Продажа земля сельхозназначения

Содержание

Законодательство о землях сельскохозяйственного назначения

Земельный участок можно иметь в собственности или долгосрочной аренде, но нужно знать к какой категории земель он принадлежит, его целевое назначение, которое подчиняется определенной классификации разрешенного использования.

От категории земельного участка будет зависеть, какую деятельность не запрещено осуществлять на конкретном земельном участке, чтобы избежать нежелательных последствий.

Использование земель сельхозназначения регулируется следующими нормативно правовыми документами:

  • Статьей 7 «Состав земель в Российской Федерации», Главой XIV «Земли сельскохозяйственного назначения» Земельного кодекса РФ (ред. от 31.12.2017 г.),

  • Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.)

  • Статьей 7 «Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию» Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (ред. от 29.07.2017 г.);

  • Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (ред. от 01.07.2016 г.);

  • Статьей 13 «Государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия земель, охране сельскохозяйственных земель» Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ред. от 28.12.2017 г.);

  • Статьей 12 «Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности» Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ред. от 23.06.2014 г.).

Категории земель в РФ

В соответствии со Статьей 7 Земельного кодекса земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Указанные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим использования земельных участков определяется исходя из:

  • их принадлежности к той или иной категории земель и

  • разрешенного использования земель данной категории.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (ред. от 7 ноября 2017 г.), предусматривающим в т. ч. различные виды использования земель сельхозназначения.

Как уже говорилось, все земельные участки разделяются на категории разрешенного использования, которые для наглядности приведены в виде таблицы:

Категория земельных участков Состав земель
Для ведения сельского хозяйства Все земельные участки, находящиеся вне границ поселений
Для сельскохозяйственного производства Земельные участки под пашни, выпас скота, сенокос, а также земли под насаждения многолетнего цикла и виноградники
Для личного подсобного хозяйства Земельные участки, относящиеся к приусадебным и полевым
Для садоводства и огородничества Земельные участки, предоставляемые физическим лицам для посадки и выращивания фруктовых деревьев, ягодных растений, а также овощных и бахчевых культур
Для ведения дачного хозяйства Земельные участки для дачного досуга, возведения временных жилых построек
Для сенокошения, пастбищ, животноводства Земельные участки для целей выпаса скота, заготовления кормов, выращивания животных
Для организации и ведениякрестьянско-фермерскогохозяйства Земельные участки для уже зарегистрированных юридических лиц, числящихся крестьянским или фермерским хозяйством
Для различных построексельхозназначения Земельные участки с расположенными на них строениями, которые необходимы для осуществления цикла производства и хранения продукции, выращенной и собранной с полей
Для объектов иного назначения, не относящихся к сельскому хозяйству Земельные участки, которые являются менее плодородного качества, пригодные для промышленного строительства, прокладки магистралей и трубопроводов
Для защитных лесополос Земельные участки используются для высадки деревьев
Для иных целей Земельные участки, используемые для проведения учебных мероприятий и исследовательских работ

Что такое категория земель сельскохозяйственного назначения

Понятие земель сельскохозяйственного назначения (сельхозназначения) установлено Статьей 77 Земельного кодекса РФ:

  • землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и

  • предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также

  • предназначенные для этих целей.

Статья 77 «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения» Земельного кодекса РФ

В этой же статье установлен состав земель сельхозназначения:

  • сельскохозяйственные угодья,

  • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами,

  • а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Разрешенное использование земель сельхозназначения

В соответствии со Статьей 78 Земельного кодекса РФ земли категории сельхозназначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

  • хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

  • некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

  • казачьими обществами;

  • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

  • общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более 30 километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Статьей 78 «Использование земель сельскохозяйственного назначения» Земельного кодекса РФ

Крестьянские (фермерские) хозяйства организуются на землях сельхозназначения для производства сельскохозяйственной продукции:

  • либо группой лиц, владеющих данным крестьянско-фермерским хозяйством по долевому принципу, в зависимости от вложенного капитала,

  • либо владельцем — фермером, являющимся индивидуальным предпринимателем, и наёмными работниками.

Согласно статьи 19 «Виды деятельности фермерского хозяйства» Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ред. от 23.06.2014 г.), данная организация с фермером во главе может производить, транспортировать, хранить и реализовывать созданную продукцию.

Индивидуальное подсобное хозяйство может быть реализовано на землях сельхозназначения только полевого типа:

  • то есть для выращивания растительных культур или выпаса скота

  • без права возведения жилых и вспомогательных технических построек с фундаментом (разрешено возведение только временных переносных бытовок).

На землях сельхозназначения, выделяемых для садоводства или огородничества, обычно пользователи отдельных выделенных земельных участков создают общественное объединение для решения общих задач.

Такое объединение земельных участков бывает трёх типов:

  • потребительский кооператив;
  • товарищество;
  • некоммерческое партнёрство.

Важно помнить, что ведение хозяйства не в соответствии с видом разрешённого использования земельного участка наказывается вплоть до отъёма такого участка. Статусы земельных участков и категории их разрешённого использования имеются на Публичной кадастровой карте Росреестра.

Строительство на землях сельхозназначения

Возведение жилых и нежилых построек на земельных участках, имеющих категорию земель сельхозназначения, производится в соответствии с видом разрешённого использования таких земельных участков.

Так как все земельные участки, относящиеся к землям сельхозназначения, находятся вне границ поселений, то на такие земельные участки, не распространяется действие градостроительного регламента.

п.6 Статьи 36 «Градостроительный регламент» Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017)

Возведение жилых домов допускается на земельных участках следующих категорий землепользования:

  • крестьянско-фермерские хозяйства;

  • садоводческие объединения;

  • дачные посёлки;

  • охотничьи хозяйства.

В крестьянско-фермерском хозяйстве может быть возведен жилой дом для проживания фермера и его семьи, и в таком доме можно будет получить регистрацию на постоянной основе. Также допускаются пристройки-бытовки для временного размещения наёмных работников и технические здания (склады продукции, маслобойни и т.д.)

В садоводческих объединениях и дачных посёлках разрешается строительство дома для отдыха, но получить регистрацию в таком доме будет затруднительно.

Для регистрации дачный (или садовый) домик должен соответствовать необходимым нормам, предъявляемым к жилым помещениям, в то время как большинство дачных домов таким нормам не отвечают.

На землях сельхозназначения для огородничества возводить жилой дом нельзя. К таким земельным участкам относятся, например, небольшие арендуемые земельные участки под посадку картофеля. Также нельзя строить дом на землях сельхозназначения, предназначенных для ведения полевого личного подсобного хозяйства, так как дома можно возводить только на землях личного подсобного хозяйства, относящихся к категории земель населённых пунктов.

На земельных участках, представляющих особую природную ценность, запрещено строительство любого типа.

Штрафные санкции за нецелевое использование земель сельхозназначения

Для категории земель сельскохозяйственного назначения законодательство ограничивает разрешенное использование и, в случае его нарушения, предусматривает наказание в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Статья 8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием:

  • влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

    • на граждан в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей,

  • а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

    • на граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом:

  • влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 0,5 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 2 до 10% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тысяч рублей.

Неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение 1 года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:

  • влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 2 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 1 до 6% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей.

Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом:

  • влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

    • на граждан в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 3 до 5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 тысяч рублей,

  • а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

    • на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 400 тысяч до 700 тысяч рублей.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению:

  • влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

    • на должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;

    • на юридических лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.

Изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения

Изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения позволяет:

  • пользоваться земельным участком по своему усмотрению, не нарушая закон,

  • освобождает от штрафов и прочих санкций, а также

  • открывает дополнительные возможности развития земельного участка.

Земли сельскохозяйственного назначения, как говорилось выше, в основном разрешено использовать для рыболовства, фермерства и огородничества, создания личного подсобного хозяйства или садоводства.

Переход из одного вида разрешенного использования земельного участка в другой может потребоваться:

  • когда собираетесь продать свой земельный участок;

  • организовать на нем какое-либо предприятие;

  • построить дом для ведения хозяйства;

  • возвести иные объекты, не подлежащие постройке при существующем виде разрешенного использования земельного участка.

Порядок изменения вида разрешенного использования земель сельхозназначения:

  • Решение о смене вида разрешенного использования земельного участка принимает местная администрация на основании заявления от собственника или его представителя.

  • Ходатайство подается в земельный комитет местной, районной или областной администрации.

  • В заявлении указывается основание для изменения вида разрешенного использования земельного участка, информация о собственнике земельного участка, площадь, кадастровый номер и прочие данные по земельному участку.

  • Вместе с заявлением нужно собрать полный пакет документов, среди которых:

    • выписки из реестров,

    • удостоверяющие личность документы,

    • копии правоустанавливающих бумаг.

  • Придется получить подтверждение соответствия градостроительному регламенту, правилам землепользования и застройки.

  • Запрос на изменение вида разрешенного использования отправляется заказным письмом, либо вручается лично с подтверждением получения.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО И ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РФ

Аренда земельного участка под сельхозцели, как это часто бывает, является очень актуальным вопросом для многих фермеров страны.

Совсем недавно, с 1 марта 2015 года, в силу вступили новые изменения в земельное законодательство, в связи с чем требуется детальный анализ вступивших нововведений и подробное разъяснение касательно регулирования отношений по порядку предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Нормативно-правовые основы

В соответствии с законодательством государственные и муниципальные земли сельхозназначения предоставляются как физическим, так и юридическим лицам на правах собственности или аренды на основании порядка, установленного статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Сельскохозяйственные участки государства или муниципалитета предоставляются в собственность посредством проведения торгов (конкурсы, аукционы).

В аренду государственные или муниципальные земли с/х назначения предоставляются по части 1 статьи 10 названного выше закона и согласно порядку, установленному статьей 34 Земельного кодекса РФ.

У кого есть право на получение?

Земельные участки сельхозназначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, могут быть переданы в собственность или аренду:

  • физическим лицам,
  • юридическим лицам.

Регулирование порядка предоставления осуществляется Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами федерального и регионального значения.

Требования к сельскохозяйственным участкам

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

В основном главными требованиями приобретателей и арендаторов земельных участков сельскохозяйственной направленности являются месторасположение земель и размеры.

Минимальная площадь земельного участка под сельское хозяйство может быть установлена законодательными актами субъектов Российской Федерации, которые основываются на требованиях Земельного кодекса РФ и других федеральных законов.

Нельзя образовывать для предоставления сельскохозяйственные земельные участки, являющиеся частью территории искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и осушаемых земель, размеры которых при этом меньше минимальных размеров, установленных для таких видов земель. Максимальный размер суммарной площади с/х земель, которые находятся в пределах территории одного муниципального образования и в собственности одного лица или одной организации устанавливается в пределах 10% от всей площади сельскохозяйственных земель муниципального образования.

При непосредственном использовании земельного участка сельхозназначения государство требует соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, инструкций. При этом запрещается загрязнять, захламлять, ухудшать плодородие почв на землях с/х назначения.

Как получить землю под сельское хозяйство?

Приобретение земель сельхозназначения в собственность — занятие непопулярное и достаточно дорогостоящее. Позволить себе такую покупку могут крупные юридические лица и очень богатые граждане. В основном по этой причине земли такого вида разрешенного использования предоставляются государственными и муниципальными органами на условиях аренды. Поэтому рассмотрим наиболее распространенный способ предоставления земель с/х назначения, т.е. как взять участок в аренду.

Процедура предоставления земель, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса РФ, является следующей:

Подача заявления

Для начала граждане, которые хотят получить земельный надел на условиях аренды из земель государственной и муниципальной собственности не в строительных целях, подают в письменной форме или через единый портал государственных и муниципальных услуг заявление органу местного самоуправления. Данное заявление можно также подать с помощью многофункционального центра.

В заявлении обязательно определяется цель применения земельного надела, его предполагаемая площадь и месторасположение, испрашиваемое право на землю.

Подготовка документов

На основании поданного заявления орган местной власти в течение месяца с момента поступления заявления при учете зонирования территорий принимает и предоставляет заявителю план-схему расположения земельного надела на кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обязан обеспечить за свои средства осуществление на земельном участке кадастровых работ, а затем обратиться с заявлением в кадастровую службу о проведении государственного кадастрового учета данной земли согласно порядку, утвержденному Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Принятие решения

Местная муниципальная администрация за две недели со дня предоставления кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок должна принять решение о выделении данного земельного надела в аренду заявителю и направить ему копию данного решения (постановления), приложив к ней кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.

Оформление договора аренды

Последним этапом будет оформление договора аренды земли в течение недели после принятия вышеуказанного решения.

Следует оговориться сразу, что такой порядок будет применяться только если заявление об аренде этого земельного участка одно, и при этом были соблюдены условия предварительного и заблаговременного опубликования через СМИ сведений о предполагаемой передаче земельного участка.

СМИ, в которых будет распространяться такая информация, определяются непосредственно властями субъекта Российской Федерации. При этом решение будет принято только если за месяц после опубликования известия об аренде не поступило новых заявлений.

Если же за месяц было подано 2 и более заявлений о выделении земельного участка из земель с/х назначения на правах аренды, то такой земельный участок будет предоставлен только по результатам торгов (конкурсы, аукционы).

Торги (конкурсы, аукционы) по продаже или аренде земельных наделов сельхозназначения организуются и проводятся на основании статьи 38 Земельного кодекса РФ.

Стоит также отметить, что участок, предоставляемый гражданину или организации в аренду, может быть в дальнейшем выкуплен в собственность по рыночной стоимости, установившейся на данной территории либо по цене, определенной законами субъекта РФ, по прошествии 3-х лет со дня заключения договора аренды при условии, что все требования по использованию земельного участка соблюдены.

Также следует сказать, что отдельные льготные категории граждан (например, многодетные семьи, инвалиды и т.д.) имеют право на получение земельного участка бесплатно.

Возможные причины отказа

Основания для отказа в предоставлении государственных и муниципальных земель с/х назначения являются общими для всех категорий земель. Так, причинами отказа могут быть:

  • Представленные в администрацию документы для получения участка не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • В представленном пакете документов нет всего необходимого перечня;
  • Представленные документы оформлены неправильно;
  • Отсутствует бесспорное подтверждение прав заявителя на объекты недвижимости и на земельный участок.

Возможность застройки земельного участка с/х назначения

Немногие знают, что на землях с/х назначения разрешается строить здания, строения и другие сооружения. Такая возможность законна согласно ряду законодательных норм, регламентирующих условия подобного строительства.

И одно из таких важнейших условий — создание собственником участка крестьянско-фермерского хозяйства.

Как показывает практика, местные органы власти недостаточно осведомлены о федеральных нормах законодательства, в соответствии с которыми местные муниципалитеты должны выдавать разрешения на строительство в пределах территорий сельскохозяйственных угодий.

Статья 40 Земельного кодекса РФ разрешает собственнику земли строить здания, строения, сооружения жилого, производственного, культурно-бытового назначения в соответствии с целевым назначением земельного надела, его видом разрешенного использования, если при этом будут соблюдаться градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и другие правила, нормативы.

Согласно статье 78 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья можно использовать, чтобы организовать сельскохозяйственное производство, создать защитные насаждения, осуществлять научно-исследовательскую, учебную и другую связанную с сельским хозяйством деятельность.

В статье 6 Закона о крестьянско-фермерском хозяйстве закрепляется состав имущества всего фермерского хозяйства: сюда относится земельный участок, хозяйственные и другие строения, мелиоративные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое необходимое для организации крестьянско-фермерской деятельности имущество.

В том же законе, в статье 11, вовсе сказано, что в целях организации сельского хозяйства на земельных участках сельскохозяйственного назначения могут возводиться необходимые для такой деятельности здания, строения, сооружения.

Статья 77 Земельного кодекса РФ определяет возможное наличие в составе сельскохозяйственных земель как дорог, коммуникаций, лесных насаждений, водных объектов, так и зданий, строений, сооружений, используемых в целях производства, хранения и стартовой переработки продукции сельского хозяйства.

Таким образом, судя по многочисленным законодательным формулировкам, можно сказать, что не существует запрета на возведение зданий, строений и сооружений на сельскохозяйственных земельных участках. Главное условие тут — регистрация крестьянско-фермерского хозяйства.

Выписать и прописать ребенка в другую квартиру иногда бывает нелегко.
С начала 2016 года можно получить участок на Дальнем Востоке, в том числе и землю с/х назначения. Подробно об этом читайте в нашей статье.
Некоторые категории граждан имеют на получение земли без торгов. Подробности .

Особенности использования земель сельскохозяйственной направленности

Использование сельскохозяйственных угодий регламентируется статьей 78 Земельного кодекса РФ.

Сельскохозяйственные земли разрешается использовать в целях образования сельскохозяйственного производства, формирования ветрозащитных лесных насаждений, организации рыбоводства, реализации научно-исследовательских, учебных и других касающихся сельскохозяйственного производства целей.

При этом земли в таких целях могут использовать:

  • Крестьянско-фермерские хозяйства;
  • Граждане, которые хотят вести личное подсобное хозяйство (ЛПХ), садоводство, животноводство, огородничество;
  • Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие коммерческие организации;
  • Некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  • Казачьи общества;
  • Опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в сельскохозяйственной сфере, общеобразовательные организации;
  • Общины коренных малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, желающие сохранять и развивать свой традиционный образ жизни, хозяйствования и промысла.

Если земли с/х назначения находятся в составе земель, необходимых для строительства дорог, линий электропередач, линий связи (линейно-кабельные сооружения), нефтепроводов, газопроводов и других трубопроводов, то их использование допускается только с утвержденным проектом рекультивации таких земель в сельскохозяйственных целях без изменения категории данных сельскохозяйственных земель. На землях с/х назначения разрешается осуществлять деятельность в области охотничьего хозяйства, если иное не предусматривается нормами законодательства.
Сельскохозяйственные земли, находящиеся в пределах 30 км от границы сельских населенных пунктов, нельзя использовать в других, не касающихся ведения сельского хозяйства, целях.

Таким образом, процедура получения земли сельхозназначения в собственность или в аренду практически такая же, как и при получении земельного надела другой категории. Следует только учитывать, что данная категория земель находится под особой охраной, такие земли запрещается использовать не по назначению, загрязнять и иным образом разрушать плодородие почв.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Сельскохозяйственный бизнес всегда был и будет актуальным. Покупка земли под организацию сельского хозяйства может стать действительно прибыльным делом.

Как осуществить покупку такой категории земли и чем данный вид разрешенного пользования регулируется в России?

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Нормативно-правовая база

Купля-продажа земель сельскохозяйственного назначения регулируется положениями Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с Федеральным законом №101, а именно статьей 8 «Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения» пунктом первым субъект РФ или муниципальная администрация имеет преимущественное право приобретения земли сельхозназначения по той цене, по которой участок продается частным собственником.

Исключение лишь составляют случаи продажи на публичных торгах либо в случаях изъятия земли для нужд государства или муниципалитета.

Пункт второй этой же статьи и того же закона указывает на обязанность продавца земли сельскохозяйственного назначения сообщить в письменной форме высшему органу исполнительной власти в РФ либо органу местной администрации о намерении реализовать участок. При этом должна быть указана цена, размеры, месторасположение земли и сроки расчета по договору купли-продажи.

Регулирование продажи участков, принадлежащих государству или муниципалитету, осуществляется Главой 5 Земельного кодекса РФ.

По общему правилу земли предоставляются по итогам торгов в форме аукциона. Без проведения аукциона предоставляется земельный участок сельскохозяйственного назначения только сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, если данные хозяйствующие субъекты использовали землю и в течение 6 месяцев после возникновения прав на нее муниципалитетом подали заявление на заключение договора купли-продажи или аренды.

У кого можно купить землю сельскохозяйственного назначения и как найти подходящий участок?

Владельцами земельных участков сельскохозяйственного использования могут быть как физические, юридические лица, так и государство, муниципалитеты.

Продажа сельскохозяйственных земель сегодня набирает активные обороты. Ведь если правильно подобрать участок и надлежащим образом его оформить, то можно и помимо сельскохозяйственных вопросов решить жилищный.

Не запрещена законом застройка сельхоз участка. В случае создания крестьянско-фермерского хозяйства субъекту такой деятельности разрешается строить жилье, так как фермерам нужно где-то жить в процессе работы.

В то же время использование сельскохозяйственного участка должно быть строго по его назначению. Без формирования крестьянско-фермерского хозяйства застраивать домами землю не допускается.

При покупке подходящего участка будущий землевладелец должен учесть все нюансы и определиться со всеми моментами: целями использования сельскохозяйственных угодий, условиями использования участка, размером земельного налога, качественным состоянием земли, уровнем почв.

Перед непосредственным приобретением у физического/юридического лица следует убедиться в наличии всех прав владельца на землю, необходимых документов. Вся документация на участок должна быть правильно оформленной. В документах не может быть стилистических или других ошибок. Фактическое местонахождение земельного надела должно соответствовать юридически закрепленному в документации.

Нелишне при подборе участка проводить сверку реквизитов продавца по договору и реквизитов владельца.

Вид разрешенного использования и целевое назначение необходимого участка должны быть указаны в правоустанавливающей документации. Лучше всего приобретать земли у государства и муниципальных властей либо у проверенной компании с высокой репутацией деятельности в данной сфере.

Многие фирмы предлагают участки от 0,63 га до 5000 га, причем в Московской области. Предлагаемые земли принадлежат частным собственникам и находятся в отличном состоянии, подходящем для осуществления всех задуманных планов по организации сельского хозяйства.

Пошаговая процедура покупки земли сельскохозяйственного назначения

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

У государства

Государство принадлежит к так называемому первичному рынку продажи земельных участков.

В случае покупки государственной или муниципальной земли порядок будет следующим:

  1. Подача заявления (ходатайства) в местный орган исполнительной власти о предоставлении сельскохозяйственных земель. Сельскохозяйственные цели указываются непосредственно в заявлении, также в нем прописывается желание приобрести в собственность, необходимые размеры и месторасположение.
  2. Местный муниципалитет в течение установленного срока рассматривает поданное заявление о приобретении сельскохозяйственных угодий. Факт предоставления или отказа в предоставлении участка фиксируется вынесением постановления главой муниципалитета. При отказе предоставляется постановление или выписка из него, где обосновываются причины отрицательного ответа. Решение можно обжаловать через суд. Важно! Отказ в предоставлении может быть по разным причинам. Среди них это отсутствие свободных земель сельскохозяйственного назначения в фонде администрации и возможности предоставить землю на указанной территории. Как правило, для каждого региона установлены свои льготники, имеющие право на первоочередное получение земельного участка в собственность. Стоимость земли сельскохозяйственного назначения в основном формируется по величине плодородных качеств. Второстепенными моментами будут размеры и месторасположение. Так или иначе, цена земли определяется нормативно-правовыми актами местных муниципалитетов.
  3. Материалы по земельному делу необходимо согласовать с архитектурными и градостроительными органами, органами санитарного и пожарного контроля, охраны природы и историко-культурных ценностей. Каждая из данных служб выдает свое заключение, которое удостоверяется их личной печатью и подписью руководителя.
  4. Зарегистрировать право на участок можно в филиале областной регистрационной палаты (как правило, регистрационная палата располагается в самом здании муниципалитета).
  5. Далее составляется договор купли-продажи, о чем будет подробнее в следующей части.
  6. После окончания процедуры регистрации на руки выдается свидетельство на право собственности сельскохозяйственного участка.
  7. Использовать участок по его назначению можно будет только после процедуры межевания (определение границ). Освоение сельскохозяйственных угодий возможно лишь в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией.

У физического лица

Покупка у физического лица земельного участка сельскохозяйственного назначения, как и для любых других целей, имеет свои отличительные черты.

Перед покупкой земли у частного владельца следует убедиться в наличии у него всех правоустанавливающих документов на такой участок.

Существует электронный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн», который находится на официальном сайте Росреестра. Также можно обращаться в местные филиалы кадастровых палат при администрациях населенных пунктов. Информация о зарегистрированных правах предоставляется в общем доступе в течение 5 рабочих дней. При наличии у продавца необходимого сельскохозяйственного участка всех официальных прав кадастровая служба выдаст выписку.

В выписке указываются также существующие ограничения и обременения в пользовании участком (сервитут, арест, аренда). Предоставление сведений обойдется в 200 рублей.

При покупке земли у физического лица также заключается договор купли-продажи. Земельная собственность переходит от одного лица к другому по передаточному акту.

Все сделки с недвижимым имуществом заключаются в письменной форме.

Вторичный рынок является местом «небезопасных сделок». Здесь могут и обмануть, и пообещать не то, что будет на самом деле, и прочее.

Лучше всего обращаться за помощью в специализированные агентства по недвижимости с высокой репутацией. Они помогут выяснить историю земельного участка, оформят все необходимые документы, уладят возможные проблемы. Естественно, это устраняет риски покупателей земель, за что требует от них соответствующей платы за оказываемые услуги. В любом случае решать приобретателю земли.

Молодые семьи, которые покупают недвижимость в первый раз, часто интересуются, что нужно знать при покупке земельного участка с домом в деревне.

Хотите подарить земельный участок с домом? есть перечень всех необходимых документов.

В нашей статье полностью описана процедура дарения садового участка.

Особенности договора купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения

Статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливается преимущество в праве покупки земельного участка субъектом РФ либо в определенных случаях муниципальной администрацией, на территории которой располагается земля.

Продавец при реализации участка обязан в письменной форме уведомить об этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ или в предусмотренных законодательством случаях известить орган местного самоуправления. При извещении о продаже собственник указывает следующие сведения:

  • Стоимость участка;
  • Площадь участка;
  • Местонахождение участка;
  • Срок осуществления взаимного расчета по договору купли-продажи.

Это далеко не все сведения, которые необходимо предоставить продавцу земли. Полный перечень содержится в абзаце первом пункта 2 статьи 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Такие сведения, как правило, в дальнейшем составляют основу всего договора купли-продажи, определяют его существенные условия. Также следует в уведомлении о продаже указывать информацию о продавце и кадастровый номер земельного участка, приложить к уведомлению ксерокопии правоустанавливающих документов на участок. Извещение о продаже является офертой, то есть открытым предложением лица заключить сделку с адресатом, принявшим предложение.

Стоимость продаваемой земли определяется только по усмотрению продавца и является, соответственно, рыночной.

Продавцу необязательно определять цену земли в зависимости от кадастровой стоимости. Цена участка указывается в рублях, и покупатель обязуется ее внести в указанный по договору срок, в том числе при оплате в несколько этапов.

Переход права собственности официально закрепляется государственной регистрацией. Общим правилом ГК РФ максимальный срок проведения расчетов по сделке купли-продажи составляет 90 дней. Отсчет трехмесячного срока пойдет не со дня получения извещения публичным образованием о желании продавца реализовать участок либо со дня получения продавцом ответа, а непосредственно с момента государственной регистрации.

Без государственной регистрации подобный род сделок является ничтожным в соответствии с пунктами 1-ыми статей 131, 164, 165, 551 ГК РФ.

Размер сельскохозяйственного участка, как и любого другого, считается по общепринятым величинам — гектарам или квадратным метрам.

Месторасположение участка определяется путем описания его с указанием адреса внутри субъекта РФ, муниципального образования. При описании используется направление от ближайшего населенного пункта и расстояние до него (к примеру, в 10 км на юго-восток от города Краснодар). В любом случае, к договору необходимо приложить кадастровый план участка (паспорт) с его кадастровым номером.

Право покупать земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственность не имеют:

  • Иностранные граждане (статья 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения);
  • Лица, у которых при покупке участка будет превышен максимально установленный законом субъекта РФ размер общей площади сельскохозяйственных земель, принадлежащих одному лицу (п. 2 ст. 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения);
  • Иные лица по законодательству Российской Федерации.

Структура договора общая для всех сделок по купле-продаже земельных участков. В бланке следует указать следующие сведения:

  • Место и дата заключения договора.
  • Стороны договора (сведения о них в зависимости от вида субъектов: паспортные данные физических лиц, наименования организаций и государственных органов).
  • Данные о передаваемом участке (площадь, месторасположение, кадастровый номер, категория земли, кому принадлежит и так далее).
  • Цена, подлежащая к уплате покупателю земельного участка.
  • Порядок расчета по договору.
  • Наличие обременений и ограничений земельного участка сельскохозяйственного назначения.
  • Момент вступления договора в силу.
  • Количество экземпляров, в которых составляется договор.
  • Подписи сторон.

Образец договора купли-продажи земли с/х назначения можно скачатьздесь.

Особенности покупки доли земельного участка под сельскохозяйственные цели

При покупке доли земельного участка сельскохозяйственного назначения существуют определенные ограничения:

  • Участники долевой собственности имеют право продать свою земельную долю без выделения земельного участка в счет земельной доли только другому участнику данной долевой собственности, сельскохозяйственной компании либо физическому лицу, которое является членом крестьянско-фермерского хозяйства. При этом нет необходимости в обязательном уведомлении других участников долевой собственности о желании продать свою долю.
  • Во время регистрации перехода права собственности на долю сельскохозяйственных угодий к другому участнику помимо стандартного перечня документов необходимо предоставить документы, подтверждающие возможность реализации земельной доли или возможность ее занесения в уставный капитал.
  • Законодательством не предусмотрено преимущественного права на продажу доли земельного участка для государственных властей субъектов РФ или местных органов власти в отличие от продажи полноценного земельного надела.

Государственные органы покупают право на доли земель бесплатно в случае отказа от оформления земельной доли физическим лицом.

Таким образом, продажа земельной доли в земельном участке сельскохозяйственного назначения любому третьему лицу невозможна без выделения ее из общей долевой собственности.

После того как доля будет официально выделена, ее границы будут очерчены, собственник обязан предложить купить выделенный участок сначала органам власти субъекта РФ или органам местного самоуправления. Только в случае их отказа у собственника появляется возможность продать свою долю любому другому стороннему лицу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ (последняя редакция)

24 июля 2002 года N 101-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Принят Государственной Думой 26 июня 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.10.2004 N 123-ФЗ, от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 07.03.2005 N 10-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ, от 05.02.2007 N 11-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2008 N 297-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 02.12.2013 N 327-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 13.07.2015 N 245-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ, от 03.07.2016 N 352-ФЗ, от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 29.12.2017 N 447-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 503-ФЗ, от 01.05.2019 N 100-ФЗ, от 06.06.2019 N 138-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом
    • Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
    • Статья 4. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
    • Статья 5. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности
    • Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки
    • Статья 7. Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
  • Глава II. Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
    • Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
    • Статья 9. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
    • Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 11. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
  • Глава III. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
    • Статья 12. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
    • Статья 12.1. Невостребованные земельные доли
    • Статья 13. Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности
    • Статья 13.1. Проект межевания земельного участка
    • Статья 14. Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности
    • Статья 14.1. Общее собрание участников долевой собственности
  • Глава IV. Переходные и заключительные положения
    • Статья 15. Понятие земельной доли
    • Статья 16. Регулирование отношений, связанных с договорами аренды земельных долей, заключенными до вступления в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 17. Утратила силу
    • Статья 18. Документы, удостоверяющие право на земельную долю
    • Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 19.1. Применение отдельных положений настоящего Федерального закона
    • Статья 19.2. Предоставление земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей и право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло до 1 июля 2011 года
    • Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа>Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019)

24 июля 2002 года N 101-ФЗ

style=»text-align: center»>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Принят Государственной Думой 26 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 4. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 5. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности

Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки

Статья 7. Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Глава II. Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 9. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 11. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Глава III. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 12. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

Статья 13. Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности

Статья 13.1. Проект межевания земельного участка

Статья 14. Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности

Статья 14.1. Общее собрание участников долевой собственности

Глава IV. Переходные и заключительные положения

Статья 15. Понятие земельной доли

Статья 16. Регулирование отношений, связанных с договорами аренды земельных долей, заключенными до вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 17. Утратила силу

Статья 18. Документы, удостоверяющие право на земельную долю

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 19.1. Применение отдельных положений настоящего Федерального закона

Статья 19.2. Предоставление земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей и право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло до 1 июля 2011 года

Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Гражданин или организация, владеющая участком земли сельхозпредназначения, имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе – оформить его продажу.

Собственник может сделать это по разным причинам. Данная сделка заключается в особом порядке.

В статье рассказывается о порядке и правилах оформления такой процедуры.

Законодательное регулирование вопроса

Сделки о купли-продаже земельных наделов с/х предназначения регулируют:

  1. ФЗ Об обороте земель сельхозназначения. В нём определено, что при продаже участков (ЗУ) с таким предназначением органы власти субъекта или муниципалитета обладают преимущественным правом покупки территории по указанной продавцом цене. Здесь же закреплено, что продавец должен известить государство о продаже в письменной форме. Это правило не действует только при продаже земли на публичных торгах или при её изъятии в государственных целях.
  2. Земельный кодекс РФ. В нём определено, какие наделы признаются землей с/х назначения (в ст. 77) – это те территории, что расположены за чертой городских поселений, и предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности. На некоторых участках с определённым видом пользования разрешается даже вести строительство определённых объектов.
  3. Гражданский кодекс РФ: ст. 131, 164, 165 и 551. Они регулируют переход прав и сроки расчётов между сторонами (не дольше 90 дней с момента госрегистрации прав нового владельца).

Чаще всего сельскохозяйственные наделы являются наиболее ценными и плодородными землями. Они обладают особым правовым статусом, поскольку защищаются государством в особом порядке (определено в ст. 77 ЗК РФ).

Если стороны не соблюдали правила купли-продажи с/х ЗУ, установленные законодательством, региональные власти вправе изъять такой участок земли. Также необходимо помнить, что надел должен использоваться в соответствии с его целевым назначением. Причём по закону, продавец также должен заботиться о его плодовитости и экологическом состоянии (при несоблюдении возложенных обязанностей государство также может забрать участок). Уже после того, как земля была продана, эти обязанности ложатся на нового владельца.

Правила и порядок проведения сделки купли-продажи

образецдоговора купли-продажи ЗУ. Собственниками сельскохозяйственных участков могут быть как юридические, так и физические лица, а также государственные и муниципальные органы.

Если же владелец был членом производственного кооператива и решил выйти из него, он может не выделять свою долю из общего земельного массива, а продать её.

Кто бы ни был продавцом, процесс продажи земли с/х назначения включает несколько этапов:

  1. Сначала владелец извещает о факте и условиях продажи местные органы власти. Если муниципалитет не захочет покупать ЗУ, продавец может предлагать его другим лицам.
  2. Проводится поиск потенциального покупателя.
  3. После того, как покупатель был найден, стороны готовят необходимые документы и согласовывают условия сделки.
  4. Заключается договор купли-продажи и проводится взаимный расчёт.
  5. Участок по передаточному акту переходит к новому владельцу, который регистрирует свои права на него.

Земельные участки сельхоз назначения продаются на определённых условиях, с учётом:

  • Целевого назначения надела.
  • Плодородности сельскохозяйственных угодий.
  • Можно ли перевести надел в другую категорию.
  • Величиной налога, взимаемого с земли.

Для осуществления сделки продавец должен будет подготовить и предоставить покупателю и органам госучёта всю необходимую документацию. Покупатель будет обращать внимание на все важные моменты, указанные в документах – совпадает ли фактическое и юридическое местонахождение приобретаемого объекта недвижимости, сходятся ли реквизиты продавца, продающего ЗУ и его владельца и т.д.

Владелец может сам решить, на каких условия он хочет продать землю:

  • Оформить продажу с полным расчётом.
  • Продать в рассрочку.
  • Затребовать задатка или аванса от покупателя, что подтвердит серьёзность его намерений (в таком случае потребуется подписать предварительное (дополнительное) соглашение либо расписку).
  • Передать надел организации как собственность, указанную в её уставном капитале.

Территория принадлежит государству

Продажа земли c/х пользования, принадлежащая государству, проводится в особом порядке, а сам процесс продажи может затянуться на срок до двух лет. Властные структуры относятся к первичному рынку продавцов и покупателей земельных наделов.

Продажа ЗУ, принадлежащих муниципальным и государственным структурам, осуществляются следующим образом:

  1. Покупатель должен подать ходатайство (заявление) в местное представительство о выдачи ему земли c/х назначения. В нём также указывают цель приобретения участка и его желаемые характеристики (размер, местонахождение, плодородность, вид и т.д.).
  2. Органы рассматривают полученное заявление и выносят решение, которое фиксируется в постановлении главы муниципалитета. В случае отказа указываются причины, побудившие принять такое решение. Заявитель может обжаловать решение в суде.
  3. Правоустанавливающие документы на ЗУ согласовываются с местными службами градостроительства, охраны природы и санитарно-пожарного контроля, а также органами, которые выявляют историческую и культурную ценность недвижимости. Каждая служба проводит проверку и по её результату выдаёт заключение (на нём должна присутствовать подпись руководителя и личная печать службы).
  4. Права на объект регистрируются в местной регистрационной палате.
  5. Оформляется и подписывается договор купли-продажи ЗУ.
  6. Покупатель получает правоустанавливающие документы на землю с/х назначения, а стороны соглашения проводят расчёт. Затем в обязательном порядке нанимает специалистов для проведения процедуры межевания. По её результатам будут определены границы и документация недвижимости.

Цену участка продавец (т.е. муниципалитет) определяет главным образом исходя из его коэффициента плодородности и особенностей почвы, а уже затем на основе его местонахождения и площади. Стоимость будет определена в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми органами местной власти. В каждом регионе есть списки льготников, которым землю предоставляют в первую очередь.

Владелец – физлицо

Продажа сельскохозяйственных угодий физическими лицами (на так называемом вторичном рынке) осуществляется по стандартной процедуре.

Продавец готовит комплект правоустанавливающих документов. Сделки с физическими лицами заключаются быстрее, но менее безопасны, поэтому нужно особенно тщательно проверять все документы и продумать условия продажи.

В том случае, если вся документация, предоставляемая продавцом и покупателем, оформлена в установленной форме и в ней не обнаружены ошибки, стороны могут заключать сделку. Для этого составляют и подписывают договор купли-продажи сельскохозяйственного надела.

Стороны рассчитываются между собой, а сам ЗУ переходит к новому владельцу после подписания передаточного акта.

Уведомление о продаже

Итак, перед продажей земли третьим лицам требуется сначала оповестить об этом органы местной власти (ст. 8 ФЗ Об обороте земель c/х назначения).

Как обладатель права преимущественной покупки ЗУ, местная администрация должна дать ответ, согласна ли она купить надел по той цене, что была установлена продавцом.

Уведомление является открытым предложением продавца участка (офертой). Оно подаётся в письменной форме, где помимо стоимости участка указывают:

  • Его размеры (в гектарах либо кв. метрах) и месторасположение (его адрес на территории субъекта).
  • Правоустанавливающие документы продавца и его личные сведения (паспорт и т.д.).
  • Сроки и условия взаимного расчёта (на тот случай, если государство решит купить землю).
  • Другие важные сведения, которые определяют условия сделки (их перечень определён в ст.2 ФЗ Об обороте c/х земель).

Пакет документов, необходимый для осуществления сделки

Для продажи необходимо подготовить:

  • Паспорта участников сделки. Если продажу или покупку осуществляет доверенное лицо, нужно будет предоставить ещё и доверенность, заверенную нотариусом.
  • Выписку из ЕГРН предмета сделки.
  • Документы, подтверждающие права продавца на землю сельхоз назначения.
  • Отказ местных властей от права преимущественной покупки ЗУ или свидетельство, подтверждающее тот факт, что продавец известил районную администрацию о начале продажи, но не получил от неё ответа в установленный законом срок.
  • Сам договор купли-продажи.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Протокол собрания собственников (если продаваемый надел является частью общего земельного массива фермерского хозяйства).

Договор купли-продажи ЗУ сельхоз назначения имеет общую структуру. В нём необходимо указать:

  • Дату и место заключения договора, и количество подготовленных экземпляров (обычно – три: два предоставляются сторонам сделки, а третий предназначен для Росреестра).
  • Сведения о сторонах сделки. Юридические лица указывают наименование организации, органы местной власти – название структурного подразделения, физические лица обозначают свои паспортные данные.
  • Информация о предмете сделки – размер участка и его месторасположение, идентификационный (кадастровый) номер и категория надела (вид разрешённого пользования) и пр.
  • Наименование документа, на основании которого продавец обладает правом собственности на объект недвижимости (договор купли-продажи, дарения, наследования и др.).
  • Обязательства сторон и возможные последствия при их нарушении.
  • Стоимость земли и порядок взаимного расчёта сторон.
  • В какой момент договор вступает в силу.
  • Обязательно – подписи все участников сделки.

Продавец не имеет право продать земельный надел c/х назначения следующим лицам:

  • Гражданам иностранных государств (согл. ст. 3 ФЗ Об обороте ЗУ сельхоз назначения).
  • Лицам, которые на момент покупки превышают лимит (устанавливаемый каждым субъектом) максимальной площади сельхоз земель, находящихся в собственности у одного лица (ст.4 того же ФЗ).

Особенности и порядок продажи пая

Земли часто передают в пользование аграрным организациям или частным фермерам. Они нужны им в качестве пастбища, для выращивания определённых культур и т.д.

Государство (органы власти субъекта) также обладает правом преимущественного приобретения участка. Сначала продавец должен будет предложить пай органам местного самоуправления.

Для этого он готовит и отправляет извещение (заказным письмом с уведомлением о получении), где указывает:

  • Цену, за которую он предлагает государству свой пай.
  • Параметры земли и вид её предназначения.
  • Условия расчёта между сторонами сделки.

Если нарушить право преимущественной покупки, продажа пая любому лицу будет считаться незаконной. Это основное условие, без соблюдения которого невозможна дальнейшая регистрация прав и выполнение сторонами своих обязанностей – государство через суд (в течение года с момента регистрации покупателя в качестве владельца) может забрать права на ЗУ, у покупателя заберут участок и право собственности, а у продавца – вырученные деньги

Продавец самостоятельно определяет стоимость продаваемой недвижимости. Она может быть основана не только на кадастровой стоимости, но и на других рыночных и натуральных показателях – месторасположение, размер доли и т.д. Оплата должна быть перечислена не позже 90 дней со дня продажи.

Стоимость ЗУ будет зависеть и от прочих факторов:

  • Насколько он плодороден.
  • Обременён ли надел какими-либо ограничениями (сервитутом и пр.).
  • Каково состояние земли – растут ли на нём вредные кустарники, деревья и т.п.

С момента отправления извещения в соответствующий органов есть 30 дней на то, чтобы всё проверить и дать ответ. Если же государство отказывается от покупки пая (либо игнорирует предложение), владелец может предлагать его другим покупателям. Но только по той цене, по которой он предлагал его органам власти.

Продажа осуществляется при заключении письменного договора купли-продажи. Права на пай регистрируются в местном отделении Росреестра. Желающему оформить право собственности придётся оплатить госпошлину (согласно НК РФ) за проведение регистрации, а также понести другие издержки.

Правила аренды

В статье 9 ФЗ Об обороте земель с/х назначения определено, что в аренду разрешено передавать те участки, что стоят на государственном учёте в кадастровой службе (как в личной, так и в долевой собственности).

Для передачи земли в аренду заключается договор между владельцем участка и его арендатором, в котором определена арендная плата (в натуральном или денежном эквиваленте) и другие условия сотрудничества.

В нём может быть прописано, что:

  • Участок возвращается назад арендодателю после истечения срока аренды, либо же передаётся во владение арендатору.
  • Нарушение условий соглашения приводит к определённым санкциям в отношении нарушителя.

Если на протяжении всего срока соглашения арендатор не нарушил условия договора и исполнял свои обязательства, за ним сохраняется преимущественное право на заключение нового договора аренды. Совокупная площадь всех с/х наделов, одновременно арендуемых одним лицом, законом не ограничена.

Минимальный срок аренды сельскохозяйственной земли определяется на уровне субъекта РФ. Максимально возможный срок аренды сельхозземель – 49 лет.

Договор должен быть зарегистрирован в государственных органах. Помимо этого, если участок находится в долевой собственности, для заключения договора аренды потребуется разрешение собрания совладельцев объекта недвижимости.

Об общих правилах продажи ЗУ смотрите в следующем видеосюжете:

Можно ли купить землю сельхозназначения и как это сделать

Земли сельскохозяйственного назначения – территории, находящиеся за пределами населенных пунктов. Купить землю сельхозназначения могут граждане России у муниципалитета, предприятия или другого лица. Сделка проводится согласно нормам земельного и гражданского законодательства.

Кто и какие участки имеет право продать

Собственником земли сельскохозяйственного назначения может быть гражданин России, другого государства, предприятие, государство или муниципальный орган.

Не запрещается застраивать данные участки. Если создается крестьянско-фермерское хозяйство, владелец может заниматься строительством жилья, чтобы наемные работники могли проживать где-то во время занятия хозяйством.

Но и использовать сельскохозяйственный надел следует строго по назначению. Если не будет сформировано крестьянско-фермерское хозяйство, застройка жилыми помещениями запрещена.

Перед тем, как купить землю сельхозназначения, будущим владельцем должны быть учтены следующие нюансы: в каких целях будет использован надел земли, на каких условиях, земельное налогообложение, грунтовое состояние, плодородие и типы почвы.

Выбор земельного надела

Купля надела начинается с поисков свободной земли. Для этих целей используют публичную кадастровую карту, находящуюся в Росреестре в соответствующем разделе.

Прежде, чем купить землю сельхозназначения у собственника проводятся следующие действия для ее поиска на сайте:

  • находим на карте район;
  • подбираем территорию с учетом удобства расположения рядом трассы, магазинов, городских угодий;
  • кликаем на территорию для изучения информации из Росреестра.

Чтобы купить пай земли сельхозназначения, нужно учесть отсутствие обременения. Участок должен быть юридически чистым: без арестов и залогов.

Все земельные объекты России учтены на кадастровой карте. После получения кадастрового номера, субъектом вносятся сведения в единую карту. Это прописано в Федеральном Законе №101 для удобства определения свободного участка потенциальным покупателем.

Как проходит покупка земельного участка сельхозназначения у государства

Купить земельный участок у муниципальной службы или государства можно следующим образом:

  1. Подается письменное обращение в уполномоченный муниципалитет с ходатайством предоставления территории. Цель пользования свободным участком будет указана непосредственно в ходатайстве. В заявлении помимо этой информации прописывают желание взять в собственность недвижимое имущество, а также описание самой земли.
  2. Местной муниципальной службой на протяжении 5 рабочих дней будет рассмотрено обращение. Глава службы в постановлении указывает разрешение на право покупки. Если последует отказ, предоставляют постановление или выписку с обоснованными причинами.

У потенциального покупателя, обратившегося в государственный орган, есть время на судебное обжалование.

Отказать могут, аргументируя отсутствием незаселенных земель сельскохозяйственного назначения. Административный фонд имеет во владениях ограниченное количество территорий и возможностей предоставлений в том или ином районе земель.

В каждом из городов России обычно есть свои льготные позиции с правом преимущественного получения участка во владения. Цена за землю сельскохозяйственного назначения преимущественно будет сформирована в зависимости от плодородных особенностей.

К второстепенной характеристике относится размер и место нахождения. Стоимость за участок будет определена согласно информации из нормативно-правовых актов местного муниципального органа.

  1. Дальнейший вопрос по оформлению договора согласовывается с архитекторами и градостроителями, санитарным и пожарным контролем, а также другими службами. Каждым из указанных государственных органов выдается официальное удостоверение с печатью и подписью.
  2. Регистрируется право владения территорией в областной регистрационной палате. Найти этот орган несложно, так как палата располагается часто в самом муниципалитете.
  3. На следующем этапе оформляют договор купли-продажи, имеющий установленную законом структуру.
  4. После того, как процедура будет завершена, новый владелец получит свидетельство, подтверждающее право пользования сельскохозяйственным участком.

Пользоваться земельным наделом по прямому назначению возможно после того, как проведется граничное определение. Осваивать сельскохозяйственных угодья разрешается согласно разработанным и утвержденным проектным бумагам.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Приобретение у физических лиц

Процедура приобретения у другого гражданина имеет свои особенности. Перед тем, как приобретать территорию у частных продавцов, нужно ознакомиться с правоустанавливающей документацией на нее.

Документальные сведения о зарегистрированных правах находятся в общем доступе и по запросу передаются в течение 5 дней.

Если продавец имеет необходимый сельскохозяйственный участок со всеми официальными правами, кадастровым органом дается выписка. В этом документе будет указано наличие существующих ограничений и обременений в использовании территорией земли.

Если владелец пая – физическое лицо, продажа оформляется посредством заключения договора купли-продажи. Земельную собственность переводят во владения другим лицом по передаточному акту. Допускается исключительно письменное соглашение, чтобы не было споров в суде.

Какая документация понадобится

Для покупки земельных угодий для сельхоз. целей понадобится предоставление следующих бумаг и справок:

  • заявление с указанием сведений по перечню, находящемуся в статье 39.17 Земельного Кодекса;
  • документация, подтверждающая возможность выкупа земли без торга;
  • схематическое нахождение продаваемой территории;
  • документ, который подтвердит представительские полномочия, если это необходимо;
  • проектные бумаги по лесным участкам при запрашивании предоставления надела данной категории;
  • при наличии бумаг на иностранном языке требуется официальный перевод на русский язык с заверением специалиста.

В случае покупки при организации аукциона, процедура будет упрощенной. Гражданин только предоставляет заявление с указанием желания покупки угодий.

Продажа земли сельскохозяйственного назначения

Согласно российскому Земельному Кодексу землями сельскохозяйственного назначения считают земли, которые находятся за чертой поселений, предназначаются и предоставляются для нужд сельского хозяйства.

В состав таких земель традиционно включаются наиболее ценные, плодородные участки земли, требующие по этой причине особой охраны и, соответственно, особого правового статуса и защиты со стороны государства. В связи с этим продажа земель, отнесенных к территориям сельскохозяйственного назначения, имеет свои правовые особенности.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения, согласно требованиям законодателя, могут использоваться правообладателями только в строго определенных целях. Такие земельные территории изначально не предназначены для жилого или промышленного строительства.

К земельным территориям сельскохозяйственного назначения как объектам продажи отнесены:

  • любые сельскохозяйственные земли, а именно: сенокосы, пастбища, залежи, пашни и зеленые насаждения;
  • все постройки, возводимые на территории сельскохозяйственной земли (даже целый поселок, на практике, может размещаться на такой территории);
  • любые объекты, возводимые для реализации нужд сельского хозяйства (к примеру, дороги, лесополосы, насаждения растений, защищающие земли от выветривания).

Особенность продажи

Главная особенность купли-продажи земельной территории сельскохозяйственного назначения, согласно закону, состоит в наличии преимущественного права региональных (муниципальных) властей на приобретение у правообладателя земли (продавца) такого земельного участка.

Так, законодателем регламентировано, что при продаже правообладателем своего участка земли из состава земель сельскохозяйственного назначения российский регион (субъект РФ) либо в ситуациях, прописанных законодательным актом субъекта РФ, муниципалитет обладает преимущественным правом покупки соответствующего участка земли по той же цене, за которую он реализуется, за исключением случаев земельной продажи с публичных торгов.

Соответственно, чтобы реализовать участок земли, относящийся к рассматриваемой категории земель, правообладатель участка обязан письменно известить полномочный региональный (либо муниципальный) орган о собственном намерении совершить продажу земли. В таком извещении продавца участка обязательно прописывается цена земли и иные существенные договорные условия.

Если региональные власти (муниципалитет) отказываются от приобретения земли либо в месячный срок после получения извещения не уведомляют продавца участка о намерении совершить покупку, правообладатель земли вправе в течение года реализовать участок любому третьему лицу с условием, что цена сделки будет не ниже цены, обозначенной ранее в извещении.

При возмездном отчуждении участка земли, предназначаемого для сельскохозяйственных нужд, с нарушением преимущественного права приобретения земли региональными властями (муниципалитетом) сделка продажи может быть оспорена.

Так, субъект РФ (муниципалитет) вправе в течение года после регистрации новым правообладателем земли перехода прав собственности на приобретённый участок потребовать через судебные инстанции перевода на него правомочий и обязательств покупателя.

Помимо права преимущественной покупки, у процесса продажи земельных территорий сельскохозяйственного назначения есть и другие нюансы:

  1. Покупатель, приобретая участок, должен помнить о целевом назначении земельной территории и использовать её в строгом соответствии с этим назначением. Кроме того, покупателю земли требуется учесть, что на него вместе с правом собственности ложиться и обязательство заботиться о плодовитости приобретенной земли и экологичности условий. Если данное требование законодателя будут нарушено, государство может изъять участок у нового собственника.
  2. При несоблюдении сторонами возмездного отчуждения земли правил, законодательных регламентов и норм, касающихся правового статуса земель сельхозназначения и порядка их использования, государственные органы (полномочные органы муниципалитета) имеют право изъять проданный участок земли.
  3. Для проведения сторонам сделки купли-продажи земельной территории, находящейся на особом контроле государства, продавец участка обязан представлять покупателю необходимую информацию об отчуждаемой земле.
  4. Заключая соглашение продажи, стороны купли-продажи земельной территории вправе установить право выкупа участка продавцом на определённый срок.

При заключении сделки продажи продавец (правообладатель земли) должен представить, как и при любых сделках с землёй, всю информацию об отчуждаемом участке и ограничениях, действующих на него.

Если данные сведения будут утаены, соглашение купли-продажи юридически недействительно.

Договор продажи будет также считаться недействительным, если в нём будут условия, касающиеся установления продавцом земли бессрочных прав выкупа соответствующего участка, отсутствия его ответственности перед покупателем, если на проданный участок земли предъявит права кто-то ещё либо установления любых ограничений на использование земельной территории в дальнейшем. Перечисленные условия договора запрещены законом.

Кто может продавать

Сегодня в роли продавца участка земли сельхозназначения может выступать и государство, и земельный собственник (гражданин или компания).

Если продавцом земель выступает государство, потенциальному покупателю участка стоит запастись терпением, ведь тогда продажа земельной территории осуществляется, как правило, в течение двух лет. При этом потребуется сбор различной документации и определенные финансовые вложения.

Преимущества приобретения земли у частного собственника в том, что у последнего есть уже требуемая документация, и покупателю не придется ждать проведения межевания участка и постановки приобретаемой земли на учет в общероссийском госкадастре.

Процесс продажи земли

Сам процесс продажи правообладателем земель сельскохозяйственного назначения можно представить следующим образом:

  1. Направление собственником земли извещения о продаже участка региональным (муниципальным) властям. Получение отказа компетентного органа от приобретения земли.
  2. Поиск покупателя участка.
  3. Сбор требуемой для продажи земли документации.
  4. Составление и согласование с покупателем соглашения продажи.
  5. Непосредственное совершение сделки, передача финансовых средств, подписание правовой документации.
  6. Регистрация прав собственника.

Необходимые документы

Для продажи участка земли сельскохозяйственного назначения и, соответственно, регистрации прав нового правообладателя участка потребуются:

  • паспорта сторон. Если землю продает не её собственник, помимо паспорта, потребуется ещё к представлению и нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия доверенного лица;
  • земельный кадастровый паспорт;
  • правоустанавливающая документация на землю, относящуюся к территориям сельскохозяйственного назначения;
  • отказ полномочных районных властей от прав на отчуждаемую землю либо подтверждение того, что продавцом было направлено обязательное уведомительное извещение полномочному органу, но в течение месяца государство (муниципалитет) не выразило намерения приобрести земельную территорию, воспользовавшись правом преимущественного приобретения;
  • договор продажи земли, оформленный надлежащим образом;
  • платежная квитанция по уплате регистрационной госпошлины;
  • протокол собрания – когда речь идёт о фермерском хозяйстве, составной частью которого является отчуждаемая земля.

Что указывается в соглашении купли-продажи?

Составляя договор возмездного отчуждения земельной территории, относящейся к сельскохозяйственным землям, стороны должны указать:

  • Полные данные обеих сторон.
  • Предмет соглашения с указанием кадастрового номера отчуждаемого участка, полных сведений о земле и наименования правовой документации, на основе которой у правообладателя земли (продавца) есть права собственности в отношении предмета договора.
  • Цену сделки.
  • Информацию о целевом назначении отчуждаемого продавцом земельного участка.
  • Конкретные обязательства сторон и их ответственность в рамках правового соглашения купли-продажи участка земли.
  • Порядок проведения сторонам финансовых расчётов.

В тексте договора требуется прописать, что продавец земли передаёт участок, который не подарен другому лицу, не заложен, не находится под арестом или запретом и свободен от каких-либо юридических притязаний третьих лиц.

Продажа земля сельхозназначения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *