В сфере энергетики

УДК 351/354+ 351.95

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Кольченко А.И.

Аннотация

Целю данной статьи было рассмотреть основные ориентиры совершенствования административно-правового регулирования в сфере энергетики на современном этапе, выделить экономические и правовые концепции развития энергетики и энергетического законодательства в области государственного контроля и регулирования отношений в сфере энергетики.

Рассмотренные аспекты контроля и управления энергетикой со стороны государства и механизмов рыночного саморегулирования позволили автору сделать вывод о том, что регулирование деятельности субъектов энергетического рынка является специальным видом государственного регулирования экономики.

Автором отмечена особенность системы административно-правового регулирования, подтверждающая комплексный характер норм, регламентирующих сферу энергетики.

Ключевые слова: административное право, административно-правовое регулирование, энергетика, электроэнергетика, государственный контроль, энергетическая безопасность.

STATE CONTROL AND THE LEGAL ADMINISTRATIVE REGULATION IN THE ENERGY SECTOR

Kolchenko A.I.

Как показывают наблюдения, переходное состояние экономики России в последние два десятилетия выявило множество противоречий и проблем, среди которых можно отметить поиск оптимальных форм административно-правового регулирования энергетического рынка, основанных на гармоничном сочетании норм российского и международного законодательства.

В настоящее время электроэнергетика в мире — отрасль экономики, включающая в себя широкий комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи видов электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном законами основании субъектам энергетики или иным лицам. Энергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

Правовые основы регулирования электроэнергетики являются многоуровневыми. Российская Федерация — федеративное государство, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований РФ.

Во всех странах отношения в сфере энергетики в той или иной степени регулируются государством. Это наглядно продемонстрировали итоги энергетического развития общества. Так, после энергетического кризиса и нефтяного эмбарго со стороны арабских стран в середине семидесятых в большинстве зарубежных стран было принято значительное количество законов, регулирующих энергетические отношения .

В зарубежных странах проблемы правового регулирования энергетических отношений получили значительное научное обоснование и имеют солидную правовую базу. Так, в США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии, Норвегии и ряде дру-

гих, а также в международных организациях имеются значительные фундаментальные исследования, издано значительное количество работ, посвященных энергетическому праву.

В сфере энергетики прослеживается объективное взаимодействие всех уровней правового регулирования: международного публичного права, международного частного права и национального российского права. Взаимодействие международного права с внутренним (национальным) правом государств и взаимодействие разных национальных правовых систем между собой является предметом все более пристального внимания в российской юридической науке .

Россия, будучи активным участником международных отношений, применяет значительный массив международных нормативных актов.

В электроэнергетике Российской Федерации к международным договорам и соглашениям России относятся договоры и соглашения с Международным энергетическим агентством (МЭА; International Energy Agency, IEA). Основная цель МЭА заключается в содействии международному сотрудничеству в сферах совершенствования мировой структуры спроса и предложения энергоресурсов и энергетических услуг (транспорта электроэнергии, строительства электростанций и т.п.).

Следует отметить, что руководители государства в последние годы весьма обеспокоены проблемами электроэнергетики. Об этом говорит количество проведенных совещаний и заседаний с участием Президента РФ и Председателя Правительства РФ по данной теме. Неоднократно высказывались тезисы о незавершенности реформы отрасли, вследствие чего можно сделать вывод, что у руководства страны сложилось справедливое понимание необходимости доведения реформы электроэнергетики до логического завершения. Ключевая тема этих совещаний — энергобезопасность России.

Однако в настоящее время основные производственные фонды энергетической инфраструктуры в более чем 60% регионов РФ являются устаревшими и изношенными. А в регионах с высокой стоимостью энергоресурсов техническое состояние энергетической инфраструктуры находится на грани кризиса.

Все вышеперечисленное обусловливает необходимость разработки особого режима государственного управления, направленного на предотвращение крупных техногенных аварий и катастроф путем создания организационно-экономического механизма управления энергетической безопасностью.

Разработка методов обеспечения энергобезопасности страны соответствует потребностям обеспечения устойчивого развития экономики России и определяет необходимость совершенствования государственного управления в сфере энергетики.

Впервые понятие «энергетическая безопасность» было введено в 1947 г., когда в США был принят законодательный документ, регламентирующий действия государства в сфере обеспечения национальной безопасности. В российских научных работах понятие энергетической безопасности в сфере экономики употребляется, начиная с 90-х годов прошлого столетия. Изучение существующих подходов к формулированию категории «энергетическая безопасность региона» показало, что в настоящее время не существует общего единого определения.

Факторы, определяющие состояние и перспективы региональной энергетической инфраструктуры, в таблице 1.

Все вышеперечисленные факторы в совокупности определяют условия достижения сбалансированности, эффективности, устойчивости функционирования и развития энергетической инфраструктуры, представленные в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Факторы, определяющие состояние и перспективы развития региональной энергетической инфраструктуры

Группа факторов Виды факторов

Технико -технологические факторы — уровень пропускной способности сетей; — эффективность производственных фондов; — степень износа производственных фондов; — уровень инновационного развития энергетической отрасли

Финансово-экономические факторы — уровень платежеспособности населения; — отсутствие эффективной системы государственного стимулирвания развития инфраструктуры; — изменение структуры энергозатрат вследствие снижения энергопотребления, приводящее к дальнейшему росту тарифов на энергоресурсы; — наличие собственных источников финансирования; — объем частных инвестиций.

Организационно-управленческие — четкость системы планирования потребления энергетических ресурсов; — эффективность системы управления параметрами эксплуатации энергооборудования; — роль механизмов в формировании цен на энергоресурсы; — система управления надежности в энергообеспечении.

Таблица 2

Условия обеспечения энергетической безопасности

Сбалансированность Устойчивость Эффективность

Обеспеченность ресурсами Наличие в регионе баланса энергопотребления и наименьшая зависимость от внешних источников энергоресурсов Наличие устойчивой и эффективной сырьевой базы энергоресурсов в регионе Наличие эффективной системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации структуры производства

Энергетическая инфраструктура Стимулирование комплексного развития региональной энергетики Государственная поддержка развития региональной энергетической инфраструктуры Система государственной поддержки и стимулирование деятельности энергетических компаний

Потребление энергоресурсов Наличие сбалансированной и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации структуры производства и потребителей Совершенствование взаимодействия на основе законодательных разграничений полномочий в сфере реализации энергосберегающей политики Обеспечение энергосберегающими технологиями в объемах, необходимых для энергетической безопасности региона; совершенствование государственного тарифного регулирования

Активное развитие в мире получил процесс создания международных рынков электроэнергии. Это происходит вследствие реформ в энергетическом секторе. Причиной энергетических реформ являются проблемы, связанные с отсутствием полноценной конкуренции в этих отраслях, что приводит к недостатку инвестиций в основные фонды, дефициту энергоресурсов, потере надежности энергоснабжения и др.

Основными целями проводимых в настоящее время энергетических реформ является открытость рынков энергетических ресурсов для конкуренции и привлечение инвестиций.

Процесс создания интегрированных энергорынков сопровождается дерегулированием, то есть снижением степени государственного регулирования. Конкуренция заставляет фирмы снижать издержки, стимулирует инновации и развитие .

Между тем процессы либерализации и дерегулирования энергетических рынков идут в разных странах неравномерно. Например, Европа еще не создала полностью конкурентоспособные внутренние рынки энергии. Для достижения этой цели должна быть разработана и применена на практике эффективная законодательная и нормативная база . ЕС активно проводит политику унификации правового регулирования в энергетической сфере в целях создания национальных конкурентных рынков и их интеграции в единую европейскую энергосистему. В последнее десятилетие были приняты новые директивы ЕС в сфере энергоснабжения (2003/54/ЕС) и газоснабжения (2003/55/ЕС), создающие общий формат либерализации соответствующих рынков для стран-членов ЕС.

Общий смысл поправок в законодательство в последние годы состоит в усилении

требований к качеству конкуренции на европейских рынках электроэнергии и газа. В пресс-релизе Еврокомиссии отмечается, что проекты призваны гарантировать свободный доступ потребителей к рынкам газа и электроэнергии и содержат запрет одновременного контроля над производством и добычей газа (электроэнергии) и их транспортировкой .

Европейское сообщество серьезно озабочено качеством регулирования инфраструктурных отраслей, в которых была проведена либерализация. Страны ЕС не стали полагаться исключительно на рыночные силы, но принимают адекватные меры по повышению эффективности государственного регулирования путем создания новой универсальной концепции для стран ЕС по созданию единого правового режима регулирования рынков электроэнергии и газа.

Учет этих глобальных процессов унификации правового регулирования в энергетической сфере актуален для России в целях совершенствования внутристрановой модели регулирования энергетических отраслей.

Еще одним фактором, влияющим на правовое регулирование энергетики в России, являются международные интеграционные процессы в энергетической сфере. Из наиболее глобальных интеграционных процессов следует назвать объединение государств в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Особенностью правовой системы ВТО является то, что обязательства, принятые ее участниками, не требуют специального закрепления в национальных правовых системах. Однако потребность реализации обязательств в рамках ВТО заставляет создавать в национальных правовых системах соответствующие институты и процедуры . Тем самым, в случае вступления России в эту международную организацию, российская правовая система будет так или иначе «подстраиваться» под нормы «права ВТО», в том числе и в энергетической сфере. В экономической литературе высказывается обоснованное

мнение о том, что проблема вступления России в ВТО является преимущественно правовой и требует реформы правового регулирования, в том числе по гармонизации национального и международного права .

В России процесс интернационализации энергетического законодательства идет медленно и неравномерно по разным отраслям. В настоящий момент можно уверенно говорить только о рецепции российским законодательством отдельных положений из зарубежных правовых систем. Что касается гармонизации и унификации права, то данные процессы интернационализации правового регулирования развиваются менее активно . Одна из возможных причин медленной интернационализации российского права состоит в том, что в настоящий момент Россия не является участницей международных соглашений в энергетической сфере, которые могли бы оказать существенное влияние на российскую правовую систему.

Позитивное влияние на развитие отечественной правовой системы в перспективе может оказать новое законодательство ЕС в области энергетики и опыт развитых стран по либерализации энергетических рынков. Опыт реформирования и регулирования энергетических рынков в Европе является весьма ценным для России, где реформы в энергетических секторах начались значительно позднее.

Эксперты отмечают сближение систем регулирования рынков ЕС и стран СНГ в сфере электроэнергетики. Так, сравнительные исследования показывают, что существует явная тенденция сближения регулирования электроэнергетических рынков в этих странах. Естественно, речь идет об одностороннем влиянии более совершенной европейской модели регулирования на формирующиеся рынки России и иных стран СНГ. Сближение моделей регулирования наблюдается по таким параметрам, как создание независимых регулирующих органов; отделение сетевой деятельности от произ-

водства и продажи электроэнергии; появление оптовых рынков электроэнергии; делегирование части работ на рынке сервисным компаниям. Хотя в настоящий момент правила рынков и законодательство стран ЕС и СНГ не являются сопоставимыми, в целом эксперты признают, что реформы сокращают разрыв между рынками ЕС и СНГ .

Очевидно, что процесс интернационализации российского законодательства в энергетической сфере неизбежен, что предполагает проведение в перспективе серьезной научной и нормотворческой работы.

Полагаем, что для России актуально создание более сбалансированной национальной и международной концепции «энергетической безопасности», учитывающей разносторонние интересы поставщиков и потребителей энергоресурсов. Национальный подход к энергетической безопасности выражен во внутреннем законодательстве. Российская энергетическая политика официально определена в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28 августа 2003 г. В указанном документе формулируются основы политики государства в сфере энергетики. В Энергетической стратегии имеется раздел, посвященный энергетической безопасности, которая определяется как состояние защищенности страны, ее граждан, общества, экономики от

угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Таким образом, основу энергетической безопасности в составляет надежность снабжения потребителей страны энергоресурсами.

Очевидно, что в России еще не сложилось понимание социально-публичной роли энергетики как инфраструктурной и жиз-необоспечивающей отрасли для всей экономики страны. Это не было принципиальным в прежней модели регулирования, так как она была основана на прямом управлении отраслями со стороны государства как собственника основных энергетических активов. Поэтому публичные интересы учитывались через механизм управления государственной собственностью и прямое регулирование цен. В ходе рыночных реформ, как правило сопровождающихся приватизацией производства и сбыта, а также в условиях свободных цен, данные проблемы перестают иметь чисто теоретический характер. Необходимо понимать, что существенное повышение цены на электроэнергию может сделать ее недоступным товаром для части населения, а свобода договора в чистом виде может привести к дискриминации потребителей со стороны субъектов электроэнергетики, обладающих рыночной силой. Решения существующих проблем должны быть найдены в ходе проводимых реформ, в том числе с учетом существующего международного опыта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3588.

3. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 12. Ст. 1177.

4. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального

закона «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1178.

5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Российская газета. 27.07.2006.

6. Блажеев В.В. О формировании энергетического права как составной части высшего юридического образования // Сборник материалов научно-практической конференции «Правовое регулирование в сфере электроэнергетики и теплоснабжения». М., 13 декабря 2013 г. Изд. группа «Юрист». С. 6 — 9.

8. Васильев Д.А. Антимонопольный контроль и регулирование на оптовом рынке электроэнергии (мощности): долгосрочные отборы мощности // Энергетическое право. 2012. № 1. С. 34 — 38.

10. Вишнякова А.С. Публичная регламентация имущественных отношений в сфере электроэнергетики // Административное и муниципальное право. 2011. № 10. С. 5 — 8.

11. Городов О.А. Введение в энергетическое право: Учебное пособие. М.: Проспект, 2012.

12. Дмитриева Г., Лукашук И. Международный договор и проблемы сближения национальных правовых систем // Человек и его время: жизнь и работа Августа Рубанова. М., 2006. С. 235.

14. Землячева Е.А. Административно-правовое регулирование отношений в топливно-энергетической сфере // Адвокатская практика. 2007. Специальный выпуск. Сентябрь.

15. Княгинин В., Щедровицкий П. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. М.: Европа, 2005, С. 107-112.

16. Курбанов Р.А. Энергетическое право и энергетическая политика Европейского Союза. М., 2013.

17. Лахно П.Г. Энергетическое право в XXI в.: опыт России и зарубежных стран // Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 15 — 20.

18. Отчет-сравнение электроэнергетических рынков ЕС и СНГ. Совместная рабочая группа ЭЭС СНГ — Евроэлектрик «Рынки». 2005 г.

19. Процессы унификации и гармонизации правового регулирования в энергетической сфере стоят в современной повестке дня таких международных организаций с участием России, как ЕврАзЭС и ШОС. См. подробней: Нас объединит энергетика // Парламентская газета. 12.09.2007.

20. Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. М., 2003. С. 84-85.

21. Шихата И. Правовая реформа. Теория и практика / Пер. с англ. под ред. Н.Г. Дорониной. М.. 1998. С. 133.

Описание:

Специальность высшего образования I ступени

По специальности предусмотрены следующие направления:

01 ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА)

02 ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА)

Энергообеспечение — обеспечение потребителей энергией.

Подготовка специалиста по данной специальности предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения по проектированию энергетических объектов и установок сельскохозяйственного назначения; монтажу, наладке, испытанию, ремонту и техническому обслуживанию энергетического сельскохозяйственного оборудования; управлению технологическими процессами; разработке и освоению нового энергетического оборудования и технологических процессов и др.

Специальность обеспечивает получение квалификации «Инженер».

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:

— энергетические установки, электрооборудование и средства автоматики сельскохозяйственного и бытового назначения;

— энергосберегающие технологии и системы электро-, тепло-, водо- и газоснабжения сельскохозяйственных и бытовых потребителей;

— электрификация и автоматизация сельскохозяйственных технологических процессов, машин и установок;

— нормативная техническая документация.

После окончания обучения выпускники вышеназванной специальности первоначально могут занимать следующие должности:

  • Инженер;
  • Инженер по контрольно-измерительным приборам и средствам автоматики;
  • Инженер по наладке и испытаниям;
  • Инженер-энергетик.

Специальность среднего специального образования

По специальности предусмотрены следующие направления:

01 ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА)

02 ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Направление специальности 01 «Энергетическое обеспечение сельскохозяйственного производства (электроэнергетика)» обеспечивает получение квалификации «Техник-электрик».

Направление специальности 02 «Энергетическое обеспечение сельскохозяйственного производства (производственная и педагогическая деятельность)» обеспечивает получение квалификации «Техник-электрик. Мастер производственного обучения».

Техник-электрик подготавливается для работы на с/х предприятиях, основанных на коллективной, частной, смешанной формах собственности в качестве специалиста и исполнителя технологических операций по наладке, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту электроустановок и средств автоматизации в сельскохозяйственном производстве.

Техник-электрик должен уметь:

  • составлять графики монтажа и профилактического ремонта электроустановок и оборудования, проводить наладку средств защиты и автоматики электрооборудования и регулировку машин;
  • читать электрические и монтажные схемы;
  • определять неисправности в схемах электроавтоматики, работать на испытательных и регулировочных стендах;
  • использовать ПЭВМ для выполнения технических расчетов, вычерчивания схем и оформления технической документации;
  • выбирать рациональные режимы работы электрооборудования и эффективно использовать электроэнергию в с/х производстве;
  • определять потребность в трудовых, материально-технических и других ресурсах, необходимых при эксплуатации электрооборудования;
  • определять и устранять неисправности средств автоматизации;
  • проводить наладку электроприводов машин, агрегатов, поточных линий, установок для освещения, облучения и электронагрева;
  • читать и составлять электронные схемы;
  • составлять функциональные схемы автоматизации отдельных аппаратов и технологических процессов, выбирать и эксплуатировать микропроцессоры и микроЭВМ в АСУП в сельском хозяйстве;
  • снимать различные характеристики электронных приборов и устройств; настраивать электронные устройства, состоящие из отдельных элементов и интегральных схем;
  • эксплуатировать устройства диспетчерских пунктов;
  • руководить работой участков КИП и обеспечивать высококачественный ремонт и техническое обслуживание средств автоматизации, электрооборудования и электроустановок и др.

После окончания обучения выпускники вышеназванной специальности первоначально могут занимать должности в соответствии с полученной квалификацией:

  • Техник;
  • Техник по наладке и испытаниям;
  • Техник по эксплуатации и ремонту оборудования;
  • Мастер производственного обучения учреждения образования.

Романова В.В., кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена особенностям принципов энергетического права.

Ключевые слова: гражданское право, энергетическое право.

The article is devoted to particularities of principles of the energy law.

На заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Россия является одной из ведущих энергетических держав мира. Мы располагаем значительными запасами энергоресурсов. Серьезными мощностями для их переработки и транспортировки. И наша задача — с умом использовать это богатство на благо граждан России, для развития экономики, социальной сферы, укрепления экспортного потенциала нашей страны» <1>.

<1> http://kremlin.ru/news/15912

В Энергетической стратегии России на период до 2030 года выделены основные проблемы нефтяного комплекса, газовой промышленности, угольной промышленности, электроэнергетики, атомной энергетики, теплоснабжения, сформулированы цели развития энергетической отрасли и основные механизмы решения поставленных задач <2>. В целях создания благоприятной экономической среды предусматривается формирование правовой базы, направленной на эффективное экономическое регулирование в энергетическом секторе страны.

<2> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.

В этой связи хотелось бы отдельно остановиться на основных принципах энергетического права, которые на сегодняшний день закреплены в различных законодательных актах, регулирующих отношения в сфере энергетики.

Рассматривая вопрос о принципах права, С.С. Алексеев верно отмечает, что принципы права — это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни <3>.

<3> Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Проспект, 2011. С. 75.

В правовой литературе принципы энергетического права рассматриваются в трудах В.Ф. Яковлева, П.Г. Лахно, которые отмечают, что принципы являются основанием системы норм энергетического права, центральным понятием, стержневым началом всей системы энергетических законов <4>.

<4> Яковлев В.Ф., Лахно П.Г. Энергетическое право как комплексная отрасль права России. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред. П.Г. Лахно, русск. издание. М.: Юрист, 2011. С. 74.

А.П. Вершинин, выделяя общие принципы организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, а также основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, подчеркивает, что принципы государственного регулирования имеют особое системообразующее значение для применения отдельных мер государственного регулирования <5>.

<5> Вершинин А.П. Энергетическое право: Учебно-практический курс. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007. С. 27.

Рассматривая принципы энергетического права, В.Ф. Яковлев, П.Г. Лахно определяют следующие: (1) гарантии обеспечения энергоснабжения, (2) централизованное принятие решений по основным вопросам государственного регулирования отношений в области энергетики, (3) приоритетность энергетики в экономике страны и ее минерально-ресурсное обеспечение, (3) приоритетность энергетики в экономике страны и ее материально-ресурсном обеспечении, (4) защита и охрана окружающей среды, (5) предсказуемость государственной политики в области энергетики, (6) энергосбережение и рациональное, экономическое и эффективное использование энергии, (7) адекватность цены на энергоносители с затратами на их производство и реализацию, (8) сбережение редких видов горючего и использования угля, (9) обеспечение развития и использования возобновляемых (нетрадиционных) источников энергии, (10) снижение зависимости от иностранных поставщиков (для энергодефицитных стран) <6>.

<6> Лахно П.Г. Принципы энергетического законодательства. Энергетика и право. М.: Юрист, 2008. С. 158.

Рассматривая вопросы совершенствования международно-правового регулирования в сфере энергетики, А.Г. Лисицын-Светланов подробно выделяет основные принципы международного сотрудничества, в том числе обеспечение технологической надежности всех элементов энергетической инфраструктуры, включая транзитные, обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры, недискриминационное поощрение и защиту инвестиций, включая осуществление новых инвестиций во все звенья энергетической цепочки, и подчеркивает, что данные принципы должны учитываться при разработке международных актов в рассматриваемой сфере <7>.

<7> Лисицын-Светланов А.Г. Роль права в модернизации экономики России. М.: Учреждение Российской академии наук Институт государства и права РАН, 2011. С. 94. <8> Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4604; Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. 2011. N 49. (ч. V). Ст. 7060; Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667; Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4159; Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177; Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

Наиболее широкое закрепление получил принцип обеспечения энергетической безопасности, который образуется из нескольких составляющих, указанных в Федеральном законе от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». В ст. 4 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» закреплены принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми являются: 1) законность, 2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, 3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, 4) непрерывность, 5) интеграция в международные системы безопасности, 6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, 7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: 1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, 2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, 3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения, 4) развитие систем централизованного теплоснабжения, 5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, 6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, 7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, 8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

Достаточно подробно в законодательстве определены и принципы создания, эксплуатации, совершенствования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (Федеральный закон 03.12.2011 N 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»). Данные принципы являются правовыми основами для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и граждан информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса.

Проводя анализ принципов энергетического права, закрепленных в различных законодательных актах, представляется, что основные принципы энергетического права могут быть условно классифицированы на следующие группы: (I) принципы энергетического права, на основании которых должна осуществляться предпринимательская деятельность в сфере энергетики, (II) принципы энергетического права, на основании которых должно осуществляться публичное регулирование в энергетической сфере, с учетом того, что данное регулирование осуществляется не только уполномоченными государственными органами, но и некоммерческими организациями, наделенными законодателем особыми публичными полномочиями.

К первой группе принципов могут быть отнесены: (1) обеспечение энергетической безопасности, (2) обеспечение энергетической эффективности, (3) обеспечение экологической, промышленной безопасности, (4) обеспечение баланса интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере энергетики, и интересов потребителей поставляемых ими видов энергоресурсов и оказываемых ими услуг.

Ко второй группе принципов относятся: (1) государственная поддержка развития отраслей энергетики, создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской энергетической системы, (2) эффективное управление государственной собственностью в сфере энергетики, (3) обеспечение недискриминации и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере энергетики, (4) обеспечение защиты прав потребителей от необоснованного повышения цен на энергоресурсы.

Учитывая, что сфера публичных отношений в сфере энергетики расширена за счет деятельности саморегулируемых организаций, наделенных законодателем особыми публичными полномочиями, при реализации публичного регулирования имеет огромное значение сбалансированное сочетание мер, применяемых уполномоченными государственными органами и соответствующими саморегулируемыми организациями. По нашему мнению, целесообразно законодательное закрепление нормы о недопустимости одновременного применения однотипных мер принуждения, применяемых государственными органами и саморегулируемыми организациями.

При реализации основных принципов энергетического права имеет значение также соблюдение сбалансированного сочетания досудебного и судебного порядка разрешения споров в сфере энергетики в целях оптимизации защиты прав лиц, инвестирующих средства в сфере энергетики и осуществляющих предпринимательскую деятельность в данной сфере. Данный вывод обусловлен не только высокими ценами исков, но также тем, что деятельность в данной сфере опосредуется как частноправовыми, так и публично-правовыми отношениями, что, с одной стороны, обусловливает возможность использования разнообразных способов защиты прав, с другой стороны — не исключает возникновения тупиковых ситуаций, в частности, при одновременном рассмотрении спора, возникшего из частноправовых отношений, третейским судом, и спора, возникшего из публичных отношений, арбитражным судом, в соответствии с подведомственностью.

Споры в сфере энергетики имеют много специфики, что обусловливает передачу сторонами при достижении соответствующего соглашения рассмотрения споров, возникающих из частно-правовых отношений третейским судам. В этой связи хотелось бы подчеркнуть особую важность и своевременность указаний Президента Российской Федерации В.В. Путина о необходимости подготовки комплекса мер по развитию третейского судопроизводства в России, причем на качественно новом уровне <9>.

<9> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12.12.2012 // www.kremlin.ru/news/17118.

Учитывая, что большинство договоров в сфере энергетики заключается по результатам торгов <10>, следует также отметить, что действующее законодательство не исключает одновременного рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства и оспаривания торгов в арбитражном суде. Федеральный закон «О защите конкуренции» не предусматривает возможность приостановления рассмотрения административного разбирательства до окончания рассмотрения дела в суде и вступления судебного акта в законную силу.

<10> См., например: Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 2011. N 30. (ч. I). Ст. 4571.

Принятие такой нормы позволит усилить защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности, поскольку исключит одновременное осуществление административного и судебного разбирательств и будет отвечать смыслу ч. 1 ст. 16 АПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории России.

В сфере энергетики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *