Архив душанбе

Мансурджон Умаров, новоиспеченный начальник Главного управления исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции Таджикистана, заявил, что в ближайшее время посетит худжандскую колонию строгого режима №3/3, где во время подавления бунта погибли десятки заключенных.

Генерал-лейтенант Мансурджон Умаров был назначен замминистра юстиции-начальником ГУИУН в конце прошлой недели. Ему 53 года, последние 8 лет был заместителем председателя Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана.

Мансурджон Умаров заявил 26 ноября Радио Озоди, что начнет работу со знакомства с исправительными учреждениями страны и скоро посетит худжандскую колонию строгого режима №3/3. «Я намерен лично побеседовать с руководством тюрем и СИЗО, а также с заключенными, конечно, в рамках своих полномочий»,- сказал он.

По словам нового начальника ГУИУН, в своей работе он будет руководствоваться только Кодексом исполнения уголовных наказаний (КИУН) Республики Таджикистан, который был принят в 2001 году.

«Сокрытие информации приведет к слухам и кривотолкам»

Генерал Умаров был назначен начальником ГУИУН спустя две недели после бунта в худжандской колонии строгого режима №3/3, где, по информации официального Душанбе, погиб 21 заключенный.

Сироджиддин Мухриддин

Власти утверждают, что при подавлении бунта были убиты только террористы и особо опасные преступники.»12 из убитых заключенных отбывали наказание за участие в боевых действиях в Сирии и Ираке на стороне «ИГ», трое – были членами экстремистских групп «Ансоруллах», «Джундуллах», и Исламского движения Узбекистана, остальные шестеро – были осуждены за совершение таких тяжких преступлений, как убийство и контрабанда наркотических средств в особо крупном размере», — заявил глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин на пресс-конференции в Брюсселе 22 ноября.

Однако другие источники говорят о не менее 50 убитых во время бунта, вспыхнувшего в ночь на 8 ноября.

При бунте были убиты двое работников тюрьмы, пять охранников в тяжелом состоянии доставлены в больницу города Худжанда.

Колония строгого режима в Худжанде

Мансурджон Умаров заявил, что у него пока нет необходимой информации о бунте в худжандской колонии, так как следствие ведет Генеральная прокуратура Таджикистана. Однако, он признал, что сокрытие информации, как правило, приведет к кривотолкам и слухам. «Мы посмотрим, если существует официальная информация об этом событии, мы, при первой возможности, ставим в известность СМИ», — пообещал начальник ГУИУН.

Начальник худжандской колонии обвиняется в халатности

Напомним, ранее в связи с бунтом в исправительном учреждении были арестованы 7 сотрудников колонии – среди них начальник тюрьмы Файзулло Сафарзода и начальник отдела режима Фарход Садиров.

Ордер на арест выдал суд города Худжанда по запросу Согдийской областной прокуратуры.

Прочтите также Начальник худжандской колонии взят под стражу

По словам источника Радио Озоди, в отношении Файзулло Сафарзода, Фархода Садирова и других арестованных возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 322 УК Таджикистана – «халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия». За это преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот пятидесяти до девятисот двенадцати показателей для расчетов или лишение свободы на срок до пяти лет.

«После того, как в колонии вспыхнул бунт, Файзулло Сафарзод попытался самостоятельно успокоить заключенных. Он не стал сообщать о ЧП руководству ГУИН Минюста Таджикистана. Только после убийства двух работников колонии по его приказу был подан сигнал тревоги», – отметил источник.

Ответственность за бунт взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство».

Иззатулло Шарифзода не собирается на «заслуженный отдых»

Тем временем, Иззатулло Шарифзода, бывший замминистра юстиции и начальник ГУИУН заявил, что не собирается на «заслуженный отдых». В краткой беседе с Радио Озоди 26 ноября, он сообщил, что в настоящее время думает о трудоустройстве. «Думаю, что я еще достаточно молодой и энергичный. Поживем-увидим», — ответил он на вопрос корреспондента о том, чем экс-глава УНИУН собирается заниматься на пенсии.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон 23 ноября освободил Иззатулло Шарифзода от занимаемой должности «в связи с уходом на пенсию». Он занимал должность замминистра юстиции-начальника ГУИУН последние 12 лет.

Оригинал на таджикском сайте Радио Озоди

Центральный Госархив РТ хранит документы с 1830 года

13.05.2014 18:28

Какие тайны скрывает в своих хранилищах Госархив Таджикистана? Кто имеет доступ к архивным документам? Какие тайны удалось открыть современным исследователям, — в интервью НИАТ «Ховар» рассказала начальник орготдела Главного архивного Управления при Правительстве РТ Муслима Курбанова.

— Могли бы вы рассказать о Госархиве республики?

— Госархив республики — это весьма масштабное учреждение. В его состав входят три филиала в Согдийской, Хатлонской областях и ГБАО. Помимо главных региональных подразделений, филиалы имеются в Пенджикенте, Канибадаме и Истравшане. В Хатлонской области имеются 2 подразделения Госархива — в городах Курган-Тюбе и Куляб. В Душанбе находятся Центральный Государственный архив Республики Таджикистан и Центральный Государственный архив кино-фото-фоно документов РТ. Подразделения Госархива имеются также в городах и посёлках Вахдат, Гиссар и Гарм. В систему Госархива входит сеть межведомственных архивов, которые по личному составу прикреплены к хукуматам областей, городов и районов.

Кроме того, в Госархивах республики хранятся личные фонды, именуемые Золотым фондом республики. Они создаются на людей, которые внесли свой вклад в развитие республики, науки, культуры, техники и других отраслей, а также людей, имеющих государственные награды.

— С какого года хранятся документы в Госархиве республики?

— Наш архив хранит документы с 1830 годов 19 века. У нас даже имеются весьма ценные исторические документы, которые повествуют о создании Туркестанского генерал- губернаторства.

— Есть ли документы, которые нужно хранить бессрочно?

— В Госархивах республики хранятся документы только постоянного срока хранения. Это документы всех министерств и ведомств республики, такие как годовые отчеты по финансово-хозяйственной деятельности госорганизаций, их бюджеты, штатные структуры и так далее.

— Кто имеет доступ в Госархив республики?

— Доступ в Госархив имеет очень ограниченный контингент граждан. В основном это исследователи по линии Академии наук РТ и других министерств и ведомств. Бывают иностранные ученые, аспиранты, соискатели, доктора наук, преподаватели.

— Как часто и по каким вопросам к вам обращаются люди?

— Обращений от граждан поступает много. Ученые обращаются за историческими документами, которые могли бы рассказать об истории создания науки и культуры нашей страны, истории юрправа и по многим другим вопросам, так как архив комплектуется документами по всем отраслям народного хозяйства страны. В среднем, в год наш архив посещает до 15 ученых-исследователей.

— Недавно были обнародованы найденные в Госархиве документы из личного Фонда Зиёдулло Шахиди. Скажите, как часто удаются такие находки?

— Ученые изучают много интересных документов в процессе своих исследований. К примеру, недавно была обнародована такая тема «Большой Памирский тракт». Ученые обнаружили документы, фотографии, а также документальный фильм о том, как в 1940 году шла стройка большого Памирского тракта.

— Какое число документов сейчас хранится в Госархиве республики?

— Только в Центральном архиве республики находятся более 300 личных фондов на видных деятелей страны и более 600 тысяч документов постоянного срока хранения.

Источник: НИАТ «Ховар»

Архив душанбе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *