Оплата муниципального жилья

Все мы являемся собственниками либо нанимателями жилья. Наем жилого помещения возможен коммерческий, когда квартира арендуется у собственника – физического или юридического лица, – и социальный.

В последнем случае, согласно жилищному законодательству, жилье находится в государственной или муниципальной собственности, но предоставляется гражданам на основании специального договора в бессрочное владение и пользование.

Это означает, что вы и ваши родственники могут жить в такой квартире сколько угодно, но в отличие от собственника, не можете ее продать или завещать. Кроме того, без согласия наймодателя, то есть государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, вы не вправе совершать и ряд других действий. Например, нельзя сдать квартиру в поднаем или произвести в ней перепланировку.

Отношения между нанимателем и наймодателем строятся на основании норм седьмой и восьмой глав Жилищного Кодекса РФ, а также Типового договора социального найма, утвержденного Постановлением Правительства РФ №315 21 мая 2003 года. В частности, регулируется вопрос кому, на каком основании и по каким критериям предоставляется жилье в социальный наем.

Но, главное, в указанных актах зафиксированы права и обязанности сторон договора социального найма.

Разумеется, главной обязанностью нанимателя жилого помещения является своевременное внесение платы за него, а также потребляемые коммунальные услуги. А наймодателя – предоставить квартиру и принимать участие в содержании и ремонте общего имущества дома, в котором она находится.

Что касается ремонта, то права и обязанности в этом вопросе сторон распределены следующим образом. Согласно п.3 статьи 67 Жилищного Кодекса РФ текущий ремонт ложится на плачи нанимателя, а капитальный, в соответствии с п.2 статьи 65 Жилищного Кодекса РФ, – наймодателя.

Казалось бы, все просто. На самом деле, сложности начинаются при выяснении, что конкретно, какие виды работ, относятся к первой и второй форме ремонта.

Некоторую ясность в этом вопросе помогает внести уже упомянутый Типовой договор социального найма. В нем сказано, что к текущему ремонту относятся: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

При этом, если, например, неисправность проводки в квартире нанимателя вызвана неисправностью электропроводки во всем доме (общего имущества), то заменить ее должен наймодатель.

Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, приведен в Приложении №8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 г. В частности, к капитальным ремонтным работам отнесен ремонт крыш, фасадов, утепление зданий, замена внутриквартирных инженерных сетей и другое.

Однако, подчеркнем, четких границ между текущим и капитальным ремонтом в действующем законодательстве нет.

Именно поэтому у нанимателей и наймодателей жилых помещений по договору социального найма нередко возникают разногласия. Так, к нам в редакцию недавно обратился читатель с просьбой разъяснить, кто должен производить замену оконных блоков и сгоревшего при пожаре утеплителя между перекрытиями. Согласно приведенным выше примерным перечням работ по текущему и капитальному ремонту, устранение этих недостатков является обязанностью наймодателя.

При этом, из письма читателя следовало, что за решением своих проблем он обращается преимущественно в управляющую компанию. «Где можно найти перечень услуг, которые должна выполнять УК по ремонту внутри муниципалитетных квартир?» – спрашивает он.

Между тем, согласно статьям 162 и 163 Жилищного Кодекса РФ, управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется либо непосредственно властями либо управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса. Иными словами, договорные отношения по управлению МКД складываются непосредственно между управляющей компанией и государственными и муниципальными властями.

Управляющая компания при этом вправе предъявлять претензии к собственнику и требовать от него выполнения их обязанностей. К примеру, финансирования и осуществления силами подрядных организаций капитального ремонта.

Таким образом, если вам, как и нашему, читателю не удается разрешить свои жилищные проблемы с УК, обращайтесь непосредственно к наймодателю. По закону, если он не исполняет своих обязанностей, должен нести ответственность. В частности, при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения (статья 66 Жилищного Кодекса РФ).

Для этого необходимо направить собственнику помещения по договору социального найма официальную претензию с указанием срока устранения указанных в ней недостатков. Если она будет проигнорирована, вы вправе обратиться за помощью в судебные органы.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2013 г. по делу N 33-7973
Судья Алексеев А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
судей Сергеева В.А. и Стрельцова А.С.,
при секретаре К.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционные жалобы И. и Администрации муниципального образование «город Пермь» на решение Ленинского районного суда города Перми от 07 июня 2013 года, которым постановлено: «обязать администрацию г. Перми заменить систему канализации (водоотведения) в квартире по адресу г. Пермь, ул. <…>. В удовлетворении остальных требований И. к Администрации г. Перми о понуждении к составлению акта о состоянии квартиры, проведению капитального ремонта квартиры, взыскании компенсации морального вреда — отказать.».
Заслушав доклад судьи Стрельцова А.С., выслушав представителя Ответчика К.С., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
В Ленинский районный суд города Перми обратилась И. (с учетом последующих изменений) с иском к Администрации муниципального образования «город Пермь» о возложении обязанности составить акт о состоянии квартиры, произвести капитальный ремонт квартиры с указанием конкретных работ и взыскании денежных средств в размере <…> (<…>) рублей в качестве компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований Истец указала, что на основании договора социального найма проживает в жилом помещении, расположенного по адресу: г. Пермь ул. <…>. В данной квартире собственник не производил капитального ремонта в течение длительного периода, поэтому оборудование и трубы находятся в состоянии непригодном для эксплуатации. В сентябре 2004 года были выявлены недостатки в состоянии горизонтальной канализации в квартире, но самостоятельно МУ <…> устранять недостатки оборудования не желает. Кроме того, указанное жилое помещение систематически затапливается сточными водами из-за ненадлежащего состояния крыши, данные обстоятельства препятствуют нормальному пользованию жилым помещением.
В судебном заседании представитель Ответчика К.С. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что фактически Истец требует проведение текущего ремонта.
Представители Третьих лиц К.Р. и О. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились.
Судом постановлено указанное выше решение, в апелляционной жалобе Ответчик Администрация МО «г. Пермь» с решением суда не соглашается, просит отменить решение Ленинского районного суда города Перми от 07.06.2013. и вынести новое решение по делу, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Свои требования Ответчик мотивирует тем, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, и неправильно применен материальный закона. По мнению Ответчика, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о необходимости проведения капитального ремонта системы канализации. Работы по ремонту системы водоотведения относятся к текущему ремонту и должны выполняться за счет Истца, а также находит необоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости проведения ремонта всей системы водоотведения в квартире.
Истец И. также подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Ленинского районного суда г. Перми от 07.06.2013. и вынести новое решение по делу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Свои требования Истец обосновывает нарушением судом первой инстанции требований материального и процессуального закона. Настаивает на необходимости проведения капитального ремонта в указанном жилом помещении, поскольку с момента постройки капитальный ремонт жилого дома не производился.
В судебном заседании представитель Ответчика К.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение Ленинского районного суда города Перми от 07.06.2013. и вынести новое решение по делу, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещались по адресам, указанным в материалах дела.
Обсудив доводы апелляционной и частной жалоб, выслушав представителя Ответчика, изучив материалы дела, по правилам гл. 39 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлено, что Истец на основании договора социального найма проживает в муниципальном жилом помещении, расположенного по адресу: г. Пермь ул. <…>. В сентябре 2004 года были выявлены недостатки в состоянии горизонтальной канализации в квартире, весной 2008 года произошло затопление квартиры Истца сточными водами из-за поломки кровли в жилом доме. Данные обстоятельства подтверждаются письмом от 16.01.2009. (л.д. N 10), дефектным актом от 21.09.2004. (л.д. N 12), письмом от 19.10.2004. (л.д. N 13), письмом от 14.03.2008. (л.д. N 14), письмом от 17.03.2008. (л.д. N 15), выпиской из ЕГРП от 12.03.2013. (л.д. N 76), ордером N <…> от 08.01.1964. (л.д. N 120) и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
В соответствии ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, по смыслу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ.
В соответствии ч. 4. ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения и нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, по смыслу п. 19 «Правила пользования жилыми помещениями», утвержденными Постановлением Правительства РФ N 25 от 21.01.2006.
По смыслу п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, по смыслу п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ.
Исходя из толкования закона, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии обязанности у Ответчика произвести ремонт системы канализации (водоотведения) в квартире по адресу г. Пермь, ул. <…>. Указанная квартира является муниципальным имуществом и Администрация МО «г. Пермь» является наймодателем по отношению к Истцу. Аварийное состояние системы водоотведения в квартире, подтверждается дефектным актом (л.д. N 12), доказательств того, что данные поломки были устранены, суду не представлено и в судебном заседании не найдено. Доводы апелляционной жалобы Ответчика о том, что поломка системы водоотведения не относится к капитальному ремонту и И. должна произвести данные работы за счет собственных средств как текущий ремонт, судебная коллегия находит несостоятельными. Доказательств того, что ремонтные работы системы водоотведения возможно произвести с сохранением всех конструктивных особенностей жилого помещения и без замены трубопровода с соответствующей стыковкой с системой общего водоотведения, суду не представлено и в судебном заседании не найдено. Так же не обоснованы доводы Администрации МО «г. Пермь» о неправильном выводе суда первой инстанции о необходимости замены всей системы канализации в квартире, поскольку неполадки были выявлены только в горизонтальной системе водоотведения. По мнению судебной коллегии, система трубопровода для водоотведения является единой и подсоединяется к вертикальной системе общего пользования, поэтому ремонтные работы необходимо производить с учетом всей системы в целом, порядок и способ исполнения судебного решения возможно определить посредством его разъяснения.
Доводы апелляционной жалобы Истца о том, что Ответчик обязан произвести капитальный ремонт всего жилого помещения с учетом исковых требований, судебная коллегия находит основанными на предположениях и доказательствами не подтвержденными. Само по себе наличие протечек с потолка о виновности коммунальных служб Администрации МО «г. Пермь» не свидетельствует и доказательствами не подтверждено. Довод И. о том, что у Истца отсутствует возможность подтвердить свои доводы без составления акта межведомственной комиссии, судебная коллегия находит надуманными и основанными на предположении.
Иные доводы апелляционных жалоб не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего спора, данные доводы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут повлиять на обоснованность принятого решения. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам и вынес законное и обоснованное решение. Оснований для отмены либо изменения судебного решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы И. и Администрации муниципального образование «город Пермь» на решение Ленинского районного суда города Перми от 07.06.2013. оставить без удовлетворения.

Содержание

Что включает в себя плата за жилое помещение и коммунальные услуги?

Что включает в себя плата за жилое помещение и коммунальные услуги?

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя:

а) плату за содержание и ремонт жилого помещения:

— плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

— плата за услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

— плата за услуги по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

б) плату за коммунальные услуги:

— за холодное водоснабжение;

— за горячее водоснабжение;

— за водоотведение;

— за электроснабжение;

— за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);

— за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, уборке лестничных клеток и придомовой территории (земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома) в соответствии с п. 11 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Какие услуги мы оплачиваем за каждого человека, а какие за квадратный метр

Плата за жилое помещение не зависит от количества зарегистрированных человек. Жилищный кодекс РФ устанавливает (ст. 30 ЖК РФ), что собственник жилого помещения несет расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома согласно своей доле в праве общей собственности, при этом доля в праве общей собственности пропорциональна размеру общей площади жилого помещения, т.е. проще соразмерно площади своей квартиры (ст.ст. 30, 39, 42 ЖК РФ). Таким образом, размер платы за жилое помещение рассчитывается из общей содержание жилья устанавливается на квадратный метр.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке (ст. 157 ЖК РФ).

Оплата за отопление рассчитывается исходя из занимаемой площади жилья. При наличии коллективных приборов учета тепловой энергии в расчет платы за отопление принимаются среднемесячные показатели за предыдущий год, с последующим перерасчетом в конце года.

Платежи за другие коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) осуществляются по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии, платеж рассчитывается исходя из нормативов потребления каждого вида услуг на человека, установленных органом местного самоуправления.

Отличается ли квартплата, которую платят собственники, от квартплаты, которую платят наниматели?

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом является деятельностью, обеспечивающей благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме.

К числу таких проживающих относятся как граждане — собственники, так и граждане — наниматели, которым соответствующие жилые помещения предоставлены на условиях, предусмотренных действующим законодательством, в частности на условиях договора социального найма жилого помещения.

В силу норм жилищного законодательства РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом. Наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органами местного самоуправления, и соответствующей платой, предусмотренной договором управления для собственников помещений, предполагает обязанность по ее перечислению управляющей организации наймодателем, а не нанимателем. Данное правило носит общий характер и каких-либо исключений из него ЖК РФ не предусматривает.

материал предоставлен

прокуратурой Нижегородской области

Что входит в оплату за жилое помещение и коммунальных услуг.

ЖК РФ.

«Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)».

Блог

По вопросу, касающемуся обслуживания внутридомового газового оборудования (далее — ВДГО) споры между управляющими организациями (УО) и газовиками, между УО и надзорными органами не утихают который год. А после всем известных взрывов — то ли газа, то еще чего, в городах Магнитогорске, Шахтах, Ижевске, Вологде, Махачкале и т.д., проверки Прокуратуры усиленно возобновились для всех управляющих организаций, имеющих в управлении многоквартирные дома (МКД) с газоснабжением.

Как всегда, усиленные проверки и поиски «козлов отпущения», начинаются, как только петух жаренный клюнул в одно известное всем место. И крайние — в абсолютном большинстве, становятся управляющие организации, привыкшие, наверное, уже к роли «мальчиков для битья» за все неприятности в многоквартирных домах. Даже «без вины виноватые» зачастую… Ну на кого-то нужно ответственность возложить, не себя же винить в этом государству.

В минимальном перечне работ и услуг по содержанию МКД, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 г. (далее — Перечень 290) в пункте 21 обязательными работами по выполняемыми в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, являются:

  • организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;

  • организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;

  • при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, — организация проведения работ по их устранению.

Также можно отнести к работам, связанным с газовым оборудованием (для определенной категории домов) это работы, указанные в пунктах 15 Перечня 290, выполняемые в целях надлежащего содержания печей, каминов и очагов в многоквартирных домах, и в пункте 16 — работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов.

В пункте 15,16 Перечня 290 указаны, в том числе, и следующие работы:

  • техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем;

  • контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления.

Пунктом 5.5.6 главы 5.5. «Внутреннее устройство газоснабжения» Правил и норм технической эксплуатации жилищного, утвержденными Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 года (далее — Правила 170) также установлен круг обязанностей обслуживающей жилой фонд организации по выполнению работ по содержанию и ремонту газового оборудования МКД, в которые входит, в том числе:

  • содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы;

  • своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения;

  • следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.

Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.

Конечно, спорный момент — что управляющая организация должна следить за соблюдением правил пользования газом проживающими. Неясно, каким образом УО должна следить за этим, не имея никаких властных полномочий, которые имеются у надзорных органов, а также, не имея права беспрепятственного доступа в квартиры.

Постановлением Правительства РФ № 416 от 15 мая 2013 года «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Правила 416) предусмотрено (пп «д» п. 4), что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов, в том числе: заключения договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

В соответствии с пунктом 13 Правил 416 аварийно-диспетчерская служба (АДС) обеспечивает:

  • незамедлительную ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения и мусоропроводов внутри многоквартирных домов;

  • устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения.

Пунктом 14 Правил 416 установлено, что при поступлении сигналов об аварии или повреждении внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения, информационно-телекоммуникационных сетей, систем газоснабжения и внутридомового газового оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, АДС сообщает об этом в аварийные службы соответствующих ресурсоснабжающих организаций (РСО) и устраняет такие аварии и повреждения самостоятельно либо с привлечением указанных служб, а в случаях, когда законодательством РФ предусмотрены специальные требования к осуществлению РСО деятельности по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, АДС сообщает об этом в аварийные службы соответствующих РСО и контролирует устранение ими таких аварий и повреждений.

Еще одним нормативно-правовым актом (НПА), регулирующим рассматриваемые отношения, является Постановление Правительства № 410 от 14.05.2013 г. «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее — Правила 410).

Пунктом 2 Правил 410 установлено понятие ВДГО в многоквартирном доме. ВДГО – это являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Техническое обслуживание ВДГО — работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

Техническое диагностирование ВДГО или внутриквартирного ГО — определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.

Из анализа вышеприведенных норм и их буквального толкования можно сделать вывод, что в обязательные работы по содержания МКД входит только техническое обслуживание ВДГО и устранение его неисправностей, и эти работы выполняются за счет платы за содержание общего имущества (СОИ).

А техническое диагностирование ВДГО, работа АДС газоснабжающей организации — это работы, по сути, не входящие в минимальный перечень по содержанию МКД. То есть, теоретически, при наличии решения общего собрания собственников (далее — ОСС) помещений МКД, указанные расходы управляющая организация может выставить отдельной строкой в квитанции на основании фактических расходов согласно заключенному договору.

Но на деле толкование норм закона судами вышло совсем по-другому, о чем и поведал нам Верховный суд РФ в своем определении. При рассмотрении дела об оспаривании предписания органа государственного жилищного надзора (ГЖН), которым управляющую организацию обязали сделать перерасчет незаконно выставленных расходов на техническое диагностирование ВДГО, суды всех инстанций до ВС РФ признали такое предписание законным.

В Определении от 23 апреля 2018 г. № 310-КГ18-3877 ВС РФ выразил свое мнение по данному вопросу (как всегда, не в пользу УО): «…внутридомовые инженерные системы газоснабжения являются общим имуществом, ответственность за содержание и эксплуатацию которых несет управляющая компания; диагностирование газового оборудования входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества в МКД; проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования управляющая организация обязана осуществлять в рамках установленной платы за содержание и ремонт общего имущества МКД.

Суды указали, что в качестве основного способа установления и изменения платы за содержание и ремонт общего имущества МКД на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в МКД путем принятия решения об этом на общем собрании. Расходы, понесенные обществом, должны быть дополнительно компенсированы ему собственниками помещений в МКД в том случае, если такие расходы были одобрены общим собранием собственников либо, если выполнение данных работ было вызвано обстоятельствами, которые обслуживающая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности, и за возникновение которых она не отвечает».

Из приведенного определения ВС РФ следует, что работы по техническому диагностированию ВДГО, УО должна включить при разработке платы за СОИ на следующий календарный год, включив их в перечень работ по содержанию ОИ МКД. И никаких отдельных целевых сборов по заключенному договору на ТД ВДГО быть не может.

Пунктом 4 Правил 410 предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):

  • техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

  • аварийно-диспетчерское обеспечение;

  • техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

  • замена оборудования.

Пунктом 5 правил 410 установлено, что обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов. Эти работы также входят в минимальный перечень 290.

Работы по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту ВДГО выполняются специализированной организацией (пункт 6 Правил 410), но ею необязательно (как было ранее, до принятия Решения Верховного Суда РФ от 10.12.2013 № АКПИ13-826) должна быть газораспределительная организация. При этом исполнитель и заказчик не могут быть одним лицом. То есть, управляющая организация МКД обязательно должна иметь заключенный договор на ТО и ремонт ВДГО.

При этом в пункте 7 Правил 410 указано, что аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется только газораспределительной организацией в соответствии с законодательством РФ и Правилами 410.А специализированная организация должна иметь соглашение с газораспределительной организацией на аварийно-диспетчерское обслуживание.

Таким образом, несмотря на отсутствие в минимальном перечне 290 обязательного аварийно-диспетчерского обслуживания ВДГО, в любом случае, специализированная организация должна будет заключить соглашение на круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание с газовиками, и включит эти услуги (и расходы) в договор с управляющей организацией на техобслуживание и ремонт ВДГО.

Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации в заключение такого договора.

Монополист умер, да здравствует монополист! Хотя, может быть и разумно, чтобы при аварийном обслуживании работали профессионалы, особенно с таким опасным веществом, как газ. Однако тут опять получается, что бремя дополнительных расходов ложится на управляющую организацию. Так как собственники не всегда желают (всегда не желают — будет правильнее) поднимать плату за СОИ, а газовики это делают в отношении своих монопольных услуг, особо не спрашивая никого на основании своих нормативных актов и методических рекомендаций, которые включают все расходы и затраты газораспределительной организации, в т.ч. и на АДС.

В соответствии с пунктом 8 правил 410 работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

Исходя из вышесказанного, следует, что техническое диагностирование — это отдельный вид договора только по отработавшему сроки эксплуатации оборудованию, то есть не по всем, а по конкретным МКД, заключаемый по мере необходимости.

Порядок проведения работ по техническому диагностированию (ТД) ВДГО и заключения договора регулируется Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 декабря 2013 года № 613 «Об утверждении «Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее — Приказ 613).

Пунктом 9 Приказа 613 установлено, что ТД ВДГО производится с периодичностью 1 раз в 5 лет, если иное не установлено проектной документацией или изготовителем.

Пунктами 11,12 правил 410 также установлены требования к состоянию вентиляционных и дымовых каналов.

Периодичность проверки каналов в процессе их эксплуатации (периодическая проверка) — не реже 3 раз в год (не позднее, чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).

Пункты 14,15 Правил 410, которые обязывали УО заключать договоры на проверку вентиляционных и дымовых каналов, утратили силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 № 1219.

Периодичность осуществления работ по ТО ВДГО установлена в пункте 43 правил 410.

Исполнитель обязан, в том числе:

а) осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, и производить следующие операции:

обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов — не реже 1 раза в год;

приборное обследование технического состояния газопроводов — не реже 1 раза в 3 года;

б) осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам;

ж) выполнять работы по ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования на основании заявок заказчика.

Кроме того, следует иметь ввиду, что Постановлением Правительства РФ № 1090 от 13.09.2018 г., были внесены изменения в Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1110 от 28.12.2014 г. (далее — Положение о лицензировании).

В частности, указанное положение было дополнено п. 4.1, устанавливающим перечень грубых нарушений лицензионных требований (вступило в силу 03.10.2018 г.)

В соответствии с указанным пунктом одним из грубых нарушений лицензионных требований является незаключение лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления МКД договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 (пп. «в» п. 4.1.).

То есть, сюда можно отнести и договоры на техническое обслуживание и ремонт ВДГО, и договоры на техническое диагностирование ВДГО, а также выполнение работ управляющей организацией (в том числе и на основании договоров со специализированными организациями) на проверку и ремонт вентиляционных и дымовых каналов.

Почему — то только между внутридомовым и внутриквартирным забыли добавить союз «или» в данном НПА. Исходя из толкования данной нормы, следует, что лицензиат отвечает и за состояние внутриквартирного газового оборудования, что идет вразрез с Жилищным кодексом РФ (далее — ЖК РФ), Правилами 410, Правилами предоставления коммунальных услуг и Правилами содержания общего имущества.

Нормами ЖК РФ и Правил установлены границы ответственности между УО и собственниками, а также возложено бремя содержания общего имущества. И в зону ответственности управляющей организации МКД внутриквартирное газовое оборудование явно не входит, так как оно не является общим имуществом.

Судя по информации из управляющих организаций регионов, органы Прокуратуры и здесь пытаются возложить ответственность за состояние внутриквартирного оборудования на управляющие организации, хотя в НПА четко прописано разделение ответственности. Запросто и суды в дальнейшем на основании «внутреннего убеждения» могут согласиться с Прокуратурой.

Таким образом, во избежание привлечения к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований, получения предписаний от ГЖН и представлений от Прокуратуры, у управляющей организации должны быть заключены:

  • договор на техническое обслуживание и ремонт ВДГО со специализированной организацией (у которой обязательно должно быть заключено соглашение об аварийно-диспетчерском обслуживании с газораспределительной организацией) с периодичностью выполнения работ по ТО ВДГО — не реже 1 раза в год (ремонт — по заявкам);

  • договор на техническое диагностирование ВДГО в случае истечения срока службы ВДГО с периодичностью не реже, чем 1 раз в 5 лет (если проектной документацией или изготовителем не предусмотрено иное);

  • договор на обслуживание и ремонт вентиляционных и дымовых каналов (однако, не запрещено осуществлять силами управляющей организации — выбор делает УО). Периодичность проверки — 3 раза в год, в периоды — согласно п. 12 Правил 410.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» разрабатывает сайты для управляющих компаний и ТСЖ. Сайты соответствуют всем требованиям законодательства. Более подробная информация о сервисе по .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Законно ли берут деньги за техобслуживание газового оборудования?

В редакцию «РВС» массово поступают вопросы от жителей Динского района о том, насколько законным является платное проведение технического обслуживания газового оборудования сотрудниками филиала 1 АО «Газпром газораспределение Краснодар».

«На каком основании взимается плата? Мы же платим за газ. Почему нужно платить еще и за техническое обслуживание?» – удивляется динчанка Наталья.

«По поводу оплаты за техобслуживание газовых приборов (ст. 26 о газоснабжении в РФ «Навязывание дополнительных услуг») в постановлении правительства РФ от 21.07.2009 г. № 549 Я(пп 55-62) и ст. 16 «О защите прав потребителей» сказано, что договор можем заключить бесплатно. Как монополист неужели «Газпром» может нарушить антимонопольную политику РФ?» – негодует еще одна жительница станицы Динской.

Журналист «РВС» связался со специалистом филиала № 1 АО «Газпром газораспределение Краснодар», который разъяснил, за что и в каком порядке берется плата за данные работы.

«Проведение технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования регламентировано «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденными постановлением правительства РФ «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» от 14.05.2013 г. № 410.

Филиал №1 АО «Газпром газораспределение Краснодар», являясь специализированной организацией, оказывает услуги по проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Динского района.

Цены на услуги филиала № 1 установлены на основании прейскуранта и калькуляций, введенных в действие приказом по филиалу.

Также хочу отметить, что АО «Газпром газораспределение Краснодар» утверждены и введены в действие типовые формы договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, в которых прописаны цена договора и порядок оплаты», – сообщил журналисту «РВС» заместитель главного инженера филиала №1 АО «Газпром газораспределение Краснодар» Рустам Алкашев.

В договоре также прописано, что техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования проводится возмездно, т. е. за дополнительную плату.

Что же входит в минимальный перечень выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования?

1. Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

2. Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию.

3. Визуальная проверка состояния окраски и креплений газопровода (осмотр).

4. Визуальная проверка наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции многоквартирных домов и домовладений (осмотр).

5. Проверка герметичности соединений и отключающих устройств (приборный метод, обмыливание).

6. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств.

7. Разборка и смазка кранов.

8. Проверка работоспособности устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы, ее наладка и регулировка.

9. Регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы, очистка горелок от загрязнений.

10. Проверка давления газа перед газоиспользующим оборудованием при всех работающих горелках и после прекращения подачи газа.

11. Замена баллонов для сжиженных углеводородных газов.

12. Проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом.

13. Инструктаж потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

Судебная практика по коммунальным платежам

Решения судов, основанные на применении норм статей 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ст. 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Ст. 154 ЖК РФ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Ст. 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Ст. 156 ЖК РФ. Размер платы за жилое помещение
Ст. 156.1 ЖК РФ. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Ст. 157 ЖК РФ. Размер платы за коммунальные услуги
Ст. 157.1 ЖК РФ. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

Ст. 158 ЖК РФ. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

Судебная практика

  • 1.

    Решение № 2-225/2019 2-225/2019~М-221/2019 М-221/2019 от 29 июня 2019 г. по делу № 2-225/2019

    Сковородинский районный суд (Амурская область) — Гражданские и административные …на основании постановления администрации города Сковородино № 225 от 25 августа 2009 года, находится в собственности муниципального образования город Сковородино. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 67, 155 , 90 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 131-132 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит признать Ярославцева ФИО15 утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: , ул.

  • 2.

    Решение № 2-3847/2019 2-3847/2019~М-2446/2019 М-2446/2019 от 29 июня 2019 г. по делу № 2-3847/2019

    Центральный районный суд г. Волгограда (Волгоградская область) — Гражданские и административные …Согласно расчету истца размер такой пени составляет 14 947 руб. 25 коп.. На основании изложенного, ссылаясь на ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 30, 31, 153 , 155 ЖК РФ, просит взыскать с Бунеева О.В. задолженность за жилищно-коммунальные услуги в размере 56 428 руб. 54 коп., пени в размере 14 947 руб. …

  • 3.

    Постановление № 44Г-163/2019 4Г-2180/2019 от 28 июня 2019 г. по делу № 2-3004/2018

    Волгоградский областной суд (Волгоградская область) — Гражданские и административные …доме, 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение). В статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Частью 1 статьи 158 …

  • 4.

    Решение № 3-3/2019 3А-6/2019 3А-6/2019~3-3/2019 от 28 июня 2019 г. по делу № 3-3/2019

    Суд Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономный округ ) — Гражданские и административные …за наем жилых помещений, в зависимости от типа договора найма (договор социального найма, договор найма служебного жилого помещения или коммерческого найма) не соответствует требованиям статьи 156 ЖК РФ и Методическим указаниям установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или …

  • 5.

    Постановление № 44Г-161/2019 4Г-2459/2019 от 28 июня 2019 г. по делу № 2-5097/2018

    Волгоградский областной суд (Волгоградская область) — Гражданские и административные …законом публичных интересов. Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права судами были допущены. Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 30, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации об обязанности собственника нести бремя содержания принадлежащего ему жилого помещения, своевременно и полностью производить оплату жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг, пришел к …

  • 6.

    Решение № 2-735/2019 2-735/2019~М-157/2019 М-157/2019 от 28 июня 2019 г. по делу № 2-735/2019

    Московский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) — Гражданские и административные …3 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением. Согласно ч. 1, 2, 14 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не …

  • 7.

    Решение № 2-2346/2019 2-2346/2019~М-1966/2019 М-1966/2019 от 28 июня 2019 г. по делу № 2-2346/2019

    Ленинский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан) — Гражданские и административные …по 31.03.2019 и пени за период с 01.03.2016г. по 31.03.2019г. составляет 60 618,9 рублей. Согласно со статьями 67, 153 , 155 ЖК РФ и статьей 678 ГК РФ, ответчик обязан ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, вносить плату за коммунальные услуги. Согласно представленному представителем …

  • 8.

    Решение № 2А-6666/2019 2А-6666/2019~М-6350/2019 М-6350/2019 от 28 июня 2019 г. по делу № 2А-6666/2019

    Советский районный суд г. Уфы (Республика Башкортостан) — Гражданские и административные …войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии с ч.1 ст. 153 , ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы …

  • 9.

    Решение № 2-2294/2019 2-2294/2019~М-2161/2019 М-2161/2019 от 28 июня 2019 г. по делу № 2-2294/2019

    Заволжский районный суд г. Ульяновска (Ульяновская область) — Гражданские и административные …имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по лицевому счету № в размере 106 231,51 руб., долг не погашен. На основании ст.ст. 153 , 155 ЖК РФ просит взыскать задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с июля 2009 года по ноябрь 2015 года в размере 106 …

  • 10.

    Решение № 2-2529/2019 2-2529/2019~М-1809/2019 М-1809/2019 от 28 июня 2019 г. по делу № 2-2529/2019

    Калининский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) — Гражданские и административные …данным объектом владеет и пользуется застройщик, который и должен нести бремя содержания данного имущества в силу указанных выше норм права. Пункт 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) …

Страницы← предыдущая

Когда муниципалитет заставят заплатить по долгам за коммунальные услуги

Часто муниципалитеты отказываются платить по долгам за коммунальные услуги, если помещение сдали в аренду либо предоставили в безвозмездное пользование, а жилье передали по договору социального найма. Однако суды в таких случаях не всегда встают на сторону местных властей.

Кто обязан вносить плату за коммунальные услуги

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 ЖК). Обязанность по внесению платы возникает:

  • у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
  • арендатора жилого помещения муниципального жилищного фонда с момента заключения договора аренды;
  • нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда с момента заключения договора найма;
  • собственника помещения.

Управляющие компании получают плату за оказание услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, а ресурсоснабжающие организации – за коммунальные ресурсы. Однако если собственники помещений в МКД на общем собрании не приняли решение перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, они перечисляют плату за коммунальные ресурсы управляющей организации.

Собственники нежилых помещений обязаны заключить с ресурсоснабжающими организациями прямые договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления. Эта обязанность предусмотрена абзацем 3 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг. Исключение – ситуация, когда прямой договор с ресурсоснабжающей или управляющей организацией заключил арендатор.

Документ: Правительство утвердило Правила предоставления коммунальных услуг постановлением от 06.05.2011 № 354

Плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, собственники нежилых помещений перечисляют управляющим компаниям, прямые договоры не заключают. Арендатор нежилого помещения может заключить прямой договор с ресурсоснабжающей или управляющей организацией.

Когда муниципалитет заплатит за коммунальные услуги в жилом помещении

Разберем, когда орган местного самоуправления муниципального образования обязан погасить задолженность за потребленные коммунальные ресурсы и содержание жилья в муниципальном жилом помещении, а когда нет.

Помещение не заселено

Если помещение не заселено, задолженность придется погасить муниципалитету

При рассмотрении споров о взыскании задолженности за жилье и коммунальные услуги в отношении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, основное правовое значение имеет факт их заселения. Если помещение заселено, обязанность по оплате несут жильцы.

ПРИМЕР 1. Теплоснабжающая организация обратилась в суд с требованием о взыскании задолженности по оплате счетов с администрации муниципального образования.

Суд установил, что часть жилых помещений в спорном доме заселена на основании договоров социального найма, а часть находится в собственности граждан. Незаселенных помещений муниципальной собственности в доме нет. Суд указал, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК). Поэтому администрация муниципального образования – ненадлежащий ответчик по делу. Суд отказал истцу в удовлетворении требования (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2018 № Ф07-10580/2018 по делу № А26-7289/2017).

Если жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, не заселено, задолженность придется погасить муниципалитету.

ПРИМЕР 2. Теплоснабжающая организация обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о взыскании задолженности по оплате поставленного в муниципальные жилые помещения коммунального ресурса. Договоры с управляющей компанией отсутствовали.

Суд удовлетворил требования частично, взыскав задолженность в отношении тех жилых помещений, которые не были заселены. В удовлетворении остальных требований отказал. При этом суд отметил, что органы местного самоуправления муниципального образования обязаны нести расходы на содержание жилого помещения и оплачивать коммунальные ресурсы только до заселения. Часть помещений была заселена, что удалось доказать ответчику (определение Верховного суда от 22.08.2017 № 303-ЭС17-10671 по делу № А73-5840/2016).

Не доказан факт заселения в установленном порядке

Чтобы избежать взыскания задолженности, докажите не только факт заключения договора социального найма, но и факт вселения гражданина в жилое помещение в установленном порядке. Такой порядок предусматривает осмотр жилого помещения нанимателем, передачу помещения по акту приема-передачи, получение нанимателем ключей от помещения. Обязанность передать жилое помещение возлагается на наймодателя (п. 1 ч. 2 ст. 65 ЖК). Если он ее не исполнил, а наниматель не уклонялся от приемки помещения, последний не обязан оплачивать расходы на содержание жилья и коммунальные услуги. Это должен делать наймодатель.

ПРИМЕР 3. Теплоснабжающая организация обратилась с иском к гражданину о взыскании задолженности. Квартира муниципальная, с гражданином заключен договор социального найма.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Однако апелляция с его решением не согласилась. В деле отсутствовали доказательства того, что гражданин, подписав договор социального найма, принял от муниципалитета жилое помещение. В помещении он не проживал, не зарегистрирован, коммунальными услугами не пользовался. Следовательно, жилое помещение в установленном порядке заселено не было и вносить плату за ЖКУ должен собственник имущества – муниципалитет (определение Приморского краевого суда от 15.12.2015 по делу № 33-11033/2015).

Если наймодатель передал жилое помещение в установленном порядке, наниматель осмотрел помещение, получил ключи от него и подписал акт приема-передачи, но вовремя не вселился, то оплатить коммунальные услуги придется нанимателю.

ПРИМЕР 4. Управляющая организация начислила гражданину плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Жилец посчитал, что плата ему была начислена необоснованно, и потребовал перерасчета в судебном порядке. По мнению истца, он не вселялся в помещение и поэтому платить за жилье и коммунальные услуги не должен.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Истец произвел осмотр квартиры, не был лишен доступа в нее, однако заехал в нее не сразу. То, что гражданин долгое время не проживал в квартире, не означает, что он освобождается от обязанности по внесению платы. Суд счел, что наймодатель предоставил жилье в установленном порядке. Доказать несвоевременную передачу ключей от квартиры истец не смог (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.07.2015 № 33-11562/2015 по делу № 2-1480/2015).

Наниматель обязан оплачивать содержание жилого помещения и коммунальные услуги с момента, когда возникла фактическая возможность заселиться в квартиру после ее передачи в установленном порядке. Исключение – ситуации, когда невозможность использовать квартиру по назначению связана с недобросовестными действиями наймодателя. Например, местная администрация не предоставила ключи, отказалась передать квартиру и т. п. Аналогичную позицию занял и Президиум ВАС. Орган местного самоуправления несет расходы на оплату коммунальных услуг только до заселения муниципального жилого помещения в установленном порядке (постановление Президиума ВАС от 11.06.2013 № ВАС-15066/12 по делу № А65-21717/2011).

Важно запомнить! Собственник несет бремя содержания имущества (ст. 210 ГК). При этом не имеет значения, в государственной, муниципальной или частной собственности находится такое имущество

Когда муниципалитет заплатит за коммунальные услуги в нежилом помещении

Собственник имеет право распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе сдавать его в аренду (ст. 209 ГК). Именно собственник отвечает за надлежащее содержание принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК).

Раньше суды возлагали обязанность по внесению платы за содержание общего имущества на арендатора.

ПРИМЕР 5. Управляющая организация потребовала, чтобы арендатор нежилого помещения в жилом доме заключила договор на содержание общего имущества и оплатила расходы. Предприниматель возражала, поскольку считала, что это обязан сделать собственник.

Суд не возложил на ответчицу обязанность заключить договор, но взыскал с нее расходы на содержание общего имущества. При этом суд сослался на положения статьи 616 ГК. В ней сказано, что арендатор должен содержать переданное ему имущество в надлежащем состоянии (постановление ФАС Московского округа от 06.04.2011 № КГ-А41/2364-11 по делу № А41-20314/10).

Суды взыскивают долги за коммунальные услуги в переданных в аренду муниципальных нежилых помещениях с местных властей

В 2011 году Президиум ВАС указал, что ни Гражданский, ни Жилищный кодекс не содержит норм о возложении обязанности по внесению платы за содержание помещений и коммунальные услуги на арендаторов нежилых помещений, в том числе находящихся в многоквартирных жилых домах. Статья 616 ГК к данным правоотношениям неприменима, поскольку регулирует исключительно договорные отношения между арендатором и арендодателем (постановление Президиума ВАС от 21.05.2013 № 13112/12 по делу № А72-6044/2011). Сегодня суды взыскивают долги за коммунальные услуги в переданных в аренду муниципальных нежилых помещениях с их собственников.

ПРИМЕР 6. Ресурсоснабжающая организация потребовала, чтобы администрация муниципального образования погасила задолженность за тепловую энергию и горячую воду, поставленные в муниципальное нежилое помещение. Чиновники отказались, поскольку передали нежилое помещение в аренду.

Суд взыскал задолженность по оплате коммунальных услуг с муниципалитета как собственника помещения. Ресурсоснабжающая организация не обязана выяснять, кто фактически пользуется помещением. Арендатор нежилого помещения не заключал с ней договор на поставку коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды. Поэтому услуги должен оплачивать собственник нежилого помещения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018 № 11АП-17630/2017 по делу № А72-12672/2017).

С собственника муниципального нежилого помещения, переданного в аренду, также взыскивают задолженность за поставленные коммунальные ресурсы в отношении общего имущества многоквартирного дома.

Собственник нежилого помещения в МКД обязан оплачивать содержание общего имущества, если иное не предусмотрено договором аренды

ПРИМЕР 7. Управляющая компания обратилась с иском к администрации городского округа о взыскании задолженности за отопление в отношении общего имущества многоквартирного дома. Ответчик сослался на факт передачи имущества в аренду. Суд указал, что собственник нежилого помещения в МКД обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено договором аренды (ст. 210, 249 ГК и ч. 1 ст. 39, ст. 158 ЖК). Если договора между арендатором и ресурсоснабжающей организацией нет, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике (арендодателе). Суд удовлетворил требования истца (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.09.2018 № Ф03-3862/2018 по делу № А51-20539/2017).

Если вы передали муниципальное имущество в аренду, взыщите расходы на оплату коммунальных услуг с арендатора. Это право органов местного самоуправления подтверждается судебной практикой.

ПРИМЕР 8. Ресурсоснабжающая организация обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о взыскании задолженности за коммунальные услуги, поставляемые в муниципальное нежилое помещение. Ответчик считал, что плату должен вносить не он, а арендатор.

Суд возложил расходы на оплату коммунальных услуг на собственника имущества – муниципалитет. При этом суд указал, что собственник имущества, переданного в аренду, не лишен права требовать от арендатора возмещения затрат на оплату коммунальных услуг в нежилом помещении, занимаемом по договору аренды (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 № 07АП-9600/2017 по делу № А67-6032/2017).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Муниципалитет должен погасить долги перед ресурсоснабжающей или управляющей организацией за коммунальные или эксплуатационные услуги, если муниципальное жилое помещение не передано нанимателю. Если наниматель не вселился, расходы могут быть взысканы с собственника. Чтобы избежать взыскания задолженности, докажите, что вы не только заключили договор социального найма, но и вселили нанимателя в жилое помещение в установленном порядке. Муниципалитет должен будет оплатить коммунальные или эксплуатационные услуги, если муниципальное жилое помещение не передано нанимателю.

2. Расходы на оплату коммунальных услуг и содержание общего имущества в муниципальном нежилом помещении, переданном в аренду, подлежат взысканию с собственника независимо от условий договора аренды. Арендодатель впоследствии вправе взыскать убытки с арендатора.

3. Если между арендатором муниципального имущества и управляющей либо ресурсоснабжающей организацией заключен договор на выполнение работ по содержанию общего имущества либо на поставку коммунальных услуг, это основание для взыскания задолженности с арендатора. Рекомендуем контролировать заключение таких договоров арендаторами и запрашивать их копии.

Вопросы о порядке оплаты коммунальных услуг волную многих граждан РФ. Разногласия в данной сфере могут возникнуть как с управляющими организациями, так и с территориальными поставщиками соответствующих услуг. На частный дом или квартиру начисляются разные типы платежей.

Стоимость некоторых услуг рассчитывается в зависимости от общего метража жилого имущественного объекта, а также от количества проживающих лиц. Обязанности по ежемесячным выплатам в соответствии с действующим законодательством берут на себя как арендаторы, так и непосредственные собственники.

Для понимания того, какие коммунальные платежи обязан платить собственник, необходимо ознакомиться с действующей нормативной базой, с перечнем услуг и с возможностью разделения счетов.

Нормы закона

Вопрос о том, какие коммунальные платежи обязан платить собственник в полной мере, регламентируется нормами статьи 153 действующего Жилищного Кодекса РФ. Все без исключений граждане и учреждения должны в обязательном порядке вносить плату за помещение и энергетические услуги. Такие мероприятия нужно осуществлять своевременно в силу того, что за нарушение сроков выплат могут быть наложены санкции.

Что касается неприватизированных имущественных объектов, наниматель обязуется оплачивать услуги коммунального характера с момента заключения соглашения о социальном найме. При аренде недвижимости по классическим договорам каждое лицо должно начать ежемесячную оплату услуг сразу после составления соответствующего договора аренды.

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Долевые владельцы, состоящие в местных жилищных кооперативах, начинают оплату с дня предоставления жилого имущества. Расходы на подачу услуг в дома-новостройки становятся актуальны после передачи в руки собственника специального акта или любого другого подтверждающего документа.

Важно помнить о том, что даже в тех ситуациях, когда в помещениях никто официально не зарегистрирован, то владелец объекта все равно обязан оплачивать все расходы по ЖКХ. При несоблюдении данного правила на провинившуюся сторону будет наложена ответственность в виде штрафа или пени.

Сокращение расходов на рассматриваемые услуги может быть достигнуто с помощью монтажа индивидуальных считывающих приборов. Это поможет установить факт минимального потребления воды или газа.

Какие именно коммунальные платежи обязан платить собственник

В многоквартирном доме самую большую долю от выплат занимают именно коммунальные платежи, включая суммы за содержание и ремонт имущественного объекта. В соответствии с последними поправками в законодательстве в квитанцию был включен дополнительный накопительный взнос за капитальный ремонт дома.

В тех ситуациях, когда в доме несколько этажей и есть лифт, собственник отдельного жилого помещения обязуется выплачивать определенную сумму за технологическое обслуживание лифта вне зависимости от того, пользуется ли гражданин им или нет.

Жильцы первых этажей попадают под исключительную категорию лиц, которые могут не выплачивать такой взнос, но консенсус по этому вопросу достигается только на общем собрании.

Размер всех платежей по электроснабжению, газификации и подаче воды определяется в зависимости от показателей индивидуальных устройств учета или по актуальному количеству жильцов. В любом случае, вся ответственность по ежемесячным выплатам возлагается именно на собственника квартиры, на которого и будут начислены штрафные санкции при допущении просрочки.

Каждая конкретная обслуживающая организация заключает договор на предоставление энергетических услуг только с действующими владельцами квартир, которые, в свою очередь, могут подтвердить право на собственность.

В случае игнорирования требования о погашении долговых обязательств по ЖКУ представители жилищной службы передают претензию в высшие судебные инстанции. Ответчиком по исковому заявлению будет также являться собственник.

Заявление на перерасчет коммунальных платежей должен подавать собственник в свою управляющую компанию.

О расшифровке коммунальных платежей читайте в нашей статье.

Перечень услуг

Все коммунальные платежи, исходя из актуальной расчетной системы, могут быть разделены на две условные группы. К первой относятся та категория, прописанный жилец или собственник не смогут обойтись. Среди таких услуг стоит выделить операции по содержанию дома в надлежащем состоянии и подачу отопления.

В основу расчета заложен фактический метраж квартиры. Соответствующая норма актуальна для многоэтажных зданий.

Что касается частного сектора, то услуга по содержанию здания в подавляющем большинстве ситуаций не предоставляется жилищной компанией и именно поэтому оплата такого взноса не требуется. Кроме того, если у частного дома есть только один собственник, то он может на вполне законных основаниях отказаться от отопления. Что невозможно осуществить в многоквартирных домах.

Оплатой услуг первой категории занимаются все собственники, независимо от факта использования. Ко второй группе относятся те услуги, оплата которых производится по факту потребления.

Если в квартире установлены индивидуальные счетчики, то итоговая сумма выплат устанавливается исходя из показаний приборов. Однако при их отсутствии во внимание берется количество лиц, зарегистрированных на постоянной или временной основе в квартире.

К соответствующим услугам ЖКХ можно отнести следующие:

  • снабжение помещения горячей и холодной водой;
  • водоотведение;
  • подача газа и электричества.

Важно: если в квартире в конкретный промежуток времени никто не проживает, то от вышеуказанных услуг можно отказаться. Для этого необходимо уведомить сотрудников уполномоченных учреждений путем подачи заявления. После появления необходимости использования помещения по назначению все услуги могут быть подключены заново.

Каждое лицо, имеющее законное право на использование жилого помещения, обязано оплачивать капитальные и текущие ремонтные работы, общее содержание строения и подачу отопления в холодное время года. Эффективной мерой для привлечения арендаторов к оплате является угроза снятия с территориального регистрационного учета по месту фактического проживания.

Стоит отметить, что владелец квартиры может передать ответственность по оплате рассматриваемых услуг другим лицам. Для этого требуется иметь законные основания, закрепляемые в жилищных учреждениях или напрямую с компанией, выступающей в качестве непосредственного поставщика услуг.

Возможность разделения счетов

В ситуациях, когда долевые собственники не могут прийти к консенсусу по вопросу оплаты услуг коммунальной направленности, то наиболее благоприятным исходом для всех сторон станет разделение лицевого счета на отдельные квитанции. Положения действующего Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривают несколько вариантов исполнения финансовых обязательств владельцами имущества.

Например, заинтересованными сторонами может быть заключено соглашение. Это особенно подходит для случаев, когда дольщики пришли к согласию и решили солидарно разделить свою ответственность по оплате коммунальных услуг. Также можно разделить квитанции, по которым средства будут поступать на общий лицевой счет.

Индивидуальная квитанция является оптимальным вариантом для того собственника, который находится в состоянии конфронтации с другим владельцем. Документ не требует согласования между сторонами и может предоставлять по адресу фактического пребывания одного из лиц.

Для начала процедуры разделения общего счета нужно предоставить заявление в свободной форме в товарищество собственников жилого имущества или в управляющую организацию. В подавляющем большинстве случаев требуется подготовить пакет сопроводительной документации и заручиться одобрением всех владельцев.

В случае отказа остальных владельцев долевой собственности от разделения счета, заинтересованное лицо может на законных основаниях обратиться в суд и попытаться применить принудительный порядок осуществления данного процесса. Если одна из сторон не согласна с размером начисляемых выплат, то также можно запросить перерасчет.

В любом случае оплата жилья относится к обязательным процедурам. Игнорирование законных требований всегда приводит к назначению санкций на обоих недобросовестных собственников. Нанимать имущество также можно при согласовании порядка соответствующих выплат. Покупка квартиры с долгами по коммунальным платежам может быть осложнена многими нюансами. Например, долг могут требовать уже с нового владельца.

Узнайте , включен ли НДС в коммунальные платежи.

Также читайте, как отменить судебный приказ по коммунальным платежам.

Оплата муниципального жилья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *