Содержание
- Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках
- Что регулируют ст. 28 и 29 44-ФЗ
- Какие преимущества и в каких случаях полагаются учреждениям уголовно-исполнительной системы при участии в закупках
- Какие организации инвалидов имеют право на преимущества при участии в закупках, и какие преимущества им предоставляются
- Ответственность за нарушения
- ?????°?????? 29. Закона О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нуждУчастие организаций инвалидов в закупках
- Преимущества инвалидам
- Преимущества инвалидам по 44-ФЗ: постановление
- Преимущества организациям инвалидов по 44-ФЗ: перечень
- О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (с изменениями на 27 июля 2019 года)
- О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги
- Преимущества отечественному проиводителю
- Налоговые преференции
Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках
2. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных им цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В обязанности государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ входит предоставление преимуществ для отдельных категорий участников. В число таких участников госзакупок, которые могут рассчитывать на льготы, входят организации инвалидов и учреждения уголовно-исправительной системы. Перечень предоставляемых им преимуществ приведен в ст. 28 и 29 44-ФЗ.
Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Регионы: 8 (800) 600-36-07.
— Дмитрий Иванов. Юрист
Что регулируют ст. 28 и 29 44-ФЗ
При проведении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг конкурентными способами заказчики обязаны предоставлять ценовые преимущества учреждениям (предприятиям) уголовно-исправительной системы по ст. 28 44-ФЗ и организациям инвалидов по ст. 29 44-ФЗ.
Такие преимущества призваны стимулировать к участию в закупках организации инвалидов и учреждения уголовно-исправительной системы и дать им возможность конкурировать с представителями крупного бизнеса.
Согласно правилам 44-ФЗ, предоставление указанных привилегий является не правом, а обязанностью заказчика. Информация об указанных преимуществах подлежит включению в закупочную документацию. Стоит отметить, что до принятия 44-ФЗ заказчик по 94-ФЗ устанавливал преференции по своему усмотрению.
Сведения о преимуществах для учреждений уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов включаются в конкурсную документацию, извещение о проведении аукциона, запросе цен и пр.
С полным текстом ст. 28 44-ФЗ, которая посвящена участию учреждений уголовно-исправительной системы в закупках, можно ознакомиться здесь. Полная версия ст. 29 44-ФЗ по преференциям, которые полагаются организациям инвалидов, содержится .
Указанные в ст. 28, 29 44-ФЗ преимущества не распространяются на неконкурентные способы закупок (закупки у единственного поставщика по нормам ст. 93 44-ФЗ).
Какие преимущества и в каких случаях полагаются учреждениям уголовно-исполнительной системы при участии в закупках
Перечень учреждений, которые входят по российскому законодательству в уголовно-исполнительную систему, приведены в ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса. Сюда относят:
- уголовно-исполнительные инспекции;
- арестные дома;
- исправительные центры;
- колонии поселения и воспитательные колонии;
- лечебно-исправительные учреждения;
- исправительные колонии общего и особого режима;
- тюрьмы;
- колонии особого режима.
Также Перечень учреждений из УИС был установлен Постановлением Правительства от 2000 года №89. Согласно ст. 5 Закона №5473, в УИС также входят СИЗО, научно-исследовательские, медицинские, образовательные и проектные организации, которые обеспечивают деятельность уголовных учреждений.
Преимущества для учреждений уголовно-исправительной системы предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень Постановления Правительства №649 от 2014 года.
В 2016 году указанный перечень был дополнен Постановлением Правительства №724. В него вошли молоко, водоросли, сметана, сыры, холодильники, электронагреватели, уголь, ножи и пр. товары.
Информация о преференциях компаниям из числа УИС прописывается в закупочной документации и размещается в открытом доступе в ЕИС.
Суть предоставляемых преимуществ по ст. 28 44-ФЗ прописана в ч. 2 указанной статьи. Здесь сказано, что при победе в торгах учреждения из числа УИС по требованию победителя цена заключаемого с ним контракта увеличивается до 15%. При этом она не должна превысить значения НМЦК.
Если победитель уклонился от подписания контракта, то правило о возможности увеличения цены до 15% распространяется и на участника закупки, который сделал равное предложение с победителем или предложил ему лучшие условия по цене контракта.
Если буквально трактовать положения ст. 28 44-ФЗ, можно сделать вывод, что заказчик может предоставить участнику любые ценовые преимущества, главное, чтобы они находились в пределах 15%. Так, ранее в профессиональной среде бытовало мнение, что размер таких преимуществ мог составлять и 0,5% от цены контракта.
Но, согласно поясняющему письму Минэкономразвития №Д28и-2197 от 2014 года, преимущества предоставляются в фиксированном размере: как 15% от предложенной учреждениями УИС цены контракта.
Согласно разъясняющему письму Минэконоразвития от 2017 года №Д28и-1330, при установлении преимуществ заказчику следует руководствоваться наименованием объекта закупки из перечня, а не кодом. Дело в том, что в последние годы коды ОКПД-2 поменялись, и они могут не соответствовать наименованию.
В случае если в закупке представлены товары из указанного перечня и не входящие в него, то преимущества не предоставляются. Но заказчикам рекомендовано разбивать такие закупки на несколько. Дело в том, что если в перечне есть товары, в отношении которых преимущества не устанавливаются, заказчик нарушает требования о предоставлении преференций для отдельных товаров из перечня Постановления Правительства.
Также заказчику не стоит одновременно устанавливать преимущества для УИС и ОИ по ст. 28, 29 и ст. 30 44-ФЗ для СМП. Связано это с тем, что учреждения уголовно-исправительной системы по своей сути не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства и не вправе принимать участие в такого рода закупках. Устанавливая такие условия, заказчик ограничивает конкуренцию.
Какие организации инвалидов имеют право на преимущества при участии в закупках, и какие преимущества им предоставляются
Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Регионы: 8 (800) 600-36-07.
— Дмитрий Иванов. Юрист
В число организаций инвалидов по ч. 2 ст. 29 44-ФЗ входят:
- Общероссийские общественные организации инвалидов, созданные как союзы общественных организаций инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители – не менее 80%.
- Организации, чей уставной капитал полностью погашен из вкладов общероссийских организаций инвалидов. При этом в среднесписочной численности доля инвалидов должна быть не менее 50%, а доля их в оплате труда – от 25%.
Для получения преимуществ участник закупки, который входит в организацию инвалидов, должен задекларировать свою принадлежность к учреждению подобного типа. При этом никаких дополнительных документов, которые подтвердят его правовой статус, от участника запрашивать не вправе. Такое пояснение приведено в письме ФАС РФ от 2014 года № АЦ/37971/14.
Преимущества в рамках осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд для организаций инвалидов предоставляются, если закупаемые товары приведены в Перечне по Постановлению Правительства №341 от 2014 года. В закупочной документации заказчик обязан привести сведения, согласно которым, при проведении данной закупки этим учреждениям полагаются преимущества.
Преимущества для организаций инвалидов предоставляются по той же схеме, что и для УИС. То есть такие организации могут рассчитывать на преимущества в размере 15% от сделанного ими ценового предложения при заключении госконтракта. Приведем пример предоставления преимуществ для организаций инвалидов.
Например, НМЦК на поставку мебели составляет 100 тыс. р. Победителем стала организация, которая предложила цену в 80 тыс. р. Она входит в общество инвалидов. Поэтому при заключении контракта договор с ней подписывается по цене 92 тыс. р. (80 * 15%).
Другой пример: организация победила с ценовым предложением в 95 тыс. р. В этом случае госконтракт с ней будет подписан по цене 100 тыс. р. (не более НМЦК), так как при предоставлении полного преимущества в 15% цена госконтракта превысит НМЦК.
Ответственность за нарушения
В случае нарушения требований ст. 28, 29 44-ФЗ заказчику и ответственному лицу грозит административная либо дисциплинарная ответственность исходя из положений КоАП или Трудового кодекса. Административная ответственность наступает по следующим проступкам заказчика:
- За непредусмотрение положенных учреждениям УИС и ОИ преимуществ в закупочной документации – по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
- За преимущества организациям из указанных категорий, которые не были предусмотрены 44-ФЗ – по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
- За размещение извещений о закупке без указания положенных преимуществ – по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
- За заключение контракта с такими учреждениями без учета положенных им льгот по ст. 28, 29 44-ФЗ или при ненадлежащем учете таких преференций – по ч. 2,1 ст. 7.32 КоАП РФ.
Дисциплинарные взыскания для ответственных лиц за разработку документации по торгам наступает по ст. 192 Трудового кодекса. Под должностным лицом в данном случае понимается специалист контрактной службы или конкурсный управляющий.
Согласно положениям 44-ФЗ, указанным в ч. 3 ст. 99 44-ФЗ, за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе заказчику может грозить внеплановая проверка со стороны ФАС и других контролирующих закупочную отрасль инстанций. Это возможно, если учреждение УИС или ОИ пожалуется на него в ФАС на нарушение требований контрактной системы.
Таким образом, ФЗ-44 предусматривает определенные преимущества в процессе заключения контракта и выборе победителя для учреждений уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов. Они регламентируются положениями ст. 28, 29 44-ФЗ. Такие преимущества предполагают предоставление привилегии при учете ценового предложения участника в размере 15%. При нарушении указанных требований заказчику грозит административная и дисциплинарная ответственность.
Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Регионы: 8 (800) 600-36-07.
Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»
При закупках отдельных видов товаров путем проведения конкурентных закупок заказчики обязаны предоставлять определенные ценовые преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (ст. 28 Закона No 44-ФЗ) и организациям инвалидов (ст. 29 Закона No 44-ФЗ). В предлагаемой статье будут рассмотрены отдельные вопросы, возникающие в связи с реализацией заказчиками данной обязанности.
Порядок предоставления преимуществ
Для начала разберемся, кому предоставляются рассматриваемые преимущества.
Учреждения, относящиеся к уголовно-исполнительной системе (далее – УИС), перечисляются в ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ:
- уголовно-исполнительные инспекции;
- исправительные центры;
- арестные дома;
- колонии-поселения;
- воспитательные колонии;
- лечебные исправительные учреждения;
- исправительные колонии общего, строгого или особого режима;
- тюрьмы;
- колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Кроме того, существует Перечень видов предприятий и учреждений, входящих в УИС, установленный постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 No 89.
Что же касается организаций инвалидов (далее – ОИ), то таковыми согласно ч. 2 ст. 29 Закона No 44-ФЗ признаются:
- общероссийские общественные ОИ (в том числе созданные как союзы общественных ОИ), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%,
- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных ОИ и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.
Для получения преимущества участник закупки, являющийся ОИ, в произвольной форме декларирует в заявке на участие в закупке свое соответствие указанным критериям. Никаких подтверждающих документов такому участнику представлять не требуется (см.письмо ФАС России от 19.09.2014 No АЦ/37971/14).
Напомним теперь, в чем состоит суть преимуществ, предоставляемых заказчиками в соответствии со статьями 28, 29 Закона No 44-ФЗ:
- если закупаемые товары входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 No 649 (далее – ПП РФ No 649), заказчик указывает в извещении и в документации о закупке информацию о том, что при осуществлении данной закупки предоставляются преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (далее – УПУИС);
- если закупаемые товары входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 No 341 (далее – ПП РФ No 341), заказчик указывает в извещении и в документации о закупке информацию о том, что при осуществлении данной закупки предоставляются преимущества ОИ;
- при выполнении какого-либо из предыдущих условий в требования к составу и содержанию заявок на участие в закупке включается требование о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих их право на получение преимуществ (либо копий таких документов);
- в случае, если победителем конкурентной закупки становится УПУИС / ОИ, по требованию такого участника закупки контракт заключается с ним по предложенной им цене, увеличенной до 15%, но не выше НМЦК;
- если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, правило об увеличении цены контракта «до 15% цены, предложенной участником закупки, но не выше НМЦК» распространяется на участника закупки, который предложил такую же цену, как и победитель, либо предложил лучшие условия по цене контракта после победителя.
Поскольку механизмы предоставления преимуществ УПУИС / ОИ являются тождественными, вопросы, связанные с реализацией указанных механизмов,
будут рассмотрены далее совместно для УПУИС / ОИ.
1. Как трактовать формулировку «преимущества предоставляются в размере до 15% цены контракта, предложенной УПУИС / ОИ»?
Формулировка «преимущества в размере до 15% цены контракта, предложенной УПУИС / ОИ» создает у читателя обманчивое ощущение, что размер преимуществ может быть произвольно определен заказчиком в пределах 15% цены контракта, предложенной
УПУИС / ОИ.
В частности, еще до вступления в силу Закона No 44-ФЗ в профессиональной периодике можно было встретить суждения о том, что «ничто не мешает заказчику установить размер преимущества, равный 0,5% или даже 0,01% от предлагаемой цены контракта» (В.Р. Байрашев. Особенности участия учреждений, предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках // «Аукционный Вестник», No 172 (12.122) от 20.12.2013, с. 4). Добавим от себя, что «0%» также формально будет соответствовать установленному законодателем условию, т.к. 0 < 15.
Однако Минэкономразвития России в письме от 15.10.2014 No Д28и-2197 разъяснило, что рассматриваемые преимущества «предоставляются УПУИС или ОИ в размере на 15 % больше цены, предложенной ими в заявке, но не выше НМЦК».
?????°?????? 29. Закона О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нуждУчастие организаций инвалидов в закупках
1. Организациям инвалидов, являющимся участниками закупок,предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.
2. Действие настоящей статьи распространяется наобщероссийские общественные организации инвалидов (в том числесозданные как союзы общественных организаций инвалидов), средичленов которых инвалиды и их законные представители составляют неменее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный(складочный) капитал которых полностью состоит из вкладовобщероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочнаячисленность инвалидов в которых по отношению к другим работникамсоставляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты трудаинвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пятьпроцентов.
3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заисключением случая, если закупки осуществляются у единственногопоставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлятьпреимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой имицены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленномПравительством Российской Федерации порядке и в соответствии сутвержденными Правительством Российской Федерации перечнямитоваров, работ, услуг. Информация о предоставлении такихпреимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях обосуществлении закупок и документации о закупках в отношениитоваров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае,если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)признана организация инвалидов, контракт по требованию победителязаключается по предложенной им цене с учетом преимущества вотношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) ценыконтракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы
Обязанность заказчиков предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы установлена статьей 28 Федерального закона № 44-ФЗ. Такие преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% предоставляются в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649.
Исходя из буквального толкования части 2 статьи 28 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик может предоставлять преимущество в отношении цены контракта в размере, составляющем менее 15%. Однако, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в Письме от 15.10.2014 № Д28и-2197, преимущество должно составлять 15%.
! Рекомендация. Во избежание спорных ситуаций целесообразно учитывать при осуществлении закупок указанную позицию ведомства и устанавливать преимущество в отношении цены контракта в размере 15%.
Письмо от 15.10.2014 N Д28и-2197
Заказчики обязаны отражать информацию о преимуществах в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень. При закупке таких товаров (работ, услуг) у единственного поставщика предоставлять преимущества не требуется (ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 44-ФЗ).
В случае если победителем определения поставщика признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию последнего заключается по предложенной им цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта).
Например, при закупке электромясорубки заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил преимущество для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в размере 15% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 30 000,00 руб. Победителем запроса котировок признано предприятие уголовно-исполнительной системы. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 27 000,00 руб. Эта цена с учетом преимущества – 31 050,00 руб. (27 000,00 руб. + 15%) – превышает начальную (максимальную) цену. Следовательно, контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта, – 30 000,00 руб.
Указанные преимущества предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и в том случае, если контракт заключается с ними в связи с уклонением победителя определения поставщика (п. п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 649).
Например, по итогам электронного аукциона учреждение уголовно-исполнительной системы предложило такую же цену контракта, что и победитель. В связи с тем, что последний уклонился от заключения контракта, заказчик в соответствии с частью 14 статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ принял решение заключить его с учреждением уголовно-исполнительной системы. В этом случае контракт будет заключен по цене с учетом преимущества.
Предоставляя учреждениям УИС преимущества, заказчик должен руководствоваться названием товара.
Данный вывод следует из письма Минэкономразвития от 15.03.2017 № Д28и-1330
Рекомендации Минэкономразвития касаются закупок товаров из перечня, утвержденного Постановлением N 649. При закупке таких товаров заказчик должен предоставить учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.
Такие рекомендации потребовались в связи с тем, что указанный перечень сформирован с учетом ОКПД2. В этот классификатор вносились изменения. В результате часть товаров из правительственного перечня теперь не соответствует указанным в нем кодам ОКПД2.
Например, в перечне коду 10.51.52.120 соответствует сметана. В ОКПД2 сейчас этим кодом обозначается ацидофилин.
По мнению Минэкономразвития, в подобной ситуации заказчику целесообразно руководствоваться названием товара из перечня, а не кодом ОКПД2.
Письмо Минэкономразвития России от 15.03.2017 N Д28и_1330
Преимущества, предоставляемые при закупках организациям инвалидов
Обязанность заказчиков предоставлять преимущества организациям инвалидов предусмотрена в статьей 29 Федерального закона № 44-ФЗ.
Действие таких преимуществ распространяется на следующие организации:
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов, в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25%.
Преимущества предоставляются организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Такие преимущества предоставляются в соответствии с перечнями товаров, работ, услуг, утвержденными Правительством РФ, и в установленном им порядке. Указанные Перечень и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.
С 29 апреля 2014 г. информация о преимуществах должна быть отражена в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень (ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 44-ФЗ).
Внимание! С 9 августа 2016 г. Перечень товаров (работ, услуг), при закупке которых заказчик обязан предоставить преимущества организациям инвалидов, действует в новой редакции, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.07.2016 N 724. В Перечень дополнительно включены товары и услуги, имеющие следующие коды по ОКПД 2: 14.12.21, 14.19.23.140, 14.19.32.120, 22.22.1, 23.6, 25.29, 25.99.2, 28.29.13, 32.40, 32.50.50, 32.91.19.110, 55.10, 74.30.12, 86.90.19.140, 93.11.10. Одна позиция расширена: вместо товаров с кодом 17.22.11 в Перечне указаны товары с кодом 17.22.
Исходя из буквального толкования части 3 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ и пункта 5 Правил, заказчик может предоставлять преимущество в отношении цены контракта в размере, составляющем менее 15%. Однако, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в Письме от 15.10.2014 № Д28и-2197, преимущество должно составлять 15%.
Рекомендация. Во избежание спорных ситуаций целесообразно учитывать при осуществлении закупок указанную позицию ведомства и устанавливать преимущество в отношении цены контракта в размере 15%.
Чтобы получить преимущества, организация инвалидов, являющаяся участником закупки, должна заявить о своем соответствии установленным в части 2 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ критериям (п. 3 Правил). Для этого достаточно представить декларацию, составленную в произвольной форме. Заказчик не вправе требовать от участника иных документов, подтверждающих соответствие указанным критериям (Письмо ФАС России от 19.09.2014 N АЦ_37971_14).
Если победителем определения поставщика признана такая организация, она представляет заказчику требование о предоставлении ей преимуществ, и в данном случае контракт заключается по предложенной ею цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта). Это предусмотрено п. п. 4, 5 Правил, частью 3 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ.
Например, при закупке офисной мебели заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил преимущество для организаций инвалидов в размере 15% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 400 000,00 руб. Победителем запроса котировок признана организация инвалидов. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 370 000,00 руб. Эта цена с учетом преимущества – 425 500,00 руб. (370 000,00 руб. + 15%) – превышает начальную (максимальную) цену. Следовательно, по требованию победителя контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта.
Указанные преимущества предоставляются организациям инвалидов и в том случае, если контракт заключается с ними в связи с уклонением победителя определения поставщика (п.п. 6, 7 Правил).
Есть ситуации, когда только часть товаров, закупаемых заказчиком в рамках одной процедуры закупки, попадает в Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и тогда возникает вопрос, устанавливать преимущества или нет. На этот вопрос есть разъяснения все того же, нашего «любимого» Минэкономразвития России, которое содержится в письме от 19.08.2014 № Д28И-1616.
Позиция, изложенная в нем такая, что если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то заказчик не вправе в извещения об осуществлении закупок устанавливать преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цепы контракта.
Вместе с тем в целях надлежащей реализации Федерального закона № 44-ФЗ и обеспечения мер государственной поддержки организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы заказчики обязаны формировать объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в Перечень, и устанавливать в извещениях об осуществлении закупок преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то такие действия заказчика нарушают права организаций инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции (часть 2 статьи 8 Закона).
Конечно, когда ты закупаешь большой перечень канцелярских товаров или продукты и какой-либо товар на сумму «3 копейки» вдруг входит в Перечень, проводить отдельно для его закупки запрос котировок или аукцион не всегда уместно. Мы стараемся вычленить такие товары и закупить их у единственного поставщика по пункту 4 статьи 93 Закона. Но бывают ситуации, когда приходится проводить и процедуру на «3 копейки».
Надеюсь, что данная статья была для Вас полезна! Удачного дня и безпроблемных закупок! Не нарушайте Закон =)
Преимущества инвалидам
Обновление: 2 июля 2019 г.
Для организаций инвалидов при участии их в тендерах на государственные заказы законодательством РФ предусмотрены особые условия (п. 1 ст. 29 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Преимущества инвалидам по 44-ФЗ: постановление
Участие организаций инвалидов в госзакупках регламентируется ст. 29 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Преимущества предоставляются (п. 2 ст. 29 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ):
- общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе союзам общественных организаций инвалидов), в которых среди членов инвалиды (их законные представители) составляют не менее 80%;
- компаниям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.
При определении поставщика по заказам для госнужд заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. То есть при признании победителем тендера на госзаказы организацию инвалидов, их цена контракта увеличивается на 15%. Но при этом стоимость договора не может быть выше начальной (максимальной) цены контракта, которая указана в извещении об осуществлении закупки (п. 3 ст. 29 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Преимущества инвалидам предоставляются в установленном Правительством РФ порядке и согласно утвержденному перечню товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 29 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Преимущества организациям инвалидов по 44-ФЗ: перечень
Правила предоставления преимущества инвалидам по 44-ФЗ и перечень товаров (работ, услуг), при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.
В частности, в перечень закупок входят (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 341):
- охлажденные мясные полуфабрикаты в тесте;
- соки (фруктовые, овощные);
- хлебцы, сухарики, гренки и т.д.;
- минеральные воды;
- одеяла;
- белье (постельное, столовое, туалетное);
- занавески;
- декоративная мебель;
- чулочно-носочные изделия;
- другие товары.
О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (с изменениями на 27 июля 2019 года)
О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 года N 649
О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги *
(с изменениями на 27 июля 2019 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 года N 63 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2016, N 0001201602080023) (вступило в силу с 1 января 2017 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 973 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2019, N 0001201907300003) (о порядке вступления в силу см. пункты 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 973).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 973, применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 973, — см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 973.
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 7 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 973..
В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 973.
2. В составе заявки на участие в закупке товаров (работ, услуг), предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением, учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы представляется требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. В случае уклонения победителя конкурса, запроса предложений от заключения контракта преимущество в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги распространяется на участника закупки — учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, заявке которого присвоен второй номер.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 973.
4. В случае уклонения победителя аукциона, запроса котировок от заключения контракта преимущество в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги распространяется на участника закупки — учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, который предложил такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем аукциона, запроса котировок.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 973.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 12, ст.1135);
пункт 29 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст.2713);
постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1104 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 175» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст.6242).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июля 2014 года N 649
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2017 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 февраля 2016 года N 63. —
См. предыдущую редакцию)
Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги *
(с изменениями на 27 июля 2019 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 7 августа 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 973..
Код ОКПД 2 |
Виды продукции и услуг |
Культуры кормовые, не включенные в другие группировки |
|
Молоко сырое коровье |
|
Водоросли бурые |
|
Антрацит |
|
Уголь бурый (лигнит) |
|
Изделия колбасные вареные, в том числе фаршированные |
|
Мука тонкого и грубого помола, хлопья и гранулы из сушеного картофеля |
|
Пюре и пасты овощные |
|
Фрукты переработанные и консервированные |
|
Сыры, продукты сырные и творог |
|
Сметана |
|
Крахмалы |
|
Печенье и пряники имбирные и аналогичные изделия; печенье сладкое; вафли и вафельные облатки |
|
Сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок |
|
Соусы и кремы на растительных маслах прочие |
|
Супы; бульоны и заготовки для их приготовления |
|
Яйца без скорлупы и желтки яичные, свежие или консервированные |
|
Дрожжи хлебопекарные сушеные |
|
Ножи (кроме ножей для машин) |
|
Ложки, вилки, половники, шумовки, лопаточки для тортов, ножи для рыбы, ножи для масла, щипцы для сахара и аналогичные кухонные и столовые приборы |
|
Электромясорубки |
|
Приборы электронагревательные бытовые прочие, не включенные в другие группировки |
|
Водонагреватели проточные и накопительные электрические |
|
Кипятильники погружные электрические |
|
Оборудование холодильное прочее |
|
Кровати деревянные для взрослых |
|
Тумбы деревянные для спальни |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 года N 63 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2016, N 0001201602080023) (вступило в силу с 1 января 2017 года).
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.
2. В составе заявки на участие в закупке товаров (работ, услуг), предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением, учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы представляется требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .
3. В случае уклонения победителя конкурса, запроса предложений от заключения контракта преимущество в отношении цены контракта распространяется на участника закупки — учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, заявке которого присвоен второй номер.
4. В случае уклонения победителя аукциона, запроса котировок от заключения контракта преимущество в отношении цены контракта распространяется на участника закупки — учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, который предложил такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона, запроса котировок.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 12, ст.1135);
пункт 29 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст.2713);
постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1104 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N 175» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст.6242).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июля 2014 года N 649
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2017 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 февраля 2016 года N 63 . —
См. предыдущую редакцию)
Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта
Виды продукции и услуг
Культуры кормовые, не включенные в другие группировки
Молоко сырое коровье
Водоросли бурые
Антрацит
Уголь бурый (лигнит)
Изделия колбасные вареные, в том числе фаршированные
Мука тонкого и грубого помола, хлопья и гранулы из сушеного картофеля
Пюре и пасты овощные
Фрукты переработанные и консервированные
Сыры, продукты сырные и творог
Сметана
Крахмалы
Печенье и пряники имбирные и аналогичные изделия; печенье сладкое; вафли и вафельные облатки
Сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок
Соусы и кремы на растительных маслах прочие
Супы; бульоны и заготовки для их приготовления
Яйца без скорлупы и желтки яичные, свежие или консервированные
Дрожжи хлебопекарные сушеные
Ножи (кроме ножей для машин)
Ложки, вилки, половники, шумовки, лопаточки для тортов, ножи для рыбы, ножи для масла, щипцы для сахара и аналогичные кухонные и столовые приборы
Электромясорубки
Приборы электронагревательные бытовые прочие, не включенные в другие группировки
Водонагреватели проточные и накопительные электрические
Кипятильники погружные электрические
Оборудование холодильное прочее
Кровати деревянные для взрослых
Тумбы деревянные для спальни
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
Байрашев Виталий
Аналитик Центра эффективных закупок (ООО «Тендеры.ру»)
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее — 44-ФЗ) достаточно четко обозначил необходимость стимулирования участия в государственных и муниципальных закупках определенных видов юридических лиц. Так, согласно ч. 4 ст. 27 44-ФЗ, преимущества при осуществлении закупок предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (Далее — УИС), организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Относительно участия в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, о которых пойдет речь в настоящей статье, 44-ФЗ вводит принципиальное изменение: ст.ст. 28-29 44-ФЗ устанавливают обязанность заказчика предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Ранее в рамках федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Далее — 94-ФЗ) заказчик был вправе устанавливать такие преимущества. 44-ФЗ предполагает принятие перечней товаров, работ, услуг, по которым учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов будут предоставляться преимущества, следуя в этой части сложившейся практике применения 94-ФЗ.
Другим важным отличием 44-ФЗ от 94-ФЗ в части предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов является распространение данных преимуществ не только на конкурсы и аукционы, но и на запросы котировок и запросы предложений. Только закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не предполагают предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов, что представляется вполне логичным, так как преимущества играют роль лишь в конкурентных процедурах закупки.
Определение организаций, являющихся учреждениями и предприятиями УИС и организациям инвалидов, не должно вызвать больших трудностей у заказчика. Ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает, что к учреждениям УИС относятся:
- уголовно-исполнительные инспекции;
- исправительные центры;
- арестные дома;
- колонии-поселения;
- воспитательные колонии;
- лечебные исправительные учреждения;
- исправительные колонии общего, строгого или особого режима;
- тюрьмы;
- колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Ст. 5 закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» также определяет, что в УИС по решению правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. Перечень видов предприятий и учреждений, входящих в УИС, установлен постановлением правительства РФ от 01 февраля 2000 года № 89 «Об утверждении видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему». Старая версия официального сайта http://zakupkiold.gov.ru , в отличие от его новой версии http://zakupki.gov.ru , содержала ежемесячно обновляемый перечень учреждений УИС и номенклатуру производимых ими товаров, работ, услуг (последние данные, расположенные на старой версии сайта, датируются декабрем 2010 года).
Что касается организаций инвалидов, то определение общественных организаций инвалидов содержится в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 33 указанного закона, общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. При этом 44-ФЗ уточняет, что право на преференции имеют также организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%. Перечень организаций инвалидов и номенклатура производимых ими товаров, работ, услуг ранее также присутствовали на старой версии официального сайта, но не содержатся в его новой версии. Очевидно, что добавление в функционал единой информационной системы обновленных версий данных перечней позволило бы облегчить проверку сведений о принадлежности той или иной организации к учреждениям и предприятиям УИС или организациям инвалидов с целью подтверждения их прав на преимущества.
В настоящее время остается открытым вопрос относительно перечней товаров, работ, услуг, на которые будут распространяться нормы ст.ст. 28-29 44-ФЗ. Согласно поручению председателя правительства РФ № ДМ-П13-3339, в котором установлен план мероприятий по реализации федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в марте 2014 года правительством РФ должны быть приняты следующие постановления:
- «Об установлении порядка предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта, а также перечней товаров, работ, услуг при обеспечении государственных и муниципальных нужд»;
- «Об установлении порядка предоставления преимуществ организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта, а также перечней товаров, работ, услуг при обеспечении государственных и муниципальных нужд».
Отсюда следует, что применение требований ст.ст. 28-29 44-ФЗ фактически откладывается до выхода данных нормативных актов правительства РФ.
В рамках 94-ФЗ преимущества учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов предоставлялись в соответствии с постановлением правительства РФ от 17 марта 2008 года № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающим перечни товаров, работ, услуг для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов.
На ноябрь 2013 года в указанном поручении председателя правительства РФ также было запланировано принятие постановления правительства РФ «Об утверждении перечня производимых, выполняемых, оказываемых учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы товаров, работ и услуг, закупка которых может осуществляться заказчиками у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Данный нормативный акт также еще не принят на момент написания статьи.
Стоит отметить, что 94-ФЗ не предполагал наличие подобного перечня, и п. 3 постановления правительства РФ от 17 марта 2008 года № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливал единственно возможный случай прямой закупки товаров, работ, услуг у учреждений и предприятий УИС: Федеральная служба исполнения наказаний, ее территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, были вправе размещать заказы на поставки товаров (работ, услуг) в учреждениях и предприятиях УИС без проведения торгов, если производство товаров (работ, услуг) осуществлялось учреждениями и предприятиями УИС и информация об указанных учреждениях и предприятиях, а также о производимых ими товарах (работах, услугах) была размещена на официальном сайте.
Несмотря на то, что 44-ФЗ уделяет больше внимания участию учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках по сравнению с 94-ФЗ, из внимания законодателя выпало одно обстоятельство. Хотя заказчик по 44-ФЗ и будет обязан предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, ничто не мешает заказчику установить размер преимущества, равный 0,5% или даже 0,01% от предлагаемой цены контракта. Ведь установление преимуществ для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов на максимально допустимом законом уровне может привести к снижению желания участников закупки, не относящихся к данным категориям, участвовать в закупочных процедурах, что повлечет за собой увеличение риска признания закупочной процедуры несостоявшейся. Весьма вероятно, что заказчики будут устанавливать минимальные преимущества для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов, помня о требованиях п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, обязывающих заказчика согласовывать с контролирующим органом заключение контракта с единственным поставщиком в случае признания закупочной процедуры несостоявшейся. В этом случае ситуация заметно не изменится к лучшему для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов, участвующих в государственных и муниципальных закупках, если только правительство РФ не урегулирует размеры предоставляемых преимуществ более детально.
Отдельного внимания заслуживают также нормы ст. 44 и ст. 96 44-ФЗ. Законодатель ограничил сферу действия ст. 96 44-ФЗ, исключив из нее государственные и муниципальные казенные учреждения. Поскольку подавляющее большинство учреждений и предприятий УИС являются казенными учреждениями, то в случае признания их победителями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) они не должны будут предоставлять обеспечение исполнения контракта. Это достаточно весомое преимущество подкрепляется ограничением максимального размера обеспечения заявок, предоставляемых учреждениями и предприятиями УИС, организациями инвалидов, субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, который не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта. В то же время учреждения и предприятия УИС, находящиеся в статусе казенных учреждений, могли бы быть полностью освобождены от требования предоставления обеспечения заявок для облегчения их участия в государственных и муниципальных закупках.
Особенности участия социально ориентированных некоммерческих организаций в государственных и муниципальных закупках рассмотрены в №167 «Аукционного вестника»
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 649
«О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»
С изменениями и дополнениями от:
Водонагреватели проточные и накопительные электрические
Установлен перечень товаров, при закупках которых должно соблюдаться указанное требование. В их числе — сырое коровье молоко, колбасные изделия, столовые приборы из алюминия, электромясорубки, деревянные кровати, приспособления для замеса теста, пасты на растительной основе.
Требование о предоставлении преимуществ составляется в произвольной форме и включается в состав заявки на участие в закупке соответствующих товаров.
Если победитель конкурса, запроса предложений уклоняется от заключения контракта, преимущество в отношении цены контракта распространяется на участника закупки — учреждение или предприятие УИС, заявке которого присвоен второй номер.
Если от заключения контракта уклоняется победитель аукциона, запроса котировок, то преимущество распространяется на участника закупки — учреждение или предприятие
УИС, который предложил такую же, как и победитель, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.
Прежний порядок предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов признан утратившим силу.
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
В широком смысле слова, преференции контрактной системы — это преимущества в отношении цены контракта, которые предоставляются следующим группам участников:
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (далее УИС);
- организации инвалидов;
Более подробная информация представлена в таблице.
Учреждения и предприятия УИС |
Организации инвалидов (ст. 29 Закона №44-ФЗ) |
СМП и СОНКО (ст. 30 Закона №44-ФЗ) |
|
---|---|---|---|
Суть преференции |
Если победитель — УИС, цена может быть увеличена по требованию |
Если победитель — организация инвалидов, цена может быть увеличена по требованию победителя до 15%, но не более . | Вариант 1. В закупке участвуют только СМП и СОНКО. Вариант 2. Устанавливается требование о привлечении соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ). |
Когда заказчик обязан предоставить преимущества |
Закупаются товары, работа или услуги, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649. |
Закупка товаров, работ или услуг из перечня для предоставления преференции инвалидам по 44 ФЗ (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341). |
При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от , рассчитанного с учетом требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ, кроме заказа: 1) услуг по предоставлению кредитов; 2) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. |
Способ закупки | Все способы, кроме и . | Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у единственного поставщика. |
Вариант 1. Все способы закупки, кроме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Вариант 2. Все способы закупки. |
Преимущества отечественному проиводителю
Кроме вышеперечисленного приоритет имеют участники, которые предлагают товары, произведенные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Механизм предоставления преимуществ в данном случае реализуется через приказ МЭР от 25.03.2014 № 155. Документ также содержит перечень продукции, на которую распространяется такое правило.
Порядок предоставления преференции (155 приказ) заключается в следующем:
- при проведении конкурса, и участники, предложившие российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, получают приоритет по критерию «цена контракта». Такое предложение оценивается с применением 15% скидки. При этом контракт заключается по предложенной таким участником изначальной цене;
- при проведении стандартным для этой процедуры путем определяется победитель. Затем, если это товар иностранного происхождения, цена предложения будет снижена на 15% и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений.
Обращаем внимание, что оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 в рамках 223-ФЗ производится с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. При этом, в отличие от Приказа МЭР № 155, заказчик самостоятельно определяет перечень товаров, которые получат преимущества.
Налоговые преференции
Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:
- территориальные;
- отраслевые;
- срочные;
- целевые;
- интравекторные и функциональные.
Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.
К сожалению, для сферы госзакупок налоговых льгот не предусмотрено.
Преимущества, предоставляемые при осуществлении государственных закупок .
В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан предоставить при осуществлении закупок преимущества отдельным категориям лиц:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
При этом к субъектам малого предпринимательства необходимо относить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и соответствующих ряду условий (ст. 4 ФЗ N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):
1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).
К социально ориентированным некоммерческим организациям в целях применения ст. 30 ФЗ N 44-ФЗ необходимо относить организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 ФЗ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно:
1) социальную поддержку и защиту граждан;
2) подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрану окружающей среды и защиту животных;
5) охрану и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактику социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительную деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан РФ.