Ктру

>Статьи

Содержание

КТРУ: применяем без ошибок

20.04.2019

КТРУ осложнил работу большинства заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ. Точнее не сам КТРУ, а то, как он в настоящее время реализован. В данной статье мы подробно разберем порядок использования КТРУ, проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при его применении, а также пути их решения. Для удобства мы разбили предлагаемый материал на разделы. Даже если Вы давно используете КТРУ в своей закупочной деятельности, мы рекомендуем ознакомиться со всеми из них. Убеждены, что Вы не зря потратите время.

Правила применения КТРУ

Основные ошибки в применении КТРУ обусловлены в большей степени непониманием заказчиками правил его использования, которые установлены постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила).

Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145
«Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Мы предлагаем вспомнить основные из них. Цветом выделены те моменты, на которые стоит обратить особое внимание.

Пункт 4 Правил гласит:

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктами 5 и 6 Правил установлено:

Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования (если КТРУ предусматривает описание товара, работы, услуги в соответствующей позиции).

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Заказчик не вправе изменять содержащие в КТРУ требования к товарам, работам, услугам даже при наличии соответствующего обоснования. Заказчик может только уточнять (дополнять) описание предмета закупки недостающими (дополнительными) характеристиками. При этом каждая из таких дополнительных характеристик должна быть обоснована.

Где найти КТРУ?

Полная и актуальная версия КТРУ размещена в ЕИС. Для открытия КТРУ необходимо в главном меню ЕИС выбрать раздел «Дополнительная информация» и из него перейти в подраздел «Каталог товаров, работ, услуг (44-ФЗ)».

КТРУ состоит из обычных и укрупненных позиций. Последние объединяют в себе позиции, регулирующие один предмет, но устанавливающие разные характеристики по нему.

Бывают ситуации, когда заказчику для определения предмета закупки подходят сразу несколько позиций из КТРУ. В связи с этим возникает вопрос о том, какую из них выбрать для применения. Например, лекарственные препараты одной дозировки, одного способа введения, но имеющие разные лекарственные формы.

Ответ на данный вопрос следующий: заказчик вправе выбрать любую из подходящих ему позиций.

Если необходимая в КТРУ продукция никак не находится, то ее просто нет в КТРУ. Вместе с тем, она может появиться впоследствии. Поэтому КТРУ должен проверяться заказчиком каждый раз при планировании соответствующей закупки.

КТРУ и ОКПД2

КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.

Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.

Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).

Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ максимальное значение по диагонали монитора установлено «> 26 дюймов».

При этом заказчику нужен монитор не меньше 32 дюймов для своих целей. Соответственно он не может использовать КТРУ, иначе получит монитор диагональю 26 дюймов ровно, что не будет отвечать его потребностям. В данном случае заказчику остается только не использовать КТРУ, ссылаясь на то, что необходимая ему продукция в КТРУ отсутствует.

КТРУ и формирование лотов (компьютеры)

КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.

Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.

КТРУ и бумага офисная

Правила применения КТРУ лучше всего рассматривать на конкретных примерах. Бумага для принтеров как нельзя лучше подходит для этого, т.к. каждый заказчик ее закупает в том или ином объеме.

Итак, вся офисная бумага включена в КТРУ в виде позиции 17.12.14.000-00000001 с наименованием «Бумага форматная» (укрупненная позиция). Предположим заказчику необходима бумага SvetoCopy формата А4 в упаковке 500 листов в пачке. На сайте одного из поставщиков данная бумага имеет следующие характеристики.

Формату бумаги А4 соответствует позиция КТРУ 17.12.14.000-00000008, которая содержит вот такие показатели:

На основании указанных данных определим предмет контракта и составим описание объекта закупки. Если предметом контракта у заказчика будет выступать только бумага формата А4, то заказчик не вправе определить предмет закупки как «поставка офисной бумаги», «поставка бумаги SvetoCopy или эквивалент», «поставка бумаги формата А4», «поставка бумаги для принтеров» и т.д.

Согласно Правилам (см. выше) наименование закупаемой продукции формируется в соответствии с КТРУ. Рассматриваемая нами позиция КТРУ определяет наименование как «Бумага форматная». Соответственно предметом закупки должно быть, например: «Бумага форматная», «Поставка бумаги форматной», «Поставка бумаги форматной SvetoCopy или эквивалент». Варианты, не содержащие наименования из КТРУ, не будут соответствовать установленным требованиям.

После определения предмета контракта заказчик должен определить объем закупаемой продукции. Тут начинается самое интересное. Согласно позиции 17.12.14.000-00000008 единица измерения по ОКЕИ бумаги форматной определена как «лист». Если заказчику необходимо купить целый фургон бумаги, он не вправе указывать количество используя в качестве единицы «упаковка» или «пачка». Единица измерения количества, используемая заказчиком, должна всегда соответствовать КТРУ. Он не вправе ее изменить даже при наличии обоснования (см. выше).

Соответственно если заказчику нужно купить 500 упаковок бумаги, то его объем закупки будет равен 1 250 000 листов (500 листов * 5 пачек * 500 упаковок). Указанный объем должен быть указан в плане-графике, в техническом задании документации и, внимание, в контракте (т.к. контракт составляется на условиях документации , а не заявки участника (прим.: участник не указывает объем в составе поедаемой им заявки ввиду того, что он не является показателем предлагаемого им товара)). Таким образом, предметом закупки выступает 1 250 000 листов, а не 2 500 пачек.

Это может повлечь за собой проблемы с оформлением документов о приемке (прим.: в данном случае товарных накладных).Заказчик будет требовать от поставщика указание объема в той же единице измерения, что закреплена в контракте, а поставщик просто не будет иметь возможности указать ее, т.к. со склада он отпускает пачки, а не листы. Решение данной проблемы состоит в расшифровке установленного объема на основании сведений об упаковке, указанных в заявке участника. Например, 1 250 000 листов (2 500 пачек). Такая расшифровка приводится в заключенном контракте и в товарных накладных, подписываемых сторонами.

Остается дело «за малым» — определить техническое задание на основании КТРУ. В КТРУ по бумаге приведено 5 характеристик:

— количество листов в упаковке;

— марка бумаги;

— масса бумаги площадью 1 м2;

— формат;

— цветность.

Все указанные характеристики являются обязательными для применения. Используя характеристики производителя и совмещая их с характеристиками, изложенными в КТРУ, заказчик может описать техническое задание следующим образом:

— количество листов в упаковке: > 500 штук

— марка бумаги: не ниже С

— масса бумаги площадью 1 м2: 80 г.

— формат: А4

— цветность: белая

Составляя техническое задание заказчик не может указать, например, «количество листов в упаковке: 500 штук», «марка бумаги: С», т.к. неиспользование слов типа «не ниже», знаков типа «>» в данном случае будет нарушать Правила применения КТРУ. Указание дополнительных характеристик в техническом задании (например, «яркость: 95%»; «белизна: 146 %») возможно только при наличии обоснования, подробнее о котором мы расскажем ниже.

КТРУ и бензин

Еще одним часто встречающимся предметом закупки, включенным в КТРУ, является ГСМ. Рассмотрим применение КТРУ на примере закупки бензина АИ-95. Но в этот раз мы не будем приводить пример того, как правильно описать предмет закупки, а разберем те ошибки, которые обычно допускают заказчики. Указанные ошибки могут служить основанием для обжалования действий заказчика со стороны участников закупки. Итак, начнем.

КТРУ устанавливает следующие требования к наименованию, единицам измерения и характеристикам бензина.

А вот пример одного из технических заданий, которое мы нашли в ЕИС после вступления в силу данной позиции КТРУ:

Заказчик в описании нарушил не только требования КТРУ, но и ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Вот его ошибки:

  1. Заказчиком в качестве предмета закупки определена поставка «нефтепродуктов бензин Премиум Евро-95 (АИ-95-К5)», что не соответствует наименованию по КТРУ. Должно быть указано, например: «Поставка бензина автомобильного (розничная реализация)».
  2. Заказчиком определены характеристики бензина как «АИ-95-К5», что также не соответствует КТРУ. Характеристики в данном случае неизменяемые и должны быть указаны в точном соответствии с КТРУ: «октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: > 95 и . Далее участники закупки в составе подаваемых заявок должны будут указать конкретные показатели данных параметров, т.е. «95» и «К5», которые и перенесутся в заключаемый с победителем контракт.
  3. Заказчиком указаны дополнительные требования к бензину, в том числе со ссылкой на обязательный технический регламент, однако обоснование указание таких дополнительных требований в документации о закупке отсутствует.
  4. Заказчиком указано, что качество товара «должно соответствовать ГОСТам и ТУ», при этом не указано каким именно ГОСТам и ТУ бензин должен соответствовать, что является недопустимым, т.к. техническое задание не определяет конкретные требования к закупаемой продукции. Помимо прочего, такая формулировка вводит противоречивые требования к закупаемой продукции: товар не может одновременно соответствовать и ГОСТу, и ТУ, т.к. в большинстве случаев они содержат взаимоисключающие показатели.
  5. Требование заказчика о том, что «обязательно наличие автозаправочных станций в других районах Свердловской области» без указания конкретных районов не позволяет определить соответствие предложения участника условиям технического задания, что является нарушением ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Основные вопросы, связанные с применением КТРУ

На большую часть вопросов, которые возникаю при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, не охваченными остались несколько ситуаций.

Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых используются товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?

Ответ: Мы считаем, что нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. При этом мы не исключаем, что проверяющие могут придерживаться иного мнения и излагаем исключительно нашу позицию по данному вопросу.

Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, услуги по промышленной уборке (код позиции КТРУ 81.22.10.000-00000002).

Ответ: Обоснование таких характеристик точно не требуется. Причина в том, что Правила прямо предусматривают необходимость составления обоснования только при наличии описания товара, работы, услуги в КТРУ.

Ситуация 3. Должен ли КТРУ применяться при осуществлении закупок у единственного поставщика?

Ответ: Мы считаем, что применение КТРУ при осуществлении закупки у единственного поставщика напрямую зависит от основания ее осуществления. Если осуществление такой закупки не требует формирования отдельной строки в плане-графике (как, например, происходит при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то КТРУ не применяется, т.к. его попросту невозможно применить.

Если же закупка у единственного поставщика отражается в плане-графике отдельной строкой, то учитывая Правила, устанавливающие обязательность применения КТРУ не только при осуществлении закупки, но и при ее планировании мы считаем, что КТРУ должен применяться. Однако, в последнему случае он будет применяться только при планировании закупки. В заключаемом контракте стороны укажут конкретные показатели закупаемой продукции, соответствующие диапазонным значениям, установленным в плане-графике из КТРУ.

Ситуация 4. Отдельные позиции КТРУ помимо наименования, единицы измерения и характеристик содержат дополнительное описание. В частности, такое дополнительное описание приведено в позиции КТРУ 32.50.13.190-01024 «Стент для коронарных артерий рассасывающийся, выделяющий лекарственное средств». Обязан ли заказчик переносить указанное описание в свое техническое задание и если да, то что с ним делать в дальнейшем?

Ответ: Мы считаем, что описание должно переносится в техническое задание несмотря на отсутствие специального примечания о том, что оно является обязательным для применения. Обусловлено это отсутствием каких-либо отдельных указаний на этот счет в Правилах. Вопрос о предоставлении участником какого-либо предложения по указанному описанию в составе заявки должен быть решен инструкцией по заполнению заявки, которая является необходимой частью любой закупочной документации.

Обоснование заказчика

Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ. Такое обоснование должно приводиться по каждой дополнительной характеристике в отдельности. Обоснование не может носить формальный характер. Например, не должно быть обоснования из серии «указание заказчиком дополнительных характеристик обусловлено потребностью учреждения».

Обоснование должно раскрыть суть потребности заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции. Какой-то конкретной формы обоснования не существует. Поэтому оно формируется в свободной форме. Также еще раз повторим: обоснование может аргументировать уточнение (конкретизацию) и дополнение характеристик, содержащихся в КТРУ, но при этом не может служить оправданием изменения таких характеристик.

Пример неправильного обоснования:

Обоснование использования заказчиком при описании объекта закупки дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позициях каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в целях обеспечения соответствия закупаемых товаров (поз. 1,2,4) потребностям заказчика, а также обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, в описании объекта закупки заказчиком использовались дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позициях каталога.

Пример правильного обоснования:

Дополнительные функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки (товара))

Наименование характеристики Значение Обоснование необходимости использования дополнительной информации
Количество пикселей на матрице встроенной камеры ≥1,9 Миллионов пикселей Обусловлено необходимостью отображения четкого изображения во время видео-конференц-связи
Глубина моноблока с подставкой ≤ 250 мм Обусловлено необходимостью минимизации занимаемого пространства на рабочем столе сотрудника
Количество портов RJ-45 ≥1 шт. Обусловлено необходимостью подключения персонального компьютера к корпоративной сети
Количество слотов M.2 ≥ 1 шт. Обусловлено возможностью модернизации персонального компьютера как в гарантийный период использования, так и в постгарантийный
Кэш-память процессора ≥ 6 МБ Обусловлено: -высокими требованиями операционной системы к производительности вычислительной подсистемы; -увеличением скорости работы сотрудника благодаря повышенной производительности вычислительной подсистемы и улучшением условий труда
Тип оперативной памяти DDR4 Обусловлено необходимостью использования персонального компьютера на протяжении большого времени и с целью упрощения постгарантийного обслуживания
Максимальная тактовая частота процессора ≥ 3,50 ГГц Обусловлено: -высокими требованиями операционной системы к производительности вычислительной подсистемы; -увеличением скорости работы сотрудника благодаря повышенной производительности вычислительной подсистемы и улучшением условий труда

Будущее КТРУ

Будущее КТРУ закреплено в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р. Основной посыл Концепции – использование КТРУ для расчета референтных цен, которые должны будут применяться при обосновании начальных (максимальных) цен для основной массы закупок.

Напомним, референтные цены с 1 января 2019 года должны уже применяться при осуществлении закупок лекарственных средств. Однако, возникшие технические сложности с их расчетом не позволили запустить данный процесс вовремя. Подробнее о применении референтных цен при осуществлении закупок лекарственных средств можно ознакомится в статье «Приказ № 871н или как избежать нарушений при обосновании НМЦк на закупку лекарств». Возможно, что указанные сложности возникнут и при расчете референтных цен на иные виды товаров, работ, услуг. Основная проблема референтных цен в том, что они довольно часто являются заниженными и не соответствуют рынку. Это приводит к признанию проводимых процедур закупок несостоявшимися ввиду полного отсутствия заявок от участников.

Несмотря на это, Концепция предусматривает к 2020 году завершить формирование не менее 28 разделов КТРУ, охватывающих основную часть закупок товаров, работ, услуг.

>Как правильно указать код позиции КТРУ в документации

Как найти каталог товаров, работ, услуг в ЕИС

Если хотите узнать, КТРУ — что это в госзакупках и как его найти, нужно зайти на главную страницу ЕИС на сайте zakupki.gov.ru. Затем спуститься в нижнюю часть главной страницы ЕИС в раздел «Информация для пользователей».

Или перейдите по . Она ведет напрямую в ЕИС. Там оцените весь функционал реестра товаров, работ, услуг.

Что содержит

Каждый товар, работа или услуга в каталоге имеет свою конкретную запись, некоторые из них объединяют по общим признакам и составляют ассортиментный набор. Каждая строка каталога товаров, работ, услуг состоит из следующих частей:

  • 21-разрядный код КТРУ в госзакупках;
  • наименование (не торговое) объекта закупки, товара, работы или услуги, указанное без отсылки к производителю и месту изготовления;
  • единица измерения;
  • описание характеристик ТРУ в соответствии со ст. 33 44-ФЗ;
  • идентификаторы общероссийских и международных классификаций и данные о типовых контрактах и их условиях;
  • дата внесения записи в перечень, а также момент ее вступления в силу и окончания действия.

В каждой части могут быть отражены и необходимые дополнительные конкретные сведения о ТРУ, их описательные характеристики, торговое название объекта закупки, ценовые критерии и условия поставки.

ВАЖНО! Если в КТРУ нет нужной позиции, то описание составляется на основании ст. 33 44-ФЗ, а кодом выступает показатель из классификатора ОКПД 2.

Когда информация для описания объекта заказа согласована между Минэкономразвития, Минфином и ФАС, то конкретная запись в перечне ТРУ включает требования ст. 33 ФЗ-44 в части:

  • потребительских, технико-эксплуатационных, качественных свойств товаров, работ, услуг;
  • данных о государственных (национальных) стандартах и технических регламентах;
  • изображения — планы, чертежи, фотографии (по мере необходимости);
  • дополнительных сведений о конкретных ТРУ.

Как применять на стадии планирования

Если план-график утвердили до даты, когда нужно обязательно применять позиции каталога, то в процессе закупки можно не учитывать информацию из каталога. Но если для закупки нужно изменить план-график, то характеристики из каталога нужно обязательно принять в работу по п. 7, 9 правил использования каталога товаров, работ, услуг. Правила утверждены Постановлением Правительства № 145 от 08.02.2017.

Из каталога нужно взять наименование объекта закупки и код КТРУ при формировании плана закупок. Первые цифры кода позиции КТРУ в плане закупок совпадают с первыми цифрами кода ОКПД 2 и включаются в состав идентификационного кода закупки (ИКЗ). Когда составляете план-график, то используйте единицы измерения и описание объекта закупки из каталога.

По ходу проведения закупки используйте эту же информацию в извещении, закупочной документации и данных о госконтракте.

Как работать с КТРУ в 2019 году

Каталог активно пополняется, по состоянию на 21.05.2019 в нем представлены сведения о более чем 58 000 записей. Если товар, который закупаете, уже есть в реестре, то на всех этапах закупочного процесса нужно указать наименование, характеристики и другую информацию, как в каталоге для его кода КТРУ 2019. Корректировать данные нельзя.

ВАЖНО! При необходимости можно дополнить, но такие действия требуют обоснования.

У всех записей в каталоге есть дата, с которой всем заказчикам обязательно придется применять сведения. Это правило закреплено в п. 10 Постановление Правительства № 145 от 08.02.2017 о правилах формирования КТРУ.

В п. 3 Постановления Правительства № 145 указано, что если день обязательного применения еще впереди, то использовать сведения из каталога можно по желанию.

Код позиции КТРУ — что это

Это уникальный набор цифр. Для ТРУ, которые включены в справочник лекарств (ЕСКЛП), он состоит из 13 разрядов. Не путайте с математическими, в случае с КТРУ разряды образуются по другому принципу. Это своего рода части большого кода, каждая может состоять из нескольких цифр. Всего в шифре 21 знак.

Разряд Что означает
Позиции шифра с 1 по 9 Это 9-значный ОКПД 2. Каждый код подгруппы, вида, категории общероссийского классификатора может иметь либо одну, либо несколько строк в каталоге ТРУ. В таких случаях в соответствующем разряде ставится нулевое значение.
Позиции с 10 по 15 Порядковые номера ассортиментного набора, объединенного общими признаками. Если конкретная составляющая часть каталога не входит ни в один набор, то проставляется значение 0.
Позиция 16

Вид закупаемого объекта:

  • 1 — товары;
  • 2 — работы;
  • 3 — услуги.
Позиции с 17 по 21 Номер по порядку строки перечня, относящейся к одному ОКПД 2.

В 2019 году позиции имеют другой вид. Они состоят из 17 разрядов. Первые 9 разрядов — персонифицированные данные товара (работы, услуги) на основе кода ОКПД 2; оставшиеся 8 — последовательный номер позиции, присвоенный в порядке возрастания.

Рассмотрим код 01.11.71.110-00000004.

1.11.71.110 — это ОКПД 2 для зерна фасоли.

Как найти позицию

Чтобы найти нужную запись в каталоге, используйте 2 способа: код ОКПД 2 или КТРУ и наименование товара, работы, услуги по коду, так называемый контекстный поиск.

Ищите по наименованию или части наименования предмета госзакупки, его характеристике, по коду ОКПД 2 или его части. Применяйте, когда название объекта закупки содержит распространенные термины.

Чтобы найти позицию по ОКПД 2, нужно перейти в «Расширенный поиск».

Затем выберете нужный ОКПД 2 из дерева классификатора.

Как найти позицию в личном кабинете заказчика

Для поиска позиций и шаблонов по кодам и наименованиям товаров, работ, услуг, по кодам ОКПД 2, а также по классификаторам и значениям классификаторов используйте блок быстрого поиска на главной странице раздела КТРУ.

В строке быстрого поиска появляется контекстный поиск, если введете три и более символа. В итоге отобразятся 10 записей (сначала шаблоны, затем бесшаблонные позиции). В поле «Рубрикатор» можно искать по наименованию рубрики (при вводе 3 и более символов отображаются результаты контекстного поиска). Выбрать рубрику или подрубрику (при наличии) можно из справочника, нажав на пиктограмму с изображением книжки

Чтобы найти нужный код классификатора КТРУ, используйте коды ОКПД 2, которые указаны в общих сведениях позиции и в справочной информации позиции. В результатах поиска показывается список позиций, которые содержат ОКПД 2.

Для поиска позиции в КТРУ в строке быстрого поиска укажите полностью или часть кода или наименования товара, работы, услуги и нажмите на пиктограмму поиска в виде лупы

или на клавишу Enter на клавиатуре. Система осуществляет поиск позиций по этому значению.

Если нужно сбросить параметры, которые установили, нажмите на пиктограмму крестик

В блоке поиска «Классификация» отображаются Общероссийские и Международные классификаторы в виде гиперссылок.

Если нажмете на гиперссылку «Отобразить все классификаторы», в блоке поиска в виде гиперссылок в алфавитном порядке появятся все классификаторы.

Если нужно найти позиции с большей детализацией параметров, используйте расширенный поиск позиций КТРУ. Для этого на главной странице раздела КТРУ кликните на гиперссылку «Расширенный поиск». Отобразится форма расширенного поиска позиций КТРУ.

Подробные инструкции по работе с каталогом содержатся в руководстве пользователя.

Видео: как искать товары с помощью КТРУ

Образец
Руководство пользователя

Постановление Правительства № 145 от 08.02.2017

>44 ФЗ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ

СТОИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ ЗАЯВКИ ПОДГОТОВКА ФОРМЫ 2 ПОДГОТОВКА ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

44 ФЗ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Термин/сокращение. Описание. ЕСИА Единая система идентификации и аутентификации. ЕИС, Система Единая информационная система в сфере закупок. ИНН Идентификационный номер налогоплательщика. КБК Код бюджетной классификации. КЛАДР Классификатор адресов Российской Федерации — ведомственный классификатор ФНС России, созданный для распределения территорий между налоговыми инспекциями и автоматизированной рассылки корреспонденции. КТРУ Каталог товаров, работ, услуг. Личный кабинет (ЛК) Рабочая область организации в ЕИС, определяющая набор функций для зарегистрированной в ЕИС организации. МНН Международное непатентованное (химическое, группировочное) наименование или торговое наименование лекарственного препарата. НСИ Нормативно-справочная информация. ОКВ Общероссийский классификатор валют. ОКВЭД Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОКВЭД 2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст. ОКЕИ Общероссийский классификатор единиц измерения. ОКПД Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст. ОКПД 2 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), введенный в действие Приказом Федерального агентства Наименование ИС: Единая информационная система в сфере закупок ОКТМО Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований. ОПЗ Организация, осуществляющая полномочия заказчика на осуществление закупок на основании договора (соглашения) в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. СвР Сводный реестр – реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. ТРУ Товар, работа, услуга. УО Уполномоченный орган. УУ Уполномоченное учреждение. ФАС Федеральная антимонопольная служба. ФК Федеральное казначейство. ЭП Электронная подпись. Заказчик Государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки; муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки; бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Закон № 44-ФЗ Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупка Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом №44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Контракт Государственный, муниципальный контракт, гражданско- правовой договор. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта. Организация, оказывающая услуги по обслуживанию пользователей ЕИС Организация, привлекаемая в соответствии с Законом № 44-ФЗ для оказания услуг по ведению ЕИС в части обслуживания пользователей ЕИС. Официальный сайт ЕИС Официальный сайт ЕИС в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», посредством которого обеспечивается размещение информации в публичном доступе. ПП РФ № 1428 Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» Специализированная организация, СО Юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 Закона №44-ФЗ. Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, УО, УУ Уполномоченный орган или уполномоченное учреждение – государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Закона №44- ФЗ. Участник закупки Любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.>Статьи

Нормирование в сфере закупок: требования к отдельным видам ТРУ

28.05.2019

Согласно ст. 19 Закона № 44-ФЗ требования к отдельным видам ТРУ обязаны установить:

  • государственные органы
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • муниципальные органы
  • наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения
  • ГК «Росатом»
  • ГК «Роскосмос»

Такие требования устанавливаются в соответствии с правилами, определенными постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926. Суть их состоит в том, чтобы исключить саму возможность осуществления закупок ТРУ с избыточными характеристиками, в том числе предметов роскоши. При этом названные требования должны позволять заказчику удовлетворить свою потребность в необходимой продукции.

На кого распространяются и когда применяются требования к отдельным видам ТРУ?

В отличие от актов, устанавливающих нормативные затраты, акты, определяющие требования к отдельным ТРУ, применяются как самими организациями, их принявшими (см. выше), так и подведомственные таким организациям лицами, в том числе бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (если при осуществлении закупок последние руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ).

Требования к отдельным видам ТРУ должны применяться заказчиками не только при осуществлении закупок конкурентными способами, но также и при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Помимо этого, при исполнении заключенного ранее контракта заказчику не позволяется заключить дополнительное соглашение к такому контракту, изменив характеристики закупаемой продукции на улучшенные (прим.: ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусматривает такую возможность), если новые характеристики закупаемой продукции не будут «укладываться» в значения, установленные актом о нормировании.

Требования к отдельным видам ТРУ должны применяться заказчиками, начиная со стадии планирования закупок. Не допускается включения план-график закупок закупки, не удовлетворяющей названным требованиям. В противном случае должное лицо заказчика, принявшее решение о включении такой закупки в план-график, может быть подвергнуто административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29.3 Закона № 44-ФЗ (штраф от 20000 до 50000 рублей). Была ли проведена указанная закупка фактически либо впоследствии была отмена, значения не имеет. Состав административного правонарушения образуется за сам факт включения закупки в план-график, не отвечающей требованиям к отдельным видам ТРУ.

Что нормируется в обязательном порядке?

Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 определено, что в обязательный перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования на федеральном уровне, входят:

  • компьютеры, ноутбуки, планшеты
  • принтеры, сканеры, мобильные телефоны
  • автотранспорт, услуги такси, аренда, лизинг авто
  • мебель
  • сотовая связь, доступ в Интернет
  • СУБД, офисные приложения, иное ПО

Большая часть из указанных выше позиций включена также в каталог товаров, работ, услуг. О том, как связаны между собой правила нормирования в части установления требований к отдельным видам ТРУ с каталогом товаров, работ, услуг мы в данной статье чуть ниже.

Дополнительно на уровне субъекта РФ, муниципального образования и конкретного ведомства, определяющего требования к отдельным видам ТРУ, могут быть установлены требования и к иным товарам, работ, услугам (например, могут быть занормированы лекарственные препараты, медицинские изделия и иные виды продукции). Решение указанного вопроса осуществляется на основании правил, установленных постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926.

Где найти требования к отдельным видам ТРУ?

Согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 44-ФЗ установленные указанными выше организациями требования к отдельным видам ТРУ подлежат размещению в ЕИС. Найти их можно так:

Основные проблемы и пути их решения

1. На практике бывает и такое, что установленные конкретным ведомством правила могут быть не размещены в ЕИС. В указанном случае заказчику следует обратиться в указанный орган за уточнением и запросить текст соответствующего акта для применения.

То, что требования к отдельным видам ТРУ не размещены в ЕИС не означает право конкретного заказчика их не применять. При осуществлении, например, мероприятий ведомственного контроля заказчика могут обвинить в нарушении установленных требований к отдельным видам ТРУ при осуществлении закупок и привлечь к административной ответственности.

2. В отдельных случаях установленные требования не удовлетворяют потребностям заказчика либо прямо противоречат положениям ст. 33 Закона № 44-ФЗ. В частности, бывают ситуации, когда в требованиях присутствует указание на товарный знак без приставки «или эквивалент». Например, ноутбук «с предустановленной системой Windows 7 или выше».

В данном случае заказчик не вправе купить ноутбук без предустановленной операционной системы и не вправе купить иную другую предустановленную операционную систему. Если заказчик при описании объекта закупки укажет, что предустановленная операционная система должна быть «Windows 7 или эквивалент», он нарушит не только установленные ГРБС или учредителем требования, но также запрет на закупку иностранного ПО, установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Если заказчик опишет закупку так, как указано в требованиях, он может нарушить положения ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

В указанном случае заказчику необходимо обратиться в орган, утвердивший требования к отдельным видам ТРУ, с просьбой скорректировать такие требования. До момента внесения изменений заказчик не вправе объявить закупку на иных условиях. Данное правило распространяется также на случаи, когда установленные ГРБС или учредителем требования не удовлетворяют потребностям заказчика и не позволяют ему купить необходимый товар, работу или услугу.

Однако, если рассматривать приведенную выше ситуацию с установлением требования о предустановленной операционной системе «Windows 7 или выше» заказчик мог поступить следующим образом, чтобы соблюсти все нормы: составить обоснование невозможности закупки отечественного ПО, включенного в реестр, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

3. В связи с расширением позиций, которые включены в каталог товаров, работ, услуг, возможны ситуаций, при которые установленные требования к отдельным видам ТРУ будут противоречить каталогу. В данном случае заказчик не может отдать приоритет чему-либо. Формально он обязан соблюсти требования каталога товаров, работ, услуг, а также требования к отдельным видам ТРУ. В связи с изложенным, до приведения требований к отдельным видам ТРУ в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг заказчик попросту не может объявить закупку.

Уважаемые заказчики!

Минзакупок Сахалинской области сообщает, что в целях стандартизации и унификации закупок для обеспечения нужд Сахалинской области в региональную информационную систему в сфере закупок (далее – РИС) добавлен модуль «Каталог товаров, работ, услуг», в который в настоящее время включены продукты питания, нефтепродукты, картриджи, автохимия, канцелярские товары и другие группы товаров. В срок до 10.02.2017 в Каталог будет добавлена группа хозяйственных товаров и моющих средств.

Позиции каталога используются для автоматического формирования технического задания и рекомендуемой формы заявки участника (на этапе подготовки заявки на закупку), проекта контракта (на этапе формирования извещения о закупке). В дальнейшем информация о заключенных контрактах по позициям каталога будет использоваться для автоматического формирования обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

С 09.02.2017 в РИС установлен блокирующий контроль на использование позиций каталога при формировании и изменении лотов плана графика закупок, который срабатывает при следующих условиях: при наличии в каталоге позиции с данным ОКПД2 – должна быть выбрана позиция из каталога.

Включение позиций в каталог осуществляется в следующем порядке:

1. По предложению подведомственного заказчика либо по собственной инициативе орган исполнительной власти Сахалинской области направляет в Минзакупок Сахалинской области информацию по форме «Позиция Каталога»

2. Минзакупок принимает решение о включении (невключении) позиции в Каталог.

По предложению заинтересованных органов исполнительной власти Сахалинской области возможно централизованное включение в Каталог отдельных групп товаров.

>КТРУ

Рассмотрим, какую информацию включает в себя каталог и когда ее обязательно использовать при описании закупки

Подберите закупочную позицию сами

КТРУ расшифровывается как каталог товаров, работ и услуг. Он формируется на основе общероссийского классификатора ОКПД2 и содержит структурированное описание объекта закупки. За наполнение каталога отвечает Минфин.

Каталог ввели, чтобы все заказчики описывали объекты закупки по одному образцу. С одной стороны, это упрощает подготовку документов закупки, а с другой — не дает использовать дополнительные характеристики, которые могут ограничить конкуренцию.

Описание объектов закупки из КТРУ необходимо использовать при формировании:

  • планов-графиков;
  • форм обоснования закупок;
  • извещений и приглашений принять участие в закупке;
  • документов закупки;
  • контрактов и отчетов об их исполнении.

Что включает в себя позиция КТРУ в 2019 году?

В карточке товара, работы, услуги указывают:

  • ОКПД2 и наименование объекта закупки;
  • собственно описание с конкретными характеристиками (в том числе фотографии, эскизы, чертежи, цифровые модели, спецификации, производитель, условия поставки и ссылки на технические регламенты);
  • дату, с которой обязательно использовать это описание;
  • цены из завершенных контрактов на эти же товары, работы, услуги;
  • единица измерения.

Рассмотрим пример описания
Код позиции КТРУ — 10.20.13.110-00000007, код по ОКПД2 — 10.20.13.110: Рыба пресноводная мороженая. Единицы измерения — килограмм.
Характеристики:
Вид разделки — тушка полупотрошеная.
Сорт рыбы — Второй, Первый.
Дата начала обязательного применения — 14.02.2019, срок — бессрочно.
Цен из завершенных контрактов не найдено.

С какого момента обязательно использовать описание из КТРУ?

В каждой позиции каталога есть точная дата, с которой нужно использовать описание товара, работы или услуги:

  • Если эта дата уже наступила, описание закупки нужно брать только из КТРУ, а все дополнительные характеристики обосновывать.
  • Если дата еще не наступила, описание из КТРУ можно использовать по желанию.

Пока каталог заполнен только частично, но в нем уже есть описания, обязательные для применения. Проверьте, нужно ли использовать структурированное описание объектов ваших закупок. Найти позицию в каталоге можно по ОКПД2, названию или конкретным характеристикам.

Ктру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *