Ограничение прав собственности

Право собственности в гражданском законодательстве предоставляет его обладателю наиболее широкие возможности и полномочия относительно распоряжения имуществом, в частности, земельным участком.

Но, несмотря на это, в некоторых случаях даже право собственности может быть ограничено, если для этого есть соответствующие основания. Далее будут более подробно рассмотрены ситуации, при которых возможно ограничение прав собственности на землю, а также возможные последствия данных действий.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Содержание

Законодательство

Для начала необходимо определиться с тем, что представляет собой ограничение прав

собственности, установленное на земельный участок. Так, под данным термином понимается установление в официальном порядке в отношении данного объекта недвижимости запретов на осуществление на нем определенных действий (ведения отдельных видов деятельности), требований о воздержании в их совершении или, напротив, установлении необходимости в них.

Главным законодательным регулятором в земельной сфере в РФ является специальный нормативно-правовой документ — Земельный кодекс РФ. В нем освещаются основные вопросы, которые касаются владения и распоряжения земельными участками, а также другие вопросы, связанные с данным объектом недвижимости.

Также отдельная статья 56 ЗК РФ посвящена возможным ограничениям прав на землю.

Стоит учесть, что перечень возможных ограничений, которые приводятся в данной статье, вовсе не является исчерпывающим. Отдельные их виды могут устанавливаться другими статьями из Земельного кодекса РФ и федеральными ли региональными нормативно-правовыми актами.

В частности, это делается в следующих целях:

  • сохранить природные объекты и памятники культуры;
  • обеспечить охрану жизни и здоровья людей;
  • создать необходимые условия для нормального ведения хозяйственной и других видов деятельности;
  • предоставить возможность безопасно использовать промышленные, транспортные или другие коммуникации.

Полномочия относительно официального установления ограничений на участок предоставляются представителям органов исполнительной власти или местным органам (то есть администрации конкретного населенного пункта). Документально это закрепляется путем издания соответствующего постановления.

В отдельных случаях они могут быть установлены на основании решения суда (например, это касается сервитута). Однако в любом из этих случаев примененное к участку ограничение должно пройти процедуру государственной регистрации, после окончания которой оно вступит в законную силу.

Это необходимо также и для того, чтобы в случае смены собственника земли ее новый владелец знал о подобного рода обременении.

Установление ограничений может носить как срочный, так и бессрочный характер. В

первом случае оно прекращает свое действие, когда истекает установленный срок, а во втором — когда пропадают основания для его установления или уполномоченным органом издается соответствующее решение.

Также возможно его оспаривание собственником недвижимости (но только в судебном порядке), вследствие чего его действие также может быть прекращено.

Стоит учесть, что установление ограничений происходит в отношении не собственника или землевладельца, а относительно конкретного земельного участка. Это означает, что даже при переходе прав собственности от одного субъекта к другому они все равно сохраняют свое действие.

Виды и особенности

Возможность установления ограничений на земельный участок связана, прежде всего, с тем, что данный объект недвижимости является довольно специфическим и подлежит особой охране и контролю со стороны государства.

В частности, состояние земли влияет на экологию, плодородность почвы, а на самом участке могут располагаться важные исторические или природные памятники.

Все эти факторы приводят к тому, что на порядок использования земли может оказывать влияние большое количество законодательных документов, в том числе, и в вопросах установления на нее некоторых ограничений.

Рассматривая ограничения прав собственности на земельные участки, необходимо уделить особое внимание, в первую очередь, тем из них, что установлены Земельным кодексом, а именно указанной выше ст. 56 ЗК РФ. В ч. 2 данной статьи приводятся следующие виды ограничений:

  • установление особых условий использования земель и ведения режима хозяйственной деятельности в зонах, которые относятся к категории охранных или санитарно-защитных;
  • применение особых условий застройки земельного участка или его освоения в соответствии с согласованным проектом, а также строительства или ремонта автомобильной дороги или ее части (это относится к ситуациям, когда земля находится в муниципальной или государственной собственности);
  • установление особых условий в отношении охраны окружающей среды, в частности, животного или растительного мира, исторических, культурных или природных памятников, археологических объектов, сохранения естественной среды обитания и путей миграции диких животных;
  • прочие ограничения, предусмотренные в Земельном кодексе РФ или отдельных нормативно-правовых актах.

Конкретные виды ограничений могут быть условно разделены на две основные группы:

Общие

Они вызваны обязанностью землепользователей придерживаться определенных правил: природоохранных, санитарных, ветеринарных и прочих, которые устанавливаются на законодательном уровне (как на федеральном, так и на региональном).

Их примером могут быть:

  • запрет на выращивание на всей территории РФ растений, из которых добываются различные наркотические вещества (если на это нет соответствующего разрешения);
  • запрет на деление земельного участка;
  • требование использовать земельные ресурсы рационально;
  • право на преимущественную покупку земельного участка определенным кругом лиц;
  • запрет на возведение на нем построек (зданий, сооружений) или посадку растительности (деревьев, кустов);
  • обязанность по передаче его по наследству конкретным субъектам;
  • ограничения оборотоспособности земельных участков, установленные в ст. 27 ЗК РФ (ограничение и изъятие земли из оборота).

Также к этой группе относятся и те, что уже были перечислены выше, то есть закрепленные в ст. 56 ЗК РФ.

Специальные

В этом случае ограничения могут быть вызваны особенностями месторасположения земельного участка или некоторыми другими дополнительными факторами.

Примером их может быть:

  • сервитут — представляет собой право ограниченного использования субъектом чужого земельного участка для достижения определенных целей (например, прогонять через участок скот, проходить через него самому, проводить определенные объекты коммуникаций и т. п.);
  • резервирование земельного надела под определенные нужны государственных федеральных или региональных органов власти (в частности, при этом собственник может столкнуться с трудностями при его застройке или осуществлении других действий, которые могут привести к удорожанию земли);
  • осуществление государственного контроля над деятельностью собственников земли, а также ее владельцев или пользователей.

Также классификация ограничений может быть осуществлена по такому критерию, как предмет.

При этом выделяют следующие их группы:

  1. Конституционно-правовые. Сюда включается требование относительно обязательного соблюдения при установлении ограничений на землю положений Конституции. В частности, эти обременения не должны нарушать законных прав и свобод гражданина.
  2. Градостроительные. Данная группа возможных ограничений закрепляется в Градостроительном кодексе РФ и специальной градостроительной документации, которая разрабатывается местными органами власти.
  3. Земельно-правовые. Эти ограничения могут быть связаны с соблюдением интересов объектов специального назначения (связи, транспорта), резервированием земли или изъятием ее из оборота.
  4. Эколого-правовые. Данная группа ограничений является наиболее распространенной и включает в себя запрет на причинение ущерба окружающей среде: природе, человеку, растительному и животному миру.

Для применения ограничений, входящих в любую из перечисленных групп, обязательно должны иметься весомые основания. В частности, они должны быть закреплены в том кодексе или законе, которым предусматривается возможность установления того или иного ограничения.

Налогоплательщиками земельного налога являются физические и юридические лица.

Почему до конца 2017 года необходимо сделать межевание дачного участка? Узнайте об это .

Вам нужен договор купли-продажи садового участка? Образец вы можете скачать в нашей статье.

Возмещение возможного ущерба

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Поскольку установление любого рода ограничений в отношении земельного участка в большинстве случаев несет для его собственника определенные неудобства, логичным является предоставление для него возможности получения за это определенного возмещения.

Конкретный его вид зависит от того, как именно и в какой степени ограничиваются права собственника, а также имеется ли при этом какой-либо ущерб. Например, при установлении сервитута собственник имеет право затребовать от его обладателя определенной платы за пользование участком. Размер этой платы может быть определен сторонами или же установлен сторонним органом (в частности, судом). Стоит учесть, что данная сумма, как правило, невысокая, поскольку ее размер должен быть соизмерим возможному ущербу (точных требований или критериев ее установления в законодательстве нет).

В ст. 57 ЗК РФ установлено, что в случае ограничения прав собственности на земельный участок причиненные в результате этого убытки подлежат возмещению в полном объеме. При расчете убытков во внимание принимается та стоимость земли, которая была установлена на предшествующий установлению ограничения день.

Финансирование возмещения происходит за счет средств соответствующего бюджета или лиц, в чью пользу устанавливается обременение.

Получить данные средства могут собственники земельного надела, его владельцы или пользователи (в зависимости от того, на каких правах участок принадлежит им).

Таким образом, можно отметить, что возможность установления ограничений на

земельный участок в отношении его собственника допускается действующим законодательством только при наличии на это соответствующих и весьма весомых оснований.

При этом конкретный перечень возможных ограничений нигде в нормативно-правовых актах не закреплен, поэтому при возникновении необходимости может быть расширен дополнительными пунктами. Однако собственник недвижимости имеет право в такой ситуации требовать определенной компенсации в виде возмещения ущерба, причиненного ему в результате этого.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Ограничения прав собственности на землю

Права на землю могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Необходимость ограничения прав на земельные участки опирается на обусловленность соблюдения значительного числа интересов в отношении земельных ресурсов, являющихся достоянием народов, производственным базисом человеческого существования и основой жизнедеятельности.

Итак, в соответствии с Земельным законодательством Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

  • 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  • 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
  • 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; собственность земля прекращение ограничение
  • 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года. № 136-ФЗ

Разберем подробнее эти ограничения. Что касается особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Использование сельскохозяйственных земель являются одними из самых значительных ограничений права на землю. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, пользователи обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, которые обеспечивали бы воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключали бы или ограничивали неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду.

В отношении особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных надо отметить, что земли особо охраняемых природных территорий изымаются из хозяйственного использования и оборота. Для данных земель устанавливается особый правовой режим, и использование их в иных целях ограничивается или запрещается. На этих землях могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. На землях национальных и природных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны и использования с выделением функциональных зон, в которых запрещается любая деятельность, наносящая ущерб, нарушающая режим содержания парков. На землях природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов устанавливается режим особой охраны с запрещением или ограничением любой деятельности, противоречащей этому режиму. На землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с запретом или ограничением хозяйственной деятельности. Особый режим использования земель с ограничением или запретом хозяйственной деятельности может устанавливаться на землях природоохранного назначения, охранные зоны или режим могут быть установлены на землях рекреационного, историко-культурного назначения. Обладатели этих земельных участков обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на их землях.

Рассмотрим подробнее условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Требования к соблюдению правил застройки в настоящее время основаны, в том числе и на положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации. Актом уполномоченного органа принимается решение, на основании которого устанавливается ограничение прав на землю, например решение об установлении санитарно-защитной зоны, образовании особо охраняемой природной территории. В составе земель промышленности и иного специального назначения могут быть установлены охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особыми условиями использования земель, на которых ограничивается или запрещается деятельность, не совместимая с целью установления зон. В составе пригородных зеленых зон запрещается деятельность, негативно влияющая на окружающую среду. Государственные градостроительные нормативы и правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность, в том числе на земельных участках, находящихся на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, иных правах.

К иным ограничениям использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами, можно отнести резервирование земель. Положения о резервировании земель как одной из функций управления земельными ресурсами установлены соответствующими статьями Земельного Кодекса Российской Федерации. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд Земельный Кодекс рассматривает как ограничение прав на земельный участок. Так, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК). Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) 2-е издание, переработанное. Крассов О.И. «Норма». 2009 год.

Также, в качестве иных ограничений прав можно назвать сервитуты, являющиеся разновидностью ограничения права собственности на земельный участок. Так, права аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, ипотеки ограничивают право собственности на землю. Права на землю ограничиваются реквизицией, временным занятием земельного участка и в других случаях. Ограничения прав на землю устанавливаются актами органов государственной власти, местного самоуправления в отношении прав на земельные участки, находящиеся в их ведении, решением суда — в отношении прав на землю конкретных лиц — участников судебного процесса. Одни ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно (ограничения использования земель в зоне охраны, санитарно-защитной зоне), другие — срочно (условие начала и завершения застройки в течение установленного срока), третьи — как срочно, так и бессрочно в зависимости от конкретных обстоятельств (сервитуты).

Ограничения прав частной собственности.

Общее правило: ни один собственник не должен использовать право собственности во вред другому. Ограничения были положительными (воздержаться от некоторых актов пользования) и отрицательными (терпеть некоторые акты пользования со стороны третьих лиц) — по закону и по личным и реальным сервитутам. Права соседей собственника — это легальные сервитуты, т.н. «право соседства».

Важнейшие ограничения в «праве соседства» таковы:

  • — собственник участка должен переносить напускаемые с соседнего участка дым, пар, пыль и т.д.;
  • — терпеть выступ на его землю стены соседа до 1/2 фута;
  • — пускать соседа каждый третий день к себе для сбора им плодов с его деревьев;
  • — убрать собственником дерева нависшую часть, иначе это может сделать сосед;
  • — не менять сток дождевой воды во вред соседу.

В общественных интересах собственник обязан:

  • — предоставить берег реки для пользования судоходства и другим лицам, насколько это требует оборот;
  • — если публичная дорога уничтожена наводнением и т.д., собственник смежного участка обязан уступить часть своей земли под публичную дорогу;
  • — украденные стройматериалы нельзя виндицировать из застроек, а уплаты штрафа в двойном размере от стоимости материалов.

Долг собственника понимался двояко: действовать в допустимых рамках и избегать нанесения намеренного ущерба другому лицу.

В Законах XII таблиц ограничения были установлены следующие:

  • — обход вокруг здания должен составлять 2,5 фута;
  • — забор ставить, отступив от соседнего участка на 1 фут, если дом для жилья то на 2 фута, колодец — на 6 футов, при посажении оливы или смоковницы отступить на 9 футов, а прочие деревья — на 6 футов;
  • — деревья на высоте 15 футов должны обрезаться;
  • — плоды, упавшие на участок соседа, принадлежат ему;
  • — нельзя перегораживать проход к реке;
  • — нельзя изменять русло ручья;
  • — нельзя требовать возврата украденных на постройку бревен и жердей, но можно предъявить иск о возмещении ущерба в двойном размере.

В классический период добавились новые ограничения:

  • — нобилям запрещено иметь корабли сверх 300 амфор;
  • — свободные средства нобили должны вкладывать в землю;
  • — необрабатываемые земли передавались тем, кто ее обрабатывал;
  • — разрешали открывать рудники на любом участке, там, где она найдена;
  • — нельзя разрушать дом ради продажи стройматериалов;
  • — владелец дома утрачивал на него собственность, если его не ремонтировал в пользу того, кто отремонтирует.

Виды частной собственности.

  • 1. По свойствам субъектов собственности: римская и пере- гринская.
  • 2. По способам приобретения римская частная собственность делилась на: квиритскую и бонитарную (претор- скую).
  • 3. По расположению: италийская и провинциальная.
  • 4. Совместная собственность (condominium) — возникала по естественным причинам или случайно или по воле людей или по предписанию закона.

Квиритская собственность являлась древнейшим видом собственности. Субъектом квиритской собственности мог быть только римский гражданин (на более раннем этапе — римский народ); объектом квиритской собственности являлись только манципируемые вещи; собственность по праву квиритов могла быть приобретена лишь одним способом — путем манци- пации.

Преторская собственность возникала, когда манципируемые вещи отчуждались без обязательной в таком случае манципации. По квиритскому праву подобная сделка могла быть признана недействительной (с подачей виндикационного иска), однако такое положение подрывало устойчивость гражданского оборота и уже не соответствовало новым формам хозяйствования, поэтому в таких случаях претор стал приходить на защиту ответчика, и если сделка была уже исполнена, претор предписывал судье отказать в иске. В дальнейшем разделение собственности на квиритскую и бонитарую становится чисто номинальной.

Перегринская собственность развивалась одновременно с преторской, но выделяется в особый вид, так как перегрины имели особый статус, в частности обладали меньшим объемом прав, чем римляне.

Сособственность (condominium) — право собственности нескольких лиц на вещь в ее идеальных долях (сонаследники ‘по завещанию, договор товарищества).

Правила действовали следующие: а) распоряжаться долей можно только с согласия всех сособственников; в) те, из сособ- ственников, которые в течение 4 месяцев не возместят соответствующих расходов по ремонту дома, теряют свою часть в пользу того собственника, который позаботился о ремонте; с) долю можно продать, заложить; d) возможен раздел.

Способы приобретения права собственности (titulus) — это совокупность правовых фактов, с наступлением которых приобретается данное право (естественные события или человеческие действия), и юридических фактов (титулы приобретения).

Титулы приобретения права собственности могли быть только строго законными, в противном случае устанавливалась только фактическая власть: владение или держание.

Способы приобретения права собственности делились по нескольким основаниям:

  • 1) по предмету приобретения: универсальное приобретение (целое имущество, масса вещей) и сингулярное (приобретение отдельного предмета);
  • 2) по правовым порядкам:

по цивильному праву: публичные и частные способы; по естественному праву; по «праву народов»;

по преторскому праву (бонитарпая собственность);

3) по времени действия: inter vivos и mortis causa; 4) по наличию преемства: первоначальное (оригинальное) и производное (деривативное) приобретение.

Первоначальное приобретение права собственности означает, что это право возникает впервые или независимо от права предшествующего собственника (например: оккупация, приобретение по давности владения — узукапио и прескрипция, тезаурус, приобретение плодов, акцессия, смешивание, спецификация, присуждение-адъюдикация).

Производное приобретение основано на праве предшествующего собственника (манципация, традиция, цессия права, требование закона, по завещанию, плоды и доходы от использования чужой собственности, присуждение по решению претора или суда; залог, отошедший к кредитору; оценка тяжбы, легат по истребованию).

Способы приобретения права собственности по jus civile. Публичные:

  • — лицитация (покупка с торгов, закрепленная решением магистрата);
  • — адъюдикация (спор о разделе);
  • — ex lege (по закону) в случаях наследства, проблем совладельца и др.;
  • — адсигнация (бесплатный раздел римской земли для римлян в провинциях без права продажи)

Частные:

  • — манципация в древности, позже (когда слилось цивильное и право народов) заменена традицией (по преторско- му праву — см. ниже);
  • — usucapio (узукапио) — по давности владения (только для римских граждан): для движимости 1 год, для недвижимости 2 года (приобретательная давность), если вещь не похищена;
  • — по завещанию;
  • — присуждение по судебному решению;
  • — цессия права в форме мнимого судебного процесса (претор адицировал — присуждал вещь другому лицу, вещь была как бы «ничья»);

Способы приобретения по преторскому праву и по jus gentium:

  • — по специальным средствам претора (интердикты, реституции, введение во владение);
  • — траднцио (простая передача вещи); традиция — это передача одним лицом другому фактического владения вещью с целью передачи права собственности на эту вещь; при этом приобретатель назывался акципиенс, а лицо отчуждающее — траденс; необходимо было заключить акт согласия, а потом акт передачи (с осмотром земли, сдвиганием предмета или передачи символа передаваемого предмета); основанием традиции был договор (купли — продажи, дарения, мены и др.);
  • — praescriptio (прескрипция) — по погасительной давности для жителей провинций (перегринов) при добросовестном владении (рескрипт 199 г.), с установлением сроков: 10 лет, если собственник и владелец жили в одной провинции, 20 лет — если жили в разных провинциях (для недвижимых вещей); 3 года — для движимых вещей, последствия и сроки отличались от узукапио: получали вещи не в собственность, а «по предписанию» (в постклассическом праве слилась с узукапио); в кодексе

Феодосия — 30 лет для владельца; в праве Юстиниана — 40 лет;

  • — occupatio (оккупация) — завладение вещью, никому не принадлежащей (вещи врагов и сами враги, дикие звери);
  • — thesaurus (тезаурус) — клад, сокрытая ценность, клад необходимо было разделить пополам с собственником земли;
  • — accessio (акцессия) — принадлежность по правилам принадлежностей собственность на вещь переходила к собственнику главной вещи;
  • а) случаи соединения недвижимых вещей:

речной нанос, унос земли, новый остров, речное русло,

если растение пустило корни;

  • в) соединение движимых и недвижимых вещей:
    • • инедификация (строение на своей земле, но из чужого материала или наоборот);
    • • имплантация (чужие саженцы на своей земле);
  • с) виды соединения движимых вещей (одна вещь всегда будет главной, а другая принадлежностью):
    • • scriptura (текст написан на чужой бумаге — в пользу хозяина бумаги);
    • • pictura (картина написана на чужом холсте — два мнения у римских юристов);
    • • tinctura (покраска тканей чужой краской);
    • • ferruminatio (приваривание чужого материала к своей вещи).
    • — спецификация (переделка вещи, переработка исходного материала, в результате которой возникло новое качество вещи, например, из металла делается меч); право собственности сабинианцы отдавали собственнику предмета, а прокулеанцы — тому, кто переделал; Юстиниан определил так: если вещь можно возвратить в прежнее состояние без ущерба — то это собственность хозяина вещи, если нельзя — то принадлежит тому, кто переделал, но при условии, что он приступил к переделке bona fide;
    • — смешивание вещей (случайное или по воле хозяина) — соединение, слияние однородных вещей (твердых, сыпучих, жидких), после которого их нельзя разделить, например, постройка дома с использованием нескольких чужих бревен;
    • — приобретение плодов — право пользования плодами можно переносить на другие лица (долгосрочный договор аренды, договор найма, узуфрукт); различались сепарация (отделение плодов от плодоприносящей вещи, право собственности имели долгосрочные арендаторы земли) и перцепция (собирание плодов, право собственности имели краткосрочные наниматели и сервитуторы).
  • Юстиниан определил главную вещь как сущность всего предмета, т.е.главной вещью в этих случаях являлись ткань, полотно, бумага, русло брода,торс статуи (кроме холста). Если разъединение возможно без повреждениявещи — то сохраняется право виндикации, если такое разъединение невозможно — собственником становится обладатель главной вещи. Какую вещьсчитать главной — а) которая может существовать независимо от другой, б)которая больше походит на целое, в) которая имеет большую ценность и т.д.
  • Каждый собственник сохраняет свое право и может требоватьразъединения (по ранее принадлежащему количеству). Исключением былслучай, когда были смешаны чужие деньги с собственными — собственникомвсей суммы становился тот, кто смешал, а противная сторона моглапредъявить иск.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ — предусмотренные федеральным законом случаи, когда имущество собственника подлежит принудительному отчуждению для государственных или муниципальных нужд на условиях предварительного и равноценного возмещения, а также в случае конфискации такого имущества по решению (приговору) суда вследствие противоправного поведения его собственника. Конфискация возможна также в административном порядке (ст. 243 ГК РФ). Закон устанавливает не только основания, но и способы О.п.ч.с. Как указывается в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. по делу о проверке конституционности ст. 266 Таможенного кодекса РФ, ч. 1 ст. 85 и ст. 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также в определениях Конституционного Суда РФ от 1 июля 1998 г. и от 13 января 2000 г., конфискация имущества как санкции за правонарушение может применяться только судом. При совершении административного правонарушения конфискация имущества может назначаться исключительно решением суда, вынесенным по делу об административном правонарушении (поскольку судебное решение по жалобе на постановление административного органа о конфискации не является достаточным с точки зрения обеспечения судебных гарантий права собственности). Судебная процедура конфискации имущества призвана в максимальной степени гарантировать соблюдение основных прав граждан и юридических лиц, обеспечить при рассмотрении дела состязательность и равноправие сторон, всесторонне исследовать материалы дела, установить состав правонарушения и назначить справедливое и соразмерное тяжести правонарушения взыскание.

Конституционным Судом РФ сделан был вывод о том, что положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации, включая принудительное безвозмездное обращение в собственность государственного имущества, являвшегося орудием или средством совершения, а также непосредственным предметом правонарушения. Что же касается административных органов, то они вправе применять в отношении такого имущества превентивные меры обеспечительного характера (изъятие, арест, задержание).

При чрезвычайных условиях (стихийном бедствии, эпидемии и пр.) допускается изъятие собственности (так называемая реквизиция) по решению государственных органов. В ограниченном пользовании, владении и распоряжении граждан находятся объекты, полностью или частично изъятые из гражданского оборота. Перечень таких объектов определен гражданским законодательством РФ. О.п.ч.с. на землю носят конституционный характер. Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. О.п.ч.с. соответствует международным стандартам. В ст. 1 Первого протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод указывается, что право физического или юридического лица на мирное пользование своим имуществом не затрагивает права государства обеспечивать выполнение таких законов, которые оно считает необходимыми для контроля за использованием имущества в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.

(В.Ч.)

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец. 2002.

Ограничения права собственности

Хотя теоретически право собственности полно и безгранично, практически оно всегда опутано разнообразными ограничениями, установленными в интересах общего блага. Эти разнообразные ограничения можно свести к трем видам.

1. Специальные постановления закона, связанные с определенным субъектом или объектом права собственности. Их можно классифицировать на следующие разновидности:

a. запрет на распорядительные акты собственника (как правило, на отчуждение или уничтожение вещи) в отношении некоторых видов вещей, или на их истребование из чужого незаконного владения при определенных условиях.

Так, согласно норме, появившейся еще в Законах XII Таблиц, собственник материалов, помимо его воли употребленных другим лицом на постройку или обустройство виноградника, не имел права требовать их выдачи до тех пор, пока они окончательно не отделены от той вещи, составной частью которой стали (например, бревна были употреблены для постройки дома). Собственник имел право получить двойную стоимость материалов от собственника строения или виноградника, что не лишало его права истребовать сам материал в том случае, если он перестанет быть составной частью здания или виноградника. То есть, оставаясь собственником материалов, ставших частью чужого здания, собственник не мог истребовать свою вещь из чужого незаконного владения до тех пор, пока она не перестанет быть частью здания.

b. ограничения на использование вещей определенного рода. В частности, здесь можно упомянуть существовавшие в муниципальных уставах градостроительные ограничения (касающиеся высоты и формы домов), а также обязанность собственника здания его ремонтировать, неисполнение которой могло привести к утрате им права собственности на здание.

Также в императорскую эпоху появились разные ограничения власти господ над рабами, введенные по соображениям гуманности.

c. ограничения права собственности на недвижимость, установленные законом в пользу любых соседей (права по соседству). Опять же еще Законы XII Таблиц закрепили право соседа требовать от собственника обрезать сучья с дерева, растущего на границе участков и затеняющего растения на соседнем участке.

Также было закреплено право соседа приходить и собирать раз в 3 дня плоды с его дерева, упавшие на соседний участок.

Собственник должен терпеть выступ на его участок соседней стены на определенную законом величину.

Собственник не имеет права изменять нормальный сток дождевой воды во вред соседнему участку (имеется в виду именно вред от воды, например, в результате размыва, а не ущерб от прекращения поступления той воды, которая была доступна ранее).

Сосед мог принудить собственника дать гарантию в форме преторской стипуляции на случай грозящего ущерба.

Собственник обязан терпеть дым, копоть, пар, пыль и сырость с соседнего участка или здания, если они проникают в умеренном количестве и вызываются нормальной эксплуатацией участка.

Сосед не должен загораживать ток соседа от доступа ветра.

d. установленные законом ограничения права собственности в общественном интересе (в интересах неопределенного круга лиц), вплоть до возможности принудительного уничтожения принадлежащего собственнику объекта или его изъятия в общественных интересах (экспроприация). Подобного рода ограничения в римском праве не столь многочисленны как в современном, однако, они имели место. Примеры:

Так, собственник берега публичной реки не имел права препятствовать использованию прибрежной полосы для целей судоходства (для перетаскивания волоком судов в тех местах, где глубина реки препятствует их нормальному прохождению, для причаливания судов, погрузки и выгрузки товаров).

Хотя собственник земельного участка по римскому праву считался и собственником находящихся под поверхностью участка недр земли, однако в постклассическом римском праве устанавливается право любого желающего на разработку месторождений полезных ископаемых (мрамора и других камней) на территории чужих земельных участков. При этом 1/10 прибыли от разработки месторождения принадлежала государству, и 1/10 – причиталась собственнику участка.

Собственник земельного участка обязан допускать на участок любого постороннего, который хочет отыскать занесенные на участок ветром или водой или по иной причине вещи.

2. Общие границы осуществления любого права (включая право собственности). По выражению римского юриста Гая: «никто не считается поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим ему правом». Это означает, что даже если осуществление своего права сопряжено с ущемлением прав и интересов третьих лиц, оно тем не менее правомерно. Если законом не установлено некое общее ограничение права собственности в интересах соседей, и данному конкретному соседу не принадлежит ранее установленное вещное или обязательственное право, которому корреспондировала бы обязанность собственника воздерживаться от определенного рода действий, затрагивающих интересы соседа, то собственник вправе осуществлять свое право (например, строить на своем участке), не заботясь об интересах соседа.

Однако, при кодификации Юстиниана в этот принцип были внесены коррективы. Если собственник осуществлял свое право с единственной цельюнанести вред другому лицу, то такое осуществление права признается неправомерным. (Впоследствии в цивилистической терминологии осуществление своего права с единственной целью нанести вред другому стало именоваться французским термином шикана).

Кроме того, в источниках римского права можно найти указание на то, что в принципе субъективное право должно осуществляться «цивилизованным образом» (civiliter modo). Это значит, что его осуществление с причинением другому лицу несоразмерного ущерба (то есть вреда, который можно было избежать, достигнув того же результата), признается неправомерным.

3. Ограниченные вещные права третьих лиц на принадлежащую собственнику вещь. При коллизии этих прав с правом собственности собственник обязан уступить.

В ряде случаев, когда объем вещного права иного лица на вещь данного собственника столь велик, что самим своим существованием не оставляет собственнику никакой возможности осуществлять свое право, право собственности превращается в “голое право», без возможности его практической реализации. Однако при отпадении иных вещных прав, обременяющих данную вещь, право собственности автоматически восстанавливается в полном объеме. Это присущее праву собственности стремление восстановиться во всей своей полноте называется принципом эластичностиправа собственности.

Ограничение прав на земельные участки

Земля является одним из важнейших ресурсов страны и развития общества. По нормам Конституции она может находиться в частной собственности граждан.

Это означает, что полноправные владельцы земельных участков могут ими свободно распоряжаться, при желании отчуждать или или использовать по целевому назначению.

Земельным Кодексом страны регламентированы и ряд оснований, по которым может возникнуть ограничение прав на земельные участки. Такие решения принимаются только на уровне государственных органов власти, занимающихся решением земельных вопросов.

Ограничения при этом в зависимости от их основания могут носить срочный или бессрочный характер.

Понятие ограничения прав на землю

Что такое ограничение права на земельный участок, указано в ст. 56, 56.1 Земельного Кодекса РФ. Ограничение прав на землю – это комплекс мер по ущемлению или запрещению на использование, владение или распоряжение имуществом в интересах государства.

Это специальные меры воздействия, которые призваны ограничить в правах собственника земли для решения более важных, остро стоящих задач, которые могут влиять на развитие всего государства.

Ст. 55 Конституции РФ предполагает, что ограничение прав собственности возможно только в определенных случаях, в частности:

  • для обеспечения нерушимости конституционного строя страны;
  • для обеспечения стабильности государства;
  • для обороноспособности страны;
  • для защиты прав и законных интересов других граждан.

Во всех остальных случаях, по иным мотивам ограничения будут являться незаконными мерами воздействия на гражданина и покушения на его частную собственность.

Ограничение права собственности на землю подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

От обременения ограничение права пользования земельным участком отличается тем, что при обременении владелец недвижимости получает дополнительные обязанности по содержанию и использованию имущества. При ограничении же он, наоборот, теряет уже существующие у него как у законного владельца права в отношении этой земли.

Лицо, чьи права на землю были таким образом ограничены, имеет полное право отменить или обжаловать это ограничение через суд. Это обязательно нужно сделать, если есть веские основания полагать, что ограничение носит незаконный характер или было осуществлено с нарушениями норм законодательства.

Законные основания

Для того, чтобы права владельца были ущемлены, необходимо, чтобы присутствовали основания ограничения. Прописаны они непосредственно в Земельном Кодексе, но перечень их не является исчерпывающим.

К основаниям ограничения относятся:

  1. Использование земельного участка осуществляется на территории санитарно-защитной зоны.
  2. Необходимость сохранности животного или растительного мира, исторических, архитектурных или культурных памятников, плодородия почвы, естественных путей миграции птиц или других животных.
  3. Строительство недвижимости, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами.
  4. Иные основания, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

В равной степени ограничение земли может быть наложено на юридическое и физическое лицо. Ограничение также может возникнуть, если поблизости располагается промышленный объект специального назначения. К таким объектам могут быть отнесены химические заводы, атомные электростанции и т.д.

Зоны природных заповедников и участков, представляющих историческую ценность, могут использоваться только по целевому назначению – в рамках культурных, туристических или исследовательских мероприятий.

Ограничение прав на землю сохраняется при переходе права собственности от одного владельца к другому. То есть ограничение как юридический факт не имеет привязки к конкретному собственнику земли. Оно касается самого объекта недвижимости.

Кто устанавливает подобные ограничения? Устанавливаются они исполнительными органами государственной власти или местным муниципалитетом. Осуществляется эта процедура с помощью оформления протокола решения, который в обязательном порядке направляется владельцу земли.

Каких видов могут быть ограничения?

Виды ограничений также не являются исчерпывающими. К ним можно отнести:

  • обслуживание магистралей и путей сообщения муниципалитетом;
  • ведение строительства объектов недвижимости;
  • освоение определенной территории;
  • допуск специалистов для проведения исследовательских мероприятий;
  • наложение сервитута для прохода по участку при условии невозможности прокладки иного пути;
  • ограничение на оборот земельных ресурсов;
  • ограничения по распоряжению государственными органами власти землей, которая была передана под развитие жилищной индустрии;
  • запрет на передачу во владении приграничных территорий иностранцам.

Могут быть установлены и другие виды ограничений, но только по решению судебных или компетентных органов. Ипотека ошибочно рассматривается многими как вид ограничения. Это обременение, которое накладывается банком на участок земли, за который ещё не полностью выплачена сумма денежных средств.

В 2020 году узнать об ограничениях на землю можно онлайн на сайте Федеральной кадастровой палаты страны — https://kadastr.ru/. На сайте из списка электронных услуг и сервисов для этого нужно выбрать вкладку «Узнать об ограничениях на земельный участок».

Резервирование земель для нужд государства или города

Отдельным видом ограничения прав владения землёй выделено резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, регламентированное ст. 56.1 ЗК РФ.

Такой вид ограничения установлен для определенных территорий страны, где законодательно запрещаются некоторые из видов деятельности.

Иногда государство меняет статус земли, которая ранее законно принадлежала собственнику, но в дальнейшем была причислена к участкам, в которых нуждается государство.

Обычно на зарезервированных территориях запрещено:

  • строить жильё или производственные сооружения;
  • проведение оросительных, осушительных и других мелиоративных работ;
  • организация закрытых водоемов и др.

Так, государство иногда выделяет земли гражданам на определенных условиях, например, для освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги и т.д.

Сроки и регистрация

На какой срок может быть установлено ограничение, указано в положениях Земельного Кодекса страны. В каждом конкретном случае такой срок устанавливается в индивидуальном порядке в зависимости от основания ограничения.

Для государственных или муниципальных нужд резервирование земель может осуществляться на срок не более 3 лет. Иногда он может продлеваться до 20 лет максимум.

Срок ограничения может и вовсе отсутствовать, из-за чего ограничение будет носить бессрочный характер. Если ограничение касается сервитута, то перестанет он действовать, когда отпадёт ранее существовавшее основание для его возникновения.

Все ограничения прав в пользовании землёй должны быть зарегистрированы. Регистрация в этом случае имеет свои особенности, в частности:

  1. Государственная регистрация ограничения прав на землю возможна только при наличии регистрации на сам объект недвижимого имущества в ЕГРН.
  2. Если ограничение происходит не по воле собственника, то регистрация возможна только при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений.

Регистрация ограничения, как и права собственности на участок земли, носит заявительниц характер. Помимо самого заявления о регистрации заявитель должен приложить квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 1000 рублей для физических лиц и 15000 рублей для юридических лиц.

Если заявитель не предоставляет акт органа государственной власти, на основании которого принято решение об ограничении, орган регистрации запрашивает его самостоятельно.

Указание на наличие ограничения в пользовании землёй, связанного с установлением особо охранной зоны, должно быть зафиксировано в правоустанавливающем документе, например, договоре купли-продажи.

Если такое указание в документе будет отсутствовать, то право собственности на него не может быть законно зарегистрировано.

Как обжаловать в суде ограничение?

Если гражданин не согласен с установленным в отношении него ограничением, он вправе обжаловать решение органа государственной власти в судебном порядке. Тогда решение органа власти может быть признано незаконным и отменено.

Право на обжалование у владельца земли возникнет тогда, когда он получит уведомление об окончании процедуры регистрации ограничения прав на землю.

Для того, чтобы обосновать свою позицию в суде и доказать ее состоятельность, гражданину нужно будет:

  • доказать, что решение, принятое уполномоченными органами, шло в разрез с нормами современного законодательства;
  • доказать, что принятое решение ущемляет права и законные интересы собственника земли.

В исковом заявлении необходимо будет четко обосновать выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты. К иску нужно приложить дополнительные документальные доказательства нарушения своих прав. Если есть возможность, можно привести свидетелей, которые примут Вашу позицию и выскажутся в суде в Вашу пользу.

Нужно быть готовым к тому, что государственные или муниципальные органы представят в суд своих юристов, которые, как правило, обладают большим опытом участия в подобных спорах. Победить в таком противостоянии будет непросто, поэтому лучше заранее вооружиться помощью юристов.

Земля может находиться в частной собственности граждан или юридических лиц. Законодательством предусмотрены основания законного ограничения данных субъектов в правах на пользование и распоряжение своей землёй.

Такие ограничения обязательно должны пройти процедуру государственной регистрации, и в случае несогласия владельца с таким решением могут быть обжалованы им в судебном порядке.

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 56 ЗК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует установление ограничений прав на землю в административном порядке, связанных прежде всего с обеспечением публичных интересов.

Данные ограничения следует рассматривать в соотношении с устанавливаемой для земель или земельного участка категорией земель или разрешенным использованием.

Положения п. 1 комментируемой статьи следуют ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. А также норме ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Поскольку право собственности на землю, реализация иных прав на землю основаны на общих положениях гражданского законодательства, комментируемая статья согласуется также с нормой статьи 1 ГК, в соответствии с которой гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Перечень ограничений прав на землю, установленный п. 2 комментируемой статьи, является открытым. Часть ограничений, предусмотренных подп. 1, 2 комментируемого пункта, основаны в том числе на положениях статей Кодекса, а именно гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и объектов». Помимо норм ЗК следует иметь в виду и нормы иных федеральных законов, в том числе ЛК, ВК, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

Требования к соблюдению правил застройки в настоящее время основаны в том числе на положениях Градостроительного кодекса.

3 — 4. Актом уполномоченного органа принимается административное решение, на основании которого устанавливается ограничение прав на землю, например решение об установлении санитарно-защитной зоны, образовании особо охраняемой природной территории. Данное решение должно соответствовать требованиям о содержании ограничений, установленным п. 2 комментируемой статьи. Акт, устанавливающий ограничение прав на землю, может быть оспорен в судебном порядке (см. п. 7 комментируемой статьи).

При рассмотрении споров суды обращают внимание на соблюдение правил установления ограничений прав на землю.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2006 г. N Ф04-6067/2006(26523-А27-29) по делу N А27-8034/06-5 было определено, что установление санитарно-защитной зоны осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Из материалов дела следует, что Кемеровское ОАО «А.» 9 февраля 2006 г. обратилось в администрацию с заявлением об утверждении проекта и установлении размера санитарно-защитной зоны для предприятий, расположенных в районе промплощадки ОАО «А.».

Решением от 27 февраля 2006 г., изложенным в письме N 01-5/350, администрация отказала ОАО «А.» в утверждении проекта. Как указано в письме, основанием для отказа явилось отсутствие законодательно установленного порядка утверждения проектов санитарно-защитных зон.

Считая отказ, а также бездействие администрации необоснованными, ОАО «А.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и одновременно просило обязать администрацию согласовать рабочий проект «Организация, благоустройство и озеленение единой санитарно-защитной зоны группы предприятий, расположенных в районе промплощадки КОАО «Азот», шифр 1768″ и утвердить границы санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) в соответствии с указанным проектом путем издания акта органа местного самоуправления.

Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд исходил из того, что заявитель не сослался на конкретную правовую норму, устанавливающую порядок утверждения СЗЗ и предусматривающую полномочия органов местного самоуправления утверждать СЗЗ. Суд пришел к выводу, что в силу закона администрация неправомочна принимать решения, а также своими действиями создавать и, соответственно, изменять права и обязанности в правоотношениях по установлению СЗЗ и утверждению их проектов.

Кассационная инстанция, отменяя решение арбитражного суда, исходила из следующего.

В силу подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю, в том числе определение СЗЗ, устанавливается актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Согласно п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Из анализа подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 56 ЗК и п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что для установления СЗЗ необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение. И только в этом случае возможно установление санитарно-защитной зоны, при этом установление осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Следовательно, по мнению суда, подтверждением установления санитарно-защитной зоны является принятый в установленном законом порядке акт, утверждающий границы СЗЗ.

5. Условие, согласно которому ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, основано на том, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

6. Положения п. 6 комментируемой статьи поддерживаются нормами ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Согласно данному Федеральному закону (ст. 4) наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него. При этом ограничения (обременения) понимаются указанным Федеральным законом как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).

7. Решение уполномоченного органа об установлении ограничения прав на землю может быть обжаловано в судебном порядке, что также является одним из способов защиты прав на земельные участки. Обжалование осуществляется в порядке, установленном ГПК и АПК.

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

4. Ограничение прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Комментарий к статье 56 ЗК РФ

Предусмотренные земельным законодательством права на землю, которыми могут обладать граждане и юридические лица — право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, право аренды, сервитут, — в отдельных случаях могут быть ограничены.

К ограничениям прав на землю в широком смысле можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком, в том числе, например, установленные законом обязанности по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. Однако такие обязанности распространяются на всех лиц, использующих любые земельные участки, а в комментируемой статье идет речь об особых условиях использования земель, т.е. дополнительно устанавливаемых ограничениях хозяйственной и иной деятельности на участках таких земель.

Например, ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет ограничения (обременения) как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества
Перечень, приведенный в п.2 данной статьи, не является исчерпывающим; ряд ограничений предусмотрены другими статьями Кодекса, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.

Земельный кодекс Российской Федерации предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми условиями использования земель.

Например, в составе земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (п.3 ст. 87 ЗК РФ).

Характер и виды ограничений, устанавливаемых для тех или иных зон с особыми условиями использования, в ряде случаев установлен непосредственно в ЗК РФ.

Основания для ограничений прав на землю

Так, в соответствии со ст. 93 ЗК РФ на земельных участках в границах охранных зон объектов системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения; не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

В других случаях ЗК РФ отсылает к подзаконным нормативным правовым актам: так, в соответствии со ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны в порядке, определяемом Правительством РФ. В свою очередь, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, определены соответствующие ограничения.

Отдельные федеральные законы также определяют основные черты правового режима тех или иных с особыми условиями использования. Например, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установил (ст. 27), что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки в соответствии со ст. 57 ЗК РФ подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Консультации и комментарии юристов по ст 56 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 56 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

>Земельныйэксперт>Основания для ограничений прав на землю 5945

Введение

Вся территория России разделена по правообладанию между государством, организациями и обычными гражданами. Распределение земельных участков и их охрана находятся в ведении федеральных и региональных органов власти. Юридические и физические лица обладают определенными территориями на праве собственности, ограниченного владения или аренды.

Ограничение прав на землю возникает на основании федеральных законов, постановлений правительства и указов региональных властей. Основной регулирующий данную отрасль норматив – ФЗ № 136 «Земельный кодекс РФ» от 25.10.01 г.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Права на землю, которые могут быть ограничены

На основании земельного кодекса право пользования землей может быть ограничено для физических и юридических лиц, являющихся подданными иностранного государства. Такие лица не могут обладать территориями, которые расположены в приграничных и особо охраняемых зонах.

Ограничения при использовании земли могут возникнуть, если поблизости расположен промышленный объект специального назначения (ГРЭС, АЭС, химпроизводство). Для собственников прилегающих участков недвижимости вводятся ограничения при использовании территорий. При этом порядок владения устанавливается постановлениями правительства и указами региональных властей.

Для земель охраняемых природных заповедников и участков, занятых предметами исторической ценности, возникает определенное ограничение на владение. Эти территории могут быть использованы только в рамках культурных, туристических и исследовательских мероприятий.

Права ограниченного пользования на рассматриваемые участки устанавливаются на неопределенное время или конкретный срок. Во время длительности этого периода владелец земли может меняться, но запрет на некоторые виды деятельности передается. При бессрочном сроке ограничений в правоустанавливающем документе на землю (договорах дарения, мены, купли-продажи) перечень налагаемых запретов оговорен отдельным пунктом.

Основания для ограничения прав на земельный участок

Возможность для наложения запрета на некоторые виды деятельности на определенной территории рассматривается ЗК РФ и иными законами. Согласно этим нормативам существуют следующие основания ограничения прав на землю:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Защита природоохранных зон от возможного пагубного воздействия. Сохранение плодородного слоя земли и восстановление ее после эрозии или загрязнения.
  • Сохранение исторического наследия России и народов, проживающих на ее территории. Мероприятия по защите и облагораживанию таких земель.
  • Необходимость прокладки коммуникационных магистралей или путей сообщения (автомобильных, железнодорожных).
  • Установка электровышек и рекламных транспарантов.
  • Безопасное использование предприятий химической и ядерной промышленности.
  • Реализация ремонтных работ на территории частной собственности с целью обслуживания коммуникационных магистралей и иных технических сооружений.
  • Сохранение естественной среды обитания для диких животных, рыб и птиц.
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм при использовании земли и ее недр.

Решение по ограничению прав на землю принимается на основании ЗК РФ, актов региональных властей и органов самоуправления. Во исполнение указа владельцу участка направляется протокол решения. Если собственник рассматриваемой территории не согласен с постановлением органов власти – он может обжаловать требование в судебном порядке путем подачи соответствующего иска. Например, по поводу запрета на строительство недвижимости вблизи природоохранной зоны или технического сооружения.

После судебных разбирательств выносится компетентное решение, на основании которого определяется возможность применения или отклонения запрета на проведение определенной деятельности. Если будет признана правомерность ограничений на использование земли – судебный вердикт признается регулирующим документом. В случае неисполнения решения, у владельца прекращаются вещные права на участок, и территория изымается в пользу заинтересованной структуры.

Виды ограничений прав на земельный участок

Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ существуют следующие виды ограничений прав на определенную территорию:

  • Передача полномочий муниципалитету для обслуживания магистралей и путей сообщения.
  • Определение конкретного срока начала и окончания строительства объектов недвижимости.
  • Установление периода освоения определенной территории.
  • Допуск специалистов для исследовательских мероприятий.
  • Наложение сервитута для организации прохода и проезда, если создание иного ближайшего пути невозможно.
  • Запрет добычи ресурсов, в том числе животного и растительного происхождения в особо охраняемых местностях.
  • Ограничение на оборот земельных ресурсов, которые находятся в частной собственности или во владении юридических лиц. При правопреемстве территория передается в ведение федерального или регионального органов власти.
  • Ограничения по распоряжению государственными органами земель, которые переданы под развитие жилищной индустрии.
  • Запрет для передачи во владение приграничных территорий иностранным компаниям и гражданам.

Иные виды ограничений могут устанавливаться компетентными органами и в судебном порядке.

Заключение

Запрет на осуществление определенной деятельности на конкретной территории может возникнуть в результате изыскательных мероприятий, охраны окружающей среды и иных причин. Главные особенности наложения ограничений:

  1. Запрет устанавливается пунктами федеральных законов, указов региональных властей или судебным решением.
  2. Обжаловать решение об ограничении можно в судебном порядке или вышестоящей инстанции в установленные законом сроки.
  3. В случае неисполнения законных требований владелец имущества, на которое наложен сервитут, может лишиться вещного права на рассматриваемую территорию.
  4. Срок запрета может быть ограничен по времени или быть установленным на неопределенный период. При правопреемстве ограничения сохраняются.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по основаниям для ограничения прав на землю

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Владислав. Могу ли я поставить бетонную клумбу на своем участке, чтобы проезжающие тут машины не гудели под окнами? На каком вообще основании посторонние лица пользуются моей территорией?

Ответ: Здравствуйте, Владислав. Согласно ЗК РФ и положениям судебной практики в случае, если имеется необходимость обеспечения прохода или проезда через определенный земельный участок, при отсутствии других вариантов на такой участок может быть наложен сервитут. Для наложения сервитута необходимо получить разрешение от местных властей. Если такое действие будет разрешено, в течение 10 дней после решения вам направляется соответствующее постановление. В случае неисполнения уведомления собственника о наложении определенного сервитута на участок – вы можете подать иск в суд. Если вы были уведомлены и поставили подпись – отменить ограничение будет весьма проблематично.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Органы, осуществляющие регулирование земельных отношений
  2. Методы регулирования земельных отношений
  3. Виды земельных отношений
  4. Полномочия в области земельных отношений

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

  • >+7 (800) 550-38-47 — Россиия
  • >+7 (499) 553-09-05 — Москва
  • +7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Ограничение прав собственности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *