Полномочия органа местного самоуправления

0 0

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

1. К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа;(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального, городского округа;(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа;(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

4) организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 91-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

4.1) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении»;(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 29.12.2017 N 443-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

6) обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа;(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа;(п. 7.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

7.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального, городского округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;(п. 7.2 введен Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 06.02.2019 N 3-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа;(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.П. 9 ч. 1 ст. 16 вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции (ст. 83 данного документа)

.9) организация охраны общественного порядка на территории муниципального, городского округа муниципальной милицией;(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

9.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального, городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;(п. 9.1 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

9.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;(п. 9.2 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ)

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа;(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа;(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

12) утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

14) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального, городского округа (за исключением территорий муниципальных, городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;(в ред. Федеральных законов от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

15) создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального, городского округа;(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры;(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

17.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в муниципальном, городском округе;(п. 17.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

18) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа;(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

19) обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа;(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 204-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

20) создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

21) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)

22) формирование и содержание муниципального архива;

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

24) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;(п. 24 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

25) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа;(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 463-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

26) утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;(п. 26 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

26.1) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе»;(п. 26.1 введен Федеральным законом от 16.10.2006 N 160-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

27) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 443-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

28) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;(п. 28 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 55-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

29) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального, городского округа;(п. 29 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

30) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;(п. 30 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)31) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального, городского округа;(п. 31 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

32) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;(п. 32 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)33) создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);(п. 33 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

34) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальном, городском округе;(п. 34 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

35) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)

36) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;(п. 36 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

37) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;(п. 37 в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 70-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)38) осуществление муниципального лесного контроля;(п. 38 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)39) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ;

40) утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)

41) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального, городского округа, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;(п. 41 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

42) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального, городского округа;(п. 42 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

43) организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.(п. 43 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 447-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

1.1. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции)

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.(часть 3 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

Что такое местное самоуправление и как мы, граждане Российской Федерации, можем осуществлять свое право на местное самоуправление

1. Что же такое местное самоуправление и какие вопросы относятся к вопросам местного значения?
2. Что такое муниципальное образование?
3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?
4. Что такое органы местного самоуправления?
5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?
6. Зачем нужны представительные органы местного самоуправления, и что они делают?
7. Кто такой глава муниципального образования?
8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?
9. Можете ли Вы контролировать работу представительного и исполнительного органов местного самоуправления?

1. Что же такое местное самоуправление и какие вопросы относятся к вопросам местного значения?
Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей. Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице — все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.
Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на губернатора (главы субъекта РФ).

2. Что такое муниципальное образование?
В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа. Местное самоуправление осуществляется на территории отдельного поселения городского, сельского несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселения. Таким образом, вертикаль власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную. Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная, а на уровне муниципального образования — местная. Здесь есть принципиальное различие. Обязательным атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность, местный бюджет ивыборные органы местного самоуправления.

3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?
Устав — это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимают его представительные органы местного самоуправления или население непосредственно.
С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в любой городской или районной библиотеке, представительном органе местного самоуправления (Городском Совете, районном Совете). А ознакомиться с ним просто необходимо, если Вам небезразличны Ваши права и свободы.

4. Что такое органы местного самоуправления?
Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения (см. п. 1) Они не входят в систему органов государственной власти.
Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Так, в городе Пионерском представительный орган местного самоуправления — городской Совет, возглавляемый главой местного самоуправления (мэром) и состоящий из 9 депутатов, в муниципальном образовании «Гурьевский район» — районный Совет депутатов, в который входит 19 депутатов.

5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?
Конституцией РФ в статьей 3 установлено, что единственным источников власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.
В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление.
Первый — охватывает формы прямого волеизъявления, к которым относятся:
— участие в выборах органов местного самоуправления и должностных лиц — главы администрации, мэра;
— участие граждан в местных референдумах;
— участие граждан в собраниях (сходах) граждан;
— обращение граждан в органы местного самоуправления;
— самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;
— иные формы, предусмотренные законами Калининградской области (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы граждан и др.).
Второй способ реализации права граждан на местное самоуправление — это опосредованное участие — через выборные и иные органы местного самоуправления. Эти органы обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с общественностью, выступать с отчетами. Если органы местного самоуправления игнорируют эти обязанности, то может быть поставлен вопрос об утрате доверия депутатам, главе администрации (мэру), об отзыве, об административной, дисциплинарной ответственности.

6. Зачем нужны представительные органы местного самоуправления, и что они делают?
Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение представительного органа можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения. Решения этого органа обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, представительный орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.

7. Кто такой глава муниципального образования?
Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
В Калининградской области в каждом из 22 муниципальных образований такая должность установлена. Наименование и компетенция глав муниципальных образований устанавливаются уставами.
Так, в городе Пионерском, это -глава местного самоуправления — мэр; в Гурьевском районе — глава района. В уставах этих муниципальных образований записано, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, он возглавляет местный исполнительный орган и осуществляет контроль за реализацией принятых представительным органом решений.

8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?
Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.
Глава местного самоуправления города Пионерского осуществляет полномочия городского Совета в случае досрочного прекращения деятельности Совета до первого заседания вновь избранного городского Совета.
Глава местного самоуправления города Пионерского имеет право отлагательного вето на решения городского Совета в течение 15 дней с момента принятия решения. Вето может быть преодолено 2/3 голосов избранного состава депутатов городского Совета.
Глава Гурьевского района согласно Уставу обладает широкими полномочиями по отношению к районному Совету депутатов.
Надо отметить, что должность главы муниципального образования — одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

9. Можете ли Вы контролировать работу представительного и исполнительного органов местного самоуправления?
В соответствии с законодательством, органы местного самоуправления подотчетны населению муниципального образования. Население наделяется правом отозвать депутата представительного органа или выразить недоверие главе образования. Эти процедуры регулируются законами Калининградской области об отзыве депутатов представительного органа и главы муниципального образования. В этих случаях полномочия депутата и главы прекращаются досрочно.

19. Местное самоуправление. Богбаз10, §22, 247 – 248.

19.1. Что такое местное самоуправление?
19.2. История местного самоуправление в России.
19.3. Территориальные основы местного самоуправления.
19.4. Формы осуществления местного самоуправления.
19.5. В чём польза местного самоуправления для общества?

19.1. Местное самоуправление – негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определённым территориальным сообществом при самостоятельном решении населением вопросов местного значения.
В Конституции РФ (глава 8, статьи 130 — 133) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Самоуправляющиеся территориальные единицы обычно называются муниципальными образованиями (отлат. municipium – самоуправляющаяся община). Мировая научная мысль разработала несколько теорий самоуправления («свободной пашни», общественно-хозяйственная, государственная, юридическая, политическая).
19.2. История местного самоуправления в России.
Земская идея – идея народности, власти, исходящей от земли, от народа. В период образования централизованного государства термин «земский» носил характер, общегосударственный, а не местный (XV – XVI вв.).
Земская реформа Ивана Грозного была призвана заменить в местном самоуправлении назначаемых из центра чиновников (кормленщиков) представителями местного сообщества.
Решающую роль в создании Первого и Второго ополчений (1611 – 1612 гг.) сыграли земские миры.
При Екатерине Великой появляются земские суды и земская полиция, приказы общественного призрения, земские повинности; самоуправление получают дворянство и городские сословия.
После отмены крепостного права (1861 г.) впервые было создано всесословное управление: земство выбиралось гражданами, а не сословными объединениями. За период с 1864 г. по 1917 г. были проведены три земские реформы (1864 г., 1890 г. и 1917 г.).
Земства = распорядительный орган (земское собрание) + исполнительный (земская управа).
Личный состав органов земства не принадлежал к чиновничеству.
Задачи земских учреждений: народное образование, здравоохранение, культурно-просветительная работа, пожарно-страховое и дорожные дела, ветеринария, пути сообщения, статистика.
Земская реформа 1864 г. своё теоретическое обоснование нашла в работах сторонников 1) концепции общественного самоуправления (Лешков, Васильчиков): земству надлежало ограничиться местными хозяйственно-культурными делами, не касаясь вопросов политического устройства.
Сторонниками расширения властных функций органов земского самоуправления была создана «государственная теория» самоуправления (Градовский, Коркунов).
19.3. Территориальные основы местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.
В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях (поселения и муниципальные районы + городские округа):
1) на уровне городов (городских округов – городов регионального значения) и районов (муниципальные районы);
2) на уровне единиц, входящих в состав районов (городские и сельские поселения).
Из групп поселений формируются муниципальные районы. 1) муниципальный район – несколько городских и/или сельских поселений. 2) сельское поселение – один или несколько сельских населенных пунктов. 3) городское поселение – один город или посёлок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа. 4) городской округ – городское поселение, не входящее в состав муниципального района. 5) внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).
19.4. Формы осуществления местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
1) местный референдум;
2) муниципальные выборы;
3) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
4) голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;
5) сход граждан.
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
1) правотворческая инициатива граждан;
2) территориальное общественное самоуправление;
3) публичные слушания;
4) собрание граждан;
5) конференция граждан (собрание делегатов);
6) опрос граждан;
7) обращения граждан в органы местного самоуправления;
8) наказы избирателей.
19.5. В чём заключается польза местного самоуправления для общества?
1) Местные нужды лучше знакомы самим жителям; 2) местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость; 3) общественная жизнь равномернее распределяется по всему государству.

Вопрос

Вправе ли органы местного самоуправления устанавливать правила содержания животных?

Ответ

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления поселений, городских округов отнесены полномочия в сфере благоустройства их территорий (пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16). Благоустройство представляет собой комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Таким об-разом, в части, касающейся вопросов благоустройства, органы местного самоуправления вправе устанавливать правила содержания домашних животных. Так, Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (утверждены Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 613) органам местного самоуправления рекомендовано регулировать порядок содержания домашних животных на территории муниципального образования (пункты 8.1.2, 8.10.7).

В то же время органы местного самоуправления не вправе регулировать права и свободы граждан, в т.ч. гражданско-правовые права и обязанности владельцев животных, поскольку это относится к компетенции Российской Федерации (пункты «в», «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, статья 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Органы местного самоуправления не вправе также регулировать вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку таковые относятся к компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 3, 4, 5 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 2, 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии»). Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе по решению вопросов организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, осуществления регионального государственного ветеринарного надзора. Соответственно, регулирование муниципальными правовыми актами отдельным вопросов, касающихся сани-тарно-эпидемиологического благополучия, может быть признано правомерным, если органы местного самоуправления уполномочены на это законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в пределах своей компетенции органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие правила содержания домашних животных.

Комитет Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Полномочия органа местного самоуправления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *