>Конкурсное производство
Конкурсное производство представляет завершающую процедуру банкротства коммерческой организации-должника в российском правовом поле.
Содержание
- Общие положения о конкурсном производстве
- Конкурсный управляющий
- Конкурсная масса
- Удовлетворение требований кредиторов
- Возможность перехода к внешнему управлению
- Завершение конкурсного производства
- Примечания
- Ссылки
- Что представляет собой конкурсное производство при банкротстве?
- Когда проводится конкурсное производство при банкротстве?
- Основания для продления процедуры конкурсного производства
- Статья 124. общие положения о конкурсном производстве
- Сколько длится банкротство предприятия и сколько его можно продлевать?
- Продление конкурсного производства (белоконь и.а., лебедева к.ю., осокин и.а.)
- Основания продления срока конкурсного производства более одного года
- Срок осуществления конкурсного производства при проведении процедуры банкротства юридического лица
- Продление конкурсного производства
- Статья 124. Общие положения о конкурсном производстве
- Комментарий к Ст. 124 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
- Что такое конкурсное производство в процедуре банкротства
- Цели и задачи конкурсного производства
- Собрания кредиторов — зачем они нужны
- Реестр требований и конкурсные кредиторы
- Конкурсный управляющий — кто это и зачем он нужен
- О сроках и продлении производства
- Расчеты
- Что же происходит после введения конкурса
Общие положения о конкурсном производстве
Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Данная процедура вводится на 6 месяцев с возможностью продления по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном законом.
Цели введения конкурсного производства
- поиск и аккумулирование имущества должника;
- ликвидация организации;
- соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Конкурсное производство открывается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, и/или если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными. С момента открытия конкурсного производства должник называется банкротом. В решении суда об открытии конкурсного производства должна содержаться следующая информация:
- о признании должника банкротом;
- о назначении конкурсного управляющего;
- о последствиях открытия конкурсного производства;
- о сроках продолжительности конкурсного производства и о предоставлении отчета конкурсным управляющим в установленные сроки.
Последствия открытия конкурсного производства
- наступление срока исполнения всех обязательств должника;
- прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей;
- сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
- прекращается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника (свыше 5 % от общего имущества должника) или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование;
- прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве;
- исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
- снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника;
- прекращаются полномочия руководителя должника;
- все требования кредиторов могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
- С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Решение о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства публикуется в газете Коммерсантъ с изложением существенных обстоятельств: порядка, сроков предъявления требований, наименования суда, и т. п.
Конкурсный управляющий
Конкурсный управляющий — это лицо, назначаемое арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства. Деятельность конкурсного управляющего завершается представлением в арбитражный суд отчета, к которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника:
- Документы, подтверждающие продажу имущества должника
- Реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований
- Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
После рассмотрения отчета конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Данное определение представляется конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию. На основании определения суда в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации-должника.
Полномочия конкурсного управляющего
Конкурсный управляющий обязан:
- принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;
- привлечь оценщика для оценки имущества должника;
- принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
- уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;
- предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о её взыскании;
- заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
- вести реестр требований кредиторов;
- передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;
- предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Размер ответственности определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника;
- по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Конкурсный управляющий вправе:
- распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом, увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.
Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
Конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей.
Контроль за деятельностью конкурсного управляющего
1. Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
2. В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:
- о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника;
- о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;
- о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;
- о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;
- о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;
- о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;
- о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно — относительно каждой очереди;
- о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;
- о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и её результатах;
- о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения;
- о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
3. Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Конкурсная масса
Bce имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов
Конкурсная масса — это:
- основные и оборотные средства;
- нематериальные активы;
- дебиторская задолженность;
- прочие и активы, находящиеся на балансе должника.
Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Федеральным законом имущество.
Не включается в конкурсную массу арендованное должником имущество, находящееся на ответственном хранении должника, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством или учредительным документом организации может быть наложено взыскание по обязательствам должника. Включению в конкурсную массу подлежат также объекты социально-коммунальной сферы, находящиеся на балансе должника, за исключением жилищного фонда, детских дошкольных учреждений и отдельных жизненно важных для данного региона объектов производственной и коммунальной инфраструктуры, которые должны быть приняты на баланс соответствующих органов местного самоуправления.
Оценка имущества должника
Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Оценка имущества должника проводится оценщиком, который должен соответствовать требованиям, установленным «законодательством» Российской Федерации об оценочной деятельности, и не может являться заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего, должника и его кредиторов.
Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе определить лицо, на которое с его согласия возлагается обязанность по оплате указанных услуг оценщиков с последующей внеочередной компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника.
Удовлетворение требований кредиторов
Решение о начале продажи, форме продажи и начальной цене имущества принимается собранием кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Продажа организуется конкурсным управляющим путём проведения электронных торгов, если иное не установлено законом. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет средств, вырученных от продажи имущества должника.
Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов, а также содержит правила о порядке удовлетворения требований кредиторов каждой из очередей.
Очередность удовлетворения требований кредиторов
- Производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путём капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.
- Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по договорам об интеллектуальной деятельности.
- Производятся расчеты с другими кредиторами.
Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также требования, возникшие в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
Возможность перехода к внешнему управлению
В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
Завершение конкурсного производства
После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов — определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
Примечания
- в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
- Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2011 N 1-П
- Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р <Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (…
- Райзберг Б. Антикризисное управление – основа оздоровления предприятия // Экономист. — 2009. — № 10. — С. 4.
- Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок :0 не указан текст
- Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
- 1 2 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Ссылки
- Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Согласно действующим на территории Российской Федерации законодательным актам, потеря платежеспособности дает право как юридическому, так и физическому лицу признать свое банкротство, что приводит к ликвидации и списанию имеющейся задолженности перед кредиторами. Однако следует иметь представление о том, что банкротство представляет собой многоступенчатую процедуру, в процессе реализации которой в первую очередь усилия направляются на восстановление финансового благополучия, вследствие чего станет возможным погасить все долги. В том случае если предпринятые меры не привели к желаемому результату, наступает завершающий этап — конкурсное производство при банкротстве. В данной статье речь пойдет о том, какие условия должны иметь место для перехода на эту стадию и какие действия она предполагает.
Что представляет собой конкурсное производство при банкротстве?
Если все предварительные этапы, которые проводятся путем назначения независимого управляющего активами организации и составлением плана восстановления платежеспособности, не помогли достигнуть поставленной цели, то по соответствующей инициативе судебной инстанции начинается конкурсное производство, являющейся финальной стадией присвоения статуса банкрота. Целью данного этапа является погашение в максимально возможной мере задолженности перед кредиторами путем реализации имеющегося имущества, в результате чего происходит ликвидация предприятия.
Комплекс мер, который предпринимается в рамках осуществления конкурсного производства, обладает рядом особых характеристик, среди которых можно выделить следующие:
- привлечение судом независимого управляющего, которому поручается распоряжение всеми активами банкрота (при этом с имущества снимается арест);
- недопущение должника к распоряжению своими активами;
- временное непринятие требований, которые в индивидуальном порядке выставляют контрагенты-кредиторы;
- право отказа от сделок, которые были заключены должником до объявления данной стадии;
- организация инвентаризации и полной оценки имущества с целью его последующей реализации;
- прекращение начисления штрафов, пеней, неустоек и других финансовых санкций.
После оглашения факта того, что начинается реализация конкурсного производства, информация о том, что представляет собой финансовое положение банкрота, перестает являться коммерческой тайной.
Когда проводится конкурсное производство при банкротстве?
Факт того, что осуществляется переход к данной стадии, подтверждается решением арбитражного суда. Ее длительность по закону составляет один год. Однако в некоторых случаях суд использует свое полномочие продлить его еще на полгода. Законом не запрещается еще большее увеличение длительного данного процесса при наличии достаточно веских для этого обстоятельств, среди которых те, которые обусловлены необходимостью в дополнительном времени для осуществления завершающего этапа сделки по продаже имущества и расчетов с кредиторами. Таким образом, согласно установленным правилам, данная процедура может длиться от года до полутора лет, однако на практике ответ на вопрос, сколько длится конкурсное производство при банкротстве, не всегда является таким однозначным.
Если речь идет о банкротстве индивидуального предпринимателя, то в течение проведения соответствующей процедуры к нему должны быть предъявлены требования по всем имеющимся обязательствам, в том числе к нему как к физическому лицу (в отношении коммунальных платежей, выплаты алиментов на несовершеннолетних детей и так далее). Индивидуальный предприниматель, который признан банкротом, лишается своей регистрации и выданных лицензий. Возобновить свою деятельность в данном случае возможность только через год.
Также отметим, что по заявлению гражданина дело о банкротстве может возбуждаться не чаще, чем один раз в пять лет.
Задачи и возможности конкурсного управляющего
Одной из ключевых особенностей данного этапа является то, что судом назначается конкурсный управляющий по банкротству. Именно он получает все полномочия по управлению дел должника. В первую очередь это отражается в приобретении права на распоряжение имущества, которое находится в собственности банкрота.
Спектр задач конкурсного управляющего достаточно широкий. В него включены даже такие мелкие обязанности как размещение информации в официальных публицистических изданиях. Также в круг обязанностей конкурсного управляющего входят следующие функции:
- принятие и последующее ведение имеющегося имущества;
- организация инвентаризации;
- инициирование проведения оценки имущества с привлечением профессионального оценщика;
- осуществление возврата имущества должника, которое по тем или иным причинам находится у третьих лиц;
- принятие мер по сохранности имущества;
- извещение работником о последующем увольнении в течение месяца с момента начала процедуры;
- предъявление требования к должникам банкрота при их наличии;
- контроль над правомерностью требований, которые выставляются кредиторами, а также ведение их реестра;
- реализация требуемого документооборота;
- получение согласия кредиторов на заключение той или иной сделки.
На этом перечень обязанностей управляющего не заканчивается, их полный перечень представлен в соответствующем федеральном законе.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 00 1 533 просмотра Подпишитесь на Bankiros.ru
Основания для продления процедуры конкурсного производства
Опубликовано в журнале «Арбитражный управляющий», № 5, 2009 год
Основания для продления процедуры конкурсного производства
В ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом статьями 3, 214, 217, пунктом 1 статьи 224 и 227 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
О сроках проведения
Конкурсное производство — одна из процедур, применяемая к должнику для соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры — один год. Вместе с тем допускается возможность продления указанного срока на шесть месяцев (пункт 2 статьи 124 закона о банкротстве).
Сроки не должны быть неоправданно длительными, так как это приведет к увеличению расходов на проведение процедуры, но при этом они должны быть достаточными для достижения конечной цели. В каждом конкретном случае необходимость продления сроков проведения процедур банкротства должна быть оценена судом.
Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий по ликвидации должника, в частности, по формированию конкурсной массы, что включает инвентаризацию имущества должника, его оценку и продажу.
Предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника, продажа имущества могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства.
Исходя из пункта 2 статьи 124 закона о банкротстве по истечении годичного срока, конкурсное производство может неоднократно продлеваться по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.
В отличие от закона о банкротстве 1998 г. действующий в настоящее время ограничивает срок конкурсного производства 18-ю месяцами.
Практика рассмотрения дел
Практика показывает, что во многих случаях конкурсные управляющие не могут уложиться в указанный срок с учетом конкретных обстоятельств, а также с учетом положений закона, порядка, условиях и сроках реализации имущества должника, признанного банкротом.
Согласно пункту 1 статьи 139 закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Однако полномочия конкурсного управляющего и собрания кредиторов в этом случае ограничены рамками закона. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах, если иное не предусмотрено законом о банкротстве (пункт 4 статьи 139).
Иные порядок и условия продажи имущества должника установлены для определенной категории организаций, к которым отнесены градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые организации, стратегические предприятия и субъекты естественных монополий.
Закон предусматривает возможность продажи имущественного комплекса предприятия-должника или части имущества (статьи 110, 111).
Согласно пункту 6 статьи 100 закона о банкротстве управляющий обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Если в указанные сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена всего одна заявка, управляющий или организатор торгов признает первые торги по продаже предприятия несостоявшимися и проводит повторные. Такие торги проводятся также в случаях, если предприятие не было продано на первых торгах. В случае если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, управляющий в течение четырнадцати дней с даты подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже. Начальная цена, указанная в таком сообщении, может быть снижена на десять процентов от начальной цены, установленной собранием кредиторов.
Если предприятие после проведения третьих торгов не было продано, порядок продажи устанавливается собранием кредиторов (комитетом кредиторов), в том числе путем публичного предложения. Аналогичный порядок предусмотрен для продажи части имущества должника.
Практика рассмотрения дел о банкротстве показывает, что мероприятия, связанные с формированием конкурсной массы, оценкой имущества, включенного в конкурсную массу, и его реализацией осуществляются конкурсным управляющим в пределах установленного законом одного года только в тех случаях, когда незначителен объем конкурсной массы.
Основания для продления срока
В качестве основания продления срока конкурсного производства в случаях, когда не реализовано имущество должника, можно выделить следующие обстоятельства:
1. Большой объем конкурсной массы, в состав которой включены недвижимое имущество, различное оборудование, запасы.
Так, решением арбитражного суда от 14.03.2003 г. было признано банкротом ЗАО «Рязанский завод автомобильных агрегатов АМО «ЗИЛ». Общая стоимость конкурсной массы составила 461675,8 тыс. руб., в том числе необоротные активы — 349284 тыс. руб., оборотные активы (готовая продукция, сырье, материалы и прочее) — 176101,2 тыс. руб., нематериальные активы — 653 тыс. руб., долгосрочные финансовые вложения (акции вновь созданного акционерного общества) — 220000 тыс. руб.
Конкурсное производство не завершено. Потребовалось длительное время для реализации имущества должника. Не закончены расчеты с кредиторами.
2. В состав конкурсной массы входит имущество (оборудование, запасы) специального назначения не пользующееся спросом или давно снятое с производства.
Решением арбитражного суда от 13.07.2004 г. признано банкротом ОАО «Скопинский машиностроительный завод» Рязанской области. В состав конкурсной массы включено имущество балансовой стоимостью 35991,6 тыс. руб., в том числе основные средства на 8253,5 тыс. руб., незавершенное строительство — 1217,6 тыс. руб. и готовая продукция — 26520, 5 тыс. руб. Конкурсное производство неоднократно по ходатайству конкурсного управляющего продлевалось и не завершено. В состав конкурсной массы включено специальное оборудование и запасы, которые предназначены для очень узкого круга потребителей.
Решением арбитражного суда от 08.04.2005 г. признано банкротом ОАО «Сельстройконструкция» г. Рязани. В состав конкурсной массы включено имущество с оценочной стоимостью 4522 тыс. руб., в том числе специальное оборудование для производства керамзитового гравия, трансформаторная и газораспределительная подстанции. Продажа имущества осуществлялась в соответствии с положениями статьи 111 закона о банкротстве. Имущество не было реализовано на открытых торгах и продано путем публичного предложения. Конкурсное производство продлевалось и завершено только 26.09.2006 г.
Решением арбитражного суда от 18.10.2004 г. признано банкротом ЗАО «Рязаньавтомост». В состав конкурсной массы включены запасы в виде плит и блоков, предназначенных для строительства мостов. По результатам оценки, рыночная стоимость указанного имущества установлена в размере 2380,3 тыс. руб. Реализация имущества осуществлялась в соответствии с требованиями статьи 111 закона о банкротстве. В ходе конкурсного производства имущество не было реализовано в связи с отсутствием предложений на приобретение и было передано управляющим для утилизации. Конкурсное производство завершено 19.10.2006 г.
3. Месторасположения имущества должника.
Решением арбитражного суда от 22.05.2005 г. признано банкротом государственное унитарное предприятие «Ермишинское полиграфическое предприятие» р.п. Ермишь Рязанской области. В состав конкурсной массы включено недвижимое имущество — производственное здание площадью 294, 8 кв. м, рыночная стоимость которого — 241 тыс. руб. Здание не было реализовано на открытых торгах и путем публичного предложения. Конкурсное производство дважды было продлено по ходатайству конкурсного управляющего и не завершено. Основная причина отсутствия предложений на приобретение здания место его расположения — вдали от областного центра.
4. Отсутствие у должника документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, включенное в конкурсную массу.
Решением арбитражного суда от 22.10.2002 г. признано несостоятельным АООТ «Строитель» г. Сасово Рязанской области. В состав конкурсной массы включено 20 объектов недвижимого имущества, из них 13 расположены в г. Сасово, 4 — в поселке Шилово и 3 — в поселке Лесном, Шиловского района. Рязанской области. У должника отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущества. Управляющему потребовалось значительное время для проведения технической инвентаризации каждого объекта и регистрации права собственности должника. Кроме того, в ходе конкурсного производства на часть объектов право собственности должника оспаривалось третьими лицами в судебном порядке. Конкурсное производство неоднократно продлевалось по ходатайству управляющего и завершено 15.08.2006 г.
Выше было сказано о том, что законом о банкротстве для определенной категории организаций установлен особый порядок продажи имущества должника. Согласно статьи 179 закона о банкротстве, при продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации — арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Следовательно, конкурсный управляющий после проведения оценки имущества должника обязан провести торги по продаже предприятия. В случае, если торги не состоялись, управляющий осуществляет продажу имущества частями.
По сложившейся практике, после того, как торги не состоялись, конкурсный управляющий письменно извещает сельскохозяйственные организации, которые владеют непосредственно прилегающим земельным участком к землям должника, о продаже его имущества должника, и в случае неполучения предложений о приобретении имущества должника, продажа осуществляется в общем порядке, без учета особенностей, предусмотренных статьей 179 закона о банкротстве.
Так, решением арбитражного суда от 31.05.2005 г. сельскохозяйственный производственный кооператив «Долина» Ухоловского района Рязанской области признан банкротом и в отношении него введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим было направлено уведомление в адрес девяти организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции и владеющих прилегающими земельными участками. Заявка на приобретение имущества должника поступила от одной организации. Конкурсное производство по ходатайству управляющего было продлено, так как у должника отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущество. Конкурсное производство завершено 31.10.2006 г.
Решением арбитражного суда от 28.06.2004 г. признан банкротом сельскохозяйственный производственный кооператив «Русь» Михайловского района Рязанской области.
В ходе конкурсного производства управляющим было установлено, что руководителем должника было передано имущество другой организации с превышением полномочий, установленных учредительными документами. Управляющий направил в арбитражный суд исковое заявление о признании сделки недействительной. Иск был удовлетворен, имущество возвращено и реализовано в общем порядке. Конкурсное производство в отношении должника продлено по ходатайству управляющего в связи с тем, что не рассмотрен иск управляющего к руководителю должника о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями.
Анализ дел о несостоятельности (банкротстве) Арбитражного суда Рязанской области показывает, что основной процедурой банкротства остается конкурсное производство, в ходе которого за счет имущества должника соразмерно удовлетворяются требования кредиторов в предусмотренной законом очередности.
К примеру, в 2006 году судебным составом по банкротству рассмотрено 167 отчетов конкурсных управляющих о результатах проведения конкурсного производства с ходатайством о продлении срока — по 6 делам от 12 месяцев до 18 месяцев; по 161 делу — свыше 18 месяцев.
Отмечу, что увеличение срока конкурсного производства приводит, как правило, к увеличению внеочередных расходов конкурсного управляющего и сокращению суммы денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов, а нередко и к отсутствию денежных средств для погашения требований кредиторов.
Превышение количества процедур конкурсного производства в делах о несостоятельности, по сравнению с реабилитационными процедурами (финансовое оздоровление, внешнее управление), является фактом, отражающим развитие как экономики государства в целом, так и регионов.
Зорина Н.В.,
председатель судебного состава
по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве)
Арбитражного суда Рязанской области
>Основания продления срока конкурсного производства более одного года
Статья 124. общие положения о конкурсном производстве
В случае, если вы не можете решить проблему самостоятельно — напишите о ней на (Unix хостинг) или (Windows хостинг) Хостинг предоставлен компанией AGAVA. Другие проекты компании: Интернет-услуги и сервисыХостинг, Colocation, аренда серверов, Раскрутка, Бесплатный хостинг файлов, Владельцам сайтов, Почта,… Бизнес и экономикаБанки, Инвестиции, Недвижимость, Страхование, Торговля,…
Арбитражный суд шесть раз продлевает конкурсное производство, увеличив продолжительность в общей сложности до 2 лет. Мотивация: конкурсный управляющий не выполнил все мероприятия, предусмотренные законом. Все-таки, сколько раз до какого срока можно продлевать конкурсную процедуру? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:
- Банкротство предприятия и акции
- Разбирательство в Арбитражном суде по банкротству предприятия
Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 8 Ответы юристов (6)
- Все услуги юристов в Москве Арбитражные споры по долгам Москва от 35000 руб.
Представительство в арбитражном суде Москва от 45000 руб.
Сколько длится банкротство предприятия и сколько его можно продлевать?
Отметим, что истечение срока конкурсного производства не является основанием для прекращения процедуры, а также для прекращения полномочий конкурсного управляющего (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35). Максимальный срок конкурсного производства На какой максимальный срок вводится конкурсное производство? С одной стороны, в Законе 127-ФЗ указано, что процедура может быть введена не более чем на 6 месяцев и еще на 6 месяцев продлена. То есть в общей сложности на конкурсное производство отводится год.
Продление конкурсного производства (белоконь и.а., лебедева к.ю., осокин и.а.)
Получать на это согласие от других акционеров не требуется. При этом согласно действующему законодательству, никаких ограничений при банкротстве общества на права акционеров не налагаются. Даже в ходе конкурсного производства акционер вправе продать принадлежащие ему акции.
Другой вопрос, что вряд ли найдутся желающие для их приобретения. Ведь выплата дивидендов по акциям в ходе конкурсного производства не производится и права требования собственников компании удовлетворяются в последнюю очередь. Ходатайство о продлении конкурсного производства Для продления процедуры управляющий должен обратиться в арбитраж с ходатайством.
В нем указываются причины, которые не позволили конкурсному производству уложиться в шестимесячный срок. Например, на то, что не удалось в указанный период полностью сформировать конкурсную массу и произвести расчеты с кредиторами.
Само по себе истечение срока конкурсного производства не влечет ни завершения конкурсного производства, ни прекращения полномочий конкурсного управляющего, который продолжает сохранять свои полномочия, в том числе по распоряжению имуществом должника (включая право распоряжаться счетом должника). При определении или продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства; в случае продления срока новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего.
Основания продления срока конкурсного производства более одного года
Поскольку цель конкурсного производства заключается в формировании конкурсной массы, продаже имущества должника и удовлетворении требований кредиторов, для продления срока процедуры конкурсного производства необходимо наличие оснований, свидетельствующих об осуществлении мероприятий, необходимых для ее завершения. В обоснование незавершенности мероприятий и необходимости срока продления конкурсными управляющими в ходатайстве и представляемых документах приводятся различные обстоятельства, подтверждающие их проведение. Практически всегда с ходатайством о продлении срока в суд обращается конкурсный управляющий. В ряде случаев также указывается о принятии собранием кредиторов должника решения обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства.
К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие изложенные обязательства, а также копию собрания кредиторов (на котором выражено согласие с продлением производства) и отчета управляющего. Ходатайство о завершении последней процедуры несостоятельности В том случае, когда все мероприятия конкурсного производства были выполнены, т.е. продано имущество, деньги распределены между кредиторами, дела переданы в архив и выполнены прочие формальности арбитражный управляющий может подать в суд ходатайство о завершении конкурсного производства. В нем указывается просьба о завершении процесса по принудительной ликвидации юрлица-должника.
К ходатайству нужно приложить отчет управляющего, реестр требований; документы, подтверждающие продажу имущества и удовлетворение кредиторских требований. Образец ходатайства можно запросить в секретариате арбитражного суда.
К судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3 и 4 статьи 65 АПК РФ) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Закона о банкротстве. Определение суда о продлении срока конкурсного производства должно быть мотивированным (часть 3 статьи 15 АПК РФ). Следует учитывать, что статья 28 Закона о банкротстве не содержит требования об обязательном опубликовании и включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о продлении срока конкурсного производства.
Срок осуществления конкурсного производства при проведении процедуры банкротства юридического лица
Конкурсное производство – это завершающая стадия проводимой процедуры банкротства, которая осуществляется в случае необходимости проведения мероприятий по полному взаиморасчету с имеющимися кредиторами.
Решение о введении конкурсного производства выносится арбитражным судом одновременно со специальным решением, по которому организация-должник будет признана банкротом. В этом же решении устанавливается конкурсный управляющий, который будет проводить всю процедуру, а обозначение прав и обязанностей происходит с отсылкой к соответствующей норме закона.
Продление конкурсного производства
Вернуться назад на Конкурсное производство
Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 124).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 50 Постановления N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснил следующее.
«Срок, на который первоначально вводится конкурсное производство, указывается в решении о признании должника банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения (а в случае отдельного объявления его резолютивной части — с даты ее объявления).
Само по себе истечение срока конкурсного производства не влечет ни завершения конкурсного производства, ни прекращения полномочий конкурсного управляющего, который продолжает сохранять свои полномочия, в том числе по распоряжению имуществом должника (включая право распоряжаться счетом должника).
При определении или продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства; в случае продления срока новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего. К судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3 и 4 статьи 65 АПК РФ) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Закона о банкротстве.
Определение суда о продлении срока конкурсного производства должно быть мотивированным (часть 3 статьи 15 АПК РФ).
Следует учитывать, что статья 28 Закона о банкротстве не содержит требования об обязательном опубликовании и включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о продлении срока конкурсного производства.
Необходимо также иметь в виду, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства, в частности, если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности».
Было изучено 33 дела о банкротстве, рассматриваемых судьями Арбитражного суда Томской области, производство по которым не завершено.
Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и условий, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве.
Поскольку цель конкурсного производства заключается в формировании конкурсной массы, продаже имущества должника и удовлетворении требований кредиторов, для продления срока процедуры конкурсного производства необходимо наличие оснований, свидетельствующих об осуществлении мероприятий, необходимых для ее завершения. В обоснование незавершенности мероприятий и необходимости срока продления конкурсными управляющими в ходатайстве и представляемых документах приводятся различные обстоятельства, подтверждающие их проведение. Практически всегда с ходатайством о продлении срока в суд обращается конкурсный управляющий.
В ряде случаев также указывается о принятии собранием кредиторов должника решения обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства.
Поэтому суд считает возможным продлять срок конкурсного производства, исходя из обстоятельств дела и учитывая, что в ходе конкурсного производства должника не завершены в полном объеме необходимые мероприятия, не достигнуты цели конкурсного производства.
В обоснование продления срока конкурсного производства в судебных определениях указываются следующие причины: необходимость завершения инвентаризации имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, проведение мероприятий по реализации выявленного имущества должника; необходимость завершения формирования конкурсной массы должника; проведение расчетов с кредиторами; не утвержден порядок продажи имущества должника, являющегося предметом залога; конкурсному управляющему требуется время для закрытия расчетного счета должника, подготовки итогового отчета о результатах проведения процедуры конкурсного производства; необходимость привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
Иногда суд в определении указывает конкурсному управляющему на необходимость активизировать работу по завершению конкурсного производства.
По изученным делам представители уполномоченного органа в 58 случаях (23% от всех продлений) возражали против продления конкурсного производства на срок, указанный в ходатайстве. В обоснование возражений указывали на неоднократное продление срока, а также на то, что конкурсным управляющим не обоснована (не доказана) необходимость продления на испрашиваемый им срок.
Удовлетворяя ходатайства на срок меньший, чем просил управляющий (в 30 случаях из 253, что составило 12%), арбитражный суд исходил из того, что заявитель не обосновал и не представил доказательств, подтверждающих необходимость продления срока конкурсного производства на такой срок; а также принимал во внимание отсутствие со стороны конкурсного управляющего расчета срока и перечня мероприятий, необходимых для завершения процедуры.
Конкурсный управляющий не во всех случаях просил суд продлить срок конкурсного производства на 6 месяцев. Так, в 4 случаях заявлено ходатайство о продлении на 2 месяца, в 28 случаях — на 3 месяца, в 9 случаях — на 4 месяца, в 3 случаях — на 5 месяцев. При этом в подавляющем большинстве ходатайств заявлено о продлении конкурсного производства на максимальный срок 6 месяцев — в 209 случаях (82,6%).
Нельзя сказать, что уменьшение срока обязательно стимулирует управляющего к более активному проведению мероприятий и ведет к более быстрому завершению конкурсного производства. Зачастую при продлении на меньший срок в дальнейшем и конкурсный управляющий в ходатайствах, и суд в определениях возвращаются к продлению на больший срок.
В настоящее время с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ при продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства.
Судьи выносят об этом мотивированные определения, руководствуясь нормами Закона о банкротстве и разъяснениями Пленума ВАС РФ; отмен/изменений судебных актов по вопросу продления срока конкурсного производства нет.
Конкурсный управляющий
Внешнее управление
Финансовый управляющий
Внешний управляющий
Временный управляющий
Арбитражный управляющий
СРО
Статья 124. Общие положения о конкурсном производстве
1. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
2. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
3. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
Комментарий к Ст. 124 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
1. Правовым последствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом является открытие конкурсного производства. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. Ранее действовавший Закон о банкротстве 1998 г. содержал отдельную главу VI, положения которой регулировали порядок принудительной ликвидации организации-должника по решению арбитражного суда. Цель конкурсного производства в соответствии с вновь принятым Законом о банкротстве не изменилась (в ст. 2 комментируемого Закона конкурсное производство определяется как одна из процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов), но суть самой процедуры имеет отличия от ранее применявшейся. Это касается, во-первых, очередности удовлетворения требований кредиторов; во-вторых, конкретных последствий открытия конкурсного производства; в-третьих, возможности исполнения обязательств должника собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами в конкурсном производстве; в-четвертых, замещения активов должника в ходе конкурсного производства и др.
2. Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры — один год. Вместе с тем данный Закон допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев (п. 2). Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий, в частности, от анализа финансового состояния должника, принятия мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, конкурсным управляющим. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд может вынести определение о продлении указанного срока.
3. По смыслу п. 2 комментируемой статьи по истечении годичного срока конкурсное производство может неоднократно продлеваться по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего. В частности, при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, срок конкурсного производства продолжается сверх 18 месяцев.
Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства (п. 2 ст. 127). Завершается конкурсное производство после рассмотрения отчета конкурсного управляющего. Следовательно, конкурсный управляющий вправе продолжать выполнять свои функции до непосредственного завершения конкурсного производства.
4. Определение о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона.
Что такое конкурсное производство в процедуре банкротства
Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, чью финансовую состоятельность уже нельзя вернуть. Таким образом, оно представляет собой, чаще всего, завершающий этап в деле о несостоятельности. Обычно, в результате юридическое лицо ликвидируется, а все долги считаются исполненными.
Цели и задачи конкурсного производства
Итак, давайте разберемся, что же представляет собой этот процесс? Цель конкурсного производства при банкротстве состоит в том, чтобы погасить как можно больше задолженностей перед кредиторами. Отталкиваясь от этого, управляющий должен делать все возможное, чтобы вернуть максимум того, что принадлежало банкротящейся организации и расплатиться таким образом с кредиторами.
Совокупность принадлежащего на праве собственности юридическому лицу (включая денежные средства) составляет конкурсную массу.
Важно сразу заметить следующее: вводится конкурсное производство при банкротстве юридического лица. Аналогичный этап, применяемый к физическим лицам, называется реализация имущества.
Вопрос, который автоматически возникает в голове – кто же управляет этой процедурой и как добиться возврата своих денег? Начнем по порядку. Все, кто включен в реестр требований кредиторов (РТК), являются участниками в банкротном деле. Данный статус дает возможность участия в собраниях кредиторов.
Собрания кредиторов — зачем они нужны
Каждое такое собрание управляющий доводит до сведения кредиторов информацию о проведенной деятельности. Она отражается в специальном отчете, где видно, что конкретно предпринято для возвращения денежных средств в конкурсную массу, сколько денежных средств было потрачено и на что, сколько удалось вернуть, какая собственность была и имеется в настоящий момент у предприятия и т.д.
Также, он обязан донести до всех, кто присутствует на собрании, о планируемых действиях, соотносящихся с задачами и целями процедуры.
Кроме того, на собрании решаются основные организационные моменты, такие как частота созыва собраний, место проведения собраний, будет ли представитель собрания кредиторов и если ответ положительный — кто им будет.
Перечень вопросов, которые будут решаться на конкретном собрании, включаются в повестку, а также публикуются на специальном сайте (ЕФРСБ) и направляются каждому кредитору лично, в срок не менее четырнадцати дней до даты собрания, при условии, что общее количество кредиторов, находящихся в РТК не превышает пятисот.
Помимо голосования по повестке, любой кредитор может выдвинуть дополнительные вопросы. В этих целях, во время регистрации на собрании, нужно сообщить конкурсному управляющему о своем желании, а также предоставить список вопросов.
Кроме того, что немаловажно, именно на данном собрании можно принять решение о смещении нынешнего конкурсного управляющего и предложить своего кандидата на эту должность, о чем мы подробнее поговорим позже.
Кратко скажем о том, как принимаются решения на собраниях. По большинству вопросов достаточно простого большинства голосов от всех присутствующих. Каждый участвующий обладает процентом голосов, пропорционально имеющейся перед ним задолженности.
Таким образом, кредиторы с большим размером требований, обладают большим процентом голосов. Однако существует ряд вопросов, указанный в Законе, решения по которым принимаются большинством от всего количества голосов находящихся в реестре.
Реестр требований и конкурсные кредиторы
Отдельно следует кратко сказать про то, как стать лицом, участвующим в банкротном деле. Так, основанием открытия конкурсного производства является решение суда о несостоятельности юридического лица.
По судебному акту, конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Как правило, одновременно с решением о банкротстве, судом назначается управляющий, который должен опубликовать соответствующую информацию на ЕФРСБ в течение последующих десяти дней.
С этого момента у Вас есть ровно два месяца, чтобы отправить требование о включении в РТК. Данный документ должен быть направлен конкурсному управляющему и в арбитражный суд, где находится дело.
Внимание! За истечением двухмесячного срока реестр подлежит закрытию. Восстановление пропущенного срока законодательством не предусматривается.
Если вы не направили заявление в установленное время, ваше требование подлежит вынесению за реестр. Это означает отсутствие возможности голосовать на собрании кредиторов, и, что еще более неприятно, обязательства, имеющиеся перед вами будут погашаться за тем, как будет произведен расчет со всеми участниками по делу, включенными в соответствующую очередь реестра.
Конкурсный управляющий — кто это и зачем он нужен
Выше неоднократно упоминалось о конкурсном управляющем. Остановимся немного подробнее на его роли в конкурсном производстве. Так, при завершении этапа банкротства, предшествующего конкурсу на собрании кредиторов всегда избирается конкурсный управляющий (или саморегулируемая организация, которая должна будет предоставить кандидатуру суду).
Далее, на основании результатов собрания, суд утверждает управляющего, за которого проголосовало большинство, или кандидатура которого предоставлена СРО.
Фактически, со дня своего утверждения, управляющий осуществляет функции руководителя должника. Он должен быть беспристрастным, не занимать ту или иную сторону, при проведении процедур, применяемых в деле, должен действовать добросовестно и разумно, соблюдая интересы должника, кредиторов, общества. Также, своего рода новый руководитель получает в ведение имущество банкрота, обязательно инвентаризирует его и распоряжается им.
По сути, конкурсное производство представляет собой совокупность действий, которые должны сводится к:
- поиску;
- обнаружению;
- возвращению собственности должника;
- сохранению имущества;
- пополнению конкурсной массы.
В итоге, к расчету с кредиторами. В этих целях, закон наделяет управляющего достаточно широкими полномочиями.
Вместе с тем, к сожалению, бывают такие ситуации, когда утвержденное судом лицо действует на стороне должника или какого-то иного лица, что влечет неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей. В таком случае, перед кредитором существуют две возможности, чтобы отстранить конкурсного.
- Первое – включить предложение по отстранению для рассмотрения на собрании кредиторов и, при поддержке большинства, соответствующее ходатайство подается в арбитражный суд.
- Второй вариант – подать жалобу в суд, в которой указать на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей. Данный вариант возможен только если это повлекло нарушение прав или законных интересов заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь убытки.
О сроках и продлении производства
Пожалуй, самый главный вопрос, который интересует всех кредиторов – это когда же они получат свои деньги? Отвечая на этот вопрос, необходимо уточнить следующее. Как уже говорилось выше, процедура конкурсного производства изначально вводится максимум на шесть месяцев.
Как говорит Закон о банкротстве, конкурсное производство можно продлевать если имеется ходатайство, поступившее от одного из участников по делу.
Срок продления составляет также максимум шесть месяцев. По факту, Закон не устанавливает крайние сроки конкурсного производства при банкротстве, поскольку не регламентирует максимальное количество раз для продления.
Единственное, что необходимо помнить при голосовании за продление конкурса– это финансирование. Управляющий должен отправлять массу корреспонденции, публиковать сведения в ЕФРСБ, подавать иски, отправлять сотрудников в командировки и делать множество других затратных вещей.
Денежные средства на это все берутся прямиком из конкурсной массы. То есть, следует понимать, будет ли выгода от продления конкурса и реально ли его продление позволит получить обратно свои денежные средства.
Вопрос о продлении конкурсного производства решается на собрании кредиторов. Помимо этого, законом предусмотрена возможность перехода к внешнему управлению. Де-факто это встречается крайне редко, однако, следует об этом знать.
При условии, что ранее иные процедуры, кроме наблюдения не вводились и во время конкурса возникли веские причины, подтвержденные данными фин. анализа, считать, что платежеспособность должника можно восстановить, в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств управляющий обязан созвать собрание кредиторов для обсуждения возможности обращения в суд с прошением о прекращении текущего этапа банкротства и возвращению к внешнему управлению.
Расчеты
Как указывалось ранее, цель для которой вводится конкурс – это погашение долгов. Расчеты производятся при поступлении денежных средств в конкурсную массу. В РТК существует несколько очередей с требованиями. Задолженность погашается поочередно, по мере погашения требований кредиторов предыдущих очередей.
Бывают ситуации, когда по каким-либо причинам невозможно перечислить денежные средства на ваш счет (вклад). В этой ситуации вся полагающаяся сумма должна быть внесена в депозит нотариуса, который работает в том же субъекте, в котором находится должник, о чем вас сразу же должны известить.
Когда конкурсной массы, имеющейся у банкрота, не хватает для того, чтобы погасить все требования кредиторов одной очереди, имеющаяся сумма распределяется каждому кредитору соответственно с размером задолженности, на которую он включен в РТК.
Также существуют «зареестровые» требования, состоящие из тех, кто пропустил срок закрытия реестра. Они погашаются после удовлетворения всех требований, находящиеся в реестре. Как правило, на практике до расчетов с последними не доходит.
Что же происходит после введения конкурса
Если говорить в целом про последствия конкурсного производства, последствия введения конкурса и объявления лица несостоятельным, происходит следующее:
- с момента, как введен конкурс, все функции, связанные с управлением и распоряжением имуществом юридического лица теперь принадлежат управляющему;
- все финансовые претензии рассматриваются только в банкротном деле;
- прекращается исполнительное производство, открытое на должника;
- исполнительные листы направляются управляющему;
- снимаются аресты, которые были наложены на собственность должника;
- закрываются все счета, кроме одного, являющегося основным.
По сути, делается все, чтобы максимально эффективно закрыть имеющиеся долги.
Для того чтобы была возможность контролировать эффективность процесса, конкурсный управляющий перед каждым плановым созывом собрания готовит отчет о проделанной работе. Данные отчеты предоставляются суду, когда рассматривается будет ли завершена или продлена процедура конкурсного производства.
Так, если на собрании большинство проголосовало за не целесообразность продления конкурса ввиду удовлетворения требований кредиторов или недостаточности финансирования (по иным причинам), суд изучает отчет управляющего с результатами деятельности, подтверждает итоги собрания кредиторов, выносит соответствующее определение. С этого дня конкурсное производство считается завершенным.
Спустя пол года после вынесения соответствующего определения, судья отправляет его в орган, осуществляющий гос. регистрацию юридических лиц. Завершение конкурсного производства можно считать причиной для того, чтобы внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации юр. лица.
Напоследок хотелось бы сказать следующее. Конкурсное производство, как и вся процедура, безусловно, является способом получения от должника имеющейся задолженности.
Однако зачастую это своеобразный способ уйти от расплаты по счетам. Именно для того, чтобы препятствовать этому, обязательно знать о своих правах, знать основы банкротства, участвовать в собраниях кредиторов и отстаивать свои права.