Ликвидация учреждения

Большинство трудовых споров возникает в процессе увольнения. А если прекращение трудовых отношений обусловлено ликвидацией, то суть разногласий сводится к положенным компенсациям. Какие положены выплаты при ликвидации предприятия?

Содержание

Какие полагаются

При ликвидации организации работник должен получить такие виды выплат как:

  • заработная плата за фактически отработанные дни последнего месяца;
  • компенсация за все неиспользованные отпуска;
  • выходное пособие;
  • средний заработок на период трудоустройства.

Если работник получил уведомление о предстоящем увольнении уже после начала ликвидационной процедуры, то ему полагаются все положенные при ликвидации компенсации. Но далеко не все работодатели соблюдают нормы законодательства.

Работник, уволенный в связи с ликвидацией организации и не получивший положенных выплат, может отстаивать свои интересы через суд.

В этом случае следует одновременно действовать в двух направлениях (ст.45 ГПК РФ):

  1. Обратиться в суд общей юрисдикции и подать иск о взыскании выплат с организации.
  2. Направить конкурсному управляющему претензию и потребовать включения в список кредиторов первой очереди.

После принятия судебного решения исполнительный лист должен быть передан судебным приставам. Они в свою очередь отправят его конкурсному управляющему, который должен на этом основании включить работника в список кредиторов.

Важно учитывать, что на получение выплат при ликвидации могут рассчитывать только те работники, которые уволены именно по причине прекращения деятельности.

То есть по ст.81 п.1 ТК, в связи с ликвидацией организации. Если в трудовой книжке значится запись «по собственному желанию» или «по соглашению сторон» речь о ликвидационных компенсациях уже не идет.

Увольнение директора при ликвидации ООО рассматривается в статье: промежуточный баланс при ликвидации ООО.

Порядок ликвидации ООО вы можете найти в этой статье.

Как получить

Для того чтобы получить положенные выплаты в должном объеме, работнику следует знать, как происходит их начисление.

Заработная плата

Зарплата за дни последнего рабочего месяца начисляется в стандартном порядке. Для работника, работающего за оклад, вычисляется ежедневный средний заработок.

Затем по производственному календарю подсчитываются все отработанные дни за последний месяц. Количество дней перемножается со среднедневной зарплатой.

Компенсация за неиспользованные отпуска

Все неиспользованные отпускные дни должны быть оплачены при ликвидации организации. Законодательно установленный ежегодный отпуск равен двадцати восьми дням.

В первую очередь суммируются все отпускные дни, которые сотрудник не использовал в предыдущие годы. Далее определяется число не использованных дней отпуска в текущем году.

Каждому рабочему месяцу года соответствует 2,33 отпускных дня. Умножив число месяцев текущего года на 2,33, получится количество отпускных дней за текущий год. Дни отпуска за прошлые года и за текущий год складываются. Получается число отпускных дней, подлежащих оплате.

При расчете не использованных отпускных дней следует учитывать некоторые особенности:

  • последний рабочий месяц учитывается на основании округления – если прошло более пятнадцати дней, то месяц принимается в расчет, иначе месяц просто не учитывается при расчетах;
  • итоговое количество не использованных отпускных дней получается, как правило, в виде дробного числа. Оно не может округляться в меньшую сторону, арифметические правила в этом случае не действуют. Округление числа может происходить только в пользу работника, то есть до большего числа.

Выходное пособие

Суть выходного пособия заключается, прежде всего, в обеспечении временной финансовой независимости работнику на первое время после увольнения. Это позволяет человеку найти приемлемое место работы, а не соглашаться на любые предложенные условия.

Трудовой Кодекс устанавливает, что размер выходного пособия зависит от периода действия трудового договора.

Если трудовой договор был заключен на неопределенный срок, то работник должен получить выходное пособие равное сумме среднемесячной заработной платы.

При расторжении при ликвидации договора, заключенного на время сезонных работ, работникам полагается выплата среднего заработка за две недели. Отдельно стоит упомянуть срочный договор на период менее двух месяцев – в этом случае никакого выходного пособия работнику не положено.

Расчет выходного пособия осуществляется посредством определения среднедневного заработка сотрудника и перемножения его с количеством рабочих дней за месяц.

Если в трудовом или коллективном договоре прописана фиксированная сумма выходного пособия или определен повышенный объем выплаты, то действуют установленные условия договора.

Средний заработок за период трудоустройства

Ликвидация предприятия заставляет работника искать новое место работы. Не всегда можно сразу трудоустроиться. Законодательно предусмотрено, что если работник не смог устроиться на другую работу после увольнения вследствие ликвидации, то он имеет право получить средний заработок за два месяца.

Больше двух месяцев отсутствия работы у уволенного сотрудника работодатель, как правило, оплачивать не должен.

Однако в некоторых случаях работник может обратиться и за выплатой среднего оклада за третий месяц после увольнения.

Это становится возможным, когда работник встал на учет в центре занятости, но так и не был трудоустроен по истечении двух месяцев.

Основание для выплаты служит справка с биржи труда. Важно, что уволенный работник в этом случае должен встать на учет по безработице в течение двух недель после увольнения.

Необходимо чтобы к моменту выплаты среднего заработка на период трудоустройства организация продолжала существовать.

Все положенные компенсации обязана выплачивать ликвидируемая организация. После завершения процесса ликвидации заниматься выплаты будет попросту некому, и предъявить какие-либо претензии не получится.

Какие выплаты положены при ликвидации государственного учреждения

В случае ликвидации государственного учреждения работнику полагаются такие же выплаты, как и при ликвидации любой организации. То есть работник получает выходное пособие в размере среднемесячной зарплаты.

На основании ст.178 ТК РФ за ним также сохраняется право на среднемесячный заработок на период трудоустройства в течение двух месяцев.

О предстоящем увольнении госслужащие должны быть проинформированы за два месяца до непосредственного расторжения трудового договора. Уведомление работников должно осуществляться персонально в письменном виде под роспись работника.

Если работник увольняется ранее срока уведомления, то по ст.180 ТК он должен получить дополнительную компенсацию в виде двухмесячного среднего заработка.

Стоит уточнить такой момент как невыплата государственному служащему положенной компенсации при ликвидации учреждения.

Выплаты производятся ликвидируемой организацией. Однако в случае с государственным учреждением, можно обратиться за возмещением и после окончательной ликвидации.

Любое государственное учреждение находится в подчинении другого госучреждения или министерства. Исковое заявление о выплате положенных компенсаций можно направить в данный орган.

Кроме того можно выяснить кто является правопреемником госучреждения. Информация об этом указывается в ликвидационном акте.

Выяснив, кто является правопреемником ликвидированного госучреждения, можно обратиться в суд с исковым заявлением к таковому.

Также нужно различать увольнение при ликвидации госучреждения и перевод в другую организацию. Если работник при ликвидации учреждения переводится на иное место работы, то никакие компенсационные выплаты ему не положены.

В организации

Порядок выплаты компенсаций при ликвидации организации регулируется ст.178 ТК РФ. Ст.181 ч.1 п.1 ТК устанавливает, что увольнение по причине ликвидации организации сопровождается выплатой выходного пособия в размере среднемесячной зарплаты. На период трудоустройства, но не более двух месяцев, за работником сохраняется средний заработок.

Выплата всех положенных компенсаций должна быть осуществлена в последний день работы сотрудника (ст.140 ТК). Если в день увольнения работник отсутствовал, то выплаты должны быть произведены не позже, чем на следующий день после обращения работника за расчетом.

По закону нельзя увольнять беременных женщин и работниц, пребывающих в декретном отпуске. Однако при ликвидации организации увольняются все работники без исключения.

В этом обязанностью организации становится дополнительно выплата декретных при ликвидации. При возникновении спора о размере полагающихся выплат, работодатель обязан в положенный срок выплатить сумму, являющуюся неоспариваемой.

В ФСКН

Граждане, уволенные из ФСКН по причине ликвидации данной службы, помимо стандартных выплат могут претендовать и на дополнительные компенсации.

Так лица, уволенные со службы без права на пенсию и имеющие более двадцати лет стажа работы, вправе получать оклад по званию. Выплачивается таковой ежемесячно на протяжении одного года.

Данная выплата определена Правительством РФ, основанием является увольнение по причине проведения организационно-штатных мероприятий.

При ликвидации ФСКН выплаты должны получить не только действующие штатные сотрудники, но и сотрудники, находящиеся на повышении квалификации. Работники, находящиеся на больничном, должны быть уведомлены об увольнении в общем порядке.

Компенсация в этом случае выплачивается по дату, когда человек должен был выйти на работу. При этом срок больничного отпуска не может превышать четырех месяцев.

Рассчитывается единовременная выплата при увольнении работника ФСКН на основании оклада, получаемого на дату увольнения.

Сумма выходного пособия этом случае составляет два оклада. Кроме того к данной сумме прибавляются компенсация за форму, оплата за неиспользованные отпуска, начисленные, но не выплаченные премии.

В банке

В случае ликвидации банковского учреждения порядок увольнения работников банка регламентируется ФЗ «О банках и банковской деятельности». Согласно закону решение арбитражного суда о ликвидации банка считается юридически действующим с момента его принятия.

ФЗ «О несостоятельности кредитных организаций» предусматривает возможные последствия закрытия банка. Так ликвидационная процедура начинается с открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего. Оный на протяжении 1-1,5 года исполняет обязанности работодателя.

Процесс увольнения банковских работников происходит по стандартной схеме: уведомление об увольнении → увольнение → выплата компенсаций в последний рабочий день.

Если положенные выплаты не были осуществлены в срок, банковские работники могут обратиться к конкурсному управляющему.

Он включит уволенных работников в список кредиторов, а очередность выплат при ликвидации банка предполагает, прежде всего, расчет с работниками, а уже потом с иными кредиторами.

В ФМС

Пятого апреля 2020 года был издан Указ о ликвидации ФМС. В соответствии с этим Указом уведомления об увольнении получили все работники без исключения.

Порядок процедуры увольнения предусмотрен ФЗ №79 от 27.06.2004 «О государственной гражданской службе РФ» (ст.37 ч.1 п.8.3).

Спустя некоторое время был издан документ «Об организации работы». В нем предусмотрено, что должны быть определены лица, обладающие преимущественным правом на оставление на службе, а также работники, на которых распространяются дополнительные гарантии при расторжении трудового договора.

П.8.3 предусматривает выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания по причине упразднения государственного органа. При этом выплата выходного пособия не осуществляется.

Госслужащему

В случае увольнения государственного служащего по причине ликвидации органа ему должны быть выплачены определенные суммы. Но расчет при расторжении трудового договора и расчет при расторжении срочного контракта несколько отличаются.

Уволенный в связи с ликвидацией органа с гражданской службы служащий должен получить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом не выплачивается выходное пособие.

Расторжение служебного контракта до истечения срока уведомления ФЗ №79 не предусмотрено. Если такая ситуация имеет место, то руководствоваться нужно ст.180 ч.3 ТК.

Работник, уволенный раньше срока, должен получить компенсацию дополнительно – в размере среднего заработка за дни, оставшиеся до истечения срока уведомления.

Но преждевременное увольнение влечет дополнительные расходы для государственного бюджета. Потому подобные решения принимаются руководителями крайне редко и должны иметь веские обоснования.

Денежное содержание госслужащего рассчитывается на основании суммы оклада и дополнительных выплат на дату увольнения. При этом в полном объеме учитываются такие дополнительные выплаты как за выслугу лет, за особые условия, за работу с секретной информацией.

Премии за выполнение особых заданий, материальная помощь, отпускные выплаты учитывается в объеме 50% от фактически начисленных.

Знать о порядке выплат при ликвидации организации нужно знать не только работодателю, но и самому работнику. Для работодателя это возможность избежать проблем с законом и соблюсти официально определенный порядок увольнения.

Работнику знание особенностей процедуры компенсирования его труда при ликвидации позволит получить полагающиеся по закону выплаты.

Про ликвидацию ЗАО рассказывается в статье: ликвидация ЗАО.

Как происходит ликвидация ООО через продажу, .

Какие бывают способы ликвидации ООО с долгами, .

Учреждения – это некоммерческие организации, создаваемые местными и федеральными органами власти в целях обеспечения функций органов власти в области культуры, здравоохранения, развития городской среды, предоставления госуслуг населению и т. д.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Правовое регулирование ликвидации учреждений

Согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» 7-ФЗ, существуют три типа учреждений:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Ликвидация автономных учреждений регулируется ст. 19 закона 174-ФЗ, а ликвидация бюджетных и казенных учреждений – ст. 18-19.1 закона 7-ФЗ. Процедура ликвидации учреждений местного, регионального или федерального уровней регламентируется постановлениями исполнительной власти данного уровня. Ориентиром для местных и региональных властей служит раздел 5 Постановления Правительства №539, регулирующий порядок ликвидации учреждений федерального уровня.

Основания для ликвидации

Для ликвидации государственных и муниципальных учреждений необходимо решение их учредителя – органа исполнительной власти соответствующего уровня, осуществляющего государственную политику и правовое регулирование в сфере деятельности ликвидируемой структуры. Например, основанием для ликвидации автономного образовательного учреждения является решение городского или областного департамента образования.

Ликвидация учреждений по решению суда возможна в исключительных случаях при возникновении спора между органами власти разного уровня, так как от уполномоченных физических или юридических лиц суд может принять заявление не о ликвидации госучреждений, а об устранении нарушений в их работе. Иными словами, бюджетная структура не может быть ликвидирована по заявлению прокуратуры или налогового органа.

В отличие от коммерческих юридических лиц, причинами ликвидации госучреждений могут являться:

  • изменение политики, проводимой властями в отношении реализации социальных программ;
  • оптимизация работы в сфере деятельности учреждения;
  • обеспечение выполнения новых законодательных норм;
  • переориентирование приоритетных направлений развития социальной сферы;
  • изменение объема финансирования.

Если изменилась концепция властей в области культуры, здравоохранения и т. д., то часть автономных и бюджетных учреждений закрывается и их функциями наделяются вновь созданные структуры. Так же происходит при совершенствовании сферы предоставления госуслуг – происходит ликвидация узкопрофильных учреждений и создание единых центров по типу МФЦ.

Урезание финансирования образовательных и культурных проектов наряду с переориентацией приоритетов в условиях ограниченного бюджета также приводит к ликвидации госучреждений.

Важным отличием ликвидации госучреждений от прекращения деятельности юрлиц, созданных по частной инициативе, является обязательная передача социально значимых функций новым или уже существующим структурам.

Например, при ликвидации учреждения, оказывающего ряд госуслуг, его функции должны быть переданы иным учреждениям.

Порядок и сроки процедуры

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Процедура ликвидации государственных и муниципальных учреждений включает следующие шаги:

  1. Федеральный или местный орган исполнительной власти принимает решение о ликвидации учреждения.
  2. Выпускается локальный нормативный акт о ликвидации с пояснительной запиской.
  3. В течение 3 дней после подписания акта в налоговую службу направляется уведомление о ликвидации учреждения.
  4. В течение 2 недель после подписания акта формируется состав ликвидационной комиссии, и определяются сроки и порядок ликвидации.
  5. В СМИ публикуется извещение о сроках приема требований кредиторов.
  6. В течение 10 дней после окончания приема требований комиссия формирует промежуточный ликвидационный баланс и предоставляет его учредителю.
  7. Производится расчет с кредиторами.
  8. В течение 10 дней после расчета формируется окончательный ликвидационный баланс.
  9. Остатки средств учреждения передаются в бюджет соответствующего уровня.
  10. Подается заявление о завершении ликвидации в налоговый орган, и в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации учреждения.

Решение о ликвидации, принятое властями, должно включать в себя:

  • название и тип ликвидируемой структуры;
  • данные об учредителе;
  • наименование ликвидатора;
  • правопреемник по обязательствам (для казенных учреждений).

Нормативный акт о ликвидации выпускается органом власти, учредившим структуру, в пояснительной записке при этом приводится обоснование целесообразности прекращения деятельности учреждения, а также сведения об имеющихся долгах структуры. Если учреждение обладает социально значимыми функциями, то в записке указывается, кому передаются такие полномочия.

Члены ликвидационной комиссии назначаются из числа служащих соответствующего органа исполнительной власти (комитета, агентства или департамента). Порядок и сроки ликвидации должны соответствовать ст. 61-63 Гражданского кодекса, закону 7-ФЗ и принятому локальному акту о ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все функции руководства ликвидируемого учреждения.

Срок приема требований кредиторов учреждения не может быть меньше двух месяцев. Комиссия не только рассматривает поступающие требования, но и выявляет кредиторов самостоятельно путем анализа заключенных ранее договоров. Каждое поступившее требование рассматривается комиссией. Если требование признано необоснованным, кредитор вправе заявить возражение в десятидневный срок. Важно учесть, что при ликвидации казенного учреждения кредитор не может требовать погашения обязательства досрочно (ст. 19.1 7-ФЗ).

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о сумме всех поступивших претензий и о суммарной стоимости имущества учреждения. Орган власти, издавший акт о ликвидации учреждения, должен утвердить промежуточный баланс, составленный ликвидационной комиссией.

Документы для налоговой

По окончании расчета с кредиторами в налоговый орган подаются документы:

  • окончательный ликвидационный баланс;
  • платежные документы о перечислении средств учреждения на погашение претензий и в бюджет;
  • справка из Пенсионного фонда;
  • заявление о ликвидации по форме Р16001;
  • учредительные документы.

Сведения о прекращении деятельности учреждения вносятся в ЕГРЮЛ в течение 10 дней. Если на предъявление требований кредиторов отведено 2 месяца, то максимальный срок ликвидации учреждения с учетом промежуточных сроков, определенных Постановлением №539, составит 3 месяца и 10 дней с момента подписания акта о ликвидации, если расчет с кредиторами по балансу произведен за неделю.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Евгений Бобро Юрист. Автор статей. Практика договорной работы в сфере недвижимости и закупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

По итогам ликвидации учреждение заканчивает свою деятельность и перестает существовать с юридической точки зрения. Процедуре ликвидации могут подвергаться как отдельно юридические лица, так и их филиалы и представительства.

Процесс ликвидации филиала прямым образом зависит от того, зарегистрировано ли в документальном порядке его наличие и образование. Рассмотрим более подробно ликвидацию филиалов бюджетных учреждений.

Причины

Ликвидацию филиала бюджетного учреждения уполномочены осуществлять:

  • Правительство Российской Федерации;
  • уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.

В субъектах РФ решение о закрытии филиала принимается главой муниципального образования.

Основными причинами, по которым такие решения утверждаются, могут быть:

  • окончание времени существования филиала, если соответствующее обособленное подразделение создавалось на определенный срок;
  • достижение цели, для удовлетворения которой образовали филиал;
  • условия конфликта интересов;
  • ведение деятельности, не предусмотренной законом и нормативно-правовыми актами местного и федерального уровня;
  • осуществление деятельности без лицензии или специального разрешения;
  • систематическое нарушение филиалом действующего законодательства;
  • признанная судебным органом недействительная или незаконная регистрация филиала или обособленного подразделения;
  • признанная судебным органом недействительная или незаконная регистрация головного учреждения;

Альтернативная ликвидация ООО с долгами рассматривается в статье: альтернативная ликвидация ООО.

Про добровольную ликвидацию ООО с долгами .

Порядок ликвидации филиала бюджетного учреждения

Текущее законодательство не регулирует особенности ликвидации филиалов бюджетных учреждений. Поэтому при принятии решения о ликвидации филиала бюджетного учреждения уполномоченные лица планируют процесс, исходя из экономической и юридической целесообразности.

Согласно нормам текущего законодательства филиалы бюджетных учреждений не признаются самостоятельными юридическими лицами.

Требования Закона “О некоммерческих организациях”, а также статей Гражданского кодекса 61, 62, 63, 64 не подлежат обязательному исполнению.

Можно выделить несколько моментов, связанных с правоотношениями филиала и головного учреждения:

  • вся ответственность за деятельность филиалов ложится на плечи головного учреждения;
  • за филиалом закрепляется имущество головного учреждения и действует на основании утвержденного устава или положения;
  • имущество филиала отражается как на балансе самого обособленного подразделения, так и на балансе головной организации;
  • деятельность филиала ведется от имени бюджетного учреждения, его создавшего.

При ликвидации в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия, которая наделяется полномочиями по отслеживанию и ведению всего процесса ликвидации.

В качестве председателя обычно назначают руководителя филиала, который несет ответственность за результаты деятельности комиссии.

Так как ликвидация предусматривает собой расчеты с кредиторами и погашение прочих обязательств, нередко операцию проводят за счет имущества ликвидируемого обособленного подразделения.

Поскольку имущество филиала прямым образом относится к головному учреждению и находится на его балансе, обязательным является проведение инвентаризации и составление промежуточного баланса.

При ликвидации филиала не требуется вносить изменения в ЕГРЮЛ. Достаточным действием будет изменение учредительного документа головного учреждения. Внесенные изменения следует зарегистрировать в установленном порядке.

Головное учреждение может в порядке собственного желания разместить объявление о ликвидации своего филиала в СМИ.

При ликвидации отдельного юридического лица такое действие необходимо, чтобы предупредить кредиторов и других заинтересованных лиц о грядущей ликвидации.

Здесь же исполнение обязательств перед кредиторами берет на себя головная организация, поэтому публичное извещение несет лишь информационный характер.

В случае, если заключенные договора с кредиторами предусматривали взаиморасчеты с использованием банковских реквизитов именно филиала, следует в обязательном порядке направить заинтересованным лицам письменные уведомления о грядущей ликвидации. Это позволит избежать возможных проблем с контролирующими органами в дальнейшем.

Филиал снимается с учета в налоговой инспекции по месту нахождения филиала и во всех внебюджетных фондах, таких как ПФР, ФСС, ФОМС.

Соответствующее заявление в письменном виде направляется в налоговую. Заявление проходит обработку в течение 10 рабочих дней.

Если регистрирующий орган примет решение осуществить выездную проверку, срок снятия с учета может затянуться до одного месяца.

Налоговая инспекция по месту нахождения головного учреждения должна быть оповещена о снятии с учета в течение 30 рабочих дней с момента получения документов от налогового органа по месту нахождения филиала.

Ликвидация филиала подразумевает под собой увольнение всех работников, поэтому они также должны получить письменные извещения в установленные законом сроки – за 2 месяца.

Ликвидационная комиссия наделяется правами расчета общих сумм выходных пособий, компенсационных выплат и. т. д. Расчеты с увольняемым штатом проводятся на этапе расчета сумм выплат кредиторам и прочих заинтересованным лицам.

После завершения всех расчетов составляется окончательный ликвидационный баланс филиала. В процессе составления проводится повторная инвентаризация с целью учета изменений, произошедших с периода расчета промежуточного ликвидационного баланса.

Все неиспользованные активы перечисляются с баланса филиала на баланс учреждения в установленном порядке после составления итогового ликвидационного баланса.

Какие нужны документы

При ликвидации филиала бюджетного учреждения издается приказ в установленном порядке. В приказе должны присутствовать следующие данные:

  • полное юридическое название головного учреждения и полное юридическое название филиала;
  • номер и дата приказа;
  • наименование приказа и его суть;
  • причина ликвидации;
  • сроки ликвидации;
  • порядок создания и назначения ликвидационной комиссии с указанием перечня участвующих лиц и председателя;
  • перечисление обязанностей и прав всех членов комиссии и председателя;
  • подписи всех лиц.

При ликвидации филиала также потребуется издание приказа о проведении инвентаризации. Поскольку имущество обособленного подразделения находится на балансе головного учреждения, проведение проверки необходимо для корректных расчетов с кредиторами и прочими заинтересованными лицами.

В приказе об инвентаризации должно быть:

  • список членов инвентаризационной комиссии;
  • перечень объектов инвентаризации – материальных ценностей;
  • сроки проведения проверки с указанием даты начала и окончания;
  • причина проведения;
  • сроки предоставления отчетности о проведенной инвентаризации в бухгалтерию головного учреждения.

Выплаты

При проведении ликвидации филиала предусмотрены выплаты по договорам с кредиторами, а также погашение обязательств перед персоналом ликвидируемого подразделения.

Какие гарантированные выплаты получит в таких случаях работник:

Выходное пособие Размер выплаты составляет один месячный оклад. Выплачивается по факту признания филиала ликвидированным в установленном порядке
Пособие на период трудоустройства Работодатель обязан выплачивать работнику пособие в первые два месяца после увольнения. Размер каждой выплаты составляет один месячный оклад

Всего работник получает от организации при ликвидации три месячных оклада.

Ликвидация филиала бюджетного учреждения гораздо проще таковой у юридического лица. Количество подготавливаемых документов крайне мало – приказ о ликвидации, соответствующее уведомление во внебюджетные фонды и в налоговую инспекцию, а также приказ о проведении инвентаризации.

Сроки проведения ликвидации обособленных подразделений бюджетных учреждений редко превышают 1 месяц, что делает такой тип ликвидации одним из самых быстрых.

Как составить решение о ликвидации юридического лица, описывается в статье: решение о ликвидации юридического лица.

Порядок ликвидации ООО вы можете .

После чего ликвидация юридического лица считается завершенной, рассказывается на этой странице.

Пошаговая инструкция

Законодательные нормы для осуществления процедуры закрытия филиала какого-нибудь юридического лица регламентируются ст.61 Кодекса по гражданским вопросам в России.

Так, например, в ст.11 НК РФ раскрываются причины и признаки, служащие основанием для ликвидации. А сама процедура закрытия описывается в ст. 23 НК РФ наряду с условиями открытия. Процедура может быть инициирована как на добровольных началах, так и на принудительных.

В Уставе головного предприятия может содержаться такой порядок, но он не должен противоречить нормативам и правилам, указанным в ст.23 НК РФ.

Можно весь процесс отобразить в пошаговой инструкции, следуя которой ни один руководитель предприятия не ошибется, если хочет самостоятельно закрыть свой филиал.

Таблица 1. Пошаговая инструкция, как закрыть филиал

Шаг Действия руководителя предприятия Расшифровка и пояснение
Шаг 1 Утверждение решения о ликвидации подразделения Процедуру следует проводить изданием решения учредителя головного предприятия насчет ликвидации филиала, либо же решением собрания таких учредителей, если участников несколько.
Шаг 2 Нужно создать комиссию Руководитель головного предприятия обязан позаботиться о создании ликвидационной комиссии. Если филиал небольшой, тогда законом четко не определяется наличие такой комиссии и этот шаг можно даже пропустить. Для больших филиалов лучше создавать комиссию, в составе которой должны быть представители следующих отделов:

  • хозяйственный;
  • юридический;
  • аудиторский;
  • финансовый (бухгалтерия).
Шаг 3 Распределение обязанностей внутри комиссии Функция комиссии следующая:

  • распределение обязательств;
  • обеспечение ликвидационного процесса наиболее слаженной и продуктивной работой;
  • решение текущих и иных проблем, которые могут возникнуть в процессе.

Все представители ликвидационной комиссии берут на себя управление филиалом, согласно распределенным обязанностям, до полного его закрытия.

Шаг 4 Работа комиссии Деятельность составленной комиссии заключается в следующем:

  1. Уведомление о процедуре закрытия филиала в разные инстанции – кредиторов, партнеров, банков и прочие.
  2. Проводится инвентаризация.
  3. Осуществляется увольнение и расчет с сотрудниками полностью.
  4. Оплачиваются все долги.
  5. Если возникает необходимость, то для оплаты долгов кредиторам проводится конкурсная продажа имущества, чтобы из вырученных средств погасить долги.
  6. Имущество передается на балансе головного предприятия.
  7. Подбиваются все финансы, в том числе и по налоговым обязательствам перед государством.
  8. Производится сводка всей документации, в том числе и отчетной для проверяющих инспекторов.
  9. Подготавливается пакет документации для головного предприятия.
  10. Аннулируется печать филиала, и закрываются счета в банках.
  11. С регистрационного учета юридическое лицо снимается.
  12. В разных источниках СМИ или периодических изданиях публикуется информация о закрытии подразделения.
Шаг 5 Изменения по филиалу вносят в Устав После проведения проверок со стороны государственных учреждений (КРУ, налоговая служба, прокуратора, если потребуется и прочие инстанции) подается пакет документов в налоговую организацию. Делается это по месту регистрации филиала.
Шаг 6 Уведомление налоговой о закрытии счетов Для того чтобы налоговые обязательства не продолжали числиться за филиалом, необходимо за 7 дней после подачи баланса и других документов в налоговую службу написать также уведомление о том, что все счета закрыты и приложить сверку из банка, подтверждающую этот факт.

Если подробнее расписать всю процедуру, то картина будет выглядеть следующим образом:

  1. Начинается все с похода в налоговую службу, где представитель юридического лица, филиал которого будет закрыт, должен написать уведомление о старте ликвидационного процесса.
  2. Это уведомление заполняется в форме своеобразного заявления, поэтому к нему следует приложить еще и решение учредительного собрания, где единогласно все согласились с закрытием подразделения (или решение учредителя, если он один).
  3. В налоговую инстанцию следует подать также заявление с просьбой о том, чтобы филиал сняли с учета.
  4. К этому заявлению точно также прилагается решение собрания учредителей (или решение одного учредителя, если более нет), решение заседания суда, если процедура проводилась при банкротстве и с участием судебной инстанции.
  5. После уведомления в налоговой создается комиссия, которая будет заниматься вопросами ликвидации – принимать требования от кредиторов, если таковые имеются, упорядочивать ликвидационный баланс и подавать его в налоговую и проводить ряд других необходимых мероприятий. Создание этой комиссии происходит по следующим правилам:
    • назначение членов производиться непосредственно учредителями или акционерами предприятия;
    • только после утверждения состава, комиссия сможет начать управлять филиалом до момента его окончательного закрытия.
  6. Комиссия занимается полностью всеми вопросами по закрытию подразделения.
  7. Закрываются все счета в банках, уничтожается печать и снимается юридическое лицо с регистрации в Госреестре.
  8. Учредители головного предприятия должны получить через комиссию в итоге свидетельства из ЕГРЮЛ, которое подтвердило бы, что в базу данных внесены соответствующие изменения по закрытию филиала и снятию с учета.
  9. Все контрагенты уведомляются о закрытии подразделения через СМИ или периодику (журнал «Вестник горегистрации»).

Непосредственно представителем юридического лица – руководителем, учредителем головного предприятия – осуществляется уведомление социальных фондом. Хоть налоговая (ФНС) уведомляется в первую очередь о закрытии филиала, все же также следует оповестить и другие фонды.

К ним относятся следующие социальные госучреждения:

  • ПФР РФ (пенсионный);
  • ФСС (социальный);
  • центр занятости;
  • ФОМС (обязательное медстрахование).

Ставить в известность о ликвидации филиала кредиторов, банковские организации и прочих контрагентов должна уже ликвидационная комиссия.

Работа комиссии регулируется на основании ст.20-24 федерального законодательного акта №208-ФЗ от 26.12.95, отредактированного 29.06.15.

Принудительная ликвидация предприятия рассматривается в статье: ликвидация предприятия.

Про не распределенную прибыль при ликвидации ООО читайте по ссылке.

Для беспрепятственного проведения такой процедуры необходимо поработать над подготовкой соответствующей документации, а также учесть, какие бумаги будут подаваться в налоговую, фонды и другие организации.

В целом основные документы фигурируют следующие:

  • решение учредителя или учредительного собрания (если у организации есть несколько долевых участников) о том, что нужно закрыть филиал;
  • решение о созыве комиссии, ее составе и деятельности;
  • приказ, распоряжение или протокол о назначении гражданина (гражданки) генеральным директором, отвечающим за руководство головного предприятия;
  • приказ, протокол или распоряжение о назначение руководителя филиала;
  • приказ по предприятию – филиалу о старте процедуры закрытия подразделения;
  • приказ о начале и об окончании проведения инвентаризационной проверки с описью имущества;
  • приказ о проведении массового увольнения по трудовому законодательству со всеми соответствующими выплатами работникам;
  • декларация по прибыльному налогообложению (опираясь на ст.288 НК РФ) должна подаваться со всеми необходимыми выплатами по авансовым платежам, которые осуществляться должны головной фирмой (как за себя, так и за филиал);
  • уведомление для работников для их увольнения;
  • устав предприятия;
  • инвентаризационная опись имущества, подлежащее продаже для погашения долгов, если необходимо;
  • промежуточный и окончательный ликвидационный балансы;
  • подачи заявлений-уведомлений в социальные фонды о закрытии подразделения и прекращении выплат по страхованию работников;
  • получение свидетельства о том, что данные по филиалу удалены из базы Госреестра (ЕГРЮЛ), а в документации по основному предприятию сделаны все нужные изменения;
  • подача объявления в СМИ, где оповещается, когда и какой филиал закрыт.

При ликвидации филиала бюджетного учреждения издается приказ в установленном порядке. В приказе должны присутствовать следующие данные:

  • полное юридическое название головного учреждения и полное юридическое название филиала;
  • номер и дата приказа;
  • наименование приказа и его суть;
  • причина ликвидации;
  • сроки ликвидации;
  • порядок создания и назначения ликвидационной комиссии с указанием перечня участвующих лиц и председателя;
  • перечисление обязанностей и прав всех членов комиссии и председателя;
  • подписи всех лиц.

При ликвидации филиала также потребуется издание приказа о проведении инвентаризации. Поскольку имущество обособленного подразделения находится на балансе головного учреждения, проведение проверки необходимо для корректных расчетов с кредиторами и прочими заинтересованными лицами.

В приказе об инвентаризации должно быть:

  • список членов инвентаризационной комиссии;
  • перечень объектов инвентаризации – материальных ценностей;
  • сроки проведения проверки с указанием даты начала и окончания;
  • причина проведения;
  • сроки предоставления отчетности о проведенной инвентаризации в бухгалтерию головного учреждения.

Бюджетного учреждения

Любое бюджетное формирование юридического лица подчиняется структуре государственных ведомств. Ликвидация филиалов таких предприятий не должна осуществлять и начинаться самовольно.

Всегда предшествует этому Постановление Правительства или вынесенное решение государственных структур.

Для этого могут быть следующие причины, чтобы прекратить существование филиала компании бюджетной сферы:

  • физически закончился срок осуществления деятельности филиала (обычно он создавался с определенными целями и на конкретный срок);
  • начались конфликты интересов подразделения и основного предприятия;
  • нарушения в осуществлении не такой деятельности, которая указана в лицензии филиала или иных правовых актах, изданных на федеральном уровне;
  • если подразделение стало осуществлять деятельность без лицензии;
  • обнаружение в ходе проверки незаконной регистрации подразделения или головного предприятия;
  • иные нарушения законодательства, выражающиеся систематически в деятельности филиала.

Нет отдельного законодательного норматива для того, чтобы там бы отражался порядок ликвидации филиала бюджетной организации.

Вся ответственность за проведение надлежащих процедур по закрытию филиала будет возлагаться на основное предприятие, которому он принадлежит. Это говорит о том, что и имущество, и деятельность и счета – все закреплено за головным предприятием.

Сама деятельность основного предприятия ведется на основании того бюджетного учреждения, что его создавало. Поэтому все будет регулироваться сверху – с управляющей бюджетной организации.

Ликвидационную комиссию точно также будут создавать, как это происходит с закрытием подразделения любого ООО или ОАО.

Будет также составляться промежуточный баланс, где отразиться имущество филиала, которое принадлежит головному предприятию.

Все долги будут погашаться либо из проданного имущества, либо из бюджета активов основной компании. Редко долги погашаются из бюджетных средств.

Текущее законодательство не регулирует особенности ликвидации филиалов бюджетных учреждений. Поэтому при принятии решения о ликвидации филиала бюджетного учреждения уполномоченные лица планируют процесс, исходя из экономической и юридической целесообразности.

Требования Закона “О некоммерческих организациях”, а также статей Гражданского кодекса 61, 62, 63, 64 не подлежат обязательному исполнению.

Можно выделить несколько моментов, связанных с правоотношениями филиала и головного учреждения:

  • вся ответственность за деятельность филиалов ложится на плечи головного учреждения;
  • за филиалом закрепляется имущество головного учреждения и действует на основании утвержденного устава или положения;
  • имущество филиала отражается как на балансе самого обособленного подразделения, так и на балансе головной организации;
  • деятельность филиала ведется от имени бюджетного учреждения, его создавшего.

При ликвидации в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия, которая наделяется полномочиями по отслеживанию и ведению всего процесса ликвидации.

Так как ликвидация предусматривает собой расчеты с кредиторами и погашение прочих обязательств, нередко операцию проводят за счет имущества ликвидируемого обособленного подразделения.

Поскольку имущество филиала прямым образом относится к головному учреждению и находится на его балансе, обязательным является проведение инвентаризации и составление промежуточного баланса.

При ликвидации филиала не требуется вносить изменения в ЕГРЮЛ. Достаточным действием будет изменение учредительного документа головного учреждения. Внесенные изменения следует зарегистрировать в установленном порядке.

Головное учреждение может в порядке собственного желания разместить объявление о ликвидации своего филиала в СМИ.

Здесь же исполнение обязательств перед кредиторами берет на себя головная организация, поэтому публичное извещение несет лишь информационный характер.

В случае, если заключенные договора с кредиторами предусматривали взаиморасчеты с использованием банковских реквизитов именно филиала, следует в обязательном порядке направить заинтересованным лицам письменные уведомления о грядущей ликвидации. Это позволит избежать возможных проблем с контролирующими органами в дальнейшем.

Соответствующее заявление в письменном виде направляется в налоговую. Заявление проходит обработку в течение 10 рабочих дней.

Налоговая инспекция по месту нахождения головного учреждения должна быть оповещена о снятии с учета в течение 30 рабочих дней с момента получения документов от налогового органа по месту нахождения филиала.

Ликвидация филиала подразумевает под собой увольнение всех работников, поэтому они также должны получить письменные извещения в установленные законом сроки – за 2 месяца.

После завершения всех расчетов составляется окончательный ликвидационный баланс филиала. В процессе составления проводится повторная инвентаризация с целью учета изменений, произошедших с периода расчета промежуточного ликвидационного баланса.

Все неиспользованные активы перечисляются с баланса филиала на баланс учреждения в установленном порядке после составления итогового ликвидационного баланса.

Как составить приказ, его образец

После вынесенного решения на заседании собрания учредителе головного предприятия о начале ликвидации, необходимо будет составить приказ по филиалу о том, когда и как следует начать процедуру.

В приказе должны быть следующие реквизиты, пункты и порядок их заполнения:

  • название самого юрлица – головного предприятия и филиала;
  • номер и дата издания приказа;
  • название и предмет (преамбула) документа;
  • причины, почему пришлось ликвидировать филиал;
  • сроки – начала и завершение закрытия;
  • указываются участники ликвидационной комиссии, когда она была создана и кем;
  • каковы полномочия, обязанности и функции такой комиссии присвоили учредители;
  • подписи участников комиссии проставляются в приказе в конце.

Основанием для того, чтобы такой приказ издавать служит решение, принятое на заседании учредителей в самом начале процедуры.

Если же процесс идет через суд, тогда основание – это решение суда, которое не только открывает старт ликвидации, но и регулирует ее ход.

Кроме общего приказа, отдельно, создается также приказ на начало и проведение инвентаризации в связи с закрытием филиала. А для этого должна быть продумана отдельная комиссия – инвентаризационная.

Также в приказе будет отражено, какое именно имущество будет подлежать описыванию, а также сроки для проведения мероприятия (начало и конец), причина, по которой будут проводить эту проверку и опись, а также время, когда инвентаризационный отчет должен быть подан в бухгалтерию.

Когда закрывается предприятие, то все сотрудники увольняются автоматически по причине, что работодатель не способен будет обеспечить в будущем людей работой и условиями труда.

Согласно трудовому законодательству такой случай в процедуре увольнения сотрудников регистрируется по ст.81 ТК РФ.

Именно этот норматив служит базой для проведения данной процедуры. Правила увольнения людей следующие:

  1. Если у головной компании имеются иные филиалы, и закрывающееся подразделение является не единственным, тогда работникам в первую очередь должны предлагаться другие рабочие места по переводу.
  2. При закрытии единственного филиала работу могут предлагать на головном предприятии, если имеются таковые (соотносимые) должности. Работодателю по закону не воспрещается оставлять за собой право не предлагать рабочие места увольняющимся.
  3. Однако если руководитель будет предлагать одному или нескольким рабочие места, тогда придется ему заняться трудоустройством у себя в компании и других сотрудников. В противном случае оставшиеся без работы граждане будут иметь право подавать на руководство в суд.

Если же никакие переводы и предложения других должностей невозможны, тогда порядок увольнения следует производить по следующим правилам:

  1. Весь персонал получает уведомление о скоро закрывающемся филиале в обозначенный по закону срок – не менее 2-х месяцев до начала процедуры ликвидации.
  2. Увольнение производят по п.4 ст.81 ТК РФ.
  3. В день, когда наступает увольнение, каждый сотрудник должен получить:
    • полагающийся заработок за отработанное время;
    • компенсацию за неиспользованный календарный отпуск по графику, если таковой нюансы имел место;
    • все причитающиеся пособия (например, по уходу за ребенком до 1,5 года закону пособия, если таковые должны выплачиваться работнику);
    • все больничные или долги по отпускным, если они не были выплачены ранее;
    • различные дополнительные вознаграждения (по желанию работодателя).
  4. В течение 2 (а для жителей Крайнего Севера и регионов, приравненных к нему, 3 месяца) работодатель должен будет перечислять через фонд занятости населения компенсационное пособие в объеме заработка по среднемесячному расчету. Но это только возможно тогда, когда работник не нашел новое рабочее место.

Уведомление присылают по почте или вручают лично в руки каждому работнику подразделения. Нет никаких подобных документов, рассчитанных на выдачу бригаде, отделу, участку и т.д. Выдается бумага только лично каждому работнику.

Если же нарушить это условие, то судом это будет расценено как неполучение работником уведомления о ликвидации фиала в срок. За что головное предприятие будет нести ответственность в виде приличного штрафа.

Сроки

По закону, когда закрывается филиал, то должны соблюдаться определенные сроки. С того момента, как на собрании учредителей (или одним учредителем) было принято решение о закрытии подразделения, процесс может длиться не менее 2 месяцев.

Если же есть необходимость массово уволить рабочих, тогда вся процедура не должна занимать менее 3-х месяцев. Если же руководство соглашается на ускоренную выплату компенсаций, выходных пособий и прочих причитающихся работникам сумм, то ликвидация может быть осуществлена за более короткие сроки.

Особенности ликвидации филиала ООО

Существуют несколько тонкостей, которые отличают закрытие филиала юридического лица, от закрытия филиала индивидуального предпринимателя.

К таким нюансам можно отнести следующее:

  • в решении учредительного собрания, которое прилагается обычно к заявлению, уведомлению, поданного в ФНС, должно быть четко указано количество тех лиц с их менами, которые проголосовали в своем большинстве за закрытие подразделения;
  • если причиной для закрытия послужило накопление долговых обязательств, то они погашаются непосредственно из счетов основной компании;
  • если даже и у основной фирмы не находятся денежные средства для погашения долгов, тогда продают имущество на конкурсной основе через арбитражного управляющего. А их вырученных денег погашаются все долги;
  • но если и этих денег не будет хватать, тогда придется руководству погашать уже их из общего бюджета предприятия;
  • в случае, когда филиал находится в том же субъектном образовании России, что и главное предприятие (например, в одном и том же регионе или области), то увольнении можно производить по п.2 ст.81, говорящей о сокращении штатов;
  • когда проводится процедура реорганизации всей компании, тогда процесс ликвидации филиалов тоже запускается, но только с последующей переименовкой филиала и дальнейшим его существованием.

Если филиал будет просто реорганизован, то для новой его регистрации потребуется его удаление из Реестра (ЕГРЮЛ), а затем обновление регистрации, но с другими реквизитами и названием.

Такая процедура более хлопотная, однако для каждого филиала отдельно всегда прикрепляется свой представитель основной компании. И под его руководством будет проходить весь процесс.

Образовательного учреждения

Образовательное учреждение тоже может относиться к бюджетной организации, а может быть и частным, принадлежащим к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В общей сложности для таких заведений бюджетной сферы все процедуры по ликвидации филиалов учебных заведений должны запускаться непосредственно Правительственными органами страны.

Кроме Министерства, также такие решения могут приниматься региональными ведомствами, либо федеральными или республиканскими, в зависимости от структуры субъектности.

Итого, с увольнительной процедурой закрытие филиала образовательного учреждения может занять 2 месяца. Если же обязанности внутри комиссии будут распределяться не очень грамотно, то сроки могут быть затянуты, но они не должны превышать 6 месяцев.

Получается, что филиал закрыть с одной стороны совсем не сложно. Особенно, если нет необходимости увольнять людей. Несколько процедура может усложниться, если нужно уволить сотрудников.

Но при должном знании законов, правил и процедуры, сам процесс уже не становится столь пугающим или затяжным.

В налоговой службе всегда можно получить необходимую консультацию специалистов, которые по полочкам разложат. Что требуется сделать в первую очередь, а что – во вторую.

Информацию о вестнике государственной регистрации публикации о ликвидации вы можете найти в статье: ликвидация.

Как происходит ликвидация банков, рассказывается тут.

Кто проводит принудительную ликвидацию банкрота, узнайте в этой статье.

Казенное предприятие — это что за организация? Примеры казенных предприятий

Казенным предприятием считается государственный субъект экономической деятельности, который основан на праве оперативного управления на базе имущества, которое находится в собственности у государства. Главный учредительный документ – его устав, который утверждается Правительством РФ. В фирменном названии такого предприятия должно быть указано, что оно является казенным.

Федеральное казенное предприятие находится в собственности у государства или субъекта РФ.

В отношении закрепленного за таким предприятием имущества оно может осуществлять права пользования, владения и распоряжения, но в тех пределах, которые установлены законами государства и которые соответствуют целям любой его деятельности и назначением такого имущества. Собственник имущества, которое закреплено за казенным унитарным предприятием, вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Отчуждать такое имущество, либо каким-то иным методом им распоряжаться казенное предприятие может только с согласия его собственника.

Государство несет субсидиарную ответственность при недостаче имущества. Данный тип учреждения основан на праве оперативного управления.

Собственником всего имущества казенной организации, помимо всего прочего, определяется порядок необходимого распределения доходов предприятия. Ликвидировано либо реорганизовано казенное предприятие может быть только согласно решению Правительства РФ.

Создание казенных предприятий

Казенное предприятие – это тот тип учреждения, которое может создаваться на основе ликвидированного государственного предприятия. Это относится к совершенно различным отраслям государственной экономики. Однако здесь существуют преобладающие отрасли, к которым относятся сельское хозяйство и промышленность.

Чтобы на базе ликвидированного предприятия было создано казенное, оно должно соответствовать нескольким обязательным критериям:

  • Является предприятием, осуществляющим свою деятельность только для государственных учреждений.
  • Государство является основным потребителем продукции данной организации.
  • Предприятие относится к числу тех, приватизировать которые запрещено законом.

Согласно ст. 296 ГК РФ, казенное предприятие может быть ликвидировано, если:

  1. Выделенные ему из федерального бюджета финансовые средства были использованы не по назначению.
  2. Прибыль от деятельности такого предприятия отсутствует.
  3. Имело место распоряжение недвижимостью без позволения уполномоченного на то госоргана.

Образование на базе ликвидированного предприятия казенной организации порождает появление правопреемства, согласно которому новое предприятие является прямым правопреемником старого. Это значит, что оно несет ответственность по всем его обязательствам, даже тем, которые возникли еще до наступления такого права.

Статус казенного учреждения

Правовой статус казенного унитарного предприятия делится на следующие типы:

  • определяющие общий статус;
  • устанавливающие правовой режим собственности;
  • регламентирующие деятельность организации;
  • определяющие компетенцию всех органов управления;
  • устанавливающие порядок реорганизации или ликвидации казенного предприятия.

Правовой статус казенных предприятий

Правовой статус государственного казенного предприятия означает, что предприятие является юридическим лицом и при этом имеет право на наличие у него расчетного счета в банке. Это предполагает то, что казенные предприятия являются разновидностью коммерческих организаций, имеют фирменное наименование, которое создается с момента госрегистрации данного предприятия. Право на такое наименование – это личное неимущественное право, которое не должен использовать никто, без согласия его владельца. В тех случаях, когда это право нарушено, предприятие может потребовать возмещения убытков, понесенных вследствие незаконного использования его фирменного наименования.

Помимо этого, казенные организации имеют право, согласно ст. 296 ГК РФ, на знак обслуживания и товарный знак, которое также является его личным неимущественным правом. Данные права, как было уже указано, предоставляются казенному предприятию с момента госрегистрации и остаются у него на протяжении десяти лет, по истечению которых их можно продлевать на тот же срок. В случае если нарушены права на товарный знак, защищаются они так же, как и права на фирменное наименование.

Все с разрешения правительства

Казенное предприятие – это хозяйствующее учреждение, то есть коммерческая организация, которое самостоятельно несет ответственность по всем своим обязательствам. Тем не менее оно не является собственником закрепленного за ним имущества.

Поскольку казенные предприятия считаются юридическими лицами, они имеют право осуществлять любую деятельность, которая связана с выполнением работ, производством продукции, либо оказанием каких-либо услуг. Объем такой деятельности определяется правительством РФ.

Правой режим собственности, находящейся в распоряжении казенного предприятия

Государство является собственником всех видов имущества, находящегося во владении казенных предприятий.

Однако учреждению предоставлено право управлять этим имуществом и распоряжаться им согласно своим целям и поставленным перед ним задачам. Государство может изъять у него часть имущества, которое предприятием не используется либо используется не по назначению. Казенное предприятие не имеет права без согласия государства отчуждать такое имущество либо иным образом им распоряжаться. Реализовывать свою продукцию – главное его право.

Имущественную базу казенной организации составляет, как правило, имущество, которое могло остаться после ликвидации того предприятия, на базе которого оно было создано. Все остальные имущественные ресурсы являются его самостоятельным приобретением в следствие своей коммерческой деятельности.

Деятельность казенных предприятий и осуществление ее организации

Деятельность осуществляется казенной организацией на основании её прав как юридического лица, и ее целью является выполнение данным предприятием своих задач по производству, услугам и т. д. Главным вопросом здесь является то, как именно распределяется прибыль, полученная в результате деятельности казенного учреждения. Этот вопрос решается соответственно специфики деятельности конкретного предприятия и на основе его финансирования. Варианты того, как распределяется полученная прибыль, могут быть разными: либо она в полном объеме остается у организации и идет на дальнейшее развитие её деятельности, либо она частично перечисляется в бюджет государства.

Все основные вопросы по организации деятельности казенного предприятия решаются Правительством РФ, например, им устанавливаются цены на продукцию, а при получении кредитов главное, что необходимо, – это гарантия Правительства РФ.

Органы управления

Главные органы управления казенным предприятием – это директор и его заместители. Директор предприятия должен действовать на принципах единоначалия, поскольку он назначается и утверждается на эту должность Правительством РФ. В его компетенцию входит представление в разных сферах деятельности интересы казенного предприятия. Освобождается от должности он также по решению Правительства РФ.

Реорганизация или ликвидация казенного предприятия

Казенное предприятие – это тот тип организаций, деятельность которых может быть прекращена на тех же основаниях, что и деятельность всех коммерческих организаций. Это может происходить путем ликвидации предприятия, либо реорганизации, которая осуществляется, в свою очередь, в различных формах – присоединение, слияние, выделение, разъединение. Однако здесь есть одно отличие – правовой статус казенного предприятия при его реорганизации сохраняется.

Примеры казенных предприятий

Главный пример, который можно здесь привести, это область исследования космоса. Во всем мире существует только одна компания, занимающаяся строительством космических кораблей. Главная часть всей работы этого предприятия проводится государственными структурами.

Более простые примеры – это предприятия, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, оборонной промышленности и т. д. То есть это те отрасли производства, которые должны удовлетворять основные, даже жизненно важные, потребности государства и его населения, поэтому оно активно участвует в их развитии и финансировании.

Решения о каких-либо формах преобразованиях федерального казенного предприятия принимает Правительство Российской Федерации.

>Ликвидация учреждения в 2020 году

Ликвидация казенного учреждения в 2020 году

Государственные или частные учреждения могут быть закрыты в соответствии со статьями 61, 65 Гражданского Кодекса, ФЗ «Об образовании», ФЗ «О некоммерческих организациях», а также другими законодательными актами РФ. Решение о закрытии принимает учредитель или орган организации, который имеет на то полномочия.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» статьей 19.1 регламентируется процесс закрытия казенного учреждения. Так, принятие решения об этой процедуре и ее проведении выполняется в порядке, установленном:

  • правительством РФ − в отношении федеральных казенных структур;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ − в отношении таких организаций субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципальных образований − в отношении муниципальных казенных организаций.

Ликвидация муниципального учреждения в 2020 году

После принятия решения учредителем или органом, имеющей право на закрытие, начинается процесс упразднения структуры. Он состоит из таких этапов:

  • создание комиссии, уполномоченной на проведение процедуры;
  • подготовка ликвидационного баланса;
  • отправка документов в налоговую инспекцию;
  • уведомление фондовых структур;
  • выплаты.

Ликвидация бюджетного учреждения в 2020 году

Процедура закрытия НКО регулируется законодательством РФ. Так, в конкретных случаях процесс ликвидации может варьироваться вследствие правого статуса структуры, а также иных аспектов.

Получить консультацию

Ликвидация государственного учреждения в 2020 году

  1. Принимается решения о закрытии, вследствие чего издается правовой акт органа власти, который как раз и выступает учредителем.
  2. Созывается специальная комиссия.
  3. Определяется время, в течение которого кредиторы могут обратиться о возмещении долгов.
  4. Публичное обнародование решения о закрытии и сроках предъявления претензий.
  5. Выплаты задолженностей.
  6. Формирование ликвидационного баланса.
  7. Подача необходимой документации в регистрирующий орган.
  8. Ревизии и выплаты сотрудникам при увольнении.

Ликвидация учреждения − пошаговая инструкция в 2020 году

Решение о закрытии федерального учреждения согласно законодательству РФ принимается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции, а также полномочия относительно нормативно-правового регулирования организации и выработки государственной политики.

  1. Принятие решения об упразднении учреждения федеральным органом исполнительной власти.
  2. Составление проекта правового акта о ликвидации, а также необходимо приложить пояснительную записку, в которой будут содержаться обоснования целесообразности ликвидации структуры.
  3. Составление постановления о закрытии.
  4. В течение 3 дней уведомить регистрирующий орган, для того чтобы в ЕГРЮЛ были внесены сведения об упразднении.
  5. В течение 2 недель утверждается состав ликвидационной комиссии.
  6. В органах печати ликвидационная комиссия помещает сведения о закрытии организации, а также извещает контрагентов о порядке и сроках заявления требований (не менее 2 месяцев).
  7. В течение 10 дней с даты истечения периода (предъявления требований контрагентами), составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс.
  8. В течение 10 дней с даты завершения расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс.
  9. Предоставление в регистрирующий орган документов для регистрации ликвидации.

style=»text-align: left;»>Постановление о ликвидации учреждения

Сроки ликвидации учреждения в 2020 году

Длительность процедуры зависит от ситуации и существующих в организации проблем. Так, при упразднении организации с долгами процедура может длиться 1 год и более. При добровольной ликвидации учреждения без финансовых проблем − в течение 5-6 месяцев.

Порядок ликвидации учреждения в 2020 году

Процедура осуществляется в несколько этапов:

  • проведение собрания;
  • принятие решения;
  • уведомление кредиторов;
  • составление ликвидационного баланса;
  • предоставление документов в регистрирующий орган;
  • закрытие банковского счета.

Кроме того, происходит увольнение персонала, сдача отчетов, уничтожение печати и прочее.

Пошаговая инструкция к ликвидации учреждения в 2020 году

Согласно действующему законодательству РФ процесс ликвидации состоит из таких шагов:

  • принятие решения о закрытии;
  • создание ликвидационной комиссии;
  • размещение публичного уведомления о закрытии в специализированном журнале;
  • оповещение кредиторов учреждения о прекращении ее деятельности;
  • формирование промежуточного ликвидационного баланса и утверждение его;
  • расчеты с контрагентами;
  • формирование ликвидационного баланса;
  • государственная регистрация некоммерческой организации в связи с упразднением.

Стоимость услуг по ликвидации НКО можете узнать у нас, позвонив по телефону, который указан на сайте юридической компании, а также, обратившись к нам в чат. У вас есть вопросы? Напишите нам

Порядок ликвидации автономного учреждения. Пошаговая инструкция ликвидации ано

Ликвидация предприятия относится к законному способу прекращения деятельности, который предусмотрен для коммерческих и некоммерческих компаний в соответствии со ст. 61–64 Гражданского кодекса РФ. Ликвидация может проводиться на основе добровольной или принудительной процедуры, которые имеют разные основания. Добровольный порядок возможен при отсутствии долгов, которые предприятие не в состоянии погасить. Если долги отдать невозможно, назначается процедура банкротства, имеющая принудительный характер.

Этапы ликвидации

При добровольном устранении предприятия решение о начале процедуры принимают учредители. Она проходит в несколько этапов.

Этап 1-й
Учредители на своем общем собрании принимают решение о начале процесса ликвидации, письменно уведомив об этом налоговый орган для внесения информации в Единый госреестр юридических лиц.

Этап 2-й
Учредителями назначается аннулирующая комиссия или ликвидатор. Им делегируют полномочия по управлению предприятием. Также устанавливаются сроки процедуры.

Этап 3-й
Уполномоченные органы управления размещают информацию о ликвидации в средствах массовой информации. Кредиторов в этом случае письменно оповещают о возможности заявить свои требования к компании, указав срок и порядок этих действий. Сделать это можно в течение 2 месяцев с момента публикации.

Этап 4-й
Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором не только описывается имущество компании, но и отражается перечень требований кредиторов с учётом результатов их рассмотрения. Если денежных средств для удовлетворения требований кредиторов недостаточно, с торгов продается имущество компании.

Этап 5-й
Удовлетворение требований кредиторов с учётом установленной законом очередности.

Этап 6-й
Когда долги кредиторам розданы, комиссия составляет ликвидационный баланс, который затем утверждают учредители компании. После внесения данных в единый Госреестр юридических лиц процедура будет завершена.

Расторжение партнерских отношений

С началом процесса ликвидации компания расторгает партнерские отношения.

В первую очередь удовлетворяют требования граждан, которым компания обязана выплатить компенсацию за причинение вреда жизни или здоровью, а также морального вреда.

Вторыми в очереди будут работники компании, которые должны получить зарплату и выходное пособие.

Через месяц после утверждения промежуточного баланса погашают долги третьей. Это расчёты по страховым взносам и налогам, пеням и штрафам. Далее, в четвертую очередь, погашают оставшиеся долги. Если денежных средств и имущества предприятия для ликвидации задолженности не хватает, инициируется процедура банкротства.

Заявление о закрытии

Заявление (уведомление) о закрытии компании вместе с конечным ликвидационным балансом и квитанцией, подтверждающей уплату государственной пошлины, подается в Федеральную налоговую службу по месту регистрации предприятия. Оно пишется по форме № Р15001, подписывается руководителем комиссии или назначенным ликвидатором и в обязательном порядке заверяется нотариально.

Необходимые документы

Вместе с уведомлением по форме № Р15001 вы должны будете подготовить в 2 экземплярах – протокол общего собрания компании, на котором было принято решение о устранении бизнеса и создании ликвидационной комиссии.

Кроме налогового органа, о прекращении деятельности предприятия письменно уведомляют Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд медстрахования.

В эти организации нужно будет подать:

  • заявление, написанное в произвольной форме;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о ликвидации;
  • нотариально заверенную копию уведомления налогового органа о снятии компании с учёта;
  • копию протокола собрания учредителей с принятым ими решением.

Через средства массовой информации кредиторы должны получить сообщение о закрытии фирмы с полными данными о ней и всю информацию о порядке и сроках ее упразднения.

Разница между добровольной и принудительной ликвидацией

Принудительное аннулирование предприятия, которое инициируется налоговым органом, встречается чаще, чем добровольная. Это связано с тем, что в процессе ведения любого бизнеса бывают мелкие или крупные недочёты и ошибки, которые мешают быстро закрыть фирму самостоятельно. Немалую роль играет и высокая стоимость этой процедуры.

Решение о добровольном закрытии бизнеса принимают учредители на собрании или на основании приказа, если учредитель один. Принудительное решение возможно только на основании судебного решения.

Простое исключение из Единого госреестра юридических лиц осуществляется налоговым органом без решения суда. Для этого нужно, чтобы компания отвечала одновременно нескольким установленным законом требованиям.

При добровольном закрытии ликвидационная комиссия назначается учредителем, в случае обязательной процедуры эта функция возлагается на налоговый орган. Во всем остальном процедуры аннуляции очень похожи. Впрочем, в случае принудительного устранения предприятия налоговые органы проверяют компанию намного дольше и тщательнее.

Сроки и стоимость

Длительность процедуры ликвидации напрямую зависит от нескольких нюансов:

  • способа процедуры;
  • размера компании и наличия у нее филиалов;
  • финансовой задолженности.

Ориентировочный срок закрытия бизнеса – от 3 недель до 1,5 года.

Общая стоимость ликвидации будет зависеть от специализации компании, численности её штата, уровня квалификации юристов.

В перечень затрат входят:

  • обязательные платежи в виде госпошлины, оплата банковских услуг, расходов на нотариуса и другие сборы;
  • оплата работы юриста. Для этого следует обратиться в такую квалифицированную компанию, как Правовед.ru, которая по приемлемым ценам предложит качественные услуги по устранению любого бизнеса.

Если процесс затянется и потребуются выездные консультации и судебные заседания, то расходы на ликвидацию будут постоянно расти. По этой причине к наиболее затратному способу относится закрытие бизнеса путем банкротства. Во избежание больших расходов лучше выбрать оптимальный способ ликвидации. Сделать это помогут наши опытные юристы, обратиться к которым можно по телефону или в онлайне.

Государственное учреждение представлено некоммерческой организацией, частично или полностью финансируемой собственником. Она создается для осуществления социально-культурных, управленческих, образовательных или других некоммерческих целей. Какие особенности имеет ликвидация государственного (бюджетного) учреждения?

Существуют следующие причины ликвидации государственного учреждения:

  • невыполнение возложенных задач, установленных в законодательстве;
  • наступление уголовной ответственности;
  • дефолт организации;
  • неспособность отвечать по кредитам, если образовались долги.

По этим причинам осуществляется также государственного учреждения. В соответствии со , в качестве может выступать решение суда. Это происходит в результате выявления грубых нарушений, которые является неустранимыми.

Детали процедуры

Пошаговые этапы

Пошаговая инструкция в 2017 году позволит правильно ликвидировать бюджетное учреждение. В первую очередь принимается .

Оно принимается на основе следующей документации:

  • акта экспертной оценки по наступлению вероятных последствий ликвидационных мер;
  • решение совета города или постановления администрации муниципального района;
  • решения собрания жильцов, если планируется ликвидировать образовательное учреждение;
  • устава учредителя предприятия.

Обратите внимание! При ликвидации учебного заведения устанавливаются определенные правила. Ближайшая школа должна располагаться на расстоянии не более 4 км. Процесс ликвидации не может начинаться во время учебного года.

Необходимо провести следующие действия:

  • проводится инвентаризация активов и обязательств, которые имеются у организации;
  • формируются списки по кредиторской и дебиторской задолженности;
  • постановление по ликвидации передается директору образовательного учреждения;
  • готовится приказ, и вручаются ;
  • местная служба занятости уведомляется о предстоящем закрытии организации и увольнении большого количества сотрудников.

Его подают главному распорядителя, который управляет бюджетными средствами. Его составляют на основе инвентаризации активов и обязательств, а также реестра требований по кредитам.

Чтобы сформировать ликвидационный баланс, необходимо закрыть все лицевые счета, передать материальные ценности и закрыть все лицевые счета. Остатки средств важно перечислить на соответствующий счет, открытый в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредитная задолженность может быть оспорена на основе решения, принятого главным распорядителем.

Выделяют следующие основания для списания кредиторской задолженности:

  • решение главного распорядителя;
  • решение ликвидационной комиссии;
  • результаты проведения инвентаризации.

Дебиторская задолженность признается безнадежной на следующих основаниях:

  • задолженность не ликвидируется из-за невозможности это сделать;
  • закрытие долговых обязательств невозможно из-за прекращения работы предприятия, являющегося должником;
  • непогашение обязательства подтверждается государственным актом.

Организационные мероприятия

Когда принимается решение по ликвидации, руководитель предприятия должен провести определенные организационные мероприятия. Согласно в ликвидируемой организации должна быть проведена полная инвентаризация.

В ее процессе осуществляются дополнительные меры:

  • производится сверка взаиморасчетов с кредиторами и дебиторами;
  • обеспечивается взыскание образовавшейся задолженности с дебиторов и вносятся средства по кредитам;
  • принимаются меры по списанию нереальной кредиторской или дебиторской задолженности, если она признана нереальной;
  • производятся ;
  • производятся расчеты с налоговым органом, по исполнительным листам, бюджетным кредитам и единому социальному налогу, в результате чего пополняется федеральный бюджет;
  • остатки финансовых средств сдаются в орган федерального казначейства;
  • орган федерального казначейства предоставляет выписки из лицевых счетов по внебюджетным и бюджетным средствам.

Финансовые вопросы при ликвидации государственного учреждения

Долги

Ликвидационная комиссия действует автономно. Она тщательно изучает промежуточный баланс.

В результате определяется сумма, необходимая для расчетов с кредиторами. Состояние баланса говорит о том, сможет ли организация оплачивать имеющиеся долговые обязательства.

Кредиторы должны предоставить документацию, в соответствии с которой можно судить о наличии конкретной задолженности. Затем можно расплатиться с имеющимися долгами. Если комиссия не соглашается с предъявляемыми претензиями от кредиторов, устанавливается собственный финансовый баланс.

Непризнанные или новые требования должны отражаться в специальном дополнении, которое составляется к балансу. Если в данный документ их не включили, кредиторы могут представить свои требования в судебном порядке.

Юридическая сторона

Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.

Согласно статьям с 15 по 21 Федерального закона №7 устанавливается общая последовательность действий при ликвидации некоммерческих организаций. Юридическое лицо подлежит ликвидации на основе решения его участников или учредителей. Также это может осуществляться на основе органа, уполномоченного на это юридическими документами.

Согласно принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.

В принятом решении должна указываться следующая информация:

  • название учреждения с указанием его типа;
  • название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
  • название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
  • название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.

Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя. Данный проект касается ликвидации федерального учреждения, которое находится в ведении федерального агентства или федеральной службы, находящихся в ведомстве указанного федерального органа. Только на основе подготовленного проекта возможна передача имущества предприятия.

Подготовленный проект готовится одновременно с пояснительной запиской, которая содержит сведения о кредиторской задолженности и обоснование целесообразности планируемой ликвидации организации. Помимо этого, в пояснительной записке могут отражаться дополнительные сведения.

Есть возможность ликвидации федерального казенного учреждения, осуществляющего функции по государственному управлению. Информация о структуре, к которой данные функции перешли, появляется по завершении процедуры ликвидации.

Если на данное учреждение возложены публичные обязательства перед гражданами, появляется соответствующая информация. Указывается, какой орган будет отвечать по обязательствам, в том числе финансовым.

Таким образом, ликвидация государственного учреждения имеет определенную специфику. Важно, чтобы все действия выполнялись в строгом соответствии с установленными законодательными нормами.

Тем не менее если вы решили окончательно и бесповоротно самостоятельно провести эту процедуру, без перехода прав к правопреемнику (третьим лицам), то следует запастись правовой информацией с последними изменениями в законодательстве. Если рассказывать вкратце, то можно отметить две основные формы: — добровольная ликвидация предприятия — принудительная Но существуют и более альтернативные пути закрытия юридических лиц.

Ликвидация организации: пошаговая инструкция

Далее рассмотрим, как осуществляется ликвидация организации. Общие сведения В первую очередь необходимо сказать, что решение о прекращении деятельности предприятия предполагает формирование специального органа. Он именуется ликвидационной комиссией.

В ее полномочия переходит управление предприятием, прекращающим свою деятельность.

Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения

Это происходит в процессе проверки предприятия и выявления нарушений в налоговой отчетности. Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения Общая процедура ликвидация определяется законом. Она зависит от типа юридического лица и имеющихся обязательств перед возможными кредиторами.

Ниже будет рассмотрены ключевые моменты, связанные с прекращением деятельности учреждения. Решение На основании официального решения Правительства РФ о реорганизации или ликвидации бюджетного предприятия составляется акт об исполнительной власти. В документе содержатся такие подпункты: главный документ, согласно которому принято решение о прекращении деятельности учреждения; дата, срок проведения ликвидации; создание ликвидационного комитета, с указанием ФИО председателя; источник финансирования; список тех организаций, которым передаются права и обязанности, включая активы ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия По итогам принятия учредителями решение о ликвидации предприятия, создается специальная комиссия.

Ликвидация бюджетного учреждения: пошаговая инструкция

Вследствие этого уменьшается финансирование невыгодных сфер деятельности и происходит закрытие неэффективных государственных организаций. Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения предусматривает проведение конкретных мероприятий, направленных на прекращение его функционирования; рассмотрим этот процесс на примере образовательного учреждения. Что написано в законе Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12, ст.22. В соответствии с этой статьей, данные организации создаются с учетом норм гражданского права для некоммерческих учреждений.

Ликвидация бюджетного учреждения

На наш взгляд, в ее состав могут входить руководящие лица ликвидируемого учреждения, члены трудового коллектива или представители профсоюзного органа, представители органа, принявшего решение о ликвидации. С момента создания ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами учреждения. Порядок работы ликвидационной комисси законодательно не определен. Ликвидационные мероприятия бюджетных учреждений должны проводиться в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств.

Ликвидационная комиссия должна установить срок, в течение которого кредиторы (в т.

Особенности ликвидации филиала

Это четко отражается в ст.55 ГК РФ. Пошаговая инструкция Законодательные нормы для осуществления процедуры закрытия филиала какого-нибудь юридического лица регламентируются ст.61 Кодекса по гражданским вопросам в России. Об обособленном подразделение и его специфике можно осведомиться в ст.55 ГК РФ.

А налоговое законодательство отражает свой порядок, которому следуют при процедуре закрытия фиала. Так, например, в ст.11 НК РФ раскрываются причины и признаки, служащие основанием для ликвидации.

Пошаговая инструкция ликвидации некоммерческой организации

Особенности функционирования НКО зависят от организационно-правовой формы, которую организация принимает в момент регистрации реорганизации или преобразования. Общественные и религиозные организации (объединения) Члены не сохраняют право на свое имущество, которое они передали в собственность организации.

Члены не отвечают по обязательствам таких НКО, и НКО не отвечает по обязательствам ее участников Общины коренных малочисленных народов Члены имеют право претендовать на частичное получение имущества НКО либо соответствующей денежной компенсации.

Ликвидация учреждения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *