102 постановление правительства

Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. № 102

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ И УСЛОВИЯХ ДОПУСКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ,
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.06.2015 № 528, от 22.04.2016 № 337)

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — перечень).

2. Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

2(1). В случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Министерством экономического развития Российской Федерации.

2(2). Установить, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в него.

3. Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств — членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

3(1). При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями заявки (окончательные предложения), которые содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член Евразийского экономического союза, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.

4. Установленные настоящим постановлением ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, не применяются в следующих случаях:
размещение извещений об осуществлении закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленные до вступления в силу настоящего постановления;
осуществление закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 февраля 2015 г. № 102

ПЕРЕЧЕНЬ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ
ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ
УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2016 № 337)

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014

Наименование вида медицинских изделий <*>

18.21.11.111
18.21.21.111
18.21.30.411
18.21.30.412

14.12.11
14.12.21
14.12.30.131
14.12.30.132

Одежда медицинская

Наборы реагентов для выявления инфекционных агентов методом полимеразной цепной реакции

24.41.60.363
24.41.60.364

21.10.60.196
21.10.60.196

Наборы реагентов для количественного и качественного определения иммуноглобулинов/антигенов инфекционных агентов методом иммуноферментного анализа

24.41.60.384
24.41.60.391

21.10.60.196
21.10.60.196

Наборы реагентов для количественного определения гормонов методом иммуноферментного анализа

Наборы биохимических реагентов для определения факторов свертывания крови

Наборы реагентов для выявления инфекционных агентов методом полимеразной цепной реакции

24.42.24.120
24.42.24.131

Салфетки антисептические спиртовые

Наборы (комплекты) реагентов для гематологических анализаторов

Наборы реагентов для определения групп крови и резус-фактора

Наборы биохимических реагентов для определения ферментов

Наборы биохимических реагентов для определения факторов свертывания крови

Наборы реагентов для фенотипирования крови человека по групповым системам резус, Келл и Кидд

24.42.24.140
24.42.24.141
24.42.24.142
24.42.24.143

14.19.32.120
14.19.32.120
14.19.32.120
14.19.32.120

Специальные хирургические одноразовые стерильные изделия из нетканых материалов для защиты пациента и медицинского персонала

Питательные среды селективные и неселективные

Наборы биохимических реагентов для определения субстратов

Наборы биохимических реагентов для определения ферментов

Наборы (комплекты) реагентов для гематологических анализаторов

Контейнеры для биопроб полимерные

29.23.13.331
29.23.13.335
29.23.13.990

28.25.13.111
28.25.13.115
28.25.13.119

Холодильники комбинированные лабораторные;
холодильники фармацевтические;
медицинские морозильники

Томографы компьютерные с количеством срезов от 1 до 64

Системы однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (гамма-камеры)

33.10.11.112
33.10.11.113

26.60.11.112
26.60.11.113

Рентгендиагностические комплексы на 2 рабочих места;
рентгендиагностические комплексы на 3 рабочих места;
рентгендиагностические комплексы на базе телеуправляемого стола-штатива; флюорографы; маммографы; рентгеновские аппараты передвижные палатные

Электрокардиографы

Кардиомониторы прикроватные; комплексы суточного мониторирования ЭКГ

Анализаторы глюкозы

Иглы корневые

Микромоторы пневматические для наконечников стоматологических;
наконечники для микромоторов; наконечники стоматологические турбинные

Иглы хирургические

Шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них

Ножницы микрохирургические

Боры зубные твердосплавные

Пинцеты микрохирургические

Иглодержатели микрохирургические

Микрохирургические инструменты для офтальмологии

Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, в том числе и с микрофильтром

Контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования крови;
устройства с лейкоцитарным фильтром;
устройства для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов

Зеркала гинекологические полимерные по Куско;
наборы гинекологические смотровые одноразовые стерильные

Одежда медицинская

Имплантаты для остеосинтеза

Слуховые аппараты неимплантируемые

Устройства электрофореза белков сыворотки крови на пленках из ацетата целлюлозы

Анализаторы свертывания крови

Анализаторы билирубина;
анализаторы белка в моче;
анализаторы биохимические полуавтоматические

Гемоглобинометры

Глюкометры индивидуальные

Амплификаторы детектирующие для обеспечения исследований методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени

———————————
<*> При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.

Ответы ФАС и Минфина РФ: КТРУ и ПП РФ №102

Когда я опубликовал пост, где выложил шпаргалку, которая помогает отнести химреактивы к тем или иным группам, указанным в Постановлении Правительства РФ № 102, в комментариях была поднята одна очень интересная тема.

Тема эта касается применения вышеуказанного Постановления Правительства РФ № 102 (далее — ПП №102) при осуществлении закупок химреактивов, которые включены в КТРУ.

Объясню кратко. В ПП №102 наборам биохимических реагентов для определения ферментов и субстратов сопоставлен код ОКПД2 21.20.23.111. Вместе с тем, в КТРУ данным реагентам сопоставлен код ОКПД2 21.20.23.110. Таким образом некоторая часть заказчиков считает, что в этом случает ПП №102 применять не нужно, так как код ОКПД2 21.20.23.110 отсутствует в ПП №102. Я с этим не согласен, так как это противоречит логике и здравому смыслу.

С этим вопросом я обратился в Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ и ФАС. Вот что я написал в обращении:

Прошу разъяснить правила применения ограничений и условий допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102) при осуществлении закупок химических реактивов и реагентов в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В перечень №1 (перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд), утвержденном постановление № 102, включены в том числе следующие группы химических реактивов:
21.20.23.111 Наборы биохимических реагентов для определения ферментов;
21.20.23.111 Наборы биохимических реагентов для определения субстратов.
Также в Постановлении № 102 указано следующее: «*При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.»
Вместе с тем, множество биохимических реагентов для определения ферментов и субстратов включено в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ). В КТРУ вышеуказанным реагентам присвоен код ОКПД2 21.20.23.110, что указано в разделе «Справочная информация» позиции КТРУ. Данный код ОКПД2 отсутствует в Перечне №1, утвержденном Постановлением № 102.
Примеры:
21.20.23.110-00000451
21.20.23.110-00000210
Следует ли применять национальный режим в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением № 102 при осуществлении закупок биохимических реагентов, которые включены в КТРУ и которым присвоен ОКПД2 21.20.23.110, отсутствующий в Постановлении № 102.
Данный вопрос возникает по причине того, что код ОКПД2 21.20.23.111 включенный в Постановление № 102 входит в код ОКПД 2 21.20.23.110, присвоенный в КТРУ.

И вот в конце марта я получил ответы от ФАС и Минфина РФ:

Прочитали? Остались вопросы? У меня тоже! В общем на сегодняшний день этот вопрос остается открытым.

P.S. Я применяю ПП №102 при осуществлении закупок реагентов, которые входят в КТРУ и считаю это правильным.

Постановление Правительства Российской Федерации №102 и его применение в сфере государственных закупок медицинских изделий

Регулирование сферы осуществления государственных и муниципальных закупок осуществляется с помощью большого числа нормативных актов, носящих как законодательный характер, так и характер подзаконных, к числу которых относятся различные Постановления Правительства Российской Федерации. Одним из таких федеральных подзаконных актов является Постановление Правительства Российской Федерации №102, датируемое 5 февраля 2015 года. Оно получило наименование «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий…». Правовое действие данного Постановления распространяется, в первую очередь, на изделия, используемые в сфере системы здравоохранения, которые производятся из ПВХ-материалов и имеют иностранное происхождение.

Постановление Правительства Российской Федерации №102 как один из регламентирующих нормативных актов для закупки некоторых видов медицинских изделий

На данное Постановление возложена обязанность по регулированию вопросов, связанных с допуском к закупкам иностранных производителей медицинских изделий. Однако регулирование происходит таким образом, что заказчики обязаны использовать данный нормативный акт при определении тех производителей или поставщиков, которые могут быть допущены до проведения той или иной закупочной процедуры.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Несмотря на то что в данный федеральный нормативный акт были внесены различные изменения, в том числе в июне 2019 года (на основании последних изменений были скорректированы перечни товаров, закупки которых должны проводиться с использованием положений данного Постановления), данное Постановление должно использоваться во всех случаях, подпадающих под его действие.

Государственные и муниципальные заказчики, для которых использование Постановления №102 является обязательным

Действие Постановления Правительства №102 от 5 февраля 2015 года распространяется на достаточно широкий круг государственных и муниципальных заказчиков. В первую очередь, использование данного федерального нормативного акта должно осуществляться теми государственными и муниципальными заказчиками, которые закупают различные медицинские изделия для осуществления своей деятельности.

К числу заказчиков, которые должны использовать данное Постановление при проведении закупок для удовлетворения своих нужд при обеспечении бесперебойного функционирования и решения задач и целей своего создания, относятся:

  • государственные учреждения здравоохранения, которые оказывают медицинскую помощь населению Российской Федерации с использованием тех медицинских изделий, которые перечислены в перечнях данного федерального подзаконного нормативного акта;
  • муниципальные учреждения здравоохранения, осуществляющие закупки самостоятельно или с использованием услуг специальных централизованных органов осуществления закупочной деятельности, для осуществления профессиональной деятельности которых необходимо осуществлять закупки различных медицинских изделий, в том числе тех, которые изготовлены из ПВХ-материалов;
  • государственные, муниципальные учреждения здравоохранения, а также коммерческие учреждения, которые оказывают помощь различным категориям населения государства, в том числе на основании использования услуг Фонда социального страхования (по полисам ОМС), получая за такое оказание услуг помощь в виде перечисления средств из различных уровней бюджетов государства (от муниципального до федерального).

В отношении коммерческих организаций здравоохранения использование указанного Постановления Правительства РФ №102 происходит, в первую очередь, на усмотрение руководства такой организации.

Необходимость использования данного Постановления определяется долей государственного участия в такой организации в части ее финансирования.

Правила применения

Использование Постановления Правительства Российской Федерации №102 государственными и муниципальными заказчиками и приравненными к ним лицами происходит следующим образом:

  • при проверке поданных заявок либо окончательных предложений заказчик должен отклонить все те заявки и предложения, которые содержат информацию о возможности поставки товаров, включенных в перечни 1 и 2 указанного нормативного акта, если такие товары имеют иностранное происхождение за исключением случаев, когда такие товары произведены в странах Евразийского экономического союза;
  • отклонение всех поданных заявок и предложений, где зафиксирована возможность поставки товаров иностранного происхождения, происходит только в том случае, если имеются две и более заявки, в которых поставляемые товары имеют происхождение из Российской Федерации или стран Евразийского экономического союза, что подтверждено документально, например, с помощью сертификатов, декларирующих страну происхождения поставляемого товара;
  • если на участие в закупке поданы только две заявки, одна из которых содержит предложения о закупке товаров, имеющих происхождение из стран Евразийского экономического союза, а другая – из иного иностранного государства, к участию в закупке допускаются обе поданные заявки;
  • заказчику запрещено для ограничения конкуренции одновременно включать в закупку товары, относящиеся к перечням 1 и 2 и не относящиеся к этим перечням, так как это станет прямым ограничением возможности участия различных исполнителей в такой закупке;
  • при формировании документации о закупке при условии, что предметом закупки является группа товаров, относимых к перечню 2 Постановления №102, заказчик обязан произвести все расчеты начальной максимальной цены потенциально заключаемого контракта в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации №759н/3450 от 4 октября 2017 года;
  • в перечень обязательных документов, которые потенциальный исполнитель контракта должен приложить к своей заявке на участие, заказчик обязан включить акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации либо аналогичный документ, который был выдан специально уполномоченным органом государства-участника Евразийского экономического союза, о доле иностранного сырья, использованного при производстве поставляемого товара, а также о его процентной доле в итоговой стоимости поставляемого товара;
  • также заказчик обязан включить в требования к потенциальным исполнителям еще одно положение – о предоставлении документов, подтверждающих происхождение того или иного товара в части определения страны производителя.

Что же касается исполнения контракта, то в ходе его, если такой контракт был заключен во исполнение положений указанного выше Постановления, не допускается осуществлять замену товара на товар, имеющий другую страну происхождения, нежели указанная в документации, подготовленной при подписании контракта.

Если товар, поставляемый по контракту, включен в один из перечней, содержащихся в данном нормативном акте, не может быть поставлен, и исполнителем предлагается его замена на другой товар, заказчик не имеет права согласиться на осуществление такой замены.

Правило запрета замены товара из иностранных государств, кроме членов Евразийского экономического союза, действует только в том случае, если на этапе рассмотрения заявок и окончательных предложений были отклонены заявки и предложения, по которым могли быть поставлены иностранные товары. Если такого отклонения не было, то замена возможна на основании подписания соответствующего дополнительного соглашения.

Перечни закупаемых товаров

Перечень №1 медицинских изделий, которые должны закупаться на основании положений Постановления Правительства РФ №102, претерпел последние изменения в июне 2019 года. Данные изменения коснулись его содержания в части закупки определенных видов медицинских изделий.

Так, в соответствии с положениями данного перечня, теперь с соблюдением условий, указанных для проведения закупок, в рамках рассмотренного выше федерального подзаконного нормативного акта должны проводиться тендерные процедуры, где предметом закупок будут выступать:

  • различные виды медицинской одежды (в том числе используемой для поддержки необходимой физической формы), а также нетканые материалы, которые используются для защиты пациентов и лечащего состава при оказании различных медицинских услуг;
  • санитарно-гигиенические изделия, в том числе обладающие абсорбирующими свойствами за исключением имеющих сверхмалые размеры;
  • медицинские изделия, используемые для дезинфекции и обеспечения антисептической обработки;
  • различные наборы реагентов для проведения исследований, а также специальные селективные среды для проведения биологических и биохимических исследований;
  • перевязочные материалы, в том числе для проведения хирургических вмешательств, а также отбеленная хлопчатобумажная медицинская марля;
  • специализированные матрацы и подушки, которые используются для исключения появления пролежней у пациентов;
  • оборудование для проведения химических, биологических исследований, а также для обследования пациентов как методом внешнего осмотра, так и с использованием специального оборудования (например, томографов, маммографов и т. д.);
  • медицинские изделия, используемые для осмотра пациентов в рамках консультаций специалистов (если такие консультации предполагают одновременное предоставление информации об имеющемся состоянии пациента), а также для медицинских манипуляций, не требующих длительной подготовки (например, оборудование и расходные материалы для оказания медицинской помощи стоматологами);
  • комплексы реанимационного оборудования;
  • комплексы неонатологического оборудования для создания возможности жизни и комфортного существования новорожденного;
  • стерилизационное оборудование;
  • офтальмологические линзовые медицинские изделия;
  • терапевтическое оборудование (например, гидромассажные ванны и душевые кабины);
  • вспомогательное медицинское оборудование для облегчения передвижения пациентов (кресла-коляски, ходунки, трости);
  • медицинские изделия эстетической направленности, используемые при протезировании конечностей.

Перечень №1 содержит наименование медицинских изделий, а также коды ОКПД-2, которые должны быть использованы для определения предмета закупки при оформлении документации к такой закупке.

Перечень №2 содержит 6 групп видов медицинских изделий одноразового использования, которые производятся из поливинилхлоридных пластиков, в отношении которых применяются ограничения относительно допуска их к поставке в случае подтвержденного иностранного происхождения. В настоящее время эти группы выглядят следующим образом:

  • медицинские одноразовые устройства, которые могут быть использованы для переливания крови, ее заменителей либо специальных растворов инфузионного типа (например, базовые растворы для переливаний внутривенным способом, наборы для увеличения длины магистралей, используемых для переливания внутривенным способом и т. д.);
  • медицинские контейнеры, используемые для хранения донорской крови, а также препаратов из ее компонентов, а также для заготовки таких препаратов и самой крови и для их транспортировки (например, педиатрические наборы, фильтры и т. д.);
  • медицинские изделия, относимые к расходным материалам для аппаратов, используемых для искусственной вентиляции дыхательной системы пациента (например, специализированные анестезиологические дыхательные контуры);
  • группы расходных материалов, которые используются для аппаратов плазмафереза либо тромбоцитофереза, если речь идет о донорском материале (например, наборы расходных материалов для сбора плазмы различными методами и технологиями);
  • расходные материалы, относящиеся к медицинским изделиям, используемые в аппаратах искусственного кровообращения (экстракорпорального кровообращения, например, наборы расходных материалов, состоящие из оксигенаторов и магистралей);
  • кало- и мочеприемники, используемые в том числе для реабилитации пациентов, имеющих различные проблемы в работе организма в части реализации функций выделения кала и мочи.

Как и в случае с Перечнем №1, для товаров, включенных в Перечень №2, существует правило, в соответствии с которым заказчик обязан при формировании предмета закупки указывать данные и о наименовании закупаемого товара, и о его коде в соответствии с ОКПД-2.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567

102 постановление правительства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *