Электронный аукцион 44 ФЗ

Содержание

Как принять участие в электронных торгах: пошаговый алгоритм

Российские предприниматели получили возможность использовать для заключения сделок электронные торги.

Такие конкурсы — это способ выбора поставщика, заказчика, покупателя на специализированных сайтах, называемых электронными торговыми площадками.

Что это такое?

Все государственные организации обязаны находить поставщиков посредством проведения аукционов, заключать договора только с теми организациями, продукция которых полностью соответствует стандартам качества.

Эту деятельность регулируют два нормативных документа:

  • Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Применяется большинством предприятий, финансирование которых осуществляется из средств бюджета: школы, администрации, поликлиники и т. д.
  • Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Используется крупными корпорациями и предприятиями, в которых доля государства больше 50%.

Аукционы по 44-ФЗ проводятся на 5 федеральных площадках. Торги по 223-ФЗ могут осуществляться на гораздо большем количестве сайтов, их насчитывается более 10. Организация может участвовать в конкурсах на любом количестве площадок.

Торги бывают трёх типов:

  1. Открытый аукцион. В этом случае участники подают предложения по цене, а контракт будет заключён с тем, чей вариант для покупателя оптимален.
  2. Аукцион на повышение. В этом случае выбирается тот участник, кто подал предложение по самой высокой цене. Чаще всего этот тип торгов используется при продаже или сдаче в аренду имущества.
  3. Аукцион на понижение. Покупатель объявляет параметры товара, а также самую высокую стартовую цену. Заказ отдаётся тому предприятию, которое предложит наиболее низкую стоимость. Тип применяется при покупке товаров или услуг бюджетными предприятиями.

Зачем в них участвовать?

Участие в торгах является единственным возможным способом реализации продукции бюджетным учреждениям. Получив государственный заказ, организация обеспечивает себя стабильным гарантированным заработком на протяжении долгого времени. Именно по этой причине многие ИП и недавно открывшиеся малые предприятия активно участвуют в торгах.

Так как государственные заказчики всех уровней законодательно обязаны большую часть продукции, работ и услуг покупать на открытых аукционах, выгоднее всего участвовать в торгах на федеральных ЭТП.

Законом также предусмотрена распродажа активов обанкротившихся предприятий. Участвуя в таких аукционах, можно приобрести имущество по низкой цене.

Покупать бывшие в собственности несостоятельных фирм материальные средства могут не только юридические, но и физические лица. Наиболее популярными сайтами для таких сделок являются площадки «Сбербанк-АСТ», «Российский аукционный дом».

У ЭТП перед другими методами заключения сделок существует ряд преимуществ:

  • максимальная концентрация продавцов и покупателей на небольшом количестве площадок;
  • анонимность на первом этапе, что обеспечивает честность сделки и отсутствие коррупции;
  • доступная информация о заказе для всех участников аукциона;
  • сокращается время на подготовку документов.
  • сделки на торговых площадках защищены сертификатом цифровой подписи;
  • взаимодействие между продавцом и покупателем осуществляется без посредников;
  • возможность получить государственный заказ на крупный объём продукции;
  • контракт можно заключить с любым контрагентом на всей территории РФ.

Если вас интересует, как правильно участвовать в тендерах, прочтите этот материал.

О том, где можно заработать биткоины, читайте .

Пошаговая инструкция участия

Чтобы участвовать в таких торгах, нужно:

  • Получить ЭЦП. Сертификат электронной подписи необходим для заверения заявок, предложений, контракта и прочих документов. Чтобы его получить, нужно обратиться в аккредитованный Удостоверяющий центр, заполнить заявление и предоставить все необходимые официальные бумаги. После получения электронной подписи нужно установить на компьютер специальную программу для работы с сертификатом.
  • Пройти аккредитацию на ЭТП. На сайте выбранной площадки нужно заполнить форму и заявление на открытие счёта, предоставить документы:
    • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП сроком выдачи до шести месяцев;
    • полные реквизиты организации;
    • Устав предприятия;
    • документ о назначении руководителя;
    • доверенность на участие в торгах.

    Подтверждение аккредитации будет получено в течение пяти дней. При наличии электронной подписи услуга бесплатна.

  • Пополнить специальный счёт. Участвовать в аукционе разрешено только тем организациям, которые имеют денежные средства на ЭТП. Они нужны, чтобы обеспечить заявку, подтвердить намерения фирмы. Если финансов на счёте нет, система будет автоматически отклонять документы.
    Эти предварительные процедуры займут в совокупности около 7 дней.
  • Подать заявку. Чтобы участвовать в торгах на госзакупках, нужно обязательно соблюдать все требования к оформлению предложения. Заявка состоит из двух частей, каждая из которых может быть доступна для просмотра заказчику в разное время. Документ загружается на ЭТП полностью.
    • Первая часть содержит полную информацию о предлагаемых товарах и услугах. Она рассматривается 3-5 дней, после чего организации разрешается участвовать в аукционе.
    • Во второй части указаны реквизиты поставщика, она анализируется в течение 4-6 дней после завершения торгов. На её основании принимается решение о заключении сделки.

    Выигрывает в торгах тот, кто предложит оптимальную для заказчика цену. Государственные предприятия могут создавать только аукционы на понижение, то есть они имеют право заключать контракт только с тем участником, который предложит самую низкую цену. Кроме того, предложенные товары, работы, услуги должны полностью соответствовать требованиям, указанным в конкурсе.

  • Заключить контракт. Фирма, выигравшая в конкурсе, обязана подписать договор. Перед заключением сделки победитель должен предоставить банковскую гарантию на сумму в 30% от первоначальной стоимости аукциона. Проект контракта заверяется электронной подписью сначала исполнителем работ, а потом заказчиком.

Наглядно данную инструкцию вы можете посмотреть на следующем видео:

Как увеличить свои шансы

Участвовать в торгах начинают всё больше предпринимателей. Чтобы увеличить шансы на получение заказа, нужно следовать нескольким несложным правилам:

  • Предлагайте настоящую цену. Не стоит чрезмерно занижать стоимость предложения. Известны случаи, когда организации, получившие гос. заказ на выполнение работ, не смогли уложиться в разработанную смету из-за непредвиденных обстоятельств и условий труда. Так как предприятие обязано исполнить обязательства по контракту, излишние расходы могут нанести ему серьёзный финансовый ущерб. Следует придерживаться тактики установления цен, наиболее приближенных к рыночным.
  • Участвуйте в разных аукционах. Подавайте заявки на все подходящие заказы предприятий любого размера и отрасли. Игнорируйте только конкурсы с некорректными условиями, например, если слишком занижена стартовая цена. Государственные организации не могут изменить сумму бюджета после подписания контракта.
  • Следите за открытием новых торгов. Информацию об аукционах можно получить двумя путями:
    • из рассылки электронных площадок, определив профиль работы компании;
    • воспользоваться услугами фирм, которые специализируются на наблюдении ЭТП.
  • Не торопитесь. Неважно, подаётся заявка сразу после открытия аукциона или за несколько часов до конца торгов. Тщательно проверьте соответствие заявки требованиям заказчика, подготовьте все необходимые документы. Уточните у организатора подробности технических моментов и параметров продукции. Аккуратное понятное предложение привлечёт внимание покупателя и оставит хорошее впечатление о компании.
  • Следите за законодательством в своей отрасли. Дополнения в нормативных актах иногда влекут за собой изменения требований заказчиков. Организация должна предвидеть заранее новые возможности и подстраиваться под соответствующие нужды.

Далеко не все, кто получил сертификат ЭЦП и аккредитацию торговой площадки, разбираются в процедуре аукциона. Система работы на сайте достаточно сложна.

Многие площадки проводят обучающие семинары, предлагают практиковаться на тренировочном образце системы. Так можно изучить весь процесс аукциона от размещения заявки до подписания контракта, получить необходимые знания. После окончания семинаров выдаются особые именные сертификаты.

Образец аукционной документации по 44-ФЗ

Скачать образец аукционной документации по 44 ФЗ 2019 года (с изменениями от 01.07.2019)

Что такое аукционная документация и информационная карта

Для проведения конкурентной закупки на основании Закона о контрактной системе (44-ФЗ) заказчику нужно иметь комплект обязательных документов с полной информацией о правилах, которые установлены для процедуры. Такое требование установлено в ч. 1 ст. 64 44-ФЗ. Таким образом, документация об аукционе представляет собой свод требований. И если потенциальный поставщик не готов выполнить их, он не сможет участвовать в закупке.

Заказчик предоставляет информацию с требованиями общего характера (в соответствии со ст. 59-71 44-ФЗ), а также ряд дополнительных условий для конкретной закупки. Закон не обязывает включать в образец документации по 44 ФЗ раздел «Информационная карта» (ИК). Но заказчики выделяют ее специально для удобства ознакомления с наиболее значимыми и определяющими данными.

Информационная карта близка по содержанию публикуемому в обязательном порядке извещению о закупке. При случайном расхождении данных в составе общей части аукционной документации и информационной карты преимущество имеют сведения в последней.

Подготовка аукционной документации

Ее заблаговременно составляет работник контрактной службы (либо контрактный управляющий). Подготовка основывается на тех показателях, которые включены в план закупок и план-график на текущий год. При этом закон не позволяет размещать аукционную документацию, если есть расхождения с запланированными ранее обязательствами (ч. 12 ст. 21 44-ФЗ), поэтому автоматически при загрузке в Единой информационной системе (ЕИС) отразится связь с позицией плана-графика.

С 01.07.2019 не позднее 1 дня до размещения закупки в ЕИС заказчик имеет возможность внести окончательные коррективы в план-график. Это указано в ч. 6 ст. 2 71-ФЗ.

Перед согласованием документа ответственный работник включает в содержание актуальные для каждой отдельной закупки даты и сроки. Утверждает аукционный документ руководитель организации или лицо, которое обладает полномочиями принять такое решение.

После утверждения ее размещают в ЕИС. От этого дня отсчитываются все дальнейшие сроки процедуры закупки (дата публикации фиксируется в журнале событий закупки).

Содержание аукционной документации

Информацию, которую заказчик должен включить в состав документа, определяет ст. 64 44-ФЗ.

В состав необходимо включить:

  • наименование и описание объекта закупки (по правилам ст. 33) — оформляется, как правило, в виде раздела Технического задания;
  • обоснование начальной (максимально) цены контракта;
  • проект контракта.

В информационной карте необходимо указать:

  • адрес электронной площадки, на которой проходит процедура;
  • способ определения поставщика;
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона заказчика, его ответственного лица, а также специализированной организации (при наличии);
  • идентификационный код закупки;
  • начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования, цена за единицу;
  • размер и условия обеспечения заявки на участие;
  • размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также необходимость банковского сопровождения;
  • место доставки и количество товара, сроки поставки;
  • преимущества участнику на основании ст. 28-30;
  • требования к участникам и перечень документов, в соответствии со ст. 31;
  • ограничения на участие;
  • условия, запреты и ограничения допуска товаров из иностранных государств.

С июля 2019 года произошла реформа закупок «без объема». Если не можете определить количество и объем товара, то учтите, что:

  • до 01.10.2019 покупать лекарства по цене единицы (начальной сумме единиц, максимальному значению цены контракта) нельзя. Это указано в ч. 8 ст. 2 Федерального закона № 71-ФЗ от 01.05.2019;
  • в госконтракт нужно включить порядок определения количества и объема товара на основании заявок заказчика по ч. 1 ст. 34 закона о контрактной системе;
  • если вместо НМЦК применяете максимальное значение цены контракта, то рассчитывайте размера обеспечения заявки, исполнения контракта по максимальному значению стоимости сделки. Это закреплено в ч. 24 ст. 22 44-ФЗ;

ВАЖНО! Установите обеспечение гарантийных обязательств, если на такие обязательства распространяется ч. 4 ст. 33 № 44-ФЗ.

В требованиях к заявке на участие обязательно уточните:

  • требования к содержанию и составу (при этом закон не допускает произвольных требований к оформлению и форме);
  • дата и время завершения подачи;
  • дата окончания рассмотрения.

В документах обязательно укажите:

  • дата проведения аукциона;
  • информация о валюте при формировании контракта и расчетах;
  • порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю;
  • размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления обеспечения;
  • возможность изменить условия контракта;
  • возможность одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за контракт, срок подписания контракта;
  • порядок, дата начала и окончания предоставления заказчиком разъяснения положений документации об электронном аукционе.

Документация и разъяснения размещаются во вкладке «Документы закупки» в ЕИС.

Разъяснение документации

Любой участник после регистрации в ЕИС и аккредитации на электронной площадке может направить заказчику запрос на разъяснение по аукционной документации по 44-ФЗ. У него есть три попытки получить комментарии на вопросы. Ответ заказчика не должен нарушать указанной в документе информации. Окончание срока подачи разъяснений аукционной документации ограничивает возможность направить запрос не позднее трех дней до установленной даты.

Заказчик после получения запроса на разъяснение, равно как и по собственной инициативе, может внести изменения не позднее чем за два дня до срока окончания подачи заявок. Эти изменения не могут касаться объекта закупки и размера обеспечения заявок в сторону увеличения.

Особенности участия в электронном аукционе

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Тендер
  • Особенности участия в электронном аукционе

Как Вы знаете, электронный аукцион 44-ФЗ представляет собой способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наименьшую цену контракта.

Электронный аукцион 44-ФЗ (ЭА) — это наиболее распространенный способ проведения торгов (более 50% торгов за 2016 год проводились в форме ЭА), поэтому разобраться с особенностями подготовки заявки и участием в данной форме тендеров важно каждому, кто желает стать исполнителем госзаказа.

Условно процесс участия в электронном аукционе можно разделить на следующие этапы:

  1. Знакомство с документацией заказчика.
    При подготовке к участию в электронном аукционе 44-ФЗ очень важно ознакомиться с документацией заказчика, обратить внимание на установленные требования и определить их правомерность, ведь заказчики зачастую допускают нарушения при составлении документации, с чем сталкивались многие из Вас, эти нарушения являются поводом для подачи жалобы в ФАС.
  2. Подача заявки на участие в аукционе
    Подготовка первой части заявки.
    При ее подготовке, подрядчику необходимо внимательно ознакомиться с требованиями, установленными заказчиком в Описании объекта закупки и корректно заполнить данные в соответствии с Инструкцией и нормативными документами, указанными заказчиком в документации.
    Подготовка документов, представляемых во второй части заявки.
    При подготовке второй части, участнику необходимо приложить документы и сведения, указанные заказчиком в документации. Обращаем Ваше внимание, что вся информация должна быть достоверной, в противном случае заказчик имеет полное право отклонить вторую часть заявки.
  3. Проведение торговой процедуры.
    Здесь можно столкнуться с трудностями технического характера, застраховаться от которых невозможно, но важно знать, как действовать в таких ситуациях.
  4. Заключение контракта: важным моментом на этом этапе является предоставление обеспечения исполнения контракта, с чем связаны основные риски при его заключении.

Мы разберем ключевые моменты и нюансы по каждому из этих этапов, что поможет Вам застраховать себя от типичных ошибок и избежать сложностей, связанных с участием в электронных торгах.

Практический онлайн-курс по получению госзаказов

Пройти курсСкидки!

Документы электронного аукциона 44-ФЗ

Для начала, рассмотрим порядок и сроки размещения документации, а также то, что должно содержать в себе описание объекта закупки.

Извещение и документация о проведении ЭА размещается заказчиком в единой информационной системе:

  • В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении ЭА не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком торге.
  • Если же начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 миллиона рублей: такой срок составляет не менее 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Требования к виду аукционной документации

Теперь разберем, в каком виде заказчиком должна размещаться документация.

Заказчик, Уполномоченный орган либо специализированная организация должны размещать аукционную документацию без каких-либо ограничений, которые бы мешали участнику закупки ознакомиться с ее содержанием, т.е. как в визуальном, так и фактическом восприятии.

Совет: обратите внимание, что формат документации должен обеспечивать возможность поиска и копирования текста. Возможно, Вы сталкивались с тем, что заказчик размещает документацию в формате .doc, а внутри содержатся картинки, описывающие объект закупки. Или описание предоставляется в формате pdf, не позволяющем копировать текст, т.к. файл защищен заказчиком.

Это затрудняет или делает участие в торгах невозможным, т.к:

  1. нельзя найти интересующую вас информацию по ключевым словам. Например, когда название закупки очень общее, а требования к конкретным показателям находятся внутри документации;

  2. невозможно скопировать текст, чтобы использовать при подготовке заявки;

  3. невозможно искать информацию по документу;

  4. из-за плохого качества изображений сложно разобрать требования заказчика.

Не все форматы документов можно распознать с помощью специальных программ: картинки не распознаются, таблицы распадаются.

Если документ небольшой, его можно перепечатать вручную. Но если это объемное техническое задание с требованиями к материалам, например, на 50 страниц, подготовить заявку на ЭА будет очень сложно. Часто такой подход заказчика — просто способ заключить контракт со своим поставщиком и не допустить других участников к аукциону по 44-ФЗ.

Вышеперечисленные действия заказчика являются нарушением.

Совет: в таком случае Вы можете подать жалобу на аукционную документацию заказчика в ФАС. На практике ФАС признает необоснованными большое количество жалоб на формат документов, но все же жаловаться на закупочную документацию нужно.

Чем больше будет прецедентов, тем больше вероятность, что в дальнейшем заказчикам запретят публиковать документы, в которых невозможно искать или копировать данные.

В Письме МЭР от 30.06.2014 г. № АЦ/26237/14 говорится о том, что описание объекта закупки должно быть с возможностью копирования. Такой же позиции придерживаются и многие ФАС. В качестве примера можно рассмотреть:

— Решение Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербург по делу № 44-827/15 от 24.03.2014 г. о нарушении законодательства о закупках.

Описание объекта закупки в электронном аукционе 44-ФЗ

В соответствии со ст. 33 44-ФЗ, описание товара, работы или услуги должно носить объективный характер.

Заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Заказчик не должен устанавливать требования в отношении:

  • товарных знаков;

  • знаков обслуживания;

  • фирменных наименований;

  • патентов;

  • полезных моделей;

  • промышленных образцов;

  • наименование места происхождения товара;

  • наименования производителя;

Также заказчик при проведении электронного аукциона по 44-ФЗ не должен устанавливать требования к товарам, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, кроме предусмотренных законом случаев.

Заказчик не имеет права в требованиях установить конкретный товарный знак без слова «эквивалент», однако в 44-ФЗ есть исключение, а именно «если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки».

Также по умолчанию поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено документацией. Исключение могут составлять только те товары (материалы), выпуск которых был прекращен.

В случае, если в документации электронного аукциона заказчик установил требования об одновременном соответствии предлагаемых участником закупки показателей товара как значениям, предусмотренным нормативным документами, т.е. ГОСТам, так и требованиям, указанным в документации, последние не должны противоречить нормативным документам, а также не должны вводить поставщиков в заблуждение.

Например: в документации заказчиком установлено требование по показателю материала «Песок для строительных работ»: «Истинная плотность зерен должна быть 2,9 до 3,2 г/см3». А в ГОСТ 8736-2014, регламентирующим данный материал, указано, что: «Истинная плотность зерен должна быть 2,0 до 2,8 г/см3».

Как мы видим, требования, установленные заказчиком, противоречат требованиям, установленным в нормативном документе. В этом случае, участнику необходимо подать запрос на разъяснение документации заказчику, если же его ответ будет неполный или не будет содержать четких инструкций, чем руководствоваться в данном случае, то поставщик может подать жалобу в ФАС на документацию, в противном случае высока вероятность, что первую часть заявки отклонят.

Также ФАС обращает внимание на то, что участник электронного аукциона 44-ФЗ не обязан иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать химический состав или компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Эта позиция отражена в письме ФАС России от 01.07.2016 г. № ИА/44536/16. Т.е. такие требования установлены необоснованно, и Вы можете подать жалобу на документацию.

Также заказчик не имеет права устанавливать в документации электронного аукциона описание объекта закупки:

  1. характеристики которого указывают на товар только одного производителя (например, технические условия, ТУ);

  2. в котором установлены требования к расходным материалам;

  3. в котором вычисление значений показателя производится по формулам;

  4. в котором установлены требования к материалам, из которых состоит данный товар;

  5. в котором установлены излишние требования к упаковке.

Заявка на участие в аукционе по 44-ФЗ

Теперь поговорим о том, что входит в состав заявки на электронный аукцион. Она должна состоять из двух частей: первой и второй. Разберем более подробно каждую из них.

Первая часть заявки

В соответствии со ст. 66 — 1 часть должна содержать в себе:

  1. согласие участника аукциона по 44-ФЗ на поставку товара/оказание услуг/выполнение работ;

  2. конкретные показатели предлагаемых товаров (материалов), наименование страны происхождения товара.

Обратите внимание, что первая часть заявки должна быть строго обезличена. В ней Вы не должны указывать никаких сведений о своей организации, также не нужно оформлять ее на фирменном бланке организации!

Закон запрещает заказчику устанавливать в документации обязательные требования к оформлению и форме заявки.

Означает ли это, что участник может придумать свою форму заявки?

Заказчик может включать в состав документации примерную форму заявки на участие в электронном аукционе или рекомендации по ее оформлению. Совет: придерживайтесь таких рекомендаций, и не изобретайте особых способов оформления. Это упростит и Вашу работу, и работу комиссии заказчика по рассмотрению поданных предложений, и позволит избежать досадных недоразумений. Таким образом, форма может быть произвольной.

Совет: особое внимание обратите на описание характеристик товара, если Вы предлагаете эквивалент. Вы должны учесть все параметры эквивалентности, которые указал заказчик. И Ваш товар должен полностью им соответствовать. Отговорка «отличается всего немного» в закупках по 44-ФЗ не проходит.

В аукционной документации должна содержаться Инструкция по заполнению первой части заявки, которая регулирует применение тех или иных знаков в требованиях к товарам или материалам. Если у Вас в документации установлены требования к материалам (товарам), а инструкция не содержит никаких указаний, или вообще отсутствует, то Вы можете написать запрос на разъяснение заказчику. Обратите внимание, что участник аукциона по 44-ФЗ может подать только 3 запроса на разъяснение.

Подготовка заявки на аукцион

100% гарантия одобрения, с оплатой за результат

Заказать

Документы второй части заявки электронного аукциона

Рассмотрим более подробно, какую информацию и документы участнику закупки необходимо приложить во второй части заявки.

Заказчик, формируя аукционную документацию, устанавливает требования к потенциальным подрядчикам, и должен обязательно перечислить эти требования в документации. А также, он должен раскрыть, какой именно документ участник закупки должен прикладывать в подтверждение этих требований. Если же документы не перечислены, то это является нарушением со стороны заказчика. Таким образом, единые требования не должны быть просто перечислены в документации, а должны быть раскрыты с указанием документов, которые должен приложить подрядчик в подтверждение данных требований.

Единые требования применяются ко всем участникам аукциона по 44-ФЗ.

Первое единое требование:

соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Т.е., если товары, работы и услуги, закупаемые заказчиком, подлежат обязательному лицензированию, то он обязан установить данное требование к участникам. И поставщик в свою очередь обязан представить документ, подтверждающий его соответствие данному требованию. Это может быть лицензия, СРО или иной документ. Необходимо прикладывать действительные документы, т.к. Заказчиком вся информация проверяется. И в случае, если комиссия обнаружит предоставление подрядчиком недействительных сведений, то она обязана отстранить его от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Вторым единым требованием является:

Участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.

Участник электронного аукциона по 44-ФЗ в составе заявки не должен прикладывать дополнительный документ, который подтверждает его соответствие данному требованию. Т.к. данное соответствие подтверждает Выписка из ЕГРЮЛ, которую оператор торговой площадки автоматически направляет заказчику с заявкой.

Следующие единые требования к участникам рассмотрим в совокупности, это:

  • непроведение ликвидации;

  • неприостановление деятельности;

  • отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности;

  • отсутствие судимости за преступления в сфере экономики;

  • участник электронного аукциона — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в торгах не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

  • отсутствие между конфликта интересов;

  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;

  • не является офшорной компанией;

  • отсутствие в предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике аукциона.

Вышеперечисленные требования подтверждаются декларацией, заказчик не имеет права требовать дополнительные документы, подтверждающие соответствие данным требованиям.

Совет: обратите Ваше внимание, что некоторые заказчики формируют в документации рекомендуемые формы для заполнения «декларации о соответствии единым требованиям». Вероятно, Вы с этим сталкивались. Тут будьте внимательнее, не все заказчики перечисляют все пункты единых требований, установленных в соответствии с 44 ФЗ. Т.е. если Вы их не перечислите, заказчик имеет полное право Вас отклонить.

Дополнительные требования к участникам электронного аукциона по 44-ФЗ

Также поговорим о дополнительных требованиях, предъявляемых к подрядчикам. Они перечислены в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников аукциона указанным дополнительным требованиям».

Т.е., если в данном постановлении указаны какие-то основания для применения дополнительных требований, тогда заказчик устанавливает их в документации и поставщик должен приложить документ, подтверждающий его соответствие данным требованиям.

Т.о. в качестве подтверждения соответствия единым и дополнительным требованиям участник закупки во второй части заявки должен:

  1. указать сведения о своей организации, предусмотренные Федеральным законом;
  2. приложить декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным статьей 31 44-ФЗ;
  3. приложить копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
  4. решение об одобрении или о совершении крупной сделки — дополнительно прикладывать не нужно, т.к. Вы его прикладывали при аккредитации;
  5. также, если Ваша организация является учреждением уголовно-исполнительной системы или организацией инвалидов и в документации установлены преимущества участникам, то необходимо приложить документы, подтверждающие Ваше право на получение преимущества;
  6. поставщику необходимо будет приложить декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, в случае установления заказчиком ограничения.

Если вторая часть заявки составлена некорректно, денежные средства, внесенные поставщиком в качестве обеспечения, могут быть ему не возвращены.

Если в течение квартала на одной электронной площадке вторую часть участника отклонили два раза, то денежные средства, внесенные в качестве обеспечения каждой третьей заявки, перечисляются заказчику.

Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в Письме от 10.12.2014 N Д28и-2803,

началом квартала в указанном случае следует считать дату, когда комиссия приняла решение о несоответствии первой заявки требованиям документации. Отметим, что такой вывод противоречит установленным гражданским законодательством правилам исчисления сроков. Согласно п. 2 ст. 192 ГК РФ отсчет кварталов ведется с начала года.

Вам необходимо подать заявку на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ до окончания срока подачи. В любой момент до окончания этого срока участник закупки может отозвать свое предложение, внести необходимые изменения и заново подать его.

Комиссия проверяет первые части в течение семи дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.

Участник ЭА не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации или предоставления недостоверной информации;
  2. несоответствия информации требованиям документации.

Участие в электронном аукционе по 44-ФЗ

По результатам рассмотрения 1-х частей заявок, комиссия оформляет протокол рассмотрения. В случае, если Ваша заявка допущена, то следующий этап — это участие в электронном аукционе.

Днем проведения тендера является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей. «Шаг аукциона» составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Есть два способа подачи ценовых предложений:

  1. в пределах шага — когда предложение о цене контракта меньше текущего минимального предложения на величину шага;
  2. независимо от шага — когда подается любое ценовое предложение с учетом установленных требований.

Участник не вправе подавать предложение:

  1. о цене контракта, равной нулю;
  2. равное ранее поданному предложению самого участника;
  3. большее ранее поданного предложения самого участника;
  4. меньшее текущего минимального предложения, если оно подано самим участником.

Хотим отметить, что на электронных площадках, на которых проводятся аукционы 44-ФЗ, возможны сбои и непосредственно сама процедура может зависнуть. Если Вы оказались в подобной ситуации, первое, что необходимо сделать, это скрин страницы, и не один, а лучше несколько, чтобы при написании жалобы в ФАС Вы могли приложить доказательства некорректной работы площадки. В таком случае убедить комиссию в том, что Вы не успели подать ценовое предложение по вине площадки, а не по своей собственной, будет намного проще.

Вы можете посмотреть запись нашего вебинара по данной тематике:

Рассмотрение вторых частей заявок

Следующий этап проведения аукциона в электронной форме: это рассмотрение вторых частей заявок участников.

Общий срок рассмотрения вторых частей не может превышать три рабочих дня с даты размещения на ЭТП протокола проведения закупки.

Заключение контракта

Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем 20 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Теперь разберем, каким образом можно снизить риски попадания участника в РНП.

Зачастую на практике бывают случаи, когда участника аукциона 44-ФЗ признают Победителем торговой процедуры, и все, что ему остается сделать это внести обеспечение исполнения контракта, подписать контракт и приступить к его исполнению.

На данном этапе очень важно:

  1. Соблюсти сроки.
  2. Внести обеспечение исполнение контракта. Оно вносится двумя способами: денежными средствами, либо банковской гарантией. Т.е. если участник не располагает необходимой суммой для внесения обеспечения, он обращается к банковским учреждениям. И не всегда Банки одобряют Гарантию. За этим следует, что поставщик не может внести обеспечение исполнения контракта, уклоняется от заключения контракта, и заказчик направляет информацию о данном участнике и все необходимые документы в ФАС.

В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, ФАС проводит проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов, ФАС включает информацию в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Совет: чтобы избежать подобной ситуации, настоятельно Вам рекомендуем заблаговременно получить одобрение банковской гарантии. Именно грамотное планирование и ответственный подход к участию в закупочных процедурах позволят Вам получать выгодные государственные и муниципальные контракты.

Таким образом, процесс участия в электронном аукционе по 44-ФЗ имеет свои сложности и нюансы. При подготовке к нему обращайте внимание на те моменты, которые мы описали, и Вы сможете избежать многих ошибок и застраховаться от рисков, связанных с участием в ЭА.

Если подготовка заявки вызывает у Вас какие-либо трудности, то Вы всегда можете обратиться в нашу компанию. Мы поможем подготовить Вам первую часть в соответствии с требованиями заказчика и требованиями нормативных документов, подготовим и подадим ее в срок, установленный аукционной документацией.

>Составляем информационную карту по 44-ФЗ

Понятие информационной карты

Для каждой проводимой заказчиком закупки необходимо формировать информационную карту (ИК) — документально оформленный базис, в который включаются индивидуальные характеристики каждого заказа. Информационная карта аукциона по 44-ФЗ представляет собой таблицу, резюмирующую основные параметры закупки, — от качественных показателей приобретаемых товаров, работ или услуг до сведений о закупочной комиссии заказчика.

ИК входит в состав закупочной документации. Согласно 44-ФЗ, она не является обязательным приложением к документам закупки, однако во исполнение ст. 64 44-ФЗ заказчику в составе закупочной документации надлежит подготовить определенные данные, которые удобнее всего актуализировать в форме ИК.

Инфокарта дает возможность участникам торгов ознакомиться со сведениями о закупке в подробном и структурированном виде. Регистр систематизирует данные закупочной документации по разделам таблицы. Таким образом, участники изучают требования организации-заказчика, не пропуская ключевые моменты.

В инфокарте указываются не только требования к потенциальным поставщикам, но и главные условия закупки, а также установленные запреты и ограничения. Составляет документ контрактный управляющий либо сотрудник, ответственный за ведение госзаказа учреждения. Документ подлежит размещению в ЕИС в составе закупочной документации.

В том случае, если участник обнаружил несоответствия между данными из документации заказа и ИК, ему следует руководствоваться сведениями именно из ИК.

ВАЖНО! Заказчик должен помнить, что расхождений между проектом контракта и информационной картой быть не должно.

При проведении торгов в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» информационная карта 223-ФЗ обязательно должна создаваться заказчиком при подготовке конкурсной или аукционной документации.

Правила заполнения

Конкретные требования к информационной карте 44 -З не содержит, поэтому при ее формировании организация-заказчик имеет возможность самостоятельно определять сведения, которые необходимо включить в документ.

Для полноты и актуальности содержательной части специалисту рекомендуется вносить в инфокарту следующие данные:

  • наименование, адрес и реквизиты организации-заказчика;
  • ответственное лицо (контрактный управляющий);
  • способ определения поставщика;
  • адрес электронной торговой площадки;
  • описание объекта заказа;
  • ключевые условия контракта;
  • НМЦК с обоснованием;
  • источник финансирования и КБК;
  • основные и дополнительные требования к участникам;
  • ограничения (национальный режим);
  • информацию о дате и сроках проведения торгов;
  • регламент по направлению разъяснений касательно закупочной документации;
  • содержание и состав заявки, направляемой потенциальным поставщиком;
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракта;
  • порядок заключения контракта.

При необходимости заказчик может расширить содержательную часть документа и включить любую другую информацию на свое усмотрение.

Электронный аукцион

Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью Интернет-аукцион и заменить эту статью на перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{К объединению}} и добавьте соответствующую запись на странице Википедия:К объединению. Пожалуйста, также проверьте историю правок.

Интернет-аукцион (он же «онлайновый аукцион») — аукцион, проводящийся посредством интернета, на специализированных сайтах (либо сайт-аукцион, либо электронная торговая площадка). В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать не находясь в определённом месте проведения, делая ставки через интернет-сайт или компьютерную программу аукциона.

Виды аукционов

Аукцион на повышение. Победителем признается участник, предложивший наивысшую цену. В основном практикуется частными лицами на сайтах EBay,

Аукцион на понижение. Победителем становится участник, который внес ценовое предложение с наименьшей ценой. Основная разрешенная форма проведения электронных аукционов по государственным заказам на сайтах

Участники аукционов

Организатор аукциона — физическое или юридическое лицо, сформировавшее Лот и условия данного аукциона. На сайте EBay любой человек (обычно частное лицо), который решил что-либо продать, должен пройти регистрацию, сообщить данные о лоте, назначить цену и срок проведения аукциона. Торги идут на повышение цены. На сайте Сбербанк-АСТ, который размещает открытые аукционы в электронной форме по государственным заказам, организатор (юридическое лицо, представитель федерального или муниципального заказчика) проходит регистрацию, вносит разъяснения по Лоту, условия заключения госконтракта и назначает дату проведения аукциона. В соответствии с законодательством, проводятся торги на понижение цены, за счет чего достигается значительная экономия бюджетных средств. Основная форма — аукцион на понижение, но в редких случаях может сложиться ситуация с проведением торгов на повышение цены контракта.

Участник торгов (поставщик, аукционер, участник размещения заказа) — физическое или юридическое лицо, участвующее в торгах и вносящее ценовые предложения.

Победитель аукциона — лицо, внесшее лучшее ценовое предложение и либо купившее Лот, либо заключившее контракт на поставку своих товаров и услуг.

Электронный аукцион — новая форма проведения государственных и коммерческих тендеров, которая вытеснила торги в обычных аукционных залах. Электронные аукционы созданы для удобства участников и главное для устранения коррупции. Все государственные закупки проходят на федеральных электронных площадках: Сбербанк-АСТ, ММВБ, РТС Тендер,ЕЭТП (Росэлторг), ZAKAZRF и РАД.

Этапы электронного аукциона

Формирование лота и условий проведения.

  1. Организатор получает ЭП, регистрируется на ЭТП и проходит аккредитацию.
  2. Организатор публикует лот указав:

— Наименование лота (пример. Закупка медоборудования для ГКБ № 1) — Начальную стоимость лота — Время проведения торгов — Документацию

— Размер обеспечения заявки на участие. Фактически это денежный депозит, который гарантирует что участник ответственно отнесется к аукциону. Для Государственных закупок это обязательное условие (44-ФЗ). Обычно для того, чтобы не извлекать средства из оборота участники пользуются услугой Тендерный Кредит

Поиск Аукционов.

Организация или ИП переходят на сайт одной из торговых площадок. Проходит аккредитацию и выбирает аукцион в котором планируется участие. Все ЭТП объедены в один реестр http://zakupki.gov.ru/

Торги.

В день проведения электронного аукциона аукционеры входят на электронную торговую площадку. Средства криптографической защиты используются в обязательном порядке. С началом аукциона, участники вносят свои ценовые предложения. Во время проведения аукциона на площадке участники не могут знать своих соперников. По завершению торгов победитель обязан предоставить обоснование своей цены, для предотвращения демпинга. Участники которые победили, но не смогли предоставить необходимую документацию теряют депозит, который вносился до начала торгов и начинается рассмотрение документации участника занявшего 2е место и т. д.

Заключение контракта.

Участник предложивший самую низкую цену, который смог предоставить всю необходимую документацию, получает право заключить контракт. Основываясь на 94-ФЗ, победитель обязан внести 30 % от начальной стоимости контракта для обеспечения исполнения контракта. Обычно в качестве обеспечения исполнения контракта используется банковская гарантия. Если к сроку приемки товар не был поставлен в полном объеме либо услуги были оказаны не надлежащего качества, то средства которые внес участник в качестве обеспечения удерживаются заказчиком. Оплата в пользу участника аукциона производится только после того, как подписаны все акты.

Крупные мировые и российские аукционы

Всемирные торговые площадки и аукционы представляют собой новое поколение многопрофильных электронных торговых площадок, объединяющих десятки различных видов товаров и услуг как для экспортно-импортных компаний, так и для оптовых и розничных клиентов в разных регионах мира.

Аукцион eBay, основанный в 1995 году и имеющий оборот в несколько миллионов сделок в день, является самым крупным интернет-аукционом в мире.

Молоток.ру — крупнейший аукцион для частных лиц в России, Аукубань.ру — интернет-аукцион Краснодарского края, 24au.ru — интернет-аукцион Красноярска.

По данным сводного мониторинга Министерства финансов РФ за 2018 год доли операторов ЭТП по общему объему извещений в электронной форме таковы: РТС-тендер — 31%, АО «ЕЭТП» — 26%, Сбербанк-АСТ — 25% государственных заказов, Национальная электронная площадка — 12%.

Выгоды интернет-аукционов

Преимущества для организатора аукциона.

  1. Экономия рабочего времени — можно объявить аукцион и до момента окончания торгов вообще не вспоминать о нём;
  2. Экономия денежных средств — не надо тратить деньги на организацию торгов, для фирм — выгодны торги на понижение (экономия средств на закупку);
  3. Честная конкуренция среди аукционеров;
  4. Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса.

Преимущества для аукционера:

  1. Быстрый поиск интересующих торгов;
  2. Прозрачность и открытость процесса продаж;
  3. Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  4. Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  5. Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса.

Итоги

Электронный аукцион, как отрасль электронной коммерции доказал свою выгоду, так как даже Российское правительство приняло решение размещать свои заказы таким образом. Для частных лиц, обладающих запасом товаров, которые можно продать, организация аукционов — несомненная выгода, так как вполне можно выручить за лот сумму, в два, а то и в три раза, превышающую его начальную стоимость.

См. также

  • TENDEX
  • Электронные торги
  • Электронная коммерция
  • B2B
  • Открытый аукцион в электронной форме
  • Сбербанк России

Аукционы

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. (Ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Аукционы:

  • аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион)
  • закрытый аукцион

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. (Ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. (Ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Закрытый аукцион

Под закрытым аукционом понимается закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закрытого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта. (Ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Электронный аукцион 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *