Земля сельскохозяйственного назначения

>Земли сельскохозяйственного назначения: правовой режим и особенности их использования

Содержание

Законодательная база

Купля-продажа, а также использование сельскохозяйственных земель регулируется Земельным, Гражданским, Налоговым кодексами РФ, законами и подзаконными актами. Желательно изучить законы:

  • Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
  • О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
  • О сельскохозяйственной кооперации и пр.

Помимо основных нормативных актов, использование сельскохозяйственных участков также регулируется приказами Министерства сельского хозяйства РФ (например, министерством разработан Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и другие акты).

Понятие статуса и общая характеристика наделов

Рассмотрим общие характеристики подобных земель и их значение в удовлетворение нужд будущих собственников.

Согласно ст. 77 ЗК РФ участки признаются сельскохозяйственными, если они расположены за пределами города и используются для нужд сельского хозяйства. В состав таких угодий входят:

  1. поля для выращивания агрокультур;
  2. дороги;
  3. лесопосадки;
  4. пруды;
  5. постройки для производства, хранения и первичной переработки зерна, овощей или фруктов.

Земли могут быть использованы:

  • для фермерского бизнеса;
  • для личного подсобного хозяйства;
  • постройки дачи;
  • животноводства;
  • сенокошения и выпаса скота;
  • научных исследований;
  • садоводческой деятельности.

Использование участков допускается и для охотничьего хозяйства. Особо ценные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень районной кадастровой стоимости, могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (как рассчитывается кадастровая стоимость ЗУ?).

Собственник данных угодий имеет право собственности на все посевы и посадки, полученную в результате продукцию и доходы от ее реализации.

Важно! Для земель сельскохозяйственного назначения есть предусмотрен ряд ограничений. В основном их приобретают фермерские хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, которые планируют их использовать исключительно для агрохозяйственных целей.

Полную характеристику земель сельхозназначения и информацию о видах их разрешенного использования вы найдете .

Кто может претендовать на эти угодья?

Купить землю сельскохозяйственной категории могут не только юридические лица, но и граждане, индивидуальные предприниматели. Проблемы с покупкой участков могут возникнуть только у иностранцев (физических и юридических лиц). Им разрешено обладать землей сельскохозяйственного назначения только на правах аренды (о нюансах заключения договора аренды земельного участка сельхозназначения мы подробно рассказывали ).

Субъекты и объекты прав на земельные участки

Субъектами права собственности на земельные наделы могут быть физлица, сельскохозяйственные компании, кооперативы, образовательные и НИО, некоторые виды общественных объединений при условии, что их деятельность будет связана с сельскохозяйственным производством.

Права на землю могут быть ограничены. Например, физлицам запрещено приобретать наделы в собственность в размере более установленных предельных норм либо использовать их способами, противоречащими назначению. Иностранцам запрещено покупать и продавать участки земель сельскохозяйственной категории.

Объектом права собственности может быть только обособленный участок земли или часть этого надела (ст. 6 ЗК РФ). У участка должен быть свой кадастровый номер, а также все правоустанавливающие документы. Если земля не оформлена, то для начала нужно пройти процедуру постановки ее на кадастровый учет.

Справка. К сельскохозяйственным участкам относятся плодородные пашни, сенокосы, пастбища, сады, виноградники, которые подлежат особой охране.

Кто является собственником?

Собственником участка может быть физическое или юридическое лицо либо государство. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые законные действия (не противоречащие назначению земли).

Можно ли получить в частную собственность?

Если земля находится в собственности государства, то она может быть куплена гражданином или сельскохозяйственной компанией, фермерами, членами кооператива и другими организациями. Если участок еще не поставлен на кадастровый учет, то:

  1. В местные органы власти нужно подать заявление о предварительном согласовании предоставления земли.
  2. Провести межевание и сформировать пакет документов для регистрации.
  3. Затем подать еще одно заявление и заключить договор купли-продажи.

Если не будет желающих выкупить участок на открытых торгах, то в течение месяца сделка будет оформлена и останется только зарегистрировать права собственника в Росреестре. Выкупить сельскохозяйственную землю можно став участником открытого аукциона. Например, это может сделать ее добросовестный арендатор (согласно ст. 10 закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Земельный участок, выделенный в счет долей, находящихся в муниципальной собственности, может быть продан тем фермерам, которые ее использует без проведения торгов в течение полугода с момента регистрации права на участок. При этом цена устанавливается в размере не более 15% кадастровой стоимости земельного надела.

Подробное описание процесса приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения вы найдете в отдельной статье.

Регулирование оборота

Важно! Главное правило для всех собственников этой категории земель: целевое использование. Это требование закреплено законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ЗК РФ.

Участок может быть принудительно изъят, если его хозяин не занимается сельским хозяйством, а например, открыл вредное производство или организовал свалку. О том, как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия, мы подробно рассказывали в этой статье.

Не допускается:

  • образование участка, который входит в состав искусственно орошаемых наделов и размер которого меньше установленного минимального размера;
  • покупка участка размером более 10% сельскохозяйственных угодий одного муниципального района;
  • неиспользование земельного участка по целевому назначению более трех лет.

У земель сельскохозяйственного назначения есть и другие законодательные ограничения. Перед тем как продать землю нужно направить извещение местным властям с предложением выкупить участок. Только если в течение месяца не будет ответа или придет отказ можно выставлять участок на продажу. Таких ограничений нет с землями других категорий.

Правила и ограничения

Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность на открытых торгах или по заявлению претендента (если участок не оформлен и нет желающих выкупить его на торгах).

Существуют следующие ограничения:

  • нельзя покупать более 10% угодий одного района;
  • запрещено продавать землю без получения предварительного отказа муниципальных властей от покупки;
  • требуется отказ дольщиков от преимущественного права покупки;
  • иностранцы не вправе покупать угодья в собственность.

Преимущественное право выкупа земли, которая принадлежит государству, имеют арендаторы, которые не нарушают условия договора аренды и используют участок по своему назначению.

Если земля находится в частной собственности, то стороны оформляют договор купли-продажи и регистрируют его в Росреестре. Продать посторонним лицам можно только по цене, по которой участок предлагался до этого местным властям.

На заметку. Земельные участки, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства (ст.78 ЗК РФ).

Особенности использования

Частными лицами

На землях сельскохозяйственного назначения физические лица вправе осуществлять только деятельность, оговоренную ЗК РФ. Речь идет о:

  1. Ведении фермерского хозяйства.
  2. ЛПХ.
  3. Сенокошения.
  4. Огородничества.
  5. Выпаса скота.
  6. Разведения рыбы и пр.

Объекты земельных правоотношений физлиц:

  • земельные участки;
  • земельные доли;
  • права за земельные доли и на земельные участки.

Земля может покупаться-продаваться (с обязательным уведомлением госорганов), сдаваться в аренду и субаренду, а также передаваться в дар, наследство, уставной капитал АО. Физлица имеют равные права с юрлицами в использовании и возможности покупки-продажи земли. Ограничения существуют только для иностранных физлиц, которые не вправе приобретать сельскохозяйственные пашни в собственность.

Коммерческими организациями

Участки земли сельскохозяйственного назначения могут покупать, арендовать и использовать любые коммерческие организации. Все земли, используемые коммерческими организациями, обладают особым правовым статусом как землепользователи земель сельскохозяйственного назначения.

Виды сельскохозяйственных организаций:

  • производственные или потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

В различных сельскохозяйственных организациях могут быть свои особенности правового режима. Например, для фермеров минимальные размеры земельных участков не устанавливаются, если профиль их деятельности: садоводство, овощеводство защищенного грунта, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая важная для развития сельского хозяйства в регионе деятельность.

Сельскохозяйственным организациям участки могут предоставляться в собственность, постоянное пользование или аренду. В случае предоставления надела в собственность члены кооперативов получают право на земельную долю. Невостребованные земельные доли становятся государственной собственностью.

Важно! Помимо коммерческих объединений участки предоставляются в собственность также религиозным организациям, научным институтам и казачьим обществам (некоммерческим организациям).

Кооперативами

Кооперативы вправе покупать и продавать земли сельскохозяйственной категории. Согласно закону «О сельскохозяйственной кооперации» сделки кооператива по отчуждению и приобретению земельных участков проводятся только с согласия общего собрания всех членов (ст. 38).

Участников могут в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, обязать продавать производимую ими сельскохозяйственную продукцию или ее часть именно кооперативу, а не другим организациям.

Предприятиями

Право на использование сельскохозяйственных земель имеют и коммерческие предприятия (АО, ООО и другие формы собственности). Это могут быть агрохозяйства, племенные и конные заводы, предприятия по воспроизводству ценных видов рыб и другие компании.

Приобретение и продажа участков для предприятий ведется по тем же принципам: землю можно использовать только для сельскохозяйственных целей и перед продажей участка нужно сначала предложить его местным властям, которые имеют приоритетное право покупки.

Для оформления сделки нужно будет показать доверенность представителя или подтвердить полномочия директора компании. Если для подписания договора по Уставу компании нужно разрешение учредителей, то необходимо будет предоставить и этот документ.

Управление

За состоянием сельскохозяйственных земель ведется постоянный контроль. Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет мониторинг состояния участков, оценивает уровень плодородия почвы. Кроме того, в целях перераспределения участков для сельскохозяйственного производства в РФ существует фонд перераспределения земель.

Этот фонд нужен для установления границ особо охраняемых территорий либо участков с особым правовым режимом.

На заметку. Государство контролирует процесс использования земель и производит их изъятие, если они не эксплуатируются в соответствии с целевым назначением. Кроме того, осуществляется выкуп пашней, если они представляют ценность для агрохозяйства.

Мониторинг

Мониторинг осуществляется с целью анализа и оценки качественного состояния плодородной почвы с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг ведется за состоянием:

  • параметров плодородия почв;
  • процессов деградации почвенной среды;
  • за изменением состояния растительного покрова.

Сбор информации ведется местными органами власти. Ведется реестр плодородия почв, готовятся анализ и прогнозы относительно дальнейшего использования сельскохозяйственных угодий. Его цель не допустить порчу ценных угодий, которые можно использовать для выращивания зерна, овощей и других культур.

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой режим использования. Их могут изъять у собственника, если он не использует угодья по назначению или загрязняет ценную почву. Кроме того, продажа возможна только после отказа местных властей от выкупа сельскохозяйственных участков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

> Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия.

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения — земли,

    1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
    2. предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но и как основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.

Ст. 78 ЗК РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

    1. для ведения сельскохозяйственного производства,
    2. для создания защитных лесных насаждений,
    3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
    4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  2. граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  3. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  4. некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  5. казачьи общества;
  6. опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  7. общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:

    • Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
    • Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
    • Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Законодательством установлен особый режим предоставления, использования и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Ст. 81 ЗК РФ устанавливает особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения устанавливается:

    1. Земельным кодексом РФ;
    2. федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве;
    3. федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;
    4. федеральным законом о личном подсобном хозяйстве;
    5. федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
    6. другими федеральными законами;
    7. законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 10 закона устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации..

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 80 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель в целях:

    • перераспределения земель для сельскохозяйственного производства,
    • осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности,
    • создания и расширения личных подсобных хозяйств,
    • ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут

    • передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также
    • предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Возможна передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3% его кадастровой стоимости.

Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 6 ФЗ).

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если

    1. земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки;
    2. в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В срок, указанный в п. 2, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка.

Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Варианты использования земель

Вариант использования земель определяется в результате воздействия трех групп факторов:

  • · физические и биологические;
  • · технологические и экономические;
  • · институциональные.

Взаимодействие этих факторов определяет возможность использования земельного участка для тех или иных целей. Вариант землепользования физически возможен, если характеристики земельного участка соответствуют данному варианту землепользования. К таким характеристикам относятся: местоположение земельного участка, размер, качество, в том числе плодородие для сельскохозяйственных земельных участков. Характеристики земельных участков определяются не только физическими факторами, но и биологическими. Возможность использования земли для разных целей определяется влиянием природно-климатических факторов, растений, микроорганизмов, насекомых, животных, которые проживают на данных землях.

Каждый вариант использования применим, если он технологически осуществим и экономически оправдан. Экономически оправдан, то есть выгоды от применения данного варианта землепользования должны быть выше затрат на его осуществление.

Варианты землепользования должны быть разрешены законодательно.

Общество регулирует использование земельных ресурсов. Не все физически и экономически возможные варианты являются законодательно разрешенными. Так, например, во многих странах на сельскохозяйственных землях не разрешается строительство несельскохозяйственных объектов, а в жилых зонах не разрешается размещение промышленных объектов.

Возможность осуществления того или иного варианта землепользования определяется рассмотренными выше факторами. Многие земли могут использоваться различными способами: для жилищного строительства, коммерческих целей, природоохранных и рекреационных целей. На этих землях существует конкуренция между различными вариантами землепользования.

Выбор между возможными вариантами использования осуществляется в соответствии с так называемым принципом наилучшего и наиболее эффективного использования земли. Наилучшим и наиболее эффективным является вариант, при котором доход от использования земельного участка за вычетом неземельных издержек достигает высшего значения. Подробнее данное положение будет рассмотрено в разделе, касающемся теории земельной ренты.

На сельских территориях под воздействием различных факторов (экономических, демографических, технологических, а также факторов, связанных с государственной политикой) происходят изменения в землепользовании. Например, в США за период с 1950 по 1997 городские территории увеличились в 3,5 раза (с 18 млн. акров до 66 млн. акров или с 7,2 млн. га до 26,4 млн. га). Увеличение происходило за счет различных видов земель, в том числе за счет сельскохозяйственных и лесных. Процесс роста городов за счет сельских земель происходит во всем мире.

Значительное влияние на землепользование оказывает развитие процессов урбанизации. Это ведет к росту территорий городов за счет сельских территорий. А также оказывает влияние на землепользование на прилегающих к городам территориях. Например, в США городские земли составляют около 3 % территории, при этом считается, что города оказывают влияние на землепользование 17 % сельскохозяйственных земель.

Изменяются способы использования земель в самом сельском хозяйстве: используются более интенсивные технологии производства на прилегающих к городам территориях. Научно-технический прогресс существенно повысил эффективность использования земель в сельском хозяйстве. Достигнутый уровень производства позволяет развитым странам сокращать количество земель, используемых для сельскохозяйственного производства, осуществляя меры по консервации земель, высадке лесов.

В развитых странах увеличивается количество земель, используемых для жилья. Получают распространение новые формы расселения. Городские жители переезжают в сельскую местность. Создаются новые поселения, жители которых не занимаются сельским хозяйством и другими традиционно сельскими видами деятельности. Развитие технологий, в том числе интернет — технологий, позволяет все большему количеству людей не работать в офисах и, проживая в сельской местности ощущать прелести сельской жизни, имея возможность работать и получать достаточно высокий уровень услуг. Например, в США площадь земель, используемая для жилья в сельской местности, увеличилась за период с 1980 по 1997 год на 30 %. Темпы увеличения площади земель под жильем в сельской местности были выше, чем в городах. Земли под жильем включают не только земельные участки под постройками, но и прилегающий земельный участок.

Государственная политика по поддержке сельского хозяйства в развитых странах также влияет на формирование системы землепользования. Поддержка сельского хозяйства приводит к росту доходов фермеров и тем самым увеличивает фермерский спрос на землю. Непосредственное влияние на систему землепользование оказывает государственная земельная политика.

Государственная земельная политика в большинстве стран направлена на сохранение сельскохозяйственных земель, охрану природных ландшафтов и другие цели.

природный ресурс земельный участок

Использование земель сельскохозяйственного назначения

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Категории земель » Использование земель сельскохозяйственного назначения

К землям сельскохозяйственного назначения относятся участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения

В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.

Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.

И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.

Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.

Ими признаются участки за чертой населенных пунктов, уже используемые для ведения сельского хозяйства или предназначенные для этой цели. Специфика правового режима земель сельского хозяйства обусловлена их целевым назначением, использованием для выращивания растений, разведения домашних животных, птицеводства.

Отличительным признаком земель рассматриваемой категории признается плодородие почв. Однако нельзя забывать, что часть земель сельскохозяйственного назначения используется для реализации второстепенных задач – размещения хозяйственных построек, защитных насаждений и пр.

Законодатель использует в нормативных актах такие категории как «земли сельхозназначения» и «земли сельхозиспользования». Их логический объем не одинаков. Можно утверждать, что:

  • земли сельхозназначения – это составная часть земельного фонда России, выделенная в самостоятельную категорию согласно специфическому целевому назначению;
  • земли сельхозиспользования – совокупность участков из состава земель промышленности, поселений и любых других категорий, по признаку основного хозяйственного назначения используемых в качестве сельхозугодий.

Попеременно, используя каждый из этих терминов, законодатель распространяет регуляторное влияние предписаний земельного законодательства на те или иные правоотношения.

Виды земель сельскохозяйственного назначения

Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:

  • пашни;
  • территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
  • залежи;
  • пастбища;
  • сенокосы.

Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.

Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:

  • внутрихозяйственными путями сообщения;
  • мелиоративными, инженерными системами;
  • замкнутыми водоемами;
  • коммуникациями;
  • древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
  • стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.

Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
  • физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
  • коммерческие структуры;
  • унитарные муниципальные и госпредприятия,
  • потребительские кооперативы;
  • религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
  • общины коренных малочисленных народов.

Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.

Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.

Общие положения об использования земель сельскохозяйственного назначения

Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.

Данные земли могут использоваться для:

  • создания и развития личных подсобных хозяйств;
  • огородничества;
  • фермерства;
  • садоводства;
  • создания защитных лесных насаждений;
  • животноводства;
  • рыбоводства (аквакультуры);
  • охотничьего хозяйства;
  • выпаса скота;
  • сенокошения;
  • научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
  • дачного строительства.

В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.

Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.

Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.

В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.

Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.

Понятие рационального землепользования

Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:

  • земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
  • максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
  • необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
  • лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
  • следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.

В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.

Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.

Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.

Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.

Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:

  • Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.

Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.

Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

  • Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.

В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.

  • Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.

Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.

  • Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.

Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.

  • Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.

Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.

Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.

Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.

Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.

Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.

Разрешенное использования земель сельскохозяйственного назначения

Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения – с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).

Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.

Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.

Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.

Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.

Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения

Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли – это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.

По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:

  • неиспользования земель (ст. 284);
  • ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).

Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.

Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.

Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.

Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.

Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель – внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.

Порядок изъятия оговорен ст. 286 ГК РФ.

Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.

Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.

Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций – 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций – 100 тыс. руб.

>Как можно и как нельзя использовать земли сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения: как их можно использовать и как использовать нельзя.

Земля относится к одним из самых значимых вопросов в жизни людей, особенно людей, посещающих наш портал. Как можно и как нельзя использовать земли сельскохозяйственного назначения? Начнём разговор от простых понятий к сложным, коснёмся вопроса категорий и видов разрешённого законодательством нашей страны использования земель.

По целевому назначению земли можно разделить на нижеследующие категории:

  • земли с/х назначения;
  • земли промышленности;
  • земли населённых пунктов;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Подобная дифференциация сделана для их охраны и применения только лишь по назначению, для того, чтобы сберечь начальные свойства участка. Из этого списка нас интересует только лишь земли сельхозназначения.

Всякая из приведённых выше семи категорий обладает свои подразделами — видами разрешённого применения. Всего их приблизительно 3000 подразделов, однако мы в этой статье рассмотрим только лишь самые известные, и касающиеся категорий земель поселений и сельхозназначения.

Земельные участки населённых пунктов имеют нижеследующие виды разрешённого использования:

  • Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
  • Дачное строительство (ДНП)
  • Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
  • Земли сельскохозяйственного назначения обладают следующими видами разрешённого использования:
  • Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
  • Дачное строительство (ДНП)
  • Садоводство (СНТ, СНП)

Как видно из ст. 78, 81 Земельного Кодекса, земли сельскохозяйственного назначения разрешено использовать:

  • под ведение личного (подсобного) хозяйства;
  • под ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • под дачное строительство;
  • под садоводство;
  • под огородничество;
  • под животноводство;
  • под производство сельскохозяйственной продукции;
  • под прочие разновидности деятельности, которые связаны с сельским хозяйством.

Вид разрешённого применения земли обозначается в графе свидетельства о праве собственности, пункте контракта аренды и прочих документах, которые удостоверяют право на земельные участки, а также могут быть прописаны в правоустанавливающих актах на землю.

Земли такой категории прежде всего предопределены для выращивания ягодных, плодовых, овощных, бахчевых либо иных сельхоз. культур и картофеля. Помимо возделывания сельскохозяйственной продукции, все виды использования земель сельхозназначения предполагают право владельца земельного участка на его застройку, что зафиксировано ст. 263 Градостроительного Кодекса, ст. 40 Земельного Кодекса.

Закон позволяет сооружать на землях сельхозназначения, определённых для сельхозпроизводства и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, здания и сооружения, которые применяются для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.

Земля под садоводческие, огороднические и дачные цели даётся с правом строительства жилого строения, хозпостроек и сооружений.

На личном подсобном земельном участке позволяется возведение жилого дома, бытовых, производственных и иных строений, зданий, сооружений.

Все-таки не следует забывать то, что конструирование любого объекта должно происходить в соответствии с планом зонирования территории и выполнением действующих норм и правил.

Строительство запрещено на землях сельхозназначения в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которым полевые земельные участки употребляются только для производства сельхозпродукции.

При ограничениях и запретах в способах применения земельных участков в документы, которые удостоверяют право на земельный участок, вносится соответствующая запись, в качестве примера можно привести: «без права строительства строений и сооружений».

В соответствии со статьёй 6 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земель сельскохозяйственного назначения, вменяется в обязанность использовать землю в строгом соответствии с целевым назначением данной категории земель и видом разрешённого использования. Хозяйственная деятельность людей не должна причинять ущерб земле как природному объекту: служить преамбулой к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, повреждению, разрушению плодородного слоя почвы и прочим неблагоприятным (наносящим вред) воздействиям.

В случае ненадлежащего использования земли либо неиспользования в соответствии с целевым назначением в продолжение 3-х лет, земельный участок сельхозназначения принудительно может быть отобран у его собственника в судебном порядке.

>Особенности земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования и порядок их включения в границы

Категории

Группы и классы земель сельхоз назначения очень разнообразны, и сразу стоит сказать, что есть две категории подобных земель, которые существенно отличаются друг от друга:

  1. Земли сельскохозяйственного использования.
  2. Земли сельхоз производства.

Но на основании Земельного Кодекса РФ эти виды относятся к одной категории земель – сельскохозяйственной.

К первой подкатегории могут относиться земли других категорий, например:

  • лесного фонда;
  • промышленности;
  • населенных пунктов.

Документально это подтверждено следующим определением: «Категория земли – населенные пункты, разрешенное использование – для крестьянско-фермерского хозяйства». Подобное разрешенное использование является временным – земля передается юридическим лицам или гражданам для определенных целей, например, организации сельхозпредприятий.

Сюда входят:

  • административные строения;
  • склады;
  • дороги;
  • разные объекты инфраструктуры.

В общем, все, что может обеспечить качественный процесс производства сельхоз продукции для населения.

Если опираться на статью 77 Земельного кодекса РФ, то в ней написано, что землями сельскохозяйственного назначения считаются участки, которые находятся за пределами населенного пункта.

Но существуют случаи, когда подобные земли находятся в границах населенных пунктов. При этом они имеют особое название – для сельскохозяйственного использования.

Земли этой категории, находящиеся в границах населенных пунктов имеют следующие правовые статусы: «земли для дачного строительства» или «для индивидуальной жилищной застройки», так как эти земли попадают под статьи 35 ч. 10 и 36 ч. 3 ГРК РФ.

На данный момент следующие категории земель можно изменить путем включения участков в границы населенного пункта или присоединив их к дачному некоммерческому партнерству, или садоводческому некоммерческому товариществу, если имеется факт их соприкосновения:

  • сельскохозяйственного производства;
  • КФХ (крестьянское фермерское хозяйство);
  • ЛПХ (личное подсобное хозяйство).

Особенности

Земли населенных пунктов — это территория, которая предназначена для застройки развития и роста сел и городов. Эти территориальные участки состоят из зон:

  1. общественно-деловых;
  2. жилых;
  3. производственных;
  4. рекреационных;
  5. инфраструктурных (транспортных и инженерных);
  6. сельхоз использования и других.

Больше нюансов о составе и использовании земель населенных пунктов можно узнать .

Все это регламентировано статьей 83 ЗК РФ.

Более детально правовой режим земель населенных пунктов мы рассматривали в этом материале.

Земельный и Градостроительный кодекс определяют, что в комплекс зон для сельскохозяйственного использования включаются:

  • сенокосы;
  • пашни;
  • участки с многолетними посадками;
  • пастбища;
  • сооружения и здания, используемые для ведения дачного, сельского, ЛПХ, садоводческого хозяйства.

Отличительной особенностью данных участков сельхозназначения является тот факт, что в сельскохозяйственных целях они применяются вплоть до смены типа их использования в соответствии с генеральным проектом населенных пунктов и инструкцией землепользования и застройки, утверждёнными органами местных администраций, исходя из нужд поселения.

Изменение типа использования возможно только при нормативно закрепленным приоритетом роста и развития населенного пункта, поэтому эти земли могут быть застроены жилыми домами или зданиями другого назначения.

Стоит понимать, что местная администрация имеет право (в рамках своей компетенции) распоряжаться и руководить всеми участками земли сельскохозяйственного использования, которые находятся в границах данного поселения. Это же право распространяется на не дифференцированные землевладения.

Для территорий сельхоз назначения, будущих в границах населенных пунктов, свойственен смешанный порядок правового регулирования, таким образом, несмотря на то, что они входят в текстуру земель населенных пунктов, эти участки никак не лишены народнохозяйственного свойства – применения для нужд аграрного хозяйства.

Что позволяется делать?

Какие сельхоздействия разрешены?

Исходя из законов, сельскохозяйственные земли предназначаются для:

  1. ведение личного подсобного хозяйства, для своих нужд;
  2. производство растительного сырья и сельхоз продукции;
  3. организацию фермерского хозяйства;
  4. устройство садоводства;
  5. разведение рыбы в натуральных или искусственных водоемах, которые изолированы от рек.

Исходя из законодательной базы, нет никакой речи о строительстве, каких либо домов и технических сооружений. Но, как известно, ни одно сельское хозяйство не может обойтись без инфраструктуры, поэтому допускается строительство:

  • курятников;
  • коровников;
  • дорог;
  • складов для хранения продукции;
  • гаражей для транспорта.

Но, несмотря на это, стоит отметить, что при соблюдении определенных условий на подобных землях можно построить дом или жилой коттедж.

Допустимо ли строить дома или иные постройки?

На землях сельскохозяйственного назначения можно соорудить следующие постройки:

  1. Дом, который будет предназначен исключительно для личного пользования или ведение приусадебного хозяйства.
  2. Коттедж не выше трех этажей, при условии, что там будет проживать 1 семья.
  3. Хозяйственные постройки, исключительно внутри определенного участка.
  4. Строения, используемые для хранения урожая или заготовок на зиму. Сюда входят складское помещение или погреб в котором будет установлен определенный температурный режим.
  5. Дачный или садовый домик – часто устанавливают на землях дачного назначения.

Но перед тем как начать строительство на землях сельскохозяйственного назначения внутри населенных пунктов следует оформить участок в собственность, и получить специальное разрешение на застройку, правда перед этим придется разработать проект дома. Впоследствии постройку нужно зарегистрировать. Подробнее об особенностях использования земель населенных пунктов для ИЖС, дачного и других видов строительства можно узнать .

Все остальные разрешенные действия

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

Чем нельзя заниматься?

На землях сельхоз назначения категорически запрещено вести любую коммерческую деятельность.

То есть, если вы построите 3 этажный коттедж и устроите в нем гостиницу, то немалый штраф от Государства будет обеспечен.

Пошаговая инструкция включения в границы НП участков сельскохозяйственного назначения

В соответствии со ст 84 Земельного кодекса РФ установлением либо изменением пределов населенных пунктов считается установление или изменение генерального проекта муниципального округа, городского либо сельского поселения, отражающего пределы населенных пунктов, находящихся в границах данного муниципального образования.

Порядок принятия и подготовки генерального плана поселения определен статьями 24, 25 Градостроительного кодекса РФ. Включение сельскохозяйственных участков в пределы населенных пунктов не лишает собственников их прав на данный земельный участок.

Любое заинтересованное лицо, может подать прошение о включении участка сельхоз назначения в границы населенного пункта, при этом в органы самоуправления отправляется следующий пакет документов:

  1. заявление в произвольной форме о включении земельного участка в границы населенного пункта;
  2. кадастровый план участка, который следует включить в границы населенного пункта;
  3. документы на земельный участок.

Орган самоуправления поселения вместе с владельцем готовит и запрашивает в соответствующих службах:

  • заключение о сельскохозяйственной ценности земельного надела;
  • справку из ветеринарной службы о том, что на этом участке нет санитарно-защитных зон и скотомогильников.

При подготовке включения аграрного участка в пределы населенного пункта следует понимать, что наделы должны применяться в соответствии с целевым назначением и допустимым использованием в соответствии с зонами земель. Границы населенных пунктов обязаны разделять территории населенных мест с землями других категорий.

На основе ст. 24 Градостроительного кодекса РФ расположение земельного надела, выбор типа его разрешенного использования, а также строительство на нем, выполняются в соответствии с условиями утвержденных нормативов градостроительного план-проекта. Органы самоуправления на местах учитывают следующее:

  • примыкание аграрного участка к пределам населенного пункта, в границах доступности к имеющимся объектам ежедневного, периодического и нерегулярного характера;
  • возможность обеспечить переводимый надел технической, автотранспортной, общественной инфраструктурой;
  • отсутствие на присоединяемом участке санитарно-защитной зоны и объектов промышленности, производства и сооружений, в т.ч. скотомогильников;
  • отсутствие зны охраны от объектов, каковые не следует размещать в пределах населенных пунктов;
  • низкая аграрная ценность земельного надела.

Какое бы решение не было принято, его можно обжаловать в суде в течение трех месяцев с момента получения акта на руки.

Также нужно учитывать, что после перехода участка в состав земель населенных пунктов его кадастровая стоимость может измениться. О том, как проводится кадастровая оценка ЗНП, читайте в нашей статье.

Как видим земли сельхоз назначения внутри земель населенных пунктов можно использовать не только непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции, но и для индивидуального строительства, но в определенных условиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Земля сельскохозяйственного назначения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *