Программа развития дальнего востока до 2025

Указ президента России Владимира Путина о присоединении Забайкальского края и Республики Бурятия к Дальневосточному федеральному округу (тем паче, что заявление сделано в День народного единства) взбудоражило умы общественности и в Иркутской области. Казалось бы, Иркутской области решение главы государства не коснулось, а Сибирскому федеральному округу и вовсе пойдет на пользу, в плане повышения абстрактных экономических показателей, за счет ухода отстающих регионов, но, по мнению экспертов, поделившихся им с «Альтаиром», в этом шаге нет практического смысла. Сложности касаются взаимодействия различных федеральных межрегиональных структур, развития Байкальской территории и весьма зыбких надежд на то, что Забайкалье и Бурятия резко экономически воспрянут.

Политический аспект

Главный редактор газеты «Байкальские вести», политолог Юрий Пронин заметил, что первое, что бросается в глаза — не содержание этого решения, а его форма.

— Очень жаль, что все это было утверждено каким-то кулуарным путем, узким кругом лиц. Не были привлечены даже эксперты, не говоря уже об общественности. Нас поставили перед фактом, что само по себе печально. Если говорить о самом решении, то его мотивы находятся в сфере пожеланий и надежд. Я пока не вижу четкой схемы, какие преимущества от этого решения получат Бурятия и Забайкалье. Даже сердцевинные регионы Дальнего Востока — Хабаровский и Приморский края — последними губернаторскими выборами показали, что у них не все благополучно. Я думаю, что этот вопрос очень сильно лоббировался определенными лицами на федеральном уровне, учитывая, что новый губернатор Забайкалья был заместителем главы Минвостокразвития. Лоббисты добились успеха, но сказать, что решение было сбалансированным, я не могу, — прокомментировал Юрий Пронин.

Депутат Законодательного собрания Иркутской области Андрей Андреев назвал такое решение федерального центра и ожидаемым и неожиданным одновременно.

— Это ожидаемо в части перевода в ДВФО Забайкалья и неожиданно, если говорить о Бурятии. В Забайкалье недавно назначен новый и.о. губернатора. Он выходец из Минвостокразвития и на встрече с президентом уже рассчитывал, что регион войдет в Дальневосточный федеральный округ и получит все прописанные там преференции. Что касается Бурятии, то это решение, на мой взгляд, спонтанное и приписано на коленке, — считает парламентарий.

Политологу, кандидату политических наук Алексею Петрову кажется, что это какая-то аппаратная интрига, и Владимир Путин, подписавший этот указ, что называется, подмахнул не читая.

— Как я понимаю, сейчас идет серьезная борьба между Владивостоком и Хабаровском за столичность. В связи с этим и начинаются аппаратные игры, направленные на изменение границ и прочее. Ощущение, что в Кремле принимают решения не понимая, что они принимают. В принципе, ничего разумного я не вижу, — заявил Алексей Петров.

Историк и философ Михаил Рожанский не знает, зачем было нужно принимать такое решение. По его мнению, этот шаг говорит о фундаментальном непонимании сути федерализма.

— Зачем это нужно, я не знаю. Я могу гадать, но говорить не готов. Об этом надо спрашивать «кремленологов», которые знают что в голове у президента и сотрудников его администрации. Я могу только сказать о том, что такого рода решения исходят из понимания федерализма, как системы управления. Понятно, почему привязан к Дальнему Востоку Забайкальский край, но не понятно, причем тут Бурятия. Забайкальский край традиционно в силу географического положения и других исторических причин всегда «провисал» между Сибирью и Дальним Востоком. А с Бурятией все сложнее, — сказал Михаил Рожанский.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Дмитрий Козлов отметил, что относится к этому решению осторожно и, можно сказать, со скепсисом.

— Возможно это такой стиль управления, и тогда ничего неожиданного в этом нет. Я думаю, что решение может быть связано с кризисностью предыдущих программ по развитию Дальнего Востока. Это выразилось в критике программ «на самом верху», это выразилось в виде результатов губернаторских выборов в Приморье и Хабаровском крае. Дальний Восток ведь любимое детище власти — он рассматривается как форпост модернизации и часть «восточного поворота». Дальнему Востоку было сделано множество авансов, но там до сих пор что-то пробуксовывает, и сейчас речь идет о новой программе по развитию территории, особенно с точки зрения сотрудничества с Китаем. Если раньше речь в этой программе шла и о Байкальском регионе, то сейчас он там не упоминается. Что касается региональных элит, то видимо произошел какой-то дрейф Забайкалья и Бурятии. Правда я не знаю, был ли этот дрейф в реальности и насколько он был связан с этим решением, — добавил Дмитрий Козлов.

Доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич в комментарии для «Радио Свобода» отметила, что если брать отношение федеральной власти к Дальнему Востоку, то его можно охарактеризовать так: слов много, дел мало.

— Если взять все инвестиции из федерального бюджета, их немного — это где-то 7-8 % от всех инвестиций в стране. Доля Дальнего Востока в инвестициях из федерального бюджета за последние четыре года сократилась с 10 до 5 %. Ну, не видит федеральный бюджет свой приоритет на Дальнем Востоке. А вот доля Южного федерального округа с появлением там Крыма с Севастополем выросла с 8 до 29 %. Вот вам реальный приоритет для инвестиций. На весь Дальний Восток инвестиции из всех источников — чуть более 7 %. И что обломится дополнительно Забайкалью, если оно войдет туда, где инвестиций так толком и нет?! — сказала Наталья Зубаревич.

Экономический аспект

Заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области Кузьма Алдаров заявил, что будет рад тому, если Республика Бурятия и Забайкальский край привлекут к себе какие-либо инвестиционные проекты в рамках развития Дальнего Востока, и те преференции, которые существуют для этой территории, распространятся на наших соседей.

— Пока что там не очень простая социально-экономическая ситуация, насколько вы знаете. А подъем экономики в Бурятии неплохо скажется и на наших предпринимателях, с точки зрения распространения продукции, в том числе и сельскохозяйственной. Если у соседей увеличится спрос на эти продукты, мы будем только рады. Будем надеяться, что перевод на Дальний Восток даст им шанс стабилизировать ситуацию, — прокомментировал Кузьма Алдаров.

Депутата Государственной думы Александра Якубовского сложившееся положение скорее расстраивает. Он говорит о потере Иркутской областью перспектив стать флагманом экономики Байкальского региона.

— Я рассматривал историю Приангарья, Бурятии и Забайкалья, как единую, Прибайкальскую. Мы в любом случае связаны исторически, экологически и экономически. Наш экспортный потенциал в большей степени идет через Забайкалье. Безусловно, было бы правильно рассматривать все три региона, как единую экономическую территорию с единым потенциалом. Учитывая, что Иркутская область находится в более выигрышной ситуации и с точки зрения природных ресурсов, и промышленного потенциала, который можно было распространять на Бурятию и Забайкалье. Но мы не смогли достичь прорыва за последние годы, и моя фраза о локомотиве экономики Байкальского региона касается именно этой перспективы. Мы не смогли экономически объединить все три территории. Что касается присоединения наших соседей к ДВФО, то это заслуга Алексея Цыденова и Александра Осипова. Им нужны инструменты для развития территорий. И эти инструменты есть на Дальнем Востоке — налоговые льготы, субсидирование авиаперелетов, регулирование тарифов на электроэнергию, федеральные инвестиции в развитие экономики и социальной сферы. Чтобы не вводить новые программы, было принято это решение. В этой ситуации Иркутская область ничего не теряет и не приобретает, а просто дальше идет своим путем, — добавил Александр Якубовский.

Дмитрий Козлов призвал посмотреть на то, чем закончится этот территориальный эксперимент, а потом делать выводы.

— Теперь есть то, что есть. Оба региона уходят на Дальний Восток, и у нас появляется некое новое территориальное, достаточно неожиданное образование. Если вспомнить историю, то с федеральными округами всегда все было неожиданно. Например, Тюмень, которая исторически была начальной точкой освоения Сибири перешла в Уральский федеральный округ, благодаря уральским элитам. То же самое происходит сейчас. Это приводит нас к разнообразным географическим открытиям — вся территория за Уралом получала разные названия — и «Азиатская Россия», и «Сибирь», которая включала Дальний Восток. Однако благодаря советскому прошлому Сибирь и Дальний Восток воспринимаются отдельно. Мы видим, что в Забайкалье новый глава. Регион очень сложный, и я не знаю насколько этот регион, даже с дальневосточным мотором сможет заработать. В Бурятии же молодой амбициозный лидер со связями и карт-бланшем из Кремля — немного другая ситуация. С одной стороны можно говорить о волюнтаризме в принятии таких судьбоносных решений, а с другой стороны — надо посмотреть, чем закончится очередной эксперимент по развитию Сибири и Дальнего Востока. Еще один важный момент — если рассматривать Дальний Восток с точки зрения развития «восточного поворота», то возникает проблема с положением Байкальского региона и Восточной Сибири, их позиционированием. Не останемся ли мы у разбитого корыта? Большая задача лежит на иркутских региональных властях — найти новое позиционирование для Иркутской области, — подытожил Дмитрий Козлов.

Юрий Пронин задумался о расстановки сил в Сибирском федеральном округе, после ухода двух отстающих регионах.

— В заявлении бывшего главы Бурятии Наговицына были слова, что теперь все в Бурятии будут получать региональный материнский капитал за третьего ребенка, но позвольте, в Иркутской области, например и так он уже есть. Это говорит о том, что у Иркутской области очень сильные позиции в плане социально-экономического развития. Я не согласен с мнением, что переход Бурятии и Забайкалья в ДВФО, говорит о неблагополучности нашего региона. Однако, учитывая, что мы географически близки к двум вышеозначенным регионам, и исторически и экономически составляем с ними Байкальский макрорегион, то решение может сказаться и на нас. Кроме того, благодаря уходу именно этих двух регионов экономические показатели СФО улучшаться, потому что они были далеко не успешными. А ДВФО, напротив, прирастет двумя регионами, которые надо «вытягивать». Что касается Иркутской области — нас туда даже не предполагалось брать. Во-первых, потому что это был бы еще больший географический абсурд, а во-вторых, потому что у нас экономическая ситуация лучше, чем у соседей, —прокомментировал Юрий Пронин.

Алексей Петров убежден в том, что Бурятия и Забайкалье от смены федерального округа ничего не выиграют.

— Мне смешно читать комментарии глав Бурятии и Забайкалья, рассуждения о «дальневосточном гектаре». На Дальнем Востоке и так много земли, которую еще не раздали, на которой ничего не делается. Там нет предприятий, заводов и элитных земель, на которых можно что-то развивать. Бурятия и Забайкальский край почти по всем показателям занимали последние места в СФО. Дальний Восток от них точно ничего не выиграет. Не думаю, что тут есть какой-то политический или экономический смысл. Просто еще одна головная боль. Пожалуй, власть сейчас должна задуматься об упразднении федеральных округов вообще, — считает политолог.

Андрей Андреев придерживается того же мнения, и призывает не верить сказкам о процветающем Дальнем Востоке.

— Сейчас любой гражданин может приехать в Листвянку и посмотреть на Дальний Восток через Байкал. Тут можно сказать, что Дальний Восток подкрался незаметно. Самое забавное, что «дальневосточный гектар» можно получить почти на берегу Байкала, с бурятской стороны. Как ни парадоксально, но это так. Выиграют ли от этого жители — покажет время. То, что у нас декларируется с экранов центрального телевидения, об успехах на Дальнем Востоке, к сожалению, не подтверждается, когда туда приезжаешь. Как будут работать смежные федеральные министерства и ведомства, как будет работать Байкальская природоохранная прокуратура, как будут работать и координироваться федеральные программы — покажет время. Мне пока трудно себе это представить, — сказал Андрей Андреев.

Наталья Зубаревич, в комментарии все тому же «Радио Свобода», и вовсе вынесла неутешительный вердикт — инвестиционные программы в Дальневосточном федеральном округе работают очень плохо.

— Во-первых, стратегический приоритет Дальнего Востока был заявлен еще в нулевых. Кстати, эта программа называется «Программа поддержки Дальнего Востока и Прибайкалья», туда вошли и Бурятия, и Забайкальский край и даже Иркутская область. Если говорить о текущей поддержке, да: Дальний Восток получает 12 % от всех трансфертов, которые идут субъектам федерации с федерального уровня при населении чуть больше 4 % от общей численности населения России. Там все очень дорого, бюджетные расходы велики, поэтому федералы их поддерживают. Но, пардон, — ровно так же они поддерживают республики Северного Кавказа: те же 12 % от всех трансфертов. Не думаю, что «пристежка» к Дальнему Востоку как-то улучшит помощь федерального центра двум забайкальским территориям, потому что они и сейчас уже достаточно высокодотационные, — сказала Наталья Зубаревич.

Байкальский вопрос

Кому же теперь развивать Байкал, который вдруг оказался между двумя федеральными округами? Михаила Рожанского более всего заботит именно этот вопрос.

— С Бурятией обостряется другой нерешенный вопрос: в наших краях есть такой интегрирующий фактор, как озеро Байкал, который определяет экономическое и социальное развитие. У Байкала должен быть «хозяин», и он не должен представлять только один регион. И та легкость, с которой Бурятию перебросили в другой федеральный округ, показывает, что распределение по федеральным округам никогда не имело значения для решения реальных проблем, например, связанных с Байкалом. Опять встает вопрос модели развития Байкала, и кто им будет заниматься. Переброс Бурятии в другой федеральный округ не приблизит нас такому решению, — отметил Михаил Рожанский.

Юрий Пронин также замечает, что взаимодействие вокруг Байкала чуть ли не центральный вопрос, который ставит перед нами решение президента.

— Конечно, в центре всего нашего взаимодействия с Бурятией и Забайкальем лежат проблемы озера Байкал, который сейчас стал полусибирским и полудальневосточным. Надо этим озаботиться, ведь существуют программы, которые требуют совместного участия в сфере туризма и экологии. Серия неудобств существует в связи с тем, что есть ряд межрегиональных структур, которым нужно будет координировать работу по-новому. Восточно-Сибирская железная дорога становится уникальной — проходит сразу в двух федеральных округах. Список возникающих проблемных вопросов весьма велик. А на другой стороне мы видим довольно расплывчатые обещания, — сказал Юрий Пронин.

Депутат Государственной думы Михаил Щапов считает, что решение о переводе двух байкальских регионов в ДВФО — это повод вернуться к вопросу о едином федеральном органе управления, который будет контролировать все программы охраны Байкала, развития, изучения, координировать действия и концентрировать средства на них, станет проводником единой политики в отношении озера.

— Корень проблем на Байкальской природной территории — это распыление полномочий и средств, выделяемых на охрану озера, по разным федеральным министерствам и ведомствам. Отсюда все противоречия в правовом поле, несогласованность действий, оторванность решений от реальности, вроде того же приказа Минприроды «о дистиллированной воде», который по факту препятствует строительству очистных, а не стимулирует очистку. А на данном этапе, необходимо понять, как будут решаться вопросы охраны Байкала. С одной стороны, исполнение ФЦП «Охрана озера Байкал», да и нацпроекта «Экология», утверждение списка объектов и мероприятий, равно как и средств на них происходит по вертикали — федеральный центр-субъект. Да, соседям теперь придется приложить больше усилий, чтобы убедить полпреда ДВФО поддержать какие-то их инициативы в этой сфере, потому что для Дальнего Востока тема Байкала принципиально новая. Но это скорее нюансы, чем кардинальные перемены. С другой стороны, на Байкале сейчас работают несколько межрегиональных надзорных и контролирующих органов: Байкальское бассейновое управление Росрыболовства, Байкальская природоохранная прокуратура, Байкальское управление Росприроднадзора. Мы должны не допустить раздробления этих структур, — отметил Михаил Щапов.

Дмитрий Козлов обратил внимание на то, что помимо Байкала есть и другие риски.

— Если говорить о рисках, они очевидны — ставится под вопрос взаимодействие Иркутской области и Бурятии, речь идет о бурятском народе, который живет в трех регионах. Это связано с разнообразными юридическими проблемами и сложностями. Экономический риск — перестройка межрегиональных связей, переадресация экономических потоков. Есть и плюсы — регионы замечены властью и в этом рывке будущее, но не будем забывать, что с первым рывком не все получилось гладко. Не останутся ли эти два региона с минусами, без обещанных плюсов — большой вопрос, — подытожил Дмитрий Козлов.

Кузьма Алдаров не считает, что стоит так мрачно смотреть на перспективы межрегионального сотрудничества — страна по-прежнему одна.

— Насколько я понял, проекты, связанные с развитием Байкальской территории никуда не исчезают и работают дальше. Более того, может это позволить активизировать работу вокруг Байкала. Если смотреть на текущую социально-экономическую ситуацию в Иркутской области, то она гораздо лучше, чем в Бурятии и Забайкалье. Мы видим это по изменениям бюджета — в октябре мы увеличили ее на 13 млрд рублей — почти треть бюджета Бурятии (бюджет республики на начало 2018 года составлял 47,7 млрд рублей, после последней корректировки 54,8 млрд рублей). Что касается Дальнего Востока, то у нас и Якутия относится к ДВФО, и ничего! Как сотрудничали, так и сотрудничаем. Живем все-таки в одной стране, а присоединение к другому округу — карты в руки, дай бог станет лучше, — с надеждой сказал Кузьма Алдаров.

Как писал «Альтаир», президент Владимир Путин подписал указ о переводе Республики Бурятия и Забайкальского края из Сибирского в Дальневосточный федеральный округ. Документ опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов. Таким образом, в Сибирском федеральном округе остались десять регионов — республики Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области. В Дальневосточный федеральный округ помимо Бурятии и Забайкалья входят девять регионов — Республика Саха (Якутия), Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, а также Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. Правительству поручено в течение трех месяцев привести свои акты в соответствие с этими изменениями. Указ вступил в силу со дня подписания, то есть 3 ноября.

ИА «Альтаир» присутствует в самых популярных соцсетях.
Присоединяйтесь к нам:

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 190 от 12 февраля 2019 года)

Участники «круглого стола», проведенного 22 января 2019 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, обсудив актуальные вопросы реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», отмечают следующее.

В основе новой модели развития Дальнего Востока лежит создание благоприятных условий инвестирования, сравнимых с условиями в ключевых зонах деловой активности Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом главной целью нового проекта является не только решение через социально-экономическое развитие дальневосточных территорий внутренних проблемы региона и укрепление единства экономического пространства России, но и ускорение интеграционных процессов в направлении формирования Азиатского экономического союза.

В 2014 году Правительством Российской Федерации была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее – Госпрограмма), в которой определены основные направления опережающего развития дальневосточного макрорегиона и механизмы его достижения.

По данным, представленным Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, в рамках реализации Госпрограммы:

— создано 18 территорий опережающего социально-экономического развития (далее — ТОР), в которых предусматривается реализовать 330 инвестиционных проектов с объемом частных инвестиций 2,3 трлн. рублей и созданием 56,8 тыс. рабочих мест. Инвесторами ТОР фактически вложено в экономику Дальнего Востока 173,8 млрд. рублей, создано 13,3 тыс. рабочих мест, в том числе 7,1 тыс. высокопроизводительных;

— на территории свободного порта Владивосток реализуется 1057 проектов с объемом частных инвестиций 582 млрд. рублей и созданием 60 тыс. новых рабочих мест. В рамках реализации мероприятий по развитию свободного порта Владивосток уже создано 6,6 тыс. рабочих мест;

— в рамках подпрограммы 2 «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе» отобрано 14 инвестиционных проектов для финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета. Общий объем частных инвестиций по указанным проектам составит 240,3 млрд. рублей, предусмотрено создание 10,3 тыс. рабочих мест. На конец 2018 года уже запущено 5 предприятий, в том числе Горно-обогатительный комбинат на базе Наталкинского золоторудного месторождения, Тарынский горно-обогатительный комбинат, Камчатский пивоваренный завод, производство пеллет в поселке Березовый Солнечного района Хабаровского края, Алмазодобывающее предприятие на месторождении Верхне-Мунского рудного поля;

— предусмотрены субсидии на создание 29 объектов инфраструктуры, в том числе 16 объектов электроэнергетики, 9 автомобильных дорог, 3 объекта железнодорожной инфраструктуры и 1 наружного газопровода. На конец 2018 года инвесторами введено в эксплуатацию 17 объектов инфраструктуры, в том числе 11 объектов электроэнергетики, 5 автомобильных дорог, 1 объект железнодорожной инфраструктуры;

— одобрено 43 инвестиционных проекта для оказания мер нефинансовой поддержки в рамках Госпрограммы;

— с учетом постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 2018 года № 1-СФ в рамках подпрограммы 3 «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе» предусмотрено финансирование для создания внешней инфраструктуры в рамках реализации инвестиционного проекта по освоению Аргунского и Жерлового месторождений урана (Рудник № 6) в Забайкальском крае. Данный инвестиционный проект включен в Перечень мероприятий социально-экономического развития Забайкальского края, подлежащих реализации в 2018 – 2025 годах в приоритетном порядке.

Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 года № 632 (далее – Указ № 632) в состав Дальневосточного федерального округа были включены Республика Бурятия и Забайкальский край, ранее входившие в Сибирский федеральный округ. Таким образом, признано целесообразным распространить на указанные регионы меры и инструменты поддержки, которые показали свою эффективность на Дальнем Востоке. В первую очередь, речь идет о создании территорий опережающего развития, инфраструктурных субсидиях для инвестиционных проектов, предоставлении гражданам бесплатно гектара земли. Во исполнение Указа № 632 Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий соответствующие изменения.

Общим позитивным итогом реализации Госпрограммы по Дальнему Востоку за последние годы стало определенное улучшение экономической ситуации. Так, на протяжении 2014–2017 годов индекс промышленного производства на Дальнем Востоке превышал среднероссийские значения. В 2017 году индекс промышленного производства составил 102,2% (по России – 101%), индекс производства продукции сельского хозяйства – 108,8% (102,4%). Переломлен тренд падения объемов строительства на Дальнем Востоке – 109,2% (по России – 98,6%). Объем инвестиций в основной капитал вырос на 17,1% (по России – на 4,4%) и составил 1,2 трлн. рублей. Дальневосточный федеральный округ по итогам 2017 года занял первое место среди федеральных округов России по темпу роста инвестиций в основной капитал.

При поддержке государства идет создание необходимой для промышленных предприятий обеспечивающей инфраструктуры – дорожной, энергетической и коммунальной. Планируется построить 350 км новых автомобильных дорог, 550 км линий электропередач, 170 км линий водо-, тепло- и газоснабжения.

Вместе с тем, в решении задач комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках реализации Госпрограммы, включая развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, остается много проблем, которые требуют решения и совместных усилий органов государственной власти всех уровней.

В настоящее время сохраняется проблема низкой бюджетной обеспеченности большинства субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Анализ показателей консолидированных бюджетов дальневосточных субъектов Российской Федерации за последние несколько лет показывает, что большинство из них исполняются с дефицитом и имеют высокую зависимость от дотаций из федерального бюджета. Это обстоятельство не способствует проведению эффективной экономической и бюджетной политики.

Демографическая ситуация на Дальнем Востоке пока что еще остается сложной. Сокращение численности населения Дальнего Востока и Байкальского региона связано со снижением уровня рождаемости на Дальнем Востоке и миграционными процессами. Основными факторами миграционных процессов являются слабое развитие инфраструктуры, недостаточный уровень транспортной обеспеченности, дороговизна жизни и ведения бизнеса, удаленность внутренних рынков сбыта, дифференциация доходов населения, неблагоприятные климатические условия.

Заслушав и обсудив представленную информацию, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока:

1) проработать вопрос о закреплении в Госпрограмме задач по обеспечению стабильного развития моногородов Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе за счет создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением в Амурской области, Забайкальском крае, Республике Бурятия и Хабаровском крае, включенных в категорию 1 Перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р;

2) обеспечить синхронизацию целевых показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и мероприятий, направленных на их достижение и предусмотренных в рамках «отраслевых» государственных программ Российской Федерации, с системой показателей, предусмотренной Госпрограммой;

3) провести анализ полноты объема финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий, предусмотренных Перечнем мероприятий социально-экономического развития Забайкальского края на 2018–2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2018 года № 849-р, в целях подготовки предложений по увеличению бюджетных ассигнований на реализацию соответствующих мероприятий;

4) рассмотреть вопрос о включении в Госпрограмму объектов незавершенного строительства, финансирование которых ранее осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета;

5) рассмотреть вопрос о возможности снижения минимальной суммы частных инвестиций, установленной в качестве требования для участия в отборе инвестиционных проектов в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 года № 1055 «Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона»;

6) провести совместно с Федеральным агентством воздушного транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта, а также другими федеральными органами исполнительной власти, являющимися главными распорядителями бюджетных средств по Госпрограмме, работу, направленную на повышение уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета по Госпрограмме;

7) подготовить совместно с Министерством финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов необходимые нормативные правовые акты, изменяющие наименование Госпрограммы в соответствии с Указом № 632.

2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принять исчерпывающие меры по обеспечению реализации мероприятия «Создание и развитие системы комплексной безопасности и защиты от рисков чрезвычайных ситуаций (укрупненное мероприятие)» федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 – 2025 годы» и восстановлению в 1 квартале 2019 года средств федерального бюджета на реализацию указанного укрупненного мероприятия, не использованных в 2018 году, в целях устранения отставания по проведению строительно-монтажных работ аварийно-спасательных центров.

3. Федеральной службе государственной статистики рассмотреть вопрос о целесообразности введения процедуры представления отдельной формы статистической отчетности для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток в целях мониторинга динамики изменения бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с функционированием указанных особых правовых режимов.

4. Органам государственной власти Республики Бурятия и Забайкальского края подготовить планы мероприятий по интеграции Республики Бурятия и Забайкальского края в экономическое пространство Дальнего Востока и на их основании соответствующие предложения по внесению изменений в Госпрограмму.

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Перечень проектов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2015 года № 484-р «Об утверждении перечня инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока».

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 2018 года № 1-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по исполнению Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 мая 2018 года № 849-р «О перечне мероприятий социально-экономического развития Забайкальского края, подлежащих реализации в 2018 – 2025 годах в приоритетном порядке».

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте (regulation.gov.ru) для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. ID проекта 01/01/12–18/00086442.

По данным Аналитического управления Аппарата Совета Федерации.

Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2017 года.

Программа развития дальнего востока до 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *