Закон основы законодательства о нотариате

Статья 48. Отказ в совершении нотариального действия
Комментарий к статье 48
Комментируемая статья устанавливает перечень оснований для отказа в совершении нотариального действия.
Изложение причин отказа в совершении нотариального действия и разъяснение порядка его обжалования возложены на нотариуса только в случае наличия соответствующей просьбы об этом лица, которому отказано в совершении нотариального действия. Обращение заинтересованного лица должно быть оформлено письменно. В случае отсутствия письменной просьбы постановление об отказе в совершении нотариального действия не выносится.
Соответственно, в удовлетворении жалобы на устный отказ в совершении нотариального действия судом будет отказано <1>.
———————————
<1> Апелляционное определение Московского городского суда от 18 июня 2014 г. по делу N 33-21788.
Перечень оснований для отказа в совершении нотариального действия является исчерпывающим. Нотариус вправе отказать в совершении нотариального действия только по основаниям, указанным в комментируемой статье.
Перечень не содержит иных оснований отказа. Однако в практике нотариусы указывают в постановлении и иные основания.
Например, заявитель обратился к нотариусу за совершением нотариального действия, при этом отказался воспользоваться услугами правового и технического характера, предоставляемыми нотариусом, и, соответственно, отказался оплатить такие услуги; в отказном документе нотариус указал лишь на одну причину отказа — неоплата услуг правового и технического характера <1>.
———————————
<1> Решение Московского районного суда г. Рязани Рязанской области от 27 февраля 2017 г. по делу N 2-492/2017.
Перечисленные в комментируемой статье основания для отказа в совершении нотариального действия являют собой, по сути, требования, определенные законодательством для совершения нотариального действия.
Нотариус отказывает, если:
— совершение такого действия противоречит закону <1>. Нотариус выступает гарантом соблюдения законности, руководствуется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, обеспечивая защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ) в порядке, определенном действующими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Охват вопросов, с которым сталкивается нотариус, огромен.
———————————
<1> «Противоречие такого действия закону» — широкая формулировка, позволяющая трактовать включение в такое основание и нижеперечисленные основания для отказа, в том числе нарушения места совершения нотариального действия, невозможности установления личности, проверки дееспособности и т.д.
Нотариус обязан знать и соблюдать также нормы международного законодательства. Но нотариус не вправе отказать на том основании, что ему неизвестен, например, порядок применения норм международного права при оформлении брачно-семейных сделок. В таких сложных случаях нотариус вправе на основании ст. 41 Основ приостановить совершение нотариального действия и истребовать дополнительные сведения, необходимые для совершения нотариального действия с применением норм международного права, в том числе разъяснения норм международного права;
— действие подлежит совершению другим нотариусом. Ограничение права совершения нотариальных действий нотариусом определяется нормами территориальной компетенции и нормами, определяющими место совершения нотариальных действий (как в отношении субъектного состава лиц, обращающихся за осуществлением нотариальных действий, так и по видам нотариальных действий) <1>;
———————————
<1> См.: комментарий к ст. 40 Основ.
— с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий. Одно из основных требований, предъявляемых к совершению нотариальных действий, — установление дееспособности лица, обратившегося за совершением нотариального действия, наряду с установлением личности обратившегося. Однако в перечне оснований такое основание отказа, как невозможность установления личности, не указано <1>. В практике выносятся отказы по причине невозможности установления личности. Как правило, такое основание является только частью аргументации, дополнительным к основному основанию отказа, такому как, например, невозможность установить дееспособность на основании недействительности предъявленного для установления личности документа;
———————————
<1> См.: комментарий к ст. ст. 42 — 43 Основ.
— сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении <1>. В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В отдельных случаях юридические лица могут заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Правоспособность юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации, нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в ЕГРЮЛ; в учредительном документе юридического лица. В соответствии с п. 15 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий данные требования о проверке учредительных документов, а следовательно, возможности и необходимости проверки целей, указанных в них, с 1 января 2018 г. вступают в законную силу;
———————————
<1> См.: комментарий к ст. 43 Основ.
— сделка не соответствует требованиям закона <1>. В силу ст. 163 ГК РФ проверка законности сделки включает проверку наличия у каждой из сторон права на ее совершение. Кроме данного требования требования соответствия сделки закону определяются исходя из характера самой сделки, регулируются в том числе специальными законодательными нормами и актами (например, п. 3 ст. 1118 ГК РФ — особые нормы о личном подписании завещания).
———————————
<1> См.: комментарий к ст. 53 Основ.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, недействительна — например, сделка купли-продажи, предметом которой является имущество, исключенное из гражданского оборота;
— документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства <1>, например, не обеспечена целостность документа, есть подчистки, приписки, неоговоренные исправления и т.д.;
———————————
<1> См.: комментарий к ст. 45 Основ.
— факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, при условии что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации <1>. Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме — вынести постановление об отказе в совершении нотариального действия не позднее чем в 10-дневный срок со дня обращения лица за совершением нотариального действия.
———————————
<1> См.: комментарий к ст. 47.1 Основ.
Методическими рекомендациями по совершению отдельных видов нотариальных действий (п. 7) предлагается указывать в постановлении об отказе следующие сведения:
1) дата вынесения постановления;
2) фамилия, имя, отчество нотариуса, вынесшего постановление, дата и номер приказа органа юстиции о назначении на должность нотариуса, его нотариальный округ или наименование государственной нотариальной конторы;
3) дата обращения и сведения о лице, обратившемся для совершения нотариального действия;
4) о совершении какого нотариального действия просил обратившийся;
5) мотивы, по которым отказано в совершении нотариального действия со ссылкой на законодательство;
6) порядок и сроки обжалования отказа.
Постановление составляется в двух экземплярах, подписывается нотариусом с приложением его печати и регистрируется в книге исходящей корреспонденции. Один экземпляр вручается лицу, которому отказано в совершении нотариального действия. При вручении постановления нотариус разъясняет порядок его обжалования. Второй экземпляр постановления подписывается лицом, которому вручается постановление. О вручении экземпляра постановления и разъяснении порядка обжалования лицом, которому отказывается в совершении нотариального действия, делается отметка о разъяснении. Данный экземпляр остается в делах нотариуса.
Если постановление об отказе в совершении нотариального действия направляется лицу, которому отказано в совершении нотариального действия, почтой, то разъяснение порядка обжалования ограничивается записью о возможности обжалования в самом постановлении. При этом второй экземпляр постановления с отметкой о направлении по почте лицу, которому отказано в совершении нотариального действия, остается в делах нотариуса.

Общие сведения

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариусы действуют от имени Российской Федерации.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:

1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;

4) сдавший квалификационный экзамен.

Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо:

1) имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

2) признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

3) состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

4) осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;

5) представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;

6) ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным настоящими Основами, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена

Порядок сдачи квалификационного экзамена устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.

Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, но не приступившее к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или не назначенное на должность нотариуса в течение трех лет с момента сдачи экзамена либо имеющее перерыв свыше пяти лет в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, допускается к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.

Нотариус не вправе:

заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;

оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

О должности

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста осуществляется без решения суда. Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Присяга

Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».

Законодательством субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса.

Права нотариуса

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий;

представлять в установленных федеральным законом случаях и порядке заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и получать свидетельства о государственной регистрации прав и иные документы, выдаваемые этим органом;

получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Обязанности нотариуса

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Нотариус обязан сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения.

Нотариусы обязаны также соблюдать Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, в котором установлены требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.

Ответственность нотариуса

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях.

Вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, или в случае недостаточности этого страхового возмещения — за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, или в случае недостаточности последнего страхового возмещения — за счет личного имущества нотариуса, или в случае недостаточности его имущества — за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Государство несет ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой.

Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности.

Нотариальная палата субъекта Российской Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов — членов нотариальной палаты заключает договор страхования ответственности нотариусов — членов нотариальной палаты субъекта Российской Федерации

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности нотариусов — членов нотариальной палаты производится в случае недостаточности страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса.

Для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими нотариальной деятельности, нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

Выплата из компенсационного фонда осуществляется, при наличии одновременно следующих условий:

1) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору страхования гражданской ответственности нотариуса;

2) недостаточность денежных средств, полученных в возмещение причиненного нотариусом вреда по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариусов — членов соответствующей нотариальной палаты;

3) невозможность исполнения решения суда о возмещении причиненного нотариусом вреда за счет личного имущества нотариуса.

Финансирование деятельности нотариуса

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, согласно закону, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину, а нотариус, занимающийся частной практикой, нотариальный тариф, по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Государственная пошлина, получаемая за совершение нотариальных действий государственными нотариусами, поступает в бюджет Российской Федерации.

Любая законотворческая деятельность должна охватывать все общественные явления, на регламентацию которых направляется законодательный акт. Поэтому в данной статье основное внимание будет сосредоточено на общих концепциях законопроекта, предложенного народным депутатом Игорем Колиушко, и конкретных изменениях, которые предлагается внести в новый Закон Украины «О нотариате». При этом предлагаю отойти от общепринятой практики обсуждения нормативного акта после его принятия, так как считаю, что начинать анализировать соответствующий нормативный акт необходимо заранее, делать это конструктивно и на страницах популярных периодических изданий.

Общепринятой практикой создания нормативных актов, подобных Закону Украины «О нотариате», является регламентация организационной структуры органа и процедуры совершения определенных действий. Например, законодательная власть искусственно разделила Законы Украины «О государственной исполнительной службе» и «Об исполнительном производстве», введя их в действие отдельно и через определенный промежуток времени. Таких примеров, когда законы вводятся в действие без продуманной системы их связи с другими нормативными актами, к сожалению, много.

ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Большие и относительно самостоятельные блоки информации в законопроектах должны выделяться в самостоятельные разделы, а это положение влияет на название документа. Поэтому при создании Закона «О нотариате» можно констатировать, что в одном законодательном акте объединены и систематизированы нормы права, которые регулируют разные правоотношения одной области общественного отношения. Следовательно, необходимо говорить о создании Нотариального кодекса Украины. К основным признакам кодекса относят значительный перечень критериев, в частности: изложение норм частями (как правило, общая и особенная), главами и статьями; закрепление принципов соответствующей отрасли права и отражение ее особенностей.

По моему мнению, одним из главных критериев для определения нормативного акта в качестве кодекса является большой объем информации, которую необходимо систематизировать. Так, существуют Таможенный кодекс, проект Налоговогоа кодекс, но не известно, на каких основаниях нотариальную деятельность намерены регламентировать законом, а не кодексом. Отсюда первое предложение — создать Нотариальный кодекс Украины. При этом срок введения его в действие должен устанавливаться в соответствии с нормами материального права, которые он обеспечивает. То есть при вступлении в действие Гражданского и Семейного кодекса, с 1 января 2004 года. Поэтому на публичное обсуждение и внесение соответствующих изменений в проект Закона «О нотариате» остается очень мало времени. Аналогичная ситуация складывается и относительно нового Гражданского процессуального кодекса Украины, который уже постепенно реформируется.

ВТОРОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

В анализируемом законопроекте существенные замечания вызывает выделение разделов: ІІ «Организация нотариальной деятельности», ІІІ «Нотариус», ІV «Украинская Нотариальная палата». Эти разделы определяют структуру нотариальных органов и вопросы организации их деятельности, а также взаимоотношения между различными органами и нотариусом. Следствием такой несогласованности является то, что в раздел ІІІ под названием «Нотариус» входит глава 2 «Квалификационно-дисциплинарные комиссии нотариата», а «Украинская Нотариальная палата» выделена в самостоятельный раздел ІV. Но квалификационно-дисциплинарные комиссии нотариата не могут отождествляться с отдельным нотариусом. При этом ни раздел I, ни раздел II не имеют в своем содержании глав, а другие в основном делятся на главы.

Поэтому второе предложение состоит в том, чтобы выделить два основных раздела «Структура нотариальных органов», «Процедура совершения нотариальных производств», а раздел «Общие положения» будет объединяющим звеном, которое определяет направления регламентации общественных отношений. В структуру должны войти и раздел V «Правила совершения нотариальных действий», и раздел VІ «Применение права иностранных государств. Международные договоры». При этом фактически остались без внимания авторов законопроекта отношения между нотариальными органами (нотариальная палата, квалификационные комиссии) и нотариусами, с одной стороны, и органами государственной власти, с другой.

ТРЕТЬЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Общий анализ новейших нормативных актов, а именно Семейного (СК), Гражданского (ГК) и Хозяйственного (ХК) кодексов, свидетельствует о расхождении в оформлении и содержании вступления к этим нормативным актам. Так, СК и ГК не имеют преамбул, а в ХК и в Таможенном кодексе в преамбулах устанавливается объект регулирования и цель. Так, статья 1 СК устанавливает его задачу, а в ГК цель отсутствует.

Что касается рассматриваемого законопроекта, то следует избрать путь обобщения задач нормативного акта в его преамбуле, которая позволит получить квинтэссенцию всего нормативного акта и цель его введения. Поэтому предлагаю такой рабочий вариант его преамбулы: «Нотариальный кодекс Украины направлен на обеспечение надежной реализации бесспорных прав и интересов физических, юридических лиц и государства путем их охраны и защиты, а также на гарантирование законности и юридической достоверности нотариальных актов.

Кодекс определяет выполняемые нотариатом Украины функции, его организационную структуру, пределы полномочий нотариусов, их дисциплинарную ответственность, процедуру совершения нотариальных производств, права лиц на обращение к нотариусу и полномочия государственных органов по контролю за нотариальной деятельностью».

ЧЕТВЕРТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Раздел I. Общие положения могут состоять из следующих глав: глава 1 может быть посвящена правовым основам нотариальной деятельности. Здесь могут быть описаны функции нотариата в правовой системе Украины. Так, в статье 18 нового ГК усматривается правозащитная функция нотариата, которая может быть отражена и в Нотариальном кодексе, но в новом ГК не конкретизирована правоохранительная функция, которую также может выполнять нотариат. Поэтому целесообразно ввести отдельную статью в Нотариальный кодекс (подобно статье 16 нового ГК), которая будет выглядеть примерно так:

«Статья 1. Функции нотариата на Украине

Нотариат выполняет правоохранительную и правозащитную функции, которые осуществляются в установленном законом порядке путем:

1) совершения нотариальных производств в соответствии с требованиями законодательства;

2) установления действительных намерений сторон при засвидетельствовании договора;

3) отказа в совершении нотариального действия относительно прав и юридических фактов, которые противоречат закону;

4) засвидетельствования и удостоверения бесспорных прав и юридических фактов;

5) принятия мер к охране наследственного имущества;

6) совершения исполнительных надписей».

ПОНЯТИЕ НОТАРИАТА

Из приведенной выше нормы закона следует, что необходимо конкретизировать понятие «нотариат».

«Статья 2. Понятие нотариата

Нотариат — это организационная структура уполномоченных государством на совершение нотариальных производств лиц, которые действуют от собственного имени в соответствии с законодательством с целью обеспечения гарантий охраны, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также интересов государства». С моей точки зрения, нецелесообразно предоставлять нотариусам право действовать от лица государства, как это предлагается в законопроекте.

Нотариальные производства на Украине имеют право совершать государственные нотариусы, которые работают в государственных нотариальных конторах и архивах или частные нотариусы, которые уполномочены действовать частным образом или объединяться в нотариальные бюро. В этой статье не отстаивается право государственного нотариата на существование, а лишь констатируется такая возможность. Здесь же необходимо сделать ссылку на то, что государство может уполномочить на совершение нотариальных действий и других лиц, а также указать на конкретные нормы закона.

Основное же содержание понятия «нотариат» по предложенной в проекте Закона схеме — это публично-правовой институт, который является системой внесудебного правового обеспечения охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Анализируя это определение, тяжело понять, какое правовое содержание несет в себе понятие «публично-правовой институт». Юридические учебные заведения — тоже публично-правовые институты. Поэтому, конкретизируя те или иные понятия, считаю целесообразным применять общепринятую терминологию. В частности, в Законе Украины «О признании и исполнении на Украине решений иностранных судов» употребляется иностранный термин «ad hoc», который приведен даже без разъяснения (статья 2), что противоречит Конституции Украины. Терминология в законе должна быть единообразной и понятной для большинства населения, а не ориентированной только на специалистов.

Поскольку в проекте Закона Украины «О нотариате» количество новых юридических терминов со специальным значением незначительное, нет необходимости вводить специальную норму относительно их толкования.

Следуя логике законодательного акта, следующей нормой может быть статья, регламентирующая права лиц на обращение к нотариусу, а именно:

«Статья 3. Право на обращение за совершением нотариального производства в порядке, установленном законом, имеет любое заинтересованное лицо, а нотариус обязан совершить нотариальные действия по такому заявлению, если они не противоречат закону». Эта общая норма предлагается впервые и может предопределять последующее определение прав и обязанностей субъектов, которые обращаются к нотариусу.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К НОТАРИУСУ, И НА ЧТО ОН ИМЕЕТ ПРАВО?

Ни в Законе, ни в Инструкции не дано определение лицу, которое обращается к нотариусу. Неизвестно, по какой причине, но понятие «клиент» не применяется ни в Законе Украины «О нотариате», ни в Законе Украины «Об адвокатуре», хотя в Правилах адвокатской этики, одобренных Высшей квалификационной комиссией адвокатуры 1 октября 1999 года, такой термин есть. Кроме того, он имеет широкое применение в юридической практике. Однако все-таки целесообразно было бы сократить понятие «лицо, которое обратилось к нотариусу за совершением нотариального производства», назвав такое лицо «заявитель», как в гражданском процессе, или легализировать термин «клиент».

При этом необходимо основные права и обязанности заявителя определить в законе.

Основными правами заявителя должны стать:

1) требование совершения нотариального производства в соответствии с законодательством;

2) обращение к нотариусам с ходатайством об истребовании от предприятий, учреждений и организаций сведений и документов, необходимых для совершения нотариальных действий, составление проектов договоров и заявлений, изготовление копий документов и выписок из них;

3) отказ от совершения нотариального производства в любой момент до окончания нотариального процесса;

4) право на любой стадии нотариального процесса отложить совершение нотариальных действий, если у лица возникли сомнения в целесообразности этого нотариального производства или по другим уважительным причинам;

5) влияние на порядок совершения нотариальных производств, если эти требования заявителя не противоречат законодательству;

6) требование от нотариуса дополнительных объяснений, если его разъяснения (предусмотренные статьей 5 Закона) не были достаточными для лица;

7) требование от нотариуса или другого лица, которое совершает нотариальные действия, изложить причины отказа в совершении нотариального действия в письменной форме (по аналогии со статьей 49 Закона);

8) использование услуг переводчика, адвоката или другого представителя, привлечение к участию в процессе свидетелей;

9) право обратиться в суд за защитой нарушенного нотариусом права и требовать возмещения причиненного вреда.

В предусмотренных законом случаях заявителям могут предоставляться и другие права. Например, по статье 132 проекта Закона нотариусы в соответствии с законодательством Украины применяют нормы иностранного законодательства, а потому иностранные граждане вправе этого требовать. Остается нерешенным и вопрос, если гражданин по уважительной причине не может лично явиться, то вправе ли он после оплаты услуг нотариуса требовать, чтобы последний явился по его вызову. При этом предлагается не конкретизировать право заявителя на обращение к суду за защитой нарушенного нотариусом права, поскольку такое право прямо вытекает из Конституции и обеспечивается процессуальными кодексами.

К основным обязанностям заявителей следует отнести:

1) своевременную оплату совершаемого нотариального производства;

2) в случае отказа от совершения нотариального производства — оплату потерянного нотариусом времени и бланков нотариальных документов;

3) при совершении нотариусом нотариального производства в интересах заявителя вне рабочего места — оплату транспортных затрат;

4) предоставление необходимых для совершения нотариальных производств документов.

Следующим общим аспектом нотариальной деятельности в проекте Закона предлагается закрепить принципы нотариальной деятельности, но с учетом сделанных прежде замечаний считаю целесообразным обратить внимание лишь на необходимость внесения изменений в положения статьи 5 проекта Закона и сформулировать эту норму следующим образом:

«Статья 5. Принципы нотариальной деятельности

Нотариальная деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1) независимости и беспристрастности нотариуса при выполнении им своих профессиональных обязанностей;

2) самоуправления;

3) содействия гражданам и юридическим лицам в осуществлении ими прав, а также в их охране и защите;

4) полной имущественной ответственности нотариуса за последствия своей нотариальной деятельности;

5) непосредственности совершения нотариальных производств;

6) государственного контроля за организацией и осуществлением нотариусом нотариальной деятельности;

7) обоснованности и достоверности нотариальных актов».

Надеюсь, что данная статья вызовет интерес и в процессе публичного обсуждения окажет содействие в усовершенствовании нового Закона Украины «О нотариате».

ФУРСА Светлана — к.ю.н., доцент Института международных отношений Киевского национального университета им. Т. Шевченко, г. Киев

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1 в редакции 2020 года.

В связи с тем, что Основы законодательства РФ о нотариате были приняты еще до принятия в России основополагающих кодексов и иных федеральных законов (всех четырех частей Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, ГПК РФ, АПК РФ, а также Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и других значимых законов, то, как отмечается авторами ряда публикаций, на сегодняшний день, имеют место быть противоречия между некоторыми положениями Основ законодательства о нотариате и нормами семейного права, наследственного права, нормами о сделках, о юридических лицах и ряда других.

Несмотря на то, что законодателем периодически вносятся поправки в текст Основ (с момента утверждения Основ по 01.01.2015 года поправки вносились 23 раза), это, на наш взгляд, не является показателем необходимого и достаточного внимания со стороны государства в лице его законодателей к проблеме обновления законодательства о нотариате, приведению ряда норм Основ (например, регулирующим некоторые нотариальные действия) в соответствие с реалиями времени. К примеру, по состоянию на январь 2015 года, в часть вторую Налогового кодекса РФ с 2001 года поправки вносились 162 раза, а в КоАП РФ, действующий с 2002 года – 262.

Текст Основ законодательства РФ о нотариате впервые опубликован в изданиях «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 1993, N 10, ст. 357, «Российская газета», N 49, 13.03.1993.

Ниже представлен текст документа в последней редакции:

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2019 N 480-ФЗ.

Начало действия редакции закона — 11.05.2020 года (ред 48).

11 февраля 1993 года

N 4462-1

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел I. Организационные основы деятельности нотариата

Глава I. Общие положения

Статья 1. Нотариат в Российской Федерации
Статья 2. Нотариус в Российской Федерации
Статья 3. Лицензия на право нотариальной деятельности — утратила силу
Статья 3.1. Квалификационный экзамен
Статья 4. Квалификационная и апелляционная комиссии
Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности
Статья 6. Ограничения в деятельности нотариуса
Статья 6.1. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации
Статья 7. Государственные нотариальные конторы
Статья 8. Нотариус, занимающийся частной практикой
Статья 9. Нотариальное делопроизводство
Статья 10. Язык нотариального делопроизводства
Статья 11.1. Государственная поддержка нотариата
Статья 11.2. Поддержка нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях

Глава II. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса

Статья 12. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий
Статья 13. Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса)
Статья 14. Присяга нотариуса
Статья 14.1. Приостановление полномочий нотариуса

Глава III. Права, обязанности и ответственность нотариуса

Статья 15. Права нотариуса
Статья 16. Обязанности нотариуса
Статья 17. Ответственность нотариуса
Статья 18. Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой
Статья 18.1. Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты

Глава IV. Стажер, помощник нотариуса и лица,
обеспечивающие деятельность нотариуса.
Порядок замещения нотариуса, занимающегося
частной практикой

Статья 19. Стажер нотариуса
Статья 19.1. Помощник нотариуса
Статья 19.2. Лица, обеспечивающие деятельность нотариуса
Статья 20. Замещение временно отсутствующего нотариуса
Статья 21. Оплата труда лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой

Глава V. Финансовое обеспечение деятельности нотариусов

Статья 22. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности
Статья 22.1. Размеры нотариального тарифа
Статья 23. Финансирование нотариальной деятельности

Глава VI. Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата

Статья 24. Нотариальная палата
Статья 25. Полномочия нотариальной палаты
Статья 26. Органы нотариальной палаты
Статья 27. Членские взносы и другие платежи членов нотариальной палаты
Статья 28. Обязанность нотариусов представлять сведения нотариальной палате
Статья 29. Федеральная нотариальная палата
Статья 30. Полномочия Федеральной нотариальной палаты
Статья 31. Органы Федеральной нотариальной палаты
Статья 32. Членские взносы и другие платежи членов Федеральной нотариальной палаты

Глава VII. Контроль за деятельностью нотариусов

Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальных действий
Статья 33.1. Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления
Статья 34. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей

Глава VII.1. Единая информационная система нотариата

Статья 34.1. Единая информационная система нотариата
Статья 34.2. Содержание единой информационной системы нотариата
Статья 34.3. Внесение сведений в единую информационную систему нотариата
Статья 34.4. Предоставление сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата
Статья 34.5. Обеспечение технических условий для внесения сведений в единую информационную систему нотариата

Раздел II. Нотариальные действия и правила их совершения

Глава VIII. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами
и уполномоченными должностными лицами

Статья 35. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами
Статья 36. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах — утратила силу
Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления
Статья 38. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации
Статья 39. Порядок совершения нотариальных действий

Глава IX. Основные правила совершения нотариальных действий.
Выдача дубликатов документов

Статья 40. Место совершения нотариальных действий
Статья 41. Основания и сроки отложения и приостановления совершения нотариального действия
Статья 42. Установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия
Статья 43. Проверка дееспособности граждан, правоспособности юридических лиц, а также полномочий на совершение нотариального действия
Статья 44. Порядок подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов
Статья 44.1. Количество экземпляров нотариально удостоверяемых документов
Статья 44.2. Совершение нотариальных действий в электронной форме
Статья 45. Требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия
Статья 45.1. Требования к нотариально оформляемому документу
Статья 46. Совершение удостоверительных надписей и выдача свидетельств
Статья 47. Ограничения права совершения нотариальных действий
Статья 47.1 Совершение нотариальных действий, требующих использования сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 48. Отказ в совершении нотариального действия
Статья 49. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении
Статья 50. Регистрация нотариальных действий
Статья 51. Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей
Статья 52. Выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов

Глава X. Удостоверение сделок

Статья 53. Сделки, удостоверяемые в нотариальном порядке
Статья 54. Разъяснение сторонам смысла и значения проекта сделки
Статья 55. Удостоверение договоров в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации
Статья 56. Место удостоверения договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества
Статья 57. Удостоверение завещаний
Статья 58. Порядок изменения и отмены завещаний
Статья 59. Удостоверение доверенностей
Статья 59.1. Удостоверение медиативного соглашения
Статья 60. Утратила силу

Глава XI. Принятие мер к охране наследственного имущества.
Выдача свидетельств о праве на наследство

Статья 60.1. Установление содержания завещания
Статья 61. Извещение наследников об открывшемся наследстве​
Статья 62. Получение заявлений о принятии наследства или об отказе от него
Статья 63. Принятие претензий от кредиторов наследодателя
Статья 63.1. Осуществление нотариусом полномочий в деле о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим
Статья 63.2. Действия нотариуса при наличии завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда
Статья 64. Охрана наследственного имущества​
Статья 65. Поручение о принятии мер по охране наследственного имущества
Статья 66. Опись наследственного имущества и передача его на хранение
Статья 67. Вознаграждение за хранение наследственного имущества
Статья 68. Прекращение мер к охране наследственного имущества
Статья 69. Оплата расходов за счет наследственного имущества
Статья 70. Место и сроки выдачи свидетельства о праве на наследство
Статья 71. Порядок выдачи свидетельства о праве на наследство
Статья 72. Условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону
Статья 73. Условия выдачи свидетельства о праве на наследство по завещанию

Глава XII. Выдача свидетельств о праве собственности на долю
в общем имуществе супругов. Наложение и снятие
запрещения отчуждения имущества

Статья 74. Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов — статья утратила силу
Статья 75. Выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга
Статья 76. Наложение и снятие запрещения отчуждения имущества

Глава XIII. Свидетельствование верности копий документов
и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода

Статья 77. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них
Статья 78. Утратила силу
Статья 79. Свидетельствование верности копии с копии документа
Статья 80. Свидетельствование подлинности подписи на документе
Статья 81. Свидетельствование верности перевода

Глава XIV. Удостоверение фактов

Статья 82. Удостоверение факта нахождения гражданина в живых
Статья 83. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте
Статья 84. Удостоверение тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии
Статья 84.1. Удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи
Статья 84.2. Удостоверение факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности
Статья 85. Удостоверение времени предъявления документов

Глава XV. Передача заявлений физических и юридических лиц.
Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг

Статья 86. Передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам
Статья 86.1. Подача заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре недвижимости
Статья 86.2. Представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним — утратила силу
Статья 86.3. Представление документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя
Статья 87. Принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг
Статья 88. Возврат денежных сумм и ценных бумаг лицу, внесшему их в депозит
Статья 88.1. Депонирование нотариусом движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг

Глава XVI. Совершение исполнительных надписей

Статья 89. Взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника
Статья 90. Документы, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, совершаемых нотариусом
Статья 91. Условия совершения исполнительной надписи
Статья 91.1. Документы и сведения, необходимые для совершения исполнительной надписи
Статья 91.2. Уведомление должника о совершенной исполнительной надписи
Статья 92. Содержание исполнительной надписи
Статья 93. Порядок взыскания по исполнительной надписи
Статья 94. Сроки предъявления исполнительной надписи

Глава XVI.1. Особенности совершения исполнительной надписи
об обращении взыскания на заложенное имущество

Статья 94.1. Документы, необходимые для совершения исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество
Статья 94.2. Предложение исполнить обеспеченное залогом обязательство
Статья 94.3. Условия совершения исполнительной надписи на договоре о залоге
Статья 94.4. Отказ в обращении взыскания на заложенное имущество

Глава XVII. Совершение протестов векселей, предъявление
чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков

Статья 95. Протест векселя
Статья 96. Предъявление чека к платежу и удостоверение неоплаты чека

Глава XVIII. Принятие на хранение документов

Статья 97. Принятие на хранение документов
Статья 98. Возвращение принятых на хранение документов

Глава XIX. Совершение морских протестов

Статья 99. Заявление о морском протесте
Статья 100. Сроки заявления о морском протесте
Статья 101. Составление акта о морском протесте

Глава XX. Обеспечение доказательств

Статья 102. Обеспечение доказательств, необходимых в случае возникновения дела в судах или административных органах
Статья 103. Действия нотариуса по обеспечению доказательств

Глава XX.1. Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества

Статья 103.1. Регистрация уведомления о залоге движимого имущества
Статья 103.2. Порядок регистрации уведомления о залоге
Статья 103.3. Лица, направляющие нотариусу уведомления о залоге движимого имущества
Статья 103.4. Содержание уведомления о залоге
Статья 103.5. Особенности регистрации уведомлений о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям
Статья 103.5-1. Особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии договора управления залогом
Статья 103.5-2. Особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии управляющего залогом по договору синдицированного кредита (займа)​
Статья 103.6. Изменение сведений о залоге в реестре уведомлений о залоге движимого имущества или исключение таких сведений из данного реестра по решению суда
Статья 103.7. Выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества

Глава XX.2. Удостоверение равнозначности электронного документа
документу на бумажном носителе. Удостоверение равнозначности
документа на бумажном носителе электронному документу

Статья 103.8. Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе
Статья 103.9. Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу

Глава XX.3. Удостоверение решения органа управления юридического лица

Статья 103.10. Удостоверение решения органа управления юридического лица

Глава XX.4. Внесение сведений в реестр списков участников обществ
с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата

Статья 103.11. Внесение сведений в реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата
Статья 103.12. Выдача выписки из реестра списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата

Глава XXI. Применение нотариусом норм иностранного права. Международные договоры

Статья 104. Применение норм иностранного права
Статья 105. Охрана наследственного имущества и выдача свидетельства о праве на наследство
Статья 106. Принятие нотариусом документов, составленных за границей
Статья 107. Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств
Статья 108. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств
Статья 109. Международный договор

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России
11 февраля 1993 года
N 4462-1

Закон основы законодательства о нотариате

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *