Приказ 1001 МВД РФ

Зарегистрировано в Минюсте России 17 мая 2017 г. N 46742

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и направления экзаменатора.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В. КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение
к приказу МВД России
от 31.01.2017 N 33

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <2>, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами <3>, по взаимодействию с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий <4>, при организации проведения экзаменов на право управления транспортными средствами <5> в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» <6>, и направления уполномоченных должностных лиц подразделений Госавтоинспекции, на которых в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов <7>, для присутствия при проведении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, квалификационных экзаменов по проверке теоретических знаний и первоначальных навыков управления транспортными средствами <8>.

<1> Далее — «Порядок».

<2> Далее — «подразделения Госавтоинспекции».

<3> Далее — «экзаменационные подразделения».

<4> Далее — «организации, осуществляющие образовательную деятельность».

<5> Далее — «экзамены на право управления транспортными средствами».

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 44, ст. 6063; 2015, N 7, ст. 975. Далее — «Правила».

<7> Далее — «экзаменаторы».

<8> Далее — «квалификационные экзамены».

II. Взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при организации проведения экзаменов на право управления транспортными средствами

2. Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее 30 календарных дней до окончания обучения учебной группы в экзаменационное подразделение с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» <9> направляется список лиц, проходящих профессиональное обучение в указанной учебной группе <10> (приложение N 1 к настоящему Порядку).

<10> Далее — «обучающийся».

3. Уполномоченным должностным лицом экзаменационного подразделения <11> осуществляется проверка представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, сведений об обучающихся на предмет нахождения их среди лиц, лишенных права на управление транспортными средствами, наличия у обучающихся медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также проверка сведений о медицинских организациях, выдавших медицинские заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, на предмет наличия на дату выдачи медицинского заключения действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

<11> Далее — «должностное лицо».

4. В целях проверки сведений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, должностным лицом формируются и направляются соответствующие межведомственные запросы.

5. При наличии указанных в пункте 3 настоящего Порядка обстоятельств, препятствующих допуску обучающегося к управлению транспортным средством, в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в течение 3 рабочих дней с даты установления таких обстоятельств направляется информация о принятии мер по исключению допуска обучающегося к управлению транспортным средством.

6. Основанием для назначения руководителем экзаменационного подразделения места, даты и времени проведения экзамена на право управления транспортными средствами в составе группы кандидатов в водители, прошедших соответствующее профессиональное обучение <12> в организации, осуществляющей образовательную деятельность <13>, является соответствующее заявление организации, осуществляющей образовательную деятельность, о назначении места, даты и времени проведения экзамена на право управления транспортными средствами в составе организованной группы <14> (приложение N 2 к настоящему Порядку).

<12> Приказы Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 «Об утверждении гримерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2014 года, регистрационный N 33026), от 12 мая 2015 г. N 486 «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован в Минюсте России 28 августа 2015 года, регистрационный N 38726).

<13> Далее — «организованная группа».

<14> Далее — «заявление».

7. Заявление с указанием предполагаемого количества экзаменуемых лиц, даты экзамена и места его проведения <15> представляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в срок до 20 числа месяца, предшествующего месяцу проведения экзамена в составе организованной группы.

<15> Указывается в случае наличия у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения экзамена на право управления транспортными средствами с использованием ее учебно-материальной базы.

8. Заявление направляется в экзаменационное подразделение <16> почтовой связью, с помощью информационных ресурсов МВД России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <17> либо представляется нарочным.

<16> Сведения о подразделениях Госавтоинспекции размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Госавтоинспекции по адресу: https://www.gibdd.ru.

<17> Далее — «сеть Интернет».

9. Заявление, поступившее в письменном виде, подлежит регистрации в течение 15 минут после его получения. Заявление, поступившее в форме электронного документа, подлежит регистрации в течение рабочего дня, следующего за днем получения заявления.

10. Заявление принимается должностным лицом в течение всего времени, установленного графиком приема граждан в экзаменационном подразделении.

11. В случае представления заявления в экзаменационное подразделение нарочным представителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается заверенная копия заявления с указанием даты и времени его приема.

12. Основаниями для отказа в назначении места, даты и времени проведения экзамена на право управления транспортными средствами в составе организованной группы являются отсутствие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения либо приостановление, аннулирование или прекращение действия лицензии.

13. По результатам рассмотрения заявления должностным лицом назначается место, дата и время проведения экзамена на право управления транспортными средствами в составе организованной группы либо при наличии предусмотренного пунктом 12 настоящего Порядка основания для отказа в назначении места, даты и времени его проведения оформляется отказ. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, уведомляется о результатах рассмотрения заявления в течение 7 рабочих дней с даты его регистрации.

14. Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в срок, не превышающий 3 рабочих дней до назначенной даты экзамена на право управления транспортными средствами, представляется в экзаменационное подразделение с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» список кандидатов в водители, включенных в состав организованной группы (приложение N 3 к настоящему Порядку), и их заявления о проведении экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений по форме, содержащейся в приложении N 2 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденному приказом МВД России от 20 октября 2015 г. N 995 <18>, с приложением копий документов, удостоверяющих личность кандидатов в водители, и иных документов, предусмотренных Правилами. Заявления и документы (копии документов) представляются представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании доверенности, выданной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

<18> Зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2016 года, регистрационный N 41477.

15. Руководителем экзаменационного подразделения ежемесячно в срок до 25 числа месяца утверждаются графики проведения экзаменов на право управления транспортными средствами на последующий месяц с указанием организаций, осуществляющих образовательную деятельность, даты и времени проведения экзаменов в составе организованной группы, адресов проведения экзаменов, категорий и подкатегорий транспортных средств, на право управления которыми в данных местах проводятся соответствующие экзамены.

16. Указанный график в срок до окончания месяца, в котором он был утвержден, размещается в сети Интернет на официальном сайте Госавтоинспекции (www.gibdd.ru) и в экзаменационном подразделении в местах ожидания граждан на информационных стендах и (или) электронных табло с визуальной, текстовой и мультимедийной информацией.

17. В случае наличия кандидатов в водители, не сдавших один из предусмотренных Правилами экзаменов на право управления транспортными средствами, и заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность, о назначении места, даты и времени проведения повторного экзамена на право управления транспортными средствами в составе организованной группы <19> (приложение N 2 к настоящему Порядку) проведение повторного экзамена на право управления транспортными средствами в составе организованной группы осуществляется экзаменационным подразделением в соответствии с пунктами 8 — 12 настоящего Порядка.

<19> Далее — «заявление о проведении повторного экзамена».

18. В целях реализации возможности сдачи повторного экзамена на право управления транспортными средствами в составе организованной группы руководителем экзаменационного подразделения в графике проведения экзаменов устанавливаются свободные даты для проведения повторных экзаменов.

19. Организацией, осуществляющей образовательную деятельность, к заявлению о проведении повторного экзамена прилагается список кандидатов в водители, включенных в состав организованной группы (приложение N 3 к настоящему Порядку), который представляется в экзаменационное подразделение с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

20. По результатам рассмотрения заявления о проведении повторного экзамена должностным лицом назначается место, дата и время проведения повторного экзамена на право управления транспортными средствами в составе организованной группы с учетом установленных графиком свободных дат для его проведения. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, уведомляется о результатах рассмотрения заявления в течение 3 рабочих дней с даты его регистрации.

21. Подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне осуществляется анализ результатов сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами кандидатами в водители, прошедшими соответствующее профессиональное обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации (приложение N 4 к настоящему Порядку).

22. При проведении анализа результатов сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами в отношении определенной организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, учитываются результаты сдачи экзаменов кандидатами в водители, прошедшими обучение в данной организации, в экзаменационных подразделениях, расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации.

23. Итоги анализа ежеквартально (с нарастающим итогом) в срок до последнего дня месяца, следующего за окончанием квартала, размещаются в сети Интернет на официальном сайте Госавтоинспекции (www.gibdd.ru).

24. Итоги анализа результатов сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами кандидатами в водители, прошедшими профессиональное обучение в организациях, взаимодействующих с экзаменационным подразделением, в срок, установленный пунктом 23 настоящего Порядка, размещаются в данных экзаменационных подразделениях в местах ожидания граждан на информационных стендах и (или) электронных табло с визуальной, текстовой и мультимедийной информацией.

25. Материалы взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность (заявления организаций, осуществляющих образовательную деятельность, списки кандидатов в водители, уведомления, графики проведения экзаменов на право управления транспортными средствами), формируются в отдельные дела и хранятся в экзаменационном подразделении в течение 3 лет.

III. Направление экзаменатора для присутствия при проведении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, квалификационных экзаменов в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Правил <20>

<20> Далее — «направление экзаменатора».

26. Решение о направлении экзаменатора принимается руководителем экзаменационного подразделения по итогам оценки результатов сдачи квалификационных экзаменов <21>, проведенной на основании заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность, о направлении экзаменатора <22> (приложение N 5 к настоящему Порядку), при наличии возможности проведения квалификационных экзаменов в соответствии с требованиями, предусмотренными абзацем третьим подпункта «а» пункта 9 Правил.

<21> Абзац четвертый подпункта «а» пункта 9 Правил. Далее — «оценка».

<22> Далее — «заявление о направлении экзаменатора».

27. Заявление о направлении экзаменатора представляется в экзаменационное подразделение и регистрируется в соответствии с пунктами 8 — 11 настоящего Порядка.

28. Оценка проводится на основании представляемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, протоколов квалификационных экзаменов, проводимых в 6-месячный период с даты регистрации заявления о направлении экзаменатора.

29. Возможность проведения квалификационных экзаменов в соответствии с требованиями, предусмотренными абзацем третьим подпункта «а» пункта 9 Правил, устанавливается экзаменационным подразделением согласно пункту 16 Правил. В случае, если в отношении организации установлено соответствие условий для проведения теоретического экзамена и экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям Правил, дополнительная оценка на соответствие требованиям, предусмотренным абзацем третьим подпункта «а» пункта 9 Правил, не проводится.

30. Основаниями для отказа в направлении экзаменатора являются:

30.1. Отсутствие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения либо приостановление, аннулирование или прекращение действия лицензии.

30.2. Несоблюдение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, требований, предусмотренных абзацем третьим подпункта «а» пункта 9 Правил к:

автоматизированной системе (аппаратно-программному комплексу) для проведения теоретического экзамена <23>;

<23> Пункты 9 и 10 приложения N 1 к Правилам.

содержанию комплекта экзаменационных задач, используемого автоматизированной системой (аппаратно-программным комплексом) для проведения теоретического экзамена <24>;

<24> Абзацы второй — седьмой пункта 12 Правил.

автоматизированному автодрому <25>;

<25> Пункты 2 — 8 приложения N 1 к Правилам.

автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители <26>;

<26> Пункты 14 — 16 приложения N 1 к Правилам.

транспортным средствам <27>;

<27> Приложение N 3 к Правилам.

средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов <28>.

<28> Пункты 11 и 12 приложения N 1 к Правилам.

30.3. Несоответствие итогов проводимой экзаменационным подразделением 6-месячной оценки результатов сдачи квалификационных экзаменов в организации, осуществляющей образовательную деятельность, следующим показателям, установленным абзацем четвертым подпункта «а» пункта 9 Правил:

количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза квалификационный экзамен по проверке теоретических знаний, не превышает 80 процентов общего количества лиц, сдававших данный экзамен;

количество кандидатов в водители, сдавших с первого раза квалификационный экзамен по первоначальным навыкам управления транспортными средствами, не превышает 70 процентов общего количества лиц, сдававших данный экзамен.

31. По итогам проведенной оценки в течение 7 рабочих дней с даты ее завершения руководителем экзаменационного подразделения принимается решение о направлении экзаменатора либо, при наличии предусмотренных пунктом 30 настоящего Порядка оснований, — о направлении соответствующего отказа. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, уведомляется о результатах рассмотрения заявления в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения.

32. В случае принятия решения о направлении экзаменатора взаимодействие экзаменационного подразделения с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при организации проведения квалификационного экзамена осуществляется в соответствии с пунктами 2 — 13 настоящего Порядка.

33. Перед началом квалификационного экзамена экзаменатором выполняются следующие действия:

33.1. Проверяется фактическое наличие автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) и комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты, автоматизированного автодрома, транспортных средств соответствующих категорий (подкатегорий), средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов, их работоспособности <29>.

<29> Пункты 12, 13 и 15 Правил.

33.2. Устанавливается личность кандидатов в водители, допущенных к сдаче квалификационного экзамена.

34. В ходе проведения квалификационного экзамена экзаменатором осуществляется контроль за соответствием условий и порядка его проведения требованиям пунктов 12, 13 и 15 Правил.

35. При установлении несоответствия условий и порядка проведения квалификационного экзамена требованиям пунктов 12, 13 и 15 Правил экзаменатор покидает место проведения квалификационного экзамена. При оценке результаты указанного квалификационного экзамена учитываются как не сданные, направление экзаменатора осуществляется после устранения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.

36. После проведения квалификационных экзаменов уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляются протоколы проведения квалификационных экзамена по проверке теоретических знаний и квалификационного экзамена по проверке первоначальных навыков управления транспортными средствами. Вторые экземпляры указанных протоколов, заверенные подписью руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, и печатью (при наличии), приобщаются экзаменатором к материалам, послужившим основанием для допуска лиц, успешно сдавших квалификационные экзамены, к сдаче экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения.

37. Сведения о результатах квалификационных экзаменов вносятся уполномоченным должностным лицом в специальное программное обеспечение федеральной информационной системы Госавтоинспекции.

38. В случае обращения организации, осуществляющей образовательную деятельность, о проведении экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения в составе организованной группы его проведение осуществляется в соответствии с пунктами 14 — 24 настоящего Порядка.

39. По истечении 6 месяцев с даты принятия решения о направлении экзаменатора экзаменационным подразделением на основании протоколов проведения квалификационных экзаменов, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, проводится оценка результатов сдачи квалификационных экзаменов на предмет соответствия показателям, установленным абзацем четвертым подпункта «а» пункта 9 Правил.

40. В случае, если по итогам проведенной оценки результаты сдачи квалификационных экзаменов соответствуют показателям, установленным абзацем четвертым подпункта «а» пункта 9 Правил, руководителем экзаменационного подразделения принимается решение о направлении экзаменатора в течение следующих 6 месяцев.

41. В случае, если по итогам проведенной оценки результаты сдачи квалификационных экзаменов не соответствуют показателям, установленным абзацем четвертым подпункта «а» пункта 9 Правил, руководителем экзаменационного подразделения принимается решение об отказе в направлении экзаменатора, о чем уведомляется организация, осуществляющая образовательную деятельность. Последующее направление экзаменатора осуществляется в соответствии с пунктами 26 — 32 настоящего Порядка.

42. Материалы взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляющими проведение квалификационного экзамена по проверке теоретических знаний и квалификационного экзамена по проверке первоначальных навыков управления транспортными средствами в соответствии с подпункта «а» пункта 9 Правил (заявления организаций, осуществляющих образовательную деятельность, списки обучающихся, списки кандидатов в водители, графики и протоколы проведения квалификационных экзаменов, уведомления, результаты оценки) формируются в отдельные дела и хранятся в экзаменационном подразделении.

Приложение N 1
к Порядку взаимодействия
с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность
и реализующими основные программы
профессионального обучения водителей
транспортных средств соответствующих
категорий и подкатегорий, и направления
экзаменатора

(Заполняется на бланке организации,
осуществляющей образовательную деятельность)

(рекомендуемый образец)

Руководителю
(наименование подразделения Госавтоинспекции)

СВЕДЕНИЯ

о лицах, обучающихся по программе водителей транспортных средств
(подготовки, переподготовки, повышения квалификации)
Организация:
(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, адрес местонахождения)

Категория (подкатегория) ТС: ___________ N группы ___________ Дата начала обучения: ___________ Дата окончания обучения: ___________

Анкетные данные Документ, удостоверяющий личность
N п/п Фамилия Имя Отчество Пол Дата рождения Место рождения Гражданство Наименование
документа
Серия, номер Кем выдан Код подразделения Дата выдачи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Адрес регистрации (пребывания) Медицинское заключение Водительское удостоверение <1> Подпись кандидата в водители
Страна Регион Населенный пункт Улица Дом Корпус Квартира Серия и номер Дата выдачи Регион выдачи Наименование
медучреждения
Серия и номер Категории
(подкатегории)
Стаж С обработкой персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» согласен
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
«____» __________ 20___ г.
(должность, подпись, Ф.И.О. уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельности)

<1> Для лиц, имеющих водительские удостоверения.

Приложение N 2
к Порядку взаимодействия
с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность
и реализующими основные программы
профессионального обучения водителей
транспортных средств соответствующих
категорий и подкатегорий, и направления
экзаменатора

(Заполняется на бланке организации,
осуществляющей образовательную деятельность)

(рекомендуемый образец)

Руководителю
(наименование подразделения Госавтоинспекции)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу
(включить организованную группу в график проведения экзаменов, направить экзаменатора для присутствия при проведении квалификационных экзаменов)
Программа профессионального обучения:
(подготовка, переподготовка, повышение квалификации)

РЕШЕНИЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ:

(включить организованную группу в график проведения экзаменов, направить экзаменатора для присутствия при проведении

квалификационных экзаменов, отказ, основания отказа)

Приложение N 3
к Порядку взаимодействия
с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность
и реализующими основные программы
профессионального обучения водителей
транспортных средств соответствующих
категорий и подкатегорий, и направления
экзаменатора

(Заполняется на бланке организации,
осуществляющей образовательную деятельность)

(рекомендуемый образец)

Руководителю
(наименование подразделения Госавтоинспекции)

СВЕДЕНИЯ О КАНДИДАТАХ В ВОДИТЕЛИ, ПРОШЕДШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

по программе водителей транспортных средств
(подготовки, переподготовки, повышения квалификации)
в
(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, адрес местонахождения)

и направляемых в составе организованной группы для сдачи экзаменов на право управления транспортными

средствами
(категории (подкатегории) ТС, вид трансмиссии (тип руля)
Дата проведения экзамена:
Вид экзамена(ов)
(теоретический экзамен, экзамен по первоначальным навыкам управления ТС,
экзамен по управлению ТС в условиях дорожного движения)
N п/п Фамилия Имя Отчество Дата рождения
1 2 3 4 5
«____» __________ 20___ г.
(должность, подпись, Ф.И.О. уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность)

Приложение N 4
к Порядку взаимодействия
с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность
и реализующими основные программы
профессионального обучения водителей
транспортных средств соответствующих
категорий и подкатегорий, и направления
экзаменатора
(рекомендуемый образец)

ОЦЕНКА

N п/п Наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, адрес местонахождения Наименование экзаменов на право управления транспортными средствами Количество проведенных экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств
Всего А А1 В В1 С С1 D D1 BE СЕ С1Е DE D1E Тm Тb М
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Количество проведенных теоретических экзаменов
Из них сданных с 1 раза (%)
Количество проведенных экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортным средством 0 0
Из них сданных с 1 раза (%) 0 0
Количество проведенных экзаменов по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения 0 0 0 0 0 0
Из них сданных с 1 раза (%) 0 0 0 0 0 0
……

Приложение N 5
к Порядку взаимодействия
с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность
и реализующими основные программы
профессионального обучения водителей
транспортных средств соответствующих
категорий и подкатегорий, и направления
экзаменатора

(Заполняется на бланке организации,
осуществляющей образовательную деятельность)

(рекомендуемый образец)

Руководителю
(наименование подразделения Госавтоинспекции)

Прошу провести оценку результатов сдачи квалификационных экзаменов и направить экзаменатора для присутствия при проведении квалификационных экзаменов

(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, адрес местонахождения,

серия и номер лицензии на осуществление образовательной деятельности)

Представитель организации, осуществляющей образовательную деятельность:

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

УДК 656.1

Ю.В. Синютин, М.И. Петров

Эволюция спецтранспорта органов внутренних дел Российской Федерации: отвечая на вызовы времени

The evolution Russian police vehicles of the Russian Federation: responding to challenges of time

В статье рассмотрено развитие специального автомобильного транспорта органов внутренних дел Российской Федерации с учётом проводимого федеральным казённым учреждением «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» Министерства внутренних дел Российской Федерации комплексного анализа научных принципов его создания, требований нормативных документов и особенностей практики применения в служебной деятельности.

Ключевые слова: специальный транспорт, оперативно-служебные машины, автомобили патрульно-постовой службы, автомобили дежурной части, автомобили оперативно-служебные типа «A3», снегоболотоход.

Термин «специальный транспорт» подразумевает уникальность данного типа транспортных средств. Трудно перечислить все советские, а затем и российские марки и модели автомобилей, используемые для создания специального транспорта в интересах правоохранительных органов. Практически

любой автомобиль, используемый для особых целей, отличается от гражданских аналогов внутренним устройством (дизайном, планировкой салона, дополнительным оборудованием), а некоторые из специальных транспортных средств выделяются ещё и необычным внешним видом.

Фото 1. Современный спецтранспорт для органов внутрених дел

Долгое время в служебном автомобиле не было никакого специального оснащения, кроме передвижной радиостанции. Сегодня в комплектацию патрульного автомобиля строевого подразделения территориального отделения полиции входят: радиостанция возимая; комплект бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС/ОР8; мобильное устройство для удалённого доступа к банкам данных; система видеонаблюдения внутри и снаружи автомобиля с записью на внешний носитель; зеркало досмотровое на штанге с фонарём… Всего 15 наименований различных технических средств (фото 1).

Со временем увеличилось и число служб, в которых задействуются транспортные средства. Вот лишь некоторые категории транспортных средств, активно используемые подразделениями МВД России с начала 80-х гг. прошлого века:

— автомобили патрульно-постовой службы полиции и дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции;

— автомобили дежурной части (АДЧ) — для доставки на место происшествия сотрудников следственно-оперативной группы, организации работы на месте, включая необходимые первоначальные следственные действия, а также для перевозки задержанных;

— передвижные криминалистические лаборатории — для проведения экспертиз при осмотре места происшествия, сбора улик и доставки вещественных доказательств;

— автомобили оперативно-служебные типа «А3» — для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ходе проведения следственных действий, судебных заседаний, непосредственно к месту содержания под стражей или отбытия наказания;

— автомобили для транспортировки нарядов полиции со служебными собаками (АТНС) и т.д.

Многие модели специальных транспортных средств разрабатывались при непосредственном участии ФКУ НПО «СТиС» МВД России.

Более 40 лет своего рода «визитной карточкой» в правоохранительных органах являлись автомобили патрульно-постовой службы на базе семейства УАЗ-469… — 315195 «Хантер» с цельнометаллическим кузовом и перегородкой, разделяющей его на пятиместный рабочий салон и двухместный отсек для задержанных (фото 2).

Фото 2. УАЗ-469

В 2015 г. прошла госиспытания и принята на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации усовершенствованная модификация АП УАЗ-3163-015 на базе автомобиля УАЗ-3163 «Патриот». По сравнению со старыми уазиками, которые создавались прежде всего для нужд Минобороны России, этот автомобиль имеет более обтекаемые формы кузова, более мягкую подвеску, гидроусилитель рулевого управления, рулевую колонку с изменяемым углом наклона, повышенный уровень комфорта в более просторном салоне (фото 3).

Фото 3. УАЗ-3163-015 АП

Существенно изменена конструкция отсека для задержанных. В целях повышения надёжности охраны установлена задняя перегородка, отделяющая задержанных от штатной задней двери кузова автомобиля. В перегородке между салоном и отсеком появился аварийный люк на случай экстренной эвакуации задержанных при отсутствии возможности вывести их через штатную дверь. Имеются отдельный отопитель и электрический вентилятор отсека (фото 4, 5).

Фото 4. УАЗ-3163-015 АП. Отсек для задержанных

Еще одна модель специального транспортного средства — автомобили дежурной части (АДЧ) ГАЗ-32215 и ГАЗ-221757 4×4 на базе «ГАЗель» и «Соболь», предназначенные для выезда следственно-оперативных групп на места происшествий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фото 5. УАЗ-3163-015 АП. Салон

В известном советском фильме «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия» фронтовой разведчик Шарапов, придя работать в московский уголовный розыск, был зачислен в оперативную группу под руководством капитана Жеглова, выезжавшую на задания на автобусе «Опель Блиц», которому оперативники дали прозвище «Фердинанд» (фото 6).

Фото 8. «Газель» и «Соболь» АДЧ

центральной части машины расположен рабочий салон с четырьмя («ГАЗель») или тремя («Соболь») сиденьями, столом, бензогенератором и тумбой для оборудования. Задняя часть кузова разделена на две части: справа находится двухместный местный отсек для задержанных, слева размещены полки для специального оборудования, а также место для съёмной клетки для служебной собаки. Отсек для задержанных отделён от рабочего салона металлической перегородкой с окном и аварийным люком, сзади закрыт глухой металлической перегородкой с дверью (фото 9, 10).

Фото 6. «Opel Blitz»

Однако на съёмках режиссёр фильма Станислав Говорухин использовал отечественный автомобиль ЗиС-8, установив в нём простейшую решётчатую перегородку, разделявшую салон на основную часть и отсек для перевозки задержанных лиц (фото 7).

Фото 9. «Газель» АДЧ, салон

В современной модели АДЧ кузов разделён на четыре отсека: кабину водителя, рабочий салон, отсек для задержанных и отсек для оборудования (фото 8).

Фото 10. «Газель» / «Соболь» АДЧ, вид сзади

На крыше АДЧ имеется площадка для осмотра места происшествия. Машины приняты на снабжение приказом МВД России в августе 2016 г.

Среди большой номенклатуры оперативно-служебных машин существует узкая группа автомобилей для кинологической службы МВД России. Ещё 15 лет назад служебных собак, как правило, перевозили в салоне автомобиля.

Смена привычной обстановки, незнакомые звуки и множество отвлекающих запахов — всё это создаёт для собаки стрессовую ситуацию. Испугавшись, она может повредить что-либо в салоне автомобиля, отвлечь водителя от управления транспортным средством. Кроме того, самому животному не совсем комфортно находиться в движущемся автомобиле без опоры: при крутых поворотах и резком торможении чрезвычайно сложно оставаться в устойчивом положении. Это основные причины, почему к перевозке собаки в машине следует подойти серьёзно.

Первый оперативно-служебный автомобиль ГАЗ-52-АТНС для транспортировки нарядов милиции с собаками был разработан специальным конструкторским бюро оперативно-криминалистической техники ВНИИ безопасности дорожного движения (один из предшественников ФКУ НПО «СТиС» МВД России) ещё в 1982 году. На грузовое шасси ГАЗ-52-04 устанавливался специальный кузов-фургон, в котором вдоль бортов имелись 11 откидных мест для сидения и 8 съёмных вертикальных перегородок. С помощью последних кузов можно было оборудовать по одному из трёх вариантов: для перевозки шести кинологов и пяти собак, или десяти собак и одного кинолога, или одиннадцати человек личного состава (без собак).

В 1988 г. НИИСТ МВД СССР разработал оперативно-служебные автомобили для несения патрульной службы сотрудниками милиции с собаками на базе легковых автомобилей семейства «Жигули» моделей ВАЗ-2101, -2103, -2106, -2105 и -2107, а также «Москвич-412ИЭ» и «Москвич-2140».

Специалистами института были разработаны комплекты легкосъёмных специальных сетчатых и плексигласовых перегородок и оборудование заднего сиденья. Перегородку устанавливали между передними и задними сиденьями салона. Штатная подушка заднего сиденья заменялась полужёстким сиденьем с откидной крышкой или дополнялась двумя поролоновыми валиками и чехлом. Такая комплектация заднего сиденья позволяла разместить кинолога с собакой или одну собаку (фото 11, 12).

Фото 11, 12. Легковой автомобиль с кинологическим отсеком

Современные автомобили «Кинологическая служба» на базе «ГАЗели» предназначены для перевозки сотрудников полиции и специально обученных собак к местам проведения оперативных мероприятий. Эти автомобили имеют разные планировки салона (фото 13).

Фото 13. «Газель» АТСН «Кинологическая служба»

В одном из вариантов (СКП модель 29625Е, вариант 1) имеется общий салон для сотрудников и специально обученных собак, 4 пассажирских сиденья и 3 стационарных клетки для собак, откидной столик, вещевой ящик (фото 14).

Фото 13. СКП, модель 29625Е. Кузов автомобиля

Во втором варианте СКП модель 29625Е кузов автомобиля разделён на кабину водителя, пассажирский салон (4 сиденья, столик и ящик для вещей) и специальный отсек для собак с тремя стационарными клетками.

Наконец, третий вариант (модель 27322-20): автомобиль тоже делится на три части — кабину водителя, пассажирскую, которая оснащена шестью сиденьями и откидным столиком, и специальное отделение, где располагается двухъярусный стеллаж для установки четырёх пластиковых контейнеров для собак (фото 15).

Во всех перечисленных вариантах на автомобили устанавливаются дополнительные опции, обеспечивающие комфортное размещение и самих полицейских, и четвероногих «сотрудников»: системы вентиляции, кондиционирования, отопления, как в салоне, так и в отсеке для собак.

Отдельная группа — автомобили оперативно-служебные типа «А3» (так называемые «автозаки»). Предназначены для перевозки спецконтингента -подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, временно задержанных по решению следователя и лиц, которым суд определил меру пресечения в виде заключения под стражу, а также осуждённых

Фото 15. «Газель» АТНС. Отсек для собак

(правда, перевозкой последних МВД России уже около 20 лет не занимается, это входит в компетенцию ФСИН России).

Снова обращаясь к истории, отметим, что до 1950-х гг., пожалуй, единственным «узкоспециализированным» транспортом правоохранительных органов были именно «автозаки».

В 1950-1960-х гг. переоборудование обычных грузовых автомобилей в спецавтомобили для перевозки спецконтингента осуществлялось по специальным инструкциям в исправительно-трудовых колониях (ИТК) или в хозяйственных подразделениях органов внутренних дел и внутренних войск непосредственно «на местах». У автомобиля наращивались борта либо на шасси устанавливался специальный кузов из деревянного или металлического каркаса, обтянутого брезентом или металлическим листом. Внутри устанавливалась поперечная деревянная или металлическая перегородка, разделяющая кузов на камеру для спецконтингента и помещение караула.

В первой половине 1970-х гг. началось серийное производство «стандартизированных» спецавтомобилей «А3» на производстве ИТК в подмосковном Крюково и в посёлке Сухобезводное Горьковской области. Да, изготовлением автомобилей для перевозки задержанных и осуждённых занимались сами осуждённые!

Тогда у серийных спецавтомобилей «А3» на шасси ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-130Г и Урал-375 кузова стали цельнометаллическими, со сварным решетчатым каркасом с двойной обшивкой из стального листа и теплоизоляцией. Вместимость их составляла от 15 до 36 человек спецконтингента, в помещении конвоя устанавливались 3-4 сиденья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработкой документации занимался НИИСТ и его предшественники. За три десятилетия выработались определённые требования и технические ре-

шения по конструкции камер для спецконтингента (они же касаются отсеков для задержанных в автомобилях патрульных и дежурных частей), которые выработались на основе опыта, иной раз оплаченного кровью.

Отсеки и камеры для задержанных должны обеспечивать надёжность их охраны, т.е. обладать технической противопобеговой укреплённостью, ибо при слабой конструкции и недостаточно прочном закреплении дверей, замков и других элементов камер задержанные могут выбить двери, сломать элементы оборудования спецавтомобиля и совершить нападение на сотрудников милиции (полиции). Кроме того, любая «неправильно» закреплённая и отломанная деталь (на первый взгляд — мелочь) в руках задержанных может превратиться в оружие и может стоить жизни сначала сотрудникам милиции/полиции, а потом и обычным гражданам.

В середине 2000-х гг. к разработке транспортных средств для российской милиции подключились ряд ведущих отечественных автомобильных предприятий — УАЗ, ГАЗ и другие. Российские автогиганты к тому времени уже имели опыт разработки спецтранспорта в интересах различных служб, но не были знакомы со спецификой и особенностями конструкции автомобилей для органов внутренних дел Российской Федерации. Поэтому первые изготовленные ими образцы спецавтомобилей «А3» имели существенные недостатки:

— пластиковые вентиляционные заслонки без труда взламывались подручными средствами;

— плафоны освещения не имели защитных решёток;

— электропроводка была проложена поверх внутренней обшивки камер, что позволяло легко вывести её из строя;

— крепления вентиляционных решёток, запорные устройства и петли дверей крепились недостаточно прочно, по аналогии с обычными пассажирскими машинами, без учёта того, что задержанные могут предпринять попытку их выбить или взломать.

Вывод напрашивался сам собой: многие технические решения, которые применяются в обычных пассажирских автомобилях, неприемлемы в спецавтомобилях подобного класса.

В 1999 г. вышел разработанный НИИСТ отраслевой стандарт ОСТ 78.01.0002-99, регламентирующий требования к спецавтомобилям типа «А3». В результате переработки упомянутого ОСТа, проведённой ФКУ НПО «СТиС» МВД России, в октябре 2010 года были введены в действие правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010. Доработанная редакция ПР 78.01.0024-2016 действует с августа 2016 г. (фото 16).

Фото 16. «Газон Некст» АЗ

В настоящее время на снабжении органов внутренних дел Российской Федерации состоит ряд спецавтомобилей типа «А3» на базе УАЗ, ГАЗель и ГАЗель «Некст», ГАЗ-3309 и ГАЗон «Некст», КАМАЗ-4308 (4×2) и КАМАЗ-43114 (6×6) — вместимостью от 4 до 32 задержанных.

Помимо обеспечения противопобеговой укре-плённости, машины оснащены системами отопления и вентиляции помещения конвоя и камер для спецконтингента. Следует отметить, что отопители на «автозаках» появились только в конце 1970-х гг., электрические вентиляторы — в конце 1990-х и совсем недавно, в 2010-х гг., спецавтомобили «А3» начали оснащать кондиционерами. А в 2006 г. по заявке Департамента охраны общественного порядка МВД России разработали первый спецавтомобиль «А3» с биотуалетом — «3309-АЗТ» на шасси ГАЗ-3309.

В 2009 году выходит приказ МВД России об оснащении спецавтомобилей типа «А3» системой видеонаблюдения за камерами и помещением конвоя, а также комплектом бортового оборудования спутниковой навигационно-мониторинговой системы ГЛОНАСС. Кроме этого, в составе бортового оборудования предусмотрена кнопка «Тревога-нападение» (в кабине и в помещении конвоя), нажатием которой конвой может подать сигнал о возникновении чрезвычайной ситуации.

В настоящее время комплект оборудования системы ГЛОНАСС и система видеонаблюдения являются обязательными атрибутами спецавтомобилей «А3» наряду с автомобильной радиостанцией, СГУ и спецокраской. Впрочем, то же относится к патрульным автомобилям и АДЧ. Но указанные системы требуют постоянного питания и потребляют большое количество электроэнергии даже в «спящем» режиме, что приводит к разряду штатной аккумуляторной батареи. С 2016 г. полицейские спецавтомобили начали оснащать дополнительной аккумуляторной батареей или так называемой системой гарантированного запуска двигателя (СГЗД).

В первом случае на спецавтомобиль устанавливаются одна или две дополнительные аккумуляторные батареи, от которых во время стоянки с заглушённым двигателем осуществляется питание дополнительных потребителей через дополнительную цепь, не зависимую от цепи подключения штатной АКБ. При заглушённом двигателе штатная батарея отключается от дополнительных потребителей и батарей с помощью специального реле и сохраняет свой заряд для запуска двигателя. При запуске двигателя питание всего электрооборудования осуществляется от штатного генератора, реле замыкается, происходит заряд всех батарей.

СГЗД представляет собой один или несколько молекулярных накопителей энергии (конденсаторов большой ёмкости), подключаемых, как правило, последовательно или последовательно-параллельно со штатной аккумуляторной батареей. В этом случае питание всех потребителей осуществляется от аккумуляторной батареи, а запуск двигателя — от конденсаторов. Кроме того, при движении система электроснабжения автомобиля должна обеспечивать положительный баланс электроэнергии.

В настоящее время ФКУ НПО «СТиС» МВД России проводит мероприятия по принятию на снабжение ряда перспективных спецавтомобилей типа

«A3» на базе цельнометаллических фургонов «ГАЗель Next» и «Ford Transit», созданных различными предприятиями-изготовителями.

Вся сорокалетняя история спецавтомобилей типа «A3» представляет собой путь совершенствования. Если заглянуть внутрь «УАЗ-452-АЗМ» 1982 г. и «УАЗ-З96221» — «A3» 2013 г., или, например, в кузова спецавтомобилей «A3» на базе «газиков» 1970-х и 2010-х гг., можно увидеть, что планировка у них идентичная, однако по составу специального оборудования это абсолютно разные машины.

В скором времени спецавтопарк подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, видимо, пополнится гусеничными снегоболотоходами.

Необходимость разработки данного вида спецтранспорта вызвана специфическими российскими условиями. Выполнение повседневных задач сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации в ряде регионов затрудняется, в частности, наличием отдалённых населённых пунктов, где имеются сезонные размытые и заболоченные участки дорог, броды, горная местность. Поставить стражей порядка «на гусеничный ход» предложили на предприятии «Специальные транспортные машины» (до 2014 г. -ООО «Спецтех») в городе Заволжье Нижегородской области.

Для этого с 2013 г. в целях внедрения новых образцов вездеходной техники ФКУ НПО «СТиС» МВД России проведена работа по сопровождению мероприятий, связанных с постановкой на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации гусеничного оперативно-служебного снегоболотохода 2411-СДЧ, созданного на базе снегоболотохода ЗВМ-2411П «Узола» серийно производимого одной из отечественных компаний. Специальное транспортное средство предназначено для патрулирования и выезда следственно-оперативных групп на место происшествия там, где движение автомобильного транспорта, даже повышенной проходимости, затруднено или невозможно (фото 17).

Фото 17. Снегоболотоход

Скорость движения СДЧ по суше составляет 60 км/ч, на плаву — 4-5 км/ч. Машина в полной комплектации весом около 4,5 т оснащена бензиновым или дизельным двигателем мощностью 125 или 110 л.с. Кузов снегоболотохода заимствован у микроавтобуса «УАЗ», нижняя его часть срезана и заменена водоизмещающим корпусом, к которому крепится гусеничный движитель.

Внутреннее пространство кузова разделено на кабину водителя, рабочий салон, отсек для задержанных и отсек для оборудования. В салоне помимо сидений и рабочего стола предусмотрено место, где будет находиться клетка для служебной собаки. Вместимость СДЧ может варьироваться в зависимости от служебной необходимости: 2 места в кабине, 2 места в отсеке для задержанных, в салоне могут разместиться 4 человека и собака или 6 человек.

Впервые разработчики продемонстрировали СДЧ в сентябре 2012 г. на Международной научно-практической конференции «СПЕЦ-транспорт», состоявшейся в ФКУ НПО «СТиС» МВД России. После испытаний в территориальных подразделениях полиции Нижегородской области снегоболотоход принят на снабжение МВД России в мае 2015 г. (фото 18).

За последние годы МВД России выполнен значительный объём работы по обеспечению требуемого уровня технического оснащения для городских и районных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, где данный вопрос стоит наиболее остро. Закупки спецтехники осуществлялись в установленном порядке Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России.

Так, новые внедорожники вручили лучшим участковым районов Нижегородской области. Глава Нижегородской области Глеб Никитин отметил: «Такая машина особенно выручит сельских участковых, которым приходится преодолевать большие расстояния между населёнными пунктами» (фото 18).

Фото 18. Новые спецавтомобили-внедорожники получили лучшие участковые Нижегородской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автомобильный парк свободненской полиции Амурской области обновился на 37 единиц новых патрульных автомобилей — для службы ДПС, патруль-

но-постовой службы полиции, специальные машины дежурной части. Все автомобили оснащены видеорегистраторами, навигационной системой, средствами для подачи звуковых сигналов (фото 19).

Фото 19. Полицейские г. Свободного в Амурской области также получили новые спецавтомобили

Как отметили в УМВД России по Амурской области, новые автомобили, полученные в рамках госо-боронзаказа, превосходят прежние модели по технической оснащённости и комфортабельности.

В МВД России по Республике Крым передано 44 автомобиля, в т.ч. в управление МВД России по г. Севастополю — 27 единиц транспортных средств, Симферопольскому линейному отделу МВД России на транспорте — 2 автомобиля.

Перспективы развития спецтранспорта в ФКУ НПО «СТиС» МВД России видят в следующем:

— дальнейшее повышение комфортабельности размещения личного состава, наряду с улучшением условий размещения задержанных (но не в ущерб усилению противопобеговой укреплённости), что в последнее время особенно актуально в свете требований о соблюдении прав человека;

— дальнейшее совершенствование применяемых на спецавтомобилях электронных систем, а также размещение на единой панели органов управления СГУ, средствами связи, навигации, доступом к базам данных.

Более широкое применение на автотранспорте должны получить автоматизированные системы мониторинга и архивирования маршрутов транспорта, в т.ч. с помощью спутниковых систем.

Обеспечить разработку новых, отвечающих современным задачам МВД России образцов специального транспорта возможно только при комплексном анализе научных принципов их создания, результатов всесторонних испытаний и практики применения в служебной деятельности.

Список литературы

1. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. — 2011. — 8 фев. — № 25.

3. Специальный транспорт для силовых структур : сб. докладов Международной научно-практической конференции «СПЕЦ-транспорт». Каталог продукции специального транспорта. — М., 2012. — 232 с.

4. Специальная техника органов внутренних дел : учебник / под общ. ред. Ю.А. Агафонова. — Ч. 1. -Краснодар: КрУ МВД России, 2011. — 245 с.

5. Аннотированный информационный бюллетень о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, выполненных ФКУ НПО «СТиС» МВД России в 2010 году. — М.: ФКУ НПО «СТиС» МВД России, 2011. — 52 с.

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент проведения Министерством внутренних дел Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.

2. Установить, что функции по организации и проведению мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд осуществляются ДТ МВД России с привлечением в установленном порядке уполномоченных должностных лиц подразделений центрального аппарата МВД России и ОУМТС МВД России, а также территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в отношении соответствующих подведомственных заказчиков.

3. ДТ (А.А. Широчину), ДИТСиЗИ (С.Н. Ляшенко), ГУТ (Д.В. Шаробарову), ГУСБ (А.И. Макарову), ГУОБДД (В.И. Нилову), ДГСК (В.Л. Кубышко) МВД России, начальникам территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, имеющих подведомственных заказчиков, начальникам окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России ежегодно в срок до 1 февраля утверждать состав должностных лиц, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.

4. Установить, что пункт 17 Регламента проведения Министерством внутренних дел Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд вступает в силу с 1 января 2017 года.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В. Колокольцев

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 7, ст. 683; № 12, ст. 1290.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июня 2016 г.

Регистрационный № 42437

Приложение
к приказу МВД России
от 16 мая 2016 г. № 247

Регламентпроведения Министерством внутренних дел Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд

1. Настоящий Регламент устанавливает порядок осуществления Министерством внутренних дел Российской Федерации*(1) и территориальными органами МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд*(2) за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд*(3) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МВД России.

2. Предметом ведомственного контроля является соблюдение территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями системы МВД России, окружными управлениями материально-технического снабжения системы МВД России, иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, в том числе их контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок*(4), законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

3. При осуществлении мероприятий ведомственного контроля проводится проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

3.1. Соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

3.2. Соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок.

3.3. Соблюдения требований о нормировании в сфере закупок.

3.4. Правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

3.5. Соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до сведения заказчика.

3.6. Соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

3.6.1. В планах-графиках, — информации, содержащейся в планах закупок.

3.6.2. В протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), — информации, содержащейся в документации о закупках.

3.6.3. В условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, — информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3.6.4. В реестре контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контрактов.

3.7. Предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.

3.8. Соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

3.9. Соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя).

3.10. Обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта.

3.11. Применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

3.12. Соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.

3.13. Своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.

3.14. Соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

4. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России*(5) (подразделение тылового обеспечения территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях*(6)) осуществляет анализ закупок заказчиками посредством сбора, систематизации и оценки информации о планировании и осуществлении закупок, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, а также путем использования иных информационных систем.

5. Организация и проведение ведомственного контроля осуществляется ДТ МВД России (подразделением тылового обеспечения) в соответствии с планом проведения проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд*(7), а также на внеплановой основе.

6. К участию в проведении ДТ МВД России мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок могут привлекаться уполномоченные должностные лица, подразделений центрального аппарата МВД России, в том числе при проверке:

6.1. Федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» — Главное управление на транспорте МВД России*(8).

6.2. Федерального казенного учреждения «Главный центр связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации» — Департамент информационных технологий и защиты информации МВД России*(9).

6.3. Федерального казенного учреждения «Центральный клуб МВД России», федерального казенного учреждения «Центр социальной работы Министерства внутренних дел Российской Федерации», образовательных организаций системы МВД России — Департамент государственной службы и кадров МВД России*(10).

6.4. Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», федерального казенного учреждения «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» — Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России*(11).

7. Привлечение уполномоченных должностных лиц окружных управлений материально-технического снабжения МВД России*(12) к участию в проведении мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок осуществляется по запросу ДТ МВД России.

8. Главное управление собственной безопасности*(13), ГУТ, ДИТСиЗИ, ГУОБДД, ДГСК МВД России*(14) не позднее 5 декабря года, предшествующего планируемому, представляют в ДТ МВД России предложения для включения в проект плана проверок.

9. На основе проведенного анализа закупок ДТ МВД России (с учетом предложений заинтересованных подразделений центрального аппарата МВД России) или подразделение тылового обеспечения подготавливает проект плана. Подписанный начальником ДТ МВД России (подразделения тылового обеспечения) проект плана представляется для утверждения Министру внутренних дел Российской Федерации (начальнику территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях*(15)) до 30 декабря года, предшествующего планируемому. Копия утвержденного плана проверок в семидневный срок направляется для сведения в заинтересованные подразделения центрального аппарата МВД России, участвующие в проведении проверки, и в ГУСБ МВД России (для центрального аппарата МВД России). Контроль за выполнением плана возлагается на ДТ МВД России (подразделение тылового обеспечения).

10. План проверок должен содержать следующие сведения:

10.1. Наименование заказчика.

10.2. Место проведения проверки.

10.3. Месяц начала проведения проверки.

10.4. Заинтересованные подразделения центрального аппарата МВД России и ОУМТС МВД России, участвующие в проведении проверки (для центрального аппарата МВД России).

10.5. Период, за который осуществляется проверка деятельности заказчика.

11. Доклад о результатах выполнения плана проверок, а также о результатах проведения внеплановых проверок представляется Министру внутренних дел Российской Федерации (начальнику территориального органа МВД России) в срок до 31 января года, следующего за отчетным. Докладная записка готовится за подписью начальника ДТ МВД России (подразделения тылового обеспечения) и согласовывается с заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственным за деятельность ДТ МВД России (для центрального аппарата МВД России).

12. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных проверок*(16).

13. Решение о проведении внеплановой проверки принимает Министр внутренних дел Российской Федерации (начальник территориального органа МВД России).

14. ДТ МВД России (подразделение тылового обеспечения) осуществляет проверки на основании плана проверок и уведомления о проведении мероприятия ведомственного контроля*(17), которое подписывается заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственным за деятельность ДТ МВД России (начальником территориального органа МВД России).

15. Уведомление содержит:

15.1. Наименование заказчика, которому адресовано уведомление.

15.2. Предмет проверки ведомственного контроля, в том числе период, за который проверяется деятельность заказчика.

15.3. Вид мероприятия ведомственного контроля (выездное или документарное).

15.4. Дату начала и дату окончания проверки.

15.5. Перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки (состав комиссии по проведению проверки), в том числе лицо, ответственное за ее проведение (председатель комиссии по проведению проверки).

15.6. Запрос о предоставлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления проверки.

15.7. Информацию о необходимости обеспечения условий для проведения проверки, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения проверки.

16. Предложения по должностным лицам, включаемым в состав комиссии, представляются заинтересованными подразделениями центрального аппарата МВД России с учетом положений пункта 6 настоящего Регламента по запросу ДТ МВД России в срок не позднее чем за 20 дней до даты начала проведения проверки, установленной в плане, а в случае проведения внеплановой проверки — в течение 2-х рабочих дней со дня поступления запроса ДТ МВД России (для центрального аппарата МВД России).

17. Должностные лица, уполномоченные на осуществление проверок, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

18. В течение 2-х рабочих дней с даты подписания уведомления его копии направляются в подразделения, должностные лица которых включены в состав комиссии (для центрального аппарата МВД России).

19. Проверки осуществляются в срок не более 15 календарных дней. Срок осуществления проверок может быть продлен один раз не более чем на 15 календарных дней по решению должностного лица, назначившего проверку, или лица, его замещающего.

20. Заказчик не менее чем за 7 календарных дней, а при внеплановой проверке не менее чем за 3 календарных дня уведомляется о проведении в отношении его проверки путем направления уведомления.

21. Информация, необходимая для осуществления проверки, представляется руководителем заказчика в срок не позднее 5 календарных дней, а при внеплановой проверке — не позднее 2-х календарных дней со дня получения уведомления, но не позднее даты начала проверки.

22. При проведении проверок должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, имеют право:

22.1. В случае осуществления выездной проверки — на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

22.2. На истребование необходимых для проведения проверок документов с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

22.3. На получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимой проверки.

23. При проведении проверки могут применяться сплошной и выборочный способы.

24. Решение о применении сплошного или выборочного способа проверки принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, исходя из объема закупок проверяемого заказчика, наличия информации о нарушениях и злоупотреблениях при осуществлении закупок заказчиком и срока проведения проверки.

25. По результатам проведения мероприятия ведомственного контроля составляется акт проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок*(18), который подписывается председателем комиссии по проведению проверки. Акт проверки составляется в 4-х экземплярах: 1-й экземпляр представляется заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственному за деятельность ДТ МВД России (начальнику территориального органа МВД России), 2-й экземпляр вручается заказчику, 3-й экземпляр направляется в ГУСБ МВД России (подразделение собственной безопасности, осуществляющее оперативное обслуживание заказчика), 4-й экземпляр передается в ДТ МВД России (подразделение тылового обеспечения). Копии акта проверки направляются в заинтересованные подразделения центрального аппарата МВД России, участвующие в проведении проверки.

26. В акте проверки отражаются выявленные нарушения, описание их сущности и причины со ссылками на законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и другие акты, требования которых нарушены или не соблюдены. К акту проверки прилагаются заверенные (при необходимости) копии документов, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. В акте проверки также указываются объем закупок, произведенных в проверенном периоде, размеры причиненного материального ущерба и другие последствия допущенных нарушений, а также должностные лица, чьими действиями или бездействием они допущены. Вносить в акт проверки данные, не подтвержденные документально, запрещается.

27. С актом проверки в срок до 2-х дней ознакамливаются под роспись руководитель заказчика, а также должностные лица заказчика, ответственные за осуществление закупок.

28. При выявлении нарушений по результатам проверки должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, в срок не более 10 дней после окончания проверки разрабатывается проект плана плана мероприятий по устранению нарушений, выявленных при проведении мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд*(19), который подписывается председателем комиссии и представляется на утверждение заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственному за деятельность ДТ МВД России (начальнику территориального органа МВД России). Утвержденный план мероприятий направляется руководителю проверенного заказчика в срок не более 5 календарных дней после его утверждения.

29. Руководитель заказчика обязан в срок, указанный в плане мероприятий, принять меры по устранению выявленных нарушений и представить заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственному за деятельность ДТ МВД России (начальнику территориального органа МВД России), информацию о выполнении плана мероприятий.

30. Копия докладной записки о выполнении плана мероприятий направляется заказчиком в ДТ МВД России (подразделение тылового обеспечения) для учета.

31. ДТ МВД России (подразделение тылового обеспечения) осуществляет анализ, учет и хранение результатов ведомственного контроля.

32. Материалы по результатам мероприятий ведомственного контроля, в том числе план мероприятий, иные документы и информация, которые получены (разработаны) в ходе проведения мероприятий ведомственного контроля, хранятся в ДТ МВД России (подразделении тылового обеспечения) не менее 5 лет.

33. В случае выявления по результатам мероприятий ведомственного контроля действий (бездействия) должностных лиц заказчика, содержащих признаки административного правонарушения, материалы мероприятия ведомственного контроля подлежат направлению ДТ МВД России (начальником территориального органа МВД России) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд в семидневный срок со дня окончания проверки. В случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, а также иных злоупотреблений (действий (бездействия) должностных лиц объекта проверки, содержащих признаки состава преступления, информация об этом в трехдневный срок с момента выявления направляется ДТ МВД России (подразделением тылового обеспечения) в ГУСБ МВД России (подразделение собственной безопасности, осуществляющее оперативное обслуживание заказчика).

34. При осуществлении проверки должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, несут в установленном законом порядке ответственность за сокрытие обнаруженных в ходе проверки нарушений и злоупотреблений, халатное отношение к исполнению служебных (должностных) обязанностей, превышение своих полномочий и иные нарушения.

*(1) Далее — «МВД России».

*(2) Далее — «ведомственный контроль».

*(3) Далее — «законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок».

*(4) Далее — «заказчики».

*(5) Далее — «ДТ МВД России».

*(6) Далее — «подразделение тылового обеспечения».

*(7) Далее — «план» или «план проверки».

*(8) Далее — «ГУТ МВД России».

*(9) Далее — «ДИТСиЗИ МВД России».

*(10) Далее — «ДГСК МВД России».

*(11) Далее — «ГУОБДД МВД России».

*(12) Далее — «ОУМТС МВД России».

*(13) Далее — «ГУСБ МВД России».

*(14) Далее — «заинтересованные подразделения центрального аппарата МВД России».

*(15) Далее — «начальник территориального органа МВД России».

*(16) Далее — «проверка» или «мероприятие ведомственного контроля».

*(17) Далее — «уведомление».

*(18) Далее — «акт проверки».

*(19) Далее — «план мероприятий».

Приказ 1001 МВД РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *