Все о сервитуте

>Что необходимо для установления сервитута и как его оформить? Порядок регистрации договора и соглашения

Содержание

Цель установления

Многообразие вариантов, которые требуют установления сервитута, сводятся к его целесообразности. Он не устанавливается без особых причин, которые понуждают физическое или юридическое лицо обращаться к собственнику участка за разрешением использования части его территории.

Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.

Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:

  • потребность выхода на проезжую часть;
  • проход к водным ресурсам;
  • проход к собственному дому через участок соседей;
  • чужое имущество, расположенное на участке собственника;
  • установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
  • проведение коммуникаций через участок соседей;
  • аналогичные причины.

Право бессрочного пользования или срочного позволяет использовать участок одного лица для решения задач другого, что создаёт симбиоз преимуществ и расширение границ возможностей, если стороны смогут договориться.

Основания возникновения сервитута

Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  • свободное волеизъявление сторон;
  • условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.

Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:

  1. Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
  2. Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.

На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.

Законодательным основанием является действие статей 22 ЗК РФ и 274 ГК РФ. А так же – 23 статьи Федерального закона о сервитуте. Регулирование использования участка с обременением регламентировано действием статей 275, 276 ГК РФ.

Теперь вы знаете на каком основании возникает сервитут. Дальше поговорим об условиях.

Условия установления сервитута

Добровольное обременение осуществляется на условиях соразмерной оплаты, когда пользующаяся участком собственника сторона, возмещает ему убытки, нанесённые отчуждением, и предусматривает выплату компенсации за упущенную выгоду.

Помимо этого, на время установления обременения, лицо, получившее сервитут, несёт ответственное распоряжение участком, сохраняя земельную собственность в надлежащем виде. Использование обременённой части допускается только в соответствии с целями, официально узаконенными в результате договорённостей.

В свою очередь, владелец ЗУ разрешает беспрепятственно использовать оговорённую часть ЗУ на условиях, достигнутых договорённостями. В его ответственность входит соблюдение установленных границ, а так же – освобождение пространства поблизости от ограниченной территории.

При этом НЕДОПУСТИМО:

  1. выходить за рамки категории земель и их целевого назначения;
  2. наносить порчу верхнему плодородному слою почвы;
  3. загрязнять окружающую среду;
  4. влиять на участки, принадлежащие третьим лицам.

Обязательно требуется соблюдать санитарные и противопожарные меры безопасности.

Как установить сервитут на земельный участок и что для этого необходимо?

Если вас интересует вопрос о том, как установить сервитут на ЧАСТЬ земельного участка — мы говорим об этом в конце статьи. Также о публичном сервитуте было рассказано ранее в этом материале.

При возникновении потребности в использовании соседнего или иного участка, т.е. для установления сервитута необходимо заинтересованному лицу обратиться к его собственнику (ЗУ) и действовать исходя из нашей инструкции. Рассмотрев возможности его совместного использования, стороны приходят к договорённости, которая излагается в письменном виде и определяется как соглашение сторон об установлении сервитута.

Соглашение о сервитуте земельного участка (образец вы можете сказать в конце статьи) – вид договора между сторонами. Отвечает общим требованиям составления и заключения договоров. На его основании осуществляется гражданско-правовое действие, обстоятельства которого определены в рамках соглашения.

Часто это соглашение называют договор сервитута земельного участка.

Здесь требуется установить стороны, участвующие в заключении соглашения о взаимном использовании земельного участка и дать кадастровые и технические характеристики ЗУ. В основной части соглашения следует подробно, но лаконично и юридически корректно описать:

  1. какая площадь участка ограничивается;
  2. её местоположение на участке;
  3. какие работы планируется проводить;
  4. какие объекты располагать;
  5. срок использования;
  6. условия возвращения и досрочного прекращения.

Стороны указывают значимые для них правовые моменты, во избежание развития конфликта, а также для соблюдения всех обязанностей в соглашении об установлении сервитута. Предусмотреть всё необходимое требуется заведомо, чтобы впоследствии осталось только следовать достигнутым договорённостям, не выходя за их рамки. Если речь идёт о крупных объёмах работ, целесообразно составить проект планирования территории ограничения.

Сервитут подлежит государственной регистрации как вид сделки между лицами, поэтому готовый текст подписывается сторонами и требует регистрации в Росреестре.

Если ЗУ не в собственности, а в аренде у администрации или в праве постоянного (бессрочного) пользования (алгоритм получения описан ) – соглашение прилагается к заявлениям сторон, которые подаются в администрацию по месту расположения ЗУ. Так же требуется предъявить свидетельство о собственности на участок. Администрация рассматривает их не более 30 дней и выносит решение. Вынесенное положительное решение становится основанием для дальнейших действий. Отказ можно оспорить в суде, а в случае технических ошибок – исправить их и подать заявления повторно.

Государственная регистрация сервитутов проводится после получения выписки из решения административной комиссии. Для собственника достаточно составления соглашения. Стороны подходят к окну регистратора в местном отделении кадастра и картографии или в многофункциональном центре и подают документы, подтверждающие:

  1. личность сторон;
  2. принадлежность участка стороне соглашения;
  3. разрешение администрации об установлении сервитута.

Документы принимаются под расписку, где указывается дата выдачи регистрации сервитута. Обычно она составляет 21 рабочий день.

Все действия, которые проводятся в администрации, не требуют оплаты. Если стороны затрудняются составить соглашение самостоятельно, им требуется обратиться к юристу. Составление соглашения укладывается в сумму от 5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от региона проживания и квалификации специалиста.

Обязательна уплата госпошлины при подаче соглашения для регистрации. Она устанавливается на основании статьи 333.33 НК РФ. С начала 2015 года стоимость регистрации сервитута составляет:

  • 2 тысячи рублей – физическим лицам;
  • 22 тысячи – юридическим.

Вот такой нехитрый порядок установления сервитута на земельный участок действует у нас в РФ.

Возможности обременения долевой собственности — часть участка

Этим небольшим дополнением к статье мы ответим на вопрос: «Что такое оформление сервитута на часть земельного участка и как это сделать?».

Участки, находящиеся в совместной (долевой) собственности так же допустимо обременять сервитутом. Следует ориентироваться на некоторые нюансы.

  1. Если выделения долей не предусмотрено, но владельцы провели условные границы, то соглашение следует заключать со всеми собственниками участка. После чего один из собственников, отчуждающий свою часть надела для обременения, выделяет границы сервитута.
  2. Если доли выделены, то соглашение с заинтересованным лицом заключает владелец права в долевой собственности, а остальные совладельцы предоставляют нотариально удостоверенное согласие на оформление обременения.

Вместо заключения

Установление сервитута – целесообразный выход использования чужого участка, на взаимно выгодных условиях. Допускает оформления по согласованию между сторонами.

Прочитав статью вы знаете как оформить сервитут на земельный участок — наша редакция надеется что информация была вам полезна!

>Земельныйэксперт>Порядок установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности 5933

Основания для установления сервитута на земли государственной и муниципальной собственности

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

Основания бывают следующие:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного.

Соглашение об установлении сервитута

Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре соглашение о сервитуте (посмотреть и скачать можно здесь: ). Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.

Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу. Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией.

В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:

  • информация о сторонах договора;
  • данные о площади – кадастровые показатели, удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
  • процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
  • срок пользования наделом;
  • размер платы за эксплуатацию территории;
  • права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.

Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.

Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

В статье 39.26 ЗК РФ описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок. Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается межевая схема надела.
  2. В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
  3. Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
  4. На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.

Список документов

Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие документы:

  • техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • личные данные участников соглашения;
  • при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
  • иные документы, необходимые для заключения соглашения.

Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.

Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию. Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут.

После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию. Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил.

Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ.

После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.

В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.

Заключение

В завершение изложенного можно формулировать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен при наличии законных оснований, оговоренных в российском законодательстве.
  2. Все правовые отношения, связанные с наложением такого ограничения регулируются земельным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.
  3. Порядок установления сервитута на землю предусматривает заключение официального соглашения между участниками договора.
  4. Соглашение должно содержать все необходимые сведения, включая данные об участке, информацию об участниках и их правах на территорию.
  5. Регламент установки сервитута предусматривает определенный порядок, в рамках которого заинтересованное лицо подает заявление на установку обременения с указанием оснований такого действия и целью эксплуатации надела.
  6. Уполномоченное ведомство обязано в течение 30 дней с момента поступления заявки вынести решение о заключении соглашения либо постановление об отказе в установлении сервитута с обозначением оснований.
  7. Обязательным условием для заключения данного договора является его регистрация в Росреестре. Исключением являются случаи, при которых срок действия сервитута менее трех лет.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему.

Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.

Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения. По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца.

Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут. Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу.

Список законов

Сервитут устанавливается на земельный участок в тех случаях, когда это является единственным вариантом для нормального функционирования того участка, который находится в худшем положении.

Как именно происходит процедура установления сервитута и каких проблем стоит опасаться?

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Законодательное регулирование

Говоря о законодательном регулировании процедуры установления земельного сервитута, необходимо отметить, что такое регулирование осуществляется всего двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексами.

Если говорить более конкретно, то в рамках Гражданского Кодекса, в статьях 274-277, указывается, что подразумевается под сервитутом, в каких целях и каким образом происходит его установление.

Кроме того, в рамках этого нормативного акта происходит регламентация основных направлений, по которым должна вестись работа в случае установления сервитута.

Гражданский Кодекс Российской Федерации осуществляет регулирование вопросов установления частного сервитута.

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы установления сервитута, носящего публичный характер.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются те цели, для осуществления которых может потребоваться установление публичного сервитута. Кроме того, в статьях данного Кодекса происходит установление основных параметров, по которым должно происходить формирование такого обременения.

Также Земельный Кодекс Российской Федерации устанавливает порядок действий, в соответствии с которым должен устанавливаться публичный сервитут, а также порядок издания тех нормативных актов, которые регулируют обязательность таких действий.

Так как сервитут устанавливается путем заключения соответствующего соглашения, носящего характер договора пользования с установлением частичного либо полного обременение на земельный участок, регулирование такого договора осуществляется также Гражданским Кодексом Российской Федерации.

В том случае, если речь идет об установлении публичного сервитута, он устанавливается соответствующим нормативным актом.

Этот вопрос рассматривается как в Гражданском, так и в Земельном Кодексе.

Что такое — установление сервитута на земельный участок

Под установлением сервитута на земельный участок в действующем законодательстве подразумевается установление такого обременения, которое позволит собственникам или пользователям других наделов получить возможность обеспечить свободное функционирование своих земельных участков.

Сервитут на земельный участок устанавливается только в тех случаях, когда избежать подобного обременения не представляется возможным.

Установить сервитут можно только в том случае, если цели его использования на обремененном участке будут соответствовать всем требованиям действующего законодательства, которые на данный момент могут быть удовлетворены.

Независимо от того, является ли установленный сервитут публичным или частным, порядок его установления должен пройти полную проверку на соответствие действующему законодательству, так как такое обременение существенно ограничивает возможности использования участка его владельцем.

В рамках такого согласования будет установлено, было ли возможно избежать установления обременения на конкретный земельный участок, каков размер максимально допустимого обременения, а также та сумма, которую инициатор обременения земельного участка, должен будет заплатить владельцу.

При каких условиях возможно установление сервитута на земельный участок

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист Установление сервитута на земельный участок может быть осуществлено только в том случае, если никакие другие варианты не могут быть использованы.

В том случае, если лицо, выступающие инициатором установления сервитута, специально пытается наложить обременение на чужой участок, преследуя только цели личной выгоды, ему придется ответить перед законом за мошеннические действия в отношении чужого имущества.

В действующем законодательстве содержится исчерпывающий перечень оснований, по которому может происходить установление сервитута на земельный надел.

Этот перечень не может редактироваться никак, кроме как по инициативе государства в лице его законодательных органов.

Это обусловлено тем, что при установлении сервитута владелец обремененного земельного участка не сможет полностью пользоваться своим имуществом.

К таким цели будут относиться:

  • Использование территории соседнего участка или его части для обеспечения беспрепятственного доступа владельцев участков, находящихся в худшем территориальном положение, нежели обремененный участок;
  • Невозможность иными способами, кроме как через территорию обремененного участка, провести необходимые инженерные коммуникации, которые будут использоваться для полноценного функционирования других земельных участков;
  • Использование территории обремененного участка или части такой территории для осуществления прохода людей и животных к водным объектам, с помощью которых осуществляется полноценное функционирование соседних участков, либо существующих животноводческих хозяйств;
  • В случае, если речь идёт о публичном сервитуте, к целям использования добавляется также установление средств связи или станций-вышек, которые смогут обеспечить достаточный уровень качества связи;
  • Еще одним направлением, для которого может быть установлен публичный сервитут, становится строительство транспортных узлов и развязок. В том случае, если такой сервитут был установлен, и владелец обремененного участка не может пользоватся и в полном объеме, такой участок подлежит выкупу за счёт средств государства.

Публичный сервитут может быть установлен также и для строительства в прилегающей к обремененному участку зоне объектов, чье назначение сводится к охране безопасности государства.

В этом случае, если степень обременения будет максимальной, участок подлежит выкупу государством.

Иных условий, для которых может быть установлен сервитут публичного и частного характера, в действующем законодательстве не предусмотрено. В том случае, если лицо, инициировавшие установление сервитута, пытается осуществить такое обременение по каким-либо другим основаниям, его действия могут быть обжалованы в суде.

Какие документы необходимы для установления сервитута

Так как установление сервитута является достаточно сложным юридически значимым

действием, для его установление может понадобится определенный перечень документов, которые необходимо заранее подготовить.

Если речь идёт о сервитуте публичного характера, то его наступление происходит независимо от воли владельца земельного участка, а для фиксации факта его установления достаточно издания нормативного акта, носящего федеральный или региональный характер, в тексте которого будет содержаться прямое указание на установление обременения конкретных земельных участков.

В случае внесения такого нормативного акта к нему должно быть оформлено приложение, в тексте которого будут представлены все кадастровые характеристики обремененных участков.

Если речь идёт о частном сервитуте, то здесь необходимо будет подготовить перечень документов, которые понадобится для дальнейшей регистрации установленного права обременения в органах Росреестра.

К таким документам будут относиться:

  • Кадастровый паспорт на участок с приложенным планом налагаемого обременения. Этот документ необходим, для того чтобы в полной мере осуществить оценку стоимости налагаемого сервитута, а также аргументировать при возникновении споров размер обремененной территории.
  • Еще одним документом, который обязательно понадобится при установлении сервитута, будет считаться справка, полученная в уполномоченных органах, которая сможет подтвердить отсутствие других обременений на конкретном участке. Этот документ позволит грамотно рассчитать стоимость налагаемого обременения для того, чтобы исключить возможность установления стоимости сервитута выше, чем она может быть.
  • Обоснование целей установления сервитута. Этот документ готовит заинтересованное в обременении лицо, так как с помощью него можно будет доказать необходимость установления сервитута именно в том виде, в каком просит это сделать инициатор обременения.
  • Отчет о расчете стоимости сервитута или соразмерной платы за обременение. На основании этого документа в тексте договора будет зафиксирована та сумма, которая подлежит выплате владельцу обремененного участка инициатором сервитута.

После того, как подготовлены все необходимые документы, можно приступать непосредственно к процедуре установления сервитута.

Порядок действий

Порядок установления сервитута для такого обременения, носящего публичное и частное характер, будет различным.

Это обусловлено тем, что установление таких сервитутов также будет иметь определенную разницу в своих целях.

Для сервитута, носящего публичный характер, порядок установления будет состоять всего из трех этапов:

  1. На первом этапе будет происходить издание специального документа, в котором будут обозначены цели установления сервитута, а также тот период времени, на который планируется установить обременение.
  2. В качестве второго этапа установления сервитута в данном случае следует рассмотреть объявление и проведение публичных слушаний, на которых будет рассмотрен вопрос не только об установлении такого обременения на один или несколько земельных участков, но также и рассмотрен вопрос целесообразности тех затрат, которые ожидаются в связи с наложением такого обременения. По результатам таких слушай будет издан соответствующий нормативный акт, в рамках которого будет полностью отражен весь вопрос, касающийся установления такого сервитута.
  3. Третий этап включает в себя непосредственно издание нормативного акта, регламентирующего установление сервитута на один или несколько земельных участков, а также подготовку всех необходимых документов, в том случае, если установление такого обременения существенно затрудняет эксплуатацию участков, попавших в список обремененных. На основании такого перечня и порядка действий будет осуществляться либо выплата компенсации владельцу обремененного участка, либо производиться выкуп обремененных участков за государственный счёт.

Ключевым документом в данном случае будет считаться постановление об установлении сервитута.

В рамках этого документа, издаваемого органами государственной власти субъекта федерации или непосредственно Российской Федерации, будет указано то, для каких целей устанавливается сервитут, а также срок установления его и порядок действий относительно определённых участков.

Подписывается этот документ либо руководителем соответствующего органа государственной власти, либо должностным лицом, ответственным за принятия таких решений.

Установление частного сервитута проходит несколько более сложным порядком, так как подразумевает под собой обязательное осуществление договоренности сторон, участвующих в соглашении.И частного сервитута состоит из четырех этапов:

  1. На первом этапе осуществляется первичная договоренность сторон, участвующих в таком соглашении, о тех условиях, которые являются существенными для установленного сервитута.
  2. На втором этапе сторона, заинтересованная в установлении сервитута, должна обосновать цели своих действий, а также доказать необходимость установления обременения и невозможность достижения своих целей какими-либо иными способами.
  3. На третьем этапе установления сервитута происходит подписание итогового документа, выступающего в качестве соглашения или договора об установлении обременения. Кроме договора подписывается также и документ, доказывающий грамотность и верность установленной стоимости обременения.
  4. Четвертый этап является заключительным в установлении сервитута и характеризуется государственной регистрацией установленного обременения, а также получения соответствующего свидетельства, которое в дальнейшем может быть использование в качестве доказательства законности своих прав и претензий при использовании обремененного участка.

Однако указанные действия предпринимаются только в том случае, если удалось достигнуть договоренности по заключаемому соглашению.

Если таких договоренностей достигнуть не удалось, сторона, в целях которой будет устанавливаться сервитут, может обратиться в суд.

В том случае, если заключение соглашения об установлении сервитута, необходимого для использования других земельных участков, будет происходить в судебном порядке, в перечень необходимых документов должны быть внесены изменения.

К необходимым документам, которые понадобится для регистрации

установления сервитута, прибавится ещё судебное решение об установлении соответствующего применения на земельный участок, а также документы, подтверждающие факт использования всех существующих процедур досудебного урегулирования возникшего конфликта.

В том случае, если установления сервитута происходит в судебном порядке, в подписываемом сторонами соглашении обязательно должно содержаться приложение, в котором будет находиться копия судебного решения с отметкой о вступлении в силу, либо иной документ, подтверждающий факт судебного разрешения конфликта.

Независимо от того, происходит ли заключение договора об установлении сервитута во внесудебном порядке или по решению суда, финальная регистрация установленного обременения должна быть осуществлена в строгом соответствии с действующим законодательством.

Подробная инструкция о том как взять землю в аренду в наше материале!
Кому в первую очередь предоставляется освободившаяся комната в коммунальной квартире? Узнайте об этом .
Ищите образец договора мены квартиры? Его можно скачать по .

Какие трудности могут возникнуть и как их избежать

Так как установление сервитута относится к юридически значимым действиям, так как в результате такого обременения существенно уменьшается возможность полноценного использования обремененного участка его владельцем, с установлением сервитута могут возникнуть определённые трудности.

В целом, их можно разделить на две большие группы:

  • Сложности в установлении сервитута;
  • Проблемы с регистрацией такого обременения.

К первой группе сложностей, которые могут возникнуть, будут относиться именно сложности, которые характерны для формирования права обременения, а также для заключения договора об установлении сервитута.

Это такие сложности, как:

  • Невозможность прийти к общим договоренностям по вопросу заключения соглашения из-за несогласия владельца обремененного участка заключить такой договор;
  • Неадекватная оценка стоимости установления сервитута ввиду желания владельца участка получить как можно большую прибыль от заключаемого соглашения.

Единственным вариантом в этом случае будет обращение в суд, где вынесенное решение обяжет владельца участка, на которое должно быть наложено обременение, заключить соглашение с лицом, инициирующим установление сервитута.

В том случае, если дело касается неоправданно завышенной стоимости, по решению суда может быть проведена независимая оценка установленного сервитута, и на основе итогового отчёта уже будет устанавливаться плата за пользование участком в его обремененной части, сведения о которой будут отражены в тексте договора.

Если речь идёт о трудностях в регистрации установленного сервитута, то причины возникновения такой ситуации, как правило, носят классический характер и бывают связаны с:

  • Неправильным или неполным оформлением документов. В этом случае специалисты Росреестра возвращают весь пакет заявителю для исправления ошибок в оформлении представленных материалов.
  • Незаконностью требований о регистрации сервитута. Установить это можно только при детальной правовой экспертизе всех представленных документов. В этом случае ожидается отказ, а также в случаях, предусмотренных законодательством, может последовать возбуждение административного или уголовного дела. В целях избежания такого развития событий необходимо тщательно проверить при подаче в Росреестр наличие всех документов, подтверждающих законность установления сервитута.

Установление сервитута должно происходить в соответствии с действующим законодательством.

Устанавливаться он может только в том случае, если иное достижение целей полноценного функционирования других земельных участков невозможно. Для того, чтобы регистрация такого права обременения прошла без каких-либо трудностей, должен быть соблюден в полном объеме весь порядок установления сервитута, а также подготовлены в полном объеме все необходимые для этого документы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Сервитут – вид ограничения на использование участка земли лицом или группой граждан для реализации определенных целей. Он дает право третьим лицам наравне с собственником пользоваться принадлежащим ему имуществом. Российское законодательство закрепляет, как оформить сервитут на земельный участок: особенности и способы.

Порядок и процесс установления частного сервитута

Установление сервитута обусловлено необходимостью проезда или прохода третьих лиц через расположенный рядом участок.

Чаще всего сервитут устанавливается путем составления соглашения между собственником и пользователем земли в письменной форме.

Составление документов производится по нормам третьего пункта статьи 247 Гражданского кодекса и статьи 52 Федерального закона, рассматривающего государственную регистрацию объектов недвижимости.

Помимо заключения соглашения, существует еще два варианта установление такого вида обременения:

  • предписанием, выданным уполномоченным органом местного самоуправления, по результатам городского слушания;
  • вынесением судебного решения. Этот способ применяется, если стороны не могут достигнуть согласия в добровольном порядке.

Перечень документов для оформления сервитута. Процесс регистрации ограничения

Для установления такого типа ограничения необходимо подготовить пакет документов. В перечень бумаг входят следующие:

  1. Паспорт гражданина.
  2. Заявление об установления сервитута.
  3. Документ, подтверждающий необходимость этой процедуры.
  4. Кадастровый план с отметкой о сервитуте.
  5. Документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины. Размер госпошлины за оформление ограничительного документа составляет полторы тысячи рублей для граждан и шесть тысяч рублей – для организаций.
  6. Доверенность на представителя (если гражданин подает заявление не самостоятельно).

Регистрация сервитута проводится по нормам статьи 23 ЗК РФ пошагово в три этапа:

  • посещение Кадастровой Палаты для подачи заявления на установление ограничение;
  • составление письменного соглашения;
  • получение выписки с отметкой об установлении сервитута.

Содержание документа об ограничении

В нем должны быть отражены:

  1. Дата и место составления документа.
  2. Персональные сведения о сторонах.
  3. Предмет соглашения, включающий информацию о местоположении спорного участка, причинах установления сервитута, его длительности, размера оплаты. Если использование участка является возмездным, в соглашении необходимо точно указать сумму оплаты (или размер ежемесячных платежей). Сумма, устанавливаемая соглашением, зависит от особенностей использования земли, выгоды для владельца участка и целей установления сервитута.
  4. Границы спорной территории, правила его эксплуатации.
  5. Взаимные права и обязанности сторон соглашения.
  6. Иные условия, касающиеся изменения собственника земельного участка.
  7. Дата вступления ограничительного документа в силу.
  8. Реквизиты и адреса сторон. Скачать договор сервитута

Период действия сервитута. Прекращение ограничений

Зачастую период действия сервитута не устанавливается, и соглашение носит бессрочный характер. Ограничения по времени устанавливаются в исключительных случаях. При этом, если в соглашении установлен срок его действия, права и обязанности сторон прекращаются по истечении указанного периода времени.

Законодательство допускает возможность устанавливать в качестве момента прекращения действия соглашения не конкретную дату, а наступление какого-либо события, из-за которого документ теряет силу (например, смена собственника земельного участка).

Соглашение может признано недействительным по одной из причин:

  • требование владельца земельного участка, обусловленное тем, что в установлении ограничения больше нет необходимости;
  • составление документа о прекращении действия соглашения по договоренности между сторонами;
  • истечение периода действия документа;
  • вступление в силу решения суда об отмене ограничения.

Независимо от того, по какой причине было расторгнуто соглашение, факт снятия ограничения также подлежит государственной регистрации в Кадастровой Палате

Установление сервитута публичного типа

Договор публичного типа в отношении установления сервитутам на участок земли имеет место в тех случаях, когда органами местного самоуправления издан нормативный правовой акт, закрепляющий данное ограничение. Заполнить заявление на публичный сервитут вправе граждане, юридические лица и представители властных органов.

Сервитуту публичного типа оформляется в следующих случаях:

  1. На земельном участке необходимо провести инженерные изыскания.
  2. Определенная территория предоставляется в бессрочное постоянное пользование, аренду, собственность.
  3. На участке земли необходимо провести ремонтные работы (прокладка коммуникаций, ремонт объектов общественного пользования).

Процесс регистрации публичного сервитута состоит из пяти этапов:

  • подача заявления на установление сервитута;
  • ожидание ответа от государственных органов власти, назначение общественного слушания;
  • участие в заседания общего собрания, принятие решения об установлении сервитута;
  • получение письменного распоряжения в отношении ограничения землепользования;
  • регистрация документа с другими бумагами в Кадастровой Палате.

Таким образом сервитут – разрешение на использование участка земли лицом или группой граждан для реализации определенных целей. Он дает право третьим лицам наравне с собственником пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Использовать земельный участок могут не только собственники, но и другие лица. Такая процедура предусматривает предоставление определенных прав на территорию. Круг таких возможностей всегда ограничен. Перечень прав определяет собственник участка.

Что это такое: понятие, принципы и цели

Понятие сервитута закреплено в статье 23 Земельного кодекса РФ. По сути – это предоставление ряда прав по использованию земельного участка. Сервитут бывает двух видов:

  1. частный;
  2. публичный.

Разницу между публичным и частным сервитутом наши эксперты объясняют в отдельном материале.

Частным является договоренность, которая достигнута между физическими лицами. Как правило – это соседи.

Соглашение такого характера заключается для:

  • обеспечения беспрепятственного доступа к объекту жилья, через соседний участок;
  • подведения к домовладению коммуникаций – газа, воды, электричества;
  • прокладки телевизионных и электрокоммуникационных сетей, а также установки опор электропередачи.

Суть общественного сервитута заключается в решении местных органов власти использовать часть собственности других лиц.

Такими целями являются:

  1. обеспечение доступа к транспортным путям;
  2. проведение геодезических изысканий или мелиоративных работ;
  3. создание беспрепятственного доступа к побережью;
  4. организация рыбалки и охоты на земельных территориях и в лесополосах;
  5. размещение меток по определению границ участков.

Для каких целей и на каких основаниях могут возникать сервитуты узнаете .

Сервитуты также классифицируются по принадлежности к отросли права:

  • гражданские;
  • земельные;
  • лесные;
  • водные;
  • воздушные.

Воздушный сервитут устанавливается исключительно в интересах государства, например, для пролета самолетов через чужое воздушное пространство.

Более подробно о том, что такое сервитут и как он оформляется, мы рассказываем в этом материале, а вы сможете узнать какие виды сервитута существуют.

Соглашение на проезд к ЗУ

Одним из наиболее часто встречающихся частных сервитутов является соглашение между физическими лицами на проезд к участку. Может так получиться, что особенности расположения территории собственника таковы, что он может попасть на неё, только через чужую. В таких случаях и заключается частный сервитут.

Если доступ к участку требуется не одному, а неограниченной группе граждан, то местная администрация может установить публичный сервитут на проход и проезд в целях обеспечения интересов местных жителей.

Такое решение будет принято на общественных слушаниях и с владельцем обременяемого участка согласовываться не будет. Это будет возможным, если земля передана в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, либо в аренду на срок более двенадцати месяцев. Указанное правило отражено в статье 39.24 ЗК РФ.

Подробнее о том, как устанавливается сервитут на свободный проезд к земельному участку, мы рассказываем .

Основания и условия для наложения

Основанием для наложения сервитута является необходимость использования части и всей площади земельного участка. Инициировать реализацию такой процедуры могут как физические лица, так и местные органы власти. Для того, чтобы реализовать процедуру такого характера, необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего – это добровольное соглашение. Оно потребуется, если на земельный участок у пользователя есть право собственности и участниками сделки являются физические лица.

Установленное обременение не должно создавать помех собственнику в использовании имущества. Например, человек должен иметь возможность полноценно возделывать землю, либо размещать на ней постройки. Использование части территории не может создавать неудобств.

Больше информации об основаниях, по которым может возникнуть сервитут, найдете .

Можно ли наложить на часть ЗУ?

Законодательство не оговаривает границ сервитута. Фактически он может быть наложен в отношении части территории. Такой вариант чаще всего встречается, когда необходимо обеспечить беспрепятственный проезд, либо провести коммуникации.

Узнать все нюансы оформления сервитута на часть земельного участка можете из этого материала.

Как оформить: процедура пошагово

Разберем, как оформляется сервитут. Процедура установления сервитута в отношении земельного участка состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Сначала потребуется оформить соглашение между заинтересованными лицами.
  2. После этого необходимо собрать некоторые документы, которые необходимы для реализации сделки, в том числе проинформировать соседей о факте обременения.
  3. Затем потребуется внести изменения в кадастровый план, оплатить государственную и получить соответствующее решение.
  4. Завершающим этапом является регистрация сервитута.

Больше информации о нюансах сервитута и о правилах его оформления найдете в отдельной статье.

Составление соглашения

Действующим законодательством не утвержден образец соглашения, который необходимо использовать в обязательном порядке. Но в статье 39.25 ЗК РФ указаны сведения, которые должны быть отражены в документе.

К ним отнесены:

  • Номер участка, на который устанавливается обременение, по кадастровому учету.
  • Учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут.
  • Информация о каждом участнике сделки – фамилия, имя, отчество, данные паспорта. Если одной из сторон является юридическое лицо, то указывается его название.
  • Основания и цели установления сервитута.
  • Срок действия обременения.
  • Размер оплаты, взимаемой в пользу собственника.
  • Права, обязанности и ответственность сторон.

Соглашение подписывается каждым из участников или их законными представителями. Экземпляр документа передается каждой стороне.

О правилах составления договора сервитута мы также рассказываем .

Сбор документов

Для того, чтобы установить сервитут, потребуется подготовить следующие документы:

  1. Документы, на основании которых стороны действуют. Это могут быть паспорта или доверенности законных представителей.
  2. Документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком – договор аренды, свидетельство или выписка из ЕГРН.
  3. Соглашение владельцев или решение суда (как и на каких основаниях можно обратиться в суд и получить решение о принудительном установлении сервитута мы рассказывали ).

Документы могут представляться в виде заверенных копий.

Как сделать письмо соседям?

Перед тем, как начать процедуру, следует обратиться к своему соседу по поводу установления ограничения. Лучше всего оформить свое предложение в виде письма. В нем нужно указать причины обращения и срок, в течение которого инициатор хочет получить некоторые права на использование земли. Письмо лучше всего направить заказной корреспонденцией, с уведомлением о вручении адресату.

Направление письма, как и ответ на него не является обязательным. Стороны вправе договориться устно, без ведения переписки.

Схема границ на кадастровом плане

Обязательным документом является кадастровый план, с указанием границ установленного сервитута. Для обозначения используются арабские цифры, каждая из которых соответствует названию объектов и точек привязки. Данная схема является графическим отображением нового устройства земельного участка.

Подробнее о правилах составления схемы с границами сервитута мы рассказывали в отдельной статье.

Оплата госпошлин

Размер государственной пошлины, которая взимается за регистрацию такой сделки, определена пунктом 31 статьи 333.33 НК РФ. Он зависит от статуса плательщика:

  • физическое лицо заплатит 1500 рублей;
  • юридическое – 6000.

Вынесение решения

Порядок вынесения решения об установлении такого обременения определен статьей 39.43 ЗК РФ. Оно принимается в случаях публичного сервитута.

Решение должно выноситься в следующие сроки:

  • 20 дней – с момента поступления обращения об устройстве пересечений автомобильных или железных дорог;
  • 45 дней – с момента поступления обращения о размещении коммуникаций, средств связи, складировании строительных материалов, размещении техники и вспомогательных сооружений, автомобильных и железных дорог в туннелях, проведении инженерных изысканий.

Местная администрация, по согласованию с собственником участка, может принять другой вариант сервитута, в отличие от предлагаемого.

Решение должно включать в себя следующую информацию:

  1. Цель установления обременения.
  2. Основание для принятия решения. В качестве такового может выступать ходатайство заинтересованного лица.
  3. Информация о собственнике объекта – фамилия, имя, отчество, данные паспорта, место жительства.
  4. Кадастровый номер территории, её адрес или описание места расположения.
  5. Срок, на который обременение устанавливается.
  6. Период времени, в течение которого использование территории или её части будет затруднено или невозможно, в связи с установлением обременения.
  7. Реквизиты документов или нормативных актов, на основании которых решение было вынесено.
  8. Порядок расчета и внесения оплаты, если сервитут устанавливается в отношении государственных или муниципальных участков.
  9. График выполнения необходимых работ, например, при проведении коммуникаций.
  10. Указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования. Срок для выполнения такого требования определен пунктом 8 статьи 39.50 ЗК РФ и составляет три месяца с момента завершения работ.

Решением устанавливаются границы обременений.

Скачать образец постановления об установлении публичного сервитута

В течение пяти рабочих дней, с момента вынесения муниципальный орган обязан:

  1. разместить решение на своем интернет сайте;
  2. опубликовать документ в СМИ;
  3. направить копию решения собственнику участка, на который было установлено обременение и в Росреестр.

Сервитут считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН. Решение может быть оспорено собственником в судебном порядке, в течение тридцати дней с момента получения документа.

Регистрация

Для того, чтобы зарегистрировать сервитут, необходимо подготовить следующие документы:

  • соглашение об установлении обременения;
  • разрешение органа власти;
  • кадастровый паспорт;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины;
  • паспорт инициатора;
  • доверенность законного представителя, если он принимает участие в процедуре;
  • устав, учредительный договор, выписку из ЕГРЮЛ – если стороной является юридическое лицо;
  • заявление о государственной регистрации сделки.

Информация в базу данных будет внесена в течение семи рабочих дней, с момента поступления обращения.

Больше информации о правилах регистрации сервитута найдете в отдельной статье.

Отличия в оформлении в частной и муниципальной собственности

Способ установления ограничения на земельный участок, который принадлежит физическому лицу, имеет ряд отличий от аналогичной процедуры, осуществляемой в отношении территории, которая относится к муниципальной.

Круги лиц в частном случае ограничен, в публичном – нет. Для установления сервитута в отношении муниципального участка необходимо решение местной администрации, физическому лицу достаточно заключить соглашение.

Для установки публичного обременения необходимо проведение межевания на всех участках, подпадающих под зону ограничения. При частном сервитуте, необходимо произвести переформирование кадастровой выписки земельного надела с переделом пространства.

Отличия заключаются и в порядке возмещения неудобств. Частный сервитут предусматривает обязательные выплаты почти всегда. В случае с публичным компенсация происходит только при существенных препятствиях в ограничении при пользовании участком.

Ещё одним отличием являются стороны сделки. В частном случае – это конкретные физические или юридические лица. В случае же публичного обременения круг лиц не определен.

Публичное ограничение должно всегда согласовываться с местными органами управления. Для частного обременения в этом необходимости нет.

Узнать о том, в чем еще кроме оплаты заключается разница между частным и публичным сервитутом, можно .

Порядок действий в случае отказа

Рассмотрим, как можно отказать в установлении сервитута. Основания для отказа в установлении публичного сервитута определены статьей 39.44 ЗК РФ.

К ним отнесены:

  • В обращении заинтересованного лиц указана не вся обязательная информация.
  • Отсутствует необходимость в обременении.
  • Осуществлять деятельность, в целях которой устанавливается сервитут, запрещено законом.
  • Обременение существенно затруднит или сделает невозможным использование участка по назначению.
  • Осуществление деятельности, в целях которой устанавливается ограничение, повлечет за собой необходимость реконструкции или переноса, установленных на участке сооружений.
  • Границы сервитута не соответствуют планировке размещения автомобильной или железной дороги, либо инженерных построек.
  • Установление ограничения создаст препятствие для размещения запланированных объектов.
  • Ограничение касается реконструкции объекта, который планировалось перенести.

В отношении частного сервитута закон оснований об отказе не установил. То есть собственник вправе отказать заинтересованному лицу, исходя из личного мнения.

Порядок действий в случае отказа, зависит от того, какого вида ограничение устанавливалось. Если оно касалось частной территории, то нужно сначала попытаться решить вопрос более мирным путем. Следует направить собственнику претензионное письмо, в котором подробно изложить свои доводы. Когда вопрос связан с муниципальной землей, то решение можно обжаловать в судебном порядке.

Как его установить через суд?

Судебный порядок актуален, когда собственник отказался от предложения и не намерен решать спор мирным путем.

Сначала необходимо определить в какую инстанции следует направить иск. Если одним из участников является лицо осуществляющее предпринимательскую или другую экономическую деятельность, то обращаться нужно в арбитражный суд, в остальных случаях – в районный. Иск направляется по месту расположения участка. Необходимо оплатить пошлину за рассмотрение обращения:

  • для физического лица её размер составит 300 рублей;
  • для юридического – 6 000.

В заявлении должно быть указано:

  1. Наименование и адресу суда.
  2. Сведения о сторонах спора – как зовут каждого, либо наименование организации, адрес, контактный телефон.
  3. Причины обращения в суд. Здесь подробно описываются обстоятельства возникновения спора.
  4. Требования истца.
  5. Перечень прилагаемых документов.
  6. Дата и подпись.

К заявлению необходимо приложить:

  • копию иска для ответчика;
  • квитанцию об оплате пошлины;
  • паспорт заявителя или свидетельство о регистрации в качестве юридического лица;
  • доверенность законного представителя, если он принимает участие в деле;
  • сведения о досудебном решении спора – направленные предложения и полученные ответы.

Исковое заявление в арбитражном суде будет рассмотрено в течение трех месяцев, в районном – двух.

Подробнее об основаниях для обращения в суд и о правилах составления искового заявления на установление сервитута мы рассказываем в специальном материале.

О необходимости независимой оценочной экспертизы

Проведение экспертизы участка необходимо для оценки стоимости оплаты в связи с установлением обременений.

Такую процедуру осуществляют организации, имеющие лицензию на выполнение соответствующих работ. В процессе оценки измеряется общая площадь участка, проводится его фотографирование.

Для получения итогового результата учитываются следующие показатели:

  • реальные убытки;
  • упущенная выгода;
  • возможный ущерб.

Оценка выполняется путем сложения указанных показателей.

Больше информации о проведении оценки сервитута найдете .

Сроки действия

Сервитут может быть срочным или постоянным. В первом случае время действия обременений определяется сторонами соглашения. Это характерно для сделки между физическими лицами. Постоянный сервитут не имеет срока действия и не прекращает своего действия даже в случае смены собственника.

Какими могут быть сроки сервитута мы рассказывали в этой статье, а вы прочтете о существующих видах сервитута и их классификации, в зависимости от срока действия.

Основания для аннулирования сделки

К причинам аннулирования такой сделки можно отнести:

  • порчу плодородных земель;
  • нанесение вреда окружающей среде;
  • нарушение санитарных и экологических норм;
  • выполнение работ, которые запрещены;
  • нарушение установленных границ;
  • несвоевременная оплата.

Указанные причины могут быть основанием для прекращения не только частного, но и публичного сервитута.

О том, какими могут быть основания для прекращения сервитута, мы более подробно рассказываем .

Сервитут, как вид обременения, может касаться не только частных, но и муниципальных территорий. Стороны могут заключать соглашение, либо вопрос решается путем вынесения решения местным органом власти. В любом случае, каждая из сторон может решить спор, касающийся установления сервитута, в судебном порядке.

Все о сервитуте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *