НДС на транспортные услуги

Содержание

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

Применение ставки 0% по транспортным услугам

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Освобождение от начисления НДС

Итоги

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее .

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2019-2020 годах».

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

Налог является косвенным, его исчисление осуществляется продавцом при продаже товаров покупателю или при оказании услуг. Дополнительно к стоимости продаваемых товаров продавец начисляет сбор, который исчислен по соответствующему тарифу. Плательщиками сбора являются организации и ИП. Популярен вопрос, как рассчитывается стоимость за грузоперевозки с НДС.

Порядок обложения НДС транспортных услуг

НДС в грузоперевозках следует оплачивать исходя из того, кто оказывает подобные услуги и где они производятся. Согласно законодательству, предусмотрено несколько вариантов ставок обложения, а в некоторых случаях вносить данный налог не требуется совсем, либо применяется нулевой тариф.

Согласно статье 164 НК, в некоторых случаях на грузовые перевозки применяется нулевой тариф. Он является актуальным при осуществлении международных перевозок, при перевозке нефти и природного газа из РФ или на территорию страны, а также при выполнении процедуры транзита, перевозки пассажиров с пунктов назначения и отправления вне РФ.

Облагаются по нулевой ставке, в том числе, перевозки в пригородном сообщении в РФ, некоторые перевозки в дальнем сообщении, а также внутренние воздушные перевозки, если пунктом отправления или назначения является Крым или Севастополь.

Чтобы воспользоваться льготной ставкой в 0% при перевозках за пределами страны, плательщику заранее нужно предоставить некоторые документы. Список включает копии договоров, транспортной документации, ТД. Эти сведения должны быть представлены в фискальный орган в течение 180 суток, которые отсчитываются от времени представления отметки в таможне. Если плательщик не представляет своевременно документацию, он будет обязан внести НДС в бюджет.

Работать с НДС в грузоперевозках, который составляет 10%, могут лица, осуществляющие перевозки внутри страны – пассажирские и багажные. В иных случаях для ОСНО применяются ставки в 20%.

Таким образом, согласно нормам НК РФ, при оказании услуг могут применяться разные ставки, а также освобождение от сбора. Если плательщиком применяется нулевой тариф, нужно доказать правомерность его использования, иначе придется доплачивать НДС по основной ставке.

Налоговая система при грузоперевозках для ИП и ООО, как работать с НДС

Для оптимизации НДС предусмотрены разные системы обложения, которые снижают фискальную нагрузку – УСН, ПСН и ЕНВД. Понятие грузовых перевозок подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по указанному адресу по контрактам. Для ведения бизнеса ИП или ООО по грузоперевозкам, достаточно пройти регистрацию и выбрать режим.

Чтобы определить систему обложения, нужно учесть масштабы бизнеса, количество применяемого транспорта, размер выручки. Одна из популярных систем обложения – УСН. Она предусматривает уплату налога по доходам в 6% или доходы минус расходы со ставкой 15%.

Система ЕНВД применяется, если численность транспорта – не более 20. При наличии нескольких ОКВЭД потребуется ведение раздельного учета. Наемного персонала должно быть не более 100 человек.

Система ПСН используется исключительно ИП. Перед тем, как работать ИП с НДС или организацией, нужно тщательно проанализировать преимущества и недостатки разных систем, чтобы выбрать подходящий вариант.

Нужно учесть такие параметры, как ограничения по количеству транспорта (их нет на УСН и ПСН), период действия (УСН – без ограничений). Необходимо учесть наличие ограничений по региону действия, численности человек, годовой выручки.

Оплата за грузоперевозки с НДС или без

Ставка НДС для ИП (индивидуальных предпринимателей) и организаций может рассчитываться по тарифам в 0,10 или 20%. Применение конкретной ставки зависит от того, какой груз провозится, каким транспортом, откуда, какое место назначения и т.д.

К примеру, по нулевому тарифу может облагаться международная перевозка, а также за пределами РФ с посадкой в России, транзитные операции. Право на применение нулевого процента требуется подтвердить, представив документацию. Иногда можно отказаться от использования этого тарифа. Ставка в 20% используется в тех случаях, когда не получается применить нулевой процент или тариф в 10%.

Чтобы подтвердить наличие льготы, нужно представить документы. Их перечень может различаться в зависимости от типа операции. Если осуществлялись международные перевозки, потребуется контракт на оказание услуг, транспортные документы. Если перевозка была с использованием воздушного судна с посадкой в РФ и последующим вылетом, нужен реестр перевозочных документов.

При выполнении операции транзита нужен контракт на оказание услуги, ТД, товаросопроводительные документы. При несвоевременной подаче документации потребуется заплатить тариф, который составляет 20%.

Работа ИП с НДС плюсы и минусы

Предприниматель имеет право самостоятельно установить оптимальный режим обложения для своей деятельности. Часто ИП используют специальные режимы, например, УСН, ПСН и ЕНВД, которые позволяют не вносить налоги на добавленную стоимость. Однако в некоторых случаях уплачивать сбор приходится, либо ИП должен работать на ОСНО, если применение специальных режимов запрещено.

Ставка по данному платежу может изменяться в зависимости от того, какие операции осуществляются. Если предприниматель работает на ОСНО, он должен в обязательном порядке вести книгу покупок и продаж. Расчет по платежам происходит каждый квартал. Лицо должно своевременно подавать декларацию по налогам.

Есть некоторые плюсы и минусы работы с НДС. Основные плюсы для ИП:

  • Возможность сотрудничества с крупными контрагентами.
  • Возможность принятия к вычету налога.

Основной недостаток работы с данным сбором на ОСНО – сложный расчет. Но если работать без этого платежа, бизнесмен становится менее конкурентоспособным, есть риск отказа в совместной работе от потенциальных партнеров. Предприниматели на ОСНО часто более тщательно проверяются налоговыми органами.

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

Предварительно следует определить, по какой ставке осуществляется работа с НДС – 0, 10 или 20%. Перечень услуг, облагаемых ставкой 0%, прописан в НК и является закрытым. Также есть перечень товаров, облагаемых 10%.

В остальных случаях организации, работающие на ОСНО, должны оплачивать налог в размере 20%. Если своевременно не поданы документы, подтверждающие право использования нулевого процента, уплачивается сбор по основному тарифу.

ИП транспортные услуги налогообложение 2018

Транспортные услуги становятся все более популярны, поэтому многие предприниматели переходят на этот бизнес, либо совмещают его с остальной деятельностью. Главным вопросом считается налогообложение ИП в 2018 году на транспортные услуги. Размер ставки зависит от выбранной системы, а также от масштаба предпринимательской деятельности (количество единиц техники, штат сотрудников). Занимаясь транспортными услугами, ИП имеет право выбрать любой вид налогообложения – ОСН, УСН, ЕНВД или ПСН.
Транспортные услуги при ОСН
Общая система налогообложения считается самой сложной, поэтому не пользуется популярностью среди предпринимателей. Она подразумевает налоговую ставку 13% (при условии подтверждения имеющихся расходов, а иначе 20% на налогооблагаемую базу, которая высчитывается определенным образом), а также необходимость в оплате НДС и НДФЛ. Каждый вид дополнительного налога предполагает подачу индивидуальной декларации, что крайне сложно для ведения отчетности. Именно поэтому предприниматели, работающие на общей системе налогообложения, нуждаются в дополнительных услугах бухгалтера.
Чтобы знать, какие налоги платить ИП при транспортных услугах на ОСН, достаточно суммировать значения – 13%, НДС и НДФЛ.
Несмотря на сложность ведения бухгалтерии и дополнительные взносы, у общей системы имеется одно значительное преимущества – контрагенты, работающие с НДС, более охотно идут на сотрудничество с предпринимателем на ОСН.
УСН и транспортные услуги
Упрощенная система налогообложения – наиболее распространена среди предпринимателей и пользуется популярностью по причине низкой налоговой ставки (6% на весь доход или 15% на прибыль с учетом расходов).
Пример расчета налога для транспортных услуг у ИП в 2018 году следующий:
1. 6% – ставка используется для всего дохода. Если за год предприниматель заработал 1 500 000 рублей, то сумма налога составит 90 000 рублей (6% от 1.5 млн).
2. 15% – ставка используется, когда предусматриваются расходы, которые предприниматель может подтвердить документально. Если из 1 500 000 рублей бизнесмен израсходовал 1 100 000 в рамках предпринимательской деятельности, то налогооблагаемая база составит эту разницу – 400 000. Сумма к уплате налогов составит 60 000 (15% от 400 000). Вариант выгоден тем ИП, кто расходует большую часть заработанных средств.
Другие налоги системой не предусмотрены, а декларация подается раз в год. Обязательными условиями для работы на УСН являются – количество наемных сотрудников не должно превышать 100 человек, а годовой доход – не более 150 млн. рублей.
В связи с отсутствием уплаты НДС контрагенты, работающие с надбавочной стоимостью, отрицательно относятся к сотрудничеству.
Патент при транспортных услугах
ПСН – патентная система налогообложения, которая отлично подходит для ИП, занимающихся транспортными услугами. Во-первых, низкая ставка (6%). Во-вторых, отсутствует необходимость в подаче декларации. Если в регионе действует патентная система для транспортных услуг (разрешение на использование ПСН при перевозке пассажиров и грузов принимается муниципальными властями, поэтому не во всех субъектах РФ ею можно воспользоваться), то предпринимателю достаточно оформить патент на год и осуществлять предпринимательскую деятельность.
Использование ПСН при занятии транспортными услугами должно отвечать следующим требованиям:
· годовой доход до 60 млн. рублей;
· количество наемных работников до 15 человек.
В некотором смысле патентная система более выгодная, чем «упрощенка».
ЕНВД и транспортные услуги
Единый налог на вмененный доход – распространенный выбор предпринимателей, занимающихся именно транспортными услугами. Система подразумевает ставку в 15% с вмененного дохода, состоящего из «базы» и физических критериев.
На практике эти данные выглядят следующим образом:
· перевозка груза – физическим критерием считается одно ТС (транспортное средство), а «базой» — 6 000 рублей на одно ТС;
· пассажирские перевозки – физ. критерий – одно ПМ (посадочное место), а базовая доходность составляет 1 500 рублей на одно ПМ.
Коэффициенты в различных регионах могут отличаться, а также сама система ЕНВД действует не везде, поскольку использование зависит от муниципальных властей.
Общая сумма уплачиваемого налога при «вмененке» напрямую зависит от масштаба бизнеса, но при этом есть максимальные ограничения:
· не более 20 единиц техники;
· не более 100 сотрудников в штате.
Многие спрашивают, ИП оказывает транспортные услуги на системе налогообложения ЕНВД, должен ли он при этом оплачивать транспортный налог. Ответ прост – да. И касается это не только ЕНВД, но и всех остальных систем. Транспортный налог уплачивается в полном объеме, причем вне зависимости от того, в собственности ТС или в аренде. Тогда как ИП, не оказывающий транспортные услуги, платит налог только на технику, которая находится в собственности.

Вопрос от читателя Клерк.Ру Андрея (г. Санкт-Петербург)

Наша компания занимается грузоперевозками и мы являемся экспедиторами. У нас случился конфликт с налоговой инспекцией по оформлению договора. У меня вот какой вопрос. Скажите, пожалуйста чем отличается договор где мы выступаем в качестве перевозчика и где мы выступаем в качестве экспедитора и отличается ли система налогообложения в том и другом случае?

Перевозка грузов осуществляется на основании договоров, заключаемых в соответствии с положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Что же касается договора транспортной экспедиции, то гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ определяет его как самостоятельный гражданско-правовой договор.

Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Таким образом, сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Клиентом может быть любое лицо (физическое или юридическое), а экспедитором — только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель

Как установлено п. 2 ст. 801 ГК РФ, в соответствии с договором обязанности экспедитора могут исполняться также перевозчиком. Большинство цивилистов усматривают в данном случае конструкцию смешанного договора, к которому наряду с нормами, регулирующими транспортно-экспедиционную деятельность, применяются нормы о грузовых перевозках.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Таким образом, систему налогообложения в виде ЕНВД следует применять в отношении деятельности, осуществляемой исключительно в рамках договоров перевозки грузов. Кроме того, из официальных разъяснений следует, что на уплату ЕНВД можно переводить только те автотранспортные услуги по перевозке грузов, которые поименованы в ОКУН в подгруппе 022500 «Услуги грузового автомобильного транспорта» под кодами с 022501 по 022516 (Письма от 25.02.2010 N 03-11-11/33, от 28.07.2006 N 03-11-05/190, от 20.06.2006 N 03-11-04/3/299). Отмечу, что в ОКУН транспортно-экспедиционные услуги предусмотрены отдельной подгруппой «Услуги транспортной экспедиции» (код 023000).

Налогоплательщики, оказывающие в рамках одного договора услуги по перевозке грузов и экспедиторские услуги, должны применять так называемую смешанную систему налогообложения, то есть помимо уплаты ЕНВД должны уплачивать налоги в соответствии с общеустановленной или упрощенной системой налогообложения. Такой же вывод содержит, к примеру, Письмо Минфина от 02.12.2008 N 03-11-04/3/541.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Как правило, если клиент торговой фирмы находится в другом регионе, услуги транспортной компании она оплачивает сама, а покупатель компенсирует эти расходы. По мнению чиновников, в таком случае «входной» НДС, выставленный перевозчиком в адрес торговой фирмы, покупатель не вправе принять к вычету.

Проанализируем ситуацию.

Определяем вид договора

Договор поставки с покупателем может предусматривать, что товар доставляет торговая фирма с последующей обязанностью покупателя компенсировать ей понесенные расходы на транспортировку товара до склада покупателя. При этом цена товара формируется без учета затрат на его доставку покупателю. В таком случае торговая фирма сама заключает договор с транспортной или транспортно-экспедиционной компанией, оформляет документы и оплачивает услуги по доставке.
Вопрос о том, как исчислять НДС и какие документы оформлять торговой фирме при перевыставлении покупателю своих расходов к компенсации, стоит на повестке дня давно и в разные годы решался по-разному.
Минфин России в письме от 15 авгус­та 2012 г. № 03-07-11/299 изложил свою позицию по данному вопросу с точки зрения Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 (далее – Правила). По мнению чиновников главного финансового ведомства, если, согласно условиям договора поставки, продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель – возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то это является элементом агентского договора. Соответственно торговая фирма выступает в качестве агента, а ее покупатель – принципала.
Как нам представляется, с такой позицией следует согласиться, потому что договор поставки с рассматриваемыми условиями об организации перевозки товара торговой фирмой является смешанным договором.

Нужен ли счет-фактура?

Согласно подпункту «в» пункта 1 Правил при составлении счета-фактуры агентом, приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, в частности услуги по транспортировке товаров, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг, а не агента. Кроме того, этому счету-фактуре агент присваивает свой порядковый номер счетов-фактур, но сохраняет дату составления фактическим продавцом счета-фактуры, выставленного агенту, оплатившему услуги по транспортировке.
Такой счет-фактуру агент (торговая фирма) выставляет принципалу (покупателю), который и принимает налоговый вычет по НДС с услуг по транспортировке приобретенного товара.
В связи с особенностями оформления счета-фактуры по агентской схеме следует обратить внимание, что торговая фирма не имеет возможности включить стоимость транспортных услуг в один счет-фактуру со стоимостью проданного товара. Ведь торговая фирма не является исполнителем, оказавшим услуги по перевозке товара покупателю, и не исчисляет НДС с таких услуг. Компания не имеет также права на налоговый вычет НДС по счету-фактуре транспортной компании.
В рамках агентского договора торговая фирма обязана представлять покупателю отчеты агента в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором, и необходимые доказательства произведенных расходов. К ним относятся копии всех первичных документов на оплату транспортных расходов, договор с экспедитором и т. д.
Кроме того, поставщик должен будет отдельно представить акт на сумму своего вознаграждения за организацию доставки товара.

Если покупатель возмещает расходы Важно отметить, что торговая фирма, выступая агентом по приобретению транспортных услуг для покупателя товара, в силу требований Гражданского кодекса РФ должна получить вознаграждение за свои услуги по организации перевозки. Иначе и торговая фирма, и ее покупатель оказываются в зоне налоговых рисков. Торговая фирма, бесплатно оказывая услуги, должна исчислить НДС с рыночной стоимос­ти агентского вознаграждения и не имеет права учесть в расходах при исчислении налога на прибыль свои затраты, связанные с организацией перевозки (например, зарплату работника-логиста, командировочные расходы, почтовые расходы и т. п.). Покупатель, не неся расходов на оплату услуг агента, получает экономическую выгоду, которую в размере рыночной стоимости агентского вознаграждения должен включить во внереализационные доходы. Сумма агентского вознаграждения Решением данной проблемы может явиться выделение в договоре поставки размера агентского вознаграждения торговой фирмы за оказание услуг по организации перевозки товаров до покупателя. При этом вознаграждение может быть выделено явно (в конкретной сумме или в процентах от понесенных транспортных расходов) или неявно (включено в стоимость товаров). В первом случае агентское вознаграждение отражается торговой фирмой отдельной строкой в счете-фактуре на товар или в отдельном счете-фактуре, выписываемом в адрес покупателя. Во втором случае в договоре поставки делается оговорка, что цена товара установлена сторонами с учетом вознаграждения торговой фирмы за организацию доставки товара до покупателя, и агентское вознаграждение отдельно в счете-фактуре в адрес покупателя не выделяется..
Пример. Торговая фирма и ее клиент находятся в разных регионах, поэтому товар доставляется покупателю контейнером РЖД. Договор купли-продажи с покупателем пре­дусматривает, что услуги по доставке, понесенные торговой фирмой и оплаченные РЖД, возмещаются покупателем. Стоимость товаров составила 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.), стоимость услуг РЖД – 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.).
При этом в договоре купли-продажи указано, что за услуги по организации перевозки товара торговая фирма получает вознаграждение в размере 3 процентов от стоимости перевозки. В такой ситуации торговая фирма выставляет в адрес покупателя счет-фактуру на товары на сумму 236 000 руб. и отдельный счет-фактуру на компенсацию расходов на перевозку товара. В учете будет отражено:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 60
– 11 800 руб. – отражены расходы на транспортировку товара с учетом НДС;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 11 800 руб. – произведена оплата сторонней транспортной организации;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 76
– 11 800 руб. – перевыставлены расходы на транспортировку покупателю с учетом НДС;
ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 354 руб. (11 800 руб. x 3%) – оказаны агентские услуги покупателю;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
– 54 руб. (354 руб. : 118 x 18) – начислен НДС по оказанию агентских услуг;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 11 800 руб. – получено возмещение по транспортным расходам;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 354 руб. – получена оплата за услуги.
Сумма посреднического вознаграждения включается в состав ­выручки организации.
Статья напечатана в журнале «Учет в торговле» №10, октябрь 2012 г.

НДС при перевозке грузов. Перевозки НДС.

Специалисты, ответственные за организацию перевозок в экспортном и импортном направлениях, часто сталкиваются с нехваткой знаний, относящихся к области бухгалтерского учета. Облагаются ли транспортно-экспедиторские услуги (для простоты назовем из транспортными услугами) налогом на добавленную стоимость (НДС)? Какая ставка НДС применяется к транспортным услугам?

Транспортные услуги всегда облагаются НДС. К ним могут быть применены различные ставки – 0% или 18%, в зависимости от того, пересекают ли товары границу Российской Федерации. Другими словами, выполняется перевозка в пределах России, или в экспортном или импортном направлениях.

В случае перевозки по территории Российской Федерации применяется НДС 18% ко всей стоимости перевозки. Поэтому, если ваша компания находится на традиционной системе налогообложения, обращайте внимание на выбор контрагента – услуги физического лица, индивидуального предпринимателя или организации, работающих по «упрощенке», окажутся дороже ровно на сумму НДС, которую вы не сможете предъявить к уплате. В случае с физическим лицом вы будете являться налоговым агентом по уплате налога на прибыль.

Другое дело – перевозки в экспортном и импортном направлениях. К ним применяются различные налоговые режимы, разбираясь в которых вы сможете существенно снизить налоговую нагрузку на свой бизнес.

Импортная перевозка целиком облагается НДС по ставке 0%, но Вы можете попросить экспедитора разбить счет на две части: до и после границы РФ. Это позволит вам сэкономить на величине таможенной стоимости товара, которая складывается, в том числе и из стоимости перевозки до места таможенной очистки и снизить сумму НДС, уплачиваемого при импорте. Особые условия действуют при импорте товаров из стран таможенного Союза. Подробнее о них вы можете прочитать в разделе «Перевозки из Белоруссии».

О. Сумина, юрист

Международные перевозки – дело хлопотное. Доставка товара от продавца покупателю – это самостоятельный бизнес. Он привлекает пристальное внимание налоговых служб. Чтобы не давать им лишнего повода для налоговых претензий, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора.Прикреплённый файл (6 Kb)

Степень транспортной нагрузки, возлагаемой на каждую из сторон договора купли-продажи, зависит от того, в каком пункте риск гибели товара переходит от продавца к покупателю. Переход может произойти на складе продавца, в момент передачи товара перевозчику, после доставки товара к месту разгрузки или на территории страны покупателя*. Это определяет выбор варианта доставки.

Перевозка

Если договором предусмотрен «самовывоз» со склада продавца, то его расходы минимальны. Упаковать и погрузить товар почти любая компания может самостоятельно. А вот когда транспортировка предполагает много этапов, собственными силами обойтись трудно. Содержание мощной транспортной службы для выполнения международных рейсов не всегда экономически оправданно. Вполне естественно, что львиную долю работ по доставке поручают специализированным компаниям.

В отдельных случаях бывает достаточно заключить договор перевозки. По этому договору транспортная компания берет на себя обязательство доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен оплатить доставку (ст. 785 ГК РФ).

Условия перевозки на территории России регламентируют отраслевые нормативные акты. «Правила и общие требования обслуживания грузоотправителей и грузополучателей…» устанавливают порядок железнодорожных перевозок (указание МПС РФ от 6 декабря 1995 г. № С-932). На автомобильном транспорте действуют «Общие правила перевозки грузов…», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. и Устав автомобильного транспорта, принятый постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. В воздухе применяются «Правила международных воздушных перевозок…», утвержденные МГА СССР 3 января 1986 г. № 1/И. В морском судоходстве действуют нормы «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

Отправитель обязан составить документы, сопровождающие передачу груза на всех этапах транспортировки. Форма, количество экземпляров, порядок заполнения перевозочных документов определяются отраслевыми кодексами, уставами, правилами. Эти документы, помимо всего прочего, служат для признания заключенного договора договором перевозки. Они подтверждают обоснованность расходов, как того требует пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Без них договор может быть квалифицирован иначе. В этом случае исполнителю нельзя будет уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оказанием транспортных услуг (письмо УМНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. № 26-12/37027). Договор перевозки может быть переквалифицирован и по другой причине: в связи с расширением перечня услуг, которые берется оказать перевозчик.

Транспортная экспедиция как посреднический договор

Протяженность маршрутов, пересечение государственных границ вынуждают сторону, ответственную за доставку товара, помимо транспортировки провести ряд дополнительных операций. Обязательными становятся: выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов, проверка количества и состояния груза, его погрузка, выгрузка, хранение и получение в пункте назначения. Оказание подобных услуг регламентирует договор транспортной экспедиции. По этому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить услуги, связанные с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Исполнить свои обязательства экспедитор может самостоятельно, а если условия договора допускают, то и привлечь для этого третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). Это право экспедитора служит основанием для работников налоговой инспекции усматривать в транспортной экспедиции признаки посреднической деятельности. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит четкого положения о наличии элементов посредничества при исполнении договора транспортной экспедиции. Но, судя по официальным разъяснениям, к нему следует применять схемы налогообложения, как по договору комиссии и подобных ему (письмо УМНС по г. Москве от 20 ноября 2002 г. № 24-11/56384).

Последствия такого подхода особенно ощутимы при расчете налога на добавленную стоимость. Фирма, которая за плату действует в интересах другого лица, должна перечислить НДС со всей суммы вознаграждения (ст. 156 НК РФ). В данном случае она не имеет права применить налоговые вычеты. Ведь все расходы по выполнению поручения возмещает заказчик, значит именно у него входной НДС будет предъявлен к вычету.

Для целей налогообложения НДС «посредником» может стать и транспортная компания. Когда перевозчик экспедирует груз, узкие рамки договора перевозки не отвечают его содержанию. На такой комплексный договор распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98 указано, что деятельность исполнителя по договору транспортной экспедиции не всегда относится к посреднической.

Несколько прояснить спорную ситуацию можно, если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17). Он содержит открытый перечень экспедиторских услуг, но только часть из них прямо характеризует как посреднические: «…посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете…» (подгруппа 633 раздела I части III ОКДП). Очевидно, что не все составляющие комплекса услуг экспедитора имеют признаки посредничества. На это обращают внимание и арбитры (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 июля 2001 г. по делу № Ф08-2023/2001-628А).

Сократить риск налоговых споров можно при подготовке проекта договора и в момент составления отчета исполнителя. Его обязанности нужно подробно расписать и четко сформулировать, как именно будут организованы все услуги: самостоятельно или силами других компаний, точно указать размер вознаграждения. Тогда при поступлении денег нетрудно будет распределить общую сумму в соответствии с условиями договора. И для каждой части применить соответствующий порядок налогообложения. Например, особо оговорить обязанность исполнителя заключить договор с перевозчиком. И тут же обозначить комиссионное вознаграждение за эту услугу. Вторым пунктом поручить экспедитору расфасовать и упаковать груз с указанием стоимости этих работ. В эту стоимость могут быть включены расходы на приобретение материалов для упаковки, оплату труда и сопутствующие страховые взносы, аренду помещений и/или амортизацию. Отдельной строкой надо прописать сумму денег, передаваемых для уплаты таможенных пошлин и сборов. И в таком же порядке составить отчет об исполнении поручения, выделив сумму вознаграждения, стоимость услуг, оказанных своими силами, возмещаемые расходы с приложением подтверждающих документов.

Схема налогообложения зависит не только от варианта квалификации договора. Для того чтобы заплатить налоги (например НДС), необходимо определиться с местом реализации услуг. А при международных перевозках оно становится «неуловимым».

НДС. Место реализации услуг

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации работ и услуг следует определять в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса РФ. До 1 января 2006 года для разных видов транспорта порядок определения был неодинаков. Дополненная редакция статьи устанавливает единые правила для перевозчиков на всех видах транспорта. Местом реализации будет считаться территория Российской Федерации, если одновременно выполняются два условия:

  • перевозчиком** является российская организация или индивидуальный предприниматель;
  • один или оба (начальный и конечный) пункты перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148).

При этих условиях набор вариантов, когда Россия признается местом реализации услуг, ограничен (см. таблицу в прикрепленном файле).

Эта схема не распространяется на услуги по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита. Для таких услуг имеет значение место осуществления деятельности перевозчика. Если этим местом признана территория России, то и она же будет считаться местом реализации услуг по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Подтвердить место выполнения работ (оказания услуг), могут следующие документы:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • акты (отчеты и т. п.) приемки выполненных работ (п. 4 ст. 148 НК РФ).

Тем, кто вынужден применять положения статьи 148 Налогового кодекса, необходимо иметь в виду, что действующая ее редакция является результатом нескольких этапов законотворчества. От раза к разу изменяя и дополняя текст, законодатели предложили в итоге противоречивый вариант, сочетающий и разрешительные новации (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и ограничительные нормы прошлых лет (п. 2 ст. 148 НК РФ). Если в качестве перевозчика выступает иностранная организация, то вновь введенный подпункт (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) в любом случае не признает российскую территорию местом оказания услуг. А пункт 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ обязывает местом реализации услуг транспортной иностранной организации признать Россию, если хотя бы один из пунктов назначения или отправления расположен на ее территории. На наш взгляд, в споре на эту тему нужно апеллировать не к букве, а к духу закона, ведь вновь введенный подпункт 4.1 пункта 1 соответствует общей логике статьи 148, а противоречащая норма пункта 2 ее разрушает.

Разобравшись с объектом налогообложения, следует определиться с налоговой ставкой.

Для кого НДС 0 процентов?

Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.

Однако арбитры встают на сторону налогоплательщиков и признают, что экспедиционная деятельность непосредственно связана с реализацией товаров (например, постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2004 г. по делу № КА-А40/2447-04, Северо-Западного округа от 18 марта 2003 г. по делу № А56-20966/02).

Перечисленные услуги облагаются по ставке 0 процентов и в том случае, когда они связаны с импортом товаров. А также в отношении товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 процентов также применяется для работ и услуг по перевозке и транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При установлении налоговой ставки по НДС Налоговый кодекс выделяет отдельным пунктом международные перевозки железнодорожным транспортом. С 1 мая 2006 года они облагаются по нулевой ставке, если связаны с экспортом или вывозом продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ). На железнодорожные перевозки импорта ставка 0 процентов не распространяется.

Нулевой НДС усиливает привлекательность международной транспортно-экспедиционной деятельности. Однако зачастую обосновать нулевую ставку бывает нелегко. Даже тому, кто приложит максимум усилий, успех гарантировать нельзя.

Преимущество или наказание

В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18@). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  • контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  • выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  • таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).

Некоторое уменьшение списка требуемых документов (по сравнению с 2005 годом) с лихвой компенсируется тем, что порядок подачи остался прежним. Те организации, которые не обязаны предъявлять таможенные документы, должны представить остальной пакет вместе с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Но не всегда обязательства сторон по международным контрактам можно исполнить в течение одного налогового периода. И к моменту подачи декларации некоторые документы (например выписки с банковского счета о зачислении выручки) просто не существуют в природе. Значит, и подтвердить обоснованность ставки 0 процентов не представляется возможным. Поэтому необходимо будет применить ставку 18 процентов. При этом заказчик (покупатель) не имеет права принять к вычету входной НДС, рассчитанный по завышенной ставке. Короче, исполнителю остается только уплатить 18-процентный налог за счет собственных средств. А впоследствии, когда все документы будут готовы, нужно будет предъявить их вместе с налоговой декларацией для возврата ранее уплаченных сумм. Налоговая инспекция вправе рассматривать и проверять полученные бумаги в течение трех месяцев, а если сочтет обоснования недостаточными, то и отказать в возмещении налога (п. 4 ст. 176 НК РФ). * Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.

** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

внимание

Руслан Украинский, юрист компании «Гарант»:

«Посредничество с правовой точки зрения – это выполнение юридически значимых действий, совершение сделок в интересах другого лица. В договоре транспортной экспедиции лучше четко указать, что в данном случае экспедитор действует как комиссионер или поверенный. Это внесет ясность в вопросы налогообложения. Правда, при условии, что и в сумме вознаграждения по договору будет выделена та часть, которая причитается за выполнение функций комиссионера или поверенного».

Транспортные услуги и ЕНВД в 2018–2019 годах

ЕНВД и автотранспортные услуги: условия применения

Расчет ЕНВД: транспортные услуги (2018–2019)

Расчет ЕНВД: базовая доходность при транспортных услугах

Режим ЕНВД при ремонте автотранспортных средств, техобслуживании и мойке

Итоги

ЕНВД и автотранспортные услуги: условия применения

Подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ позволяет применять вмененку при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в тех случаях, когда количество имеющихся у налогоплательщика транспортных средств, предназначенных для перевозок, не превышает 20 единиц. Транспортные средства могут находиться у него на праве собственности, пользования, владения или распоряжения.

Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц, узнайте .

Разъяснения ФНС о том, как подсчитать предельное количество автотранспорта для ЕНВД, вы найдете .

Организация, оказывающая грузо- и пассажироперевозки, должна встать на учет и уплачивать налог по месту своего нахождения, предприниматель — по месту своего жительства (п. 2 ст. 246.28 НК РФ). Этот же принцип действует, когда услуги по перевозке осуществляются в другом городе или регионе.

Использование режима ЕНВД возможно только в том случае, если оно разрешено региональным законодательством. Таким образом, в первую очередь необходимо ознакомиться с законами региона, чтобы выяснить, подпадает конкретный вид деятельности под ЕНВД в данной местности или нет.

Внимание! Сдача в аренду автотранспорта с экипажем на вмененку не переводится.

Расчет ЕНВД: транспортные услуги (2018–2019)

Рассмотрим порядок расчета единого налога на вмененный доход при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов в 2018–2019 годах.

Об общем порядке расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход читайте в этой статье.

1. На первом этапе определяется налоговая база по формуле, приведенной в ст. 346.29 НК РФ:

НБ = БД × К1 × К2 × (ФП1 + ФП2 + ФП3),

где: НБ — налоговая база;

БД — базовая доходность в месяц;

К1 — коэффициент-дефлятор, значение которого ежегодно устанавливается приказом Минэкономразвития;

К2 — корректирующий коэффициент, его значение устанавливается местными или муниципальными органами;

Подробнее о коэффициентах К1 и К2 читайте в материалах рубрики «Коэффициенты ЕНВД (К1, К2)».

ФП1, ФП2, ФП3 — значения физического показателя в 1-м, 2-м и 3-м месяце квартала.

2. На следующем этапе необходимо исчислить сумму единого налога за квартал по формуле:

ЕНВД = НБ × С,

где: НБ — налоговая база;

С — ставка налога, согласно ст. 346.31 НК РФ она для большинства регионов равна 15%, а города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь сейчас могут устанавливать ее в пределах от 7,5 до 15%.

Нужно отметить, что при одновременном ведении нескольких видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, приведенный выше расчет единого налога будет осуществляться по каждому виду деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Общая сумма ЕНВД за налоговый период выводится путем сложения полученных результатов.

3. На последнем этапе определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Для этого рассчитанную сумму налога надо уменьшить на установленные пп. 2, 2.1 ст. 346.32 НК РФ налоговые вычеты. Таковыми являются:

  • страховые взносы на социальное страхование (на ОПС, ОМС, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);

Об уменьшении ЕНВД на сумму обязательных страховых взносов рассказывает эта статья.

  • выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности;
  • платежи по договорам добровольного страхования работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).

Данные вычеты могут применять вмененщики, которые используют труд наемных работников. Однако указанные вычеты уменьшают сумму налога не более чем на 50% (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).

Если индивидуальный предприниматель не производит выплат в пользу работников ввиду их отсутствия, он вправе уменьшить налог на сумму всех фиксированных платежей на ОПС и ОМС (абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Для ИП такое уменьшение ограничений по величине не имеет, т. е. вмененный налог им может быть уменьшен до нуля.

Внимание! Для упрощения подсчета налога используйте наш калькулятор ЕНВД. Сам калькулятор находится . А вы прочтете о том, как им правильно пользоваться.

Расчет ЕНВД: базовая доходность для транспортных услуг

В ст. 346.29 НК РФ дается определение базовой доходности и приводятся ее значения для всех видов деятельности, подпадающих под ЕНВД.

Итак, базовая доходность — это условный доход в рублях, который можно получить за 1 месяц с 1 физического показателя. Физический показатель, в свою очередь, характеризует конкретный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. Оба эти показателя используются в целях исчисления ЕНВД.

Так, при расчете ЕНВД для транспортных услуг по перевозке пассажиров базовая доходность равна 1 500 руб. для одного посадочного места. Посадочное место в данном случае будет являться физическим показателем.

При оказании услуг по грузоперевозкам базовая доходность имеет значение 6 000 руб. с каждого автотранспортного средства — физического показателя для данного вида деятельности.

Если вмененщик оказывает услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке транспортных средств, то, рассчитывая налог, ему нужно использовать значение базовой доходности, равное 12 000 руб. с одного человека, для всех занятых в этой деятельности, включая самого индивидуального предпринимателя.

Полную таблицу базовой доходности ищите .

Режим ЕНВД при ремонте автотранспортных средств, техобслуживании и мойке

Подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ относит деятельность по оказанию услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств к числу подпадающих под ЕНВД. Данные услуги для целей применения ЕНВД согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ включают:

  • Услуги, оказываемые за плату физическим и юридическим лицам — код 45.2 по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
  • Услуги, также оказываемые за плату, по проведению техосмотра транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении (обязательный государственный техосмотр) — код 71.20.5 по ОКВЭД 2.

Невозможно применять ЕНВД в соответствии с абз. 9 ст. 346.27 НК РФ при оказании услуг:

  • по заправке транспортных средств;
  • гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • хранению транспортных средств на платных и штрафных стоянках.

Итоги

Итак, в 2018-2019 гг. ЕНВД применяется в отношении услуг по перевозке пассажиров и грузов, а также услуг по проведению техосмотра. При переходе на спецрежим по автотранспортным услугам нужно учитывать местное законодательство и количество автотранспорта, а также знать величину физического показателя для соответствующего вида деятельности.

Как рассчитать ЕНВД по транспортным услугам

Согласно ст. 346.26 НК РФ, организации и ИП, которые осуществляют деятельность по перевозке грузов или пассажиров, вправе стать плательщиками ЕНВД. Этот специальный налоговый режим освобождает от уплаты некоторых видов налогов, а налогооблагаемой базой выступает не реальный доход, а вмененный — предполагаемый доход. Как перейти на вмененку по транспортным услугам, условия перехода и основные критерии можно узнать в нашей предыдущей статье.

ЕНВД по транспортным услугам уплачивается в бюджет ежеквартально — четыре раза в год. При расчете вмененки по виду деятельности «транспортные услуги» нужно учитывать целый ряд различных показателей — от вида деятельности до региона, в котором эта деятельность осуществляется. Подробнее о том, как провести расчет налога для перевозок, расскажем в нашей статье.

Что нужно знать для расчета налога

Чтобы приступить к расчету налога, определите основные показатели. Рассмотрим их подробнее:

  • физический показатель — для грузоперевозок это количество машин, задействованных в получении прибыли, а в случае с перевозками пассажиров — количество мест для пассажиров в автотранспорте;

Важно! Применять ЕНВД могут только организации и ИП, у которых в собственности, аренде или лизинге находится не более 20 транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

  • базовая доходность – это вмененный доход на единицу физического показателя, который выступает объектом налогообложения (для грузоперевозок — 6000 рублей на одну машину, для перевозки пассажиров — 1500 рублей на одно посадочное место);
  • корректирующие коэффициенты К1 и К2, которые не зависят от вида деятельности (согласно Минэкономразвития РФ в 2019 году коэффициент К1 равен 1,915. Значение коэффициента К2 варьируется в зависимости от региона от 0,1 до 1, однако в большинстве регионов используется максимальное значение);
  • налоговая ставка ЕНВД (имеет разное значение в зависимости от региона, может быть от 7,5 до 15 %, почти во всех регионах используется максимальный размер налоговой ставки).

Некоторые регионы снижают размер налоговой ставки вплоть до минимальной для определенной группы лиц: начинающих предпринимателей или предпринимателей с инвалидностью.

Расчет ЕНВД по транспортным услугам

Ведите учет и сдавайте всю отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат через Контур.Бухгалтерию.
>> Попробуй сейчас! Это бесплатно! <<

В общем виде формула, которая позволит рассчитать размер налога за отчетный период (т.е. за квартал), выглядит следующим образом:
ЕНВД за квартал = (Налоговая база за отчетный период × Налоговая ставка) × 3, при этом:

  • налоговая база = базовая доходность × количество автомобилей или посадочных мест × К1 × К2;
  • К1 — коэффициент-дефлятор = 1,915;
  • К2 — корректирующий коэффициент = от 0,1 до 1;
  • Налоговая ставка = от 7,5 до 15%.

В формуле присутствует умножение полученного результата на 3, так как ЕНВД уплачивается ежеквартально — сразу за 3 месяца. Полученную сумму к выплате можно уменьшить на сумму страховых взносов вмененщика в различные фонды или сумму расходов на покупку и установку онлайн-кассы, о чем мы поговорим далее. А пока рассмотрим расчет данного налога на примере.

Пример расчета ЕНВД по перевозкам

Предприниматель занимается перевозкой пассажиров в Санкт-Петербурге и имеет в распоряжении 1 автомобиль. Перевозки осуществляет сам, наемных работников нет. Количество посадочных мест равно 3. Воспользуемся формулой:

ЕНВД за квартал = (БД × ФП × К1 × К2 × Налоговая ставка) × 3

Налоговая база = 1500 (базовая доходность при перевозках пассажиров) × 3 (количество посадочных мест) × 1,915 (К1) × 0,25 (К2) = 1500 × 3 × 1,915 × 0,25 = 2 154 рублей;

налоговая ставка = 15%;

ЕНВД за месяц = 2 154 × 15% = 323,1 рубля;

ЕНВД за квартал = 323,1 × 3 = 969,3 рубля.

При расчете налога для грузоперевозок будем использовать базовую доходность в 6 000 рублей, а физическим показателем будет не количество мест для пассажиров, а количество автомобилей, которые задействованы в получении прибыли. Машины, которые находятся в ремонте или запасе, при расчете налога не учитываются.

Как уменьшить ЕНВД на сумму страховых взносов

Согласно ст. 346.32 НК РФ организации и ИП могут уменьшить размер ежеквартальных выплат по вмененке на сумму страховых взносов. Рассмотрим случаи, когда это возможно:

  • если ИП работает без найма работников — можно уменьшить размер уплачиваемого налога на полный объем взносов в ПФ РФ, а также в фонды социального и медицинского страхования;
  • если ИП или организация использует труд наемных работников — можно уменьшить размер налога по вмененке на сумму взносов за ИП и за работников, но уменьшенная таким образом сумма не должна превышать 50% от общего объема ЕНВД за квартал.

Таким образом, для расчета реальной суммы к уплате в бюджет, необходимо из ЕНВД за квартал, рассчитанного по формуле, представленной выше, вычесть сумму страховых взносов за себя или трудящихся по найму работников. Важное условие: взносы должны быть не только начислены, но и уже уплачены в отчетном квартале.

Автор статьи: Арина Гюлметова

Легко рассчитывайте налог ЕНВД в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис подходит для малого бизнеса: простой учет, зарплата, отчетность через интернет. Первые 14 дней работы — бесплатно.

Ведите учет и сдавайте всю отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат через Контур.Бухгалтерию.
>> Попробуй сейчас! Это бесплатно! <<

НДС на транспортные услуги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *