Отход это 89 ФЗ

Содержание

Раздельный сбор мусора и отходов по закону: поправки ФЗ-503 с 1 января

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал новый законодательный акт, в котором обозначены правила обращения с отходами, а также закреплен раздельный сбор мусора в России. Итак, рассмотрим этот вопрос более детально.

Законодательная база: поправки к закону

На законодательном уровне установлено, что региональное правительство должно согласовывать с гражданами расположение сортировочных станций, мусоросжигательных предприятий, а также полигонов. Каждый субъект установит самостоятельно, какой объем отходов требуется собирать раздельно.

Согласно изменениям, внесенным в закон, каждый магазин и домохозяйство вправе, не имея лицензии заниматься накоплением отходов. Домохозяйства наделены правом реализации вторсырья напрямую, а владельцы производства получают возможность наладить систему специализированного сбора.

Сумма собранного экологического сбора полностью будет направляться на усиление утилизации. Законодательный акт принят Госдумой 22.12.2018 года, а Совет Федерации одобрил его 26.12.2018 года.

Согласно документу, с 1 января 2019 года вступит в силу статья закона, которая определяет участие организаций в различного рода мероприятиях по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.

Новые понятия: Сбор отходов, Твердые бытовые отходы и Твердые коммунальные отходы

К твердым бытовым отходам (ТБО) относится весь мусор, который накапливается в любой квартире на ежедневной основе. К этому виду отходов относятся пищевые и синтетические остатки. Отходы бывают биологическими и небиологическими (бытовой мусор).

К твердым коммунальным отходам (ТКО) относится весь мусор, который накапливается на жилых объектах в результате деятельности людей, включая товары потребления, которые потеряли со временем свои свойства (ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года).

К ТКО относят бытовые отходы ИП и юридических лиц.

Что представляет собой мусорная реформа в РФ

С наступлением 2019 года в каждом городе и регионе нашей страны приступят к работе операторы, которые возьмут на себя все задачи, связанные с переработкой мусора. Операторы будут производить сбор, организовывать вывоз и утилизировать ТБО.

Каждый оператор будет нести ответственность за отведенную ему территорию согласно законодательству РФ. Отбор операторов будет проводиться на конкурсной основе. В конкурсе будут принимать участие многие предприятия (об этом мы писали ранее — https://мусорная-реформа.рф/operatory/).

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! С 1 января 2019 года переработка ТБО будет являться коммунальной услугой, поэтому тарифы будут регулироваться государством. Позиция за мусор будет выделена отдельной строкой в платежных документах.

Отказаться от вывоза и утилизации мусора невозможно. Услуга является обязательной. Все предприятия, в том числе ИП и юридические лица, а также собственники жилых помещений обязаны заключить договор с местным оператором, который осуществляет вывоз ТБО (статья 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вывоз мусора в частном хозяйстве

Если ТБО уходят в строящийся фундамент, то каждый владелец загородного дома, дачи коттеджа обязан вносить плату по соответствующим тарифам.

Даже если дом находится за пределами города в деревне или отрезан от мира и построен на берегу реки, в любом случае собственник обязан платить за вывоз и переработку мусора.

Тариф за переработку ТБО будет рассчитан исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении. Для домов, которые находятся за городом, будет установлен один коэффициент, для городских квартир другой, а для коттеджей и дач – третий.

Более того, льготы на оплату мусора будут действовать только для тех лиц, которые получают льготы на оплату других ЖКУ.

Садоводческие общества должны заключить также соглашение с региональным оператором. Плата будет рассчитана исходя из количества членов объединения. Если дачный домик имеет статус жилого строения, то ее владелец вправе самостоятельно решить, заключать ему договор с оператором или договориться с самим садоводческим обществом.

Стоит отметить, что тарифы за вывоз ТБО могут повыситься для граждан в несколько раз (о тарифах мы уже писали ранее — https://мусорная-реформа.рф/tarify/).

В среднем граждане, проживающие одни, будут платить от 200 до 400 рублей, а семьи, состоящие из нескольких человек, отдадут от 600 до 1400 рублей в месяц.

Возраст, с которого граждане обязаны платить за услугу утилизации мусора, пока на законодательном уровне не определен.

Какие бюджетные учреждения переходят на раздельный сбор мусора

До конца 2019 года многим бюджетным организациям поручено перейти на так называемый раздельный сбор отходов. В частности, все бюджетные организации Архангельской области полностью перейдут на систему раздельного сбора мусора в рамках национального проекта «Экология». Министерству природных ресурсов поручено разработать специальную дорожную карту по внедрению системы раздельного сбора мусора. Распоряжение дал губернатор области.

В первую очередь, как сообщил глава региона, на систему раздельного сбора отходов перейдут все предприятия бюджета (школы, детские сады и прочие).

Более того, организации, которые будут работать в системе раздельного сбора, будут получать поддержку от государства. Индивидуальные предприятия получат льготный налог на прибыль. Также глава отметил, что все предложения, которые связаны со льготами налога на прибыль, будут отработаны совместно с другими депутатами, чтобы все изменения соответствовали требованиям и нормам действующего законодательства РФ.

Новая система

В дополнении стоит отметить, что с 1 января в стране начался переход на новую систему обращения с ТКО. Теперь всеми делами, связанными с ТКО, занимаются крупные региональные операторы, которые были отобраны органами власти на конкурсной основе. На выполнение новой реформы и проект «Экология» выделено более четырех триллионов рублей.

Подводя итоги, отметим, что нововведения могут пагубно сказаться на тарифах для граждан. Как было сказано выше, тарифы могут значительно увеличиться.

Москва начнет первый этап перехода к раздельному сбору мусора 1 января

С января 2020 года Москва начнет первый этап перехода к раздельному сбору мусора. К этому времени жилые дворы и объекты социальной сферы должны оснастить специальными контейнерами. Готовность города к раздельному сбору твердых коммунальных отходов (ТКО) обсудили на заседании Президиума Правительства Москвы, которое провел Сергей Собянин.

Сейчас более 90 процентов контейнерных площадок оборудовано для раздельного сбора мусора.

Контейнеры с синей индикацией будут предназначены для вторичного сырья, то есть перерабатываемых отходов без следов пищи и другой органики. К вторсырью относятся пластик (бутылки из-под напитков и моющих средств, упаковка продуктов питания), стеклянные банки и бутылки, металл (жестяные и алюминиевые банки) и макулатура (бумага, картон).

Контейнеры с серой индикацией рассчитаны на смешанные, загрязненные органикой отходы.

Вывозить ТКО будут разные мусоровозы. Машина для определенного вида отходов будет иметь соответствующий цвет и специальную пиктограмму. Уже проведено брендирование более 65 процентов контейнеров и около 60 процентов мусоровозов. Работы завершатся до конца года.

Мусор все равно будет подвергаться дополнительной сортировке и обработке, так как чистота компонентов при раздельном накоплении, как правило, не превышает 60 процентов. Но в целом система раздельного сбора ТКО позволит увеличить долю вторичной переработки и сократить объемы захоронения отходов.

Москвичи поддерживают переход на раздельный сбор мусора. В голосовании, которое прошло в проекте «Активный гражданин» с 12 октября по 4 ноября, приняли участие 197 917 человек. Из них 113 365 человек полностью одобрили проект, а еще 22 133 человека выбрали ответ «скорее поддерживаю». Преждевременным переход к накоплению ТКО посчитали 16 220 пользователей.

Свыше 46 тысяч «активных граждан» отметили, что уже сортируют мусор. Еще 93 756 пользователей готовы сортировать ТКО после установки соответствующих контейнеров.

Около 27,4 тысячи человек отметили, что пока не решили, будут ли относить мусор в разные контейнеры. Затруднились с ответом 8865 человек, а неинтересной для них тему сортировки мусора назвали 5445 пользователей.

Закон об отходах производства и потребления (ФЗ 89): понятия, правила обработки и вывоза мусора, изменения

Деятельность по вывозу и переработке мусора, а также порядок ее осуществления указан в федеральном законе № 89. Разберемся подробнее с основными положениями этого нормативного правового акта. Ниже мы приведем и его краткое содержание с определением важнейших понятий и познакомим вас с самыми популярными его статьями.

Закон 89 «Об отходах производства и потребления»: основные положения, структура

Федеральный закон об отходах производства и потребления с изменениями в последней действующей редакции закрепляет порядок реализации отходов, основные нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, классы опасности отходов и иные наиважнейшие положения. Закон имеет следующую структуру:

  1. Преамбула.
  2. Главы.
  3. Статьи.

Этим нормативным правовым актом закреплено важнейшее положение о том, что отходы не являются бесхозяйственными. На них распространяется право собственности в соответствие с нормами гражданского кодекса российской федерации. Именно поэтому собственник отходов несет бремя содержания и должен заботиться о том, чтобы отходы не нарушали прав, свобод и законных интересов других лиц.

Что такое отходы производства и потребления: определение

Для того чтобы установить определение данных понятий, необходимо обратиться к нормам вышеуказанного нормативного правового акта.

Отдельными положениями там предусмотрено, что отходы производства и потребления – это различного рода вещества, которые могут образоваться в результате обработки или переработки, оказания различного рода услуг и др.

Важно помнить, что отходами можно считать только те вещества, которые в дальнейшем не планируются для использования в производстве и подлежат полному удалению.

Это понятие является общепризнанным и действует на всей территории Российской Федерации.


Обработка отходов: определение

Отходы с различными классами опасности необходимо утилизировать и вывозить по разным правилам. Весь этот процесс входит в определение обработки отходов. Обработка включает в себя последовательное выполнение следующих действий:

  • сортировка;
  • разборка;
  • очистка.

Под сортировкой понимается распределение разных видов веществ по категориям и подвидам. Разборка предполагает разделение сложных вещей на составные части, а очистка – удаление опасных элементов и ядовитых материалов.

Обезвреживание отходов: определение

Очень важным элементом в сфере уничтожения отходов производства является их обезвреживание. В соответствие с федеральным законодательством под ним подразумевается такое изменение отходов производства, благодаря которому они теряют свои химически опасные свойства, уменьшаются в размерах и иным образом перестают представлять опасность для населения.

На территории российской федерации предусмотрена и специальная инфраструктура, предназначенная для обезвреживания. Это сооружения, возведённые по правилам, предусмотренным санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ.

Размещение отходов: определение

Под размещением понимается сбор и последующее хранения мусора, либо его полное захоронение.

Размещаются отходы, как правило, на полигонах, в амбарах и др. Важнейшим условием, которому должно соответствовать данное место — возможность изолирования опасных отходов от внешнего мира, чтобы они не наносили вреда ни населению, ни окружающей среде.

Накопление отходов 11 месяцев по закону

Федеральным законодательством в сфере охраны окружающей среды предусмотрено, что складирование на своей территории отходов в срок, не превышающий одиннадцать месяцев, именуется накоплением. После 11 месяцев должна происходить их последующая переработка.
Этим правилом пользуются практически все крупные предприятия.

Однако прямого указания в законе на то, что после 11 месяцев хранения отходы нужно уничтожать, нет.

Порядок и правила вывоза мусора

Накопление мусорных контейнеров на местности и несвоевременная уборка мусора может повлечь за собой возникновение массы негативных последствий, сюда относится и наличие различного рода вредителей (тараканов, мышей, крыс), распространение инфекций и др.

Для того чтобы разобраться в порядке вывоза мусора, необходимо обратиться к Постановлению Правительства №155. Там указано, что все бытовые отходы можно подразделить на две категории: твердые и жидкие.

Коммунальные отходы должны вывозиться путем заключения договора с подрядчиком. В этом договоре и содержатся положения о том, в какой срок должен производиться вывоз, каким именно образом должны обслуживаться контейнеры и др.

Время вывоза мусора по закону

Мусор может вывозиться в любое время суток. Как правило, это происходит в дневное время. Нужно отметить, что время указывается в договоре с управляющей организацией. В той ситуации, если вывоз мусора в то или иное время нарушает права и законные интересы жильцов близлежащих домов, то они могут обратиться с жалобой к подрядчику и потребовать изменение времени вывоза на более благоприятное.

Правила утилизации строительного мусора

Строительный мусор относится к отходам с повышенным классом опасности. К общим бытовым отходам его отнести нельзя. Складирование его вместе с бытовыми отходами невозможно. Поэтому при строительстве граждане обязаны вызывать специальную бригаду по вывозу строительного мусора, который и доставит его в места соответствующего хранения и последующей утилизации.

Как правило, в регионах принимаются регламенты, регулирующие порядок утилизации строительного мусора и правила его вывоза.

Что относится к твердым коммунальным отходам по закону

Под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы жизнедеятельности жилых домов, а точнее — их жителей.

ТКО является подвидом твердых бытовых отходов, под которыми понимаются такого рода отходы, которые получаются не только вследствие жизнедеятельности жилых домов, но и заводов, предприятий и др.

Правила вывоза твердых бытовых отходов

За вывоз такого рода отходов отвечает региональный оператор. Правовое регулирование вывоза осуществляется вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.

Вывоз отходов осуществляется в определенное время, предусмотренным региональным законодательством. Оператор должен вывезти мусор в ближайший к месту расположения контейнера полигон. В том случае, если вывоз в ранее время суток нарушает покой жильцов близлежащих к контейнеру домов, они могут также обратиться к оператору для изменения времени вывоза.

Какими федеральными законами регулируется деятельность по обращению с опасными отходами

Сюда входят следующие нормативные правовые акты:

  1. ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  2. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  3. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  4. Приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности» и другие.

Каждый из этих законодательных актов регулирует отдельные вопросы отнесения отходов к опасным, порядок их переработки и вывоза и иные существенные положения.

Правила утилизации опасных отходов

Опасные отходы могут быть утилизированы двумя видами: с помощью термической и плазменной переработки. На опасные отходы оформляются соответствующие паспорта. Уничтожение отходов без предварительного уведомления Роспотребнадзора невозможно. Переработка такого рода отходов осуществляется только специально уполномоченными организациями, имеющими на такую переработку лицензию.

Утилизация отходов 4 класса опасности

Переработка отходов такого класса предполагает совершение следующих действий:

  1. Выявление сроков природного разложения (в данном случае должно быть не более трех лет).
  2. Выявление возможности направления отхода на вторичное производство.
  3. Разработка мер по утилизации с наименьшими затратами и наименьшим негативным воздействием на окружающую среду.

Только после соблюдения всех этих условий и происходит утилизация.

Закон о продаже мусора

Государственная дума хочет принять закон по продаже домашнего мусора переработчикам (в июне 2019 года). Для этого предполагается первичная разборка мусора на стеклянные отходы, бумажные и др. После этого происходит его продажа специализированным предприятиям для переработки.
Причем, такие предприятия могут и не иметь лицензии на переработку, что в корне упростит процесс.

В следствие этого значительно уменьшится сумма в коммунальных платежках, так как туда не будет вноситься плата за вывоз мусора.

О вывозе мусора в сельской местности

Вывоз мусора в сельской местности осуществляется также на основании договора. Причем, в этом случае договор заключается непосредственно с администрацией сельского поселения, у которой уже в свою очередь заключены договоры на вывоз со сторонними организациями.

Договором предусматривается срок и порядок вывоз отходов производства и потребления (и прочего мусора), а также определяется плата, взимаемая за данное действие.

О мусорных контейнерах

Мусорные контейнеры должны быть расположены не ближе 100 метров от жилых домов. На одной площадке допускается одновременное размещение не более чем пяти контейнеров. Они могут быть как открытого, так и закрытого типа. В последнее время распространены именно закрытые контейнеры, код для открытия которых выдается жильцам дома, к которым и прикреплены мусорные контейнеры.

Статья 4 ФЗ 89

Данной статьей закрепляется важнейшее положение, которым регулируется правило переработки отходов. Отмечается, что отходы являются собственностью лиц, их фактически создавших.

Статья 11

Тут установлены правила, с помощью которых защищается экология в рамках переработки отходов от материалов, сырья, полуфабрикатов. Здесь в основу ложатся требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям, занимающимся переработкой.

Так, они должны отвечать требованиям федерального законодательства и постановлениям правительства, принимаемым в данной сфере.

Статья 12

В данной статье описываются требования, которые предъявляются к специальным местам складирования отходов. Сюда относятся различного рода полигоны, амбары и другие объекты. Они должны располагаться вдали от населенных пунктов. Складирование отходов должны происходить в порядке и по правилам, предусмотренным федеральным законодательством.

Статья 14

Здесь рассматривается порядок обращения с различными категориями отходов. В частности, речь ведется об материалах, относящихся к первой и последующей категориям опасности.

Как правило, отдельная переработка каждого класса регулируется отдельным постановлением правительства РФ.

Статья 15

Эта часть посвящена непосредственно лицам, имеющим доступ к переработке и транспортировке отходов различных классов опасности. Речь в данном случае идет о физических и юридических лицах. Установлены правила привлечения к ответственности конкретных должностных лиц в сфере нарушений по переработке отходов.

Статья 18

Эта статья носит абстрактный характер и закрепляет порядок правового регулирования в сфере обращения отходов.
Так, например, указывается закон об охране окружающей среды и иные правовые акты, являющиеся важнейшими в данной сфере.

Статья 24

Данная статья является очень важной. Она предусматривает порядок экономического стимулирования деятельности организаций, которые занимаются переработкой и утилизацией.

В качестве наиболее распространенных мер применяются налоговые льготы, предоставление бюджетных средств на развитие отрасли и др.

Статья 26

В этой статье закреплен порядок осуществления контроля в утилизационной сфере. Речь идет о производственном контроле, осуществляемом в рамках конкретной лицензированной организации.

Изменения в федеральном законе 89

Последние изменения в документе коснулись полномочий ОМС в сфере реализации отходов. Так, теперь им переданы полномочия по организации экологического воспитания населения.

Так же было изменено понятие сбора отходов, в частности, было убрано слово «поступление» отходов.

Скачать закон 89 ФЗ об отходах производства и потребления: последняя редакция

Скачать новый федеральный закон 2018 года можно здесь. ⇐

Последние изменения можно отследит на ресурсе Консультант Плюс.

Таким образом, законом определено, что относится к отходам, каким статусом они обладают и др. Информационный контроль в данной сфере осуществляется органами местного самоуправления и региональными властями.


Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4.1)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
    • Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами
    • Статья 4. Отходы как объект права собственности
    • Статья 4.1. Классы опасности отходов
  • Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами (ст.ст. 5 — 8.1)
    • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 7 (утратила силу)
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 8.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава III. Общие требования к обращению с отходами (ст.ст. 9 — 17)
    • Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов
    • Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами
    • Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
    • Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
    • Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
    • Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 13.3. Требования к федеральной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальным схемам обращения с отходами
    • Статья 13.4. Требования к местам (площадкам) накопления отходов
    • Статья 13.5. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов
    • Статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности
    • Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.2. Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.3. Государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности
    • Статья 14.4. Особенности обращения с отходами I и II классов опасности
    • Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
    • Статья 16. Требования к транспортированию отходов
    • Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
  • Глава IV. Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами (ст.ст. 18 — 20)
    • Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
    • Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
    • Статья 20. Государственный кадастр отходов
  • Глава V. Экономическое регулирование в области обращения с отходами (ст.ст. 21 — 24.5)
    • Статья 21. Основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами
    • Статья 22 (утратила силу)
    • Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
    • Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
    • Статья 24.1. Утилизационный сбор
    • Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
    • Статья 24.3. Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.4. Предоставление информации для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров
    • Статья 24.5. Экологический сбор
  • Глава V.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ст.ст. 24.6 — 24.14)
    • Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.8. Виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию
    • Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
    • Статья 24.11. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.12. Организация государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.13. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Статья 24.14. Российский экологический оператор
  • Глава VI. Государственный надзор в области обращения с отходами (ст.ст. 25 — 27)
    • Статья 25. Государственный надзор в области обращения с отходами
    • Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
    • Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
  • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (ст.ст. 28 — 29)
    • Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
    • Статья 29. Исковые требования о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
  • Глава VIII. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 29.1 — 31)
    • Статья 29.1. Переходные положения
    • Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления»

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября 2007 г., 23 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 18, 19 июля, 7, 21 ноября 2011 г., 25, 29 июня, 28 июля 2012 г., 23 июля, 21 октября, 25 ноября 2013 г., 21 июля, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 5, 31 декабря 2017 г., 29 июля, 25 декабря 2018 г., 26 июля, 2 августа, 16, 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года

Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года

ГАРАНТ:

См. План подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации настоящего Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 1998 г. N 1360-р

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Мусорная реформа: что это такое

В январе 2019 г. запущен новый проект Правительства РФ – мусорная реформа в России. Ее задача — передача обязанностей по вывозу, переработке, утилизации бытовых отходов компании-оператору.

Реформирование отрасли началось с внесения важных поправок в 89 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Подготовка изменений проводилась с 2011 года по указу Президента РФ В. В. Путина №781. В 2013 г. авторами из Минприроды разработана стратегия утилизации ТКО до 2030 г. Поправки в ФЗ-89 внесены 29.12.2014 законом номер 458. Было много горячих споров по общей концепции проекта. В 2016 году принят ряд Постановлений Правительства, определяющий следующие моменты:

  • порядок и схемы оборота твердых бытовых отходов;
  • ценообразование в сфере утилизации мусора;
  • порядок организации конкурса на компанию-оператора региона.

В декабре 2017 г. принят ФЗ-503, который определил порядок обращения с мусорными отходами с 01.01.2019. Взаимоотношения между оператором и гражданами регулируются Жилищным кодексом РФ. Договорные отношения определяются содержанием статей 435-438 ГК РФ. Сфера коммунальных услуг регулируется ФЗ-354 от 06.05.2011 г.

Мусорная реформа с 1 января 2019: что новое принесет нам программа?

Модель вывоза и размещения мусорных отходов переработана полностью. На смену ЖКХ придут лицензированные региональные операторы.

Сбор платы теперь будет производиться централизованно на счет компании. Тарифы устанавливаются региональными властями.

В идеале компания-оператор должна взять на себя обязательства по контролю за полным циклом обращения ТКО. То есть обеспечить вывоз мусора плюс его захоронение или вторичную переработку.

Меняется схема работ с бытовыми отходами. Их вывоз теперь считается отдельной услугой. В платежках эта строка называется «Обращение с ТКО». Оплата за услугу теперь начисляется по новым правилам. Закрываются полигоны с ТБО, не отвечающие требованиям и не внесенные в реестр. Все места складирования мусора должны быть приведены в соответствие с требованиями экологической безопасности и зарегистрированы.

Цель мусорной реформы

Законодатель с помощью реформирования мусорной отрасли пытается упорядочить систему работы с отходами. Сегодня вокруг населенных пунктов разрастаются свалки как официальные, так и несанкционированные. Лицензирование услуг по утилизации мусора должно решить проблему. Итогом реформы является наведение порядка в отрасли, пропаганда цивилизованного подхода при обращении с ТКО. Планируется открывать мусороперерабатывающие заводы, сокращать число свалок, бороться с незаконным выбросом мусора.

Где мусорная реформа началась, а где отложена?

Мусорная реформа в 2019 году вступила в действие с 1 января на всей территории России. Законодатель предусмотрел перенос сроков перехода на новую систему утилизации ТКО для некоторых регионов. Плавный переход необходим для приведения полигонов хранения ТБО в соответствие с законом.

На 3 года откладывают начало в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. За этот срок вышеназванные города должны разработать порядок обращения с отходами.

В период перехода вывоз мусора производят управляющие компании, они же и будут брать плату за услугу. Допускается использовать старые полигоны ТБО, которые не внесены в реестр.

При отсутствии регионального оператора субъекту дается отсрочка на его выбор до 01.01.2020. После этой даты изменения должны стартовать по всей стране. Порядок обращения с отходами определяют власти региона. Операторов может быть несколько, так, например, мусорная реформа в Московской области поделила регион на 7 зон, на каждой из них действует свой оператор.

Этапы мусорной реформы

Внедрение норм закона проходит в несколько этапов:

  1. Разработка местных схем обработки мусора.
  2. Проведение конкурса на компанию-оператора в регионе.
  3. Разработка и защита суммы тарифа за вывоз и утилизацию отходов.
  4. Строительство комплексов по переработке мусора.

2018 год давался на подготовку регионов страны к началу реформирования. Однако не все субъекты справились в полной мере. Кто-то не смог провести конкурс и выбрать компанию-оператора, в некоторых областях нет зарегистрированных полигонов ТБО. Поэтому Правительство допускает вывоз мусора на старые свалки до момента введения в эксплуатацию новых объектов.

Конкурс на место регионального оператора проводят местные власти. Организация должна иметь лицензию на право работы с отходами. Крупные регионы могут иметь несколько операторов, разделенных территориальным признаком. Если по каким-либо причинам конкурс не состоялся или оператор отказался от работы, власть может назначить своего оператора до проведения нового тендера.

Как вопрос решался раньше

Потребность в нововведениях по обращению с отходами назрела давно. Предприятия ЖКХ просто собирали мусор у населения и вывозили на полигон. Перерабатывалось не более 7% отходов.

Раздельный сбор мусора не практиковался нигде. Пластиковую и стеклянную тару можно было сдать только коммерческим организациям.

В селах и садоводческих товариществах договоры на вывоз могли вообще не заключаться. Жители сваливали отходы где попало, замусорив берега рек, лесные массивы, окраины населенных пунктов.

Многие полигоны не отвечают требованиям экоконтроля. Свалки несут угрозу экологической и эпидемиологической безопасности населения. В атмосферу выбрасываются вредные вещества от горения и разложения ТКО.

Финансирование вывоза мусора происходило по остаточному принципу. Из платежей за коммунальные услуги вычитались все расходы, остатки шли на утилизацию ТБО. Не было обязанности по сортировке мусора, практически отсутствовали заводы по переработке вторичного сырья. Оплата за услугу рассчитывалась за квадратный метр площади помещения.

Что изменится

Мусорная реформа с 1 января 2019 г. коснется всех жителей страны. Изменится способ расчета тарифов и порядок начисления. Окончательная цифра будет зависеть от количества прописанных человек или собственников жилья.

Утверждение тарифов производится на уровне региона. Каждый производитель мусора должен заключить договор с оператором на его вывоз. На полигонах запрещается прием отходов у частных лиц.

Из сферы коммунальных услуг утилизация мусора будет выделена особо. Полномочия передаются выбранным операторам. Они обязаны обеспечить инфраструктуру оборота отходов, привести в соответствие или закрыть действующие полигоны.

В перспективе запланирован переход на сбор мусора в отдельные контейнеры и его дальнейшая сортировка. Операторы должны будут взять на себя обязанности по обработке всех видов отходов, в том числе и опасных.

Для каждого вида мусора предусмотрена отдельная емкость. Стекло складывается отдельно от пластика и от пищевых отходов. Граждане и организации самостоятельно проведут разграничение отходов по видам. Планируется сокращения числа мусорных полигонов и увеличение вторичного оборота ТКО.

Как полагается заключать договор

Собственники обязаны заключить прямой договор с региональным оператором путем принятия оферты. Обязанность подписания контракта на утилизацию отходов распространяется на физических лиц, товарищества садоводов и огородников, коммерческие организации, предпринимателей. Договор заключается в письменном виде. Уклониться от этого не получится.

Фактическим принятием оферты считается первая оплата за вывоз отходов или выброс мусора в установленное место.

Разработана типовая форма договора. Дополнительные условия, объем, сроки вывоза мусора прописываются в тексте соглашения к договору.

Согласно ст. 24.7 ФЗ-89 стороны подчиняются следующим правилам:

  • договор носит публичный характер;
  • инициатором является оператор;
  • оператор не вправе дать отказ собственнику в заключении договора;
  • подписание контракта для всех производителей твердых коммунальных отходов обязательно;
  • документ составляется по типовой форме.

Для заключения договора нужно предоставить оператору данные собственника жилья и справку о количестве зарегистрированных лиц.

Кто отвечает за вывоз и утилизацию ТКО?

Согласно поправкам в ФЗ-89, в регионе назначается единый оператор по управлению твердыми коммунальными отходами. Организация выбирается на конкурсной основе. За тендер отвечает исполнительная власть региона. Конкурс проводится согласно Постановлению Правительства РФ № 881 от 5 сентября 2016 г.

Оператор заключает с гражданами договор, по которому обязуется за плату производить вывоз и утилизацию бытовых отходов. Граждане оплачивают услугу согласно утвержденному в регионе тарифу.

Когда конкурс не состоялся либо оператор отказывается от обязанностей по вывозу ТКО, глава субъекта вправе назначать компанию самостоятельно. Вывоз мусора имеет право производить организация, которая полностью отвечает требованиям закона. Операторами могут работать не только коммерческие, но и муниципальные и государственные унитарные предприятия с лицензией.

Компании по вывозу мусора существовали до внедрения новых правил. Однако их большое количество привело к неразберихе в данной области. Реформа значительно сократила число операторов.

Проверку мусора осуществляют граждане и активисты ОНФ. Проводятся рейды по выявлению незаконных свалок и недобросовестных операторов.

Какие тарифы за вывоз мусора установлены в регионах

Ранее плата за вывоз мусора взималась с квадратного метра жилья. Сейчас произошел перерасчет, и операторы берут плату с человека. Тарифы устанавливаются в каждом субъекте отдельно. Где-то тариф больше, где-то меньше.

Сумма зависит от нескольких факторов : удаленности полигона сбора мусора, наличия сортировки. Если площадка для размещения отходов находится недалеко от населенного пункта, то и стоимость доставки будет ниже. Сортировка мусора также включается в тариф. При установке раздельных контейнеров, которые можно купить, тариф уменьшится. В расчет принимаются расходы на банковскую гарантию оператора, затраты на захоронение ТКО и на сбыт.

Операторы вправе установить свои тарифы. Если в регионе их несколько, расценки могут различаться. Индексация тарифов будет производиться по общему правилу два раза в год.

Ответственность за неуплату

Все производители мусора обязаны оплатить его утилизацию. Не рассчитываться за мусор не получится. Эта услуга считается коммунальной, и за просрочку платежей начисляется пени. Если собственник уклоняется от заключения договора, то счета придут все равно по информации органа местного самоуправления. Оператор вправе обратиться в суд о взыскании с неплательщика суммы долга и пени.

Другой случай, если услуга не была оказана оператором. Так, при выставлении счета за невывезенный мусор собственник имеет право его не оплачивать и обратиться с претензией к обслуживающей фирме.

Предусмотрены ли льготы

Льготные категории граждан по мусорной реформе:

  • инвалиды;
  • ветераны войны и труда;
  • участники войны;
  • ликвидаторы аварии на АЭС;
  • многодетные семьи;
  • малоимущие и пенсионеры.

Для данных плательщиков предусмотрено субсидирование платежей. Оформить помощь можно в отделе социальной защиты населения по месту жительства. Тем гражданам, которые уже пользуются льготами по оплате коммунальных услуг, обращаться повторно на оформление не нужно.

Митинги и протесты против мусорной реформы

Последние новости мусорной реформы вызвали неоднозначную реакцию в обществе. С февраля по июнь по стране прокатилась волна возмущений и акций против нововведений. Народ говорит о необоснованном повышении тарифов, отсутствии полигонов ТБО, размещении новых свалок, «обязаловке» при заключении договора с оператором. Митинги организуются партиями КПРФ, ЛДПР и просто несогласными с реформой гражданами.

На популярных сайтах в сети созданы петиции против закона. Комментарии пестрят негативными отзывами. Обсуждения реформы ведутся на каналах ТВ, в соцсетях.

По мнению многих граждан, нормативы на выброс мусора завышены. Люди требуют произвести пересмотр платы исходя из фактического объема мусора. Некоторые считают, что изменения закончатся провалом.

В начале года в регионах, где не успели определиться с региональным оператором, граждане столкнулись с беспределом. Накопленные за новогодние праздники горы мусора никто не спешил вывозить. Старые компании уже не имели права заниматься вывозкой, а новых еще не нашли. Разразился скандал с привлечением СМИ.

Проблемы реализации мусорной реформы

С момента принятия изменений в 89-ФЗ до момента начала реформы прошел год, закон вступает в силу. Не все регионы смогли подготовиться к отмене старого порядка. Во многих населенных пунктах реформирование начало буксовать.

Кроме неготовности на местах, противоречия отмечены в самом нормативном акте. Реформа разработана «на перспективу». Некоторые положения реализовать сейчас сложно. Требуется предварительная подготовка, дополнительное техническое оснащение.

Сортировка ТБО почти нигде не применяется. На то, чтобы люди привыкли выбрасывать мусор в разные контейнеры и видели в этом смысл, потребуется время. На площадках должны стоять емкости под разные виды отходов. Транспорт для вывоза такого мусора должен быть специализированным, чтобы отбросы разных видов не смешивались при транспортировке.

Есть вопросы и по размещению баз отходов. Расположение полигона в 50 км от населенного пункта не вполне оправдано в регионах с высокой плотностью населения. Придется размещать их на большем расстоянии, что скажется на величине тарифа на вывоз.

Количество выбрасываемых отходов определено нормативами. Их разработка находится в ведении местной власти. Есть прецеденты, когда ТСЖ отказывались платить, так как фактический объем мусора был значительно ниже установленного. Люди не согласны тратиться на неоказанные услуги. Приводятся аргументы, видеосъемка объема вывозимого мусора. Верховный суд занимает противоречивую позицию по делам такого рода.

Перспективы и необходимость реформы в РФ

Завалы бытовых отходов, загрязнение окружающей среды стали национальной проблемой страны. Увеличение количества пластика происходит в геометрической прогрессии. Свалки мусора грозят перерасти в экологическую катастрофу.

Президент поручил Дмитрию Медведеву разработать ряд мер по изменению ситуации. Результатом стали свежие поправки в законодательство и решение реформировать существующую систему.

Несмотря на массовые выступления, реформа продвигается своим ходом. Депутаты при разработке концепции предусмотрели долговременные цели. Необходимость менять всю систему утилизации мусора назрела давно. Предлагается организовать переработку вторичных отходов – стекла, пластика, бумаги. Вместо полигонов надо строить линию современных мусоросжигательных комплексов. Система золоуловителей и фильтров делает такие заводы безопасными для окружающей среды.

Необходимо воспитать в гражданах ответственность за выброс мусора. Реформа способствует сокращению незаконных стихийных помоек. Раздельный сбор и сжигание остатков должно привести к сокращению свалок.

Мусорная реформа в сельской местности и частном секторе

Жителей деревни и владельцев дач обязали принять участие в реформе наравне со всеми. Собственники ИЖС заключают договор с оператором самостоятельно, садовые товарищества выступают от имени юридического лица.

Если ранее многие жители сжигали мусор или вывозили самостоятельно, этому пришел конец: нужно передать эту обязанность обслуживающей фирме. Договор заключать все равно придется, так как вступил в силу запрет на прием мусора у всех, кроме официального оператора. Предполагается применение пониженных ставок тарифа для жителей сельской местности.

На текущий момент вывоз мусора на селе не организован должным образом. Где-то действуют нормативы по объему с одного дома, где-то вообще селяне справляются своими силами. Бытовые отходы сжигаются, отравляя окружающую среду.

Новые требования запрещают вывозить мусор на полигон самостоятельно. Заключение договора будет производиться с каждым собственником. Это принесет пользу и максимально сократит несанкционированный выброс отходов.

Незаконные свалки и штрафы

Несанкционированные свалки остаются вне закона. Массовость загрязнения нарастает с каждым годом. Госдума рассматривает законопроект об увеличении штрафов. Предполагается наказывать организации на сумму в 800000 рублей, а граждан — 8000 рублей. Должностные лица, виновные в выбросе мусора в неположенном месте, получат штраф в 70000. Предложено приостанавливать деятельность юридических лиц на срок до 3 месяцев.

Помимо штрафа, виновного обяжут ликвидировать свалку и провести восстановление и оздоровление почвы. Это повлечет за собой дополнительные расходы. При обнаружении незаконного выброса мусора граждане имеют право подать жалобу в местную администрацию или природоохранную прокуратуру.

Что будет с нынешними мусорными полигонами?

Полигоны ТБО на практике не соответствуют требованиям закона. Предполагается создание новых площадок для захоронения отходов. Полигоны необходимо зарегистрировать в Росреестре. Для этого необходимо подать заявление и перечень документов.

Экологически безопасный полигон – комплексное сооружение. Переработка отходов происходит в соответствии с требованиями Росприроднадзора. Придуманы специальные защитные прокладки от соприкосновения мусора с грунтовыми водами. Масса тщательно утрамбовывается. Система газоотводных трубок предотвращает скопление газа. Нововведение – применение реагентов, которые препятствуют распространению запаха.

Действующие полигоны предложено «оздоровить» и привести в соответствие с требованиями. Рекультивация свалок будет проводиться по региональным схемам. В рамках нацпроекта «Экология» предусмотрено выделение для этой цели бюджетных средств. Регионы занимаются подготовкой документации для получения этих денег.

131 мусороперерабатывающий комплекс построят на территории России. Объем перерабатываемого мусора увеличится до 60% вместо текущих 7%. На месте рекультивированных полигонов через некоторое время построят новые объекты инфраструктуры.

Несмотря на ряд проблем, которые вскрывает реформа, несовершенство законодательства, меры по преобразованию отрасли вводятся в жизнь. Пункты сбора мусора и полигоны приводятся в соответствие с правилами экологической безопасности, устраняются несанкционированные свалки. Единые операторы контролируют оборот мусора в регионах.

Новый закон о вывозе мусора

В начале 2019 года вступил в силу новый закон о вывозе мусора. Транспортировка твёрдых бытовых отходов (ТБО) превратилась в дополнительную коммунальную услугу, требующую отдельной оплаты.

Почему необходимы изменения в законодательстве?

Несколько лет потребовалось федеральной власти для того, чтобы модернизировать закон о сборе, транспортировке и утилизации мусора. Вместе с идущим в рост уровнем жизни россиян растёт и количество выбрасываемых отходов. Все полигоны России «трещат по швам», открытие новых свалок требует резервирования новых территорий, которые могли бы быть использованы для других, более перспективных целей.

Важно: Ещё одна проблема РФ – несанкционированные свалки мусора, число которых ежегодно увеличивается, несмотря на запреты и угрозу штрафов.

Согласно законодательству с 1 января уборкой несанкционированных свалок должны заниматься местные власти. Данная мера положительно скажется на федеральном бюджете, чего не скажешь о региональных бюджетах. Однако мера эта справедливая, так как именно попустительство местного управления становится причиной образования незаконных мусоросвалок.

Новый закон обязывает регионы определить оператора, который будет отвечать за вывоз отбросов. Не все региональные власти успели к началу действия изменений найти такого оператора. Неуспевшим областям дана отсрочка для качественного решения вопроса.

Суть продвигаемой реформы

Новый закон направлен на то, чтобы изменить экологическую ситуацию в России. Огромное количество ежедневно, ежегодно образуемых отходов негативно сказывается на состоянии окружающей среды. Происходит загрязнение почвы, воздуха и воды. Это отрицательно влияет на качество потребляемых населением продуктов и, соответственно, на состояние здоровья граждан.

Федеральный закон разрешает товариществам собственников жилья (ТСЖ), управляющим компаниям (УК) и прочим формам управления жилыми домами самостоятельно регулировать размеры оплаты за вывоз мусора. Данная норма закреплена на местном уровне.

В ч. 4 ст. 154 ЖК РФ сказано о том, что с 2019 года вывоз отходов становится отдельной услугой, действующей наравне с услугами по поставке воды, электричества и т. п.

Оплачивать транспортировку мусора до заводов по переработке мусора или полигонов будут:

  • собственники нежилых построек;
  • владельцы садоводческих участков;
  • жильцы многоквартирных домов;
  • собственники дач;
  • владельцы частных домов.

Согласно новым узаконенным правилам вывоз мусора должны оплачивать владельцы всех форм помещений.

Операторы, взявшие на себя ответственность за перевозку отходов, должны руководствоваться пунктами № 89 ФЗ «Об отходах потребления», датированным 24.06.1998. Порядок действий рассматривается в статье 26.4.

Важные пункты законодательства

Ещё на этапе разработки законопроекта было введено новое понятие – твёрдые коммунальные отходы или ТКО. Это утиль, образуемый в жилых помещениях, как результат деятельности:

  • юридических лиц;
  • физических лиц;
  • предпринимателей.

Также к ТКО относится всё, что утратило первоначальные свойства и не может быть использовано в дальнейшем. В категорию входят:

  • мусор, образовавшийся в результате осуществления косметического ремонта;
  • предметы мебели;
  • бытовая техника;
  • пищевые отбросы;
  • металл;
  • бумага;
  • пластик и т. п.

Изменённые правила утилизации призваны приучить граждан к раздельному сбору утиля. На контейнерных площадках вскоре будут размещаться баки разных расцветок. Каждый цвет соответствует определённому виду мусора.

Договорённость

В законе за №89-ФЗ, статье 24,7, пункте 5-м предлагается форма договора на предоставление сервиса по обращению с ТКО.

В документе обязательно указываются дата заключения соглашения и место. В нём должно быть чётко прописано наименование оператора и лаконично дана информация о нём, перечислены обязанности компании-оператора, которая будет заниматься утилизационными вопросами.

В договоре должны быть перечислены все необходимые потребителю сведения:

  • где будет складироваться мусор;
  • по каким тарифам работает поставщик услуги;
  • график вывоза отбросов.

Процедура уборки свалок

Одна из целей постановления о вывозе мусора – полное уничтожение незаконных свалок. Назначенный властью оператор должен выявлять их в городской и сельской местности, и предпринимать меры для ликвидации несанкционированных мусоросвалок размером более 1 м3.

Кто несёт ответственность за вывоз мусора?

Вывоз отходов с контейнерных площадок осуществляет региональный оператор, назначенный властью. В роли такового может выступать компания, которая отвечает всем требованиям закона. ГУПы и МУПы могут заниматься перевозкой утиля только при наличии соответствующей лицензии.

Если оператор обнаруживает несанкционированную свалку, он должен действовать следующим образом:

  1. Узнать, кто является владельцем территории расположения незаконного сброса отходов.
  2. Обратиться к собственнику с официальным требованием в течение 30 суток ликвидировать свалку.
  3. Проверить выполнение предписания.
  4. Если требование не выполнено, обратиться в судебную инстанцию.

Важно: Ликвидировать несанкционированную свалку обязан владелец участка, на котором она образовалась. Оператор обязан проконтролировать решение этого вопроса.

Мусоропроводы

За состояние мусоропроводов, размещённых в многоквартирных домах, по закону, отвечают управляющие компании. Им вменяется в обязанности:

  • содержать мусоропроводы в должном санитарном состоянии;
  • поддерживать порядок в зоне выброса отходов;
  • своевременно осуществлять очистку, дезинфекцию и дезинсекцию.

Для проведения последнего устанавливается график. Также могут быть приняты внеплановые меры очистки, если возникнет такая необходимость.

Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

С начала 2019 года все контейнерные площадки регистрируются в специальном реестре. Ответственность за учёт всех мест складирования утиля ложится на плечи муниципальных властей. С ними нужно согласовывать вопросы организации новых мест для размещения мусорных контейнеров.

За содержание огороженных платформ с баками для отбросов, как и до вступления закона в силу, отвечают УК.

Как формируются новые тарифы?

Реформа предусматривает 2 варианта тарификации услуг по вывозу, утилизации и переработке ТКО:

  1. По жилой квадратуре. Тариф будет зависеть от того, сколько квадратных метров принадлежит владельцу площадей.
  2. По числу людей, живущих на жилых площадях.

Важно: Если граждане, проживающие в зоне контейнерного участка, намерены разделять отходы по видам, данный факт также должен быть учтён при разработке тарифов.

При решении собирать утиль раздельно, оборудуется специальная контейнерная площадка со специализированными баками, дающими возможность вывозить ТКО раздельно. Подсчитано, что данный вид сбора утиля более экономен для людей, так как в этом случае расчёт оплаты за транспортировку будет делаться с учётом общих объёмов вывозимого мусора.

Закон не обошёл стороной людей, проживающих в деревнях и частном секторе. С данной категории оплата взымается только в том случае, если созданы требуемые условия для вывоза отбросов:

  • размещены контейнеры в необходимом количестве;
  • составлен график очистки или замены баков;
  • площадка содержится в должном состоянии.

Закон даёт общие установки, которые должны регулироваться на местном уровне. Так, в Томской области согласно постановлениям правительства для частных домовладений был установлен тариф, который оказался слишком велик для проживающих в сельской местности граждан. Сложившееся положение изменил пересмотр тарифов местными властями.

Кому оплачивать?

Посредником между жильцами и региональным оператором является управляющая компания, потому плата на услугу по вывозу мусора перечисляется на её счёт. Затем УК отправляет сумму оператору.

Если граждане не заключили договор с УК либо по каким-либо причинам расторгли ранее заключённый договор, деньги перечисляются напрямую на счёт регионального оператора. Владельцы садовых дачных участков платят за вывоз отходов со своих территорий.

Если на дачном участке прописаны люди, тарифы рассчитываются в соответствии с выбранными нормами. Если на даче никто не прописан, оплата рассчитывается в соответствии с общим объёмом вывозимого утиля.

Что изменилось для граждан России?

После вступления в силу нового закона россияне ощутили и ещё ощутят много изменений:

  1. В регионах объявляются тендеры на определение оператора, который будет заниматься вывозом и утилизацией отходов.
  2. Оплата вывоза утиля больше не является жилищным расходом. Вопрос больше не находится в ведении управляющих компаний. С изменением закона тарификацию регулируют региональные власти. Отказываться от платежа нельзя. В квитанции он выделен отдельной строкой.
  3. Как физические, так и юрлица, обязаны заключить договор с выбранным тендером оператором. Это требование актуально как для граждан, живущих в частных домах, так и для лиц, проживающих в многоквартирных постройках, а также организаций.
  4. Соглашение с региональными операторами должны подписывать и садоводческие объединения. Для них тариф рассчитывается, исходя из количества граждан, зарегистрированных в объединении.
  5. На размер ежемесячной оплаты влияют различные коэффициенты, которые применяют к разным типам жилых площадей. Предусмотрена также категория льготников. Чтобы подтвердить наличие льготы, нужно обратиться в местный орган социальной защиты.
  6. При разработке ежемесячного тарифа в расчёт может браться количество жильцов.
  7. Отказ от подписания контракта с оператором не освобождает отказавшегося от обязанности своевременно вносить плату за вывоз мусора и его переработку.

По закону, устанавливаемые тарифы должны быть приемлемы для всех сторон участников договора.

Мера ответственности за нарушения

Законом установлены правила по обращению с ТКО. Несоблюдение этих правил влечёт за собой такую ответственность:

  • скапливание мусора, препятствующее соблюдению санитарно-гигиенических норм, — штраф от 2 000.00 до 3 000.00 рублей;
  • сжигание утиля не в специальных ёмкостях – штраф от 1 500.00 до 2 500.00 рублей;
  • нарушение правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами – от 1 000.00 до 2 000.00 рублей.

Граждане должны перестать сжигать мусор на своих участках. Это является не только нарушением законов, постановлений и приказов местного и федерального уровня, но фактором, причиняющим вред окружающей среде.

Новый закон – это необходимая мера, призванная остановить ухудшение экологии. Граждане должны понимать, что одному государству не под силу справиться с ситуацией. От людей требуется не только соблюдение предписаний и законов, но и осознание своей ответственности за состояние окружающей среды. Законы и санкции нужны только тем, кто бездумно вредит природе, не думая о будущих поколениях.

Отход это 89 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *