ОСАГО по 44 ФЗ

>Как закупить ОСАГО: пошаговая инструкция

Ключевые изменения в закупках ОСАГО

Еще в 2018 алгоритм страхования автогражданской ответственности существенно скорректировали. Основные нововведения:

  1. Гражданин, заключивший договор автострахования, вправе расторгнуть его в течение двух недель. Напомним, что в прошлом году «передумать» разрешали только в течение 5 дней.
  2. Компании, предлагающие услуги по ОСАГО (ОКВЭД: 65.13, ОСАГО ОКПД: 65.12), обязаны учитывать Указания Центробанка России от 14.11.2016 № 4192-У при осуществлении поименованных услуг.
  3. В 2019 году действует новый унифицированный бланк полиса автострахования. Причем он идентичен для бумажного и электронного бланков. В новом документе появился специальный QR-код, который позволяет считывать дополнительную информацию о заключенном договоре.

Отметим, что в новом полисе автострахования 2019 раскрыта информация о расчете суммы страховой премии и класс лиц, допущенных к управлению ТС.

Текущий год не принес существенных изменений в законодательстве. Закупка ОСАГО по 44 ФЗ в 2019 году осуществляется по стандартным правилам.

Как проводить закупку полисов ОСАГО по 44-ФЗ

Приобретение услуг по автострахованию является одним из самых распространенных видов расходов учреждений бюджетной сферы. При совершении сделок такого характера заказчикам необходимо учитывать действующие положения о закупках и нормативные акты, регулирующие российский рынок страхования.

Вариант 1. Закупка у единственного поставщика.

Это самый простой и удобный способ приобретения услуг автострахования. Основания для совершения такой сделки закреплены в пункте 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44.

Провести закупку ОСАГО через единственного поставщика не всегда является возможным. Например, если сумма договора превышает предельно допустимые 300 000 или 600 000 рублей (для образовательных, научных учреждений), то организации следует выбрать конкурентный способ закупки. Учитывайте допустимый годовой лимит для закупок у единственного поставщика. Если лимит превышен, то заключать сделку недопустимо.

Вариант 2. Конкурс, запрос котировок или аукцион.

В первую очередь учреждение-заказчик должно определиться со способом определения исполнителя. Допустимые варианты:

  1. Электронный аукцион. У заказчика нет никаких обязательств проводить электронный аукцион для закупки страхового полиса. Код услуги ОСАГО 65.12.21.000 не вошел в аукционный перечень. Но выбрать способ не запрещается, поэтому организация праве определить поставщика через электронный аукцион.
  2. Запрос котировок в электронной форме. Этот способ займет намного меньше времени, чем аукцион. Поэтому если заказчику требуется срочно оформить полис, выбирайте этот вариант закупки ОСАГО. Использовать запрос котировок организация вправе, только если цена услуг не превышает 500 000 рублей. Придется соблюсти и годовой объем закупки таким способом — 10% СГОЗ и 100 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 закона № 44-ФЗ).
  3. Открытый конкурс в электронной форме. Если заказчику важны не только ценовые показатели закупки ОСАГО, то рекомендовано провести открытый конкурс. Этот способ закупки позволит отобрать страховую компанию по качественным характеристикам и дополнительным услугам.

В настоящее время позиция чиновников по отношению к снижению начальных цен изменилась. Так, Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У закреплен порядок определения ценового «коридора». Иными словами, специальный тарифный метод, позволяющий определить максимальные и минимальные значения для НМЦК.

ВАЖНО! Рассчитывать начальную цену госконтракта на приобретение услуг по автострахованию допустимо только в соответствии с тарифами и нормами, установленными Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У.

Пример расчета НМЦК

Исходные условия:

  1. Автомобиль УАЗ Патриот категории «B».
  2. Заказчик использует максимальную базовую ставку — 2911 руб.
  3. Региональный коэффициент для г. Москвы — 2.
  4. Страховых возмещений по прошлым договорам не было, КБМ, по данным АИС ОСАГО, — 0,5.
  5. Коэффициент мощности двигателя при 128 л. с. — 1,4.
  6. К управлению допускается любой водитель. Коэффициент ограничения водителей — 1,87.
  7. Период использования автомобиля — более 10 месяцев в году. Коэффициент сезонности — 1.

Заказчиком не допускались нарушения при страховке за прошлые периоды. Коэффициент нарушений не применяется. Использование прицепа не предусмотрено, коэффициент — 1.

Страховая премия = 2911 × 2 × 0,5 × 1,4 × 1,87 × 1 × 1.

НМЦК = 7621 руб.

Налоговый учет для тех, кто на упрощенке

Рассмотрим, как правильно отразить такие расходы в налоговом учете в зависимости от системы налогообложения учреждения.

Учитывайте расходы на полис (УСН «Доходы») сразу после осуществления его оплаты. Причем в полном объеме, без распределения стоимости на весь период действия страховки (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Упрощенцы не должны вести равномерный учет аналогичных расходов в налоговом учете. Такое требование распространяется только на организации, которые платят налог на прибыль (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Принять затраты на страховку при УСН «Доходы минус расходы» можно. Такие затраты включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Учитывайте траты на страховку авто по мере оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

ВАЖНО! Принять оплату КАСКО и ОСАГО в состав расходов, уменьшающих базу для расчета единого налога, нельзя! Так как такие страховки признаются добровольными и не поименованы в НК РФ. Такие разъяснения предоставил Минфин РФ в Письме от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119.

ОСАГО: налог на прибыль для учреждений на ОСНО

При расчете расходов учреждения для формирования налогооблагаемой базы учитывайте затраты на полис автострахования пропорционально дням в отчетном налоговом периоде, который определяется по ст. 285 НК РФ.

Если наступил страховой случай, суммы, полученные от страховой компании, учитывайте как внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ) и включайте в декларацию на общих основаниях.

ОСАГО: НДС для учреждений на ОСНО

Налог на страховку: облагается НДС или нет сумма, полученная в счет возмещения ущерба?

В первую очередь определим, что такие суммы не признаются доходами от реализации или прибылью от осуществления предпринимательской деятельности, следовательно, отнести сумму возмещения ущерба в базу для расчета НДС нельзя. Почему? Исчерпывающий перечень сумм по страхованию, которые включены в расчет налоговой базы для НДС, поименован в пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ. Возмещения по обязательному страхованию в данном списке нет.

ОСАГО с НДС или нет? Ответ — нет. Сумма, полученная в счет возмещения ущерба по автострахованию, НДС не облагается.

Бухгалтерский учет ОСАГО: проводки

Определим особенности отражения операций по страхованию ОСАГО, бухгалтерский и налоговый учет 2019 в проводках для бюджетников.

В чем состоят особенности закупки ОСАГО по нормам 44-ФЗ, и каковы требования к участникам закупки?

Закупка полисов автогражданской ответственности является достаточно распространенным предметом закупки по законодательству о контрактной системе и направлением расходования бюджетных денег. Она происходит по общим правилам 44-ФЗ и с учетом нормативных норм, которые регулируют рынок автострахования.

Особенности закупки ОСАГО

В 2019 году правила закупки ОСАГО по нормам 44-ФЗ существенно не поменялись.

Еще в 2018 году алгоритм страхования автогражданской ответственности был существенно скорректирован. Так, гражданам, подписавшим автостраховой договор, теперь дается две недели на его расторжение в упрощенном порядке. Компании, которые предлагают услуги ОСАГО (работающие по ОКВЭД 65.13), обязаны учитывать указания Центробанка от 2016 года №4192-У при работе на рынке автострахования.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Также с 2019 года начал действовать новый унифицированный бланк полиса автострахования. Он одинаков для бумажного и электронного полисов. В новом документе теперь есть специальный код QR. Он позволяет считывать дополнительные сведения о подписанном договоре.

В новом полисе автострахования раскрыта информация о расчете суммы премии и класса лиц, который допущен к управлению транспортного средства.

Как проводится закупка: алгоритм действий

Закупка автострахования гражданской ответственности в 2019 году должна проводиться по следующему алгоритму:

  1. Заказчик определяется с предметом закупки и детально описывает объект закупки.
  2. Рассчитывает начальную цену контракта.
  3. Определяет способ закупки.
  4. Закрепляет требования к проведению закупочных мероприятий и поставщику полиса ОСАГО.
  5. Оформляет договоренность со страховой компанией.

Выбор способа определения исполнителя контракта

При закупке автострахового полиса заказчик может выбрать:

  1. Неконкурентную форму закупки у единственного поставщика.
  2. Конкурентный способ отбора поставщика через конкурс или аукцион.

Закупка у единственного поставщика представляет собой простой и удобный способ закупить услуги автострахования. Основания для подписания подобного рода сделки закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Заказчикам необходимо учитывать некоторые ограничения, которые делают закупку у единственного поставщика невозможной. Так, если сумма по договору страхования превышает 300 тыс. р. или 600 тыс. р. для образовательных и научных учреждений, то организации следует ориентироваться на конкурентный способ закупки. Но если сумма закупки укладывается в установленные лимиты, то нужно дополнительно учитывать лимиты на закупки у единственного поставщика, которые рассчитываются с учетом СГОЗ. При превышении заказчиком установленных лимитов на текущий год подписание сделки с единственным поставщиком недопустимо.

Обычно заказчики переходят к конкурентной форме закупки, только если лимиты на подписание контрактов с единственным поставщиком были исчерпаны.

При выборе конкурентной формы закупки заказчик может выбрать один из следующих способов отбора исполнителя:

  1. Электронный аукцион.
  2. Запрос котировок в электронном формате.
  3. Открытый конкурс в электронном формате.

У заказчика нет обязательств выбирать формат электронного аукциона для закупки полиса, так как код ОСАГО 65.12.21.000 не представлен в аукционном перечне (в перечне указаны товары, работы и услуги, которые необходимо закупать только посредством аукциона). Выбирать электронный аукцион имеет смысл, если приоритетным для заказчика являются максимальное снижение цены на полис и достижение бюджетной экономии.

Запрос котировок в электронной форме имеет определенные преимущества перед другими формами. На его проведение уходит минимум времени, и если заказчику нужен полис в срочном порядке, то ему стоит остановиться на этом способе отбора поставщика. При этом использование запроса котировок обладает определенными ограничениями по применению. Его можно использовать, если цена услуг находится в пределах 500 тыс. р. Заказчику придется также соблюсти годовой объем закупки в этом формате: он должен составлять не более 10% от СГОЗ и 100 млн р. (на основании ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).

Открытый конкурс в электронном формате является более сложным способом закупки. Предпочтение в его сторону отдают заказчики, которым нужно учесть не только ценовые параметры при закупке полиса. Через электронный конкурс можно подобрать компанию по качественным параметрам и оказываемым дополнительным услугам.

Еще в 2015 году у заказчиков возникало немало рисков при проведении закупки ОСАГО через запрос котировок и электронный аукцион. Обычно суды признавали подобную практику нарушением законодательных норм, например, решение Московского УФАС от 2015 года по делу №2-57-10216/77-15; решение Брянского УФАС от 2014 года по делу №467. Такая позиция была основана на том, что ранее в сфере ОСАГО действовали установленные Правительством тарифы. Суды и антимонопольные органы указывали на то, что при запросе котировок и в аукционе участники могли соревноваться только по цене, а это было бессмысленно. Участники все равно не вправе были снижать цену ниже той, которая была установлена Правительством. Смысл закупки терялся. Поэтому в своих решениях суды указывали на необходимость проведения конкурса для приобретения страховых услуг.

Затем правила расчета тарифов для страховых компаний были изменены через утверждение Банком России Указания №3384-У от 2014 года. В нем утверждались минимальные и максимальные лимиты тарифов, благодаря чему допускалась ценовая конкуренция между участниками закупки. Сегодня указанный документ от 2014 года утратил силу. Вместо него стало действовать Указание Центробанка от 04.12.2018 №5000-У. Сущность расчетов осталась прежней, что делает правомерным проведение закупки через запрос котировок или аукцион в электронном формате.

Новая практика рассмотрения дел по закупкам автострахования через электронный аукцион указывает на допустимость использования такого способа выбора поставщика полиса ОСАГО, например, решение Челябинского УФАС по делу № 3,6-ж/2014 от 2015 года.

На практике закупки ОСАГО через запрос котировок и аукцион не проводятся в полноценном формате с проведением торгов и не позволяют достигнуть должного уровня конкуренции. Они сводятся к одному этапу: кто раньше других подал заявку на участие, соответствующую требованиям закупки, тот и побеждает. Причина заключается в том, что для всех страховых компаний установлены одинаковые коэффициенты. Разница в ценовом предложении может заключаться только в применении базовой ставки страхового тарифа (минимального или максимального). Поэтому все участники закупки рассчитывают страховые премии с учетом минимального значения тарифа, тогда как НМЦК обычно приведена по максимальному значению.

При запросе котировок побеждает участник, который подал заявку раньше других (на основании ч. 6 ст. 82.4 44-ФЗ). Тогда как при проведении электронного аукциона участник не может сразу снизить цену на минимальное значение. Снижать цену можно только в пределах шага аукциона. В этом случае конкуренция как таковая также отсутствует, и победит участник, который внес минимальное предложение по цене в ходе торгов первым.

С учетом вышеизложенного, хотя законодательство о контрактной системе не запрещает закупки через электронный аукцион или запрос котировок, заказчику рекомендуется пользоваться конкурсом для отбора поставщика.

Также при запросе котировок и электронном аукционе заказчику нередко приходится сталкиваться с недобросовестными поставщиками, которые для победы в закупке делают предложение по цене ниже минимально возможной, рассчитанной по правилам из Указания ЦБ №5000-У. При этом 44-ФЗ не обязывает членов закупочной комиссии проверять корректность расчетов и отклонять заявки от участников с ценой ниже минимально допустимой величины.

К такому выводу, в частности, пришло в ходе проверки Хакасское УФАС от 2018 году по жалобе № 01/КС. Контроль за правильностью расчетов возложен в данном случае на Центробанк.

Особенности государственного контракта

В рамках 44-ФЗ заказчика обязывают прописывать в контракте условия его исполнения. При этом заказчикам необходимо при формировании государственного контракта указывать существенные условия с опорой на Закон об ОСАГО 40-ФЗ. Последний предъявляет свои требования к условиям договора.

В ФЗ-40 подчеркивается, что порядок реализации прав и обязанностей, связанных с автострахованием, утверждается Центробанком. Такой порядок регламентирован в Положении ЦБ 431-П от 2014 года. В Положении содержится порядок уплаты страховой премии и передачи полиса. Если страхователем является юрлицо, то стороны определяют порядок выдачи полиса. При этом по положениям контракта полис выдается только после оплаты стоимости страховых услуг.

Но в 44-ФЗ есть своя специфика при подписании контрактов. Так, на основании ч. 6 ст. 96 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен быть равен размеру аванса, если авансирование превышает 30%. Означает ли это, что заказчик обязан потребовать обеспечение от страховщика в размере 100% от уплаченной страховой премии? Свою позицию по указанному вопросу высказало Минэкономразвития в письме №Д28и-3102 от 2016 года. С учетом определения страховой премии по ст. 954 ГК министерство пришло к выводу, что страховая премия не является авансом. И в данном случае обеспечение исполнения контракта устанавливается таким образом, как это требуется в ФЗ-44 и вводится только при наличии аванса.

Аналогичные затруднения вызывает вопрос указания ответственности сторон. По 44-ФЗ заказчик должен прописывать ответственность по нормам Постановления Правительства №1042 от 2017 года. Тогда как в Законе об ОСАГО устанавливаются правила, которые отличаются от норм по 44-ФЗ. В данном случае закон об ОСАГО имеет приоритет перед 44-ФЗ и заказчику следует устанавливать ответственность по специальным нормам страхового закона. На аналогичную позицию указывает сложившаяся судебная практика.

Требования к участникам

При формировании закупочной документации заказчику не следует забывать о требованиях к участникам закупки. На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ к участникам предъявляют требования о соответствии российскому законодательству.

На основании норм 40-ФЗ «Об обязательном страховании» страховая компания должна действовать исключительно на основании лицензии. Поэтому о необходимости наличия такой лицензии заказчику следует упомянуть в требованиях, предъявляемых к поставщику. Наличие действующей лицензии заказчик может проверить на сайте Центробанка в разделе «Реестры субъектов страхового дела».

Также требования к участникам закупки должны опираться на положения ст.31 44-ФЗ. С учетом указанной статьи все требования к участникам подразделяют на обязательные и дополнительные. К основным требованиям к участнику закупок страховых услуг можно отнести:

  1. Соответствие требованиям, которые предъявляют к участникам закупочных мероприятий.
  2. Отсутствие мероприятий, направленных на ликвидацию компании.
  3. Отсутствие решения суда о признании компании банкротом.
  4. Отсутствие решения суда о приостановке деятельности юрлица по нормам КоАП.
  5. Отсутствие недоимки по обязательным платежам в части налогов и сборов, которые превышают 25% от стоимости активов юрлица.
  6. Отсутствие судимости по экономическим преступлениям у руководящего состава (исключение составляют лица с погашенной судимостью или снятой по решению суда).
  7. Юридическое лицо не должно быть задействовано в коррупционных деяниях.
  8. Отсутствие конфликта интересов между заказчиков и исполнителем.

Также заказчик обычно включает требование об отсутствии сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков.

Начальная максимальная цена контракта

Рассчитывать НМЦК на государственный контракт при приобретении услуг по автострахованию допускается только в соответствии с установленными тарифами и нормами, закрепленными Указанием Центробанка от 2018 года №5000-У. Таким образом, заказчику в данном случае нет смысла применять метод сопоставимых рыночных цен и он может остановиться на тарифном методе определения НМЦК.

Использование иных методов, кроме тарифного, будет считаться нарушением. На основании ст. 22 44-ФЗ можно сделать вывод, что если цены регулируются государством, то применяется тарифный способ обоснования НМЦК. На обязательность расчета по установленным тарифам указывает и письмо Минэкономразвития №Д28и-3461 от 2015 года.

Хотя использование метода рыночных цен не допускается, но не всегда ФАС квалифицирует это, как нарушение, и привлекает поставщика к ответственности, например, если в результате нарушения обоснования НМЦК никак не изменились результаты закупки.

Расчет максимальной страховой премии, которая выступает в данном случае НМЦК, происходит по следующей формуле:

  • НМЦК = БСт (базовая ставка по тарифу, прописанная ЦБ для указанного типа ТС) х КР (региональный коэффициент, влияющий на стоимость страховки в зависимости от региона получения полиса) х КБМ (коэффициент «бонус-малус») х КВ (количество водителей, которые будут допущены к управлению) х КТС (коэффициент, который вводится с учетом мощности ТС) х КС (коэффициент сезонности) х КН (коэффициент, определяющий численность нарушений договора владельцем ТС) х КприцТС (коэффициент прицепа к ТС).

Размер НМЦК приводится отдельно по каждому типу транспортных средств, и в результате он суммируется.

Заказчику необходимо самостоятельно рассчитать НМЦК тарифным способом. Формула для расчетов приведена в п. 12 Приложения №4 к Указанию №5000-У. При расчетах НМЦК заказчику необходимо брать предельное значение ставки страхового тарифа. Если заказчик возьмет для расчета минимальную ставку, то ему грозит штраф (например, такое решение принято Северо-Осетинским УФАС от 2015 года по делу № А24-6-06/15).

Формула расчета и НМЦК обязательно должны присутствовать в закупочной документации. Неуказание формулы расчета может квалифицироваться, как нарушение закупочного законодательства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, и грозит заказчику штрафом.

Формула от Центробанка также фиксируется в тексте контракта, что позволяет заказчику не указывать на то, что цена является твердой.

С учетом указанной формулы при описании объекта закупки заказчику необходимо прописать следующие сведения о страхуемых транспортных средствах:

  1. Марка и модель авто.
  2. ВИН-номер.
  3. Категория автотранспорта.
  4. Год выпуска.
  5. Государственный регистрационный знак.
  6. Мощность двигателя, л. с.
  7. Период использования автотранспорта.
  8. Дата старта страхового периода.

Указанные данные необходимы участникам для определения необходимых коэффициентов и для расчета цены контракта. Отсутствие таких сведений чревато для заказчика жалобами в антимонопольную службу со стороны участников.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также для нужд отдельных видов юридических лиц осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно подпункту 1 пункта 1 Федерального закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо учитывать специфику услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО).
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) при прекращении договора ОСАГО страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора ОСАГО (далее — сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему ОСАГО (далее — АИС ОСАГО), созданную в соответствии с Законом об ОСАГО.
Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении ОСАГО в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору ОСАГО.
Согласно пункту 10.1 статьи Закона об ОСАГО при заключении договора ОСАГО в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в АИС ОСАГО, созданной в соответствии с Законом об ОСАГО, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора ОСАГО без внесения сведений о страховании в АИС ОСАГО, созданную в соответствии с Законом об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в АИС ОСАГО и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

На основании Указания Банка России от 19.09.2014 N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре ОСАГО, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
Учитывая положения абзаца 4 статьи 3 Закона об ОСАГО и длительность процедур по отбору страховщика, не позволяющих определить однозначно (без допущений) коэффициент, зависящий от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды ОСАГО (далее — КБМ) на момент окончания срока действия договора ОСАГО, Минфин России не усматривает признаков нарушения норм Закона об ОСАГО страховщиками при определении ими КБМ для действующих договоров ОСАГО на будущий период.

Действующий Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает для государственных и муниципальных заказчиков выбор возможных способов проведения закупки услуг страховых компаний в части обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Варианты способов закупки ОСАГО по 44-ФЗ

В зависимости от начальной максимальной цены контракта заказчик может выбрать либо запрос котировок (если указанное значение цены менее пятисот тысяч рублей), либо аукцион или конкурс (если начальная максимальная цена контракта выше пятисот тысяч рублей), либо провести закупку у единственного поставщика при условии, что указанный параметр цены ниже ста тысяч рублей.

Выбрать, каким именно способом проводить закупку услуг страховых компаний в части приобретения услуг по ОСАГО, заказчик имеет право сам, опираясь на следующие параметры:

  • начальная максимальная цена контракта, который планируется заключить (формируется на основании тарифов страхования, установленных Центральным банком Российской Федерации в отношении существующих видов и категорий транспортных средств);
  • совокупный годовой объём закупок, на основании которого происходит расчёт процентного соотношения используемых закупочных процедур в зависимости от их влияния на возможности ограничения конкуренции на рынке;
  • необходимая скорость заключения контракта по итогам проведённой закупки.

Требования к участникам закупки

Если говорить о том, какие требования должны быть установлены к участникам закупок по приобретению услуг ОСАГО, то они в полном объеме соответствуют требованиям, которые установлены в рамках статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с положениями указанной статьи все требования к участникам делятся на обязательные и дополнительные. К числу основных требований к участникам проводимых закупок услуг страховых компаний относятся:

  • соответствие тем требованиям, которые предъявляются действующим законодательством к участникам закупочных мероприятий;
  • отсутствие мероприятий, направленных на проведение ликвидационных процедур, либо отсутствие решения суда, по которому участник такой закупочной процедуры признается финансово несостоятельным лицом, то есть банкротом;
  • нет вынесенного судом решения о приостановке деятельности юридического лица в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях;
  • нет недоимки по обязательным к уплате налогам и сборам, которые должен внести в государственный бюджет участник закупочных процедур, либо общая сумма таких недоимок и задолженностей не может превышать двадцать пять процентов от общей стоимости имеющихся балансовых активов такого юридического лица;
  • руководитель организации либо главный бухгалтер (или аналогичный сотрудник того подразделения, с которым будет заключаться контракт) не имеет судимостей по преступлениям, совершенным в экономической сфере (исключение составляют те лица, у которых такая судимость полностью погашена или снята по решению суда);
  • в течение двух лет до момента участия в закупочной процедуре юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за незаконную передачу вознаграждения лицам, которые могут вынести какое-либо значимое решение в пользу такого юридического лица;
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и исполнителем в виде наличия родственных отношений между представителем заказчика и исполнителя.

Если заказчик сам принимает такое решение, то он вправе установить дополнительные требования к участнику закупок, но такие, которые не смогут ограничить конкуренцию при проведении закупочных мероприятий.

Порядок проведения закупки ОСАГО

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Проведение закупочного мероприятия, посвященного приобретению услуг страховых компаний по осуществлению страхования автогражданской ответственности мало чем отличается в плане алгоритма осуществляемых действий от порядка проведения других закупочных мероприятий.

Ключевым отличием является то, что начальная максимальная цена контракта устанавливается только на основании тех тарифов, которые сформированы Центральным банком Российской Федерации. Соответственно, осуществить снижение указанных тарифов никто из потенциальных исполнителей по контракту не имеет права.

В остальном в порядке и правилах проведения закупки нет отличий:

  • на первом этапе происходит определение того, какие именно транспортные средства следует застраховать и в каком порядке, а также какова срочность такой страховки. На основании результатов такого анализа происходит включение закупки ОСАГО в план-график посредством внесения соответствующих изменений и публикации новой версии в Единой информационной системе;
  • после того как необходимая закупка была внесена в план-график, происходит доскональный анализ рынка оказываемых страховых услуг с целью выявления возможных изменений в части стоимости таких услуг (в том числе на основании вынесения соответствующего решения со стороны Центрального Банка Российской Федерации);
  • результаты такой аналитической работы должны лечь в основу обоснования начальной максимальной цены контракта, по которой будет произведено объявление закупочного мероприятия в выбранной заказчиком форме;
  • в связи с особенностью закупки ОСАГО заказчик выбирает ту или иную форму закупки только на основании начальной максимальной цены и срочности приобретения страховых услуг, так как возможность снижения стоимости контракта в ходе проведения самой процедуры не предусмотрена действующим законодательством о страховании ответственности автовладельцев;
  • по итогам закупки происходит заключение контракта с победителем, признанным таковым на основании подписанного протокола. В качестве победителя заказчик обязан признать того участника, который подал заявку раньше других (вне зависимости от того, идет ли речь о конкурсе, аукционе или запросе котировок – в данном случае действует принцип скорости подачи заявки). Однако если участник, подавший заявку раньше других, по каким-то причинам был отклонен (например, при выявлении несоответствия его самого или поданных им документов требованиям документации о закупке и действующего законодательства), то победителем признается следующий по порядку признания соответствующим и по скорости подачи заявки участник.

Определение начальной максимальной цены контракта

Начальная максимальная цена контракта при осуществлении закупки ОСАГО – это размер страховой премии, которую получит страховая компания в случае заключения соответствующего договора по итогам признания ее победителем по определенной закупке.

Определение данного показателя происходит исключительно с опорой на те тарифы, которые были установлены для определения размера страховой премии для каждого конкретного вида транспортного средства. Расчет происходит по формуле:

НМЦК = СтБ х КР х КБМ х КВ х КТС х КС х КН х КприцТС, где:

  • НМЦК – размер страховой премии за один автомобиль, которую заказчик оплатит страховой компании за оказание ее услуг. Окончательная сумма начальной максимальной цены контракта будет рассчитана на основании количества автомобилей, которые планирует застраховать в рамках одной закупки заказчик;
  • СтБ – размер базовой ставки тарифа, который установлен Центральным Банком Российской Федерации для определенных типов транспортных средств;
  • КР – региональный коэффициент, оказывающий влияние на стоимость страхования транспортного средства в зависимости от того, о каком регионе идет речь;
  • КБМ – коэффициент «бонус-малус»;
  • КВ– коэффициент, определяющий количество водителей, которые допущены к управлению определенным транспортным средством (чем больше водителей, тем выше данный коэффициент; если ОСАГО открытого типа, то есть количество водителей не ограничено, то коэффициент максимальный);
  • КТС – параметр, определяющий мощность транспортного средства;
  • КС – коэффициент сезонности эксплуатации, на основании которого определяется, когда будет эксплуатироваться транспортное средство – круглый год или в какие-то периоды времени, например, три месяца или страховка выходного дня;
  • КН – коэффициент, который определяет количество нарушений условий договора владельцем транспортного средства или допущенных к управлению им водителей (иными словами, чем больше было дорожно-транспортных происшествий, совершенных на определенном автомобиле, тем выше значение данного коэффициента);
  • КприцТ – коэффициент прицепа к транспортному средству (используется в тех случаях, если речь идет об автопоездах и иных транспортных средствах, которые всегда эксплуатируются только с прицепами).

По каждому типу транспортных средств рассчитывается свой размер начальной максимальной цены контракта.

Для формирования итоговой суммы потребуется просуммировать все полученные значения размеров страховых премий.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

ОСАГО по 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *