие с ними.

Для возникновения обязательства нужен именно обмен письмами, телеграммами и т.п. Несоблюдение требования об обмене такими документами в установленных законом случаях может влечь недействительность договора. Так, выдача организацией письменного поручительства или гарантии в обеспечение исполнения обязательства другого лица, если это письмо не подтверждено ответом кредитора, не порождает договора поручительства или гарантии (ст. ст. 203 и 210 ГК).

Обмен договорными документами может выглядеть различно. Например, для покупки или продажи товара на бирже клиент подает заявку, принятие которой подтверждается распиской брокерской конторы. Такие заявка и расписка рассматриваются в качестве договора комиссии либо поручения на закупку. Договор перевозки груза по железной дороге оформляется заполнением подписываемой клиентом железнодорожной накладной. Станция в подтверждение принятия груза к перевозке выдает отправителю грузовую квитанцию, которая вместе с накладной составляет договор перевозки. На автомобильном транспорте договором служит заполняемая и подписываемая грузоотправителем и шофером товарнотранспортная накладная, экземпляры которой остаются у каждой из сторон.

От письменных следует отличать такую разновидность устно оформляемых договоров, как принятие одной стороной к исполнению заказа другой стороны. Данный способ применяется в случаях, предусмотренных законом. Заказ может направляться исполнителю через учреждение связи и принимается должником к исполнению без специального подтверждения. Молчание стороны, получившей заказ, признается ее согласием заключить договор на условиях, изложенных в заказе. Исполнитель при непосредственном вручении ему заказа может подтверждать его принятие своей подписью на одном из экземпляров, возвращаемом заказчику.

Заключение договора путем принятия к исполнению заказа распространено во взаимоотношениях граждан с предприятиями бытового обслуживания, при посылочной торговле. Положения о поставках продукции и товаров предусматривают возможность такого способа заключения договора, если срок его действия не превышает одного года либо поставка носит разовый характер.

Преддоговорные контакты. Нередко ввиду сложности выработки условий договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами, требуется совершение подготовительных действий. Они называются преддоговорными контактами.

Преддоговорные контакты служат решению следующих задач: а) выявлению подлинного намерения лиц заключить договор; б) изучению возможностей субъектов в части производства товаров, выполнения работ в необходимых объемах; в) определению вероятного уровня цен, общей суммы затрат; г) обеспечению разработки и заблаговременного получения проектно-технической, сметной и иной документации для составления проекта договора и подготовки производства; д) согласованию технико-экономических характеристик изделий или объектов; е) согласованию других наиболее сложных аспектов будущей деятельности.

Преддоговорные контакты необходимы, когда подлежащие поставке изделия или выполняемые работы технически сложны и конкретизация их характеристик занимает длительное время. Они требуются, когда будущие работы или услуги затрагивают большое число лиц либо связаны с привлечением других соисполнителей. Непринятие мер по предварительному согласованию соответствующих вопросов может затянуть заключение договора, создать трудности в процессе исполнения обязательства.

Порядок преддоговорных контактов для отдельных видов договоров предусмотрен нормативными актами. Такова процедура представления и рассмотрения проектно-сметной и иной документации для заключения

договора подряда на капитальное строительство. Для заключения договоров на подачу и уборку вагонов, эксплуатацию железнодорожного подъездного пути предусмотрена необходимость предварительного обследования пути и мест погрузки и выгрузки, составления акта, фиксирующего данные, нужные для подготовки проекта договора. Такая работа должна проводиться за два месяца до окончания срока предыдущего договора.

Если нормативными актами не регламентировано осуществление преддоговорных контактов, то содержание надлежащих действий, порядок и сроки их совершения определяются самими субъектами.

Урегулирование разногласий. При заключении договоров между сторонами нередко возникают разногласия по отдельным условиям. Наличие разногласий существенно влияет на установление договорных отношений, конкретное содержание договоров.

Разногласия, возникающие при заключении устных договоров, выявляются и урегулируются непосредственно в процессе оформления соглашения.

При заключении письменных договоров разногласия оформляются определенными способами. Если договор заключается путем подписания составленного документа, то сторона, не согласная с предложенными условиями, подписывает договор с оговоркой о наличии разногласий. Имеющиеся возражения или дополнения излагаются в протоколе разногласий, который вместе с подписанным экземпляром договора вручается либо отсылается другой стороне.

Когда договор заключается путем обмена письмами, телеграммами и т.п., все содержащиеся в ответе расхождения с первоначально предложенными условиями рассматриваются в качестве разногласий. Вместе с тем внесенные дополнения к предложенным условиям, если эти дополнения не отклонены получившей их стороной, признаются включенными в текст договора.

Различение указанных ситуаций весьма важно. Если в ответе на предложение о заключении договора на продажу партии товара покупатель укажет срок передачи товара, который не был упомянут в предложении продавца, то условие о сроке не является разногласием. Оно включается в содержание договора, если продавец не отклонит его. Когда покупатель в ответе укажет; что ему необходимо меньшее количество товара либо по более низкой цене, нежели предложено поставщиком, такие требования являются разногласиями по договору и предполагают надобность их урегулирования.

Стороны могут принять меры к согласованию возникших разногласий. Урегулируются спорные вопросы путем дополнительной переписки, проведения переговоров. В переговорах от имени юридических лиц участвуют их руководители или иные уполномоченные представители. Выработанная редакция спорных условий излагается в документе, составленном по результатам переговоров в направляемых сторонами письмах, телеграммах и т.п. Документы, содержащие согласованную редакцию пунктов, прилагаются к основному тексту договора и являются его составной частью.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут передавать разногласия, возникшие при заключении договора, на разрешение

арбитражного (третейского) суда, если такая возможность предусмотрена законодательством или соглашением сторон.

Законодательство об отдельных видах договоров предусматривает обращение в арбитражный суд для разрешения спора по условиям заключаемого договора (преддоговорного спора) в тех случаях, когда имеется обязанность должника заключить договор. Так, возможно заявление преддоговорных споров при заключении договоров поставки по сложившимся хозяйственным связям с покупателями, расположенными в районах Крайнего Севера либо входящими в агропромышленный комплекс. Предусмотрено обращение в арбитражный суд по условиям договоров поставки, заключаемых на основании контрактов на поставку для государственных нужд и выданных извещений о прикреплении.

Передача разногласий на разрешение арбитражного (третейского) суда может быть оговорена в соглашении сторон. Соглашение оформляется различными способами: включением в текст договора пункта, устанавливающего такой порядок; составлением документа, подписанного сторонами; путем обмена письмами, телеграммами и т.п.

Преддоговорные споры передаются на разрешение арбитражного суда по месту нахождения стороны, передающей товар, выполняющей работы, оказывающей услуги. Сроки для передачи разногласий на разрешение арбитражного суда устанавливаются законодательством и обычно составляют от 10 до 20 дней с момента получения протокола разногласий. Эти сроки могут быть определены соглашением сторон.

Уклонение от предусмотренного законом или соглашением обращения в арбитражный (третейский) суд влечет признание предложений, изложенных в виде разногласий, принятых обеими сторонами. К вступлению договора в силу в редакции, предложенной в качестве разногласий, ведет также пропуск установленного срока для заявления преддоговорного спора.

В случаях, когда стороны не приняли мер к урегулированию возникших разногласий, а возможность обращения в арбитражный (третейский) суд не предусмотрена законом или соглашением, то договор, по условиям которого возникли разногласия, считается незаключенным. Договорное обязательство не возникает, даже если разногласия касаются условий, не отнесенных законом к числу существенных.

Реквизит основание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *