Закон о финансовом консультировании

ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СОВЕТНИКАХ INVESTMENT ADVISERS ACTЗакон, принятый в 1940 г., передал консультационную деятельность в сфере инвестиций под контроль КОМИССИИ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ И БИРЖАМ (КЦББ). Основанием для принятия этого закона стали обследование, проведенное Комиссией в соответствии с разделом 30 Закона о холдинговой компании коммунальных предприятий 1935 г., и доклад, подготовленный по результатам этого обследования
Данный закон запрещает включать в контракты об оказании консультационных услуг условия, в соответствии с к-рыми вознаграждение советнику осуществляется путем разделения прибыли. Должно быть предусмотрено, что передача контракта др. советнику может осуществляться только с согласия клиента, к-рый должен быть проинформирован обо всех изменениях в консультационной компании. К числу запрещенных операций отнесены действия, сопряженные с обманом клиента или введением его в заблуждение, а также операции, в к-рых советник преследует личный интерес, не поставив об этом в известность клиента и не заручившись его согласием. Регистрации подлежат все советники, занимающиеся консультационной деятельностью, связанной с зарегистрированными ценными бумагами и выходящей за пределы данного штата, имеющие более 15 клиентов, выступающие официально в качестве инвестиционных советников и оказывающие услуги не только инвестиционным и страховым компаниям. Регистрация советника может быть аннулирована, если в течение 10 лет со дня принятия соответствующего решения КЦББ он или связанные с ним лица будут признаны судом виновными в уголовном преступлении или проступке, наказуемом в судебном порядке, связанными с приобретением или продажей любых ценных бумаг, или с операциями с ценными бумагами в качестве инвестиционного советника, гаранта, брокера или дилера.
Поправка, внесенная в этот закон в 1960 г., позволяла КЦББ проводить периодическую проверку бух. книг и архивов инвестиционных советников.
Последние законодательные акты. Принятый 14 декабря 1970 г. Закон о взаимных фондах внес определенные изменения в Закон об инвестиционных советниках.
1. Закон о взаимных фондах, вступивший в силу 14 декабря 1971г., распространил положение, запрещающее вознаграждения, основанные на разделении реализованной или нереализованной прибыли, на контракты инвестиционных советников с инвестиционными компаниями.
2. Вместе с тем, в тот же день вступила в силу поправка, разрешавшая включать в консультационные контракты с зарегистрированными инвестиционными компаниями или с любым лицом, на счету к-рого находится не менее 1 млн дол. (кроме трастовых компаний и отдельных счетов, подпадающих в этом отношении под действие др. разделов закона), условие о том, что вознаграждение будет возрастать или уменьшаться в зависимости от уровня доходности инвестиции, оцениваемого по индексу стоимости соответствующих ценных бумаг.
3. Еще одна поправЕще одна поправка к Закону об инвестиционных советниках расширяла дисциплинарные права КЦББ по отношению к инвестиционным советникам и их партнерам. Эти полномочия были приравнены к тем, к-рыми Комиссия пользовалась в отношении брокеров-дилеров и др. лиц на основании Закона о торговле ценными бумагами 1934 года.
Закон 1970 г. отменил положение, согласно к-рому на инвестиционных советников, чьими клиентами являлись исключительно инвестиционные компании, не распространялись требования Закона об инвестиционных советниках.
Амер. юр. институт разработал проект Федерального кодекса законов о ценных бумагах, докладчиком по к-рому был профессор Луис Лосс (Louis Loss). Смысл этого проекта был в том, чтобы свести воедино все 7 основных актов, представлявших федеральное законодательство по указанному вопросу. Раздел 703(е) предлагавшегося кодекса наделял КЦББ правом устанавливать требования, предъявлявшиеся к квалификации и деловым качествам инвестиционных советников. Хотя принятие этого кодекса на федеральном уровне казалось в 1982 г. еще весьма отдаленной перспективой, тем не менее Комиссия в своем отчете за 1981 г. выразила намерение продолжать пересмотр как Закона об инвестиционных советниках в целом, так и подзаконных правил, процедур и практики применения этого закона, имея в виду определить адекватность существующей системы регулирования. В дополнение к этому в августе 1981 г. Комиссия обнародовала соображения своих сотрудников относительно применимости Закона об инвестиционных советниках к лицам, занимающимся фин. планированием, консультантам по пенсионным вопросам и др. лицам, для к-рых предоставление инвестиционных консультаций за вознаграждение является неотъемлемой частью оказываемых ими услуг в фин. сфере. Соответствующее предложение вносилось в Конгресс в 1976 г., но не было принято.
См. ИНДУСТРИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ.

Начало

SergeyNivens / .com

21 декабря 2018 года вступят в силу поправки в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 397-ФЗ).

С указанной даты к профучастникам рынка ценных бумаг будут относиться лица, занимающиеся инвестиционным консультированием, – инвестиционные советники.

Под деятельностью по инвестиционному консультированию понимается оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

Такая деятельность будет осуществляться на основании договора об инвестиционном консультировании.

Инвестиционным советником может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников, и включенные в единый реестр инвестиционных советников. Вести указанный реестр будет Банк России (отметим, что порядок его ведения, форма заявления о внесении сведений о юрлице (ИП) в этот реестр уже установлены Центробанком).

Инвестиционный советник обязан оказывать услуги по инвестиционному консультированию добросовестно, разумно и действовать в интересах клиента.

Индивидуальные инвестиционные рекомендации должны предоставляться клиенту в соответствии с его инвестиционным профилем, то есть на основе информации о:

  • доходности от операций с финансовыми инструментами, на которую рассчитывает клиент,
  • периоде времени, за который определяется такая доходность,
  • допустимом для клиента-неквалифицированного инвестора риске убытков от таких операций.

Для определения инвестиционного профиля клиента инвестиционный советник должен запросить у него необходимую информацию. При этом он не обязан проверять достоверность представленной информации и не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие индивидуальной инвестиционной рекомендации, основанной на представленной клиентом недостоверной информации. Если же клиент отказался представить информацию, инвестиционный советник не вправе предоставлять индивидуальную инвестиционную рекомендацию.

Определено, что должна включать в себя индивидуальная инвестиционная рекомендация. А требования к форме ее предоставления должен установить Банк России.

Предусмотрено, что если предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций осуществляется посредством программ для ЭВМ, в том числе в сети «Интернет», такие программы подлежат аккредитации в Банке России. При этом Банк России вправе передать полномочия по аккредитации указанных программ СРО в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников.

Также отметим, что инвестиционные советники обязаны уведомлять клиента о наличии у них договоров с третьими лицами, предусматривающих вознаграждение за предоставление клиентам индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

21 декабря 2018 года вступил в силу закон 397 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», регулирующий деятельность инвестиционных советников. Он касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Ссылка на закон rg.ru/2017/12/22/finansi-dok.html. Что изменилось и как это скажется на частных инвесторах – разберем в сегодняшнем обзоре.

В чем суть принятого закона о финансовых советниках

Закон касается консультаций в отношении ценных бумаг и производных финансовых инструментов, а также сделок с ними, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Предоставляющий консультационные услуги должен обладать рядом признаков квалифицированного инвестора:

  • квалификационным аттестатом (свидетельством) специалиста финансового рынка (СFA);
  • опытом работы в финансовых организациях не менее двух или трех лет за последние пять, в зависимости от рода деятельности;
  • опытом сделок с ценными бумагами и производными инструментами в среднем не реже 10 раз в квартал, но не реже 1 раза в месяц на сумму не менее 6 млн руб.

До принятия закона финансовый консалтинг был «вольницей»: эта сфера почти никак не регулировалась, если не считать общих норм Гражданского кодекса, административного и уголовного права (мошенничество, сознательное введение в заблуждение и т. п.). Любой желающий мог объявить себя частным инвестиционным консультантом и получать комиссионное вознаграждение за свои услуги. Похожим образом обстояло дело и с представителями юридических лиц, продающими финансовые продукты: качество консультации, отсутствие конфликта интересов не определялись четкими и понятными юридическими нормами. Отсюда – скандальные истории с потерями депозитов, в том числе на рынке Forex, в ICO, бинарных опционах и пр.

Закон принят 21.12.2017, но в силу вступил только спустя год. За это время состоялось много публичных дискуссий, конференций и совещаний, благодаря которым удалось внести в окончательную редакцию поправки. Разберем, чем были недовольны в формулировках закона инициаторы обсуждений, в первую очередь независимые частные советники. Ведь они, в случае обвинений в недобросовестном консультировании, рискуют не только заплатить штраф, но и лишиться законного права заниматься этой деятельностью. Для начала определим, кто относится к категории инвестиционных советников.

  1. Продающие сотрудники управляющих компаний, банков, брокеров, получающие вознаграждение от своих работодателей.
  2. Независимые инвестиционные консультанты и управляющие активами, оказывающие платные услуги клиентам.

Для чего нужны финансовые советники

Россия пусть медленно, но движется в мировом тренде, и проблема инвестиционных консультантов становится все более актуальной. На Западе финансовый советник (financial advisor) – такая же массовая профессия, как врач или юрист. Распространены семейные инвестиционные консультанты, услуги которых нередко передаются от родителей к детям. Это объяснимо, учитывая, что в США более 60% взрослого населения вовлечено в инвестирование (в Европе – в меньшей степени, но тоже массово). Во всех развитых юрисдикциях есть нормы, регулирующие деятельность эдвайзеров, предусмотрены санкции за пагубные последствия консультаций. Потеря профессиональной репутации означает конец карьеры для советника, даже если у него не отозвали лицензию. Классическим примером является фильм «Лжец, великий и ужасный» о Бернарде Мэдоффе.

Для чего вообще прибегать к помощи консультанта? Ведь в эпоху цифровых технологий легко найти тысячи возможностей инвестировать в собственном смартфоне. Есть масса удобных приложений, помогающих самостоятельно составить грамотный портфель, выстроить финансовое планирование и организовать автоматическое пополнение брокерского счета. Почему даже инвесторы с опытом периодически получают обратную связь от своих авторитетных коллег и готовы платить им за это деньгами или взаимной услугой на условиях бартера?

Мой ответ:

  • Для начинающего инвестора консультация может банально спасти его стартовый капитал от слива из-за непродуманных и эмоциональных решений;
  • Для опытного инвестора разговор с советником может стать основой для выработки более эффективной стратегии, знакомства с новыми финансовыми продуктами и инструментами, позволяет взглянуть на действующий портфель со стороны.

Я сам не раз убедился в продуктивности общения с опытными коллегами, например, во время слета Ленивых инвесторов на Бали.

Что меняется с принятием закона

  1. Вводится четкое юридическое понятие «Инвестиционный советник». Определено, что им могут быть только юрлицо и ИП, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Их деятельность лицензируется и контролируется Центральным Банком.
  2. Все участники рынка должны вступить в одну из саморегулируемых организаций (СРО). Главные игроки в этой нише — НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) и НФА (Национальная фондовая ассоциация). В их составе есть специализированные комитеты по консультированию и управлению активами, объединяющие представителей ведущих банков и финансовых компаний. Обе ассоциации получили статус СРО на рынке консультационных услуг 28 февраля 2019.
  3. Вводится модерация провайдеров консультационных услуг со стороны ЦБ. Чтобы официально работать в этой сфере, кандидат должен подать заявку на включение в специальный реестр. Скачать единый реестр инвестиционных советников можно на сайте Центрального Банка по . По состоянию на март 2019 там числится всего 32 юридических лица – ведущие банки, брокеры, финансовые компании, и ни одного ИП. Во вкладке исключенных из реестра пока пусто, но и времени прошло совсем мало.

Советник до начала консультирования обязан определить инвестиционный профиль клиента (исключение – квалифицированные инвесторы). Для этого НАУФОР разработал анкету, куда заносятся данные о соотношении доходность/риск, наборе инструментов, образовании и опыте, горизонте инвестирования. Каждый пункт анкеты дает определенный балл от 0.1 до 0.4. По итогам баллы суммируются, это и есть числовое выражение клиентского профиля. Портфель, рекомендуемый советником, должен отвечать этим показателям. Образец порядка, в соответствии с которым определяется профиль – в этом pdf файле.

Теперь нельзя официально консультировать клиентов, не заключив с ними формального договора. Применительно к брокеру или банку это будет означать, что теперь к договору банковского или брокерского счета прибавится еще один – на оказание консультационных услуг. Например, у Финама и раньше имелся тариф «Консультационный». Теперь с клиентами будет автоматом подписана еще одна онлайн-форма. Не думаю, что это сильно скажется на порядке обслуживания и стоимости, но дешевле точно не станет. Что касается частных советников, то цена их услуг определяется не наличием договора, а рыночной конкуренцией и квалификацией. Но плата за обязательное членство в СРО, конечно, будет заложена в прайс.

Недостаточно того, что советник подробно раскрывает содержание и механизм работы финансового инструмента, помогает организовать сделку по его купле-продаже, предупреждает об издержках (тарифы брокера и пр.). Он обязан письменно уведомить клиента о наличии/отсутствии конфликта интересов. Другими словами, заинтересован ли советник материально в продаже клиенту того или иного продукта, получает ли он за это вознаграждение от третьей стороны (банка, брокера, страховой компании, партнерской организации). Соответствующий пункт прописывается в тексте договора, а его исполнение контролируется СРО под общим надзором ЦБ. Для этого будут проводиться плановые и внеплановые проверки участников рынка. Кроме того, по нормативам ЦБ, все профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны брать в штат внутреннего контролера.

Участники рынка должны руководствоваться стандартами, выработанными СРО. Посмотреть и скачать проект стандартов в области инвестиционного консультирования можно на сайте НАУФОР по ссылке naufor.ru/tree.asp?n=15405. В этом же документе есть анкета клиента, которую обязан использовать консультант.

Кроме анкеты предлагается подписать декларацию о рисках, связанных с операциями на фондовых рынках:

  1. Валютный риск;
  2. Процентный риск (изменение ключевой ставки);
  3. Риск банкротства эмитента акций;
  4. Риск ликвидности ценных бумаг;
  5. Кредитный риск, в т.ч. дефолт по облигациям;
  6. Риск контрагента (неисполнение обязательств третьим лицом);
  7. Правовой риск (изменение законодательства);
  8. Операционный риск (нарушение советником процедур, недобросовестные действия и т.п.).

Пример реальной декларации, заточенной под закон об инвестиционных советниках, можно взять, например, на сайте Сбербанка.

Плюсы и минусы закона об инвестиционных консультантах

Закон, безусловно, давно востребован и принят явно с запозданием. Он призван сделать «дикий» рынок консультирования более прозрачным и внести механизмы защиты частных инвесторов. Консультанты теперь несут юридическую ответственность за качество своих рекомендаций. Сложнее будет «впаривать» начинающим инвесторам дорогие и непрозрачные продукты типа структурных нот, или ИСЖ под видом депозита. Однако закон не содержит точных ответов на ряд вопросов.

  1. Как членство советника в СРО и его присутствие в реестре ЦБ связано с гарантиями от убытков?
  2. Каков детальный механизм взыскания с консультанта понесенного инвестором ущерба?
  3. Если брокеры, банки и страховщики будут продавать клиенту исключительно совпадающие с его профилем продукты, не приведет ли это к неприемлемым для них условиям работы?
  4. До какой степени советник имеет право на ошибку и что следует считать неудачной рекомендацией, а что — введением в заблуждение?
  5. Не свяжет ли закон руки профессиональным игрокам рынка, лишив их свободы действий и приведя к снижению конкуренции? В первую очередь это касается независимых частных консультантов, имеющих в арсенале ограниченный набор инструментов;
  6. Как быть с опытными и добросовестными частными советниками, которые не работали в финансовых организациях в последние 5 лет, и не соответствуют закону в этой его части? То же самое касается частоты сделок 1 раз в месяц, ведь для последователей пассивного (ленивого) инвестирования это не подходит. Если фильтр ЦБ не пройдет большая часть действующих игроков, это, конечно, очистит рынок от шлака, но и приведет к его монополизации, дефициту и росту расценок.

По замыслу, в случае возникновения у инвестора сомнений, советник должен предложить аналогичный финансовый продукт, но от другой (конкурирующей!) компании. Более того, при предъявлении претензии о недобросовестном консультировании, советник, согласно договору, будет вынужден по суду или по взаимному согласию возместить клиенту инвестиционные потери. Например, при несоответствии рекомендованного решения риск-профилю клиента. ЦБ вправе наложить штраф на участника рынка. Его могут и исключить из единого реестра. Важно, что убытки компенсируются только в случае, если доказан умышленный характер сокрытия информации (например, о вероятном дефолте по облигациям). Также должно иметь место вознаграждение консультанту за продажу ценных бумаг от эмитента.

Как все это будет выглядеть на практике, пока понять сложно: закон носит рамочный характер и имеет много расплывчатых формулировок. Как это часто бывает с российскими законами, их вступление в силу не означает, что они заработали на практике. На молодом развивающемся рынке РФ остается масса неопределенных толкований, невыработанных стандартов, противоречивых инструкций. Эти дыры в законе должны постепенно закрыть СРО, во взаимодействии с участниками рынка. По словам представителей НАУФОР, стандарты регулирования будут «доведены до ума» к середине 2019 года.

P.S. Даже когда нормы закона станут безупречными и заработают в полную силу, проблема выбора «правильного» консультанта никуда не исчезнет. Инвестору будет легче сориентироваться в многообразии предложений, проверить потенциального советника через единый реестр и членство в СРО. Но окончательные решения по своим вложениям и рискам все же придется принимать лично. Конфликт интересов в той или иной мере здесь присутствует всегда: даже самый добросовестный консультант не будет беспокоиться о вашем портфеле так, как вы.

Всем профита!

Закон о финансовом консультировании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *