Аукцион не состоялся

>Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Содержание

Что такое несостоявшаяся закупка?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:

44-ФЗ
всего размещено извещений в ЕИС 3 240 000
не состоялись 969 800
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка 40%

данные мониторинга Минфина за 2018 год

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

  • Не подано ни одной заявки;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям.

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если заключать контракт не с кем

  • Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.
  • Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт.

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе.
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Выводы

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта.

Энциклопедия решений. Признание «бумажного» запроса предложений по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания

Признание запроса предложений по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания

Согласно ч. 8 ст. 83 Закона N 44-ФЗ запрос предложений признается несостоявшимся, если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений (далее — заявки) и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (далее — открытие доступа к заявкам):

— подана только одна заявка;

— не подано ни одной заявки.

Для каждого из названных случаев ч.ч. 18 и 19 ст. 83 Закона N 44-ФЗ установлены различные последствия.

Если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента открытия доступа к заявкам подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, заказчик согласно ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ вправе осуществить закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В этом случае контракт заключается по согласованию с соответствующим уполномоченным органом. Подробнее порядок заключения контракта с единственным контрагентом в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ рассмотрен в отдельном материале.

Из буквального прочтения ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ следует, что осуществление закупки у единственного контрагента является правом, а не обязанностью заказчика. Однако столь же буквальное прочтение п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ показывает, что заказчик обязан заключить контракт в соответствии с этой нормой при признании запроса предложений несостоявшимся на основании ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Такой же вывод можно сделать из разъяснений, данных в письмах Минэкономразвития России от 08.07.2015 N Д28и-2042, от 28.01.2015 N Д28и-141, от 19.08.2015 N Д28и-2441.

Если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента открытия доступа к заявкам не подано ни одной такой заявки, заказчик согласно ч. 19 ст. 83 Закона N 44-ФЗ вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

Закон не дает указаний, каким именно способом осуществляется закупка снова. Соответственно, следует полагать, что выбор осуществляется в соответствии с общими принципами выбора способа закупки, определенными ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Это допускает и проведение нового запроса предложений при наличии к тому оснований, определенных ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Отметим, однако, что, например, для случая признания несостоявшимся запроса предложений, проводившегося ввиду признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ) ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ оснований для проведения нового запроса предложений определенно не предусмотрено (см. также ответ на вопрос 74 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Должны заметить, что по нашему мнению запрос предложений также должен признаваться несостоявшимся в случае, когда по итогам рассмотрения заявок в соответствии с ч. 10 ст. 83 Закона N 44-ФЗ от участия в запросе предложений отстранены все или все, кроме одного, участники. Законом этого прямо не предусмотрено. Однако анализ норм Закона N 44-ФЗ показывает, что закупка конкурентным способом считается состоявшейся если имеются не менее 2 заявок на участие в соответствующей процедуре, которые:

— соответствуют требованиям к заявкам, установленным этим Законом и документацией о закупке,

— поданы участниками закупки, которые соответствуют требованиям к участникам, установленным Законом N 44-ФЗ и документацией о закупке.

(Далее такие заявки именуются «надлежащие заявки»).

В отношении случаев отклонения уже полученных заявок, отстранения подавших их участников этот принцип выражается в совокупности отдельных норм, описывающих случаи признания конкурсов, аукционов, запроса котировок несостоявшимися (ч. 6 ст. 53, ч. 9 ст. 56, ч.ч. 10, 15 ст. 57, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ) и описывающих последствия такого признания (ст.ст. 55, 71, 79 Закона N 44-ФЗ).

При отстранении всех или всех, кроме одного, участников от участия в запросе предложений, две надлежащие заявки также отсутствуют. Соответственно, по нашему мнению, исходя из общих принципов закупки и по аналогии с ч. 8 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, запрос предложений в таком случае должен признаваться несостоявшимся.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о последствиях признания запроса несостоявшимся в описанных случаях.

В случае, если все участники отстранены, заказчик, безусловно, вправе осуществить новую закупку на общих основаниях, исходя из того, что возникшая у него потребность осталась неудовлетворенной, и закон никак не ограничивает возможность ее удовлетворения фактом попыток проведения закупок, признаваемых несостоявшимися. И аналогия с ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ здесь абсолютно уместна.

В случае же, если отстранены все участники, кроме одного, возникает проблема. По аналогии с ч. 19 ст. 83 Закона N 44-ФЗ и рядом вышеперечисленных норм, устанавливающих последствия признания закупки конкурентным способом несостоявшейся при наличии одной надлежащей заявки, закупку следовало бы провести у единственного контрагента в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако это представляется проблематичным, поскольку в случае признания несостоявшимся запроса предложений контракт на основании указанной нормы может заключаться по согласованию с соответствующим уполномоченным органом, а такое согласование, по буквальному прочтению п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может даваться только в случаях, прямо указанных в законе (см. также п. 1 письма ФАС России от 02.04.2014 N ИА/12436/14). Таким образом, данный вопрос, на наш взгляд, может быть разрешен только при изменении законодательства.

Аукцион не состоялся: когда проводить запрос предложений?

При проведении электронного аукциона по 44-ФЗ иногда случается так, что закупочная комиссия отклоняет все заявки участников. Такое происходит в том случае, если их вторые части не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. В соответствии с частью 13 статьи 69 упомянутого закона, аукцион в этом случае признается несостоявшимся. Что делать заказчику в таком случае? Пункт 2 части 8 статьи 83 закона 44-ФЗ дает ему право определить поставщика путем запроса предложений. Но прежде необходимо внести изменение в план-график, а при необходимости и в план закупок.

Когда вносить изменения в план-график?

Четкого срока, когда необходимо изменить план-график на том основании, что электронный аукцион признан несостоявшимся, закон 44-ФЗ не устанавливает. Из этого следует, что указанные изменения в план-график можно внести в любой момент. На практике это будет зависеть от того, когда заказчик планирует проводить запрос предложений. Обратите внимание, что при проведении запроса предложений после несостоявшегося электронного аукциона закон запрещает изменять объект закупки.

Когда объявлять и проводить запрос предложений?

Часть 14 статьи 21 закона 44-ФЗ требует, чтобы изменения в план-график были внесены не позже чем за 10 дней до размещения извещения о закупке в ЕИС. Аналогичный вывод следует и из пункта 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика (постановление Правительства РФ от 05.06.15 № 554). Таким образом, заказчик объявляет запрос предложений (размещает извещение в ЕИС) после несостоявшегося электронного аукциона не ранее, чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Когда изменения в план-график утверждены, в течение трех дней документ нужно разместить в ЕИС. Это следует из части 15 статьи 21 закона 44-ФЗ. Таким образом, между внесением изменений в план-график и размещением обновленного документа в ЕИС может пройти до трех дней. В связи с этим указанную норму закона можно растолковать двояко:

  • трехдневный срок, отведенный на размещение измененного плана-графика в ЕИС, входит в 10 дней, которые нужно выждать до объявления новой закупки методом запроса предложения (то есть 10 дней отсчитываются с даты утверждения плана-графика);
  • десятидневный срок до объявления новый закупки отсчитывается с даты размещения плана-графика в ЕИС.

Специалисты рекомендуют придерживаться второго подхода, то есть выждать 10 дней после размещения в ЕИС измененного плана-графика, и только после этого объявлять новую закупку. Такой подход следует из принципов, на которых базируется законодательство о закупках — открытости и прозрачности. Они предполагают, что любое заинтересованное лицо должно получить свободный доступ к информации о закупках. ЕИС же является инструментом реализации указанных принципов. Упомянутый выше 10-дневный срок предназначается для того, чтобы проинформировать контролирующие органы о том, что в плане-графике заказчика произошли изменения, и дать возможность поставщикам подготовиться к новой закупке.

Тот факт, что 10 дней должны быть исчислены именно от даты размещения измененного плана-графика в ЕИС, подтверждают и в Минэкономразвития (письма от 21.09.16 № Д28и-2477 и от 17.02.16 № ОГ-Д28-1814). О том же говорит и правоприменительная практика ФАС и арбитражных судов.

Между размещением извещения о запросе предложения и проведением самой процедуры в соответствии с частью 3 статьи 83 закона 44-ФЗ должно пройти не менее пяти дней.

Итак, подытожим сказанное выше. Если электронный аукцион признан несостоявшимся, и заказчик планирует провести запрос предложений, то алгоритм его действий должен быть следующим:

  1. Внести изменения в план-графики — в любое время после признания аукциона несостоявшимся.
  2. Разместить новый план-график в ЕИС — в течение трех дней после утверждения.
  3. Разместить в ЕИС извещение о проведении запроса предложений — не ранее, чем через 10 дней после публикации нового плана-графика в ЕИС.
  4. Провести запрос предложений — не ранее, чем через 5 дней после размещения извещения о его проведении в ЕИС.

Что делать, если аукцион по 44-ФЗ не состоялся

Любая несостоявшаяся процедура закупки это ещё одна головная боль контрактного управляющего. Ведь не секрет, как много времени и сил занимает подготовка технического задания, составление аукционной документации, публикация на сайте, томительное ожидание поданных заявок. Но, даже если заявки были поданы, аукцион всё равно может не состояться.

Статья 71 ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 четко предписывает, что делать, если электронный аукцион не состоялся.

Рассмотрим все причины более подробно.

  1. На аукцион подана одна заявка.
  2. Подано несколько заявок, но только одна – та самая заветная, которая соответствует всем требованиям.
  3. Поданы заявки, но не подано ценовых предложений.
  4. На аукцион не подано ни одной заявки или все поданные заявки не соответствуют заявленным требованиям.

Образцы протоколов на каждый из случаев можно скачать здесь.

1. «Один в поле не воин» — гласит народная мудрость, но не в нашем случае! Если на ваш аукцион подана одна заявка, то считай — контракт почти у вас в руках! После окончания срока подачи заявок оператор электронной площадки высылает вам обе части заявки участника. Вы их рассматриваете и, если всё соответствует, то заключаете контракт с этим единственным участником. После публикации протокола рассмотрения единственной заявки вы сразу переходите к стадии заключения контракта.

Такой вариант развития событий самый удобный для Заказчика, особенно в конце календарного года, когда есть спешка при освоении денежных средств «под ноль».

2. Заявок было несколько, но соответствует только одна. Такой вариант развития событий тоже имеет место быть. Заказчик обязан рассмотреть все поданные заявки и опубликовать протокол рассмотрения первых частей заявок. В протоколе указывается информация о том, что только одна заявка соответствует требованиям и допускается до участия в аукционе, а также причины отклонения заявок от участия в аукционе.

Оператор электронной площадки в свою очередь направляет Заказчику вторые части заявки единственного участника. Заказчик рассматривает документы участника и, если заявка соответствует требованиям, вывешивает на площадке протокол рассмотрения единственной заявки. Такой ход развития событий также экономит время для заключения контракта – участники закупки сразу переходят на этап заключения контракта, минуя этап электронного аукциона.

Возможен и другой вариант – аукцион опубликован, заявки поданы, по первым частям рассмотрены и допущены. И вот уже после проведения электронного аукциона, при рассмотрении вторых частей заявок, заказчик признает соответствующей требованиям только одну заявку. Аукцион также будет признан несостоявшимся.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

А как у других?

Статистика показывает, что отклонение заявок по первым частям чаще всего встречается при проведении закупок на поставку товаров и выполнение работ. А именно, характеристики поставляемого (или используемого при выполнении работ) товара не соответствуют параметрам, заданным в техническом задании.

По вторым частям заявки отклоняются, как правило, при закупках услуг. Т.к. основной пакет документации от участника закупки содержится именно во второй части заявки, а в первой части достаточно только согласия на участие в электронном аукционе на условиях, предусмотренных аукционной документацией.

3. Торговаться никто не пришел. И такое бывает тоже – заявки поданы, первые части заявок рассмотрены и допущены до участия в электронном аукционе. Все ждут наступления торгов. Но в заветный час не поступает ни одного ценового предложения. Увы и ах.

Заказчик может бесконечно теряться в догадках «Как? Почему? Про нас забыли?». Эта ситуация оказывается выигрышной для того участника закупки, который первым подал заявку на участие в аукционе. В этом случае действует принцип «кто первый встал – того и тапки».

Оператор электронной площадки высылает заказчику обе части заявок всех заявившихся участников. Заказчик их рассматривает и принимает решение о соответствии этих заявок требованиям аукционной документации. Контракт заключается с тем участником, кто раньше других подал заявку, соответствующую требованиям аукционной документации. После публикации протокола рассмотрения заявок аукцион переходит на стадию заключения контракта.

4. Аукцион совсем не состоялся. Если на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки или все поданные заявки не соответствуют требованиям документации, аукцион тоже будет признан несостоявшимся.

Закон гласит, что в этом случае заказчик вносит изменения в план-график и проводит данную закупку, но уже путем запроса предложений, либо проводит новую закупку. Если заказчик выбирает первый вариант, то изменение объекта закупки недопустимо. В плане-графике должна быть создана новая позиция закупки путем запроса предложений. Объект закупки остается прежним, обязательным изменениям подлежит срок осуществления закупки.

Заказчик передумал.

Если же необходимости в данной закупке уже нет, то Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и проводит новую закупку: возможно не освоенные денежные средства заказчик решит пустить на другие цели.

Десять дней по ПГЗ отменили, но не для всех.

Какой бы из этих двух путей Заказчик не выбрал, ждать 10 дней после внесения изменений в ПГЗ до публикации извещения всё равно придётся. Но прежде, чем вносить изменения в документацию, необходимо провести анализ – что же такого написано в аукционе, раз никто не захотел в нём участвовать.

Причины могут быть абсолютно разные — начальная (максимальная) цена контракта занижена, не корректно составлено техническое задание, срок исполнения контракта критически мал или потенциальный участник размещения заказа попросту упустил ваш аукцион во всём потоке информации на электронной площадке. Каковы бы не были причины, осваивать денежные средства всё равно придется и закупку проводить заказчику необходимо.

Контракт всё-таки будет.

В первых трёх случаях несостоявшийся аукцион всё равно приведет заказчика к заключению контракта в соответствии с п.25.1 ч.1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ.

При этом цена контракта не должна быть выше начальной (максимальной) цены, а сроки его заключения регламентируются ст. 83.2 ФЗ №44-ФЗ.

Интересных закупок и состоявшихся аукционов Вам, коллеги!

>Что делать, если закупка не состоялась

Основания для признания закупки несостоявшейся

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса:
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

>Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

44‑ФЗ простым языком. Часть 8

Оформление заявки

На конверте обязательно указывают наименование открытого конкурса. Также можно указать информацию о лице, которое подает заявку, но если такой информации не будет, заявку все равно примут.

Все листы заявки на бумаге (или каждый ее том) необходимо:

  • Прошить и листы пронумеровать. Непрошитую заявку отклонят, но если листы не пронумерованы, отклонять не имеют права.
  • Прикрепить первым листом опись документов, входящих в состав. Без описи заявку отклонят.
  • Скрепить печатью, если она есть, и подписать.

Заказчик не может устанавливать другие требования к оформлению заявки, кроме перечисленных. Посмотрите, как правильно заверять документы.

Прием заявок

Заказчик регистрирует каждый конверт, поступившую в срок. Нельзя отклонить заявку, если на конверте нет информации о подавшем его лице. Этого также нельзя требовать в конкурсной документации.

Прием заявок прекращается, как только наступил срок вскрытия конвертов. Заказчик обязан сохранять конфиденциальность заявок. Запрещено повреждать и открывать конверты до их вскрытия.

Если заявка подана после окончания срока подачи заявок, заказчик ее не рассматривает и отправляет обратно, если на конверте есть адрес отправителя.

Если не подано ни одной заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. Если в закупке несколько лотов, не состоявшимся признается только тот лот, на который не подали ни одной заявки.

Вскрытие конвертов с заявками

Комиссия вскрывает все поступившие заявки одновременно: в то время и в том месте, которое было указано в закупке. Все участники, подавшие заявки, могут присутствовать на вскрытии конвертов или наблюдать за процессом в режиме реального времени. Также заказчик обязан вести аудиозапись процедуры.

Подать, изменить или отозвать заявку можно непосредственно на вскрытии конвертов, о чем заказчик объявляет перед вскрытием. Если кто-то подал две заявки или заявки на несколько научно-исследовательских работ в рамках одной заявки, заказчик их не рассматривает.

Заказчик объявляет вслух и вносит в протокол:

  • Место, дату и время вскрытия конвертов.
  • Информацию об участнике (юридическом или физическом лице).
  • Наличие необходимой информации и документов участника.
  • Условия исполнения контракта, по которым заказчик будет оценивать заявку.

Если на конкурс не подали ни одной заявки или подали только одну, открытый конкурс признают несостоявшимся. Это фиксируют в протоколе вскрытия конвертов. Протокол подписывают все присутствующие члены комиссии сразу после вскрытия заявок и размещают в ЕИС не позже следующего рабочего дня (в течение трех рабочих дней, если закупка на научно-исследовательские работы).

Оценка заявок

Заявки оценивают не дольше 20 дней с даты вскрытия конвертов. Продлить этот срок можно в закупках в сфере науки, культуры или искусства, но не больше чем на 10 рабочих дней. Если заказчик продлил срок, он размещает информацию об этом в ЕИС.

Заявку признают соответствующей, если ее оформление и содержание, а также подавший ее участник соответствуют 44-ФЗ и требованиям заказчика из конкурсной документации. Заявку отклоняют, если участник:

  • Не соответствует требованиям из конкурсной документации.
  • Предоставил недостоверные сведения.
  • Не предоставил обеспечение заявки.
  • Не указал страну происхождения, при этом в закупке действует запрет на закупку иностранных товаров (например, мебели).

При этом нельзя отклонять заявку, если участник:

  • Не указал принадлжность к организации инвалидов или УИС в закупке с преимуществом для этих категорий бизнеса.
  • Не указал страну происхождения, при этом в закупке не действует запрет на закупку иностранных товаров. В этом случае такой товар считается иностранным.

Комиссия оценивает заявки по критериям из конкурсной документации. Если только одна заявка соответствует требованиям или нет ни одной, конкурс признают несостоявшимся.

Подведение итогов

По результатам оценки комиссия присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения выгодности условий. То есть заявка участника, который предложил лучшие условия, получит первый номер. Если в нескольких заявках одинаковые условия, меньший номер присваивается той, что поступила раньше.

В конкурсе на несколько научно-исследовательских работ будет несколько победителей.

В протоколе рассмотрения и оценки фиксируют:

  • место, дату, время оценки заявок,
  • информацию об участниках, заявки которых рассматривали,
  • информация об участниках, заявки которых отклонили. Обязательно указывают причины отклонения со ссылкой на закон или документы закупки, которым заявка не соответствует,
  • решение каждого члена комиссии об отклонении заявки на участие в конкурсе,
  • порядок оценки заявок,
  • присвоенные заявкам баллы по каждому критерию,
  • порядковый номер заявки,
  • название и контактные данные участников, заявкам которых присвоены первый и второй номера.

В протоколе рассмотрения единственной заявки фиксируют:

  • место, дату и время проведения оценки,
  • название и контактные данные юрлица или физлица, подавшего заявку,
  • решение каждого члена комиссии, соответствует ли заявка требованиям 44-ФЗ и документов закупки,
  • решение о возможности заключить контракта с этим участником.

Протоколы составляют в двух экземплярах, все члены комиссии их подписывают. Один экземпляр хранится у заказчика, другой вместе с проектом контракта отправляют победителю конкурса в течение трех рабочих дней с даты подписания. Также в течение одного рабочего дня протокол публикуют в ЕИС.

Любой участник может отправить заказчику запрос на разъяснения результатов конкурса, на который заказчик должен ответить в течение двух рабочих дней. Также любой участник может обжаловать результаты конкурса.

Все протоколы и аудиозапись вскрытия конвертов заказчик хранит не меньше 3 лет.

Заключение контракта

Контракт заключают не раньше 10 дней и не позже 20 дней с даты публикации протокола оценки. Условия берут из заявки победителя и конкурсной документации. Цена контракта не может превышать НМЦ. Победитель подписывает контракт не позже 10 дней с момента публикации протокола, обязательно предостав обеспечение контракта.

Если победитель не выполняет эти условия, его признают уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчик:

  • Вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением, если эту сумму не покрывает обеспечение заявки.
  • Может заключить контракт с участником конкурса, который занял второе место. Если участник согласен, заказчик отправляет ему проект контракта с обновленными условиями не позже 10 дней с дня, когда первый победитель признан уклонившимся. Участник действует по тому же алгоритму, что и первый победитель, но он может отказаться заключать контракт, его не признают уклонившимся и не включат в РНП.

Как только участник подпишет контракт, у заказчика есть 10 дней, чтобы подписать его со своей стороны. Если заказчик этого не сделает, он признается уклонившимся. Победитель конкурса может обратиться в суд, чтобы взыскать убытки, которые он понес из-за отказа заказчика.

Деньги за обеспечение заявки возвращают победителю в течение 5 рабочих дней после заключения контракта.

Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня. Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней. Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.

Признание открытого конкурса несостоявшимся

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком в этих случаях:

  • На конкурс подана одна заявка и она соответствует всем требованиям.
  • Только одна заявка из всех присланных соответствует требованиям.

Заказчик вносит изменения в план-график и проводит повторный конкурс в этих случаях:

  • На участие в конкурсе не подано ни одной заявки.
  • Конкурсная комиссия отклонила все заявки.
  • Участник, занявший второе место, отказался заключать контракт.

Повторный конкурс

Заказчик публикует извещение о повторном конкурсе в ЕИС не меньше чем за 10 дней до вскрытия заявок. В документации повторного конкурса заказчик может изменить только срок исполнения контракта, добавив к нему время на проведение повторного конкурса, и может увеличить цену на 10%. Объект закупки, количество товара и требования к участникам менять нельзя.

Если повторный конкурс тоже не состоится по перечисленным причинам, заказчик вносит изменения в план-график и проводит закупку запросом предложений, не меняя объект закупки.

Статья обновлена 01.08.2018

​44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Что такое несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ? Каковы основания для признания закупки несостоявшейся?

Признание закупки несостоявшейся по 44-ФЗ – весьма распространенная практика в системе государственных и муниципальных торгов. По статистике, такой статус получает каждая третья проводимая закупка.

Понятие несостоявшейся закупки

Основной целью разработки 44-ФЗ было создание системы закупки товаров, работ и услуг государственными и муниципальными заказчиками по результатам конкурентных процедур. Но реализация данного принципа на практике не всегда удается, и тогда закупка признается несостоявшейся.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Признание закупки несостоявшейся по нормам 44-ФЗ буквально означает, что в ней никто не принял участия, и все заявки были отклонены. Еще одной причиной признания закупки несостоявшейся является то, что по результатам рассмотрения всех заявок был допущен один поставщик, или осталось одно предложение, соответствующее требованиям закупочной документации. Действия заказчика в этом случае будут зависеть от способа отбора поставщика.

Отличительные черты

Стоит учесть, что термины «несостоявшаяся», «недействительная» и «отмененная» закупки имеют различное значение. Получение статуса несостоявшейся означает лишь, что между участниками не было конкурентного состязания и торгов. По результатам такой закупки заказчик может подписать контракт с участником.

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил нормативы законодательства о контрактной системе или положения Гражданского кодекса. В случае признания торгов недействительными или по результатам отбора победителя государственный контракт расторгается.

Отмена закупки на любом этапе является правом заказчика. Также инициатива об отмене закупки на любом этапе может исходить от контролирующей инстанции.

Основания признания закупки несостоявшейся

Основания для признания закупки несостоявшейся по 44-ФЗ варьируются в зависимости от типа закупки. Рассмотрим их на примере наиболее распространенных закупок: конкурса, аукциона и запроса котировок.

Для конкурса

Порядок проведения конкурсов регулируется ст. 48-58 44-ФЗ. Если конкурс признан несостоявшимся, то первоначально заказчику нужно внести все указанные сведения в итоговый протокол. В нем фиксируются причины отклонения заявок или тот факт, что поступила только одна заявка.

Для конкурса основаниями признания закупки несостоявшейся являются:

  1. Не было подано ни одной заявки на момент окончания приема заявок на участие в конкурсе (по п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  2. Все заявки были отклонены комиссией (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  3. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался (п. 6 ст. 54 44-ФЗ).
  4. Все участники не соответствовали требованиям предквалификационного отбора, и их заявки были отклонены (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).
  5. Подана только 1 заявка (п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  6. Подана одна заявка, соответствующая требованиям (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  7. При рассмотрении заявок от участников выяснилось, что только один участник соответствовал требованиям (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).

Для аукциона

Для того чтобы несостоявшимся был признан аукцион, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Всем участникам отказали в допуске к торгам по результатам рассмотрения первых частей заявок (п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  2. Все заявки были признаны не соответствующими требованиям по итогам рассмотрения вторых частей заявок (п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  3. Не поступило ни одной заявки (п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  4. Подана единственная заявка (по п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  5. По результатам рассмотрения первых частей заявок только одна из них была признана соответствующей требованиям документации (по п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  6. В течение 10 минут после старта аукциона не было подано ни одного предложения по цене контракта (по п. 20 ст. 68 44-ФЗ).
  7. По результатам рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации (по п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  8. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт.

Для запроса котировок

Для запроса котировок предусмотрены следующие основания признания торгов несостоявшимися:

  1. Не поступило ни одной заявки.
  2. Все заявки отклонены комиссией (по п. 9 ст. 78 44-ФЗ).
  3. Подана одна заявка, или только одна заявка соответствует требованиям (по п. 6 ст. 77, п. 9 ст. 78 44-ФЗ).

Для запроса предложений

Порядок проведения запроса предложений предусмотрен в ст. 83 44-ФЗ. Данная закупка признается недействительной, если на момент получения доступа поставщиком подано единственное предложение по п. 8 ст. 83 44-ФЗ, или не поступило заявок на участие в запросе предложений.

Действия заказчика, если закупка не состоялась

Действия заказчика при признании закупки несостоявшейся зависят от ее вида.

Если не состоялся конкурс

Если закупка в виде электронного конкурса не состоялась из-за отсутствия заявок на участие, то заказчик может провести новую закупку, а в некоторых случаях он вправе:

  1. Продлить сроки подачи заявок на участие.
  2. Изменить выбранный способ определения поставщика.

Порядок действий заказчика регулируется в ст. 55.1 44-ФЗ и определяется в зависимости от того, на каком этапе находится закупка: приема, оценки и сопоставления предложений или подписания контракта.

Заказчику следует подписать договор с единственным поставщиком на основании ч. 1-3 п. 1 ст. 55, если им была получена единственная заявка, допущена единственная заявка по результатам предквалификационного отбора, или единственная заявка отвечала требованиям заказчика.

Но если заявки на участие в конкурсе отсутствовали, все они были отклонены, или победитель и второй участник отказались от подписания контракта, то проводится новая закупка (по ч. 1-3 п. 2 ст. 55 44-ФЗ). Заказчику необходимо скорректировать план-график и план закупок и провести конкурс повторно. При этом сам закупаемый объект, объемы его поставки, характеристики должны оставаться прежними. НМЦК допускается пересмотреть в большую сторону, но цена может быть увеличена не более, чем на 10% от первичного конкурса.

Публикация извещения о повторном конкурсе осуществляется не менее, чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (сроки сокращены по сравнению с первичным конкурсом).

Если по результатам закупки был проведен повторный конкурс, но он также получил статус несостоявшегося, то заказчиком проводится другая процедура по ч. 4 ст. 55 44-ФЗ. Она имеет форму запроса предложений для сокращения сроков подачи предложений от участников до 5 дней или же иную форму по усмотрению заказчика.

При признании закупки несостоявшейся поставщиком подписывается контракт при соответствии заявки требованиям закона и закупки. При этом заказчик предварительно согласует контракт с ФАС по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если не состоялся электронный аукцион

Если несостоявшимся был признан электронный аукцион, то госзаказчику следует подписать контракт с единственным участником по п. 1-3 ст. 71 44-ФЗ. Такая сделка может быть подписана без дополнительного согласования с ФАС.

Но если аукцион признан не состоявшимся из-за того, что не поступила ни одна заявка или их все пришлось отклонить, то порядок действий заказчика будет отличаться. Указанные причины для признания процедуры несостоявшейся закрепляются в ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69.

Несостоявшийся электронный аукцион обязывает заказчика внести изменения в план-график. В частности, заказчику может потребоваться ввести новую позицию в план, продлить закупку или провести ее заново.

Также заказчик вправе изменить тип закупки и провести ее в виде запроса предложений в электронном виде по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Объект государственной закупки в данном случае останется неизменным.

Если не состоялся запрос котировок

В случае признания несостоявшимся электронного запроса котировок порядок действий заказчика зависит от этапа. Если заказчик находился на этапе подачи заявок, то ему следует:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня п. 14 ст. 82.3 44-ФЗ и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ или по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если не поступило ни одной заявки на участие, или все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по ч. 3 ст. 82.6 и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если подана единственная заявка, соответствующая требованиям.

В случае подписания госконтракта с единственным поставщиком дополнительное согласование его с ФАС не требуется. Если необходимо провести новую закупку, то необходимо изменить документы по планированию.

На этапе рассмотрения заявок на закупку в ходе электронного запроса котировок от заказчика требуется:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 79, ч. 9 ст. 78, ч. 3 ст. 79 44-ФЗ – если только одна заявка признана соответствующей требованиям.
  3. Внести изменения в план-график или провести новую закупку по ч. 2 ст. 82.6 44-ФЗ – если не подано ни одной заявки, или все заявки отклонили после продления.

Если победитель электронного запроса котировок уклонился от подписания контракта, второй участник так же уклонился или отказался подписать контракт, то единственное, что остается заказчику по ч. 15 ст. 83.2 44-ФЗ – изменить план-график и провести новую закупку по 44-ФЗ.

Если не состоялся запрос предложений

В случае если несостоявшимся был признан электронный запрос предложений, то действия заказчика различаются в зависимости от этапа закупки:

  1. На этапе подачи заявок, если не подано ни одной заявки, подана единственная заявка, заказчик может изменить план-график, провести новую закупку или подписать контракт с единственным поставщиком по ч. 27 ст. 83.1 и ч. 26 ст. 83.1 44-ФЗ.
  2. На этапе рассмотрения заявок при отклонении всех заявок предполагается изменение плана-графика или проведение новой закупки либо подписывается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  3. На этапе заключения контракта при уклонении победителя от подписания контракта изменяется план-график, проводится новая закупка, или заключается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Данная сделка подлежит согласованию с ФАС.

Иные положения

Ситуация, когда не состоялся тендер у единственного поставщика, также допускается, если ФАС не согласовала данную сделку. Например, если был заключен контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В данном случае заказчик может попробовать обжаловать решение антимонопольной службы или провести новый тендер.

Действия заказчика при проведении закупок в закрытой форме являются аналогичными за исключением тех случаев, когда по результатам согласования с ФАС он вправе подписать контракт с единственным поставщиком. Данное правило указано в ст. 92 44-ФЗ.

Действия поставщика, если закупка не состоялась

В случае если участник закупки стал единственным, чья заявка соответствует требованиям, то по результатам завершения торгов ему нужно придерживаться определенных правил:

  1. В случае если закупка проводилась через аукцион, контракт подписывается в положенные сроки (даже если этот участник не подавал ценовые предложения).
  2. В случае если поставщик был участником конкурса или запроса предложений, перед подписанием контракта ему нужно дождаться согласования закупки у единственного поставщика с контролирующей инстанцией. При этом заказчик сам проходит процедуру согласования и через 10 дней оповещает о своем решении поставщика.
  3. При участии в запросе котировок согласование с ФАС не нужно, и контракт подписывается по цене, предложенной поставщиком.
  4. Итоги аукциона не подлежат согласованию. Если никто из участников не подавал предложение в процессе электронных торгов, то контракт подписывается по максимальной цене. Если поставщик стал единственным, чья вторая часть заявки соответствовала требованиям, то контракт подписывается по предложенной им цене.

При этом поставщик обязан подписать государственный контракт в положенные сроки, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Это исключит для него возможности для дальнейшего участия в закупках в рамках 44-ФЗ.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567

Аукцион не состоялся

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *