Земля под сельхозназначения

Содержание

Категория земли сельскохозяйственного назначения: состав и особенности использования

Вся территория, из которой состоит наша страна, делится на категории. Такое разделение закреплено на законодательном уровне и регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации.

Это делается для установления контроля над целевым использованием земель. Всего выделяют семь категорий. Самая распространенная категория земель — земли сельскохозяйственного назначения.

Закон дает четкое определение сельскохозяйственным землям, классифицирует их на виды и закрепляет варианты использования. Подробная информация об этом содержится в 14 Главе Земельного Кодекса.

Что это такое?

Категория земель сельхозназначения содержит участки, не входящие в состав городов и селений, предназначенные для осуществления на них различных сельскохозяйственных работ.

Сельхозземли находятся на втором месте по площади среди всех категорий, уступая лишь землям лесного фонда.

На территории Российской Федерации они занимают примерно 386 млн га. Для сравнения, площадь земель населенных пунктов составляет примерно 20 млн га.

Сельскохозяйственные земли находятся под особым контролем государства.

Они являются ценным ресурсом и источником получения продуктов питания.

Поэтому важно использовать землю по назначению, не допускать ее захламления и загрязнения, ухудшения состояния почвы, воздействия на нее вредных факторов.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят следующие виды земельных участков:

Сельхозугодья

К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:

  • пашни,
  • сенокос,
  • пастбища и т.д.

К самым плодородным землям, наделенным минеральными ресурсами, относят пашни.

Пашня — это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.

Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.

Можно выделить и различные типы сельхозугодий:

  • низкого качества,
  • среднего качества,
  • высокого качества.

На сельхозугодьях допустимо строить лишь те здания и сооружения, которые необходимы для осуществления аграрной деятельности. Строить жилые или производственные объекты на таких территориях запрещено.

Под внутрихозяйственные дороги и коммуникации

К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83.

Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов:

  • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
  • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
  • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

Внутрихозяйственные дороги должны занимать минимально возможную площадь.

Они включают в себя:

  • непосредственно полосу для размещения дорожного полотна,
  • канавы для водоотведения,
  • предохранительную полосу по 1 метру с каждой стороны дороги.

Засаженные деревьями и кустарниками

Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

Защитные лесополосы создаются:

  • на садоводческих и дачных хозяйствах,
  • вокруг полей,
  • вдоль автомобильных и железных дорог.

Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.

C водными объектами

Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель. При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

  • водоемы искусственного происхождения,
  • водоемы естественного происхождения.

Занятые сельхозпостройками

Для эффективного осуществления сельхоздеятельности необходимы вспомогательные постройки.

Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.

Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.

Использование сельхозземель

Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

  1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
  2. создание личных либо фермерских хозяйств,
  3. выращивания овощных, плодовых культур,
  4. создание дачных товариществ,
  5. выращивание и разведение животных и рыб,
  6. научно-исследовательская деятельность.

Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.

До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать .

Особенности сельхозугодий

Сельхозугодья имеют ряд особенностей, по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно (ст. 79 ЗК РФ).

  1. Самые плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом.
  2. Использоваться такие земли могут только по своему прямому назначению, то есть для осуществления с/х деятельности. Не целевое использование наказывается по закону.
  3. Сельхозугодья с высокой кадастровой стоимостью не подлежат переводу в другие категории земель
  4. Возведение любых видов построек на территориях, охраняемых государством, запрещено.

В исключительных случаях, по согласованию с региональными органами власти, сельхозугодья с худшей по качеству почвой и с низкой кадастровой стоимостью могут быть переведены в другую категорию земель.

Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:

  • участки должны быть освоены течение 2 лет,
  • при осуществлении своей деятельности поддерживать плодородие почвы,
  • при необходимости предоставлять властям сведения об использованных химикатах.

Фонд перераспределения

Фонд перераспределения земель — это единая база данных о сельскохозяйственных наделах, временно выпавших из оборота, то есть не используемых по назначению.

Его основная функция — это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.

Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.

Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях:

  • при добровольном отказе собственника от участка,
  • при отсутствии наследников после смерти собственника,
  • при принудительном изъятии земли государством.

Не знаете как выяснить категорию своего земельного участка?

Если Вам известен его кадастровый номер или расположение, читайте подробную инструкцию .

А определиться с категорией участка для строительства Вам поможет эта статья.

Право собственности на сельхозземли

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  • физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  • юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).

При покупке сельхозугодий собственник получает право:

  • передавать участок по наследству,
  • сдавать в аренду,
  • продавать,
  • дарить,
  • передавать в залог.

Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании, а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» № 101.

Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.

Предоставление

Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.

Для получения участка необходимо:

  1. Подать заявление в соответствующий орган.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Дождаться решения.
  4. Заключить договор аренды.

Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).

Изъятие

Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.

Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:

  • с/х участок не используется по назначению в течение трех и более лет,
  • участок используется нерационально, что ведет к снижению плодородности почвы и ухудшению качества с/х надела.

Полезное видео

Подробную информацию об использовании земель сельхозназначения можно получить в этом видео:

Земли сельскохозяйственного назначения — это одна из стратегически важных и охраняемых государством категорий земель. Они должны использоваться исключительно по своему назначению. Государство имеет право распределять их между пользователями для повышения их рационального использования.

Сельхозугодья могут быть переданы физическим и юридическим лицам в собственность. Однако при ненадлежащем уходе за участками государство имеет право изымать их в судебном порядке.

Сделки купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается. Исключение из данного правила — продажа с публичных торгов и случаи изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

Таким образом, при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязательными для представления на государственную регистрацию перехода права являются документы, подтверждающие соблюдение правила о преимущественном праве покупки (отказы органов местного самоуправления либо извещение указанных органов о предстоящей продаже).

Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

1. Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве и ее особенности.

Земля является важнейшим условием существования человеческого общества. В различных отраслях экономики роль земли не одинакова. В промышленности она используется как пространственный операционный базис. Но только в сельском хозяйстве земля становится главным средством производства; здесь она функционирует одновременно как предмет труда и как средство труда. Предметами труда называют все то, на что направлен труд человека. Обрабатывая землю, обеспечивается развитие растений. Земля, обладая определенными механическими, физическими, химическим и биологическими свойствами, воздействует на растения. Таким образом, в первом случае она выступает как предмет, во втором – как средство труда.

Земля как средство производства отличается от всех остальных рядом специфических особенностей.

1-ая особенность заключается в том, что земля является продуктом природы, а другие средства производства являются результатом труда человека. Лишь плодородие верхнего слоя земли (почвы) отчасти зависит от результатов труда. Т.о., земля искусственно невоспроизводима.

2-ая особенность земли – её территориальная (пространственная) ограниченность. С экономической точки зрения это означает недостаточность территории, обладающей сочетанием свойств и природных условий, благоприятных для сельскохозяйственного производства; необходимость и возможность использования земли в тех пространственных пределах, которые определены природой.

3-я особенность – незаменимость. Земля не может быть заменена никакими другими средствами производства.

4-ая особенность– неоднородность земельных участков по качеству, в следствие чего при равных вложениях на единицу площади получают различное количество продукции. Важнейшей отличительной особенностью земли является плодородие. Различают естественное, искусственное экономическое плодородие. Естественное (потенциальное) плодородие почвы – это результат длительного естественного почвообразующего процесса. Оно определяется запасами питательных веществ, их доступностью для растений, физическими, механическими и другими свойствами почвенного слоя земли, сформировавшегося в условиях определённого климата. Искусственное плодородие почвы представляет собой результат многогранного воздействия человека на почву с помощью обработки, внесения удобрений, осуществления мелиоративных и почвозащитных работ и других мероприятий.

Экономическое (эффективное) плодородие – это результат совместного действия факторов естественного и искусственного плодородия. Его объективным показателем является урожайность. Для сравнения экономического плодородия почвы применяют такой показатель как уровень плодородия, который выражает выход продукции земледелия в расчете на единицу площади (абсолютное плодородие) или выход той же продукции на единицу затрат с учетом ее качества (относительное плодородие). Эти показатели могут исчисляться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

5-ая особенность – постоянство местонахождения, т. е. необходимость использования земельного участка там, где он размещается.

6-ая особенность состоит в том, что земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, улучшает свои свойства, тогда как другие средства производства физически изнашиваются, морально устаревают и подлежат замене на новые.

2. Состав и структура земельного фонда РБ. Земельный фонд Республики Беларусь представляет собой все земель­ные ресурсы страны– 20,760 млн. га. Особенности и назначение единого земельного фонда как объекта собственности и хозяйствования определили необходимость его учета: по целевому назначению, по хозяйственному использованию, по качественному состоянию, по административно- территориальному делению

В соответствии с целевым назначением единый земельный фонд под­разделяется на шесть основных категорий:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства;

– земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения (823 тыс. га)

– земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко- культурного назначения;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли государственного запаса.

По характеру хозяйственного использования земли подразделяются на несельскохозяйственные угодья и сельскохозяйственные угодья. В составе земельного фонда АПК различают общую земельную площадь и площадь сельскохозяйственных угодий. К общей земельной площади относится вся территория, закрепленная за землепользователем, а к сельскохозяйствен­ным угодьям — земли, пригодные и систематически используе­мые для ведения сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные угодья включают пашню, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения.

Пашня включает сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые для посевов различных сельскохозяйственных культур. В категорию пашни включаются и пары, т.е. пашня, которая обработана, но не засеяна с целью повышения плодородия почвы. Пастбища – земли с травяным покровом, на которых систематически осуществляют выпас животных, причём такое использование является основным. Различают естественные (или природные) пастбища и культурные (или сеяные) пастбища. Сенокосы также используются для животноводства, но эти сельхозугодья систематически используются под сенокошение. Многолетние насаждения включают сады, ягодники, виноградники, хмельники, цитрусовые, чайные и иные плантации.

Состав и структура сельскохозяйственных угодий может изменять­ся. Переход одного вида территории в другой называется транс­формацией сельскохозяйственных угодий.

Соотношение отдельных видов земельных угодий образует соответственно структуру общей земельной площади или сель­скохозяйственных угодий. Структура последних в нашей стра­не зависит, как правило, от зональных особенностей землеполь­зования и имеет в связи с этим значительные различия как по областям, так и административным районам, отдельным пред­приятиям. Так, наибольший удельный вес пашни в составе сельскохозяйственных угодий наблюдается в Гродненской и Брестской областях (свыше 70 %), наименьший – в Витебской и Гомельской (менее 50 %). Основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения являются сельскохозяйственные предприятия. На их долю приходится 84 % площади сельскохозяйственных угодий.

За последние 20 лет в земельном фонде Республики Беларусь произошли значительные структурные изменения. Уменьшение площади земель сель­скохозяйственных предприятий и граждан обусловлено, в основном, исключением из них состава земель, подвергшихся загрязнению радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с передачей лесов сельскохозяйственных предприятий в состав государственных лесохозяйственных предприятий, изъятием земель для размещения народнохозяйственных объектов, передачей их в состав особо охраняемых территорий.

Уменьшаются и площади сельскохозяйственных земель. За период 1991-2011 г.г. площади сельскохозяйственных земель сократилась на 0,5 млн. га (в 2011 году составляли 8, 9 млн. га). Площадь пахотных земель за этот период уменьшилась на 0,6 млн. га (в 2011 году площадь всей пашни составляла 5,5 млн. га). Данные о наличии земель Республики Беларусь и их распре­делении по категориям и основным землепользователям приведены в табл.2.1.

Табл. 2.1. Наличие земель и их использование по категориям, тыс. га в Республике Беларусь

Годы

Общая площадь

с.х. организаций

К(Ф)Х

Граждан

с.х. земли

9257,7

7674,0

72,1

1396,2

9011,5

7484,7

130,5

1226,5

8984,9

7526,5

120,4

1157,6

8968,0

7584,0

107,8

1080,1

8944,7

7634,8

103,0

1020,9

8926,9

7657,9

108,8

968,0

8897,5

7673,4

115,3

924,3

В т.ч.пахотные

6133,2

5004,2

58,1

1022,3

5542,4

4513,8

92,8

880,2

5539,4

4557,3

86,1

835,7

5519,4

4613,1

78,4

777,9

5516,4

4651,3

5516,5

4673,7

80,7

714,1

5510,5

4698,2

85,4

682,1

В Республике Беларусь земельные фонды учитываются так­же и по административно-территориальному делению (по об­ластям и районам).

По качественному состоянию с.х. земель они бывают: дерново-карбонатные почвы (в Гродненской, Витебской обл-х. Отличаются наиболее высоким естественным плодородием. По бонитировочной шкале оценивается в 100 баллов. Их доля 0,1%) ;дерново-подзолистые (36% всех с.х.угодий); дерново-подзолистые заболоченные (34%); дерновые заболоченные; торфяно-болотные; пойменные; антропогенно-преобразованные.

В целом территория Республики Беларусь характеризуется большой распаханностью, в то же время высокая интенсивность использования земель сочетается со сложными природными ус­ловиями и культурно-технической неустроенностью земель.

3. Земельные ресурсы в системе отношений собственности РБ.

Закон РБ » О праве собственности на землю» (1993) закрепил две формы собственности на землю: государственную и частную.

В зависимости от круга субъектов право частной собственности может быть подразделено на:

– право частной собственности граждан;

– право частной собственности юридических лиц.

В частной собственности граждан РБ могут находиться земельные участки, приобретенные для: ведения личного подсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства.

Государству принадлежат земли, не переданные в частную собственность. Земля всегда имеет своего собственника, и не существует бесхозяйственной земли.

Классическое определение частной собственности включает три правомочия собственника: владение (т.е. юридическая возможность держать объект в своей власти), пользование (т.е. закреплённая правом возможность использовать полезные свойства объекта и извлекать из них доходы) и распоряжение (т. е. право передавать другим лицам отдельные правомочия или само право собственности в целом).

Право владения землей государства подлежит прекращению только в случае приватизации земли. Порядок и условия такого отчуждения (передачи земли) устанавливаются государством.

Право владения государством земельными участками определенных категорий не подлежит прекращению ни по каким основаниям и не может быть ограничено. Владение же землей на праве собственности иными (кроме государства) субъектами может быть прекращено и ограничено. Так, например, государство может установить право прохода, проезда через участок собственника, ограничить высотность возводимых им строений, потребовать их сноса в случае нарушений правил застройки. Ему предоставлено право изымать земельные участки для государственных и общественных нужд, а также у нарушителей земельных предписаний.

Право пользования состоит в возможности извлекать из земли полезные свойства, использовать ее природные качества для удовлетворения общественных потребностей и интересов. Государство само пользование землей не осуществляет. Земля используется в процессе производства не самим государством, а различными юридическими и физическими лицами: владельцами, пользователями, арендаторами.

Отношения государства с владельцами и пользователями земли разные. Они определяются целями предоставления земли. В собственности государства находятся земли сельскохозяйственных предприятий и организаций, земли крестьянских (фермерских) хозяйств. Государство закрепляет землю за указанными участниками земельных отношений на праве пользования, а за крестьянскими хозяйствами – на пра­ве пожизненного наследуемого владения. Вместе с тем, предоставляя землю организациям и гражданам во владение и пользование, государство не передает им своего правомочия пользования землей как элемента права государственной собственности на землю, не утрачивает этого права.

С целью стимулирования рационального исполь­зования, охраны и освоения земель, повышения плодо­родия почв, выравнивания социально-экономических ус­ловий хозяйствования на землях разного качества и местоположения введена плата за землю. Формами пла­ты за земельные участки являются земельный налог или арендная плата. Субъектами платы за землю в форме земельного налога являются собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, осуще­ствляющие любые виды деятельности.

Порядок налогообложения, ставки земельного нало­га и предельный размер арендной платы за земельный участок устанавливаются законодательством Республи­ки Беларусь.

Право распоряжения землей – это установление, из­менение либо прекращение правоотношений по поводу земли как объекта права, осуществляемое государством. Содержание земельных распорядительных полномочий государства существенно отличается от одноименных иму­щественных правомочий собственника. Государство:

а) устанавливает и изменяет целевое (хозяйствен­ное) назначение земель;

б) распределяет и перераспределяет землю между землевладельцами, землепользователями;

в) передаёт земельные участки в частную собствен­ность;

г) выкупает землю у частных собственников;

д) устанавливает условия, порядок, формы землевладения и землепользования;

е) контролирует использование и охрану земель.

В РБ не подлежат передаче в частную собственность:

– земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, парки, лесопарки, скверы и т.п.);

– земли транспорта и связи;

– земли, предоставленные для нужд обороны;

– земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС;

– земли заповедников, национальных парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры;

– земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– сенокосные, пастбищные и другие земли населённых пунктов, используемые для общих нужд населения;

– земли населённых пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утверждённых месторождениё полезных ископаемых.

4. Земельная рента. Цена земли.

Существует две формы земельной ренты: абсолютная и дифференциальная; последняя, в свою очередь, имеет две разновидности: дифференциальная рента Ι и дифференциальная рента ΙΙ.

Дифференциальная рента Ι возникает из-за различий земельных участков по плодородию и местоположению по отношению к рынкам сбыта. Дифференциальная рента образуется в результате более низких индивидуальных издержек на участках с лучшими и средними условиями производства.

Дифференциальная рента Ι в основном изымается у землепользователей в форме земельного налога и используется в интересах всего общества.

Дифференциальная рента ΙΙ возникает при последовательных вложениях капитала в один и тот же участок земли в процессе интенсификации производства. Интенсификация приносит дополнительный доход– дифференциальную ренту ΙΙ – его можно получать и на худших по плодородию участках, если использовать передовые технологии производства.

Дифференциальная рента ΙΙ почти полностью достается землепользователю.

Абсолютную ренту земельные собственники получают в форме арендной платы за любой, даже самый худший участок земли. Ее возникновение связано с монополией собственника на распоряжение землей.

При аренде земли земельная рента в форме арендной платы поступает землевладельцу. Но если фермер обрабатывает свою собственную землю, ему не нужно платить за аренду. В этом случае рента остается в собственности самого фермера, она неразличима в той массе дохода, который он получает от продажи своего продукта. Такая рента носит название условно начисляемой ренты.

Земельная рента является основой цены земельных участков. Земельный собственник, продавая землю, хотел бы получать от вырученной суммы такой же ежегодный доход, что и ранее получаемая арендная плата.

Таким образом, цена земли является капитализированной земельной рентой. Цена 1 га земельного участка (V) определяется как отношение ожидаемой арендной платы с этого участка (R) к норме капитализации (r). Норма (коэффициент) капитализации определяется как рыночная процентная ставка за вычетом годового индекса инфляции:

V= R/r,

где V – текущая цена земельного участка;

R – ожидаемая арендная плата с этого участка, r – норма капитализации.

Это наиболее общая теоретическая модель оценки земли.

В отечественной теории и практи­ке существует несколько основных подходов к денежной оценке земли -на базе рентного и затратного мето­дов, а также их совмещения.

Для определения цены земли сначала рассчитывают рентный доход.

Rг = У • Ц – З – (З• К н.р.)

где Rг – рентный доход с 1 га;

У – урожайность, т/га

Ц – расчетная цена 1 единицы;

З – совокупные нормативные затраты;

К н.р. – коэффициент нормы рентабельности 0,35

Для РБ рентный доход = 3,0 • 70,6 у.е. – 89,5 – 89,5 • 0,35 = 91 у.е.

Цена земли

Цз = Rг • С кап.

С кап. – срок капитализации рентного дохода = 33 года.

Цз = 91 у.е. • 33 = 3000 у.е. за 1 га.

Для определения цены земли в ср. по республике: стоимость продукции р/в – в текущих ценах, затраты – нормативный уровень на 1 га.

Земельный налог.

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка, т.е. определяется земельной рентой.

Цель платы за землю – обеспечить экономическим методами рациональное использование земель, формировать средства для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, на социальное развитие территории.

Практически во всех странах мира принцип платности землевладения и землепользования носит всеобщий характер. Данные налоги отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Однако на центральном (федеральном) уровне, как правило, осуществляется общая регламентация их взимания. Во всех зарубежных странах земельный налог взимается с помощью кадастровых оценок, основой которых является земельный кадастр, включающий перечень землепользователей, а также список типичных объектов, классифицированных по внешним признакам с установлением средней доходности объекта обложения.

В США, Канаде земельный налог в качестве самостоятельного не выделяется. Объектом налогообложения является недвижимый капитал, куда входит стоимость земли и пр. объектов недвижимости с ней связанных. Налог составляет около 1% от оценочной стоимости.

Земельный налог является одним из основных источников пополнения местных бюджетов. Так, в США, Канаде, Франции его доля составляет свыше 40%, Австралии свыше 90%.

Основой взимания земельного налога за рубежом является кадастровая или рыночная стоимость участка, в основе которой лежит капитализированная земельная рента, т.е. приносимый земельным участком доход. Как правило, налог составляет 1-3% от стоимости участка. Данная стоимость устанавливается по результатам массовой кадастровой оценки земель. Оценка проводится специальными или государственными органами с периодичностью 3-10 лет.

Практически во всех странах существуют льготы по уплате земельного налога для сельхозпроизводителей, работающих в особо неблагоприятных природно-климатических условиях. В целом, база по льготам достаточно широка.

Земля в сельском хозяйстве

Сельскохозяйственное производство связано с землей, которая выступает в качестве главного и незаменимого средства производства, являясь одновременно пространственным базисом для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства.

Важно отметить, что в сельском хозяйстве земля является одновременно и предметом, и средством труда.

В отличие от других средств производства, которые по мере использования изнашивания и, в конце концов, выходят из строя, земля может постоянно улучшаться, приобретать новые качества, повышать свое плодородие, что и происходит при правильном ее использовании.

Задача землепользователя – наиболее полно и рационально использовать естественное и экономическое (действительное плодородие почвы, сложившееся из естественного и искусственного плодородия, созданного под воздействием труда человека) плодородие земли, максимально новейшие достижения науки и техники в целях получения наивысшей урожайности всех культур с наименьшими затратами на единицу продукции.

Среди вещественных элементов сельскохозяйственного производства особое место занимают земельные ресурсы, которые, будучи невозобновляемыми (невоспроизводимыми), являются первой предпосылкой и естественной основой создания материальных благ. «Заслуженно носит Матери имя земля, ибо все из земли породилось», — писал древнеримский философ Т. Лукреций. Определяя значение земли, К. Маркс подчеркивал, что земля — это «…великая лаборатория, арсенал, доставляющий и средства труда, и материалы труда, и место поселения».

Земельные ресурсы — величайшее и ничем незаменимое национальное богатство. Будучи вовлеченными в производство, в процессе которого к ним присоединяется живой и прошлый труд, земельные ресурсы становятся средством производства. В этом качестве они выступают во многих отраслях материального производства. Однако роль земли в них неодинакова. В промышленности, например, за исключением добывающих отраслей, она функционирует только как фундамент, как пространственный операционный базис для размещения производства. В добывающих отраслях процесс производства связан с землей, но получение продукции не зависит от качества почвы, рельефа и многих других свойств, присущих земле. В сельском же хозяйстве получение продукции непосредственно связано именно с качественным состоянием верхнего слоя земли — почвой, с характером ее использования.

Земельные ресурсы, являясь средством производства, обладают рядом специфических особенностей, которые существенно отличают их от других средств производства и оказывают большое влияние на экономику сельскохозяйственного производства.

Специфические особенности земельных ресурсов как средства производства в сельском хозяйстве:

1. Земля является продуктом природы, в отличие от других средств производства, являющихся результатом предшествующего труда человека. Труд человека изменяет свойства почвы и при этом она выступает в качестве предмета труда; воздействуя на рост и развитие растений. Земля выступает в качестве средства труда, в силу чего земля является всеобщим средством производства. В то же время создать на поверхности Земли новые земельные территории существенных размеров человек не способен.

2. Территориальная ограниченность и невоспроизводимость земли. Земля пространственно ограничена: в пределах отдельных стран земельные ресурсы определяются их границами, а в целом на нашей планете поверхностью ее суши. Земля не может быть по желанию человека увеличена или создана вновь в отличие от других средств производства, количество которых человек может создать теоретически неограниченно.

3. Незаменимость земли. Земля не может быть заменена каким-либо другим средством производства, в то время как другие средства и предметы труда по мере развития производительных сил общества заменяют более совершенными в техническом отношении. Так, развитие почвообрабатывающих орудий идет от примитивной мотыги к современным тракторным плугам и плоскорезам, развитие зерноуборочных машин — от серпа до комбайна и т. д.

4. Постоянство местоположения. Землю можно использовать только там, где она находится, ее нельзя переместить с одного места на другое, в то время как использование огромного большинства других средств производства, не связано с постоянством места. Например, тракторы, автомобили, станки и т.п. можно использовать на разных местах, перемещая их по мере надобности с места на место на различные расстояния.

5. Неоднородность земельных участков по качеству. Земельные участки неоднородны по своему качеству, вследствие чего при равных вложениях труда и средств на единицу площади возникают различия в количестве получаемой, продукции. Под воздействием человека эти различия могут как сглаживаться, так и углубляться, оказывая влияние на уровень производительности труда, себестоимость и другие показатели экономической эффективности сельскохозяйственного производства.

6. Все средства производства в процессе их использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства и, наконец, совсем выбывают. Земля же является вечным средством производства, при правильном возделывании она неуклонно повышает свою продуктивность. Характеризуя эту особенность земли, К. Маркс писал, что «…время ничего не щадит и ухудшает все средства производства (за исключением земли)…». В другом месте он указывал: «При быстром развитии производительной силы все старые машины должны быть заменены более выгодными, т. е. должны быть совсем выброшены. Земля, напротив, постоянно улучшается, если правильно обращаться с ней».

Эти различия объективно влияют на результативность производства; все другие средства производства в процессе их использования изнашиваются физически, происходит их моральный износ. В отличие от них земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, постоянно улучшается, повышается ее плодородие.

Его объективным показателем является урожайность. Для сравнения экономического плодородия применяют такой измеритель, как уровень плодородия, который выражает выход продукции земледелия в расчете на единицу площади (абсолютное плодородие) или выход той же продукции на единицу затрат с учетом ее качества (относительное плодородие). Эти показатели могут исчисляться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

К. Маркс выделял три вида плодородия почвы:

1. естественное;

2. искусственное;

3. экономическое;

Естественное плодородие почвы — это результат длительного почвообразовательного процесса, действия естественных сил природы — солнца, ветра, воды. Под действием природных факторов материнская порода земли постепенно, на протяжении тысячелетий превратилась в почву, пригодную для произрастания растений, т. е. способную давать урожай. Естественное плодородие почвы характеризуется физическими, химическими и биологическими свойствами, оно имеет решающее значение для земледелия, ибо является основой экономического плодородия. Оно существует независимо от трудовой деятельности человека.

Однако естественное плодородие характеризует лишь потенциальное качество земли. Почва может быть богата питательными веществами, но последние в силу ряда причин (недостаток влаги, тепла) могут находиться в недоступной или мало доступной для растений форме. Количество используемых сельскохозяйственными растениями питательных веществ, содержащихся в почве, может быть увеличено улучшением ее обработки, орошением и т.д., т.е. путем приложения труда человека.

Плодородие, созданное в результате производственной деятельности человека, называют искусственным, оно зависит от уровня развития производительных сил и поэтому неодинаково на различных ступенях развития общества. Характеризуя отличие естественного плодородия от искусственного, К. Маркс отмечал: «Другая же часть плодородия обработанной земли есть искусственный продукт, обязанный своим существованием культуре, вложению капитала».

В совокупности естественное и искусственное плодородие представляет собой экономическое или эффективное плодородие. На что обращал внимание К. Маркс: «…два земельных участка с одинаковым химическим составом почвы и в этом смысле одинакового естественного плодородия могут быть различны по своему действительному, эффективному плодородию в зависимости от того, находятся ли эти питательные вещества в более или менее усвояемой форме, в зависимости от формы, которой определяется большая или меньшая непосредственная пригодность этих веществ для питания растений. Таким образом, отчасти от развития агрохимии, отчасти от развития механизации земледелия зависит, в какой степени на земельных участках одинакового естественного плодородия последнее может быть действительно использовано».

Плодородие почвы — величина непостоянная, в результате улучшения обработки и рационального возделывания сельскохозяйственных культур оно может повышаться и наоборот, если использование земли нерационально — снижаться. Поэтому в земледелии важнейшей задачей является превращение естественного (природного) плодородия почвы в экономическое (эффективное), путем проведения целого комплекса агротехнических, организационных и экономических мероприятий.

Различают также абсолютное и относительное плодородие почв. Абсолютное плодородие характеризуется урожайностью сельскохозяйственных культур. Чем выше урожайность, тем выше абсолютное плодородие. Относительное плодородие выражается количеством полученной продукции в расчете на единицу производственных затрат.

Мировая наука и практика убедительно доказали полную несостоятельность лженаучного закона об убывающем плодородии почвы. Как известно, согласно этому «закону» добавочные вложения труда и капитала в землю сопровождаются не соответственным, а уменьшающимся количеством дополнительно получаемого продукта. Автором этого т. н. закона является английский экономист Д. Андерсон. Впоследствии на основе этого «закона» английский буржуазный экономист и священник Мальтус создал свой «закон народонаселения», согласно которому население будто бы увеличивается в геометрической прогрессии (2 х 2 = 4 и т.д.), а средства существования — в арифметической (2+1=3, и т.д.). Цель указанной «теории», как писал по этому поводу Н. Г. Чернышевский, состояла в том, чтобы «показать, что человеческие бедствия проистекают главнейшим образом не из-за недостатков экономического устройства, а из законов самой натуры, что никакие реформы не принесут прочного улучшения человеческому роду». Полемизируя с авторами этого «закона», Ф. Энгельс писал, что «…урожайность земли может быть бесконечно повышена приложением капитала, труда и науки». На несостоятельность «закона народонаселения» указывал также В. И. Ленин: «…»закон» убывающего плодородия почвы» вовсе не применим к тем случаям, когда техника прогрессирует, когда способы производства преобразуются».

Характер использования земли обусловливается многими природными, историческими, техническими, экономическими и другими факторами. Решающая роль в этом принадлежит социально-экономическим факторам. Господствующий в обществе способ производства, а также состояние экономических отношений определяют характер земельных отношений. Главным является вопрос о том, кому принадлежит земля, кто ее собственник.

Часть земельных ресурсов используется непосредственно государственными предприятиями, организациями и учреждениями — совхозами, заводами, фабриками, лесхозами, транспортом и др., значительная часть передана в пользование колхозам, различным общественным организациям и учреждениям.

Характер земельных, т.е. производственных отношений определяет аграрная система, иными словами, практика ведения сельского хозяйства и состояние продовольственного обеспечения страны. В свою очередь, земельные отношения определяются собственностью на землю. В процессе исторического развития мировое общество пришло к выводу, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Октябрьский переворот 1917 г. прервал выработанную человечеством практику развития аграрных отношений. Испытанная веками практика ведения сельского хозяйства имела глубокие корни и у нас в Беларуси.

В 1566 г. Берестейский сейм дал право землевладельцу и землепользователю Великого княжества Литовского на полное распоряжение своим движимым и недвижимым имуществом. Вошел в обиход чинш (налог), что являлось прогрессивным явлением для того времени. Стал действовать закон, который запретил королю без суда конфисковывать частную собственность. Поощрялось маентково-крестьянское развитие, которого еще не знала Киевская Русь. Маентково-крестьянское развитие стало основой экономики земледелия в Беларуси.

Данные АН Беларуси показывают, что уже в 1619 г. удельный вес выручки от продажи зерна, гречки, скота и шкур составил 31% от всех денежных поступлений Великого Княжества Литовского. Изучение кассовых книг радзивиловских архивов позволяет сделать вывод, что уже в ХVI-ХVII веках Беларусь прочно вошла в общеевропейский рынок.

Исторически земля возникла как материя — часть природы. С развитием человеческого общества она стала главным средством производства. Сущность земли как социально-экономической категории, т. е земельных отношений, определяется тремя важнейшими факторами: владение, распоряжение и пользование землей.

С перечисленными особенностями связано возникновение и действие специфических экономических законов развития сельского хозяйства.

Одна из главных проблем, от решения которой во многом зависит эффективность сельскохозяйственного производства, заключается в организации использования земли на конкретных участках землевладельцев. Эту задачу решает землеустройство. Землеустройство территорий включает в себя:

— разработку схем использования и охраны земельных ресурсов;

— формирование специального государственного земельного фонда местных Советов для предоставления земель крестьянским хозяйствам, арендаторам, сельскохозяйственным кооперативам, отдельным гражданам для ведения личного подсобного, фермерского хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества;

— проведение межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства с устранением неудобств в расположении земель, отводами земельных участков в натуре для субъектов земельных отношений, подготовкой документов, удостоверяющих право собственника;

— установление на местности административно-территориальных границ, а также границ с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;

— установление и изменение границ сельских населенных пунктов;

— авторский надзор за осуществлением землеустройства;

— проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.

Для производства указанных землеустроительных действий в республике имеется специальная землеустроительная служба на районном, властном и республиканском уровнях.

Перечисленные особенности следует учитывать при организации производства на сельскохозяйственном предприятии.

Наличие, количество и качество земли в сельскохозяйственном предприятии являются важнейшими ограничивающими факторами развития производства: недостаток сельскохозяйственных угодий обычно не позволяет аграрному предпринимателю увеличивать размер производства продукта, на который имеется спрос на рынке. Это может быть сделано только за счет сокращения производства другой продукции, что в конечном итоге ведет к изменению структуры производства и нарушает равновесие цен на рынке.

>Земли сельхозназначения бесплатно в собственность

Где же бесплатная земля сельхозназначения

Вы знаете, что сейчас для КФХ можно использовать 200 га земли? Это в 2 раза больше, чем было совсем недавно. Внесены изменения в закон.

Вам для создания поместья или усадьбы оптимально от 5 га до 20 гектаров. На своей земле сможете получать серьезный доход, и он будет не разовый, а постоянный.

Не все регионы дают бесплатно землю для КФХ, но пока ещё есть, и они с красивым природным миром. Чтобы получить гектары земли, важно проработать свое развитие на получение дохода. Вас спросят: чем будете заниматься и как планируете зарабатывать на земле. Нельзя проваливаться в развитии или затягивать его на годы, важно в первый год заработать на строительство дома.

Подбирая земельный участок сельхозназначения под КФХ, а по факту под поместье или усадьбу, важно точно знать, что на выбранной земле можно строить. Перспектива очень высокая, а свободных земель остается всё меньше и меньше. И в итоге наступит момент, когда землю можно будет только купить у муниципальных властей с аукциона. Да, это факт, который нужно понять и признать. 10 соток, 20 соток — этим будут довольствоваться те, кто решил подождать.

Из города в природный мир будет переселение, оно уже идет по всей России, деревни станут как маленькие города с 1-2-х этажными домами. В мире практикуется, в Европе таких городков много. Люди живут, одни ведут свой бизнес, другие у них работают.

Хотите мои мысли, почему участки делают маленькие? Наверное, чтобы было кому продавать продукты питания промышленного производства. :)) И чем меньше земельные участки, тем больше муниципальные власти заработают при продаже их с аукциона. Каждое сельское поселение теперь само должно обеспечивать себя средствами на развитие, на дороги, на электроснабжение новых поселков, на развитие инфраструктуры.

А если вы выходите на гектары для создания своих загородных владений, первое, о чем подумайте, какую пользу сможете принести сельскому поселению. Ваше бизнес-планирование по развитию на гектарах должно показать уникальность и привлекательность.

Земли сельхозначения бесплатно в собственность оформляются по закону. Сначала вам предложат 6 лет безвозмездно пользоваться землей. Два года на освоение земли, три года на целевое использование, и если не будет замечаний в процессе пользования землей, то через 5 лет землю оформите в собственность бесплатно. Всё бесплатно, всё для вас, берите и воплощайте свои мечты без налогов и прочих обременений. Если в течение 5-ти лет поймете, что это не ваше, что вам лучше работать на дядю, можете отказаться от земельного участка. Но помните, что бесплатно землю можно взять только один раз.

Вдумайтесь! Получить бесплатно в собственность гектары земли, когда на рынке стоимость от 100 000 р за 1 га.

Если вы хотите получить бесплатно гектары земли, то не рассчитывайте на привязку к определенному региону, потому что не в каждом регионе есть бесплатные земли сельхозназначения. Десяток регионов наберется, и кто успеет, тот и будет дорожить бесплатным подарком.

Что дадут вам гектары земли

Разберем, что дадут вам гектары земли. Самое важное то, что за 5 лет вы приобретаете бесплатно активы. Ваш земельный участок — это недвижимость, это кусочек планеты в собственности, так законом прописано.

Вы построите дом, а может два, оформите в собственность, и это тоже будут ваши активы.

Вы построите домики для гостей, оформите в собственность и будете получать пассивный доход от активов.

Вы поставите свой фруктовый сад, который будет приносить доход.

У вас будет свой питомник растений, который будет приносить доход.

У вас будет свой сад растений, который будет приносить доход.

У вас будет своя пасека, которая будет приносить доход.

У вас будет свой пруд с рыбой, который будет приносить доход.

У вас будут курочки, кролики и другие домашние животные в небольшом количестве, и они будут приносить доход.

У вас будет свое молоко, продукты из которого будут приносить доход.

Я могу бесконечно писать о том, что будет приносить доход. Вы только подумали о чем-то, а я уже знаю как из этого получить доход, как настроить продажи.

Возьмите листок и запишите всё, что хотите создать на своей земле, посмотрите на список и вдумайтесь! Вы записали свои доходы!

Начать развитие на своей земле можете с небольшого стартового капитала, можете зарабатывать на развитие в процессе развития.

Теперь вы знаете, что земли сельхозназначения можно получить в собственность бесплатно и создавать свой дом на гектарах с минимальными затратами.

У нас работает программа по земельному вопросу и по развитию на земле при создании загородных владений «Дом на гектарах». Если чувствуете, что сами не справитесь, принимайте решение, с кем пойдете по развитию. Решите с нами идти, будем работать.

> Как получить земли сельхозназначения бесплатно?

5/5 (1)

Законодательное регулирование

В России существует возможность получить свободные земли КФХ сельхозназначения на безвозмездной основе. Законодательство полностью регламентирует выдачу участков юридическим и физическим лицам.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим выдачу свободных земель на безвозмездной основе, является Земельный кодекс Российской Федерации, а в частности, его глава 5.1.

Кроме этого, НПА для регулирования выделения участков гражданам России и юридическим лицам используется Федеральный закон Российской Федерации №5, который был принят 9 января 1997 года.

Существуют и другие НПА, которые регламентируют выдачу земельных участков сельскохозяйственного назначения, но их положения напрямую взаимосвязаны с вышеуказанными законодательными документами.

Кто имеет право на получение земли сельхозназначения

За определенное денежное вознаграждение получить земельный участок сельскохозяйственного назначения может совершенно любой человек или организация. Главное, чтобы лицо являлось дееспособным гражданином РФ или предприятием, ведущим свою деятельность на территории России.

На безвозмездной основе земельные участки предоставляются лишь некоторым категориям граждан. Их перечень изложен в статье 39.5 Земельного кодекса РФ.

Внимание! Он включает в себя следующих лиц:

  • работники бюджетной сферы, например, учителя, врачи, педагоги, медицинские работники и так далее;
  • члены многодетных семей, в которых возраст детей не достиг 18 лет;
  • граждане, ранее получавшие земельные участки на Дальнем Востоке и использующие их по прямому назначению;
  • граждане, которые используют земельные участки в сельхозцелях, например, участники некоммерческих дачных кооперативов.

Кроме того, земельные участки предоставляются работникам, востребованным в сельской местности. На этой земле человек вправе вести сельскохозяйственную деятельность и построить собственный дом. Участок предоставляется по договору социального найма. Но через пять лет, если наниматель исполнил все пункты договора (вел хозяйственную деятельность, построил дом или начал строительство жилья), участок переходит в частное владение пользователя.

Если работник, приехавший в сельскую местность, заключил социальный договор, но затем уволился, то через пять лет он не может приватизировать земельный участок. Кроме того, если гражданин, получивший землю для определенных целей, использовал ее не по назначению, то по окончании договора найма он обязан передать участок обратно государству.

Региональные органы власти также устанавливают возможность получения бесплатных земель некоторым категориям граждан. К ним относятся:

  • родители детей-инвалидов;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • работники военной сферы, которые занимали должность на протяжении более 10 лет;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, или дети-сироты;
  • инвалиды;
  • семьи, имеющие трех и более детей, чей доход не превышает прожиточного минимума в регионе;
  • Герои России, Герои Социалистического труда, Герои Советского Союза.

В каждом конкретном регионе список лиц, претендующих на получение бесплатного земельного участка, регламентируется местными органами власти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Строительство на землях сельскохозяйственного назначения.

Условия получения

Выкупить ранее полученные в аренду земельные участки можно на аукционе, который проводится местными органами власти. Для участия в конкурсе достаточно подать заявку и доказать тот факт, что гражданин достоин получить в собственность данную землю. Зачастую ранее арендованные участки продаются арендаторам.

Процедуру и алгоритм передачи в собственность бесплатных земель устанавливают представители местных органов власти самостоятельно, не опираясь на общее законодательное регулирование передачи участков гражданам и организациям России.

Важно! Однако наблюдается некоторая взаимосвязь передачи земельных участков на безвозмездной основе, касающаяся условий получения подобных участков:

  • бесплатно получить землю гражданин может всего один раз в жизни;
  • один получатель становится обладателем одного земельного участка регламентированного объема;
  • претендент на получение бесплатной земли должен проживать в регионе получения участка и иметь постоянную регистрацию более чем пять лет;
  • претендент на получение бесплатной земли должен быть признан нуждающимся в ее обретении (список таких лиц регламентируется местным законодательством);
  • для получения земли необходимо предоставить документы, которые подтверждают право на получение данного участка;
  • претендентом не может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Региональные власти самостоятельно утверждают перечень лиц, кто может претендовать на получение бесплатного земельного участка. Однако содержание их НПА не могут расходиться с Земельным кодексом РФ и Федеральным законодательством.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Сколько можно получить земли

Общая площадь бесплатного земельного участка, выделяемого государством, напрямую зависит от нескольких немаловажных факторов. К ним относятся:

  • назначение земельного участка;
  • в каком регионе претендент пытается получить земельный участок;
  • к какой категории льготников, претендующих на получение бесплатного участка, относится данный гражданин.

Согласно проведенным статистическим исследованиям, в большинстве регионов России существуют следующие разграничения между различными категориями получателей бесплатных земель:

  • работники военной сферы претендуют на получение от шести до 25 соток земель;
  • инвалиды и родители детей-инвалидов могут рассчитывать на получение от 10 до 25 Га земли;
  • 12-25 соток могут получить малоимущие семьи с детьми, в которых число несовершеннолетних более трех;
  • объемом от 4 до 20 соток земельный участок могут получить семьи с детьми, чей доход меньше прожиточного минимума в регионе;
  • Герои России или Герои Советского Союза могут рассчитывать на получение земельного участка площадью 8-40 Га;
  • Героям труда власти решили выделять по 8-25 соток земли.

Учтите! Объем земельного участка еще зависит и от того, желает ли получатель возводить на нем жилой дом. Если да, то площадь участка не может быть меньше 6 Га.

Что можно на ней построить

Полученные бесплатные земли разрешено использовать исключительно по их назначению. При оформлении участка получатель становится нанимателем. Если на протяжении пяти лет он не нарушал условий договора, участок переходит в полное его пользование.

На земельном участке сельскохозяйственного назначения разрешено возводить сараи для хранения инвентаря, здания для вскармливания и проживания крупного рогатого скота, загоны, небольшие помещения для разведения птиц и так далее. Кроме того, разрешено строить здания, предназначенные для хранения урожая.

Обратите внимание на то, что согласно действующему законодательству, фермер вправе построить на земельном участке сельскохозяйственного назначения жилой дом для постоянного проживания. Но должно соблюдаться одно важное условие. Постройка не должна занимать более 30% всей переданной во владение гражданину на безвозмездной основе земли.

Однако чтобы построить дом, обладателю бесплатной земли необходимо получить соответствующее разрешение. Это правило регламентировано как Земельным, так и Градостроительным кодексом РФ.

Посмотрите видео. Как фермеру получить землю в России без торгов:

Какие документы потребуются

Чтобы на безвозмездной основе получить от государства земельный участок сельскохозяйственного назначения, претенденту необходимо подготовить небольшой пакет документов.

Он включает в себя следующие бумаги:

  • заявление на получение участка установленного региональными властями образца;
  • гражданский паспорт и свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • гражданский паспорт предпринимателя, выписка из ЕГРИП, свидетельство о постановке на налоговый учет для индивидуальных предпринимателей;
  • юридические лица обязаны предоставить копию устава, свидетельство о постановке на налоговый учет, КПП и выписку из ЕГРЮЛ;
  • крестьянско-фермерские хозяйства предоставляют соглашение об организации;
  • бумаги, подтверждающие право на получение земельного участка;
  • документы, на основании которых органы власти смогут рассчитать площадь выделяемого земельного участка, например бизнес-план.

Запомните! Для получения от государства земли на безвозмездной основе и вне конкурса необходимо подтвердить тот факт, что гражданин относится к категории льготников.

Порядок получения земельного участка

Для получения земельного участка необходимо подать заявление в местную администрацию.

Вид обращения зависит от того, на каких основаниях получатель претендует на выделение земель:

  • заявление на участие в конкурсе;
  • заявление на предоставление участка на безвозмездной основе по льготным основаниям.

Прием заявлений осуществляется уполномоченной организацией в регионе. Например, в небольших поселениях такими вопросами занимается глава администрации. В городах заявление нужно подавать в комитет по земельному пользованию или сельскому хозяйству.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения (образец).

Заявление на предоставление участка составляется в свободной форме. Однако некоторые регионы разрабатывают собственные бланки.

В любом случае документ должен включать в себя следующие положения:

  • назначение земли;
  • статус заявителя;
  • условия получения участка (в аренду, за плату, на безвозмездной основе);
  • площадь участка;
  • время аренды или социального пользования.

При положительном решении о выделении участка местными органами власти организовываются торги. Однако при передаче участка на безвозмездной основе проведение конкурса не обязательно.

Внимание! Если при проверке документации были обнаружены ошибки, или пакет недостаточно полон, то органы власти вправе отказать претенденту на получение участка.

Сроки и стоимость

После подачи заявления на получение земли работники местной администрации обязаны рассмотреть его на протяжении 14 дней. На согласование земельного участка для КФХ и на подготовку договора аренды (купли-продажи) отводится один месяц.

Обратите внимание на то, что срок получения участка в пользование напрямую зависит от наличия свободных участков в регионе. Расценки устанавливаются местными органами власти.

В целом, плата будет состоять из следующих слагаемых:

  • размер арендной платы;
  • стоимость земли и размер налога.

ЮЛ и ИП в обязательном порядке уплачивают налог на ведение хозяйственной деятельности. Его размер напрямую зависит от выбранного налогового режима организацией.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Земельный налог для физических лиц в 2019 году.

По каким причинам могут отказать

Региональные органы власти вправе отказать претенденту на получение земельного участка.

На законодательном уровне существуют следующие причины отказа:

  • заявитель предоставил недостоверные сведения;
  • заявитель не может претендовать на получение земли;
  • в регионе нет свободных земельных участков;
  • заявитель уже имеет в собственности земельный участок.

После устранения причины отказа претендент на землю может снова подать заявление на ее получение. При отказе органы власти четко аргументируют свое решение путем направления объяснения заявителю.

Посмотрите видео. Что можно делать на землях сельзхозназначения:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

8 (499) 322-73-27

Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Земля под сельхозназначения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *