Формы воспитания детей без попечения родителей



Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, представляют собой деятельность государства в области устройства таких детей. Основными формами являются усыновление, опека и попечительство, а также приемная семья. В статье рассматриваются все три формы, их условия и порядок, а также субъекты, которые могут выступать усыновителями, опекунами (попечителями) и приемными родителями.

Статистика современности свидетельствует о том, что количество детей, остающихся без попечения родителей, продолжает расти. Причины этого заключаются в экономических и социальных проблемах, которые сопутствуют любому обществу в его переходный период.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетных направлений деятельности государства в сфере регулирования семейно-правовых отношений. Так, СК АР предусматривает три основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, орган исполнительной власти, а в Азербайджанской Республике эту функцию выполняет Кабинет Министров, может установить альтернативные формы устройства детей.

Следует отметить, что исследования последних десятилетий доказывают преимущество семейного воспитания детей, например Антокольская М.В пишет, что «семейным формам воспитания детей отдается безусловное предпочтение» . Тем не менее, сложившаяся реальность и, соответственно, судебная практика показывают, что указанные в СК АР формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, хоть и имеют своей целью определить таких детей в семьи, однако не решают их насущных проблем. Государство должно стремиться к усовершенствованию механизмов регулирования отношений в этой сфере, чтобы каждый ребенок на территории Азербайджанской Республики мог бы получить обеспечение исполнения своих законных интересов и прав.

Итак, для начала, следует прояснить, кто является детьми и какими правами они обладают. Особую роль при рассмотрении этого вопроса играет «Конвенция о правах ребенка» ООН, к которой Азербайджан присоединился 21 июля 1992 г. Ст. 49.1. СК АР в соответствии с понятием «ребенок», сформулированном в ст.1 Конвенции о правах ребенка, дает следующее определение: ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), которое не обрело полную дееспособность. Применительно к правам детей, закон выделяет следующие: право жить и воспитываться в семье, которое состоит из ряда правомочий: непосредственно правомочие жить и воспитываться в семье, правомочие знать своих родителей, правомочие на заботу со стороны родителей, правомочие на совместное проживание с родителями, если это не противоречит интересам ребенка; право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками; право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями или лицами, их заменяющими; право ребенка выражать собственное мнение; право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Для реализации вышеуказанных прав ребенок должен быть в контакте с родителями, а в случаях, когда дети лишены родительского попечения — лицами, их заменяющими. Поэтому, устройство детей, оставшихся без попечения родителей играет столь значимую роль, ведь после передачи ребенка на законном основании, защита прав и законных интересов ребенка будет возложена на принявшего ребенка на воспитание субъекта.

Так, ст.114 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики гласит, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных учреждений, лечебных учреждений, родильных домов и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на соответствующий орган исполнительной власти. Этим органом, в соответствии с указом 297 Президента Азербайджанской Республики от 06.03.2006 года, являются органы опеки и попечительства при местной исполнительной власти. Эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей и должны их провести первичный учет. Для этого они собирают информацию, предоставляемую из родильных домов, дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений, или гражданами, которые располагают сведениями таких детях. Отметим, что должностные лица этих учреждений обязаны сообщить данную информацию органам опеки и попечительства. Далее органы опеки и попечительства предоставляют в Государственный Комитет по проблемам Семьи, Женщин и Детей информацию для ведения общего учета таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирает формы устройства этих детей, а также осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, в случае если дети, лишенные родительского попечения, не могут быть переданы на воспитание в семью, органы опеки и попечительства обязаны предоставить сведения о детях до трех лет в Министерство Здравоохранения Азербайджанской Республики, а о детях с трех лет — в Министерство Образования Азербайджанской Республики. Последние, в свою очередь, обязуются поставить этих детей на централизованный учет. Далее, информация о детях, оставшихся без попечения родителей, передается для принятия на общий учет со стороны Государственного Комитета по проблемам Семьи, Женщин и Детей Азербайджанской Республики. Таким образом, по азербайджанскому законодательству существует четкая дифференциация действий государственных органов по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Кабинет Министров Азербайджанской Республики определяет порядок производства учета таких детей.

Как уже отмечалось выше, наиболее приемлемым на сегодняшний день устройством детей, оставшихся без родительского попечения, считается семья. Именно поэтому, закон предусматривает три формы воспитания детей, которые лишены родительского попечения, направленные на нахождение ребенка в семье, или, иными словами, семейные формы воспитания детей. Кабинет Министров Азербайджанской Республики может установить другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Устройством детей можно считать передачу органом опеки и попечительства ребенка под опеку или на усыновление, или в приемную семью. Законное представительство несовершеннолетнего при этих формах воспитания осуществляется, соответственно, усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями.

Традиционно, изучение форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, начинают с усыновления, т. к. именно оно определено как наиболее схожее с родительскими правоотношениями. При усыновлении между ребенком и его будущими потомками, усыновителем (усыновителями), и его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей. Под усыновлением понимается общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания как своего родного сына или дочери .

Если ребенок поставлен на учет, как лишенный родительского попечения, в отношении него допускается усыновление, но только до достижения им совершеннолетия, если тому отвечают его интересы.

В соответствии со ст. 117 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики, один и тот же ребенок не может быть усыновлен двумя лицами, если они не являются супругами. Супруг может усыновить своего внебрачного ребенка или ребенка другого супруга. Также, различные лица не могут усыновить братьев и сестер, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам ребенка. Поэтому, на практике нередко можно встретить такое усыновление.

В законодательстве Азербайджанской Республики существуют определенные ограничения по субъектному составу, в частности, иностранные граждане или лица без гражданства могут стать усыновителями граждан Азербайджана только в случае, если этих детей невозможно передать на воспитание в семьи граждан Азербайджанской Республики, а также в случае, если родственники детей отказались их усыновить. Без разрешения Государственного Комитета по проблемам Семьи, Женщин и Детей усыновление азербайджанских граждан иностранными не допускается.

Особое значение при усыновлении имеет согласие ребенка, которое является обязательным для всех детей старше 10 лет. При регулировании многих семейных правоотношений, десятилетний возраст ребенка связывают с его правом принимать решение относительно своего будущего. Органы опеки и попечительства детально анализируют побуждения детей, в целях чего привлекаются психологи и преподаватели. На наш взгляд, 10 лет для принятия столь важного решения — завышенный возраст, и поэтому, желательно было бы сократит его до 8 лет, так как восьмилетний ребенок, который уже ходит в школу и получает образование, может принимать окончательное решение относительно своих усыновителей. Закон устанавливает, что если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление может быть произведено без согласия ребенка (ст.124.6) Семейного Кодекса Азербайджанской Республики.

Во избежание злоупотреблений при усыновлении, т. е. институте, где «чужие дети становятся родными» Азербайджанское государство строго контролирует деятельность в данной сфере, в первую очередь, путем подробного установления условий и порядка усыновления в Семейном Кодексе Азербайджанской Республики. Существенное развитие в нем получили также правовые последствия усыновления и основания и порядок прекращения усыновления. Значимым является тот факт, что деятельность юридических и физических лиц устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается (ст.114.3). Устройством детей могут заниматься только уполномоченные на то органы исполнительной власти. В противном случае, облаченные в благие намерения бесконтрольные действия, так называемых, «посредников» при усыновлении, вполне возможно, привели бы к завуалированной форме детского рабства.

В результате усыновления прекращается правовая связь между детьми и родными родителями и их родственниками, хотя существуют исключения из этого правила . Например, в соответствии со ст. 129, несовершеннолетние, имеющие к моменту своего усыновления право на пенсию и государственное пособие, полагающиеся им в связи со смертью главы семьи, сохраняют это право и после усыновления.

Защищая интересы ребенка, Семейный кодекс Азербайджанской Республики предъявляет специальные требования к лицам, которые могут быть усыновителями. Это совершеннолетние лица обоего пола, состоящие в браке супруги, одинокие мужчины и женщины, для которых существуют следующие ограничения: они не могут быть признаны судом недееспособными, ограниченно дееспособными; они не могут быть лишены родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; они не могут быть отстранены от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; они не могут быть бывшими усыновителями в усыновлении, которое отменено судом по их вине; они не могут быть лицами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Помимо этого, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Иначе говоря, усыновить одного и того же ребенка могут только супруги, что представляет особую важность, т. к. усыновление ребенка не зарегистрировавшими брак лицами создает схожее по правовой природе положение, когда родители ребенка не оформляют своих отношений в отделах регистрации актов гражданского состояния. Как нам известно, государство старается сократить количество такого рода отношений, предоставляя лицам определённые льготы, в частности, в соответствии со ст. 9.3. СК АР, при беременности и рождении ребенка брак может быть заключен в день подачи заявления, в то время как обычная процедура заключения брака требует месячного срока ожидания между подачей заявления и непосредственной регистрацией брака.

Усыновление представляет собой искусственную попытку создания семейных отношений между посторонними друг другу людьми, и если она не удается настолько, что жизнь ребенка в семье усыновителя становится невыносимой, усыновление приходится отменять даже при отсутствии вины с обеих сторон .

Следующей формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей является опека и попечительство.

В целях содержания, воспитания, образования, а также защиты прав и обязанностей детей опека и попечительство устанавливаются в следующих случаях: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных учреждений, лечебных учреждений, родильных домов и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т. е. по своей сути является комплексным .

В отличие от института усыновления, в полной мере регулируемого Семейным Кодексом, установление и прекращение опеки и попечительства над детьми определяются гражданским законодательством Азербайджанской Республики. Семейным и Гражданским Кодексом установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство — над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Рассмотрим детально, какие субъекты могут быть назначены опекуном (попечителем) детей. Статья 137 СК АР указывает, что это только совершеннолетние и полностью дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) важно учесть его нравственные и иные личные качества. Способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей тоже имеет не последнее значение. Так, например лицам в преклонном возрасте тяжело было бы исполнять обязанности опекуна (попечителя), что должно учитываться при назначении их таковыми. Отношения между опекуном (попечителем) и ребенком и отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) являются существенным фактором при установлении опеки (попечительства). Желание самого ребенка учитывается по возможности, в отличие от усыновления, где оно обязательно с 10 лет. Это обусловлено тем, что опека и попечительство не порождают такой тесной связи между детьми и опекуном (попечителем), как усыновление, приравненное к кровному родству родителей и детей.

Закон ставит ограничения для назначения лиц опекунами (попечителями). Это, в первую очередь, лица, больные алкоголизмом или наркоманией. Также не могут быть опекунами (попечителями) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей) и лица, ограниченные в родительских правах. Бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, не в праве становится опекунами (попечителями). Ограничения существуют и для лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Последнее, на наш взгляд, является излишним основанием, так как его широкое толкование может привести к ущемлению интересов ребенка, в частности, когда его опекуном мог бы быть назначен близкий человек, но в силу закона, он не может быть опекуном.

Согласно ст. 35.3. ГК АР, опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Данное условие является императивным, так как принуждение к исполнению обязанностей опекуна или попечителя противоречит конституционным правам граждан, и тем самым может повлечь нарушение законных прав и интересов ребенка.

Еще одно отличие опеки и попечительства от усыновления заключается в органах, которые вправе отменить опеку и попечительство. Если усыновление может быть отменено только в судебном порядке, то опека (попечительство) отменяются органами опеки и попечительства при местных исполнительных властях. Происходит это по нескольким основаниям. Во-первых, в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. Во-вторых, в случае помещения подопечного в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение. В-третьих, это случаи ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, к которым закон относит использовании опеки или попечительства в корыстных целях или оставление подопечного без надзора и необходимой помощи. И наконец, в-четвертых, это случаи волеизъявления самого опекуна (попечителя) при наличии у него уважительных причин, таких как различного рода заболевания, существенное изменение имущественного положения или сложные отношения с ребенком, над которым установлена опека (попечительство).

Прекращение опеки или попечительства может быть связано с другими юридическими фактами, но, в этих случаях, дополнительного решения со стороны органов опеки и попечительства при местных исполнительных властях не требуется. Итак, в соответствии со статьей 38.6 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики, по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а физическое лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. В статье 38.7 указывается, что попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Следует принять во внимание, что функции опекуна и попечителя исполняются привлеченными лицами безвозмездно, если иное не установлено в законе. Это, однако, не исключает возможности, в случае наличия у подопечного доходов, использования их на расходы, необходимые для содержания подопечного. Доходы подопечного физического лица должны расходоваться исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Случаи отсутствия доходов у подопечного Гражданским Кодексом Азербайджанской Республики не урегулированы. Ответ на этот вопрос дает нам Семейный Кодекс, где в статье 141.6 говорится, что на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются материальные средства, установленные государством. Поэтому, напрашивается вывод о том, что опекун (попечитель) назначается именно в целях обеспечения семейного воспитания ребенка, а не его содержания, которое осуществляется или за счет самого ребенка, или за счет государства. На наш взгляд, статьи 136.1 и 141.6 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики нужно привести в соответствие друг с другом.

Следующей, последней формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной законом, является приёмная семья. Кабинет Министров Азербайджанской Республики вправе установить иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но на практике такой необходимости пока не возникает.

Порядок организации приемной семьи в контексте, который отражен в Семейном Кодексе Азербайджанской Республики, предполагает, в первую очередь, заключение договора о передаче ребенка на воспитание. Указанный договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание в семью) (статья 142 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики).

Как и в предыдущих формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, возраст лица, которое передают в приемную семью, не должен превышать 18 лет. В качестве приемных родителей могут выступать лица, у которых отсутствую ограничения, предусмотренные для опекунов (попечителей) и усыновителей.

Далее, требуется определить, какой правовой природой обладает данный договор. В литературе по этому вопросу можно встретить различные мнения: некоторые авторы относят этот договор к семейно-правовым договорам, другие полагают, что он относится к разновидности трудовых договоров , а третьи полагают, что это гражданско-правовой договор . На наш взгляд, данная категория договоров носит гражданско-правовой характер. Его следует рассматривать как срочный, взаимный, возмездный, фидуциарный и каузальный .

Договор о передаче ребенка на воспитание в семью своим предметом имеет оказание услуг по содержанию, воспитанию и образованию приемного ребенка. Т. е., услуги по исполнению «родительских функций». Говорить о возникновении трудовых отношений здесь достаточно сложно, несмотря на то, что в статье 143.1 говорится о «размере оплаты труда приемных родителей». Трудовые отношения предусматривают трудовой распорядок, график посещаемости, выходные и отпуск для его участников. Однако, в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью указанные пункты отсутствуют, и их даже невозможно включить в виду природы отношений. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать права и обязанности приемных родителей (родителя) с одной стороны и права и обязанности органа опеки и попечительства с другой стороны. Условия содержания, воспитания и образования ребенка являются существенными условиями этого договора, так как их обязательность установлена законодательством. Как и любой гражданско-правовой договор, договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен содержать основания и последствия его прекращения. Договор прекращается или истечением предусмотренного в нем срока, или в результате расторжения одной из сторон. Инициаторами расторжения до окончания срока действия договора могут быть приемные родители, если у них имеются уважительные причины, такие как болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношений между детьми. Орган опеки и попечительства может расторгнуть договор в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для воспитания и образования ребенка, или в случае возвращения ребенка в семью, а также, в случае усыновления ребенка. Было бы желательно предусмотреть в договоре санкции за неисполнение сторонами своих обязательств, но закон не ставит таких требований. Цена договора определяется как «размер оплаты труда приемных родителей» и не подлежит согласованию между сторонами, потому что определяется законодательством, которое также может предусматривать льготы, предоставляемые приемным родителям в зависимости от количества принятых ими на воспитание детей.

После обретения независимости в Азербайджанской Республике постоянно проводились и продолжают проводиться мероприятия по созданию и улучшению условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения. Законодательно предусмотренные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, уже сами по себе являются передовым шагом в этом направлении. Мы также можем наблюдать налаживание непосредственных процессов данного рода деятельности государства в сфере семейно-правовых отношений. Но, несмотря на это, проблемы, связанные с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей, остаются злободневными. Для их решения нужно постоянно руководствоваться нормами о правах детей и их защите. Любое развитие личности, а тем более детей, лишенных родительского попечения, должно, по мере возможности, происходить в условиях семьи.

Литература:

Что такое «гостевой режим» или «режим выходного дня»?

  • Официальное название «гостевого режима» – временная передача детей в семьи граждан.
  • Временная передача ребенка в семью не является формой семейного устройства ребенка и осуществляется на основании распоряжения администрации детского дома.
  • Временная передача ребенка в семью осуществляется на срок не более 3 месяцев (в исключительных обстоятельствах этот срок может быть продлен до 6 месяцев).
  • Возраст, с которого возможна временная передача ребенка, определяется администрацией детской организации, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка. При подборе семьи для конкретного ребенка, а также определении длительности и сроков его пребывания в семье учитываются пожелания ребенка.
  • Семьи, принимающие ребенка на гостевой режим, получают продукты и одежду на ребенка по нормам питания для воспитанников детдома.

Кто может брать ребенка на гостевой режим?

Согласно пункту 9 «Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 г. № 432, временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории РФ, за исключением:

а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Как можно получить заключение о возможности брать ребенка на гостевой режим?

В соответствии с пунктами 10 и 11 «Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432, чтобы получить заключение о возможности временной передачи ему ребенка, кандидат представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление по форме, утвержденной Министерством образования и науки РФ, и следующие документы:

а) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (при предъявлении оригинала);

б) справку органов внутренних дел об отсутствии судимости (она действует в течение 1 года с момента выдачи)

в) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина инфекционных заболеваний в открытой форме или психических заболеваний, наркомании, токсикомании, алкоголизма (если коротко, то это справка из психоневрологического и туберкулезного диспансеров); вместо нее можно представить медицинское заключение по форме 164/у (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина, желающего усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем) (срок действия этой справки – 6 месяцев).

Кроме перечисленных документов, кандидат имеет право (но не обязан) предоставить другие документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, о прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.

Все перечисленные документы кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства. Полный список органов опеки и попечительства во всех регионах Российской Федерации можно найти на сайте интернет-проекта Минобразования РФ.

Согласно пункту 12 «Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432, орган опеки в течение 5 рабочих дней с даты получения от гражданина заявления:

  • проводит проверку представленных вместе с заявлением документов;
  • обследует условий жизни гражданина и его семьи;

Согласно пункту 13 «Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432, в случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина:

а) копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок;

б) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме, психических расстройств и расстройств поведения до прекращения диспансерного наблюдения. Вместо справки члены семьи гражданина могут представить медицинское заключение по форме 164/у, выданное лечебно-профилактическим учреждением. Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 6 месяцев с даты их выдачи;

в) выписку из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи.

  • оформляет акт обследования условий жизни гражданина, и, наконец,
  • выдает заключение о возможности или невозможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина.

А если жилье не подходит для проживания ребенка?

В этом случае орган опеки и попечительства вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка без пребывания в жилом помещении кандидата. При этом кандидат может:

  • брать ребенка в дневные часы в соответствии с распорядком дня;
  • выехать с ребенком на отдых/оздоровление с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот;
  • пребывать с ребенком в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.

Где можно получить медицинскую справку?

Согласно пункту 3 Приложения № 1 к Приказу Министерства здравоохранения РФ № 290н медицинское освидетельствование проводится «в медицинской организации либо иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, независимо от организационно-правовой формы при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители».

Это означает, что:

  1. кандидаты не обязаны проходить медицинское обследование исключительно по месту своего жительства – главное, чтобы медучреждение имело лицензию на осуществление медицинской деятельности (Согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, работы и услуги по медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители составляют именно такую деятельность);
  2. кандидаты имеют право обращаться не только в государственные или муниципальные, но и в частные медучреждения, если они имеют лицензию на медицинскую деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 127 и пункту 3 статьи 146 Семейного кодекса РФ, а также пункту 4 Приложения № 1 к Приказу Минздрава РФ № 290н медицинское освидетельствование кандидатов проводится в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в случае, если кандидат обращается в государственное или муниципальное медучреждение).

Каков срок действия заключения на «гостевой режим»?

В соответствии с пунктом 12 «Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 заключение о возможности временной передачи ребенка действительно в течение двух лет с даты его подписания.

Проблемы сиротства и беспризорности являются одними из наиболее острых для любого общества, которое считает себя цивилизованным. Дети должны иметь возможность реализовать принадлежащие им права даже в самых тяжелых жизненных ситуациях, когда они остались без поддержки родителей. В СК РФ предусмотрено несколько способов устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее предпочтительными являются те способы, которые предусматривают дальнейшее воспитание ребенка в семье, что дает возможность ребенку воспринять традиционные семейные ценности и свою взрослую жизнь строить на основе этого важного опыта. К ним относятся усыновление (удочерение), а также передача ребенка под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности дети передаются в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть дома ребенка, детские дома, в том числе детские дома семейного типа, образовательные организации, медицинских организации, организации, оказывающих социальные услуги, или аналогичные организации.

Усыновление (удочерение) считается приоритетной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Если есть возможность усыновить (удочерить) ребенка, то в первую очередь уполномоченные службы будут стараться реализовать именно эту возможность.

В результате усыновления между усыновителями и ребенком и другими родственниками возникают отношения, полностью приравниваемые к тем, что возникают в случае рождения ребенка в семье. Поэтому говорят, что усыновленные дети и их потомство приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своей первоначальной семье. Но сохраняются права ребенка на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей.

В российском семейном праве выработано несколько важных правил усыновления. В частности, усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Усыновление может быть произведено только в судебном порядке. Основанием для рассмотрения дела в суде является заявление лиц или одного лица, желающих усыновить ребенка. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Целью участия в процессе последних лиц является необходимость защиты интересов несовершеннолетних детей. Следует знать, что если усыновители не состоят между собой в браке, то они не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

К лицам, желающим усыновить ребенка, предъявляются определенные требования, и несоответствие им становится основанием отказа в усыновлении. Первое требование – наличие полной дееспособности у обоих супругов или у усыновителя, если он холост (не замужем). Да и состояние здоровья должно позволять потенциальному усыновителю осуществлять родительские права и нести обязанности.

Если усыновители уже имели опыт воспитания детей, то он также обязательно изучается. Не могут стать усыновителями те граждане, которые были лишены родительских нрав или ограниченных судом в родительских правах. Запрещено усыновление и тем, кто был отстранен от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей. Бывшие усыновители, по вине которых произошла отмена усыновления, также в будущем не смогут усыновлять ребенка.

Усыновление ребенка требует от родителей создания определенных условий проживания для него. Поэтому будет отказано в усыновлении тем лицам, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Не смогут участвовать в усыновлении и лица, не имеющие постоянного места жительства; лица, не прошедшие специальную подготовку; лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, и др.

Ребенок в семье находится в определенной степени зависимости от родителей, так как он является недееспособным (частично дееспособным) и нетрудоспособным лицом. Поэтому усыновители должны вызывать доверие органов опеки и попечительства и суда. В результате лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан, не могут выступать в качестве усыновителей.

В случае усыновления лицом, не состоящим в браке, имеет значение разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком. Она должна быть не менее 16 лет. И лишь по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

Важно, что для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие. Следует также помнить, что тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Установление опеки или попечительства имеет те же цели, что и у усыновления (удочерения) – обеспечить содержание, воспитание и образование детей, оставшихся без попечения родителей. Но правовые последствия установления опеки (попечительства) будут отличными от тех, что возникают при усыновлении (удочерении). Опека и попечительство не предполагают приравнивать возникающие связи к кровнородственным.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Из этого вытекает, что объем прав и обязанностей опекуна может быть шире, чем у попечителя, так как дееспособность детей от 14 до 18 лет шире, чем у детей до 14 лет.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства. Они сохраняют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, а также на жилые помещения.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. Опекунам (попечителям) предоставляется право самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства. Например, опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательной организации, формы получения ребенком образования и формы его обучения с учетом мнения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.

Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством РФ.

Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных ГК РФ, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также ст. 146 СК РФ.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов РФ.

Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).

Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. В случае, если на территории субъекта РФ, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта РФ, на территории которого такая организация имеется.

Усыновление — индивидуальная постоянная (бессрочная) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для удобства законодатель объединяет термины «усыновление» и «удочерение» в один — «усыновление».

Правовое регулирование отношений по усыновлению осуществляется на основании норм гл. 19 СК РФ, Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также положений Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и некоторых других нормативных правовых актов. Кроме того, при изучении вопросов, связанных с усыновлением, следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»).

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.

Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключения представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени. Эту особенность усыновления подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК). В отличие от некоторых других правовых систем отечественное право рассматривает усыновление как таинство. Как правило, усыновляемые дети не знают об отсутствии кровного родства с усыновителем, что сближает родство по происхождению и усыновление. Кроме того, основания отмены усыновления во многом схожи с основаниями лишения родителей родительских прав. Как и родство первой степени, усыновление влечет за собой существенные правовые последствия — возникновение у усыновленных права на наследование за усыновителями (ст. 1147 ГК), права пользования жилым помещением собственника-усыновителя (ст. 137 СК; ст. 31 ЖК) и др.

Весьма серьезные последствия усыновления обусловили то обстоятельство, что усыновление производится в судебном порядке. Так было не всегда, поскольку ст. 98 КоБС РСФСР предусматривала административный порядок усыновления («усыновление производится постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации»). Между тем очевидно, что такие явления в жизни ребенка, как появление у него новых родителей, с которыми он будет связан навсегда, а также окончательное прерывание правовой связи с кровными родителями, не могут сопровождаться административной формой принятия решения. Современные стандарты реализации прав человека требуют применения судебной формы осуществления права ребенка жить и воспитываться в семье, а также судебных способов защиты прав кровного родителя ребенка.

Традиционно усыновление называют приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритетный характер в данном случае означает, что при избрании для ребенка формы устройства наиболее подходящей из всех является усыновление. Приоритет усыновления связан с особенностями этого явления для российского семейного права. С точки зрения российского законодательства усыновители должны принять усыновленного ребенка как своего собственного и полностью заменить ему родителей. Поэтому в Российской Федерации не существует «пробного» усыновления или усыновления на время, — такой практики, когда усыновители экспериментируют, пытаясь подобрать себе ребенка, а дети переходят из семьи в семью. В качестве временного устройства, как говорилось выше, российское законодательство рассматривает передачу детей под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств. В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка» государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития — возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных организациях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Субъекты правоотношений усыновления — усыновители и усыновляемые. По отношению к усыновителям закон предъявляет немало специальных требований, а вот усыновляемыми могут быть любые несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что усыновление возможно и в отношении ребенка, находящегося под попечением родителя. Речь идет об усыновлении детей отчимами или мачехами, т.е. супругами родителя ребенка. В этом случае фактически происходит узаконение отношений по воспитанию чужого ребенка.

Для того чтобы усыновление состоялось, ребенок должен пройти процедуру учета детей, оставшихся без попечения родителей (см. § 1 настоящей главы).

Состояние здоровья ребенка не влияет на реализацию его права жить и воспитываться в семье, поэтому усыновлены могут быть и тяжелобольные дети. Зачастую кандидатам в усыновители отказывают в усыновлении со ссылкой на наличие у ребенка серьезного заболевания. Такие действия противоречат закону.

Кандидат в усыновители, как и усыновляемый, также обладает специальным правовым статусом. В составе его правосубъектности есть особая правовая возможность — право быть усыновителем. Такая возможность присуща не всем физическим лицам, а лишь тем, кто отвечает установленным законом требованиям, назначение которых — обеспечить принимаемому в семью ребенку возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

Более того, законодатель даже упоминает о преимущественном праве на усыновление (п. 5 ст. 127 СК). Его субъектами являются родственники ребенка, а условием реализации этого права выступает, разумеется, соблюдение интересов ребенка.

Действующее законодательство предъявляет немало требований к личности кандидата в усыновители (ст. 127 СК). Такие требования связаны с наличием у будущего усыновителя достаточного объема правоспособности и дееспособности, с состоянием его здоровья, с его личностными (морально-нравственными) качествами, а также с так называемыми материально-бытовыми условиями жизни будущего усыновителя. Кроме того, запрещено быть усыновителями тем гражданам, которые не прошли специальную психолого-педагогическую и правовую подготовку (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

Семейный кодекс допускает и некоторые отступления от жестких правил о подборе усыновителей. Так, например, отчимы и мачехи, усыновляющие пасынков или падчериц, могут иметь меньший заработок, чем этого требует закон, а также не обязаны проходить специальную подготовку для усыновления.

Особым требованием к личности усыновителя является условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком. В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным — 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыновления — сходством с родством первой степени.

Исключения из него:

— не требуется учета разницы в возрасте при усыновлении ребенка отчимом (мачехой), поскольку ребенок проживает со своим родителем и фактически уже общается с отчимом или мачехой;

— по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В п. 8 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 судам рекомендуется разрешать усыновление с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п., а усыновитель сможет обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Органы опеки и попечительства обязаны через свои официальные сайты и средства массовой информации информировать граждан о порядке усыновления и о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены, а также вести прием граждан, желающих усыновить ребенка (детей).

Порядок усыновления включает в себя следующие этапы:

1. Подача лицом, желающим усыновить ребенка, заявления в орган опеки и попечительства по месту своего жительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. К заявлению прилагаются документы в соответствии с перечнем, установленным п. 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.

2. Обследование органом опеки и попечительства условий жизни заявителя и подготовка заключения о возможности заявителя быть усыновителем.

Уже после получения такого заключения кандидат в усыновители, самостоятельно получивший информацию о ребенке, которого он мог бы усыновить, вправе обратиться в суд с заявлением об усыновлении (при условии, что имел место факт личного общения этого кандидата с ребенком).

Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность кандидата в усыновители получить информацию о детях, которые могут быть усыновлены, и посетить этих детей по месту их нахождения.

3. Обращение кандидата в усыновители к региональному или федеральному оператору государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам представляет сведения о себе региональному или федеральному оператору. Оператор банка данных осуществляет документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в виде анкеты, в которой указываются как сведения, относящиеся к личности заявителя, так и информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью (ст. 7 Закона).

4. Подбор подходящих для кандидата в усыновители детей. Оператор банка данных, к которому обратился кандидат в усыновители, должен предоставить всю имеющуюся у него информацию о подходящих для заявителя детях. Если информация о каком-либо из детей устраивает кандидата в усыновители, то оператор банка данных о детях выдает ему направление в организацию, в которой находится ребенок, для его посещения. О предстоящем посещении обязательно следует уведомить орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей.

5. Посещение ребенка и личное общение с ним (п. 2 ст. 125 СК). В соответствии с п. 12 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации кандидат в усыновители обязан лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка и подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. Если установление контакта с ребенком невозможно (в силу его возраста или состояния здоровья), это тем не менее не является препятствием к усыновлению.

6. Обращение кандидата в усыновители в суд с заявлением об усыновлении и судебное рассмотрение этого заявления. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства в соответствии с правилами, установленными гл. 29 ГПК РФ.

Судебное разбирательство по делу об усыновлении не сводится только к просмотру судом представленных заявителем документов. В соответствии с п. 2 ст. 272 ГПК РФ орган опеки и попечительства представляет суду дополнительные сведения. Более того, участие в судебном заседании представителей этого органа (как и самого кандидата в усыновители, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет) обязательно. Суд может счесть необходимым привлечение к участию в этом деле и родителей ребенка, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет. Эти участники судебного разбирательства могут сообщить суду в том числе и сведения, препятствующие усыновлению.

7. Государственная регистрация усыновления на основании вступившего в законную силу решения суда в органе записи актов гражданского состояния. Порядок проведения государственной регистрации усыновления определяется гл. V Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Процедура усыновления связана также с необходимостью (или целесообразностью) получения согласия на усыновление от некоторых лиц, а именно от:

— самого ребенка, достигшего 10 лет;

— родителей ребенка;

— опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;

— супруга усыновителя.

Однако из положений ст. 129 — 133 СК РФ следует, что во многих случаях возражения перечисленных лиц не являются безусловным препятствием к усыновлению. Особенно важно определить, в каких случаях для усыновления ребенка не требуется согласие его родителей (ст. 130 СК).

Согласие родителя ребенка на его усыновление по содержанию может быть двух видов: с указанием конкретного кандидата в усыновители или без указания конкретного лица. Закон устанавливает и специальные правовые формы, в которые такое согласие должно быть облечено: устное заявление, сделанное в личном присутствии во время судебного разбирательства; письменное заявление, нотариально удостоверенное или заверенное руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей.

Таким образом, усыновление как основание возникновения семейных правоотношений представляет собой фактический состав, включающий в себя различные юридические факты, завершающим из которых является вступившее в законную силу судебное решение об усыновлении, непосредственно порождающее права и обязанности усыновителей и усыновленных. Всякого рода требования законодательства, соблюдение которых обязательно при усыновлении (согласие определенных лиц, состояние здоровья усыновителя, его материальное положение и пр.), являются условиями усыновления.

Усыновление как фактический состав имеет и правопрекращающее значение (п. 2 ст. 137 СК).

Правовые последствия усыновления. Как уже говорилось, права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. В течение трех дней со дня вступления в законную силу такого решения суд направляет выписку из него в орган загса по месту вынесения решения. После государственной регистрации усыновления бывшие родители ребенка уже не смогут получить дубликат свидетельства о государственной регистрации рождения ребенка и воспользоваться правами, связанными с материнством или отцовством.

Правовые последствия усыновления представляют собой прежде всего комплекс прав и обязанностей, совпадающих с родительскими (гл. 12 СК). Важнейшим правовым последствием усыновления является возможность воспитания ребенка и личного общения с ним. В соответствии с п. 20 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Усыновители не только имеют право и обязаны воспитывать ребенка, но и несут ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, их право на воспитание усыновленного ребенка является преимущественным (ст. 63 СК).

Усыновители обязаны содержать ребенка, обеспечить получение ребенком основного общего образования и с учетом его мнения имеют право выбора образовательной организации и формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Усыновители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов усыновленного ребенка, они являются его законными представителями и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Как и родители, усыновители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. Поскольку усыновление по последствиям приравнивается к родству первой степени, между усыновителями и усыновленными запрещены браки (ст. 14 СК).

Особенность правовых последствий усыновления (как, впрочем, и правовых последствий рождения ребенка) состоит в том, что возникают семейные связи между усыновленными детьми, а также их потомством, с одной стороны, и усыновителями и их родственниками, с другой стороны. Таким образом, усыновитель своими действиями, вне зависимости от желания, например, своих родителей, создает для них новые семейные узы.

Вместе с тем помимо общих последствий усыновления, вытекающих из его природы, могут иметь место и специальные, в том числе:

1) изменение имени, отчества и фамилии ребенка (ст. 134 СК);

2) изменение даты и места рождения усыновленного ребенка (ст. 135 СК);

3) запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст. 136 СК);

4) сохранение прав и обязанностей кровного родителя.

Первые три последствия, разумеется, применяются в целях обеспечения предусмотренной ст. 139 СК РФ тайны усыновления.

Четвертое последствие представляет собой исключение из правила, в соответствии с которым решение суда об усыновлении прекращает личные неимущественные и имущественные права усыновленных детей по отношению к своим родителям (своим родственникам) и освобождает их от соответствующих обязанностей. Надо лишь заметить, что родители ребенка могли утратить свои права и до его усыновления, например, вследствие лишения их родительских прав.

Сохранение прав и обязанностей кровного родителя применяется по основаниям, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 137 СК РФ.

Отмена усыновления. По действующему законодательству усыновление не может быть признано недействительным. Оно может быть лишь отменено.

Отмена усыновления представляет собой правопрекращающий юридический факт, который может иметь и правовосстанавливающее значение. Дело в том, что при отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются, а взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников) восстанавливаются лишь тогда, когда этого требуют интересы ребенка. Моментом прекращения правовой связи «усыновитель — усыновленный» (и возможного восстановления связи «родитель — ребенок») является вступление в законную силу судебного решения об отмене усыновления.

Отмену усыновления не следует смешивать с лишением родительских прав. В отношении усыновителей невозможно ни лишение, ни ограничение родительских прав. В одном из случаев после отобрания у усыновителей ребенка в порядке, предусмотренном ст. 77 СК РФ, к усыновителям был предъявлен иск о лишении их родительских прав. Абсурдность ситуации заключалась в том, что суд ограничил усыновителей в правах, создав тем самым на некоторое время неопределенную правовую ситуацию. В течение длительного времени усыновители, не утратив своего статуса, не имели возможности видеться с ребенком, что дало им повод обратиться в Европейский суд по правам человека с иском к Российской Федерации.

Основания к отмене усыновления:

— уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;

— злоупотребление родительскими правами;

— жестокое обращение с усыновленным ребенком;

— хронический алкоголизм или наркомания усыновителя;

— иные причины, препятствующие нормальному воспитанию ребенка (п. 2 ст. 141 СК).

Как видно, отмена усыновления все же имеет сходство с лишением родительских прав. Отличие заключается в том, что причины психологического характера (невозможность дальнейшего совместного проживания, длительное отсутствие адаптации ребенка в семье и пр.) не могут прекратить родство, но могут прекратить усыновление. Фактически перечень оснований для отмены усыновления ничем не ограничен, из чего, например, следует, что усыновителя (в отличие от родителя) невозможно заставить проживать с нелюбимым ребенком. С большой долей вероятности можно говорить о том, что атмосфера неприязни рано или поздно повлечет за собой отмену усыновления.

Формы воспитания детей без попечения родителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *